Состав аттестационной комиссии государственных гражданских служащих. Каковы правила проведения аттестации государственных гражданских служащих

"Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2009, N 17

Государственный служащий - это гражданин Российской Федерации, исполняющий определенные обязанности по государственной должности, который несет ответственность за исполнение этих обязанностей.

В данной статье рассмотрен процесс проведения аттестации государственных служащих, определены основные принципы и виды оценки эффективности деятельности государственных гражданских служащих, раскрыты общие положения об аттестации, порядок ее проведения.

Понятие "аттестация", задачи проведения

Аттестация в переводе с латинского переводится как свидетельство, что означает определение квалификации работника, уровня знаний учащихся, отзыв, характеристика, процесс оценивания соответствия кого-либо некоторым критериям.

По сложившейся практике, аттестация представляет собой проверку квалификации и служебной состоятельности гражданского служащего. Ее цель - определить соответствие гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы. В ходе аттестации оцениваются знания гражданского служащего, его профессиональные навыки, опыт работы, качество работы, эффективность служебной деятельности, достижение поставленных задач и конкретных результатов и т.п. В результате проведенной аттестации можно сделать выводы о соответствии или несоответствии гражданского служащего занимаемой должности.

В ходе проведения аттестации наряду с определением соответствия гражданских служащих занимаемым должностям решается ряд других задач, в частности:

  • выявление перспективы использования потенциальных способностей работника, стимулирования роста его профессиональной компетенции;
  • определение степени необходимости повышения квалификации, профессиональной подготовки или переподготовки служащего;
  • обеспечение возможности долгосрочного планирования передвижения кадров, а также своевременного освобождения работника от должности или перевода на менее квалифицированную работу.

Сроки и условия проведения аттестации

Аттестация гражданского служащего проводится один раз в три года. Ранее этого срока внеочередная аттестация гражданского служащего может проводиться: а) по соглашению сторон служебного контракта с учетом результатов годового отчета о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего; б) после принятия в установленном порядке решения:

  1. о сокращении должностей гражданской службы в государственном органе;
  2. об изменении условий оплаты труда гражданских служащих.

Аттестации подлежат все гражданские служащие независимо от занимаемых должностей. Исключение сделано лишь для замещающих должности гражданской службы категорий "руководители" и "помощники (советники)", если с ними заключен срочный служебный контракт.

Очередную аттестацию не проходят гражданские служащие, находящиеся в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Аттестация этих сотрудников может быть проведена не ранее чем через один год после окончания соответствующего отпуска.

Положение о проведении аттестации государственных гражданских служащих <1> (далее - Положение) расширяет круг гражданских служащих, освобождающихся от прохождения очередной аттестации. Пункт 3 указанного Положения предусматривает, что аттестации не подлежат гражданские служащие:

  • проработавшие в занимаемой должности гражданской службы менее одного года;
  • достигшие возраста 60 лет;
  • беременные женщины;
  • в течение года со дня сдачи квалификационного экзамена.
<1> Положение о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. N 110.

При сокращении должностей гражданской службы в государственном органе аттестация проводится с целью определения гражданских служащих, которые обладают преимущественным правом оставления на работе в силу высокой результативности труда и высокой квалификации. По результатам внеочередной аттестации таким служащим могут быть предоставлены для замещения иные должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе.

Внеочередная аттестация может проводиться и по соглашению сторон служебного контракта в целях объективной оценки профессионального уровня гражданского служащего, решения вопроса о переводе на другую должность, повышении денежного содержания и т.п.

Этапы аттестации

Проведение аттестации требует определенной организации. Можно выделить три этапа аттестационной процедуры: подготовительный, непосредственно аттестация, заключительный.

Предварительная работа по подготовке аттестации возлагается на подразделение государственного органа по вопросам гражданской службы и кадров.

Подготовительный период является наиболее ответственным этапом организации аттестации. От того, насколько своевременно и в соответствии с Положением выполнена подготовительная работа, предусмотренная на этом этапе, во многом зависят конечные результаты аттестации: определение степени служебного соответствия гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы; выявление перспективы использования потенциальных способностей гражданского служащего, стимулирование роста его профессиональной компетенции; определение степени необходимости повышения квалификации; обеспечение возможности долгосрочного планирования передвижения кадров, а также своевременного освобождения гражданского служащего от замещаемой должности.

Подготовка к аттестации должна проводиться планомерно и включать в себя следующие подготовительные процедуры:

  1. организация разъяснительной работы в коллективе о целях, задачах и порядке проведения аттестации;
  2. мониторинг круга, составление списка гражданских служащих государственного органа, подлежащих аттестации;
  3. утверждение графика и сроков проведения аттестации;
  4. создание аттестационной комиссии;
  5. подготовка необходимых документов на аттестуемых и представление этих документов в аттестационную комиссию;
  6. проверка наличия и ознакомление членов аттестационной комиссии с отчетами и отзывами на аттестуемых гражданских служащих.

Низкая информационная поддержка цели проведения и процедуры проведения аттестации может сказаться на психологическом климате коллектива, особенно если аттестация проводится впервые.

Гражданский служащий заранее должен быть предупрежден представителем нанимателя о такой проверке, для того чтобы своевременно подготовиться к ответам на вопросы, поставленные аттестационной комиссией, касающиеся его служебных обязанностей согласно должностному регламенту.

Правовой акт о проведении аттестации

В соответствии с п. 7 Положения подготовку к проведению аттестации следует начать с издания руководителем государственного органа правового акта (приказа, распоряжения), содержащего положения:

а) о формировании аттестационной комиссии;

б) об утверждении графика проведения аттестации;

в) о составлении списков гражданских служащих, подлежащих аттестации;

г) о подготовке документов, необходимых для работы аттестационной комиссии.

В правовом акте о проведении аттестации перед руководителями соответствующих структурных подразделений государственного органа (работы с кадрами, юридической службой и др.) ставятся соответствующие задачи по обеспечению подготовки, проведения и завершения аттестации. Правовым актом определяются конкретные сроки проведения аттестации по соответствующим должностям персонально для каждого гражданского служащего, утверждается график проведения аттестации и состав аттестационной комиссии.

График проведения аттестации ежегодно утверждается представителем нанимателя и доводится до сведения каждого аттестуемого гражданского служащего не менее чем за месяц до начала аттестации.

Утвержденный график является правовым основанием проведения аттестации в отношении каждого гражданского служащего, подлежащего в соответствии с Законом <2> и Положением периодической проверке его профессиональных и других качеств.

<2> Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

В графиках необходимо предусмотреть резервное время для проведения аттестации тех лиц, которые в установленное время не были аттестованы по уважительным причинам (болезнь, командировки, выполнение государственных или общественных обязанностей и т.п.). Вместе с тем такие поправки в графиках не должны приводить к нарушению общих сроков аттестации, установленных правовым актом государственного органа.

Аттестационная комиссия

Еще одной из подготовительных процедур проведения аттестации, как отмечалось выше, является создание аттестационных комиссий, куда поступают на рассмотрение необходимые документы аттестуемых гражданских служащих.

Формирование и состав аттестационных комиссий подробно отражены в п. п. 8 - 10 Положения. Обратите внимание, что принятое комиссией в отношении аттестуемого гражданского служащего решение будет объективным только в том случае, если в этом решении отражено мнение большинства членов комиссии. Для этого должны быть созданы все условия для формирования и свободного выражения независимого мнения каждого участника процедуры аттестации.

Одним из основных участков в работе аттестационной комиссии является ознакомление с поступившими в комиссию документами и другой информацией об аттестуемых гражданских служащих. Стоит заметить, что повышение объективности и качества оценки будет иметь место только в случае, если аттестационная комиссия действительно детально изучит представленные документы.

Каждый член аттестационной комиссии вправе потребовать от председателя или его заместителя своевременного ознакомления с представленными на аттестуемых документами, высказать свое мнение по поводу их содержания, оформления, достоверности и необходимости дополнительного сбора какой-либо информации.

О документах к аттестации

Предоставление в аттестационную комиссию документов и ознакомление членов аттестационной комиссии с представленными документами, а также должностным регламентом аттестуемого является важным элементом в объективной оценке профессиональных качеств государственного служащего.

К документам, которые должны быть представлены в аттестационную комиссию, относятся:

  • мотивированный отзыв об исполнении проходящим аттестацию гражданским служащим должностных обязанностей, подготовленный непосредственным руководителем проходящего аттестацию;
  • сведения о выполненных поручениях и подготовленных им проектах документов за указанный период, содержащиеся в годовых отчетах о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего;
  • пояснительная записка гражданского служащего на отзыв непосредственного руководителя (заявление о своем несогласии с представленным отзывом);
  • аттестационный лист с данными предыдущей аттестации.

