Как понять уполномоченное лицо. Права и обязанности должностных лиц

УПОЛНОМОЧЕННЫЕ ЛИЦА: ЧТО НОВОГО?

А. Е. Федотов, докт. техн. наук, президент АСИНКОМ, председатель технического комитета по стандартизации ТК 458 «Производство лекарственных средств»

ГОСТ Р 52249-2004 «Правила производства и контроля качества лекарственных средств» (прямое введение Правил GMP ЕС в России) устанавливает понятие Уполномоченного лица и определяет основные его функции. Уполномоченное лицо – термин для нас новый. Но так ли нов его смысл? В чем состоят его отличия, а в чем он совпадает с давно освоенной у нас практикой?

Эти вопросы имеют ключевое значение, поскольку опыт обращения с «новыми» терминами у нас уже есть. К ним относятся «валидация», «валидационный мастер-план», «GMP» и пр. Поначалу этим терминам из-за отсутствия толкового перевода, нашей доверчивости, а порой и преувеличенно-неадекватного отношения к зарубежным документам, приписывался какой-то скрытый, неведомый нам, чуть ли не мистический смысл, в котором нужно долго разбираться и проходить специальное обучение (за хорошую плату и у «признанных» зарубежных специалистов). Потом выяснилось, что эти термины – всего лишь синонимы давно известных нам понятий: аттестация, программа испытаний (программа аттестации), правила производства лекарственных средств.

Наша задача – дать наиболее простой путь введения Правил GMP и сопутствующих документов, избегая путаницы и лишних затрат.

Чтобы не впасть в очередное заблуждение, попробуем разобраться в проблеме сами.

Так что же такое Уполномоченные лица? Новый шаг вперед или давно освоенная реальность?

Для ответа на эти вопросы, рассмотрим функции Уполномоченных лиц, требования к ним, порядок назначения и их ответственность.

Все это раскрыто в ряде документов: ГОСТ Р 52249-2004, Директивы Европейского Союза, Кодекс правил для Уполномоченных лиц (Великобритания), Положение ВОЗ об Уполномоченных лицах. Ниже рассмотрены требования ГОСТ, Директив и Кодекса. Положение Воз не рассматривается, поскольку во многом (местами дословно) повторяет Кодекс.

ГОСТ Р 52249-2004

Согласно ему «Уполномоченное лицо (Qualified person): Сотрудник предприятия-производителя, принимающий окончательное решение о выпуске серии лекарственного средства».

Просто и ясно. Этот как раз то, чем у нас всегда занимался начальник отдела контроля качества или заместитель директора по качеству.

ГОСТ Р 52249 устанавливает следующие требования:

Ответственность за функционирование системы обеспечения качества возлагается, в первую очередь, на руководителей и Уполномоченных лиц (1.1);

Реализация лекарственных средств до выдачи Уполномоченным лицом разрешения на выпуск исключена. Уполномоченное лицо должно подтвердить, что каждая серия продукции произведена в соответствии с установленными требованиями (1.2, VII);

Разрешение на продажу или поставку любой серии продукции может быть получено только после подтверждения Уполномоченным лицом ее соответствия регистрационному досье (1.4, VII);

Уполномоченные лица должны быть заняты на производстве полный рабочий день (2, Принципы);

В перечне обязанностей Уполномоченных лиц (2.4) детализируются приведенные выше положения.

Квалификация Уполномоченного лица должна соответствовать установленным требованиям. Уполномоченное лицо должно входить в штат предприятия – производителя лекарственных средств. Его обязанности могут быть переданы только лицам, имеющим статус Уполномоченного лица.

Приложение 16 к ГОСТу устанавливает порядок подтверждения соответствия серии продукции с целью ее выпуска, выполняемый Уполномоченным лицом. Это приложение детализирует работу Уполномоченного лица и, по сути, не отличается от нашей практики.

Таким образом, ГОСТ дает определение термину «Уполномоченное лицо» и кратко регламентирует требования к нему и его обязанности.

Директивы Европейского Союза

Директива 2003/94/ЕЕС от 8 октября 2003 г., устанавливающая принципы и руководства по производству лекарственных средств для людей и лекарственных средств, предназначенных для исследований (для людей) – COMMISSION DIRECTIVE 2003/94/EC of 8 October 2003 laying down the principles and guidelines of good manufacturing practice in respect of medicinal products for human use and investigational medicinal products for human use. Согласно этой Директиве

Уполномоченное лицо – определение дано в статье 48 Директивы 2001/83/ЕС или в статье 13(2) Директивы 2001/20/ЕС (статья 2, п. 4);

Обязанности руководящего персонала и персонала службы качества, включая Уполномоченных лиц, ответственных за внедрение и работу по Правилам GMP, должны быть определены в должностных инструкциях (статья 7, п. 2).

Директива 2001/83/ЕС от 06 ноября 2001 «О Кодексе Европейского сообщества «Лекарственные средства для человека» - DIRECTIVE 2001/83/EC OF THE EUROPEAN PARLIAMENT AND OF THE COUNCIL of 6 November 2001 on the Community code relating to medicinal products for human use.

