Взаимоотношения государственных и муниципальных органов с коммерческими организациями. Целесообразность участия государства в корпоративных правоотношениях

Государство - необходимый регулятор общественных отношений, в том числе экономических. Поэтому экономика любого государства не может эффективно функционировать и развиваться без соразмерного вмешательства государства. В данном отношении фундаментальную исследовательскую работу провел Е.П. Губин. К причинам необходимости государственного регулирования рыночной экономики данный автор относит ее «несовершенство, недостатки, провалы, ограниченные возможности». Такое регулирование осуществляется различными средствами, среди которых выделяют государственный (или общественный) сектор экономики, когда государство выступает собственником в юридических лицах.

Важно отметить, что государство, являясь публично-правовым образованием, отличается от других субъектов правоотношений: являясь публичным собственником, оно действует в гражданском обороте в интересах всего общества. Выполнение стратегически-важных и социальных функции определяет цели участия государства в корпоративных правоотношениях.

Исходя из действующего законодательства, наряду с извлечением прибыли, которое является основной целью деятельности всех коммерческих организаций (ст. 50 Гражданского Кодекса РФ), к целям участия государства в корпоративных правоотношениях относится обеспечение обороноспособности страны и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан РФ. Ряд исследователей отмечают, что сочетание таких противоречивых целей деятельности в АО с государственным участием, как выполнение общественно-полезных задач наряду с целью извлечения прибыли, может приводить к определенному конфликту интересов. Так, классическая задача компании -- максимизация капитала акционеров. Задачи государства в основном политические (стратегические) и социальные (услуги связи, поставки электроэнергии и др.). Указанные задачи, как правило, экономически не выгодны, что противоречит коммерческим целям общества. В таких условиях государство, в принципе, может игнорировать тяжелое финансовое положением компаний, убытки, невыплаченные долги.

Исследователи выделяют следующие цели участия государства в корпорациях:

  • 1. Предоставление товаров или услуг, которые не производились бы в рыночных условиях, поскольку эти товары являются общественными или их предоставление требует масштабных инвестиций;
  • 2. Стимулирование развития отдельных отраслей экономики или отдельных регионов путем государственных инвестиций;
  • 3. Предоставление товаров или услуг по цене ниже рыночной по причинам социального характера;
  • 4. Предоставление рабочих мест и социального обеспечения;
  • 5. Контроль над стратегически важными отраслями экономики по политическим мотивам;
  • 6. Создание источника дохода для государственного бюджета из прибыли хозяйственного общества с участием государства (зачастую в форме государственной монополии, когда бюджет получает монопольную ренту).
  • 7. Создание системы выигрышей для политиков и государственных служащих (в том числе через систему членства в советах директоров высоким вознаграждением).

Представляет интерес порядок закрепления целей деятельности компаний с участием государства за рубежом.

Так, можно привести в пример Корею и Турцию, где создана сложная система определения целей компаний с государственным участием. Так, в Турции компании с участием государства в капитале готовят программные предложения, содержащие основные цели компании и меры, направленные на их достижение. Такие программы подаются в правительство. Эти программы рассматриваются и корректируются государственным казначейством и государственным комитетом по планированию. Финальная версия каждой программы утверждается советом министров и публикуется в официальном издании. Данные программы рассматриваются в качестве законодательных актов.

В других странах (например, Австралии и Франции) индивидуально с каждой компанией с государственным участием заключаются контракты, в силу которых они обязаны достигать определенные для них государством цели. В некоторых случаях менеджеры компании могут сами предлагать содержание корпоративного плана. Таким образом, данный контракт -- результат соглашения между менеджментом и государством.

В Германии в уставах коммерческих организаций с участием государства указываются только общественно-полезные цели, которые государство преследует своим участием в данном АО, так как получение прибыли - общая цель для всех АО.

В российских компаниях с государственным участием цели их деятельности чаще всего содержатся в уставе. Следует заметить, что в соответствии с п. 3 ст. 37 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее -- приватизационный Закон, Закона о приватизации), закрепление целей деятельности в уставе АО, созданного путем преобразования унитарного предприятия является обязательным.

Представляется, что закрепление конкретных целей деятельности АО с государственным участием в уставе может способствовать координированию руководства общества в вопросах корпоративного управления.

Следует заметить, что Макарова О.А. предлагает для повышения эффективности функционирования акционерных обществ с государственным участием зафиксировать цели деятельности конкретного акционерного общества не только в устав, но и в специальный документ (корпоративный план). Таким образом, по мнению автора, контролирующие органы при оценке эффективности деятельности АО смогут руководствоваться данным документом.

Стоит согласиться с мнением, высказанным в литературе о том, что государство должно выступать собственником только в тех компаниях, с помощью которых осуществляются общегосударственные цели, решаются публичные задачи в интересах всего общества. Что касается хозяйственных обществ, где участие государства малозначительно и не касается сфер, где государственное участие необходимо, то участие государства-собственника в данном случае кажется нецелесообразным. Такой вывод находился в частности, в Указе Президента Российской Федерации от 11 мая 1995г. № 478 «О мерах по обеспечению гарантированного поступления в федеральный бюджет доходом от приватизации». В данном правовом акте указывалось, что в федеральной собственности должны закрепляться только акции акционерных обществ, производящих продукцию (товары, услуги), имеющую стратегическое значение для обеспечения безопасности государства.

Представляется, что избавление от пакетов акций в таких компаниях будет выгодно и для государства и для самого общества, ввиду того, что у государства отпадет необходимость контроля над такими обществами (в том числе участие представителей государства в органах управлении), а для общества облегчится процедура принятия управленческих решений.

Таким образом, государство, ввиду своего публично-правового статуса, участвует в корпоративных правоотношениях, не только для пополнения федерального бюджета, но и в целях контроля безопасности, обороноспособности, а так же защиты интересов всего общества. Публичные цели участия государства в корпорациях обуславливают особенности правового статуса государства в корпоративных правоотношениях, которые будут рассмотрены в главе 2 настоящего исследования.

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Симатова Елена Львовна. Участие публичных образований в коммерческих организациях: автореферат дис. ... кандидата юридических наук: 12.00.03 / Симатова Елена Львовна; [Место защиты: Кубан. гос. аграр. ун-т].- Краснодар, 2008.- 17 с.: ил. РГБ ОД, 9 08-4/1537

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Решение сложнейших экономических проблем, в том числе удвоение ВВП, возможно только комплексно, в том числе с использованием средств государственного регулирования экономики. При этом важное место, на наш взгляд, занимает совершенствование хозяйственной деятельности коммерческих организаций, на которую могут непосредственно влиять государство и муниципальные образования. Речь идет о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, а также хозяйственных обществах с долей участия публичных образований. Влияние на деятельность таких организаций возможно только при наличии эффективных правовых средств. Однако, в настоящее время таких средств явно недостаточно.

Более того, 25 августа 2006г. Правительство РФ утвердило прогнозный план приватизации федерального имущества на 2007 год и основные направления приватизации федерального имущества на 2007-2009 годы, согласно которому в 2008-2009 годах к приватизации будут предложены все федеральные государственные унитарные предприятия, не обеспечивающие выполнение государственных функций Российской Федерации, а также акции открытых акционерных обществ, созданных при акционировании федеральных государственных унитарных предприятий.

