Ст 133 ук рф с комментариями. Кто является субъектом ст.133. Субъективная сторона преступления. Ст.133 УК РФ с комментариями

Новая редакция Ст. 133 ТК РФ

Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.

Минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом, обеспечивается:

организациями, финансируемыми из федерального бюджета, - за счет средств федерального бюджета, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

организациями, финансируемыми из бюджетов субъектов Российской Федерации, - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

организациями, финансируемыми из местных бюджетов, - за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

другими работодателями - за счет собственных средств.

Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Комментарий к Статье 133 ТК РФ

В настоящее время статья 133 Трудового кодекса РФ устанавливает, что минимальный размер оплаты труда не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного населения.

Прожиточный минимум - это стоимостная, т.е. денежная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы. Потребительская корзина - минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Потребительская корзина устанавливается для основных социально-демографических групп населения (трудоспособные лица, дети и пенсионеры) в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации. Вместе с тем согласно ст. 421 Трудового кодекса РФ порядок и сроки введения размера минимальной заработной платы на уровне не ниже прожиточного минимума должны быть установлены федеральным законом. Другими словами, статья 421 Трудового кодекса РФ откладывает действие статьи 133 Трудового кодекса РФ на неопределенное время. На сегодняшний день величина прожиточного минимума значительно превышает минимальный размер оплаты труда. Вместе с тем предполагается поэтапное повышение минимального размера оплаты труда (МРОТ) и постепенное приближение его к величине прожиточного минимума. Так, согласно Федеральному закону "О минимальном размере оплаты труда" от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ МРОТ установлен 1100 руб. в месяц.

Проблема "отставания" минимального размера оплаты труда от гарантированного государством прожиточного минимума в значительной степени обусловлена расчетной функцией МРОТ в рамках ЕТС. Именно тарифная система оплаты труда выполняет роль своего рода сдерживающего фактора в плане увеличения МРОТ. На сегодняшний день многие исследователи отмечают, что Единая тарифная сетка полностью исчерпала свои возможности, "морально устарела". Для того чтобы пояснить суть проблемы, обратим внимание на один примечательный факт: размер средней заработной платы в стране существенно превышает установленные ЕТС тарифные ставки. Исходя из предусмотренных ЕТС тарифных коэффициентов и установленного законодательством минимального размера оплаты труда, т.е. тарифной ставки первого разряда, легко подсчитать среднюю величину тарифной ставки - около полутора тысяч рублей. Между тем средняя заработная плата в бюджетной сфере по некоторым данным превышает прожиточный минимум примерно в 1,5 раза (а в отдельных отраслях - даже в 1,7 раза). Иначе говоря, большой "удельный вес" в составе заработной платы имеют различного рода надтарифные выплаты, которые естественно не учитываются при определении величины минимального размера оплаты труда. В результате такая система тарификации приводит к искусственному занижению реального минимума оплаты труда. Фактически, установленный законом МРОТ определяет величину минимальной тарифной ставки, а не реальный минимум заработной платы, который на практике оказывается существенно выше. Между тем такое положение дел имеет весьма серьезные последствия. В связи с введением единого социального налога, который, как известно, исчисляется в зависимости от величины заработной платы работника, сложилась парадоксальная ситуация, когда налогоплательщик фактически самостоятельно определяет налоговую базу. При этом минимальная величина налоговой базы по единому социальному налогу, очевидно, определяется нормативно установленным минимальным размером оплаты труда. В этой связи возникла практика занижения налогооблагаемых сумм путем установления официальной заработной платы в размере МРОТ и так называемого "теневого дохода", который вручается работнику "в конверте". Большинство исследователей проблемы "теневой заработной платы" полагают, что установление минимальной заработной платы на уровне прожиточного минимума позволит вывести из тени "конверты".

Таким образом, занижение минимального размера оплаты труда, о котором речь шла выше, приводит в том числе к сокращению объема поступлений в бюджет и внебюджетные фонды.