Статья 41. Для получения лицензии на производство заявитель должен: а)…б)…с) иметь в своем распоряжении, по крайней мере, одно Уполномоченное лицо с функциями, определенными в Статье 48.

Статья 48. 1. Государства-члены ЕС должны предпринимать все необходимые меры для обеспечения того, чтобы в распоряжении держателя лицензии на производство постоянно и непрерывно находилось бы, крайней мере, одно Уполномоченное лицо (в соответствии с требованиями, установленными в Статье 49), имеющее, в частности, обязанности, указанные в Статье 51.

Тема 5.1. Понятие уполномоченного лица. Управдом в системе договорных отношений. Представительство. Функции и полномочия управдома. Требования к уполномоченному лицу. Общие вопросы теории социального конфликта.

Тема 5.1.1. Понятие уполномоченного лица.

Конечным результатом реализации жилищного законодательства при предоставлении ЖКУ является построение системы договорных отношений. Жилищный кодекс РФ предполагает три способа управления многоквартирными домами . Причем граждане в любом из способов не защищены, как потребители жилищно-коммунальных услуг, т. к. в действующей системе договорных отношений собственники помещений в многоквартирном доме имеют прямые отношения с организациями, которые оказывают данные услуги. К сожалению, управление многоквартирным домом товариществом собственников жилья также не обеспечивает потребителей правовой защитой, и требует серьезной корректировки. Предпринимаются постоянные попытки превратить ТСЖ в перепродавца ЖКУ и если эти попытки увенчаются успехом, то такое ТСЖ ни чем не будет отличаться от других поставщиков. Как только ТСЖ станет предоставлять ЖКУ, то представительские функции оно уже не будет исполнять и, следовательно, защищать потребителей услуг.

Проведение общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и формирование, на основании принятых ими решений, договорных отношений, а также вступление в договорные отношения с управляющими организациями, выбранными на открытом конкурсе, привело к снижению контроля требований к надлежащему содержанию общего имущества в многоквартирных домах. Собственники помещений, как сторона договора, не в состоянии проконтролировать и принять работы и услуги по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также проверить правильность расходования денежных средств по заключенным договорам.

В соответствии с п. 40 Постановления Правительства РФ от 01.01.01 г. N 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» собственники помещений в соответствии с условиями договора или учредительными документами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива вправе:

а) получать от ответственных лиц не позднее 5 рабочих дней с даты обращения информацию о перечнях, объемах, качестве и периодичности оказанных услуг и (или) выполненных работ;

б) проверять объемы, качество и периодичность оказания услуг и выполнения работ (в том числе путем проведения соответствующей экспертизы);

в) требовать от ответственных лиц устранения выявленных дефектов и проверять полноту и своевременность их устранения.

Однако собственники помещений не имеют специальных познаний в вопросах содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме, предоставления коммунальных услуг (ресурсов), а также не проявляют активность в реализации своих прав.

В результате происходящих жилищных преобразований в каждом доме органы местного самоуправления частично утратили возможность осуществления контроля за исполнением обязательств управляющими, ресурсоснабжающими и обслуживающими организациями, особенно в тех домах, в которых отсутствует муниципальная собственность и тем более вмешиваться в финансово-хозяйственную деятельность этих организаций. Очень часто незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица должностным лицом с использованием своего служебного положения расценивается надзорными органами как уголовное преступление (Статья 169УК РФ - воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности).

По действующему законодательству объем полномочий управдома устанавливается решением общего собрания собственников помещений.

При непосредственном способе управления управдомом может быть один из собственников помещений - представительство в силу закона. В ч.3 ст. 164 ЖК РФ эта норма изложена в следующем виде: «На основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, осуществляющих непосредственное управление таким домом, от имени собственников помещений в таком доме в отношениях с третьими лицами вправе действовать один из собственников помещений в таком доме»

Полномочия его оформляются протоколом общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Бланк решения в этом случае приведен в приложении № 1

Приложение

Решение собственника помещения

(Ф. И.О, либо наименование юридического лица - собственника помещения)

_________________________________________________________________________

(адрес места жительства гражданина или место нахождения юр. лица – собственника помещения)

являющийся (-щаяся) собственником _______________________ № ______________

(жилого/нежилого помещения)

на основании _____________________________________________________________

· Энергосбережение и повышение энергетической эффективности.

4. Общие вопросы теории социального конфликта.

Успешное исполнение обязательств уполномоченным лицом возможно при наличии у него навыков по следующим направлениям:

организация, проведение и оформление общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме, проводимых в форме совместного присутствия и заочного голосования;

вхождение в договорные отношения в зависимости от способов управления многоквартирными домами;

формирование договорных отношений с третьими лицами: определение существенных условий договоров, построение сбалансированных отношений, установление перечней работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

контроль деятельности третьих лиц в части взятых ими обязательств, актирование исполнения обязательств;

проверка качества и объема предоставляемых услуг, работ и ресурсов (товаров), установление фактов не предоставления ЖКУ или предоставление их с нарушением качества или объемов;

осмотр и оценка технического состояния общего имущества в многоквартирном доме, актирование результатов осмотров;

расчет стоимости жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ);

организация взаимодействия с собственниками помещений, работа по обращениям жителей;

защита прав потребителей в договорных отношениях при предоставлении ЖКУ, в том числе работа с жалобами потребителей,

использование персонального компьютера и офисной техники.

