Органы местного самоуправления: понятие, структура. Характеристика органов местного самоуправления как юридических лиц. Как определяется структура органов местного самоуправления в сельских поселениях Структура органов мсу определяется

2.ОМС - это конституционный термин.

1)Это избираемый непосредственно населением либо представительным органом МО (Порядок формирования) орган

2)Наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения

Классификации органов:

1)По способу формирования

Избираемые непосредственно населением (Представительный орган или глава МО)

Обращаемые представительным органом(Глава МО либо Контрольно-счетный орган)

Исключение: Местная администрация структуру которой утверждает Представительный орган по представлению главы местной администрации.

2)По обязательности

Обязательные

Факультативные

3)По субъектному составу

Коллегиальные

Единоличные

Глава МО одновременно является ОМС и должностным лицом к такому выводу пришел КС в своем решении от 26.09.1996 года.

4)По объему компетенции

Специальной

5)В зависимости от содержания полномочии

Представительные, реализуются нормотворческие функции

Исполнительные (при творят в жизнь решения исполнительного органа)

Иные создаются с целью реализации функции МС

Выделяют три основные модели:

1)ПО формируется населением + Глава МО также избирается населением и одновременно является главой местной администрации!Президентская модель

2)ПО избирается населением + Глава МО также избирается населением, но он является одновременно Председателем ПО, тогда ПО заключает контракт с главой местной администрации (ЕКБ) !Парламентская модель

3)ПО избирается населением + из числа депутатов избирается глава муниципального образования = одновременно явл. Председателем ПО + Глава местной администрации - это лицо, назначенное по контракту (Такая модель рекомендована для ЗАТО)

Следующие модели явля. Исключением:

4)ПО формируется населением + из числа депутатом избирается глава МО = одновременно явл. ППО и главой Местной администрации (действует в сельских поселениях, где численность менее 1000 человек)

5)ПО отсутствует, его полномочия реализует сход граждан, тогда глава МО избирается населением одновременно являясь главой местной администрации(действует в сельских поселениях численность которых менее 100 чел. обладающих избирательным правом)

6)ПО формируется путем представительства поселении входящих в состав МР (главы поселении + депутаты ПО поселении) Глава МО избирается населением, одно военно являясь Председателем ПО и главой местной администрации. (Только для МР)



32.Представительный орган муниципального образования.

Представительный орган

Существует два основных способа формирования представительного органа муниципального образования.

Первый - традиционный - заключается в формировании представительного органа путем проведения муниципальных выборов. Численность депутатов представительного органа определяется уставом муниципального образования, но не может быть меньше установленной законом. Закон о местном самоуправлении 2003 г. устанавливает минимальную численность депутатов представительного органа поселения или городского округа:

семь человек - при численности населения менее 1 тыс. чел.;

10 чел. - при численности населения от 1 тыс. до 10 тыс. чел.;

15 чел. - при численности населения от 10 тыс. до 30 тыс. чел.;

20 чел. - при численности населения от 30 тыс. до 100 тыс. чел.;

25 чел. - при численности населения от 100 тыс. до 500 тыс. чел.;

35 чел. - при численности населения свыше 500 тыс. чел.

Численность депутатов представительного органа муниципального района определяется уставом муниципального района и не может быть менее 15 чел

Численность депутатов представительного органа внутригородской территории города федерального значения определяется уставом муниципального образования и не может быть менее 10 чел.

Представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов.

Второй способ предусматривается исключительно для формирования представительных органов муниципальных районов.

Инициатива о формировании представительного органа муниципального района оформляется решением представительного органа, расположенного в границах муниципального района поселения. Указанный порядок формирования представительного органа муниципального района закрепляется в уставе муниципального района в течение трех месяцев со дня начала работы соответствующего представительного органа муниципального района.



Представительный орган поселения состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах.

