Психолого-психиатрическая экспертиза несовершеннолетнего. Судебно-психиатрическая экспертиза несовершеннолетних

Глава 18

Организация судебно-психиатрической экспертизы несовершеннолетних

Организация СПЭН - это широкий круг мероприятий, направленных на обеспечение адекватной социально-правовой и медицинской защиты подростка-правонарушителя. Они должны отвечать следующим условиям: 1) соблюдение законности, действующих законодательных и нормативных документов (актов); 2) обоснованность направления несовершеннолетнего на освидетельствование; 3) адекватность выбора вида экспертизы; 4) квалифицированность специалистов, участвующих в производстве СПЭН; 5) использование надежных критериев диагностики и судебно-психиатрической оценки; 6) адекватность рекомендуемых медицинских мер и пр.

Правильная организация СПЭН предполагает как обязательное условие создание подростковой судебно-психиатрической службы в Российской Федерации. Без решения организационных вопросов не может считаться завершенным становление подростковой судебной психиатрии как дисциплины. Отсутствие организационных решений лишает СПЭН единых принципов, установок, системности, возможности учета, контроля и развития. Все это определяет необходимость рассмотрения положений, регламентирующих организацию и проведение СПЭН.

18.1. Показания для направления на судебно-психиатрическую экспертизу несовершеннолетних

Вопрос об адекватности и квалифицированности направления несовершеннолетних на судебно-психиатрическое освидетельствование очень важен. От четкости его решения зависит, в частности, все ли подростки-правонарушители с психическими расстройствами попадают в поле зрения психиатров-экспертов, адекватен ли выбор вида экспертизы, режима содержания и пр.

Как показывает практика, доля несовершеннолетних, направляемых на экспертизу (около 10 % общего числа подростков, привлеченных к уголовной ответственности), совершенно неадекватна распространенности психических нарушений в подростковом населении, тем более их распространенности среди подростков-правонарушителей (50 %). Выбор вида экспертизы также часто оказывается неадекватным. Как правило, не учитывается основная особенность клиники подросткового возраста - чрезвычайная трудность диагностики психических заболеваний и предпочтительность, в связи с этим, проведения стационарной СПЭ. Вопрос о целесообразности взятия под стражу в период следствия решается обычно в зависимости от формальной тяжести содеянного, но без учета Конвенции о правах ребенка ООН и конкретных особенностей психического состояния несовершеннолетнего. Постановление или определение о направлении на экспертизу выносится судебно-следственными работниками (юристами), редко опирающимися на мнение специалистов (подростковые психиатры и психологи) и часто не имеющими специализации не только по подростковой психиатрии, но и в области ювенильной юриспруденции.

Как известно, основанием для направления на СПЭН являются сомнения в психической полноценности лица, привлеченного к уголовной ответственности, которые могут возникнуть на любом этапе уголовного следствия, судебного разбирательства или отбывания наказания в местах лишения свободы. Для того, чтобы эти сомнения возникли и не были случайными, необходимы по крайней мере два условия: 1) периодическая специализация по подростковой психиатрии и психологии работников суда, следствия и колоний для несовершеннолетних; 2) первичное консультирование всех подростков, привлеченных к уголовной ответственности с психиатрами и психологами (или первичное обследование по типу скрининга).

С целью расширения представлений (у юристов, педагогов, воспитателей) о внешних проявлениях психических расстройств в подростковом возрасте приводим следующие данные.

Следует обращать внимание на внешний облик подростка (несоответствующие возрасту рост, пропорции туловища и конечностей, объем и форма головы, недоразвитие или чрезмерная выраженность вторичных половых признаков - оволосение, изменение голоса, возрастная мастопатия), невыразительность и неадекватность мимики, жестикуляции, застывание в однообразных позах, скорбный взгляд и пр. Необходимо выяснить наличие психических заболеваний среди близких родственников подростка, получить сведения о нахождении его на учете у психоневролога, помещениях в психиатрические больницы, наличие инвалидности по психическому заболеванию, заключение СПЭН по прежним или этому же уголовному делу, данные воспитания в детских домах инвалидов (ДДИ) или детских домах, обучении во вспомогательной школе или интернате, сведения о перенесенных травмах головы, сопровождавшихся тошнотой, рвотой, длительной головной болью, мозговых детских инфекционных заболеваниях. По всем этим фактам необходимо еще до направления на СПЭ запросить соответствующую медицинскую документацию. Очень важны сведения о задержке или искажениях психического развития и развития речи в детстве, неадекватных замкнутости или расторможенности в поведении с суетливостью, приставучестью, многословием, нарушением произношения букв и слов, чрезмерной боязливостью, страхами (дневными и ночными), нарушениями сна, опрятности (ночное и дневное недержание мочи), приступами судорог, головокружений, обмороков, непереносимостью жары, духоты, езды в транспорте. Важно обратить внимание на наличие беспричинных расстройств настроения (подавленность, безразличие, тоскливая злобность, неадекватная веселость с переоценкой своих возможностей), их длительность и частоту. Большое значение имеют сведения о внезапном изменении отношений подростка к близким - враждебность, отчуждение, высказывания о том, что родители ему не родные; исчезновение интереса к учебе, отказ от посещения школы, общения со сверстниками; появление склонности к безудержному фантазированию и лжи, жестокости, садизму, нелепым поступкам, повторным попыткам самоубийства.

При целенаправленных собеседованиях нетрудно обнаружить, насколько подросток контактен или заторможен, подавлен, безразличен или возбужден, сообразителен или туп, неспособен к сосредоточению на темах беседы, плохо запоминает, не может понять абстрактные или даже простые обобщающие понятия, плохо читает, буквально понимает пословицы, обнаруживает малый запас слов, знаний. Следует обратить внимание также на детскость поведения и интересов, повышенную внушаемость, склонность идти на поводу у собеседника, неспособность к самостоятельным решениям, конформность, легкую подчиняемость в группах сверстников, трудность принятий решений или их необдуманность, импульсивность, неорганизованность, нецеленаправленность поступков, стремление к общению с младшими по возрасту.

Важным источником информации о психическом состоянии подростка являются материалы уголовного дела. По тому, насколько они информативны, можно судить об осведомленности следователя в вопросах, связанных со СПЭН.

18.2. Квалифицированность направления на судебно-психиатрическую экспертизу несовершеннолетних

Приведенный краткий перечень внешних признаков психической патологии хотя и может в какой-то мере ориентировать судебно-следственного работника, однако совершенно недостаточен для квалифицированного решения вопроса о целесообразности направления подростка-правонарушителя на СПЭ. Систематическое повышение квалификации следователей, прокуроров, адвокатов в области подростковой судебной психиатрии необходимо для более четкого представления о том, с кем они имеют дело, какие документы необходимо собрать в уголовном деле для СПЭ, как формулировать вопросы к эксперту.

Вместе с тем очень важно, чтобы с момента возбуждения уголовного дела с несовершеннолетними работали не только следователь и адвокат, но также подростковый судебный психиатр и подростковый патопсихолог либо как консультанты, вызываемые судебно-следственными работниками, либо как штатные сотрудники следственных органов. Судебно-следственные работники при решении вопроса о целесообразности направления подростка на СПЭ должны опираться на соответствующее заключение подросткового психиатра и психолога. Предварительный осмотр этими специалистами всех (100 %) несовершеннолетних, привлеченных к уголовной ответственности, является существенным условием квалифицированной защиты прав несовершеннолетнего правонарушителя, реализации права несовершеннолетнего на полноту оценки обстоятельств, имеющих значение для судебного разбирательства, оптимальным условием, которое исключает вынесение ошибочного приговора в отношении душевнобольного подростка или необоснованного направления на СПЭ подростка без психических нарушений. Данные психологических и психиатрических консультаций в качестве самостоятельных документов должны фигурировать в уголовном деле. Консультации психиатра и психолога на этапе предварительного следствия не могут подменить СПЭН, но обеспечивают, наряду с правильностью отбора несовершеннолетних на СПЭ, своевременный сбор объективных данных и принятие медицинских мер при появлении патологических состояний. Такие первичные осмотры подростковыми специалистами могут иметь и дополнительное значение для решения вопроса о процессуальной дееспособности подростка и отношении к его показаниям. В обычной практике такой вопрос редко ставится перед подростковыми экспертами и его приходится, как правило, решать уже после того, как собраны все материалы уголовного дела. Целесообразно, чтобы следователь, ведущий уголовное дело, также составил свою характеристику личности несовершеннолетнего. Это имело бы существенное значение для последующей оценки его психического состояния.

В настоящее время, несмотря на существующие методические разработки (B.C. Чевгуз, 1990), таких характеристик в уголовных делах пока нет.

Таким образом, порядок назначения судебно-психиатрического освидетельствования несовершеннолетних нуждается в пересмотре.

18.3. Порядок проведения судебно-психиатрической экспертизы несовершеннолетних

Судебно-психиатрическая экспертиза несовершеннолетних осуществляется в соответствии с Временной инструкцией о производстве судебно-психиатрической экспертизы в Российской Федерации (1992) с учетом особенностей СПЭН.

Судебно-психиатрическую экспертизу несовершеннолетних вправе проводить лишь психиатр, имеющий специальную подготовку в области подростковой судебной психиатрии. Участвующий в производстве СПЭН психолог должен иметь специализацию по подростковой психопатологии. Психолог, участвующий в производстве комплексной СПЭН, обладает всеми правами судебного эксперта и подписывает акт (заключение) экспертизы. Законный представитель несовершеннолетнего вправе принимать участие в проведении его освидетельствования, но при совершении представителем действий, существенно затрудняющих проведение экспертизы, эксперты могут письменно ходатайствовать (перед органом, назначившим экспертизу) об отказе законному представителю в указанном праве.