Для проверки соответствия навыков и знаний уполномоченного лица требованиям действующего законодательства, а также для осуществления контроля за его деятельностью, целесообразно обязать уполномоченное лицо пройти добровольную сертификацию по стандарту «Сертификация уполномоченного лица». Требования к Системе добровольной сертификации предусмотрены в Порядке проведения общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме (см. Тему № 2.3).

Уполномоченное лицо должно иметь как минимум средне - специальное профессиональное образование или высшее образование и опыт работы с людьми.

Налогоплательщик вправе направить налоговую декларацию в инспекцию через своего представителя. Об этом говорится в пункте 4 статьи 80 Налогового кодекса РФ. Выразитель интересов организации в ИФНС может быть законным или уполномоченным. Обязательным условием сдачи отчетности при помощи посредника является документальное подтверждение его полномочий в соответствии с Налоговым кодексом РФ и иными федеральными законами (ст. 26 НК РФ).

Законный представитель

Законным представителем организации признается лицо, уполномоченное выражать ее интересы на основании закона или учредительных документов (то есть без доверенности). Основание - пункт 1 статьи 27 НК РФ. Например, таким посредником является:

Полномочия законного представителя организации подтверждают документы, удостоверяющие его служебное положение, в том числе копии учредительных документов.

Отметим, что руководители представительств и филиалов организации являются ее уполномоченными, а не законными представителями. Ведь они действуют на основании доверенности организации (п. 3 ст. 55 ГК РФ).

Важный момент

Личное участие налогоплательщика в налоговых правоотношениях не лишает его права иметь представителей. И наоборот, если хозяйствующий субъект действует в налоговых правоотношениях через посредников, это не значит, что он лишен права на участие в указанных правоотношениях персонально (п. 2 ст. 26 НК РФ).

Уполномоченный представитель

Выражать интересы организации в отношениях с налоговыми органами могут также иные физические и юридические лица. Свои полномочия они вправе осуществлять только на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном Гражданским кодексом (ст. 29 НК РФ). В качестве уполномоченных представителей могут выступать работники организации (главный бухгалтер, финансовый директор, заместитель генерального директора и прочие руководители различных служб организации), частные аудиторы или специализированные фирмы.

Для представления интересов в налоговых органах организация может иметь несколько уполномоченных представителей. Каждому из них она должна выдать доверенность. Эта бумага должна содержать (статьи 185-187 ГК РФ):

  • дату и указание на место составления. Доверенность, в которой не указана дата ее совершения, ничтожна (п. 1 ст. 186 ГК РФ);
  • данные организации: ее полное наименование, ИНН, место нахождения;
  • должность, Ф.И.О., паспортные данные, адрес представителя - работника организации (полное наименование, место нахождения представителя - юридического лица, Ф.И.О., паспортные данные, адрес - представителя - стороннего физического лица);
  • сообщение о представлении посредником интересов организации отношениях с налоговыми органами;
  • права уполномоченного лица;
  • срок действия доверенности. Он не может превышать трех лет. Если этот срок не указан, доверенность сохраняет силу в течение года со дня ее подписания (ч. 1 ст. 186 ГК РФ);
  • подпись представителя;
  • подпись руководителя организации, выдавшей доверенность, или иного лица, уполномоченного на это ее учредительными документами;
  • оттиск печати доверителя.

Образец доверенности на представление уполномоченным представителем интересов организации в отношениях с налоговыми органами, в том числе на сдачу налоговых деклараций

Доверенность № 22

на представление интересов организации в отношениях с налоговыми органами

г. Москва Первое октября две тысячи одиннадцатого года

Общество с ограниченноей ответственностью «Орбита» в лице генерального директора Ступина Л.Э., действующего на основании Устава, в соответствии со статьей 29 Налогового кодекса, доверяет аудитору Альберту Михайловичу Ремезову паспорт серии 97 03 N 864256, выдан ОВД «Раменское» г. Москвы 29 сентября 2002 г., проживающему по адресу: 111141, г. Москва, ул. Кусковская, д. 32, кв. 54, представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами.

В целях выполнения этого поручения Ремезову А.М. предоставляются следующие права:

Представлять интересы ООО «Орбита» в налоговых органах по всем вопросам, связанным с данным поручением;

Представлять в налоговые органы декларации ООО «Орбита»;

Получать и передавать документы;

Вести переписку во исполнение данного поручения;

Расписываться и совершать иные законные действия, связанные с выполнением данного поручения.

Полномочия по настоящей доверенности не могут быть переданы другим лицам.

Образец подписи Ремезова А. М. Ремезов удостоверяю.

