Приемы юридической техники: понятие и виды. Приемы и средства юридической техники и их классификация

Классификации приемов юридической техники, имеющиеся в литературе, достаточно разнообразны. Так, С.С. Алексеев подразделяет приемы по двум основаниям: 1) по степени обобщения норм (абстрактный и казуистический) и 2) по способу изложения норм (прямой, бланкетный, ссылочный) Алексеев С.С. Общая теория права. Т. II. М., 1982. - С. 282-284.. А. Нашиц в числе приемов юридической техники называет перечисление, определение, классификацию, юридическую конструкцию, презумпцию и фикцию Нашиц А. Правотворчество: теория и законодательная техника. М., 1974. - С. 138..

Приемы юридической техники подразделяются на две группы. К первой группе относятся приемы, относящиеся к созданию текста правового акта в целом, а также к определению его структуры (осуществление рубрикации текста и нумерации его составных частей, формулирование заголовка и преамбулы, использование реквизитов, формирование примечаний и ссылок). Ко второй группе технико-юридических приемов относятся те, что направлены на формулирование непосредственно норм права. Эту вторую группу приемов можно, в свою очередь, разбить на две подгруппы: приемы, относящиеся к лингво-логическому строению нормы (выбор лексических и синтаксических средств, дефинирование, перечисление), и приемы, связанные с решением содержательно-познавательных задач (использование конструкций, презумпций и фикций, выражение модальности нормы).

Наконец, средства юридической техники следует расценивать в качестве технических устройств, своего рода агрегатов, деталей, благодаря которым и создается конечный продукт - текст правового акта.

Наличие таких технических устройств, орудий труда - непременный атрибут всякой техники. В материальном смысле подобных орудий труда в юридической технике мы не наблюдаем, однако это не означает, что их нет вообще. Они присутствуют там, но не в материальном, а в идеальном виде, именно в виде средств юридической техники. По справедливому суждению С.С. Алексеева, «в области права техническими средствами являются, в частности, юридические конструкции, терминология...» Алексеев С.С. Общая теория права. Т. II. М., 1982. - С. 285..

Средства юридической техники крайне разнообразны. Их можно подразделить на:

Формально-атрибутивные (реквизиты документа);

Логические (структура документа в целом, внутренняя структура норм);

Языковые (весь комплекс выразительных средств данного языка, в том числе терминология, речевые клише, метафоры, языковые символы и т.д.);

Специально-юридические (юридические конструкции, презумпции, фикции, ссылки, отсылки, оговорки, примечания и т.д.)

Таким образом, юридическая техника представляет собой научно-техническую область юридического знания, поскольку эффективность и действенность правовой нормы напрямую связана с техническими (языковыми, логическими) средствами ее выражения. Неточное оформление суждения правотворца приводит поэтому к искажению самой модели. Поскольку правовая норма никакими иными средствами, кроме языковых, выражена вовне быть не может, то и фактически будет применяться то, что выражено от имени правотворца, а не то, что он хотел выразить. Следовательно, юридическая техника выступает в качестве преобразующей, моделирующей силы, на которой лежит ответственность за адекватное выражение суждений правотворца в текстах законодательных актов.

Юридическая техника - это совокупность правил, приемов и средств подготовки, рассмотрения, принятия и обнародования нормативно-правовых, правоприменительных и интерпретационных актов.
Виды юридической техники:
1. правотворческая техника - средства создания нормативно-правовых актов (законов, подзаконных актов);
2. правоприменительная техника - средства создания правоприменительных актов (решений и приговоров суда, приказов и распоряжений);
3. интерпретационная техника - средства создания актов нормативного толкования (постановлений высших федеральных судов и иных компетентных органов).
Виды средств юридической техники:
1. Средства юридического выражения воли законодателя:
- определение оптимальной структуры и выбор способа изложения нормы права (нормативное построение);
- отраслевая типизация норм права (определение предмета правового регулирования и помещение нормы в соответствующий источник права).
2. Текстуально-документальные средства:
-реквизиты нормативно-правового акта (наименование, название, дата принятия, вступления в силу);
- структурное построение нормативно-правового акта: рубрикация материала, его расчлененность и согласованность;
- юридическая терминология, выбор общеупотребительных, специальных неюридических (эпидемия, взрыв), и специальных юридических (статус, полномочие, хищение) терминов;
- язык и стиль нормативно-правового акта: приемы целесообразного использования языковых средств. 3. Особые средства юридической техники:
- правовые презумпции - предположения о наличии или отсутствии конкретных фактов, основанные на связи между предполагаемыми и наличными фактами (презумпция невиновности);
- правовые фикции - несуществующее положение, признаваемое существующим на основе закона (объявление умершим);
- правовые аксиомы - очевидные истины, не требующие доказательства (закон обратной силы не имеет, никто не может быть судьей в собственном деле);
- правовые символы (дорожные знаки, символы государственной власти);
- примечания и приложения (схемы, таблицы, утвержденные образцы документов, описание границ муниципального образования и т.п.).
Таким образом, для правильного составления правового акта необходимо владеть комплексом особых средств юридической техники.



