Что относится к характеристикам социальной работы. Характеристика социальной работы. Индивидуальная социальная работа

Полнотекстовый поиск:

Где искать:

везде
только в названии
только в тексте

Выводить:

описание
слова в тексте
только заголовок

Главная > Курсовая работа >Социология


Международный университет природы, общества и человека «Дубна»

Социальные работники имеют давний интерес к связи знаний и практики. Как задачи практики, так и знания, используемые для выполнения этих задач, определяют характеристики любой профессии. Они являются основой, по которой профессии дифференцируются друг от друга и способы, с помощью которых они легитимируют свою деятельность более крупному обществу и культуре. Теоретики и исследователи по использованию знаний определили его как имеющее как концептуальные, так и инструментальные аспекты. Чтобы лучше понять использование знаний в области социальной работы, группе практиков социальной работы было предложено подумать об использовании различных типов формальной информации и знаний и источников этих знаний.

Кафедра социальной работы

Курсовая работа

Выполнила: студентка

2 курса, гр.2051

Чилева София

Проверила: Старовойтова

Лариса Ивановна

Дубна, 2010 г.

Введение 3

Глава 1. Теория социальной работы как наука и учебная дисциплина 5

Глава 2.Основные понятия теории социальной работы 7

2.1. Понятие «социальная проблема» 7

Респонденты-практиканты выразили признательность за теоретические знания, но дали самые высокие оценки полезности знаниям, которые помогают им решать проблемы, с которыми они сталкиваются каждый день на практике, т.е. информацию о социальной проблеме или информацию об эффективности конкретного вмешательства в социальную работу. Более молодые практикующие были более восторженными, чем пожилые практикующие, о пользе формальных знаний.

Сущность социальной работы как принципиально нового вида социальной деятельности

Использование знаний основывается на пересечении практики социальной работы и исследований. Он состоит из комплекса мероприятий, связанных с осознанием, рассмотрением и использованием знаний для принятия практических решений. С ростом интереса к эмпирической практике социальные работники уделяют больше внимания видам знаний и процессов распространения, которые приводят к практическим решениям, на которые влияет теория социальной работы и эмпирические исследования. Цель этого анализа - изучить типы знаний, которые социальные работники считают полезными.

2.2. Понятие «трудная жизненная ситуация» 10

2.3. Понятие «клиент социальных служб» 12

2.4. Понятия «социальная защита населения» и «социальная помощь» 13

2.5. Понятие «социальная политика» 16

3.2 Закономерности социальной работы 20

Глава 4. Принципы теории социальной работы 23

Заключение 26

Список использованной литературы 28

Защита детей в институции от насилия

Что мы знаем об использовании знаний в профессии социальной работы? И работа профессии, и знания, используемые для выполнения этой работы, определяют характеристики всех профессий. Они являются основой того, что профессии дифференцируются друг от друга и способы, которыми они легитимируют свою деятельность в более широком обществе и культуре.

Основой социальной работы является накопленная теоретическая работа и эмпирическая работа, которую мы используем для наших клиентов. Исследования и развитие знаний в нашей профессии - это обширное предприятие, занимающееся физическим, умственным и экономическим здоровьем; индивидуальное, семейное и общественное благосостояние; интересы различных групп в обществе; думать о проблемах, определять их и определять эффективные средства для их улучшения. Способы распространения этих знаний одинаково разнообразны и включают традиционные текстовые издания, такие как книги и статьи; реляционные точки, такие как неофициальные беседы с коллегами, официальные консультации, семинары и семинары по непрерывному образованию; и, все чаще, электронные магазины, такие как интернет-сайты, электронные журналы и конференции.

Введение

Развитие новой для нашего общества специальности и профессио­нальной деятельности - социальной работы - при­дает особую актуальность ее теоретическому осмыслению. Как раз­новидность профессиональной дея­тельности социальная работа за более чем вековую историю накопила ог­ромный эмпирический материал, теоретическое осмысление, обобщение и систематиза­ция которого открывают новые перспективы перед практикой с точки зрения повышения ее эффективности и результативности.