В силу п. 12 Положения подготовка необходимых документов для проведения аттестации гражданского служащего предусматривает составление на него непосредственным руководителем мотивированного отзыва об исполнении аттестуемым должностных обязанностей за аттестационный период. Такой отзыв в аттестационную комиссию представляется не позднее чем за две недели до начала аттестации. Отзыв подписывается непосредственным руководителем аттестуемого и утверждается вышестоящим руководителем.

Юридическое значение отзыва выражается в том, что он является одним из главных письменных документов, подтверждающим в значительной степени факт выполнения или невыполнения аттестуемым гражданским служащим возложенных на него трудовых обязанностей. Следовательно, отзыв лежит в основе признания гражданского служащего соответствующим или не соответствующим занимаемой должности.

Представляемый на гражданского служащего отзыв должен содержать объективные сведения о его гражданской службе, мотивированную оценку профессиональных, личных качеств и результатов служебной деятельности аттестуемого.

В отзыве целесообразно отразить также своевременность выполнения заданий и поручений, относящихся к должностным обязанностям аттестуемого, качество и сложность работы, степень самостоятельности при ее выполнении, инициативность, наличие элементов творчества и использование эффективных методов работы, соблюдение служебной дисциплины. При составлении отзыва на руководителя, наряду с указанными данными, рекомендуется также отметить достигнутые результаты возглавляемого им подразделения государственного органа.

Следует иметь в виду, что ни Закон, ни Положение о проведении аттестации гражданских служащих не устанавливают исчерпывающего перечня документов и иной информации, анализируемой аттестационной комиссией. И надо признать, что это правильно. Дело в том, что специфика работы целого ряда гражданских служащих может вызвать потребность в получении дополнительных сведений об аттестуемом. Поэтому устанавливать какой-либо единый перечень документов, представляемых на аттестуемых гражданских служащих, по мнению автора, нецелесообразно.

Проведение аттестации

По завершении всей необходимой подготовительной работы аттестационная комиссия в соответствии с принятым представителем нанимателя правовым актом и утвержденным графиком аттестации гражданских служащих приступает к ее проведению, руководствуясь при этом прежде всего Законом о государственной гражданской службе и Положением о проведении аттестации гражданских служащих.

Отметим, что основным документом, содержащим информацию о ходе и результатах аттестации, является протокол заседания аттестационной комиссии. Протокол ведет в установленном порядке секретарь этой комиссии. В протоколе указывается:

  • дата заседания комиссии;
  • присутствующие члены аттестационной комиссии;
  • фамилия, имя, отчество, занимаемая должность и место работы (подразделения) аттестуемого гражданского служащего.

В протокол заседания комиссии также вносится краткое содержание сообщения аттестуемого о гражданской службе по замещаемой должности, заданные ему вопросы и ответы на них.

В обязательном порядке в протоколе отражается оценка деятельности аттестуемого гражданского служащего и результаты голосования: количество голосов "за" и "против" конкретной оценки работы аттестуемого, а также рекомендации аттестационной комиссии в его адрес. Надлежаще оформленный протокол подписывают председатель, заместитель председателя, секретарь и члены аттестационной комиссии, присутствующие на заседании. После их подписи в протокол не допускается вносить дополнения и изменения. Не допускаются также подчистки и помарки.

Обсуждение профессиональных и личных качеств аттестуемого гражданского служащего применительно к его должностным обязанностям и полномочиям должно быть объективным и доброжелательным. Вместе с тем обсуждение и обмен мнениями членов аттестационной комиссии относительно аттестуемого должны проходить в обстановке объективной требовательности и принципиальности. Вопросы членов аттестационной комиссии аттестуемому гражданскому служащему должны относиться главным образом к его профессиональной деятельности. Это способствует более объективной оценке служебных обязанностей аттестуемого и степени соответствия его занимаемой должности.

В помощь руководителю подразделения при составлении отзыва на аттестуемого можно предложить примерный перечень показателей для оценки квалификации служащего (см. таблицу):

Показатели, характеризующие

квалификацию гражданского

служащего

служащих

Руководители

Специалисты

Обеспечивающие

специалисты

Образование

Стаж работы по специальности

Профессиональная

компетентность

Знание нормативных актов,

регламентирующих установленную

сферу профессиональной

служебной деятельности

Знание отечественного опыта

по профилю профессиональной

служебной деятельности

Умение оперативно принимать

решения по достижению

поставленных целей

Качество выполненной работы

Способность адаптироваться

к новой ситуации и принимать

новые подходы к решению

возникающих проблем

Своевременность выполнения

должностных обязанностей,

ответственность за результаты

служебной деятельности

Умение работать с документами

Способность прогнозировать

и планировать, организовывать,

координировать и регулировать,

а также контролировать

и анализировать работу

подчиненных

Способность в короткие сроки

осваивать технические

средства, обеспечивающие

повышение производительности

труда и качества работы

Служебная этика, стиль общения

Способность к творчеству,

введению инновационных

технологий

Участие в управленческом

процессе принятия решений

Способность к самооценке

Кадровая служба может разработать и другие критерии оценки результатов труда и порядок их учета, выбрать те навыки и личностные качества, которые являются профессионально важными для каждой должности (типа должностей), и построить так называемые профили успешности. Можно определить порядок проведения самой процедуры оценки.

По мнению автора, разработка современных методик оценки результатов деятельности государственных служащих на аттестациях имеет свое дальнейшее развитие, так как это заложено в мероприятиях по внедрению на государственной службе эффективных технологий и современных методов кадровой работы в рамках одного из направлений Программы Президента РФ, утвержденной Указом от 10.03.2009 N 261 "О Федеральной программе "Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009 - 2013)".

Заключительный этап

Завершающим этапом проведения аттестации является реализация решений, принятых аттестационной комиссией. Аттестационная комиссия обобщает рекомендации и предложения, принятые в отношении аттестуемых гражданских служащих по улучшению их работы, повышению квалификации или прохождения профессиональной переподготовки, целесообразность которых была выявлена в процессе проведения аттестации.

Аттестационная комиссия может принять один из четырех вариантов решения, предусмотренных Законом:

  1. соответствует замещаемой должности гражданской службы;
  2. соответствует замещаемой должности гражданской службы и рекомендуется к включению в установленном порядке в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;
  3. соответствует замещаемой должности гражданской службы при условии успешного прохождения профессиональной переподготовки или повышения квалификации;
  4. не соответствует замещаемой должности гражданской службы.

В последних двух случаях в течение одного месяца издается правовой акт с формулировкой: а) направляется на профессиональную переподготовку или повышение квалификации; б) понижается в должности.

Заключение аттестационной комиссии о том, что гражданский служащий по уровню своей фактической квалификации не соответствует занимаемой должности или выполняемой работе, порождает у представителя нанимателя право расторгнуть служебный контракт с данным гражданским служащим. В данном случае, когда гражданский служащий отказался от направления его для прохождения профессиональной переподготовки, повышения квалификации или от перевода на другую должность гражданской службы, представитель нанимателя получает законное право уволить гражданского служащего по собственной инициативе на основании пп. "б" п. 1 ч. 1 ст. 37 Закона.

Официальный статус аттестации позволяет использовать ее результаты в целях увольнения работника.

Однако, решая вопрос по существу, следует иметь в виду, что работник может пойти в суд и что судебная практика исходит из недопустимости расторжения служебного контракта по мотивам недостаточной квалификации с гражданским служащим.

В этом случае придется доказывать, что увольнение было произведено законно и правильно. О правомерности увольнения могут свидетельствовать следующие доказательства.

Порядок проведения аттестации предполагает соблюдение следующих правил:

а) наличие нормативной основы (положения об аттестации в организации);

б) осуществление процедуры проведения аттестации комиссией, создаваемой в порядке, устанавливаемом соответствующим положением;

в) выводы аттестационной комиссии о деловых качествах работника будут подлежать оценке в совокупности с другими доказательствами. Здесь необходимо помнить, что прописано в должностном регламенте сотрудника, поскольку в результате может выйти так, что комиссия проверяла навыки работника, которые не входили в его обязанности;

г) работодатель обязан представить доказательства, свидетельствующие о том, что служащий отказался от направления его для прохождения профессиональной переподготовки, повышения квалификации или от перевода на другую должность гражданской службы.

Поэтому кадровым службам необходимо позаботиться о том, чтобы присутствовали все документы, которые вместе с аттестационным листом отражают ход аттестации, а также содержат сведения о квалификации работника.

В любом случае четкое соблюдение всех этапов проведения процедуры, своевременность принятия решений по итогам аттестации, юридическая обоснованность (легитимность) таких решений никогда не приведут к проигрышу работодателя.