Численность депутатов представительного органа поселения, в том числе городского округа, определяется уставом муниципального образования и не может быть менее:

7 человек - при численности населения менее 1000 человек;

10 человек - при численности населения от 1000 до 10 000 человек;

15 человек - при численности населения от 10 000 до 30 000 человек;

20 человек - при численности населения от 30 000 до 100 000 человек;

25 человек - при численности населения от 100 000 до 500 000 человек;

35 человек - при численности населения свыше 500 000 человек.

Численность депутатов представительного органа внутригородской территории города федерального значения определяется уставом муниципального образования и не может быть менее 10 человек.

Численность депутатов представительного органа муниципального района определяется уставом муниципального района и не может быть менее 15 человек.

Структура представительного органа определяется депутатами и закрепляется в принимаемом ими регламенте представительного органа.

Представительный орган внутри себя создает определенные структурные образования, которые можно поделить на несколько групп:

1) руководящие органы и должностные лица (председатель, заместитель председателя, президиум).

2) Функционально-отраслевые подразделения – постоянные и временные комиссии.

3) Территориальные органы (депутатские группы).

4) Рабочие звенья (аппарат).

Председатель представительного органа муниципального образования и его заместители избираются из состава депутатов.

В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся:

1) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений;

2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

4) принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;

5) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;

6) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений, выполнение работ, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами;

(в ред. Федеральных законов от 08.05.2010 N 83-ФЗ, от 30.11.2011 N 361-ФЗ)

7) определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;

8) определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;

9) контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения;

10) принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку.

(п. 10 введен Федеральным законом от 07.05.2009 N 90-ФЗ)

11. Иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

Представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования. Решения представительного органа муниципального образования, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования.

33.Правовой статус депутата представительного органа муниципального образования.

Депутат - полномочный представитель населения в законодательных или иных представительных органах государства или местного самоуправления, лицо, избранное в законодательный или иной представительный орган государства или местного самоуправления. Статус депутата устанавливается конституцией и специальными законами. Депутат наделен значительными полномочиями.

Детализация конституционных норм о статусе депутата осуществляется в специальных нормах, регламентирующих представительных органов, смысл и назначение, которых состоит в создании оптимальных условий для законодательной деятельности, для работы представительных органов.

В Уставах определяются условия, необходимые для избрания депутатов, и наиболее важные правила их работы.

Население определенного избирательного округа наделяет депутата полномочиями на осуществление принадлежащей ему власти. Реализуя данное полномочие, депутат решает вопросы местного значения, указанные в законодательстве, а также реализует полномочия, принадлежащие непосредственно представительными органами местного самоуправления.

Правовой статус депутата разделен на две составляющие: основные элементы статуса и второстепенные. К числу основных элементов относятся: права, обязанности и ответственность депутата, закрепленные нормами права и обеспеченные соответствующими гарантиями. К числу второстепенных элементов относятся: гражданство, возраст, порядок избрания депутата, вид и содержание мандата депутата. В содержании правового статуса депутата представительного органа власти, помимо названных, необходимо выделить также элементы, как срок осуществления полномочий, взаимоотношения депутатов с избирателем

Виды правовых статусов депутатов представительных органов местного самоуправления разделяются на депутатов городских и сельских поселений, муниципальных районов, с определенным набором полномочий в зависимости от вида муниципального образования.

Депутат приобретает особый статус, получая свои полномочия (депутатский мандат) непосредственно от избирателей. Этот статус обеспечивает ему беспрепятственное участие в законодательной и иной деятельности представительного органа местного самоуправления.

Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае:

· смерти;

· отставки по собственному желанию;

· признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

· признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;

· вступления в отношении него в законную силу обвинительного приговора суда;

· выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;

· прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства - участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления; приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина России на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым гражданин России, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право быть избранным в органы местного самоуправления;

· отзыва избирателями;

· досрочного прекращения полномочий соответствующего органа местного самоуправления;

· призыва на военную службу или направления на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу;

· в иных случаях, установленных Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

34.Глава муниципального образования в структуре органов местного самоуправления. Удаление главы в отставку.

