Срок финансового оздоровления. Процедура финансового оздоровления

В конце мая Минэкономразвития России вынесло на общественное обсуждение поправки в Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ " " (далее – закон о банкротстве), направленные на расширение возможностей по восстановлению платежеспособности должника.

Законодателю было предложено изложить наименование закона о банкротстве в следующей редакции: "О финансовом оздоровлении и несостоятельности (банкротстве)", добавить указание на новую цель финансового оздоровления – сохранение хозяйствующего субъекта – и полностью обновить посвященную финансовому оздоровлению . Разработанный Минэкономразвития России механизм финансового оздоровления сводится к следующему.

Инициировать процедуру финансового оздоровления согласно законопроекту вправе как сам должник, так и конкурсные кредиторы либо уполномоченные органы. При этом у должника в рамках процедуры финансового оздоровления сохраняется право предлагать суду на утверждение кандидатуру арбитражного управляющего.

Предполагается, что обязательным документом для введения финансового оздоровления станет отчет о финансовом состоянии должника, в котором в обязательном порядке будут указаны сведения о перечне имущества должника и его рыночной стоимости, данные о соотношении рыночной стоимости активов и обязательств должника, бухгалтерская отчетность за последние три года и т. д. Обязанность по составлению отчета возложена на должника, причем он может подкрепить достоверность приведенной в отчете информации заключением аудитора. Сведения из данного отчета признаются конфиденциальными. В случае их необоснованного разглашения с нарушителя могут быть взысканы убытки либо компенсация в размере от 1 тыс. до 5 млн руб. При предоставлении суду указанного отчета процедура финансового оздоровления может быть введена без введения промежуточной процедуры наблюдения.

Финансовое оздоровление может вводиться на срок до пяти лет (на сегодняшний день – не более двух лет в соответствии с ).

Согласно законопроекту в ходе данной процедуры органы управления должника сохраняют свои полномочия с учетом установленных законом о банкротстве ограничений. В случае удовлетворения судом ходатайства арбитражного управляющего об отстранении руководителя должника от должности учредители вправе представить суду кандидатуру исполняющего обязанности руководителя, а если они этой возможностью не воспользуются, обязанности руководителя возлагаются арбитражным судом на одного из заместителей руководителя или работника должника.

На разработку плана финансового оздоровления законопроект отводит должнику четыре месяца. В течение указанного срока конкурсные кредиторы, уполномоченные органы, арбитражный управляющий и учредители (участники) должника вправе предложить свой вариант плана, который может быть одобрен должником. План может предусматривать реорганизацию должника, увеличение его уставного капитала, замещение активов, новацию обязательств, прекращение обязательств должника путем предоставления отступного и т. д. В числе прочего в плане обязательно должен быть расчет суммы, которую кредиторы третьей очереди по обязательствам, не обеспеченным залогом, могли бы получить при реализации имущества по ликвидационной стоимости в конкурсном производстве.

Законопроект предусматривает возможность отстранения конкурсных кредиторов от голосования по вопросу об утверждении плана финансового оздоровления, если планом предусмотрено погашение просроченной задолженности в срок не более трех месяцев и дальнейшее исполнение обязательств по изначальным условиям. Остальные кредиторы голосуют в соответствии с классами (видами) требований, если такое деление предусмотрено планом. План считается одобренным кредиторами, если в каждом классе за утверждение плана проголосовало более 50% кредиторов. Однако и в случае неодобрения плана кредиторами должник вправе просить суд ввести финансовое оздоровление при соблюдении некоторых условий – в частности, в соответствии с планом кредиторы в итоге должны получить не меньше, чем могли бы получить при реализации имущества по ликвидационной стоимости в конкурсном производстве и не менее 30% от суммы не обеспеченных залогом требований.

План финансового оздоровления может быть изменен, досрочно исполнен или прекращен с одновременным введением внешнего управления или конкурсного производства.

Приведенное описание является довольно кратким и тезисным – законопроектом же предусмотрена весьма детальная регламентация процедуры. Каких-либо спорных и неоднозначных положений на первый взгляд в данной части не просматривается.

