Деньги - это товар особого рода, выполняющий роль всеобщего эквивалента. Деньги -это товар особого рода, выполняющий роль всеобщего эквивалента

точный ответ.

воздушно-десантные войска.

дивиденды по акциям.

элементы) и укажите, какой из элементов является лишним по данному

основанию:

спроса на товары и услуги.

развлечения.

Ответ:

6.Решите задачу.

В) общественные движения

Г) демократизация

Ответ:

Ответ внесите в таблицу.

______(А) исследователь сам

______(Г) и ______(Д) ______(Е) ______(Ж) ______(З) ______(И) ______(К) и по сей день.

Список терминов

1. внешний 9.естественный

4. субъект 12.группа

5. объект 13.познание

Я знаю все, но только не себя.

2. Как называется оценочный результат, который личность получает в результате

данного вида познавательной деятельности?

б) Дайте его определение.

10. Решите кроссворд.

По горизонтали:

По вертикали:

Ответы.

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

9 КЛАСС.

1.Ответы:

Максимум за задание 4 балла.

2. Ответ: Вооруженные силы.

2 балла за верный ответ.

3. Ответ: контрибуция, т.к. не является видом личного дохода.

указание лишнего).

4. Ответ : обмен, т.к. не является факторами производства

2 балла за верный ответ. (1 балл за правильное обоснование, 1 балл за

указание лишнего).

5. Ответы:

Нет

Да

Нет

Да

Максимум за задние 4балла.

6.Ответ: отказ продавца правомерен, так как согласно «Закону о правах потребителя» существует список товаров которые не подлежат возврату или обмену. Как правило, это товары гигиенического характера: парфюмерия, нижнее белье и т.д.

7.Ответы:

Максимум за задание 2 балла.

8. Ответ:

Прежде всего в сфере социального познания исследователь сам

является частью изучаемой реальности, в силу чего социальное познание представляет собой не изучение внешнего человеку объекта , а особую форму самопознания . Другими словами, в отличие от естественных и технических наук, в самом объекте социального исследования изначально присутствует и сам познающий субъект . Из этой особенности вытекает, что на исследовательские результаты в этой сфере неизбежно оказывает влияние как общее мировоззрение эпохи, так и представления тех социальных групп и классов, к которым принадлежит сам исследователь. Этим фактом

обусловлена фундаментальная проблема возможности объективного

познания в области социальной науки, являющаяся дискуссионной и по сей день.

По: Сорвин К.В., Сусоколов А.А. Человек в обществе.

10 верных вставок – 7 баллов

9 верных вставок – 6 балла

8 верных вставок – 5 балла

7 верных вставок – 4 балла

6 верных вставок – 3 балл

5 верных вставок – 2 балл

4 верных вставок – 1 балл

Всего за задание - 7 баллов.

9. Ответ:

1. а) Самопознание 1 балл .

До 2-х баллов.

2. Самооценка 1 балл

3. а) Я-концепция 2 балла

До 2-х баллов.

Максимум за задание 8 баллов

10.Ответы.

По горизонтали:

3. Общность людей, которая складывается в процессе формирования общности их территории, экономических связей, языка, особенностей культуры и характера (Нация)

5. Путь опытного изучения явлений, в ходе которого совершается переход от отдельных фактов к общим положениям (Наука).

6. Доход, связанный с предпринимательской деятельностью (Прибыль)

8. Мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете, процессе, явлении (Суждение).

10. Единичный представитель человеческого рода (Индивид).

11. Ценная бумага, которая дает право ее владельцу на получение части прибыли общества (Акция).

По вертикали:

1. Добровольное объединение независимых стран для достижения конкретных целей, при которой объединившиеся страны, полностью сохраняя суверенитет и значительную независимость (Конфедерация).

2. Особое средство, которое выполняет роль всеобщего эквивалента при обмене товаров и услуг (Деньги).

4. Приспособление человека к окружающему миру (Адаптация).

7.Наука о наиболее общих закономерностях развития природы, общества, познания (Философия).

8. Социальная группа, обладающая закрепленными в обычае или законе и передаваемыми по наследству правами и обязанностями (Сословие).

9. Человек, находящийся вне своей социальной группы (Маргинал).

Всего: 46 баллов

Критерии оценивания.

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП.

9 КЛАСС.

1.Выберите несколько верных ответов. Ответы занесите в таблицу.

1. Выберите из списка большие социальные группы:

1) семья;

2) сословия;

3) общественные классы;

4) этнические общности;

5) школьный класс.

2. Определите признаки правового государства:

1) взаимная ответственность гражданина, общества и государства;

2) наличие конституции;

3) принцип разделения властей;

4) верховенство права над институтами власти;

5) законотворческая деятельность.

2 балла за полностью верный ответ. 1 балл за ответ с одной ошибкой (не указан один из верных ответов или наряду с указанными всеми верными ответами приводится один неверный). Максимум за задание 4 балла.

2. Что объединяет приведенные ниже понятия? Дайте максимально

точный ответ.

военно-морской флот, военно-воздушные силы, сухопутные войска,

воздушно-десантные войска.

2 балла за верный ответ.

3.Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные

элементы) и укажите, какой из элементов является лишним по данному

дивиденды по акциям.

2 балла за верный ответ. (1 балл за правильное обоснование, 1 балл за

указание лишнего).

4. Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные

элементы) и укажите, какой из элементов является лишним по данному

основанию:

Капитал, обмен, недра, предпринимательские способности.

2 балла за верный ответ. (1 балл за правильное обоснование, 1 балл за

указание лишнего).

5. «Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «Да»,

если не согласны - «Нет». Внесите свои ответы в таблицу.

1. Правительство РФ определяет основные направления оборонной

политики и осуществляет руководство обороной страны.

2. Одной из причин безработицы является изменение потребительского

спроса на товары и услуги.

3. Любая религия предполагает наличие связи между человеком и

всемогущим Богом, возможность взаимодействия человека с ним.

4. Примером массовой культуры могут служить популярные сегодня у

людей разных возрастов компьютерные игры и другие виртуальные

развлечения.

Ответ:

1 балл за каждую верную позицию.

Максимум за задние 4балла.

6.Решите задачу.

Гражданка Соколова купила купальник. На следующий день муж Соколовой подарил ей к 8 Марта такой же купальник. Через два дня после покупки Соколова пришла в магазин и, предъявив кассовый чек, попросила обменять купальник на другой, сообщив, что она даже не успела его надеть. Продавец сказала, что такой товар обмену не подлежит. Правомерен ли отказ продавца?

До 3-х баллов за максимально полный ответ.

7. Соотнесите структурные элементы политической системы общества с иллюстрирующими их примерами:

Примеры Структурные элементы

А) государство 1)политический институт

Б) реформирование 2)политический процесс

В) общественные движения

Г) демократизация

Ответ:

По 0,5 балла за каждую верную позицию.

Максимум за задание 2 балла.

8. Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из предложенного списка. Слова даны в списке в единственном числе, прилагательные в форме мужского рода. Обратите внимание: в списке слов есть и такие, которые в тексте встречаться не должны!

Ответ внесите в таблицу.

Прежде всего в сфере социального ______(А) исследователь сам

является частью изучаемой реальности, в силу чего социальное познание представляет собой не изучение внешнего человеку ______(Б) , а особую форму ______(В) . Другими словами, в отличие от ______(Г) и ______(Д) наук, в самом объекте социального исследования изначально присутствует и сам познающий ______(Е) . Из этой особенности вытекает, что на исследовательские результаты в этой сфере неизбежно оказывает влияние как общее ______(Ж) эпохи, так и представления тех социальных ______(З) и классов, к которым принадлежит сам исследователь. Этим фактом обусловлена фундаментальная проблема возможности

Список терминов

1. внешний 9.естественный

2. дискуссионный 10.мировоззрение

3. внутренний 11.гуманитарный

4. субъект 12.группа

5. объект 13.познание

6. технический 14.объективный

7. самопознание 15.субъективный

8. социальный 16.неисследованный

10 верных вставок – 7 баллов

9 верных вставок – 6 балла

8 верных вставок – 5 балла

7 верных вставок – 4 балла

6 верных вставок – 3 балл

5 верных вставок – 2 балл

4 верных вставок – 1 балл

0-3 верных вставок – 0 баллов

Всего за задание - 7 баллов.