Генеральный директор ООО «Орбита» Ступин /Ступин Л.Э./

Внимание

Не могут быть уполномоченными представителями налогоплательщика должностные лица налоговых, таможенных органов, органов внутренних дел, судьи, следователи и прокуроры (п. 2 ст. 29 НК РФ).

Отметим, что подтверждением полномочий представителя служит оригинал доверенности или ее заверенная копия. Это следует из постановлений ФАС Дальневосточного округа от 28 декабря 2009 г. № Ф03-7808/2009 по делу № А51-2623/2009, от 24 декабря 2009 г. № Ф03-7569/2009 по делу № А51-7172/2009, от 23 декабря 2009 г. № Ф03-7520/2009 по делу № А51-2622/2009 и от 21 декабря 2009 г. № Ф03-7420/2009 по делу № А51-4697/2009. Кроме того, наличие доверенности - обязательное условие даже, если интересы в сфере налогообложения представляются по договору поручения (см. постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 25 декабря 2009 г. по делу № А32-16230/2007-66/102-2008-3/385-2009-29/188, ФАС Северо-Кавказского округа от 29 мая 2009 г. по делу № А32-16233/2007-66/100-2008-3/384).

Передоверие полномочий

Уполномоченный представитель должен лично совершать те действия, которые обозначены в выданной ему доверенности. Он может передоверить их выполнение другому гражданину или организации. Для этого надо, чтобы в документе было указано, что ему разрешается это сделать. Передоверие без такого указания возможно только в силу обстоятельств для охраны интересов лица, чьи интересы выражаются.

Допустим компания оформила доверенность сторонней фирме с правом передоверия полномочий ее сотруднику. Тогда в этой бумаге ей следует указать на такое право.

Уполномоченный представитель, передавший полномочия, должен известить об этом доверителя и сообщить ему необходимые сведения о новом обладателе полномочий. Неисполнение этой обязанности возлагает на передоверителя ответственность за действия лица, которому он отдал полномочия, как за свои собственные.

Доверенность, выданная в порядке передоверия, должна быть нотариально удостоверена. Период ее действия не может превышать срока действия доверенности, на основании которой она выдана (ст. 187 ГК РФ).

Внимание

О том, что представить пользователю бухгалтерскую отчетность организация может через представителя, говорится в пункте 5 статьи 15 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ.

Предположим ведение учета фирма передала специализированной организации. Вместе с тем, руководитель последней вручил свои полномочия по подписанию налоговой и бухгалтерской отчетности своему работнику. В этой ситуации при представлении в налоговый орган деклараций фирмы сторонняя организация должна приложить к отчетности:

  • документ, подтверждающий полномочия своего руководителя, на подписание декларации;
  • документ, который подтверждает полномочия физического лица, подписавшего декларацию, на такие действия.

Кроме того, необходимо руководствоваться установленным порядком заполнения формы налоговых деклараций по конкретному налогу, в том числе предусматривающим положения о подтверждении достоверности и полноты сведений в налоговой декларации уполномоченным представителем налогоплательщика (см. письма Минфина России от 31 января 2011 г. № 03-02-07/1-28 и от 27 ноября 2009 г. № 03-02-07/1-523).

Отчетность представляется по ТКС

При представлении отчетности в электронном виде по ТКС необходимо руководствоваться Методическими рекомендациями, которые утверждены приказом ФНС России от 2 ноября 2009 г. № ММ-7-6/534@. Согласно им, доверенность (ее копию), удостоверяющую право подтверждать достоверность и полноту сведений, указанных в декларации, представитель налогоплательщика направляет в инспекцию до сдачи им налоговой отчетности в электронном виде. Ее копия сохраняется в ИФНС в течение трех лет после истечения срока действия названного документа.

Программным обеспечением на стороне представителя последовательно выполняются действия по формированию:

  • налоговой декларации в электронном виде в соответствии с утвержденным форматом и порядком ее заполнения;
  • информационного сообщения о реквизитах доверенности, выданной данному представителю;
  • транспортного сообщения, содержащего зашифрованные для налогового органа декларацию и информационное сообщение о реквизитах доверенности.

Сформированные отчетность, информационное и транспортное сообщения представитель подписывает своей электронной цифровой подписью.

Представитель сохраняет подписанные своей электронной цифровой подписью декларацию и информационное сообщение о реквизитах доверенности.

Сообщение о выданной доверенности

Форма информационного сообщения о доверенности, выданной представителю о наделении его полномочиями по исполнению обязанностей в налоговых органах, установлена в Приложении № 1 к указанным выше Методическим рекомендациям.