В заключение хочется напомнить, что аттестация не должна проводиться ради самой процедуры. Она может быть эффективной, только если будет лишена признаков формальности, будет объективной. В ходе аттестации оцениваются знания работника, профессиональные навыки, опыт, качество работы (эффективность трудовой деятельности, достижение поставленных задач и конкретных результатов и т.п.). В результате проведенной проверки делается вывод о соответствии (несоответствии) работника занимаемой должности (выполняемой работе).

С.А.Заварихина

Главный специалист

юридического отдела УФК

по Хабаровскому краю

2. При проведении аттестации непосредственный руководитель гражданского служащего представляет мотивированный отзыв об исполнении гражданским служащим должностных обязанностей за аттестационный период. К мотивированному отзыву прилагаются сведения о выполненных гражданским служащим за аттестационный период поручениях и подготовленных им проектах документов, содержащиеся в годовых отчетах о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего, а при необходимости пояснительная записка гражданского служащего на отзыв непосредственного руководителя.

3. Аттестации не подлежат гражданские служащие, замещающие должности гражданской службы категорий "руководители" и "помощники (советники)", с которыми заключен срочный служебный контракт (за исключением гражданских служащих, замещающих отдельные должности гражданской службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, необходимость аттестации которых предусмотрена соответственно указом Президента Российской Федерации или постановлением Правительства Российской Федерации).

4. Аттестация гражданского служащего проводится один раз в три года. Аттестация гражданских служащих, замещающих отдельные должности гражданской службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, необходимость аттестации которых предусмотрена соответственно указом Президента Российской Федерации или постановлением Правительства Российской Федерации, может проводиться в иные сроки, установленные указанными актами.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Ранее срока, указанного в части 4 настоящей статьи, внеочередная аттестация гражданского служащего может проводиться после принятия в установленном порядке решения:

1) о сокращении должностей гражданской службы в государственном органе;

2) об изменении условий оплаты труда гражданских служащих.

6. По соглашению сторон служебного контракта с учетом результатов годового отчета о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего также может проводиться внеочередная аттестация гражданского служащего.

7. При проведении аттестации учитываются соблюдение гражданским служащим ограничений, отсутствие нарушений запретов, выполнение требований к служебному поведению и обязательств, установленных настоящим Федеральным законом.

8. Гражданский служащий, находящийся в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, проходит аттестацию не ранее чем через один год после выхода из отпуска.

9. Для проведения аттестации гражданских служащих правовым актом государственного органа формируется аттестационная комиссия.

10. В состав аттестационной комиссии включаются представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и подразделения, в котором гражданский служащий, подлежащий аттестации, замещает должность гражданской службы), представитель соответствующего органа по управлению государственной службой, а также представители научных и образовательных организаций, других организаций, приглашаемые органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов - специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, без указания персональных данных экспертов. Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов аттестационной комиссии.

(см. текст в предыдущей редакции)

10.1. В состав аттестационной комиссии в федеральном органе исполнительной власти, при котором в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 4 апреля 2005 года N 32-ФЗ "Об Общественной палате Российской Федерации" образован общественный совет, а также в органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации, при котором в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации образован общественный совет, наряду с лицами, указанными в части 10 настоящей статьи, включаются представители указанных общественных советов. Общее число этих представителей и независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов аттестационной комиссии.

11. Состав аттестационной комиссии для проведения аттестации гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, формируется с учетом положений законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

12. Состав аттестационной комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые аттестационной комиссией решения.

13. На время аттестации гражданского служащего, являющегося членом аттестационной комиссии, его членство в этой комиссии приостанавливается.

КонсультантПлюс: примечание.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду статья 57, а не статья 56.

14. В случае неявки гражданского служащего на аттестацию без уважительных причин или отказа гражданского служащего от аттестации гражданский служащий привлекается к дисциплинарной ответственности в соответствии со статьей 56 настоящего Федерального закона, а аттестация переносится.

15. По результатам аттестации гражданского служащего аттестационной комиссией принимается одно из следующих решений:

1) соответствует замещаемой должности гражданской службы;

2) соответствует замещаемой должности гражданской службы и рекомендуется к включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

(см. текст в предыдущей редакции)

3) соответствует замещаемой должности гражданской службы при условии успешного получения дополнительного профессионального образования;

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) не соответствует замещаемой должности гражданской службы.

Каждый гражданин, который работает на государственной службе, обязан каждые несколько лет проходить аттестацию. В последнее время государство выдвигает все более жесткие условия к госслужащим, тщательно проверяя их соответствие занимаемой должности.

Общие сведения

Каждый сотрудник государственной организации должен пройти аттестацию в отведенное для этого время. Во время процедуры происходит проверка компетенции сотрудника, уровня его знаний, а также профессионализма.

Государственными служащими называют сотрудников, которые выполняют установленную работу на государственных предприятиях или организациях. Существует несколько видов государственных служащих:

  • федеральный;
  • гражданский.
  • судьи;
  • специалисты по безопасности судоходства;
  • педагоги всех уровней.

Процедура аттестации складывается с таких пунктов:

  1. Формулировка целей аттестации.
  2. Подготовительные процедуры.
  3. Сбор и анализ информации о госслужащем.
  4. Оценивание проходящих аттестацию сотрудников на соответствие занимаемой должности.
  5. Подготовка аттестационной комиссией рекомендаций.
  6. Определение порядка, по которому будет приниматься решение об аттестации.
  7. Формирование порядка выполнения принятых решений.
  8. Устанавливаются сроки аттестации.

Порядок аттестации госслужащих определяется Федеральным законом под номером 119 и Указом Президента об аттестации, который был принят еще в 1996 году.

Порядок проведения аттестации государственных служащих

Аттестация служащих на государственных должностях должна происходить периодически каждые 2-4 года. Не нужно проходить эту процедуру таким категориям служащих:

  • гражданам, которые работают меньше 1 года;
  • если сотрудник достиг предельного возраста для замещения должности;
  • если сотрудником является беременная женщина;
  • родители, которые находятся в отпуске по уходу за ребенком;
  • сотрудники, которые получили работу по конкурсу, а также имеют квалификационный разряд (касается дипломатических рангов, классных чинов и пр.);
  • сотрудники, которые прошли переквалификацию.

Обязательным условием аттестации становится формирование аттестационной комиссии. В ее состав должны входить такие лица:

  • председатель;
  • его заместитель;
  • секретарь комиссии;
  • другие члены комиссии.

Среди них в обязательном порядке должны находиться сотрудники юридического отдела, инспекторы отдела кадров; представитель профсоюза, а также независимые лица, которые могут выступать в роли экспертов.

Главным критериям проведения оценки – это проверка того, может ли сотрудник выполнять те обязательства, которые возлагает на него должностная инструкция. Если гражданин работает первый раз, то он должен пройти аттестацию после того, как проработает 3 года.

Аттестация проходит в несколько этапов:

  • подготовка;
  • прохождение тестирования;
  • собеседование;
  • работа над решением.

К подготовительному этапу можно отнести такие процедуры:

  • оформление документов;
  • формирование графика;
  • сбор состава аттестационной комиссии;
  • определение сроков и места проведения процедуры.

Госслужащих, которые должны проходить аттестацию, определяет отдел кадров. После этого руководство организации должно издать приказ, утверждая этим список сотрудников, которые подлежат аттестации.

Все аттестуемые сотрудники за месяц до проведения процедуры должны получить письменное уведомление. После этого нужно оформить служебную характеристику, которая направляется в отдел кадров.

Сотрудники отдела кадров должны ознакомить работника с этой характеристикой не позднее чем за три недели до начала процедуры аттестации. Аттестуемое лицо необязательно должно соглашаться со всеми данными, которые там указаны, а даже может направить руководству иную информацию с исправленными данными.

После этого происходит оформление аттестационных листов, которые составляются по определенной законодательством форме. Эти документы отправляются аттестационной комиссии.

Порядок проведения аттестации включает в себя такие шаги:

  1. Заседание проводится в присутствии сотрудника. Если в данный момент он отсутствует на рабочем месте, то процедура будет проходить после его возвращения. Если сотрудник отсутствует без уважительных причин, то аттестация может происходить и без него, на основании тех данных, которые представлены комиссии.
  2. Изучив все документы и прочую информацию, комиссия может принять решение. если сотрудник соответствует занимаемой должности, то комиссия может рекомендовать его для повышение категории. В противном случае сотрудника могут обязать пройти аттестацию повторно или же уволить за несоответствие занимаемой должности.

