Филиал НОУ ВПО<<Санкт-Петербургский институт внешэкономическихсвязей, экономики и права>> в г. Калининграде.
по дисциплине<< История государства и права зарубежных стран>> на тему:<<Гражданский кодекс Наполеона 1804г..>>
Студента 2 курса
Юридического факультета
Группы 58 - Ю
Прусакова Максима
Владимировича.
Преподаватель:
к.ю.н., доц.Тимошевская А.Д.
Калининград
Введение..........................................................................................................
Региональный уровень РСЧС появился в результате деления России на 9 крупных регионов. Они, в основном, вписываются в границы существующих военных округов. Их центры размещены в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Самаре, Екатеринбурге, Новосибирске, Красноярске, Чите и Хабаровске. Этот уровень необходим для управления войсками гражданской обороны, организации и координации взаимодействия территориальных органов исполнительной власти и управления сопредельными республиками, краями, областями в случае возникновения не только местных, но и региональных или глобальных чрезвычайных ситуаций.
Региональный уровень РСЧС имеет:
координирующие органы;
постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС – органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (ОУ ГОЧС);
органы повседневного управления;
силы и средства;
системы: связи, оповещения, информационного обеспечения; резервы финансовых и материальных ресурсов.
Координирующими и управляющими органами РСЧС на данном уровне являются региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий МЧС России (РЦ ГОЧС).
Органы повседневного управления:
пункты управления (центры управления в кризисных ситуациях);
оперативно-дежурные службы органов управления по делам ГО и ЧС (ОУ ГО и ЧС);
дежурно-диспетчерские службы и специализированные подразделения федеральных органов исполнительной власти;
дежурно-диспетчерские службы и специализированные подразделения организаций.
Основу сил и средств РСЧС данного уровня составляют:
силы и средства федеральных органов исполнительной власти:
силы и средства органов исполнительной власти субъектов РФ;
силы и средства органов местного самоуправления;
силы и средства организаций.
Все эти силы подразделяются на:
силы наблюдения и лабораторного контроля;
силы и средства ликвидации ЧС.
Силы и средства наблюдения и контроля состоят из служб (учреждений) и организаций, осуществляющих наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды, за обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях и анализ воздействия вредных факторов на здоровье населения (ЦГСЭН, ветслужб с/х и продовольствия, станций защиты растений и животных, геофизических служб и т.д.).
Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций состоят из:
военизированных и невоенизированных противопожарных, поисковых, аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных, восстановительных и аварийно-технических формирований федеральных органов исполнительной власти;
формирований и учреждений Всероссийской службы медицины катастроф;
формирований ветеринарной службы и службы защиты растений Министерства с/х и продовольствия РФ;
военизированных служб по активному воздействию на гидрометеорологические процессы Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
формирований ГО территориальных уровней;
специально подготовленных сил и средств Войск ГО, других войск и воинских формирований, предназначенных для ликвидации ЧС;
аварийно-технических центров Министерства РФ по атомной энергии;
служб поисково и аварийно-спасательного обеспечения полётов гражданской авиации Федеральной авиационной службы России;
восстановительных и пожарных поездов Министерства путей сообщения РФ;
аварийно-спасательных служб и формирований Федеральной службы морского флота России (включая Государственный морской спасательно- координационный центр), Федеральной службы речного флота России, других федеральных органов исполнительной власти.
В составе этих сил входят аварийно-спасательные формирования, укомплектованные с учетом обеспечения работ в автономном режиме в течение не менее трех суток и находящиеся в состоянии постоянной готовности (Силы постоянной готовности).
Силы и средства органов внутренних дел применяются при ликвидации ЧС в соответствии с задачами, возложенными на них законами и иными нормативными правовыми актами РФ и субъектов РФ.
З аключение.
В настоящий момент первый этап создания Единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС в Российской Федерации завершен. На данном этапе в основном решались задачи по созданию Государственной системы спасения населения в ЧС В результате:
· заложены основы законодательной нормативно-правовой базы по обеспечению защиты населения и территорий от ЧС;
· созданы высокоэффективные технологии проведения аварийно-спасательных работ, жизнеобеспечения пострадавшего населения;
· обеспечена готовность к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для ликвидации ЧС,
· заложены основы создания системы организации и проведения международных гуманитарных операций.
Главная задача второго этапа развития РСЧС – развитие системы на региональном уровне: снижение рисков и смягчение последствий ЧС, т.е. осуществление комплекса мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения ЧС, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Список литературы:
1. Воробьев Ю.Л. Основные направления государственной стратегии снижения рисков и смягчении последствий чрезвычайных ситуаций в Российской Федерации на период до 2010 года. М., 2002.
2. Гузенко В.Л., Маньков В.Д., Косьмин Г.В., Вайнтрауб А.Е. ОБ при производстве работ и с повседневной деятельности войск: учебное пособие для ВУЗов, ВИКУ – 2000 г.
3. Косьмин Г.В., Маньков В.Д. Руководство к ГЗ по дисциплине «БЖД», ч. 5. ОБ проведения опасных работ и ЭТ Гостехнадзора в ВС РФ – ВИКУ – 2001 г.