Плюсы предлагаемых правил для должника заключаются в том, что ввести финансовое оздоровление можно и без согласия кредиторов. Но есть и минус: процедура финансового оздоровления довольно сложная и к тому же ее введение подразумевает реальную возможность "реанимации" должника – а когда речь идет о банкротстве, денег и имущества у него, как правило, уже крайне мало. Будет ли широко применяться на практике новая версия финансового оздоровления – вопрос в большей степени носит экономический, чем юридический характер. Пока же конкурсное производство с последующей ликвидацией должника – намного менее сложный и затратный путь, чем восстановление платежеспособности, а потому и самый популярный. Так что новая процедура может остаться в разряде научно-фантастической литературы.

На текущий момент трудно предсказать, какому количеству кредиторов придется столкнуться с новой процедурой финансового оздоровления в случае ее одобрения. Однако другая предлагаемая законопроектом поправка – новая ст. 9.1 закона о банкротстве – способна затронуть многих.

Данной статьей предлагается запретить контрагентам должника отказываться в одностороннем порядке от исполнения обязательства и/или изменять его условия в связи с изменением финансового состояния должника, нарушением графика платежей и (или) введением в отношении должника процедуры банкротства, если это влечет неблагоприятные для последнего последствия. При этом подчеркивается, что введение в отношении должника процедуры банкротства не может считаться существенным изменением обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, и являться основанием для изменения или расторжения договора по требованию стороны по договору. Досрочное наступление сроков исполнения обязательств или иные неблагоприятные для должника последствия в связи с теми же обстоятельствами не допускаются.

Казалось бы, данная норма преследует благую цель – обеспечить возможность восстановления платежеспособности должника. Но в то же время она существенно ограничивает свободу договора.

Если сейчас кредиторы, предвидя финансовый крах должника, могут применить распространенное договорное правило "ой, всё" и прекратить взаимоотношения с должником во избежание дальнейших финансовых потерь, то в случае введения ст. 9.1 закона о банкротстве "избавиться" от неплатежеспособного контрагента и не стать ответчиком по иску об убытках станет намного труднее. Особенно сильно данная норма ударит по предпринимателям, работающим по системе постоплаты, то есть получающих деньги по договору после поставки товаров, оказания услуг или выполнения работ: с одной стороны, вероятность получения денег от должника в процедурах банкротства стремится к нулю, с другой – найти убедительные основания для прекращения обязательств будет не так-то просто.

Полагаю, можно прогнозировать увеличение популярности работы по предоплате во избежание кассовых разрывов и связанных с этим последствий. Тенденцией станет также проявление все большей осмотрительности при заключении сделок. Иначе рисков злоупотреблений со стороны должника вроде требований о предоставлении товаров, работ и услуг при заведомо низкой вероятности их оплаты, а так же риска предъявления должником исков об убытках избежать будет непросто. Юристам, ведущим договорную работу, предлагаемая норма даст немало пищи для размышлений.

Вместе с тем на арбитражных управляющих ляжет дополнительная нагрузка, связанная с необходимостью принятия решений по каждому договору должника. Хотя в порядке конкурсный или внешний управляющий и вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения обязательств должника, данный отказ не должен повлечь для должника негативных последствий, иначе иск об убытках может настигнуть уже самого арбитражного управляющего.

Таким образом, предлагаемая к введению ст. 9.1 закона о банкротстве представляется весьма неоднозначной. Чего она принесет больше – пользы или вреда, покажет практика.

Продолжение следует.

Существующий порядок банкротства юридических лиц состоит из нескольких процедур. Одна из них получила название финансового оздоровления. Решение о её назначении принимается Арбитражным судом. Такой порядок установлен статьей 75 ФЗ №127, принятого в октябре 2002 года. На данном этапе банкротящейся компании существует огромное количество нюансов.

Антикризисное управление предприятием

Чаще всего стадию финансового оздоровления называют антикризисным управлением предприятием. Вводится процедура в том случае, когда проводимые ранее меры с несостоятельным предприятием не дают нужного эффекта. Оздоровление может проводиться только до момента наступления полного банкротства.