По оценкам экономистов, на сегодняшний день российское государство владеет 100%-ным пакетом акций в более чем 160 акционерных обществах, контрольным пакетом - более чем в 540 компаниях и блокирующим пакетом -примерно в 1200 компаниях, не считая предприятий с более мелкой долей публичного участия. Следует также учитывать, что в ряде компаний государство владеет акционерным капиталом опосредованно, через контроль над основным предприятием, имеющим, в свою очередь, контрольный пакет в своей дочерней компании, поскольку государство также активно вмешивается в управление такими предприятиями, хотя формально они не относятся к предприятиям с долей публичного участия.

Вместе с тем, в участии публичных образований в коммерческих организациях существуют многочисленные недостатки. В частности, по результатам проверок Счетной палаты было выявлено, что представители государства при голосовании по распределению дивидендов не выполняют директивы Федерального агентства по управлению федеральным имуществом, а последнее не всегда дает четкие указания там, где они необходимы; представители государства не соблюдают порядок принятия решений о начислении дивидендов по государственным пакетам акций; Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом не подает иски в суд на компании, не перечислившие дивиденды в бюджет государства.

Вот почему поиск решения качественного и эффективного участия в коммерческих организациях особенно актуален и является одним из приоритетных направлений деятельности публичных образований. Государство располагает значительными ресурсами и признает необходимость участия в управлении стратегически важными предприятиями. Но с другой стороны, из

сферы публичного интереса, исходя из данных плана приватизации, исключаются организации оборонно-промышленного комплекса, науки, транспорта, связи, геологии и промышленности драгоценных металлов и камней.

Основным мотивом выведения указанных предприятий из сферы государственного влияния, как отмечалось выше, является невыполнение государственных функций и полномочий Российской Федерации, реализация которых положена в основу участия публичных образований в коммерческих организациях. Таким образом, несмотря на внушительные объемы находящейся у государства собственности, унитарные предприятия в большинстве своем убыточны, а акционерные общества с долей государственного участия зачастую игнорируют публичные интересы. Участие в коммерческих организациях происходит ненадлежащим образом, в том числе и по причине ненадлежащего управления государственным имуществом.

Причина данной проблемы кроется в отсутствии четких критериев необходимости создания и функционирования принадлежащей государству собственности: в результате государство зачастую не в состоянии эффективно управлять и осуществлять действенный контроль за принадлежащей ему собственностью. В итоге существующее количество федеральных государственных унитарных предприятий и учреждений, объектов недвижимости и долей государства в акционерных обществах не в полной мере соответствуют его потребностям и возможностям.

Меры, предпринимаемые на государственном уровне, направлены на ликвидацию проблемы путем расширения процессов приватизации и прекращения деятельности предприятия с публичной долей участия, а не на ее решение. Проводимые мероприятия в отношения повышения эффективности участия публичных образований в коммерческих организациях ситуацию в целом не меняют. По-прежнему действуют устаревшие нормативные акты, исследователи констатируют наличие множества необоснованных ограничений, противоречий, а также низкую заинтересованность менеджмента.

Степень изученности проблемы. Участие публичных образований в гражданском обороте всегда составляло важную часть гражданско-правового учения и нашло свое отражение в работах А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого, Е.А. Суханова, Л.А. Грося, О.Н. Садикова, С.Н. Братуся, В.К. Бенедиктова, где значительное место отведено изучению государства, государственных и муниципальных образований как субъектов гражданских правоотношений, их правоспособности и специфике деятельности. Однако, непосредственно участию публичных образований в коммерческих организациях, а также владением и распоряжением государственной собственностью внимания уделено не так много. В числе исследователей данного вопроса следует выделить А.В. Иванюка, Н.А.Щербакову, Ю.В. Бойчук, В.Е. Белова, Т.В. Закупень и Э.В. Талапину.

В последнее время научный интерес стали привлекать такие вопросы участия публичных образований в коммерческих организациях, как альтернативные способы управления государственной и муниципальной собственностью. В этом контексте особо следует выделить публикации З.Э.Беневоленской, В.В. Кузнецовой, В.А.Туткевича, А.А.Филатова и Д.И.Черкаева.

Объектом диссертационного исследования выступают общественные отношения, возникающие по поводу реализации публичными образованиями своих социально-экономических функций путем участия в коммерческих организациях.

Предметом исследования являются правовые нормы, регулирующие правовой статус, правоспособность, функции публичных образований, их участие в гражданском обороте посредством создания коммерческих организаций.

Основная цель диссертационного исследования состоит в проведении
комплексного научного анализа теоретических и практических проблем участия
государства, государственных и муниципальных образований в коммерческих
организациях, определении его специфики и значения, а также выявлении
конкретных направлений совершенствования законодательства,

регламентирующего порядок управления такими предприятиями.

Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:

Рассмотреть специфику публичных образований как субъектов
гражданского права в контексте современного российского гражданского
законодательства, их функции;

Охарактеризовать правоспособность таких образований;

изучить способы участия публичных образований в гражданском обороте посредством коммерческих организаций;

дать правовую оценку факторам, повышающим эффективность такого участия;

провести правовой анализ проблем, связанных с управлением имуществом в юридических лицах с публичной долей участия;

определить роль альтернативных способов участия публичных образований в коммерческих организациях и их нормативное закрепление;

Проанализировать зарубежный опыт законодательного регулирования
участия публичных образований в коммерческих организациях и изучить
возможность заимствования некоторых правовых конструкций;

Теоретически обосновать необходимость внесения изменений и дополнений
в российское законодательство на основе критического анализа соответствующих
нормативных правовых актов.

Методологическую основу диссертационного исследования составляют общенаучные методы познания: системно-структурный, анализа и синтеза, абстрагирования, обобщения, исторический, логический; а также специальные методы познания: формально-логический, сравнительно-правовой, правового конструирования.

Теоретическую основу исследования составили труды отечественных правоведов разных исторических периодов, представляющих различные доктринальные воззрения: Т.Е. Абовой, В.Е. Белова, З.Э. Беневоленской, М.М. Богуславского, Ю.В. Бойчук, М.И. Брагинского, С.Н. Братуся, В.В. Витрянского, И.В. Выдрина, Е.Ю. Гаврилиной, ЯМ. Гританс, Л.А. Грося, А.Н. Гуева, В.В. Диаконова, В.В. Долинской, Т.В. Закупень, А.В. Иванюк, Т.И. Илларионовой, М.Г. Ионцева, А.Д. Корецкого, А.Ю. Кабалиной, В.П. Камышанского, А.Н. Кокотова, В.В. Кузнецовой, О.Е. Кутафина, А.А.

Молчанова, В.В. Лазарева, А.Г. Лисицына-Светланова, Л.А. Морозовой, М.М. Осадчей, Ю.В. Петровичевой, В.Ф. Попондопуло, Л.П. Рассказова, О.Н. Садикова, А.П. Сергеева, Е.А. Суханова, Э.В. Талапиной, Ю.К. Толстого, В.А. Туткевича, В.И. Фадеева, А.А.Филатова, Е.О. Филатова, З.И. Цыбуленко, Д.И.Черкаева, В.Е. Чиркина, Н.А. Щербаковой и других.