В сообщении указываются срок, на который выдана доверенность, ее номер, сведения о представляемом лице, доверителе, уполномоченном представителе, полномочиях представителя. Отметим, что в рассматриваемом документе предусмотрено 16 видов полномочий представителя:

  • подписывать налоговую декларацию, другую отчетность;
  • представлять налоговую декларацию, другую отчетность;
  • получать документы в инспекции ФНС России;
  • вносить изменения в документы налоговой отчетности;
  • подписывать документы по постановке и снятию с учета;
  • представлять документы по постановке и снятию с учета;
  • получать в инспекции ФНС России документы по постановке и снятию с учета, кроме свидетельства;
  • подписывать документы по учету банковских счетов;
  • представлять документы по учету банковских счетов;
  • представлять документы по применению специальных налоговых режимов и консолидации учета по обособленным подразделениям;
  • получать в инспекции ФНС России документы по применению специальных налоговых режимов и консолидации учета по обособленным подразделениям;
  • подписывать документы по консолидации учета по обособленным подразделениям;
  • представлять заявления и запросы на проведение сверки расчетов с бюджетом, получение справок о состоянии расчетов с бюджетом;
  • получать в инспекции ФНС России акты сверок и справки о состоянии расчетов с бюджетом;
  • подписывать акт сверки расчетов с бюджетом;
  • подписывать акт и решение налоговой проверки.

Формат представления сведений информационного сообщения о доверенности, выданной представителю о наделении его полномочиями по исполнению обязанностей в налоговых органах в электронном виде (версия 5.03), часть LXXXVI, установлен Приложением № 1 к приказу ФНС России от 9 ноября 2010 г. № ММВ-7-6/534@.

Иные требования

Также при формировании информационного сообщения о доверенности, выданной представителю, необходимо руководствоваться Методическими рекомендациями, которые утверждены заместителем руководителя ФНС России А.С. Петрушиным 21 ноября 2011 г. Они доведены до сведения нижестоящих налоговых органов письмом ФНС России от 24 января 2011 г. № 6-8-04/0002@. Согласно этим Методическим рекомендациям информационное сообщение о доверенности, уполномоченный представитель направляет в ИФНС только в электронном виде по ТКС одновременно с электронным документом. Обязательно он должен подать в инспекцию копию доверенности на бумажном носителе до начала совершения доверенных ему действий.

В этом информационном сообщении должны быть указаны реквизиты доверенности и полномочия лица, владельца сертификата ключа подписи, которое подписывает и представляет электронный документ. При этом реквизиты подписанта в налоговой декларации (фамилия, имя, отчество) должны совпадать с реквизитами (фамилия, имя, отчество) владельца сертификата ключа подписи.

Заполнение полей информационного сообщения о доверенности в электронном виде по сути является отражением информации, находящейся на бумажном носителе - оригинале доверенности, выданной налогоплательщиком уполномоченному представителю.

  • номер доверенности;
  • дата выдачи доверенности;
  • срок действия доверенности (не более трех лет);
  • отражение права передоверия полномочий в случае наличия;
  • реквизиты организации-налогоплательщика, от имени которой (выдается прямая доверенность) или за которую (в случае передоверия полномочий) уполномоченный представитель представляет интересы;
  • реквизиты доверителя (лица, выдавшего и подписавшего доверенность, если оно не является руководителем организации или индивидуальным предпринимателем, то есть в случае передоверия);
  • реквизиты уполномоченного(ых) представителя(ей) (лица), которому предоставляется право взаимодействовать и подписывать отчетность;
  • сведения о полномочиях.

Перечень полномочий является обязательным для заполнения. Для сдачи деклараций в электронном виде по ТКС уполномоченным представителем, как минимум, должен быть указан код - «01» (подписывать налоговую декларацию). При предоставлении уполномоченному представителю полных полномочий - указывается код «99».

Важный момент

Действующий перечень полномочий размещается в виде справочника на Интернет-сайте ФГУП ГНИВЦ ФНС России: www.gnivc.ru - Информационное обеспечение - Классификаторы и справочники - «СППР». Справочник полномочий, представителя налогоплательщика.

Типы уполномоченных представителей

Уполномоченные представители, подписывающие налоговую декларацию, подтверждая достоверность и полноту сведений, указанных в ней, подразделяются на два типа.

Первый тип имеет место в следующей ситуации. Налоговую декларацию представляет сам налогоплательщик, а подписывает декларацию сотрудник организации-налогоплательщика, не являющийся руководителем. В этом случае в наименовании файлов налоговой декларации и информационного сообщения о доверенности заносится ИНН и КПП налогоплательщика, в налоговой декларации в блоке «Достоверность и полноту сведений, указанных в настоящей декларации, подтверждаю» заносится код «02» (уполномоченный представитель) и фамилия, имя, отчество сотрудника организации-налогоплательщика;

Второй тип - налоговую декларацию сдает уполномоченный представитель, являющийся организацией или индивидуальным предпринимателем. Тогда в наименовании файлов налоговой декларации и информационного сообщения о доверенности заносится ИНН и КПП представителя, в налоговой декларации в блоке «Достоверность и полноту сведений, указанных в настоящей декларации, подтверждаю» заносятся: код «02» (уполномоченный представитель), фамилия, имя, отчество сотрудника уполномоченной организации (фамилия, имя, отчество уполномоченного индивидуального предпринимателя) и полное наименование уполномоченного представителя.