Как отмечается в другом месте, образование в области социальной работы является мощным и значительным предприятием по распространению информации, которое включает как текстовые, так и реляционные источники. В первом случае исследования используются для того, чтобы влиять на мышление о проблеме, а во втором - на решение проблемы, когда знание является средством до конца решения проблемы. Теория может быть наиболее вероятным источником концептуального использования, тогда как эмпирические исследования могут быть наиболее важными для решения конкретной проблемы.

Совокупность представлений, идей, объясняющих сущность, содер­жание, наличие существенных связей и зависимостей в соци­альной работе, позволяют утверждать, что формируется целостная система научных знаний, теория социальной работы. Отечественный и зарубежный опыт социальной работы, бога­тейший эмпирический материал являются важнейшим основа­нием для ана­лиза теоретических обобщений и выводов, выявления и научного объяснения тенденций и закономерностей развития социальных явлений, фактов, событий, процессов.

В конце концов, как теоретические, так и эмпирические знания используются для продвижения базы знаний социальной работы. Миссия журнала, как представляется на мачте, заключается в совершенствовании практики и расширении знаний в области социальной работы и социального обеспечения. Учитывая эту миссию, приоритетом является понимание использования знаний в социальной работе для оптимизации полезности и актуальности журнала.

Более половины респондентов старше 40 лет. Респонденты сообщили, что их первичными практическими ролями были практикующие, администраторы, преподаватели и исследователи. Значительная часть респондентов указали, что они гетеросексуальны, а остальные ответили, что они лесбиянки, гомосексуалисты или бисексуалы.

Данная курсовая работа посвящена исследованию теории социальной ра­боты.

Объектом исследования курсовой работы является содержание теории соци­альной работы, а предметом - основные понятия и категории социальной ра­боты.

Цель данной работы исследовать и изучить понятия и категории социальной работы. Ведь мне, как будущему социальному работнику просто необходимо это знать. Без знания теории, не может быть успешной практики.

Хотя опрос был распространен среди общенациональной аудитории, результаты отражают смещенную выборку из-за низкой частоты ответов. Может быть несколько причин расхождения между читателями и респондентами. Сроки распространения опроса также могут быть фактором в показателе ответа.

Кроме того, поскольку респондентов просили отправить свои завершенные опросы, это потребовало некоторых усилий со стороны респондента. Тем не менее, исследование имеет смысл для мнений, полученных от этой группы, для определения полезных статей и полезных источников информации.

Задачи курсовой работы:

    Изучить научную литературу по теме курсовой работы;

    Рассмотреть теорию социальной науки как научную дисциплину

    Разобрать основные понятия социальной работы;

    Изучить принципы социальной работы;

    Сделать обобщения и выводы;

Глава 1. Теория социальной работы как наука и учебная дисциплина

Социальная работа как наука исследует социальные явления и процессы, следовательно, в своей основе является социальной (общественной наукой). Вместе с тем она связана и с техническими, и, особенно с естественными науками (физиологией, психологией, экологией), что подчеркивает ее инте­гративный характер. Проводимые в рамках теории социальной работы ис­следования зачастую имеют междисциплинарный характер с точки зрения взаимосвязи их с социальными и естественными науками.

Определение социальной работы как науки и как профессии

Исследование было сосредоточено на трех основных вопросах, касающихся использования знаний потребителей. Во втором наборе вопросов основное внимание было уделено типам относящегося к практике контента, которые, по мнению респондентов, были полезными. Эти вопросы были представлены в исследовании в рандомизированном порядке. Читателей попросили использовать 6-балльную шкалу для оценки полезности различных типов контента для практики социальной работы. 6-балльная шкала варьировалась от 1, где 1 = «предоставляет информацию, которая не полезна для практики социальной работы», до 6, с 6 = «предоставляет информацию, которая полезна для практики социальной работы».