Нужно сказать, что попытки реформирования системы оплаты труда в бюджетной сфере предпринимались неоднократно. Не так давно ЕТС попытались дать вторую жизнь, максимально сжав и сократив дифференциацию между крайними тарифными разрядами - с 10 до 4,5. Увы, ожидаемого увеличения тарифных ставок не произошло. Напротив, уменьшение межразрядной разницы приводит к деформации стимулирующей функции оплаты труда и, как следствие, к увеличению различного рода надтарифных выплат. На сегодняшний день доля надтарифных выплат возросла до 40 - 80% заработка. В этой связи реформа системы оплаты труда в бюджетной сфере должна быть направлена на изменение структуры оплаты труда в пользу увеличения тарифной части заработка. Приведение тарифных ставок в соответствие с реальным размером оплаты труда путем сокращения доли надтарифных выплат позволило бы если не уравнять минимальный размер оплаты труда с прожиточным минимумом, то, по крайней мере, значительно сблизить эти показатели без увеличения бюджетной нагрузки. Это, в свою очередь, приведет к весьма значительному увеличению налоговых поступлений в бюджет и внебюджетные фонды.

Кроме того, следует учитывать и резкую дифференциацию уровня доходов населения в зависимости от экономического развития региона (разрыв в оплате труда между различными субъектами РФ составляет более чем 1:20). В связи с этим некоторые субъекты Российской Федерации делают попытки вводить свои показатели минимального размера оплаты труда (более высокие). Причины принятия таких решений понятны - повышение МРОТ позволяет собрать больший объем налоговых поступлений в бюджет. Однако действующим федеральным законодательством возможность увеличения МРОТ актами органов власти субъектов РФ не предусмотрена. В частности, согласно статье 133 Трудового кодекса РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным законом. Одновременно в статье 421 Трудового кодекса РФ указывается, что порядок и сроки введения размера минимальной заработной платы, предусмотренной статьей 133 Трудового кодекса РФ, устанавливаются федеральным законом. Таким образом, положения актов региональных органов власти, определяющие повышенный МРОТ, не соответствуют действующему федеральному законодательству. Вместе с тем ситуация, когда прожиточный минимум, который является основой для определения МРОТ (по крайней мере, формально-юридически), определяется по субъектам Российской Федерации, а сам минимальный размер оплаты труда - на федеральном уровне, представляется нам парадоксальной. Как нам кажется, следовало бы предоставить субъектам Российской Федерации возможность самостоятельно определять минимальный размер оплаты труда, но не ниже установленного федеральным законом.

В то же время следует помнить, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда. Поэтому в судебной практике совершенно справедливо признаются незаконными положения законодательства отдельных субъектов Российской Федерации, определяющие ставки первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников государственных учреждений данных субъектов в размере меньшем, чем определен федеральным законодательством МРОТ. В качестве примера можно привести Определение Верховного Суда РФ от 15 февраля 2006 г. N 20-Г05-13.

Другой комментарий к Ст. 133 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Традиционно в науке трудового права и на практике под минимальным размером оплаты труда понимался размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда. Действовавшая до 20 апреля 2007 г. редакция ст. 129 ТК РФ закрепляла данное определение на законодательном уровне. В настоящее время законодатель изъял его из ст. 129 ТК РФ.

2. Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом.

В настоящее время минимальный размер заработной платы установлен Федеральным законом от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ (в ред. от 20 апреля 2007 г.) "О минимальном размере оплаты труда".

С 1 мая 2006 г. он составлял 1100 руб. в месяц, а с 1 сентября 2007 г. его размер установлен в сумме 2300 руб. в месяц.

3. Статья 133 ТК РФ устанавливает зависимость минимального размера оплаты труда от величины прожиточного минимума трудоспособного населения.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ (в ред. от 22 августа 2004 г.) "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" прожиточный минимум представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы. Потребительская корзина, т.е. минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, определяется для основных социально-демографических групп населения (трудоспособного населения, пенсионеров, детей) в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации не реже одного раза в пять лет на основе методических рекомендаций, разрабатываемых с участием общероссийских объединений профсоюзов, в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Методические рекомендации по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах РФ утверждены Постановлением Правительства РФ от 17 февраля 1999 г. N 192 (в ред. от 12 августа 2005 г.).

Потребительская корзина в целом по Российской Федерации утверждена Федеральным законом от 31 марта 2006 г. N 44-ФЗ "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации".

Величина прожиточного минимума на душу населения и по отдельным социально-демографическим группам определяется Правительством РФ ежеквартально на основании потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике (Федеральной службы государственной статистики) об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам. Величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации устанавливается Правительством РФ, а в субъектах Федерации - в порядке, установленном их законами. Начиная с I квартала 2005 г. величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации не устанавливалась.

