Что является муниципальным имуществом. Виды муниципальной собственности. Объекты муниципальной собственности

Муниципальная собственность имеет некую самостоятельность от государственной, поэтому носит общественно-государственный характер. Она создается муниципальными органами, либо верхними эшелонами власти, путем передачи объектов собственности в распоряжение муниципального образования. Финансовую составляющую образуют местный бюджет, а также налоги и сборы. В законодательстве отмечена также возможность коммерческого приобретения муниципального имущества, т.е. покупки, обмена или дарения. Возможно и преувеличение муниципальной собственности при объединении муниципальных образований, таким образом, имущество каждого из них переходит в общее имущество новообразованного муниципального образования.

Принципы формирования муниципальной собственности

1. Принцип обязательности наличия в муниципальной собственности объектов, необходимых для реализации полномочий органов местного самоуправления на благо населения, является фундаментальным.

2. Размер муниципальной собственности имеет свойства колебаться, то в сторону увеличения, то преуменьшения. Зависит это от экономических изменений, а также нововведений в нормативно-правовом регулировании, поэтому ей свойственна гибкость и динамичность.

3. Состав муниципальной собственности должен основываться на жизненно необходимых потребностях населения. Поэтому в нее должны входить учреждения, обеспечивающие население водой, электричеством, теплом в холодный сезон, а также канализационной сетью. Здесь работает принцип социальной значимости.

4. В муниципальную собственность должны включаться только те объекты, финансирование и обеспечение функционирования которых под силу муниципальному образованию.

Виды муниципальной собственности

Муниципальная собственность может быть распределенной и нераспределенной.

В состав распределенной муниципальной собственности входят те объекты, которые не могут послужить для выплаты и покрытия долгов и кредитов муниципального образовании. В их число входят муниципальные предприятия, организации и учреждения, управление на которых осуществляется на правах оперативного управления или хозяйственного ведения.

Нераспределенная, т. е. сконцентрированная муниципальная собственность составляется из средств муниципальной казны (бюджет, налоги и сборы), которые могут пойти на уплату долгов муниципального образования.

Состав муниципальной собственности

В состав муниципальной собственности входят.

1. Местный бюджет.
2. Нежилые помещения, в том числе строения, предназначенные для производства, непроизводственные помещения, другие имущественные комплексы.
3. Жилые помещения, т.е. весь жилищный фонд.
4. Транспортные средства и средства, предназначенные для обеспечения производства (оборудование).
5. Сооружения, представляющие историческую и культурную ценность.
6. Ценные бумаги, акции, вклады, иностранная валюта.

МУНИЦИПАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ

разновидность публичной собственности, субъектами которой (собственниками) являются муниципальные образования (п. 1 ст. 215 ГК РФ). М.с. - не разновидность государственной, а самостоятельный вид публичной собственности.поскольку муниципальные образования не являются государственными образованиями (хотя их положение как собственников строится по модели государственной собственности).

Субъекты права М.с. - городские и сельские поселения и другие муниципальные образования как целое, но не их органы; последние лишь осуществляют те или иные правомочия собственника в соответствии со своей компетенцией (п. 2 ст. 215, ст. 125 ГК РФ).

Объектами М.с. могут выступать различные виды недвижимости, включая земельные участки, предприятия и Другие имущественные комплексы, жилищный фонд и нежилые помещения, здания и сооружения производственного и непроизводственного назначения,оборудование, транспортные средства и иные средства производства, а также предметы бытового, потребительского характера. В состав М.с. входят и принадлежащие муниципальным образованиям ценные бумаги, в частности акции приватизированных предприятий, ставших акг^ц-онерными обществами, вклады в банках и других кредитных учреждениях, иностранная валюта и валютные ценности, а также различные памятники истории и культуры. Государственное имущество, которое должно относиться к М.с., в основном перечислено в приложении 3 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 3020-1. Имуще-ство, изъятое из оборота или ограниченное в обороте, может находиться в М.с. только по специальному разрешению государственных органов. В соответствии с этим в собственности М.с. не могут быть объекты исключительной государственной собственности: участки недр, природные лечебные ресурсы (минеральные воды, лечебные грязи и т.п.). Земля и другие природные ресурсы являются объектами М.с. лишь в той мере, в какой это прямо допускается законами о земле и других природных ресурсах (п. 2 ст. 214, п. Зет. 129 ГК РФ).

