Фз 416 водоснабжение. О ФЗ о водоснабжении и водоотведении: основные положения

Основные тезисы федеральных законов от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» и от 07.12.2011 № 417-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении»

ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»:

Впервые за все время существования отрасли появился федеральный отраслевой закон, комплексно регулирующий отношения в сфере водно-коммунального хозяйства.

Закон вступает в силу с 1 января 2013 г., за исключением положений об ограничении приватизации, вступающих в силу с 1 января 2012 г. Ряд статей вступает в силу с 2014 г. Закон комплексно регулирует сферу водоснабжения и водоотведения, в нем отражены следующие основные положения:

1. Отношения с абонентами:

- все договоры (водоснабжения, водоотведения, транспортировки воды и сточных вод, единый договор водоснабжения и водоотведения) заключаются в соответствии с типовыми договорами, существенные условия договоров определены в законе. Сами типовые договоры утверждаются Правительством РФ. По общему правилу договоры водоснабжения и договоры водоотведения заключаются раздельно (ст. 13, ст. 14) ;

- определены случаи, когда Водоканал вправе временно прекратить, ограничить водоснабжение и (или) водоотведение, в одностороннем порядке отказаться от исполнения договоров. По сравнению с существующей ситуацией перечень данных случаев расширен: добавлены «превышения абонентом в три раза и более нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, совершенные два раза и более в течение одного года с момента первого превышения (неоднократное грубое нарушение нормативов допустимых сбросов или лимитов на сбросы), а также «отсутствие у абонента локальных очистных сооружений или плана снижения сбросов, неисполнение абонентом плана снижения сбросов) (п. 3 ст. 21) .

2. Гарантирующие организации:

За водоснабжение и водоотведение населенного пункта отвечает гарантирующая организация (Водоканал), при этом реализован «котловой» принцип ценообразования: все абоненты заключают договоры и платят гарантирующей организации, а эта организация рассчитывается с сетевыми организациями (ст. 12) .

3. Эксплуатация бесхозяйных сетей:

Бесхозяйные сети передаются в эксплуатацию гарантирующей организации, а расходы на их эксплуатацию компенсируются за счет тарифа;

Водоканалам дается 2 года на обеспечение подачи воды по этим сетям в соответствии с санитарными правилами (вода должна отвечать требованиям безопасности, ее качество не должно ухудшаться) (п. 5 – п. 7 ст. 8) .

4. Собственность на системы водоснабжения и водоотведения:

С 1 января 2012 г. запрещена приватизация существующих Водоканалов (за исключением акционирования унитарных предприятий), запрещено размывание контрольного пакета акций, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Разрешены концессии и аренда, не запрещена частная собственность на новые объекты (ст. 9) .

5. Улучшение качества воды. Производственный контроль:

При несоответствии качества воды санитарным правилам утверждается план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями. Эти планы включаются в инвестиционную программу водоканала, их мероприятия должны быть учтены при установлении тарифов (ст. 23) ;

Водоканалам дается 7 лет (срок реализация плана) на приведение воды в соответствие с санитарными правилами (вода должна отвечать требованиям безопасности) (п. 6 ст. 23) ;

Установление правил проведения производственного контроля позволяет регламентировать отношения с проверяющими органами. Территориальные органы Роспотребнадзора в определенных случаях вправе расширить перечень показателей, по которым осуществляется производственный контроль качества питьевой воды (ст. 25) .

6. Частичная реализация принципа «загрязнитель платит»:

Природоохранное законодательство распространяется на крупных абонентов Водоканалов (определяются в порядке, установленном Правительством). Объемы загрязнений, которые поступают от этих абонентов, не учитываются при расчете платы за негативное воздействие Водоканалов на окружающую среду и платы за вред водному объекту, абонент платит за эти сбросы напрямую в бюджет (ст. 27-28) .

7. Повышение качества очистки сточных вод:

При несоответствии сточных вод требованиям законодательства утверждаются планы снижения сбросов. Регулирующие органы обязаны учитывать эти планы при утверждении инвестиционных программ и тарифов. Расходы на реализацию этих планов зачитываются в счет платы за негативное воздействие на окружающую среду (ст. 26).

В целях обеспечения контроля состава и свойств сточных вод абоненты, для объектов которых установлены нормативы допустимых сбросов абонентов, подают в организацию ВКХ декларацию о составе и свойствах сточных вод, в которой, в частности, указываются нормативы допустимых сбросов абонентов, лимиты на сбросы.

