Когда повысят мрот до прожиточного минимума. На кого и как повлияет увеличение мрот до прожиточного минимума. Главные вопросы о мрот и прожиточном минимуме

Федеральным законом от 28.12.2017 № 421-ФЗ вводятся изменения в ряд нормативных актов, направленные на повышение МРОТ до величины прожиточного минимума. Рассмотрим вносимые новшества.

Увеличение МРОТ

В силу ст. 133 ТК РФ месячная зарплата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже МРОТ. Напомним, что согласно положениям данной статьи МРОТ устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Однако введение данной нормы было отложено ст. 421 ТК РФ, в соответствии с которой порядок и сроки поэтапного повышения МРОТ до указанного размера устанавливаются федеральным законом.

С 1 июля 2017 года МРОТ был равен 7 800 руб. (ст. 1 Федерального закона от 19.12.2016 № 460-ФЗ). Как следует из пояснительной записки к законопроекту № 274625-7, по оценке Минтруда численность работников с зарплатой ниже прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по РФ составляет 4 млн человек, из них 1,6 млн человек в бюджетной сфере.

В связи с этим Госдумой РФ и Советом Федерации было принято решение о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части повышения МРОТ до прожиточного минимума трудоспособного населения. В частности, ст. 3 Федерального закона № 421-ФЗ были внесены поправки в ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ, в соответствии с которыми предусматривается установление МРОТ:

    с 1 января 2018 года – 9 489 руб. в месяц (85% от величины прожиточного минимума трудоспособного населения за II квартал 2017 года);

Кроме того, законом предусмотрена защитная норма, согласно которой в случае, если величина прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по РФ за II квартал предыдущего года будет ниже его величины за II квартал года, предшествующего предыдущему году, МРОТ не уменьшается.

Напомним, что ст. 3 Федерального закона № 82-ФЗ предусмотрено применение МРОТ для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования. Применение минимального размера оплаты труда для других целей не допускается.

МРОТ, установленный федеральным законом, обеспечивается, в частности, организациями, финансируемыми из федерального бюджета, за счет средств федерального бюджета, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Пример 1.

Уборщице бюджетного учреждения установлены должностной оклад в размере 6 500 руб. и премиальные выплаты в размере 1 300 руб. В январе 2018 года она полностью отработала норму часов.

Поскольку работодатель не имеет права выплачивать зарплату в размере менее МРОТ, установленного федеральным законом, он должен произвести уборщице доплату в сумме 1 689 руб. (9 489 – 7 800). Таким образом, ее за январь 2018 года составит 9 489 руб. (7 800 + 1 689).

В то же время отметим: если работник трудится в режиме неполного рабочего времени, работает по совместительству или отработал не весь фонд рабочего времени, установленный на данный месяц, ТК РФ не гарантирует, что месячная заработная плата данного лица будет не ниже минимальной. В таких случаях оплата труда производится пропорционально отработанному сотрудником времени, поэтому зарплата совместителей, работников, трудящихся в режиме неполного рабочего времени, должна быть не менее соответствующей доли МРОТ.

Пример 2.

Воспользуемся условиями примера 1. Предположим, что уборщица является совместителем. В январе 2018 года при норме рабочего времени, равной 136 часам при 40-часовой рабочей неделе, совместитель отработала 68 часов.

Зарплата работницы за январь 2018 года составит 3 900 руб. (7 800 руб. / 136 ч x 68 ч). В связи с тем, что она полностью отработала норму рабочего времени, ее зарплата не может быть меньше МРОТ – 4 744,5 руб. (9 489 руб. / 136 ч x 68 ч). Таким образом, работодатель должен произвести ей доплату до МРОТ в размере 844,5 руб. (4 744,5 – 3 900) и начислить 4 744,5 руб.

Особое внимание следует уделить расчету зарплаты работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Напомним, что в соответствии со ст. 315 ТК РФ повышенная оплата труда указанных работников обеспечивается, главным образом, путем установления соответствующих районных коэффициентов (коэффициентов) и надбавок (процентных надбавок). При этом ТК РФ и Закон РФ от 19.02.1993 № 4520-1 возлагают определение размера районного коэффициента и порядка его применения, а также размера процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях и порядка ее выплаты на Правительство РФ. Поскольку Правительство РФ данное полномочие не реализовало, в настоящее время действуют (в части, не противоречащей ТК РФ) принятые до введения в действие данного кодекса нормативные правовые акты, которыми определялся порядок применения районного коэффициента (коэффициента) и процентной надбавки. В соответствии с указанными нормативными правовыми актами районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка начисляются на фактический заработок работника (см. Постановление Минтруда РФ от 11.09.1995 № 49).

Как отмечено в Постановлении КС РФ от 07.12.2017 № 38-П, в соответствии с Конституцией РФ вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом МРОТ гарантируется каждому, а следовательно, определение его величины должно основываться на характеристиках труда, свойственных любой трудовой деятельности, без учета особых условий ее осуществления.

Верховный суд по конкретным делам неоднократно указывал, что при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера, неблагоприятные факторы, связанные с работой в таких условиях, в силу ст. 315, 316 и 317 ТК РФ должны быть компенсированы специальными коэффициентом и надбавкой к заработной плате. Это означает, что заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее МРОТ, после чего к ней должны быть применены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях (определения от 24.06.2011 № 52-В11-1, от 29.07.2011 № 56-В11-10 и от 07.10.2011 № 3-В11-31). Такжеданный вывод содержится в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с осуществлением гражданами трудовой деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, утвержденном Президиумом ВС РФ 26.02.2014, и в определениях ВС РФ от 17.05.2013 № 73-КГ13-1, от 21.12.2012 № 72-КГ12-6. Данные разъяснения Верховного суда признаны Конституционным судом правомерными и подлежат применению всеми организациями, в том числе бюджетными учреждениями.