Информационные сообщения о доверенности формируются в различных ситуациях, в том числе, когда:

  • руководитель организации подписал доверенность, в которой он уполномочивает своих сотрудников совершать при представлении в налоговые органы налоговой отчетности действия от имени организации;
  • руководитель организации подписал доверенность на уполномоченного представителя, которым является сторонняя фирма, в лице руководителя и сотрудников последней;
  • руководитель организации подписал доверенность на уполномоченного представителя в лице индивидуального предпринимателя;
  • законный представитель организации подписал доверенность на ее сотрудника (сотрудников);
  • руководитель организации подписал доверенность на уполномоченного представителя, в качестве которой выступает фирма, в лице руководителя последней. В свою очередь, при наличии соответствующих прав, этот руководитель подписал доверенности на своих сотрудников;
  • руководитель организации подписал доверенность, в которой уполномочивает директора ее филиала совершать действия от имени организации только в части филиала в ИФНС России по месту нахождения такого подразделения.

Сдача отчетности по страховым взносам

Возможность сдавать отчетность во внебюджетные фонды через законного или уполномоченного представителя предоставлена с 1 января 2011 года. Ведь с этой даты вступили в силу изменения, внесенные Законом от 8 декабря 2010 г. № 339-ФЗ в Закон от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ (далее - Закон № 212-ФЗ).

Согласно положениям статьи 5.1 Закона № 212-ФЗ, личное участие плательщика страховых взносов в отношениях с соответствующими внебюджетными фондами, не лишает его права иметь представителя, равно как участие последнего не лишает плательщика права на личное участие в указанных правоотношениях.

Полномочия представителя плательщика страховых взносов должны быть документально подтверждены в соответствии с Законом № 212-ФЗ и иными федеральными законами.

Законными представителями организации во внебюджетных фондах признаются лица, уполномоченные представлять эту организацию на основании закона или ее учредительных документов.

Уполномоченным представителем признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное организацией представлять ее интересы в отношениях с органами контроля за уплатой страховых взносов, иными участниками отношений, регулируемых законодательством РФ о страховых взносах.

Уполномоченный представитель организации во внебюджетных фондах осуществляет свои полномочия на основании доверенности, которая оформляется и выдается согласно требованиям, указанным в статьях 185-187 Гражданского кодекса.

Не могут быть уполномоченными представителями плательщика страховых взносов должностные лица органов контроля за уплатой страховых взносов, налоговых органов, таможенных органов, органов внутренних дел, судьи, следователи и прокуроры.

Налоговый консультант Д.П. Харитонов

Юридическое лицо может представлять интересы через специально уполномоченного на это гражданина, который в силу должностной инструкции или определенного соглашения исполняет возложенные обязанности за установленную оплату. Если такое лицо непосредственно входит в штат компании, услуга входит в определенный размер зарплаты сотрудника.

Представительство интересов общества может возникнуть:

  1. При заключении коммерческих и иных договоров.
  2. Для взаимодействия с государственными учреждениями.
  3. При судебном разбирательстве различных форм и инстанций.

Законным представителем компании согласно КоАП РФ (кодекс административных правонарушений России) является непосредственно ее директор или иной фактический управляющий. На основании ФЗ № 14 «Об ООО» , такие функции могут быть переданы не одному лицу, а нескольким – коллегиальному органу. В этом случае официальный представитель ООО будет избран из их числа, а его полномочия – удостоверены отдельным документом.

Официальный уполномоченный или коллегиальный совет компании могут передать соответствующие полномочия иному физическому или юридическому лицу (чаще всего), который на основании соответствующего договора будет исполнять возложенные обязанности в мере и срок, установленный этим документом.

Уполномоченные лица в силу своего назначения обладают соответствующими правами и несут определенную ответственность.

Права :

Обязанности :

  • Использование полученной информации в рамках предоставленных полномочий.
  • Защита интересов компании в процессуальном порядке.
  • Исполнение возложенных обязанностей в рамках заключенного трудового соглашения или договора найма.

Подтверждением полномочий назначенного представителя является удостоверяющий это документ. Если таким лицом является директор или иной управляющий – такой бумагой станет документ, подтверждающий его служебное положение. Если такой гражданин работает по найму – доверенность, оформленная у нотариуса или непосредственно в канцелярии общества.

Представители ООО по доверенности

Представитель ООО по доверенности назначается, чаще всего, в рамках отдельного правоотношения или судопроизводства на оговоренный срок. Таким лицом может стать физический или юридический субъект. Если поверенный избирается из членов общества – его наделяют соответствующими возможностями на основании внутреннего документа – назначения или приказа.

В случае использования сторонней компании, оказывающей подобные услуги, или такого гражданина – оформляется доверенность специальной формы, удостоверенная в нотариальной конторе.

Права и обязанности такого представителя четко регламентируются составленным договором (при необходимости) и сами текстом доверенности, составленным по следующему образцу:

  1. Наименование документа.
  2. Паспортные данные, ИИН участвующих лиц.
  3. Перечень предоставленных поверенному привилегий и обязанностей.
  4. Срок действительности документа.
  5. Подписи заинтересованных лиц, нотариуса с установкой штампа последнего.

