Понятие закона кратко. Как закон относится к несовершеннолетним нарушителям. Причины нарушения закона

Взаимодействия людей регулируется разнообразными нормами. К ним относятся юридические правила и моральные устои. Степень их обязательности, объемы требований различны. При несоблюдении или нарушении норм человеку приходится нести наказание, установленное законом и обществом. Все это касается не только взрослых людей. В обществе предусмотрены наказание и ответственность несовершеннолетних. Рассмотрим их более подробно.

Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних

Они установлены в УК РФ. Уголовная ответственность наступает для лиц с 14-ти лет за ряд преступлений. В частности, меры пресечения предусмотрены за:

  1. Убийство (ст. 105).
  2. Умышленное причинение тяжкого и среднего вреда здоровью (ст. 112, 111).
  3. Изнасилование (ст. 131).
  4. Похищение человека (ст. 126).
  5. Насильственное поведение с применением действий сексуального характера (ст. 132).
  6. Грабеж (161).
  7. Кражу (158).
  8. Разбой (ст. 162).
  9. Неправомерное завладение транспортным средством без умысла хищения (ст. 166).
  10. Вымогательство (ст. 163).
  11. Умышленное повреждение либо уничтожение чужого имущества с отягчающими обстоятельствами (ст. 167, ч. 2).
  12. Террористический акт (ст. 205).
  13. Вандализм (ст. 214).
  14. Хулиганство с отягчающими обстоятельствами (ст. 213, ч. 2).
  15. Заведомо ложное заявление о террористическом акте (ст. 207).
  16. Вымогательство или хищение боеприпасов, оружия, взрывных устройств и взрывчатых веществ (ст. 226).
  17. Приведение в негодность (порчу) путей сообщения или транспортных средств (ст. 267).
  18. Вымогательство или хищение психотропных средств или наркотических веществ (ст. 229).

Ответственность несовершеннолетних за преступления по другим статьям УК наступает с 16-ти лет.

КоАП РФ

Административная ответственность несовершеннолетних предусмотрена законом с 16-ти лет. Рассмотрение соответствующих дел осуществляют районные (городские) Комиссии (КДН). В их компетенцию входят дела несовершеннолетних, совершивших:

  1. Опасные для общества деяния в возрасте до 14-ти лет.
  2. Правонарушения, не установленные в УК, в период с 14 до 16-ти лет.
  3. Деяния, в отношении которых отказано в возбуждении или прекращено уголовное производство в порядке, предусмотренном в УК, в возрасте 14-18 лет.
  4. Нарушение ПДД (до 16-ти лет).
  5. Административные преступления в возрасте 16-18 лет. В данную категорию не входят дела о злостном неповиновении требованию, распоряжению уполномоченного представителя правоохранительных органов, закону.
  6. Мелкое хищение общественного либо государственного имущества, хулиганство, нарушение правил использования, хранения и приобретения боеприпасов и огнестрельного оружия. Данные дела рассматриваются КДН только в тех случаях, когда служащий или орган, уполномоченные налагать взыскания, передают их Комиссии.
  7. Прочие антисоциальные проступки.

Административная ответственность несовершеннолетних предусмотрена также за уклонение от работы или учебы.

Меры воздействия

КоАП устанавливает особенности ответственности и наказания несовершеннолетних. В частности, за совершенные проступки гражданин должен принести потерпевшему извинение в публичной или иной форме. Ответственность несовершеннолетних лиц проявляется также в вынесении им выговора или предупреждения. Если подросток имеет самостоятельный заработок, то в случае порчи имущества на него может быть наложен штраф. Такая ответственность за вред несовершеннолетних предусматривается в случае, если сумма ущерба не выше 1/2 МРОТ. На подростка может быть наложена обязанность собственным трудом устранить дефекты, если их общая стоимость не больше 0.5 минимальной зарплаты. Указанная ответственность несовершеннолетних наступает с 15-ти лет. Если подросток достиг 16-ти лет, то ему может быть вменен штраф, если он имеет самостоятельный заработок. Сумма взыскания предусмотрена в законодательных актах органов госвласти.

Воспитательные меры

Несовершеннолетние, совершившие противоправные действия, могут быть переданы под надзор их родителей либо лиц, заменяющих их. За подростком может быть также установлено наблюдение общественного объединения либо трудового коллектива с их согласия. В особых случаях ответственность несовершеннолетнего наступает в виде направления его в лечебно-воспитательное заведение, за исключением профилакториев для больных наркоманией. Злостные нарушители общественного порядка или граждане, совершающие особо опасные проступки, могут быть помещены специальные учреждения. Несовершеннолетние 11-14 лет направляются в спецшколы, 14-18-ти лет – в профессионально-технические спецучилища. Данная мера может быть установлена КДН условно с испытательным сроком в 1 год. Городские (районные) Комиссии могут обращаться в органы попечительства и опеки с предложениями о лишении несовершеннолетних прав самостоятельно распоряжаться собственной стипендией или заработком.

