Какие права являются международными. Список, стран, где необходимо международное водительское удостоверение. Международное водительское удостоверение — нужно ли

Всем привет!

Если вы собираетесь за рубеж на своём или арендованном авто, то вам просто необходимо узнать о том, как и где действуют российские права за границей.

В статье я расскажу о том, для посещения каких стран следует дополнительно оформить международное удостоверение и где привычных национальных прав будет для передвижения вполне достаточно. Поехали!

В соответствии с п. 24 Постановления Правительства № 1097 в России выдаются два вида водительских удостоверений:

  1. – предназначены преимущественно для передвижения по территории России, но могут приниматься в качестве документа на вождение и в ряде других стран. За рубежом ездить по национальным водительским удостоверениям (НВУ) можно в государствах, присоединившимся к Венской конвенции о дорожном движении 1968 г.
  2. – представляют собой перевод НВУ на основные 8 мировых языков. Действуют международные водительские удостоверения (МВУ) только в совокупности с национальными правами, отдельно они юридической силой не наделены. Иметь при себе МВУ необходимо в государствах, подписавших Женевское соглашение 1949 г., которые не присоединились к Венской конвенции. В России ездить, имея при себе только МВУ, нельзя.

Оба вышеуказанных вида удостоверений соответствуют требованиям международных соглашений. Если у вас будет на руках оба вида прав – и НВУ, и МВУ – то проблем с передвижением у вас не должно быть вовсе. Разве что, они не подойдут для езды на территориях, где ни одна из указанных конвенций не действует – там необходимы местные права.

Несмотря на то, что НВУ действует во многих государствах, вопрос о необходимости не даёт покоя многим нашим согражданам. Ведь это платно, требует усилий и неизвестно, пригодится ли документ вовсе.

Итак, давайте разберёмся в каких случаях вам достаточно вашего НВУ и когда МВУ вам всё же придётся сделать.

Можно ли управлять автомобилем за рубежом без оформления МВУ?

Согласно пп. а) п. 2 ст. 41 Венской конвенции страны, которые ввели на своей территории в действие этот международный документ, обязуются признавать НВУ, выданные по образцам, соответствующим Приложению № 6 Венского соглашения.

Получить актуальную информацию о государствах, ратифицировавших Венское соглашение, можно на официальном сайте Европейского экономического комитета .

Обратите внимание! В интернете часто советуют не выезжать за границу с НВУ, так как в нём отсутствует перевод названия документа на иностранные языки, написано просто: «Водительское удостоверение». То есть, риск столкнуться с представителем власти иностранного государства, который не поймёт, что за документ вы ему предъявляете, действительно есть, хотя, конечно, он и небольшой – НВУ, разработанные на основании Венской конвенции, похожи.

Так вот. Если вы боитесь ездить с НВУ только из-за отсутствия перевода его названия, то зря. В соответствии с пп. а) п. 1 ст. 41 Конвенции стороны обязуются признавать любое НВУ, составленное на национальном языке страны выдачи. То есть, российское национальное удостоверение отвечает международным требованиям.

Являются ли международными национальные права старого образца?

С у вас может возникнуть больше проблем, чем с новыми правами.

Само по себе НВУ в бумажном или пластиковом виде, выданное до 2011 года, современным требованиям Конвенции не соответствует. Но в Переходных положениях Венского соглашения указано, что старые НВУ, выданные до введения новых удостоверений, признаются на территории других стран при наличии перевода (пп. а) п. 1 ст. 41, ст. 43 Конвенции).

Таким образом, если у вас НВУ старого образца, у вас есть два варианта действий:

  • Получить МВУ.
  • Сделать старого удостоверения и заверить его у нотариуса.

Выбирать вам, но я склоняюсь всё же к первому варианту, ведь интернациональное удостоверение более универсальный документ, к тому же несложный в . Перевод же НВУ будет действовать в рамках ограниченной территории, к тому же в цене он вам обойдётся дороже, чем оформление МВУ.

Важно. Нотариальный перевод можно сделать только для выезда в страны, подписавшие Венское соглашение. МВУ действует и в других государствах.

Какие трудности могут возникнуть при перемещении на территориях государств, ратифицировавших Конвенцию, с НВУ без международного документа?

Хотя по закону НВУ нового образца у вас должны принимать безоговорочно, на практике туристы сталкиваются с рядом проблем. Чаще всего возникают неприятности следующего рода.

Требование МВУ при получении визы

Столкнётесь ли вы с этим, предусмотреть сложно. Обычно, если государство подписало Венское соглашение, интернациональное удостоверение не требуется, но иногда на форумах туристы пишут о том, что в консульстве той или иной страны у них потребовали МВУ и его копию.

Лично я с таким не сталкивался. Думаю, что эта проблема не столь серьёзна, ведь даже в случае отказа в выдаче разрешения на въезд, оформить МВУ не составит большого труда.

