Как получить разрешение на проведение техосмотра. Как открыть собственный пункт техосмотра автомобилей

© НовГАРО и MAХA

С 2012 г. технический осмотр всего автотранспорта будет проходить по новым правилам. Проводить инспекцию технического состояния авто­мобилей сможет любой желающий, будь то автодилер, сервис или специализированный пункт техосмотра. Главное требование к аккредитованным операторам - наличие диагностического оборудования и возможность передачи сведений в единую информационную систему. Мы выяснили, какие средства контроля и диагностики используются сейчас и что добавится в будущем.

Сейчас в стране более 2500 пунктов гостехосмотра (ГТО). А по подсчетам экспертов, чтобы не создавать нездоровый ажиотаж вокруг этой процедуры, их потребуется около 10 000. Соответственно, эксперты в ближайшее время ожидают и всплеска на рынке диагностического оборудования, даже несмотря на то, что еще не до конца разработаны структура и процедура проведения ГТО. Впрочем, Минтранс РФ уже опубликовал новые правила проведения техосмотра. Они устанавливают порядок проверки автомобиля и сроки прохождения этой процедуры у аккредитованных операторов. И поскольку продолжительность техосмотра определена в расчете на прогрессивные технологические процессы, у многих предпринимателей возникает вопрос: как правильно выбрать оборудование для поста ГТО? Попробуем разобраться.


© НовГАРО и MAХA

Итак, в настоящее время существует рекомендованный перечень обязательного оборудования для проведения ГТО, который прописан в ГОСТ Р51709-2001. Пункт техосмотра должен быть оснащен: тормозным стендом с взвешивающим устройством, люфтомером, газоанализатором, дымомером, прибором проверки фар, измерителем светопропускания стекол. Заметим, что выше­указанный ГОСТ допускает два метода испытаний тормозной системы - дорожный и стендовый. В первом случае проверяются такие параметры, как тормозной путь, установившееся замедление и линейное отклонение. А во втором - общая удельная тормозная сила и коэф­фициент неравномерности тормозных сил на оси. В России с ее климатическими условиями основными являются стендовые испытания, при которых на ноль сведены многие субъективные факторы. Существует несколько методов таких испытаний - с использованием роликовых или площадных тормозных стендов. Наиболее рациональным для проведения тормозных испытаний является использование роликовых стендов. Среди важнейших преимуществ роликовых стендов можно отметить следующие. Во-первых, возможность исследования всей поверхности торможения. Во-вторых - более качественный результат, поскольку повторные испытания (каждое измерение должно производиться минимум два раза) проходят в точно таких же условиях, что и предыдущее. Наконец, повышенная безопасность
проведения испытаний, обусловленная тем, что кинетическая энергия осматриваемого автомобиля равна нулю, тогда как вероятность аварии при работе на площадных стендах достаточно высока.


© НовГАРО и MAХA

Ассортимент предлагаемых сегодня на рынке роликовых тормозных стендов достаточно разнообразен, но основными критериями для выбора считаются максимальная тормозная сила и осевая нагрузка. Для проверки легковых и малотоннажных автомобилей достаточно тормозного стенда с осевой нагрузкой до 3,5 т, а для испытания тяжелых грузовиков параметр осевой нагрузки должен составлять порядка 18–20 т. С целью определения удельной тормозной силы тормозные стенды комплектуются автоматическим устройством взвешивания, которое конструктивно объединено с роликовым узлом.

Прописаны в ГОСТе P51709 и требования к внешним световым приборам. Так, по российскому стандарту свет фар головного освещения должен проверяться на вертикальном экране или стене, где нанесена специальная разметка, также допускается эксплуатация диагностических приборов. Проведение диагностики фар при помощи экрана является достаточно сложным, затратным по времени (поскольку не подлежит автоматизации) и неэффективным. А вот основными достоинствами специальных приборов для диагностики фар являются высокая эффективность, точность данных, простота эксплуатации. Каждый прибор, предназначенный для проверки и регулировки внешних световых приборов, независимо от производителя (MAHA, OMA, Bosch, ГАРО), снабжен следующими устройствами: поворотное зеркало, стойка, передвижная база и оптическая камера. Последняя обычно оснащается так называемой линзой Френеля, существенно ускоряющей процесс проверки. Линза Френеля гарантирует качество светотеневой границы на измерительном экране, она остается неизменной при смещении геометрического центра фары в любых направлениях в пределах 30 мм по отношению к центру линзы, если входящий световой поток перпендикулярен плоскости линзы. Благодаря этому не требуется дополнительного четкого совмещения центров диагностируемой фары и линзы.