Дополнительные меры

В законе предусмотрена не только ответственность несовершеннолетних. Родителей нарушителей или попечителей, опекунов, усыновителей при злостном неисполнении своих обязанностей, включающих воспитание и обучение детей, либо за принятие подростками наркотических средств без назначения врача, доведение ребенка до состояния опьянения, совершение гражданами до 16-ти лет нарушений ПДД, появление в общественном месте в нетрезвом виде, распитие спиртного на неположенной территории, а также прочие незаконные действия могут:

  1. Предупредить.
  2. Оштрафовать. Сумма взыскания устанавливается следующая:
  • 1/3 от МРОТ за появление подростка до 16-ти лет в нетрезвом виде или распитие алкоголя в общественном месте;
  • 1/2-1 МРОТ за доведение несовершеннолетнего до состояния опьянения.

В качестве меры воздействия выступает также общественное порицание. Ответственность за вред, причиненный несовершеннолетними, предусматривает возложение обязанности возместить ущерб, нанесенный подростком, если он не превышает 1/2 МРОТ.

Специфика направления в воспитательные учреждения

Решение об отправке несовершеннолетнего в спецшколу либо детский дом при наличии у него родителей, усыновителей или опекунов может приниматься без согласия последних в исключительных случаях. К таким случаям относят длительное отсутствие взрослых, пребывание в тюрьме, продолжительную болезнь и так далее. Направление несовершеннолетнего в специальные лечебно- и учебно-воспитательные заведения может осуществляться без согласия родителей или заменяющих их лиц по решению КДН. Дела такого рода должны рассматриваться при обязательном участии прокурора.

Моральный аспект

Если обратиться к справочной литературе, то ответственность трактуется как обязательство отчитываться за совершение каких-либо действий и несение вины за последствия своего поведения. Как выше было сказано, регулирование отношений в обществе осуществляется моральными и юридическими нормами. Их действие распространяется на взаимодействия человека с другими людьми, государством, коллективом, социумом. Моральная ответственность несовершеннолетних, по своей сути, предусматривает осуждение законопослушными гражданами нарушителя. За несоблюдение установленных норм должно возникать угрызение совести, чувство стыда за антисоциальное поведение. Осуждение со стороны коллектива, государства, других отдельных людей проявляется в виде выражения ими отрицательного мнения о нарушителе и его действиях. Несоблюдение нравственных норм выражается в неподобающем поведении несовершеннолетнего. Например, подросток может грубить взрослым, своим сверстникам, отказывать в помощи другу, находящемуся в сложной ситуации. За нарушение нравственных норм обществом предусмотрена моральная ответственность несовершеннолетних.

Юридическая сторона вопроса

Среди норм, посредством которых осуществляется регулирование общественных отношений, особое место занимают те, контроль над исполнением которых берут на себя правоохранительные и иные госорганы. Такие нормы устанавливают особенности ответственности несовершеннолетних, совершивших проступки, предусмотренные УК, ГК и КоАП. Правила поведения для всех граждан, в том числе не достигших 18-ти лет, фиксируются, таким образом, в законодательных актах. Ими регламентируется правовая ответственность несовершеннолетних. Юридические нормы обязательны для исполнения всеми, они охраняются государством. Их соблюдение способствует установлению порядка в обществе. Именно поэтому особую нетерпимость вызывают различные отклонения граждан, не достигших 18-ти лет, от установленных предписаний.

Уголовная ответственность несовершеннолетних: судебная практика

Хобби у детей бывает различным. Однако далеко не всегда оно приносит пользу самому ребенку и обществу в целом. Так, некоторые школьники вечерами выходят на тихие улицы и глухие переулки и поджидают спешащих домой женщин. Подходя к своей жертве, они наставляют на нее какой-то предмет, выглядящий в темноте угрожающе. Женщина в испуге отдает свою сумку, драгоценности, телефон. На этом вечерний промысел подростков заканчиваеся. Они возвращаются домой, пересчитывают деньги. Сумма может быть разной: иногда большой, иногда совсем незначительной. Ценные вещи обычно сбываются или сверстникам, или старшим ребятам. Но такое "хобби" долго продолжаться не может, поскольку действия таких школьников попадают под нормы УК. В законе, как выше было сказано, предусматриваются особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. В соответствии с ними, меры пресечения для детей и подростков устанавливаются несколько другие, в отличие от взрослых. Достаточно быстро промышляющие незаконным образом подростки арестовываются. Они предстают перед судом, как взрослые, но наказание для них мягче, чем для совершеннолетних. В зависимости от тяжести содеянного выбирается и мера пресечения. Так, за неоднократные вымогательства может быть назначено пребывание в колонии.

Предпосылки к нарушению закона

Достаточно распространены случаи, когда подростки стремятся переложить свою вину на других людей, пытаясь снять ее с себя. Это вполне объяснимо. Совершать проступки не так страшно, как нести ответственность. Несовершеннолетних толкают на нарушение закона разные обстоятельства. Это может быть негативное влияние окружения, сложная ситуация в семье. Тем не менее следует знать, что модель поведения в конечном итоге подросток выбирает самостоятельно в большинстве случаев. Освобождение от ответственности несовершеннолетних предусмотрено в случае недоказанности его вины. Так, подросток может нарушить закон по принуждению, под давлением, угрозой причинения ущерба его здоровью или его близким людям.

Специфика применения мер пресечения

Привлечение к ответственности несовершеннолетних, как, собственно, и взрослых, строго регламентировано законом. Невиновный не может быть лишен или ограничен в своих правах. Поэтому основополагающим элементом в данном случае выступает вина. Ответственность за вред, причиненный несовершеннолетними, наступает только тогда, когда будет доказана причастность подростков к совершению действий, вследствие которых имуществу или чести и достоинству гражданина был нанесен ущерб.