4. Вопрос о повышении минимального размера оплаты труда до величины прожиточного минимума был поставлен еще в Федеральном законе "О прожиточном минимуме в РФ", ч. 2 ст. 5 которого предусматривала их поэтапное сближение. Для этого ежегодно в законе о федеральном бюджете должно было устанавливаться их соотношение, что и делалось в 2001 - 2004 гг. В настоящее время это соотношение не устанавливается.

5. Установление непосредственной связи минимального размера оплаты труда с размером прожиточного минимума трудоспособного человека требует значительного увеличения расходов на оплату труда. С учетом этого обстоятельства часть первая ст. 133 ТК РФ вводится в действие по специальным правилам, предусмотренным ст. 421 ТК, в соответствии с которой порядок и сроки поэтапного повышения минимального размера оплаты труда до размера, предусмотренного частью первой ст. 133 ТК, устанавливаются федеральным законом.

В настоящее время такой закон не принят, соответственно, отсутствует и механизм выравнивания их параметров.

6. Часть 2 ст. 133 ТК РФ определяет источники, за счет которых обеспечивается минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом. Это:

Средства федерального бюджета, внебюджетные средства, а также средства, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, - для организаций, финансируемых из федерального бюджета;

Средства бюджетов субъектов Российской Федерации, а также средства, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, - для организаций, финансируемых из бюджетов субъектов Федерации;

Средства местных бюджетов, а также средства, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, - для организаций, финансируемых из местных бюджетов;

Собственные средства - для всех остальных работодателей.

7. Действующее законодательство предусматривает возможность устанавливать минимальный размер оплаты труда в субъекте Российской Федерации, превышающий уровень минимального размера оплаты труда, установленный федеральным законом (см. ст. 133.1 ТК РФ и комментарий к ней).

8. Помимо определения критериев для установления минимального размера оплаты труда ст. 133 ТК РФ предусматривает также право каждого работника, полностью отработавшего за месяц норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), на заработную плату не ниже установленного минимального размера оплаты труда. Следовательно, заработная плата ниже установленного минимального размера оплаты труда может быть выплачена в случаях, если работник либо не отработал в течение месяца норму рабочего времени, либо отработал норму рабочего времени, но не выполнил установленную норму труда, либо не отработал норму рабочего времени и при этом не выполнил норму труда. Это может иметь место в следующих случаях: работник приступил к работе не с начала расчетного месяца; работник прекратил трудовые отношения до истечения месяца; работник имел прогул в течение месяца; работник был отстранен от работы в течение месяца; работник исполнял государственные или общественные обязанности; работнику был предоставлен отпуск без сохранения заработной платы; работник работает на условиях неполного рабочего времени; работник находился в состоянии простоя; работник допустил брак, не подлежащий оплате или подлежащий оплате по пониженным расценкам; работник не выполняет нормы труда (должностные обязанности).

9. Поскольку минимальный размер оплаты труда предполагает оплату наиболее простого труда неквалифицированного работника в обычных условиях труда, в его величину не включаются доплаты и надбавки, премии и другие поощрительные выплаты, а также выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, за работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, иные компенсационные и социальные выплаты.

10. Часть 4 ст. 133, устанавливавшая, что размеры тарифных ставок, должностных окладов, базовых тарифных ставок и базовых должностных окладов не могут быть ниже минимального размера оплаты труда, утратила силу.

Новая редакция Ст. 133 УК РФ

1. Понуждение лица к половому сношению, мужеложству, лесбиянству или совершению иных действий сексуального характера путем шантажа, угрозы уничтожением, повреждением или изъятием имущества либо с использованием материальной или иной зависимости потерпевшего (потерпевшей) -

наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок.

2. То же деяние, совершенное в отношении несовершеннолетнего (несовершеннолетней), -

наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Комментарий к Статье 133 УК РФ

1. Объектом преступного посягательства являются половая свобода человека, его честь и достоинство (см. коммент. к ст. 131, 132). Потерпевшими могут быть лица как женского, так и мужского пола.

2. Объективная сторона выражается в понуждении лица к половому сношению, мужеложству, лесбиянству или к совершению иных действий сексуального характера.

2.1. Понуждением является психическое воздействие на лицо с целью добиться согласия на совершение единичного полового акта или сожительство, а равно на совершение иных действий сексуального характера. Понуждение имеет место независимо от того, действует ли виновное лицо в своих интересах или в интересах другого лица (родственника, знакомого, начальника).

