Раб это что такое Раб: определение — История.НЭС

англ. slavery; нем. Sklaverei. 1. Система соц.-экон. отношений, при к-рой один человек является полной собственностью другого - владельца (господина), распоряжающегося его трудом и жизнью. 2. Условия, в к-рых возможно (или осуществляется) подчинение одного индивида другому, либо доминирование одного над другим. См. ОБЩЕСТВО РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОЕ.

Отличное определение

Неполное определение ↓

РАБСТВО

slavery) - институциализированное господство над людьми, не имеющими никакой собственности или прав по рождению. С ними часто обращаются как с собственностью, и их жизнь контролируется в неограниченных пределах во всех аспектах. Система господства над рабом рабовладельца часто упоминается как рабский труд, который может отличаться от иных форм несвободы и несвободного труда - крепостного права и долгового рабства (см. Долговой пеонаж).

В наиболее всестороннем сравнительном исследовании этого явления О. Паттерсон (1982) выделил три универсальные черты. Во-первых, рабовладелец имеет фактически неограниченные права на насилие или угрозу насилия над рабом; во-вторых, раб испытывает "отчуждение по рождению", будучи генеалогически изолируемым и лишенным всех прав по рождению; в-третьих, к рабу нет чувства уважения. В отличие от других, Паттерсон показывает, что во многих обществах хозяева были мало заинтересованы в воспроизводстве рабов. Например, в основанных на роде обществах в Африке они приобретались для увеличения числа зависимых людей и, следовательно, для престижа хозяина, а экономическое различие между хозяином и рабом оказывалось небольшим. Так что опыт Древней Греции и Рима и довоенных южных штатов Северной Америки 17-19-м столетий, где обращение в рабство преследовало прежде всего цель обеспечения трудом, не может быть включено в общее определение термина.

Паттерсон ставит под вопрос и определение рабов с точки зрения собственности хозяев. Ведь юридическое понятие абсолютной собственности, общее для Европы, появилось лишь с римским правом, возникнув скорее из института рабства, чем иным путем. К тому же и другие категории зависимых можно отнести сюда, поскольку они сами по себе зачастую отличаются от рабов. Скорее отличительной особенностью является то, что рабы лишены прав

собственности. Исключение составляет пекулия, посредством которого хозяин облекал раба частичными и временными правами владения (см. Узуфрукт), но оставив за собой права собственности. Таким образом, Паттерсон опускает понятие собственности и на уровне личностных отношений определяет термин следующим образом: "постоянное, насильственное господство над отчужденными по рождению и в целом опороченными людьми".

Почти универсальными были сексуальное злоупотребление хозяев рабынями, весьма частое сожительство, но редкими - брак между ними, а также обращение в рабство членов собственной этнической группы (Россия 17-18-го столетий являлась одним из немногих примеров подобной практики).

Рабство существовало во многих известных обществах с самого начала истории человечества и характеризовалось разнообразием практики и различными институтами. Так, Древнюю Грецию и Рим см. Древнее общество), США, Бразилию и многие части Карибского бассейна с конца 17-го до середины 19-го столетия можно назвать рабовладельческими обществами, поскольку правящие классы получали большинство своего богатства, извлекая экономический излишек из рабов, даже если, как в Древней Греции и Риме, это не было наиболее распространенной формой труда (Сент-Круа, 1981) Кроме того, разнятся и способы обращения в рабство. Захват в войне и похищение исторически были наиболее распространенными в ходе трансатлантической работорговли 17-19-го столетий. Обращение в рабство по суду - главный источник рабов в имперском Китае. Есть много вариантов наследования статуса раба. Например, у римлян практика состояла в происхождении статуса от не римлян, а по ближневосточным и исламским правилам дети смешанного происхождения (от рабов и свободных) обычно становились свободными. Важны и средства приобретения рабов - в основном за счет внутренней или внешней торговли (по мнению Паттерсона, рабство способствовало возникновению торговли), уплаты калыма и приданого.

Последнее из главных видоизменений касается практики освобождения от рабства. Наиболее известная система в новое время - Юг США - необычна тем, что пропорции освобождения были самыми низкими среди всех известных. Во многих системах рабы часто становились свободными после смерти хозяина, путем брака или сожительства с ним (особенно в исламских обществах), усыновления или политического решения (например, государства в знак признания проявленной на войне отваги). На свободе, однако, раб часто продолжал зависеть от бывшего хозяина, хотя опять же Юг США был исключением в предоставлении столь низкого статуса отпущенным на свободу рабам.

Ни одни из известных рабовладельцев не преуспели в тотальном управлении всеми рабами или в признании за ними полностью опороченного статуса (ср. Диалектика управления). Так, восстания рабов были постоянной исторической чертой. Правда, отсутствовала какая-либо основа для их единства. Зарегистрировано лишь одно успешное ниспровержение данной системы во французском Сан-Доминго в Карибском бассейне в 1791 - 1803 гг. (Джеймс, 1980) Как во всех системах господства, использование только насилия в качестве средства управления саморазрушительно, посему вводились разнообразные побуждения - возможность получить свободу, право приобретать имущество для своего выкупа. Психологическая подчиненность этой системе посредством формирования "рабского менталитета" (например, "дядятомизма") недавно была подвергнута сомнению (см. Вайнштейн и Гейтл, 1979; Женовез, 1971).

открытая форма эксплуатации человека человеком, основанная на силе. Наиболее широкие размеры и экономическое значение рабство приобрело в XVII - начале IXX вв. В США рабство отменено во второй половине IXX в., в некоторых странах Африки - Эфиопии, Нигерии и др. в середине XX в. Как правовая категория в современном мире не существует, но кое-где неофициально сохраняется в неявном или даже явном виде (в виде традиции, так называемого "пережитка прошлого").