Юридическая техника- это совокупность средств, приемов, правил разработки, оформления, публикации и систематизации законов, иных правовых актов, обеспечивающая их совершенство, эффективное использование.

Юридическая техника играет большую роль в юридической науке и практике. Ее профессиональное использование позволяет создать эффективно действующее законодательство.

В литературе принято подразделять юридическую технику на законодательную (нормотворческую) и правоприменительную.

Законодательная техника включает в себя:

Правила построения нормативных правовых актов. Они предполагают логическую последовательность изложения нормативного материала, в частности, выделение общих предписаний (Общая часть) и конкретных установлений (Особенная часть). Важна также структуризация нормативного материала по соответствующим разделам, главам, статьям, параграфам, пунктам, частям. При этом недопустимы противоречия между содержанием различных частей и разделов акта. Крупные акты должны иметь вводную часть (преамбулу). Она необходима, в частности, при кардинальном изменении правового регулирования общественных отношений.

Правила оформления актов. Каждый акт должен иметь название, указание на орган, его издавший, дату и место принятия, подпись соответствующего должностного лица, регистрационный номер, печать.

Приемы и средства формулирования норм права и иных нормативных предписаний. К ним относятся терминологическая строгость, единство и стабильность используемых терминов, адекватное выражение в терминах воли законодателя, общепризнанность терминов и юридических понятий и т.д.

Различают: а) общеупотребительные термины, которые обозначают принятые в литературном языке категории – «семья», «жилое помещение», «родители и дети» и др.; б) специально-юридические термины, используемые для обозначения юридических понятий, например «обязательная доля», «залог», «истец», «ответчик», «потерпевший»; в) специальные неюридические термины или специально-технические термины, применяемые в биологии, медицине, и др.

Средствами формирования правовых норм является также использование юридических конструкций – приемов, используемых для наиболее точного и полного отражения смысла правовой нормы.

Иными словами, юридические конструкции – это своеобразные модельные построения элементов правоотношения, их типовые схемы, способы изложения имеющегося юридического материала.

В каждой отдельно взятой отрасли права существуют свои отличительные юридические конструкции, которые чаще всего используются при составлении текста юридического документа.

Так, нормами гражданского права закреплен принцип презумпции виновности, т.е. бремя доказывания невиновности ложится на плечи самого ответчика.

Язык и стиль нормативного правового акта, во многом определяющие эффективность правового регулирования. Важнейшие требования к языку и стилю нормативных правовых актов состоят в следующем:

а) краткость, концентрированность, однозначность и доступность для понимания юридического языка;

б) необходимость избегать метафор, аллегорий, архаизмов, жаргонных слов, а по возможности заимствований иностранных слов. Допускается использовать только полностью освоенные иностранные слова, например, референдум, кредит, конвенция;

в) формулирование норм в форме долженствующее - предписывающего и констатирующее - предписывающего способов, поскольку нормативным актам присущи директивность и официальность стиля. При этом, чем четче соотносятся слова с предметами, явлениями, событиями социальной жизни, тем более понятен их смысл и правильное восприятие юридических понятий и категорий.

Правоприменительная техника включает в себя:

а) правила оформления и построения правоприменительных актов – протоколов, приговоров, судебных решений и др. Каждый правоприменительный акт должен содержать такие атрибуты, как название, место, время его принятия, орган, от которого исходит юридический документ, субъекты, к которым он обращен, и иметь определенное юридическое содержание. По общему правилу язык и стиль правоприменительного акта не должен отличаться от языка и стиля нормативного акта;

б) способы легализации документов, т.е. придания им юридической силы. Среди этих способов наибольшее распространение получили нотариальное удостоверение и государственная регистрация;

в) способы и приемы толкования юридических норм и нормативных правовых актов;

г) способы разрешения коллизий в праве, преодоления пробельности;

д) способы процедурно-процессуального оформления юридической практики, в том числе следственной, оперативно-розыскной, судебной, арбитражной, надзорной и т.д.