Экспертиза несовершеннолетних должна быть: а) преимущественно комплексной с широким привлечением подростковых специалистов (сексопатолога, психоэндокринолога, педагога, подросткового специалиста по трудовой и военной экспертизам и пр.); б) для подследственных и осужденных рекомендуется по возможности стационарная СПЭН; в) для потерпевших и свидетелей целесообразно амбулаторное освидетельствование, но в случаях затруднений в диагностике или экспертной оценке закономерно изменение вида экспертизы на стационарную.

Амбулаторная СПЭН проводится не на территории следственного изолятора, а в психиатрическом учреждении (при подростковом или общеэкспертном отделении).

В отношении несовершеннолетних правонарушителей, не достигших 14 лет, особенно в сложных случаях, также должно проводиться экспертное освидетельствование, желательно в специализированных подростковых экспертных комиссиях, направление на которое осуществляют инспекции по делам несовершеннолетних. Однако в этих случаях пишется не «акт», а «медицинское заключение», включающее все части акта, диагностику и медицинские рекомендации, кроме выводов о вменяемости - невменяемости.

При проведении СПЭН обязательно выполнение следующих формальностей:

1) проверка наличия в материалах уголовного дела: а) постановления или определения о назначении СПЭН; б) объективных сведений о личности подростка (показания, характеристики); в) медицинской документации; г) акта СПЭН, если экспертиза уже проводилась ранее;

При отсутствии в уголовном деле указанных документов в проведении СПЭН может быть отказано;

2) при направлении на амбулаторное освидетельствование и в случае, если несовершеннолетний не содержится под стражей, необходимо присутствие родителя или другого законного представителя.

18.4. Выбор вида экспертизы и мер медицинского характера

Наряду с традиционными видами судебно-психиатрического освидетельствования (стационарная, амбулаторная) проводятся и такие виды экспертиз, которые являются специфическими для подросткового возраста (комплексные, в том числе СПЭН потерпевших и свидетелей).

Неоправданность расширительного направления на так называемые «пятиминутки» доказывается частотой диагностических и экспертных ошибок при амбулаторных СПЭН, частотой направления на повторное стационарное освидетельствование, значительным числом несовершеннолетних с выраженными психическими нарушениями, попадающих в места лишения свободы после амбулаторных СПЭН.

Главное, что отличает стационарные СПЭН - это возможность: а) всестороннего обследования подростков разными специалистами, включая психолога, электрофизиолога (ЭЭГ, ЭХО-энцефалография и др.), эндокринолога, сексопатолога, терапевта, невропатолога; б) получения объективных данных о прошлом, об особенностях интеллектуального, психического развития, девиациях личности; в) динамического наблюдения.

При невозможности сформулировать и обосновать экспертное заключение, при серьезных сомнениях в правильности своих выводов или расхождениях во мнениях у членов экспертной комиссии целесообразно отсрочить окончательное решение (на 1 месяц). Наиболее адекватен такой путь при наличии у несовершеннолетнего признаков психогенной декомпенсации или реактивного состояния, когда есть надежда за короткий срок терапевтически нормализовать состояние подэкспертного.

При серьезных сомнениях в возможности эндогенной природы заболевания и наличии стойких психогенных наслоений более целесообразно отсрочить решение на более длительный срок и рекомендовать суду направить испытуемого на принудительное лечение в психиатрическую больницу до выхода из болезненного состояния с последующим возвращением в учреждение, где проводилась экспертиза. Практика показывает, что этот путь оправдывает себя полностью и значительно облегчает решение экспертных задач.

Особого рассмотрения требует следующий вопрос. В случаях, когда испытуемый за время пребывания на указанном принудительном лечении становится совершеннолетним (достигает 18 лет), целесообразно все же возвращать его подростковым экспертам, во-первых, потому, что криминальные действия были совершены в подростковом возрасте, а во-вторых, подростковые эксперты уже знакомы с его историей болезни и более квалифицированно могут судить о возрастных особенностях психических расстройств.

Роль психиатров-экспертов в выборе вида экспертизы должна быть более активной. Если эксперт убежден, что вид экспертизы выбран судебно-следственными работниками неправильно, он может в письменной форме рекомендовать более адекватный вид освидетельствования, например, назначение комплексной СПЭН и пр.

Принудительные меры медицинского характера назначаются, изменяются и отменяются определением суда с учетом рекомендаций судебно-психиатрических экспертных комиссий, врачебных комиссий психиатрических больниц, осуществляющих принудительное лечение, психиатрических комиссий по освидетельствованию осужденных. Эти рекомендации основываются на функциональном диагнозе, отражающем все уровни психических расстройств.

Заключение комиссии должно базироваться на следующих принципах: 1) необходимость и достаточность рекомендуемой меры по предотвращению новых общественно опасных действий; 2) дифференцированность и ограниченность показаний для принудительных мер медицинского характера с учетом специфики возрастного развития; 3) обеспечение преемственности мер медицинского характера от лечебных мероприятий до психокоррекционных, психолого-педагогических, реабилитационных, включая различные формы семейной поддержки, передачу больного на попечение родственникам или опекунам при обязательном врачебном наблюдении. Не следует рекомендовать принудительные меры медицинского характера несовершеннолетним, если совершенные ими общественно опасные действия не имеют наклонности к рецидивированию, не относятся к категории тяжких или связанных с посягательством на жизнь граждан. В этих случаях целесообразно рекомендовать помещение в психиатрическую больницу общего типа или постановку на динамическое диспансерное наблюдение.

Принудительное лечение в психиатрическом стационаре общего типа следует рекомендовать несовершеннолетним с психической патологией при отсутствии у них признаков стойкой социальной дезадаптации и постоянных антисоциальных тенденций, проявляющихся в склонности к действиям агрессивного характера, а также в грубых повторных нарушениях больничного режима. Такой вид лечения можно рекомендовать больным подросткам, если они:

а) совершили общественно опасное деяние в психотическом состоянии;

б) при наличии в период экспертизы (освидетельствования) признаков манифестации или обострения хронического душевного заболевания или декомпенсации патологического состояния различного происхождения;

в) в случаях, когда временное болезненное расстройство психической деятельности развилось после совершения общественно опасного деяния, и больной нуждается в лечении до выхода из указанного болезненного состояния;

г) при психическом заболевании в стадии ремиссии, состоянии психического дефекта различного происхождения, слабоумии в случае повторных общественно опасных действий;

д) при изменении меры медицинского характера после принудительного лечения в психиатрическом стационаре специализированного типа в связи с улучшением состояния, снижением общественной опасности и упорядоченностью поведения.

Принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа следует рекомендовать больным при наличии у них клинико-психопатологических и социально-психологических факторов риска повышенной общественной опасности. У несовершеннолетних с психической патологией к факторам риска следует относить:

а) психопатоподобный синдром со стойкими аффективными нарушениями в виде дисфорий и патологией влечений агрессивно-садистического характера;

б) негативно-дефицитарные личностные изменения с эмоциональным дефектом и выраженной поведенческой активностью, сопровождающейся аффективной напряженностью, постоянными нарушениями больничного режима (в том числе гебоидный синдром);

в) гипоманиакальные и маниакальные состояния с расторможенностью влечений и поведения;

г) сочетание перечисленных выше симптомокомплексов со склонностью к употреблению алкоголя, наркотических и токсических средств и токсикоманическим поведением, со стойкими асоциальными личностными установками, обусловливающими криминальное поведение до болезни, рецидивность общественно опасных действий, а также со склонностью к нарушениям больничного режима.

С учетом перечисленных факторов риска принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа следует рекомендовать следующим группам несовершеннолетних больных:

а) совершившим общественно опасные деяния, относимые к категории тяжких, в том числе связанные с посягательством на жизнь граждан, представляющие в последующем, в силу клинических проявлений заболевания или личностных особенностей, повышенную опасность для общества;

б) с хроническим психическим заболеванием, состояниями психического дефекта различного происхождения или слабоумием, когда в силу клинических проявлений заболевания или личностных особенностей выявляются вышеперечисленные факторы риска общественно опасного поведения со склонностью к повторному совершению общественно опасных деяний и нарушениям больничного режима;

в) с временным болезненным расстройством психической деятельности, развившемся после совершения общественно опасного деяния и требующим направления на принудительное лечение для несовершеннолетних, находящихся под стражей.

Принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа с интенсивным наблюдением в отношении несовершеннолетних с психической патологией рекомендуется применять ограниченно. Несовершеннолетние, не достигшие возраста 16 лет, на этот вид принудительного лечения могут направляться в исключительных случаях.

В части случаев данную меру медицинского характера можно рекомендовать больным, совершившим тяжкое общественно опасное деяние, если имеется отчетливый риск его повторения в силу клинических проявлений заболевания или патологически обусловленных личностных особенностей, а также больным со стойкими антисоциальными тенденциями, проявляющимися в грубых нарушениях режима с повторными побегами, нападениями на персонал.

Несовершеннолетние больные, находящиеся на принудительном лечении, должны регулярно освидетельствоваться врачебной комиссией для установления изменений психического состояния и снижения общественной опасности его поведения. В состав комиссии должен обязательно входить подростковый врач-психиатр, специалист по подростковой судебной психиатрии.