Очевидно, что рабство возможно при соблюдении определенных условий, например:

Существенном различии в способности оказывать воздействие на противоположную сторону (можно говорить о силовом превосходстве эксплуататоров над эксплуатируемыми, обусловленном в древности численностью, позднее силой оружия, организованностью или идеологией);

Морально-психологических (в том числе и интеллектуальных) различиях между эксплуататорами и людьми с "рабской психологией" (для того, чтобы быть эксплуататором, сознавая это, необходимо обладать определенными душевными и интеллектуальными качествами);

Отсутствии существенно более выгодных способов эксплуатации (классика).

Ассоциативный блок.

Диатропика учит, что наряду с более выгодными способами всегда существуют и менее выгодные, если они хотя бы в принципе возможны (другое дело в каких масштабах и формах).

Рабство можно представить как в явной, так и неявной формах?

Отличное определение

Неполное определение ↓

РАБСТВО

совокупность многообразных форм угнетения человека, в разные исторические эпохи связанных с неограниченным отчуждением от него предпосылок и результатов, целей и средств, предмета и смысла его деятельности; рабство как крайнее притеснение индивидов может выражаться в трех видах; политическом, духовном и экономическом.

В ходе истории менялись специфические черты этого отчуждения, вместе с ними преобразовывался и характер рабской зависимости. В древних индоевропейских обществах существовало противопоставление раба и свободного гражданина. Понятия рабского принуждения и свободы казались слишком очевидными для того, чтобы кто-либо усомнился в их истинности. Более того, само разграничение данных понятий служило демонстрацией осуществления идеи справедливости, основанной на том, что социальное неравенство возникает в строгом соответствии с неравенством природных законов. Именно поэтому рабство (также как, впрочем, и освобождение от него) не являлось в древности практической проблемой я обсуждалось теоретически только во имя обоснования торжества закона природы на все время и во всем - прежде всего, в истории общества, чье иерархическое строение уподоблялось иерархии «высших», «промежуточных» и «низших» качеств человеческой натуры.

Древнегреческий язык и латынь обозначали человека, обладающего свободой, как лицо, принадлежащее роду, имеющее общее происхождение со своими соплеменниками, разделял ющее уклад их жизни и наделенное сходным с ними образом мысли - в обладании именно этими качествами было отказано рабу. В германских языках термин «рабы» относился к группе людей, исключенной из крайне замкнутой и строго оберегаемой среды равного, дружеского общения. И в том, и в другом случае раб представал чужаком, обделенным правом оставаться самим собой, - будучи исключенным из числа «своих», он оказывался лишенным самости.

В Древней Греции Еврипид и Алкидамант отрицательно относились к тому, чтобы представлять обращение человека в рабство оправдывающим себя с точки зрения обоснования понятия свободы как такового. Однако ими не устанавливалась и не исключалась сама возможность появления рабской зависимости, поскольку они воспринимали свободу полностью независимо от того, каким образом в обществе происходит различение ее степеней, характеризующее то или иное политическое устройство.

Платон в «Государстве» полагал, что раб не должен быть в подчинении во вред себе - его существование исполнено благом только в том случае, когда он находится йод властью божественного начала: лучшие качества души должны быть взращены в нем «изнутри» или быть привиты ему «извне». В другой платоновскойработе - в диалоге «1Ъэтет» - можно найти обратную сторону этой мысли: взращивая семена коварства, лжи и взаимных обид, рабское воспитание отравляет разум и освобождает дорогу самонадеянному преувеличению недостающей мудрости.

Аристотель противопоставлял продуктивную деятельность (poietika) и активную деятельность (praktikon) опираясь на то, что для первой орудиями служат предметы, преобразующие изначальное состояние обрабатываемого ими материала, а для второй подобными орудиями становятся предметы, готовые к тому, чтобы после такой обработки, их применяли в обиходе. Жизнь обозначалась Аристотелем как praxis. Этот философ определял рабов в качестве ее орудия, т. е. в качестве орудия активной деятельности, понятие которого, в свою очередь, безоговорочно отождествлялось им с понятием собственности. Раб рассматривался им как часть своего господина, причем эта принадлежность признавалась основанной на том, что люди не сходны друг с другом от рождения: одним из них полезно господствовать, другим - подчиняться; одни из них образуют «душу общества» и усмиряют страсти, другие же составляют его «тело» и сеют раздор. Испорченность «социальная» (рука об руку с испорченностью моральной) дает о себе знать тогда, когда «тело» пытается править «душой».

Правда; Аристотель полностью не отказывал рабам в наличии добродетели, однако, она была для него добродетелью «неразумного начала», предназначенной лишь для того, чтобы с готовностью подчиняться властвующим и в точности исполнять их приказания.

В Древнем Риме Катон Старший создал своего рода формулу рабского существования: рабом является существо, которое не должно знать ничего, кроме своей работы, еды, сна и обязанностей трудиться вплоть до самой смерти.

С появлением христианства произошло рождение понятия «свобода воли», которое означало преодоление господства биологической природы человека над его духовной природой, победу души над телом. С этого момента начинается отсчет движения к преодолению рабства, поскольку «свобода воли» уже не была законным поводом для его утверждения. Хотя официальный запрет на продажу христиан в рабство язычникам был принят лишь в 583, после Маконского собора, христианское вероучение (наряду с митраизмом, иудейством, манихейством и т. д.) изначально подразумевало религиозное равенство людей. Политическая рабская зависимость в духовной сфере становилась прегрешением против человеческого права определять содержание своей деятельности и направлять ее на разрешение многотрудных задач, связанных с обретением самосознания. Если в Средневековье такое право было своеобразным божественным даром, то в Новое время оно становится даром индивидуальной самореализации. Умение сохранить оба эти дара опирается на устранение следов скрытого рабства в самом свободном состоянии..