По степени обобщения конкретных показателей:

§ абстрактный - при формулировании нормы права используется обобщающая формулировка;

§ казуистический - при формулировании нормы права последовательно перечисляются условия, при которых она действует.

По способу изложения элементов юридической нормы:

§ прямой - гипотеза, диспозиция и санкция изложены в одной статье нормативного правового акта;

§ отсылочный - отдельные элементы нормы (или гипотеза, или диспозиция, или санкция) изложены в других конкретных статьях конкретного закона и к ним сделана отсылка или она подразумевается;

§ бланкетный - разновидность отсылочного, но отсылка делается в общей форме, чаще всего путем упоминания соответствующих правил, инструкций, иных законодательных актов.

83. Юридическая конструкция

ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСТРУКЦИЯ- один из элементов юридической техники, представляющий собойтакое структурное расположение правового материала, которое характеризуется внутренним единствомправ, обязанностей и форм ответственности соответствующих лиц.

84. Понятие и виды юридических терминов

ЮРИДИЧЕСКИЕ ТЕРМИНЫ

средства юридической техники, с помощью которых конкретныепонятия приобретают словесное выражение в тексте нормативного акта. Являясь первичным материаломдля написания норм права, Ю.т. имеют сквозное значение. Используя Ю.т., государство в лице своих органоввласти говорит на языке права и выражает свою волю: отменяет и изменяет нормы; устанавливает новыеправила поведения; закрепляет сложившиеся общественные отношения. С помощью Ю.т. какие-либоволеизъявления принимают форму конституций, текущих законов, постановлений правительства, инструкцийминистерства и т.д.

В юридической литературе Ю.т. обычно подразделяют на три вида: а) общеупотребительные термины,которые используются в обыденной речи и понятны всем: б) специально-юридические термины, которыеобладают особым правовым содержанием (аккредитив, исковое заявление и т.п.). Такие термины служат дляобозначения. юридических понятий, выражения юридических конструкций, отраслевой типизации и т.д.;

в) технические термины, которые отражают область специальных знаний, например правила техникибезопасности, техническое обслуживание оборудования, проведение экспертизы технических решений и т.п.

Однако общеупотребительные термины могут стать и юридическими. Так, термин "правовое пространство",появившийся несколько лет назад в процессе парламентских и журналистских дебатов, превращается изобщеупотребительного в специально-юридический.

Для того чтобы специально-юридические термины стали понятны всем субъектам правоотношений,нормодатель использует нормы, которые прямо не регулируют общественные отношения, а раскрываютсодержание каких-либо Ю.т. Например, административное правонарушение в административном праве,оферта и акцепт в гражданском праве, акциз в финансовом праве и т.д. Такие нормы носят название нормы-дефиниции.

Эффективность Ю.т. зависит от того, как нормодатель выполняет ряд правил, предъявляемых к юридическойтерминологии. Таковыми являются: а) единство терминологии. Необходимо, чтобы для обозначения одних итех же понятий использовались одни и те же термины;

б) использование общепризнанных терминов, т.е. термины должны употребляться в быту. Такие терминызакрепляются законодательно; в) стабильность терминологии. Недопустимо без достаточных на тооснований отказываться от используемых Ю.т.

85. Правотворческая техника

Вопрос о понятии правотворческой техники, которую нередко именуют законодательной техникой, что, в общем-то, не совсем точно, относится в отечественной теории государства и права к числу дискуссионных. В научной и учебной литературе даются самые разные определения правотворческой технике. Одни понимают под ней совокупность правил разработки и оформления нормативных правовых актов, другие – совокупность правил и приемов подготовки (разработки) нормативных правовых актов, третьи – совокупность правил, средств и приемов разработки и оформления нормативных правовых актов. Встречаются и другие определения.

Не вдаваясь в анализ высказанных в литературе мнений относительно понимания правотворческой техники, полагаем, что более адекватным является определение, согласно которому правотворческая техника – это совокупность правил, средств и приемов, которые используются при подготовке, оформлении и опубликовании нормативных правовых актов .