9. Расширено понятие «сточные воды» :

В понятие «сточные воды» включены в том числе поверхностные сточные воды (дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные и дренажные воды) (ст. 2) .

10. Предусмотрен обязательный коммерческий учет не только воды, но и сточных вод (пп. 11 ст. 2, ст. 20) .

11. Подключение к централизованным системам водоснабжения и водоотведения (ст. 18) :

Закреплены общие принципы организации процесса подключения, более конкретные нормы будут прописаны в правилах холодного водоснабжения и водоотведения, утверждаемых Правительством РФ. Договоры подключения заключаются в соответствии с типовыми договорами, также утверждаемыми Правительством РФ;

Плата за подключение рассчитывается организацией ВКХ, исходя из установленных тарифов на подключение с учетом величины подключаемой нагрузки и расстояния от точки подключения объекта капитального строительства заявителя до точки подключения водопроводных и (или) канализационных сетей к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения;

Закреплена возможность взимания индивидуальной платы за подключение в случае, если объем запрашиваемой заявителем нагрузки в целях обеспечения водоснабжения и (или) водоотведения объекта капитального строительства заявителя превышает предельный уровень нагрузки, устанавливаемый в порядке, утвержденным Правительством РФ (п. 13 ст. 18) .

К сожалению, как общий минус закона, можно отметить то, что в нем идет речь только об объектах капитального строительства (в том числе применительно к вопросам подключения). Поэтому в отношении временных построек, земельных участков без построек, строительных площадок и т.д. закон может быть применен лишь по аналогии.

12. Тарифное регулирование:

Закреплено 4 метода регулирования тарифов (ст. 32) :

а) экономически обоснованных расходов (затрат);

б) индексации – расходы, определенные методом «затраты плюс» фиксируются на 5 лет (с индексацией на инфляцию). Экономия расходов сохраняется за водоканалом в течение 5 лет;

в) доходности инвестированного капитала (RAB) – текущие расходы фиксируются на 5лет как в методе индексации, в тариф включается возврат инвестированных средств и доход на эти инвестиции;

г) сравнения аналогов – позволяет устанавливать тарифы для сетевых организаций на уровне расходов гарантирующих организаций;

Закреплена дифференциация тарифов (многоставочные тарифы, календарная разбивка, социальная норма потребления, различные категории сточных вод, соответствие качества воды установленным требованиям и др.) (ст. 31) .

13. Соглашение об условиях осуществления регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения («регуляторный договор») (ст. 36) :

Закреплена возможность закрепления в договоре взаимных обязательств Водоканалов и регулирующих органов. Водоканалы обязаны реализовывать инвестиционную и производственную программу в соответствии с целевыми показателями, обеспечивать их финансирование. Регулирующие органы обязаны устанавливать тарифы с учетом долгосрочных параметров расчета тарифов, определенных в соглашении, финансировать мероприятия инвестиционной программы, осуществлять возврат инвестиций при расторжении соглашения, при ограничении тарифов – финансировать разницу за счет бюджета.

14. Планирование и развитие систем водоснабжения и водоотведения:

Обязательность регулярного технического обследования систем (ст. 37) ;

Разработка схем водоснабжения и водоотведения (с 2014 г. без таких схем не допускается утверждение инвестиционных программ) (ст. 38) ;

Определение целевых показателей деятельности Водоканалов (качество воды и очистки сточных вод, уровень потерь, аварийность и пр.) (ст. 39) ;

Закреплены требования к содержанию инвестиционных и производственных программ (ст. 40-41) .

15. Горячее водоснабжение:

Законом также урегулированы отношения, связанные с горячим водоснабжением. Устанавливаются особенности регулирования горячего водоснабжения, в частности, в при заключении договоров, подключении, определении качества, тарифном регулировании и пр. Использование открытых систем (вода одновременно используется для горячего водоснабжения и отопления) с 2022 г. запрещено, а подключение к ним запрещено с 2013 г.

ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» вносятся изменения в 21 закон, необходимые для реализации положений отраслевого закона. Основные положения этих поправок:

С 1 января 2012 г. объекты систем водоснабжения и водоотведения исключаются из сферы действия ФЗ ««О безопасности гидротехнических сооружений» (не нужно страховать такие объекты) (ст. 3) ;

Объекты коммунальной инфраструктуры регистрируются как единый объект, расположенный на территории нескольких регистрационных округов (по аналогии с автомобильными дорогами) (ст. 4) ;

Устанавливается самостоятельное тарифное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, т.е. деятельность по водоснабжению и водоотведению выводится из сферы регулирования ФЗ от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (ст. 15) .