Г. В. Ф. Гегель и некоторые его позднейшие последователи сопрягали проблему бесповоротного преодоления рабства с проблемой окончания исторического развития (см. Конец, истории). В пределах последней рабство имеет «субстанционалистское» истолкование, независимо от смены эпох представая воплощением несправедливости, свойственной «естественному состоянию», полное избавление от остаточных форм данного состояния возможно, с точки зрения Гегеля, после того, как место древнего понятия «судьба» занимает понятие «политика». В результате этого, с одной стороны, возникает перспектива освобождения индивидуального духа (намеченная в христианстве), а с другой - перспектива осуществления свободы индивидов в государстве. Совмещение обеих перспектив предполагает приближение конца исторического процесса, знаменующего собой уничтожение «моментов» рабской зависимости в любых обществах с наступлением эпохи современности.

К. Маркс понимал под рабством модель производственных отношений, соответствующую «античному способу производства» и отличающуюся тем, что при ней собственностью становятся не только средства производства, но и сами производители. Он выдвигал «историцистскую» интерпретацию этого явления, отождествляя его с особым - рабовладельческим - общественным строем и представляя использование труда рабов исключительно как старейшую разновидность эксплуатации. Квинтэссенция марксовского исследования рабства заключается, т. о., в обнаружении его экономической природы.

Во времена античности возможность развития феномена рабской зависимости скрывалась в сохранении дуалистической оппозиции между областью «внутреннего» (относящегося к способу существования, присущего определенному этносу) и областью «внешнего» (причисляемого к способам существования чужеродных и поэтому вредоносных этносов). В Средневековье и Новое время не исчезла эта оппозиция, но изменилось содержание: «внутренним» оказалось психологическое или духовное бытие человека, «внешним» - его социальное или мирское бытие. Однако в любую историческую эпоху теоретическое и, прежде всего, практическое решение проблемы рабства происходило при выделении такой практики (или практик), для которой отсутствует необходимость разделения ее эндогенных и экзогенных источников или, иными словами, необходимость того, чтобы представить ее либо проявлением «естественных» глубинных мотиваций, либо продуктом губительных окружающих условий.

Отличное определение

Неполное определение ↓


«Рабство - исторически первая и наиболее грубая форма эксплуатации, при которой раб наряду с орудиями производства являлся собственностью своего хозяина-рабовладельца. …»

«Рабство - состояние общества, в котором допускается возможность нахождения некоторых людей (называемых рабами) в собственности у других людей. Господин целиком владеет личностью своего раба на правах собственности. Будучи собственностью другого, раб не принадлежит самому себе и не вправе собой распоряжаться.» (Википедия)


Но обо всем по порядку.

Немного истории

Рабство, исторически первая и наиболее грубая форма эксплуатации, при которой раб наряду с орудиями производства являлся собственностью своего хозяина-рабовладельца. Человек, попавший в рабство, не имел никаких прав, а лишённый, к тому же, экономического стимула к труду, он работал только по прямому физическому принуждению. Очень часто «особое» положение рабов подчёркивалось внешними признаками (клеймо, ошейник, особая одежда), т.к. рабы были приравнены к вещам и никто не предполагал что «вещь» может изменить свой статус и, тем самым, избавится от данных атрибутов.

Рабство в современом мире

Зародившись на стадии разложения первобытнообщинного строя, Рабство. легло в основу рабовладельческого строя.

В основном было несколько «стабильных» источников поступления рабов - иноплеменники, захваченные в плен во время войны или предпринимаемых с этой целью набегов; соплеменники, обращенные в рабство за неуплату долгов либо как наказание за совершенные преступления; естественный прирост рабов; работорговля.

Начальной формой рабства было так называемое «патриархальное рабство», когда рабы входили во владевшую ими семью как бесправные её члены: они жили обычно под одной крышей с хозяином, но выполняли более тяжёлую работу, чем остальные члены семьи, чаще всего оно было связано с натуральным видом хозяйства. «Патриархальное рабство» существовало в той или иной степени у всех народов мира при переходе их к классовому обществу.

Оно преобладало в обществах Древнего Востока, а также в древнегреческих государствах и Риме до определённого периода, когда быстрые темпы развития экономики способствовали превращению его из патриархального в античное. Для поздней Римской республики патриархальное рабство переросло в классическое античное рабство, связанное с товарным хозяйством, с максимальной степенью экспроприации личности раба, что равносильно его полному бесправию, превращению его в "говорящее орудие". К тому же очень часто бывало, особенно в богатых домах, что рабам нарочно отрезали языки, превращая их, тем самым, в безмолвное орудие.

Расцвет "классического" рабства был сравнительно кратковременным, т.к. в самой природе рабского труда были заложены причины его неизбежного упадка и перерождения: отвращение рабов к своему труду и угнетение не могло не привести к экономической неэффективности рабства и неумолимо требовало в лучшем случае коренной модификации рабской зависимости.

Исторические факторы, такие как сокращение притока рабов, непрекращающиеся восстания рабов и т.д., действовали наряду с экономическими, что в свою очередь побуждало рабовладельцев искать новые формы эксплуатации. Становилась очевидной необходимость в какой-то мере заинтересовать непосредственного производителя-раба в его труде и тем, повысить эффективность эксплуатации. Многие рабы прикрепляются к земле и постепенно сливаются с колонами. Исторически этот перелом, обусловленный экономическими причинами, привёл к фактическому стиранию различий между колонами и рабами.