Мотивации подростков

Каким образом подростки встают на преступный путь? Зачастую тяга к нарушению закона формируется на основании обычной лени, недисциплинированности, отсутствия желания исполнять простые просьбы и рекомендации взрослых. Следствием плохой успеваемости становится обеднение знаний, навыков, умений. Ученик начинает заметно отставать от одноклассников. Вследствие этого портятся отношения с ними. Чтобы как-то компенсировать дефицит общения, подросток ищет таких же, как он, "отстающих". В результате начинают формироваться группы недисциплинированных учеников, которые во взрослой среде принято называть "трудными". Дети начинают прогуливать школу, заниматься вымогательством, кражами. Вырастая, некоторые из них решают прекратить все эти занятия, стараются стать полезными для общества. Другие же, наоборот, продолжают вращаться в преступном мире, расширяя диапазон и опасность своих деяний.

Другие случаи

Существует еще одна категория подростков. Они, как правило, успешны в учебе, хорошо ведут себя в школе. Родители их любят и оберегают от всяческих сложностей и забот. Такие дети вне семьи и школы очень изменяют свое поведение. Для них характерна беспечность, стремление получить желаемое всеми путями, в том числе, незаконными. Они не склонны оказывать помощь родителям в быту. Их основной чертой становится эгоизм. Взрослые, пытающиеся остановить таких подростков, встречаются с презрением последних, неуважением. Несовершеннолетние безответственно относятся к своим обязанностям, труду, игнорируют моральные устои и правовые нормы. Для удовлетворения потребностей им нужны деньги. В процессе их получения подростки используют незаконные способы. Такое поведение со временем приводит к разрушению внутренних ценностей, деградации личности. При таком пренебрежительном отношении к интересам других людей, закону правонарушение становится обычным явлением. Таких подростков характеризуют неумеренные потребности и крайне низкий уровень духовности.

Общий взгляд на проблему

Правонарушение считается прямым следствием отсутствия духовности, культуры, вызванным стремлением к легкой жизни. Юридические нормы могут запрещать не только совершение каких-либо действий, но и бездействие, если оно может привести к негативным последствиям. Самым опасным видом нарушения закона считается уголовное преступление. Существующие меры пресечения за такие деяния распространяются как на взрослых, так и на подростков. Подрастающее поколение в России находится под защитой государства. Органы власти стараются делать все возможное для того, чтобы несовершеннолетние получали достойное воспитание и образование, социальные гарантии. Работа с подростками проводится не только непосредственно в семье. В своем развитии дети находятся под опекой школы, общественных организаций, инспекции ПДН.

Правонарушения, совершенные несовершеннолетними, формируют угрозу для будущего страны. В этой связи государство устанавливает определенные меры, направленные на предупреждение и пресечение незаконных деяний подростков. Те лица, которые в силу возраста не могут нести полную ответственность за нарушения, направляются в воспитательные учреждения. В этих заведениях закрытого типа с ними проводится профилактическая работа, применяются соответствующие принудительные меры. За воспитанниками устанавливается строгий контроль. Они обязаны подчиняться предписаниям, соблюдать дисциплину. Вместе с этим, несовершеннолетние правонарушители учатся, участвуют в общественных мероприятиях, работают. Все это говорит о том, что на подростков, пошедших неверным путем, в первую очередь, закон пытается влиять воспитательными мерами. Однако некоторые из них, игнорируя предупреждения, идут на повторное совершение незаконных деяний. В этом случае для них предусмотрена более строгая ответственность.

Задачи воспитательных мер

Вне зависимости от того, к какой ответственности привлечен несовершеннолетний, меры принуждения выступают не только в качестве кары за содеянное. Основной их задачей выступает перевоспитание нарушителей. Наказания преследуют цель показать несовершеннолетним опасность их поступков не только для общества, но и для них самих. Вынося решение о применении принудительных мер, уполномоченный орган, прежде всего, основывается на том, что подросток осознает незаконность своего поведения, сделает соответствующие выводы. Уголовная ответственность предусмотрена не для всех детей. В России установлен определенный возраст, с которого к гражданину могут применяться принудительные меры. В общих случаях к уголовной ответственности за соответствующие нарушения привлекаются несовершеннолетние с 16-ти лет. Это означает, что общество считает, что с такого возраста человек вполне осознает свои действия, понимает их последствия. Другими словами, он вполне может нести ответственность за содеянное. В законе предусмотрены статьи, в которых описаны особо опасные нарушения закона (перечень приведен в начале статьи). Ответственность несовершеннолетних за них устанавливается с 14-ти лет. Эти нарушения закона достаточно серьезны, и подчас сложно представить подростка, совершающего какое-либо из них. Тем не менее, такие случаи достаточно распространены в практике.