Таким образом, можно утверждать, что теория социальной ра­боты является социально-гуманитарной наукой по содержанию, меж­дисциплинарной и интегративной по характеру.

Социальная работа является относительно новой для нашей страны обла­стью научно-практической деятельности, и многие ее аспекты в теоре­тическом плане остаются дискуссионными. Это касается, в частности, опре­деления научного статуса социальной работы.

Третий набор вопросов касался понимания того, какие источники чтения информации наиболее полезны для практики социальной работы. Эти вопросы также были представлены в произвольном порядке и использовали одну и ту же 6-балльную шкалу для оценки относительной полезности различной информации и формальных методов получения знаний.

В кодексах различных профессий последовательность принципов должна выражать конкретную субординацию степени важности того или иного принципа в связи со спецификой профессии. Систему принципов желательно сформулировать наиболее емко, не нарушая при этом полноты охвата нравственной стороны профессиональной деятельности

Респондентам было предложено ответить на 12 вопросов, которые были смоделированы после предыдущего исследования по психотерапевтическим исследованиям для профессиональных психологов, проведенного двумя студентами уровня магистра в Чикагском университете, которые помогали в организации, входе и анализе данных ответов. Для двух качественных вопросов были созданы две отдельные таблицы, и ответы респондентов были записаны точно так же, как записано в каждую из таблиц. Затем результаты сортировались и анализировались на ключевые слова при диктовке образцов ответов и повторений в ответах.

Большинство исследователей отмечают, что социальная работа имеет преимущественно прикладной характер. Вместе с тем она разрабаты­вает и серьезные теоретические проблемы.

Именно прикладной характер теории социальной работы, орга­ническое включение в нее фактов и данных конкретного практи­ческого опыта отли­чают ее от фундаментальных наук, но не проти­вопоставляют им. Если задачей фундаментальных наук является по­знание законов, действующих в природе, обществе, мышлении, безотносительно к их возможному практическому ис­пользованию, то задача прикладных наук - применение результатов фунда­ментальных наук для решения познавательных и социально-практи­ческих проблем. Тесная связь с жизнью, кон­кретными условиями жизнедеятельности различных групп и слоев населения - непременное условие повышения при­кладной значи­мости научных исследований в области социальной работы.

Хоспис - служба помощи безнадежно, неизлечимо больным, умирающим людям. Создается для разрешения проблем больного: медицинских, психологических, социальных

Чтобы уменьшить погрешность во время процесса ввода данных, ответы были закодированы в соответствии с конкретными правилами. Во-первых, в отношении вопроса об уровне образования в области социальной работы, если ответчик отметил более одного ответа, в данные был включен самый высокий уровень образования. Во-вторых, что касается вопроса о первичном и вторичном областях практики, то больше внимания уделяется ответам на вопрос о первичной области практики.

Важнейшими структурными компонентами научной теории социальной работы являются:

    объект исследования науки;

    предмет науки и преобразования действительности;

    закономерности и принципы социальной работы;

    методы и принципы организации исследований;

    функции научной теории.

Объект и предмет социальной работы, с одной стороны, обус­ловлены целями практической социальной работы, а с другой - влияют на границы и содержание теории и практики социальной работы.

В таблице 1 приведены оценки респондентов типов контента, которые они находят наиболее полезными. Хотя некоторые читатели оценивали некоторые типы знаний о «бесполезном» завершении, континууме, в среднем респонденты рассматривали информационные категории как полезные. Три наиболее полезные категории информации касались: характера конкретных социальных проблем, эффективности стратегий практики и отдельных групп населения. Статьи, содержащие информацию о социальной этике, заняли четвертое место. Статьи о профессии социальной работы считались полезными.