Следует уточнить, если поверенным является юридическое лицо, нотариально заверенную доверенность оформлять не нужно. Правомочия возникают в момент подписания соответствующего договора.

Представители ООО в рамках судопроизводства

Представительство может происходить в рамках различных судебных процессов , в зависимости от которых используется та или иная форма защиты законных интересов компании.

  1. При гражданском судопроизводстве поверенным компании является директор или иной управляющий общества. Данная возможность может быть доверена одному из сотрудников на основании внутреннего приказа.
  2. При административном судопроизводстве используются аналогичные услуги указанных лиц, либо при помощи найма – третьей стороны, которая будет представлять интересы на основании нотариальной доверенности или соответствующего договора.
  3. В случаях уголовного преследования интересы компании зачастую представляет третья сторона, выполняющая услуги за вознаграждение.

При любой форме делопроизводства (кроме гражданского) следует воспользоваться услугами квалифицированного защитника (адвоката), призванного на основании отдельной договоренности или являющегося самими доверенным.

Пример по представлению интересов ООО

Для ООО потребовалась защита интересов в суде по уголовному делу по факту ограничения конкуренции. Полгода назад нынешняя структура компании была образована путем слияния нескольких однотипных компаний. При осуществлении процедуры все требования были соблюдены, и в отношении реорганизации произошла ее государственная регистрация .

Третья заинтересованная сторона, являющаяся истцом – компания-конкурент, занимающаяся реализацией аналогичной коммерческой услуги. Она утверждает, что слияние однотипных компаний, по сути – образование некоего картеля, способного существенно ограничить конкуренцию. Согласно ст. 178 УК РФ такое правонарушение наказывается уголовным преследование виновной стороны.

Для защиты интересов компании ее генеральный директор – непосредственный законный представитель пригласил квалифицированного защитника – адвоката, который на основании убедительных доводов опроверг возникшее исковое требование.

Для предъявления интересов в суде потребовались следующие документы :

  • Договор о назначении директора и его паспорт.
  • Доверенность о представительстве.
  • Лицензия на деятельность адвоката и его паспорт.

Заключение

Действовать от имени общества может его законный представитель или назначенное уполномоченное лицо. При этом их правомочия должны быть удостоверены следующими документами:

  1. Доверенность представителя ООО или бумага, свидетельствующая о занимаемой руководящей должности в структуре компании. Директор без доверенности действует от имени общества.
  2. Паспорт поверенного или иной документ, удостоверяющий его личность.
  3. Договор о найме сторонней профессиональной компании или физического лица (отдельному гражданину в любом случае выписывается доверенность).

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по представлению интересов ООО

Вопрос: Здравствуйте. Меня зовут Ярослав. Как правильно оформить представительство в суд для нашего ООО?

Ответ: Добрый день, Ярослав. Согласно действующему законодательству доверительный документ при представительстве в судах общей юрисдикции, арбитражных, в том числе у мировых судей выписывается в нотариальной конторе в присутствии заинтересованных сторон или

Согласно законодательству Таможенного союза, при прохождении процедуры подтверждения соответствия необходимо соблюдение требований не только к продукции, но к заявителю. В соответствии с видом поставок, а также наличия соответствующих дополнительных документов у заявителя, выбирается схема оценки соответствия.

Исчерпывающий перечень схем подтверждения соответствия (сертификации/декларирования), применяемых в Таможенном союзе, утвержден решением Комиссии Таможенного союза № 621 от 7.04.2011 г. «Положение о порядке применения типовых схем оценки (подтверждения) соответствия в технических регламентах Таможенного союза». Схема выбирается заявителем в соответствии с видом продукции, подлежащей оценке соответствия и требованиями Технического Регламента Таможенного союза, действия которого на нее распространяются.

Заявитель вправе сам выбирать схему подтверждения соответствия, однако необходимо брать во внимание его статус, это установлено в пункте 5 Положения о типовых схемах. Во всех Технических Регламентах Таможенного союза заявителем при подтверждении соответствия может выступать продавец/поставщик, изготовитель либо, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя.

К сожалению, не во всех регламентах Таможенного Союза указано, кто именно является уполномоченным изготовителем лицом. Правительства государств - членов Евразийского экономического сообщества 25 января 2008 года приняли Соглашение о проведении согласованной политики в области технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер. В этом документе появилось определение уполномоченного изготовителем лица, которое вошло в Технические регламенты Таможенного Союза:

уполномоченное изготовителем лицо - юридическое или физическое лицо, зарегистрированное в установленном порядке государством-членом Таможенного союза, которое определено изготовителем на основании договора с ним для осуществления действий от его имени при подтверждении соответствия и размещении продукции на единой таможенной территории Таможенного союза, а также для возложения ответственности за несоответствие продукции требованиям технического регламента Таможенного союза.

