Поступок проступок словосочетания. Что такое проступки? Виды и классификация проступков

В русском языке существует множество слов-паронимов. При схожем звучании они обладают различными лексическими значениями. Взять хотя бы термины «поступок» и «проступок», которые систематически путают между собой. Очевидно, что первое слово гораздо чаще используется в повседневном обращении и его смысл понятен абсолютно каждому. Тогда как второе принято относить к профессиональной юридической терминологии.

Определения

Поступок

Поступок – сознательное действие, посредством которого человек утверждается как личность по отношению к самому себе, другим людям или обществу в целом. Является основной единицей социального поведения. Не всякое действие индивида можно назвать поступком, а лишь то, которое совершается под влиянием осознанного выбора. Его содержание определяет моральность и нравственность поведения, различие зла и добра. Поступок состоит из следующих компонентов: мотива, целей, предмета преобразования, средств, процесса, результата и оценки. Таким образом, действиям человека предшествует внутренний план, выработанное намерение. К тому же у индивида имеется прогноз предполагаемых результатов и последствий совершенного акта для окружающих людей или общества. Стоит отметить, что поступок может выражаться как в действии, так и в бездействии. К примеру, человек способен высказать свою позицию словами или продемонстрировать свое отношение к кому-либо при помощи взгляда, мимики, интонации и т. д. Добавим, что при оценке поступка необходимо учитывать систему норм и ценностей, принятых в конкретном обществе.


Проступок

Проступок – действие или бездействие, посягающее на общественные отношения. Носит противоправный характер. Совершается лицами, способными самостоятельно нести ответственность за причиненный вред. В сравнении с преступлением проступок представляет меньшую опасность для общества. Его классификация напрямую зависит от сферы социальных отношений, в рамках которой совершается деяние. В юриспруденции выделяются три основных вида проступков: дисциплинарные, гражданско-правовые и административные. К первому относятся нарушения правил трудового распорядка или иных требований производственной, учебной, служебной или воинской дисциплины. Ко второму – несоблюдение норм в сфере имущественных или личных отношений. К третьему – виновное деяние, посягающее на общественный или государственный порядок, права и свободы граждан, их собственность и т. д. Стоит добавить, что проступок зачастую совершается не только умышленно, но и по неосторожности. Примером тому может служить случайное нарушение правил ПДД.

Сравнение

Как видно из определений, рассматриваемые деяния отличаются по целому ряду параметров. Начнем с того, что слово «поступок» имеет нейтральную эмоциональную окраску. То есть он может быть как положительным, так и отрицательным. Все зависит от характера действий и их последствий. Ведь поступок с равной степенью частоты употребляется с приставкой «геройский» или, напротив, «аморальный». Тогда как в слове «проступок» всегда заключен негативный смысл. Это противоправное деяние, посягающее на общественные отношения. Зачастую оно влечет за собой какое-либо наказание (штраф, выговор, увольнение) вплоть до административной ответственности. За поступок может вручаться награда, выражаться благодарность. Хотя неблаговидное деяние зачастую подвергается общественному осуждению.

Еще одно отличие поступка от проступка состоит в том, что первый может совершаться кем угодно, будь то ребенок или психически неуравновешенный человек. Второй же термин используется лишь применительно к деликтоспособному лицу, то есть к индивиду, который в состоянии нести ответственность за причиненный вред. Кроме того, проступок всегда носит общественный характер и представляет определенную угрозу для социума. В связи с этим суть данного понятия лежит в области юриспруденции. В сравнении с ним поступок является общеупотребляемым термином, затрагивающим различные сферы жизни людей. Он далеко не всегда имеет общественную направленность и может выступать способом утверждения индивида по отношению к самому себе.

Подведем итог, в чем разница между поступком и проступком.

Татьяна Мустафаева
Конспект занятия «Поступки и проступки»

МК ДОУ «ЦРР –детский сад № 17»

Конспект занятия в подготовительной группе :

«Поступки и проступки »

Воспитатель

Мустафаева Т. П.

г. Михайловск

Программное содержание :

Продолжать учить детей критически относиться к поступкам и проступкам , развивать умение видеть свои недостатки, оценивать поведение других детей, высказывать и обосновывать своё мнение.

Упражнять в умении этично и тактично указывать на недостатки.