Правотворческая техника является разновидностью юридической техники. Под юридической техникой, в свою очередь, следует понимать совокупность правил, средств и приемов, которые используются при подготовке, оформлении, опубликовании и систематизации правовых актов и иных юридических документов . Исходя из этого определения, можно сделать вывод о том, что юридическая техника – понятие достаточно объемное. Этим понятием охватывается и правотворческая техника, и техника актов толкования права, и техника индивидуальных правовых актов (например, актов применения права), и техника составления различных других юридических документов, и техника систематизации и учета нормативных и индивидуальных правовых актов. Из всех видов юридической техники на сегодняшний день наиболее разработанной в теоретическом отношении является правотворческая техника.

Правила правотворческой техники – это нормы, которые вырабатываются правотворческой практикой и существуют в виде либо деловых обыкновений, либо правил, закрепленных в соответствующих нормативно-правовых актах. Все правила правотворческой техникиможно подразделить на четыре вида: 1) правила, относящиеся к внешнему оформлению нормативных актов; 2) правила, относящиеся к содержанию и структуре нормативных актов, 3) правила, относящиеся к изложению норм права в нормативных актах и 4) правила, относящиеся к опубликованию нормативных актов.

Правила, относящиеся к внешнему оформлению нормативных актов. Они касаются внешних реквизитов нормативно-правового акта, которые должны отражать его юридическую силу, предмет регулирования и сферу действия. Каждый нормативно-правовой акт должен иметь название вида нормативного акта (закон, указ, постановление, решение и т. д.), название органа, его издавшего, наименование акта, отражающего его содержание и предмет регулирования. Кроме того, нормативный акт должен содержать указание на дату и место его принятия, а при необходимости и регистрационный номер. Обязательным реквизитом нормативного акта является подпись должностного лица, утвердившего этот акт.

Правила, относящиеся к содержанию и структуре нормативного акта. Они состоят, прежде всего, в том, что нормативный акт должен иметь определенный предмет регулирования и быть рассчитан на регулирование, в общем-то, однородных общественных отношений. Помимо этого, нормативный акт должен иметь определенную структуру, отражающую логически выдержанную последовательность изложения нормативного материала. Среди правил, относящихся к структуре нормативного акта, можно отметить следующие:

– нормы общего характера должны помещаться в начале нормативного акта;

однородные нормы должны излагаться компактно, без разброса в разных частях нормативного акта;

– в крупных нормативных актах нормы должны обособляться в главы, разделы, части;

– каждая глава, раздел или часть должны иметь название;

– каждая глава должна состоять из статей, которые в свою очередь могут подразделяться на части и пункты;

– нумерация статей во всем нормативном акте должна быть сквозной.

Правила, относящиеся к изложению норм права в нормативных актах. Среди правил, относящихся к изложению норм права, можно выделить, например, такие:

– нормы права должны излагаться кратко, четко, понятно. Язык правовых норм должен быть доступным для понимания;

– терминология нормативных актов должна быть единой. Один и тот же термин должен употребляться в одном и том же значении;

– в нормативном акте должны использоваться общепризнанные в науке и практике термины. Какое-либо терминологическое новаторство здесь не допускается;

– следует избегать употребления иностранных слов, архаизмов, эпитетов, метафор, нечетких выражений и т. п.

Правила, относящиеся к опубликованию нормативных актов. Эти правила определяют источники, в которых должны быть опубликованы те или иные нормативные акты, сроки опубликования, порядок вступления нормативных актов в силу, обратную силу нормативных актов, действие их во времени, в пространстве, по кругу лиц и некоторые другие моменты.

Следующий элемент правотворческой техники – это средства правотворческой техники . В качестве средств правотворческой техники чаще всего выделяют юридическую терминологию и юридические конструкции.

86. Правореализационная техника

правореализационная техника. Здесь речь идет о правилах создания индивидуальных актов в области добровольной и беспрепятственной реализации прав (т. е. о нормальной, ничем не отягощенной реализации субъектами права своих прав и обязанностей). Договорные отношения, реализация своего права на труд, образование, собственность и др., передача своих прав (поручения, расписки) - все это присутствует в нашей жизни, поэтому так важно соблюдать определенные правила;

В. Н. Карташов обращает внимание на необходимость разграничения понятий «средство» и «способ». При этом под средствами понимаются допустимые правом и законом предметы и явления, с помощью которых обеспечивается достижение поставленных целей и получение необходимых результатов.

