Проблемы исполнения наказания в воспитательных колониях. Уголовно-исполнительное право Отбывание наказания в воспитательных колониях

Комментарий к статье 132

1. ВК исполняют наказание в виде лишения свободы в отношении несовершеннолетних правонарушителей. Всего в УИС на 1 января 2008 г. функционировали 62 ВК, в которых содержались более 10,2 тыс.

Осужденных. В течение года через ВК проходит до 40 тыс. несовершеннолетних осужденных.

ВК являются учреждениями, в которых концентрируются наиболее социально опасные подростки. По данным судебной статистики, к отбыванию наказания в ВК осуждается лишь 1/4 несовершеннолетних осужденных. Суды применяют в первую очередь условное осуждение к лишению свободы, принудительные меры воспитательного воздействия или другие виды наказания. С каждым годом с осужденными, поступающими в ВК, становится все сложнее работать в педагогическом плане: растет доля осужденных за умышленное убийство, нанесение тяжкого вреда здоровью, разбой, грабеж. Так, начиная с 1993 г. доля осужденных за убийство выросла с 1,7 до 4,8%, нанесение тяжкого вреда здоровью - с 2,7 до 4,9%, грабеж - с 13,7 до 15,6%, разбой - с 8,0 до 10,6%. Увеличивается число подростков, сталкивавшихся до осуждения с системой правосудия: более 65% впервые отбывающих наказание ранее осуждались к лишению свободы условно, 49,9% несовершеннолетних до осуждения состояли на учете в милиции, к 3% несовершеннолетних суд применял меру в виде помещения в спецшколу и спецпрофучилище. Подавляющая часть подростков не имеют образования, соответствующего их возрасту. В последние годы в ВК стали поступать 17-летние неграмотные подростки, 48% несовершеннолетних до осуждения нигде не учились и не работали, каждый десятый - сирота или оставшийся без попечения родителей.

Все больше поступает в ВК нездоровых подростков. Практически 1/3 подростков имеют различные отклонения в психическом развитии. Растет доля лиц, больных алкоголизмом и наркоманией, с каждым годом растет количество ВИЧ-инфицированных.

Принимая во внимание характеристики несовершеннолетних, перед сотрудниками ВК стоит задача не только исполнить назначенное судом наказание, но и оказать педагогическую, психологическую и медицинскую помощь подросткам, оказавшимся в экстремальной социальной и психологической ситуации. Только при этих условиях ВК могут решить поставленную перед ними социальную задачу - исправить несовершеннолетнего осужденного и максимально эффективно провести работу по подготовке его к жизни в обществе. 2.

В последние годы последовательно проводится работа по внедрению гуманных норм обращения с осужденными. При разработке нормативной правовой базы, регламентирующей деятельность ВК, в максимальной степени учитываются международные нормы, содержащиеся в таких актах, как: Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила); Конвенция о правах ребенка; Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних; Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы. 3.

В соответствии с ч. 6 ст. 88 УК РФ наказание в виде лишения свободы назначается несовершеннолетним осужденным, совершившим преступление в возрасте до 16 лет, на срок не свыше шести лет. Этой же категории несовершеннолетних, совершивших особо тяжкие преступления, а также остальным несовершеннолетним осужденным наказание назначается на срок не свыше 10 лет и отбывается в ВК. Наказание в виде лишения свободы не может быть назначено несовершеннолетнему осужденному, совершившему в возрасте до 16 лет преступления небольшой или средней тяжести впервые, а также остальным несовершеннолетним осужденным, совершившим преступление небольшой тяжести впервые. Согласно ч. 6.1 ст. 88 УК РФ при назначении несовершеннолетнему осужденному наказания в виде лишения свободы за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления низший предел наказания, предусмотренный соответствующей статьей Особенной части УК РФ, сокращается наполовину.

В случае если несовершеннолетний осужденный, которому назначено условное осуждение, совершил в течение испытательного срока новое преступление, не являющееся особо тяжким, суд с учетом обстоятельств дела и личности виновного может повторно принять решение об условном осуждении, установив новый испытательный срок и возложив на условно осужденного исполнение определенных обязанностей, предусмотренных ч. 5 ст. 73 УК РФ (ч. 6.2 ст. 88 УК РФ). 4.

В настоящее время существуют ВК одного вида режима как для девушек, так и для юношей. Колонии усиленного режима для юношей были ликвидированы в 2001 г. Дифференциация наказания в ВК достигается путем установления различных условий отбывания наказания. 5.

