Состоит из норм административного права. В зависимости от предмета регулирования. К особенностям административно-правовых норм относятся

Административно-правовые нормы различны по своей регулятивной направленности и, соответственно, по юридическому содержанию.

Нормы административного права делятся на виды в зависимости от различных критериев - особенностей регулируемых ими общественных отношений, назначения и функций.

1. По назначению административно-правовые нормы делятся на материальные и процессуальные.

Материальные административно-правовые нормы юридически закрепляют комплекс прав и обязанностей, а также ответственность участников регулируемых административным правом управленческих отношений, то есть фактически их административно-правовой статус. В материальных нормах находит свое выражение тот правовой режим, в рамках которого должна функционировать система исполнительной власти (государственного управления), должны действовать участники регулируемых управленческих отношений. Такие административно-правовые нормы нередко называют статичными. Это, например, нормы, определяющие обязанности соответствующих должностных лиц принять и рассмотреть в установленный срок жалобу гражданина, основы компетенции того или иного субъекта исполнительной власти. Таким образом, материальные административно-правовые нормы определяют основы взаимодействия субъектов, исполнение, применение и соблюдение норм административного права, обеспечения в необходимых случаях их мерами государственного принуждения.

Процессуальные административно-правовые нормы регламентируют процессуальные вопросы, связанные с осуществлением государственного управления. Например, это нормы, определяющие порядок приема, рассмотрения, разрешения жалоб и заявлений граждан: порядок производства по делам об административных правонарушениях. Их назначение сводится к определению порядка (процедуры) реализации юридических обязанностей и прав, установленных нормами материального административного права в рамках регулируемых управленческих отношений. Эти нормы обычно называют динамичными.

Соотношение материальных и процессуальных норм административного права может быть показано на следующем примере: Федеральный Закон "О системе государственной службы Российской Федерации" от 27 мая 2003 г. определяет государственную службу в качестве профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственного органа, а также условия, связанные с поступлением на государственную службу. Эти нормы лишь фиксируют возможности приобретения гражданами Российской Федерации статуса государственного служащего. В этом их юридически понимаемая статичность и, соответственно, материальность. Этот же закон содержит нормы, определяющие порядок поступления на государственную службу и ее прохождения. В данном случае речь идет уже о процессуальных (динамичных) нормах.

2. По методу воздействия на поведение субъектов. Административно-правовая норма по-разному воздействует на поведение участников общественных отношений: она может обязывать к действию, предписывать совершать определенные действия, управомочивать совершать те или иные действия, запрещать их совершение. В соответствии с характером сформулированного в норме правила административно-правовые нормы подразделяются на предписывающие, управомочивающие и запретительные.

По субъектам (адресатам) административно-правовые нормы делятся на регулирующие:

  • - деятельность государственных органов, предприятий, организаций;
  • - поведение граждан;
  • - деятельность общественных и религиозных организаций;
  • - деятельность государственных служащих.

Нормы административного права распространяются также и на иностранных физических и юридических лиц, находящихся на территории Российской Федерации.

3. По форме предписания административно-правовые нормы делятся, прежде всего, на императивные (категоричные) и рекомендательные.

Императивные нормы содержат категорические предписания. Они не могут быть изменены участниками конкретных общественных отношений. Пример: п. 2.7 Постановления Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090 «О правилах дорожного движения» водителю запрещается: управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения.

Рекомендательные нормы содержат рекомендации о целесообразности совершения субъектами административного права тех или иных действий. Диспозитивных норм, предоставляют возможность субъектам правоотношения самим определять свои права и обязанности в рамках правовой нормы. Они в административном законодательстве встречаются относительно редко.

4. По действию в пространстве. Административно-правовые нормы, закрепленные в федеральном законодательстве, действуют на всей территории РФ. На территориях субъектов РФ действуют также административно-правовые нормы, закрепленные в нормативных правовых актах субъектов РФ.

В ряде случаев указанные нормы действуют на территории нескольких государств в соответствии с двусторонними или многосторонними соглашениями. Расширение подобной практики стало закономерным для взаимоотношений между суверенными государствами - членами СНГ.

5. По действию во времени административно-правовые нормы делятся на срочные, то есть с заранее определенным сроком действия, и бессрочные, не имеющие заранее установленного срока действия.