В заключение

Проблема детской преступности всегда находится под пристальным вниманием государства. Порой серьезные нарушения начинаются с шалости. В этой связи большое внимание в России уделяется вопросу воспитания подрастающего поколения. Люди, являющиеся родителями или лицами, заменяющими их, несут ответственность за поведение ребенка. На них накладываются обязанности по воспитанию, содержанию, образованию. Они первые люди, которые закладывают основы нравственности и духовности. Немаловажную роль в становлении и развитии личности ребенка играет школа. Здесь не только крепнут и совершенствуются те принципы, которые были заложены в семье, но и приобретаются знания, навыки, расширяется кругозор. Для нормального развития ребенок должен соблюдать установленные правила, нормы. Особое значение имеет дисциплина. Однако это не значит, что дети должны воспитываться в страхе перед законом и другими людьми. В подростка нужно вложить уважение к нормам и способность нести ответственность за свое поведение, недопустимость совершать противоправные действия, в какой бы ситуации он ни находился.

4 февраля 2017

Тема, касающаяся вопроса о том, как закон относится к несовершеннолетним нарушителям, в наше время является одной из самых острых, дискуссионных и актуальных. С этим сложно поспорить. Если верить статистике, то число особо тяжких преступлений, совершаемых малолетними гражданами нашей страны, с каждым годом растёт. Многие люди справедливо считают, что по отношению к ним необходимо применять такие же наказания, как и ко взрослым, мотивируя это осознанностью совершаемых поступков. На этот счёт есть немало мнений, но в первую очередь хотелось бы обратиться к положениям, прописанным в законе.

20 статья УК РФ

Перед тем, как говорить о том, как закон относится к несовершеннолетним нарушителям, необходимо отметить вниманием возрастные рамки, прописанные в 20 статье УК РФ. Там сказано, что уголовную ответственность человек начинает нести с того момента, как ему исполняется 16 лет.

Однако в этой же статье отмечен список преступлений, при совершении которых гражданин будет представлен к суду, даже если ему только 14. И перечень внушительный. Вот малая часть тех преступлений, которые в него входят: убийство, похищение человека, причинение вреда здоровью, разбой, грабёж, вымогательство, террористическая деятельность, вандализм, хулиганство... И это даже не 1/10 перечня.

20-я статья предусматривает и исключения, при которых совершивший преступление несовершеннолетний (даже в возрасте от 14 до 16) может избежать ответственности. Это касается тех подростков, которые отстают в психическом развитии. Но даже при наличии такой особенности нужно будет доказать то, что несовершеннолетний не осознавал своих действий и их последствий во время преступления.

Штраф

Виды наказаний, которые применяются к несовершеннолетнему, отличаются по степени тяжести (как и преступления). И штраф является самым безобидным.

Он может быть назначен в качестве как основного, так и дополнительного наказания. По решению суда штраф нередко взыскивают с родителей или опекунов правонарушителя. Но только в том случае, если те на это согласны. К тому же суд перед назначением штрафа обязан удостовериться в платежеспособности законных представителей нарушителя и его самого. Что происходит в случае уклонения от уплаты? Суд производит взыскание в порядке, который предусмотрен действующим законодательством. Проще говоря, дело передаётся в руки пристава-исполнителя.

Запреты и обязанности

Законодательство об ответственности несовершеннолетних гласит, что помимо штрафа нарушителям может быть предъявлен запрет заниматься той или иной деятельностью. Обычно это является дополнительным наказанием.

Чаще всего малолетних преступников привлекают к выполнению обязательных работ, которые они должны отбывать во время, свободное от учёбы. Назначаются они, как правило, с учётом физических особенностей подростка. Сроки регулируются законом. Для граждан возрастом до 15 лет, они составляют 2 часа в день. Подросткам от 15 до 16 полагается работать 3 ч. Общая минимальная продолжительность работ составляет 40 часов. Максимальная - 160.

Выполнять их обязательно. В случае, если малолетний правонарушитель начнет уклоняться, его могут арестовать и лишить свободы. Такое применение к несовершеннолетним принудительных мер обусловлено законом. А, если быть точнее, третьей частью 49-й статьи УК РФ.

Исправительные работы

Ими тоже нередко наказывают малолетних преступников. Исправительные работы им приходится отбывать в месте, которое было определено органами местного самоуправления. Минимальный срок равен 2 месяцам, как для взрослых. Максимальный - 1 год.

Как правило, исправительные работы назначают подросткам, которые не учатся в школах и иных образовательных учреждениях. Место, где они отбывают наказание, находится в районе их места жительства.

Размеры удержаний из заработной платы составляют 5-20%. Впрочем, определяя их, суд учитывает материальное положение подростка, наличие в семье иждивенцев и прочих нюансов. В случае уклонения от исправительных работ малолетнего преступника могут арестовать. Или лишить свободы. Расчёт такой: 1 день ареста за 2 пропущенных суток.

Лишение свободы

Теперь можно поговорить о более серьёзных наказаниях. Часто многие правонарушения среди несовершеннолетних караются арестом. Данное наказание подразумевает содержание малолетнего преступника в условиях строгой изоляции от внешнего мира и общества. Минимальный срок равен месяцу, максимальный - четырём. Первая часть 54-й статьи УК РФ даёт суду возможность установить арест и на меньшее количество времени. Однако только в тех случаях, когда он назначается вместо исправительных или же обязательных работ.

Лишение свободы назначается реже всего, в исключительных случаях. Какая уголовная ответственность несовершеннолетних может сопровождаться таким наказанием? Та, к которой подростки привлекаются за совершение тяжких преступлений (они прописаны в 20 статье). Впрочем, есть сроки.