На защиту выносятся следующие основные положения.

1 .Публично-правовые образования обладают целевой гражданской правоспособностью в силу их особого правового статуса. Содержание правового статуса публично-правовых образований обусловлено, прежде всего, характером возложенных на них социально-экономических функций.

2. Предлагается следующая классификация способов участия публичных
образований в гражданском обороте:

Первый способ - занятие предпринимательской деятельностью непосредственно самих органов государства и местного самоуправления.

Второй способ - участие в делах приватизации государственного и муниципального имущества.

Третий способ - это участие в предпринимательской деятельности посредством создаваемых коммерческих и некоммерческих организаций:

государственных и муниципальных унитарных предприятий, которым имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, и казенных предприятий, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, и учреждений;

акционерных обществ с участием государства: а) капитал на 100% принадлежит государству; б) государству принадлежит контрольный пакет акций либо «золотая акция»; в) акции, принадлежащие государству, не образуют контрольного пакета.

3. Правовая регламентация участия публичных образований в коммерческих
организация нуждается в детализации требований к их учредительным
документам по объему и содержанию вопросов осуществления советом
директоров возложенных на них функций.

Предложения по детализации требований касаются обязательного закрепления количества и пропорциональности представителей публично-правовых образований в совете директоров, их кворума.

В учредительных документах следует предусмотреть право решающего голоса за председателем совета директоров и определить судьбу письменных мнений (разрешение либо запрет).

4. Правовой статус исполнительного органа юридических лиц необходимо
регламентировать более подробно. С этой целью предлагается ввести
повышенные требования к квалификации, предусмотреть обязательную
аттестацию и ввести ответственность в виде санкции за неисполнение данного
требования к лицам, входящим в состав исполнительного органа.

5. В силу практической неэффективности существующих норм,
регламентирующих случаи проведения аудита государственных и
муниципальных унитарных предприятий, предлагается внести соответствующие
поправки в ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»

в виде изменения редакции ст. 7 ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 07.08.2001г. № 119-ФЗ и ст. 26 ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14.11.2002г. № 161-ФЗ, которые предусматривали бы обязательную ежегодную аудиторскую проверку всех без исключения унитарных предприятий.

    На законодательном уровне следует закрепить доверительное управление открытыми акционерными обществами по перечню, определяемому стратегически важным характером таких предприятий.

    Предлагается на законодательном уровне определить правовой статус и придать нормативный характер специальным комитетам при предприятиях с долей публичного участия.

    Институт независимых директоров как способ участия публичных образований в коммерческих организациях также нуждается в нормативно-правовом закреплении. В частности, предлагается придать общеобязательный характер соответствующим положениям Кодекса корпоративного поведения, утвержденного Распоряжением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 4 апреля 2002 г. № 421/р «О рекомендации к применению Кодекса корпоративного поведения», в настоящее время выступающего рекомендацией для участников предпринимательской деятельности, путем принятия соответствующих законов и подзаконных актов.

    Систематизация и анализ зарубежного опыта нормативно-правовой регламентации участия публичных образований в коммерческих организациях позволяют выдвигать предложения по восприятию данных положений по вопросам регламентации правового статуса представителей государства, государственных и муниципальных образований в юридических лицах и взаимоотношений с ними.

Предложения по практической реализации данных положений в виде изменений и дополнений действующего законодательства изложены в настоящем исследовании и приложении к нему.

Научная новизна работы. В диссертации впервые осуществлено системное и последовательное исследование участия публичных образований в коммерческих организациях. Ранее исследователями не были рассмотрены комплексные причины низкой эффективности такого участия, в том числе в его управленческом аспекте, а также правовые пробелы данной области, чему посвящена вторая глава исследования.

Дается обзор и характеристика альтернативных методов участия публичных образований в коммерческих организациях, которые до сих пор фактически не используются в силу своей малоизученности в отечественной науке, сделаны оригинальные предложения по их практическому воплощению.

Впервые проведен сравнительный анализ систем публичного участия в юридических лицах в зарубежных странах, сделаны предложения по заимствованию европейского опыта российской практикой.

Теоретическая значимость результатов диссертационного исследования. Теоретические положения и выводы, сформулированные в диссертации, могут быть использованы: для развития теории гражданского и предпринимательского

права; при подготовке законопроектов и других нормативно-правовых актов в целях оптимизации и совершенствовании действующего законодательства, регламентирующего участие публичных образований в коммерческих организациях.

Практическая значимость. Практическая значимость диссертационного исследования выражается в том, что сделанные в работе выводы и рекомендации позволят усовершенствовать правоприменительную практику, обеспечив применение единых подходов к решению задач, связанных с участием публичных образований в коммерческих организациях. Основные его положения могут быть использованы для оптимизации процесса управления и повышения эффективности функционирования таких предприятий.

Предложения по совершенствованию нормативно-правовой базы
Краснодарского края, изложенные в Приложении №1 к настоящему
исследованию, приняты финансово-экономическим управлением

Законодательного Собрания края и положены в основу законопроектов.

Материалы исследования могут быть использованы для формирования более полного представления о публичных образованиях как субъектах гражданского оборота в ходе учебного процесса в высших и средних специальных заведениях.

В конце ноября 2012 г. состоялось очередное заседание коллегии Министерства экономического развития Российской Федерации по теме: «Повышение качества управления государственной собственностью». Главной темой обсуждения стал проект Концепции по управлению федеральным имуществом на период до 2018 года .

На коллегии представители власти провозгласили следующую государственную миссию по управлению активами: «100% активов, вовлеченных в хозяйственный оборот, со 100% эффективности».

В чем же государство видит реализацию данной стратегии?

Прежде всего, это определение дальнейшей судьбы каждого актива, находящегося в его распоряжении, а именно:

  • сохранение в федеральной собственности;
  • отчуждение из федеральной собственности.

При этом следует иметь в виду, что в отношении объекта государственной собственности может быть несколько целей использования, которые в свою очередь зависят от многих параметров: социальной значимости объекта, отраслевой принадлежности, доходности, законодательных ограничений на формы управления и приватизации госимущества и др. Однако в независимости от выбора одного из данных направлений, чиновники поставили перед собой цель достижения 100% эффективности в решении управленческих задач. Для отчуждаемого имущества это будет означать, что необходимо извлечь максимально возможный доход от его продажи, а для сохраняемого в федеральной собственности актива – это совокупность управленческих воздействий, направленных на обеспечение выполнения объектом своего предназначения.

Среди всех многообразных объектов государственного имущества автором предпринята попытка проанализировать находящиеся в федеральной собственности пакеты акций.

Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации (далее – ГК РФ) государство может принимать участие в деятельности хозяйственных обществ, к которым относятся акционерные общества как открытого, так и закрытого типа (далее – АО).