9. Внимательно прочитайте текст и ответьте на вопросы:

I. Я знаю, кто работает, кто нет,

Я знаю, как румянятся старухи,

Я знаю много всяческих примет,

Я знаю - проведут тебя простухи,

Я знаю - пропадешь с такой, любя,

Я знаю - пропадают с голодухи,

Я знаю все, но только не себя.

Я знаю, как на мед садятся мухи,

Я знаю смерть, что рыщет, все губя,

Я знаю книги, истины и слухи,

Я знаю все, но только не себя.

1. а) Проблемы какого вида познавательной деятельности поднимает Франсуа Вийон?

б) Дайте определение данному виду познавательной деятельности.

3. а) Как называется целостный образ, являющийся результатом

данного вида познавательной деятельности?

б) Дайте его определение.

1. а) Самопознание 1 балл .

б) Это изучение личностью собственных психических и физических

особенностей, осмысление самого себя. До 2-х баллов.

2. Самооценка 1 балл

3. а) Я-концепция 2 балла б) Я-концепция – относительно устойчивое, в

большей или меньшей степени осознанное и зафиксированное в словесной

форме представление человека о самом себе. До 2-х баллов.

Максимум за задание 8 баллов

10. Решите кроссворд.

По горизонтали:

3. Общность людей, которая складывается в процессе формирования общности их территории, экономических связей, языка, особенностей культуры и характера.

5. Путь опытного изучения явлений, в ходе которого совершается переход от отдельных фактов к общим положениям.

6. Доход, связанный с предпринимательской деятельностью.

8. Мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете, процессе, явлении.

10. Единичный представитель человеческого рода.

11. Ценная бумага, которая дает право ее владельцу на получение части прибыли общества.

По вертикали:

1. Добровольное объединение независимых стран для достижения конкретных целей, при которой объединившиеся страны, полностью сохраняя суверенитет и значительную независимость.

2. Особое средство, которое выполняет роль всеобщего эквивалента при обмене товаров и услуг.

4. Приспособление человека к окружающему миру.

7.Наука о наиболее общих закономерностях развития природы, общества, познания.

8. Социальная группа, обладающая закрепленными в обычае или законе и передаваемыми по наследству правами и обязанностями.

9. Человек, находящийся вне своей социальной группы.

Максимум за задание 12 баллов

Всего: 46 баллов



Сущ., мн., употр. наиб. часто Морфология: мн. что? деньги, (нет) чего? денег, чему? деньгам и деньгам, (вижу) что? деньги, чем? деньгами и деньгами, о чём? о деньгах и о деньгах 1. Деньгами называют то, что вы даёте кому либо в обмен на товары… … Толковый словарь Дмитриева

Человеку не нужно ничего сверх того, что ему дала природа. За исключением денег. Юзеф Бестер Деньги это чеканенная свобода. Деньги не имеют значения пока они у вас есть. Джонни Миллер Деньги нужны даже для того, чтобы без них обходиться. Оноре… … Сводная энциклопедия афоризмов

Монета, казна, капитал, касса, финансы; деньжонки, мелочь, презренный металл; бумажка; (простор.) аржаны. Купить на наличные, на чистые деньги, расплатиться чистоганом. Деньги трудовые, кровные. Судят не по уму, а по карману (посл.). . бросать… … Словарь синонимов

- (money) 1. Средство обращения и образования сокровища. Деньги могут существовать в виде материальных объектов, а именно банкнот и монет; или в виде бухгалтерских или компьютерных записей, именно в таком виде существуют банковские депозиты.… … Экономический словарь

Финансовый словарь

- (money) Средство обращения (medium of exchange), которое функционирует как единица учета и средство сбережения. Первоначально они содействовали экономическому развитию, открыв возможности для продажи и покупки товаров без необходимости прибегать… … Финансовый словарь

ДЕНЬГИ, денег, деньгам деньгам, ед. (ист.) деньга, деньги, и (прост.) деньга, деньги, жен. (тюрк. tamga клеймо, печать). 1. только мн. Металлические и бумажные знаки, являющиеся мерой стоимости при купле продаже. Медные деньги. Заработал много… … Толковый словарь Ушакова

ДЕНЬГИ, денег, деньгам и (устар.) деньгам. 1. Металлические и бумажные знаки (в докапиталистических формациях особые товары), являющиеся мерой стоимости при купле продаже, средством платежей и предметом накопления. 2. Капитал, средства. Большие д … Толковый словарь Ожегова

Деньги - – физический предмет или запись по счету, который принимается в качестве оплаты за товары или услуги, а также в качестве оплаты долга в определенной стране и социально экономических условиях. Деньги – это особый товар, являющийся всеобщим… … Банковская энциклопедия

ДЕНЬГИ, всеобщий эквивалент, выражает стоимость всех товаров и обменивается на любой из них. С развитием товарного производства роль денег закрепилась за благородными металлами (золото, серебро), которые постепенно как деньги получили форму… … Современная энциклопедия

Книги

  • КоммерсантЪ Деньги 17-18-2015 электронная книга
  • КоммерсантЪ Деньги 16-2015 , Редакция журнала КоммерсантЪ Деньги. Еженедельный экономический журнал о том, как заработать, сохранить и на что лучше всего потратить деньги. Журналисты издания дают ответы на волнующие каждого вопросы, а именно… Как не…

173. Депривация (от лат. privatus - частный) (устар.) - лише­ние или недостаточность условий, необходимых для нор­мальной жизни.

174. Депрофессионализация - потеря прежней профессии и/или квалификации, разобучивание.

175. Депутат – лицо, избранное избирателями соответствующего избирательного округа в представительный государственной власти или в представительный орган муниципального образования на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

176. Деспотия – форма самодержавной власти – неограниченная монархия; отличается полным произволом власти, бесправием подданных.

177. Детерминизм – философская концепция, которая отрицает свободу воли, мотивируя это тем, что действия и поступки человека во всех случаях предопределены внешними, не зависящими от него обстоятельствами.

178. Дефицит (от лат. deficit - недостает) - недостаток средств или ресурсов в сравнении с ранее намечавшимся, запла­нированным или необходимым уровнем; превышение рас­ходов над доходами.

179. Дефляция (от позднелат. – deflation – выдувание, сдувание) снижение общего (среднего) уровня цен в стране в определённый период времени. Процесс, обратный инфляции, возникает при уменьшении денежной массы в обращении, ликвидации излишнего денежного спроса, что приводит к соответствующему «подорожанию» денег, повышению их покупательной способности.

180. Деятельность – вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.

181. Джайнизм - одна из традиционных религий у народов полу­острова Индостан. Ее основной принцип - запрет причинения вре­да всему живому.

182. Диада - взаимодействие двух человек.

183. Диалог – разговор между двумя или несколькими лицами.

184. Диаспора (от греч. diaspora - рассеяние) - пребывание зна­чительной части народа вне страны его происхождения.

185. Диверсификация экономики (от лат. diversificatio - измене­ние, разнообразие) - развитие как можно большего числа отра­слей экономики с целью появления новых производств и умень­шения рисков, связанных с возможным падением цен на продук­цию базовой отрасли.

186. Динамическая система – система, которая способна, серьёзно изменяясь, сохранять в то же время свою сущность и качественную определённость.

187. Добровольная безработица - временная незанятость, свя­занная с нежеланием работать за предлагаемую заработ­ную плату.

188. Догмат – основное положение вероучения, обязательное для всех верующих, признаваемое непреложной истиной, не подлежащее критике.

189. Договор - соглашение между людьми, организациями, госу­дарствами.

190. Доказательство – процедура установления обоснованности некоторого утверждения путём логического выведения его из других обоснованных (принятых) убеждений.