Административно-правовые нормы, как правило, не ограничены определенными сроками действия. Это означает, что они действуют до их официального изменения либо отмены. В ряде случаев возможно установление определенных сроков их действия, например, Федеральными конституционными законами «О чрезвычайном положении» и «О военном положении» на определенный срок устанавливается режим чрезвычайного или военного положения. Законную силу административно-правовые нормы приобретают, либо с момента подписания содержащих их нормативных актов, либо в тот срок, который предусмотрен для вступления соответствующих норм в силу.

В Российской Федерации действуют некоторые административно-правовые нормы бывшего СССР. В подобных случаях союзные нормы, не противоречащие российскому законодательству, сохраняют свою силу впредь до момента установления обновленных норм законодательными или иными органами Российской Федерации.

Административно-правовые нормы делятся также на длительные и кратковременные. При этом длительными или кратковременными могут быть как срочные, так и бессрочные нормы.

  • 6. С учетом федеративного устройства России административно-правовые нормы классифицируются по масштабу действия:
    • - общефедеральные нормы;
    • - нормы субъектов Федерации.
  • 7. По объему регулирования административно-правовые нормы подразделяются на:
    • - общие, то есть распространяющие свое действие на все сферы и отрасли государственного управления и регламентирующие наиболее важные стороны процесса реализации исполнительной власти. Чаще всего такого рода нормы содержатся в законодательных актах, указах президента и постановлениях Правительства Российской Федерации;
    • - межотраслевые, то есть регламентирующие те или иные стороны государственно-управленческой деятельности, которые являются общими или сопредельными для всех или многих отраслей государственного управления и имеют при этом специальный характер. Например, такие черты свойственны нормам антимонопольного, экологического законодательства, нормам, содержащимся в положениях о межотраслевых органах исполнительной власти (статистики, тарифам) и т.п.;
    • - отраслевые, то есть регламентирующие те или иные стороны управленческих отношений, возникающих в границах сферы, закрепленной за исполнительными органами отраслевой компетенции (например, министерств).

Существуют и иные классификационные группы административно-правовых норм. Например, они могут иметь либо внутрисистемный (их юридическая сила распространяется на нижестоящие звенья механизма исполнительной власти), либо общеобязательный характер (их действие распространяется на всех участников регулируемых отношений).

Под структурой административно-правовой нормы понимается внутреннее строение нормы, определенный порядок взаимосвязи, взаимообусловленности составных частей, элементов нормы. Административно-правовая норма состоит из гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза как часть административно-правовой нормы содержит указание на фактические условия ее реализации. Гипотеза содержит указание на юридический факт, фактические обстоятельства вступления нормы в действие, реализации ее диспозиции (например, условия привлечения к административной ответственности). Гипотеза может быть как абстрактной, так и казуистической. Абстрактная гипотеза, определяя условия действия нормы, указывает на общие признаки реализации нормы. Казуистическая гипотеза связывает реализацию юридической нормы со строго определенными частными случаями.

Диспозиция - это структурный элемент юридической нормы, в котором определяется правило поведения, предписываемое нормой, права и обязанности сторон.

Предписывающие диспозиции возлагают на субъекты обязанность совершения определенных действий, предписывают им тот или иной вариант должного поведения, обязанность совершения ими тех или иных действий. Пример, согласно п. 1.5. Правил дорожного движения, «…участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасность для движения и не причинять вред».

Управомочивающие диспозиции определяют в административном праве, как правило, функции и правомочия субъектов государственного управления. Например, согласно ст. 13 Федерального Конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации», Правительство РФ в пределах своих полномочий: организует реализацию внутренней и внешней политики РФ; осуществляет регулирование в социально-экономической сфере; обеспечивает единство системы исполнительной власти в РФ, направляет и контролирует деятельность ее органов; формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию; реализует предоставленное ему право законодательной инициативы».

Запрещающими называются диспозиции, содержащие запрет на совершение тех или иных противоправных деяний (действий или бездействия). Запрещающая диспозиция требует воздерживаться от определенного варианта поведения, которое законом считается правонарушением.

Санкция как элемент административно-правовой нормы содержит указание на меры воздействия, применяемые к нарушителю. При этом имеется в виду не любое административное воздействие, а лишь такое, применение которого предусмотрено нормой в связи с правонарушением. Административно-правовые санкции, применяемые за административные правонарушения, предусматриваются КоАП РФ. Например, согласно ст. 8.1. данного Кодекса санкцией «…за несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов является назначение административного штрафа гражданам, должностным лицам и юридическим лицам».