3. В отличие от деяний, предусмотренных ст. 131, 132, виновное лицо добивается желаемого не путем насилия, угрозы его применения, используя беспомощное состояние потерпевшей (потерпевшего), а путем шантажа, угрозы уничтожением, повреждением или изъятием имущества либо с использованием материальной или иной зависимости.

4. Шантаж как способ совершения данного преступления представляет собой требование совершения указанных в диспозиции статьи действий под угрозой оглашения каких-либо сведений. Характер сведений не имеет значения: они могут быть позорящими или не являться таковыми, соответствовать действительности или представлять собой вымысел, касаться лично потерпевшей (потерпевшего) или ее (его) близких. Важно, что потерпевшая (потерпевший) стремится сохранить эти сведения в тайне, а угроза их оглашения используется виновным лицом для того, чтобы принудить ее (его) к половому сношению, мужеложству, лесбиянству или к совершению иных действий сексуального характера.

В случае, если оглашены сведения о потерпевшей (потерпевшем) или ее (его) близких заведомо клеветнического либо оскорбительного характера, а также сведения о частной жизни лица, составляющие его личную или семейную тайну, содеянное, при наличии всех необходимых условий, квалифицируется дополнительно по ст. 129, 130, 137.

5. Угроза уничтожением, повреждением или изъятием имущества - следующий способ понуждения лица к половому сношению, мужеложству, лесбиянству или к совершению иных действий сексуального характера. Не имеет значения - уничтожением, повреждением или изъятием какого имущества (своего или чужого, движимого или недвижимого) - угрожает виновное лицо, а также способ такого уничтожения, повреждения или изъятия. Важно, чтобы это имущество представляло для потерпевшей (потерпевшего) определенную ценность.

5.1. В случае уничтожения или повреждения имущества (реализации угрозы) действия виновного, при наличии к тому оснований, дополнительно квалифицируются по ст. 167. При изъятии имущества содеянное, в зависимости от способа изъятия, требует дополнительной квалификации по статье о преступлениях против собственности.

6. Для достижения преступной цели виновное лицо может воспользоваться материальной или иной зависимостью потерпевшей (потерпевшего).

6.1. Материальная зависимость означает, что потерпевшая (потерпевший) находится на иждивении виновного лица, проживает на его жилплощади, не имея собственной, является его должником, наследником и т.д.

6.2. Иная зависимость означает, что потерпевшая (потерпевший) находится в любой иной, например служебной, зависимости от виновного. Служебная зависимость связана с подчинением потерпевшей (потерпевшего) виновному лицу по службе. Помимо служебной иная зависимость может возникнуть при опеке, попечительстве и т.п.

6.3. Для привлечения виновного к УО важно установить, что им была использована материальная или иная зависимость, причем такая зависимость была существенной. Если потерпевшая (потерпевший) находится в материальной или иной зависимости от лица, но понуждение не основывается на такой зависимости, в частности не высказываются угрозы ущемления законных интересов, то состав преступления, предусмотренный ст. 133, отсутствует. Под такого рода понуждением нельзя понимать и предоставление каких-либо материальных или иных льгот, а также обещание предоставить эти льготы в будущем.

7. Состав преступления - формальный. Преступление окончено (составом) в момент понуждения. Фактического вступления в половую связь, совершения иных действий сексуального характера для признания преступления оконченным не требуется.

8. Субъективная сторона состава преступления характеризуется прямым умыслом. Виновное лицо осознает, что путем шантажа, угрозы уничтожением, повреждением или изъятием имущества либо с использованием материальной или иной зависимости понуждает другое лицо к половому сношению, мужеложству, лесбиянству или к совершению иных действий сексуального характера, и желает этого.

9. Субъектом преступного посягательства может быть физическое вменяемое лицо как мужского, так и женского пола, достигшее 16-летнего возраста.

10. Деяния относятся к категории преступлений небольшой тяжести.

Другой комментарий к Ст. 133 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. В качестве потерпевшего и субъекта может выступить лицо любого пола. В отличие от насильственных сексуальных преступлений половая свобода при совершении рассматриваемого деяния не устраняется, хотя и стеснена в значительной степени фактом понуждения.

2. Объективная сторона преступления характеризуется действием - понуждением потерпевшего к половому сношению, мужеложству, лесбиянству и иным действиям сексуального характера. Понуждение - это ненасильственное воздействие на волю другого лица с целью добиться его согласия на сексуальную близость.

