Акт выполненных работ по минстрою. Что такое акт выполненных работ управляющей компании, характеристика на жильца? Какие еще документы встречаются в работе УК

Действительно, имеется внушительный корпус арбитражной практики, опираясь на которую, коллеги говорят, что собственники помещений в МКД беспрепятственно могут уйти от одной УК к другой. Но в контексте рассмотрения вопросов составления акта выполненных работ и оказанных услуг я предлагаю обратить особое внимание на проблему грамотного, цивилизованного расставания с УК. До настоящего времени были известны лишь единичные факты оспаривания итогов общего собрания собственников самой управляющей организацией, а вся «арбитражка» строилась на том, что к моменту рассмотрения судьями спора двух хозяйствующих субъектов не имелось сведений о судебном оспаривании того решения собрания, где люди меняли одну УК на другую.

Я убежден, что актирование работ по содержанию и текущему ремонтуключевой момент в завершении взаиморасчетов сторон договора управления. Предположим, у УК нет оснований не «отпускать» дом в управление конкурента, но есть все основания требовать оплаты фактически выполненных работ. Здесь немотивированный отказ УС (ПСМКД) подписать акт приемки в перспективе может сыграть против УК, поскольку арбитраж арбитражем, но компании придется судиться с физическими лицами, собственниками, кто проголосовал за разрыв с УК, чаще всего не намерен оплачивать долги полностью. Здесь УК вынуждена подавать иски в большей части мировым судьям, которые в силу закона вообще не имеют права касаться вопросов правомерности проведенного общего собрания собственников помещений в МКД. Именно здесь УК будет строить свою аргументацию на нормах ГК РФ, положениях договора управления, который хоть и прекращен (по воле собрания), но расчеты сторонами не завершены, что и послужило причиной обращения УК с иском в суд.

Еще раз повторю: арбитражная практика по делам смены УК вовсе не означает, что УК теряет право на возмещение своих фактических расходов. На примере, понятном бухгалтерам, поясню: зачастую прежняя УК не желает иметь дело с истребованием дебиторской задолженности и попросту уступает ее хотя бы той же новой УК. Логичное развитие ситуации: новая УК обращается к мировому судье за взысканием долга на основании договора цессии. А должник возражает, ссылаясь на то, что долга нет, акты приемки работ и услуг по содержанию и текущему ремонту, выполненных и оказанных прежней УК, никто не подписывал, по вопросу об утверждении отчета об исполнении договора управления вообще проголосовали против. И звучит магическая формула: «прежняя УК не исполняла свои обязанности по договору управления». Теперь понимаете, в каком неприятном ракурсе может проявиться неподписанный акт, который по недоразумению УК может вынести на утверждение годового отчета?

Когда УК предлагает гражданину подписать акт приемки услуг и работ, у него обычно появляется уверенность в своей значимости и нередко он пытается воспользоваться ситуацией и заявить о недостатках выполненных работ, оказанных услуг, отказаться подписывать документ до устранения этих недостатков. Как правильно реагировать на такие действия?

Прежде всего предлагаю обратить внимание, что действующие нормативно-правовые акты не регламентируют порядок ведения технической документации (частью которой и являются акты приемки оказанных услуг и выполненных работ по содержанию и ремонту общего имущества) и, в частности, порядок составления актов (это касается постановлений Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, от 03.04.2013 № 290, от 15.05.2013 № 416, Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170). Приказ Минстроя находится на низшей ступени федерального блока нормативно-правовых актов, ведомственные акты не могут изменять или дополнять положения вышестоящих федеральных нормативно-правовых актов. Приказом утверждена только форма акта. Никакого порядка его подписания на уровне того же Минстроя не было и нет с 2013 года.

Следует отметить, что пп. «д» п. 4 Правил осуществления деятельности по управлению МКД установлен такой стандарт управления, как организация оказания услуг и выполнения работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, утвержденным решением собрания, включая осуществление контроля за оказанием услуг и выполнением работ по содержанию и ремонту общего имущества в МКД исполнителями этих услуг и работ, в том числе документальное оформление приемки таких услуг и работ , а также фактов оказания услуг и выполнения работ ненадлежащего качества.

Данная формулировка позволяет сделать два вывода:

  • актирование (документальное оформление) работ по содержанию и текущему ремонту включено в стандарт управления;
  • актирование приемки работ и услуг осуществляется отдельно от актирования факта выполнения работ и оказания услуг ненадлежащего качества, в акте приемки работ и услуг не предусматривается включение сведений о нарушении требований к качеству.

Теперь обратимся к пп. «б» п. 40 Правил содержания общего имущества, где сказано, что собственники помещений в соответствии с условиями договора или учредительными документами ТСЖ, ЖСК или иного специализированного потребительского кооператива вправе проверять объемы, качество и периодичность оказания услуг и выполнения работ (в том числе путем проведения соответствующей экспертизы ).

Таким образом, есть основания считать, что при получении от УК акта приемки работ и услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества лицо, которое уполномочено его подписать (УС (ПСМКД)), не вправе ни указывать в акте несогласие с его содержанием, ни вписывать какие-либо требования об устранении недостатков работ (услуг) или снижении причитающейся УК платы по договору управления. Проверка объемов или качества может быть проведена до подписания акта приемки.

Отказ УС (ПСМКД) от подписания акта приемки – законное право, но такой отказ должен быть мотивирован и соответствующая запись должна быть сделана в акте. Как вариант УС (ПСМКД) могут направить в адрес УК письменный мотивированный отказ в качестве отдельного документа.

Еще раз хочу подчеркнуть, что единственным основанием для УС (ПСМКД) возразить на акт приемки является (кроме экспертизы) именно наличие составленных в установленном порядке актов о ненадлежащем качестве работ (услуг), которые являются основанием для уменьшения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения (см. п. 15 Правил изменения размера платы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491). Порядок составления таких неприятных для УК актов установлен разд. X Правил предоставления коммунальных услуг (главное – акты составляются незамедлительно по первому обращению).

Смоделируем ситуацию для наглядности: в течение квартала в УК поступило одно обращение по поводу нарушения качества услуг (работ). Обращение проработано, акт составлен, размер платы снижен. По итогам квартала УК составляет акт приемки работ и услуг по содержанию и текущему ремонту и направляет его УС (ПСМКД). В свою очередь, УС (ПСМКД) не имеют оснований для неподписания акта.

В части работ по текущему ремонту согласно п. 4 ст. 753 ГК РФ односторонний акт сдачи или приемки результата работ может быть признан судом недействительным лишь в случае, если мотивы отказа от подписания акта признаны им обоснованными. Презум­пция действительности одностороннего акта идет УК на пользу: желающие опровергнуть ее отправляются в суд, где доказывают свое мотивированное несогласие.

Даже если дело будет доведено до суда и собственник потребует снизить плату за содержание и ремонт, он будет обязан представить суду конкретные факты: как минимум назвать перечень работ (услуг), не выполненных (не оказанных) УК, периодичность их выполнения (оказания), в случае нарушения качества – доказательства ненадлежащего исполнения УК ее обязанностей. Многочисленные примеры из судебной практики свидетельствуют о том, что жильцы, как правило, не справляются с такой задачей.