Особенности регулирования подачи горячего водоснабжения в открытых системах теплоснабжения регулируется законом «О теплоснабжении» (ст. 20) .

2. Органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.

3. Забор воды для холодного водоснабжения с использованием централизованных систем холодного водоснабжения должен производиться из источников, разрешенных к использованию в качестве источников питьевого водоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации. При отсутствии таких источников либо в случае экономической неэффективности их использования забор воды из источника водоснабжения и подача организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды абонентам осуществляется по согласованию с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

4. Питьевая вода, подаваемая абонентам с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, считается соответствующей установленным требованиям в случае, если уровни показателей качества воды не превышают нормативов качества питьевой воды более чем на величину допустимой ошибки метода определения.

5. В случае, если по результатам федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора или производственного контроля качества питьевой воды средние уровни показателей проб питьевой воды после водоподготовки, отобранных в течение календарного года, не соответствуют нормативам качества питьевой воды, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, обязан до 1 февраля очередного года направить уведомление об этом в орган местного самоуправления и в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение.

6. В случае получения указанного в части 5 настоящей статьи уведомления органы местного самоуправления до 1 марта очередного года обязаны внести изменения в техническое задание на разработку или корректировку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями. Реализация указанных мероприятий должна обеспечивать приведение качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями не более чем за семь лет с начала их реализации.

7. Организация, осуществляющая холодное водоснабжение, обязана в течение трех месяцев с момента получения технического задания, указанного в части 6 настоящей статьи, разработать план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и согласовать его с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в срок до 1 июля очередного года. План мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями включается в состав инвестиционной программы.

8. Срок согласования плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и основания для отказа в таком согласовании устанавливаются в порядке разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ, утвержденном Правительством Российской Федерации.

9. На срок реализации плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, допускается несоответствие качества подаваемой питьевой воды установленным требованиям в пределах, определенных таким планом мероприятий, за исключением показателей качества питьевой воды, характеризующих ее безопасность. В течение срока реализации плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями не допускается снижение качества питьевой воды.

10. Органы местного самоуправления обязаны не реже одного раза в год размещать в средствах массовой информации и на официальном сайте муниципального образования в сети "Интернет" (в случае отсутствия такого сайта на сайте субъекта Российской Федерации в сети "Интернет") сведения о качестве питьевой воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения на территории поселения, городского округа, о планах мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и об итогах исполнения этих планов.

11. В случае существенного ухудшения качества питьевой воды, выявленного по результатам исследований в процессе федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора или производственного контроля качества питьевой воды, орган местного самоуправления обязан проинформировать об этом население в средствах массовой информации, в том числе разместить соответствующую информацию на официальном сайте муниципального образования в сети "Интернет" (в случае отсутствия такого сайта на сайте субъекта Российской Федерации в сети "Интернет").

12. Соответствие качества питьевой воды установленным требованиям при осуществлении холодного водоснабжения с использованием нецентрализованных систем холодного водоснабжения обеспечивается лицами, осуществляющими эксплуатацию таких систем.


Судебная практика по статье 23 ФЗ от 07.12.2011 № 416-ФЗ

    Решение от 3 октября 2018 г. по делу № А45-39733/2017

    Арбитражный суд Новосибирской области (АС Новосибирской области)

    О.Н. по доверенности № 17315 от 28.12.2017, ответчика Гордеевой Е.А. по доверенности от 22.06.2017, Усковой О.С. по доверенности от 23 . 08.2018, третьего лица Работа А.М. по доверенности от 13.03.2017, установил: Акционерное общество «Аэропорт Толмачево» обратилось в суд с иском к обществу с ограниченной...

    Решение № 12-263/2018 от 28 сентября 2018 г. по делу № 12-263/2018

    Ленинский районный суд г. Нижний Новгород (Нижегородская область) - Административные правонарушения

    46 мг/л (погрешность 0, 11 мг/л) при нормативе 0, 3 мг/л. Однако экспертное заключение применяется в противоречии с положениями ч. 4 ст. 23 ФЗ от 07. 12. 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении». Концентрация железа в пробе воды у "адрес" с учетом суммарной погрешности измерений не превышает установленного...

    Решение № 2А-767/2018 2А-767/2018~М-771/2018 М-771/2018 от 26 сентября 2018 г. по делу № 2А-767/2018

    Инвестиционных программ в соответствии с соглашением осуществляет орган местного самоуправления поселения - Администрация МО «село Чанкурбе» и Администрация МР «Буйнакский район». Во исполнение ч.5 ст. 23 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в адрес Главы Администрации МО «село Чанкурбе» исх. № 17/07-43 от 30.01.2018 ...