Административно-правовые санкции, применяемые за нарушение норм данного Кодекса, перечислены в ст. 3.2. К ним относятся следующие:

Соблюдение которых обеспечивается специальными мерами государственного воздействия.

В административно-правовых нормах регламентируется правовой режим, определяющий деятельность не только органов исполнительной власти и местной администрации, но и других участников управленческих отношений. Материальные административно-правовые нормы предусматривают запреты и ограничения на ту или иную деятельность (действия), административные санкции за их нарушения и компетенцию соответствующих органов по применению этих санкций.

В соответствии с юридическим содержанием материальные административно-правовые нормы целесообразно подразделить следующим образом:

  1. обязывающие нормы (предписывающие совершение определенных действий);
  2. запретительные нормы (устанавливающие запреты на ту или иную деятельность или действия;
  3. ограничительные нормы (вводящие ограничения на определенную деятельность или действия);
  4. разрешительные или дозволительные нормы (разрешающие адресату действовать по своему усмотрению); к этой категории норм, например, относятся лицензионные, дозволяющие заниматься определенной деятельностью, в том числе внешнеэкономическими операциями (т. е. деятельность может осуществляться только при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченным на то государственным органом);
  5. уполномочивающие или управомочивающие нормы (предоставляющие соответствующим органам и их должностным лицам государственно-властные полномочия по реализации специальных функций государственного управления);
  6. стимулирующие или поощрительные нормы (направленные на стимулирование наиболее актуальных видов наукоемкой, экономической и иной деятельности, обеспечение должного поведения участников управленческих отношений);
  7. регистрационные или уведомительные нормы (касающиеся организации и проведения митингов, шествий, демонстраций, регистрации политических партий , общественных объединений , предприятий различных видов собственности, субъектов малого предпринимательства);
  8. рекомендательные нормы (не носящие обязательного характера, но предлагающие участникам управленческих отношений тот или иной вариант поведения. Нередко рекомендательные правовые нормы подкрепляются стимулирующими мерами, которые гарантируют применение поощрительных стимулов при избрании рекомендуемого варианта поведения).

Процессуальные административно-правовые нормы определяют общие правила, порядок, процедуру нормотворческой, правоприменительной и юрисдикционной деятельности органов государственного управления и других субъектов административного права. В российском законодательстве на сегодняшний момент процессуально урегулированы в основном лишь адми-нистративно-юрисдикционные нормы. Процессуальные нормы регулируют отношения по реальному исполнению положений, содержащихся в материальных правовых нормах, причем в каждом конкретном институте административного права можно обнаружить специфические процессуальные положения и процедуры. Например, в институте государственной службы к процессуальным нормам относятся: порядок поступления на службу; процедура перемещения служащего и прохождение службы; порядок проведения аттестации; присвоение специальных званий и рангов; дисциплинарное производство ; процедура увольнения и т. д.

По форме предписания административно-правовые нормы подразделяются на императивные (обязательные для исполнения) и диапозитивные (предлагающие несколько вариантов решения).

В зависимости от адресата можно выделить административно-правовые нормы, регламентирующие:

а) организацию и деятельность механизма исполнительной власти;
б) организацию и деятельность местной администрации;
в) административно-правовой статус государственных и муниципальных служащих , должностных лиц;
г) организацию и деятельность общественных организаций и иных негосударственных структур по реализации предоставленных им государственно-властных полномочий в пределах этих полномочий;
д) организацию и деятельность предприятий и учреждений с преимущественным вложением в них государственных средств;
е) административно-правовой статус общественных объединений;
ж) административно-правовой статус негосударственных коммерческих организаций;
з) административно-правовой статус некоммерческих организаций ;
и) административно-правовой статус граждан и административно-правовые средства защиты их конституционных прав, свобод, законных интересов.

По масштабам применения административно-правовые нормы могут быть общефедеральными (действующими на всей территории страны), региональными (распространяющими свое действие на территорию субъекта РФ), территориальными (устанавливаемыми органами исполнительной власти Российской Федерации и субъектов РФ с распространением действия лишь на определенные территории, например районы Крайнего Севера), местными (устанавливаемыми органами местного самоуправления и местной администрацией), локальными (действующими в концернах, консорциумах, объединениях, организациях, предприятиях).