191. Доктрина Монро - политическая концепция, согласно кото­рой американский континент провозглашается зоной стратеги­ческих интересов США. Была провозглашена в 1823 г. в посла­нии пятого президента США Джеймса Монро к конгрессу. Монро предложил рассматривать любую попытку вмешательства европейских государств в дела стран американского континента как враждебный по отношению к США политический акт. По­степенно доктрина Монро распространилась и на другие государ­ства.

192. Долг – личностное ответственное следование нравственным ценностям (в этической системе ценностей), личное осознание необходимости безусловного выполнения моральных требований.

193. Домен – в Западной Европе в средние века наследственные земельные владения короля.

194. Доминирующая культура - совокупность ценностей, верова­ний, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества.

195. Достоинство – совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе.

196. Досуг - часть свободного времени (оно является частью вне­рабочего времени), которым человек располагает по свое­му усмотрению.

197. Дотация (от средневекового лат. dotatio - дар) - ассигнова­ния из государственного бюджета на покрытие убытков предприятий, фирм, финансовая поддержка военной про­мышленности, отраслей инфраструктуры и др.

198. Доход - любая сумма денег, полученных в виде зарплаты, пенсии, ренты, пособий, алиментов, гонораров и т. д.

199. Духовная деятельность – создание идей, образов, научных, художественных, нравственных ценностей.

200. Духовная сфера общества – удовлетворяет потребность человека в самореализации, самоутверждении, в возрастании добра, истины и красоты, в нравственном совершенствовании.

201. Духовное производство – деятельность людей по созданию духовных ценностей.

202. Евразийское экономическое сообщество - организация высо­кой степени интеграции, в которой состоят страны СНГ, наиболее готовые к развитию интеграционных процессов. Страны-участни­цы - Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Узбекистан. Страны-наблюдатели - Армения, Молдова, Украина.

203. Европейская интеграция - процесс политического и экономи­ческого сближения государств Европы, создавших межгосудар­ственное объединение Европейский союз.



204. Желание – осознанная потребность и влечение к чему-либо.

205. Жизненный план - идеализированная картина предстоящей жизни, стержнем ее служит предполагаемая траектория социальной карьеры и сумма возможных достижений.

206. Жизненный цикл семьи - последовательность значимых, этапных событий в существовании семьи - начинается с заключения брака и кончается его расторжением, т.е. раз­водом.

207. Задатки – анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие природную основу развития способностей.

208. Законодательство - право, закрепленное в законах.

209. Закрытое общество - общество, где социальные перемеще­ния из низших страт в высшие либо полностью запреще­ны, либо существенно ограничены.

210. Занятие - род деятельности или выполняемая работа, при­носящая заработок или доход.

211. Заработная плата - цена за труд (за использование услуг труда), измеряемая в единицу времени (неделя, месяц); рассчитывается по определенной ставке, помноженной на количество отработанного времени.

212. Заработок – индивидуальный доход, получаемый рабочим; рассчитывается по ставке заработной платы, помноженной на количество отработанного времени.

213. Здравый смысл – стихийно складывающиеся под воздействием повседневного опыта взгляды людей на окружающую действительность и самих себя, являющиеся основанием для практической деятельности и морали.

214. Знание – продукт общественно-трудовой и мыслительной деятельности людей, представляющий идеальное воспроизведение в языковой форме объективных, закономерных связей практически преобразуемого окружающего мира.

215. Зональная глобализация – политическое мироустройство, сформировавшееся к началу ХХ века. Его основа была заложена на Берлинском конгрессе 1878 г., когда планета была поделена ведущими мировыми державами («империями») в соответствии с принципом «эффективного управления».

216. Зороастризм - одна из древнейших религий мира, которую исповедовали предки нынешних иранцев - персы во 2-м тысяче­летии до н. э. Название происходит от имени основателя рели­гии - Зороастра.

217. Идеал – 1) черты характера, нравственные качества и соответствующее им поведение, которые представляются как образец нравственного совершенства; 2) совершенство, высшая цель человеческих стремлений, представление о высших моральных требованиях.

218. Идеальные потребности человека – переживание нужды в познании окружающего мира, осознании своего места в нём, смысле и предназначении своего существования.

219. Идентификация (от позднелат. identifico - отождествляю) признание тождественности, опознание, в социологии процесс эмоционального и иного самоотождествления че­ловека с другим человеком, группой, образцом.

220. Идентичность – относительно устойчивая и осознанная система представлений индивида о себе и окружающем мире, в которой происходит его отождествление с определёнными ценностями, с другим человеком или группой.

221. Идеология – система идей и взглядов, выражающая коренные интересы, мировоззрение, идеалы какого-либо субъекта политики.

222. Идол (от греч. eidolon, букв. - образ, подобие) - а) матери­альный предмет, которому придана форма человека или животного, б) изображение божества или духа, служащее объектом религиозного поклонения.

223. Иерархия (от греч. hieros - священный и arche - власть) ­расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему.

224. Избирательная система – особый политический институт, связанный с организацией выборов политических деятелей, способом проведения голосования и определения его результатов, а также с распределением мандатов между партиями.

225. Избирательное право - совокупность правовых норм, уста­навливающих порядок выборов главы государства, пред­ставительных органов и др.

226. Измерение – свойство реального объекта, представленного в виде числовой величины.

227. Изобразительное искусство - раздел пластических ис­кусств, объединяющий живопись, скульптуру и графику.

228. Имидж – целенаправленно сформированный образ (лица, явления, предмета), призванный оказать эмоционально-психологическое воздействие на кого-либо в целях популяризации, рекламы и т. п.

229. Империя - государство, являющееся результатом объединения многих народов и национальностей под политическим руковод­ством одной нации.

230. Имперская политика - стремление распространить свое доми­нирование на весь мир.

231. Импичмент (англ. impeachment) - особый порядок привлече­ния к ответственности и судебного рассмотрения дел о пре­ступлениях высших должностных лиц.

232. Имущественные отношения - правоотношения по поводу какого- либо имущества или вещей.

233. Инвестиции (нем. investition, от лат. investio - одеваю) ­- долгосрочные вложения капитала в отрасли экономики внутри страны и за границей.

234. Инвестор – физическое или юридическое лицо, осуществляющее вложения собственных, заёмных или иных привлечённых средств в инвестиции с целью получения прибыли.

235. Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) - индекс для сравнительной оценки экономического потенциала различных стран. При подсчете ИРЧП учитываются три вида показателей: средняя продолжительность предстоящей жизни при рождении, уровень грамотности взрослого населения страны и совокупная доля учащихся. Индекс был разработан в 1990 г. пакистанским экономистом Махбубом эль Хаком. С 1993 г. используется ООН в ежегодном отчете по развитию человеческого потенциала.

236. Индивид – отдельный экземпляр среди множества других, обладающий специфическими свойствами.

237. Индивидуализм (от лат. individuum - индивидуум, особь) - понятие, обозначающее признание приоритета инте­реса индивида над групповым или общественным инте­ресом; а также совокупность идей и практических прин­ципов, согласно которым благо человека, его свобода и личностное развитие является высшей целью, а функци­онирование социальных институтов и групп - основой и средством для достижения этой цели. В обычной речи под индивидуализмом нередко понимают эгоизм.

238. Индивидуальность специфические черты, присущие отдельной особи, организму в силу сочетания наследственных и приобретенных свойств

239. Индивидуум (индивид) (от лат. individuum - неделимое; особь) - отдельный человек.

240. Индуизм - традиционная религия народов полуострова Индо­стан.

241. Индукция – форма умозаключения, обеспечивающая возможность перехода от единичных фактов к общим положениям.

242. Индустриализация - применение научных знаний к промы­шленной технологии, открытие новых источников энер­гии, позволяющих машинам выполнять ту работу, кото­рую прежде выполняли люди или тягловые животные.

243. Индустриальные общества – человеческие сообщества, осуществившие индустриальную революцию. Большинство населения в таких обществах – городское, занятое промышленным, предпринимательским, управленческим, сервисным, посредническим, интеллектуальным трудом. Такие общества имеют своей целью постоянное изменение, развитие, совершенствование.