Назначенный этап антикризисного управления предназначен для восстановления платежеспособности должника. Финансовые меры, применяемые в этот период, направлены на улучшение экономического состояния банкротящегося. Полное погашение долговых обязательств кредиторов или их отказ от своих требований могут стать поводом прекращения всей процедуры банкротства. Выплаты долговых обязательств на стадии финансового оздоровления необходимо погашать строго по графику очередности, предоставленному суду.

Решение о проведении антикризисного управления принимается общим собранием кредиторов. Оформляют его в форме протокола собрания. Оно должно подаваться вместе с ходатайством о назначение новой стадии процедуры в Арбитражный суд. Согласно действующему законодательству, подавать документы кредиторы могут через временного управляющего. При принятии положительного решения, суд назначает для проведения процедуры административного управляющего.

Вместе с ходатайством суду нужно предоставить план мероприятий, которые необходимо будет провести для восстановления финансовой платежеспособности несостоятельного должника. Его разработчик должен ознакомить с ним кредиторов не позднее 15 дней до проведения их общего собрания.


Данная стадия процедуры банкротства отменяет ранее существовавший порядок обеспечения требований, предъявленных кредиторами должнику. Положительное решение о введении антикризисного управления принимается в том случае, когда должник предоставляет суду гарантии погашения не менее 20% существующей у него задолженности. Обеспечением его обязательств в финансовом оздоровлении могут служить:

  • банковские гарантии;
  • все виды имущества;
  • поручительство третьих лиц и т. п.

Предлагаемое обеспечение не должно находиться в обременении на момент принятия решения судом.

Сроки финансового оздоровления

Антикризисное управление имеет ограниченный срок применения. Он указывается в определение суда и зависит от принятого графика погашения долговых обязательств. Закон ограничивает его 2-я годами.

Решение суда, принимается к исполнению сразу после его вынесения. Оно может быть обжаловано в установленном законом порядке.

Порядок введения процедуры

Процедура введения финансового оздоровления определена статьей 80 ФЗ №127. Порядок подачи ходатайства о ней рассмотрен в статье 75 ФЗ №127. Инициировать процедуру могут не только кредиторы, но и учредители или третьи лица, имеющие на это соответствующие полномочия.

Предоставленный суду план обеспечения долговых обязательств включает в себя полное описание предметов гарантий выплат. В нем указываются основные качественные и количественные характеристики предметов обеспечения и сведения о лицах их предоставивших.

После назначения финансового оздоровления, административный управляющий начинает работу в рамках принятого и утвержденного плана. Начало погашения долговых обязательств, определенное графиком, должно начаться не позднее одного месяца с даты принятия судом решения о введении процедуры антикризисного управления.

План финансового оздоровления предприятия

Изучая план антикризисного управления, можно заметить, что он очень похож на обычный бизнес-план. Его структура состоит из 8 разделов. В первом из них содержатся сведения о должнике, подробная характеристика его деятельности, резервы и перспективы возможного развития. Обязательными для него являются сведения о реквизитах должника, информация об учредителях и составе имущества.

Во втором разделе сосредоточена информация о сроках проведения назначенной судом процедуры, времени погашения долговых обязательств и запланированных планом показателях, которых необходимо будет достигнуть в процессе реализации мер по восстановлению платежеспособности банкрота. В числе таких показателей - прибыль, рентабельность, а также текущая ликвидность активов.

Третий раздел плана второй процедуры банкротства посвящен комплексному анализу хозяйственной деятельности и финансовой устойчивости должника. Они позволяют определять реперные точки и выявить основные причины убыточности деятельности несостоятельного должника. Даже незначительная корректировка работы может позволить добиться серьезного улучшения экономической ситуации.

В четвертый раздел плана включены:

  • перечень запланированных мер оздоровления;
  • оценка потребности в различных ресурсах, включая оборотные средства и обеспеченность кадрами;
  • обоснование планируемых мероприятий по улучшению экономической ситуации, сложившейся у должника.

Пятый раздел плана посвящен изучению возможности увеличения объема выпускаемой продукции или оказываемых услуг и их реализации банкротящегося. Шестой - содержит план маркетинговой стратегии продаж. Седьмой раздел посвящен программе производства. Он напрямую связан с пятым и шестым разделами.