По объему регулирования административно-правовые нормы делятся на общие, межотраслевые, отраслевые, внутриотраслевые (распространяющиеся на нижестоящие подведомственные органы исполнительной власти, учреждения, предприятия) и общеобязательные (охватывающие всех участников управленческих отношений).

По действию во времени административно-правовые нормы подразделяются на срочные (введенные в действие на определенный срок) и бессрочные (срок действия которых заранее не установлен).

Законную силу имеют лишь те административно-правовые нормы, которые изданы в пределах компетенции соответствующего органа управления и при этом соблюден предусмотренный законом порядок вступления их в силу в тех случаях, когда это оговорено в законодательстве.

Виды административно-правовых норм, составляющие собственно классификацию зависят от способа выделения. Далее представлены виды норм административного права в зависимости от критерия выделения.

1. Нормы административного права по целевому назначению:

Регулятивные (к ним относят нормы, определяющие права и обязанности субъектов административных правоотношений, а также условия возникновения этих правоотношений).

Охранительные (это нормы, которые определят условия применения к правонарушителю мер государственно-принудительного воздействия, характер и содержание этих мер).

Дефинитивные (признают такие нормы, которые определяют характерные черты и признаки юридического понятия, н-р понятие административного проступка).

Декларативные (нормы, которые обычно содержат принципы административного права или носят рекомендательный характер).

Вводящие в действие другие нормы.

2. По способу правового воздействия:

Обязывающие (содержащие юридически властное пред-писание на обязательное совершение определенных действий, предусмотренных данной нормой. Например, при приеме на рабо-ту государственного служащего руководитель исполнительного органа обязан издать приказ; возникающее коммерческое объеди-нение обязано пройти регистрацию в органах юстиции и т.п.).

Запрещающие (запрет может быть абсолютным или относительным).

Это нормы, содержащие юридически властное пред-писание, запрещающее совершение определенных действий, предусмотренных данной нормой. Запрещающий характер носят прежде всего административно-правовые нормы, в которых пред-усматриваются составы административных правонарушений

Управомочивающие (предоставляющие субъекту то или иное право)

По юридическому содержанию:

Материальные (определяют объем и содержание обязанностей и прав конкретных участников регулируемых общественных отношений. Ими закрепляются юридические возможности того или иного участника управленческих отношений в статич-ном варианте, т.е. до стадии практической реализации этих воз-можностей).

Процессуальные(определяют порядок (процедуру) практической реализации участниками управленческих отношений закрепленных за ними нормами матери-ального права обязанностей и прав. Это уже динамика управлен-ческих отношений).

Их, в свою очередь можно поделить на:

a) административно-процедурные (нормы, регулирующие порядок реализации прав или исполнения обязанности).

b) административно-деликтные (производство по делам об административных правонарушениях).


c) административное - юстиционное судопроизводство (нормы ГПК и АПК, вытекающие из деятельности публичной администрации).

4. По уровню обобщенности правила:

Общие нормы административного права (это нормы, которые распространяются на всех лиц, все отношения той территории, на которой они действуют).

Специальные нормы административного права (исключение из общих - распространяются на определенный круг лиц, являются исключением из общих норм.

Исключительные нормы административного права (исключение из специальных, например о возможности сверхурочной работы полицейских, т.е. исключение из правила)

5. По территории применения:

Нормы федерального уровня (РФ) (действуют на всей территории Российской федерации).

Нормы уровня субъекта РФ (действуют на территории субъекта федерации).

Нормы административно-территориальных образований (действуют на территории административно-территориального образования).

Нормы местного самоуправления (действуют на территории действия органа местного самоуправления. Обычно на территории муниципального образования).

Административно-правовые нормы учреждений.

6. По времени действия:

Бессрочные (срок их действия не ограничивается, действуют до момента отмены).

Срочные (срок их действия срочных норм в нормативно-правовых актах).

7. По кругу адресатов:

Внутриаппаратные (регулирующие отношения только в пределах самой публичной администрации).

Внешнеаппаратные (распространяющиеся на субъектов, не входящих в публичную администрацию)

Также, по адресату могут быть выделены нормы, регламен-тирующие:

а) административно-правовой статус граждан;

б) организацию и деятельность механизма исполнительной вла-сти, т. е. различных звеньев аппарата государственного управления;

в) административно-правовой статус государственных служа-щих — работников управленческого аппарата;

г) ключевые вопросы организации и деятельности государствен-ных предприятий и учреждений;

д) административно-правовой статус общественных объедине-ний;

е) отдельные стороны функционирования различного рода ком-мерческих структур, включая частные.