Находящееся в М.с. имущество подразделяется на закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями на ограниченных вещных правах хозяйственного ведения или оперативного управления:"распределенное" муниципальное имущество, которое не может служить для обеспечения покрытия возможных долгов муниципального образования, и "нераспределенное" муниципальное имущество (прежде всего средства соответствующего бюджета), составляющее казну муниципального образования (п. 3 ст. 215 ГК РФ). Последний вид имущества может быть объектом взыскания кредиторов муниципального образования по его самостоятельным долгам(п.1 ст. 126 ГК РФ).

Суханов Е.А.


Энциклопедия юриста . 2005 .

Смотреть что такое "МУНИЦИПАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ" в других словарях:

    По законодательству РФ в МУНИЦИПАЛЬНУЮСОБСТВЕННОСТЬ района, города и входящих в них административно территори альных образований находятся имущество местных органов государственнойвласти и местного самоуправления, средства местного бюджета и… … Финансовый словарь

    Одна из трех основных форм собственности, признаваемых законодательством РФ. Так, п. 2 ст. 9 Конституции РФ гласит, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. ГК… … Юридический словарь

    МУНИЦИПАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ - одна из трех основных форм собственности, признаваемых законодательством РФ. В соответствии со ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Ст. 212… … Юридическая энциклопедия

    МУНИЦИПАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ, собственность района, города и входящих в них административно территориальных образований. В Российской Федерации к муниципальной собственности относятся имущество местных органов государственной власти и местного… … Современная энциклопедия

    Собственность района, города и входящих в них административно территориальных образований. В Российской Федерации к числу объектов муниципальной собстсвенности относятся имущество местных органов государственной власти и местного самоуправления,… … Большой Энциклопедический словарь

    Муниципальная собственность это имущественный комплекс муниципального образования, в который входят земельные участки, движимое и недвижимое имущество. В категорию «недвижимое имущество» входят жилой и нежилой фонд, коммунальные сети,… … Википедия

    Собственность района, города и входящих в них административно территориальных образований. В Российской Федерации к числу объектов муниципальной собственности относятся имущество местных органов государственной власти и местного самоуправления,… … Политология. Словарь.

    Муниципальная собственность - собственность муниципального образования;... Источник: Федеральный закон от 28.08.1995 N 154 ФЗ (ред. от 21.07.2005) Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации … Официальная терминология

    Имущество, находящееся в распоряжении, ведении муниципальных органов власти. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. 2 е изд., испр. М.: ИНФРА М. 479 с.. 1999 … Экономический словарь

    Муниципальная собственность - (англ municipal property) в РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям и др. муниципальным образованиям. М.с. новый для РФ экономико правовой институт. Местные Советы, предшественники современных … Энциклопедия права

    Собственность городских и сельских поселений, а также других муниципальных образований. От имени муниципальных образований права собственника осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции. В Российской Федерации к числу… … Энциклопедический словарь

Книги

  • Муниципальное управление (CDpc) , Парахина Валентина Николаевна, Галеев Евгений Валерьевич, Ганшина Людмила Николаевна. Учебным объектом электронного учебного курса является издание: Парахина В. Н. Муниципальное управление: учебное пособие/В. Н. Парахина, Е. В. Галеев, Л. Н. Ганшина. - М.: КНОРУС, 2007.…
  • Муниципальная собственность и ее роль в производстве коллективных благ , Белокрылова О.С.. В монографии проводится эволюционный и экономико-теоретический анализ конструкции муниципальной собственности как экономической основы производства коллективных благ, предложены направления и…

Муниципальная собственность, наряду с государственной и частной, является одной их основных В России такое положение законодательно закреплено в Конституции (п. 2 ст. 9). Согласно Конституции муниципальной формы собственности являются муниципальные образования. Органы самоуправления на местах осуществляют от их имени права по пользованию, владению и распоряжению данной собственностью.

Муниципальная собственность находится в ведении административно-территориальных образований: городов, районов, поселков и т.п. Объектами собственности выступает имущество органов местного управления, жилищные фонды, нежилые помещения, средства внебюджетные фонды, производственные предприятия, сфера обслуживания, учреждения культуры, образования, здравоохранения и т.д.

Имущество муниципальной собственности закреплено в значительной части за или передается в ведения муниципальных учреждений. В случае передачи имущества в ведение предприятия получают право самостоятельного управления полученным имуществом (вещное право - право хозведения). Учреждения же получают право оперативного управления на закрепленное на их счет имущество.

Муниципальная собственность с начало своего существования отличается наиболее близкой к населению организацией, поскольку своими средствами и возможностями она служит для удовлетворения потребностей и нужд населения.