Возможны несколько вариантов избрания:

1:на муниципальных выборах

А) глава муниципального образования избирается на муниципальных выборах и является главой местной администрации

Б) глава муниципального образования избирается на муниципальных выборах и является председателем представительного органа муниципального образования

Голосование на выборах главы муниципалитета является прямым, тайным и проводится в соответствии с законодательством субъектов РФ. Избранным считается кандидат, набравший более половины голосов зарегистрированных избирателей.

2: представительным органом

А) глава муниципального образования избирается представительным органом муниципального образования из своего состава

Б) глава муниципального образования избирается представительным органом из своего состава, возглавляет представительный орган и является главой местной администрации

Порядок избрания главы муниципального образования депутатами из своего состава регулируется муниципальными правовыми актами, в первую очередь, уставом муниципального образования.

Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Кроме статуса высшего должностного лица, Закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” наделяет глав муниципальных образований положением единоличных органов местного самоуправления.

Основываясь на вариантах избрания, глава муниципального образования может входить в состав представительного органа с правом решающего голоса и являться его председателем. В другом случае также избранный населением глава вправе руководить местной администрацией.

Глава МО имеет своих заместителей, кол-во и полномочия которых закреплены в уставе МО.

Выделяются три основных варианта статуса главы муниципального образования.

1)должность главы муниципального образования совмещена с должностью главы местной администрации и помимо своих собственных, так называемых. полномочий «мэра» он также осуществляет полномочия главы местной администрацией

2) должность главы муниципального образования совмещена с должностью председателя представительного органа муниципального образования.

3) В третьей модели структурного построения органов местного самоуправления, разрешенной законодателем к использованию только в сельских поселения, должность главы муниципального образования совмещена сразу и с должностью председателя представительного органа и с должностью главы местной администрации.

Полномочия:

1) представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования;

2) подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования;

3) издает в пределах своих полномочий правовые акты;

4) вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования;

5) обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

Предметы ведения: вопросы местного значения (глава 3 фз №131)

Территория действия- территория МО.

Полномочия главы муниципального образования определяются также тем, какой орган местного самоуправления он возглавляет. В качестве главы представительного органа муниципального образования он может вести заседания представительного органа; контролировать и обеспечивать выполнение его регламента; подписывать решения, протоколы заседаний, другие документы представительного органа; организовывать выполнение его решений; координировать деятельность постоянных и иных комиссий и т.п.

Возглавляя администрацию, глава муниципального образования обычно организует формирование и исполнение городского бюджета; распоряжается финансовыми ресурсами муниципального образования; руководит непосредственно и через подчиненные органы предприятиями и учреждениями муниципальной собственности; обеспечивает соблюдение законности, прав и свобод граждан;

отменяет правовые акты подчиненных органов управления администрации; заключает договоры, соглашения; применяет меры поощрения, привлекает к дисциплинарной ответственности назначаемых им муниципальных служащих и т.п.

Все акты главы муниципального образования законодатель делит на два вида: постановления и распоряжения.

Постановление главы муниципального образования - это правовой акт, издаваемый главой муниципального образования для разрешения наиболее важных и принципиальных вопросов развития и жизнедеятельности муниципального образования, использования муниципальной собственности и финансовых ресурсов.

Под распоряжением понимается правовой акт управления, издаваемый главой МО в пределах его компетенции, определенный правовыми документами, носящий ненормативный конкретно-регулирующий характер.

Отставка
1. Представительный орган муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом вправе удалить главу муниципального образования в отставку по инициативе депутатов представительного органа муниципального образования или по инициативе высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

2. Основаниями для удаления главы муниципального образования в отставку являются:

1) решения, действия (бездействие) главы муниципального образования, повлекшие (повлекшее) наступление последствий

2) неисполнение в течение трех и более месяцев обязанностей по решению вопросов местного значения, осуществлению полномочий,

3) неудовлетворительная оценка деятельности главы муниципального образования представительным органом муниципального образования по результатам его ежегодного отчета

4) несоблюдение ограничений и запретов и неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом

5) допущение главой муниципального образования, местной администрацией, иными органами и должностными лицами местного самоуправления муниципального образования и подведомственными организациями массового нарушения государственных гарантий равенства прав и свобод человека и гражданина

Структуру органов местного самоуправления составляют:

Обязательным является наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования).