18.5. Комплексные экспертизы несовершеннолетних

Этот вид экспертизы завоевывает все более прочные позиции в связи с введением в УК РФ ст. 20, 22, увеличением числа психологов со специальной подготовкой, расширением спектра вопросов, ставящихся перед экспертами. Комплексная экспертиза несовершеннолетних становится все более необходимым инструментом в судебно-следственной практике. Междисциплинарный характер этих экспертиз определяет большую доказательность экспертных выводов, возможность решения более широкого круга вопросов и их согласования (психиатры, психологи, сексопатологи, судебные медики и пр.), использование бóльшего объема знаний по смежным подростковым дисциплинам. Комплексные судебные психолого-психиатрические экспертизы несовершеннолетних (КСППЭН) применяются чаще всего в практике освидетельствования несовершеннолетних в период следствия (подозреваемые, обвиняемые), а также при экспертизе потерпевших и свидетелей - детей и подростков.

Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза несовершеннолетних обвиняемых назначается в соответствии со ст. 79 УПК и проводится на основании ст. 392 УПК. Все чаще используется ее модифицированная и расширенная формулировка (содержащаяся в постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 3.12.76 № 16), согласно которой нужно «выяснить степень умственной отсталости несовершеннолетнего, т. е. мог ли он полностью сознавать значение своих действий и в какой мере мог руководить ими». Проблемам методологии и методики проведения КСППЭН посвящена специальная работа И.А. Кудрявцева и Е.Г. Дозорцевой (1988).

Перед экспертизой стоят две задачи, которые заключаются в выяснении, во-первых, «степени умственной отсталости несовершеннолетнего» и, во-вторых, «мог ли он полностью сознавать значение своих действий и в какой мере мог руководить ими». Первая из этих задач является промежуточной, вспомогательной для решения второй, основной. В связи с этим вопросы суда и следствия к экспертам могут быть корректно сформулированы следующим образом:

1) имеются ли у несовершеннолетнего отклонения в психическом развитии, и если да, то в чем они проявляются;

2) мог ли несовершеннолетний, с учетом уровня его психического развития, полностью сознавать значение своих действий и в какой мере мог руководить ими.

На практике перед экспертами основной задачей часто оказывается установление соответствия психического развития несовершеннолетнего календарному возрасту 14 или 16 лет для ответа на вопрос о том, может ли он быть привлечен к уголовной ответственности (ч. 3 ст. 20 УК РФ). Не менее важна и другая задача КСППЭН, заключающаяся в необходимости определения, мог ли несовершеннолетний «полностью сознавать значение своих действий и в какой мере мог руководить ими». Цель установления этих обстоятельств заключается в индивидуализации ответственности несовершеннолетнего и применяемых к нему коррекционных мер.

Экспертное решение о том, в полной или ограниченной мере несовершеннолетний мог сознавать значение своих действий и руководить ими, должно опираться на определенные комплексные психолого-психиатрические критерии оценок. Одна из основных предпосылок для такого вывода - выделение клинических характеристик нарушений развития, которые не исключают вменяемости, но могут ограничивать способность несовершеннолетнего сознавать значение своих действий и руководить ими. Анализ клинического материала позволил выделить критерии, лежащие в основе экспертной оценки не только невменяемости, но и ограниченной способности по вменению.

Разработка методологических, теоретических и практических аспектов комплексной судебно-психиатрической экспертизы потерпевших в настоящее время является одной из актуальных и сложных задач судебной психиатрии (Ю.Л. Метелица, Б.В. Шостакович в соав.; Т.П. Печерникова; Н.Б. Морозова). Для точной правовой оценки судом действий обвиняемых и установления степени их виновности важное значение имеет анализ поведения и психическое состояние потерпевших в криминальной ситуации, учет последствий преступления для психического здоровья жертвы. Кроме того, потерпевшие, правовые гарантии которых закреплены действующим уголовно-процессуальным кодексом, являются участниками судебно-следственного процесса и могут активно влиять на его исход.

Возрастные особенности психики малолетних (незрелость, внушаемость, подчиняемость, недостаточность жизненного опыта, неумение полно и критично оценить ситуацию и прогнозировать ее развитие, неосведомленность в вопросах половых отношений и др.) часто определяют виктимное поведение несовершеннолетних. Подростки зачастую становятся объектами криминальных действий сверстников в ситуациях «необоснованного доверия» или «быстротечных знакомств». Риск совершения противоправных действий еще более повышается в отношении несовершеннолетних, у которых имеются психические расстройства, сопровождающиеся неправильным, отклоняющимся поведением. Выделяют провоцирующее, пассивно-безучастное и нейтральное поведение жертвы, которое может быть обусловлено как медицинскими (психические расстройства), так и психологическими (личностные, возрастные особенности, психогенная дезорганизация) причинами, а также социальными факторами (несформированность морально-этических принципов).

Сексуальное злоупотребление в отношении несовершеннолетних (Child Sexual Abuse) рассматривается в мировой литературе как особый вариант жестокого обращения.

Психогенные состояния, развивающиеся у жертв сексуальной агрессии, в подростковом возрасте характеризуются преобладанием невротических депрессивных нарушений, фобическими проявлениями, комплексом сверхценных переживаний, отражающих особенности психогении, что частично соответствует критериям DSM-III-R для посттравматического стрессового расстройства.

Показаниями для направления несовершеннолетних на экспертизу является малолетний возраст (до 14 лет), наличие у них психических расстройств, сведения о неправильном, провоцирующем поведении, употреблении алкогольных напитков, наркотических или токсикоманических препаратов в период криминала, данные о перенесенных черепно-мозговых травмах с потерей сознания, непоследовательность и противоречивость показаний в ходе следствия, сообщения родственников о появившихся после случившегося неблагоприятных последствиях (депрессивные состояния, суицидальные тенденции, припадки и т. д.), а также наличие у них повышенной склонности к фантазированию, внушаемость и подчиняемость. Предпочтителен амбулаторный вид освидетельствования несовершеннолетних свидетелей и потерпевших.

Кроме диагностических, основными вопросами, подлежащими разрешению, являются:

1) установление способности потерпевших понимать характер и значение действий преступника и оказывать сопротивление;

2) определение возможности потерпевших и свидетелей правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания;

3) констатация возможности свидетелей и потерпевших участвовать в предварительном следствии и судебных заседаниях;

4) выявление психических расстройств, установление их связи с причиненными в результате преступления повреждениями, а также определение степени тяжести телесных повреждений (последнее устанавливается судебными медиками).

Важной задачей КСППЭН является определение возможности несовершеннолетних свидетелей и потерпевших участвовать в судебно-следственном процессе, так как под влиянием неблагоприятных стрессовых факторов у них могут развиваться разнообразные по глубине и продолжительности психогенные состояния.

Согласно ч. 1 ст. 20 УК уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления 16-летнего возраста. Подростки в возрасте 14–16 лет подлежат ответственности лишь за тяжкие преступления, перечисленные в ч. 2 ст. 20 Кодекса. Выделение экспертизы несовершеннолетних в самостоятельный раздел судебной психиатрии определяется особым правовым положением несовершеннолетних, а также тем, что психические нарушения в этом возрасте, а соответственно и судебно-психиатрическая их оценка, имеют свою специфику. Возраст 14–18 лет, в течение которого происходит психическое и физиологическое созревание, обозначается как пубертатный (переходный). Пубертатный криз является ответственным этапом онтогенеза, поскольку именно в это время происходит бурное половое и психическое созревание индивида. В пубертатном периоде могут манифестировать и обостряться хронические психические заболевания (шизофрения и др.). Пубертатный возраст имеет принципиальное значение для формирования личностных расстройств. Большое значение имеют темп нарастания и массивность проявлений пубертатного периода.

Выделяют ускоренное созревание, или акселерацию, и замедленное созревание, или ретардацию. Но наибольшее значение имеют асинхронии развития, при которых половое, психическое и физическое созревание происходит неравномерно, диссоциированно. Чем более выражена эта неравномерность, тем более патологично протекает пубертат.

Основной особенностью психических расстройств в подростковом возрасте является сочетание аффективных нарушений, утрированных проявлений психологического созревания с возрастными расстройствами поведения и характерными для этого периода реакциями протеста, имитации, отказа, а также специфическими для подросткового возраста психопатологическими синдромами.

Синдром психического инфантилизма характеризуется задержкой созревания всех сфер психики, выраженной внушаемостью и подражательностью, слабостью интеллектуального и волевого контроля, несформированностью мотивации, отсутствием борьбы мотивов при принятии решений, нарушением способности к прогнозированию, критике, неуправляемостью поведения.

Синдром фантазирования тесно связан с психической незрелостью. Возникает по механизмам инфантильной психологической защиты, может быть псевдокомпенсаторным, отражая стремление подростка к самоутверждению, может возникать психогенно по механизму вытеснения или замещения реальной тяжелой ситуации.

Синдром сверхценных образований. Наиболее часто в судебнопсихиатрической практике встречаются сверхценная неприязнь и привязанность, сверхценные идеи мести или страх мести, сверхценные увлечения, дисморфофобии, идеи своей неполноценности или переоценки. Все эти сверхценные идеи характеризуются субъективной значимостью, они занимают неадекватно большое место в психике и во многом определяют поведение подростков.

Гебоидный синдром характеризуется карикатурным заострением и патологическим искажением психологических особенностей, свойственных подростковому возрасту. Появляется расторможенность или извращенность влечений, ослабление и искажение нравственных установок, эмоциональное притупление со снижением высших эмоций (жалость, сопереживание), нарастает холодность, жестокость, отмечаются садистические наклонности. Подростки оппозиционны и эгоцентричны, стремятся к лидерству, отмечается асоциальная направленность интересов, повышенная криминогенность, жестокость при совершении правонарушений.