Говоря о перерасчете платы, хочу привлечь внимание коллег к одному неприятному документу – Решению ВС РФ от 05.09.2012 № АКПИ12-1004. Гражданин добивался признания частично недействующими п. 28, 29, 35, 40 Правил содержания общего имущества, п. 6, 15, 16 Правил изменения размера платы. Верховный Суд оставил заявление без удовлетворения, указав: положения оспариваемых нормативных правовых актов не содержат запрета собственнику жилого помещения самостоятельно обратиться в объединения потребителей, органы государственной жилищной инспекции и не лишают гражданина права представлять в суде любые доказательства, подтверждающие факт непредоставления услуг либо предоставления услуг ненадлежащего качества организацией, оказывающей такие услуги . Иллюстрация к сюжету – дело № А71-4144/2015 (см. Постановление АС УО от 02.02.2016 № Ф09-10591/15). Гражданин обратился с жалобой в орган муниципального жилищного контроля, который, в свою очередь, провел проверку и выявил, что ОПУ тепловой энергии не допущен к учету РСО ввиду истечения межповерочного интервала. Между тем УК выставляла жителям квитанции, где была указана и плата за обслуживание и ремонт ОПУ. Предписание контролирующего органа о снижении размера платы УК безуспешно пыталась обжаловать, пройдя три инстанции. Арбитры открытым текстом написали: указанные обстоятельства установлены при проведении внеплановой проверки органом муниципального жилищного контроля… составление акта, предусмотренного п. 16 Правил изменения размера платы, в этом случае не требуется .

Собственники помещений полагают, что если акт приемки не подписан, то они не обязаны вносить плату за содержание и ремонт. Так ли это?

Рассматривая отношения УК и собственников по договору управления в части документального оформления результатов работ и услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества как отношения должника и кредитора, я предлагаю опираться на правовую позицию, сформулированную в Постановлении Президиума ВАС РФ от 17.12.2013 № 12945/13, в котором приведены следующие выкладки.

В силу п. 3 ст. 405 ГК РФ должник не считается просрочившим, пока обязательство не может быть исполнено вследствие просрочки кредитора.

Согласно п. 1 ст. 406 ГК РФ кредитор считается просрочившим, если он отказался принять предложенное должником надлежащее исполнение или не совершил действий, предусмотренных законом, иными правовыми актами или договором либо вытекающих из обычаев или существа обязательства, до совершения которых должник не мог исполнить своего обязательства. Кредитор считается просрочившим также в случаях, указанных в п. 2 ст. 408 ГК РФ. Обратимся к названной норме: кредитор, принимая исполнение, обязан по требованию должника выдать ему расписку в получении исполнения полностью или в соответствующей части.

Какие аналогии возникают? Принимая исполнение от УК (должника по договору управления), УС (ПСМКД) (кредитор) обязан выдать расписку (акт приемки) о получении исполнения полностью или в части.

Правовая позиция ВАС РФ проста и логична: оплата работ по договору подряда не может быть поставлена в зависимость от утверждения заказчиком акта сдачи-приемки без претензий. Такое условие делает возможность отсрочки оплаты работы, по сути, бессрочной, ставит оплату в зависимость исключительно от усмотрения заказчика и превращает возмездный договор в безвозмездный, что противоречит правовой природе договора подряда. Принцип свободы договора не позволяет определять его условия с нарушением требований закона.

Нужна ли представителю собственников помещений специальная доверенность на подписание актов? Этот вопрос актуален, так как нередко граждане боятся брать на себя ответственность.

Я уверен, что ПСМКД не требуется отдельной доверенности на подписание актов приемки. Во-первых, п. 4 ч. 8 ст. 161.1 ЖК РФ сформулирован так, что доверенность председателю собственников помещений нужна для осуществления контроля за выполнением обязательств по договорам оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества. Правомочие подписания актов приемки указано через разделяющую запятую. Во-вторых, утвержденная Минстроем форма акта требует привести в качестве основания правомочности подписания акта приемки решение общего собрания собственников или доверенность.

Поэтому решение общего собрания о выборе ПСМКД является достаточным основанием для того, чтобы конкретный человек подписал акт приемки в силу п. 4 ч. 8 ст. 161.1 ЖК РФ.

Что делать, если в МКД не избран совет дома и нет уполномоченного собственника, которым УК могла бы направлять на подписание акты приемки?

До момента избрания в МКД совета или появления некоего уполномоченного собственника с доверенностью акты приемки работ и услуг по содержанию и текущему ремонту составлять бессмысленно, ибо со стороны заказчика подписать их некому.

Мое мнение вполне предсказуемо: УК должна со своей стороны принять все доступные меры для скорейшего избрания совета МКД. Во-первых, ей нужно самостоятельно инициировать собрание (такое право у УК есть согласно ч. 7 ст. 45 ЖК РФ), а во-вторых, привлечь ОМСУ к решению проблемы (через обращение самой УК или инициативной группы собственников). В силу ч. 2 ст. 161.1 ЖК РФ, если в течение календарного года решение об избрании совета МКД не принято или не реализовано, орган местного самоуправления в трехмесячный срок созывает общее собрание собственников помещений в МКД, в повестку дня которого включаются вопросы об избрании в данном доме совета МКД, в том числе председателя совета, или о создании в этом доме ТСЖ. Факт бездействия ОМСУ в любом случае может быть обжалован.

Алексей Михайлович, какие практические рекомендации Вы можете дать коллегам?

Во-первых, нет острой необходимости экстренно пересматривать действующие договоры управления. Комплекс нормативных правовых актов, связанных с актированием работ и услуг по содержанию и текущему ремонту, действует уже несколько лет. Приказ Минстроя утвердил только форму акта. Общие взаимоотношения УК и собственников уже оформлены договорами управления, положениями о совете МКД (если таковые принимались решением собрания), нормами ЖК РФ, ГК РФ. Совокупность действующих актов вкупе с договорами управления и сложившейся судебной практикой позволяет УК работать в обычном режиме. Выдумывать что-то дополнительно и «переголосовывать» договор управления неразумно. Лишняя шумиха вокруг раздутой проблемы дает недобросовестным собственникам ложную уверенность в некоей исключительной важности акта приемки, что может провоцировать конфликты с УК. Между тем актирование – лишь формальность для компании, которая оперативно реагирует на сигналы обратной связи, вовремя прорабатывая обращения о фактах некачественных работ (услуг). Увязывать эти вопросы с годовым отчетом тем более неразумно. Если уж акты приемки названы частью технической документации, то и обсуждать их на общем собрании ни к чему.

Во-вторых, периодичность актирования работ и услуг по содержанию и текущему ремонту строго не регламентирована, что позволяет определить данный момент в тексте договора управления (ежемесячно, ежеквартально, по полугодиям). При этом для ежемесячного актирования не требуется прописывать соответствующие нормы в действующем договоре управления, поскольку плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно по умолчанию. Соответственно, и ежемесячное актирование вполне можно обосновать сложившимися договорными отношениями.

В-третьих, если в МКД нет совета и некому подписывать акт приемки, УК вправе инициировать общее собрание или обратиться (напрямую или с помощью инициативной группы собственников) в ОМСУ с целью скорейшего выбора членов совета МКД.