Аренда авто по МВУ

Частные организации, сдающие машины в аренду, устанавливают свои внутренние правила предоставления транспорта. Если вам попалась одна из таких контор, просто обратитесь к другому частнику, занимающемуся сдачей авто в пользование.

Внимание! Консульский информационный портал МИД РФ настоятельно рекомендует иметь МВУ для аренды транспорта в Швейцарии, Норвегии и Бельгии. В этих странах найти прокат машин, где бы не требовали международные права, сложно.

Кроме того, по рассказам одного моего клиента, недавно совершившего поездку по Европе, проблем с арендой автомобилей в разных странах у него не возникало. Правда, в Италии и в Греции найти контору, которая бы доверила водителю из России автомобиль без МВУ, вышло не с первой попытки. А в Испании, которая Венскую конвенцию так и не ратифицировала, машина была сдана в аренду по обыкновенному пластиковому удостоверению.

Как видите, интернациональные права действительно смогут вам облегчить жизнь, хотя вполне можно обойтись и без них!

Остановка полицией для проверки документов

Сейчас проблем с полицией в странах, где действует Конвенция, нет. Если вас остановят для проверки документов, то вам просто нужно показать своё НВУ, страховку и регистрационные документы на авто.

Если НВУ у вас не будет, за движение без прав, как и в России, в других государствах выписывают немалый штраф.

Также нужно быть готовым к тому, что представителям власти иностранного государства ваше НВУ не понравится. Такие случаи – скорее, исключение из правила, но недавно с моим другом в Италии как раз такой случай произошёл. Остановив его для проверки, полицейские потребовали МВУ, которое в Италии в общем-то не требуется.

Друг предпринял попытку объясниться с инспектором, взывая к требованиям Венской конвенции. Но возникла проблема со знанием языка. Зато когда друг решил договориться с полицией другим путём (денежным), то вопрос решился сам собой, как только из кармана была извлечена купюра в 100 евро.

Получение выплаты в случае попадания в аварию

Здесь всё будет зависеть от условий страховщика и последствий ДТП.

Если боитесь проблем с оформлением выплаты, денежный вопрос с возмещением ущерба лучше решить в частном порядке без оформления происшествия. Конечно, здесь ещё важную роль сыграет то, как вы сумеете объясниться с иностранцем. Поэтому... учите языки.

Смотрите видео о том, какие серьёзные проблемы могут ожидать водителя, путешествующего без МВУ:


На мой взгляд, автор видеоролика излишне перестраховывается, советуя всем делать МВУ. Сейчас в этом нет никакой необходимости, если у вас национальное удостоверение выдано после 2011 года, а страна, в которую вы отправляетесь, подписала и ратифицировала Венское соглашение.

Когда необходимо получать МВУ к НВУ нового образца?

Имеют законную силу в странах:

  • Ратифицировавших Венскую конвенцию , так как на их территории действует и НВУ, и МВУ. Как я уже писал, управлять автомобилем в этих странах можно и без международного удостоверения, а если у вас оно есть это только плюс.
  • Ратифицировавших Женевскую конвенцию 1949 г. Если страна одновременно не является участницей Венского соглашения, на её территории действует только МВУ.

То есть, если в первом случае, оформление МВУ не требуется, то во втором это уже необходимость.

Обратите внимание! С принятием Венской конвенции положения Женевского соглашения были отменены. Но для полной отмены действия документа не было выполнено всех необходимых процедур, поэтому на сегодняшний день многие страны продолжают руководствоваться Конвенцией, принятой в Женеве.

В каких странах действуют водительские национальные права только вместе с международными?

С подписантами Венского соглашения мы уже разобрались. Перейдём к государствам, на территории которых вам обязательно понадобится интернациональный документ на вождение согласно требованиям Женевской конвенции.

Несмотря на то, что МВУ вам может там и не пригодится в стране пребывания, дорожная полиция вправе потребовать интернациональный документ, а при его отсутствии даже оштрафовать вас.

Действительны ли международные права без национальных?

Нет. В соответствии с п. 2 ст. 41 Венской конвенции МВУ признаются действительными только по предъявлении национальных прав.

Таким образом, выезжая за пределы России у вас должно быть 2 документа: и НВУ, и МВУ. Отсутствие национального удостоверения наказуемо на территории любого государства.

Как долго российские права действительны за границей?

На данный вопрос чёткого ответа нет. Обычно это срок от одного месяца до одного года, далее вам нужно будет получить водительское удостоверение, выданное в стране пребывания.

Практически во всей Европе необходимость в замене документов на вождение возникает через полгода после прибытия в иностранное государство. Удостоверение менять не требуется, если у вас краткосрочная виза или ваше пребывание за рубежом не предполагает переезда на постоянное место жительства за границу.

Для замены российских прав на иностранные вам нужно будет пройти процедуру, подобную той, которую вы проходили для получения российских прав. Это обучение в местной автошколе, сдача экзаменов и медкомиссия.