Обозначив круг проблем, составляющие предметное поле социальной работы, можно сделать вывод, что теория социальной работы - наука о закономерностях и принципах функционирования, развития и регулирования конкретных социальных процессов, их динамики под влиянием психолого-педагогических и управленческих факторов при защите гражданских прав и свобод личности в обществе.

«Домашнее насилие, действующее или пересмотренное законодательство о детском благосостоянии и гендерные вопросы». Статьи социальной работы, посвященные «высокому риску».

  • Также статьи, посвященные теоретическим и концептуальным основам.
  • Но никто не знает, когда статья в других категориях может вызвать интерес.
Рисунок 1: Полезность статей с различными типами контента.

Полезность источников информации

Социальные работники подвергаются бомбардировке из различных источников знаниями и информацией, имеющими отношение к практике. Как показано в таблице 2, читатели предпочитают источники информации, которые являются реляционными и текстовыми. Их наиболее предпочтительными источниками информации были: обсуждение дел с другими социальными работниками и семинары по практике социальной работы. Предпочтения респондентов в отношении информации и знаний, полученных в результате прямого межличностного взаимодействия с другими практиками, согласуются с исследованиями по использованию знаний в других профессиях.

Глава 2.Основные понятия теории социальной работы

2.1. Понятие «социальная проблема»

Все многообразие видов социальных взаимодействий и складываю­щихся на их основе социальных отношений в социальной работе сконцен­трировано на решении социальных проблем, заявленным клиентом или обна­руженных самим специалистом.

Социальная работа является требовательной и разнообразной профессией, часто требующей от практикующего носить много шляп в любой день: советника, терапевта, смотрителя, администратора, врача и многих других. Хотя эти разнообразные роли, возможно, требуют почти неограниченного круга знаний и опыта, социальный работник с хорошо сбалансированным набором основных функций будет хорошо функционировать в большинстве ситуаций. Вот 10 качеств, которые каждый социальный работник должен практиковать и владеть.

Эмпатия - это способность идентифицировать себя или подвергать сомнению ситуацию другого человека. Сочувствие - это как интеллектуальный, так и эмоциональный процесс, который значительно облегчает понимание и помогает другим решать свои проблемы. Большинство социальных работников по своей природе являются чуткими; на самом деле, эмпатия является основной причиной, по которой люди входят в профессию.

В широком смысле под социальными проблемами понимают все социальные явления, связанные с поведением людей в обществе, как в рамках нормы, так и за ее пределами. Обычно появление проблем связано с функционированием социальных систем и первоначально не вызывает у людей беспокойства и дискомфорта.

В более узком смысле о проблеме говорят, обнаруживая разру­шение стабиль­ных социальных связей, когда ее развитие приводит к напря­женности и кон­фликтам. В этом случае для выявления социальных проблем объективное со­стояние дел сопоставляют с нормой. Следовательно, при лю­бом подходе проблемы являются частью социальных процессов, их содержа­ние носит со­циальный характер, а форма проявления – личностна.

Поскольку проблемы возникают на разных уровнях реальности, в том числе и в глобальном обществе, на макроуровне социальной деятельности принято выделять социальные проблемы. Они носят наиболее широкий, об­щечеловеческий характер и требуют для своего решения согласованных дей­ствий в масштабах мирового сообщества (напри­мер, проблема экологической безопасности планеты). Часть таких проблем государства решают в русле со­циальной политики, выступающей в качестве важного аспекта социальной работы.

На микроуровне выделяют проблемы, возникающие в различных под­системах социально-экологической сферы внутри конкретного социума. Можно обозначить основные группы социальных проблем, с которыми стал­киваются специалисты по социальной работе, – социально-управленческие, социально-экономические, социально-экологические, социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально-правовые, социально-педагогические и др. При этом проблемы, возникающие в одной из областей, неизбежно затрагивают и другие сферы жизнедеятельности че­ловека, поэтому для их выявления и оптимального решения социальному ра­ботнику необходимо привлекать усилия социальных групп, организаций и профессионалов, осуществляющих преобразовательную деятельность в кон­кретной подсистеме общества.