Синдром пубертатной астении бывает наиболее выражен на высоте кризисного периода (14–15 лет) и представлен значительным снижением побуждений, чрезмерной психической и физической истощаемостью, падением интеллектуальной продуктивности, вялостью, нарушениями сна и головной болью.

Необходимо учитывать и возможность развития патологического пубертатного криза как самостоятельного болезненного психического расстройства. В этих случаях экспертные вопросы решаются в зависимости от степени его патологичности.

Наиболее часто пубертатный криз протекает аномально у лиц с теми или иными психическими отклонениями и расстройствами. При этом основными особенностями психических заболеваний в пубертатном возрасте являются стертость, неразвернутость, фрагментарность симптоматики и превалирование в клинической картине характерологических, невротических и поведенческих нарушений.

Клиническое оформление психических расстройств в детском и подростковом возрасте зависит не столько от нозологии, сколько от возрастных особенностей, поэтому большое значение приобретают данные о психопатологической структуре на каждом этапе онтогенеза (в период возрастных кризов) и их сопоставление между собой для получения целостного представления о динамике становления психических расстройств (стереотип развития болезни). Многоуровневость клинических картин в подростковом возрасте определяет адекватность использования понятия "функциональный диагноз" и позволяет соотнести между собой нозологию, структуру и содержание возрастной психопатологии, количественные и качественные характеристики психологического криза созревания, личностные расстройства, асинхронии и дефицитарность развития, типы социализации личности, реагирования и поведения.

По мнению В. А. Гурьевой (2004), специфика подростковой психопатологии определяет следующие принципы судебно-психиатрической оценки психических расстройств у несовершеннолетних.

  • 1. Основным методологическим принципом судебно-психиатрической оценки несовершеннолетних является положение о единстве юридического и медицинского критериев применительно к предмету экспертизы (психическое состояние лица в конкретной юридически значимой ситуации).
  • 2. В связи с тем, что удельный вес собственно психозов в подростковом возрасте невелик, основное значение приобретает принцип экспертной оценки по степени выраженности психических расстройств и нарушений психического развития. При этом учитывается содержательная характеристика юридического критерия и возникает возможность не только традиционных (альтернативных), но и промежуточных решений (например, неспособность в полной мере осознавать фактический характер своих действий и руководить ими).
  • 3. Ретроспективность судебно-психиатрической квалификации психического состояния имеет для подросткового возраста особое значение, так как в период бурного психического созревания даже короткие временные отрезки могут характеризоваться значительными качественными изменениями уровня социализации личности, степени выраженности инфантильности, формированием психопатических структур, психопатологической завершенности симптоматики. Это обязывает назначать СПЭ как можно раньше, приближая ее тем самым к моменту правонарушения.
  • 4. Принцип оценки психического состояния в конкретной юридически значимой ситуации важен при проведении любой СПЭ, но в части случаев он приобретает самостоятельное значение, особенно если расстройства психики отсутствовали или небыли выявлены в докриминальном периоде.
  • 5. Принцип комплексности предусматривает участие в СПЭ специалистов смежных дисциплин, знакомых с особенностями психофизиологического функционирования в подростковом возрасте (психолог, эндокринолог, сексолог, судебно-медицинский эксперт).
  • 6. В рамках любых нозологических форм должен быть оценен патологический пубертатный криз как этап их динамики. Если это состояние проявляется относительно автономно (вне рамок какой-либо нозологии), то с судебно-психиатрической точки зрения его следует расценивать как "временное болезненное расстройство психики".
  • 7. При экспертизе несовершеннолетних необходимо учитывать, что незрелость психики подростка предрасполагает, с одной стороны, к его конформности, а с другой – к психическому индуцированию с возможностью внушенных форм мотивации и поведения или психопатологических переживаний. Следует помнить, что в случаях изоляции подростка от "индуктора" или референтной группы довольно быстро происходит дезактуализация патологических проявлений.
  • 8. Наибольшая сложность диагностики связана с тем, что в подростковом возрасте психопатологические переживания, даже при их сверхценном характере, остаются очень часто аутистическими и недостаточно осознанными (психологически переработанными).

В последние годы отмечается снижение количества судебнопсихиатрических экспертиз несовершеннолетних по России (с 35 978 СПЭ в 2005 г. до 28 577 в 2009 г.) при одновременном возрастании числа СПЭ в расчете на 10 000 подросткового населения (с 38,9 до 44,5 за тот же период), что связано, с одной стороны, с демографическими проблемами и снижением уровня подростковой преступности, а с другой – свидетельствует о востребованности судебно-психиатрического исследования психического состояния несовершеннолетних как доказательства но делу для наиболее полного учета их психических и индивидуальноличностных особенностей и защиты их законных прав и интересов. Об этом же свидетельствует неуклонный рост удельного веса комплексных экспертиз, проводимых несовершеннолетним (с 39,5% от общего числа СПЭ в 1999 г. до 65,1% в 2009 г.) [Мохонько, Муганцева, 2010].

Уголовно-процессуальная дееспособность несовершеннолетних законодательством изначально расценивается как ограниченная. Так, по делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, к обязательному участию в уголовном деле привлекаются их законные представители (ст. 48 УПК), которые берут на себя процессуальные права: присутствие при предъявлении обвинения; участие в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, а также (с разрешения следователя) в иных следственных действиях, производимых с его участием и участием защитника; знакомство с протоколами следственных действий, в которых он принимал участие, и подготовка письменных замечаний о правильности и полноте сделанных в них записей; заявление ходатайств и отводов, принесение жалоб на действия (бездействие) и решения дознавателя, следователя, прокурора; представление доказательств; знакомство со всеми материалами уголовного дела, выписка из него любых сведений и в любом объеме. При этом следователь, дознаватель даже вправе вынести постановление о непредъявлении несовершеннолетнему обвиняемому для ознакомления тех материалов дела, которые могут оказать па него отрицательное воздействие, в связи с чем ознакомление с этими материалами становится обязанностью законного представителя несовершеннолетнего (ст. 426 УПК). Особая норма законодательства подразумевает предоставление процессуальных прав представителю несовершеннолетнего и в судебном заседании (ст. 428 Кодекса). Кроме того, несовершеннолетний возраст подозреваемого (обвиняемого) является обстоятельством, обусловливающим обязательное участие в уголовном судопроизводстве защитника (п. 2 ч. 1 ст. 51 УПК).

Особо процессуальным законодательством выделяется проблема допроса в судебном заседании несовершеннолетних потерпевших и свидетелей, включая ситуации, когда у них обнаруживаются психические недостатки.

Статья 280. Особенности допроса несовершеннолетнего потерпевшего и свидетеля

1. При участии в допросе потерпевших и свидетелей в воз

расте до четырнадцати лет, а по усмотрению суда и в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет участвует педагог. Допрос несовершеннолетних потерпевших и свидетелей, имеющих физические или психические недостатки, проводится во всех случаях в присутствии педагога. [...]

4. При необходимости для участия в допросе несовершеннолетних потерпевших и свидетелей, указанных в части первой настоящей статьи, вызываются также их законные представители, которые могут с разрешения председательствующего задавать вопросы допрашиваемому. [...]

Таким образом, может возникнуть вопрос о наличии у несовершеннолетних потерпевших и свидетелей психических недостатков, недоучет которых может привести к процессуальным нарушениям. То же касается и несовершеннолетних обвиняемых, чей допрос также осуществляется по особым процессуальным правилам.

Статья 425. Допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого

3. В допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, участие педагога или психолога обязательно.

В ст. 20 УК имеется дополнительная норма – ч. 3. Она гласит: "Если несовершеннолетний достиг возраста, предусмотренного частями первой или второй настоящей статьи, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, он не подлежит уголовной ответственности".

Применение ч. 3 ст. 20 УК предполагает следующие вопросы экспертам.

  • 1. Имеется ли у несовершеннолетнего отставание в психическом развитии, не связанное с психическим расстройством? Если имеется, то в чем оно выражается?
  • 2. При наличии у несовершеннолетнего отставания в психическом развитии могло ли оно лишать его возможности во время совершения общественно опасных действий в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими?

Согласно возрастной психологии в норме полная способность к осознанной саморегуляции формируется у человека к концу подросткового периода, продолжающегося от 11 – 12 до 14–16 лет. В ее основе формирование главного психологического фактора – самосознания. Самосознание включает ценностно-смысловую иерархию, которая определяет мотивацию поведения. Человек при нормальном развитии, переходя пределы подросткового возраста, обладает зрелыми психологическими структурами, которые позволяют ему осознанно руководить своими действиями. На этом основывается возраст полной уголовной ответственности, равный 16 годам и зафиксированный в законодательстве (ч. 1 ст. 20 УК). Однако полное формирование соответствующих личностных структур продолжается по крайней мере до 18 лет, т.е. до окончания несовершеннолетия. Поэтому лишь с достижением совершеннолетия (18 лет), согласно российскому законодательству, лицо приобретает полную гражданскую дееспособность (п. 1 ст. 21 ГК), а несовершеннолетие виновного лица является обстоятельством, смягчающим наказание (п. "б" ч. 1 ст. 61 УК). В то же время способность к осознанной саморегуляции есть и у подростка, хотя она еще находится в процессе становления. В связи с этим с 14 до 16 лет несовершеннолетние привлекаются к уголовной ответственности лишь за наиболее тяжкие правонарушения (ч. 2 ст. 20 УК). Способность к сознательному руководству своими действиями у несовершеннолетних с аномалиями психического развития существенно снижена.