Напомним, что за установление зарплаты в меньшем размере, чем определено трудовым законодательством, предусмотрена административная ответственность.

Пример 3.

Воспользуемся условиями примера 1. Предположим, что бюджетное учреждение расположено на территории, где установлен районный коэффициент 1,2.

Зарплата работницы за январь 2018 года составит 11 386,8 руб. (9 489 руб. x 1,2).

Таким образом, поскольку с 1 января 2018 года законодателем повышен МРОТ, в бюджетном учреждении должен быть отрегулирован механизм, предусматривающий его увеличение. Соответственно, необходимо внести изменения в положение об оплате труда.

Что касается взаимосвязи размеров социальных пособий и МРОТ, отметим следующее. Федеральным законом от 29.12.2006 № 255-ФЗ предусмотрены случаи, когда для расчета пособий нужно использовать МРОТ:

    если у работника в расчетном периоде нет заработка или его заработок меньше МРОТ (ч. 1 ст. 14);

    если стаж работника составляет менее шести месяцев (ч. 6 ст. 7);

    если работник нарушил режим лечения (п. 1, 2 ч. 1 ст. 8);

    если работник нетрудоспособен из-за алкогольного опьянения (п. 3 ч. 1 ст. 8).

С 1 января 2018 года минимальный средний заработок для расчета пособий составляет 311,96 руб. (9 489 руб. х 24 мес. / 730 дн.). С этим минимумом надо сравнивать средний дневной заработок при расчете пособий по страховым случаям, которые наступят в 2018 году.

О других изменениях, связанных с повышением МРОТ

Как уже было отмечено выше, повышение МРОТ до прожиточного минимума потребовало внесения поправок в ряд законодательных актов.

Прожиточный минимум.

Статьей 1 Федерального закона № 421-ФЗ были внесены поправки в ст. 4 и 7 Федерального закона от 24.10.1997 № 134-ФЗ. В соответствии с изменениями величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по РФ устанавливается в порядке, определяемом Правительством РФ, в субъектах РФ – в порядке, установленном законами субъектов РФ.

Обратите внимание: прожиточный минимум – это стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы.

Сведения о величине прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по РФ и в субъектах РФ подлежат ежеквартальному официальному опубликованию, а также размещению на официальном сайте федерального органа исполнительной власти по статистике в Интернете.

Потребительская корзина – это необходимые для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности минимальный набор продуктов питания, а также непродовольственные товары и услуги, стоимость которых определяется в соотношении со стоимостью минимального набора продуктов питания.

Потребительская корзина для основных социально-демографических групп населения в целом по РФ устанавливается не реже одного раза в пять лет. Поэтому с 1 января 2018 года должна быть введена новая потребительская корзина в связи с истечением пятилетнего срока действия потребительской корзины в целом по РФ. В связи с необходимостью доведения МРОТ до прожиточного минимума трудоспособного населения в ст. 4 Федерального закона от 03.12.2012 № 227-ФЗ были внесены изменения, в соответствии с которыми положения данного закона продлены до 31.12.2020 включительно .

Публично-правовые обязательства.

Как было отмечено выше,МРОТ применяется для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования. Применение минимального размера оплаты труда для других целей не допускается. В то же время в АПК РФ, КАСП РФ, ГПК РФ содержатся нормы о применении МРОТ для реализации публично-правовых обязательств. В частности, ч. 4 ст. 107 АПК РФ было предусмотрено, что за работающими гражданами, вызываемыми в арбитражный суд в качестве свидетелей, сохраняется средний заработок по месту их работы за время отсутствия на работе в связи с явкой в суд. Свидетели, не состоящие в трудовых отношениях, за отвлечение их от обычных занятий получают компенсацию с учетом фактически затраченного времени исходя из установленного федеральным законом МРОТ.

Федеральным законом № 421-ФЗ указанная коллизия устранена: предусмотрено, что с 2018 года порядок и размеры выплаты соответствующих компенсаций устанавливаются Правительством РФ.

Аналогичные поправки внесены в КАСП РФ, ГПК РФ.

Государственная социальная помощь.

Признана утратившей силу норма ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», которой было преду­смотрено следующее: если в субъекте РФ не установлена величина прожиточного минимума, используется величина, определенная Правительством РФ. Данные поправки внесены ввиду утраты актуальности, поскольку в настоящее время величины прожиточных минимумов для основных социально-демографических групп населения установлены во всех субъектах РФ.

Кратко сформулируем основные выводы:

1. С 1 января 2018 года установлен МРОТ, равный 9 489 руб. Он применяется для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования. Применение минимального размера оплаты труда для других целей не допускается.

2. Поскольку работодатель не имеет права выплачивать зарплату в размере менее МРОТ, в бюджетном учреждении должен быть отрегулирован механизм, предусматривающий ее увеличение. Соответственно, необходимо внести изменения в положение об оплате труда.

Многие не ожидали, что МРОТ с 1 мая в России будет увеличен до 11 163 рублей. Для чего повысили МРОТ? Почему именно до такой суммы? Правда ли, что МРОТ приравняли к прожиточному минимуму? Нужно ли поднять работникам зарплату? Федеральный или региональный МРОТ применять с 1 мая 2018 года? Требуется ли повысить пособия работникам? Давайте разбираться.

МРОТ с 1 мая 2018 года: новая сумма

МРОТ с 1 мая 2018 года увеличен до 11 163 рублей. От нового МРОТ зависит расчет множества выплат, в том числе, пособия по временной нетрудоспособности, пособия по беременности и родам, пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет, а также многочисленных социальных выплат, величина которых привязана к минимальному размеру оплаты труда.

Посмотреть на поэтапное увеличение МРОТ в таблице, в которой учтены изменения, в частности, с 1 мая 2018 года.