В обычных условиях отбывают наказание несовершеннолетние осужденные, поступившие в ВК, кроме ранее отбывавших лишение свободы и осужденных за умышленные преступления, совершенные в период отбывания наказания, а также несовершеннолетние осужденные, переведенные из облегченных, льготных или строгих условий отбывания наказания.

Если осужденный в период пребывания в СИЗО не допустил нарушений установленного порядка содержания под стражей, за которые к нему применялась мера взыскания в виде водворения в карцер, срок его нахождения в обычных условиях исчисляется со дня заключения под стражу.

При отсутствии взысканий за нарушения установленного порядка отбывания наказания и при добросовестном отношении к труду и учебе могут быть переведены из обычных условий отбывания наказания в облегченные:

осужденные мужчины, впервые отбывающие лишение свободы, а также все категории осужденных женщин - по отбытии трех месяцев срока наказания в обычных условиях;

осужденные мужчины, ранее отбывавшие лишение свободы, - по истечении шести месяцев в обычных условиях. 6.

В строгих условиях в соответствии с комментируемой статьей должны отбывать наказание осужденные за умышленные преступления, совершенные в период отбывания лишения свободы, и ранее отбывавшие лишение свободы. В этих условиях отбывают также наказание осужденные, признанные злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания и переведенные из обычных и облегченных условий отбывания наказания. В строгих условиях отбывает наказание 1,3% общего числа несовершеннолетних осужденных.

В срок нахождения несовершеннолетнего осужденного в строгих условиях засчитываются срок пребывания в карантинном отделении, а также срок содержания под стражей, если к несовершеннолетнему осужденному применялась соответствующая мера пресечения и он не допустил нарушений установленного порядка содержания под стражей, за которые к нему применялась мера взыскания в виде водворения в карцер.

Основанием для перевода осужденного из строгих условий отбывания наказания в обычные служит сочетание временного фактора (срок нахождения осужденного в строгих условиях должен быть не менее шести месяцев) и наличия определенных показателей характеристики осужденного (отсутствие взысканий, добросовестное отношение к труду и учебе). Досрочный перевод осужденного из строгих условий в обычные не предусмотрен. Между тем продление срока содержания осужденных в строгих условиях возможно в случае наличия взысканий, недобросовестного отношения к труду и учебе. 7.

Для подготовки к освобождению осужденные, отбывающие наказание в облегченных условиях, переводятся в льготные условия отбывания наказания (в них содержится 4,1% всех несовершеннолетних осужденных). В настоящее время перевод в льготные условия не связан с подготовкой осужденных к условно-досрочному освобождению, в законе речь идет о подготовке к любому виду освобождения. Осужденный может быть переведен за злостные нарушения режима отбывания наказания из льготных условий в обычные условия. Повторный перевод в льготные условия возможен не ранее чем через шесть месяцев после возвращения в облегченные условия отбывания наказания.

8. Перевод осужденных из одних условий отбывания наказания в другие, за исключением перевода из обычных условий в облегченные, производится по представлению учебно- воспитательного совета колонии постановлением начальника ВК.

Учебно-воспитательный совет представляет собой методический, постоянно действующий коллегиальный орган в ВК. В его состав входят заместители начальника ВК, начальники отделов и частей, директор общеобразовательной школы ВК, директор профессионального училища, заместитель директора школы, начальник психологической лаборатории (психолог), старшие воспитатели, а также наиболее опытные сотрудники ВК.

Законодатель возлагает на учебно-воспитательный совет решение наиболее важных для осужденного вопросов, ощутимо затрагивающих его права. Перевод осужденного в льготные условия отбывания наказания является одной из значимых форм доверия осужденному, приближающих его к досрочному освобождению. Перевод осужденного в строгие условия, в свою очередь, является действенным средством педагогического воздействия. Решение о переводе не может быть принято одним человеком, оно требует обсуждения широким кругом специалистов, работающих с подростками. Согласно ч. 10 комментируемой статьи в случае несогласия осужденного с переводом в строгие условия отбывания наказания он вправе обжаловать решение о переводе в установленном порядке.

В случае отказа в изменении условий содержания учебно-воспитательный совет объясняет осужденному причины этого, указывает срок, когда может быть повторно рассмотрен данный вопрос, дает осужденному конкретные рекомендации и разъяснения.

Вопрос о переводе осужденного из обычных условий отбывания наказания в облегченные решает постоянно действующий совещательный орган в отряде - совет воспитателей отряда, основной задачей которого является координация действий воспитателей, учителей, мастеров и других работников ВК, закрепленных за отрядом, в проведении воспитательной работы с осужденными.