Вместе с тем сформулированное в ч. 3 ст. 20 УК понятие отставание в психическом развитии, не связанное с психическим расстройством нуждается в уточнении. Основное психологическое содержание данной категории составляет незрелость личности как регулятора социального поведения. Предпосылкой личностной незрелости может быть интеллектуальная ограниченность, обусловленная педагогической запущенностью, а потому являющаяся потенциально компенсируемой.

Есть мнение, что ч. 3 ст. 20 УК может применяться и в тех случаях, когда у несовершеннолетнего имеется как отставание в психическом развитии, так и психическое расстройство, однако последнее не приобретает юридически значимого характера, а юридический критерий соответствует именно отставанию. Так, И. А. Кудрявцевым (1999) предлагается на первом этапе диагностировать отставание в психическом развитии, на втором – осуществлять диагностику психического расстройства, а на третьем этапе определять обусловленность (либо ее отсутствие) отставания в психическом развитии имеющимся психическим расстройством. То есть установление наряду с признаками отставания в психическом развитии психического расстройства, содержащегося в МКБ-10, не должно автоматически относить это отставание в разряд "связанного с психическим расстройством". В подобных случаях предлагается раздельно оценить вклад социальных факторов и психических расстройств в задержку развития и ограничение способности несовершеннолетнего к сознательной саморегуляции в юридически значимый период времени.

Сторонники узкого подхода [Гурьева, 2004] полагают, что для корректного использования ч. 3 ст. 20 УК при установлении непатологических задержек развития должны быть одновременно исключены все психические расстройства болезненного характера, которые могли бы быть диагностированы в соответствии с МКБ-10. По их мнению, при наличии подобных расстройств следует применять ст. 21 или 22 УК.

В то же время констатация отставания в психическом развитии еще не дает ответа на вопрос о мере способности несовершеннолетнего осознавать свои действия и руководить ими. В сравнительно простых (штатных) ситуациях эта способность может сохраняться, в других, более сложных – быть нарушенной. Поэтому одной из задач экспертной оценки является рассмотрение возможности саморегуляции несовершеннолетнего во время инкриминируемого ему деяния с учетом актуального состояния личности и ее динамической организации в конкретной проблемной ситуации. Исходя из сказанного, становится понятной неправомерность отождествления понятий "отставание в психическом развитии" и "паспортный возраст". В связи с этим вопрос о соответствии психического развития, психологического возраста подростка его паспортному возрасту является некорректным, поскольку он предполагает, что установление несоответствия между психологическим и календарным возрастом несовершеннолетнего может быть основанием для освобождения подростка от уголовной ответственности. Для возрастной психологии общепринятой является трактовка психологического возраста как возрастного периода, характеризующегося качественной спецификой. Этот период применительно к подростковому и юношескому возрасту охватывает несколько лет (подростковый – от 11–12 до 14–15 лет, юношеский – от 14–15 до 16–17 лет). Соответственно и возрастные нормы существуют не для конкретного календарного возраста, а по отношению к периоду в целом. То есть возрастные нормы психического развития имеют не количественный, а качественный характер, поэтому выработать определенные средние показатели для 14 или 16 лет нельзя.

Установление у несовершеннолетнего обвиняемого отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, – первый этап, основа для окончательного вывода, который формулируется экспертом-психологом на втором этапе исследования. Предметом экспертизы на данном этапе является оценка возможности несовершеннолетнего в полной мере осознанно управлять своим поведением при совершении правонарушения. При этом возникают неизбежные аллюзии со ст. 22 УК (где также используется формулировка "не в полной мере"). По мнению С. Н. Шишкова (1997), данное противоречие нужно преодолевать путем ужесточения экспертных критериев и применять ч. 3 ст. 20 Кодекса лишь в тех случаях, когда нарушение возможности к осознанному руководству своими действиями у несовершеннолетнего настолько выражено, что приближается к ее отсутствию. Только так может быть оправдано освобождение подростка от уголовной ответственности и принудительных мер воспитательного характера, предусмотренных уголовным законом.

Таким образом, вывод психолога о выраженном ограничении возможности несовершеннолетнего сознательно руководить своими действиями вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, не противоречит заключению психиатра об отсутствии психических расстройств, которые могли бы влиять на юридический критерий.

При констатации менее выраженного ограничения возможности несовершеннолетнего к осознанной регуляции своего поведения оправдано указать в заключении экспертизы на особенности психического развития, которые нашли отражение в его юридически значимом поведении. Это исключает применение к несовершеннолетнему ч. 3 ст. 20 УК, но позволит учесть при назначении наказания уровень его психического развития и особенности личности в соответствии с ч. 1 ст. 89 УК.

Судебная медицина и психиатрия: Шпаргалка Автор неизвестен

52. СУДЕБНО-ПСИХИАТРИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

При рассмотрении данного раздела необходимо учитывать бурное развитие организма подростка (юноши и девушки) от 12 до 18 лет. Перестройка охватывает в целом все органы и системы и приводит их к психическому и половому созреванию, изменению физиологических и биохимических процессов и нередко к пубертатному кризу. Последний хотя имеет решающее значение в становлении характера, поведении и действиях несовершеннолетних, в то же время может способствовать превращению отдельных психических отклонений в стойкие патологические черты личности, обусловливающие антиобщественное поведение. Нарушения же темпа полового созревания могут у них стать источником патологического формирования психики со всеми вытекающими из этого социальными последствиями.

Следует указать на такую особенность, как резкая динамичность психопатологического состояния подростков с еще формирующейся психопатией. Поэтому так довольно часты неидентичные экспертные заключения психиатров на состояние здоровья психически больных подростков. Необходимо также признать и то, что судебно-психиатрическая экспертиза частных форм психических заболеваний у подростков представляет значительные трудности. Подростки значительно чаще, чем взрослые, подвергаются комплексным судебным психолого-психиатрическим экспертизам, так как именно психологи дают наиболее объективные данные об уровне умственного развития подростка, особенностях и структуре познавательных процессов, эмоционально-мотивационной сфере, волевой устойчивости, умственной работоспособности и т.п. Также следует указать и на то, что вопрос об использовании психологических исследований в качестве параклинического метода в процессе судебно-психиатрической экспертизы решает не суд и следственные органы, а судебно-психиатрический эксперт.

Рассматривая судебно-психиатрическую экспертизу, необходимо специально выделить положение о том, что при данных экспертизах из-за сложности оценки их результатов судебно-психиатрическими экспертами допускается определенный субъективизм. На это влияют установки и взгляды различных психиатрических школ, неодинаковые знания и личный опыт. Именно поэтому в судебной психиатрии принято коллегиальное экспертное исследование подэкспертных для достижения более объективного и правильного заключения. Этим достигается большая авторитетность и доказательность судебно-психиатрических экспертных заключений.

Законодатель в ст. 195 УПК РФ определил порядок назначения экспертиз. В то же время практика говорит о некоторых трудностях у юридических работников при вынесении постановления (определения) о производстве судебно-психиатрической экспертизы и постановке конкретных вопросов, на которые судебно-психиатрическим экспертам необходимо дать ответы.

Из книги Судебная медицина и психиатрия: Шпаргалка автора Автор неизвестен

29. СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА ВОЛОС Волосы в качестве вещественных доказательств фигурируют в делах об убийствах, изнасилованиях, нанесении телесных повреждений, кражах, хищениях животных и т.д.В зависимости от характера и особенностей преступления волосы могут

Из книги Юридическая психология. Шпаргалки автора Соловьева Мария Александровна

35. СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА ИСКУССТВЕННЫХ И ПРИТВОРНЫХ БОЛЕЗНЕЙ Судебно-медицинскому эксперту приходится проводить исследования по поводу подозрения на искусственную или притворную болезнь в тех случаях, когда такие болезни являются основанием для привлечения

Из книги Юридическая психология [С основами общей и социальной психологии] автора Еникеев Марат Исхакович

43. СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА ТРУПА В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения № 161 от 24 апреля 2003 г. «Об утверждении Инструкции по организации и производству экспертных исследований в бюро судебно-медицинской экспертизы» экспертное исследование

Из книги Юридическая психология автора Васильев Владислав Леонидович

44. СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА КРОВИ Следы крови играют важную роль в следственной практике, поскольку они часто являются следами происшествия или совершенного преступления Вопросы, разрешаемые при экспертизе следов крови, определяются как обстоятельствами дела,

Из книги автора

45. СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА ПО МАТЕРИАЛАМ ДЕЛА Материалы уголовного или гражданского дела являются одним из объектов судебно-медицинской экспертизы. Порядок производства этих экспертиз регламентирован Приказом Минздрава «Об утверждении Инструкции по

Из книги автора

49. СУДЕБНО-ПСИХИАТРИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА Судебно-психиатрическая экспертиза является основным разделом и приоритетным направлением судебной психиатрии. Исходя из актуальных потребностей правосудия она преследует цель: оценить и дать экспертное заключение психическому

Из книги автора

120. Судебно-психологическая и судебно-психиатрическая экспертизы Почти по каждому уголовному делу проводится судебно-психологическая или судебно-психиатрическая экспертиза для определения вменяемости обвиняемого. В случае возникновения при производстве судебной

Из книги автора

§ 10. Судебно-психологическая экспертиза в гражданском судопроизводстве Одним из источников доказательств в гражданском процессе является заключение эксперта. Решение гражданских дел по существу в ряде случаев невозможно без судебно-психологической экспертизы.К

Из книги автора

13.2. Судебно-психологическая экспертиза: пели и задачи Судебно-психологическая экспертиза представляет собой исследование, проведенное сведущим лицом - экспертом - на основе специальных познаний в области психологии с целью дачи заключения, которое после