Воспитывать умение осознавать свои ошибки, стремление преодолевать недостатки.

Словарная работа :

Этика, достоинства, недостатки, культура поведения, поступок , проступок .

Индивидуальная работа :

Побуждать Юлю С., Руслана Т., Веронику Я. Отвечать на вопросы воспитателя .

Оборудование :

Кружочки белые и красные, посылка, гномик.

Предварительная работа :

Этические беседы, чтение художественной литературы и беседы по содержанию, привитие навыков культуры поведения и воспитание культурно-гигиенических навыков в повседневной жизни, консультации советы для родителей.

Ребята, много-много лет назад, когда человек стал переделывать окружающий мир, делать его лучше, появилась культура. Культурный человек –тот, кто стремится сберечь то, что было создано для него. Все люди на земле разные, но условно мы можем всех разделить на две группы : первая- у которых больше достоинств, вторая -у которых больше недостатков. Народ всегда высмеивал глупость , жадность, злобу, к добрым людям относился с уважением. Вы не раз слышали как говорят : «Это культурный человек» , или сожалеют «Как жаль, что этот человек не культурный!»

Как вы думаете, кого называют культурным? (вежливых, ласковых, добрых, внимательных и т. д.)

Ребята, а вспомните, чем отличается поступок от проступка ?

Да, ребята, все, что делается хорошо, это достоинства, а недостатки приносят неприятности. Посмотрите, у вас есть белые и красные кружочки. Я хочу узнать умеете ли вы отличать достоинства от недостатков. Я буду называть качества характера, а вы определять :

Белым кружочком -достоинство, красным –недостаток : доброта, лень, неряшливость, бережливость, вежливость, грубость, ложь.

Хорошо, что вы правильно оценили качества характера. Ребята, но мы живем среди людей и для каждого очень важно, что о нем думают окружающие. А что вы сами думаете о себе? (Рассказы детей) .

А сейчас мы проведем небольшое соревнование. У нас две команды. Я поочередно задаю вопрос , а команда отвечает. Судить соревнование будет жюри : я и по одному человеку от команды.

Первый раунд :

Что при встрече и расставании должен сделать культурный человек? (поздороваться и попрощаться) .

Что нужно сделать, если к нам зашли гости? (вежливо предложить пройти, присесть) .

Что нужно сделать, если друг ошибся? (помочь ему исправить ошибку) .

Если друг попал в беду –ваши действия? (утешить, помочь, посоветовать) .

Второй раунд выберите правильный ответ :

1. Вы в гостях у друга играете. Случайно он разбивает чашку.

Ваши действия :

Поможете другу незаметно спрятать осколки,

Посоветуете другу самому признаться во всем,

Вместе с другом признаетесь и разделите вину пополам.

2. Друг дал вам поиграть в игру. Вы случайно ее сломали.

Ваши действия :

Отдадите игру и сделаете вид, что ничего не случилось,

Расскажите другу и попросите прощения ,

Расскажите родителям и попросите помочь вам исправить игру.

Третий раунд :

Какие поступки вы назовете неэтичными?

Кому и почему вы должны уступать место в транспорте?

Подсчитываем очки. Какая же команда победила? Победители получают новую игру. (К проигравшей команде) :

Ребята, как вы считаете, справедливо ли жюри присудило победу? Какие чувства вы испытываете?

А вы обижаетесь или злитесь на выигравших? (ответ) .

Да, нужно уметь радоваться за товарищей, а еще, ребята, нужно учиться достойно принимать поражения.

А теперь у меня вопрос к победителям : как вы поступите с призом ?

А вы будете давать игру ребятам из проигравшей команде?

Молодцы, это показывает, что у вас много хороших качеств : доброта, великодушие, чувство товарищества.

А сейчас давайте обе команды споем песню «Не обижайте муравья» .

Ребята, а сейчас мы посмотрим отдельные ситуации, которые могут произойти и с нами. А вы решите, этично ли поступили ребята .

Ситуация первая :

На столе лежит мяч, двое детей одновременно подбегают и хватают его.

Это я первая увидела мяч!

Нет, я первый его взял!

Нет, отдай мне мяч!

Сначала я им поиграю!

Вопросы :

Культурно ли поступили дети ?

Как они должны были поступить ?

Как бы поступили вы ?

Ситуация вторая :

Идут две девочки, у них –конфеты.