Как видно, с 1 мая 2018 года произошло довольно ощутимое повышение минимального размера оплаты труда. На 1674 р. (11 163 р. – 9489 р.). Почему же так получилось? С чего вдруг решили повысить минимальный размер оплаты труда с 1 мая? Поясним.

МРОТ приравняли к проточному минимуму раньше планируемого

Под самый конец 2017 года был принят Федеральный закон от 28.12.2017 № 421-ФЗ. Им было зафиксировано, что с 1 января 2018 года МРОТ повышается до 9489 рублей в месяц. При этом начиная с 1 января 2019 года и далее ежегодно с 1 января соответствующего года МРОТ устанавливается федеральным законом в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по РФ за второй квартал предыдущего года. Иными словами, ввели с 2018 года введи механизм доведения МРОТ до величины прожиточного минимума трудоспособного населения.

Постановлением Правительства РФ от 19.09.2017 № 1119 величина прожиточного для трудоспособного населения равна 11 163 рублей. Таким образом, можно было ожидать, что МРОТ в размере 11 163 рубля будет установлен с 1 января 2019 года. Однако ситуация резко изменилась после заявления В.В. Путина. Во время рабочей поездки в Тверскую область Владимир Путин пообещал: минимальный размер оплаты труда в России будет приравнен к прожиточному минимуму уже с 1 мая 2018 года.

Таким образом, доведение МРОТ до прожиточного минимума трудоспособного населения произошло раньше планируемого – с 1 мая 2018 года. Соответствующий закон уже подготовлен и ожидает поступления в Госдуму.

Прожиточный минимум – это стоимость условной потребительской корзины, куда входит минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, которые необходимы для обеспечения жизнедеятельности человека. Также в прожиточный минимум входят обязательные платежи и сборы.

Прожиточный минимум утверждают по окончании каждого квартала, используя для его определения многочисленные статистические данные, в том числе и уровень инфляции. Федеральный прожиточный минимум устанавливает Правительство России, а региональные минимумы – региональные правительства.

Но на что повлияет повышение МРОТ с 1 мая 2018 года? Какие действия потребуется предпринять работодателям в связи с повышением «минималки»? Расскажем об этом далее.

Новый МРОТ и зарплата с 1 мая 2018 года

МРОТ – это минимальный заработок, который организация или ИП (работодатели) должны начислять работникам за полностью отработанный ими месяц (ст. 133 ТК РФ). Однако имейте в виду, что «на руки» работник может получить и меньше МРОТ – за вычетом НДФЛ и других удержаний, например, алиментов. Соответственно, с 1 мая 2018 года платить меньше 11 163 рублей нельзя.

При этом стоит заметить, что оклад работникам с 1 мая 2018 года может быть и меньше 11 163 рублей. Ведь меньше МРОТ не может быть общая зарплата, в которую входят (ст. 129 ТК РФ):

  • вознаграждение за труд;
  • компенсационные выплаты, в том числе доплаты и надбавки;
  • стимулирующие выплаты (премии).

Если с 1 мая 2018 года зарплата работников окажется меньше МРОТ (11 163 рублей), то работодателя могут привлечь к ответственности в виде штрафов. Штраф для организации может составить от 30 000 до 50 000 рублей, а при повторном выявлении – от 50 000 до 70 000 рублей. Для директора или главбуха ответственность может быть такой: при первичном нарушении могут вынести предупреждение или выписать штраф от 1000 до 5000 рублей, при повторном – штраф от 10 000 до 20 000 рублей. Более того, могут дисквалифицировать на срок от года до трех (ст. 5.27 КоАП РФ).

МРОТ в регионах с 1 мая 2018 года

Региональные власти с 1 мая 2018 года могут установить в специальном соглашении свой МРОТ, превышающий федеральный МРОТ (ст. 133.1 ТК РФ). Однако от регионального МРОТ можно отказаться. В этих целях потребуется оформить мотивированный отказ и отправить его в местное отделение Комитета по труду и занятости.

В соответствии с ч. 1 ст. 133.1 ТК РФ в субъекте РФ региональным соглашением может устанавливаться иной размер минимальной заработной платы. Он не должен быть ниже МРОТ, утвержденного федеральным законом. То есть, с 1 мая 2018 года – не менее 11 163 рублей (ч. 4 ст. 133.1 ТК РФ). Работодатели считаются присоединившимися к региональному соглашению о минимальном размере зарплаты, если в течение 30 календарных дней с даты его опубликования они не направили в Минтруд России письменный мотивированный отказ присоединиться к нему. В этом случае все положения регионального соглашения организация обязана выполнять (ч. 8 ст. 133.1 ТК РФ). А значит, минимальный размер зарплаты, установленный региональным соглашением, обязателен для работодателя.

Но на какой МРОТ опираться работодателям с 1 мая 2018 года: на федеральный или региональный? Поясним в таблице:

Коэффициент и процентную надбавку за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях надо начислять сверх минимальной зарплаты, а не включать в нее.

Регион МРОТ в регионе
Алтайский край 11 163 руб.
Амурская область 11 163 руб.
Архангельская область 11 163 руб.
Астраханская область 11 163 руб.
Белгородская область 11 163 руб.
Брянская область 11 163 руб. для работников организаций бюджетного сектора

11 163 для работников организаций внебюджетного сектора

Владимирская область 11 163 руб.
Волгоградская область В размере 1,2 величины прожиточного минимума трудоспособного населения Волгоградской области, но не менее 11 163 руб.
Вологодская область 11 163 руб.
Воронежская область Величина прожиточного минимума трудоспособного населения, но не менее 11 163 руб.
Еврейская автономная область 12 000 руб. для всех работников независимо от стажа

В эту сумму включены все надбавки и коэффициенты. То есть зарплата с учетом всех льгот не может быть меньше 12 000 руб.

Забайкальский край Для работников организаций, финансируемых из бюджета Забайкальского края, местных бюджетов Забайкальского края и фонда обязательного медицинского страхования - 11 163 руб.