До принятия решения комиссия может использовать различные анкеты или групповые дискуссии. Решение принимается методом голосования аттестационной комиссии. Если необходима повторная аттестация, то ее назначают через 6 месяцев после проведения первой.

Все решения аттестационной комиссии должны быть записаны в протоколе. Госслужащий обязательно должен быть ознакомлен с решением комиссии. До введения решения комиссии в действие, его обязательно должно подписать руководство организации.

Аттестационный лист, а также все характеристики на сотрудника нужно сохранять в личном деле.

Возникающие нюансы

До проведения процедура аттестации комиссия должна подготовить вопросы, которые будут задавать служащему. У такого тестирования есть свои особенности.

Подготовка вопросов должна проходить с учетом того, как сотрудник может к ним отнестись, ведь некоторые служащие относятся к аттестации как к простой формальности.

Если аттестуемые сотрудники относятся к одной категории, то и вопросы для них нужно готовить одинаковые.

И хоть аттестация государственных служащих проводится уже довольно много лет, но и здесь нельзя миновать возникновение трудностей. Объяснить это можно множеством недостатков, которые возникают в ее процессе.

Во время аттестации могут возникать такие риски:

  • несоответствие процесса аттестации тем целям, которые поставлены перед организацией;
  • деятельность персонала организации может не отвечать содержанию аттестации;
  • специалист по обучению персонала во время аттестации может быть не достаточно квалифицированным;
  • возможное возникновение потребности в повторной аттестации;
  • результаты аттестации могут быть оценены необъективно;
  • персонал организации необходимо готовить к процедуре переаттестации.

Это может иметь очень много последствий, среди которых:

  • недостоверность полученной информации;
  • нарушение организационного процесса;
  • нарушение уровня коммуникации между различными структурными подразделениями;
  • демотивация сотрудников;
  • повышение количества конфликтных ситуаций;
  • снижение уровня дисциплины;
  • неверный выбор методов обучения персонала;
  • падение уровня производительности;
  • снижение уровня прибыли.

После внесения изменений в Положение об аттестации процедура аттестация существенно изменилась. Теперь для ее проведения потребуется внедрение в состав комиссии независимых экспертов. Их должно быть не меньше четверти от общего состава. До этого привлечение независимых экспертов не считалось обязательным. Если их участие и встречалось, то достаточно редко.

Если служащий не сумеет вовремя явиться на заседание аттестационной комиссии без уважительной причины, то его могут наказать дисциплинарно.

Также достаточно жестко разделили саму аттестационную процедуру и экзамены на квалификацию. Это очень затягивает процесс и замедляет движение по карьерной лестнице.

Не всегда сотрудники серьезно относятся к процессу аттестации, так как их руководство имеет к этой процедуре такое же отношение. Часто все сводится до того, что «своих» продвигают без лишних проблем. Именно по этой причине и наблюдается внедрение в аттестационные комиссии такого количества независимых экспертов.

Вконтакте

Для эффективной работы государственных органов необходимо, чтоб кадры имели соответствующую подготовку и квалификацию. Именно в этом залог успешного функционирования всей системы, поэтому необходимо проводить проверку и оценку кадров на регулярной основе.

Для чего нужна аттестация сотрудников?

Чтобы государственная власть была эффективной и действенной, чиновники, осуществляющие эту власть, должны быть высокопрофессиональны и компетентны. Проверить уровень знаний служащих, соответствие их профессиональной компетенции предъявляемым требованиям можно в результате проведения аттестации государственных служащих .

К тому же данная проверка позволяет выявить наиболее талантливых и перспективных из них, а в будущем учитывать их кандидатуры для замещения вакансий вышестоящих должностей.

С другой стороны, аттестация является серьезным инструментом кадровой политики. Сотрудники, оценка которых вызывает сомнения в их подготовленности, направляются затем на дополнительные учебные курсы и переподготовку. А работники, показавшие неудовлетворительный результат, освобождаются от работы.

Цель проведения аттестации сотрудников:

  • оценить соответствие уровня профессиональной подготовки государственного служащего квалификационным требованиям;
  • направлять на переподготовку и повышение квалификации госслужащих, результаты служебной деятельности которых вызывают сомнения;
  • выявить наиболее перспективных государственных служащих для дальнейшего продвижения их по службе;
  • избавляться от государственных служащих, не соответствующих занимаемой должности.

Правовое регулирование

Основные понятия и принципы организации аттестации закреплены в 79-ФЗ и Указе Президента N 110.

Помимо этого в любом государственном органе разработан и принят нормативный правовой акт (положение, регламент или порядок).

Итак, перечень актов, регулирующих процесс аттестации государственных служащих:

  • Федеральный закон от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»
  • Указ Президента РФ от 1 февраля 2005 г. N 110 «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации»
  • Правовой акт органа государственной власти (положение, регламент или порядок)

Кого нельзя подвергать оценке?

Не все сотрудники подлежат аттестационной проверке. Отдельные категории работники не должны включаться в список аттестуемых:

  1. Сотрудники, работающие на госслужбе 11 месяцев и меньше.
  2. Сотрудники, которым уже исполнилось 60 лет.
  3. Женщины в положении.
  4. Матери, которыенаходятся в отпуске по уходу за детьми.
  5. Женщины, после декрета вернувшиеся на работу и отработавшие 11 месяцев и менее.
  6. Руководители, заключившие срочный контракт.
  7. Помощник (или «советник»), работающие по срочному контракту.
  8. Работники, которые сдали квалификационный экзамен 11 месяцев назад и менее.
  9. Сотрудники, аттестация которых состоялась менее трех лет назад.

Этапы проведения процедуры

Аттестация предполагает четыре основных этапа :

  1. подготовительный;
  2. тестирование;
  3. собеседование;
  4. итоговое решение.

Каждый из этапов, в свою очередь, делится на подэтапы.

Подготовка аттестации – самая трудоемкая и кропотливая ее часть. Она требует от кадровых специалистов тщательной проработки вопроса. Из чего же складывается подготовительный этап?

Шаг 1. Сформировать комиссию для аттестации.

Комиссия создается и утверждается приказом или распоряжением представителя нанимателя. На федеральном уровне не указана конкретная форма правового акта для формирования комиссии, поэтому каждый госорган выносит решением о виде утверждающего акта самостоятельно . Это может быть как приказ, так и распоряжение.

Обычно предложения о персональном составе и количестве членов, о точных сроках проведения готовит кадровый отдел.

В организации при необходимости возможно создание не одной, а двух комиссий. Так создается отдельная комиссия для аттестации государственных служащих, работа которых, так или иначе, предполагает использование информации, содержащей гостайну. Ее создание может утверждаться одним общим актом или готовится дополнительный приказ.

Комиссия не будет являться правомочной, если в ее состав не будут включены:

  • руководитель учреждения, прямые начальники госслужащего, в том числе из юридического, кадрового подразделений;
  • руководитель уполномоченного органа государственной службы;
  • независимые эксперты — члены общественных организаций, преподаватели высших учебных заведений. Причем в процентном соотношении число приглашенных экспертов должно равняться 25% от всех членов комиссии;
  • член общественного совета, если при организации создан такой совет.

Формируя комиссию, необходимо исключить ситуации, влекущие за собой конфликт интересов , тем самым предупредив возможность влияния на итоговое решение.

Возглавляет комиссию Председатель. Также в составе должна быть предусмотрена должность заместителя председателя и секретаря.

Если работник является членом аттестационной комиссии, то его работа в этой комиссии временно прекращается.

Необходимо учесть, что специалисты, включенные в комиссию по проверке сотрудников, работающих с информацией ограниченного распространения, также должны иметь допуск к гостайне.

Шаг 2. Составить список работников, подлежащих аттестационной проверке.

При формировании списка нужно проверить правомерность внесения в него данных. Так, в список не могут быть включены некоторые группы лиц. Информацию об этих группах смотри выше.

Шаг 3. Разработать и утвердить график проведения аттестации.

Подготовленный список указывается в графике проведения аттестационных мероприятий.

Сведения, указываемые в графике:

  1. наименование организации
  2. перечень служащих, подлежащих аттестации
  3. календарная дата и место, где будет проводиться заседание аттестации
  4. сроки предоставления пакета необходимых документов и ответственные за это.

Шаг 4. Обеспечить ознакомление аттестуемых с графиком не позднее, чем за один месяц до начала аттестации, сотрудники должны ознакомиться с графиком.

Шаг 5. Скомплектовать пакет документов для работы комиссии.

На каждого госслужащего, подлежащего аттестации, нужно подготовить пакет документов:

  • отзыв об исполнении возложенных обязанностей.
  • информация о поручениях, исполненных работников, и подготовленных им проектах документов.
  • аттестационный лист, в котором зафиксированы данные предыдущей проверки.