244. Индустрия (от лат. industria - усердие) - то же, что и про­мышленность.

245. Инициатива – способность человека к самостоятельным активным действиям.

246. Инквизиция – судебно-следственный орган католической церкви, созданный в средние века для борьбы с ересями, атеизмом, свободомыслием, для преследования противников папской власти; инквизиция широко практиковала шпионаж, доносы, пытки, казни, просуществовала до начала XIX века.

247. Инноватика, инновация - новообразование, открытие, со­здание и внедрение новых технологий, теорий и идей.

248. Инноватор - человек, придумавший новое дело, удовле­творяющее какую-то потребность и приносящее при­быль.

249. Институт права – обособленная группа норм внутри той или иной отрасли права.

250. Институт социальный (от лат. institutum - установление, учреждение) - приспособительное устройство общества для удовлетворения его важнейших потребностей; регули­руется сводом социальных норм.

251. Интеллект – совокупность умственных способностей и прежде всего способности получить новую информацию на основе той, которая уже имеется; ум, рассудок, разум.

252. Интеллигентность – высокий уровень развития интеллекта, образованность, высокая культура.

253. Интеллигенция – уникальный социальный слой российского общества, профессионально занимающийся умственным, преимущественно сложным творческим трудом, развитием и распространением культуры (работники науки и искусства, юристы, учителя, инженеры, врачи, журналисты др.). Интеллигенция стала носителем духовных основ русской культуры в новое и новейшее время.

254. Интенсивное хозяйство – хозяйство, которое развивается, прежде всего, за счёт роста производительности труда на основе достижений научно-технического прогресса и улучшения организации производства.

255. Интересы – причина действий индивидов, социальных общностей, определяющая их социальное поведение.

256. Интернет - глобальная компьютерная сеть, позволяющая общаться людям, живущим в разных частях Земли.

257. Интерпол - международная организация по розыску пре­ступников. Имеет отделение в Москве.

258. Интерпретация фактов – сложная многоступенчатая процедура истолкования фактов, их обобщения и объяснения.

259. Интроверт – человек, ориентированный на внутренний мир, на внутренние переживания.

260. Интроспекция – самонаблюдение, непосредственное наблюдение состояний сознания самим переживающим их.

261. Интуиция – знание, условия получения которого не осознаются; способность непосредственного или прямого постижения истины в результате «озарения», «наития», «прозрения».

262. Инфантилизм – стремление к иждивенчеству, требование постоянной заботы о себе, сочетающиеся с пониженной критичностью.

263. Инфляция – переполнение сферы обращения избыточной по сравнению с потребностями товарооборота массой бумажных денег, их обесценение и как результат – повышение цен на товары и услуги, падение покупательной способности денег.

264. Информационная экономика - направление в экономике, изу­чающее влияние информации на принятие экономических реше­ний. Информация рассматривается как выделенный фактор, по­скольку она легко распространяется, но трудно контролируется.

265. Информационное общество - постиндустриальное общест­во, где основной производительной силой выступают зна­ния и информация.

266. Информация – сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемых человеком или специальным устройством.

267. Инфраструктура социальная (от лат. infra - ниже, под и structura - строение, расположение) - совокупность со­оружений, зданий, систем и служб, необходимых для функционирования социальной сферы (школы, больни­цы, театры, стадионы и др.).

268. Иосифляне - сторонники архимандрита Волоколамского мо­настыря Иосифа Волоцкого (конец XV в.), считавшего, что незави­симость церкви от московских государей должна обеспечиваться ее правом на владение землями.

269. Иск - заявление в судебный арбитраж или третейский суд, обращение за защитой нарушенного, оспариваемого права или охраняемого законом интереса.

270. Искусство - 1) художественное творчество в целом: литера­тура, архитектура, скульптура, живопись, графика, де­коративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира; 2) только изобразительное искусство; 3) высокая степень умения, мастерства в любой сфере деятельности; 4) специфическая норам общественного сознания и человеческой деятельности, представляющая собой отражение действительности в художественных образах, а также один из важнейших способов эстетического освоения мира.

271. Ислам - одна из трех мировых религий, провозглашающих единобожие. Основана в начале VII в. на территории нынешней Саудовской Аравии Мухаммедом, который почитается сторонника­ми этой религии как пророк Аллаха (арабское наименование Бога).

272. Исповедь (покаяние) - раскрытие верующим своих грехов священнику и получение от него прощения («отпущение грехов») именем Христа.

273. Исполнитель (производитель или изготовитель) - организа­ция или гражданин, имеющий статус предпринимателя.

274. Истина – верное, правильное отражение действительности в мысли, проверяемое, в конечном счете, при помощи критерия практики.

275. Исторические события те или иные уже прошедшие или совершающиеся сейчас явления, факты общественной жизни.

276. Исторический процесс – од, условия и успехи человеческого общежития, жизнь человечества в её развитии и результатах.

277. История – наука, изучающая развитие человечества, общества и его закономерности. Большое значение в истории уделяется причинно-следственным связям.

278. Источники права – внешние официально-документальные формы выражения и закрепления норм права, исходящие от государства.

279. Иудаизм - одна из древнейших религий мира, возникшая сре­ди семитических народов во 2-м тысячелетии до н. э. Распростра­нен в основном среди одного народа – евреев. Сегодня иудаизм является официальной религией государства Израиль.

280. Казнокрадство - расхищение государственного имущества.

281. Канон (от греч. kanon - норма, правило) - свод положе­ний, имеющих догматический характер: 1) церковный канон - правила в области догматики, культа, организа­ции церкви, возведенные христианской церковью в за­кон; 2) библейский канон - совокупность книг Библии, признаваемых церковью «боговдохновенными», приме­няемых в богослужении в качестве «Священного Писания»; 3) все, что твердо установлено, стало общепринятым (переносное) .

282. Капитал (от лат. capitalis - главный) - созданные челове­ком ресурсы, используемые для производства товаров и услуг и приносящие доход.

283. Капитализм - общество, основанное на частной собственно­сти и свободных (без вмешательства государства) рыноч­ных отношениях.

284. Каста - социальная группа (страта), членством в которой че­ловек обязан исключительно своим рождением.

286. Категорический императив – безусловное, принудительное требование (поведение), не допускающее возражений, обязательное для всех людей, независимо от их происхождения, положения, обстоятельств.

287. Католичество - западноевропейская ветвь христианства, обра­зовавшаяся после конфликта между представителем Папы Римско­го и Патриархом Константинопольским в 1054 г. С тех пор като­лики признают Папу своим главой и имеют некоторые отличия в Символе веры и обрядах.

288. Квалифицированный труд – труд, требующий специальной профессиональной подготовки, знаний, умений, навыков для выполнения сложных работ.

289. Киники – последователи древнегреческой философской школы. Выдвигая идеал безграничной духовной свободы индивида, киники относились с демонстративным пренебрежением ко всяким социальным институтам, обычаям и установлениям культуры полиса. Средством достижения духовной свободы киники считали аскетизм, простоту и возврат к природе.

290. Клан (галльск. clann - отпрыск, потомство) - группа кров­ных родственников, носящих имя предполагаемого пред­ка (клан сохранял общую собственность на землю, кров­ную месть, круговую поруку и др.); в современной (главным образом, зарубежной) литературе клан - тер­мин, равнозначный термину «род».

291. Класс (от лат. classis - разряд, группа) - большая социаль­ная группа людей, владеющих либо не владеющих сред­ствами производства, занимающих определенное место в системе общественного разделения труда и характери­зующихся специфическим способом получения дохода.

292. Когнитариат - широкий слой работников, участвующих в сбо­ре, создании, переработке, распространении и доставке информа­ции. Образует социальную основу информационного общества.

293. Коллапс (от лат. collapsus - упавший) - состояние глубокого кризиса и распада.

294. Колония – 1) в древнем мире – поселение граждан какого-либо государства в другой стране; 2) страна или территория, лишённая самостоятельности, находящаяся под властью иностранного государства, метрополии.