По объему регулирования:

а) Общие (распространяющие свое действие на все сферы и от-расли государственного управления и регламентирующие наиболее важные стороны процесса реализации исполнительной власти. Чаще всего такого рода нормы содержатся в законодательных актах, указах Президента и постановлениях Правительства РФ).

б) Межотраслевые (регламентирующие те или иные стороны государственно-управленческой деятельности, которые являются общими или сопредельными для всех или многих отраслей госу-дарственного управления и имеют при этом специальный характер. Например, такие черты свойственны нормам антимонопольного, экологического законодательства, нормам, содержащимся в положе-ниях о межотраслевых органах исполнительной власти (статистики, тарифам) и т. п.).

в) Отраслевые (регламентирующие те или иные стороны управленческих отношений, возникающих в границах сферы, за-крепленной за исполнительными органами отраслевой компетенции (например, министерств)).

8. По порядку принятия:

Принятые в порядке единоначалия.

Принятые по согласованию с вышестоящими лицами либо органами.

Принятые совместно несколькими органами исполнительной власти.

У нас собрана достаточно полная классификация административно-правовых норм, однако, некоторые ученые предлагают и свои собственные иные критерии.

Способы реализации административно-правовых норм:

Исполнение норм права (заключается в активных правомерных действиях субъектов права по выполнению предписаний, содержащихся в этих нормах)

Соблюдение (воздержание от поступков, запрещенных а-п нормой)

Использование (осуществление правовмочий лица, правомерные действия по его усмотрению)

Применение (является прерогативой соответствующих субъектов исполни-тельной власти.

Оно практически выражается в издании полномоч-ным органом (должностным лицом) индивидуальных юридических актов, основанных на требованиях материальных либо процессу-альных норм. Эти акты издаются применительно к конкретным административным делам (например, приказ о назначении на долж-ность, решение по жалобе гражданина, регистрация общественного объединения и т. п.).

Понятие и признаки административно-правовых отношений .

Административно-правовые отношения являются юридическим результатом регулирующего влияния административно-правовых норм на общественные отношения. Вместе с тем такие нормы регулируют преимущественно управленческие общественные отношения, т. е. отношения, которые возникающие в сфере исполнительной и распорядительной деятельности органов исполнительной власти.

Административно-правовые отношения - это общественные отношения в сфере государственного управления, участники которых выступают носителями прав и обязанностей, урегулированных нормами административного права.

Административно-правовые отношения являются разновидностью правовых отношений, а потому характеризуются их общими признаками. Составные части административно-правовых отношений - субъекты, объекты и юридические факты. Участники административно-правовых отношений имеют конкретные права и обязанности и являются субъектами правоотношений.

Нормативный правовой акт - это письменный официальный доку­мент, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим орга­ном в пределах его компетенции и направленный на установление, изме­нение или отмену правовых норм. В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание посто­янного или временного характера, рассчитанное на многократное приме­нение.

В административно-правовой норме содержится правило поведе­ния, регулирующее общественные отношения в сфере исполнитель­ной власти (государственного управления). Норма административного права выражает сущность регулируемого ею общественного отноше­ния, является «кирпичиком» конкретного административно-правово­го акта (закона, указа Президента, постановления Правительства и др.).

Нормы административного права занимают важное место в системе российского права, так как регламентируют широкий круг разнообраз­ных общественных отношений. Ими определяются границы должного, допускаемого или рекомендуемого поведения людей, порядок деятель­ности органов исполнительной власти и их должностных лиц, а также государственных и негосударственных предприятий, учреждений, ор­ганизаций и трудовых коллективов в сфере исполнительной власти (государственного управления). Нормы административного права ус­танавливают правовой режим взаимоотношений субъектов государственного управления и местного самоуправления, определяют права, свободы и обязанности граждан в сфере исполнительной власти и га­рантии их реализации. Значительное место занимают нормы об адми­нистративной, дисциплинарной и материальной ответственности, а также о способах обеспечения законности и дисциплины в деятельнос­ти органов исполнительной власти и их должностных лиц.