Для более полной оценки дополнительно включаются также копия должностного регламента и справка-объективка.

Шаг 6. Издать нормативный правовой акт о заседании комиссии.

Следующий этап предполагает прохождение тестирования.

С целью выявления уровня соответствия аттестуемого должности, которую он занимает, применяются различные методы тестирования. Например, письменные тестовые испытания, но, чтобы исключить возможность фальсификации результатов, предпочтительнее проведение тестовых зачетов в автоматизированной форме.

В разработке теста участвуют сотрудники кадровых служб, юристы, психологи.

Проверочный тест должен охватывать следующие темы:

  • отраслевая специфика организации;
  • основы законодательства;
  • противодействие коррупции;
  • основы общегражданского и делового этикета;
  • информационно-компьютерные технологии.

Третий этап – собеседование.

Для проведения заседания следует обеспечить явку членов комиссии и явку аттестуемого.

Неявка последнего влечет за собой серьезные последствия — вплоть до привлечения к дисциплинарной ответственности . В случае причины, которая может быть расценена как уважительная, (заболел, находился в служебной командировке), сотрудника не наказывают, аттестацию переносят на иную дату.

Комиссия рассматривает предоставленные материалы и заслушивает работника. Стиль обсуждения — благожелательный, но объективный.

Заседание комиссии оформляется протоколом, где указывается решение и итоги голосования. Подсчет голосов проводится в отсутствии испытуемого.

Итоги процедуры

Заключительный этап аттестации – решение, которое утверждается нормативным актом. Также по итогам процедуры оформляется аттестационный лист. Его нужно довести до сведения госслужащего под роспись, а затем подшить в личное дело.

По итогам процедуры могут быть принято решение о премировании, присвоении новой категории или же об увольнении. Обратите внимание, что госслужащие должны быть ознакомлены с итогами аттестации и подписать аттестационные листы.

Если не сделать этого, тогда итоги не имеют никакой юридической силы. И увольнение их основании не правомочно, может быть оспорено в суде.

10.1. Понятие аттестации

Под аттестацией государственных служащих понимается деятельность, в процессе которой аттестационная комиссия в рамках установленной научно обоснованной процедуры в целях выявления степени соответствия служащего занимаемой должности производит оценку деловых, личных и нравственных качеств служащего, процесса и итогов его служебной деятельности, результатами которой становятся оценка и рекомендации аттестационной комиссии по улучшению труда как аттестуемого лица, так и аппарата всего государственного органа. Итак, аттестация - это прежде всего деятельность, которая раскрывается в полном объеме только при эффективном функционировании ее механизма. Эта деятельность осуществляется на протяжении всех этапов аттестации: подготовка аттестации; проведение оценки и осуществление контроля за работой служащих; принятие решения соответствующим руководящим органом или руководителем по результатам аттестации; реализация рекомендаций аттестационных комиссий по совершенствованию работы служащих и всей администрации в целом; разрешение возникающих споров, связанных с проведением аттестации и ее результатами; подведение итогов аттестации; распространение передового аттестационного опыта.

10.2. Цель, задачи и значение аттестации

Аттестация имеет важнейшее значение в практической деятельности служащих, поскольку является правовым средством расширения демократических начал в кадровой политике и в управлении государственной службой, средством обеспечения формирования и реализации целенаправленной и предсказуемой кадровой политики в государственных органах, и, в конечном счете, в формировании персонала управления (кадрового потенциала) в государственных органах.

Аттестация необходима для регулярного определения уровня профессиональной подготовки служащего и степени ее соответствия квалификационным требованиям, предъявляемым к государственным должностям государственной службы, а также для присвоения квалификационного разряда. Совершенствование и упорядочение прохождения государственной службы невозможно без периодической аттестации служащих. Разработка правил и

порядка проведения аттестации и продвижение по службе представляют собой тесно взаимосвязанные процедуры (правовые институты). Поэтому институт аттестации государственных служащих получит адекватное осмысление только тогда, когда будет четко определено его положение в структуре института государственной службы, а точнее, в системе прохождения службы1.

Аттестация в узком смысле проводится с целью проверки и оценки профессиональных, деловых и личных качеств служащего, установления его служебно-должностного соответствия предъявляемым требованиям к службе. В ст. 24 ФЗ от 31 июля 1995 г. "Об основах государственной службы Российской Федерации" определяется, что аттестация проводится для определения уровня профессиональной подготовки и соответствия государственного служащего занимаемой государственной должности государственной службы, а также для решения вопроса о присвоении государственному служащему квалификационного разряда. Таким образом, законодатель выделяет две основные задачи аттестации:

1) установление соответствия служащего занимаемой должности (определение уровня профессиональной подготовки);

2) присвоение квалификационного разряда.

Аттестация в более широком понимании решает следующие основные задачи:

соблюдение на практике принципов государственной службы;

обеспечение законности в системе функционирования государственной службы;

формирование профессионального кадрового персонала государственных органов;

выявление потенциальных возможностей государственного служащего с целью повышения его по службе;

применение к государственному служащему мер ответственности и стимулирования; повышение дисциплины и ответственности;

обеспечение реального функционирования механизма продвижения служащих по служебной лестнице;

1 Представители науки трудового права рассматривают институт аттестации в качестве структурного образования (правового института) трудового права. Например, В. И. Курилов пишет: "Нормы, регулирующие аттестацию работников в рамках правового института трудового договора, составляют группу, внутреннее единство которой обусловлено общностью целей и содержания названных норм". По мнению В. Н. Скобелкина, аттестационные комиссии выступают в качестве субъектов трудовых правоотношений. См.: Курилов В. И. Аттестация и личность работника в советском трудовом праве. Владивосток, 1983. С. 101-102; Скобелкин В. Н. Трудовые правоотношения внутри трудового коллектива // СГП. 1989. № 6. С. 35.

поддержание стабильности государственной службы;

стимулирование повышения квалификации и профессионализма служащих;

предупреждение и борьба с правонарушениями и коррупцией в системе государственной службы.

Аттестация является персональной оценкой профессиональных качеств государственного служащего. Иногда аттестации проводятся для достижения весьма конкретной цели и решения четко поставленной задачи. Например, в 1992 г. была проведена аттестация служащих с целью установления разрядов по Единой Тарифной Сетке; Указ Президента РФ от 4 апреля 1992 г. "О борьбе с коррупцией в системе государственной службы" также определил в качестве одной из основных задач борьбы с правонарушениями проведение аттестации. Положение о порядке проведения аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов предприятий транспорта (утв. приказом Министерства транспорта РФ и Министерства труда РФ от 11 марта 1994 г.), регламентирует процедуру аттестации служащих транспорта, проведение которой было обусловлено многочисленными случаями пренебрежения требованиями безопасности и снижением в транспортных организациях контроля за соблюдением нормативных требований. Для решения поставленных задач Министерство труда и Министерство юстиции предложили всем субъектам транспорта сначала обеспечить повышение квалификации специалистов и иных служащих транспорта в специализированных учебных заведениях, а затем проводить аттестацию. В соответствии с названным нормативным актом аттестацию проходят исполнительные руководители и специалисты всех транспортных предприятий независимо от форм собственности. Аттестационные комиссии образуются в региональных органах государственного управления на транспорте. К ним относятся региональные органы управления воздушным транспортом, создаются морские администрации в портах, государственные речные управления. А там, где таких региональных органов нет, комиссии будут создаваться в отделениях Российской транспортной инспекции, которые имеются практически в каждой области и в крупных городах. В комиссию могут включаться независимые эксперты. Аттестация проводится в форме собеседования, ее результатом являются две оценки: соответствует лицо занимаемой должности или не соответствует.

Сотрудник органов внутренних дел, заключивший контракт о службе в органах внутренних дел на определенный срок, проходит аттестацию при его продлении, а сотрудник, заключивший

контракт на неопределенный срок, - каждые пять лет службы. Сотрудники аттестуются также при представлении к назначению на вышестоящую должность, при перемещении на нижестоящую должность или в другую службу (подразделение) органов внутренних дел, а также при увольнении по отдельным установленным в нормативных актах основаниям. Порядок проведения аттестации определяется министром внутренних дел Российской Федерации.

10.3. Правовой институт аттестации

Правовые нормы, входящие в институт аттестации, устанавливают определенный порядок деятельности органов, направленный на организацию и проведение оценки служащих. Внутренняя связанность и обособленность норм, регламентирующих аттестационно-должностные отношения в процессе прохождения служащими государственной службы, образуют своего рода нормативный блок, что свидетельствует о существовании сложившегося правового института аттестации.