Восьмой раздел посвящен прогнозированию развития бизнеса должника. Самые эффективные способы стабилизации финансовой ситуации - получение дополнительных доходов и снижение затрат. Проводимый в разделе анализ учитывает возможность привлечения дополнительных финансов.

Кем утверждается?

План финансового оздоровления предприятия разрабатывается в том случае, когда должник не может полностью покрыть свои обязательства перед кредиторами. Порядок его разработки и утверждения регламентируется статьей 84 ФЗ №127. Подготавливается он учредителями или участниками юридического лица, в отношении которого инициирована процедура банкротства.

Подготовленный документ должен быть одобрен кредиторами и предоставлен на рассмотрение в Арбитражный суд. После принятия решения о назначении процедуры он становится обязательным для выполнения. Ответственность за его реализацию лежит на руководителе хозяйствующего субъекта.

Административный управляющий

Полномочия административного управляющего определены статьей 83 ФЗ №127. Он назначается арбитражным судом на срок проведения антикризисного управления. Начало его полномочий - дата принятия судом решения о назначении. Заканчивает он свою деятельность в последний день срока действия процедуры несостоятельности.

Прямыми обязанностями административного управляющего является ведение реестра долговых обязательств. Он должен созывать собрания кредиторов и контролировать выполнение плана оздоровления, а также графика погашения долгов. Управляющему разрешено принимать участие в инвентаризации имущества должника, получать сведения и отчеты об его деятельности.

Действующее законодательство, регламентирующее вопросы, связанные с несостоятельностью, предусматривает возможность досрочного прекращения полномочий административного управляющего. В их числе выполнение должником всех долговых обязательств и ходатайство саморегулирующей организации.

Последствия введения финансового оздоровления

Последствия введения антикризисного плана наступают сразу после принятия судом решения о начале процедуры.

  • Происходит отмена принятых ранее обеспечительных и ограничительных мер в банкротстве.
  • С имущества снимаются наложенные ранее аресты.
  • В период введения данного процесса должнику запрещается выплачивать дивиденды по акциям, выделять доли участникам, а также выкупать эмиссионные бумаги.
  • В последствии проведения стадии оздоровления замораживается начисление пеней и штрафов на все обязательства должника перед его кредиторами.
  • Разрешено погашать задолженность путем взаимозачета встречных требований.

Финансовое оздоровление вводится на срок не более 2 лет (). То есть 2 года - это максимальный срок финансового оздоровления, который может быть и меньше.

Изначально срок финансового оздоровления указывается в ходатайстве учредителей (участников) к о введении данной процедуры (п. 4 ст. 77 Закона № 127-ФЗ). Далее при удовлетворении ходатайства срок оздоровления фиксируется в решении собрания о введении финансового оздоровления (п. 1 ст. 74 Закона № 127-ФЗ). На основании этого решения составляется еще одно ходатайство, уже в арбитражный суд, и судья выносит определение о введении финансового оздоровления, в котором указывает конкретный срок для его проведения (п. 3 ст. 80 Закона № 127-ФЗ).

Если срок финансового оздоровления подходит к концу

По общему правилу не позднее чем за месяц до окончания срока процедуры компания-должник должна предоставить отчет об итогах проведения финансового оздоровления административному управляющему (п. 1 ст. 88 Закона № 127-ФЗ). То есть если финансовое оздоровление было введено, к примеру, на 1 календарный год, то направить отчет должнику нужно будет спустя 11 месяцев.

При этом к отчету должны быть приложены (п. 2 ст. 88 Закона № 127-ФЗ):

  • баланс должника на последнюю отчетную дату;
  • отчет о прибылях и убытках;
  • документы, свидетельствующие о том, что требования кредиторов исполнены.

Указанные выше бумаги должен проанализировать административный управляющий и составить заключение о выполнении графика погашения задолженности. Далее он должен направить его «реестровым» кредиторам и в арбитражный суд. На все это у него есть 10 дней с даты получения отчета должника (п. 3 ст. 88 Закона № 127-ФЗ).