    Решение № 21-935/2018 от 25 сентября 2018 г. по делу № 21-935/2018

    Костромской областной суд (Костромская область) - Административные правонарушения

    Использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям. Согласно частям 1, 4 статьи 23 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую...

    Решение № 2А-764/2018 2А-764/2018~М-726/2018 М-726/2018 от 25 сентября 2018 г. по делу № 2А-764/2018

    Буйнакский районный суд (Республика Дагестан) - Гражданские и административные

    Инвестиционных программ в соответствии с соглашением осуществляет орган местного самоуправления поселения - Администрация МО «село Аркас» и Администрация МР «Буйнакский район». Во исполнение ч. 5 ст. 23 Федерального закона от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в адрес главы Администрации МО «село Аркас» (исх. № 17/07-41 от 30.01....

    Решение № 2А-761/2018 2А-761/2018~М-729/2018 М-729/2018 от 25 сентября 2018 г. по делу № 2А-761/2018

    Буйнакский районный суд (Республика Дагестан) - Гражданские и административные

    Программ в соответствии с соглашением осуществляет орган местного самоуправления поселения - Администрация МО «село Нижнее Казанище» и Администрация МР «Буйнакский район». Во исполнение ч. 5 ст. 23 Федерального закона от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в адрес главы Администрации МО «село Нижнее Казанище» (исх. № 17/07-37 от 30....

Водоснабжение - это важнейший элемент в любом цивилизованном обществе. В Российской Федерации снабжение населения водой регламентируется законодательно. В этой статье будут представлены комментарии к 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".

Общая характеристика закона

Для начала стоит расскрыть понятия, закрепленные в представленном нормативном акте. Что представляет собой водоснабжение? Согласно закону, это проведение работ по подготовке, транспортировке и подаче питьевой или людям, находящимся на территории страны. Неважно, является ли человек гражданином России, иностранцем или лицом без гражданства: если он получает воду, то автоматически приобретает статус абонента. Абонентом в рассматриваем законе именуют лиц, заключивших договор на поставку воды.

Второе немаловажное понятие, закрепленное в статье 2 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", - это как раз отведение воды. Процедура обработки жидкости, которая помогла бы обеспечить оптимальное качество технической или питьевой воды, называется водоотведением. Надо сказать, это довольно важная и сложная процедура, регулируемая не иначе, как законодательно. Как снабжение, так и отведение реализуются на водопроводной сети.

О принципах и целях закона

Для чего вообще нужен 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении"? Положения нормативного акта указывают на достижение следующих целей, закрепленных законодательно:

  • работа по повышению энергетической эффективности водопроводной сети;
  • охрана здоровья и жизни российских граждан путем снабжения их только качественной водой - как холодной, так и горячей;
  • поддержка водоснабжения;
  • своевременный осмотр и ремонт центральных систем водоснабжения и т. д.

Стоит также рассказать о принципах, на которых должна базироваться вся рассматриваемая система. Это приоритетность обеспечения населения водой, обеспечение технологического единства, достижение и соблюдение баланса финансовых интересов, открытость деятельности предприятий по водоснабжению и многое другое.

Роль исполнительной власти

Как известно, именно исполнительная ветвь власти обязана обеспечивать в Российской Федерации достойный уровень жизни людей. В главе 2 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" речь идет об основных полномочиях российских исполнительных органов в рассматриваемой области. В частности, стоит обратить внимание на функции правительства:

  • утверждение правил и требований к водопроводным предприятиям и сетям;
  • утверждение правил коммерческого учета поставляемого продукта;
  • осуществление качественной контрольно-оценочной деятельности в рассматриваемой области;
  • закрепление правил регулирования тарифов;
  • расчет норм доходности капитала;
  • утверждение специальных стандартов и т. д.

Таким образом, российское правительство обладает наиболее важными и общими функциями. Субъектные же содержат более простые обязанности, важные лишь в границах того или иного региона.

Требования к реализации водоснабжения

Общие правила к функционированию всей рассматриваемой системы закреплены в статье 7 Федерального закона № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении". Самое главное и важное правило - это реализация профессиональных обязанностей органами водопроводной системы только в строгом соответствии с законом. Также должны быть заключены соглашения с лицами, которые эксплуатируют систему. Поставка воды без регистрации специальных документов будет расцениваться как нарушение закона, ведь за продукт должна взиматься плата. Поставщики воды должны вести список абонентов, который позволил бы определять время взимания платы и проведения контрольной деятельности.