Из книги автора

13.3. Судебно-психологическая экспертиза эмоциональных состояний Данный вид экспертизы назначается работниками следственных или судебных органов в тех случаях, когда возникает вопрос о возможности квалифицировать действия обвиняемого (подсудимого) как совершенные в

Из книги автора

13.4. Судебно-психологическая экспертиза потерпевших по делам о сексуальных преступлениях Объектом данного вида СПЭ могут быть лица женского и мужского пола, пострадавшие от сексуального насилия. На практике этот вид экспертизы проводится, как правило, в отношении

Из книги автора

13.7. Судебно-психологическая экспертиза индивидуально-психологических особенностей Данный вид СПЭ проводится в тех случаях, когда: а) вызывают сомнения имеющиеся в деле данные о личности обвиняемого или подсудимого; б) имеются противоречивые оценки индивидуальных

Из книги автора

13.8. Посмертная судебно-психологическая экспертиза Необходимость проведения посмертной судебно-психологической экспертизы может возникнуть при расследовании дел различных категорий. Прежде всего она проводится в отношении лиц, совершивших самоубийство, когда

Из книги автора

13.12. Судебно-психологическая экспертиза в гражданском процессе Последние годы в гражданском судопроизводстве установилась практика проведения судебно-психологических экспертиз для решения вопросов, относящихся к компетенции

Из книги автора

13.13. Судебно-психологическая экспертиза по делам о моральном вреде Данный вид экспертизы проводится как в уголовном, так и в гражданском процессе.В ст. 151 ГК РФ моральный вред определяется как «физические или нравственные страдания». Толкование этого понятия дано в

Из книги автора

13.14. Комплексная психолого-психиатрическая экспертиза К компетенции этой экспертизы относится решение следующих задач:? квалификация психического состояния испытуемого, определение природы, вида и типа психической патологии, ее тяжести и личностного выражения,

Судебно-психиатрическая экспертиза несовершеннолетних

Особенности судебно-психиатрической экспертизы несовершеннолетних связаны, во-первых, правовыми положениями, касающимися применения к ним уголовного наказания и других мер пресечения, во-вторых, они зависят от характера психических нарушений, которые наблюдаются у несовершеннолетних, направленных на судебно-медицинскую экспертизу. Она проводится в соответствии с общими нормами производства судебно-психиатрической экспертизы, установленными процессуальным законом, но подчинена также своим, специфическим для подросткового возраста правилам, связанным с некоторыми особенностями законодательства, методологией обследования и экспертной квалификацией.

Из-за трудностей, возникающих при установлении диагноза психического заболевания в подростковом возрасте, судебно-психиатрическая экспертиза несовершеннолетних является сложным видом судебно-психиатрической экспертизы, требующим преимущественно стационарного обследования. Однако в большинстве случаев проводится амбулаторная судебно-психиатрическая экспертиза.

Изучение и анализ 200 актов показали, что проведение амбулаторная судебно-психиатрическая экспертиза не решает поставленных следствием вопросов, что приводит к назначению дополнительной стационарной судебно-психиатрической экспертизы (количество назначенных дополнительных экспертиз составляет 60% от общего количества проводимых экспертиз, т.е. количество дополнительных экспертиз превышает количество первичных).

Судебно-психиатрическая экспертиза несовершеннолетних должна служить не только правосудию, но и реализации права подростка на социальную и медицинскую защиту. При производстве по уголовным делам в отношении несовершеннолетних производство судебной экспертизы может потребоваться:

а) для установления возраста несовершеннолетнего, если документы о возрасте вызывают сомнение;

б) для определения уровня психического развития несовершеннолетнего или иных особенностей его личности;

в) для установления факта психического расстройства или отставания в психическом развитии при решении вопроса об обязательном участии педагога или психолога в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, достигшего 16 лет.

При этом, несмотря на выраженную тенденцию к омоложению преступности и росту ее среди несовершеннолетних правонарушителей до 14 лет, вопросы правового положения лиц младше этого возраста законодательно практически не разрешены.

Не определены также особенности проведения экспертиз, в частности психиатрических, в отношении них. Не попадая под действие статей УПК, они не могут быть освидетельствованы комиссией судебных психиатров, направлены на принудительное лечение.

В судебной психиатрии освидетельствуются только такие несовершеннолетние, которые достигли возраста уголовной ответственности.

Несовершеннолетние в силу их возрастных особенностей проявляют меньшую способность сопоставлять, связывать факты, предвидеть ход событий, управлять своим поведением. Все эти особенности учитываются законодателем при установлении возраста, по достижении которого возможна уголовная ответственность.

Однако здесь возникает определённая проблема. Часть 3 ст. 20 УК сформулирована таким образом: если несовершеннолетний достиг возраста уголовной ответственности, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, то он не подлежит уголовной ответственности. Введение критерия "не в полной мере" приравнивает этот пункт к ч. 1 ст. 22 УК, в которой говорится, что вменяемое лицо, которое во время совершения преступления в силу психического расстройства не могло в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, подлежит уголовной ответственности.

При этом, как показывает практика, большинство следователей не ставят вопрос об отставании в психическом развитии несовершеннолетнего. Эксперт же не может проявить инициативу и выйти за пределы своей компетенции. Таким образом, вопрос об отставании несовершеннолетнего в психическом развитии зачастую вообще не рассматривается. Это затрудняет применение статьи на практике, тем самым нарушаются права несовершеннолетних, что приводит к Судебным ошибкам. При этом в первую очередь необходимо уточнить понятие "отставание в развитии" несовершеннолетнего. Ведь именно его неопределённость ведёт к тому, что этот вопрос фактически следствием и судом не ставится и не рассматривается, а при вынесении решения используется только ст. 22 УК. Однако, если вопрос о применении ч. 3 ст. 20 будет решён положительно, суд может освободить несовершеннолетнего от уголовной ответственности.

Экспертиза несовершеннолетних обвиняемых направлена на решение вопросов о том, имеется ли у несовершеннолетнего отставание в психическом развитии, не связанное с психическим расстройством, и если имеется, повлияло ли оно таким образом, что он во время совершения общественно опасного деяния не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими. Для оценки психического и личностного развития подэкспертного в рамках комплексной психолого-психиатрической экспертизы необходимо исследование в беседе, проективных и полупроективных методиках общего характера мотивации, интересов, его социальной направленности и сформированности самосознания. Индивидуально-психологические особенности также должны быть изучены более детально. На выявление этих данных должны быть направлены минимум 3 методики.

При групповых правонарушениях, в случаях, когда подросток играл подчиненную роль, следует определять внушаемость несовершеннолетнего при помощи специальных проб.

В направленной беседе выясняется субъективное отражение подэкспертным ситуации правонарушения, его мотивов, оценок, прогноза последствий. Ответы на экспертные вопросы даются на основе сопоставления данных анализа объективных обстоятельств по материалам уголовного дела и результатов экспериментального психологического исследования.

К симптоматическим психозам относятся психические расстройства, возникающие при общих соматических и инфекционных заболеваниях, интоксикациях, нарушениях функции эндокринных желёз. Принято выделять острые и затяжные клинические формы. Клинические проявления. Острые симптоматические психозы чаще сопровождаются транзиторным помрачнением сознания. Острому психотическому состоянию обычно предшествует кратковременный продромальный период с общим недомоганием, повышенной чувствительностью, нарушением сна, вялостью или двигательным беспокойством, крайней неустойчивостью аффекта. Расстройства сознания разнообразны по клиническим проявлениям, глубине и длительности. В судебно-психиатрической клинике наиболее часто встречается делирий или сумеречное помрачение сознания с явлениями эпилептиформного возбуждения. Наряду с общими психопатологическими признаками острые психозы имеют ряд индивидуальных отличий, которые зависят от характера соматического заболевания, пола, возраста. Делирий наиболее часто наблюдается при соматических (в том числе инфекционных) заболеваниях с выраженной интоксикацией. Наряду с такими характерными для делириозного синдрома расстроенного сознания симптомами, как нарушения восприятия, отрешенность от окружающей действительности, дезориентированность, бессвязность мышления, для инфекционного делирия весьма типичны обильные зрительные сценоподобные иллюзорные и галлюцинаторные переживания, тревога, страх, идеи преследования. Поведение и высказывания больных в значительной степени определяются болезненными переживаниями. В таком состоянии они могут нанести повреждения себе или окружающим. Сумеречное расстройство сознания, как правило, возникает внезапно, сопровождается резким двигательным эпилептиформным возбуждением, страхом, отдельными галлюцинаторно-бредовыми проявлениями, что может привести к совершению общественно опасных действий. Больные беспокойны, тревожны, кричат, мечутся, на лице выражение ужаса. Психоз длится от ½ ч до 1 ½ ч и заканчивается также внезапно, как и начался. Его сменяет глубокий сон или сопор. Острые симптоматические психозы при каждом заболевании имеют свои особенности. Делирий описан при сыпном и брюшном тифах. Острые психотические состояния при гриппе, малярии, ревматизме проявляются острым делирием, сумеречным помрачением сознания, эпилептиформным, а также тоскливо-тревожным возбуждением. При остро развивающейся сердечно-сосудистой недостаточности (инфаркт миокарда, состояние после операции на сердце и др.) могут возникать кратковременные состояния расстроенного сознания – оглушение, делириозные или аментивно-делириозные состояния. Острые симптоматические психозы могут протекать и без помрачения сознания в виде острого вербального галлюциноза. В этих случаях психоз возникает внезапно с появлением комментирующих вербальных галлюцинаций на фоне растерянности, тревоги, страха. Иногда галлюцинации бывают императивными. В таком состоянии больные под влиянием голосов могут совершать опасные действия против себя и окружающих.