В теории социальной работы особое внимание уделяется социальным проблемам на микроуровне деятельности. Можно сформулировать следую­щее определение проблемы, формирующейся на индивидуальном уровне:

Социальная проблема – это противоречие, осознаваемое субъектом деятельности как значимое для него несоответствие между целью этой деятельности и ее результатом.

В этом случае проблема возникает из-за отсутствия или недостатка у индивида средств достижения цели, вследствие чего не удовлетворяются те или иные его потребности. Соответственно, появляется необходимость в по­иске новых способов и средств деятельности. Важно отметить, что социаль­ная проблема имеет объективно-субъективную природу – прежде чем стать проблемой, социальное противоречие должно пройти через сознание субъ­екта, поэтому следует выделять в ней три основных элемента:

    люди , которые оценивают ситуацию как проблемную;

    социальные условия , в которых проблема возникла;

    деятельность , связанная с появлением, осмыслением и разрешением проблемы.

В социальной работе рассматривают и человека в проблеме, когда об­щество, социальные условия формируют особенности его жизнедеятельности (например, проблема низкого уровня жизни пожилых людей); и проблему в человеке, когда ценности, представления и поведение индивида обусловли­вают характеристики группы и социума.

2.2. Понятие «трудная жизненная ситуация»

Конкретное состояние социальной проблемы описывается через поня­тие социальной ситуации . Социальные ситуации складываются вследствие изменений особенностей социальной среды и личности, которая восприни­мает эти особенности и своеобразно их интерпретирует, поэтому важно раз­личать типы социальных ситуаций, изучать специфику поведения человека в них, механизмы их восприятия личностью, воздействие ситуаций на социум, чтобы иметь возможность находить оптимальные пути дальнейшего соци­ального движения. В науке социальные ситуации рассматриваются с точки зрения ситуационного подхода(Л.С.Выготский, Б.Ф.Ломов, Л.И.Анциферова, Ю.Н.Емельянов, Т.М.Дридзе и др.), направленного на ана­лиз социального бытия как череды дискретных и взаимосвязанных социаль­ных ситуаций, частью которых является человек с его деятельностью.

Трудная жизненная ситуация – это ситуация, объективно нарушающая социальные связи человека с его окружением и условия нормальной жизне­деятельности, и субъективно воспринимаемая им как «сложная», вследст­вие чего он может нуждаться в поддержке и помощи социальных служб для решения своей проблемы .

Трудные жизненные ситуации в социальной работе можно классифицировать на основе ряда критериев. Так, выделяют:

    по характеристикам субъекта – индивидуальные, групповые, семейные и иные ситуации;

    по возрастному критерию – ситуации детского, подросткового, юношеского и др. возраста;

    по психологической реакции на ситуацию – ситуации с адекватной, мобилизующей реакцией и с неадекватной, демобилизующей реакцией;

    по уровню адаптации к ситуации – ситуации с активной, пассивной и приспособленческой адаптацией и т.д.

Проблемная жизненная ситуация всегда связана с необходимостью тем или иным образом адаптироваться к ней – это заключается в успешном или неуспешном преодолении жизненной трудности с последующей стабилиза­цией ситуации. В результате может быть сформирована как активная жиз­ненная позиция человека, свидетельствующая о его социальной ответствен­ности, так и противоположная по содержанию – пассивная, или иждивенче­ская позиция.

Александров Е.П.