Немалое количество требований установлено и в отношении абонентов. Здесь стоит отметить своевременную плату за пользование продуктом, установку специального оборудования для водопотребления, позволение осуществлять проверку систем отдельным государственным инстанциям и т. д.

Обеспечение качества

В главе 4 водоснабжении и водоотведении" речь идет о параметрах обеспечения качественного снабжения и потребления воды. Так, управляющие компании должны подавать абонентам продукт, строго соответствующий установленным в законодательстве требованиям. Источниками воды должны быть только согласованные скважины, а сам продукт не должен содержать примеси свыше установленной нормы. Обеспечивать контроль за производством и снабжением должны государственные органы и местные самоуправленческие инстанции.

Еще более строгие требования закрепляются к обеспечению качества горячей воды. Здесь стоит отметить температуру, которая не должна выходить за рамки установленных отметок, максимальное количество примесей и прочие особенности. В случае если санитарно-эпидемиологические инстанции выявили нарушения, на производителей и поставщиков будет возложена ответственность с соответствующими санкциями. Такая норма закрепляется в статье 25 Закона РФ 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".

О регулировании тарифов

В главе 6 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" закрепляются основные виды деятельности в области водоснабжения. Вот на что указывает нормативный акт:

  • транспортировка, распределение и подвоз воды;
  • подключение водоснабжающей системы к централизованным инстанциям.

Существует ряд тарифов, законодательно подлежащих государственному регулированию. Вот на что здесь стоит обратить внимание:

  • питьевая вода - холодная и горячая;
  • вода как технический продукт;
  • транспортировка и подвоз воды.

На все вышеперечисленные элементы законодательно устанавливается ряд отдельных тарифов. Тариф - это денежное обложение граждан за пользование товарами или за реализацию какой-то услуги. В системе водоснабжения существует отдельная инстанция, относящаяся к исполнительной российской власти. Инстанция эта именуется органом регулирования тарифов. Здесь устанавливаются соответствующие нормам цены за пользование водой или специальными услугами, рассматриваются вопросы о повышении или понижении тарифов, о льготах, скидках и т. д.

Техническое обеспечение

В статьях 37-38 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" говорится о процедуре технического обследования поставляемого продукта. В каких целях реализуется эта процедура? Нужно отметить:

Обследование проводят специальные органы, работающие строго в соответствии с законом.

Водоснабжение — подача подземных и поверхностных вод в многоквартирные дома потребителей или иные нежилые объекты. Качество воды в водных объектах должно соответствовать санитарным нормам. Инженерные конструкции, которые предназначены для решения задач водоснабжения, именуются водопроводами или системами водоснабжения.

Чтобы урегулировать отношения между потребителями воды и организациями, которые ее поставляют, был принят Федеральный закон №416.

ФЗ-416 был принят 23 ноября 2011 года Госдумой РФ. Одобрен законодательный акт был 29 ноября того же года. ФЗ-416 вступил в силу 7 декабря.

Краткое содержание закона включает в себя:

Глава 1 — описание общих положений закона.

Глава 2 — перечисление полномочий госструктур в отношении водоснабжения и водоотведения.

Глава 3 — регулирование порядка предоставления горячей и холодной воды, а также водоотведения.

Глава 4 — регламентируется порядок обеспечения населения питьевой и горячей водой.

Глава 5 — порядок обеспечения сохранности окружающей среды.

Глава 6 — контроль за тарифами на услуги.

Глава 7 — планирование, организация и развитие централизованных систем по предоставлению горячей и холодной воды, а также по водоотведению.

Глава 7.1 — регулирование прав владения поставками горячей и холодной воды. Особенности заключения и расторжения контрактов.

Глава 8 заключительные положения ФЗ.

ФЗ-416 регулирует и контролирует отношения, которые возникают в процессе обеспечения населения водой и в сфере водоотведения. Законодательство РФ контролирует забор и сброс сточных вод в специальные для этого места.

Законодательство РФ устанавливает требования по качеству воды в санитарной области.

Основное в ФЗ-416 о водоснабжении и водоотведении

Цели госполитики:

  • охранять здоровье населения путем предоставления качественной воды;
  • повышать энергетическую эффективность (основы закона об энергоснабжении );
  • очищать сточные воды;
  • обеспечивать доступность водоснабжения и водоотведения;
  • создавать эффективные формы управления системами предоставления горячей и холодной воды.