Постановлением Правительства Российской Правительства Российской Федерации № 1113 в единую 1992 г. № 261 была создана Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (сокращенно РСЧС), преобразованная 5 ноября 1995 г. постановлением государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. (рсчс)
РСЧС Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 1992 г. № 261 была создана Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (сокращенно РСЧС), преобразованная 5 ноября 1995 г. постановлением Правительства Российской Федерации № 1113 в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Р оссийская с истема предупреждения и действий в ч резвычайных с итуациях Создана для предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях, объединяет: органы управления. силы и средства Федеральных органов исполнительной власти. органов исполнительной власти субъектов РФ. органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Чрезвычайные ситуации Чрезвычайная ситуация(ЧС)- обстановка на определённой территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Цели и задачи РСЧС
Структура РСЧС РСЧС строится по территориально-производственному принципу, состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней управления (федеральный, региональный, территориальный, местный, объектовый). Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах Российской Федерации для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий. Звенья (местный уровень) создаются в муниципальных образованиях (район, населенный пункт) для предупреждения ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий.
Постоянно действующие органы управления РСЧС Рабочими органами комиссий по чрезвычайным ситуациям являются соответствующие постоянно действующие органы управления РСЧС, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (органы управления ГОЧС).
Постоянно действующие органы управления РСЧС
Нормальная производственная, промышленная, Радиационная, Химическая, Биологическая, сейсмическая, гидрометеорологическая обстановка, отсутствие эпидемий, эпизоотий, эпифитотий. Ухудшение обстановки, получение прогноза о возможности возникновения ЧС. Возникновение ЧС. Режимы функционирования РСЧС
Наблюдение за состоянием окружающей среды и обстановки на потенциально опасных объектах. Планирование и выполнение мер по предупреждению ЧС и обеспечению защиты населения. Подготовка органов управления. Сил и средств к действиям при ЧС. Создание и пополнение финансовых и материальных резервов. Действия РСЧС в режиме повседневной деятельности
Выявление причин ухудшения обстановки. Выработка предложений по её нормализации. Усиление дежурно-диспетчерской службы и наблюдение за состоянием природной среды. Обстановкой на потенциально опасных объектах. Меры по защите населения и окружающей среды. Приведение в готовность сил и средств. Уточнение планов действий. Действия РСЧС в режиме повышенной готовности
Организация защиты населения Определение границ ЧС. Организация ликвидации ЧС. Работы по первоочередному обеспечению пострадавшего населения. Непрерывный контроль за состоянием окружающей среды и обстановкой на аварийных объектах. Действия РСЧС в режиме чрезвычайной ситуации
Структура сил и средств РСЧС
К силам и средствам ликвидации чрезвычайных ситуаций РСЧС относят: войска гражданской обороны; поисково-спасательную службу МЧС России; военизированные и невоенизированные противопожарные, аварийно-спасательные, аварийно-восстановительные, восстановительные и аварийно-технические формирования федеральных органов исполнительной власти; формирования и учреждения Всероссийской службы медицины катастроф; формирования ветеринарной службы и службы защиты растений Минсельхозпрода России; военизированные службы Росгидромета по активисту воздействию на гидрометеорологические процессы; Состав сил и средств ликвидации чрезвычайных ситуаций РСЧС
Войска гражданской обороны (ГО) Видео:
Поисково-спасательная служба МЧС России Поисково-спасательной службы в России раньше не было. 27 декабря 1990 г. было принято постановление Совета Министров России «Об образовании Российского корпуса спасателей на правах государственного комитета РСФСР». Этот день - 27 декабря, с 1995 г. отмечается как День спасателя.
Авиация МЧС России Авиация МЧС России включает в себя государственное унитарное авиационное предприятие и отдельные вертолетные отряды, находящиеся в подчинении региональных центров министерства. Она располагает разнообразной по своим возможностям и предназначению авиационной техникой.
Противопожарная служба МЧС России
Медицина катастроф Госпиталь МЧС России. Кабул. 2002 г.
К силам и средствам наблюдения и контроля РСЧС относятся: службы (учреждения) и организации федеральных органов исполнительной власти, осуществляющие наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, анализ воздействия вредных факторов на здоровье населения; формирования Госсанэпиднадзора России; ветеринарная служба Минсельхозпрода России; службы (учреждения) наблюдения и лабораторного контроля за качеством пищевого сырья и продуктов питания Минсельхозпрода и Минторга России; геофизическая служба Российской академии наук, оперативные группы постоянной готовности Росгидромета и подразделения Минатома России; учреждения Агентства по мониторингу чрезвычайных ситуаций; учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля ГО. Состав сил и средств наблюдения и контроля РСЧС
1.1. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
1.2. Общая характеристика чрезвычайных ситуаций.
1.3. Поражающие факторы источников чрезвычайной ситуации.
1.4. Задачи и организационная структура Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
1.5. Порядок функционирования Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
1.1.
Среди мер, обеспечивающих национальную безопасность страны, важное место занимают меры по предупреждению чрезвычайных ситуаций (ЧС) в мирное и военное время, а в случае их возникновения - мероприятия по ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечению защиты населения, территорий и окружающей среды, уменьшению материальных потерь.
Во всём мире наблюдается устойчивая тенденция к росту человеческих жертв и материального ущерба от чрезвычайных ситуаций техногенного, природного и экологического характера. За последние 35-40 лет их количество увеличилось почти в 3 раза. Материальные потери, вызванные техногенными авариями и катастрофами, достигают около 3 % внутреннего валового продукта.
Главными причинами техногенных ЧС являются, с одной стороны, изношенность основных производственных фондов и существенное
ухудшение материально-технического снабжения, а с другой стороны - резкое снижение уровня производственной и технологической дисциплины, грубое нарушение требований техники безопасности при эксплуатации оборудования, механизмов и машин, невыполнение нормативных требований профилактических осмотров и планово-предупредительных ремонтов.
Из объектов экономики в нашей стране в настоящее время свыше 12 тыс. (более четверти) потенциально опасны, в зоне их действия проживают более 50 млн человек.