Представительный орган муниципального района

Состоит из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава.

Представительный орган муниципального образования обладает правами юридического лица. В его исключительной компетенции находятся:

    принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений;

    утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

    установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

    принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;

    определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;

    определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;

    определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;

    определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;

    контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения;

    принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку.

Глава муниципального образования

Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования. Избирается представительным органом муниципального образования из своего состава и исполняет полномочия его председателя.

Уставом сельского поселения может быть предусмотрено формирование исполнительно-распорядительного органа, возглавляемого главой муниципального образования, исполняющим полномочия председателя представительного органа муниципального образования.


Местная администрация

Исполнительно-распорядительный орган муниципального образования. Наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Глава местной администрации

Главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.

Контракт с главой местной администрации заключается на срок, который предусмотрен уставом муниципального района, городского округа с внутригородским делением и не может быть менее чем два года и более чем пять лет.

Помимо главы муниципального образования, представительного и исполнительно-распорядительного органов местного самоуправления, устав муниципального образования может предусматривать возможность создания контрольного органа муниципального образования, а также иных органов местного самоуправления.

Структуру органов местного самоуправления составляют : - представительный орган;

глава муниципального образования;

местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования);

контрольный орган муниципального образования;

иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом МО и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного Наличие в структуре органов МСУ представительного органа МО, главы МО, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным.

Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом МО.

Участие органов государственной власти и их должностных лиц в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, установленных ФЗ "Об общих принципах организации МСУ в РФ".

Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Структура органов местного самоуправления в случае образования на межселенных территориях вновь образованного муниципального образования или в случае преобразования существующего муниципального образования определяется населением на местном референдуме (или на сходе граждан) или представительным органом МО и закрепляется в уставе МО, в течение одного месяца со дня вступления в силу регионального закона об установлении границ соответствующего МО.

Изменение структуры органов МСУ осуществляется путем внесения изменений в устав МО.

Решение представительного органа муниципального образования об изменении структуры органов местного самоуправления вступает в силу не ранее чем по истечении срока полномочий представительного органа, принявшего указанное решение.

Финансирование расходов на содержание органов местного самоуправления осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджетов соответствующих муниципальных образований.

Структуру органов местного самоуправления города Челябинска составляют:

1) Представительный орган муниципального образования - Челябинская городская Дума (далее городская Дума);

2) Глава муниципального образования – Глава города Челябинска (Председатель Челябинской городской Думы) (далее Глава города (Председатель городской Думы));

3) Исполнительно-распорядительный орган муниципального образования - администрация города Челябинска;



4) Контрольный орган муниципального образования - контрольно-счетная палата города Челябинска.

Иные органы местного самоуправления могут включаться в структуру органов местного самоуправления города Челябинска путем внесения изменений в настоящий Устав и наделения их собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Органы местного самоуправления обладают собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и исполнению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Челябинской области.

Органы местного самоуправления города Челябинска не входят в систему органов государственной власти.

45. Модели организации местной власти по Федеральному закону от 06.10.2003 г.№ 131–ФЗ.

Одним из важнейших условий эффективности мс является построение организационной модели ом.. власти, которая должна соответсвовать задачам и функциям мс, служить оптимальному сочетанию местных, региональных и общегосударственных интересов. На выбор населением орг.модели мс в мо оказыает влияние ряд факторов, к которым относятся:

Уровень гражданского сознания местного сообщества, наличие исторических, культурных и местных традиций, численность населения и размеры мо, уровень соц-эконом развития, наличие и степень консолидированности экономической и политической элиты. Наличие в РФ различных соц-эконом., политических и прочих условий жизни в местных сообществах предполагает и выбор жителями различных организационных структур мс.