Нормы административного права не только упорядочивают, за­крепляют и защищают новые общественные отношения, возникающие при переходе к рыночной экономике, но и вытесняют из сферы испол­нительной власти (государственного управления) общественные отно­шения, не отвечающие современным условиям. Во многих его нормах определяется механизм исполнения, претворения в жизнь, примене­ния требований законов к конкретным обстоятельствам и объектам управления.

Целям исполнения и применения законодательства служит и правотворческая деятельность самих органов исполнительной власти. В случаях, когда нормы законов не имеют прямого действия, эту роль выполняют подзаконные акты, издаваемые Правительством, феде­ральными и региональными органами исполнительной власти. Дета­лизируя и конкретизируя конституционные и законодательные нормы, подзаконные акты делают их реально «работающими».


Существуют различные виды административно-правовых норм (см. схему 3). Основаниями их подразделения на виды являются: содержа­ние; форма выражения установленных правил; круг лиц, на которых они распространяются; порядок действия норм в пространстве и другие признаки.

закрепляющие права, обязанности и ответственность (статус) субъ­ектов административного права: граждан, органов исполнительной власти, государственных служащих, предприятий, учреждений и орга­низаций;

определяющие формы и методы реализации исполнительной власти;

устанавливающие административную ответственность за правона­рушения, не являющиеся преступлениями;

регулирующие административно-процессуальную деятельность;

обеспечивающие законность в деятельности органов исполнитель­ной власти;

Схема 3. Классификация административно-правовых норм

определяющие основные положения по организации государствен­ного управления в экономической, социально-культурной и админи­стративно-политической сферах.

Те группы административно-правовых норм, которые определяют права, обязанности и ответственность участников регулируемых ими отношений, принято называть материальными - например, статьи многочисленных положений о субъектах государственного управле­ния. Административно-правовые нормы, которые определяют поря­док (процедуру) реализации норм материального права, называются процессуальными - например, разделы Кодекса об административных правонарушениях РСФСР* (КоАП), регулирующие производство по соответствующим категориям дел.

В правовой литературе по традиции используется понятие "механизм административно-правового регулирования". Между тем, по мнению ряда юристов, целесообразнее говорить о системе, а не о механизме. В этом случае можно комплексно рассмотреть сущность административного права, понять его логику воздействия на общественные правоотношения, выделить ключевые элементы этой отрасли.

Один из главных компонентов административного права - административно-правовые нормы. Рассмотрим далее их особенности.

Общие сведения

Нормы примеры которых будут приведены далее, сформулированы в федеральном, региональном законодательстве, президентских указах, правительственных постановлениях, инструкциях, приказах, распоряжениях федеральных исполнительных структур, а также в иных актах. Этим элементам отводится центральное место в системе. В случае отсутствия в структуре административного права административно-правовых норм оно перестанет функционировать вообще.

Применение правовых положений

Этот процесс - тоже важнейшее звено в структуре регулирования. От качества реализации норм административного права будет зависеть конечный результат их воздействия.

Субъекты, применяющие положения, должны обладать высоким уровнем управленческой культуры, знаниями, необходимыми для осуществления полномочий, опытом. Применение норм административного права - это сложный процесс. В ходе него возникают разного рода коллизии (противоречия), неясности, проблемы и, соответственно, необходимость толкования тех или иных положений при возникновении разногласий между участниками правоотношений, сомнений в правильности действий, конституционности положений. В последнем случае большое значение имеет деятельность Конституционного суда.

Результатом применения и толкования норм управомоченные субъекты выносят соответствующие решения (судебные постановления, правоприменительные акты и проч.).

Административно-правовые отношения

Они рассматриваются как третий ключевой элемент системы. По сути, основной целью регулирования выступает установление управленческих отношений, регулируемых нормами административного права. Достигается эта цель не только за счет создания правовых положений, но и посредством применения их на практике.

Участники административно-правовых отношений обладают определенными обязанностями, правами и ответственностью.

Нормы административного права

Как положения иных юридических отраслей, они представляют собой установленные государством в лице его представительных или исполнительных структур правила допустимого поведения для субъектов управленческих отношений. Соблюдение предписаний обеспечивается за счет механизма государственного принуждения.

Существует ряд признаков, по которым можно отличить нормы отрасли. В административном праве:

  1. Обеспечиваются публичные интересы.
  2. Регулирование управленческих отношений осуществляется на особой организационной основе.
  3. На субъектов права оказывается одностороннее воздействие со стороны государства.