Прежде всего, стоит отметить, что Российская Федерация приобретает права акционера следующим образом:

  1. Выступая в качестве учредителя АО. При этом общества, учредителем которых выступает государство (за исключением обществ, образованных в процессе приватизации государственных предприятий), могут быть только открытыми . Согласно п.6. ст.98 ГК РФ акционерное общество может состоять из единственного участника, в качестве которого может выступать государство (в частности, АО со 100%-ным государственным капиталом).
  2. Преобразование государственных унитарных предприятий в АО в процессе приватизации. После преобразования предприятий в АО имущество переходит в собственность общества, а государство получает их акции. Открытое акционерное общество, созданное путем преобразования унитарного предприятия, становится правопреемником этого унитарного предприятия .
  3. Приобретение акций уже существующих АО путем проведения сделок купли-продажи.
  4. Приобретение акций путем внесения вкладов (в виде денежных средств, объектов недвижимости, прав на объекты интеллектуальной собственности и т.д.) в уставные капиталы АО.
  5. Приобретение акций путем конвертации долга АО перед РФ по государственным гарантиям и бюджетным кредитам на акции этого общества.
  6. Возникновение права государственной собственности на эквивалентную часть уставных капиталов АО в случае предоставления им бюджетных инвестиций .

В целях настоящей статьи для обобщения всевозможных синонимов и оборотов, описывающих предмет исследования, автором вводится понятие «государственные пакеты акций».

Под государственными пакетами акций (ГПА) в настоящей статье понимаются пакеты акций, принадлежащие государству на праве собственности и предоставляющие ему права на получение части прибыли от деятельности АО в виде дивидендов, на участие в управлении общества и на часть имущества, остающегося после его ликвидации. Под управлением государственными пакетами акций понимается целенаправленная деятельность уполномоченных органов власти и управления по осуществлению прав акционера – Российской Федерации.

Нельзя не отметить, что АО являются коммерческими организациями, в связи с чем не вызывает сомнения тот факт, что любой собственник имущества, используемого в коммерческих целях, рассчитывает, прежде всего, на максимизацию своего дохода от управления данным имуществом. Доход может быть получен им как в краткосрочном периоде, так и с определенным временным лагом, а также может быть распределен во времени.

В данном контексте можно перейти непосредственно к описанию, пакеты акций каких АО находятся в собственности Российской Федерации, ведь для того чтобы управление было эффективным, собственнику необходимо знать, чем он управляет, т.е. какими активами и что из себя эти активы представляют.

По состоянию на 1 сентября 2012 года в реестре федерального имущества содержится информация о 2596 акционерных обществах, акции которых находятся в федеральной собственности. Учитывая тот факт, что АО находятся в различных статусах, отражающих их финансово-экономическую самостоятельность, можно представить реестр АО в разбивке, как показано в табл.1.

Таблица 1. Разбивка АО с ГПА по статусам, отражающим их финансово-экономическую самостоятельность.

Статус АО Количество АО
Ведущие стабильную ФХД 1798
Внесено/завершается внесение в УК ВИС 356
Банкротство (конкурсное производство) 197
Не ведет ФХД 77
Ликвидация 64
Приватизировано 55
Банкротство (наблюдение) 18
Выпуск акций не зарегистрирован 15
Банкротство (внешнее управление) 11
Реорганизация 2
Ликвидировано 1
Передано в собственность субъекта РФ 1
Общий итог 2595
Общий итог 2595

Российская Федерация – специфический участник процесса управления акционерной собственностью, который осуществляет права акционера в указанных АО всегда опосредованно, т.е. через соответствующие федеральные органы исполнительной власти либо посредством передачи акций в доверительное управление. Проведем анализ АО в зависимости от субъекта, осуществляющего права акционера от имени Российской Федерации (табл.2).

Таблица 2. Анализ АО с ГПА в зависимости от субъекта, осуществляющего права акционера от имени Российской Федерации.

Субъект осуществления прав акционера-РФ Количество АО
Росимущество 2260
Минобороны России 277
ГК «Ростехнологии» 30
ГК «Росатом» 18
Доверительное управление 5
Минкомсвязь России 1
Минэкономразвития России 1
ЦБ РФ 1
Минтранс России 1
Правительство РФ 1
Общий итог 2595

Основная цель исследования, предпринятого в настоящей статье, состоит в том, чтобы показать, какими компаниями государство управляет. Управлять – значит оказывать влияние на деятельность объекта управления для достижения определенной цели.

При первом приближении, очевидно, что не на все АО с ГПА, чьими акциями обладает Российская Федерация, она может оказывать воздействие. Например, если акции переданы в доверительное управление, это означает, что управление этими пакетами акций осуществляется иным субъектом (доверительным управляющим), хоть и в интересах государства. Кроме этого, как видно из табл.1, исходя из описанных выше статусов АО, из процесса дальнейшего анализа целесообразно исключить следующие госкомпании:

  • в отношении которых проводятся процедуры банкротства – конкурсное производство и внешнее управление (208 АО) ;
  • находящиеся в стадии ликвидации (63 АО) или в процедуре реорганизации (2 АО);
  • пакеты акций которых фактически отсутствуют в собственности Российской Федерации (например, приватизированы (55 АО), переданы в уставные капиталы вертикально-интегрированных структур (240 АО), завершаются процедуры по передаче пакетов акций в уставные капиталы вертикально-интегрированных структур (119 АО), выпуск акций не зарегистрирован (15 АО), либо деятельность таких АО прекращена в связи с ликвидацией или реорганизацией (1 АО), либо АО переданы в собственность субъекта федерации (1 АО), но информация об этом находится на стадии внесения в реестр федерального имущества.

В соответствии с п.1 статьи 53 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. №208-ФЗ предложения акционера в повестку общего собрания акционеров принимаются только в том случае, если акционер владеет более 2% от уставного капитала АО. Таким образом, логичным представляется перейти к анализу АО в разрезе размеров пакетов акций, принадлежащих государству.

Российская Федерация является единственным акционером в 1012 стабильно функционирующих обществах, что составляет 53% от общего количества таких организаций. Далее по убыванию федерального участия идут общества с долей участия Российской Федерации менее 2% – 479 обществ (25%), с блокирующим пакетом – 175 обществ (9%) и с контрольным – 76 обществ (4%) (рис.1).

Рис.1. Анализ АО в зависимости от размера государственных пакетов акций.

Итак, Российская Федерация владей пакетами акций 1414 стабильно функционирующих АО, размер которых позволяет ей оказывать влияние на принимаемые в АО решения и участвовать в управлении АО.

Стоит отметить, что в 88 АО, в уставных капиталах которых государству принадлежит менее 2% акций, введено специальное право («золотая акция»). Использование специального права («золотой акции») проявляется в том, что у государства нет каких-либо имущественных прав в отношении пакетов акций общества, но существует право вето при принятии общим собранием акционеров определенных решений.

Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» устанавливает три формы реализации специального права по участию в управлении акционерным обществом:

  1. участие представителя в организации общего собрания акционеров ОАО и принятии им решений:
    • право внесения предложений в повестку дня годового общего собрания акционеров,
    • право требования созыва внеочередного общего собрания акционеров;
    • право вето при принятии общим собранием акционеров решений о:
      • внесении изменений и дополнений в устав ОАО;
      • реорганизации АО;
      • ликвидации АО, назначении ликвидационной комиссии и об утверждении промежуточного и окончательного ликвидационных балансов;
      • изменении уставного капитала АО;
      • совершении АО крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность;
  2. участие представителя в деятельности совета директоров ОАО;
  3. участие представителя в деятельности ревизионной комиссии ОАО .