В период раннего средневековья в возникших на территории Римской империи "варварских" государствах, особенно в государстве остготов в Италии и вестготов в Испании, рабство, как таковое, играло заметную, но уже не ведущую роль в хозяйстве. Значительная часть рабов сидела на земле, платя господину оброк, и постепенно сливалась с обедневшим слоем крестьян-общинников в группу феодально-зависимого крестьянства. К 13 веку в большинстве стран Западной Европы рабство фактически исчезает, однако в городах Средиземноморья широкая торговля рабами (перепродажа их из Турции в Северную Африку) продолжалась до 16 в. В Византии процесс изживания рабовладельческих отношений шёл значительно медленнее, чем в Западную Европе, так в 10-11 веках рабство сохраняло там ещё экономическое значение. Но в конце 11 - 12 вв. и в Византии практически завершается процесс слияния рабов с зависимым крестьянством. У германцев и славян рабство было распространено преимущественно в патриархальной форме; на Руси оно существовало ещё в 9-12 вв. в недрах развивавшегося феодального общества. Постепенно рабы (на Руси их называли холопы) пополняли ряды феодально-зависимого крестьянства, превращаясь главным образом в дворовых; вместе с тем положение некоторых групп крепостных (занятых на тяжелых промыслах - работавших в рудниках) мало чем отличалось от положения рабов. В древнейших государствах Закавказья и Средней Азии рабство существовало до 4-6 вв. Пережиточные его формы сохранялись и в период средневековья.

В крупнейших странах Востока - Китае, Индии и других – рабство, в его патриархальной форме, сохранилось вплоть до развития там капиталистических отношений, а иногда существовало и наряду с ними. Основным источником рабства в средние века здесь было долговое рабство. В Китае была широко распространена продажа в рабство обедневшими крестьянами членов своих семей. Кроме того, одним из источников рабства в Китае на протяжении всего средневековья было превращение в государственных рабов преступников или членов их семей. Довольно широкий размах приобрело рабство и в мусульманских странах Ближнего и Среднего Востока. Так как ислам запрещал обращать в рабство мусульман, то основным источниками поступления рабов в мусульманские страны был захват их во время войн с "неверными" и покупка на рынках стран Европы, Азии и Африки. Рабы в мусульманских странах использовались на тяжёлых работах - в рудниках, в войсках мусульманских государей (Мамлюки – полностью из рабов, после этой службой им могли «даровать» свободу, но, как правило, до этого момента никто не доживал), в домашнем хозяйстве и личном услужении (включая гаремы и обслуживающий их персонал).

Новый этап широкого распространения (с 16 в.) рабства в странах Азии, Африки и Америки связан с процессом так называемого первоначального накопления капитала, колониальным порабощением этих стран. Широкие размеры и наибольшее экономическое значение рабство приобрело в колониях на Американском континенте. Это было вызвано особенностями развития колоний в Америке: недостатком рабочей силы и наличием свободных земель, в значительной части пригодных для ведения крупного плантационного хозяйства. А так же тем, что в Новый Свет ехали как правило пилигримы и уголовники, которые в свою очередь хотели всего лишь обладать землей, а не работать на ней.

Сопротивление индейцев, а также их вымирание, наряду с формальным запретом королями Испании и Португалии обращать индейцев в рабов, привели к тому, что испанские и португальские, а затем и североамериканские плантаторы стали ввозить негров-рабов из Африки. Наибольшего размаха работорговля достигла в 17-19 вв. Общее число негров, ввезённых в страны Америки, составляло, по-видимому, свыше 10 млн. чел. В областях крупных плантаций на территории южных штатов США, в Вест-Индии, а также в Бразилии и Гвиане негры-рабы к концу 18 в. составляли большинство населения. Обращались с неграми на плантациях очень жестоко; они были низведены до положения рабочего скота. В несколько лучшем положении находились лишь группы рабов, обслуживавших домашнее хозяйство плантаторов. Брачные связи рабовладельцев с наложницами-негритянками привели в ряде стран к появлению многочисленного слоя мулатов. Новый толчок развитию плантационного рабства в США в конце 18 - первом десятилетии 19 вв. дал промышленный переворот, вызвавший резкое увеличение спроса на хлопок и др. технические культуры.

По мере развития капиталистических отношений всё более отчётливо выявлялась низкая производительность рабского труда, тормозившего дальнейшее развитие производительных сил. В этих условиях под давлением всё усиливавшегося сопротивления рабов и с ростом широкого общественного движения против рабства началась отмена рабства.

Великая французская революция провозгласила отмену рабства. Однако во французских колониях этот акт был проведён в жизнь по существу лишь в 40-х гг. 19 в. Великобритания юридически отменила рабство в 1807, но фактически вплоть до 1833 рабство в британских колониях сохранялось. В 50-х гг. 19 в. объявила об отмене Р. Португалия, а в 60-х гг. рабство было отменено большинством государств Американского континента. В США рабство было отменено в результате Гражданской войны 1861-65 между Северными и Южными (рабовладельческими) штатами. Однако продолжали существовать формы принудительного труда, мало отличающиеся от рабства. В ряде колониальных и зависимых стран институт рабства продолжал сохраняться длительное время. Особенно широкий размах имело рабство в португальских колониях Африки как в плантационном, так и в домашнем хозяйстве. У арабов Центральной и Южной Аравии и в некоторых странах Африки рабство сохранялось вплоть до 50-х гг. 20 в.

Международно-правовое регулирование борьбы против рабства началось ещё в 19 в.; однако большинство документов, осуждавших рабство, носило формальный характер, даже больше информативный. По существу первая международная конвенция против рабства была заключена в 1926 в Женеве в рамках Лиги Наций. Принятая ООН в 1948 Всеобщая декларация прав человека провозгласила (ст. 4), что рабств и работорговля запрещаются во всех видах. В 1956 в Женеве состоялась конференция представителей 59 государств по вопросу о борьбе с рабством, принявшая дополнительную конвенцию об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством. Так же к нему приравнивался принудительный труд.

По данным ООН, государственного департамента США и комиссии Евросоюза по делам нелегалов сегодня в мире насчитывается 27 миллионов человек. Таковы результаты исследования, проведенного данными ведомствами и сотрудниками правозащитной организации Anti-Slavery International.

Я думаю, еще многие помнят шествие более миллиона нелегалов по улицам Лос-Анджелеса, когда правительство США приняло решение о приравнивании всех нелегалов к уголовникам.