3. Уголовно наказуемым такое воздействие становится при условии, если оно совершается с применением следующих способов, перечень которых в законе дан исчерпывающим образом: а) шантаж, т.е. угроза распространения компрометирующих сведений, независимо от соответствия их действительности; б) угроза уничтожением, повреждением или изъятием имущества, не только принадлежащего потерпевшему или его близким, но и вверенного этим лицам, в том числе и принадлежащего самому виновному; в) использование материальной или иной зависимости потерпевшего. Материальная зависимость налицо в тех случаях, когда виновный предоставляет потерпевшему средства к существованию полностью или в значительной степени (например, зависимость падчерицы от отчима). Иной зависимостью являются отношения подконтрольности, подчиненности и подотчетности одних лиц другим, в частности зависимость подчиненного или студента от начальника и преподавателя соответственно. По смыслу закона использованием зависимости может быть признано лишь такое поведение лица, которым ставятся под угрозу законные права и интересы потерпевшего. В том случае, если зависимое лицо стремится получить какие-либо незаконные или необоснованные льготы и привилегии, говорить о понуждении его к действиям сексуального характера не приходится.

Текущая редакция ст. 133 ТК РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год

Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.
Минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом, обеспечивается:
организациями, финансируемыми из федерального бюджета, - за счет средств федерального бюджета, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
организациями, финансируемыми из бюджетов субъектов Российской Федерации, - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
организациями, финансируемыми из местных бюджетов, - за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
другими работодателями - за счет собственных средств.

Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Часть утратила силу с 1 сентября 2007 года - Федеральный закон от 20 апреля 2007 года N 54-ФЗ.

Комментарий к статье 133 ТК РФ

1. Установление МРОТ является одной из социальных гарантий, предусмотренных Конституцией РФ (ч.2 ст. 7 Конституции РФ). В соответствии с ч.3 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом МРОТ. Согласно величина МРОТ в Российской Федерации включена в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников. МРОТ устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.

С 1 января 2015 года МРОТ установлен в сумме 5965 руб. в месяц (ст. 1 ФЗ "О минимальном размере оплаты труда").

Статьей 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" предусмотрено, что величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации определяется Правительством РФ ежеквартально на основании потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам.

Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2015 года N 260 "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за 4 квартал 2014 года" установлена величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации за 4 квартал 2014 года на душу населения 8234 руб., для трудоспособного населения - 8885 руб., пенсионеров - 6785 руб., детей - 7899 руб.

Таким образом, положение ст. 133 ТК РФ о том, что МРОТ не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, до настоящего времени не исполнено.

В соответствии со ст. 421 ТК РФ порядок и сроки поэтапного повышения МРОТ до размера, предусмотренного ч.1 ст. 133 ТК РФ, устанавливаются федеральным законом. Однако до настоящего времени указанный нормативно-правовой акт не принят.

2. Действующая редакция нормы ч.2 ст. 133 ТК РФ существенно расширила перечень средств, за счет которых обеспечивается МРОТ.

К таким средствам в настоящее время относятся средства бюджетов разных уровней, внебюджетные средства, а также средства, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты и стимулирующие выплаты.

Часть 3 ст. 133 ТК РФ устанавливает, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже МРОТ.

Однако необходимо учитывать, что трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере менее МРОТ при условии, что их заработная плата без включения районного коэффициента и процентной надбавки за непрерывный стаж работы будет не менее установленного федеральным законом МРОТ (см., например, определение Верховного Суда РФ от 30 августа 2013 года N 93-КГПР13-2).

Следует отметить, что в 2007 году Федеральным законом от 20 апреля 2007 года N 54-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты Российской Федерации" из ст. 129 ТК РФ была исключена ч.2, которая определяла минимальную заработную плату (МРОТ) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала на то, что в величину МРОТ не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты.

Согласно динамике изменения МРОТ в России с 2000 по 2015 год МРОТ в стране увеличился со 132 руб. до 5965 руб.

Другой комментарий к ст. 133 ТК РФ

1. Традиционно в науке трудового права и на практике под минимальным размером оплаты труда понимался размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда. Действовавшая до 20 апреля 2007 г. редакция ст. 129 ТК закрепляла данное определение на законодательном уровне. В настоящее время законодатель изъял его из ст. 129 ТК.

2. Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным законом.