В России распространены следующие модели организации местного самоуправления:

Первая модель. Предусматривает, что глава муниципального образования и представительный орган местного самоуправления избираются непосредственно населением. Глава выступает одновременно и высшим должностным лицом своего муниципального образования его официальным представителем, и главой местной администрации. Работу представительного органа организует председатель, избираемый из числа депутатов.

Вторая модель . Глава муниципального образования избирается непосредственно населением и соединяет в своем статусе полномочия высшего должностного лица муниципального образования и председателя представительного органа. Функции главы администрации исполняет иное лицо, замещающее свою должность по контракту. Здесь глава в определенном смысле противопоставляется исполнительному органу местной власти - он взаимодействует с администрацией как официальный представитель жителей и представительного органа. Положительная сторона такой модели заключается в ограничении концентрации всей местной власти в одних руках. В то же время в ней заложен возможный конфликт главы администрации (управляющего), непосредственно возглавляющего реализацию исполнительно-распорядительных функций по распоряжению средствами местного бюджета, объектами муниципальной собственности с главой муниципального образования, отделенного от этих важных полномочий.

Третья модель . Глава муниципального образования избирается из состава представительного органа местного самоуправления иявляется его председателем. Местную администрацию возглавляет управляющий, нанимаемый по контракту на конкурсной основе. Это разновидность второй модели с тем отличием, что глава муниципального образования избирается представительным органом муниципального образования из своего состава. Глава муниципального образования, представляющего муниципальное образование в целом, подотчетен в первую очередь населению муниципального образования, а также представительному органу как его председатель.

Четвертая модель . Представительный орган избирается непосредственно населением. Глава муниципального образования независимо от способа его избрани одновременно является председателем представительного органа муниципального образования и главой местной администрации. Глава муниципального образования выступает одновременно в трех лицах: как высшее должностное лицо своего муниципального образования; как глава местной администрации; как руководитель представительного органа, в состав которого он входит по должности, функциональная специализация представительных и исполнительных органов в данной модели осуществляется в том же виде, что и в предыдущих моделях. Расширение полномочий главы муниципального образования влечет расширение форм его подотчетности. Во всей полноте своих полномочий он подотчетен населению. Представительному органу он подотчетен как глава местной администрации и как его руководитель. Такая модель может иметь место в поселениях с численностью населения менее 1 тыс. человек.

Пятая модель принципиально отличается от других тем, что представительный орган муниципального образования в ней отсутствует. Его полномочия осуществляются сходом граждан. Такая модель предусмотрена для поселений, в которых численность жителей, обладающих избирательным правом, составляет менее 100 человек.

Шестая модель. Представительный орган муниципального образования формируется в ходе непрямых выборов. Этот вариант предусмотрен для муниципальных районов. Представительный орган может состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений. Глава муниципального района входит в состав представительного органа, являясь его председателем.

Модель 1. «Сильный мэр - Совет». Глава муниципального образования избирается населением. Представительный орган утверждает по представлению главы руководителей служб администрации муниципального образования, перечень которых закреплен уставом муниципального образования и законодательством Российской Федерации. Глава муниципального образования является высшим должностным лицом исполнительного органа местного самоуправления и одновременно представительного органа местного самоуправления.

Модель 2. «Слабый мэр - Совет». Население муниципального образования выбирает советников, из числа которых выбирается глава муниципального образования. Он является первым среди равных. Совет может переизбрать главу муниципального образования, это право закреплено Положением о МС.

Модель 3 . «Совет - управляющий». Совет не избирает главу муниципальной администрации, а нанимает для исполнения своих решений квалифицированного специалиста - управляющего, который является высшим должностным лицом исполнительного органа местного самоуправления. Управляющий может сам выбирать политику выполнения решений администрации муниципального образования, в том числе в подборе кадров аппарата администрации, но полностью подотчетен Совету и может быть мотивированно уволен по его решению. Эта модель редко используется в России и рассматривается лишь как долгосрочная перспектива.