В-четвертых, получившие акт приемки УС (ПСМКД) обязаны подписать его или представить мотивированные возражения. При этом УК не должна идти на поводу у чрезмерно самоуверенных собственников: если нет ни заключения эксперта, ни актов о нарушении качества работ (услуг), составленных согласно Правилам изменения размера платы, дорога прямиком в суд, где истцами будут несогласные собственники.

В-пятых, отсутствие акта приемки может быть оправдано невозможностью его подписания (если нет УС (ПСМКД)) и в действиях УК как юридического лица не будет вины (и состава административного правонарушения), если приняты все доступные меры для выполнения требований закона. Односторонний же акт приемки автор полагает возможным оформить, если от УС (ПСМКД) не получены ни подпись, ни мотивированные возражения.

В заключение хотелось бы добавить, что сотрудники ГЖИ уже научились обосновывать состав ч. 1 ст. 7.23.3КоАП РФ через привязку ч. 1 ст. 161 ЖК РФ к п. 4 Правил осуществления деятельности по управлению МКД. Внимательный читатель вспомнит, что пп. «д» п. 4 этих правил содержит слова: «в том числе документальное оформление приемки таких услуг и работ, а также фактов выполнения услуг и работ ненадлежащего качества».

Беседу вела редактор журнала

Е. В. Емельянова

В этой норме сказано о смене способа управления, а не о смене исполнителя в рамках одного способа управления (УК).

Нарушение организациями и ИП, осуществляющими предпринимательскую деятельность по управлению МКД на основании договоров управления МКД, правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению МКД.

Управление МКД должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство РФ устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению МКД.

С 16 февраля 2016 года вступает в силу Приказ Минстроя РФ от 26.10.2015 №761/пр "Об утверждении формы акта приёмки оказанных услуг и выполненных работ". В документе утверждена форма акта приёмки оказанных услуг и выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в МКД. Приказ 2 февраля 2016 года зарегистрирован Минюстом РФ под номером 40928.

Информация о документе опубликована 5 февраля 2016 года. Следовательно, через 10 дней после официальной публикации зарегистрированный Приказ Минстроя РФ вступает в силу. Поэтому с 16 февраля 2016 года управляющие компании должны подписывать у председателя совета МКД или уполномоченного собственника по доверенности данные акты.

В соответствии с п.4 ч.8 ст.161.1 Жилищного кодекса РФ председатель совета МКД имеет право подписывать акты приёмки оказанных услуг и выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в МКД.

Приказ Минстроя об актах приёмки согласуется с п.9 Правил оказания услуг и выполнения работ (ПП РФ №290 от 3 апреля 2013 года "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения").

Форма акта приёмки выполненных работ

В утверждённой форме документа необходимо указать адрес МКД, для которого были выполнены те или иные работы и услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества .

От лица всех собственников дома выступает председатель совета МКД либо другой владелец помещения в данном доме, уполномоченный общим собранием собственников. Указываются ФИО данного собственника, номер его квартиры или комнаты. Также в акте прописывается документ, подтверждающий полномочия собственника: решение ОСС либо дата и номер доверенности.

В акте обязательно указываются реквизиты исполнителя выполненных работ и оказанных услуг. Необходимо указать ФИО исполнителя, его должность и основание для выполнения работ и оказания услуг.

Также обязательно нужно указать период, за который выполнено определённое количество работ и оказано услуг на конкретную общую сумму, которая прописывается в акте.

Акт приёмки выполненных работ и оказанных услуг составляется в двух экземплярах и подписывается обеими сторонами. Каждый экземпляр акта остаётся у представителей обеих сторон.

В форму встроена таблица, в которой указывается наименование вида работы или услуги, периодичность/количествен ный показатель выполненной работы или оказанной услуги, единица измерения, сметная стоимость и цена.

Сметная стоимость за единицу выполненной работы или оказанной услуги берётся из договора подряда по выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в МКД. Наименование вида работы или услуги , как мы уже писали выше, берётся из Минимального перечня работ и услуг.

В п.9 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД, сказано, что сведения о выполненных работах и оказанных услугах отражаются в актах, составляемых по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции правовому регулированию в сфере ЖКХ, и являются составной частью технической документации МКД.

Периодичность отчёта по акту приёмки выполненных работ

Что касается периодичности сдачи и подписания актов приёмки выполненных работ , то точного ответа на этот вопрос пока нет. Скорее всего, подписывать этот акт управляющим компаниям предстоит ежемесячно, ежеквартально или ежегодно в зависимости от периодичности оказания услуг или выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в МКД.

Но здесь возникает резонный вопрос, неужели управляющим компаниям теперь придётся отчитываться перед собственниками по актам приёмки выполненных работ за каждую замененную лампочку в подъезде или сухую уборку, которая производится 2-3 раза в неделю?

Минстрой РФ об этом никаких разъяснений пока не даёт. Такая ситуация вполне оправдана с текущим ремонтом общего имущества в МКД . Например, после замены подъездных дверей, рам или окон вполне целесообразно составлять и подписывать такие акты. Тогда и управляющая компания будет чиста перед собственниками, и владельцы квартир будут в курсе расходования денежных средств.

Пока акт приёмки выполненных работ не будет подписан обеими сторонами, то и работа не будет считаться принятой или услуга оказанной. Но зачем составлять и подписывать эту форму акта для выполненных работ по содержанию общего имущества в МКД? Ведь эти работы производятся практически ежедневно, например, уборка придомовой территории.

Тогда зачем каждый раз составлять и подписывать акт приёмки влажной уборки в подъезде, когда график данной работы с подписью исполнителя вывешивается на информационном стенде в подъезде? Каждый собственник может проконтролировать этот процесс по графику самостоятельно и при необходимости позвонить в свою управляющую компанию за необходимой информацией.

Если же опираться на тот факт, что акт приёмки выполненных работ должен содержать целый перечень мероприятий, то можно предположить, что в него записываются все работы и услуги, произведённые в определённый период времени, например, за месяц. Но, оговоримся, о периодичности актирования приёмки выполненных работ и оказанных услуг нигде не говорится.

Видимо, пока это механизм не будет отлажен, придётся исходить из той периодичности, с которой управляющие компании сдавали отчётность по выполненным работам и оказанным услугам по содержанию и текущему ремонту общего имущества в МКД.

И ещё один момент: далеко не в каждом доме создан совет МКД и утверждён его председатель. А созывать общее собрание собственников помещений в МКД ради выбора уполномоченного лица на подписание актов приёмки выполненных работ, как показывает практика, довольно проблематично. Поэтому история с подписанием актов может затянуться до тех пор, пока не найдётся уполномоченный собственник, действующий от лица всех владельцев квартир.

Все эти неоднозначные и спорные вопросы ставят под сомнение целесообразность и обоснованность утверждения Приказа Минстроя об актах приёмки выполненных работ и оказанных услуг.

Предоставление ЖКУ

Акты выполненных работ при содержании общего имущества: оформлять или нет?

ТЕКСТ: Дмитрий Бурняшев , юрист

Составление актов - это право или обязанность УО? Распространяется ли приказ Минстроя России от 26.10.2015 № 761/пр на ТСЖ, ЖСК и иные СПК? С какой периодичностью необходимо оформлять эти акты и кому предъявлять? Каковы последствия неподписания или невозможности предъявления актов? Рассмотрим каждый из вопросов.