Специальное право используется в случае и с момента отчуждения из государственной собственности 75 процентов акций ОАО. Спецправо также введено еще в 15 из стабильно функционирующих АО с участием Российской Федерации более 2%. Перечень рассматриваемых АО, в отношении которых при управлении используется «специальное право», представлен в отраслевом разрезе в табл.3.

Таблица 3. Разбивка АО с ГПА, в отношении которых при управлении используется «специальное право», по отраслям экономики.

Отрасль Количество АО
ВПК 45
22
11
5
Транспорт (воздушный, водный, автомобильный, ж/д), грузоперевозки 4
3
ТЭК 2
2
2
Металлургия 2
2
Прочие отрасли 1
1
Предоставление услуг 1
Общий итог 103

Далее рассмотрим госкомпании без учета АО с долей госучастия менее 2%. На основе изучения Постановления Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2004 г. №738 «Об управлении находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ и использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении открытыми акционерными обществами («золотой акции»)» все АО, акции которых находятся в собственности РФ, можно условно разделить на три группы:

1. АО, решения по вопросам определения позиции акционера (Российской Федерации) в отношении которых принимаются Росимуществом на основании предложений отраслевых федеральных органов исполнительной власти (далее – ФОИВ).

В этой связи интересно проанализировать как АО разделены между ФОИВ (табл.4).

Таблица 4. Закрепление АО за ФОИВ.

ФОИВ Количество АО Доля АО за каждым ФОИВ от общего итога, %
258 18%
248 18%
157 11%
Федеральное дорожное агентство 141 10%
106 7%
Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям 89 6%
Министерство обороны Российской Федерации 67 5%
Федеральное агентство воздушного транспорта 30 2%
Министерство образования и науки Российской Федерации 29 2%
29 2%
Федеральное агентство морского и речного транспорта 28 2%
26 2%
Министерство культуры Российской Федерации 24 2%
22 2%
Федеральное агентство по рыболовству 19 1%
18 1%
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации 12 1%
Федеральное агентство железнодорожного транспорта 12 1%
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом 11 1%
Иные ФОИВ (за каждым из ФОИВ «закреплено» менее 10 АО) 88 6%
Общий итог 1414 100%

Таким образом, на основе данных таблицы можно сделать вывод о том, что наибольшее количество стабильно функционирующих АО находится в ведении Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Министерства энергетики Российской Федерации и Федерального дорожного агентства.

2. АО, включенные в специальный перечень распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 января 2003 г. №91-р (далее – специальный перечень) – крупнейшие системообразующие организации, монополисты, ключевые управленческие решения по которым принимает Правительство Российской Федерации. Анализ АО, включенных в специальный перечень, представлен в табл.5.

Таблица 5. Анализ АО, включенных в специальный перечень.

ФОИВ Общий итог
100% от 50% до 100% от 25% до 50% от 2% до 25%
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации 16 1 - 1 18
Федеральное космическое агентство 9 2 1 - 12
4 2 2 1 9
Министерство энергетики Российской Федерации 3 4 1 1 9
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации 3 1 - - 4
Министерство финансов Российской Федерации 2 2 - - 4
Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации - 1 1 1 3
1 - - - 1
- - 1 - 1
Министерство экономического развития Российской Федерации - 1 - - 1
Федеральное агентство по недропользованию 1 - - - 1
Министерство регионального развития Российской Федерации 1 - - - 1
Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка 1 - - - 1
Общий итог 41 14 6 4 65

3. АО, права акционера от имени Российской Федерации, в отношении которых осуществляются субъектами, указанными в табл.2.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 4 августа 2004 г. №1009 «Об утверждении перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ» АО, включенные в данный перечень (далее – стратегические АО) могут быть включены в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества только лишь после принятия Президентом Российской Федерации решений об исключении компаний из числа стратегических или об уменьшении степени участия Российской Федерации в управлении стратегическими акционерными обществами. Таким образом, существует определенный перечень АО, в отношении которых решения о приватизации государственных пакетов акций принимается Президентом Российской Федерации. Анализ таких АО представлен в табл.6.

Таблица 6. Анализ стратегических АО.

ФОИВ Количество АО соответствующего размера государственного пакета акций Общий итог
100% от 50% до 100% от 25% до 50% от 2% до 25%
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации 16 1 17
Федеральное космическое агентство 8 2 1 11
Министерство энергетики Российской Федерации 3 4 1 1 9
Министерство финансов Российской Федерации 2 2 4
Министерство транспорта Российской Федерации 2 2 4
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации 2 2
Федеральное агентство по государственным резервам 1 1
Федеральное агентство по недропользованию 1 1
Министерство регионального развития Российской Федерации 1 1
Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации (федеральное агентство) 1 1
Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации 1 1
Общий итог 36 11 4 1 52

Далее целесообразно рассмотреть вопрос территориального распределения госкомпаний. Стоит отметить, что география расположения АО на территории Российской Федерации весьма широкая: хотя бы 1 компания функционирует в каждом из субъектов Российской Федерации. В части концентрации количества организаций на территории субъекта лидирующую позицию занимает г. Москва. На ее территории располагается 289 АО (в том числе 28 стратегических), что составляет 21% от общего количества АО. Далее по количеству АО, расположенных на их территории, идут Московская область, Краснодарский край и Санкт-Петербург. Более подробная информация о распределении АО по территориальному признаку представлена в табл.7, при этом в таблице не представлены сведения о государственных компаниях, находящихся за рубежом (таких компаний 8, что составляет 0,6% от общего количества АО).

Таблица 7. Распределение АО по территориальному признаку.

Наименование региона РФ Количество АО Доля АО в каждом субъекте РФ от общего итога, %
г. Москва 293 21%
Московская область 92 7%
Краснодарский край 79 6%
Санкт-Петербург 73 5%
Свердловская область 53 4%
Новосибирская область 37 3%
Ростовская область 34 2%
Красноярский край 29 2%
Тульская область 25 2%
Саратовская область 25 2%
Хабаровский край 23 2%
Челябинская область 23 2%
Ярославская область 19 1,3%
Воронежская область 19 1,3%
Приморский край 19 1,3%
Самарская область 19 1,3%
Тверская область 18 1,3%
Ивановская область 18 1,3%
Смоленская область 18 1,3%
Пермский край 18 1,3%
Кемеровская область 17 1,2%
Ставропольский край 16 1,1%
Нижегородская область 16 1,1%
Архангельская область 15 1,1%
Алтайский край 15 1,1%
Иные субъекты РФ (в каждом из субъектов расположено менее 15 АО) 393 27,8%
Общий итог 1406 100%

Одним из основных аспектов анализа, по мнению автора, является представление о том, в каких отраслях экономики функционируют АО с участием государства (рис.2). Из всех стабильно функционирующих госкомпаний, в уставных капиталах которых Российской Федерации принадлежит более 2% акций, большинство организаций относится к сельскохозяйственной отрасли (14% от общего количества АО, из них 1 АО включено в специальный перечень). В строительной отрасли (строительство дорожное, жилищное, промышленное) функционирует 127 АО (9% от общего числа АО), из них 1 АО включено в специальный перечень. К топливно-энергетическому комплексу относится 7% от общего количества АО, при этом 9 из них включены в специальный перечень. К военно-промышленному комплексу относится 5% от общего количества АО, вместе с этим 21 из данных компаний включена в специальный перечень.