Экономическая нестабильность и инфляция привели к обветшанию и закрытию большого количества станций наблюдения и лабораторного контроля, что не позволяет выполнять в полном объёме мероприятия по мониторингу, прогнозированию и предупреждению природных и экологических чрезвычайных ситуаций. Это, в свою очередь, ведёт к росту количества пострадавших в результате землетрясений, наводнений, селей, обвалов и других стихийных и экологических бедствий и катастроф.
В связи с этим защита населения и территорий от всевозможных опасностей военного и мирного времени стали сегодня новой общечеловеческой задачей, настоятельным велением времени.
В Российской Федерации выполнение мероприятий по защите населения и территорий в мирное время возложено на Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (PCЧC), деятельность которой определяется Положением о Единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС, утверждённым постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. ? 794.
Временем создания данной системы можно считать 1990 г., когда проблемы защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера в мирное время были подняты на государственном уровне, что привело к созданию Российского корпуса спасателей на правах Государственного комитета РСФСР.
В 1991 г. на базе корпуса спасателей образован Госкомитет по делам ГОЧС при Президенте РФ.
В 1992 г. постановлением Правительства РФ от 18.04.1992 г. была создана Российская система предупреждения и действий в ЧС (РСЧС).
После принятия в 1994 г. Федерального закона «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» РСЧС реформирована в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации ЧС, однако сокращённое название её осталось прежним - РСЧС.
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) - система, объединяющая органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Состоит из территориальных и функциональных подсистем. Территориальные подсистемы создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий. Функциональные подсистемы создаются федеральными органами исполнительной власти для организации работы по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в сфере их деятельности и порученных им отраслям экономики.
1.2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ
СИТУАЦИЙ
В литературных и официальных источниках существует множество вариантов определения понятия «чрезвычайная ситуация», отражающих различные подходы к определению терминологии.
Во избежание путаницы мы полагаем целесообразным придерживаться определений, используемых в официальных источниках.
Чрезвычайная ситуация - обстановка на определённой территории, сложившаяся в результате катастрофы, аварии, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Предупреждение чрезвычайной ситуации - комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на предупреждение или максимально возможное уменьшение риска возникновения ЧС.
Ликвидация чрезвычайной ситуации охватывает весь комплекс аварийно-спасательных и других неотложных работ по защите населения и территорий, проводимых при возникновении ЧС и направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь.
Чрезвычайную ситуацию считают закончившейся, когда прекращается воздействие опасных факторов, характерных для данной ситуации, ликвидирована непосредственная угроза для жизни и здоровья
людей, восстановлено движение транспорта и жизнедеятельность населения, когда начинается период восстановительных работ.
Среди различных чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера наиболее опасны катастрофы.
Катастрофа - внезапное, быстротечное событие, повлекшее за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, разрушение или уничтожение объектов и других материальных ценностей в значительных размерах, а также нанёсшее серьёзный ущерб окружающей среде.
Катастрофы классифицируют в зависимости от характера источника, зоны распространения и количества поражённых людей.
Рассмотрим современные классификации катастроф.
Современная классификация рассматривает три группы катастроф: природные, техногенные и конфликтные (табл. 1.1).
Всемирная организация здравоохранения предлагает различать следующие виды катастроф:
Метеорологические катастрофы - бури (ураганы, смерчи, циклоны, бураны), морозы, необычайная жара, засухи и т.п.;
Топологические катастрофы - наводнения, снежные обвалы, оползни, снежные заносы, сели;
Теллурические и тектонические катастрофы - землетрясения, извержения вулканов и т.п.;
Аварии - выход из строя сооружений (плотин, тоннелей, зданий, шахт и т.п.), пожары, кораблекрушения, крушения поездов, крупные взрывы и другие.
Таблица 1.1. Классификация катастроф
Природные Техногенные Конфликтные
Наряду с катастрофами большую опасность для жизни людей и окружающей среды представляют аварии и стихийные бедствия.
Авария - опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, определённой территории угрозу жизни и здоровью людей, приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств и нарушению производственного или транспортного процесса, а также наносящее ущерб здоровью людей и окружающей среде.
Стихийное бедствие - опасное природное явление или процессы геофизического, геологического, гидрологического, атмосферного,
Таблица 1.2. Классификация чрезвычайных ситуаций, утверждённая постановлением Правительства Российской Федерации
Масштаб ЧС | Количество поражён- ных человек | Количество пострадавших (нарушение условий жизнедеятельно- сти) человек | Зона распространения ЧС | Материальный ущерб, тыс. минимальных размеров оплаты труда |
Локальная | В пределах территории, объекта | |||
В пределах населённого пункта, города, района | ||||
Территориальная | В пределах субъекта РФ | |||
Региональная | В пределах двух субъектов РФ | |||
Федеральная | В пределах трёх субъектов РФ и более | |||
Трансрегиональная (на территории РФ) | Выходит за пределы РФ | |||
Трансрегиональная (за рубежом) | Затронуты территории РФ |
биосферного и другого происхождения такого масштаба, который вызывает катастрофические ситуации, характеризующиеся внезапным нарушением жизнедеятельности населения, разрушением и уничтожением материальных ценностей, поражением или гибелью людей.
Для учёта пострадавших и по зонам распространения ЧС используют классификацию ЧС, утверждённую постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.1996 г. ? 1094 (табл. 1.2).