© НовГАРО и MAХA

Линия технического контроля в обязательном порядке комплектуется прибором контроля состояния соединений подвески и рулевого привода. Для детальной диагностики рулевого управления и подвески легкового и малотоннажного автомобиля необходимо производить механические воздействия определенного типа на узлы управления. При этом в соответствии с нормами ГОСТа сначала нужно расположить автомобиль на подъемнике, затем контролировать процесс перемещения деталей рулевого управления, поворачивая руль в каждую сторону. Чтобы не возникло проблем с грузовыми автомобилями, по рекомендации ГОСТа целесообразнее использовать стенды-детекторы люфтов, которые производятся двух типов: электрогидравлические и пневматические. Принципы их работы одинаковы - крепление к колесу специальных датчиков, однако электрогидравлические детекторы считаются более эффективными.

Электрогидравлические детекторы классифицируются на грузовые и легковые, которые отличаются уровнем нагрузки: легковые - 11 кН, а грузовые - до 30 кН. По типу опорной поверхности детекторы бывают с разрезными и неразрезными пластинами. Для имитации поворота колеса используются разрезные пластины, а для создания поперечной нагрузки необходимы неразрезные пластины.


© НовГАРО и MAХA

Несколько слов об экологическом комплексе. Принцип анализа отработавших газов в первую очередь определяется типом двигателя - дизельным или бензиновым. Для работы с дизельными двигателями используется дымомер, он производит фотометрический анализ состава отработавших газов. Для проверки токсичности бензиновых моторов используется газоанализатор. В основе работы газоанализатора лежат два метода: электрохимический и метод поглощения в инфракрасной части спектра. По действующему российскому стандарту необходимо определение содержания СО2 и СО, тогда как в странах Европы проводится диагностика отработавших газов по четырем компонентам - СО2, О2, СН и СО. Важно отметить, что современные газоанализаторы и дымомеры не просто измеряют экологические параметры выхлопа, но и точно ведут оператора по всей технологической цепочке измерения в соответствии с ГОСТом.


© НовГАРО и MAХA

Впрочем, чтобы правильно выбрать диагностическое оборудование для пункта ГТО, необходимо представить себе весь спектр его возможного применения, как на сегодняшний день, так и на перспективу. А конкретное решение всегда могут предложить представители компании, занимающейся поставкой сервисного оборудования.

Олег Спиридонов, генеральный директор компании «МАХА Руссиа»

Новый закон о техосмотре вызывает массу вопросов, в том числе у покупателей диагностического оборудования. Рост активности на рынке есть, но мы не видим под ним серьезного фундамента. К упоминаемому закону требуется множество подзаконных актов, досконально описывающих не только процедуру технического осмотра, но и требования к оператору, т.е. юридическому или иному лицу, проводящему ГТО.

Требования к составу оборудования для ЛТК определяются требованиями вышеупомянутого закона. Оператор обязан обеспечить минимальный набор проверок. Все, что выходит за рамки обязательной проверки, оператор может предлагать, но данная услуга будет необязательной, и оператор не сможет требовать оплаты этой услуги. Из этого положения вытекает минимальный состав ЛТК: силовой роликовый тормозной стенд с взвешивающим устройством, экологический комплекс и прибор проверки фар головного освещения. Проверка светопропускания стекол и измерение люфта рулевого управления также должны проводиться с применением соответствующих приборов. Кроме указанных видов проверок, оператору необходимо осмотреть автомобиль снаружи и снизу, для чего ЛТК оборудуется либо смотровой канавой, либо платформенным подъемником. Обычно канава или подъемник комплектуются детектором люфтов, позволяющим обнаружить недопустимые взаимные перемещения элементов подвески и рулевого управления. Детектор люфтов не относится к перечню обязательного оборудования, но необходимость доказывания его полезности отпала несколько лет назад, поскольку совершенно очевидно, что если на легковом автомобиле как-то можно создать контрольную нагрузку на колесе руками, то на грузовиках это сделать крайне затруднительно. Новинки в области технического контроля транспортных средств также определяет законодатель. Производители оборудования готовы предоставлять новые средства измерения, но пока они не будут включены в перечень обязательных проверок, их статус не изменится. Если говорить о фирме МАХА, то наши новинки - это стенд измерения демпфирующих свойств подвесок MSD 3000 и измеритель частиц для дизельных двигателей.

Андрей Алексеев, заместитель генерального директора группы компаний ГАРО

Рост спроса на диагностическое оборудование ожидается в начале следующего года, когда будут приняты все нормативные акты, сопровождающие выход закона №170 о техническом осмотре транспортных средств. Многое зависит от содержания принимаемых документов, которые устанавливают правила организации ТО, требования к пунктам проведения ТО и оборудованию, величину предельного размера платы за проведение ТО, порядок аккредитации операторов ТО и т.д.