Рис.2. Отраслевой анализ АО.


В табл.8 представлена разбивка перечня АО в зависимости от их расположения по территории федеральных округов в разрезе крупнейших отраслей (количество АО, осуществляющих свою деятельность, в которых более 50%).

Таблица 8. Распределение АО в зависимости от их отраслевой принадлежности и расположения по территории федеральных округов.

Отрасль Количество АО, расположенных на территории соответствующего федерального округа Общий итог
Дальне-восточный ФО Приволж-ский ФО Северо-западный ФО Северо-Кавказс-кий ФО Сибирс-кий ФО Уральс-кий ФО Централь-ный ФО Южный ФО Зарубежная собствен-ность
Сельское хозяйство 8 34 11 14 30 4 57 38 - 196
Строительство (дорожное, жилищное, промышленное) и ремонт 8 9 12 6 14 14 55 9 - 127
ТЭК 6 4 10 6 8 11 35 23 3 106
Предоставление услуг 5 14 11 5 12 7 33 13 100
Прочие отрасли 3 11 4 1 16 2 48 10 2 97
Полиграфическая деятельность и предоставление услуг в этой области 6 8 13 3 4 8 46 3 - 91
Все виды машиностроения и металлообработка 1 12 18 3 5 10 38 2 1 90
Дорожное хозяйство 18 11 7 4 11 2 24 10 - 87
21 9 13 3 6 6 14 10 2 84
ВПК 1 10 12 - 9 5 37 - - 74
Наука и научное обслуживание, НИОКР 5 7 6 1 6 3 41 2 - 71
Химическая и нефтехимическая промышленность 1 6 5 - 4 5 26 4 - 51
14 17 32 7 22 29 103 16 - 240
Общий итог 97 152 154 53 147 106 557 140 8 1414

В соответствии со ст.14 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» первым отчетным годом для вновь созданных организаций считается период с даты их государственной регистрации по 31 декабря соответствующего года, а для организаций, созданных после 1 октября – по 31 декабря следующего года. Таким образом, для того чтобы перейти к описанию результатов финансово-хозяйственной деятельности госкомпаний по итогам 2011 г., необходимо из рассматриваемого перечня исключить АО, созданные после 1 октября 2011 г. и имеющие право не представлять годовую отчетность за указанный период. Сведения о госкомпаниях в зависимости от объема суммарной выручки, полученной организациями по итогам 4 квартала 2011 г. представлены в табл.9.

Таблица 9. Распределение АО в зависимости от объема суммарной выручки, полученной организациями по итогам 4 квартала 2011 г.

Можно отметить, что всего 6% госкомпаний получили по итогам 2011 г. выручку, превышающую 1 млрд. руб., при этом 46% из них включены в специальный перечень. Выручка по итогам 2011 г. для 38% от общего количества АО находится в пределах от 10 млн. руб. до 1 млрд. руб. Более 50% АО получили по итогам 2011 г. выручку менее 10 млн. руб. (при этом для большинства из данных компаний годовая выручка не превысила 1 млн. руб.). Более наглядно крупнейшие АО, исходя из полученного по итогам 2011 г. объема выручки более 100 млн. руб., представлены в табл.10 в отраслевом разрезе.

Таблица 10. Распределение АО, получивших по итогам 2011 г. выручку более 100 млн. руб. по отраслям экономики./div>

Отрасль Количество АО
ВПК 36
Транспорт (воздушный, водный, автомобильный,ж/д), грузоперевозки 27
ТЭК 26
Строительство (дорожное, жилищное, промышленное) и ремонт 24
Все виды машиностроения и металлообработка 21
Дорожное хозяйство 19
Полиграфическая деятельность и предоставление услуг в этой области 16
Химическая и нефтехимическая промышленность 12
Прочие отрасли 11
Финансово-кредитная сфера, консалтинг, управление 11
Наука и научное обслуживание, НИОКР 11
Геология и разведка недр, геодезическая и гидрометеорологическая службы 8
Легкая, пищевая, мебельная промышленность 7
IT, коммуникации, информационно - вычислительное обслуживание 6
Предоставление услуг 5
Сельское хозяйство 5
Металлургия 5
Культура, искусство, архитектура, кинематография 3
Торговля, материально-техническое снабжение и сбыт 2
Горнодобывающая промышленность 1
Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумжная промышленность 1
Промышленность строительных материалов 1
Общий итог 258

Сведения о госкомпаниях в зависимости от объема чистой прибыли, полученной организациями по итогам 4 квартала 2011 г. представлены в табл.11.

Таблица 11. Распределение АО в зависимости от объема чистой прибыли, полученной организациями по итогам 4 квартала 2011 г.

Объем чистой прибыли, полученной по итогам 2011 г. Количество АО соответствующего размера государственного пакета акций Общий итог
100% от 50% до 100% от 25% до 50% от 2% до 25%
более 500 млн. руб. 11 9 4 6 30
от 10 млн. руб. до 500 млн. руб. 38 7 31 20 96
от 500 тыс. руб. до 1 млн. руб. 38 1 6 3 48
от 100 тыс. руб. до 500 тыс. руб. 91 1 3 3 98
от 1 млн. руб. до 10 млн. руб. 107 1 16 11 135
менее 100 тыс. руб. 456 39 77 88 660
убыток 224 18 38 20 300
Общий итог 965 76 175 151 1367

Как видно из табл.11, 78% из рассматриваемых АО по итогам 2011 г. получен положительный объем чистой прибыли, при этом значительный объем чистой прибыли по итогам 2011 г. (более 10 млн. руб.) получили 9% госкомпаний. Большинством АО (48% от общего количества) по итогам 2011 г. получена чистая прибыль в размере менее 100 тыс. руб.

По итогам более детального анализа крупнейших АО с выручкой более 100 млн. руб., можно отметить, что только 11% из указанных АО получили по итогам 2011 г. чистую прибыль в размере, превышающем 500 млн. руб. Большинство из указанных АО (31%) получили по итогам 2011 г. чистую прибыль в размере от 10 млн. руб. до 500 млн. руб. Также 18% крупнейших АО получили по итогам 2011 г. убыток.

Одним из показателей эффективности финансово-экономической деятельности АО является рентабельность по чистой прибыли. Оценив данный показатель, можно отметить, что в собственности Российской Федерации находится лишь 60 компаний, рентабельность которых по чистой прибыли, полученной по итогам 2011 г. имеет высокие значения (более 25%). При этом деятельность 22% АО убыточная. Анализ эффективности финансово-хозяйственной деятельности госкомпаний по показателю рентабельности представлен в отраслевом разрезе в табл.12.