Затяжные симптоматические психозы. Неблагоприятно протекающие общие соматические заболевания (в том числе инфекции и интоксикации) могут сопровождаться различными психическими нарушениями. Чаще при соматических заболеваниях развиваются неврозоподобные, особенно астенические, и психопатоподобные расстройства, но нередко на этом фоне возникают и психотические состояния, депрессивные и галлюцинаторно-бредовые психозы, конфабулярные расстройства, псевдопаралитические проявления. Затяжные симптоматические психозы обычно продолжаются от 2 недель до 2-3 месяцев и сменяются астенией с повышенной чувствительностью к физическим и психическим вредностям. Наряду с такими исходами в ряде случаев после соматогенных психозов формируется выраженный психоорганический синдром с интеллектуально-мнестическим дефектом или стойкие неврозоподобные или психопатоподобные состояния. Психические нарушения при заболевания сердечно-сосудистой системы проявляются в неустойчивости настроения, склонности к тоскливости, тревоге, физической и психической утомляемости, раздражительной слабости, повышенной чувствительности. У больных с тяжелыми формами туберкулеза легких бывают затяжные шизофреноподобные психозы с депрессивными и депрессивно-бредовыми картинами. При заболеваниях желудочно-кишечного тракта нередко наблюдаются повышенная раздражительность, нарушения сна, эмоциональной неустойчивостью, склонность к ипохондричности, канцерофобия. Заболевания печени сопровождаются психическими расстройствами интоксикационного генеза, могут наблюдаться тоскливость, подавленность, угнетение психических функций, расстройства сна. Заболевания почек также нередко сопровождаются психическими нарушениями, особенно астеническими расстройствами. При длительном течении развивается психопатоподобная симптоматика. При злокачественных опухолях наблюдаются выраженные астенические расстройства с аффективной неустойчивостью. Нередко развиваются психогенные депрессии, особенно когда диагноз становится очевидным для больного. Психозы развиваются после оперативного вмешательства, с весьма характерным синдромом альтернирующего сознания, длящимся от нескольких минут до нескольких часов. Больные производят впечатление загруженных, «ускользающих» или как будто только что проснувшихся и вновь впадающих в дремотное состояние. При мерцающем сознании их психическая жизнь как бы складывается из отдельных не связанных между собой фрагментов, что создает впечатление непонятности, необычности поступков. С утяжелением соматического страдания нарастает длительность приступов нарушенного сознания, углубляются общие психические расстройства. Эндокринные заболевания также сопровождаются психическими расстройствами, в частности, при нарушениях функции щитовидной железы возникает повышенная возбудимость, аффективная неустойчивость, плаксивость, вспыльчивость. В тяжелых случаях могут развиваться синдромы расстроенного сознания, бред, галлюцинации. Психические нарушения могут возникать и при отравлениях некоторыми промышленными и бытовыми химическими веществами. Так, хроническая интоксикация мышьяком, окисью углерода, ртутью, свинцом может сопровождаться психопатоподобным синдромом органического типа с выраженной аффективной лабильностью, иногда эпилептиформными припадками, грубыми расстройствами психики. Возникновение психотического состояния возможно при приеме тех или иных лекарственных препаратов в случае тяжелых соматических заболеваний, у лиц пожилого возраста. Астено-депрессивные картины с ипохондрическими опасениями и близкие по содержанию депрессивно-параноидные состояния, когда можно говорить об ипохондрических бредовых идеях, могут обусловить общественно опасные действия. В одних случаях это агрессивные акты в отношении медицинских работников, которые, по мнению больных, «неправильно лечат», в других – склонность к патологическим обвинениям близких в плохом уходе, стремлении «избавиться» от больного и наконец, иногда возможны так называемые расширенные самоубийства.

Послеродовые психозы – представляют собой сборную группу, в которую входят эндогенные заболевания (шизофрения, маниакально-депрессивный психоз), спровоцированные беременностью и родами, и собственно симптоматические психозы, возникающие в связи с соматоэндокринными изменениями в организме и послеродовыми септическими процессами. Послеродовые психозы возникают остро и сравнительно кратковременны. Преобладание инфекционно-аутотоксических факторов в этиологии собственно послеродового психоза обусловливает состояние помраченного сознания с аментивными и аментивно-делириозными картинами. Психоз у соматически ослабленной больной при воздействии тяжелых и длительных стрессовых факторов может выражается в различных вариантах депрессивного синдрома. Общественно опасные действия, совершаемые больными с послеродовым психозом, выражаются главным образом в убийстве новорожденных или нанесении им тяжких телесных повреждений. Больные с депрессивными состояниями могут совершать так называемые расширенные самоубийства.

Судебно-психиатрическая оценка симптоматических психозов требует индивидуального подхода с учетом тяжести и глубины расстройств психики в каждом отдельном случае. Нарушения в форме астенического или психопатоподобного синдрома непсихотические. Признавая такого обследуемого вменяемым, эксперты должны отразить в заключении эти состояния психики и обратить на них внимание суда как на патологические особенности, не исключающие вменяемости. Лица, совершившие общественно опасные действия в состоянии острого, так и затяжного психоза, признаются невменяемыми. У лиц с длительными хроническими соматическими заболеваниями, совершивших правонарушение, в психотравмирующих условиях (суд, следствие, отбывание наказания) или присоединении других дополнительных вредных факторов возможно постепенное развитие затяжного соматогенного психоза. Это требует направления на принудительное лечение в психиатрическую больницу до выздоровления подследственного или досрочного освобождения от отбывания наказания осужденного. Вменяемость исключается при временных расстройствах с психотической симптоматикой, если правонарушение совершено в таком состоянии. Если указанные психические нарушения возникают после совершения противоправного деяния, то они лишь временно лишают обследуемого возможности предстать перед следствием и судом. Судебно-психиатрическая оценка в случае развития психоорганического синдрома строго индивидуальна и определяется глубиной и выраженностью интеллектуально-мнестических расстройств, стойкостью этих нарушений. В гражданском процессе лица с затяжными симптоматическими психозами или глубоким последующим психическим снижением не могут понимать значения своих действий или руководить ими и, следовательно, недееспособны. Заключенные ими сделки, завещания и другие юридические акты могут быть признаны недействительными. Однако в связи с тем, что в период психотического состояния трудно установить прогноз заболевания, целесообразна отсрочка окончательного заключения о дееспособности – недееспособности до окончания лечения. Весьма сложным может оказаться вопрос о действительности сделок, совершенных больными с тяжелыми интоксикациями при злокачественных новообразованиях или других тяжелых соматических заболеваниях. Глубокая астения и мерцающее сознание при этих расстройствах нарушают способность больных правильно оценивать окружающую действительность, лишают их возможности понимать значение своих действий и руководить ими. Решая в подобных случаях экспертный вопрос, врач должен стремиться к возможно более тщательному установлению структуры психопатологического синдрома и особенностей поведения лица к моменту совершения сделки.

Судебно-психиатрическая экспертиза несовершеннолетних . Данный раздел психиатрии изучает специфику психических расстройств в период пубертата. Возрастные границы этого периода, согласно новейшим исследованиям (физиология, биохимия, эндокринология) соответствует 12-18 годам и охватывают весь подростковый период. С юридической точки зрения, лица в возрасте до 18 лет в нашей стране считаются несовершеннолетними. Особое правовое положение несовершеннолетних закреплено в законодательном порядке. Подростки 14-16 лет привлекаются к уголовной ответственности лишь за тяжкие преступления; лицам 16-18 лет хотя и могут инкриминированы все статьи УК, но при небольшой общественной опасности криминальных поступков к ним применяются меры принудительно-воспитательного характера, в специальных воспитательно-трудовых учреждениях. Указанное правовое положение несовершеннолетних связано главным образом с наличием у них естественной возрастной психической и социальной незрелости, определяющей недостаточность правовых знаний и умения ими пользоваться, незрелость волевых функций и несформированность критических способностей. Процесс психического созревания может протекать более спокойно или бурно, критически, в зависимости от целого ряда дополнительных факторов (патологическая наследственность, инфекционные и органические заболевания в детстве, тяжелые условия жизни и воспитания ребенка, психические травмы и пр.). Среди многочисленных попыток периодизации пубертатного периода адекватным представляется деление его на две фазы: негативную (12-15 лет) и позитивную (16-18 лет). Эта группировка часто делит пубертат - на фазу дезорганизации психики, выраженной психической нестабильности, и фазу стабилизации, нормализации на новом уровне. В патологии, в зависимости от ряда факторов, в том числе нозологической формы, клиническая характеристика каждой из фаз и их длительность могут значительно изменяться. Например, при задержках развития негативная фаза, будучи пролонгированной, может захватывать не только весь период, соответствующий в норме позитивной фазе, но продолжаться и после 18 лет. Напротив, раннее и резкое выявление психологической кризовой симптоматики при длительном отсутствии тенденции к гармонизации психики обозначают как "хронический криз созревания" Обращает на себя внимание, что при патологическом протекании негативной фазы, в позитивной среде значительно усиливается риск антиобщественного поведения, совершения криминальных поступков. Это, по видимому, связано с тем, что период, наиболее важный для формирования адаптационных способностей, протекает искаженно, в результате возникает социальная инадаптированность. В период пубертата могут начинаться или обостряться хронические психические заболевания (шизофрения, эпилепсия и др.). Пубертат имеет решающее значение для закрепления приобретенных отклонений характера ребенка и превращения их в стойкие патологические свойства личности, для наиболее четкого выявления конституциональной психопатии. Нарушение темпа полового созревания может стать источником своеобразного патологического формирования личности. При освидетельствовании подростков необходимо помнить о влиянии возраста на клиническую картину психических заболеваний. Для обоснованного экспертного заключения необходимо получение объективных сведений о подростке, о перенесенных им в детстве заболеваниях и травмах головного мозга, о фактах его неправильного поведения в прошлом, о динамике его состояния к периоду обследования. Приведенные данные свидетельствуют о предпочтительности стационарного, а не амбулаторного освидетельствования подростка, а также о необходимости тщательного собирания материалов по уголовному делу. Одной из основных особенностей психических расстройств в подростковом возрасте является резкое преобладание в клинической картине патологических проявлений, преимущественных для этого периода (своеобразные синдромальные характеристики и их сочетания, аффективные нарушения, утрированные проявления психологического криза созревания, возрастные реакции протеста, имитации, отказа, расстройства поведения и часто массивная педагогическая запущенность), в то время как симптоматика, свойственная той «или иной нозологической форме, обычно носит клинически не очерченный и психопатологически незавершенный характер. В результате клиническая картина оказывается полиморфной и нозологически нейтральной. Кроме того, выраженные нарушения поведения могут полностью вуализировать психические расстройства (так называемые "поведенческие маски"). Одной из самых характерных особенностей психических нарушений в подростковом возрасте является наличие в клинической картине симптомов психической незрелости (инфантильности). Синдром психического инфантилизма занимает особое положение не только потому, что встречается часто. Он в значительной мере определяет особенности клинической картины, характер и мотивацию ООД, адаптационные и критические способности и поэтому может иметь значение для экспертной оценки. При определенных обстоятельствах психическая незрелость, присущая возрасту, может приобретать патологические формы. В зависимости от характера причиненных факторов инфантилизм выявляется в разные возрастные периоды, что накладывает свой отпечаток на его клиническую характеристику.