Если говорить об оснащении пункта технического осмотра, он должен содержать три группы оборудования. К первой относится диагностическое оборудование для проверки различных систем автомобиля. Во вторую группу входит компьютерное и сетевое оборудование для получения, хранения и передачи полученных результатов. Наконец, третья группа - это гаражное оборудование, выполняющее вспомогательные функции и обеспечивающее необходимые условия труда.

Особенностью диагностического оборудования, применяемого при техническом осмотре, является возможность передачи данных на компьютер для формирования отчетных данных в электронном виде с последующей передачей их в единую автоматизированную информационную систему. Кроме того, во многих существующих пунктах технического осмотра применяется система видеофиксации, которая позволяет создать фотографию транспортного средства при прохождении тестирования с последующей передачей и хранением данного фото с результатами проверки.

Что касается нормативов продолжительности работ при проведении техосмотра, то они являются ориентирами для расчета пропускной способности пунктов ТО и в конечном итоге - оценки себестоимости работ при проверке. Естественно, чем выше производительность применяемого оборудования, тем ниже себестоимость работ, а следовательно, выше преимущества по сравнению с конкурентами.

Компания НовГАРО имеет многолетний опыт работы в области производства и проектирования диагностического оборудования используемого при проведении техосмотра автомобилей. В зависимости от требований клиента, существующей нормативной базы, конкретных условий эксплуатации НовГАРО предлагает стандартные решения оснащения линий техконтроля (ЛТК). На сегодня существуют 25 стандартных комплектаций ЛТК: легковые, грузовые, фундаментные, бесфундаментные, стационарные, мобильные и т.д. Мы можем спроектировать ЛТК по индивидуальным требованиям клиента, например под конкретное помещение или дооснащение оборудованием, не входящим в обязательный перечень проверок.

Александр Осекин, эксперт по диагностическим линиям компании «Эквинет»

В настоящее время резкого возрастания спроса на оборудование мы не отмечаем. Дело в том, что в Москве и области много уже существующих частных пунктов ГТО, которые просто работали под присмотром ГАИ. С другой стороны, еще не до конца разработаны структура и процедура проведения ГТО, что, возможно, сдерживает появление новых станций на этом этапе. Перечень оборудования определен ГОСТ и включает в себя роликовый тормозной стенд с системой взвешивания; газоанализатор и дымомер с датчиками оборотов и температуры масла; прибор проверки света фар; прибор проверки светопропускания стекол; прибор проверки люфтов рулевого управления; детектор люфтов подвески; секундомер, штангенциркуль, металлическую линейку и др. мелкое оборудование. Важно отметить, что все это оборудование должно быть сертифицировано как средство измерения и быть не ниже определенного класса точности. Новинки в области диагностики связаны в первую очередь с необходимостью диагностировать все более усложняющиеся автомобили. Это и система автоматического распознавания полноприводных автомобилей, и возможность проверки электронного ручного тормоза. Также следует отметить приборы проверки света фар, которые автоматически определяют правильность светового пучка и его интенсивность в соответствии с ГОСТ, могут работать не только с современными фарами, но и с фарами, которые выйдут на рынок в ближайшее время (светодиодные).

Если говорить о разрабатываемых Минтрансом РФ нормативах продолжительности работ при проведении тех­осмотра, отмечу, что подобные условия существовали и раньше, только нигде не афишировались и никогда не соблюдались. Естественно, теперь, когда коммерческие станции могут зарабатывать неплохие деньги на проведении ГТО, требования к технологичности оборудования должны возрасти. Другое дело, что при проведении ТО в полном соответствии с ГОСТ время, которое указано в законе, как раз и потребуется для качественной проверки автомобиля. В нашей компании разработан ряд решений, как без ущерба качеству диагностики автомобиля быстрее проводить ГТО и эффективнее использовать оборудование. Также разработано и внедряется ПО, позволяющее автоматизировать процесс измерения и внесение данных в диагностическую карту. Нет необходимости хранить данные в печатном виде (нужно хранить 3 года), можно просто в любой момент распечатать эти данные, да и отправка результатов ГТО в страховую компанию становится намного проще.

Что необходимо для организации бизнеса?

Для того чтобы получить статус пункта технического осмотра, для начала потребуется собрать очень много разрешительных документов. Прежде всего, необходимо получить в РАС аккредитационный аттестат.

Для того чтобы аккредитация была пройдена, необходимо подать заявку в соответствующую службу и приложить к ней пакет требующихся документов. Через 10 дней РАС должно сообщить вам о принятом ими решениями – либо вам будет отказано, либо же вас занесут в реестр пунктов, которые были аттестованы.