В. Н. Карташов относит к юридическим средствам юридические понятия, термины, конструкции и другие явления, выработанные юридической наукой и практикой. В настоящем пособии в качестве средств юридической техники рассматриваются также и юридические презумпции, перечисления, юридические фикции и юридические символы.

Способы, в свою очередь, понимаются как пути достижения намеченных целей и результатов с помощью конкретных средств и при наличии соответствующих условий и предпосылок законодательной практики.

Представляется правильным выделять следующие способы юридической техники:

1. Способы структуризации;

2. Способы логического изложения;

3. Способы языкового изложения;

4. Способы построения правового материала по степени обобщенности (абстрактный, казуистический);

5. Способы связи между нормативными правовыми актами.

Предложенная классификация средств и способов юридической

техники учитывает и интегрирует предложения с соответствующими коррективами таких ученых, как В. Н. Карташов, С. С. Алексеев, Ю. А. Тихомиров, Д. А. Керимов.

Необходимо отметить, что приемы юридической техники следует отнести к уровню технической деятельности, то есть к технологическому звену.

А. Нашиц отмечает: «Следует признать, что существует стадия собственно технического построения норм с присущими ей техническими средствами и приемами». Это и есть технологическая стадия, когда научно-техническое знание начинает применяться к объекту, т.е. возникает определенного рода деятельность. Соответственно, прием юридической техники можно определить как действие уполномоченного субъекта по реализации юридико-технического правила.

Классификации приемов юридической техники, имеющиеся в литературе, достаточно разнообразны.

Так, С. С. Алексеев подразделяет приемы по двум основаниям:

1. По степени обобщения норм (абстрактный и казуистический);

2. По способу изложения норм (прямой, бланкетный, ссылочный).

А. Нашиц в числе приемов юридической техники называет определение, классификацию, юридическую конструкцию, презумпцию и фикцию.

На наш взгляд, приемы юридической техники должны подразделяться на две группы:

К первой группе следует отнести приемы, относящиеся к созданию текста правового акта в целом, а также к определению его структуры (осуществление рубрикации текста и нумерации его составных частей, формулирование заголовка и преамбулы, использование реквизитов, формирование примечаний и ссылок).

Ко второй группе технико-юридических приемов относятся те, что направлены на формулирование непосредственно норм права.

Эту вторую группу приемов можно, в свою очередь, разбить на две подгруппы: приемы, относящиеся к лингво-логическому строению нормы (выбор лексических и синтаксических средств), и приемы, связанные с решением содержательно-познавательных задач (использование конструкций, презумпций и фикций, выражение модальности нормы).

Соблюдение правил юридической техники достигается путем правильного использования ее способов (приемов). Наконец, использование способа (приема) юридической техники представляет собой не что иное, как выбор совокупности ее средств, необходимой для решения данной правотворческой задачи.

Итак, юридическая техника представляет собой научнотехническую область юридического знания. Сказанное позволяет утверждать, что у юридической техники имеется не только прикладное, но и познавательное, гносеологическое значение.

Юридическая техника - это система профессиональных юридических правил и средств, используемых при составлении правовых актов и осуществлении иной юридической деятельности в сферах правотворчества, правоинтерпретации, властной и невластной реализации права, обеспечивающих совершенство его формы и содержания.

Являясь средством создания и совершенствования права, юридическая техника сопутствует ему на всех этапах развития, отражая его национальные и исторические особенности. В отличие от правовой политики, являющейся проводником влияния «внешних» факторов, определяющих стратегические направления формирования правовой системы, юридическая техника - внутренний, собственно юридический инструментарий, позволяющий совершенствовать правовую систему и поддерживать ее «в рабочем состоянии». Логика развития теории юридической техники предопределяет ее зависимость от основных тенденций в развитии отечественной правовой системы, что обусловливает, во-первых, фактическое расширение сферы применения юридической техники, во-вторых, расширение ее научной трактовки.

Вопросы для самопроверки

1. Перечислите факторы, влияющие на развитие юридической техники и повышение ее значения в современных условиях?

2. Какое значение играет юридическая техника для будущих юристов?

3. Как иначе может пониматься юридическая техника?