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА: ПОДГОТОВКА К ЭКЗАМЕНУ. СТАТЬИ, ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

В пособии содержатся материалы, предназначенные для подготовки студентов вузов и средних профессиональных учебных заведений – будущих специалистов социальных служб и организаций к зачетам и экзаменам по дисциплинам, связанным с проблематикой социальной работы. В пособии использованы две основные формы подачи материала: информация, которая обычно вызывает у студентов некоторые затруднения в осмыслении (касающаяся, прежде всего, методолого-теоретической части курса и вопросов организации диагностических исследований в социальной работе), излагается в форме статей. Информация, относящаяся к аспектам реализации теоретических положений в практике социальной работы, подается в форме вопросов и ответов на них.

Книга представляет интерес для студентов, обучающихся в бакалавриате и магистратуре по направлению «социальная работа».

Раздел 1. Методолого-теоретические основания социальной работы. Вместо введения
1. Характеристика социальной работы как особого вида деятельности 2. Динамика парадигм социальной работы в истории общества 3. Философские концепции, определяющие современную парадигму теории и практики социальной работы 4. Психологические концепции, определяющие современную парадигму теории и практики социальной работы 5. Концепция «диалога культур» Бахтина-Библера как методологическое основание социальной работы 6. Значение диагностических мероприятий в социальной работе 7. Медицинские методы в социальной диагностике 8. Применение психологических методов диагностики в практике социальной работы 9. Социологические методы диагностики, используемые в социальной работе
Раздел 2. Социальная работа в вопросах и ответах 1. Какова сущность управления социальной работой? 2. Типы и стили разрешения конфликтов в системе социальных служб, учреждений и организаций 3. Какие основные документы регламентируют деятельность учреждений социального обслуживания 4. Разделение и кооперация труда в системе социальной защиты 5. Этические требования, предъявляемые к социальному работнику 6. Планирование социальной работы в учреждении социальной защиты: содержание и виды 7. Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста: задачи, структура, функции 8. Центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства: задачи, структура, функции 9. Социально-реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями: структура, задачи, функции 10. Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних: структура, задачи, функции 11. Территориальный центр социальной помощи семье и детям: структура, задачи, функции 12. Социологические методы управления в системе социальных служб, учреждений и организаций 13. Социальный паспорт района 14. Психологические методы управления в системе социальных служб, учреждений и организаций 15. Социально-экономические методы в социальной работе 16. Методы повышения эффективности управления в организациях, учреждениях, службах социальной работы 17. Управление персоналом в системе социальной работы 18. Общий обзор психосоциальных технологий и их место в системе психотерапевтических техник 19. Психологические последствия стресса, фрустрации, перенапряжения и психотерапевтическая помощь 20. Социально-психологический тренинг (СПТ) как метод психосоциальной работы. Основные задачи, решаемые в процессе СПТ 21. Типология тренингов в психосоциальной работе: тренинги коммуникативных навыков и умений; тренинги личностного роста; методические тренинги профессиональной подготовки 22. Психологическое консультирование и его профессионально-этические принципы 23. Основные направления семейного консультирования. Методы диагностики и психотерапевтической коррекции семейных отношений 24. Семейная психотерапия как метод психологической помощи 25. Игротерапия и ее диагностические, психокоррекционные и психотерапевтические функции. Классификация игротерапевтических методов 26. Особенности психосоциальной работы в организациях и учреждениях социального обслуживания 27. Особенности психосоциальной работы в организациях и учреждениях образования 28. Особенности психосоциальной работы в организациях и учреждениях здравоохранения 29. Характеристика психосоциальной работы в разноведомственной сети государственных учреждений для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 30. Сеть стационарных учреждений для инвалидов и престарелых, детей с ограниченными возможностями и специфика психосоциальной работы в них 31. Методы и содержание психосоциальной работы в сети реабилитационных центров для несовершеннолетних с девиантным поведением 32. Содержание психосоциальной работы в войсках, МЧС, системе МВД с целью психологической поддержки военнослужащих и реабилитации участников военных конфликтов, техногенных и природных катастроф 33. Социально-медицинская работа как вид мультидисциплинарной деятельности 34. Основные понятия, объекты и предмет социально-медицинской работы 35. Цели и задачи социально-медицинской работы 36. Деонтология в социально-медицинской работе 37. Определение здоровья, здорового образа жизни. Индивидуальное и общественное здоровье 38. Содержание социально-медицинской работы в лечебно-профилактических учреждениях 39. Деятельность специалиста по социально-медицинской работе в стационарных, учреждениях социального обслуживания (дома-интернаты общего типа) 40. Организация отделений медико-социальной помощи при территориальных поликлиниках, в стационарах. Основные виды деятельности территориального отделения медико-социальной помощи 41. Нормативно-правовая база социально-медицинской работы 42. Содержание и методика технологий социально-медицинской работы в организациях и учреждениях образования 43. Содержание и методика социально-медицинской работы в организациях и учреждениях здравоохранения 44. Содержание и методика технологий социально-медицинской работы в армии, правоохранительных органах