При каком способе управления МКД нужно оформлять акты

Любая организация, управляющая МКД, обязана оформлять акты выполненных работ по содержанию общего имущества.

Управление МКД должно обеспечивать надлежащее содержание общего имущества. Нет разницы, кто именно управляет домом: УО, жилищное объединение или непосредственно собственники помещений в МКД.

Как организация, управляющая МКД (УО, ТСЖ, ЖК, ЖСК), вы обязаны обеспечить участие собственников в осуществлении контроля качества услуг и работ, в т. ч. при их приемке. Этого требует один из стандартов управления многоквартирным домом, утв. (абз. 9 подп. «д» п. 4). Отметим, что на ТСЖ, ЖК, ЖСК, управляющие МКД без договора управления с УО, распространяются требования стандартов управления МКД. Это предусмотрено подп. «б» п. 1 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утв. постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 № 416 .

Жилищные объединения, которые не заключили договор управления с УО, тоже обязаны оформлять акты выполненных работ. Эта обязанность - обеспечивать участие собственников - следует из совокупности положений ч. 2.2 ст. 161 ЖК РФ и п. 9 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 (далее - Правила № 290). Такая позиция Минстроя России изложена в письме от 04.04.2016 № 9667‑ОД/04.

В какой форме составлять акты

Акт выполненных работ, оказанных услуг по содержанию общего имущества оформляйте по форме, утв. приказом Минстроя России от 26.10.2015 № 761/пр (далее - Приказ № 761).

Использование этой формы обязательно, так как она утверждена во исполнение п. 9 Правил № 290.

Случаи привлечения УО к ответственности или выдачи предписаний за несоставление актов приемки по форме Приказа № 761 единичны. Найти решения вышестоящих судов не удалось, поэтому приведем пример из решения суда первой инстанции.

ПРИМЕР

Вы можете получить штраф, если составляете акты не по форме приказа № 761

При внеплановой документарной проверке ГЖИ установила, что УО составляет акты выполненных работ по ремонту межпанельных стыков и иных работ не по форме Приказа № 761. В итоге УО получила предписание устранить данное нарушение.

УО обратилась в суд с требованием о признании предписания недействительным. Компания считала, что не обязана следовать требованиям Приказа № 761. В договоре управления МКД предусмотрена обязанность УО и ее подрядчиков оформлять акты выполненных работ и установлено, что периодичность их оформления УО определяет самостоятельно. Также УО заявляла, что действующее законодательство не предусматривает обязательного составления актов, а утвержденная Приказом № 761 форма акта носит рекомендательный характер.

УО проиграла спор. Суд указал, что с момента вступления в силу Приказа № 761 управляющие организации должны оформлять выполненные работы по содержанию и ремонту общего имущества МКД актами по форме, утвержденной указанным приказом. Основание: «в силу положений ст. 5 ЖК РФ данный документ является частью жилищного законодательства, а утвержденная им форма акта обязательна к соблюдению лицами, осуществляющими управление многоквартирным домами» (решение АС Нижегородской области от 19.10.2016 по делу № А43-23068/2016).

К СВЕДЕНИЮ

Акты приемки результатов работ, сметы, описи работ по проведению текущего ремонта, оказанию услуг по содержанию общего имущества собственников помещений в МКД - это техническая документация на МКД. Так указано в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. .

Как часто оформлять акты

Будем исходить из того, что периодичность оформления актов выполненных работ законом не установлена. А это значит, что такую периодичность вы можете определить сами, но это нужно закрепить документально.

В ЖК РФ упоминается только отчет УО о выполнении договора управления за предыдущий год, который она должна представлять ежегодно в течение первого квартала текущего года (ч. 11 ст. 162 ЖК РФ). Примерная форма отчета управляющей организации приведена в приказе Минстроя России от 31.07.2014 № 411/пр (далее - Приказ № 411). Но отчет по договору и акты выполненных работ - это не одно и то же.

Сроки оформления актов приемки оказанных услуг, выполненных работ по содержанию общего имущества определяйте в соответствии с фактическими сроками их оказания (выполнения). При определении фактических сроков ориентируйтесь на сроки, предусмотренные договором (например, договором управления МКД). Такая позиция Минстроя России изложена в письме от 04.04.2016 № 9667‑ОД/04.

Ранее Минстрой России рекомендовал включить в договор управления условие о сроках сдачи-приемки работ (услуг). Это указано в п. 4 Примерных условий договора управления МКД, утв. Приказом № 411 .

Документальное подтверждение выполненных работ и оказанных услуг подтвердит вашу законопослушность и облегчит общение с гражданами, повысит их доверие.

Учитывайте, что собственники помещений могут в любое время затребовать у вас информацию о вашей работе. Отказывать не рекомендуем.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Акты - не единственная форма контроля

Любовь Чеснокова

Вы не обязаны «баловать» собственников помещений в МКД именно актами выполненных работ, оказанных услуг.

Верховный Суд РФ указал, что законодательством предусмотрен широкий спектр методов контроля за работой УО, ТСЖ, ЖК, ЖСК:

  • раскрытие информации в соответствии с постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 № 731 ;
  • предоставление информации о перечнях, объемах, качестве и периодичности оказанных услуг, выполненных работ в соответствии с постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 .

Другими словами, если собственники требуют проверить объемы работ и услуг, вы вправе сообщить им, что сведения опубликованы официально в соответствии со Стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, утв. постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 , и назвать адрес сайта и раздел. Мнение Верховного Суда РФ изложено в решении от 12.01.2015 № АКПИ14-1289 .

Напомню, что уже в ближайшие месяцы в полном объеме заработает портал ГИС ЖКХ, на котором также представлена исчерпывающая информация о деятельности организаций, управляющих МКД.

Выводы

Оформлять акты выполненных работ, оказанных услуг по содержанию общего имущества в МКД нужно обязательно. А вот сроки и периодичность оформления законодательно не установлены. Несоблюдение формы акта - повод для привлечения организации, ее должностных лиц к административной ответственности.

Внесите условие о периодичности составления таких актов в договор, на основе которого управляете МКД. Если вы не установите сроки договором, то жилищные инспекторы, скорее всего, будут руководствоваться разъяснениями Минстроя России: сроки оформления актов приемки должны определяться в соответствии с фактическими сроками проведения работ.

При проведении ГЖИ проверок предъявите инспекторам акты, составленные по утвержденной форме, а также договор, в котором закреплена периодичность их оформления.

Периодичность оформления актов приемки оказанных услуг и выполненных работ по содержанию общего имущества мы рекомендуем установить в договоре, в рамках которого вы управляете МКД:

  • оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в МКД;
  • управления МКД;
  • о содержании общего имущества в МКД и предоставлении коммунальных услуг (для жилищных объединений и не членов такого объединения).

В некоторых случаях это может быть договор подряда. Такое возможно при непосредственном способе управления и в случаях, если общее собрание приняло решение о проведении работ, которые не предусмотрены основным договором: установить аппаратуру для видеонаблюдения, ворота для въезда на территорию МКД и т. п.

Между ТСЖ, ЖК, ЖСК и их членами договорные отношения не предусмотрены. Сроки и порядок оформления актов закрепите в уставе. 