Ой, смотри какие красивые фантики!

Да, а конфеты, наверное, вкусные!

Давай попробуем!

Разворачивают конфеты. Одна девочка кладет фантик в карман, вторая бросает на тропинку.

Вопросы :

Кто из девочек поступил некультурно ?

Как поступили бы вы ?

Ситуация третья :

Идет бабушка с покупками, на встречу бежит мальчик, наталкивается на бабушку, у нее рассыпаются покупки. Мальчик убегает, а бабушка собирает покупки.

Вопросы :

Как поступил мальчик ?

Что он должен был сделать?

Как можно назвать поступок мальчика ?

Ребята, мы все знаем, что говорить о своих ошибках малоприятно. И еще неприятнее, когда об этом узнают все. Но ведь если вдруг сделаешь что-то не так, хочется с кем-то посоветоваться. Ну а о своих достижениях тоже хочется по секрету кому-то рассказать. Вы знаете, я написала письмо доброй Фее и попросила ее помочь нам . Сегодня я получила от Феи посылку. (достаю Гномика) . Вот этот волшебный Гномик будет приходить к нам в группу и вы ему сможете рассказывать о своих достижениях и неудачах. А гномик будет давать вам советы, показывать сценки, чтобы мы учились правильно поступать в разных ситуациях . Вы согласны? Все, что вы расскажите гномику, он будет держать все в секрете. Давайте пойдем в группу и будем с ним знакомиться.


12)Человек, выполнивший свой долг, — это достаточно высокое понятие. И тот, о ком это сказано, должен воспринимать это как высокую и при этом точную оценку своей деятельности или своего поступка. (К.М.Симонов)

14)Безотказная готовность к самопожертвованию, деятельное сострадание определили поступок Алеся Мороза – главный герой повести В.Быкова «Обелиск»

25)Какие и высказывания Катерины Кабановой [главной героини пьесы А.

Классный час (5 класс) по теме: Классный час — Поступок или проступок

Цель проведения данного классного часа — это профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, воспитание правового сознания учащихся. Материал, подобранный для мероприятия, поможет различать положительные и отрицательные поступки, знать виды юридической ответственности за совершённые проступки.

Классный час «Поступок и проступок»

Оформление: Написанные на доске тема классного часа и вопросы для коллективного обсуждения, оборудованные места для работы 5 микрогрупп, карточки с заданиями.

Тема нашего классного часа актуальна на сегодняшний день, так как, к сожалению, не каждый подросток, осознает о совер­шаемых им противоправных деяниях, которые ведут к тяжелым последствиям. Ежегодно подростками совершается более 145 тыс.

Конспект занятия «Поступки и проступки»

Продолжать учить детей критически относиться к и проступкам, развивать умение видеть свои недостатки, оценивать поведение других детей, высказывать и обосновывать своё мнение.

Этические беседы, чтение художественной литературы и беседы по содержанию, привитие навыков культуры поведения и воспитание культурно-гигиенических навыков в повседневной жизни, консультации советы для родителей.

Поступки и мы

Понятие «поступок» вкратце формулируется так: «Поступок - это действие, кем-то совершённое. » Однако… И проступок имеет точно такую же формулировку. Одним словом, проступки - это те же поступки, только кем-то считаемые недостойными. И вот тут возникают вопросы:

Однако… Бывают и такое на весах человеческой жизни: на одной чаше - постыднейшие поступки, а на другой прекрасные речи - уравновешивающие постыднейшие поступки.

Поступки и проступки детей

В отличие от простых действий поступок, как и проступок, представляет собой такое действие (или целую цепь действий), которое направляется определенными целями и мотивами и выражает отношение человека к другим людям (и к самому себе). В основе поступка лежит подчинение человеком своего действия определенному общественному требованию; в основе проступка - нарушение установленных в обществе правил.

Поступок и проступок

Определите значение слов-паронимов. Какими признаками они отличаются друг от друга (значением, сочетаемостью на лексическом и синтаксическом уровнях, стилистической окраской)? Для справок используйте толковые словари. Приведите примеры употребления паронимов в контексте.

Определения: предоставить- отдать кого-что-либо в распоряжение, пользование кому-чему-либо; дать возможность кому-либо сказать, сделать что-либо, чем-либо распорядиться.