В состав совета воспитателей отряда входят начальник отряда, воспитатели, учителя, мастера, психолог, работники оперативных и режимных отделов, представители родительского комитета. На заседания совета воспитателей отряда могут приглашаться сотрудники всех отделов и частей, представители попечительского совета, родительского комитета. Коллективное решение вопроса о переводе осужденного из обычных условий в облегченные позволяет избежать субъективизма в оценке личности несовершеннолетнего.

Тюрьмы предназначены для отбывания наказания наиболее опасными преступниками. Это м. б. мужчины, приговоренные судом к тюремному заключению, осужденные на срок свыше 5 лет за особо тяжкие преступления или за преступления, совершенные при особо опасном рецидиве, либо переведенные из ИК общего и строгого режима в тюрьму на срок до 3 лет за злостные нарушения установленного порядка отбывания наказания. Женщины в тюрьме не содержатся. Число отбывающих наказание в тюрьме невелико.

В тюрьме могут временно находиться осужденные, оставленные там или доставленные туда для производства следственных действий или участия в судебном разбирательстве по делам о преступлениях, совершенных как самими этими лицами, так и иными лицами. В этих случаях тюрьма исполняет роль следственного изолятора. В тюрьмах содержатся осужденные к ЛС на срок свыше 5 лет за совершение особо тяжких преступлений, при особо опасном рецидиве преступлений, а также осужденные, переведенные на срок до 3 лет за злостное нарушение установленного порядка отбывания наказания из ИК общего, строгого и особого режимов. В тюрьмах устанавливается общий и строгий режим. На строгом режиме содержатся осужденные, поступившие в данное испр уч, и осужденные, переведенные с общего режима этой тюрьмы. По отбытии не менее 1 года осужденные м б переведены на общий режим. Осужденные, отбывающие наказание на общем режиме, признанные злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, переводятся на строгий режим. В необходимых случаях по мотивированному постановлению начальника тюрьмы и с согласия прокурора осужденные могут содержаться в одиночных камерах: 1) осужденные, находящиеся на общем и строгом режимах; 2) впервые осужденные от осужденных, уже отбывавших ЛС; 3) осужденные при особо опасном рецидиве от других категорий осужденных; 4) осужденные, которым смертная казнь заменена в порядке помилования лишением свободы на определенный срок; 5) осужденные за совершение особо тяжких преступлений; 6) бывшие работники ПОО; 7) осужденные, переводимые из одного испр уч в др.

Осужденным, отбывающим наказание на общем режиме , разрешается: 1) ежемесячно расходовать 800 руб.; 2) иметь 2 кратко и 2 длите свидания в течение года. 3) получать 2 посылки или передачи и 2 бандероли в течение года. Все осужденные имеют право на ежедневную прогулку 1,5 часа, а при хорошем поведении может быть увеличено до 2 ч. Осужденным, отбывающим наказание на строгом режиме , разрешается: 1) ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости средства, имеющиеся на их л/с, в размере 600 руб.; 2) иметь 1 краткосрочное свидание в течение года.



3) получать 1 посылку или передачи и 1 бандерольи в течение года. Все осужденные имеют право на ежедневную прогулку 1 час, а при нарушении правил прогулка м б. досрочно прекращена.

48.Отбывание ЛС в ВК В ВК устанавливаются строгие, обычные, облегченные и льготные условия отбывания наказания. В обычных условиях отбывают наказание несовершеннолетние осужденные, поступившие в ВК, кроме ранее отбывавших лишение свободы и осужденных за умышленные преступления, совершенные в период отбывания наказания. Последние отбывают наказание в строгих условиях.

В строгих условиях также отбывают наказание осужденные, признанные злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания и переведенные из обычных и облегченных условий отбывания наказания. По истечении 6 мес. при отсутствии взысканий за нарушение установленного порядка отбывания наказания и при добросовестном отношении к труду они переводятся в обычные условия отбывания наказания.