Для подростков возрастом до 16лет - максимум 6 лет лишения свободы. В том случае, если преступление было особо тяжким, срок увеличивается до 10 лет. То же самое касается подростков старше 16 лет. Только срок в 10 лет может быть им установлен вне зависимости от тяжести совершенного преступления.

Исходя из этого, можно дать ответ на вопрос о том, как закон относится к несовершеннолетним нарушителям. Справедливо, но с учётом психовозрастных нюансов. Хотя, конечно, есть случаи, в которых малолетние преступники оставались безнаказанными, несмотря на осознанно совершённые ими ужасные поступки. Но это другая тема.

Назначение наказания

Об этом процессе тоже стоит сказать пару слов. И его осуществление тоже показывает, как закон относится к несовершеннолетним нарушителям. Дело в том, что при назначении наказания малолетнему преступнику учитывается то, в каких условиях он живёт, какой у него уровень воспитания и психического развития, личностные особенности, семья, родители. Ведь нередко подростки становятся не на тот путь из-за влияния на них старших лиц.

Ещё в 89 статье УК РФ сказано, что несовершеннолетие является смягчающим фактором, принимаемым судом во внимание при вынесении приговора. Но отягчающие обстоятельства также учитываются.

Лишение свободы назначается судом лишь в том случае, если власти решили: исправить подростка, не изолировав его от общества, не представляется возможным. В приговоре всё мотивируется.

Проявление гуманности

Часто малолетних преступников освобождают от наказания. Но в таком случае всё равно обязательно проводится профилактика правонарушений среди несоврешеннолетних. А освободить подростка от ответственности могут в том случае, если он оказался причастен не к особо тяжкому преступлению. А к мелкой краже, например. В таком случае суд проведут и применят меры воспитательного воздействия. Они предусмотрены 2 частью статьи №90 УК РФ. Но за преступления, перечисленные в ст. 20 УК РФ, освобождение не полагается. Так как те нарушения несут непоправимый вред обществу и другим людям.

В особых случаях подростка, совершившего среднее или тяжкое преступление, могут поместить в специальное закрытое учреждение учебно-воспитательного характера. Там профессионалы будут заниматься не только его исправлением. Но ещё обучением, воспитанием и привитием качеств, необходимых нормальному человеку. Максимальный срок пребывания может составить 3 года. Но по достижении 18 лет подросток покинет учреждение.

Судебная практика

Следует отметить, что процесс, в ходе которого малолетний преступник предстаёт перед законом, осуществляется так же, как и в случае с взрослыми гражданами. Предполагается, что правосудие в подобных ситуациях должно быть направлено на применение тех мер воздействия, которые помогли бы позволить максимально исследовать обстоятельства совершённого нарушения.

Также во время процесса учитываются свободы, права и обязанности несовершеннолетних. В Украине, России и прочих странах это является обязательным, поскольку так демонстрируется адекватное, непредвзятое отношение к подсудимому. И по этой причине к расследованию случаев с малолетними преступниками привлекаются самые опытные судьи, способные вынести справедливый, обоснованный, законный и мотивированный приговор.

Заключение под стражу практикуется, но лишь как крайняя мера. И только по отношению к лицам, подозреваемым в совершении преступлений от средней степени тяжести до особо тяжких.

Право на защиту

Несовершеннолетние лица им обладают так же, как и остальные люди. Это положение отмечено в 16-й статье УПК РФ. Они могут реализовать это право как самостоятельно, так и с помощью защитника. Если несовершеннолетний не имеет возможности его пригласить, то его присутствие обеспечивается судом.

Кстати, допрос малолетнего подозреваемого осуществляется только в присутствии педагога или психолога. То же самое, если подросток старше 16 (но младше 18) и отстаёт в психическом развитии. Также на заседании обязательно должны присутствовать родители, опекуны или законные представители подростка. Но бывает, что у подозреваемого таковых нет. Тогда на суде присутствует представитель органа попечительства или опеки.