295. Коммуникация (от лат. communication - сообщение, пере­дача) - в широком смысле обмен информацией между индивида­ми посредством общей системы символов.

296. Компромисс – соглашение, достигнутое путём взаимных уступок.

297. Конкистадоры – испанские и португальские завоеватели, захватившие Центральную Америку и значительную часть Южной Америки и поработившие коренное население.

298. Конкретно-исторический подход – подход к познанию социальных явлений, позволяющий понять отдельное событие, выявляя его как неповторимую индивидуальность, так и нечто общее для подобных событий, их закономерности.

299. Конкуренция (позднелат. concurrentia, от concurrere - сталки­ваться) – 1) открытое соперничество людей, групп или орга­низаций в достижении сходных целей, лучших результа­тов в определенной общественной сфере; 2) в экономике – состязательность на рынке вследствие наличия там большого количества независимых покупателей и продавцов однородной продукции (или услуг) и реальной возможности для каждого из них свободно выходить на рынок или покидать его по своему желанию. При этом ни один из хозяйствующих субъектов не занимает господствующего положения на данном рынке и происходит постоянная борьба между ними за наиболее привлекательные условия для покупателей.

300. Консерватизм (от лат. – conservo – охраняю, сохраняю) – совокупность идейно-политических и культурных течений, опирающихся на идею традиции и преемственности в социальной и культурной жизни. Для консерватизма характерны приверженность к существующим и устоявшимся социальным системам и нормам, неприятие революций и радикальных реформ, отстаивание эволюционного органичного развития; сохранение стабильности и порядка.

301. Консолидация – объединение, сплочение отдельных лиц, групп, организаций для усиления борьбы за общие цели.

302. Конституция (от лат. constitutio - устройство) - основной закон государства, определяющий его общественное и го­сударственное устройство, порядок и принципы образова­ния представительных органов власти, избирательную си­стему, основные права и обязанности граждан.

303. Контркультура - субкультура, противостоящая, находяща­яся в конфликте с господствующими ценностями.

304. Конфедерация – постоянный союз самостоятельных государств для осуществления совместных конкретных целей. Его члены полностью сохраняют государственный суверенитет и передают союзу решение ограниченного числа вопросов, чаще в оборонной области, в области внешней политики, транспорта, связи, денежной системы.

305. Конфессия - религиозная община, объединенная единством вероучения.

306. Конфиденциальный – доверительный, не подлежащий огласке, секретный.

307. Конфликт (от лат. conflictus - столкновение) - спор, столк­новение двух человек, социальных групп, государств за обладание тем, что одинаково высоко ценится сторонами.

308. Конфликт цивилизаций - столкновение различных устойчи­вых типов общественно-политического устройства.

309. Конфронтация (франц. confrontation) - противоборство, столкновение групп, классов, а также их интересов и убеждений.

310. Концепция внешней политики Российской Федерации - доку­мент, принятый Президентом, Правительством и парламентом Рос­сии, который определяет основные направления внешней полити­ки страны.

311. Концессия – предоставление государством своей собственности в управление частным компаниям.

312. Коррупция (от лат. corruptio - подкуп) - прямое использо­вание должностным лицом своего служебного положения в целях личного обогащения.

313. Косвенный налог - сбор в пользу государства, взимаемый с граждан или хозяйственных организаций только при осу­ществлении ими определенных действий, например покуп­ке некоторых видов товаров.

314. Краткосрочный казначейский вексель - государственная ценная бумага, выпускаемая на срок до 1 года и продавае­мая обычно со скидкой по сравнению с той номинальной ценой, по которой государство затем эту ценную бумагу выкупает обратно.

315. Креативность – способность к творчеству.

316. Кредит – предоставление лицу (или организации), нуждающемуся в деньгах, права осуществлять свои расходы за счёт банка при условии гарантированного возмещения банку израсходованных сумм и внесения платы за пользование банковскими средствами.

317. Крещение - инициация, вводящая в христианскую жизнь и пресекающая первородный грех.

318. Критерий истины – средство проверки истинности или ложности того или иного утверждения, гипотезы и т. д.

319. Ксенофобия – патологический страх перед иностранцами или иностранной культурой.

320. Культ (от лат. cultus - почитание) - действия (телодвиже­ния, чтение или пение определенных текстов и т. п.), име­ющие целью дать видимое выражение религиозному по­клонению или привлечь к их совершителям божественной «силы» (религиозные таинства).

321. Культура – 1) продукт приспособления человеческих сообществ к природной среде, ведущий к выработке в каждом сообществе осо­бых традиций и социальных институтов; 2) совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их создания, применения и передачи, созданных человечеством в процессе развития.

322. Культурная интеграция - адаптация иммигрантов, представ­ляющих другие нации и культурные традиции, в культурный, язы­ковой, морально-поведенческий контекст принимающей их страны, приобщение их к ценностям и нормам поведения, принятым в этой стране.

323. Культурно-исторические типы - основное понятие философии истории Н. Я. Данилевского, согласно ей несколько самостоятель­ных цивилизаций, которые существовали (или продолжают суще­ствовать) в истории, никогда не образуют единое человечество.

324. Культурные универсалии - нормы, ценности, правила, тра­диции и свойства, присущие всем культурам независимо от географического места, исторического времени и соци­ального устройства общества.

325. Культурный ареал - географический район, внутри которо­го у разных культур обнаруживается сходство в главных чертах.

326. Культурный комплекс - совокупность культурных черт или элементов, возникших на базе исходного элемента и функ­ционально с ним связанных.

327. Культурный плюрализм - мирное сосуществование в рам­ках одного государства разных народов.

328. Легальный (от лат. legalis - законный) - законный, признанный, разрешенный законом.

329. Легитимность - одобрение и поддержка законной власти народом.

330. Легитимный - законный.

331. Лечебно -оздоровительная местность – территория (акватория), пригодная для организации лечения и профилактики заболеваний, а также отдыха населения и обладающая природными лечебными ресурсами.

332. Либерализм – политическое и идеологическое течение, отстаивающее частную собственность и свободу предпринимательства, парламентский строй, демократические права и свободы личности, индивидуализм; приобрёл значительное влияние на Западе в 19 веке; в современных условиях идеи либерализма получили развитие в неолиберальных концепциях.

333. Лидер (от англ. leader - ведущий, руководитель) -1) глава по­литической партии, общественной организации; 2) самый авторитетный член малой группы; 3) участник спортив­ного состязания, идущий впереди.

334. Ликвидность – возможность быстрого превращения в деньги материальных средств, других ресурсов, активовпредприятий, организаций, банков, что определяет их способность вовремя оплачивать свои обязательства при временном недостатке денежных средств.

335. Личность – устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида, как члена того или иного общества

336. Личный статус - положение, которое человек занимает в ма­лой или первичной группе в зависимости от того, как он оценивается по своим индивидуальным качествам.

337. Льгота - предоставление каких-либо преимуществ, час­тичное освобождение от выполнения установленных правил, обязанностей или облегчение условий их вы­полнения, например, налоговые льготы.

338. Люмпены – деклассированные элементы в обществе – бродяги, нищие, уголовники т. д.

339. Мажоритарная избирательная система – способ определения результатов голосования, при котором для получения мандата требуется собрать установленное законом большинство голосов. При системе абсолютного большинства - избранным считается кандидат, набравший абсолютное число голосов, т. е. 50% + 1 голос. При системе относительного большинства – побеждает кандидат, набравший голосов больше, чем каждый из его соперников в отдельности.

340. Мальтузианство - теория, созданная в конце XVIII в. англий­ским экономистом Т. Р. Мальтусом. В соответствии с этой теорией благосостояние населения определяется естественным законом на­родонаселения: темпы роста народонаселения значительно превы­шают темпы увеличения производства средств существования.

341. Мандат – 1) полномочие, наказ, поручение; 2) документ, удостоверяющий права и полномочия какого-либо лица (например, депутатский мандат).

342. Манеры - внешние формы поведения человека, получающие положительную или отрицательную оценку окружающих; отличительные черты.