Модель 4 «Мэр - комиссия» Избранные населением депутаты образуют комиссию, которая является одновременно и представительным и исполнительным ОМС. Решения принимаются депутатами совместно как коллегиальным органом МСУ. Каждый депутат возглавляет орган (отдел) административного управления. Глава муниципального образования - первое лицо МСУ - избирается депутатами из своего состава, имеет, как правило, председательские и представительские полномочия и чисто организационные функции внутри комиссии. Подобная модель отвечает немногочисленным по своему составу земским, в меньшей степени, муниципальным образованиям. Во всех вариантах должна предусматриваться процедура разрешения противоречий между муниципалитетом и мэром.

Модель 5 «Староста-сход» используется как правило в небольших муниципальных образованиях, эта модель является основной для общественного самоуправления (общины) Сход (собрание) избирает старосту (председателя), который является главой МСУ и обладает всеми исполнительными, отчасти распорядительными полномочиями. Полномочия представительного органа принадлежат сходу (собранию), решения которого обязательны для исполнения старостой (председателем) Через сходы граждане осуществляют свое право на непосредственное участие в местном самоуправлении.

Все рассмотренные модели являются более многовариантными, и на их базе возможно как построение смешанных моделей применительно к местным уровням, так и развитие их до полной структуры органов МСУ.

При выборе модели нужно руководствоваться следующими критериями:

Размеры поселений и наличие в них инфраструктуры, наращивания в результате использования муниципальной собственности, кадровый потенциал;

Разнообразие и характер форм хозяйственной деятельности на территории муниципальных образований;

Возможность разграничения полномочий и поэтапной передачи их.

За определением общей компетенции МСУ следует ключевая проблема разделения полномочий между представительными и исполнительными органами МСУ. Различное соотношение объемов полномочий этих органов даст широкий спектр возможностей выбора структуры органов МСУ. Исчерпывающий перечень полномочий представительных и исполнительных органов, главы администрации и (или) главы муниципального образования (МСУ) должен быть закреплен законом.

Добавления по новому закону:

При установлении системы органов местного самоуправления в новой редакции закона «Об общих принципах…» были предусмотрены два варианта устройства муниципальных районов. Представительный орган района может формироваться двумя способами: либо избираться населением, либо составляться из глав поселений и делегированных в него депутатов представительных органов поселений. Глава муниципального района может избираться либо на выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава.

Если представительный орган формируется согласно второму варианту, глава муниципального района в любом случае становится председателем представительного органа местного самоуправления. Только при избрании на муниципальных выборах и представительного органа района, и главы муниципального образования, последний может возглавить местную администрацию. Во всех остальных случаях главой местной администрации является лицо, назначаемое на эту должность по контракту, заключаемому в результате конкурса на замещение указанной должности.

К достоинствам новой редакции закона следует отнести введение положений о контрольном органе муниципального образования, о необходимости опубликования (обнародования) результатов проверок, осуществляемых контрольным органом муниципального образования.

Положительной оценки заслуживает введение законодательного регулирования системы муниципальных правовых актов.

Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Оно осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий.

Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Уставом муниципального образования, имеющего статус сельского поселения, может быть предусмотрено формирование исполнительно-распорядительного органа, возглавляемого главой муниципального образования, исполняющим полномочия председателя представительного органа муниципального образования.

Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования. Наименования представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) устанавливаются законом субъекта Российской Федерации с учетом исторических и иных местных традиций. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Структура органов местного самоуправления в случае образования на межселенных территориях вновь образованного муниципального образования или в случае преобразования существующего муниципального образования определяется населением на местном референдуме (в муниципальном образовании с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек - на сходе граждан) или представительным органом муниципального образования и закрепляется в уставе муниципального образования.