Русский язык

Как-то раз я пришла в школу очень расстроенная. Дома я долго сидела над задачей по математике, но так и не смогла с ней справиться. Тогда я решила, что спишу задачу в школе. Ваня Глушак, наш отличник, удивился, что я не решила такой простой задачки: всего три действия. Он вообще считает, что решать задачи - одно удовольствие.

Я начала списывать. Переписала одно действие, другое, начала третье - и тут увидела ошибку.

Сочинение на тему

Как-то раз я пришла в школу очень расстроенная. Дома я долго сидела над задачей по математике, но так и не смогла с ней справиться. После безрезультатных усилий я решила, что пробле­му можно будет решить в школе - взять и списать. Списывать я не любила, но один разочек можно. Ваня Глушак, наш отличник, удивился, что я не решила такой простой задачки: всего три дей­ствия. Он вообще считает, что решать задачи - одно удовольствие.

Чем отличается поступок от проступка?

Слова «поступок» и «проступок» являются паронимами в лингвистике. А в чем между ними разница. Слова явно однокоренные, а отличаются только приставкой. Вот это маленькое различие и создает разницу в значении их, сочетаемости таких слов и их употреблении в речи.

Цель: профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, воспитание правового сознания учащихся,

Уметь различать положительные и отрицательные поступки,

Знать виды юридической ответственности за совершённые проступки.

Подготовительная работа:

Определение классным руководителем совместно с учащимися перечень вопросов для обсуждения в ходе подготовки и проведения классного часа.

Вопросы:

  • Что такое ответственность за своё поведение? Когда возникает это чувство?
  • Существует ли разница между поступком и проступком?
  • Можно ли нарушать закон? Почему?
  • Какие черты характера приводят к неправильным поступкам?
  • Можно ли уважать человека, сделавшего в жизни ошибку?

Перечень этих вопросов заранее помещается в классном уголке.

Оформление: Написанные на доске тема классного часа и вопросы для коллективного обсуждения, оборудованные места для работы 5 микрогрупп, карточки с заданиями.

Подготовила: классный руководитель Е.В.Алексеева.

Класс: 5 «Б»

Волгоград 2011год

Ход мероприятия.

  1. Слово учителя.

Тема нашего классного часа актуальна на сегодняшний день, так как, к сожалению, не каждый подросток, осознает о совершаемых им противоправных деяниях, которые ведут к тяжелым последствиям. Ежегодно подростками совершается более 145 тыс. преступлений, практически каждый пятый из них направляется для отбывания наказания в виде лишения свободы в воспитательные колонии. И поэтому цель классного часа – это понимание разницы между поступком и проступком, осознание того, что проступок и правонарушение могут привести к непоправимым последствиям.

  1. Работа над понятиями.

Поступок – решительное, активное действие в сложных обстоятельствах.

Проступок – нарушение правил поведения, провинность.

Правонарушение – проступок, преступление.

Правонарушения классифицируются по разным основаниям: в зависимости от характера правонарушений, степени их вредности и опасности для общественных отношений, а также от характера применяемых санкций за их совершение. Согласно данному критерию все правонарушения делятся на преступления и проступки.

Преступлениями называются запрещенные уголовным законом общественно опасные, виновные деяния, наносящие существенный вред общественным отношениям и сложившемуся в обществе порядку.

Проступки представляют собой виновные, противоправные деяния, которые характеризуются меньшей по сравнению с преступлениями степенью.
За проступки отвечает кодекс административных правонарушений, а за преступления - уголовный кодекс.

  1. Работа в группах.

Распределите качества характера человека в таблице.

Приложение №1

Набор качеств

Приложение № 2 Какими качествами можно победить предложенные здесь черты характера:

  • Зло-
  • Лень-
  • Лживость-
  • Равнодушие-
  • Грубость-
  • Враждебность-
  1. Лекция по теме «Виды юридической ответственности за нарушение законов».

Существует 4 вида юридической ответственности при нарушениях:

1. Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок. (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).

За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность наступает с 14 лет.

2. Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности. За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.

3. Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: опоздание на работу, прогул без уважительной причины.

4. Гражданско – правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.

IV. Практикум по теме.

Ребята, вы узнали много нового о правонарушений, которые совершаются подростками в нашем городе и существующем наказании. Попытайтесь сами определить вид нарушения и его последствия.