Раздел 1



МЕТОДОЛОГО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ

СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Вместо введения

Каждая наука или сфера социальной практики непременно опирается на некоторый свод идей, представлений, исходных положений , так или иначе определяющих основные позиции в анализе и решении проблем. Актуальность поиска методологических оснований повышается в современную эпоху, когда, в связи с научно-технической революцией и вызванными ею динамичными процессами в социальной и культурной сферах, значительно усложняются задачи, которые приходится решать обществу. Сформировалась также и особая отрасль знания – методология научного познания.

Отметим весьма характерную деталь – анализом методологических проблем вплотную занимаются не только философы, методологи, но и представители частных научных отраслей. В сфере образования практически каждая учебная дисциплина (и, особенно, если она имеет социогуманитарную направленность), входящая в учебные планы профессиональных образовательных учреждений, начинает уделять пристальное внимание методологическому обоснованию целеполагания, объекта, предмета, исследовательского метода и инструментария. Сказанное в полной мере относится к социальной работе как научной отрасли, учебной дисциплине и общественной практике.

Прежде, чем более конкретно рассуждать о методологических проблемах социальной работы, необходимо уточнить, что же вообще понимается под термином «методология». Е.В. Бондаревская и С.В. Кульневич следующим образом определяют суть понятия: «Методология – (от греч. methodos – путь, способ logos – понятие) научный способ установления основы, расстановки акцентов смысла понятий. В более широком смысле – методология - это наука, определяющая общее направление развития исследований, его цели, границы, принципы; учение о научном методе познания». Указанные авторы отмечают, что методология в науке выполняет конкретные функции (нормирование, предписание, целеполагание, регулирование, ориентирование и т.п.), которые в целом дают обоснование научной и практической деятельности. Таким образом, благодаря методологическим основаниям определяется мера оценки, соотношение частей и целого, формулируются базовые смысловые установки, отыскиваются регулирующие теорию и практику ограничители, разрабатываются ориентиры развития.

В социальной работе методология, как научный фундамент и как феномен общественного сознания, опосредованно, через свои базовые идеи, концепции и теории, влияет на выбор социальными работниками профессиональных позиций , определяет направленность, процесс и уровни развития профессионального сознания и культуры.

Строго говоря, современной науке термином «методология» обычно обозначаются, по крайней мере, три различных ступени научного целеполагания (Г.М. Андреева):

1. То, что носит характер общей методологии. Здесь имеется в виду некоторый обобщенный философский подход, способ познания, который исследователь или научная школа принимают в качестве своеобразных магистральных направляющих в изучении и оценке своего предмета. Таким образом, общая методология формулирует некоторые принципы , которые осознанно (а часто и неосознанно, имплицитно) кладутся в основание анализа. Например, для социальной работы необходимо определенное понимание вопроса о соотношении общества и личности, природы человека, ценности личности, смыслов человеческого бытия, детства, зрелости, старости и др. Вот почему в качестве общей методологии здесь выступают различные философские и этические системы, формирующие в индивидуальном и общественном сознании разнообразные «картины мира».