Проведение местного референдума или схода граждан по вопросу определения структуры органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования обеспечивают органы государственной власти субъекта Российской Федерации при наличии соответствующей инициативы жителей вновь образованного муниципального образования.

Полномочия избирательной комиссии муниципального образования могут возлагаться на территориальную избирательную комиссию в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Полномочия местной администрации по материально-техническому обеспечению проведения местного референдума осуществляет исполнительный орган государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. При отсутствии инициативы граждан о проведении местного референдума структура органов местного самоуправления определяется представительным органом вновь образованного муниципального образования после его избрания.

В решении о структуре органов местного самоуправления муниципального образования, принимаемом на местном референдуме (сходе граждан), устанавливаются:

  • - структура (перечень) и наименования органов местного самоуправления;
  • - порядок избрания и полномочия главы муниципального образования.

Изменение структуры органов местного самоуправления осуществляется не иначе как путем внесения изменений в устав муниципального образования. Решение представительного органа муниципального образования об изменении структуры органов местного самоуправления вступает в силу не ранее, чем по истечении срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего указанное решение.

Уставом муниципального образования определяется правомочность заседания представительного органа муниципального образования. Заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов.

Заседания представительного органа муниципального образования проводятся не реже одного раза в три месяца.

Вновь избранный представительный орган муниципального образования собирается на первое заседание в установленный уставом муниципального образования срок, который не может превышать 30 дней со дня избрания представительного органа муниципального образования в правомочном составе.

Представительный орган поселения состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах. Представительный орган поселения не формируется, если численность жителей поселения, обладающих избирательным правом, составляет менее 100 человек. В этом случае полномочия представительного органа осуществляются сходом граждан.

Представительный орган муниципального района:

  • - может состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселения нормой представительства;
  • - может избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. При этом число депутатов, избираемых от одного поселения, не может превышать две пятые от установленной численности представительного органа муниципального района.

Установленный порядок формирования представительного органа муниципального района закрепляется в уставе муниципального района в течение одного месяца со дня начала работы соответствующего представительного органа муниципального района, и может быть изменен не ранее чем через два года со дня начала работы сформированного представительного органа муниципального района.

Численность депутатов представительного органа поселения, в том числе городского округа, определяется уставом муниципального образования и не может быть менее:

  • 7 человек - при численности населения менее 1000 человек;
  • 10 человек - при численности населения от 1000 до 10 000 человек;
  • 15 человек - при численности населения от 10 000 до 30 000 человек;
  • 20 человек - при численности населения от 30 000 до 100 000 человек;
  • 25 человек - при численности населения от 100 000 до 500 000 человек;
  • 35 человек - при численности населения свыше 500 000 человек.

Численность депутатов представительного органа муниципального района определяется уставом муниципального района и не может быть менее 15 человек. Количество депутатов представительного органа внутригородской территории города федерального значения определяется уставом муниципального образования и не может быть менее 10 человек. Представительный орган муниципального образования обладает правами юридического лица. В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся:

  • 1) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений;
  • 2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
  • 3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
  • 4) принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;
  • 5) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности и др.

Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Глава муниципального образования в пределах полномочий:

  • 1) представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования;
  • 2) подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования;
  • 3) издает в пределах своих полномочий правовые акты;
  • 4) вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования.

Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия.

Структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации. В структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации.

Глава местной администрации не вправе заниматься предпринимательской, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

Контрольный орган муниципального образования (контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия и другие) образуется в целях контроля исполнения местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его исполнении, а также в целях контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности. Он формируется на муниципальных выборах или представительным органом муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования.

Депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления обеспечиваются условия для беспрепятственного осуществления своих полномочий. Срок полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливается уставом муниципального образования и не может быть менее двух и более пяти лет. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы выборного органа местного самоуправления нового созыва.

Говоря о местном самоуправлении часто можно столкнуться с вопросом – а какая у него вообще структура? Кто ее определяет? Откуда берется штатная численность работников?