Стихийные бедствия могут быть причиной различных аварий и катастроф. По виду (характеру) источника ЧС их разделяют на следующие категории:
Биолого-социальные (инфекционная заболеваемость людей, инфекционная заболеваемость сельскохозяйственных животных, поражения сельскохозяйственных растений болезнями и вредителями, голод, терроризм);
Военные (военные конфликты, войны);
Природные (землетрясения, наводнения, ураганы, цунами, оползни, селевые потоки и др.);
Техногенные (радиационные, химические, биологические аварии, пожары и взрывы, обрушение сооружений, аварии на очистных сооружениях, затопление, крушение (аварии транспортных средств);
Экологические (в атмосфере, биосфере, гидросфере и литосфере).
1.3. ПОРАЖАЮЩИЕ ФАКТОРЫ ИСТОЧНИКОВ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
Поражающие факторы вышеперечисленных чрезвычайных ситуаций оказывают неблагоприятное воздействие на людей, животных и окружающую среду, вызывая поражение и гибель людей, ущерб окружающей среде, ухудшение санитарно-гигиенической и санитарноэпидемиологической обстановки. Неблагоприятное влияние поражающих факторов чрезвычайных ситуаций на человека и окружающую среду зависит не только от интенсивности, но и от продолжительности воздействия. При этом вероятны сочетанные, множественные и комбинированные поражения. Среди многочисленных поражающих факторов выделяют следующие:
Динамические (механические) факторы, которые возникают в результате непосредственного действия избыточного давления
во фронте ударной волны, отбрасывания человека скоростным напором на внешние предметы, действия вторичных снарядов (конструкций зданий и сооружений, камней, осколков, стёкол и др.) и приводят к различным ранениям и закрытым травмам;
Термические факторы:
В результате воздействия высоких температур (светового излучения, пожаров, высокой температуры окружающего воздуха и др.) возникают термические ожоги, общее перегревание организма;
При низких температурах возможны общее переохлаждение организма и отморожения;
Радиационные факторы - при авариях на радиационно-опасных объектах и применении ядерного оружия в результате воздействия ионизирующих излучений на организм могут развиваться лучевая болезнь (острая и хроническая) и лучевые ожоги кожи, а при попадании радиоактивных веществ в организм через дыхательные пути и желудочно-кишечный тракт - поражения внутренних органов;
Химические факторы - АОХВ, боевые отравляющие вещества, промышленные и другие яды, воздействуя на людей при химических авариях и применении химического оружия, вызывают разнообразные (по характеру и тяжести) поражения;
Биологические (бактериологические) факторы - токсины, бактерии и другие биологические (бактериологические) агенты, выброс и распространение которых возможны при авариях на биологически опасных объектах, а в военных условиях при применении противником они могут привести к массовым инфекционным заболеваниям (эпидемии) или массовым отравлениям;
Психоэмоциональное воздействие поражающих факторов на людей, находящихся в экстремальных условиях, может проявляться снижением работоспособности, нарушением их психической деятельности, а в отдельных случаях более серьёзными расстройствами.
Медицинская наука всегда уделяла большое внимание изучению поражающих факторов источников чрезвычайных ситуаций, особенно механизму их воздействия на людей и окружающую среду, так как эффективные способы и методы предупреждения и лечения различных поражений можно изобрести и внедрить, если известна причина этих поражений.
При катастрофах на население могут воздействовать одновременно или последовательно различные поражающие факторы. В этом
случае возможно наложение одного вида поражающего фактора на другой, частично или полностью перекрывающее радиус поражения и усложняющее тяжесть обстановки.
Территории, на которых одновременно или последовательно воздействовали два вида поражающих факторов катастроф или более, возникли массовые поражения людей, животных, растений и вышли из строя здания и сооружения, принято называть очагами комбинированного поражения.
Очаги комбинированного поражения наиболее часто могут возникать вследствие природных или техногенных катастроф, сопровождающихся разрушением ёмкостей (хранилищ), содержащих химически опасные вещества (например, хлорсодержащие, аммиачные и цианистые вещества), при авариях на атомных электростанциях, когда возможно сочетанное воздействие различных поражающих факторов (взрывная волна, радиационное и световое излучение, токсические химические вещества и др.).
Поскольку в очагах комбинированного поражения может произойти воздействие на человека различных поражающих факторов, то возможно развитие комбинированного поражения органов и жизненно важных систем организма, взаимно влияющих на тяжесть поражения. Наряду с этим, как правило, может произойти загрязнение одежды поражённого и окружающей среды радиоактивными веществами, химически опасными веществами и инфекционными агентами.
В зависимости от сочетания видов поражающих факторов катастроф варианты очагов комбинированного поражения могут быть следующими:
Очаг комбинированного травматологического и химического поражения;
Очаг комбинированного травматологического и радиационного поражения;
Очаг комбинированного травматологического и инфекционного (биологического) поражения;
Очаг комбинированного химически опасного вещества и инфекционного (биологического) поражения;
Очаг комбинированного радиационного поражения.
Для очагов комбинированных поражений характерны обширные размеры территории, массовость потерь, затруднённые условия ведения спасательных работ и большая потребность в силах и средствах службы медицины катастроф.
1.4. ЗАДАЧИ И ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
Для выполнения задач по защите населения в ЧС создана Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) - организационная система, объединяющая органы управления, силы и средства органов исполнительной власти всех уровней и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного, экологического и иного характера.
Среди многочисленных задач, выполняемых РСЧС, основными являются следующие:
Обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС;
Проведение комплекса мероприятий по локализации и ликвидации ЧС;
Разработка и реализация правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от ЧС;
Осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования в ЧС организаций и объектов производственного, социального и иного назначения независимо от их организационно-правовых форм;
Подготовка населения к действиям в условиях ЧС;
Сбор, обработка, и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС;
Прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС;
Создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС.