Стоит отметить, что в заявлении должна быть указана категория транспорта, техосмотр которого вы планируете производить. Получить аттестат аккредитации – не бесплатная процедура, и если решение будет положительным, то вам придется заплатить 20 000 рублей. За каждую из категорий автомобилей вы должны будете выплатить по 10 000 рублей. Аттестат каждый год должен подтверждаться, его стоимость достигает 15 000 рублей, а за повторное занесение каждой категории вам придется доплатить по 10 000 за каждую.

Помещение

Бизнес-план пункта технического осмотра предполагает, что если вами открывается пункт при работающей мастерской, то аренда дополнительной площади вам не потребуется. Если же вы занимаетесь организацией пункта техосмотра с самого начала, то главное, чтобы территории было достаточно для проведения всех необходимых работ.

Оборудование

Для того чтобы проверять автомобили, вам понадобится следующее оборудование:

  • Оборудование для того, чтобы диагностировать тормозные системы и рулевое управление;
  • Устройства для того, чтобы проверять световые приборы;
  • Устройства для того, чтобы проверять работу двигателя и другое оснащение.

По расчетам специалистов, для закупки полного списка оборудования хозяину понадобится сумма от 250 000 до 1 000 000 рублей.

Подбор профессионального персонала

Для того чтобы проверять автотранспорт, необходимо нанять технического эксперта, который сможет профессионально провести диагностику и принять решение о том, выдать или не выдать тех.талон. К таким работникам предъявляются достаточно жесткие требования, так как после того, как они ставят свои подписи, они берут на себя всю ответственность за качество проведенной диагностики.

Какие еще имеет особенности бизнес-план пункта технического осмотра?

Раньше, до принятия нового закона, автолюбителям приходилось платить госпошлину в размере 300 рублей, а также оплачивать стоимость техосмотра. Коммерческими же пунктами расценки устанавливаются самостоятельно, но не выше тех ограничений, которые устанавливаются законом.

После того, как аккредитация будет пройдена, пункт технического осмотра обязан передавать в ГИБДД все данные о проведенных за день техосмотрах. Если данное условие не будет выполняться, то действие аттестата будет приостановлено.

Рентабельность бизнес-плана пункта технического осмотра

Изначальные капиталовложения в пункт технического осмотра составят примерно 500 000 рублей, но если подходить к организации дела грамотно, то расходы окупят себя в течение 1 года.

В июле 2011 года был принят Федеральный закон «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации». В соответствии с этим законом с 2012 года проведение технического осмотра, которым ранее занималась ГИБДД, было передано коммерческим организациям – независимым пунктам техосмотра. Они не только занимаются технической частью (проводят сам осмотр), но и оформляют все необходимые документы. Многие предприниматели увидели в этом отличные возможности для развития своего автобизнеса.

Для того чтобы получить статус пункта техосмотра, необходимо иметь аттестат аккредитации Российского союза автостраховщиков (РАС). Эта же организация также контролирует деятельность частных пунктов техосмотра. Для получения аттестата аккредитации достаточно отправить в РАС письмо (или принести лично) с заявлением и следующими документами:

  • копии учредительных документов;
  • копия документа, удостоверяющего личность индивидуального предпринимателя;
  • выписка из ЕГРЮЛ или ЕГРИП;
  • копии документов, подтверждающих владение сооружениями (или аренды) и средствами технического диагностирования с соответствующими утвержденными техническими характеристиками;
  • копии документов, подтверждающих наличие возможности передачи сведений в ЕАИС ТО;
  • копии документов, которые подтверждают наличие в штате организации хотя бы одного технического эксперта, который соответствует утвержденным требованиям;
  • копия документа, подтверждающего наличие полномочий лица, чья подпись стоит на заявлении, на осуществление действий от имени юридического лица;
  • опись вложенных документов;
  • копия платежного поручения с отметкой банка, подтверждающего внесение платы за аккредитацию.

Владелец коммерческого пункта техосмотра может выбрать одну или несколько областей аккредитации, то есть категории транспортных средств, которые осмотр которых он имеет право проводить. Существуют следующие категории транспортных средств: мототранспортные средства (L); транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие не более восьми мест для сидения, помимо места водителя (M1); транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо водительского места, более восьми мест сидения, и максимальная масса которых не превышает пяти тонн (М2); транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, с максимальной массой свыше пяти тонн (М3); транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов и имеющие технически допустимую максимальную массу не более 3,5 тонн (N1); транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу свыше 3,5 тонн, но не более 12 тонн (N2); транспортные средства для перевозки грузов с массой свыше 12 тонн (N3) и пр.