343. Манипулирование - в частности, воздействие на человека или группу людей с помощью особым образом подобранной информа­ции с целью получения предсказуемого поведения и определенно­го образа мыслей.

344. Мануфактура – преприятие, основанное на разделении труда и ручной ремесленной технике. Существовала с середины XVI в. и до XVIII в. в странах Западной Европы. Способствовала углублению общественного разделения труда и подготовила переход к машинному производству.

345. Маргинал (от франц. marginal - побочный, на полях) - че­ловек, покинувший одну культуру, страну, сословие, класс, группу и не приобщившийся к ценностям и образу жизни другой.

346. Маркетинг (англ. marketing, от market - рынок) - совре­менная система управления производственно-сбытовой деятельностью предприятий, основанная на комплексном анализе рынка.

347. Материальная деятельность – создание необходимых для удовлетворения потребностей людей, материальных ценностей.

348. Материальное производство – трудовая деятельность людей, в результате которой создаются материальные блага, направленные на удовлетворение человеческих потребностей.

349. Матриархат (буквально - власть матери) - характеризуется доминирующим положением женщины в обществе, семье, решении наследственных, брачных вопросов и др.

350. Межнациональный конфликт – одна из форм отношений между национальными общностями, характеризующаяся взаимными претензиями, открытым противостоянием этносов, народов и наций друг другу, имеющим тенденцию к нарастанию вплоть до вооружённых столкновений, открытых войн.

351. Меланхолик – человек (по темпераменту) с высокой чувствительностью. Даже незначительный повод может привести к слезам, чрезмерно обидчив, не уверен в себе, ненастойчив.

352. Менеджер (англ., ед. ч. manager - управляющий) - специа­лист по управлению на предприятии, в отделе, фирме, ор­ганизации.

353. Менталитет – совокупность всех итоговпознания, оценка их на основе предшествовавшей культуры и практической деятельности, национального сознания, личного жизненного опыта.

354. Мессианская политическая культура - такая ориентация го­сударственной политики и мыслей граждан, которая исходит из представлений об изначальной предназначенности страны или со­общества к осуществлению некой исключительной высшей мис­сии.

355. Местное самоуправление - уровень власти, принадлежащей гражданам страны и не входящей в систему государственной власти.

356. Миграция - перемещения людей, связанные с постоянной или временной переменой места жительства. По временному признаку делятся на постоянные и временные; по географическому призна­ку - на межконтинентальные, межгосударственные и внутригосу­дарственные. Они могут иметь экономические и внеэкономические (политические, религиозные и др.) мотивы.

357. Мировая экономическая система – совокупность террито­рий или стран, объединенных экономическими связями.

358. Мировоззрение – система взглядов человека на объективный мир, на место в нём человека, на отношение человека к окружающей его действительности и к самому себе.

359. Митинг – массовое собрание для обсуждения интересующих общественное мнение вопросов, преимущественно политического характера.

360. Миф (от греч. mythos - предание) - сказание как символиче­ское выражение некоторых событий, имевших место у оп­ределенных народов на заре их истории.

361. Мифология - всеобъемлющая система правил (начиная с обычаев, установленных первопредками) включения че­ловека в коллектив, коллектива - в сверхъестественный мир, а его - в космос.

По горизонтали:

3. Общность людей, которая складывается в процессе формирования общности их терри-

тории, экономических связей, языка, особенностей культуры и характера (Нация)

5. Путь опытного изучения явлений, в ходе которого совершается переход от отдельных фактов к общим положениям (Наука).

6. Доход, связанный с предпринимательской деятельностью (Прибыль)

8. Мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете, процессе, явлении (Суж-

10. Единичный представитель человеческого рода (Индивид).

11. Ценная бумага, которая дает право ее владельцу на получение части прибыли общест-

ва (Акция).

По вертикали:

1. Добровольное объединение независимых стран для достижения конкретных целей, при которой объединившиеся страны, полностью сохраняя суверенитет и значительную неза-

висимость (Конфедерация)

2. Особое средство, которое выполняет роль всеобщего эквивалента при обмене товаров и услуг (Деньги).

4. Приспособление человека к окружающему миру (Адаптация).

7.Наука о наиболее общих закономерностях развития природы, общества, познания (Фи-

лософия).

8. Социальная группа, обладающая закрепленными в обычае или законе и передаваемыми по наследству правами и обязанностями (Сословие).

9. Человек, находящийся вне своей социальной группы (Маригинал).

Оценка за работу

(Заполняется жюри)

Члены жюри:

5.5. 10 класс (1 час 20 мин.)

1. Выберите все правильные ответы. Запишите их в таблицу. 1.1.Какого типа социального контроля не существует

а) Формального и неформального б) Контроля Эго и супер-эго в) Внутреннего и внешнего г) Аффективного

1.2. Маргинальность - это

а) Состояние индивида, при котором он входит в две и более группы, но при этом до конца не разделяет нормы и ценности ни одной из них б) Стремление соответствовать нормам и ценностям группы в) Полное или частичное нарушение норм и ценностей группы

г) Напряжение, возникающее у личности в случае несоответствия ожиданиям группы.

1.3. Наглядно-чувственный образ предметов и явлений, получаемый через органы чувств, но сохраняемый в сознании без их непосредственного воздействия,

называется:

а) ощущением

б) восприятием

в) представлением

г) воображением

1.4.Только для президентской республики характерны следующие утверждения

а) в президентской республике имеет местонаиболее четкое разделение властей б) президент обладает отлагательным вето в) президент является главой исполнительной власти

г) президент избирается путем всенародного голосования

1.5. Какая идеология отрицала принцип разделения властей?

а) либеральная

б) коммунистическая

в) неолиберальная

г) христианско-демократическая

1.6.Десятая конфета не доставляет такого удовольствия, как первая. Это пример:

а) общей полезности

б) закона убывающей полезности

в) дефицита

г) альтернативной стоимости

1.7. Взаимозаменяемые товары:

а) имеют одинаковую цену б) дополняют друг друга при сбыте

в) конкурируют друг с другом на рынке г) стимулируют сбыт друг друга

1.8.Какой орган осуществляет надзор за исполнением законов в РФ?

б) прокуратура

в) Совет Федерации

г) следственное управление

2. Что объединяет понятия, образующие каждый из представленных рядов? Дайте

краткий ответ.

1. Способность к труду, свойство отражать объективную действительность в образах,

возможность культурного наследия.

2. Удовлетворение важнейших потребностей общества, наличие устойчивых форм организации людей, наличие комплекса статусов, традиций, ритуалов, норм и цен-

_____________________________________________________________.

3. Территория, суверенитет, публичная власть, право принятия законов, взимания на-

логов, символика.

_____________________________________________________________.

1. отличия человека от животного, 2. социальные институты, 3. признаки государства

3. Вставьте в текст вместо пропусков соответствующие слова и сочетания слов из

приведенного в таблице списка. Впишите в текст порядковые номера выбранных

вами слов и сочетаний. Обратите внимание: в списке слов и сочетаний слов больше,

чем пропусков в тексте!

Первым источником религиозно-философской мудрости и мысли стала так называемая

1_______________, в которой сильны проявления мифологического сознания.

Более понятной и вместе с тем философской является другая группа текстов, появившаяся позднее - 2 _____________________(само это слово обозначает процесс обучения муд-

рецом своих учеников). Именно в этих текстах впервые была выражена идея

3____________ - переселения душ живых существ после их смерти. Согласно закону

4____________, тот, кто совершал благие действия, жил в согласии с моральными норма-

ми, родится в будущем представителем одной из высших 5 _______ общества.

Иными словами, каждый получает то, что заслуживает. Чтобы быть достойным лучшей доли в будущем, человек должен добрыми делами и праведной жизнью искупить свой кармический долг прежних существований. Самый надежный путь - жизнь

Еще одним способом освобождения души является комплекс практических упражнений,

самоконтроль, жесткая дисциплина, а именно - система 7_________________. Цель эта-

пов тренировки - достижение состояния, помогающего освобождению

8_________________.