Что же толкает людей становится нелегалами, а порой и рабами?

Считается, что в современном мире благодатную почву для рабства создают:

1. нищета - уверен, что многие помнят, как трое взрослых мужчин, ради вознаграждения в 1000 кенийских шиллингов (в среднем зарплата – 1 шиллинг в день), утонули в яме с экскрементами, и то после вмешательства полиции;

2. несовершенство правовой системы – есть страны, где на законодательном уровне не закреплено такое понятие как «рабство»;

3. традиционность – так же есть места (чаще в мусульманских странах), где зажиточная семья обязана (!!!) иметь хотя бы одного раба, это при том, что раб не должен быть одной веры с хозяином;

4. отсутствие политической воли у руководителей ряда стран – известны случаи, когда президенты суперпрезидентских республик имели непосредственное участи в организации и контроле каналов по транспортировки рабов и нелегалов.

На сегодняшний день есть несколько «основных» направлений по торговле рабами:

1. Мужчины - для выполнения тяжелой работы – строители, грузчики.

2. Женщины – как правило это проституция, но так же в наем дом работницами;

3. Дети – проституция, попрошайничество, продажа детей на органы.

Помимо принудительного рабства есть еще и относительно «добровольное» рабство:

1. Трудовое – связано с получениемдобычей ресурсов в современном мире. Очень развито в на Западе. Когда работник, пусть даже профессионал в своей сфере, долгое время работает в одной и той же компании и не имеет возможности осуществлять не горизонтальную, ни вертикальную мобильность, т.е. работник не движется ни по карьерной лестнице, ни из отдела в отдел, что превращает его в пресловутый «офисный планктон», профессиональную, но в тоже время ненужную рабочую силу. Так же когда один из родственников, находящиеся на иждивении (чаще всего старики), выполняют работы по дому и т.д., т.к. они уже не могут участвовать в получении материальных благ в силу своего возраста и физических способностей, но и не могу участвовать в приеме и обработке информации, в силу ослабления умственной деятельности и других факторов, тем самым они невольно становятся заложниками, фактически рабами – живущих за крышу над головой и еду.

2. Домашнее сексуальное – так же по большей части доминирует на западе, но его признаки уже наблюдаются и в нашем обществе – ситуация, когда мужчина (реже женщина) запрещая партнеру работать (прямо участвовать в получении ресурсов), руководствуясь мнимой заботой о психическом, физическом состоянии партнера, тем самым выдавая себя за «добытчика» в семье, что в свою очередь несет за собой унижение партнера, «указания» его места в жизни и в конкретном обществе, как следствие появление насилия в семьях.

3. Призывное рабство – распространено на территории бывшего СССР и нынешнего СНГ – выполнение неуставных задач, при этом командиры получают материальное вознаграждение, нередко случается, что военнослужащего продают в рабство, а документально солдата объявляют пропавшим без вести или дезертиром.

4. Пенитенциарное рабство – встречается везде - использование труда заключенных, т.к. лица, находящиеся в «местах лишения свободы» лишь частично являются гражданами государства (права «изымаются» на время исправления), что в свою очередь позволяет дешево и безвозмездно использовать рабочую силу. Был прецедент, когда начальник тюрьмы за несколько лет «продал» в рабство всех заключенных, после чего, с полученными от сделок суммой, - скрылся.

в античности - человек, превращенный в чью-либо собственность, находящийся в полной его власти, сам не имеющий никакой собственности. В Киевской Руси существовало патриархальное рабство. Здесь рабы известны под разными названиями: челядь, холопы. Источниками рабства были многочисленные войны, долги и т.д. Историки считают, что рабство на Руси получило достаточно широкое распространение, но не определяло характер экономики и общественного строя.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Раб

евр. эвед. Раб. Прислугой у израильтян, как и у всех древних народов, были рабы, которые являлись собственностью своих владельцев. Рабами, обыкновенно, были иноплеменники, взятые на войне (Чис. 31:26 и дал.), или купленные за деньги (Быт. 17:23; Лев. 25:44), или, наконец, рожденные от рабов, следовательно, от рождения бывшие собственностью своих господ (Быт. 17: 23; Исх. 21:4). Законною ценою раба было 30 сиклей серебра (Исх. 21:32), а свободного израильтянина - 50 сиклей серебра (Лев. 27:3 и дал.). Израильтянин также мог быть рабом у израильтянина (Исх. 21:2; Втор. 15: 12) в том случае, если первый из-за бедности продавал себя (Лев. 25:39); но закон повелевал хозяину все-таки не считать его за раба, а относиться к нему, как к наемнику, и, спустя определенное время, возвратить ему свободу без выкупа (Исх. 21:2 и дал.; Лев. 25:39 и дал., если только он до этого времени не был выкуплен (25:48 и дал.). Неизвестно, касалось ли это правило также того, который, вследствие невозможности возместить украденное, был продан в рабы (Исх. 22:3). Должников, которые не могли уплатить долга, заимодавцы обращали в рабов (Чис. 4:1; Неем. 5:5; срав. Иов. 24:9; Ам. 2:6; Мат. 18:25). Некоторые полагают, что это было установлено законом в Лев. 25:39,47, где говорится о том, что бедный должник продает себя заимодавцу; другие же понимают это так, что продажа себя была добровольным поступком должника. Рабство, которое существовало у евреев с незапамятных времен (Быт. 12:16; 14:14; 24::35; 30:43), не было отменено законом Моисеевым, но было облегчено и смягчено некоторыми оговорками, причем сделано различие между рабами - израильтянами и таковыми из других народов: последние были полной собственностью своих господ и переходили, как все прочее имущество, к потомству для «вечного владения» (Лев. 25:44 и дал.), раб-израильтянин мог быть выкуплен своими родственниками или, если этого не получалось, то после шестилетнего пребывания в рабстве получал право оставить своего господина и стать свободным (Исх. 21:2); и тогда нельзя было отпустить его с пустыми руками: хозяин должен был снабдить его всем необходимым из скота и припасов (Втор. 15:12 и дал.). Если раб израильтянин был женат в то время, как продавал себя в рабство, то он имел право взять на свободу жену, но если он женился во время пребывания в рабстве, то жена и дети его принадлежали хозяину (Исх. 21:3 и дал.). В Иер. 34:8 и дал. говорится о том, как Седекия и народ, из страха перед халдеями, провозгласили свободу рабам-евреям, потому что эта заповедь не была соблюдаема. Когда же опасность миновала, они раскаялись в своем поступке и взяли обратно только что освобожденных рабов (ст. 11,16), поэтому Господь объявил им свободу подвергнуться мечу, моровой язве и голоду и обещал отдать их на озлобление во все царства земли (ст. 17). Если раб не желал пользоваться свободою, но предпочитал оставаться у своего хозяина со своим семейством, то его в присутствии властей ставили к косяку двери, и господин прокалывал ему ухо шилом; тогда он делался рабом его навсегда, т.е. на всю жизнь (Исх. 21:5 и дал.); таким образом поступали и с рабынями (Втор. 15:17). Прокалывание уха у многих восточных народов было обычаем, который наружно выражал послушание и покорность (Срав. Пс. 39:7). Плавт указывает, что ношение серег в ушах являлось признаком рабства. Талмудисты выражение «вечно» толкуют так, что время пребывания в рабстве еврея продолжалось только до юбилейного года, когда он, во всяком случае, делался свободным; другие думают, что прокалывание уха делало его рабом на всю жизнь, независимо от того, доживал ли он до юбилейного года, или нет, на одинаковых условиях с теми рабами, о которых говорится в Лев. 25: 46.