Финальная стадия процедуры - назначение даты судебного заседания, где будут рассматриваться результаты финансового оздоровления и жалобы кредиторов. По его итогам может быть принято определение о прекращении производства по делу о банкротстве, определение о введении внешнего управления или решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства (п. 5,6 ст. 88 Закона № 127-ФЗ).

Досрочное завершение финансового оздоровления

Как было указано выше, срок финансового оздоровления не может превышать 2 лет. Однако должник может погасить свои долги и в более короткий срок.

В случае опережения графика погашения задолженности должник подает отчет об итогах процедуры финансового оздоровления тогда, когда все требования кредиторов удовлетворены, в том же порядке, как если бы оставался месяц до окончания процедуры (п. 1,2 ст. 86 Закона № 127-ФЗ). Но в данном случае по итогам судебного заседания судья может принять (п. 3 ст. 86 Закона № 127-ФЗ):

  • или определение о прекращении производства по делу о банкротстве, если все требования кредиторов удовлетворены (а если есть те, которые не удовлетворены, то они признаны необоснованными);
  • или определение об отказе в прекращении производства по делу, если была выявлена непогашенная задолженность.

Возможна и другая ситуация, когда должник перестает платить по долгам и выбивается из графика платежей. А при неоднократном нарушении графика более чем на 15 дней процедура финансового оздоровления может быть досрочно прекращена (п. 1 ст. 87 Закона № 127-ФЗ). Для этого административный управляющий должен созвать собрание кредиторов, и уже оно будет решать, какую процедуру банкротства далее следует вводить в отношении должника и, соответственно, с каким ходатайством обращаться в суд (

ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) » от 26.10.2002 №127-ФЗ (в редакции от 18.12.2006 №231-ФЗ).

Практика рассмотрения дел о банкротстве показала крайнюю неэффективность внешнего управления в процессе банкротства. Поэтому по аналогии с законодательством некоторых зарубежных стран в Закон о банкротстве были включены нормы о совершенно новой процедуре, позволяющей не отстранять руководство должника от занимаемых должностей.

Финансовое оздоровление вводится по ходатайству учредителей должника при наличии плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности. Также учредителями или даже третьими лицами должно быть предоставлено обеспечение исполнения обязательств должника (залог, банковская гарантия, государственная гарантия, поручительство) в размере не менее 120% от суммы задолженности.

Основная цель финансового оздоровления - восстановить платежеспособность должника и следовать графику погашения задолженности, который контролирует административный управляющий.

Законодательство устанавливает достаточно жесткие требования в отношении сроков и порядка погашения задолженности перед кредиторами. В частности, указанный график погашения задолженности должен предусматривать начало погашения задолженности не позднее чем через месяц после введения финансового оздоровления. Требования всех кредиторов, включенные в реестр требований кредиторов, должны быть удовлетворены не позднее чем за месяц до окончания срока этой процедуры. Требования кредиторов первой и второй очередей - не позднее чем через 6 месяцев с даты введения финансового оздоровления. Погашение требований кредиторов должно осуществляться ежемесячно, пропорционально, равными долями в течение года с момента начала удовлетворения требований кредиторов.

В ходе финансового оздоровления органы управления должника, продолжая выполнять свои функции, ограничиваются в распоряжении средствами. Например, должник не вправе без согласия собрания (комитета) кредиторов*(79) совершать сделки, в отношении которых у него имеется заинтересованность или которые связаны с приобретением, отчуждением имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более 5% балансовой стоимости его активов. Устанавливаются ограничения и на совершение сделок, которые влекут за собой выдачу займов (кредитов), поручительств и гарантий, а также на учреждение доверительного управления имуществом должника.

Вместе с тем Закон о банкротстве устанавливает, что должник не вправе совершать определенные сделки без согласия административного управляющего. К ним относятся сделки, которые влекут за собой увеличение кредиторской задолженности более чем на 5% от суммы требований кредиторов, уступку прав требований, перевод долга, получение займов (кредитов) и т.д.

Финансовое оздоровление вводится на срок до 2 лет . За месяц до истечения этого срока должник представляет административному управляющему отчет, включающий баланс должника, отчет о прибылях и убытках, документы, подтверждающие требования кредиторов. Если график погашения задолженности не выполнен, требования кредиторов погашаются лицами, предоставившими обеспечение, и тогда эти лица становятся для должника кредиторами третьей очереди.