В течение десяти рабочих дней со дня поступления вашего заявления в РАС принимается решение о выдаче аттестата аккредитации или об отказе (к примеру, если документы были оформлены не в соответствии с требованиями или если заявитель подал недостоверные данные). В случае принятия положительного решения все сведения о новом операторе вносятся в официальный реестр.

За аттестат аккредитации, согласно Постановлению Правительства РФ от 03.11.2011 № 912 «О размере платы за аккредитацию в сфере технического осмотра», придется заплатить 20 тысяч рублей, а также по10 тысяч рублей за каждый пункт технического осмотра, который был указан в заявлении. Ежегодное подтверждение соответствия требованиям аккредитации обойдется в 15 тысяч рублей плюс снова по 10 тысяч рублей за каждый пункт технического осмотра.

Если в начале существования своей фирмы вы выбираете несколько областей (допустим, L , M1, M2), а в дальнейшем собираетесь расширить их количество, если ваша компания меняет название или если изменяются персональные данные владельца, то во всех этих случаях за переоформление аттестата аккредитации необходимо будет доплатить 15 тысяч рублей плюс 10 тысяч рублей за каждый пункт технического осмотра.

Если же вы собираетесь увеличить количество своих пунктов технического осмотра, то переоформление аттестата обойдется в 10 тысяч рублей плюс еще по 10 тысяч рублей за каждый пункт техосмотра, указанный в заявлении.

Для организации пункта техобслуживания подойдет практически любое помещение подходящей площади. А вот без специального оборудования не обойтись. Требования к нему приводятся в приказе Минпромторга России № 1677 от 6 декабря 2011 г. «Об утверждении основных технических характеристик средств технического диагностирования и их перечня». В частности, вам понадобится:

  • оборудование для диагностики тормозных систем (универсальные роликовые стенды для проверки тормозных систем транспортных средств различной максимальной массы, универсальный площадочный стенд для проверки тормозных систем, средства контроля давления и герметичности в тормозных приводах, прибор для проверки эффективности тормозных систем в дорожных условиях, нагружатель сцепного устройства прицепов);
  • оборудование для диагностики рулевого управления (прибор для измерения суммарного люфта в рулевом управлении, тестеры проверки люфтов в деталях рулевого управления и подвески);
  • оборудование для диагностики внешних световых приборов (прибор для контроля регулировки и силы света фар);
  • средства технического диагностирования шин (штангенциркуль с линейкой);
  • оборудование для диагностики двигателя и его систем (газоанализатор, дымомер, прибор для измерения частоты оборотов двигателя и температуры масла, либо универсальный прибор для измерения содержания загрязняющих веществ в отработавших газах, который заменяет предыдущие три устройства; течеискатель для проверки герметичности газовой системы питания; шумомер);
  • средства технического диагностирования прочих элементов (прибор для проверки светопропускания стекол и обычная линейка);
  • наконечники с манометром и компрессор.

Как утверждают сами владельцы такого вида бизнеса, полная стоимость оборудования, необходимого для проведения техосмотров автомобилей, составляет от 250-300 тысяч до 1 млн. рублей. Если у вас не сохранились документы о приобретении какого-либо оборудования для проведения технических осмотров, подтвердить факт владения им можно свидетельствами о его проверке, выданными Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии. Комитеты этого агентства есть и в регионах.

Если с оборудованием и помещением все достаточно ясно, то вот требование о наличии квалифицированного специалиста в каждом пункте проведения техосмотров вызывает много вопросов.

Технический эксперт – это работник, отвечающий определенным квалификационным требованиям. Он проводит техническое диагностирование автомобилей, и именно он принимает решение о выдаче талона техосмотра и заверяет его своей подписью. Эксперт должен иметь определенное образование, навыки и опыт работы, согласно Приказу Минпромторга России № 1664 от 1 декабря 2011 года «Об утверждении квалификационных требований к техническим экспертам». В частности, техническим экспертом может стать специалист, имеющий:

  • высшее профессиональное образование в области автотранспортной деятельности (и диплом государственного образца, подтверждающий наличие такового) или высшее непрофильное плюс диплом о повышении квалификации или среднее профильное плюс диплом о повышении квалификации. Обратите внимание: высшее образование эксперта может быть не связано с автомобильным транспортом, но оно должно быть получено в инженерно-техническом вузе (и быть подтверждено дипломом государственного образца). Также ему необходимо будет пройти курсы повышения квалификации по программе «Эксперт по техническому контролю и диагностике автотранспортных средств» и получить диплом или сертификат. В этом году пока еще разрешается, чтобы у эксперта вместо документа о повышении квалификации по программе «Эксперт по техническому контролю и диагностике автотранспортных средств», был документ о повышении квалификации по программе для контролеров.
  • водительские права и общий стаж вождения не менее трех лет. Технический эксперт должен иметь водительское удостоверение по тем категориям транспортных средств, осмотр которых он проводит.
  • опыт практической работы. Эксперт должен обладать не только теоретическими знаниями, но и навыками практической работы в условиях производства, обслуживания, ремонта или контроля состояния автомобилей. В законе есть ограничения и по минимальному опыту работы. Обладатели высшего профессионального образования должны проработать по специальности не менее двух лет, а обладатели среднего специального образования – не менее трех лет.

До вступления в силу нового закона плата за прохождение технического осмотра состояла из госпошлины (300 рублей) и стоимости самого техосмотра. С этого года коммерческие пункты проведения техосмотров берут только плату за проведение техосмотра без пошлины. Максимальный размер стоимости этих услуг определяется для каждого субъекта федерации отдельно. Дороже всего техосмотр обойдется в Московской области и в Приморском крае.

В большинстве же других регионов стоимость этой процедуры практически не изменилась (от 100 до 2300 рублей, в зависимости от категории транспортного средства и региона). Компании, производящие техосмотры, имеют право устанавливать собственные расценки на свои услуги. Единственное требование – они не могут быть выше максимального установленного тарифа.

Операторы ТО вправе заключать тройственные договора с РСА и производителями талонов технического осмотра, что позволяет им самостоятельно обеспечивать себя новыми бланками.

Все компании, аккредитованные должным образом, обязаны ежедневно передавать данные о проведенных ими техосмотрах и выданных талонах в единую автоматизированную систему (ЕАИС ТО). Эти данные необходимы, в первую очередь, страховым компаниям, так как полис ОСАГО с этого года выдается лишь при условии наличия талона о техосмотре, срок действия которого истекает не ранее чем через полгода. Для передачи данных не требуется никакого специального программного обеспечения. Она осуществляется через сайт ГИБДД.

Действие аттестата может быть приостановлено, если, к примеру, вы ошиблись при передаче сведений в единую автоматизированную систему, нарушили процедуру проведения техосмотра или не смогли пройти ежегодную процедуру на подтверждение соответствия своего пункта установленным требованиям. После двух подобных нарушений в течение года аттестат аннулируется.

Многие пункты техосмотров открываются на базе уже существующих автомастерских. В законе нет запрета на совмещение этих видов деятельности. При этом сам владелец пункта технического осмотра не вправе проводить техосмотр собственного транспортного средства. Так как осмотр проводится на основании договора, а заключить договор с самим собой невозможно. Обратите внимание: подписывать договор с вашими клиентами в бумажном виде нет необходимости, так как оплата услуг по проведению техосмотра автоматически подтверждает факт заключения договора.

Минимальный стартовый капитал для открытия собственного пункта проведения техосмотров составляет 500 тысяч рублей. При отсутствии других источников прибыли (к примеру, автомастерская) срок окупаемости этих вложений составляет около одного года.

С прошлого года осуществление техосмотра из компетенции ГИБДД перешло к частным компаниям. Это событие открыло для многих российских предпринимателей большие возможности. На сегодняшний день практически каждый бизнесмен может открыть свое собственное дело и получать с него хорошую прибыль. Давайте детально разберемся в том, что же необходимо, чтобы открыть пункт техосмотра.

Сначала о документах

Для того чтобы начать работу, надо оформить все разрешительные документы. Для этого вы должны иметь копию учредительных бумаг, выписки из ЕГРЮЛ, копию паспорта индивидуального предпринимателя, ксерокопии договоров, которые бы подтверждали права собственности сооружений или аренды на различные средства технической диагностики.

Также вы должны документально доказать, что в вашем штате есть как минимум один эксперт, который соответствует утвержденным требованиям. Помимо этого вами должна быть представлена копия бумаги, подтверждающая, что лицо, подписывающее заявление, обладает таковым юридическим правом. Закон предписывает иметь на руках копию банковского поручения, которое подтверждает внесение единовременной оплаты за аккредитацию.

На все про все 10 дней

На этом вопросе остановимся подробнее. Вы, как предприниматель, имеющий пункт технического осмотра, можете выбрать только один или сразу несколько пунктов для аккредитации (другими словами перечь категорий автотранспорта, который имеете право обслуживать).

В вашу компетенцию может входить техосмотр мотоциклов, различных транспортных средств, обеспечивающих пассажирские перевозки, грузового транспорта и так далее. То есть при регистрации вы должны детально прописать категории. В случае если вы будете ремонтировать и другие транспортные средства, то тогда необходимо будет внести соответствующие поправки в первоначальные документы.