Внимание! В странах, в которых не действует ни Женевская, ни Венская конвенции, вы вовсе не сможете пользоваться российским документом на вождение. Поэтому, если вы не можете обходиться без автомобиля, сразу по прибытии вам необходимо будет записаться в местную автошколу для получения прав страны пребывания.

Могут ли лишить российских прав за рубежом?

Да! Согласно ст. 42 Венской конвенции местные представители власти иностранцев наказывают так же, как и своих сограждан.

Ввиду этого, выезжая за пределы России, ознакомьтесь с законодательством стран, в которых вы планируете управлять автомобилем. Нести ответственность вы будете за рубежом уже не по российским законам, а по законам государства пребывания.

Лишить могут как национального, так и интернационального удостоверения. В последнем случае в документе делается специальная пометка о том, в какой стране произошло нарушение, повлёкшее запрет на езду.

Подведём итоги

  • Российские права бывают двух видов : национальные и интернациональные. Выдаются они в наших привычных МРЭО.
  • Национальное удостоверение образца 2011 года разработано с учётом требований Венской конвенции и действует во всех государствах, которые эту конвенцию ратифицировали.
  • Национальное удостоверение, полученное до 2011 года , также действует за границей, но только с нотариально заверенным переводом.
  • Международный документ на вождение необходим для самостоятельного передвижения на автомобиле в государствах, где действует Женевская конвенция и не ратифицировано Венское соглашение.
  • Если ни одна из конвенций не действует, нужно получить водительское удостоверение страны пребывания.
  • Российские права подлежат замене на иностранные, если вы планируете проживать за границей на постоянной основе. Через какой срок после прибытия в иностранное государство удостоверение подлежит замене, зависит от местных законов.

Заключение

В большинстве стран российские права безоговорочно принимаются.

Для совершения поездок в страны, где ратифицирована Венская конвенция, достаточно национального удостоверения. Для управления автомобилем, на территориях, где указанное соглашение не действует, следует оформить МВУ.

Если вы боитесь проблем с местной властью, которые могут возникнуть из-за отсутствия интернационального документа, рекомендую его оформить и взять в путешествие с собой. Это не только вселит в вас уверенность на дорогах, но и поможет избежать ряда проблем.

Спасибо за внимание и до скорых встреч!

Изображения для статьи взял здесь: https://www.drive2.ru/r/acura/970578/.

Путешествие на автомобиле – мероприятие заманчивое и комфортное. Во-первых, нет привязки к общественному транспорту, во-вторых, можно самому планировать свой маршрут и остановки на пути следования. Взять авто в аренду несложно даже за рубежом. Но здесь актуальности обретает вопрос, в каких странах действуют российские водительские права? Эта тема требует отдельного скрупулезного рассмотрения.

Можно ли управлять автомобилем за рубежом с российским удостоверением

На сегодняшний день существуют только два вида водительских документов:

  • национальные – позволяют управлять транспортным средством на территории своего государства;
  • – выдаются для использования на территории иностранных держав.

Ответить на вопрос, какие российские водительские права действуют за границей, можно только в контексте официальных документов, которые это регламентируют. В частности, речь идет о Женевской и Венской конвенциях.

есть ли у вас запрет на выезд невылет.рф

Итак, все страны на нашей планете сегодня можно разделить на три группы:

  • те, которые подписали Венскую конвенцию;
  • те, которые подписали Женевскую;
  • те, которые не поддержали ни одну из них.

Соответственно, исходя из того, к какому из документов присоединилась страна визита, и будет зависеть, какое водительское удостоверение действительно за границей.

Государства, которые не подписали ни одну из конвенций, признают исключительно свои удостоверения. Это означает, что водить автомобиль на их просторах можно будет только после того, как водитель сдаст соответствующие экзамены и получит документ местного образца. Существуют, конечно, исключения, когда можно использовать свой национальный документ с прикрепленным к нему переводом. Но прежде чем ехать в такое государство, лучше все детально выяснить.

Подписанты Женевской конвенции от 1949 года договорились о том, что на своих территориях они признают удостоверения международного образца. В данном случае можно смело брать водительское удостоверение для выезда за границу и не опасаться, что вас не поймут или оштрафуют.

Самая приятная для российских водителей категория стран – та, в которую вошли участники Венской конвенции. Связано это с тем, что они признают в рамках своих границ любые удостоверения национального и международного образца. Главное, чтобы те соответствовали установленным стандартам. При этом международный документ непременно должен быть подкреплен национальным, на основании которого он, собственно, и был выдан.

Необходимо отметить, что в 2006 году был изменен формат водительских прав, которые признаются в других странах. Обязательным требованием теперь является нумерация всех строк, имеющихся в документе. После внесения изменений странам-участницам Венского договора было дано 5 лет (до 2011 года) на приведение всех водительских документов в соответствие.

Нелишним будет знать, что российское государство не осталось в стороне от данного требования. Бланк водительского удостоверения обрел новую форму. На сегодняшний день действительными на территории других стран остаются и документы, выданные до 2011 года, если срок действия их еще не истек.