Таблица 12. Распределение АО по показателю рентабельности по чистой прибыли, полученной организациями по итогам 4 квартала 2011 г.

Отрасль Количество АО соответствующего размера рентабельности по чистой прибыли Общий итог Процент рентабельных от общего количества АО
Высокорент абельные (более 25%) Рентабель-ные (15%-25%) Малорента-бельные (менее 5%) Убыточные
Сельское хозяйство 22 6 123 41 192 79%
Строительство (дорожное, жилищное, промышленное) и ремонт 5 4 90 24 123 80%
ТЭК 6 1 79 20 106 81%
Предоставление услуг 3 83 12 98 88%
Прочие отрасли 4 4 66 23 97 76%
Полиграфическая деятельность и предоставление услуг в этой области 3 1 69 18 91 80%
Все виды машиностроения и металлообработка 3 - 68 16 87 82%
Транспорт (воздушный, водный, автомобильный,ж/д), грузоперевозки 4 - 47 30 81 63%
Дорожное хозяйство - 1 52 25 78 68%
ВПК 4 2 52 13 71 82%
Наука и научное обслуживание, НИОКР - - 46 15 61 75%
Химическая и нефтехимическая промышленность 1 - 36 13 50 74%
Иные отрасли (количество АО, осуществляющих свою деятельность в которых менее 50) 8 4 170 50 232 средняя рентабельность: 79%
Общий итог 60 26 981 300 1367 78%

Проанализировав данные таблицы, можно отметить, что в крупнейших по количеству госкомпаний отраслях экономики (ТЭК, строительство, сельское хозяйство, предоставление услуг, ВПК и т.д.) большинство (более 60% от общего количества АО по отрасли) компаний являются рентабельными.

В заключении хотелось бы отметить, что государство в настоящее время является крупным собственником пакетов акций АО, что требует формирования оптимальной системы управления федеральными пакетами акций, поиска путей увеличения доходов федерального бюджета и повышения инвестиционной привлекательности компаний с государственным участием в российской экономике.

Литература

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 года № 145-ФЗ (действующая редакция). URL: http://www.consultant.ru/popular/budget/ .
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации часть 1 от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (действующая редакция). URL: http://www.consultant.ru/popular/gkrf1/ .
  3. Федеральный закон от 26.12.1995 №208-ФЗ «Об акционерных обществах» (действующая редакция). URL: http://www.consultant.ru/popular/stockcomp/ .
  4. Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (действующая редакция). URL: http://www.rg.ru/2002/01/26/private-dok.html .
  5. Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (действующая редакция). URL: http://www.consultant.ru/popular/buch/ .
  6. Федеральный закон от 26 октября 2002 г. №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (действующая редакция). URL: http://www.consultant.ru/popular/bankrupt/ .
  7. Указ Президента Российской Федерации от 4 августа 2004 г. №1009 «Об утверждении перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ» (действующая редакция). URL: http://base.garant.ru/187281/ .
  8. Постановление Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2004 г. №738 «Об управлении находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ и использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении открытыми акционерными обществами («золотой акции»)» (действующая редакция). URL: http://www.referent.ru/1/185211 .
  9. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23 января 2003 г. №91-р (действующая редакция). URL: http://poisk-zakona.ru/131171.html .
  10. Официальный сайт Федерального агентства по управлению государственным имуществом. URL: http://www.rosim.ru .

Значимую роль в экономике РФ играют государственные предприятия. Соответствующего типа организации могут вести деятельность в самых разных сегментах национального хозяйства. Их учреждение и обеспечение работы имеет специфику. В чем она заключается? Какие типы госпредприятий распространены в России?

Что представляют собой государственные предприятия?

Государственное предприятие - субъект экономической деятельности, имущество которого находится в собственности органов власти - на федеральном или региональном уровне. Достаточно близким к нему учреждением по правовому статусу является муниципальное предприятие. Оно, в свою очередь, имеет активы, принадлежащие местным властям.

Государственные и муниципальные предприятия чаще всего относятся к категории унитарных, то есть их имущество не может быть распределено по долям. С точки зрения вида деятельности и те и другие могут не отличаться от частных бизнесов. Работа государственных и муниципальных предприятий может быть полностью коммерциализированной.

Специфика унитарных предприятий

Как мы отметили выше, государственные и унитарные предприятия России по правовой природе чаще всего являются унитарными. В чем специфика данного статуса фирм?

К унитарным предприятиям относятся фирмы, за которыми не закреплено право собственности на какие-либо активы. То имущество, которое используется в коммерческих активностях соответствующего типа организации, может находиться в хозяйственном ведении. Оно полностью принадлежит собственнику предприятия, то есть государству.

Соответствующие активы неделимы и не могут быть, как мы отметили выше, каким-либо образом распределяться. Основные признаки унитарности фирмы:

  • юридическое лицо утверждается посредством выделения некоторого имущества, в то время как хозяйственные общества формируются, как правило, посредством объединения активов нескольких инвесторов;
  • право собственности всегда остается за учредителем фирмы;
  • распоряжение активами унитарного госпредприятия осуществляется исходя из принципа хозяйственного ведения или же оперативного управления.

Основной принцип управления государственным предприятием, относящимся к категории унитарных - наличие единоличного органа, принимающего решение. В то время как в хозяйственных обществах распространен принцип коллегиального принятия ключевых решений.

Для чего создаются унитарные предприятия?

С чем связана необходимость учреждения государством предприятий рассматриваемого типа? Это может связано, к примеру, с невозможностью приватизации тех или иных фирм, в то время как использование их ресурсов в коммерческих целях вполне возможно. В этом случае бизнес ведется в форме унитарного предприятия.

Еще одна возможная причина учреждения фирм рассматриваемого типа - необходимость решения социальных задач. Таких как, например, обеспечение занятости граждан. Бывает, что частные бизнесы не рассматривают вариантов с открытием производств в том или ином регионе в силу того, что это может быть нерентабельно.

В этом случае государство может учредить в соответствующем субъекте унитарное предприятие. Оно может быть не слишком прибыльным и даже иметь убытки, но сможет обеспечить занятость населения. Возможные долги фирмы вследствие убыточной бизнес-модели могут компенсироваться посредством государственных финансовых механизмов.

Учредительные документы госпредприятий

Государственные и муниципальные предприятия, как и другие юрлица, имеют учредительные документы. Главный из них - решение собственника. Таковым чаще всего выступает компетентный государственный орган. Другой важнейший учредительный документ госпредприятия - устав. Он утверждается тем же органом власти, который выносит решение об учреждении фирмы. В документах, о которых идет речь, должны быть зафиксированы цели деятельности предприятия.

Можно отметить, что государственное предприятие будет вправе заниматься только теми коммерческими активностями, что определены на уровне учредительных источников. Но фирма сможет осуществлять, в принципе, любые сделки, что необходимы ей для осуществления деятельности. Государственное предприятие, как и другие коммерческие структуры, может зарегистрировать фирменное название и иные признаки индивидуализации - например, логотип.