Под правовым институтом аттестации следует понимать систему правовых норм, регулирующих аттестационно-должностные отношения, складывающиеся при прохождении государственной службы в процессе осуществления деятельности по оценке деловых, личных, нравственных качеств, результатов их труда и действенному контролю за работой служащих в целях определения уровня профессиональной подготовки и соответствия государственного служащего занимаемой государственной должности государственной службы, решения вопроса о присвоении государственному служащему квалификационного разряда и повышения эффективности управления (понимаемого в широком смысле).

С теоретико-правовой точки зрения, аттестация служащих как правовой институт содержит нормы, которые регулируют отношения в системе подинститута прохождения государственной службы. В настоящее время порядок прохождения и продвижения по службе регламентируется специальными нормативными актами. Как правило, в каждом конкретном случае он осуществляется исходя из результатов оценки деловых, личных, нравственных качеств лица, учета эффективности его деятельности, результатов исполнения должностных обязанностей. Чтобы обеспечить справедливое продвижение служащих по службе, необходимо создать и закрепить в правовых нормах научно обоснованный механизм Движения государственных служащих. В таком механизме аттестация является одним из основных элементов.

По результатам аттестации государственных служащих, т. е. по результатам оценки и проверки качества и эффективности выполнения служащими должностных обязанностей определяется возможность продвижения по службе и изменения правового положения служащего. Правовое регулирование прохождения государственной службы должно быть направлено на совершенствование работы всего аппарата государственных органов. Правовые нормы, регламентирующие деятельность по оценке служащих, являются фактором эффективного воздействия на процесс движения служащих по службе.

В правовой институт аттестации государственных служащих включаются материальные нормы, т. е. устанавливающие статутные аттестационно-правовые положения (необходимость подготовки аттестационной характеристики, сроки проведения аттестации, виды аттестационных оценок), и процессуальные нормы, регулирующие саму процедуру аттестации. Аттестационные нормы устанавливают порядок возникновения, прохождения и прекращения аттестационно-должностных отношений и служат для определения: целей и задач проведения аттестации; круга лиц, подлежащих аттестации; сроков ее проведения; состава аттестационных комиссий; порядка проведения аттестации; принятия решений по результатам аттестации и разработки мероприятий по совершенствованию процедуры аттестации и улучшению деятельности государственных органов (их структурных подразделений).

10.4. Нормативная основа и порядок проведения аттестации

В настоящее время порядок проведения аттестации устанавливается нормами ряда законов и положений о статусе определенных категорий служащих, иными правовыми актами федеральных и других органов государственной власти1. Вместе с тем в

1 Указ Президента РФ от 9 марта 1996 г. № 353 "Об утверждении Положения о проведении аттестации федерального государственного служащего" утвердил до принятия соответствующего федерального закона Положение о проведении аттестации федерального государственного служащего. Этим Указом Президента РФ рекомендовано органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления руководствоваться положениями вышеназванного Положения при проведении аттестации государственных служащих органов государственной власти субъектов РФ и муниципальных служащих органов местного самоуправления. См.: СЗ РФ. 1996. № 11. Ст. 1036. См. также: Положение о порядке проведения аттестации сотрудников таможенных органов Российской Федерации. Утв. приказом ГТК РФ от 30 апрелч 1998 г. № 281.

будущем еще предстоит принять множество основополагающих документов о порядке проведения аттестации государственных и муниципальных служащих. Аттестация проводится во многих организациях независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности1.

Федеральный закон "Об основах государственной службы Российской Федерации" устанавливает, что государственный служащий подлежит аттестации не чаще одного раза в два года, но не реже одного раза в четыре года. Признание аттестационной комиссией государственного служащего несоответствующим занимаемой государственной должности может повлечь постановку вопроса о его профессиональной переподготовке либо с его согласия о переводе на нижестоящую (другую) должность или об увольнении.

Положение о проведении аттестации федерального государственного служащего устанавливает порядок проведения аттестации. Для проведения аттестации: формируется аттестационная комиссия; утверждается график проведения аттестации; составляются списки федеральных государственных служащих, подлежащих аттестации; подготавливаются необходимые документы для аттестационной комиссии. Аттестационная комиссия состоит из председателя, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии. В состав комиссии включаются представители кадровой службы и юридической службы государственного органа. Руководитель государственного органа привлекает к работе комиссии независимых экспертов, представителей профсоюзов. Аттестационная комиссия формируется руководителем государственного органа по согласованию с соответствующей комиссией по делам государственных служащих. Такой порядок формирования аттестационной комиссии в литературе критикуется, так как в состав этой комиссии могут быть включены только "угодные и зависимые" от руководителя лица. Ю. А. Розенбаум подчеркивал, что формирование независимой и высококвалифицированной аттестационной комиссии является главнейшим условием проведения качественной оценки государственного служащего2. Конечно, с этим

1 См., например: Положение о порядке подготовки и аттестации работников организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, подконтрольные Госгортехнадзору России. Утв. постановлением Гос-гортехнадзора России от 11 января 1999 г. № 2 // РГ. 1999. 17 марта.

См.: Розенбаум Ю. А. Проблемы оценки государственного служащего // Административное право и административный процесс: Старые и новые проблемы (по материалам Лазаревских чтений) // ГиП. 1998. № 8. С. 25. К)- А. Розенбаум отмечал, что для проведения объективной оценки слу-

едва ли следует спорить, но не стоит и переоценивать значение института аттестационных комиссий и самих демократических начал при ее организации. В любом случае аттестацию организует руководитель государственного органа; следовательно, он и должен создавать аттестационную комиссию. Возникают и другие вопросы: как создавать комиссию; в какой степени осуществлять контроль за деятельностью комиссии; как обеспечить гласность деятельности комиссии и ознакомление всех служащих в государственном органе с результатами ее работы; как предоставить возможность обжалования результатов проведенной аттестации. Качественное решение этих и других вопросов будет способствовать тому, что аттестация станет действительно важным правовым средством, обеспечивающим качественное функционирование государственной службы.

Оценка экспертами качеств федерального государственного служащего является одним из аргументов, характеризующих аттестуемого.

В результате аттестации федеральному государственному служащему дается одна из следующих оценок:

1) соответствует замещаемой государственной должности;

2) соответствует замещаемой государственной должности при условии выполнения рекомендаций аттестационной комиссии по его служебной деятельности;

3) не соответствует замещаемой государственной должности. Аттестационная комиссия проводит не реже одного раза в

шесть месяцев государственный квалификационный экзамен для присвоения квалификационного разряда (классного чина, дипломатического ранга), в том числе очередного, в следующих случаях: по инициативе федерального государственного служащего без последующего перевода его на другую государственную должность; при переводе государственного служащего на государственную должность иной группы и иной специализации; при назначении впервые на государственную должность. Рекомендации аттестационной комиссии по результатам государственного квалифика-

жащего необходимо по меньшей мере соблюдение трех условий: 1) независимость комиссии от руководителя государственного органа, в котором работает аттестуемый; 2) более высокий уровень профессиональной подготовки и знаний у членов комиссии по сравнению с оцениваемыми лицами; 3) применение научных методов оценки профессиональных и личных качеств служащего. В качестве итога автор совершенно справедливо отмечает, что радикальных преобразований в системе оценки персонала государственных органов не произошло.

ционного экзамена служат основанием для принятия соответствующим руководителем государственного органа решения о присвоении в установленном порядке федеральному государственному служащему квалификационного разряда (классного чина, дипломатического ранга).

Вопросы, связанные с проведением аттестации, рассматриваются соответствующим государственным органом или в суде.

Продвижение по государственной службе осуществляется путем назначения на высшую государственную должность, объявления конкурса на замещение вакантной государственной должности государственной службы, а также присвоения более высокого квалификационного разряда (классного чина). Право на продвижение по государственной службе реализуется при условии успешного и добросовестного выполнения государственным служащим своих должностных обязанностей. При этом учитываются и итоги (материалы) проведенной аттестации, рекомендации аттестационной комиссии.

10.5. Механизм (система) аттестации

Механизм аттестации представляет собой способ организации и осуществления аттестационной деятельности, содействующий реализации функций аттестации, достижению ее эффективного воздействия на совершенствование кадровой функции государственного управления. Механизм аттестации государственных служащих является комплексным организационным образованием и состоит из следующих четырех элементов: 1) субъект аттестации; 2) объект аттестации; 3) непосредственная деятельность по оценке и контролю за работой служащих (управленческая процедура) и 4) правовые нормы, регулирующие порядок проведения аттестации.