Чаще всего водители задают вопрос, действуют ли российские водительские права в Европе? Ответ – однозначно да. Но в 2014 году европейское сообщество выразило некоторое недоверие к правам, предъявляемым россиянами на европейских дорогах. По словам правозащитников, европейцам не нравится отсутствие под русским названием документа надписи-расшифровки на английском языке. Если раньше в бланке под фразой «Водительское удостоверение» размещался французский аналог данного словосочетания, то сегодня какой-либо перевод полностью отсутствует.

В связи с этим европейские полицейские требуют, чтобы российский документ сопровождался правами международного образца. Насколько правомерно такое требование – мнения разошлись. С одной стороны, отсутствие надписи противоречит принятому в Европе документу, а с другой – Венская конвенция предполагает, что признанию подлежат и национальные права в том числе.

Из всего вышесказанного в разрезе вопроса, какие водительские права нужны в Европе для россиян, можно сделать следующие выводы:

Пункт 1 статьи 41 Венской Конвенции от 1968 года гласит, что все стороны, которые подписали соглашение, могут беспрепятственно принимать водительские удостоверения иностранного образца в качестве документа, имеющего юридическую силу. Таким образом, отвечая на вопрос, в каких странах действительны российские водительские права, можно с уверенностью сказать, что в тех, которые присоединились к указанной конвенции.

Законодательство предписывает закрыть водителю выезд за границу со штрафами ГИБДД, если их количество достигло 10 единиц. Размер штрафных санкций при этом может быть любым. Перед выездом за границу нужно узнать есть ли у вас запрет на выезд , в этом поможет проверенный сервис невылет.рф , который предоставит вам информацию о наличии задолженности по кредитам, штрафам, алиментам, услугам ЖКХ и прочему, а также оценит вероятность запрета вылета за границу.

Единственное условие – они должны быть выданы на территории государства своего гражданства и оставаться действительными на момент выезда за рубеж. Чтобы лучше разбираться в ситуации, приводим таблицу подписантов двух упомянутых выше конвенций:

Венская - страны, где действуют российские водительские права Азербайджан, Австрия, Армения, Бахрейн, Бельгия, Беларусь, Багамы, Босния и Герцеговина, Болгария, Бразилия, Венесуэла, Великобритания, Венгрия, Гана, Греция, Гайана, Германия, Заир, Грузия, Дания, Израиль, Зимбабве, Испания, Индонезия, Иран, Италия, Коста-Рика, Казахстан, Куба, Киргизия, Корт-д’Ивуар, Кувейт, Люксембург, Латвия, Македония, Литва, Мексика, Марокко, Монако, Норвегия, Нигер, Польша, ОАЭ, Пакистан, Республика Корея, Португалия, Молдова, РФ, Сан-Марино, Румыния, Сейшелы, Словакия, Сенегал, Словения, Таиланд, Таджикистан, Узбекистан, Туркменистан, Украина, Финляндия, Уругвай, Франция, Филиппины, Чехия, Хорватия, Швейцария, Чили, Эквадор, Швеция, ЮАР, Эстония, Югославия.
Женевская - государства, где обязательно понадобятся международные права Албания, Австралия, Андорра, Алжир, Бангладеш, Аргентина, Ботсвана, Гамбия, Бенин, Белиз, Гватемала, Гонконг, Гибралтар, Гренада, Доминикана, Западное Самоа, Египет, Иордания, Индия, Исландия, Ирландия, Канада, Камбоджа, Лаос, Китай, Кипр, Лесото, Конго, Мавритания, Малви, Мадагаскар, Ливан, Мали, Малайзия, Нидерланды, Намибия, Мальта, Новая Каледония, Новая Зеландия, Папуа, Парагвай, Перу, Новая Гвинея, Перу, Свазиленд, Руанда, Сан-Люция, Сент-Винсент и Гренадины, США, Сингапур, Сьерра Леоне, Сирия, Танзания, Тайвань, Тринидад и Тобаго, Того, Тунис, Фиджи, Уганда, Турция, Французская Полинезия, Япония, Ямайка.

Что собой представляют права международного образца

Международное водительское удостоверение – это типовое приложение к национальным правам, которое является действительным в большей части стран планеты и подлежит предъявлению в государствах, которые подписали Женевскую конвенцию.

Выдается данный документ исключительно на основании уже имеющихся прав на управление транспортным средством. Для этого необходимо всего лишь подать заявление и необходимый пакет бумаг в ГИБДД. Сдача дополнительных экзаменов при этом не предполагается. А вот предоставить сертификат, подтверждающий прохождение обучения в школе водителей, все же придется.

Что нужно помнить: российские права имеют срок действия 10 лет, а вот международные могут оставаться действительными всего 3 года, после чего подлежат замене. При этом если основной – российский – документ будет утрачен или потеряет легитимность, права для управления ТС за рубежом также станут недействительными.