  • 10. Правовое государство
  • 11.Формационный подход к типологии государства
  • 12. Цивилизационный подход к типологии государства
  • 13.Понятие и признаки функций государства
  • 14.Основные внутренние функции Российского государства
  • 15. Основные внешние функции Российского государства
  • 16. Формы осуществления функций государства
  • 17. Понятие формы государства, ее элементы
  • 18.Форма правления: понятие и виды
  • 19. Монархия. Виды монархий
  • 20. Республика. Виды республик
  • 21.Форма государственного устройства: понятие и виды
  • 22. Политический (государственный) режим: понятие и виды
  • 22. Авторитарный политический режим
  • 24.Тоталитарный политический режим
  • 25. Демократический политический режим
  • 26.Унитарное государство
  • 27.Федеративное государство
  • 28.Понятие конфедерации
  • 29.Форма правления в Российской Федерации
  • 30. Механизм государства
  • 31.Принцип разделения властей
  • 32.Орган государственной власти: признаки и виды
  • 34.Законодательная власть в рф
  • 35.Исполнительная власть
  • 36. Судебная власть
  • 37. Нетипичные ветви власти
  • 38.Правоохранительные органы в механизме государства
  • 39.Понятие и структура политической системы общества
  • 40.Место и роль государства в политической системе общества
  • 41.Понятие и признаки права
  • 42.Объективное и субъективное право
  • 43. Основные типы правопонимания
  • 44.Принципы права, их классификация
  • 45. Функции права
  • 46. Система социальных норм, их классификация
  • 47.Соотношение права и морали
  • 48. Понятие нормы права и ее признаки
  • 49. Структура правовой нормы и ее элементы
  • 50. Соотношение нормы права и статьи нормативно-правового акта
  • 51. Классификация правовых норм
  • 52.Понятие форма права
  • 53. Основные формы права
  • 54.Формы права в Российской Федерации
  • 55. Закон: понятие, признаки, виды
  • 56.Подзаконные акты: понятие, признаки, виды
  • 57.Действие права
  • 58.Понятие и принципы правотворчества
  • 59.Законодательный процесс
  • 60. Систематизация нормативно-правовых актов
  • 61. Юридическая техника
  • 62.Система права: понятие и элементы
  • 63.Критерии выделения отраслей права
  • 64. Право частное и публичное, материальное и процессуальное
  • 65.Общая характеристика отраслей права
  • 66.Система права и система законодательства: их соотношение и взаимосвязь
  • 67. Понятие правовой системы, ее соотношение с системой права и правовой семьей
  • 68. Романо-германская правовая семья
  • 69. Семья общего права
  • 70.Мусульманская правовая семья
  • 71.Особенности российской правовой системы
  • 72. Правоотношения: понятие, признаки, структура
  • 73. Субъекты правоотношений: понятие и виды
  • 74. Классификация правоотношений
  • 75. Юридические факты, их классификация. Фактический состав
  • 76. Реализация норм права: понятие и формы
  • 77.Применение норма права
  • 78. Акты применения норм права: понятие и виды
  • 79. Пробелы в праве и пути их преодоления
  • 80. Толкование норм права: понятие и виды
  • 81. Толкование норм права по субъекту
  • 82. Толкование норм права по объему
  • 83. Способы толкования норм права
  • 84. Акты толкования норм права: понятие и виды
  • 85.Юридическая практика
  • 86. Понятие, принципы и требования законности
  • 87.Гарантии законности: понятие и виды
  • 88. Правопорядок и его соотношение с законностью и общественным порядком
  • 89.Правосознание: понятие, функции, структура, виды
  • 90.Функции правовой культуры
  • 91.Правовая культура: понятие и типологизация
  • 92. Правомерное поведение
  • 93. Понятие, признаки и виды правонарушений
  • 94.Юридический состав правонарушений
  • 95. Причины, условия и поводы правонарушений в российском обществе
  • 96.Юридическая ответственность: понятие и признаки
  • 97. Виды юридической ответственности
  • 98.Референдум понятие и виды
  • 99.Исторические типы демократии
  • 100. Представительная и плебисцитарная демократия
  • 101.Социологический подход к праву
  • 102.Логический позитивизм
  • 103. «Генеральная» функция государства
  • 104.Школа естественного права
  • 105.Постклассические теории права
  • 55. Закон: понятие, признаки, виды

    Закон - это нормативный акт, принятый высшим законодательным органом или путем референдума, обладающий высшей юридической силой.

    Признаки закона:

    1. Закон - это нормативный акт, содержащий нормы права.

    3. В силу указанного закон обладает высшей юридической силой. Это означает, что другие органы не могут изменять законы, что все прочие нормативные акты, называемые подзаконными, должны издаваться в соответствии с законами, не нарушать их. Правоприменительные, индивидуальные акты также должны выноситься на основе законов. Если при решении конкретного дела возникает ситуация, когда подзаконный акт (например, указ Президента или постановление Правительства РФ) противоречит закону, то правоприменитель должен отдать предпочтение закону.

    4. Законы не только регулируют наиболее важные, коренные общественные отношения, но и устанавливают принципиальные положения правового регулирования.

    Законы Российской Федерации можно подразделять по субъектам, их принимающим, по юридической силе и по отраслям права. По субъектам принятия законы делятся на:

    а) принятые на референдуме;

    б) принятые Федеральным Собранием РФ;

    в) законы субъектов федерации.

    Путем референдума мо1ут быть приняты как федеральные законы, так и законы субъектов федерации.

    Федеральные законы подразделяются на федеральные конституционные законы и просто на федеральные (текущие) законы.

    Конституционные федеральные законы принимаются по вопросам, прямо указанным Конституцией РФ. Законы, прямо не отнесенные к числу конституционных, таковыми не являются, несмотря на их важность и необходимость.

    Законы субъектов федерации принимаются в пределах полномочий этих субъектов, определенных Конституцией РФ, федеральными договорами и специальными договорами, заключенными Российской Федерацией с отдельными субъектами.

    56.Подзаконные акты: понятие, признаки, виды

    Нормативный правовой акт – правовой акт, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы, т.е. предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение.

    Подзаконные акты - изданные на основе и во исполнение законом акты, содержащие юр. нормы. Подзаконные акты обладают меньшей юр. силой, чем законы, базируются на них.

    Виды подзаконных актов:

    1. Указы Президента РФ. Не должны противоречить Конституции РФ, обязательны для исполнения по всей России.

    2. Постановления правительства РФ. Обязательны к исполнению в РФ, могут быть приняты на основании и часто во исполнение законов.

    3. Приказы, инструкции, уставы, положения министров.