Все основные задачи, которые решает РСЧС, делятся на две группы: задачи по предупреждению ЧС и задачи по ликвидации ЧС (рис. 1.1).
Наряду с вышеперечисленными задачами РСЧС решает ряд других задач.
Осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС.
Международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС и проведение гуманитарных акций.
Рис. 1.1. Основные задачи РСЧС
Решение указанных задач возможно при наличии сил и средств, состоящих из пхрофессионально подготовленных формирований и учреждений, а также при наличии нештатных подразделений и организаций, призванных решать данные задачи.
Организационная структура РСЧС
Согласно определению РСЧС - организационная система, объединяющая и координирующая действия органов управления, сил и средств федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в компетенцию которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от ЧС (рис. 1.2).
Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС состоит из функциональных и территориальных подсистем, действующих на федеральном, региональном, территориальном, местном и объектовом уровнях.
Рис. 1.2. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти в министерствах, ведомствах (в том числе силовых) и организациях федерального подчинения для организации работы по защите населения и территорий от ЧС в сфере их деятельности.
Территориальные подсистемы РСЧС создаются органами исполнительной власти в субъектах Российской Федерации для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах своих территорий и состоят из окружных, городских, районных, объектовых и иных звеньев
Каждый уровень Единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС в своём составе имеет следующее:
Координирующие органы управления;
Органы повседневного управления;
Силы и средства;
Системы связи, оповещения, информационного обеспечения;
Резервы финансовых и материальных ресурсов. Координирующие органы управления РСЧС таковы:
На федеральном уровне, охватывающем всю территорию Российской Федерации, - Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности при Правительстве России.
Ведомственные комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности в федеральных органах исполнительной власти (министерствах и ведомствах Российской Федерации).
На территориальном уровне, охватывающем территорию одного субъекта Российской Федерации (республики, края, области, автономного образования), - комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности органов исполнительной власти субъектов РФ.
На местном уровне, охватывающем территорию сельского района, города, района в городе, других населённых пунктов, - комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности органов местного самоуправления.
На объектовом уровне, охватывающем территорию организации, учреждения, предприятия, - объектовые комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной
безопасности (создаются при необходимости).
Основная задача данных органов управления - координация деятельности органов управления, сил и средств РСЧС соответствующего уровня и общее руководство ими при выполнении мероприятий по защите населения и территорий от ЧС. В повседневных условиях они собираются с определённой периодичностью, при угрозе или возникновении ЧС - немедленно.
Органы управления по делам ГОЧС таковы:
На федеральном уровне - МЧС России, в министерствах, ведомствах и организациях Российской Федерации - управления по делам ГОЧС.
На региональном уровне - региональные центры по делам
На территориальном уровне - комитеты или главные управления, управления по делам ГОЧС, создаваемые при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
На местном уровне - управления или отделы по делам ГОЧС, создаваемые при органах местного самоуправления.
На объектовом уровне - отделы (работники) по делам ГОЧС организаций (объектов).
Эти органы управления предназначены для непосредственной организации ежедневного планирования и руководства за выполнением мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС.
Региональные центры ГОЧС - полномочные представители МЧС России в регионах, подчиняются непосредственно министру Российской Федерации по делам ГОЧС.
В повседневной ситуации управление деятельностью РСЧС организуется с рабочих мест соответствующих руководителей. При ликвидации ЧС в мирное время могут быть использованы запасные, подвижные и вспомогательные пункты управления ГОЧС.
Оперативные дежурные службы МЧС России созданы на федеральном, региональном, территориальном и местном уровнях и размещаются на пунктах управления ГОЧС.
Центральный командный пункт служит главным пунктом управления в системе МЧС России, из которого осуществляют устойчивое и непрерывное управление и контроль функционирования подсистем и звеньев РСЧС.
Силы и средства МЧС России: Формирования и организации МЧС России | Силы и средства МЧС России: Соединения, части и подразделения войск ГО РФ; Формирования ПСС России |
Силы и средства министерств, ведомств и территорий России: Формирования и организации ведомственных СНЛК за окружающей средой и прилегающими территориями; Формирования и организации Госкомсанэпиднадзора РФ; Формирования и организации ветеринарной службы Минсельхозпрода России; Формирования и организации службы защиты растений Минсельхозпрода России; Формирования и организации СНЛК за продуктами питания и сырьем Госкомторга и Минсельхозпрода России; Формирования и организации геофизической службы Российской академии наук; Формирования и организации Росгидромета; Формирования и организации Минатома РФ; | Силы и средства министерств и ведомств России: Ведомственные противопожарные, поисковые, спасательные, аварийные, восстановительные, технические и иные формирования; Формирования ДПС ГИБДД МВД России; Формирования ВСМК; Формирования ветеринарной службы и службы защиты растений Минсельхозпрода России; Формирования Росгидромета; Формирования, пожарные, восстановительные поезда и суда МПС, Морречфлота России; Другие силы и средства (в том числе Минобороны, МВД России и др.) |
ектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, участвующих в соответствии с возложенными на них обязанностями в наблюдении и контроле состояния окружающей природной среды, потенциально опасных объектов с целью предупреждения возникновения и ликвидации ЧС (табл. 1.3).
Силы и средства наблюдения и контроля - формирования, службы и учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля состояния природной среды, сырья, продуктов питания, воды и прилегающих к ним территорий, подчинённые МЧС России и другим федеральным органам исполнительной власти РФ.