Для работников организаций, финансируемых из бюджета Забайкальского края, местных бюджетов Забайкальского края и фонда обязательного медицинского страхования, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях

в Каларском районе в размере

в Тунгиро- Олекминском и Тунгокоченском районах в размере 11 163 руб

Для работников организаций внебюджетного сектора экономики (кроме организаций сельского хозяйства) - 11 163 руб.

Для работников организаций внебюджетного сектора экономики (кроме организаций сельского хозяйства), работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях:

в Каларском районе 11190 руб;

в Тунгиро-Олекминском и Тунгокоченском районах в размере 11 163 руб.

для работников организаций сельского хозяйства - 11 163 руб.

Ивановская область Величина прожиточного минимума трудоспособного населения, определенного на 3квартал 2017 года

Но не менее 11 163 руб.

Иркутская область В размере величины прожиточного минимума для трудоспособного населения Иркутской области за 4 квартал 2017 года, но не менее 11 163 руб.
Кабардино- Балкарская Республика Прожиточный минимум за 4 квартал 2017 года для коммерческих фирм

11 163 руб. - для бюджетников

Калининградская область 11 163 руб.для коммерческих фирм

11 163 руб. - для бюджетников

Калужская область 11 163 руб.
Камчатский край Для работников, осуществляющих трудовую деятельность в организациях, расположенных на территории Камчатского края, за исключением Корякского округа и Алеутского муниципального района, минимальная заработная плата устанавливается - в размере 18 360 руб.

Для работников, осуществляющих трудовую деятельность в организациях, расположенных на территории Корякского округа, минимальная заработная плата устанавливается в размере 19 770 руб.

Для работников, осуществляющих трудовую деятельность в организациях, расположенных на территории Алеутского муниципального района, минимальная заработная плата устанавливается в размере 21 180 руб.

Карачаево- Черкесская Республика 11 163 руб.
Кемеровская область 1,5 величины прожиточного минимума трудоспособного населения Кемеровской области, но не ниже 11 163 руб.
Кировская область 11 163 руб.
Костромская область 11 163 руб.
Краснодарский край В размере величины прожиточного минимума для трудоспособного населения в месяц в Краснодарском крае, но не ниже 11 163 руб.

Так, приказом Министерства труда и социального развития Краснодарского края от 30 октября 2017 г. №1706 «О величине прожиточного минимума в Краснодарском крае за III квартал 2017 года» установлена величина прожиточного минимума: для трудоспособного населения – 11 163 руб.

Красноярский край Установить на территории Красноярского края размер минимальной заработной платы для работников организаций в следующих размерах:

в г. Норильске – 16130 руб.;

в Северо-Енисейском районе – 15515 руб.;

в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе (кроме сельского поселения Хатанга) – 17687 руб.;

сельское поселение Хатанга – 26376 руб.;

в Туруханском районе – 20991 руб.;

в Эвенкийском муниципальном районе –19704 руб.;

в г. Енисейске – 15918 руб.;

в г. Лесосибирске – 12436 руб.;

в Богучанском районе – 15545 руб.;

в Енисейском районе – 16042 руб.;

в Кежемском районе – 15048 руб.;

в Мотыгинском районе – 15918 руб..

Для работников организаций, расположенных в остальных муниципальных образованиях Красноярского края, размер минимальной заработной платы – 10592 руб..

Курганская область 11 163 руб.
Курская область Коммерческие - 11 163 руб.

Бюджетники - 11 163 руб.

Ленинградская область 11 400 руб.
Липецкая область 1,2 величины прожиточного минимума трудоспособного населения за 4 квартал 2017 года

Но не ниже 11 163 руб.

Магаданская область Установить размер минимальной заработной платы в Магаданской области работнику, отработавшему месячную норму рабочего времени, установленную законодательством Российской Федерации, и исполнившему свои трудовые обязанности (нормы труда), - 19 500 руб., за исключением Северо-Эвенского городского округа Магаданской области.

В Северо-Эвенском городском округе Магаданской области работнику, отработавшему месячную норму рабочего времени, установленную законодательством Российской Федерации, и исполнившему свои трудовые обязанности (нормы труда), установить

минимальную заработную плату в размере 21 060 руб..

Москва Размер минимальной заработной платы в городе Москве пересматривается ежеквартально и устанавливается в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы.

В случае снижения величины прожиточного минимума в городе Москве размер минимальной заработной платы сохраняется на прежнем уровне. Так произошло и в 3 квартале.

Прожиточный минимум за 3 квартал в Москве оказался меньше, чем за 2 квартал.

Поэтому МРОТ в Москве с 1 мая 2018 составляет величину прожиточного минимума за 2 квартал, то есть 18 742 руб.

Таким образом, МРОТ в Москве составляет 18 742 руб.

Московская область Коммерческие 13 750 руб.

Бюджетники 11 163 руб.

Мурманская область 11 163 руб. + северные надбавки
Ненецкий автономный округ 18 567 руб. для коммерческих работодателей

11 163 руб. для бюджетников

Нижегородская область в организациях внебюджетного сектора экономики - в размере не ниже 11 163 руб. в месяц;

в организациях сектора малого

бизнеса экономики при средней численности сотрудников не более 50 человек, а бюджетников - в размере не ниже 11 163 руб. в месяц;

Новгородская область Прожиточный минимум в регионе, но не ниже 11 163 руб.
Новосибирская область для работников организаций бюджетной сферы - в размере 11 163 руб.

для работников организаций внебюджетной сферы (кроме организаций сельского хозяйства) – в размере 11 163 руб.