Создание госпредприятия и управление бизнесом

Создание госпредприятие осуществляется по инициативе компетентного органа власти - он, в частности, подписывает учредительные документы, о которых мы сказали выше. При этом собственник имущества фирмы, если она создается по принципу хозяйственного ведения, который рассматривается как один из самых распространенных, не отвечает по возникшим у компании обязательствам, не считая субсидиарной ответственности по факту банкротства фирмы, если оно допущено в результате его действий.

Собственник государственного предприятия имеет широкий круг полномочий. Так, он имеет право выносить решения о создании, изменении статуса и ликвидации фирмы, определять цели деятельности государственного предприятия, назначать и освобождать от должности директора фирмы, осуществлять контроль над использованием имущества фирмы, контролировать сделки компании с недвижимостью.

Кроме того, государственное предприятие в ряде случаев может быть обязано уплачивать собственнику часть прибыли.

Назначение уставного фонда госпредприятия

Полезно будет рассмотреть специфику одного из важнейших элементов госпредприятия - уставного фонда. Данный ресурс также чаще всего формируемый исходя из принципа хозяйственного ведения, должен быть сформирован собственником еще до того как предприятие будет зарегистрировано. Минимальный размер соответствующего фонда должен удовлетворять критериям, прописанным в законодательстве.

Рассматриваемый ресурс госпредприятия является основным инструментом защиты интересов кредиторов. Если величина чистых активов компании будет ниже размера уставного фонда, то он также должен быть сокращен. Однако в этом случае кредиторы получают право запросить у фирмы досрочное исполнение имеющихся обязательств. Если чистые активы предприятия становятся меньше того минимального уровня, что определен в законодательстве, то оно должно быть ликвидировано.

Дочерние структуры госпредприятий

Государственные предприятия России могут учреждать дочерние структуры. Их имущество может быть отнесено исходя из принципа хозяйственного ведения как в сферу компетенции учредителя, так и, собственно, находиться под управлением самой дочерней фирмы. Соответствующая структура, как и основная компания, должна иметь собственный устав. Учредитель дочернего предприятия также должен назначить его директора. Ответственность субъекта, учреждающего дочернюю структуру, реализуется в рамках тех же юридических механизмов, что и в случае с собственником основного предприятия.

Госпредприятия в оперативном управлении

Альтернативой созданию госпредприятия по принципу хозяйственного ведения может быть учреждение фирмы по праву оперативного управления. Оно имеет ряд особенностей. В данном случае формируется не государственное предприятие (учреждение). Статус организуемой фирмы другой - федеральное казенное предприятие. Главным образом такие структуры учреждаются в промышленных сегментах. То есть представляют собой преимущественно производственные предприятия.

Как создаются госпредприятия в оперативном управлении?

Данного типа структуры создаются в соответствии с решениями правительства РФ. К ним приписывается имущество, которое входит в структуру федеральной собственности. Устав казенного предприятия также утверждается правительством РФ. Рассматриваемого типа структуры могут учреждаться как заново, так и посредством реорганизации госпредприятий иных типов. В том числе и тех, которые изначально формировались исходя из принципа хозяйственного ведения. Таковым может быть федеральное государственное предприятие. Если оно реорганизуется в казенное - то это не должно сопровождаться сокращениями кадров. Каждый сотрудник получает право перейти на работу на новое предприятие.

Устав казенного госпредприятия

Полезно будет рассмотреть специфику устава казенного госпредприятия. В нем фиксируются: порядок предоставления отчетности, а также указываются ее формы, механизмы ответственности директора за результаты работы фирмы, обязательство по использованию государственных средств по назначению, виды коммерческой деятельности фирмы, а также то, в каком порядке должна распределяться прибыль организации. В уставе организации рассматриваемого типа также отражается фирменное название компании.

Какие в России есть госпредприятия: примеры

Какие в России функционируют известные государственные предприятия?

В числе таковых - ФГУП «Космическая связь», которая находится в подчинении Федерального агентства связи. Данная организация является одним из ведущих поставщиков спутниковых технологий в РФ. География его деятельности не ограничена территорией России - компания широко известна и за рубежом. Данное госпредприятие обладает современной инфраструктурой, задействует волоконно-оптические линии. Ее сервисы представлены организацией телевизионного вещания, предоставления доступа в интернет, предоставления коммуникационных услуг для крупных бизнесов.

Известным государственным предприятием является ФГУП «Гознак». Данная организация осуществляет исследования и разработки в сфере государственных знаков. В компетенции данной компании - производство различных официальных документов, монет, орденов. Госпредприятие находится в подчинении Минфина РФ.

К федеральным госпредприятиям относится Издательско-торговый центр «Марка». Данная издает и выпускает почтовые марки, различные буклеты, конверты, карточки, бланки, штемпели, открытки, наборы для филателистов.

В регионах РФ учреждено большое количество муниципальных предприятий, осуществляющих деятельность в самых разных сегментах. Данная форма коммерческих активностей также в достаточной мере популярна в России.

Госкорпорации РФ

Наряду с унитарными госпредприятиями, существуют также госкорпорации, а также бизнесы с государственным участием. В чем их специфика? Прежде всего стоит отметить, что госкорпорации - это разновидность некоммерческих учреждений. В то время как деятельность государственных предприятий унитарного типа по сути может не отличаться от активностей частных бизнесов.

Госкорпорации учреждаются высшими органами власти РФ на базе имущественных взносов. Создаются такие организации, как правило, в целях решения социальных задач. Одна из важнейших характеристик госкорпораций в том, что в отношении них осуществляется существенно менее активный контроль со стороны надзорных органов. Главное отличие госкорпорации от ГУП в том, что она владеет всем тем имуществом, которое ей передается органами власти, на праве собственности. В то время как в государственной собственности находятся все активы унитарных предприятий. Учредители госкорпораций не несут обязательств перед кредиторами соответствующих организаций.

Бизнесы с государственным участием

Еще один тип компаний, присутствующих в экономике РФ - бизнесы с государственным участием. Они чаще всего представлены в виде хозяйственных обществ. Это могут быть производственные предприятия, банки, консалтинговые - в принципе, любые бизнесы. Участие государства в них обеспечивается посредством приобретения с его стороны определенной доли в акциях соответствующих фирм. Властям может принадлежать контрольный пакет акций, или же, миноритарный. В первом случае фирма, теоретически, может именоваться госпредприятием, но это не совсем корректно с юридической точки зрения. Например, ПАО «Сбербанк» с точки зрения контрольного пакета акций принадлежит государству. Но называть его госпредприятием не вполне корректно, так как по всем признакам данное кредитно-финансовое учреждение следует относить к хозяйственным обществам.

Резюме

Государственные и муниципальные предприятия - организации, которые играют заметную роль в экономике РФ. Они ведут деятельность в самых разных сферах национального хозяйства. Посредством них государство обеспечивает занятость граждан, создает капитализацию в различных сегментах экономики, извлекает прибыль как коммерческий субъект. Наиболее распространенный тип структур соответствующего типа - унитарное предприятие. Также государство может быть субъектом бизнеса, приобретая долю в хозяйственных обществах. В некоторых случаях власти РФ могут учреждать госкорпорации, являющиеся самостоятельными хозяйствующими субъектами, но не считающиеся коммерческими организациями.