Силы и средства ликвидации ЧС - силы и средства МЧС России, а также силы и средства министерств и ведомств РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления, организаций - специально подготовленные поисково-спасательные, аварийно-спасательные,аварийно-восстановительные,аварийнотехнические, противопожарные, медицинские, ветеринарные и другие силы и средства Минобороны, МВД, ФСБ, Минздрава и других ведомств РФ, а также республик, краёв, областей, районов, городов и организаций (объектов).
Нештатные формирования ГО - общие, специальные и специализированные объектовые, местные, территориальные и ведомственные гражданские организации ГО постоянной, повышенной и повседневной готовности.
Специально подготовленные силы Вооружённых Сил РФ, которые могут быть привлечены к ликвидации ЧС только в порядке, определяемом специальными положениями.
Ликвидация ЧС осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых сложилась ЧС. Если масштабы ЧС таковы, что имеющимися силами и средствами локализовать или ликвидировать её невозможно, комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС обращается к вышестоящей комиссии, которая может взять на себя координацию или руководство ликвидацией ЧС и оказать необходимую помощь.
Для ликвидации крупных ЧС используют силы постоянной готовности федерального уровня РСЧС. Особое место в их ряду занимают силы и средства МЧС России:
Сводные мобильные отряды соединений и воинских частей войск гражданской обороны РФ;
Центральный аэромобильный спасательный отряд;
Поисково-спасательная служба МЧС России;
Центр по проведению спасательных операций особого риска;
Авиация МЧС России.
Основное подразделение экстренного реагирования на чрезвычайные ситуации крупного масштаба и уникального характера - Государственный аэромобильный спасательный отряд (Центроспас). Он предназначен для оперативного выполнения первоочередных поисково-спасательных работ, причём как в России, так и за рубежом, оказания пострадавшим медицинской помощи и их эвакуации из мест ЧС, доставки гуманитарных грузов в зоны чрезвычайных ситуаций.
Отряд располагает разнообразной специальной техникой и оборудованием. Есть малогабаритные спасательные вертолеты БО-15, позволяющие оперативно добираться в труднодоступные районы и эвакуировать оттуда раненых и больных в места базирования «большой» авиации для дальнейшей их отправки на стационарное лечение. В составе отряда существует свой госпиталь - аэромобильный, оперативно доставляемый в районы ЧС и развёртываемый там для нуждающихся в немедленной помощи.
В Центроспасе организовано круглосуточное дежурство спасателей и необходимых специалистов, что обеспечивает постоянную готовность отряда, его авиационных автомобильных средств к экстренному выдвижению в район чрезвычайной ситуации практически в любой точке Российской Федерации. Время готовности к вылету подразделений Центроспаса не превышает 30 мин с момента их оповещения. Отряд эффективно реагирует на чрезвычайные ситуации самого различного характера.
Финансирование мероприятий РСЧС осуществляется за счёт бюджета и средств соответствующего уровня, страховых фондов и других источников. С этой целью создаются правительственный, ведомственные, территориальные, местные и объектовые резервы финансовых и материальных ресурсов, накапливаемые соответственно за счёт средств федерального, территориальных и местных бюджетов, средств министерств, ведомств и организаций.
При недостаточности имеющихся ресурсов, сил и средств в установленном порядке привлекают резервы, силы и средства других органов исполнительной власти и организаций. В отдельных случаях при ликвидации ЧС и её последствий может быть образована Правительственная комиссия Российской Федерации по ликвидации ЧС.
1.5. ПОРЯДОК ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
В зависимости от сложившейся обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации, условий её распространения в пределах конкретной территории может быть установлен один из режимов функционирования РСЧС:
Режим повседневной деятельности;
Режим повышенной готовности;
Режим чрезвычайной ситуации.
Режим повседневной деятельности применяют при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, пожарной, биологической (бактериологической), ветеринарной, сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотии, эпифитотий и пожаров. В режиме повседневной деятельности проводят следующие основные мероприятия:
Наблюдение и контроль состояния окружающей природной обстановки на потенциально-опасных объектах и прилегающих к ним территориях;
Планирование и выполнение целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению ЧС, обеспечению безопасности и защиты населения, сокращению возможных потерь и ущерба, а также повышению устойчивости функционирования промышленных объектов и отраслей экономики в ЧС;
Совершенствование подготовки органов управления по делам ГОЧС, сил и средств к действиям при ЧС, организация обучения населения способам защиты и действиям при чрезвычайных ситуациях;
Создание и восполнение резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
Осуществление целевых видов страхования.
Режим повышенной готовности применяют при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, пожарной, биологической (бактериологической), ветеринарной, сейсмической и гидрометеорологической обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения ЧС.
В режиме повышенной готовности проводят следующие основные мероприятия:
Принятие на себя соответствующими комиссиями по ЧС непосредственного руководства функционированием подсистем и звеньев РСЧС, формирование при необходимости оперативных групп для выявления причин ухудшения обстановки непосредственно в районе возможного бедствия, выработка предложений по её нормализации;
Усиление дежурно-диспетчерской службы;
Усиление наблюдения и контроля состояния окружающей природной среды, обстановки на потенциально-опасных объектах и прилегающих к ним территориях, прогнозирование возможности возникновения ЧС и их масштабов;
Принятие мер по защите населения и окружающей природной среды, обеспечению устойчивого функционирования объектов;
Приведение в состояние готовности сил и средств, уточнение планов их действий и выдвижение при необходимости в предполагаемый район ЧС.