Исторически муниципальная собственность расширяет свой состав и усложняет Изначально в ее состав входили лишь учреждения здравоохранения, образования, соцобеспечения, пути сообщения, но с развитием общества и техники к перечисленным образованиями прибавились водопровод, электрогазоснабжение, канализация, транспорт, жилой фонд и нежилой фонд и т. д. При этом постоянно увеличивается и объем данного вида собственности, совершенствуется структура и управленческий состав (постоянно требуются все более квалифицированные специалисты по эксплуатации).

Исторически муниципальная собственность возникла как самостоятельный вид собственности, но развивалась под давлением государственных структур, в определенной степени им подчиняясь. Однако в последние годы появилась устойчивая противоположная тенденция постепенного высвобождения муниципальной собственности из подчинения государству и перехода ее в ведение органов местного управления.

От государственной формы собственности муниципальная отличается следующей особенностью: ее эксплуатация характеризуется преследованием довольно узких целей по улучшению условий жизни местных жителей, благоустройству территорий населенных пунктов. Государственная же собственность стремится к удовлетворению потребностей всех граждан, независимо от места их жительства.

Муниципальное на земельный участок подразумевает правомочия владения, распоряжения и пользования участком земли, который принадлежит муниципальному образованию. К объектам такого права относятся земельные участки, которые были переданы РФ или ее субъектам в муниципальную собственность или считающиеся таковыми на основании федеральных законов. Право владения землей должно подкреплять свидетельство о собственности.

Муниципальная (коммунальная) собственность существует не во всех странах, а лишь в тех, где для ее появления сложились соответствующие исторические предпосылки. В России она рассматривается на законодательном уровне как самостоятельная форма собственности. К ней относя принадлежащее на праве собственности имущество городов, сельских поселений и муниципальных образований.