9 мин на чтение

Примерное время

Распечатайте
и возьмите с собой

Распечатать статью

Скачать статью

Предоставление ЖКУ

РСО не права, если применяет повышающий коэффициент без согласования с вами

ТЕКСТ: Гульназ Никитина , эксперт справочной системы «Управление многоквартирным домом»

Сверьте счета, которые вы получаете от РСО, с условиями договора ресурсоснабжения. Договором предусмотрено применение повышающего коэффициента? Нет? И дополнительное соглашение вы не подписывали? Тогда РСО не имеет права увеличивать сумму платежа, и вот почему.

На что ссылаются РСО

С 2017 года во взаимоотношениях между РСО и организациями, управляющими МКД, появился новый инструмент - повышающий коэффициент (далее - ПК).

Соответствующие изменения внесены в Правила, обязательные при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами, утв. постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 № 124 (далее - Правила заключения договоров).

О чем РСО могут умолчать

Нельзя по умолчанию начать применять ПК в расчетах за коммунальные ресурсы по договорам, заключенным ранее 2017 года. Так определено ст. 422 ГК РФ. Это означает, что правило о применении ПК в отношениях между вами и РСО не имеет обратной силы. Условие о применении ПК в расчетах можно включить в договор ресурсоснабжения только по соглашению сторон.

Таким образом, если договор между вами и РСО заключен до 1 января 2017 года, то РСО может предложить вам заключить дополнительное соглашение к договору или изложить отдельные пункты договора в новой редакции. Подписав изменения к договору, вы согласитесь с использованием ПК в расчетах.

Когда начнется применение ПК, если вы не подпишете изменения к договору с РСО

Если вы не подписывали дополнительное соглашение, РСО внесет в договор необходимые правки в части применения ПК при его пролонгации. В вашем договоре ресурсоснабжения определен срок его действия, и при его перезаключении порядок расчетов изменится. Это законный порядок, ведь перезаключать договор вы будете уже в период действия новых положений Правил заключения договоров .

ВОПРОС

РСО сделала перерасчет с 1 января и включила в формулу повышающий коэффициент. Это законно?

Ответ зависит от того, какие дополнения к договору вы оформили.

Изменения в Правила заключения договоров внесены постановлением Правительства РФ от 27.02.2017 № 232 . В постановлении есть такая формулировка: «Изменения подлежат применению к отношениям, возникшим с 1 января 2017 года». Это означает, что в расчеты по договорам, заключенным до 1 января этого года, ПК не включается по умолчанию. При этом во все договоры ресурсоснабжения, заключаемые после 1 января, условие о применении ПК должно быть включено в обязательном порядке.

Перерасчет с 1 января 2017 года РСО может сделать в случае, если вы заключили договор уже после указанной даты, но по каким‑то причинам ПК не был включен в порядок расчетов. Такая ситуация могла возникнуть, например, по договорам, заключенным в период с 1 января по 27 февраля.

Если договор ресурсоснабжения у вас бессрочный, то РСО, скорее всего, будет прилагать максимум усилий к тому, чтобы подписать дополнительное соглашение. Обоснование будет предложено следующее: «в целях приведения условий договора в соответствие с действующим законодательством». Ваше согласие позволит РСО применять в расчетах ПК.

ВАЖНО!

В расчете платы за отопление и коммунальные ресурсы на содержание общего имущества вы не можете применять повышающий коэффициент. Соответственно, разница между суммой, начисленной РСО (при применении ПК), и суммой, начисленной к оплате потребителям, - это ваш убыток как исполнителя коммунальных услуг.

К каким коммунальным ресурсам и какой ПК может применять РСО

Расчеты за коммунальные ресурсы, в которых РСО может применить ПК, делятся на два вида. Рассмотрим их подробнее.

1. Расчеты за тепловую энергию.

Плата за тепловую энергию рассчитывается исходя из норматива потребления коммунального ресурса по отоплению и суммарной площади жилых и нежилых помещений в МКД с применением ПК. Величина ПК равна 1,1.

2. Расчеты за коммунальные ресурсы, потребленные при содержании общего имущества МКД. К таким коммунальным ресурсам относятся:

  • холодная вода;
  • горячая вода;
  • электроэнергия.

В расчетах стоимости коммунальных ресурсов на содержание общего имущества участвуют нормативы потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов и ПК в размере 1,5.

В каких случаях РСО может применять ПК

РСО может использовать ПК в нескольких случаях. Вся информация о том, в каком порядке РСО имеет право применить ПК, сведена в таблицу. Порядок определен подп. «е» , «ж»

В случае, когда МКД не оборудован ОДПУ, есть нюансы. РСО вправе использовать ПК в расчетах при условии, что в МКД есть техническая возможность установки ОДПУ, но он не установлен по каким‑то другим причинам. Если вы не хотите получать счета с увеличенными суммами, то зафиксируйте в акте обследования технические причины, по которым ОДПУ не может быть установлен. Порядок установления наличия технической возможности определен и оформляется в соответствии с приказом Минрегиона России от 29.12.2011 № 627 «Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения».

Это положение подп. «е» п. 22 Правил заключения договоров.

6 мин на чтение

Примерное время

Распечатайте
и возьмите с собой

Распечатать статью

Скачать статью

Предоставление ЖКУ

Проверьте себя: перерасчет платы за отопление с 1 января 2017 года

ТЕКСТ: Любовь Чеснокова , главный редактор журнала «Управление многоквартирным домом»

Во всех федеральных СМИ прозвучала информация: отменен повышающий коэффициент за тепло. Граждане стали активно жаловаться в организации, управляющие МКД, слать гневные письма и требовать вернуть деньги.

В этом материале мы разберемся, в каких случаях необходим перерасчет платы по статье расходов «отопление» и как на самом деле нужно его произвести.

С чего все началось. Из Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354), исключена норма о праве исполнителя КУ применять повышающий коэффициент, если в МКД нет ОДПУ.

Напомним, что до 14 марта 2017 года вы как исполнители КУ в МКД имели право применять повышающий коэффициент, если одновременно выполнялись три условия:

  • в МКД отсутствует ОДПУ тепловой энергии;
  • потребители были обязаны его установить;
  • есть техническая возможность установки прибора учета.

Такое право предусматривал абз. 3 п. 42 ( Правил № 354.

Изменения внесены постановлением Правительства РФ от 27.02.2014 № 232.

В чем главный нюанс. Изменения в Правила № 354 внесены в марте, но новый порядок расчетов введен с 1 января 2017 года. В таких случаях юристы говорят, что изменения получили обратную силу.

Как сделать перерасчет. Определите сумму переплаты и вычтите ее из платежа потребителя.

Для расчета платы за отопление в жилом или нежилом помещении вы брали одну из формул (рисунки 1, 2).

Полученный результат умножали на 1,5. Условно назовем то, что получилось, «СУММА 1». Теперь на эти же 1,5 разделите. После деления получается сумма платежа без применения повышающего коэффициента - «СУММА 2». Теперь из СУММЫ 1 вычтите СУММУ 2, и получится излишек, который вы должны вернуть потребителю (рисунок 3).

Предложенные формулы расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению приведены в пп. и (1) приложения 2 к Правилам № 354.

ПРИМЕР

Перерасчет за отопление после отмены применения повышающего коэффициента

В регионе КУ «отопление» оплачивается только в отопительный период.