В настоящее время минимальный размер заработной платы установлен Федеральным законом от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" и с 1 января 2014 г. составляет 5554 руб. в месяц.

3. Комментируемая статья устанавливает зависимость минимального размера оплаты труда от размера прожиточного минимума трудоспособного населения.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" прожиточный минимум представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы. Потребительская корзина, т.е. необходимые для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности минимальный набор продуктов питания, а также непродовольственные товары и услуги, стоимость которых определяется в соотношении со стоимостью минимального набора продуктов питания, формируется для основных социально-демографических групп населения (трудоспособного населения, пенсионеров, детей) в целом по Российской Федерации и в субъектах РФ не реже одного раза в пять лет. Потребительская корзина в целом по Российской Федерации разрабатывается на основе методики, которая вносится в Государственную Думу одновременно с проектом федерального закона о потребительской корзине. В настоящее время потребительская корзина в целом по Российской Федерации утверждена Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. N 227-ФЗ "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации".

Потребительская корзина в субъектах РФ устанавливается законодательными (представительными) органами субъектов РФ с учетом природно-климатических условий, национальных традиций и местных особенностей потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг основными социально-демографическими группами населения на основании методических рекомендаций, утверждаемых Правительством РФ. В настоящее время такие методические рекомендации утверждены Постановлением Правительства РФ от 28 января 2013 г. N 54.

Величина прожиточного минимума на душу населения и по отдельным социально-демографическим группам определяется Правительством РФ ежеквартально на основании потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике (Федеральной службы государственной статистики) об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам. Порядок исчисления величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации установлен Постановлением Правительства РФ от 29 января 2013 г. N 56. В субъектах РФ величина прожиточного минимума устанавливается в порядке, утвержденном их законами.

4. Вопрос о повышении минимального размера оплаты труда до величины прожиточного минимума был поставлен еще в Федеральном законе "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", ч. 2 ст. 5 которого предусматривала их поэтапное сближение. Для этого ежегодно в законе о федеральном бюджете должно было устанавливаться их соотношение, что и делалось в 2001 - 2004 гг. В настоящее время это соотношение не устанавливается.

Утверждение минимальной заработной платы не ниже размера прожиточного минимума трудоспособного населения требует значительного увеличения расходов на оплату труда. С учетом этого обстоятельства ч. 1 комментируемой статьи вводится в действие по специальным правилам, предусмотренным ст. 421 ТК, в соответствии с которой порядок и сроки поэтапного повышения размера минимальной заработной платы до величины прожиточного минимума устанавливаются федеральным законом. В настоящее время такой закон не принят.

5. Часть 2 комментируемой статьи определяет источники, за счет которых обеспечивается минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом. Для организаций, финансируемых из бюджетов, это средства бюджетов и средства, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, для других работодателей - их собственные средства.

6. Законодательство предусматривает возможность устанавливать минимальный размер оплаты труда в субъекте РФ, превышающий уровень минимального размера оплаты труда, установленный федеральным законом (см. ст. 133.1 ТК и комментарий к ней).

7. Помимо определения критериев для установления минимального размера оплаты труда, комментируемая статья предусматривает также право каждого работника, отработавшего за месяц норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), на заработную плату не ниже установленного минимального размера. Следовательно, заработная плата ниже установленного минимального размера может быть выплачена в случаях, если работник либо не отработал в течение месяца норму рабочего времени, либо отработал норму рабочего времени, но не выполнил установленную норму труда, либо не отработал норму рабочего времени и при этом не выполнил норму труда. Это может иметь место в следующих случаях: а) работник приступил к работе не с начала расчетного месяца; б) работник прекратил трудовые отношения до истечения месяца; в) работник имел прогул в течение месяца; г) работник был отстранен от работы в течение месяца; д) работник исполнял государственные или общественные обязанности; е) работнику был предоставлен отпуск без сохранения заработной платы; ж) работник работает на условиях неполного рабочего времени; з) работник находился в состоянии простоя; и) работник допустил брак, не подлежащий оплате или подлежащий оплате по пониженным расценкам; к) работник не выполняет нормы труда (должностные обязанности).