Сфера применения положений

Нормы административного права регулируют публичные отношения, возникающие при реализации исполнительными органами федерального и регионального уровней их полномочий. Кроме того, ими регламентируется взаимодействие местных структур власти с остальными участниками управленческого процесса. К числу последних следует относить государственные организации, учреждения, предприятия или юрлица, в которых преобладает доля госсобственности.

Множество норм административного права регулирует правоотношения, возникающие в ходе решения госструктурами, прокуратурой, судом вопросов, связанных с подбором кадров, назначением на должности оперативных сотрудников, установлением требований для них, прохождением службы, ответственности служащих и прочих внутриорганизационных отношений, отнесенных к компетенции этих органов.

Кроме этого, положения регламентируют функционирование общественных, негосударственных организаций, учреждений, предприятий (аудиторских фирм, обществ охраны потребительских прав, коммерческих банков), работу отдельных управомоченных лиц (частнопрактикующих нотариусов, к примеру) при реализации ими государственно-властных полномочий.

Таким образом, можно заключить, что административно-правовые нормы - это положения, регулирующие:

  1. Отношения, возникающие в сфере реализации полномочий исполнительными госструктурами, местной администрацией, общественными, некоммерческими и прочими негосударственными организациями при осуществлении отдельных управленческих функций.
  2. Внутригосударственные публичные правоотношения, относящиеся к другим сферам деятельности госаппарата. Речь, в частности, о работе органов законодательной власти, суда, прокуратуры.
  3. Отношения, возникающие в рамках применения мер принуждения.

Классификация

Рассмотрим подробно, какие нормы регулирует административное право.

На современном этапе развития рыночной системы целесообразно разделить правовые положения, ориентированные на обеспечение обороноспособности государства, общественной безопасности, правопорядка, охраны природы, сбор налогов и прочих платежей. Они называются охранительными. Регулятивные нормы административного права регулируют отношения, возникающие в рамках деятельности общественных и негосударственных коммерческих объединений, связанные с разрешением споров между физлицами, госорганами, предпринимателями, местными институтами власти и проч.

Охранительные положения закрепляют обязательные для соблюдения правила поведения, ограничения, запреты на совершение тех или иных действий. Регулятивные нормы административного права - это юридические инструменты, регламентирующие применение разных правил: уведомления о начале деятельности, лицензионный, регистрационный порядок, заключение управленческих соглашений. В их число также входят поощрительные, стимулирующие положения.

Материальные нормы административного права

Эти положения юридически закрепляют обязанности, права и ответственность участников управленческих отношений, то есть административно-правовое положение (статус) уполномоченных структур и их должностных лиц. Этими нормами регламентируется деятельность не только исполнительных структур, но и прочих субъектов.

В материальных административно-правовых положениях предусмотрены запреты, ограничения на совершение тех или иных действий, санкции за нарушения, компетенция органов по привлечению виновных к ответственности.

Исходя из юридического содержания, эти нормы можно разделить на:

  1. Обязывающие. Они предписывают совершение тех или иных действий.
  2. Запретительные.
  3. Ограничительные.
  4. Дозволительные (разрешительные). К данной категории можно отнести, например, правила лицензирования. Они допускают осуществление определенной деятельности, в том числе внешнеэкономической, при наличии специального документа.
  5. Управомочивающие (уполномочивающие). Они закрепляют возможность передачи определенных полномочий конкретным органам власти.
  6. Поощрительные. Эти положения служат для стимулирования наукоемкой, экономической и другой деятельности, обеспечения надлежащего поведения субъектов административного права.
  7. Уведомительные/регистрационные. Они закрепляют, например, правила проведения митингов, демонстраций, шествий, порядок регистрации предприятий разной формы собственности, общественных объединений, предпринимателей и проч.
  8. Рекомендательные. Они не обладают обязывающим характером. В них присутствуют рекомендации по выбору той или иной модели поведения. Зачастую такие нормы подкрепляются поощрительными мерами.

Процессуальные положения

Они закрепляют порядок, правила, процедуры правотворческой, правоприменительной и юрисдикционной деятельности структур госуправления и прочих участников административно-правовых отношений. Нормы административного права регламентируют реальное выполнение положений. При этом в каждом отдельном институте отрасли можно выявить весьма специфические процедуры и правила. Так, к примеру, в институте госслужбы процессуальными нормами являются положения о порядке поступления на госслужбу, процедуре перемещения служащего, прохождения службы, правилах проведения аттестации, присвоения специальных званий, рангов, увольнения, дисциплинарное производство и проч.