По итогам рассмотрения результатов финансового оздоровления , а также жалоб кредиторов арбитражный суд принимает один из судебных актов: определение о прекращении производства по делу о банкротстве, если непогашенная задолженность отсутствует и жалобы кредиторов признаны необоснованными; определение о введении внешнего управления в случае наличия возможности восстановить платежеспособность должника; решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства в случае отсутствия оснований для введения внешнего управления и при наличии признаков банкротства.

Финансовое оздоровление – процедура, направленная на восстановление платежеспособности должника, а также на погашение его задолженности в соответствии со специальным графиком.

Инициатива проведения финансового оздоровления может исходить от участников (учредителей); собственника имущества должника – унитарного предприятия; третьего лица (третьих лиц) (по согласованию с должником) (указанные субъекты на стадии наблюдения вправе обратиться к первому собранию кредиторов с соответствующим ходатайством).

Финансовое оздоровление может быть введено арбитражным судом по итогам наблюдения:

1) на основании решения первого собрания кредиторов;

2) в отсутствие какого бы то ни было решения первого собрания кредиторов, если имеется ходатайство указанных субъектов при условии предоставления обеспечения исполнения обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности;

3) вопреки решению первого собрания кредиторов о введении внешнего управления либо открытии конкурсного производства при условии предоставления аналогичного ходатайства и банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения обязательств должника по графику погашения задолженности.

Размер обеспечения в случаях 2 и 3 должен превышать размер обязательств должника, включенных в реестр требований кредиторов на дату судебного заседания на 20% (способы обеспечения обязательств – залог (ипотека), банковская гарантия, государственная или муниципальная гарантия, поручительство; не могут выступать в этом качестве удержание, задаток, неустойка).

Финансовое оздоровление вводится на срок не более 2 лет.

Правовые последствия введения финансового оздоровления:

1) требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, срок исполнения которых наступил на дату введения финансового оздоровления, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением порядка, установленного ФЗ о банкротстве;

2) отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов;

3) аресты на имущество должника и иные ограничения должника в части распоряжения имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве;

4) запрещается удовлетворение требований учредителя (участника) должника о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей (участников);

5) запрещается выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным ц/б.

Процедуру финансового оздоровления проводит назначаемый арбитражным судом административный управляющий (органы управления должника осуществляют свои полномочия с некоторыми ограничениями).

Должник не вправе без согласия собрания (комитета) кредиторов заключать сделки (в совершении которых у него имеется заинтересованность или которые связаны с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения имущества балансовой стоимостью более 5% балансовой стоимости активов должника; влекущие за собой выдачу займов (кредитов), выдачу гарантий и поручительств, учреждение доверительного управления имуществом должника).

Согласие административного управляющего требуется на совершение сделок, влекущих (увеличение кредиторской задолженности более чем на 5 % суммы требований кредиторов; уступку прав требований, перевод долга; получение займов (кредитов)).

Арбитражный суд может отстранить руководителя должника от занимаемой должности в случае ненадлежащего исполнения плана финансового оздоровления, совершения действий, нарушающих права и законные интересы кредиторов.

Для реализации финансового оздоровления разрабатывается два документа:

1) План финансового оздоровления (подготавливается учредителями (участниками) должника, утверждается собранием кредиторов; должен предусматривать способы получения должником средств, необходимых для удовлетворения требований кредиторов в соответствии с графиком погашения задолженности, в ходе финансового оздоровления).

2) График погашения задолженности (подписывается лицом, уполномоченным учредителями (участниками) должника; с даты его утверждения арбитражным судом возникает одностороннее обязательство должника погасить задолженность перед кредиторами в установленные графиком сроки).

Если о введении финансового оздоровления ходатайствует первое собрание кредиторов (график должен предусматривать погашение всех требований кредиторов, включенных в реестр, не позднее чем за месяц до даты окончания срока указанной процедуры, а также погашение требований кредиторов 1-ой и 2-ой очереди не позднее чем через 6 месяцев с даты введения финансового оздоровления).