В январе и феврале УО «Ромашка» начисляла потребителям плату за КУ «отопление» с применением повышающего коэффициента 1,5, т. к. МКД не оборудован ОДПУ. В марте вступили в силу изменения, и излишне начисленные за счет применения повышающего коэффициента суммы за январь и февраль нужно вернуть. Экономист УО разработала алгоритм действий на примере одного потребителя.

Платеж за отопление для Сергеева Д. И. в январе составил 6156,56 руб. с учетом повышающего коэффициента 1,5.

Если разделить 6156,56 руб. на 1,5, получается 4104,37 руб. - это платеж без учета повышающего коэффициента.

6156,56 минус 4104,37 равно 2052,19 руб. Именно эту сумму нужно вернуть потребителю Сергееву Д. И. за январь.

В феврале платеж за отопление составил 6712,50 руб. с учетом повышающего коэффициента 1,5.

Делим 6712,50 на 1,5 и получаем 4475,00 руб. - это платеж без учета повышающего коэффициента.

6712,50 минус 4475,00 равно 2237,50 руб. Эту сумму нужно вернуть потребителю Сергееву Д. И. за февраль.

В дальнейшем при расчете платы за КУ «отопление» повышающий коэффициент уже не применяли.

Складываем излишне начисленные суммы за январь и февраль: 2052,19 плюс 2237,50 получается 4289,69 руб.

Потребитель Сергеев Д. И. оплачивал ЖКУ полностью и своевременно.

На совещании в УО принято решение возвращать деньги путем зачета излишне уплаченной суммы при оплате будущих периодов. Продолжение примера - в разделе «Как вернуть переплату задним числом».

Перерасчет сделайте за все периоды с начала года, если применяли повышающий коэффициент. Напомним: расчетный период равен календарному месяцу.

К СВЕДЕНИЮ

Правилами предоставления коммунальных услуг не предусмотрен возврат излишне начисленной суммы в наличной или безналичной форме непосредственно потребителю. Зачислите «излишки» на лицевой счет потребителя по статье расходов «отопление» и учитывайте их в дальнейших расчетах.

Как вернуть переплату задним числом. Вернуть излишне уплаченное можно двумя путями:

  • снижать размер платы за отопление;
  • уменьшать сумму долга потребителя перед вами.

Если переплату нельзя зачесть сразу, то остаток пойдет в счет будущих платежей. Назовем такой порядок возврата средств за КУ «общим» - особый порядок для рассматриваемого случая Правилами № 354 не определен. Общий порядок возврата излишне начисленной платы за КУ заложен в пп. , , , ( Правил № 354.

ПРИМЕР

Зачет при оплате будущих периодов

Вернемся к УО «Ромашка» и потребителю Сергееву Д. И.

Его переплата за январь и февраль составила 4289,69 руб. Счет за март к моменту перерасчета уже выставлен, и потребитель его оплатил. Это значит, что зачесть излишне уплаченную сумму в плату за март не успели чисто технически. В апреле плата за КУ «отопление» составила 2304,60 руб.

УО списывает выставленный за апрель платеж за счет переплаты: 4289,69 минус 2304,60 получается 1985,09 руб.

Значит, за отопление в апреле Сергеев Д. И. платить не будет, а 1985,09 руб. остаются на его лицевом счете в графе «отопление» и дожидаются начала отопительного периода 2017/2018.

Срок возврата денежных средств в связи со вступлением в силу постановления Правительства РФ от 27.02.2016 № 232 не установлен.

Как считать плату за отопление в будущем. Рассчитывайте плату по формулам, приведенным выше, и не умножайте то, что получилось, на повышающий коэффициент. Если ваш расчет автоматизирован, исключите из алгоритма действие «умножить на повышающий коэффициент» или «умножить на 1,5». 

9 мин на чтение

Примерное время

Распечатайте
и возьмите с собой

Распечатать статью

Скачать статью

Предоставление ЖКУ

Как избавиться от переплаты за тепло

ТЕКСТ: Вениамин Гассуль , кандидат экономических наук, почетный строитель России (Санкт-Петербург)

Почему мы проветриваем помещения зимой? Потому что жарко и душно. И дома, и на работе. Кондиционер не включаем, чтобы не простудиться, поэтому выпускаем избыточное тепло через окно.

Крепкие морозы в средней полосе России держатся считаные дни, а остальное время - это серая слякоть. Когда закладывались нормативы тепла, ситуация с зимней погодой была иной. Глобальное потепление и нежелание ресурсоснабжающих организаций подстраиваться под новые условия усугубляют проблему с лишним теплом. А ведь это львиная доля платы за коммунальные услуги.

В этой статье мы разберемся, кто виноват в перетопе и как минимизировать его финансовые последствия.

Почему появляется

Общественное мнение уже назначило виноватых: люди уверены, что УО и жилищные объединения не регулируют параметры теплоносителя, поступающего в МКД.

В Санкт-Петербурге несколько лет назад даже требовали от организаций, управляющих МКД, вручную поджимать входные задвижки и угрожали мерами административного воздействия за перетоп. Надо отметить, что многие УО стремились найти и применить у себя различные инженерные решения, исключающие перетоп.

Инженерные способы регулировать тепло

Есть несколько видов оборудования, использование которого позволяет регулировать работу системы отопления в МКД. Рассмотрим поближе.

Регулируемое сопло элеватора. Оно не нарушает безопасность и общую надежность функционирования элеваторного узла и всей системы отопления. Единственный минус - неустойчивость работы.

Можно привести пример большой кропотливой и самостоятельной работы отдельных ТСЖ, которые устанавливали у себя автоматический регулятор температуры теплоносителя вместо элеватора. Такие приборы регулируют температуру теплоносителя, поступающего в систему отопления, и не допустят перетопа. Но они не регулируют давление теплоносителя на вводе в систему отопления. При высоких параметрах теплоносителя (перегретая вода под большим давлением), на которые рассчитан элеватор, регулятор температуры неминуемо приведет к аварии со вскипанием перегретой воды.

К СВЕДЕНИЮ

В подаче завышенного количества тепловой энергии в МКД виноваты теплоснабжающие организации, которые в силу различных причин не могут обеспечить подачу в дома теплоносителя с требуемыми температурным графиком параметрами. Оплачивать избыточное тепло приходится населению.

Регулятор перепада давления. Он обеспечит поступление в систему отопления теплоносителя с давлением, не превышающим допустимое. Использование регулятора перепада давления - это первый шаг к современному и безопасному автоматизированному узлу управления системой отопления.

Регулятор температуры (термостат). Термостат может быть статическим или программным. Программируемый термостат может изменять температуру в зависимости, например, от времени суток. Статический прибор постоянно поддерживает на одном уровне необходимую температуру. Термостат работает по принципу ограничения притока теплоносителя в определенный участок системы или изменения температуры теплоносителя.

Можно только приветствовать попытки УО, ТСЖ, ЖК, ЖСК решить проблему перетопа в отдельно взятом МКД, но назначать их виновными в этом явлении несправедливо и неправомерно.

Как избежать

Главное, что следует сделать, - перевести на равноправные рыночные отношения поставщиков и потребителей тепловой энергии.

Именно такие отношения будут стимулировать поставщиков тепла к скорейшей реконструкции и ремонту теплосетей. По сути, только реконструкция сетей обеспечит подачу в МКД теплоносителя с параметрами, соответствующими графику.