Режим чрезвычайной ситуации применяют при возникновении ЧС и на весь период её ликвидации. В режиме чрезвычайной ситуации проводят следующие основные мероприятия:
Организацию защиты населения;
Выдвижение оперативных групп в район ЧС;
Организацию ликвидации ЧС;
Определение границ зоны ЧС;
Организацию работ по обеспечению устойчивого функционирования отраслей экономики и объектов, первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения;
Осуществление непрерывного контроля состояния окружающей природной среды в районе ЧС, обстановки на аварийных объектах и прилегающей к ним территории.
Полный объём мероприятий, соответствующих каждому режиму, определён в «Положении о РСЧС».
Решение о введении любого из режимов функционирования РСЧС на конкретной территории принимает тот орган государственной власти, исполнительной власти субъекта Российской Федерации или местного самоуправления, в зоне ответственности которого ожидается или произошла ЧС. Органы управления, уполномоченные на принятие такого решения, - Федеральное правительство, администра-
ции республик, краёв, областей, автономных образований, районов и городов Российской Федерации соответственно.
При угрозе войны или с её началом РСЧС передаёт свои полномочия Гражданской обороне страны. В целях заблаговременного проведения мероприятий по предупреждению ЧС и максимально возможного снижения размеров ущерба и потерь в случае их возникновения осуществляют планирование действий органов управления, сил и средств РСЧС на основе Федерального плана действий в ЧС, региональных планов взаимодействия субъектов Российской Федерации, планов действий в ЧС федеральных органов исполнительной власти (в том числе МЧС России), региональных центров ГОЧС, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и объектов. Объём и содержание указанных мероприятий определяют исходя из принципов необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств.
Приоритетная задача Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций - ликвидация медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций. Она предусматривает проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, в том числе мероприятий медико-санитарного обеспечения населения.
Таким образом, Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций - эффективная структура, непосредственно обеспечивающая безопасность страны, защиту населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера.
Контрольные вопросы
1. Определение и задачи Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
2. Общая характеристика чрезвычайных ситуаций.
3. Поражающие факторы источников чрезвычайной ситуации.
4. Организационная структура Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
5. Порядок функционирования Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
6. Режим «повышенная готовность». Определение и основные мероприятия.
7. Режим «чрезвычайная ситуация». Определение и основные мероприятия.
Основными задачами РСЧС (см. 2.4) являются:
Разработка проектов законов и других документов, регулирующих вопросы защиты населения и территории от ЧС, и содействие их последующей реализации;
Обеспечение постоянной готовности органов управления, а также сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС;
Сбор, обработка поступающей оперативной информации и выдача рекомендаций в области защиты населения и территорий от ЧС;
Постоянная подготовка населения к действиям в условиях ЧС;
Прогнозирование и оценка последствий ЧС;
Создание финансовых и материальных резервов для ликвидации ЧС;
Осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в сфере защиты населения и территорий от ЧС;
Ликвидация последствий ЧС;
Осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций;
Содействие в реализации прав и обязанностей граждан в области защиты от ЧС;
Международное сотрудничество по вопросам защиты населения и территорий от ЧС.
Для современного этапа развития РСЧС, в том числе ее территориальных звеньев, характерна смена приоритетов от задач экстренного реагирования и ликвидации происшедших ЧС к задачам предупреждения, снижения рисков и смягчения их последствий.
РСЧС на федеральном уровне объединяет силы постоянной готовности различных министерств и ведомств. Ее основой, управляющим и организующим центром является Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) .
РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем.
Территориальные подсистемы создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах соответствующей территории. Функциональные подсистемы организуются для проведения аналогичных работ в наиболее опасных с точки зрения ЧС отраслях экономики (теплоэнергетической, химической и т.д.).
Уровни РСЧС фактически соответствуют ныне принятой классификации ЧС (см. 5.1). К таковым относятся федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый уровни. Каждый уровень РСЧС имеет: 1) координирующие органы; 2) постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные для решения задач по защите населения и территорий от ЧС; 3) органы повседневного управления; 4) силы и средства, финансовые и материальные резервы; 5) системы связи и оповещения.
Координирующими органами РСЧС являются:
на федеральном уровне - Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и ведомственные комиссии по ЧС (КЧС) в федеральных органах исполнительной власти;
на региональном уровне, охватывающем территории нескольких субъектов РФ, - региональные центры по делам ГО и ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий МЧС России;
на территориальном уровне, включающем территорию субъекта РФ, - комиссии по ЧС органов исполнительной власти соответствующих субъектов РФ;
на местном уровне - комиссии по ЧС органов местного самоуправления, действующих на территории района, города (района в городе);
на объектовом уровне, охватывающем территорию организации или объекта, - объектовые комиссии по ЧС.
Постоянным органом повседневного управления РСЧС является Центр управления в кризисных ситуациях (ЦУКС) МЧС России. Центр планирует, организует и осуществляет мероприятия по управлению силами и средствами при ликвидации последствий ЧС, проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ федерального и регионального уровня и при ЧС, возникших за рубежом.
ЦУКС осуществляет свою деятельность во взаимодействии со структурными подразделениями центрального аппарата МЧС России, с региональными центрами по делам гражданской обороны, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий, с органами, специально уполномоченными решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации ЧС, с органами управления систем мониторинга, прогнозирования ЧС, специально подготовленными силами министерств и ведомств, а также с соответствующими органами управления зарубежных стран.
РСЧС может функционировать в различных режимах, которые вводятся в зависимости от обстановки и масштаба прогнозируемой или возникшей ЧС.
Режим повседневной деятельности устанавливается при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, бактериологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановке.