    4. Решения и постановления местных органов гос. власти (областных, представительных, законодательных структур)

    5. Решения, распоряжения, постановления местных органов гос. управления (областных глав администраций, губернаторов)

    6. Нормативные акты муниципальных (негосударственных органов)

    7. Локальные нормативные акты (правила внутреннего трудового распорядка).

    57.Действие права

    Действие норм права распространяется на определённый круг субъектов, нормы права действуют на определённо ограниченном участке пространства и ограничено определёнными временными рамками.

    Действие правовой нормы во времени начинается с момента вступления в юридическую силу содержащего ее нормативно-правового акта и прекращается с момента утраты последним юридической силы.

    Вступление в силу нормативно-правовых актов может определяться:

    Принятием или подписанием акта. С момента принятия до недавнего времени вступали в силу большинство нормативных актов Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания России. Многие нормативные акты Правительства РФ и сегодня вступают в силу с момента их подписания.

    Моментом опубликования акта. Например, истечением определенного срока после опубликования нормативно-правового акта. В настоящее время федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу. Акты Президента России, имеющие нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования, если только в самом акте не установлен другой порядок их вступления в силу. Также вступают в силу и акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок их вступления в силу.

    Датой, указанной в самом нормативно-правовом акте. Отсрочка во времени, как правило, предусматривается для нормативных актов повышенной сложности или значения.

    Наступлением определенных условий. Вступление в силу нормативно-правового акта в целом или отдельных его положений может быть увязано, например, с принятием и введением в действие другого акта.

    Специально принятым нормативным актом.

    Прекращение действия нормативно-правового акта определяется следующими моментами:

      Истечением срока действия акта.

      Наступлением определенных условий.

      Прямой отменой акта.

      Заменой действующего акта другим.

    Действие правовой нормы в пространстве ограничивается всей территорией государства или территорией отдельных его частей. В России федеральные нормативно-правовые акты вступают в силу и действуют одновременно на всей территории страны. Региональные нормативные акты распространяют свое действие на территорию соответствующего субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления - на территорию города, поселка или иного муниципального образования.

    Действие норм права по кругу лиц. В тексте нормативно-правового акта должно содержаться описание субъектов, которым адресованы его нормы. Нормативно-правовые акты распространяются на всех лиц, находящихся на территории государства, включая иностранцев, лиц без гражданства, структурные подразделения иностранных и международных организаций. Причем в отношении граждан самого государства нормативно-правовые акты действуют как на территории государства, так и за его пределами.

    С действием нормативных актов во времени связаны вопросы их обратной силы и переживания. Здесь действует общее правило, закрепленное, в частности, в Конституции РФ (ст. 54): закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Это означает, что закон не распространяется на факты, которые имели место до вступления его в силу. Из этого правила имеются исключения: обратную силу имеют законы, смягчающие и отменяющие юридическую ответственность, а также законы, в которых прямо об этом сказано. Обратную силу могут иметь законы, отменяющие налоги или снижающие размеры ставок налогов (сборов), если это прямо предусмотрено в законе (ст. 5 НК РФ).

    Переживание закона- это применение отмененного, уже не действующего в момент применения закона к фактам, которые были в момент его действия. Например, к преступлениям применяется, как правило, закон времени совершения преступления, если новый закон не смягчает ответственность.

    как закон относится к несовершеннолетним нарушителям Чего хочет добиться государство наказывая несовершеннолетних нарушителей

    Ответы:

    Закон суров, но справедлив. А незнание закона не является оправданием. Закон наказывает каждого нарушителя. Однако несовершеннолетних он всё-таки щадит. Ибо возраст нарушителей является обстоятельством, смягчающим вину. Закон устанавливает ответственность за все виды нарушений с 16 лет, а за самые тяжкие - с 14 (например, за убийство, умышленное причинение вреда здоровью, грабёж, терроризм или ложное сообщение об акте терроризма, за хищение оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, наркотических средств, за приведение в негодность транспортных средств и др.).К тому же к несовершеннолетним применяются не все виды наказаний, установленные для взрослых. Если подросток впервые совершает не очень тяжкое нарушение, к нему применяют меры воспитательного воздействия.

    Похожие вопросы

    • ВСЕ КРАТКО ПОЖАЛУЙСТА! 1.растения плохо растут на заболоченной, сильно увлажненной почве, хотя и не испытывают недостатка питательных веществ.какой процесс жизнедеятельности нарушен у растений на заболоченной почве? Как улучшить условия жизни растений на подобных почвах? 2. Человек в среднем за сутки потребляет 430 г кислорода и выдыхает 800 грамм углекислого газа. 1 гектар зеленых насаждений поглощает примерно столько же углекислого газа, сколько выдыхают200 человек, при этом выделяется 80 кг кислорода в сутки. Какое количество кислорода необходимо жителям города, насчитывающего 5000000 человек? Какова должна быть площадь зеленых насаждений в этом городе? 3.сформулируйте правила хранения урожая
    • Укажем важнейшие заливы, проливы.(средиземноо моря) пж напишите

    Закон — это нормативный акт, принятый в особом порядке ор-ганом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регули-рующий наиболее важные общественные отношения.

    К признакам закона относятся следующие:

    Он принимается только органом законодательной власти или референдумом ;

    Порядок его подготовки и издания определяется Конститу-цией РФ и Регламентами палат Федерального Собрания РФ;

    В идеале он должен выражать волю и интересы народа;

    Он обладает высшей юридической силой и все подзаконные акты должны соответствовать ему и ни в чем не противоре-чить;

    Он регулирует наиболее важные, ключевые общественные от-ношения.