Эти «картины мира» не являются застывшим, неподвижным образованием. Наоборот, следует подчеркнуть, что каждый период социального развития порождает собственную «картину мира», точнее, некоторый набор, палитру картин. Учитывая гетерохронность (то есть неодновременность) развития общества и отдельных его групп, в одном временном срезе часто оказываются представленными картины, имеющие полярный по отношению друг к другу характер. Каждая из этих картин имеет собственную историю становления, развития и занимает определенное положение (например, доминантное или периферийное) в социальной и духовной жизни общества.

Кроме того, следует отметить, что человек, живущий в современном сложноструктурированном обществе, испытывает на себе мощное «давление» идеологических, социальных, политических, культурных, экономических и др. факторов. Вот почему в качестве важных методологических ориентиров для социальной работы в ряде случаев выступает не только философско-мировоззренческая «картина мира», но и знания, вырабатываемые в других научных дисциплинах: например, в социологии, экономике, социальной психологии, психологии, медицине, политологии, культурологии, педагогике и др.

2. Частная (или специальная) методология – это совокупность принципов, кладущихся в основание исследований в конкретной области научного знания и общественной практики. Частная методология есть реализация философских и др. принципов применительно к специфике исследуемого в определенной науке объекта.

3. Методология – как совокупность конкретных методических приемов и операций , применяющихся в исследованиях и в социальной практике. Следует указать, что в русском языке этот уровень научной рефлексии обозначается термином «методика». При этом следует иметь в виду, что сам по себе методический прием или подход не могут привести к эффективному решению поставленной проблемы. Методика – это инструмент, смысл и результативность которого определяются тем, какую цель преследует специалист, взявший его на вооружение. Например, индивидуальный подход в социальной работе с девиантными детьми может стать мощным средством воспитания социально адаптированной личности, а может оказаться инструментом психологической травматизации формирующейся личности ребенка.

Главная мысль заключается в том, что, какие бы эмпирические или экспериментальные методики не применялись, они не могут рассматриваться изолированно от общей и специальной методологии. Это значит, что любая методика или конкретный прием всегда применяются в определенном «методологическом» ключе, т.е. обретает специфическую содержательную окраску.

Совокупность методологических положений формирует, так называемые, парадигмы социальной работы . Понятие «парадигма» относится к системе «...основных научных достижений (теорий, методов), по образцу которых организуется исследовательская практика ученых в конкретной области знаний в данный период», – пишет К.М. Хоруженко в работе «Культурология. Энциклопедический словарь». М.В. Фирсов и Е.Г. Студенова под парадигмой социальной работы понимают «системы, модели помощи и взаимопомощи, наличествующие в тот или иной исторический период в той или иной стране».

Известно, что научная отрасль и учебная дисциплина «социальная работа» рассматривают:

· социальную работу как область познания;

· формы социальной работы как социальной деятельности в различных сферах человеческой жизни;

· субъекта изменения социальной реальности, т.е. социального работника;

· клиента и факторов, приводящих к изменению его жизненной ситуации;

· методы помощи клиенту.

Понятно, что ни одна из указанных исследовательских сфер не может замкнуться сама на себя, а настойчиво требует осмысления с позиций методологического по отношению к ней знания.

Сказанное иллюстрирует сложность и многогранность содержания методологических оснований теории и практики социальной работы. Очевидно, что рассмотреть указанные вопросы в полном объеме сложно, а подчас и невозможно. Вот почему нам следует очертить, ограничить потенциально почти безграничное методологическое по своему значению пространство знаний некоторым кругом вопросов, на которых мы, собственно, и остановимся. Это ограничение опосредуется целеполаганием, лежащим в основании данной работы. Мы рассмотрим некоторые наиболее значимые концептуальные положения, определяющие парадигмы социальной работы в их историческом, философском, культурологическом, социально-психологическом аспектах.

Характеристика социальной работы