1. Субъект аттестации - это группа лиц (коллегия), которая производит оценку профессиональных, деловых, личных и нравственных качеств служащего и результатов его деятельности. Субъекты аттестации оценивают лицо при прохождении государственной службы. В узком смысле субъектом аттестации является аттестационная комиссия, состоящая из наиболее авторитетных, профессиональных и принципиальных сотрудников. Аттестация - это деятельность, процесс, начинающийся с момента принятия решения о проведении аттестации и заканчивающийся принятием решения об итогах аттестации, выполнением всех рекомендаций аттестационных комиссий, а также замечаний и предложений ат-

тестуемых, высказанных ими на заседаниях аттестационных комиссий. Таким образом, на разных стадиях аттестационной процедуры субъектами аттестации становятся многие категории государственных служащих, представляющие различные органы, организации и их структурные подразделения.

2. Объектом аттестации являются государственные служащие, которые согласно требованиям специального нормативного акта подлежат аттестации, т. е. это те, кого оценивают (лица, занимающие государственные должности государственной службы в центральных органах федеральной государственной власти, в государственных органах субъектов Российской Федерации).

3. Непосредственная деятельность по осуществлению аттестации - это управленческая аттестационная процедура, которая имеет организационно-правовой характер. Аттестационная процедура представляет собой порядок последовательной реализации требований (условий) аттестационной деятельности в различных государственных органах и органах местного самоуправления, их организационного и технического обеспечения, т. е. систему последовательных действий по осуществлению аттестации. Соблюдение процедуры создает гарантии объективного подхода к оценке государственных служащих, способствует эффективному решению задач аттестации. В нормативных актах, регламентирующих аттестационно-должностные отношения, содержится множество процессуальных норм. Специальные процедурные нормы, регулирующие аттестационную деятельность, определяют, кто и в каком порядке оценивает работу государственных служащих. В соответствии с задачами, целями и функциями аттестации устанавливаются критерии, по которым оцениваются профессиональные, личные и нравственные качества служащих, а также результаты исполнения ими должностных обязанностей.

Аттестационная процедура включает следующие основные элементы: 1) постановка целей и задач аттестации; 2) разработка подготовительных мероприятий; 3) сбор, изучение, анализ и обобщение информации об аттестуемом лице; 4) выработка системы оценки служащих; 5) проведение аттестационной оценки служащих, выявление степени их соответствия занимаемой государственной должности государственной службы; 6) подготовка аттестационными комиссиями рекомендаций; 7) установление порядка принятия руководящим органом либо руководителем государственного органа решения по результатам аттестации о присвоении государственному служащему квалификационного разряда, о материальном или моральном поощрении (стимулировании), вклю-

чении его в резерв на выдвижение и т. п.; 8) формирование порядка реализации итогов аттестации -- оценок и рекомендаций аттестационных комиссий (разработка необходимых мер, способствующих этому; установление периодичности действий, выявление субъектов и методов осуществления этих действий; определение последствий реализации действий и ответственности должностных лиц за их выполнение).

В аттестационную процедуру входит и проведение оценки государственных служащих. Аттестационная процедура (аттестация), как и конкурс, считается способом оценки государственных служащих. Оценка - показатель степени соответствия аттестуемого занимаемой государственной должности государственной службы, посредством которой, т. е. при помощи выбранных критериев и методов, выявляется соответствие служащего занимаемой должности. Сама оценка также имеет конкретную процедуру и осуществляется посредством совершаемых действий. Таким образом, оценка является одним из главнейших элементов аттестационной процедуры.

В специальной литературе обсуждаются современные проблемы оценки государственного служащего1.

Механизм оценки, обеспечивающий ее эффективные результаты, должен обязательно включать в себя следующие элементы: 1) субъект оценки; 2) объект оценки; 3) научно разработанные критерии оценки деятельности государственных служащих, т. е. конкретные требования, которым должна соответствовать деятельность служащего, его личностные качества и результаты труда; учет других факторов, раскрывающих содержание работы; 4) методы оценки; 5) процедура оценки (создание рациональной системы учета показателей работы служащих, позволяющей анализировать собранную информацию; выделение служащих, занимающихся проведением оценки; компьютерное обеспечение процесса оценки; проведение оценки как таковой и т. д.).

В литературе можно встретить различные точки зрения по вопросу о критериях оценки работы служащих. Однако на практике надежных критериев оценки государственных служащих, гарантирующих качественное проведение аттестации, а следовательно, и успешность государственной деятельности, пока не разработано. Критерий оценки при аттестации - это проявление тре-

1 См.: Розенбаум Ю. А. Проблемы оценки государственного служащего / Административное право и административный процесс: Старые и новые проблемы (по материалам Лазаревских чтений) // ГиП. 1998. № 8. С. 24-25.

бований к служащему по занимаемой им государственной должности государственной службы, а также конкретизация деловых и личных качеств, необходимых для эффективного выполнения служащими своих должностных обязанностей.

Объективные, точные и научно обоснованные критерии - основа для отработки методов полной и всесторонней оценки служащих. От принятого способа оценки служащего зависит качество проводимого анализа информации об аттестуемом и, следовательно, результаты аттестации. При создании современной системы оценки государственных служащих целесообразно использовать и зарубежный опыт оценки персонала органов публичной власти. В качестве примера можно привести порядок проведения оценки государственных чиновников в ФРГ. После проведения оценки на каждого из чиновников составляется служебная характеристика с указанием следующих параметров (показателей):

1) сообразительность - способность быстро и дифференцированно воспринимать существо дела;

2) мыслительные и оценочные способности - способность анализировать проблемы и делать выводы;

3) специальные знания - объем, широта и глубина специальных знаний;

4) готовность к труду, проявляемая при выполнении задач, энергия и интенсивность - готовность к выполнению задач, не входящих в его компетенцию;

5) приспособляемость - способность приспосабливаться к новой ситуации или к новому подходу при решении задач;

6) организационные способности - способность к рациональному планированию и организации выполняемой работы;

7) личная инициатива - готовность и способность отыскивать проблемы по собственной инициативе;

8) способность принимать решения и претворять их в жизнь - готовность отстаивать свои планы и намерения несмотря на внешнее сопротивление;

9) умение вести переговоры - способность приспосабливаться к партнеру по переговорам и убедительно аргументировать свои мысли;

10) качество труда - пригодность результатов труда к использованию (тщательность выполнения, надежность, рациональность, экономичность);

11) интенсивность - темп труда в заданное время;

12) способность к выражению своих мыслей - ясное изложение мыслей. Материал пригоден для использования в виде заме-

ток, указаний, докладов. Устное изложение краткое и ясное, яркий, убедительный стиль, плавная речь. Способность убедительно излагать свои мысли перед большой аудиторией;

13) способность выдерживать большие нагрузки, справляться с ними;

14) способность руководить (управление людьми, постановка целей, стимулирование труда);

15) стиль общения (с начальниками и подчиненными; открыто);

16) стиль общения с другими гражданами (отзывчивый, готовый помочь, хороший собеседник);

17) дополнительные важные черты.

Каждый пункт характеристики оценивается по одной из шести позиций: блестящие данные, данные значительно выше требований, данные выше требований, полностью отвечает требованиям, в основном отвечает требованиям, данные ниже требований. Эта информация дает возможность сделать следующие выводы с использованием шестибалльной шкалы: блестящие данные, служащий имеет глубокие специальные познания, отличную производительность; данные значительно выше требуемых, служащий обладает очень хорошими знаниями, самостоятелен и инициативен; данные выше требуемых, служебно-трудовые показатели превосходят установленные данные; данные в основном отвечают требованиям, навыки служащего нуждаются в совершенствовании, недостаточно самостоятелен; данные ниже требований, производительность служащего значительно ниже ожидаемой, он часто получает замечания1.

Аттестационная процедура предназначена для осуществления периодически проводимой деятельности в государственных органах и имеет относительно самостоятельный характер. Это обусловило необходимость закрепления данной процедуры в специальных нормативных актах, содержащих систему правовых норм.

4. Заключительным элементом механизма аттестации является правовая основа - нормы, регулирующие аттестационно-пра-

1 См.: Шкатулла В. Правовые основы подбора кадров // ХиП. 1994. № 5. С. 132-133; Bieler F. Die dienstliche Beurteilung: Beamte, Angestellte und Arbeiter im öffentichen Bereich, 2. Aufl. Berlin, 1999, Klinkhardt V. Dienstliche Beurteilungen, Beförderungsentscheidungen, Dienstpostenbewertungen: Rechtsschutz gegen Benachteiligungen der beruflichen Entwicklung. Bonn, 1982; Lücke T. Dienstliche Beurteilung. Bonn, 1997; Schnellenbach H. Die dienstliche Beurteilung der Beamten und der Richter. Heidelberg, 1986. S. 36-39.