    Именно данные признаки и выделяют закон в системе иных нормативных актов и придают ему качество верховенства. Изме-нить или отменить закон вправе только тот орган, который его принял, причем в строго оговоренном порядке.

    Виды законов по их юридической силе:

    1) конституция (закон законов) — основополагающий учреди-тельный политико-правовой акт, закрепляющий конституцион-ный строй, права и свободы человека и гражданина, определяю-щий форму правления и государственного устройства, учреждаю-щий федеральные органы государственной власти;

    2) федеральные конституционные законы — принимаются по вопросам, предусмотренным и органически связанным с Консти-туцией (например, федеральные конституционные законы о Кон-ституционном Суде РФ, о судебной системе, о референдуме, о Пра-вительстве РФ и т.п.);

    3)федеральные законы — акты текущего законодательства, по-священные различным сторонам социально-экономической, политической и духовной жизни общества (например, ГК РФ, УК РФ, Семейный кодекс РФ и др.);

    4) законы субъектов Федерации — издаются их представитель-ными органами и распространяются только на соответствующую территорию (например, закон Саратовской области о муниципаль-ной службе в Саратовской области, о социальных гарантиях и т.п.).

    Классификация законов может проводиться по различным ос-нованиям:

    По субъектам законотворчества (принятые народом в резуль-тате референдума или законодательным органом);

    По предмету правового регулирования (конституционные, административные, гражданские, уголовные и т.п.);

    По сроку действия (постоянные законы и временные) и т.д.

    По характеру (текущие и чрезвычайные);

    По сферам действия (общефедеральные и региональные);

    По степени систематизации (обычные и кодификационные, другими словами, органические — ГК РФ, УК РФ и т.д.);


    По значимости содержащихся в них норм (конституционные и обыкновенные);

    По объему регулирования (общие и специальные).

    Подзаконные нормативные акты: понятие, признаки, виды

    Подзаконные акты — это изданные на основе и во исполнение законов акты, содержащие юридические нормы.

    Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, базируются на них. Несмотря на то, что в нормативном правовом регулировании общественных отношений главное и оп-ределяющее место занимает закон, подзаконные акты имеют тоже весьма важное значение в жизни любого общества, играя вспомо-гательную и детализирующую роль.

    Выделяют следующие виды подзаконных актов:

    1) Указы Президента РФ . Они обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации, не должны противоре-чить Конституции РФ и федеральным законам (ст. 90 Конститу-ции РФ), подготавливаются в пределах президентских полномо-чий, предусмотренных конституционными (ст. 83—90) и законо-дательными нормами. Президент, будучи главой государства, при-нимает акты, которые занимают следующее после законов место. Важная роль отводится указам, во многом с их помощью глава государства реализует полномочия и элементы своего правового статуса.

    В современный период сфера правового регулирования , охватываемая указами, весьма широка. Нормативные указы изда-ются обычно в случае пробелов в праве. Отдельные, очень малочис-ленные указы (например, о введении военного, чрезвычайного по-ложения) подлежат утверждению Советом Федерации Федераль-ного Собрания РФ. Акты Президента РФ публикуются в офици-альных изданиях. Конституционность актов главы государства может быть проверена Конституционным Судом РФ. (Ежегодные послания Президента РФ Федеральному Собранию представляют собой официальный документ большой политической значимости, но не содержат норм права и поэтому не носят нормативного харак-тера);

    2) Постановления Правительства РФ — обязательны к исполне-нию на территории Российской Федерации. Особенностью актов Правительства является то, что они могут быть приняты лишь на основании и во исполнении законов РФ, а также указов Президен-та РФ. Постановления Правительства РФ подписываются Предсе-дателем Правительства РФ и подлежат официальному опублико-ванию не позднее 15 дней со дня их принятия;

    3) Приказы, инструкции, положения министерств, государст-венных комитетов и других федеральных органов исполнительной власти . Эти акты, принимаемые на основе и в соответствии с законами РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правитель-ства РФ, регулируют общественные отношения, находящиеся, как правило, в пределах компетенции данной исполнительной струк-туры. Однако есть среди них и такие, которые имеют общее значе-ние, выходят за рамки конкретного министерства и ведомства, распространяются на широкий круг субъектов. Например, акты Министерства финансов РФ, Министерства внутренних дел РФ, Центрального банка РФ, Государственного таможенного комитета РФ, Федерального надзора России по ядерной и радиационной без-опасности, Федеральной службы лесного хозяйства России и т.п.;

    4) Решения и постановления местных органов государственной власти (например, областных представительных, законодатель-ных структур — Тюменской областной Думы);

    5) Решения, распоряжения, постановления местных органов го-сударственного управления (например, областных глав админи-страций, губернаторов и пр.);

    6) Нормативные акты муниципальных (негосударственных) ор-ганов . Эти акты принимаются в пределах компетенции названных структур и действуют на территории соответствующих городов, районов, сел, поселков, микрорайонов и т.п.;

    7) Локальные нормативные акты — это нормативные предписа-ния, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации и регулирующие их внутреннюю жизнь (например, правила внутреннего трудового распорядка).