1. Ведиче-

5. Реинкар-

ская лите-

отшельник

8. Конфуциан-

Ответ: 1 3 5 2 6 4 7 11

4.Используя все приведенные ниже термины, заполните схему.

Общественное сознание, индивидуальное сознание, сознание, мораль, религия, право-

сознание, уровни сознания, обыденное сознание, теоретическое сознание, компоненты,

идеология.

Сознание

общественное сознание

индивидуальное сознание

компоненты

теоретическое

правосознание

идеология

обыденное сознание

5. Решите правовую задачу

5.1. Несовершеннолетнему Андрею исполнилось 15 лет. Он с друзьями решил отметить день рождения. Ребята приобрели и распили крепкие спиртные напитки в парке. В результате сильного алкогольного опьянения Андрей и его друзья стали приставать к гражданам в парке,

сопровождая свои действия нецензурной бранью. Они разбили несколько плафонов на фона-

рях, установленных в парке. Данные действия заметили сотрудники полиции и общественной безопасности и пресекли действия несовершеннолетних правонарушителей. Один из сотруд-

ников обещал всей группе длительные сроки ареста по всей строгости Уголовного кодекса РФ.

Как следует квалифицировать действия несовершеннолетних? Какое они понесут наказание,

если Андрею на момент совершения деяния исполнилось 15 лет, а его друзья старше на один год? Прав ли сотрудник полиции?

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

5.2. За брак в работе токарю Ермакову был объявлен выговор. Кроме того, его частично ли-

шили премии. Считая, что за один поступок не может быть два наказания, Ермаков обратился в Комиссию по трудовым спорам с просьбой отменить приказ о лишении премии.

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

5.1. Действие несовершеннолетних следует квалифицировать как административное правона-

рушение. Андрей не может нести уголовную ответственность, так как она наступает в РФ с

16 лет в общих случаях. В особо тяжких случаях она наступает раньше. Поскольку поведение юношей носит характер административных нарушений, то и санкции к ним будут применены по Административному кодексу. Сотрудник полиции не прав.

5.2.Согласно Трудовому Кодексу РФ за совершение дисциплинарного проступка, то есть не-

исполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

1) замечание;

2) выговор;

3) увольнение по соответствующим основаниям.

При этом за каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисци-

плинарное взыскание. Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано работником в го-

сударственную инспекцию труда и (или) органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

6. Решите логическую задачу.

На экономическом саммите встретились главы трех государств - А, В и С. Один из них был законно избранным президентом, второй - наследный монархом, а третий военным дикта-

тором. Когда у них спросили, кто есть кто, ответы были следующие:

А: «В монарх, а С - диктатор» В: «А - законно избранный президент» С: «Диктатором являюсь я или А»

Как выяснилось впоследствии, правду сказал лишь тот из них, кто был монархом. Определи-

те, есть кто. Обоснуйте свой ответ.

Ответ: А диктатор, В президент, С монарх

7. Индийская притча гласит: Однажды Акбар начертил прямую линию и, обратившись к министрам, сказал: «Как сделать эту линию короче, не прикасаясь к ней?». Бирбал считался самым мудрым человеком в государстве. Он подошел и …

Как вы думаете, что сделал Бирбал? Что он хотел показать этим своим действием?

Обоснуйте ответ.

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Ответ: Он начертил рядом с этой линией другую прямую линию, но более длинную, тем са-

мым умалив достоинство первой.

Примерное обоснование: возможно он хотел показать относительность наших понятий - оценка вещей (их длины, значимости, достоинства, величины) зависит от нашего восприятия и наших ожиданий.

Допустимы другие ответы при условии их грамотного и оригинального обоснования.

8. Решите кроссворд.

По горизонтали:

1. Социальное поведение, отклоняющееся от социально приемлемого в обществе (Девиа-

2. Группа, которая обладает властью или влиянием над другими группами (Элита).

4. Некритическое принятие индивидом существующего порядка вещей, приспособление к нему (Конформизм).

7. Соответствие нашего знания или сказанного существующему на самом деле (Истина). 9. Нравственный принцип, предписывающий сострадание и милосердие к другим людям,

бескорыстное служение им и готовность к самоотречению во имя их блага (Альтруизм). 11. Замкнутая, обособленная социальная группа со строго определенным родом занятий,

своеобразным стилем жизни, обычаями, традициями, нормами (Каста).

13. Политическое меньшинство, противостоящее политическому большинству, курсу про-

водимой политики, целям и методам осуществления государственной власти (Оппозиция).

По вертикали:

3. Одна из форм противоречий, характеризующаяся острой непримиримой борьбой враж-

дующих сил, тенденций (Антагонизм).

5. Любой вид деятельности, приносящий прибыль или денежный доход (Бизнес).

6. Способ деятельности и мышления, обеспечивающий выход личности за пределы тради-

ционного, привычного, заданного бытия (Творчество).

8. Терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению, согласие воспринять их даже в том случае, если они противоречат мировоззренческим установкам самого наблюдателя

(Толерантность).

10. Раздел экономической теории, изучающий функционирование экономики в целом,

экономической системы как единого целого, совокупность экономических явлений (Мак-

роэкономика).

12. Процесс, в ходе которого группы людей иерархически выстраиваются соответственно некоторой шкале неравенства (Стратификация).

Оценка за работу

(Заполняется жюри)

Члены жюри:

5.6. 11 класс (1 час 20 мин.)

1. Выберите все правильные ответы. Запишите их в таблицу.

1.1. Укажите причины, которые определяют специфику социального познания, его от-

личие от познания естественнонаучного.

а) В социальном познании возможности эксперимента ограничены.

б) Социальное познание имеет дело с постоянно изменяющимися событиями и явлениями и поэтому направлено на открытие истин относительных в) Социальное познание не может быть абсолютно беспристрастным в силу на-

личия у ученых заинтересованного отношения к объекту исследования г) В социальном познании совмещаются субъект и объект познания

1.2. Критерием истины согласно сенсуалистам является:

б) практика

г) ощущение

д) соглашение ученых

а) уровень разделения труда в обществе б) уровень развития науки

в) степень свободы личности и система обеспечения и защиты прав человека г) уровень развития производительных сил

1.4.Основными стратификационными переменными в современном обществе можно считать

а) семейное положение

б) доступ к политической власти

в) уровень дохода

г) принадлежность к конфессии

д) национальность

1.5. Тоталитарный режим характеризуется

а) Полным контролем всех сфер общества

б) Цензурой на СМИ

в) Наличием оппозиции

г) Территориальной экспансией

1.6.Федеративное устройство государства предполагает

а) наличие двух уровней власти б) относительную правовую независимость административных единиц

в) управлением государства только из центра, которое делегирует полномочия субъектам и контролирует их полный суверенитет г) административных единиц, которые делегируют уполномоченному ими же цен-

тру вопросы только культурного характера

Деньги - это товар особого рода, выполняющий роль всеобщего эквивалента.

Деньги - это то, что используется как деньги.

Деньги - это продукт соглашения между людьми.

Сущность золотых денег как всœеобщего эквивалента проявлялась в их функциях

Деньги выполняли пять функций:

1. мера стоимости;

2. средство обращения;

3. средство накопления;

4. средство платежа;

5. мировые деньги.

Особую роль среди функций играют первые две - основные, фундаментальные: мера стоимости и средство обращения.

Теоретически для становления и бытия деньгам крайне важно и достаточно этих двух функций, ибо они характеризуют деньги как выражение (соизмерение) стоимости и как средство реализации, сбыта товаров. Остальные функции денег - средство накопления и средство платежа - являются производными от базовых и появились лишь как результат исторического развития товарного обращения вообще и денег - в частности.