После того как вы заполнили все необходимые бумаги о том, что хотите открыть пункт технического осмотра и подали соответствующее заявление в РАС, данный орган в течение десяти дней принимает решение о выдаче специального разрешительного аттестата. Впрочем, есть вероятность, что заветная бумага в ваших руках может не оказаться по истечении этого срока.

Если предприниматель подал не те данные или документы были оформлены с грубыми нарушениями, то в таком случае вы можете получить отказ. Когда же все необходимые документы проходят проверку, РАС принимает положительное решение и информация о вас, как о новом операторе, вносится в официальный реестр.

Надо платить

В настоящее время есть особое постановление Правительства России о необходимости уплаты государственной пошлины за осуществление аккредитации. Согласно ему, вы, как предприниматель, обязуетесь выплатить двадцать тысяч рублей, а также порядка десяти тысяч рублей за каждый указанный пункт техосмотра.

При этом свою аккредитацию бизнесмен обязан подтверждать каждый год. Эта процедура обойдется примерно в пятнадцать тысяч рублей, а также по десять тысяч рублей за все пункты технического осмотра. В случае, если еще в начале своего предпринимательского пути вы выбрали сразу несколько сфер работы, однако в скором будущем планируете расширяться или же если решили сменить название своей организации или данные о владельце, то в обязательном порядке надо переоформить аттестат аккредитации.

А это будет стоить дополнительно пятнадцать тысяч рублей и по десять тысяч за каждый из пунктов технического осмотра. Как видите, любые ваши действия, связанные с расширением компании или, напротив, сокращением предоставляемых услуг, облагаются налогом и необходимостью изменять данные в аттестате.

О площади помещения для проведения ТО

Эксперты в этой сфере бизнеса утверждают, что помещение пойдет любое, самое главное, чтобы площадь подошла. Вы можете использовать под эти цели старый цех какого-либо предприятия или арендовать кусок земли, установить над ним серьезный навес и начинать работу.

И если вопрос с площадью, в общем-то, решаем, то вот вопрос оборудования для техосмотра будет стоять намного острее. Дело в том, что без специальных систем просто невозможна полноценная работа всего вашего дела. А стоят они хороших денег. Несколько видов оборудования для техосмотра должны отвечать всем требованиям надежности и качества. Минпромторг России еще три года назад утвердил главные технические характеристики средств для технического диагностирования.

Согласно этому документу, у вас должно быть специальное оборудование, выявляющее дефекты в системах управления, торможения, освещения автомобиля. И это еще далеко не весь перечень. Также у вас должна быть программа для техосмотра, то есть машина должна последовательно проходить все стадии проверки узлов и агрегатов.

Для серьезного дела нужны хорошие деньги

Владельцы данного бизнеса признаются, что открыть станцию техосмотра будет стоить немалых средств. Только один комплекс обязательного оборудования обойдется более чем в четверть миллиона рублей. Но в таком случае вы будете располагать или некачественными, или бывшими в употреблении системами. Более реальная цифра равна миллиону. В таком случае в вашем распоряжении будет нормальное оборудование, с которым можно работать в течение нескольких лет.

Как открыть пункт техосмотра без профессионалов?

Теперь поговорим о персонале. Думаем, вы прекрасно понимаете, что даже самые новые системы могут оказаться просто бесполезными, если нет квалифицированных кадров, способных их обслуживать. Поэтому особенно тщательно подойдите к вопросу подбора сотрудников.

Представьте, ведь именно им придется диагностировать сложные системы автомобиля и принимать зачастую непростые решения о выдаче специального талона технического осмотра, заверенного собственноручной подписью.

2012 год ознаменовался для российских автолюбителей открытием новой эры технической проверки транспортных средств. Вступил в силу принятый полгода назад Федеральный закон, передающий полномочия по проведению техосмотров из кабинетов ГИБДД в юрисдикцию коммерческих организаций. Начали появляться независимые пункты техосмотра, занимающиеся, как технической частью, так и оформлением всех документальных бумаг. Ушлые предприниматели, особенно те, кто уже владеет автомастерскими, сразу усмотрели в новом законе перспективу для развития собственного автобизнеса.