8. Изъяв из текста ч. 4 комментируемой статьи, предусматривавшую, что размеры тарифных ставок, окладов, базовых окладов и базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда, законодатель закрепил возможность установления окладов (тарифных ставок) как составных частей заработной платы работников в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. При этом районный коэффициент и процентная надбавка за непрерывный стаж работы должны начисляться к заработной плате сверх установленного федеральным законодательством минимального размера оплаты труда. Эта позиция отражена и в судебной практике (см. Определения ВС РФ от 7 октября 2011 г. N 3-В11-31; от 21 декабря 2012 г. N 72-КГ12-6; от 17 мая 2013 г. N 73-КГ13-1; от 30 августа 2013 г. N 93-КГПР13-2).

Консультации и комментарии юристов по ст 133 ТК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 133 ТК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

1. Понуждение лица к половому сношению, мужеложству, лесбиянству или совершению иных действий сексуального характера путем шантажа, угрозы уничтожением, повреждением или изъятием имущества либо с использованием материальной или иной зависимости потерпевшего (потерпевшей) -


наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок.


2. То же деяние, совершенное в отношении несовершеннолетнего (несовершеннолетней), -


наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.




Комментарии к ст. 133 УК РФ


1. Непосредственный объект преступления - половая свобода или половая неприкосновенность личности. Факультативными объектами могут выступать честь и достоинство потерпевших либо их собственность. Потерпевшими могут быть лица мужского либо женского пола.

2. С объективной стороны рассматриваемое преступление выражается в понуждении лица к половому сношению, мужеложству, лесбиянству или совершению иных действий сексуального характера путем шантажа, угрозы уничтожением, повреждением или изъятием имущества либо с использованием материальной или иной зависимости потерпевшего (потерпевшей).

Понуждение означает психическое воздействие на потерпевшего (потерпевшую) с целью заставить ее (его) вступить в половой контакт с другим лицом против своей воли. В этом случае оно является способом подавления воли и получения согласия, хотя и вынужденного, на вступление в гетеросексуальную или гомосексуальную связь, лесбиянство либо на совершение иных действий сексуального характера. Понуждение может выражаться в устной, письменной или другой форме.

3. Закон содержит строго ограниченный перечень средств и способов подавления воли потерпевшего (потерпевшей):

шантаж, т.е. угроза разглашения сведений, компрометирующих жертву, ее запугивание;

угроза уничтожением, повреждением или изъятием имущества - высказанные вовне намерения совершить указанные действия в отношении всего имущества или его части (это должно существенно затрагивать интересы другого лица, чтобы выступать в качестве фактора, подавляющего его волю; реализация данной угрозы не охватывается ст. 133 УК и требует самостоятельной квалификации);

материальная зависимость - нахождение на полном или частичном, но существенном иждивении у виновного на законных основаниях или с его добровольного согласия;

иная зависимость - любая другая зависимость, кроме материальной, характеризующаяся отсутствием полной или частичной самостоятельности, свободы, наличием подчиненности по службе, работе или учебе и т.д.

Получение согласия потерпевшей (потерпевшего) на совершение действий сексуального характера иным образом (путем обмана, обещания покровительства или иной помощи) не подпадает под признаки ст. 133.

4. Рассматриваемое преступление считается оконченным с момента понуждения к действиям сексуального характера.

5. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Виновный (виновная) осознает, что путем шантажа, угрозы уничтожением, повреждением или изъятием имущества либо с использованием материальной или иной зависимости понуждает потерпевшую (потерпевшего) к половому сношению, мужеложству, лесбиянству или совершению иных действий сексуального характера, и желает этого. Мотив - сексуальный, для квалификации преступления значения не имеет.

6. Субъект преступления специальный, когда речь идет о потерпевшей (потерпевшем), находящейся (находящемся) в материальной или иной зависимости; во всех остальных случаях - любое физическое лицо (независимо от пола), достигшее возраста 16 лет.

1. Понуждение лица к половому сношению, мужеложству, лесбиянству или совершению иных действий сексуального характера путем шантажа, угрозы уничтожением, повреждением или изъятием имущества либо с использованием материальной или иной зависимости потерпевшего (потерпевшей) -
наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок.

2. То же деяние, совершенное в отношении несовершеннолетнего (несовершеннолетней), -
наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Комментарий к статье 133 УК РФ

1. Объективная сторона характеризуется понуждением лица к половому сношению, мужеложству, лесбиянству или совершению иных действий сексуального характера путем шантажа, угрозы уничтожением, повреждением или изъятием имущества либо с использованием материальной или иной зависимости потерпевшего.