Власть сделала первый шаг в этом направлении: был принят Федеральный закон от 23.11.2009 № 261‑ФЗ . В соответствии с ним во всех МКД должны быть установлены общедомовые приборы учета тепла. К чему это привело? Теперь жители домов на законных основаниях оплачивают все количество тепла, зафиксированное прибором учета, в т. ч. избыточно поступившее. Столь необходимый взаиморасчет, присущий рыночным отношениям, получился односторонним. Оказалось, что поставщик тепла не отвечает за поставку тепла именно в том объеме, который требовался по температурному графику.

Надо одновременно с определением фактически поступившего в МКД и зафиксированного прибором учета количества тепла определить потребное по проекту в этот же промежуток времени количество тепла.

Превышение количества поступившего тепла над проектным значением не должно оплачиваться потребителем, а за недопоставку требуемого по проекту тепла поставщик должен уплачивать штраф. Это совершенно нормальные экономические отношения.

Как делать?

Следует обратиться к паспорту системы отопления МКД, в котором указаны:

  • тепловая нагрузка здания при расчетной температуре наружного воздуха;
  • расчетная температура наружного воздуха;
  • расчетная температура воздуха в помещении.

По этим данным определяется количество тепла, необходимое МКД с учетом температуры наружного воздуха. Подобный расчет не представляет никакой сложности, может быть автоматизирован и сохраняет актуальность на долгие годы.

Например, следуя принятой методике, для одного из МКД было определено потребное по проекту количество тепла в определенные дни и тепло, фактически потребленное в эти же дни.

Результаты сведены в таблицу.


Из таблицы следует, что в отчетном периоде поставщик недопоставил 1,18 Гкал тепла, и логично было бы, чтобы он уплатил соответствующий штраф, а потребитель не оплачивал 2,54 Гкал избыточно поставленного тепла.

Обычные рыночные отношения двух субъектов, которые должен легализовать Минстрой России. Сделав первый шаг и обязав потребителей оплачивать тепло по показаниям приборов, он должен обязать поставщиков нести ответственность за поставку тепла в количестве, соответствующем рассчитанному по проекту.

Принципиальное решение вопроса, представленное выше, не требует никаких финансовых затрат и может быть в короткий срок реализовано в любом регионе хотя бы в качестве пилотного проекта для группы МКД, получающих тепло от одного поставщика.

Для этого необходимо на уровне главы региона или его заместителя согласовать с комитетами (жилищным и энергетики) и утвердить детально разработанный проект договора о поставке тепла, основанный на рыночных принципах взаимной ответственности, предложенных выше.

Выводы

Практика показывает, что в регионах с той или иной степенью интенсивности теплосети ремонтируют и налаживают их работу в соответствии с температурным графиком. Это создает хорошие предпосылки для перехода к оплате тепловой энергии с учетом ее расчетной (проектной) потребности.

1. В настоящее время на законодательном уровне решен вопрос определения потребленного МКД тепла по показаниям приборов его учета.

Необходимо на законодательном уровне закрепить определение количества тепла, необходимого для восполнения теплопотерь здания, расчетным путем на основе паспортных данных системы отопления. При этом все штрафные санкции могут быть определены в договоре между потребителем и поставщиком тепловой энергии.

Для решения этого вопроса организации, управляющие МКД, и их ассоциации должны настойчиво обращаться к руководству субъектов РФ.

2. Руководителям УО, ТСЖ, ЖК, ЖСК рекомендуем:

  • при постоянном небольшом перетопе обратить внимание на сопло элеватора, диаметр которого вследствие износа при длительной эксплуатации может увеличиться, что потребует замены сопла;
  • в случае значительных перетопов в отдельные дни рассмотреть вопрос об установке безопасного регулятора температуры - например, элеватора с регулируемым диаметром сопла;
  • не устанавливать регулятор температуры теплоносителя без регулятора давления, так как в этом случае может возникнуть аварийная ситуация;
  • сопоставить затраты с эффектом и согласовать свое решение с теплосетью (поставщиком тепловой энергии);
  • не принимать заманчивые предложения установить вместо элеваторного узла автоматизированный узел управления с пластинчатыми теплообменниками, так как это заведомо экономически нецелесообразно. 

9 мин на чтение

Примерное время

Распечатайте
и возьмите с собой

Распечатать статью

Работники УК оформляют огромное количество разной документации. Рассмотрим, какие виды актов подписываются в ходе обслуживания многоквартирных домов :

Акт приёма-передачи

Данный документ фиксирует переход в пользование и состояние имущества от одного лица другому. Например, при подписании договора на управление домом представители застройщика передают всю техническую и бухгалтерскую документацию представителям УК, чтобы последняя могла осуществлять обслуживание.

В рассматриваемом документе должно быть отражено:

  1. Информация о представителях заказчика (жильцов дома) и подрядчика (УК): должности, ФИО.
  2. Данные о предмете акта. Это может быть помещение, передаваемое для обслуживания (подземная автостоянка), или придомовая территория, где теперь будет осуществляться уборка силами УК. Следует максимально точно описать все характеристики имущества. Отмечайте, если передаются какие-либо дополнительные предметы, например, ключи от помещений.
  3. Информация о договоре с УК, на основании которого составлен данный акт.
  4. Перечень работ, для проведения которых передаётся имущество (уборка, текущий или капитальный ремонт и так далее).
  5. Дополнительные замечания сторон. Возможно, принимающая имущество сторона желает отметить техническое состояние получаемого объекта.
  6. Подписи сторон с указанием фамилий и инициалов.

Справка! Такой акт подписывается непосредственно перед передачей имущества в управление УК.

Единой формы для актов приема-передачи многоквартирного дома управляющей компании на законодательном уровне не установлено. Рекомендуется вводить типовые бланки путём их разработки в качестве приложений к договору с УК.

Акт приёмки выполненных работ


Подписанный акт подтверждает тот факт, что организация надлежащим образом исполнила свои обязанности и может требовать соответствующую оплату.

Актуальным является вопрос о том, должна ли на самом деле управляющая компания предоставлять акты выполненных работ? До февраля 2016 года УК не были обязаны заполнять подобные документы. Мотивировалось это тем, что в таком случае при производстве работ постоянно должен присутствовать представитель собственника . Например, при влажной уборке подъезда.

С другой стороны, если оформление акта о проведённых работах не требуется, то и за качеством отсутствует. А оплата выставляется в соответствии с представлениями должностных лиц УК о понесённых затратах.

По акту приема-передачи в УК передаются:

  • технические документы
  • иные бумаги, требующиеся для адекватного обслуживания МКД.

Документ составляется в двух экземплярах. Один хранится в организации, другой — у председателя Совета МКД.

Нужно ли составлять акт передачи квартиры?

Составление акта передачи с управляющей компанией не требуется. Акт передачи квартиры является официальным подтверждением передачи жилплощади и прав на ее пользование новому владельцу и служит дополнением к договору купли-продажи.

Документ составляется в трех экземплярах, два из которых остаются у участников сделки, а третий поступает в регистрационную службу.

Прежде чем оформлять документ, указывающий на неисполнение обязанностей УК, следует внимательно ознакомиться с перечнем услуг, описанным в договоре между собственниками МКД и обслуживающей организацией.