Отсюда следует вывод, что, отправляясь за рубеж на основании удостоверения водителя международного образца, следует захватить с собой и национальный российский документ, который был выдан по окончании автошколы и сдачи всех экзаменов. В противном случае международное водительское удостоверение может считаться недействительным.

Как получить международные права – международное водительское удостоверение: Видео

Отправившись в путешествие за границу, обладатели российских водительских прав розового цвета рискуют получить серьезные штрафы за управление транспортным средством без соответствующих документов.

Водительское удостоверение нового образца соответствует требованиям международной Венской конвенции о дорожном движении, принятой в 1968 году и установившей единые для всех подписантов стандарты дорожных знаков и правил дорожного движения. Конвенция утверждена во многих странах, включая почти все европейские.

Но все чаще обладатели новых пластиковых водительских удостоверений сталкиваются за рубежом с непониманием со стороны полицейских. Дело в том, что из них исчез перевод словосочетания «Водительское удостоверение». На «старых» правах такой перевод, хоть и на французский язык, но был — документ назывался «Permis de conduire».

В итоге многие россияне, планирующие путешествие за границей на автомобиле, столкнулись с дилеммой: нужно или нет в дополнение к обычным водительским правам оформлять в еще и международное водительское удостоверение?

Соответствуют ли российские права международным?

«Международное водительское удостоверение (МВУ) — приложение к нашему российскому национальному документу, — объяснил «Газете.Ru» президент коллегии правовой защиты автовладельцев . — Отдельно от него МВУ недействительно, и у водителя все равно потребуют предъявить национальные водительские права.

Наше удостоверение соответствует Венской конвенции, которую подписали более 100 стран, и принимается на ура во всех странах, в том числе при оформлении ДТП.

На новых розовых правах ничего не должно дублироваться на латинице, они полностью соответствуют приложению №6 к Венской конвенции . Единственное, что некоторые прокатные компании, которые предоставляют машины в аренду, просят представить им международное удостоверение, но это происходит редко.

Международные водительские права необходимы только в том случае, если вы едете в ту страну, которая не ратифицировала международную Венскую конвенцию».

На вопрос о том, что делать, если полицейский все равно отказывается признавать действительность российских водительских прав, Травин советует иметь при себе распечатанную Венскую конвенцию на английском языке или на языке той страны, куда вы отправились в путешествие.

«Во всех странах бывают бестолковые полицейские, предъявляете им распечатанный документ либо отправляйтесь разбираться в полицейский участок», -— говорит Травин.

В ГИБДД «Газету.Ru» также уверили в том, что в странах, которые подписали Венскую конвенцию, у российских водителей не могут требовать международные водительские права.

«Наше водительское удостоверение полностью соответствует требованиям Венской конвенции, — сказал замглавы ГИБДД РФ .

— Если у кого-то есть опасения, что в заграничной поездке с национальным водительским удостоверением могут возникнуть проблемы, то можно получить международные права. Но инспекторы дорожной полиции должны прекрасно знать законодательство, в том числе и международное, поэтому необоснованных претензий к российским водителям у них быть не может».

И действительно, если заглянуть в приложение №6 к Венской конвенции , то можно прочесть следующую формулировку:

«На передней стороне удостоверения наносятся слова «Водительское удостоверение» на национальном языке (национальных языках) страны, в которой выдано удостоверение, а также название и (или) отличительный знак страны, выдавшей удостоверение».

Между тем некоторые россияне, чтобы избежать проблем с полицейскими, готовы прибегнуть и к нестандартным ходам. Так, читатель «Газеты.Ru» прислал фотографию «российских прав», которые он изготовил из своего гражданского паспорта. Заламинированный «документ» не выдержит любой более-менее детальной проверки, но, по утверждению обладателя удостоверения, в шести европейских странах, где он побывал, эти «права» не вызвали подозрений у местной полиции. При этом «розовые» права его спутницы постоянно вызывали подозрения у местных полицейских.

В свою очередь, автомобильные эксперты советуют для того, чтобы избежать проблем при встрече с полицией, иметь при себе международное водительское удостоверение.

Так, главный редактор портала AM.ru Антон Ширяев уверен, что новые российские водительские права представляют собой не более чем ничего не значащую карточку.

«До того как у нас появились водительские права нового образца, за границу спокойно можно было ездить и по старым, — говорит Ширяев. — Конечно, это не относилось к тем странам, которые не подписали Венскую конвенцию, так, например, они нужны в Америке, ОАЭ. Но даже там, где формально были нужны международные права, на это смотрели сквозь пальцы. К примеру, в Австралии в одной из прокатных контор была большая книга с фотографиями всех водительских удостоверений разных стран. С нынешними правами получилось так, что в них нет никаких надписей на других языках, кроме русского.

Получается, что за границей полицейский формально понимает, что это водительские права, но он даже не может прочитать вашего имени. Поэтому сейчас международные права действительно становятся обязательными».