Данный термин используется в ряде действующих Технических Регламентах Таможенного Союза, например, ТР ТС 004/2011 «О безопасности низковольтного оборудования», ТР ТС 013/2011 «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту», ТР ТС 009/2011 «О безопасности парфюмерно-косметической продукции» и другие.

Вместе с тем, в ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования» отсутствует данное определение, за исключением информации о том, что руководство (инструкция) по эксплуатации должно содержать наименование и местонахождение изготовителя (уполномоченного изготовителем лица), импортера, информацию для связи с ними. Зато употребляется термин «лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя», который применяется в соответствии с процедурой реализации.

Сопоставляя определение «лица, выполняющего функции иностранного изготовителя» в Технических Регламентах Таможенного Союза и Соглашения, можно говорить о том, что это субъект, на которое возлагается ответственность за качество продукции и ее соответствие требованиям Технического Регламента, иностранным изготовителем. Иными словами уполномоченное изготовителем лицо должно быть зарегистрировано государством - членом Таможенного союза в установленном порядке юридическое или физическое лицо. Необходимо отметить, что у данного вида заявителей должен быть заключен договор для осуществления от имени изготовителя действий по подтверждению соответствия и размещения продукции на единой таможенной территории Таможенного союза.

Данный договор должен содержать информацию о распределении ответственности за несоответствие продукции требованиям Технического регламента Таможенного союза. Это было сделано для того, чтобы предъявление требование по отношению безопасности продукции можно было осуществлять на территории и по законам государства - члена Таможенного союза, тогда как предъявление требований к иностранному изготовителю достаточно проблематично и занимает много времени и несет большие затраты, которые могут быть не сопоставимы со стоимостью самого товара.

В Законе о защите прав потребителей так же дается ссылка на информацию об уполномоченных организациях и уполномоченных предпринимателях. В Законе дается ссылка на договор, который заключают данные лица с изготовителем. Согласно условиям договора, данные лица наделяются полномочиями по приемы жалоб и предложений на реализуемые ими товары. Хотелось бы подчеркнуть, что далеко не все лица соответствуют данным требованиям и готовы принимать претензии по качеству товара. Это может быть связано с тем, что согласно договору, они получают не только престижный статус представителя изготовителя, но и приобретают достаточно существенные обязанности, которые вытекают напрямую из Технических Регламентов Таможенного союза, а так же законодательства государств членов ТС.

Если брать во внимание отсутствие иной более точной информации и более подробных разъяснений от органов государственной власти, можно рекомендовать организациям, на которых возложены функции иностранного изготовителя, брать за основу составления договоров с изготовителями права и обязанности схожие с правами и обязанностями субъекта в Европейском Союзе. Данный договор может отражать достаточно много важных момент, которые повлияют на деятельность уполномоченного изготовителем лица. Самыми основными из них являются проведение работ связанных с маркировкой продукции единым знаком обращения на рынке государств-членов Таможенного союза. Этим действием заявитель подтверждает, что его продукция прошла все процедуры подтверждения соответствия и может быть реализована на территории стран Таможенного союза. Так же следует отметить, что при подписание такого договора в обязанности лица, выполняющего функции иностранного изготовителя обязательно входят все работы по процедуре подтверждения соответствия. При данной работе полная ответственность уполномоченного лица лежит только на нем, и в зависимости от вида подтверждения соответствия может так же включать организацию испытаний и в обязательном порядке предоставление полного комплекта документов. Иначе говоря, при прохождении подтверждения соответствия, лицо выполняющее функции иностранного изготовителя, выполняет функции в отношении безопастности и официального представителя изготовителя в отношении всех вопросов, которые связаны с подтверждением качества продукции требованиям Технических регламентов Таможенного союза, которые распространяют на конкретный вид/тип продукции. Но с другой стороны нужно учитывать, что лицо выполняющее функции иностранного изготовителя при подтверждении соответствия так же выступает представителем интересов изготовителя, и ему необходимо прилагать максимум усилий для всевозможного обеспечения максимальной защиты интересов изготовителя.

Если после подтверждения качества продукции, лицо выполняющее функции иностранного изготовителя получило жалобу относительно безопасности реализуемой продукции, и как следствие следует отзыв сертификата соответствия, на данное лицо так же возлагается ответственность по отзыву с рынка не соответствующей продукции. Эта ситуация может произойти при контроле надзорных органов, а так же по решению самого изготовителя.

Следует обратить внимание на то, что уполномоченное изготовителем лицо обязано информировать изготовителя о всех изменениях в законодательстве, связанных с его продукцией. Согласно договору о выполнении функции иностранного изготовителя, уполномоченная организация, или уполномоченный предприниматель имеют право не разглашать конфиденциальную информацию, исключением в данном случае может быть предоставление технических данных для прохождения процесса подтверждения соответствия, так как эти данные являются обязательными и входят в комплект документов.

Уполномоченное изготовителем лицо, согласно требованиям Технических регламентов Таможенного союза, обязано хранить все документы после прохождения подтверждения соответствия, включая доказательные материалы в течении десяти лет с момента окончания срока действия данных документов. Данное правило действует даже после прекращения срока действия контракта.