Подростковые психопатологические синдромы и их судебно-психиатрическое значение:

Синдром психического инфантилизма - занимает особое положение не только потому, что встречается часто. Он в значительной мере определяет особенности клинической картины, характер, мотивацию общественно опасных действий, адаптационные и критические действия.

Способности, и поэтому может иметь значение для экспертной оценки. При определенных обстоятельствах психическая незрелость, присущая возрасту, может приобретать патологические формы. В зависимости от причинных факторов инфантилизм выявляется в разные возрастные периоды, что накладывает отпечаток на его клиническую характеристику. Различают инфантилизм тотальный и парциальный. Задержка развития может касаться... только психики, но не редко затрагивает и соматическую сферу (психофизический инфантилизм). Для органического инфантилизма характерны: большая живость, детский интерес к окружающему, отсутствие инертности, тугоподвижности психических процессов, активность в игровой деятельности с элементами творчества, фантазии, более дифференцированные привязанности, наличие потенциальных интеллектуальных возможностей, способность к использованию помощи и к переносу усвоенного на новый материал. При пубертатном кризе психический инфантилизм выступает в виде 2 вариантов:

1. Инфантилизм обнаруживается с детства, а в период пубертата проявляется как этап возрастной динамики; 2. Инфантилизм выявляется в период пубертата в результате асинхронного протекания психобиологического созревания. Это кризовый вариант. Если в первом варианте преобладают черты детскости, то второй характеризуется длительным сохранением особенностей подростковой психики. В его структуре преобладают гротескное заострение черт и тенденцией младшего подросткового возраста с оппозиционностью и критицизмом, снижение способности к социально одобряемой деятельности при отчетливой склонности к обогащению отрицательным опытом, стремление (к ювенильному самоутверждению), задержка_ в формировании чувства долга, ответственности, критической самооценки. Этот вариант инфантилизма особенно тесно коррелирует с нарушениями поведения и адаптации. Среди форм инфантилизма, обусловленного социопсихологическими факторами, известны описания «инфантилизируемого характера» и «синдрома единственного ребенка», в основе которых лежат неправильное воспитание по типу «кумира семьи» и гиперопека, а также явления госпитализма, возникающие у подростков в условиях депривации. В этих случаях отмечаются такие проявления незрелости, как несамостоятельность, неорганизованность, недостаточность практических навыков и инициативы, малая выносливость психических__ нагрузок, сохранение детских привязанностей и интересов, эгоцентризм, недостаточность социальной зрелости и адаптированности. Знание клинических форм инфантилизма необходимо при решении вопроса о соответствии уровня психического развития паспортному возрасту. Этот вопрос нередко ставится перед судебными психиатрами, если у подростка есть признаки задержанного развития, и назначается комплексная психолого-психиатрическая экспертиза. Показателями глубины психической незрелости (критерии невменяемости) являются: задержка созревания_всех сфер психики, выраженная внушаемость и подражательность, слабость интеллектуального и волевого контроля, инфантильность мотивации, отсутствие борьбы мотивов при принятии решения, нарушение способности к прогнозированию, критике, неуправляемость поведения.

Синдром фантазирования тесно связан с психической незрелостью. Отражает стремление подростка к самоутверждению, может возникать психогенно, по механизму «вытеснения» тяжкой ситуации, или без видимых причин, по механизму «замещения» реальной действительности, к которой угас интерес. Необходимость изучения фантазирования связана с существованием его патологических форм и с возможностью криминальных действий под влиянием вымыслов. Склонность к фантазированию приобретает характер психопатологического феномена при наличии таких признаков, как сверхценное отношение к фантазии, когда они становятся для подростка более значительными, чем реальные события, готовность к перевоплощению в вымышленные образы, оторванность от реальности, появление признаков навязчивости или насильственности, связь нарушений поведения с содержанием вымыслов. Патологическое фантазирование при неблагоприятной динамике характеризуется (критерии невменяемости) постепенным сужением диапазона фантазий и переходом их от истерических форм к шизоидному полюсу, т.е. тенденцией к постепенному усложнению фабулы со все большим отрывом от реальности, появлением аутистических фантазий с монотематическим или стереотипным содержанием, уменьшением произвольности возникновения фантазий, присоединением визуализации зрительных представлений, галлюцинаций воображения и псевдогаллюцинаций, возможности трансформации в бред воображения, непрерывным характером фантазирования, появлением стойких агрессивных и садистских фантазий со сверхценными идеями убийства, реализацией вымыслов в повторных криминальных действиях, нарастаний изменений личности по шизофреническому или органическому типу.

Сверхценные образования - такие субъективно значимые и чрезвычайно аффективно заряженные суждения или переживания, которые занимают незаконно большое место в психике и нередко определяют поступки. В отличие от структуры сверхценных образований у взрослых в подростковом возрасте отсутствуют строго аргументированная идея, детальная разработка фабулы, ведущее значение приобретают эмоции. При особых обстоятельствах сверхценные переживания могут возникать у здоровых подростков, но чаще они развиваются на патологической почве. В судебно-психиатрической клинике наиболее часто встречаются сверхценное фантазирование, стремление к самоутверждению, сверхценная неприязнь и привязанности, сверхценные идеи мести у эпилептоидов и страх мести у подростков, переживших реальную угрозу для жизни, идеи чужих родителей и сиротства, сверхценные увлечения, идеи убийства, идеи неполноценности и переоценки своих возможностей и т.д. Важными особенностями сверхценных образований в подростковом возрасте являются частота сочетаний разных вариантов и выраженная тенденция к их реализации (убийства, повторные поджоги, угоны транспортных средств и т.д.). При пограничных состояниях формирования сверхценных образований обычно начинается в негативной фазе пубертата и проходит 3 этапа: 1) этап осмысливания и внутренней переработки травмирующей ситуации. 2) этап формирования самой сверхценной идеи. 3) этап каких-либо действий под влиянием сверхценной идеи.

Гебоидный синдром характеризуется карикатурным заострением и патологическим искажением психологических особенностей, свойственных подростковому возрасту. Клинически это выражается в расторможенности или извращенности влечений, ослаблении нравственных установок, своеобразном эмоциональном притуплении со снижением высших эмоций (жалость, самопереживание), в появлении холодности, жестокости, садистских наклонностей, оппозиционности, эгоцентризма. Отмечается также стремление к лидерству при утрате интереса к продуктивной или общественно полезной деятельности. Следствием этого оказываются асоциальная направленность интересов, повышенная криминогенность, жестокость правонарушений. В структуру гебоидного синдрома часто включаются сверхценные образования и аутистическое фантазирование агрессивного содержания, спонтанные расстройства настроения, склонность к брутальным аффективным реакциям. Гебоидной юношеской шизофрении, при которой чаще всего возникает этот синдром, свойственны также дисфорические, ипохондрические рудиментарные нарушения мышления, чередование злобности и нелепого шутовства и пр.

Синдром пубертатной астении или временной юношеской психической несостоятельности бывает наиболее выражен на высоте пубертатного криза (14-15 лет), но может продолжаться весь период криза или протекать волнообразно, по типу фаз. Синдром представлен значительным снижением пробуждений, повышенной истощаемостью, падением интеллектуальной продуктивности, вялостью, раздражительной слабостью, головной болью и нарушениями сна. Подростки в это время выглядят и чувствуют себя поглупевшими, неполноценными. Значение этого синдрома состоит еще и в том, что на фоне астении облегчается возникновение других психопатопатологических проявлений, типичных для подросткового возраста.


1. Судебная психиатрия. Учебник - М.: Зерцало, 1997. - 385 с.

2. Жариков Н.М. и др. Судебная психиатрия: Учебник/ Под ред. Г.В.Морозова. - М.: Изд.гр. НОРМА - ИНФРА-М, 1999. - 432 с.

Глава 20. Таможенная экспертиза при проведении таможенного контроля