новые отношения. Право - это важнейший компонент механизма аттестации, придающий ей государственно-правовую значимость, общеобязательность, устойчивость и эффективность. Как уже было отмечено, правовая регламентация аттестации государственных служащих осуществляется с помощью системы нормативных актов: от указов Президента Российской Федерации (например, Указ Президента РФ от 9 марта 1996 г. "Об утверждении Положения о проведении аттестации федерального государственного служащего"), постановлений Правительства РФ, центральных органов федеральной исполнительной власти, решений государственных органов субъектов РФ до решений по этим вопросам органов местного самоуправления1. Порядок и условия проведения аттестации государственных служащих будет устанавливаться федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (абз. 3 п. 1 ст. 7, п. 3 ст. 24 ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации").

Следует отметить, что в отдельных государственных органах (ведомствах) могут проводиться персональные аттестации государственных служащих с целью представления их к присвоению специального звания, классного чина, назначения на другую должность, увольнения. Особенность таких аттестаций состоит в том, что они проводятся только в отношении отдельных служащих и связаны с подготовкой важных для конкретного государственного служащего решений. Такая аттестация является фактором изменения реального правового статуса государственного служащего.

" См.: Основные положения о порядке проведения аттестации служащих учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании. Утв. постановлением Министерства труда РФ и Министерства юстиции РФ от 23 октября 1992 г.; Основные подходы к оценке деловых качеств и квалификации работника при установлении разряда оплаты труда, предусмотренного ETC (с Приложением № 1 к Основным положениям о порядке проведения аттестации служащих учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании, утвержденном постановлением Министерства труда РФ и Министерства юстиции РФ от 23 октября 1992 г.; Положение о проведении аттестации руководителей и специалистов структурных подразделений центральных органов федеральной исполнительной власти. Утв. постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 июля 1993 г. № 700; Положение о порядке проведения аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов предприятий транспорта. Утв. приказом Министерства транспорта РФ и Министерства труда РФ от 11 марта 1994 г.; Положение о порядке аттестации должностных лиц таможенных органов Российской Федерации. Утв. приказом Государственного таможенного комитета РФ от 16 марта 1992 г.

В этой связи важен вопрос о квалификационных разрядах (классных чинах). ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации" устанавливает квалификационные разряды, присваиваемые государственным служащим по результатам проведенной аттестации. Присвоение квалификационного разряда производится в соответствии с категорией занимаемой государственной должности государственной службы, с уровнем профессионального образования, квалификацией, стажем и опытом работы по специальности.

Иногда с институтом аттестации связывается прекращение государственной службы для некоторых категорий служащих. Одним из оснований для увольнения, например сотрудника органов внутренних дел, является служебное несоответствие в аттестационном порядке.

Государственный служащий вправе обратиться в соответствующие государственные органы или в суд для разрешения споров, связанных с государственной службой, в том числе по вопросам проведения аттестации, ее результатов, содержания выданных аттестационных характеристик.

Сведения о проведенной аттестации государственного служащего и ее результатах должны содержаться в его личном деле. Личное дело государственного служащего ведется кадровой службой соответствующего государственного органа и при переводе государственного служащего на новое место государственной службы передается по указанному адресу государственной службы. Если по результатам аттестации принято решение о включении государственного служащего в резерв на выдвижение на вышестоящие государственные должности государственной службы, то эти данные вносятся в федеральный Реестр государственных служащих и реестры государственных служащих субъектов Российской Федерации. Обеспечивая на практике действие принципа внепартийности государственной службы, государственным органам запрещено вносить в личное дело и в реестры служащих сведения об их политической и религиозной принадлежности.

10.6. Функции и принципы аттестации

В процессе аттестации государственных служащих выполняются следующие функции: оценки; контроля; политическая функция; функция улучшения работы с персоналом; экономическая; организационная; коммуникативная функция; функция информирования; Функция стимулирования.

Содержание и сущность аттестационной деятельности раскрываются в принципах аттестации. Они вырабатываются аттестационной практикой государственных органов. Аттестация государственных служащих строится на следующих основных принципах: внепартийность; всеобщность, гласность, периодичность (систематичность) аттестации; объективность и комплексность оценки; коллективность и обоснованность оценки и рекомендаций аттестационной комиссии; обязательность принятия по результатам аттестации организационно-правовых мер ответственности и стимулирования (действенность аттестации).

Внепартийность аттестации означает отсутствие одностороннего политического подхода к оценке исполнения должностных обязанностей государственного служащего, так как в соответствии с принципом политического нейтралитета во время исполнения служебных государственных функций он обязан руководствоваться не собственными политическими интересами и пристрастиями, а выработанной единой государственной политикой в конкретном государственном вопросе в целях удовлетворения публичного интереса.

Принцип всеобщности аттестации означает, что она проводится во всех государственных органах. Аттестации подлежат все лица, занимающие государственные должности государственной службы.

Принцип гласности заключается в том, что аттестационная процедура осуществляется открыто. Этот принцип характеризуется доступностью всех аттестационных материалов, демократизмом проведения оценки, открытостью обсуждения профессиональных, личных и нравственных качеств аттестуемого, всех сторон его служебной деятельности. Гласность выражается и в том, что подлежащему аттестации служащему предоставляется право ознакомления с подготовленной на него характеристикой. Он имеет возможность выдвигать свои возражения по существу характеристики и вносить предложения и замечания по улучшению работы конкретного государственного органа или его подразделения. Результаты аттестации сообщаются открыто сразу же после голосования.

Важным принципом аттестации является коллективность оценки. Суть этого принципа состоит, во-первых, в том, что процесс сбора, анализа, обобщения аттестационной информации, рассмотрения профессиональных, деловых и нравственных качеств и выработка оценки служащих осуществляются группой высококвалифицированных служащих, авторитетных специалистов, т. е.

аттестационной комиссией. Во-вторых, коллективность оценки предполагает проведение продуктивного обмена мнениями о сильных и слабых сторонах аттестуемого служащего. Гласность, коллективность оценки и учет общественного мнения при проведении аттестации должны создавать условия для реализации важного требования о преимущественной ориентации служащих государственных органов не на собственные, а на общественные интересы1.

Принцип периодичности (систематичности) аттестации означает, что она проводится постоянно через определенные в нормативных актах промежутки времени. От этого принципа зависит и эффект аттестации как организационно-правового явления в структуре системы работы с персоналом. Принцип периодичности должен обеспечивать надлежащий уровень исполнения служащими должностных обязанностей вне зависимости от внешних факторов, перемен, политических условий.

Аттестация выполняет основное свое предназначение только в том случае, если ее оценка объективна. Особенно велик субъективизм оценок, когда их собираются использовать как удобный повод для сведения счетов с "неугодными" служащими. Принцип объективности оценки выражается в том, что профессиональные, деловые, личные и нравственные качества служащего рассматриваются с точки зрения их практического проявления, т. е. такими, какими они являются в действительности. Объективность оценки означает, что в процессе аттестации освещаются только реальные факты (успехи, недостатки, ошибки) в деятельности каждого служащего. Главной чертой принципа объективности оценки является беспристрастность, отсутствие всяких предубеждений относительно делового поведения служащего.

Принцип комплексности оценки должен гарантировать всесторонность, принципиальность и объективность оценки служащих. Комплексность оценки означает аттестацию служащих как таковых, т. е. оценку их работы по трем основным направлениям: 1) оценка результатов деятельности служащих; 2) оценка процесса управленческого труда, исполнения должностных обязанностей; 3) оценка личностных качеств служащего.

См: Курашвгти Б. П. Очерк теории государственного управления. М., 1987. С. 166-167; Оболонский А. В. Человек и государственное управление. M , 1987. С. 35-84.

ность и справедливость, убедить в том, что она отражает действительные заслуги, а также имеющиеся недоработки и ошибки служащего.

Степень реализации всех других принципов, а также правовая значимость аттестации определяется принципом действенности аттестации - обязательным принятием по результатам аттестации организационно-правовых мер, присвоением квалификационного разряда (классного чина), а в необходимых случаях - мер ответственности и стимулирования. Аттестация не обеспечит своего главенствующего положения в системе работы с персоналом, если ее результаты не будут подтверждаться и развиваться стимулирующими мероприятиями. Гарантированность выполнения рекомендаций аттестационной комиссии - залог достижения всех целей аттестации. Кроме того, одной из целей аттестации является соответствие интересов государства, общества и служащих для обеспечения качественного и эффективного управления. Двигателем механизма аттестации должен стать интерес - материальный, моральный, организационный, политический и т. д.