Омская область 11 163 руб.
Оренбургская область 11 163 руб.
Орловская область 11 163 руб.
Пензенская область 11 163 руб.
Пермский край Величина прожиточного минимума трудоспособного населения, но не ниже 11 163 руб.
Приморский край 11 163 руб.
Псковская область

11 450 руб. для бюджетников

Республика Адыгея 11 163 руб.
Республика Алтай 11 163 руб. для работников организаций внебюджетной сферы, кроме работающих в сфере сельского хозяйства в сфере образования

11 163 руб. для работников организаций в сфере сельского хозяйства и образовании, а также бюджетников

Республика Башкортостан 11 163 + региональные надбавки

С учетом надбавок минимальный размер оплаты труда в Башкирии равен 11 163 руб.

Республика Бурятия 11 163 руб.
Республика Дагестан 11 163 руб.
Республика Ингушетия 11 163 руб.
Республика Калмыкия 11 163 руб.
Республика Карелия для работников государственных и муниципальных учреждений в Республике Карелия минимальная заработная плата - 11 163 руб.

для работников, занятых у сельскохозяйственных товаропроизводителей Республики Карелия (за исключением работников, занятых в организациях по виду экономической деятельности «Рыболовство, рыбоводство): по северной части Республики Карелия (Беломорский, Калевальский, Кемский, Лоухский районы, г. Костомукша) 12100 руб., по Республике Карелия, кроме северной части – 11 163 руб.

для работников других работодателей - на уровне величины прожиточного минимума трудоспособного населения, установленной постановлением Правительства Республики Карелия за третий квартал 2017 года в соответствующем муниципальном образовании в Республике Карелия.

Республика Коми 11 163 руб. по южной природно-климатической зоне Республики Коми

11 163 руб. по северной природно-климатической зоне Республики Коми

11 163 руб. для бюджетников

Республика Крым 11 163 руб.
Республика Марий Эл 11 163 руб. для коммерческих работодателей

11 163 руб. для сотрудников организаций, финансируемых из федерального, регионального, а также местных бюджетов

Республика Мордовия 11 163 руб.
Республика Саха (Якутия) 17 388 руб. для коммерческих работодателей

11 163 руб. для бюджетников

Республика Северная Осетия – Алания 11 163 руб.
Республика Татарстан 11 163 руб.
Республика Тыва 11 163 руб.
Республика Хакасия 11 163 руб.
Ростовская область В размере 1,2 величины прожиточного минимума,

установленной для трудоспособного населения Ростовской области за IV

квартал 2017 года, но не ниже 11 163 руб.

Для микропредприятий и малых предприятий в течение первых трех лет работы – на уровне не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения Ростовской области за IV квартал предшествующего года но не ниже 11 163 руб.

Рязанская область 11 163 руб. для коммерческих работодателей

11 163 руб. для бюджетников

Самарская область 11 163 руб.
Санкт-Петербург Установить в Санкт-Петербурге минимальную заработную плату в размере 17 000 руб.

При этом тарифная ставка (оклад) рабочего 1-го разряда не должна быть менее 13 500 руб..

Для бюджетников - 11 163 руб.

Саратовская область 11 163 руб.
Сахалинская область для лиц, работающих в Александровск‐Сахалинском, Анивском, Долинском, Корсаковском, Макаровском, Невельском, Поронайском, Смирныховском, Томаринском, Тымовском, Углегорском, Холмском районах и в городе Южно‐Сахалинске, минимальная заработная плата равна 15600 руб. С 1 октября 2018 года - 15900 руб.

Для тех, кто трудится в Ногликском и Охинском районах, минимальная заработная плата равна 19314 руб. С 1 октября 2018 года - 19686 рубл.

Для работников Курильского, Северо-Курильского и Южно-Курильского районов минимальная заработная плата равна 20800 руб. 1 октября 2018 года -21200 руб.

Свердловская область 11 163 руб.
Севастополь 11 163 руб.
Смоленская область 11 163 руб.
Ставропольский край 11 163 руб.

В соглашении сказано, что зарплата устанавливается в размере прожиточного минимума за 1 квартал 2017 года. Однако этот минимум ниже МРОТ. Поэтому минималка в крае 11 163 руб.

Тамбовская область 11 163 руб.
Тверская область 11 163 руб.
Томская область Минимальная заработная плата в Томской области для работников организаций, финансируемых из областного и местных бюджетов, территориальных государственных внебюджетных фондов Томской области, работников иных работодателей устанавливается в следующем размере:

“Александровский район”, “Городской округ Стрежевой” в размере 16500 руб.

“Верхнекетский район”, “Каргасокский район”, “Город Кедровый”, “Колпашевский район”, “Парабельский район”, “Чаинский район” в размере 15000 руб.

“Тегульдетский район”, “Молчановский район”, “Бакчарский район”, “Кривошеинский район” в размере 13500 руб.

“Городской округ – закрытое административно-территориальное образование Северск Томской области” в размере 11250 руб.

“Город Томск”, “Асиновский район”, “Зырянский район”, “Кожевниковский район”, “Первомайский район”, “Томский район”, “Шегарский район” в размере 11 163 руб.

Тульская область 13000 руб. для работников внебюджетного сектора экономики

11 163 руб.для работников государственных и муниципальных учреждений Тульской области

11 163 руб. для бюджетников

Тюменская область Для работников бюджетных, казенных, автономных учреждений и автономных некоммерческих организаций, учрежденных Тюменской областью или муниципальными образованиями Тюменской области 11 163 руб.

Для работников внебюджетного сектора экономики - 11 163 руб.

Удмуртская Республика 11 163 руб.
Ульяновская область для работников основных производств внебюджетного сектора экономики в размере 11 163 руб.

Для бюджетников - 11 163 руб.

Хабаровский край В районах Крайнего Севера:

а) в Охотском районе – 15510 руб.;

б) в Аяно-Майском районе – 14269 руб..

В местностях, приравненных к районам Крайнего Севера (районы: Амурский, Ванинский, Верхнебуреинский, Комсомольский, Николаевский, имени Полины Осипенко, Советско-Гаванский, Солнечный, Тугуро-Чумиканский, Ульчский, город Комсомольск-на-Амуре), – 12408 руб..