Другие классификации

В зависимости от формы предписания нормы разделяют на императивные и диспозитивные. Первые являются обязательными для исполнения, вторые предусматривают возможность выбора того или иного варианта разрешения ситуации.

В зависимости от адресата выделяют административно-правовые положения, регламентирующие:

  1. Организацию и деятельность исполнительной власти.
  2. Формирование и работу местной администрации.
  3. Административно-правовое положение муниципальных и госслужащих, должностных лиц управленческих структур.
  4. Организацию и функционирование общественных объединений, прочих негосударственных организаций по осуществлению ими государственно-властных полномочий в рамках своей компетенции.
  5. Формирование и работу учреждений и предприятий, преимущественная доля капитала которых состоит из средств государства.
  6. Административно-правовое положение общественных объединений, некоммерческих и коммерческих негосударственных организаций, граждан, а также правовые инструменты защиты их интересов, свобод и прав.

В зависимости от масштабов применения положения могут быть территориальными (действующими в пределах конкретных областей), местными (устанавливаются структурами муниципальной власти), общефедеральными (действующими по всей стране), региональными (распространяющие действие на конкретный субъект РФ), локальными (устанавливаются в организациях, на предприятиях, в концернах, объединениях и проч.).

По объему регулирования нормы разделяют на общеобязательные (охватывают всех участников административных правоотношений), внутриотраслевые (действуют на нижестоящие исполнительные органы, предприятия, учреждения и проч.), отраслевые, межотраслевые, общие.

В зависимости от характера действия во времени, положения могут быть срочными и бессрочными. Первые вводятся в действие на конкретный период. Для вторых срок применения не ограничивается.

Законной силой обладают только те административно-правовые нормы, которые утверждены в рамках компетенции соответствующих органов, входящих в систему госуправления, а в случаях, закрепленных в законодательстве, соблюден порядок вступления норм в силу.

Структурные элементы

Традиционно в структуре административно-правовой нормы выделяют три компонента:

  1. Гипотезу.
  2. Диспозицию.
  3. Санкцию.

С помощью гипотезы определяются условия, в которых предписания соответствующей административно-правовой нормы надлежит применять. По своей сути, этот структурный элемент закрепляет обстоятельства, выступающие основанием для возникновения, прекращения или изменения управленческих правоотношений.

В большинстве административно-правовых норм, в том числе регламентирующих организацию и деятельность компетентных исполнительных структур, а также определяющих полномочия этих органов и их служащих, гипотеза не используется. В положениях, устанавливающих ответственность за административные правонарушения, этот структурный элемент соединяется с диспозицией.

Гипотеза может присутствовать не непосредственно в административно-правовых нормах, а в общих положениях юридического акта (в преамбуле, вводной части) или иных блоках нормативного документа.

Диспозиция служит в качестве формулировки модели надлежащего поведения. Этот структурный элемент нормы административного права проявляется в прямых предписаниях, посредством которых устанавливаются обязательные правила, запреты и ограничения на совершение тех или иных действий.

Для указания на меру ответственности используется санкция. Она применяется при выявлении нарушений положений, содержащихся в административно-правовой норме. Как правило, санкции содержат меру административного или дисциплинарного воздействия на виновных.

Заключение

Административное право - одна из важнейших юридических отраслей. Управленческие отношения, регулируемые ее нормами, имеют сложную структуру. Для надлежащего регламентирования административно-правовой деятельности необходимы четкие и однозначные предписания, соответствующие современным условиям.

Административно-правовые нормы - важнейший инструмент регулирования организации и деятельности исполнительных структур, их взаимодействия с другими участниками отношений. Их ключевые функции заключаются в обеспечении защиты интересов всех субъектов управленческих отношений, поддержании правопорядка и законности.

Безусловно, административное право, как и другие юридические отрасли, постоянно изменяется. Совершенствуются и нормы, регулирующие управленческие отношения, и деятельность компетентных структур государственного административного аппарата. На всех уровнях власти ведется постоянная работа по развитию отрасли административного права. Для этого анализируется отечественный и зарубежный правоприменительный опыт.