При введении данной процедуры во 2 и 3 случаях (график должен предусматривать начало погашения задолженности не позднее чем через месяц после вынесения определения о введении финансового оздоровления и погашение требований кредиторов ежемесячно, пропорционально, равными долями в течение года с даты начала удовлетворения требований кредиторов).

Если должник не исполняет график погашения задолженности , административный управляющий обязан обратиться к лицам, предоставившим обеспечение исполнения должником обязательств (в случае удовлетворения ими требований кредиторов их требования погашаются должником после прекращения производства по делу о банкротстве или в ходе конкурсного производства в составе требований кредиторов 3-й очереди).

По итогам финансового оздоровления арбитражный суд принимает:

1) определение о прекращении производства по делу об банкротстве (если непогашенная задолженность отсутствует);

2) определение о введении внешнего управления (при наличии возможности восстановить платежеспособность должника);

3) решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства (если нет основания для введения внешнего управления и при наличии признаков банкротства).

Санация должника может быть введена судом на основании ходатайства. Подобная мера предпринимается ради восстановления нормальной платежеспособности организации и в целях погашения всех долгов. На какой срок вводится процедура финансового оздоровления? Допускается ли досрочное прекращение санации? Обо всех нормативных нюансах - далее.

Общий срок финансового оздоровления

Финоздоровление может быть введено арбитражем самостоятельно (п. 2, 3 стат. 75 Закона) или же согласно принятому кредиторским собранием решению (п. 1 стат. 80). Одновременно выбирается кандидатура управляющего (административного). При этом финансовое оздоровление вводится на срок, указанный в соответствующем определении суда, где дополнительно приведен график погашения долгов, а также содержится информация об обеспечении.

В соответствии с п. 6 стат. 80 максимальный срок финансового оздоровления составляет 2 года, то есть может быть меньше, но не больше. Первоначально предполагаемый период санации должника обозначается в ходатайстве участников (учредителей), подаваемому к первому кредиторскому собранию. Затем при согласии собрания данные о сроке санации фиксируются в решении первого кредиторского собрания (п. 1 стат. 74), после чего точные даты утверждаются судебными органами в определении о применении процедуры (п. 3 стат. 80).

Обратите внимание! Наступающие с момента введения финоздоровления последствия для должника и кредиторов поименованы в стат. 81 Закона . Это, к примеру, отмена принятых ранее обеспечительных мер; запрет на изъятие имущества собственниками УП; на выплату дивидендов, выдел долей и паев, распределение прибыли и т.д.

Когда финоздлровление завершается досрочно

Мы выяснили, что срок финансового оздоровления не может превышать 2 лет. Согласно п. 1 стат. 88 Закона не позже, чем за 1 мес. до завершения санации фирма-должник обязана подать управляющему отчет о результатах проведенных мероприятий. К форме прилагаются финансовые балансы и платежные документы в части исполнения обязательств. После рассмотрения всех данных управляющий составляет заключение, где приводятся сведения о погашении долгов. В том случае, если все обязательства исполнены, дело о банкротстве прекращается. Если же возможности рассчитаться у должника нет, вводится внешнее управление или конкурсное производство.

Досрочно закончить санацию можно при полном погашении юрлицом своих обязательств перед кредиторами, включенными в реестр (п. 1 стат. 86). В этой ситуации компания-должник также обязана предоставить отчет с подробными данными об исполнении обязательств и приложением подтверждающей расчеты документации. После рассмотрения данных и с учетом поданных кредиторами жалоб суд вправе вынести определение о прекращении дела о неплатежеспособности или отказе в его прекращении. Для второго варианта развития событий должно быть обоснование - наличие неисполненных требований или жалоб кредиторов.

Вывод - мы разобрались, на какой срок вводится финансовое оздоровление. По законодательным нормам этот период максимально составляет 2 года. Однако в отдельных ситуациях срок оздоровления может быть сокращен. Отчет о результатах санации подается за месяц до официального завершения этой стадии, а досрочное завершение возможно только при полных расчетах с кредиторами и отсутствии обоснованных жалоб со стороны последних.