Принципы политики государства :

  • Обеспечить население питьевой, горячей водой и услугами по водоотведению;
  • Создать условия, которые повлияют на привлечение инвестиционных денежных средств в область водоотведения и водоснабжения;
  • Обеспечить правильную работу централизованной системы горячего/холодного водоснабжения;
  • Достичь экономического баланса с организациями, которые обеспечивают многоквартирные дома и нежилые помещения холодным/горячим водоснабжением;
  • Обеспечить равными условиями доступ граждан к водоотведению и водоснабжению;
  • Иметь доступ к открытой деятельности организаций, которые обеспечивают горячее/холодное водоснабжение.

Скачать

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области водоотведения и водоснабжения. Законодательство регулирует процесс забора воды из водного источника и сброса используемой воды в водный объект.

Условия по безопасности и качеству воды представлены в законодательстве Российской Федерации. Правильные требования способствуют обеспечению санитарно-эпидемиологическим благополучием граждан РФ.

Скачать последнюю редакцию закона с внесенными изменениями, дополнениями и поправками можно по .

Последние изменения закона о водоснабжении

Последние изменения настоящего Федерального закона «О водоснабжении» были внесены 19 декабря 2016 года.

Поправки коснулись следующих статей закона:

  • Часть 10 статьи 41.1;
  • Часть 19 статьи 41.1;
  • Часть 2 статьи 41.2;
  • Часть 5 статья 41.2.

Статья 41.1

Часть 19 была дополнена пунктом 3. В ней описываются расходы арендатора, которые должны быть возмещены государством. Список расходов арендатора определяется Правительством РФ.

Статья 41.2

В ч 2 был дополнен пункт 7 настоящего закона. В нем говорится, что расходы должны быть возмещены арендатором в соответствии с нормативно правовыми документами. Задолженность должна быть погашена не позднее последнего дня срока действия договора.

В ч 5 описываются сроки возмещения расходов арендатором. Задолженность должна быть погашена не позднее чем через 24 месяца с момента истечения срока действия договора.

Ниже рассмотрены следующие статьи:

Статья 18

ФЗ-416 ч 13 ст 18 описывается, как рассчитывается плата за подключение. Сумма расходов учитывается организацией, которая обеспечивает холодным/горячим водоснабжением. Если заявитель запрашивает объем водоснабжения, который превышает установленные законодательством нормы, то оплата за использованный объем воды рассчитывается индивидуально. Процесс подключения рассчитывается отдельно.

На стоимость влияют следующие факторы:

  • Расстояние до точки подключения;
  • Определение нагрузки на систему водоснабжения.

Статья 20

В ст 20 описывается, что подлежит коммерческому учету. Сюда входит вода, которая :

  • Подается жителю многоквартирного дома за определенный период;
  • Транспортируется организацией по водопроводным сетям;
  • Проходит первичную подготовку для последующего потребления для бытовых нужд;
  • Сточные воды, которые прошли предварительную очистку в соответствии с договором.

При последней редакции закона изменения не вносились.

Статья 21

В ст 21 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» описываются ситуации, когда организация по предоставлению водоснабжения и водоотведения может временно прекратить свою работу или ограничить количество потребляемой воды.

При последней редакции закона изменения не вносились.

Статья 22

В ст 22 описываются случаи, когда организация имеет право вывести объект из работы для проведения последующего ремонта. При последней редакции закона изменения не вносились.

Полный текст закона в последней редакции по

Водоснабжение и водоотведение — это разные коммунальные услуги, которые предоставляются гражданам Российской Федерации. Жилищно-коммунальные услуги — это услуги, которые обеспечивают необходимые условия для проживания для современного человека в жилищном помещении.

Водоотведение включает в себя:

  • Отвод холодной и горячей воды, которая уже была использована;
  • Транспортировку загрязненной воды до сооружений;
  • Последующую чистку и утилизацию.

Чтобы контролировать отношения, которые связаны с водоотведением и водоснабжением, был создан Федеральный закон № 416 «О водоотведении и водоснабжении». Также ознакомьтесь с ФЗ о ветеринарии. Подробности

Суть 416 ФЗ

Федеральный закон «О водоотведении и водоснабжении» был принят Государственной Думой 23 ноября 2011 года, а одобрен Советом Федерации спустя 6 дней того же года. Закон регулирует правоотношения в области водоотведения и водоснабжения и контролирует качество поставляемой воды.