Характеристика на жильца и порядок ее заверения

Характеристика на собственника МКД от управляющей компании – документ, описывающий характер и поведение человека по месту его постоянного жительства . Проще говоря, в этой бумаге будет описано, конфликтует ли человек с соседями, жалуются ли они на него, платит ли за коммунальные услуги и какое участие принимает в жизни дома.

Характеристика такого рода представляется обычно государственным структурам. В самом документе чаще указывают название учреждения, куда она должна быть направлена, но можно просто вписать «по месту требования».

Она может пригодиться при оформлении опекунства, при ведении уголовного или административного дела, при поступлении в специализированное учебное заведение и других процедурах, требующих описание человека с бытовой точки зрения.

Управляющая компания, в чьем ведении находится дом, где проживает гражданин, имеет полное право заверить документ. Помимо подписи руководителя УК или иного сотрудника, способного подтвердить факт проживания лица по указанному адресу, не лишним будет поставить и печать организации.

Так как у сотрудников организации есть списки всех председателей Советов МКД и других собственников, то они также могут поставить свои подписи под характеристикой соседа.

Несмотря на то, что документ не является официальным, в определенных ситуациях он может повлиять на принятие решения государственными органами.

Заполняется документ в свободной форме, в нем отображаются такие данные:

  1. ФИО гражданина и адрес его проживания.
  2. Название УК, выдавшей характеристику, и ФИО должностного лица, подписавшего её (с указанием должности).
  3. Описание поведения человека в быту.

Если в многоквартирном доме есть ТСЖ, то лучше всего будет заверить характеристику от управляющей компании на жильца у председателя этого органа.

Сроки составления


Любая деятельность управляющей компании по обслуживанию многоквартирного дома должна регистрироваться актами в соответствии с пунктом 4 части 8 статьи 161.1 ЖК РФ.

Сроки и периодичность предоставления актов может быть закреплена в договоре между собственниками МКД и управляющей организацией . Иными документами, в том числе и законодательными эта обязательство никак не регулируется.

Однако любая компания обязана отчитываться перед председателем МКД за проделанную работу предыдущего года в течение первого квартала года, следующего за отчетным.

Таким образом, организация обязана предоставлять отчет минимум один раз в год, если иное не оговорено в договоре. При аварийных ситуациях УК обязана составить документ не позднее, чем через 12 часов после обращения пострадавшего .

Как можно заметить, нет ничего сложного в оформлении перечисленных в данной статье документов. Важно помнить, что любое положение в акте должно быть понятно каждой из сторон, участвовавших в его подписании.

Инспекция государственного жилищного надзора Волгоградской области разработала порядок подписания акта приемки оказанных услуг и выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, информирует ИГЖН Волгоградской области .

Напомним, в начале февраля текущего года Минстрой России утвердил форму приемки оказанных услуг и выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Данный документ ежемесячно оформляется управляющей организацией и подписывается представителем Совета многоквартирного дома.

В свою очередь, специалисты инспекции Госжилнадзора Волгоградской области разработали пошаговые рекомендации о порядке заполнения и подписания документа. Эта работа проведена ведомством в помощь всем участникам этого процесса: управляющим организациям, представителям Советов многоквартирных домов и других общественных организаций. Ведомство предлагает четкие инструкции по следующим позициям:

Акту проверки установления факта неоказания, ненадлежащего оказания услуги по содержанию или ремонту общего имущества;

Изменениям, вносимым в договора управления МКД;

Порядку сдачи-приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

Требованиям к заполнению акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

Порядку установления и фиксации факта невыполнения работ (неоказания услуг) или ненадлежащего их выполнения.

Так, например, среди основных требований к составлению и заполнению акта следующие позиции:

1) акт должен составляться ежемесячно (если иная периодичность не установлена договором управления);

2) акт подлежит подписанию двумя сторонами: со стороны Управляющей организации - руководителем (иным уполномоченным лицом); со стороны собственников - председателем совета МКД (при отсутствии совета МКД - иным уполномоченным лицом, определенным решением общего собрания собственников);

3) в акте должны быть отражены все виды работ и услуг, фактически выполненных УО за отчетный период (как обязательные, так и дополнительные (т.е. произведенные за счет дополнительных средств, например «установка ОДПУ»). Отдельно должны выделяться работы по текущему ремонту;

4) в случае оказания услуг ненадлежащего качества или с перерывами, превышающими установленную продолжительность, УО обязана произвести перерасчет. Если перерасчет не произведен и отсутствуют подтверждающие документы выполнения работ (услуг), в т.ч. подписанный собственниками акт приемки - это свидетельствует о нарушении лицензионных требований.

Все документы размещены на сайте Инспекции в разделе: Главная/ Иная информация о деятельности органов исполнительной власти/ Муниципальный жилищный контроль/ Типовой договор управления (http://gzhi.volganet.ru/other/control/contract/).

Читайте также последние новости ЖКХ России, г. Волгограда и Волгоградской области

    Жители многоквартирных жилых домов г. Фролово Волгоградской области смогут обраться к руководителю инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области Алексею Сергеевичу Сивокозу за решением вопросов, касающихся сферы жилищного надзора.

    Это предусматривает опубликованный минстроем проект поправок к постановлению правительства от 14.05.2013 № 410 "О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования".

    По ее словам, такие нормы содержатся в поправках к 410 постановлению правительства РФ о мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования. С текстом документа можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых...

    С просьбой о проверке положений статьи 190.1 Жилищного кодекса РФ обратилась группа депутатов Госдумы. По их мнению, закон о приватизации 1991 года и последующие изменения законодательства привели к нарушению конституционного принципа равенства перед законом и судом.

  • Минэнерго: Население не обяжут платить за "умные" счетчики газа

    "Одной из основных задач Минэнерго России по "умным" системам учета газа является определение конечных потребителей, которым может понадобиться установка новых систем учета. На данном этапе Минэнерго не считает, что установка "умных" ПУГ понадобится для всех, в том числе уже подключенных потребителей.

  • "РГ" публикует закон о штрафах за нарушения для управляющих компаний

    Исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований устанавливается правительством. Но по факту такой список уже есть, отмечает исполнительный директор НП "ЖКХ Контроль" Светлана Разворотнева.

  • Тарифы в некоторых случаях могут быть выше эталонных, отметил Виталий Мутко. "Разница между регионами есть и будет, потому что разные условия водоподготовки, теплоснабжения и так далее. Но каждый год дисбаланс сокращается, в том числе через тарифное регулирование", - цитирует вице-премьера "РИА Новости".

    На самом деле, не до смеха: по мере того, как сходят сугробы, вытаивают и горы экскрементов животных. Везде, даже на детских площадках. Можно бесконечно сокрушаться по поводу того, какое это свинство. Мы решили выяснить, реально ли наказать владельца собаки, если она гадит, где попало, а хозяин не удосуживается...

    В Волгоградской области в 2019 году отремонтируют 323 многоквартирных дома общей площадью 658 тысяч квадратных метров. Это улучшит жилищные условия более 31,5 человек. Начать ремонт подрядчики обещают уже в конце марта.

    Проект "Умный город" становится ближе к людям. И он уже изменил к лучшему жизнь обитателей самых обычных многоэтажек, да и самих городов. Об этом рассказал "Российской газете" заместитель министра строительства и ЖКХ Андрей Чибис.