Ширяев обращает внимание на то, что в общении с полицейским доказать свою правоту у россиянина может не получиться и ему придется идти в суд.

«Сделать в такой ситуации практически ничего невозможно, — говорит Ширяев. — В некоторых странах штраф за езду без прав составляет около €300. Можно попытаться оспорить это решение в суде и не подписать штраф. Но если суд окажется на стороне полиции, то вам придется еще и оплатить судебные издержки».

Главный продюсер телеканала «Моя планета» Сева Кущинский считает, что проще дополнительно оформить международные водительские права, чем доказывать полицейскому его неправоту.

«Я сделал себе международные права, в том числе чтобы ездить по Украине, — говорит Кущинский. — За рубежом у меня никогда не спрашивали водительских прав, но я знаю страшные истории из Греции, Италии, где полицейские действительно не могли понять, что это за документ.

Ведь на новом образце все написано без перевода, и иностранец не поймет, что это такое, может, какой-то проездной. Поэтому я советую оформить международный документ — все это делается быстро и без проблем».

Как оформить международные права?

Для того чтобы оформить международные права, необходимы паспорт, национальное водительское удостоверение, фотография и «свежая» медицинская справка. Госпошлина за услугу составит 1 тыс. руб. Международные права можно оформить через портал госуслуг либо обратиться в отделение ГИБДД, где их выдадут в день обращения.

Путешествуя за границей на собственном авто или планируя взять в аренду транспортное средство уже на месте, стоит не только изучить особенности дорожного движения в конкретной стране, но еще и выяснить какие документы на право управления транспортными средствами там необходимы. До сих пор ведутся ожесточенные споры о том, так ли необходимо оформлять международное водительское удостоверение (МВУ), и в каких странах оно действует.

Существует всего два вида прав – национальное водительское удостоверение и международное. И то, и другое, можно свободно оформить на территории России, но вот чем они отличаются?

Национальные права – обычные права, которые выдаются на территории конкретной страны, в нашем случае, России, и дают право на управление транспортными средствами на основании открытой категории. Не так давно в России стали выдавать водительские права нового образца, они представляют собой пластиковую карточку, отличающуюся от старого варианта приятным розовым цветом. Выдаются такие права сроком на 10 лет. Согласно уверениям наших законодателей, они полностью соответствуют всем международным стандартам и подходят для управления транспортными средствами на территории всех стран, подписавших Венскую конвенцию. А вот что это такое – расскажем ниже.

Международное водительское удостоверение (МВУ)

В некоторых странах управление автомобилем возможно только при наличии МВУ. Этот документ также можно оформить в ГИБДД без проблем, уплатив государственную пошлину и предоставив нужный комплект документов. Эти права представляют из себя многостраничную книжечку формата А6, в которой на нескольких международных языках описаны все характеристики ваших национальных прав. Выдается МВУ сроком на три года.

Важно, что МВУ является действительным только в комплекте с национальными правами, то есть при предъявлении МВУ необходимо также предоставлять и национальные права, да и выдается МВУ только если имеются действующие национальные права. На основании МВУ можно управлять автомобилем в тех странах, которые подписали Женевскую конвенцию, о которой будет рассказано чуть ниже.

В каких странах какие права нужны

Итак, все страны можно поделить на три категории:

  • Страны, подписавшие Венскую конвенцию, в которых можно управлять автомобилем на основании национальных прав любой страны, МВУ не нужно.
  • Страны, подписавшие Женевскую конвенцию, здесь для управления обязательно необходимо МВУ (в комплекте с национальным водительским удостоверением).
  • Страны, не подписавшие ни одну из конвенций, в них для управления транспортным средством необходимы их местные права, которые оформляются непосредственно на месте.

Страны, где принимают национальные права

В 1968 году была создана Венская конвенция дорожного движения, согласно которой страны-участницы обязаны принимать в качестве документа, допускающего к управлению транспортными средствами на своей территории, национальные права любой стран, которые являются действующими. Напомним, наша страна также является участницей Венской конвенции, поэтому наше национальное водительское удостоверение в странах участницах Венской конвенции должно котироваться без проблем, МВУ в этом случае не требуется.

Список стран, где можно ездить по российским правам:

Австрия, Багамы, Бахрейн, Беларусь, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, Бразилия, Великобритания, Венгрия, Венесуэла, Гайана, Гана, Германия, Греция, Грузия, Дания, Заир, Зимбабве, Израиль, Индонезия, Иран, Испания, Италия, Казахстан, Коста-Рика, Кот-д’Ивуар, Куба, Кувейт, Латвия, Литва, Люксембург, Македония, Марокко, Мексика, Молдова, Монако, Нигер, Норвегия, Пакистан, Польша, Португалия, Республика, Корея, Россия, Румыния, Сан-Марино, Сейшелы, Сенегал, Сербия, Словакия, Словения, Таджикистан, Таиланд, Туркменистан, Узбекистан, Украина, Уругвай, Филиппины, Финляндия, Франция, Хорватия, ЦАР, Черногория, Чехия, Чили, Швейцария, Швеция, Эквадор, Эстония, ЮАР.