В южных районах Дальнего Востока (районы: Бикинский, Вяземский, имени Лазо, Нанайский, Хабаровский, город Хабаровск) – 11414 руб..

11 163 руб. для бюджетников

Ханты- Мансийский автономный округ – Югра 11 163 руб. + районный коэффициент и процентная надбавка к зарплате за стаж работы в районах Крайнего Севера (но не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, установленного в округе)
Челябинская область 11 163 руб. для коммерческих работодателей

11 163 руб. для малого и среднего бизнеса

Чеченская Республика 11 163 руб.
Чувашская Республика 11 163 руб.
Чукотский автономный округ 11 163 руб.
Ямало-Ненецкий автономный округ 16 299 руб. с учетом и доплат и надбавок стимулирующего характера

11 163 руб. для бюджетников

Ярославская область 11 163 руб. для коммерческих работодателей (кроме малого и среднего бизнеса)

11 163 руб.для малого и среднего бизнеса

11 163 руб. для бюджетников

На какие пособия влияет МРОТ с 1 мая 2018 года

Кроме зарплаты, новый МРОТ с 1 мая 2018 года также влияет на размер некоторых пособий. Поясним в таблице, в каких случаях пособия с 1 мая изменятся и их потребуется выплачивать в новых размерах.

Пособие Как влияет МРОТ
Больничное пособие
В расчетном периоде отсутствовал заработок либо фактический среднемесячный заработок оказался ниже МРОТ у сотрудника, для которого на момент наступления страхового случая установлен режим неполного рабочего времени. В таком случае средний заработок (МРОТ) для расчета пособия определите пропорционально продолжительности рабочего времени сотрудника
В больничном листе есть отметки о нарушении режима без уважительной причины – пособие считают из МРОТ с даты нарушения и до окончания болезни
Пособие по беременности и родам В расчетном периоде заработка не было или он оказался ниже МРОТ – минимальный размер пособия считают из МРОТ
В расчетном периоде отсутствовал заработок (фактический среднемесячный заработок оказался ниже МРОТ) у сотрудницы, которой на момент начала отпуска по беременности и родам установлен режим неполного рабочего времени. Средний заработок (МРОТ) для расчета пособия определите пропорционально продолжительности рабочего времени
Если страховой стаж менее 6 месяцев, начисленное пособие не может превышать МРОТ за полный календарный месяц
Пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет Среднемесячный заработок для расчета пособия не может быть меньше МРОТ

О повышении минимального размера оплаты труда до уровня прожиточного минимума раньше намеченного срока. А именно с 1 мая нынешнего года, а не с 1 января 2019 года, как предлагалось до этого.

С 1 января МРОТ, напомним, уже повысили до 85% от прожиточного минимума трудоспособного населения за II квартал 2017 года. Сейчас "минималка" составляет 9 тыс. 489 рублей. Ранее предполагалось, что полное равенство показателей будет достигнуто к 1 января 2019 года - именно это было заложено в бюджет. Однако в прошлом месяце Владимир Путин, что называется, ускорил процесс. В ходе общения с сотрудниками Тверского вагоностроительного завода президент назвал новый срок - с 1 мая этого года МРОТ будет равен прожиточному минимуму, то есть 11 тыс. 163 рублям. Кроме того, Путин также подчеркнул, что "минималка" будет ежегодно индексироваться и уже не опустится ниже уровня прожиточного минимума.

Таким образом, суммарное повышение МРОТ в 2018 году вследствие вступления в силу новых поправок составит 43%. Инициатива была поддержана всеми фракциями.

Спикер Госдумы Вячеслав Володин подчеркнул, что принимаемый законопроект - "это движение вперед по пути социальной защиты граждан". " Коммунизм строили 70 лет. Не построили. А за 17 лет страна, которая претерпела серьезные изменения, вышла на такие решения, и мы с вами сегодня принимаем его, приравниваем МРОТ к прожиточному минимуму. Это решение, которое касается миллионов граждан", - добавил глава нижней палаты парламента.

Глава Минтруда и соцзащиты Максим Топилин уточнил, что изменения коснутся 3 млн человек, 1,6 млн из которых являются работниками бюджетных организаций в регионах. Деньги на повышение уже предусмотрены. По расчетам министерства, потребуется выделение 7,5 миллиара рублей для федеральных бюджетников и около 32 миллиардов рублей из бюджетов регионов. "Им уже выделены серьезные ресурсы - более 100 млрд рублей, в том числе и на программу по повышению МРОТ", - объяснил министр.

Изменения затронут 3 миллиона человек, 1,6 миллиона из которых бюджетники

"МРОТ является важным фундаментом, на котором строится вся система социальных гарантий", - отметил важность решения первый заместитель руководителя фракции "Единая Россия" Андрей Исаев. Минимальные заработные платы не могут быть ниже федерального МРОТ. "Его повышение может подтолкнуть к росту всю систему оплаты труда", - считает парламентарий. К тому же, с 1 января 2010 года был введен принцип, что ни один пенсионер не получает доходы ниже прожиточного минимума.

Исаев также напомнил, что МРОТ больше не является "мерилом штрафов", так что на тему их роста в связи с нововведением можно не опасаться.

Почему МРОТ не повысили раньше, ведь президент поручил это сделать еще до кризиса? А как раз потому что грянули экономические неурядицы. "И, форсируя рост заработной платы, мы могли бы подтолкнуть безработицу", - пояснил представитель парламентского большинства.

Теперь есть возможность досрочно решить этот важнейший социальный вопрос. И в условиях начавшегося роста экономики повышение МРОТ не приведет к росту безработицы.

В ходе рассмотрения поправок депутат-"справоросс" Валерий Гартунг обратил внимание Максима Топилина на то, что фактический размер МРОТ даже после его повышения до прожиточного минимума может оказаться ниже его уровня за счет вычета подоходного налога.