Режим повышенной готовности вводится при ухудшении обстановки, получении прогноза о возможности возникновения ЧС.
Режим чрезвычайной ситуации устанавливается при возникновении и во время ликвидации ЧС. В случае введения этого режима осуществляются следующие мероприятия: 1) организация защиты населения; 2) выдвижение оперативных групп в район ЧС; 3) определение границ зоны ЧС; 4) организация работ по ликвидации последствий ЧС; 5) организация работ по обеспечению устойчивого функционирования отраслей экономики и объектов жизнеобеспечения населения; 6) непрерывный контроль состояния среды в районе ЧС и обстановки на аварийных объектах.
Решение о введении соответствующих режимов в зависимости от масштабов ЧС принимают Правительство РФ, МЧС России или соответствующие комиссии по ЧС.
Конспект по безопасности жизнедеятельности
ЕДИНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ (РСЧС)
Структура РСЧС
Сущность единой государственной политики в области предупреждения и ликвидации ЧС, защиты населения и территорий представляет собой совокупность научно обоснованных теоретических положений, правовых и экономических норм, направленных на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций с целью защиты жизни и здоровья людей, объектов экономики и окружающей природной среды.
Концепция государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС - это система взглядов, принципов и общих положений, определяющих цели и конкретные задачи как предупреждения, так и ликвидации чрезвычайных ситуаций на всей территории России. Она обеспечивает организацию и подготовку органов управления, сил и средств для защиты населения, объектов экономики и военной инфраструктуры, а также окружающей природной среды в чрезвычайных ситуациях.
Для защиты жизнедеятельности человека от опасностей, предотвращения ЧС и ликвидации их последствий постановлением Правительства РФ от 5 ноября 1995 г. № 1113 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» в России создана единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ЧС). Сейчас действует постановление Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».
РСЧС создана с целью координации и объединения деятельности органов государственного управления РФ всех уровней по предотвращению и ликвидации ЧС, вызываемых авариями, катастрофами, стихийными и экологическими бедствиями. Она объединяет как органы государственного и муниципального управления, так и различные общественные организации, в компетенцию которых входят функции, связанные с обеспечением безопасности и защиты населения, предупреждением, реагированием и действиями в ЧС. Она должна предупреждать ЧС в мирное и военное время, а в случае их возникновения - ликвидировать последствия, обеспечивать безопасность населения, защищать окружающую среду и уменьшать ущерб народному хозяйству.
Задачи, решаемые РСЧС, определяют принципы ее организационной структуры. РСЧС организуется и функционирует по территориально-производственному принципу. Территориальный принцип заключается в создании и функционировании систем на территориях республик, краев и областей, т. е. субъектов РФ, а также городов, районов, сел (поселков) согласно административному делению. В соответствии с этим ответственность за состояние РСЧС на вышеуказанных территориях несут органы государственной власти субъектов и муниципального самоуправления (администрации). Начальниками систем являются главы администраций.
Производственный принцип заключается в организации системы ЧС в министерствах, ведомствах и объектах, создаваемых по отраслям и сферам деятельности. Руководителем системы ЧС является руководитель (министерства, ведомства, объекта).
В зависимости от подведомственной территории РСЧС делится на уровни: федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый. В каждом уровне имеются следующие структуры:
- ? координирующий орган - межведомственные и ведомственные постоянные чрезвычайные комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности, региональный центр, комиссии по ЧС субъектов и органов местного самоуправления (ПЧК), возглавляемые руководителями указанных органов или их заместителями;
- ? постоянно действующий орган управления (орган управления по делам ГО и ЧС);
- ? центры управления кризисными ситуациями, единые дежурно-диспетчерские службы, диспетчерские службы организаций (объектов);
- ? силы и средства;
- ? резервы финансовых и материальных ресурсов;
- ? системы связи, оповещения, информационного обеспечения.
Объектовые КСЧС руководят разработкой и осуществлением мероприятий по предупреждению ЧС, повышению надежности потенциально опасных объектов, обеспечению устойчивости функционирования объектов при возникновении ЧС; организуют работы по созданию на потенциально опасных объектах и поддержанию в состоянии готовности локальных систем контроля и оповещения, сил и средств к действиям в ЧС, руководят ликвидацией ЧС и эвакуацией персонала объектов, созданием и использованием резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС; организуют подготовку руководящего состава, сил и персонала объектов к действиям в ЧС.
Органами управления по делам ГО и ЧС являются:
- ? на федеральном уровне - Министерство по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС);
- ? на региональном - региональные центры;
- ? на территориальном - главные управления ГОЧС (УГОЧС) ;
- ? на местном - управления ГОЧС (УГОЧС);
- ? на объектовом - отделы (секторы или специально назначенные лица) по делам ГОЧС.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 10 июля 1999 г. № 782 в организациях, отнесенных к категориям по ГО с количеством работников до 500 человек (в организациях, не отнесенных к категориям по ГО, с количеством работников свыше 200 человек) назначается один освобожденный работник по ГОЧС;
На должности работников структурных подразделений по ГОЧС назначаются лица, имеющие соответствующую подготовку. Размещение органов повседневного управления РСЧС осуществляется на пунктах управления, оснащенных соответствующими средствами оповещения, связи, сбора, обработки и передачи информации и поддерживаемых в состоянии постоянной готовности к использованию.
В состав сил и средств РСЧС входят силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъектов РФ, местного самоуправления и организаций, участвующих в соответствии с возложенными на них обязанностями по наблюдению и контролю за состоянием окружающей среды, потенциально опасных объектов и ликвидации ЧС.