Задания для учащихся.

1. Разбор ситуации.

№1. Серёжа и Саша играли во дворе в мяч. Ребята разбили мячом окно в доме соседа.

Какое правонарушение совершили подростки?

№2. Подростка задержали на улице в 23 часа 40 минут без сопровождения взрослых.

Какое наказание ему грозит?

№3. Учащиеся 5 и 7 классов, Дима и Женя, перед уроком физкультуры находились в раздевалке. После звонко все ушли в спортивный зал, а Дима задержался и похитил мобильный телефон у своего одноклассника.

Какое преступление совершили подростоки? С какого возраста наступает ответственность за это правонарушение?

№4. Рома и Петя ехали в автобусе, громко разговаривали, смеялись, нецензурно выражались, агрессивно реагировали на замечания окружающих.

Какое правонарушение совершили подростки? С какого возраста наступает ответственность за это правонарушение? Какое наказание можно ожидать?

2. Определить виды юридической ответственности при рассмотрении различных нарушений. Установите соответствие.

Виды ответственности:

А - административная ответственность.

Г – гражданско – правовая.

У - уголовная.

Д - дисциплинарная

Виды нарушений:

1. Порвал учебник одноклассника. (Г)

2. Появление подростка на улице в нетрезвом виде. (А)

3. Избил одноклассника. (У)

4. Совершил кражу мобильного телефона. (У)

5. Совершил прогул в школе. (Д)

6. Переходил дорогу в неположенном месте. (А)

7. Разбил мячом окно. (Г)

8. Нецензурно выражался в общественном месте. (А)

V. Итог мероприятия.

Ребята, теперь вы понимаете разницу между понятиями «проступок» и «поступок», знаете, какая ответственность грозит за совершённые правонарушения.

И мне очень хочется верить, что после нашего классного часа вы будете совершать только хорошие поступки. Удачи!

В разделе на вопрос Чем отличается проступок от поступка? заданный автором Ёеньора Помидора лучший ответ это Поступок - дело хорошее, за что хвалят и поощряют, а проступок - дело дурное, за что и получить можно.))

Ответ от Takashi [мастер]
Поступки бывают хорошие и плохие)
а проступок это уже плохой поступок))


Ответ от Ёерега Меркулов [новичек]
поступок может быть любой, а проступок только плохой))


Ответ от Ѝкс - министр [гуру]
У проступка явно выражена КРИМИНАЛЬНАЯ окраска. А поступок - просто любое деяние.


Ответ от Пользователь удален [гуру]
Проступок - это всегда отрицательное действие.
Поступок же сам по себе может быть как положительным так и отрицательным.


Ответ от Oleh Huz" [гуру]
точнее не скажешь


Ответ от Slaer [гуру]
Проступок - действие, либо бездействие, посягающее на установленные законами или подзаконными актами общественные отношения, отличающееся небольшой общественной опасностью.
Проступки - обобщённое название видов правонарушений, имеющих меньшую общественную опасность по сравнению с преступлением.
Поступок - сознательное действие, реализованный акт свободной воли.
Содержание поступка определяет нравственность и моральность поведения, различие добра и зла. Не всякое действие человека становится поступком, но только то, которое является сознательным выбором.
Поступок - личностная форма поведения, в котором осуществляется самостоятельный выбор целей и способов поведения, часто противоречащий общепринятым правилам.
Поступок - сознательное действие, оцениваемое как акт нравственного самоопределения человека, в коем он утверждает себя как личность - в своем отношении к другому человеку, себе самому, группе или обществу, к природе в целом. Личностная форма поведения, в коей производится самостоятельный выбор целей и способов поведения, часто противоречащий общепринятым правилам. Поступок - основная единица поведения социального. В нем проявляется и формируется личность человека. Реализации поступка предшествует внутренний план действия, где представлено сознательно выработанное намерение, есть прогноз ожидаемого результата и его последствий. Поступок может быть выражен:
действием или бездействием;
позицией, высказанной в словах;
отношением к чему-либо, оформленным в виде жеста, взгляда, тона речи, смыслового подтекста;
действием, направленном на преодоление физических препятствий и поиск истины.


Ответ от Kolarov kolarov [гуру]
Поступок - идешь вперед. Проступок - идешь налево, без поворота!