Понуждение означает психическое воздействие на потерпевшего с целью заставить его вступить в половой контакт с другим лицом против своей воли. Понуждение должно выступать способом подавления воли и получения согласия, хотя и вынужденного, на вступление в гетеросексуальную или гомосексуальную связь, лесбиянство либо на совершение иных действий сексуального характера. Понуждение может выражаться в различных формах.

2. Закон содержит строго ограниченный перечень средств и способов подавления воли потерпевшего:

Шантаж, т.е. угроза разглашения сведений, компрометирующих жертву, ее запугивание;

Угроза уничтожением, повреждением или изъятием имущества, т.е. высказанного вовне намерения совершить указанные действия в отношении всего имущества или его части; реализация данной угрозы не охватывается ст. 133 и требует самостоятельной квалификации;

Материальная зависимость, т.е. нахождение на полном или частичном, но существенном иждивении у виновного на законных основаниях или с его добровольного согласия;

Иная зависимость, т.е. любая другая зависимость, кроме материальной, характеризующаяся полным или частичным отсутствием самостоятельности, свободы, наличием подчиненности по службе, работе или учебе и т.д.

3. Преступление считается оконченным с момента понуждения к действиям сексуального характера.

4. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом.

5. Субъект преступления специальный, когда речь идет о потерпевшем, находящемся в материальной или иной зависимости; во всех остальных случаях - любое лицо (независимо от пола), достигшее возраста 16 лет.

6. Федеральным законом от 29 февраля 2012 г. N 14-ФЗ усилена уголовная ответственность за совершение этого преступления в отношении несовершеннолетнего (несовершеннолетней) (ч. 2 ст. 133).

Другой комментарий к статье 133 Уголовного Кодекса РФ

1. Объектом данного преступления являются общественные отношения, обеспечивающие половую свободу лиц мужского и женского пола.

2. Объективная сторона данного преступления характеризуется активными действиями, понуждением потерпевшей (потерпевшего) либо к половому сношению, либо к мужеложству, либо к совершению иных действий сексуального характера. Понуждение представляет собой психическое воздействие на потерпевших с целью заставить последних вопреки их воле совершить вышеуказанные действия (совершить половой акт, акт мужеложства или лесбиянства либо иные действия сексуального характера).

Способом понуждения являются либо шантаж, т.е. запугивание, угроза разглашения позорящих, компрометирующих сведений (действительных или ложных); либо угроза уничтожением, повреждением или изъятием имущества; либо использование материальной или иной зависимости потерпевшего (потерпевшей). Под материальной зависимостью следует понимать нахождение потерпевшего (потерпевшей) на полном или частичном иждивении виновного. Сюда же можно отнести случаи зависимости должника от кредитора и др. В прежнем уголовном законодательстве говорилось о "служебной зависимости потерпевшей от виновного". В ст. 133 УК РФ понятие зависимости потерпевшей расширено, ибо речь идет об иной зависимости потерпевшей (потерпевшего) от виновных. Под иной зависимостью можно понимать как служебную зависимость, так и иные формы зависимости потерпевших и виновных. Последнее означает, что в случае отказа удовлетворить желание виновного (виновной) последние могут совершить такие действия, которые приведут к ущемлению законных прав и интересов потерпевших. Например, угроза уволить с работы, лишить крова и т.п. Данное преступление считается оконченным в момент понуждения виновным к совершению вышеперечисленных действий.

3. Если в случае отказа потерпевших удовлетворить желание виновных последние уничтожат, повредят или изымут имущество потерпевших, то содеянное следует квалифицировать по совокупности совершенных преступлений: по ст. 133 УК РФ и соответствующей статье, предусматривающей ответственность за преступления против собственности, в зависимости от характера совершенного деяния.

4. Субъектом преступления, предусмотренного ст. 133 УК РФ, могут быть как представители мужского, так и женского пола, вменяемые, достигшие шестнадцатилетнего возраста.

5. Субъективная сторона данного преступления характеризуется прямым умыслом. Виновный сознает, что понуждает другое лицо к действиям сексуального характера и желает совершить это деяние.

6. Квалифицированным видом комментируемого преступления является совершение деяния, предусмотренного ч. 1 ст. 133 УК РФ, в отношении несовершеннолетнего (несовершеннолетней). Этот квалифицирующий признак имеет место, если виновный знал или допускал, что понуждает к действиям сексуального характера лицо, не достигшее восемнадцатилетнего возраста, либо должен был и мог это предвидеть.