Краткое содержание ФЗ 416 «О водоотведении и водоснабжении»:

  • Глава 1 — описывает общие положения;
  • Глава 2 — перечисляет полномочия Правительства РФ, органов исполнительной власти и федеральной власти и органов местного самоуправления в области водоотведения и водоснабжения;
  • Глава 3 — описывает порядок подачи холодного/горячего водоснабжения и организации водоотведения;
  • Глава 4 — Контролирует качество горячей и питьевой воды, и обеспечивает безопасность жителей РФ в многоквартирных домах и частных жилищных строениях с центральной системой водоснабжения и водоотведения;
  • Глава 5 — Обеспечивает охрану окружающей среды в области водоотведения и водоснабжения;
  • Глава 6 — Регулирует тарифы в области водоотведения и водоснабжения;
  • Глава 7 — Описывает организацию планирования и развития центральных систем водоотведения и водоснабжения;
  • Глава 8 — Описывает заключительные положения.

Последние изменения Федерального закона были внесены 29 июля 2017 года. также в это время вносились правки в закон о платной скорой помощи. Подробнее об этом

Основные положения закона о водоснабжении и водоотведении

Ниже перечислены статьи, в которых содержатся основные положения закона и их краткое описание:

Ст 1

Предмет регулирования настоящего ФЗ — отношения в области водоотведения и водоснабжения. Дополнительные предметы регулирования:

  • Забор воды и сброс вод в канализацию;
  • Обязательные требования к безопасности и качеству поставляемой воды;
  • Отношения в области горячего водоснабжения;
  • Особенности подачи водоснабжения оборонных объектов. Регламент по подаче воды в эти зоны устанавливается исключительно Правительством Российской Федерации.

Статья 7

Описывает основные правила при подаче горячего/холодного водоснабжения. Подача воды и ее водоотведение осуществляется на основании ранее заключенного договора. При использовании водоснабжения из нецентрализованной системы, оформляется соглашение с лицами, которые эксплуатируют подобные системы.

Статья 23

Ст 23 описывает методы контроля качества питьевой воды. Организация, которая занимается подачей холодной/горячей воды, обязана предоставлять пользователям воду, соответствующую требованиям. Органы исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления должны сделать все для того, чтобы помочь организовать подачу качественной питьевой воды. Если вода подается в жилищные помещения посредством централизованной системы водоснабжения, а норматив качества воды не превышает допустимой ошибки при определении специальным устройством, эта вода считается пригодной для использования.

Компания, которая занимается предоставлением водоснабжения, в случае получения технического задания должна в течение 90 дней разработать план действия для достижения качества питьевой воды в соответствии с установленными требованиями. План действий должен быть предварительно включен в инвестиционную программу.

Статья 32

В ст 32 описываются методы и способы контроля тарифов при оказании услуги организацией по водоснабжению и водоотведению. Один из главных методов определения считается путем экономически обоснованных доходов. Дополнительно рассчитываются расходы, необходимые для участия в производственных и инвестиционных программах.

Статья 40

Ст 40 описывает методы составления инвестиционных программ. Для разработки инвестиционной программы потребуется специальное техническое задание, которое утверждается органом местного самоуправления.

Последние изменения

Как уже говорилось выше, последние изменения в ФЗ 416 были внесены 29 июля 2017. Изменения претерпели следующие статьи:

Ч 6.4 ст 13

В части 6.4 говорится об управляющей компании, которая покупает горячую питьевую/техническую воду с целью предоставления коммунальных услуг. Некоторые организации покупают техническую/питьевую, горячую/холодную воду по договорам при неполной или несвоевременной оплате за предыдущий период.

Ч 6.4 ст 14

Если плата за водоснабжение не осуществляется вовремя, управляющая компания получает штраф за каждый день просрочки. Если в течение определенного периода оплата не производится соответствующим образом, водоснабжение выключают для конкретной управляющей организации.

Ниже рассмотрены важные статьи, в которых не было внесено изменений при последней редакции.

ФЗ 416 ч 13 ст 18

В части 13 статьи 18 описывается расчет платы за подключение к водоснабжению и водоотведению. Расчет осуществляется с учетом величины нагрузки и дальности точки и базируется на основе стандартного тарифа. Если после подключения нагрузка потребления больше предполагаемой, осуществляется перерасчет.

Если абонент подключается в индивидуальном порядке, то плата за подключение может быть также рассчитана индивидуально, в зависимости от нагрузки потребляемой воды, необходимой мощности и дальности узла подключения. При возможности точка подключения устанавливается на границе земельной территории конкретного абонента.

Ст 20

Статья 20 описывает организацию коммерческого учета.