Попробуем рассмотреть эти вопросы на примере низового уровня местного самоуправления в России – сельских поселений.

Начнем с того, что представляет этот уровень, это низовое звено среди муниципалитетов. Согласно закону «Об общих принципах местного самоуправления в России» сельское поселение — это один или несколько населенных пунктов, причем один из них является центром этого поселения. Должно выполняться условие – до этого населенного пункта можно добраться в течение одного рабочего дня. Также предъявляются требования к плотности населения и роду их занятий.

Сельское поселение обычно входит в состав образования более высокого уровня – муниципального района.

Как и в любой другой организации у сельских поселений есть свой Устав . Это словно конституция в миниатюре. Устав утверждают депутаты представительного органа поселения на самом первом заседании, когда сельское поселение только создается.

Согласно Уставу, в населенном пункте, являющемся центром поселения, находятся и ведут работу следующие органы местного самоуправления :

  • Администрация – или, официально говоря, исполнительно-распорядительный орган сельского поселения. Он может состоять из отдельных структурных подразделений или из специалистов, каждый из которых курирует определенные направления работы администрации: бухгалтерия, сельское хозяйство, издание нормативных правовых актов. Кстати, тут важно отметить, что все нормативные акты издаваемые органами местного самоуправления, акты о которых пойдет речь в этой статье, являются подзаконными. Законодательство в РФ начинается с уровня субъекта, т.е. области, края итд.
  • Совет или Дума – это представительный орган, он состоит из депутатов, прямо избираемых населением на определенный срок, обычно пять лет.
  • Высшее должностное лицо – под этим названием может скрываться как глава администрации, так и председатель представительного органа. В небольших населенных пунктах он может совмещать эти должности.
  • Контрольно-счетный орган – орган внешнего финансового контроля. Специфика сельских поселений (малая численность, проблема с кадрами) состоит в том, что им можно не создавать этот орган, а передавать его полномочия на уровень выше – в свой район. Передавать полномочие нужно вместе с деньгами.

Как происходит определение структуры органов самоуправления сельского поселения? Рассмотрим поподробнее этот вопрос.

В Уставе отдельные главы или разделы посвящены администрации, совету, главе и контрольно-счетному органу. В главах подробно расписываются их полномочия – какие вопросы местного значения они компетентны решать.

Отметим, что этот список не постоянен и меняется вместе с российским законодательством. За этим следят органы прокуратуры.

Но есть в этих главах и про структуру – обычно, структуру представительного органа: сколько депутатов, порядок избрания председателя и его зама, комиссии или комитеты которые создает представительный орган.

В главе посвященной администрации обычно применяются отсылочные, т.н. бланкетные нормы – структура администрации обычно определяется решением самого представительного органа на год. Впрочем, структуру в любой момент можно изменить – тоже решением Думы или Совета, подписанным высшим должностным лицом. Это решение часто оформляется в виде схемы – кто кому подчинен.

Администрация тоже издает свои правовые акты – например, о возложении обязанностей, штатное расписание и т.д.

Структуру контрольно-счетного органа в Уставе не расписывают, тем более что у них обычно очень малая численность: два-три человека.

А вот к главе посвященной высшему должностному лицу есть смысл присмотреться поподробнее. Именно высшее должностное лицо возглавляет муниципалитет в целом, именно оно подписывает принятые нормативные акты.

Как ни странно, но на практике могут встречаться случаи, когда глава поселения не возглавляет администрацию . Это бывает в том случае, если в Уставе закреплено что администрацию возглавляет некий нанятый специалист.

Таким образом, можно прийти к следующему выводу: структура органов местного самоуправления в сельских поселениях определяется комплексом подзаконных правовых актов, принимаемых органами местного самоуправления, который включает в себя:

  • Устав сельского поселения;
  • Решения представительного органа о структуре исполнительно-распорядительного и контрольно-счетного органа, и решения, их изменяющие;
  • Постановления или распоржения исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления, касающиеся обычно бухгалтерской и технической стороны вопроса.