"Сейчас мы решаем задачу уравнивания этих двух показателей. В последующем мы должны думать о том, как решать этот вопрос, - признал справедливость замечания Топилин. - Это можно сделать путем вычета или повышения МРОТ выше прожиточного минимума. Все это требует дополнительных финансовых средств, поэтому надо очень внимательно рассмотреть".

О том, что размер минимальной зарплаты в России должен быть установлен на уровне, по крайней мере, прожиточного минимума, говорят слишком давно. Причин для этого масса – от несправедливо низкой зарплаты у миллионов россиян, до несоответствия ее размера современным реалиям жизни в стране. В законодательство соответствующая норма была введена 12 лет назад , и за все это время чиновники не смогли найти адекватного механизма, которым бы эти 2 показателя были бы приведены в соответствие. Хотя разговоры по этому поводу все эти годы не утихали.

Фактической причиной того, что разница в величинах МРОТ и ПМ около 30%, является отсутствие средств в региональных бюджетах, за счет которых соответствующая прибавка к окладам и должна производиться. Даже при незначительном повышении МРОТ бюджеты регионов нуждаются в федеральном дотировании, поскольку не могут самостоятельно справиться с возросшей нагрузкой. Но теперь, по мнению чиновников из Минтруда, нужная формула и условия для уравнивания показателей таки найдены. Карьерист.ру постарался разобраться в такой насущной для россиян проблеме, как величина МРОТ и ПМ.

Не раньше осени 2017

В нынешнем году минимальная зарплата была увеличена больше чем когда-либо до этого – в середине года размер увеличения составил 1,3 тыс. рублей, что позволило достичь отметки в 7,5 тыс. рублей. Но даже такое существенное повышение нельзя назвать достижением, ведь уровень бедности для трудоспособных россиян прожиточный минимум гораздо выше. Данный вопрос касается внушительной части населения – в сентябре вице-премьер Ольга Голодец говорила, что зарплату на уровне МРОТ получает около 5 млн россиян. Получается парадокс, вероятно, характерный лишь для стран бывшего Союза – в России насчитывается 5 млн работающих бедняков, зарплата которых физически не позволяет им выжить, но они выживают! Чиновница назвала явление, когда работающее население является бедным, «неправильным». По ее словам, крайней датой, когда МРОТ должен достичь ПМ, должен стать 2020 год.

Зарплату на уровне МРОТ получает около 5 млн россиян

Хотя сама норма, которая определяет, что МРОТ не может быть ниже ПМ, занесена в законодательство еще в 2004 году. Июльское увеличение МРОТ вселило в граждан с низкой зарплатой надежду – повышение зарплаты сразу на 25% – достаточно серьезный шаг со стороны властей. Но «эйфория» продлилась недолго. Сразу после думских выборов законодатели определились с размером повышения МРОТ на будущий год. Было решено с июля 2017 года поднять его до 7,8 тыс. рублей – то есть на 300 рублей или на 4%. Таким образом, новая минимальная зарплата не позволит даже учесть роста инфляции, который едва ли окажется менее 4% в годичном выражении. Интересно и то, что для повышения зарплаты до нового МРОТ для бюджетников, из казны дополнительно потребуется 5,2 млрд рублей, но коснется оно не 1,4 млн человек (что получается из расчетов повышения на 300 рублей на 1 год), а всего 900 тыс. работников (на которых, к слову, требуется лишь 3,2 млрд).

Но в будущем все исправится – как на Всероссийском семинаре, прошедшем 16 декабря, сказал глава Минтруда Максим Топилин, чьи слова приводя «РИА Новости», в Госдуме и правительстве есть понимание того, что величины МРОТ и ПМ должны быть равны , и в этом вопросе чиновники и законодатели пришли к консенсусу. По словам министра, шаг на уравнивание показателей хотели сделать еще в этом году, но «проблему развязать не получилось». Топилин надеется, что в будущем году решение этого вопроса будет найдено. И учитывая, что новый установленный МРОТ начнет действовать лишь с середины будущего года, едва ли стоит ждать каких-либо изменений в ситуации раньше осени.

Региональные особенности

Подтверждением этого служит и заявление руководства правящей партии, сделанного в конце ноября.

Так, выступая на встрече с премьер-министром Дмитрием Медведевым, замглавы парламента Андрей Исаев, чьи слова приводит ИА «REGNUM», заявил, что закон о повышении величины МРОТ до величины ПМ предлагается разработать к осенней сессии 2017 года . Для его подготовки чиновники создали рабочую группу, в которую вошли не только представители верхней и нижней палат парламента, но и министр финансов Антон Силуанов, а также глава Минтруда Максим Топилин. При этом было отмечено, что такое повышение не может быть единовременным, и однозначно будет носить поэтапный характер.

Теперь же один из участников этой группы – Максим Топилин, рассказал про условия, в рамках которых возможно уравнивание ПМ и МРОТ. И по его словам, для этого в размер минимальной зарплаты необходимо включить районные коэффициенты и региональные надбавки , в том числе и жителям Севера. Кроме того, саму минимальную зарплату необходимо сделать региональным показателем – она должна устанавливаться субъектом федерации. Иначе задачу уравнивания МРОТ и ПМ решить попросту невозможно.

Закон о повышении величины МРОТ до величины ПМ предлагается разработать к осенней сессии 2017 года

Получается, что министр предлагает переложить всю ответственность за МРОТ на регионы, которые должны учитывать собственные особенности при определении ее величины. И если сегодня мы имеем разный уровень оплаты труда в разных регионах лишь фактически, то в будущем, в случае реализации предложения Топилина, разница в зарплатах даже в соседних регионах будет узаконена – «соседи» будут вполне обоснованно получать разную зарплату за один и тот же труд. По сути, это напоминает очередное разделение российского экономического пространства на депрессивные и экономически успешные регионы. Фактически это может привести лишь к увеличению внутренней трудовой миграции.