При организации коммерческого учета в качестве переменных входят следующие показатели:

  • Вода, которая была получена абонентами за определенный промежуток;
  • Вода, которая эксплуатирует сети конкретной организации в соответствии с договором по подаче воды;
  • Воды, которые проходят предварительную обработку;
  • Сточные воды по договорам водоотведения;
  • Сточные воды, которые транспортируются компанией, осуществляющей транспортировку сточных вод;
  • Сточные воды, в отношении которых проводилась очистка.

Коммерческий учет базируется на правилах организации коммерческого учета воды и сточных вод, утвержденного Правительством Российской Федерации. Приборы учета жидкости устанавливаются для определения точного количества поданной абоненту воды. Если водосток не оборудован специальными приборами учета, подключаться к нему абонентам запрещается.

Установка, эксплуатация и проверка всех необходимых приборов осуществляется на основании законодательства Российской Федерации. Доступ к подобным приборам учета должны иметь организации, которые эксплуатируют водопроводные и канализационные сети. Провести коммерческий учет можно в следующих ситуациях:

  • Если прибора учета нет или абонент подключился к сети самовольно;
  • Если прибор учета неисправен;
  • Если более 6 месяцев абонент не предоставлял показания с прибора учета.

Если у абонента нет прибора учета, то стоимость потребления водоснабжением рассчитывается как равный объем жидкости, который подается этому абоненту из всех источников централизованного водоснабжения.

Ст 21 ФЗ 416 «О водоснабжении и водоотведении»

Организация, которая предоставляет услуги водоснабжения, имеет право на короткий временной промежуток ограничить или прекратить подачу горячего/холодного водоснабжения или транспортировать жидкость в следующих случаях:

  • По причине аварии и устранения последний на центральных системах водоснабжения;
  • По причине ухудшения качества воды, включая питьевую. Федеральный закон Российской Федерации самостоятельно определяет критерии, по которым качество воды существенно ухудшается;
  • По причине необходимости большей мощности подать воду в места, рядом с которыми произошел пожар;
  • По причине отведения в канализацию вод, которые содержат запрещенные вещества и сброс которых недопустим;
  • По причине препятствования абонентом допуска представителей организации к конкретным узлам канализации или водопровода.

При временном ограничении подачи воды организация обязана уведомить об этом за день до осуществления профилактических работ или, непосредственно, в этот день. Организация, которая занимается водоснабжением, может отказаться исполнять прописанные условия в договоре в одностороннем порядке в том случае, если абонент систематически нарушает нормативы допустимых сбросов и лимиты. Особенности ограничения или прекращения водоснабжения устанавливаются на основании жилищного законодательства.

Порядок прекращения подачи жидкости устанавливается правилами водоснабжения и водоотведения, которые были предварительно утверждены Правительством Российской Федерации.

Ст 2

Статья 22 описывает способы вывода объектов централизованных систем на ремонт или полную замену в случае неремонтопригодности. Чтобы права абонентов, которые получают услуги по водоснабжению и водоотведению, не были нарушены, организация обязана предварительно уведомить пользователей о выводе неисправных объектов из централизованной системы. Если вывод такого объекта затрагивает других жильцов из других домов, органы местного самоуправления обязаны уведомить об этом всех жильцов, которые причастны к этому объекту. Собственники и владельцы объектов централизованных систем обязаны не менее чем за 12 месяцев уведомить о выводе таких объектов из эксплуатации и причинах, которые послужили этому. Это делается в том случае, если организация по водоснабжению и водоотведению не предусматривает запланированный вывод.

Орган местного самоуправления имеет право потребовать абонентов приостановить вывод соответствующих объектов из эксплуатации на срок не более чем 36 месяцев. Поступить подобным образом он может только в том случае, если есть риск дефицита воды. Собственники или законные владельцы подобных систем обязаны подчиниться требованию.

Существуют правила, утвержденные Правительством РФ, на основании которых осуществляется вывод объектов централизованной системы из эксплуатации или в ремонт. Если лица нарушили обязанности Федерального закона 416, они обязаны возместить убытки, которые были причинены государству, физическим или юридическим лицам по причинам такого нарушения.

Текст действующей редакции федерального закона

Государственная политика в области водоотведения и водоснабжения была принята для достижения конкретных целей:

  • Обеспечить безопасность населения и улучшить качество жизни. Этому способствует качественное и бесперебойное водоотведение и водоснабжение;
  • Повысить эффективность водоснабжения, снизив потребляемое количество воды;
  • Снизить негативное воздействие на канализацию путем повышения качества очистки дальнейших сточных вод.

Чтобы проанализировать Федеральный закон № 416 «О водоснабжении и водоотведении» следует перейти по .