Страны, где обязательно необходимо МВУ

Существует и другая конвенция, Женевская 1949 года, согласно которой в странах ее подписавших можно ездить только при наличии международного водительского удостоверения, национальные права других стран здесь в качестве отдельного документа не принимаются. Напоминаем, что для того, чтобы МВУ в этих странах было действительным, необходимо иметь при себе и МВУ, и национальные права, которые имеют силу только в комплекте.

Список, стран, где необходимо международное водительское удостоверение:

Австралия, Албания, Алжир, Андорра, Аргентина, Бангладеш, Белиз, Бенин, Ботсвана, Ватикан, Гаити, Гамбия, Гватемала, Гибралтар, Гонконг, Гренада, Доминиканская Республика, Египет, Западное Самоа, Индия, Иордания, Ирландия, Исландия, Камбоджа, Канада, Кипр, Киргизия, Китай, Конго, Лаос, Лесото, Ливан, Мавритания, Мадагаскар, Малави, Малайзия, Мали, Мальта, Намибия, Нидерланды, Новая Зеландия, Новая Каледония, Папуа - Новая Гвинея, Парагвай, Перу, Руанда, Свазиленд, Сингапур, Сирия, Сент-Винсент и Гренадины, Сан-Люция, США, Сьерра-Леоне, Тайвань, Танзания, Того, Тринидад и Тобаго, Тунис, Турция, Уганда, Фиджи, Французская Полинезия, Ямайка, Япония.

Страны, где действуют только местные права

Если в предыдущих списках вы не нашли нужную страну, значит она принадлежит к списку тех, которые ни одну из конвенций не подписали. Это автоматически подразумевает, что в этих государствах управлять транспортными средствами можно только на основании тех прав, которые выдаются непосредственно на месте властями данной страны. В этом случае ни национальное водительское удостоверение, ни МВУ действовать не будут.

Не зря вокруг МВУ ходит столько слухов, а споры не стихают. Связано это, как ни странно, с личным опытом путешественников. У кого-то «прокатили» национальные права в тех странах, где должны требовать международные, а у кого-то, наоборот, требовали МВУ в странах, которые подписали Венскую конвенцию.

Действительно, такое случается, ведь на дорогах автомобилистов останавливают не высококвалифицированные юристы, а сотрудники полиции, которые могут не разбираться во всех тонкостях. В случае если от вас требуют МВУ, когда оно не нужно для управления, стоит настаивать на том, чтобы вас доставили в участок, где нерадивому полицейскому расскажут, что к чему. Если же свои нервы и время тратить не хочется, проще сделать МВУ, поскольку услуга эта доступная, времени и денег для ее получения много не требуется. Например, в Италии в 2017 году прокатчик Goldcar интересовался МВУ, хотя и оформил машину без них.

А вот ездить в страны, где МВУ необходимо, без них не рекомендуется, поскольку штрафы за управление автомобилем без прав, а именно так будет рассматриваться ситуация, поскольку национальные права в таком случае просто ничего не значащая бумажка, довольно высокие, а отстоять свою правоту не удастся.

Этот вопрос наверное волнует каждого, кто впервые собирается за границу на собственном автомобиле. Нас он тоже волновал, поэтому я окунулась в интернет в поисках ответа. И вот что я выяснила:

Международное водительское удостоверение (МВУ) — это дополнительный документ к нашим российским правам, который переведен на иностранный язык. Без российских прав он недействителен. МВУ признается документом, дающим права на вождение автомобиля в странах, подписавших Женевскую конвенцию о дорожном движении 1949 года. Это страны (список 1):

Австралия, Албания, Алжир, Андорра, Аргентина, Бангладеш, Белиз, Бенин, Ботсвана, Ватикан, Гаити, Гамбия, Гватемала, Гибралтар, Гонконг, Гренада, Доминиканская Республика , Египет , Западное Самоа, Индия , Иордания, Ирландия, Исландия, Камбоджа, Канада, Кипр, Киргизия, Китай, Конго, Лаос, Лесото, Ливан, Мавритания, Мадагаскар, Малави, Малайзия, Мали, Мальта, Намибия, Нидерланды, Новая Зеландия, Новая Каледония, Папуа - Новая Гвинея, Парагвай, Перу, Руанда, Сан-Люция, Свазиленд, Сент-Винсент и Гренадины, Сингапур, Сирия, США , Сьерра-Леоне, Тайвань , Танзания, Того, Тринидад и Тобаго, Тунис , Турция , Уганда, Фиджи, Французская Полинезия, Ямайка, Япония.

В России сейчас имеют хождение права двух видов — старого образца (рыжая пластиковая карточка размером с кредитку) и нового образца (розовая пластиковая карточка тоже размером с кредитку, со штрих-кодом на обороте, выдается начиная с 1 марта 2011 года).