В противоположность закону Исх. 21:1 и Втор. 15:12 о том, что рабы евреи должны были быть отпускаемы на волю в 7-ой год или после 6-летнего служения, закон в Лев. 25:39 и дал.; 47 и дал. предписывал, чтобы рабы, которые продали самих себя богатым поселенцам, живущим в стране, были отпускаемы на свободу не после 6-летнего служения, но только в юбилейный год. Однако, согласно этому закону, они имели право во всякое время получать обратно свободу, если их выкупали родственники, или они сами приобретали средства для своего выкупа (ст. 48 и дал.); в этих случаях сумму выкупа должно было определить по числу лет, которые остались до юбилейного года, когда рабы, во всяком случае, делались свободными. Относительно того, как согласовать эти законоуставления, существует много различных мнений. Многие принимают объяснение, которое предложил Михаелис, что в обыкновенных случаях, раб из евреев делался свободным после шестилетнего служения; если он вступил в рабство незадолго до юбилейного года, то ему не нужно было ждать седьмого года, так как он делался свободным в юбилейному году. Особые установления были предписаны законом и для дочери израильтянина, которая была продана своим отцом другому израильтянину в рабыни, в качестве наложницы. Если она не нравилась своему господину, то ее могли сейчас же выкупить, но нельзя было перепродать ее в рабство чужому народу. Если господин определил ее наложницею своему сыну, то она должна была пользоваться правом дочери, и, если сын брал себе другую, то нельзя было отнимать от первой ее прав жены, в противном случае она делалась свободной без выкупа (Исх. 21:7 и дал.). Также если израильтянин брал себе в жены чужую женщину из пленных, и она впоследствии переставала ему нравиться, то он не мог ее продать или обратить в рабство, но должен был отпустить ее (Втор. 21:13 и дал.). Кроме общего установления о том, что к рабу еврею нельзя было относиться жестоко, но как к наемнику Лев. 25:39,43,53) закон предписывал также делать рабов из язычников участниками* благословения Божия: их должно было обрезывать (Быт. 17:12), и таким путем предоставить им право вкушать пасхального агнца (Исх. 12:44). Рабы и рабыни должны были пользоваться полным отдыхом в субботу (Исх. 23:12; Втор. 5:14), иметь участие в остатках жертвы (Лев. 25:6), также в жертвенных пирах (Втор. 12:12, 18) и в праздничном весельи (16:11,14). Убивший своего раба подвергался наказанию (по толкованию раввинов - смерти) (Исх. 21:20); если раб был искалечен, то отпускался на волю (ст. 26 и дал.). Раба убежавшего от своего хозяина, нельзя было выдавать обратно; он имел право поселиться в Израиле, где ему было угодно (Втор. 23:15 и дал.). Кража людей (1 Тим. 1:10) была тяжким преступлением, за которое закон карал смертью (Исх. 21:16; Втор. 24:7). Вообще закон внушал гуманное отношение ко вдовам, сиротам, чужестранцам и пришельцам (Исх. 22:2.1 и дал.; Втор. 10:18 и дал.; 24:17 и дал.; 27:19); платы наемнику нельзя было задерживать до следующего утра (Лев. 19:13). Разные места в Ветхом Завете свидетельствуют о трудном и утомительном служении рабов (Иов. 7:2; Пс. 122:2) и о суровой дисциплине, которой они были подчинены (Прит. 29:19,21). С другой стороны, бывали случаи лучшего обращения. Случалось, что хозяин отдавал свою дочь в жены рабу (1 Пар. 2:35); более распространенным был обычай брать рабынь в наложницы (Быт. 30:3; Исх. 21:9). Иногда хорошие слуги делались доверенными управителями. Сиба, раб Саула, имел 15 сыновей и 20 рабов (2 Цар. 1:2, 10). В рассказе об Аврааме и Елеазаре (Быт. 24), о Воозе и его слугах (Руф. 2:4) и об уважении Иова к правам своих слуг (Иов. 31:13 и дал.) мы встречаем картины хорошего отношения между хозяином и рабами. Древний обычай евреев, брать своих собратьев в рабы, кажется, постепенно исчез после возвращения из Вавилонского плена. Попытка восстановить его во времена Неемии встретила определенное противодействие (Неем. 5:5 и дал.). По Иосифу Флавию, большое негодование возбудил указ Ирода о продаже в рабство воров. В Ветхом Завете мы читаем, что пленные евреи часто делались рабами других народов и продавались, например, финикийцами (Иоил. 3:6) и филистимлянами (Иоил. 3:6, Ам. 1:6). Ил Ам 1:9; Иез. 27:13 видно, что торговля рабами велась финикийцами в больших размерах. По всей вероятности, благодаря финикийцам, евреи во время Авдия были переселены в рабство в Сефарад (Авд. 20). Сирийцы, египтяне и римляне забирали в рабство большие партии евреев.