Но вопрос даже не в этом. Дело в том, что ст. 133.1 ТК уже регулирует два предложенных Топилиным условия: мало того, что она разрешает регионам определять собственный МРОТ, так она требует того, чтоб он устанавливался с учетом социально-экономических условий в регионе и установленного в нем прожиточного минимума . Единственное, что размер регионального МРОТ не может быть ниже федерального МРОТ. Топилин же, по сути предлагает отказаться от федерального МРОТ, отпустив регионы, в вопросе определения его размера «в свободное плавание». Мотивы такого предложения пока непонятны, как и то, каким образом это позволит уравнять МРОТ и ПМ. Возможно, федеральный центр пытается полностью снять с себя ответственность за финансирование минимальной зарплаты – после июльского поднятия на 25% регионы потребовали материальной поддержки для обеспечения повышения зарплаты по факту.

Работникам все равно

Интересно и то, что идея передать ответственность за повышение МРОТ до ПМ субъектам федерации не нова – Максим Топилин уже говорил об этом в октябре, ссылаясь на то, что региональный прожиточный минимум учитывает районные коэффициенты и надбавки, а МРОТ – нет. Все это, в случае уравнивания федерального МРОТ и федерального ПМ, поставит в невыгодное положение регионы, где ПМ ниже установленного центральной властью среднероссийского уровня . Более того, в некоторых южных регионах существующий сегодня федеральный МРОТ уже выше регионального ПМ, что серьезно повышает нагрузку на местных работодателей и бюджеты субъектов федерации.

Хотя, основную целевую аудиторию такого повышения – а это около 15 млн работающих россиян, чей ежемесячный доход ниже прожиточного минимума, не особо интересует, из какого конкретно бюджета будет выплачиваться их зарплата. Получая доход ниже 10 тыс. рублей, граждане оказываются за гранью выживания, и в такой ситуации им совершенно все равно, кто поможет ее исправить. Другой вопрос, что даже в случае уравнивания показателей МРОТ и ПМ, уровень жизни получающих минималку граждан едва ли можно будет назвать достойным. Это лишь один из инструментов борьбы с бедностью, но не среди безработных и обездоленных, а среди экономически активных граждан, что гораздо хуже для общей характеристики ситуации в стране.

В октябре Топилин говорил про отсутствие общей позиции между чиновниками, профсоюзами и работодателями по поводу уравнивания.

И ее поиски, очевидно, активно ведутся, ведь в планах – подготовить к будущей осени законопроект для плавного уравнивания МРОТ и ПМ, которое, очевидно, произойдет к 2020 году . Если идея будет реализована в той модели, в которой предлагает правительство, это создаст серьезные трудовые диспропорции в вопросах оплаты труда, например, бюджетников, получающих минималку, скажем в Калмыкии и на Чукотке. Исходя из сегодняшних показателей, первые смогут получать 8 тыс. рублей, а вторые, за ту же работу – 18 тыс. рублей. Конечно, нужно делать скидку на стоимость жизни в разных регионах, и чиновники акцентируют внимание именно на этом. Но проблема в том, что показатель прожиточного минимума и фактическая стоимость жизни – это две совершенно разные величины…

Госдума разрабатывает законопроект о повышении МРОТ до уровня 40 процентов от средней зарплаты по России. С таким предложением выступил вице-президент Конфедерации труда России Олег Шеин.

"Есть подходы, прописанные, в частности, в рекомендациях Международной организации труда и Международного валютного фонда, что минимальная зарплата должна составлять порядка 40% от средней по стране. Мы сейчас работаем над текстом о поэтапном доведении МРОТ до отметки в 40% от официальной средней зарплаты", - говорит вице-президент Конфедерации труда РФ.

Законопроект планируют внести на рассмотрение Госдумы в июле 2018 года.

Прожиточный минимум — это стоимость минимального набора продуктов питания, товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья и обеспечения жизнедеятельности человека. Также прожиточный минимум учитывает необходимые к уплате ежемесячные платежи и сборы. Сегодня в России есть прожиточный минимум для трудоспособного человека, для пенсионера и для ребенка.

МРОТ — это минимальный размер зарплаты россиян до вычета налога на доходы физических лиц. Работодатель не вправе платить меньше - за это его могут оштрафовать и даже привлечь к уголовной ответственности. Кроме того, от МРОТ зависит размер пособий по беременности и родам тем, кто не имеет страхового (трудового) стажа.

Повышение МРОТ до 15600 рублей: в России с 1 мая 2018 года уже вступил в силу закон о повышении МРОТ

В России с 1 мая 2018 года уже вступил в силу закон о повышении МРОТ до 11 163 рублей. По данным Росстата, в 2017 году в стране среднемесячная начисленная зарплата установилась на уровне 39 085 рублей.

Проект закона был инициирован президентом России Владимиром Путиным после встречи с рабочими Тверского вагоностроительного завода, когда глава государства заверил, что МРОТ будет приравнен к прожиточному минимуму уже в начале мая этого года, а не с 1 января 2019 года, как это предусматривалось аналогичным законом, принятым Госдумой в декабре прошлого года.

Повышение МРОТ до 15600 рублей: МРОТ для индивидуальных предпринимателей

В России ИП обязаны уплачивать взносы в пенсионный фонд и фонды социального и обязательного медицинского страхования. Ранее при расчете этих взносов учитывался МРОТ. Его рост увеличивал и размер отчислений в фонды.

С 2018 года такие платежи "отвязали" от МРОТ. Принятые поправки в Налоговый кодекс обязывают ИП с годовым доходом до 300 тыс. руб. отчислять 26545 руб. в год на обязательное пенсионное страхование, а на обязательное медицинское - 5840 руб. ИП с годовым доходом выше 300 тыс. руб. должны дополнительно перечислять на пенсионное страхование 1% от суммы превышения, но не более 212 360 тыс. руб.