Виды денеᴦ. Деньгами в современном понимании есть:

1. монеты - ϶ᴛᴏ слиток металла особой формы, веса, пробы. Достоинства монет удостоверены государством.

a. полноценные – золотые и серебряные монеты;

Деньги называются полноценными, в случае если товар, из которого они изготовлены, имеет одну и ту же стоимость как в сфере обращения в качестве денег, так и в сфере накопления в качестве богатства. Имея внутреннюю стоимость, полноценные деньги независимы ни от других видов богатств, ни от рыночных условий, в которых они обращаются. К полноценным деньгам относятся всœе виды товарных денег, золотые и серебряные монеты.

b. неполноценные монеты;

К неполноценным деньгам относятся такие деньги, покупательная способность которых превышает внутреннюю стоимость товара, выступающего носителœем денежных отношений. Покупательная способность этих денег определяется исключительно рыночными условиями, при этом внутренняя стоимость неполноценных денег не оказывает на нее никакого воздействия. Неполноценные деньги включают в себя всœе виды постзолотых денег – бумажные и кредитные деньги.

2. бумажные деньги- ϶ᴛᴏ представители золота͵ замещающие его в обращении. Бумажные деньги не имеют собственной стоимости, они являются знаками золота͵ вводятся государственной властью, которая придает им принудительный курс.

Этот принудительный курс имеет силу только в пределах данного государства. Реальная стоимость, которую представляют бумажные деньги, не зависит от государственной власти, определяется объективными законами денежного обращения. Бумажные деньги будут обращаться по стоимости замещаемых ими золотых денег в том случае, в случае если их выпущено столько, сколько крайне важно золотых денег в соответствии с законом бумажных денеᴦ. В случае если выпуск бумажных денег превышает потребности товарооборота в золотых деньгах, то они обесцениваются. Имеет место рост цен. Все это характеризует инфляцию;

3. средства, которые заменяют деньги - кредитные деньги (чеки, векселя, банкноты, кредитные карточки);

4. банковские счета;

5. электронные деньги;

6. международные деньги.

Бумажные деньги. Бумажными деньгами являются банкноты (банковские билеты). Такое название - банковские билеты - отражает историю возникновения этих бумажных денеᴦ. Банкноты возникли в средние века и представляли собой удостоверение банкира о том, что он получил на хранение определœенное количество золота. В банкноте отмечалось количество золота͵ ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ должно было вернуться собственнику по его требованию. Эти банковские расписки начали самостоятельное движение: их принимали при расчетах. В дальнейшем право выпуска банкнотов получают самые большие (центральные) банки. Поскольку они со временем становятся банками правительств, то право выпуска банкнотов берет на себя государство. Сначала банкноты обменивались на золото и их выпуск связывался с золотым запасом страны. В начале XX ст. большинство стран мира прекращает обмен банкнотов на золото, а их выпуск подчиняется другим требованиям.

К бумажным денег принадлежат также казначейские билеты. Их выпускает министерство финансов для покрытия государственных затрат. Казначейские билеты никогда не обменивались на золото. К тому времени, пока такой обмен осуществлялся относительно банкнотов, между ними и казначейскими билетами существовало отличие. После того, как обмен банкнотов на золото было прекращено, это отличие исчезнуло.

Следовательно, современные бумажные деньги выполняют функцию денег не потому, что они сами являются товаром или обеспечены золотом, а из-за того, что их в этой роли определило государство. С позиций вышеуказанного критерия деньги делятся на товарные и декретированные. Деньги, которые имеют собственную внутреннюю стоимость, называются товарными. Современные деньги, которые не имеют внутренней стоимости, а их ценность определяется извне, называются декретированными.

Средства, которые заменяют деньги. К таким средствам принадлежат чеки, векселя кредитные карточки. Οʜᴎ используются в расчетах, но при условии, что за каждым из них есть или счета в банках, или наличные деньги.

Чек - приказ (распоряжение) владельца банковского счета перечислить определœенную сумму в пользу предъявителя чека. Следствием этого распоряжения должна быть или издание предъявителю чека денежной наличности, или безналичный перерасчет денег с одного банковского счета на другой.

Вексель - письменное обязательство должника уплатить определœенную сумму денег в определœенный срок. Обычный вексель имеет такие реквизиты:

1. наименование;

2. определœенную сумму платежа;

3. указание срока платежа;

4. наименование того, кому должен быть осуществлен платеж;

5. место, дату составления векселя и подпись того, кто его выдал.

Вексель может начать самостоятельное движение, в случае если он передается от одного владельца к другому путем особой передаточной надписи - индоссамента. Вексель можно передать банку, получивши (с определœенной скидкой) долг прежде указанного на векселœе срока. В случае отказы от платежа владелœец векселя подает в суд иск и указанная в векселœе сумма взимается в судебном порядке с того, кто выдал вексель.

Следовательно, для существования в стране вексельного обращения крайне важно законодательство о движении векселœей, соответствующий судебный механизм, развитая банковская система.

Кредитная карточка - расчетное средство, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ чаще всœего выдается банками своим клиентам. Карточка представляет собой пластмассовую пластинку с идентификатором владельца, то есть отметкой о номере счета в банке, которую практически нельзя подделать. Во время расчетов кредитными карточками в торговых или других учреждениях карточка вставляется в специальный аппарат, и ее номер поступает через компьютерную сеть в банк. Туда же присылают данные о счетах за товары и услуги. Банк делает безналичные перерасчёты денег в пользу учреждений, которые предоставили товары или услуги. Кредитной карточкой можно воспользоваться и в случае, в случае если ее владельцу становится нужна денежная наличность. Для этого существуют специальные автоматы.

Банковские счета (или депозитные деньги) - это своеобразное средство отображения и контроля за состоянием и движением средств (депозитов) владельца денег, который передал их в банк. Счета делят на бессрочные и срочные. Средства с бессрочного счета (счет до востребования, текущего) их владелœец может получить в любое время. Срочные счета становятся доступными вкладчикам, то есть они могут получить с них деньги, лишь через определœенное время.

Иногда в экономической литературе и в текущих изданиях можно выделяют отдельно электронные деньги - это те самые депозитные деньги, использование которых основывается на электронной технике (ЭВМ). Она дает возможность переводить деньги и регистрировать информацию об их движении безбумажным способом. Οʜᴎ, собственно, не является самостоятельной формой денеᴦ.

Существует несколько технологий, которые обеспечивают функционирование электронных денеᴦ. Технология "автоматизированной расчетной платы" представляет собой сеть банков, связанных одним вычислительным центром. Технология "автоматизированный кассир" помогает без участия человека делать такие операции: получение денежной наличности, осуществление вкладов, перевод денег с одного счета на другой.

С функцией денег как средство обращения связаны формы денеᴦ. Существуют две основные формы денег: наличные и безналичные.

1) наличные деньги – бумажные знаки и разменные монеты;

2) безналичные деньги. Деньги безналичного оборота отличаются спецификой. Особенности безналичных денежных расчетов проявляются в следующем:

a) в расчетах наличными деньгами принимают участие плательщик и получатель, передающие наличные средства. В безналичных денежных расчетах участников трое: плательщик, получатель и банк, в котором реализуются такие расчёты в форме записей по счетам плательщика и получателя;

b) участники безналичных денежных расчетов состоят в кредитных отношениях с банком. Эти отношения проявляются в суммах остатков на счетах участников таких расчетов. Подобные кредитные отношения в налично-денежном обороте отсутствуют;

c) перемещения (перечисления) денег, принадлежащих одному участнику расчетов, в пользу другого производятся путем записей по их счетам, благодаря чему изменяются кредитные отношения банка с участниками таких операций. Другими словами, здесь производится кредитная операция, совершаемая с помощью денеᴦ. Тем самым оборот наличных денег замещается кредитной операцией. Это подчеркивает значение целœесообразной организации процессов кредитования для регулирования денежной массы, состоящей из денег безналичного оборота и наличных денеᴦ.

Наряду с широким распространением безналичных денежных расчетов определœенное развитие получило использование различных ценных бумаг (обязательств предприятий и банков) для совершения платежей без непосредственного оборота денежных средств.

В подобных операциях оборот наличных денег замещается движением ценных бумаг, выражающих различные кредитные отношения.

Деньги - это товар особого рода, выполняющий роль всеобщего эквивалента. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Деньги - это товар особого рода, выполняющий роль всеобщего эквивалента." 2017, 2018.