О египетском рабстве до Моисея см. «Египет» и «Фараон». Корни рабства, наконец, были подрублены, но не путем определенных установлений, а незаметно действующею могучею силою христианства. Наставник, Который явился в образе раба (Фил. 2: 7), принял на Себя попечение о самых незнатных и учил своих последователей, что они все братья (Мат. 23:8), и что самое великое преимущество в Его царстве быть для всех рабом (Map. 10:44). Его апостолы подтвердили, что в Христе не существует никакой разницы между рабами и свободными (Гал. 3:28; Кол. 3:11). Они не требовали насильственного упразднения внешних форм, но учили рабов оставаться в своем звании, и, если было возможно легально получить свободу, то воспользоваться этим (1 Кор. 7:20). Если христианин на своем месте, будь он господин или раб, оказывал верность, кротость и послушание, дух Христов постепенно преобразовывал также и внешние обстоятельства, и поэтому апостолы постоянно напоминали рабам об их обязанностях по отношению к господам, кто бы они ни были - язычники или христиане (Еф. 6:5 и дал.; Кол. 3:22 и дал.; 1 Тим. 6:1 и дал.; Тит. 2:9 и дал., 1 Пет. 2:18 и дал.). Старец Павел возвращая своему другу Филимону, его беглого раба Онисима, ходатайствует за виновного, прося не об освобождении, но о прощении и братском отношении к вернувшемуся (Фил. 12, 16 и дал.).

Отличное определение

Неполное определение ↓

Статус или условия жизни человека, который не свободен в выборе своих работодателей, с которым обращаются как с вещью или собственностью, и который может быть продан на рынке. Рабство охватывает некоторые институты и практику, такие как долговое обязательство, крепостное право, эксплуатация женщин и детей. Несмотря на почти двухсотлетнюю борьбу против рабства, оно продолжает существовать. По оценкам Организации Объединенных Наций, около 12 миллионов людей все еще живут в условиях рабства в Латинской Америке, Африке и Южной Азии.

Отличное определение

Неполное определение ↓

РАБСТВО

один из древнейших правовых институтов, представляющий собой право собственности (частного лица, общины, государства) на человека как на вещь. Обычными атрибутами Р. были торговля рабами и внеэкономическое принуждение к труду. Часто господство над личностью раба включало в себя право рабовладельца произвольно применять к нему любое наказание вплоть до смертной казни. Зародившись на стадии разложения первобытнообщинного строя, Р. достигло в некоторых обществах (Древняя Греция, Древний Рим) такого развития, что позволило некоторым ученым говорить о существовании особой экономической формации - рабовладельческого строя. Источник Р. составляли: иноплеменники, захваченные в плен во время войн или предпринимаемых с этой целью операций (набеги, пиратство и т.п.); соплеменники, обращенные в Р. за неуплату долгов, за преступления и т.д.; естественный прирост рабов; работорговля. Начальной формой Р. было патриархальное Р., связанное с натуральным видом хозяйства и характеризовавшееся тем, что рабы входили во владевшую ими семью, жили обычно под одной крышей с хозяином, но выполняли более тяжелую работу. Патриархальное Р. существовало в той или иной степени у всех народов мира при переходе их к классовому обществу. В Древней Греции и в Древнем Риме Р. носило массовый характер, а рабский труд стал основой хозяйства. Здесь бесправное положение раба приобрело абсолютный характер, раб признавался не личностью, а "говорящим орудием". Экономическая неэффективность рабского труда в конце концов (к IV в.) заставила римлян внести коррективы в положение рабов - им стал предоставляться пекулий, т.е. определенное имущество (земельный участок, мастерская, лавка и т.п.), часть дохода от которого они должны были отдавать хозяину.

В период раннего средневековья в возникших на территории Римской империи "варварских" государствах (особенно в государстве остготов в Италии и вестготов в Испании) Р. играло все еще заметную, но уже не ведущую роль в хозяйстве. Значительная часть рабов "сидела на земле", платя господину оброк, и постепенно сливалась с обедневшим слоем крестьян-общинников в группу феодально-зависимого крестьянства. К X1I1 в. в большинстве стран Западной Европы Р. фактически исчезает, однако в городах Средиземноморья (особенно в Венеции и Генуе) широкая торговля рабами (перепродажа их из Турции в Северную Африку) продолжалась до XVI в. В Византии процесс изживания Р. завершился только в конце XI-XII вв. путем слияния рабов с зависимым крестьянством. У германцев и славян Р. было распространено преимущественно в патриархальной форме; на Руси существовало еще в IX-XII вв. в виде холопства.

В крупнейших странах Востока - Китае, Индии и др. - Р. в его патриархальной форме сохранилось вплоть до развития там капиталистических отношений, а иногда существовало и наряду с ними. Основным его источником в средние века здесь было долговое Р. Кроме того, в Китае в рабов превращали государственных преступников и членов их семей. Довольно широкий размах приобрело Р. и в мусульманских странах Ближнего и Среднего Востока. Поскольку исламская религия запрещала обращать в Р. мусульман, то основным источником поступления рабов были захват "неверных" во время многочисленных войн и покупка на рынках стран Европы, Азии и Африки.