Открываем частный пункт техосмотра

Чтобы обзавестись статусом пункта техосмотра, придется собрать кипу разрешительных бумаг. Основной документ - аккредитационый аттестат, получаемый в РАС (Союзе автостраховщиков). Пишите туда письмо-заявление (или несете лично) и прилагаете к нему набор ксерокопий:

  • удостоверения личности ИП;
  • выписки из ЕГРЮЛ;
  • документов на право владения (или аренды) сооружением и соответствующими диагностическими средствами (с утвержденными техническими данными);
  • документов, гарантирующих передачу сведений в ЕАИС ТО;
  • документов, подтверждающих присутствие в штате технического эксперта, соответствующего принятым требованиям;
  • документа, подтверждающего юридические полномочия лица, которое подает заявление;
  • банковского платежного поручения с отметкой о внесении платы за аккредитацию;
  • опись прилагающихся документов.

На принятие решения РАС отводится 10 дней (рабочих), после чего вы получаете либо отказ (с обоснованием причин), либо известие о внесении вас в реестр аттестованных операторов.

В заявлении вы указываете категории транспорта, на технический осмотр которого вы претендуете. Это могут быть:

  • мототранспортные средства (категория L);
  • транспортные средства, перевозящие пассажиров (до 8 мест без учета водительского - категория М1, более 8 мест и с массой до 5 т - М2, более 8 мест и с массой свыше 5 т - М 3);
  • транспортные средства, перевозящие грузы и имеющие массу до 3,5 т - N1, от 3,5 до 12 т -N2; более 12 т - N3;
  • прочие транспортные средства.

Сам аттестат аккредитации стоит 20000 рублей. Каждая внесенная категория оценивается в 10 тысяч. Ежегодное подтверждение аккредитации обойдется в 15 тысяч, и еще по 10 тысяч - подтверждение каждой категории техосмотра. Внесение дополнений или изменений в аттестат также будет стоить определенных денег согласно утвержденному прейскуранту.

Помещение и оборудование

Если вы владелец автомастерских, то дополнительных площадей вам не понадобится. Если же вы начинаете с нуля, то главное требование к помещению - это достаточность территории для техосмотра.


А что касается оснащения, то нужно ориентироваться на прошлогодний декабрьский приказ Минпромторга (№1677), в котором расписаны требования к средствам технической диагностики и их перечень. Вам, в частности, понадобится:

  • диагностическая оснастка для тормозных систем (испытательные стенды, приборы, контролирующие давление и герметичность тормозных приводов, нагружатель сцепных устройств и т.п.);
  • диагностическое оборудование для проверки рулевого управления;
  • оборудование для проверки световых приборов;
  • оборудование для диагностики систем двигателя (газоанализаторы, дымометры, тахометры, термометры, шумометры и т.п.);
  • средства диагностики шин и прочих элементов.

По оценкам бывалых профессионалов весь комплект оснастки обойдется владельцу техпункта в сумму от 250 тысяч до миллиона рублей.

Требования к техническому эксперту

Технический эксперт - человек, определяющий «судьбу» автотранспортного средства. Именно он проводит диагностику и принимает вердикт о выдаче или невыдаче талона техосмотра. Ставя свою подпись, он принимает на себя всю ответственность, поэтому и требования к такому работнику будут соответствующие. Технический эксперт согласно приказу №1664 Минпромторга РФ обязан иметь:

  • высшее образование (и диплом) в сфере автотранспортной деятельности или непрофильный технический диплом с документом о повышении автотранспортной квалификации, или профильное среднее образование с дипломом о повышении квалификации;
  • права на вождение по тем категориям, которые он проверяет, со стажем не меньше 3 лет;
  • практический профильный стаж не менее 2 лет (для высшего образования) и не меньше 3 лет (для среднего специального).

Специфика новых техосмотров

Ранее оплата состояла из стоимости техосмотра и госпошлины (300 рублей). Теперь коммерческие пункты берут деньги только за техосмотр, причем расценки устанавливают сами. Единственное ограничение - стоимость не должна превышать максимальный утвержденный тариф.

Частные операторы ТО заключают, как правило, прямые договора с РСА и изготовителями техталонов, что гарантирует им бесперебойное обеспечение новыми бланками.

Все аккредитованные компании обязательно передают через сайт ГИБДД ежедневные данные о проведенных техосмотрах в единую систему (ЕАИС ТО). Если вы этого не сделаете или ошибетесь в данных, действие аттестата приостанавливается. Такие же санкции возможны в случае зафиксированного несоблюдения процедуры техосмотра или несвоевременного подтверждения аттестата.

После повторных нарушений в течение года вас могут лишить аттестата, но до такого «конфуза» предприниматели, ценящие свой бизнес, обычно не доходят.

Частный пункт техосмотра - это, по сути, «золотое дно». Он «заберет» на начальном этапе у вас около полумиллиона, но при грамотном подходе окупится сторицей уже через год.

Подготовлено редакторами: «Бизнес GiD»
www.сайт