право муниципальной собственности) - отдельная, самостоятельная форма собственности наряду с государственной, частной и другими основными формами собственности; собственность муниципальных образований. Впервые в России как самостоятельная форма собственности была выделена в Законе РСФСР «О собственности » 1990 и закреплена в Конституции РФ 1993 (ст. 8, 9, 130, 132). Экономически М.с. представляет собой способ прямого или опосредованного через органы местного самоуправления присвоения общественных материальных благ отдельными «территориальными коллективами», географически ограниченными рамками самоуправляющихся, обладающих правами юридического лица административно-территориальных (муниципальных) образований. Во многих зарубежных странах политико-правовая концепция муниципализации местного управления вместе с ее материальной основой - юридически и организационно обособленной М.с. (франц. - Ыепз соттипаих, англ. - гштс1ра1 ргореггу) служит одним из основополагающих принципов государственного устройства. Право М.с. составляет совокупность норм, регулирующих отношения собственности, принадлежащей муниципальным образованиям. Воплощается в правомочиях владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом. Право М.с. - отдельное, самостоятельное право собственности, имеющее свои конституционные и гражданско-правовые источники, особый субъектный и объектный состав. Как собственники, муниципальные образования самостоятельно участвуют в гражданском обороте, действуя от своего имени и в своем интересе. Вместе с тем право М.с. нераздельной и неотъемлемой частью входит в институт вещного права, в сферу общих гражданских правоотношений. В более развернутом виде право М.с. сформулировано в ГК РФ (ст. 124-126,215,294-300). Регламентируется также в ряде других нормативных актов. Субъектами права М.с. являются муниципальные образования (города, села, деревни, рабочие, дачные, курортные поселки и т.п., признанные субъектами М.с). От имени муниципального образования правомочия владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом осуществляют органы местного самоуправления, которые в зависимости от особенностей организации местного самоуправления в том или ином субъекте РФ могут именоваться по-разному: местные советы, думы, администрации, префектуры, собрания народных представителей и др. В случаях, предусмотренных законами субъектов РФ и уставами муниципальных образований, права собственника в отношении имущества, входящего в состав М.с, могут осуществляться непосредственно населением муниципального образования. Объектом права М. с может быть не всякое имущество, а только такое, которое имеет целевой характер, предназначено для удовлетворения потребностей населения, проживающего на территории конкретного муниципального образования. В состав М.с. входят средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в М. с, муниципальные предприятия как объекты гражданского права, муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения, имущество муниципальных учреждений образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество. М.с, как и государственная собственность, при реализации отношений собственности призвана обеспечивать достижение общественных, публичных интересов. Обе эти формы собственности отличаются от частной собственности, использование которой подчинено частным, индивидуальным интересам ее обладателя. Кроме того, право государственной собственности и право М.с. осуществляется органами публичной власти, создаваемыми соответственно государством и муниципальным образованием. Государственная собственность может преобразовываться в М.с и, наоборот, М.с. может преобразовываться в государственную собственность посредством особых государственных правовых или административных актов. Правомочия собственника в отношении М.с. реализуют органы местного самоуправления в пределах своей компетенции. Среди объектов государственной собственности есть такие, которые не могут быть объектами М.с. (основные полезные ископаемые, территориальное море и др.). Пообъектный состав М.с. предопределяется функциональным назначением, особенностями размещения, возможностями использования объектов собственности (их предметным составом, натуральным обликом, качественными характеристиками, гражданской оборотоспособностью и т.п.). По правовому режиму использования объекты М.с. делятся на два вида. Одна часть муниципального имущества закрепляется на ограниченном вещном праве (хозяйственного ведения или оперативного управления) за муниципальными предприятиями и учреждениями как самостоятельными участниками гражданского оборота, действующими от собственного имени и за свой счет (см. Право хозяйственного ведения, Право оперативного управления). Право М.с. реализуется в этом случае опосредованно, через муниципальные, юридические лица, юридически независимые звенья. Другая часть муниципального имущества составляет средства казны муниципального образования, владение, пользование и распоряжение которой осуществляют непосредственно органы местного самоуправления. СЛ. Сосна, КН. Васильева Конституция РФ, признавая и гарантируя местное самоуправление, определяет его экономические условия. Это находит свое выражение прежде всего в признании и равной правовой защите М.с. наряду с другими формами собственности (ст. 8), а также в праве органов местного самоуправления самостоятельно управлять М.с. (ст. 132). М. с, порядок ее образования, владения, пользования и распоряжения регламентируются ГК РФ, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 1995 и др. М.с. является имущество, принадлежащее на праве собственности городским, сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. От имени собственника муниципального имущества эти права осуществляют органы местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законами субъектов Федерации и уставами муниципальных образований, население непосредственно. Как отмечено, имущество, находящееся в собственности муниципального образования, делится на две части: одна часть закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления; другая (средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями) составляет муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования. В состав М.с. входят: а) средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды; б) имущество органов местного самоуправления; в) муниципальные земли и другие природные ресурсы; г) муниципальные предприятия и организации; д) муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации; е) муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения; ж) муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта; и) другое движимое и недвижимое имущество. Конкретный перечень объектов М.с. во многом определяется особенностями социально-экономического развития муниципального образования, размерами его территории и другими факторами. Процесс формирования М.с. начался после принятия Закона РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР» 1991, порядок ее формирования был установлен постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность». В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» порядок передачи объектов федеральной собственности в муниципальную должен регулироваться законом. Субъекты Федерации передают в собственность муниципальных образований объекты, находящиеся в их собственности, но необходимые для решения вопросов местного значения, в соответствии с разграничением полномочий между субъектами Федерации и муниципальными образованиями, а также между отдельными муниципальными образованиями. В случае, если в границах территории муниципального образования (за исключением города) имеются другие муниципальные образования, объекты М. с, источники доходов местных бюджетов разграничиваются законом субъекта Федерации, а в отношении внутригородских муниципальных образований - уставом города. Споры, возникающие в связи с передачей объектов государственной собственности в муниципальную, разрешаются посредством согласительных процедур или в судебном порядке. Передача объектов, относящихся к М.с, в государственную собственность осуществляется только с согласия органов местного самоуправления либо по решению суда. Порядок и условия приватизации М.с. в соответствии с Законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяется населением непосредственно или представительными органами местного самоуправления самостоятельно. При этом доходы от приватизации объектов должны поступать в полном объеме в местный бюджет. Органы местного самоуправления вправе передавать объекты М.с. во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, определяя в договорах и соглашениях условия их использования. Органы местного самоуправления вправе также сдавать М.с. в аренду, совершать с муниципальным имуществом иные сделки в соответствии с законом. Представительные органы местного самоуправления устанавливают порядок управления и распоряжения М.с, осуществляют контроль за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в этой области, принимают и другие общеобязательные правила: порядок передачи и продажи муниципального жилья в собственность граждан и организаций, сдачи муниципального жилья в аренду; правила пользования земельными ресурсами и др. М.с. - одно из обязательных условий существования самостоятельного муниципального образования. В.И. Фадеев