4. Дайте определение юридической техники. Как можно толковать каждое слово в термине «юридическая техника»?

5. Каковы цели юридической техники?

6. Что понимается под законодательной техникой?

7. Охарактеризуйте виды законодательной техники.

9. Приведите примеры методологии юридической техники.

10. В чем отличие «методологии» от «метода»?

11. Перечислите средства и способы юридической техники.

12. Назовите основные группы юридической техники.

1. Средства и приёмы юридической техники

2. Административная жалоба

Список использованных источников


Создание четких и бесколлизионных норм уголовного закона - одно из направлений обеспечения законности уголовно-правового регулирования.

Это утверждение вытекает из положения о том, что язык и терминология закона представляют собой внешнюю форму законодательной мысли. Сама норма права выражает законодательную волю, законодательное предписание, имеющее обязательную силу . Другими словами, от четкости законодательных формулировок зависит не только опосредованный результат правоприменения - практическая реализация идеи законодателя, но и непосредственный - решение задач уголовного закона, главная из которых состоит в охране гарантированных Конституцией РФ и нормами международного законодательства прав и свобод человека и гражданина.

Более того, прав Н.А. Лопашенко, когда делает вывод, что недостатки законодательной техники и ее состояние по некоторым уголовно-правовым нормам являются самостоятельным криминогенным фактором, порождающим не просто отклоняющееся, но и преступное поведение участников уголовно-правовых отношений. В качестве примера автор приводит, в частности, ч. 1 ст. 37 УК РФ, в которой присутствует сложная даже для понимания специалистами формулировка "если... посягательство сопряжено с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица...", которая может привести к использованию появившейся возможности для расправы над неугодными лицами .

Еще Чезаре Беккариа, отстаивая положение о необходимости жесткой формализации всех признаков закона, писал: "Нет ничего опаснее общепринятой аксиомы, что следует руководствоваться духом закона... Невыгоды от строгого соблюдения буквы уголовного закона незначительны по сравнению с невыгодами, порождаемыми его произвольным толкованием" .

Развивая идеи Чезаре Беккариа о приоритете буквального восприятия уголовного закона, Ю.И. Ляпунов и А.Ф. Истомин рассматривают осуществление режима законности в уголовном праве через призму соотношения формализма и оценочности в праве . В частности, по мнению авторов, чем понятнее и определеннее сформулирована дефиниция закона, тем более эффективна ее реализация. Однако в полной мере с этим справедливым утверждением согласиться нельзя. Вернее, следует отметить, что из общего правила возможны и исключения, свидетельствующие об отсутствии отмеченной авторами закономерности.

Так, по утверждению одного из отечественных литературных классиков суровость российских законов компенсируется их необязательностью. Поэтому важно не только четко и ясно сформулировать норму материального закона, но и предусмотреть механизм ее обязательного приведения в действие каждый раз при совершении конкретного деяния.

Другими словами, в самом законе не должно быть норм (или их наличие должно быть особым образом обосновано и оговорено на уровне принципа законности), исключающих или затрудняющих возможность применения других норм этого же нормативного акта.

Очевидно, что при помощи методов юридическая техника получает и аккумулирует новое знание, необходимое для решения стоящих перед ней задач. А в правилах юридической техники это знание воплощается в качестве своего рода стандарта деятельности правотворца.

Приемы юридической техники следует отнести к уровню технической деятельности, то есть к технологическому звену.

А. Нашиц отмечает: "Следует признать, что существует стадия собственно технического построения норм с присущими ей техническими средствами и приемами" . Это и есть технологическая стадия, когда научно-техническое знание начинает применяться к объекту, т.е. возникает определенного рода деятельность. Соответственно, прием юридической техники можно определить как действие уполномоченного субъекта по реализации юридико-технического правила (операцию).

Классификации приемов юридической техники, имеющиеся в литературе, достаточно разнообразны.

Так, С.С. Алексеев подразделяет приемы по двум основаниям: 1) по степени обобщения норм (абстрактный и казуистический) и 2) по способу изложения норм (прямой, бланкетный, ссылочный).

А. Нашиц в числе приемов юридической техники называет перечисление, определение, классификацию, юридическую конструкцию, презумпцию и фикцию.