Права старого образца без МВУ за границей не действительны. Хотя люди пишут, что без проблем арендуют автомобили и ездят за границей по старым правам. Мы в 2009 году и сами арендовали авто на Крите по старым правам. Но начиная с 2010 года некоторые туристы жаловались, что аренда авто в Греции по старым правам стала невозможной — прокатные конторы стали требовать МВУ.

Зато права, которые начали выдавать с 2011 года, соответствуют Венской конвенцию о дорожном движении от 8 ноября 1968 года и признаются в странах, признавших эту конвенцию в виде самостоятельного документа, без МВУ. Вот список стран, принявших эту конвенцию (список 2):

Австрия , Азербайджан (?), Армения (?), Багамы, Бахрейн, Беларусь, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, Бразилия, Великобритания, Венгрия, Венесуэла, Гайана, Гана, Германия , Греция , Грузия, Дания , Заир, Зимбабве, Израиль, Индонезия, Иран, Испания , Италия , Казахстан, Киргизия, Коста-Рика, Кот-д’Ивуар, Куба , Кувейт, Латвия, Литва, Люксембург, Македония, Марокко, Мексика, Монако, Нигер, Норвегия , ОАЭ, Пакистан, Польша , Португалия, Республика Корея, Республика Молдавия, СССР, Российская Федерация, Румыния, Сан-Марино, Сейшелы, Сенегал, Словакия, Словения, Таджикистан, Таиланд , Туркменистан, Узбекистан, Украина, Уругвай, Филиппины, Финляндия , Франция , Хорватия , ЦАР, Чехия , Чили, Швейцария, Швеция, Эквадор, Эстония, ЮАР, Югославия.

Согласно конвенции, ниже перечислены документы, позволяющие управлять автомобилем на территории другого государства:

Статья 41. Действительность водительских удостоверений

1. Договаривающиеся стороны будут признавать:

a) любое национальное водительское удостоверение, составленное на их национальном языке или на одном из их национальных языков, либо, если оно не составлено на таком языке, сопровождаемое заверенным переводом;

b) любое национальное водительское удостоверение, соответствующее предписаниям приложения 6 к настоящей Конвенции, и
c) любое международное водительское удостоверение, соответствующее предписаниям приложения 7 к настоящей Конвенции, действительными на своей территории для управления автомобилем, соответствующим категории транспортных средств, на управление которыми выдано удостоверение, при условии, что указанное удостоверение является действительным и что оно выдано другой Договаривающейся стороной или одним из ее территориальных подразделений, либо объединением, уполномоченным на то этой Договаривающейся стороной или одним из ее территориальных подразделений. Положения настоящего пункта не применяются к водительскому удостоверению ученика-водителя.

Таким образом , при поездке в страны из второго списка (Греция, Чехия, Германия, и т. д.) достаточно только ВУ нового образца — розового цвета, со штрих-кодом. А при поездке в страны из первого списка (Турция, Египет, США) все еще требуется МВУ. Ну а если вы решили поводить автомобиль в стране, не подписавшей ни одну из конвенций (например на Островах Кука), вам придется уже на месте озаботиться легализацией своих российских прав. В некоторых странах для этого нужно сдать миниэкзамен на знание местных особенностей ПДД и заплатить пошлину.

Однако в нашем случае мву (или ву нового образца) требовалось, в первую очередь, для получения шенгеской визы, поскольку мы планировали пересекать границу на своем автомобиле. Поэтому перед нами стоял выбор — либо сделать мву, либо поменять старые права на новые. Я выбрала второй вариант. Почему?

Во многих местах рекомендуют делать МВУ в любом случае — тогда, мол, точно ни один полицейский не докопается. Однако, как показывает опыт большинства автопутешественников, полицейские дружелюбно относятся к автотуристам из других стран. И даже в случае ДТП отсутствие МВУ не мешало получить страховку. Речь, конечно о странах, принявших конвенцию 1968 года. Например все случаи ДТП без МВУ в Греции, описанные на сайте отзыв.ru заканчивались благополучно.

И когда перед поездкой в Европу перед нами встал вопрос — какие права нам нужны, мы сделали выбор в пользу новых, образца 2011 года, розового цвета.

Во-первых , наш маршрут пролегал через Белоруссию, Польшу, Германию,Чехию и Австрию. А все эти страны подписали Венскую конвенцию 1968 года.

Во-вторых , срок действия МВУ – 3 года, что меньше, чем срок действия российских прав нового образца – 10 лет.

В третьих , заплатить за МВУ придется на 400 руб дороже.

Поэтому я заменила свои старые права цвета на новые. Муж же так и оставил себе старые права и спокойно проездил с ними по всему маршруту.

p.s. хочу добавить, что в этом году (2014) при подаче документов на шенгенскую визу, было достаточно и старых прав, без МВУ!