Новый этап широкого распространения (с XVI в.) Р. в странах Азии. Африки и Америки связан с колониальным плантационным хозяйством. В качестве рабов выступали почти исключительно чернокожие африканцы, захваченные специальными экспедициями работорговцев. Наибольшего размаха Р. достигло в XVII-XIX вв.

Отмена колониального Р. была связана как с падением его экономической эффективности, так и с общественным движением в странах-метрополиях против этого позорного явления. Великая французская революция провозгласила отмену Р. в 1793 г. Однако во французских колониях этот акт был проведен в жизнь по существу лишь в 1848 г. Великобритания юридически отменила Р. в 1807 г., но фактически вплоть до 1833 г. Р. в английских колониях сохранялось. В 50-х гг. XIX в. объявила об отмене Р. Португалия, а в 60-х гг. - большинство государств Американского континента. В США Р. было отменено в 1863 г. в результате Гражданской войны 1861- 1865 гг. между Северными и Южными (рабовладельческими) штатами. У арабов Центральной и Южной Аравии и в некоторых странах Африки (Эфиопии, Нигерии и др.) Р. сохранялось и в XX в. Так, в Эфиопии оно было официально отменено только в 1930 г.

В настоящее время Р. в его классическом, узаконенном виде практически не встречается в мире, однако это не означает исчезновения проблемы содержания людей в рабском состоянии вообще. По данным ЭКОСОС ООН 1982 г., проблема Р. до настоящего времени не решена. В Саудовской Аравии, например, численность рабов составляет около 250 тыс., из них 60% - иностранцы, проданные в Р. Поэтому борьба с Р. сохраняет актуальность.

Современное международное право признает Р. преступлением международного характера, посягающим на личные права человека. Первые международные соглашения касались борьбы с торговлей рабами. Среди них Венский конгресс 1815 г., Ахенский конгресс 1818г. В 1885 г. 16 государств на Берлинской конференции подписали Генеральный акт о Конго, который подтвердил международно-правовой запрет Р. Комплекс конкретных мер по искоренению Р. предусматривался Генеральным актом, подписанным в 1890г. на Брюссельской конференции. Государства взяли на себя обязательства принять законы об уголовной ответственности за Р., учредить специальные органы по борьбе с ним, установить надзор в портах и т.п. Первые универсальные международные соглашения об искоренении Р. появились только в XX в. Среди них подписанная 38 государствами в 1926 г. Конвенция о рабстве, участником которой являлся и СССР. Здесь дается определение Р. как "состояния или положения человека, над которым осуществляются атрибуты права собственности или некоторые из них". И далее: "Торговля невольниками включает всякий акт захвата, приобретения или уступки человека в целях продажи его в рабство: всякий акт уступки путем продажи или обмена невольника, приобретенного в целях продажи или обмена, равно как и вообще всякий акт торговли или перевозки невольника".

Конвенция впервые обратила внимание на опасность принудительного или обязательного труда, который может привести к созданию положения, аналогичного Р. Государства обязались применять такой труд только в общественных целях (ликвидация последствий различных стихийных бедствий, аварий и катастроф и др.). Там же, где обязательный труд применяется как каторжные или исправительные работы либо другие виды уголовного наказания по приговору суда, а равно на военной службе, государства "постараются постепенно и в возможно короткий срок положить ему конец".

После второй мировой войны борьба с Р. ведется уже в рамках ООН. При ЭКОСОС был создан специальный комитет по вопросам Р., который после соответствующих исследований установил существование Р. в различных странах как в неприкрытой, так и Е завуалированной форме. В принятой ООН в 1948 г. Всеобщей декларации прав человека подчеркивалось, что "никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии; рабство и работорговля запрещаются во всех их видах".

В 1956 г. Женевская конференция представителей 43 государств одобрила Дополнительную конвенцию об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством. Само название Конвенции свидетельствует о существенных дополнениях Конвенции 1926 г. Р. в его классическом виде постепенно исчезает, модифицируясь в обычаи и институты, сходные с ним по своей сущности. Поэтому в Дополнительной конвенции особое внимание уделено борьбе с такими явлениями, квалификация которых уточняется в целом ряде других международных соглашений. К ним отнесены: а) продажа детей и эксплуатация детского труда. От обычного общеуголовного преступления это деяние отличается своей субъективной стороной, преследуя цель продать ребенка людям (в том числе и в другие страны), которые будут использовать его в качестве бесплатной рабочей силы, лишат собственного имени и основных прав человека. Сюда же относятся факты передачи за вознаграждение родителями или опекунами своих детей в услужение состоятельным лицам; б) обращение в домашнее рабство женщин. Дополнительная конвенция запрещает покупку невесты, а также передачу ее другому лицу за вознаграждение или иным образом, в том числе по наследству. Государства обязались отменить допускающие такое положение законы и обычаи, привлекать виновных к ответственности, установить минимальный брачный возраст, поощрять регистрацию браков, получение согласия женщины на вступление в брак и др.; в) долговая кабала - форма экономического Р., т.е. "положение или состояние, возникающее вследствие заклада должником в обеспечение долга своего личного труда или труда зависимого от него лица, если надлежаще определяемая ценность выполняемой работы не засчитывается в погашение долга или если продолжительность этой работы на ограничена и характер ее не определен". Следовательно, обычный труд в погашение долга не запрещен; г) крепостное состояние, "при котором пользователь обязан по закону, обычаю или соглашению жить и работать на земле, принадлежащей другому лицу, и выполнять определенную работу для такого лица или за вознаграждение, или без такового и не может изменить свое состояние". Данное определение означает, что крепостная кабала относится только к крестьянству. Крепостное состояние не может быть оправдано национальным законодательством. Поэтому государства-участники обязались установить за него уголовную ответственность.

Неполное определение ↓