На наш взгляд, приемы юридической техники должны подразделяться на две группы. К первой группе следует отнести приемы, относящиеся к созданию текста правового акта в целом, а также к определению его структуры (осуществление рубрикации текста и нумерации его составных частей, формулирование заголовка и преамбулы, использование реквизитов, формирование примечаний и ссылок). Ко второй группе технико-юридических приемов относятся те, что направлены на формулирование непосредственно норм права. Эту вторую группу приемов можно, в свою очередь, разбить на две подгруппы: приемы, относящиеся к лингво-логическому строению нормы (выбор лексических и синтаксических средств, дефинирование, перечисление), и приемы, связанные с решением содержательно-познавательных задач (использование конструкций, презумпций и фикций, выражение модальности нормы).

Наконец, средства юридической техники следует расценивать в качестве технических устройств, своего рода агрегатов, деталей, благодаря которым и создается конечный продукт - текст правового акта.

Наличие таких технических устройств, орудий труда - непременный атрибут всякой техники. В материальном смысле подобных орудий труда в юридической технике мы не наблюдаем, однако это не означает, что их нет вообще. Они присутствуют там, но не в материальном, а в идеальном виде, именно в виде средств юридической техники. По справедливому суждению С.С. Алексеева, "в области права техническими средствами являются, в частности, юридические конструкции, терминология..." . При этом вряд ли правильно мнение, высказанное, в частности, А.А. Ушаковым, согласно которому наличествуют и материальные средства юридической техники - "кибернетические устройства, чернила, бумага" . Ведь эти устройства позволяют не столько выработать содержание правового акта, сколько придать ему форму конкретного материального носителя, создать не столько документ, сколько экземпляр документа.

Средства юридической техники крайне разнообразны. Видимо, их можно подразделить на:

Формально-атрибутивные (реквизиты документа);

Логические (структура документа в целом, внутренняя структура норм);

Языковые (весь комплекс выразительных средств данного языка, в том числе терминология, речевые клише, метафоры, языковые символы и т.д.);

Специально-юридические (юридические конструкции, презумпции, фикции, ссылки, отсылки, оговорки, примечания и т.д.)

Изложенное позволяет заметить, что элементы юридической техники иерархичны, а достаточно распространенная практика их перечисления в качестве синонимов неверна. Действительно, все вновь познанное с использованием методологической базы юридической техники прямо влияет на содержание ее правил. Соблюдение правил юридической техники достигается путем правильного использования ее приемов. Наконец, использование приема юридической техники представляет собой не что иное, как выбор совокупности ее средств, необходимой для решения данной правотворческой задачи.

Таким образом, юридическая техника представляет собой научно-техническую область юридического знания. Сказанное позволяет утверждать, что у юридической техники имеется не только прикладное, но и познавательное, гносеологическое значение.

2 Административная жалоба

В министерство юстиции РФ

Министру юстиции РФ

Жалобщики:

1._________________________________,

(ф.и.о. гражданина, подающего жалобу)

проживающий по адресу: ___________

___________________________________

на отказ в регистрации общественного объединения

Мы - _________________________________________________

(указать фамилии и инициалы жалобщиков)

«___»________ 200__ г. обратились в Управление юстиции с заявлением о регистрации образованного нами общественного объединения

__________________________________________________________

(указать наименование общественного объединения)

Письмом от «____» ___________ 200 ___ г. за N ______ ,

Подписанным начальником управления юстиции Управления юстиции нам сообщено об отказе Управления юстиции зарегистрировать упомянутое общественное объединение. В качестве основания для отказа в регистрации в письме указано, что деятельность нашей общественной организации нецелесообразна.

Отказ Управления юстиции в регистрации созданного нами общественного объединения является незаконным в связи с тем, что статья 23.1. закона о некоммерческих организациях «Отказ в государственной регистрации некоммерческой организации» не содержит такого основания как нецелесообразность .

Неправомерным отказом в регистрации созданного нами общественного объединения

__________________________________

(указать название общественного объединения)

нарушено наше конституционное право на объединение.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 254-256 ГПК РФ

1. Признать незаконным отказ Управления юстиции в регистрации общественного объединения (указать название общественного объединения)

2. Обязать Управление юстиции зарегистрировать общественное объединение


1. Лопашенко Н.А. Недостатки законодательной техники Уголовного кодекса России как препятствие для его эффективного применения и криминогенный фактор // Материалы конференции "Международное и национальное уголовное право: проблемы юридической техники". М.: ЛексЭст, 2004. С. 49.