И из обычных условий отбывания наказания в облегченные:

– осужденные муж пола, впервые отбывающие ЛС, а также все категории осужденных жен пола – по отбытии не менее 3 мес.;

– осужденные муж пола, ранее отбывавшие ЛС, – по отбытии не менее 6 мес.. Для подготовки к усл-досрочному освобождению осужденные переводятся из облегченных в льготные условия отбывания наказания. Осужденные, признанные злостными нарушителями переводятся из обычных в строгие условия отбывания наказания; из облегченных – в обычные или строгие, а из льготных – в обычные. Осужденные, отбывающие наказание в обычных условиях , проживают в общежитиях. Им разрешается: – ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости средства, 4 т.р; – иметь 8 краткосрочных и 4 длительных свидания в течение года;



Осужденные, отбывающие наказание в облегченных условиях, проживают в общежитиях. Им разрешается: – 6 т.р.;

–12 краткосрочных и 4 длительных свидания в течение года, – по решению адМ-ии длительные свидания могут проходить за пределами ВК. Осужденные, отбывающие наказание в льготных условиях, проживают в общежитиях, как правило, за пределами воспитательной колонии, но под надзором администрации колонии. Осужденные, отбывающие наказание в льготных условиях , проживают в общежитиях. Им разрешается: без ограничения; иметь краткосрочные свидания без ограничения их количества, а также 6 длительных свиданий в течение года с проживанием за пределами ВК. Осужденным, отбывающим наказание в льготных условиях, по постановлению начальника ВК может быть разрешено проживание в общежитии за пределами ВК без охраны, но под надзором администрации ВК. Им разрешается: а) пользоваться деньгами; б) носить гражданскую одежду. Осужденные, отбывающие наказание в строгих условиях , проживают в изолированных жилых помещениях, запираемых в свободное от учебы или работы время. Им разрешается:Ма) ежемесячно в размере 3 т.р.; б) иметь 6 краткосрочных свиданий в течение года.

49. Основания и виды освобождения от отбывания наказания. Основаниями освобождения от отбывания наказания являются отбытие срока наказания, назначенного по приговору суда, отмена приговора суда с прекращением дела производством и досрочное прекращение отбывания наказания в соответствие с законом. К основаниям досрочного прекращения отбывания наказания осужденными относится:

1) УДО от отбывания наказания; 2) замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания; 3) освобождение от наказания в связи с болезнью; 4) отсрочка отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей; 5) прекращение отбывания наказания досрочно актом об амнистии или помиловании: 6) освобождение в связи с изменением обстановки. Наиболее распространенное основание – отбытие срока наказания, назначенного по приговору суда. Крайне редко освобождаются осужденные в связи с отменой приговора суда, с прекращением дела производством.

Существуют 2 критерия УДО от наказания. 1. Материальное основание: осужденный доказал свое исправление примерным поведением, и судом признано, что осужденный для своего исправления не нуждается в полном отбывании назначенного ему наказания. 2. Формально УДО может быть применено только после фактического отбытия осужденным не менее: 1) 1/3 срока наказания назначенного за преступление небольшой или средней тяжести; 2) 1/2 срока наказания, назначенного за тяжкое преступление; 3) 2/3 срока наказания, назначенного за особо тяжкое преступление; 4) 2/3 срока наказания в случае имевшего место ранее УДО, если оно было отменено на основании совершения осужденным: а) нарушения общественного порядка, за которое на него было наложено административное взыскание; б) злостного уклонения от исполнения обязанностей, возложенных на него судом при применении УДО; в) преступления по неосторожности; г) умышленного преступления; 5) ¾ срока за преступления против половой неприкосн-ти несовершеннолетних; 6) 6 мес. фактически отбытого срока ЛС; 7) 25 лет фактического отбытия наказания при отбывании пожизненного ЛС. УДО и осужденные к ограничению свободы в порядке замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания если они были направлены в ИУ в случаях, предусмотренных законом, могут вновь обращаться с ходатайством об УДО от отбывания наказания либо быть представлены к замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания не ранее, чем по истечении 1 года со дня вынесения определения об отмене УДО либо о замене более мягкого вида наказания ЛС.

50. Порядок освобождения из мест ЛС, оказание помощи освобожденным лицам. Осужденные к ЛС на определенный срок освобождаются в 1й пол последнего дня срока наказания. Если срок наказания оканчивается в выходной или праздничный день, то освобождается за день до этого. При освобождении осужденному выдаются:

1. принадлежащие ему вещи и ценности, средства, хранящиеся на его лицевом счете и ценные бумаги. 2. личные документы 3. справка о з/п, в которой даются сведения о среднем заработке за последние два месяца работы. Она является основанием для определения размера пособия по безработице. 4. справку об освобождении, в которой указывается основание освобождения, время отбывания наказания, неотбытая часть срока при УДО, доп. наказание, если от него лицо не освобождено. 5. Характеристика. С осужденными проводятся беседы, в ходе которых выясняются намерения каждого в плане его жизнеустройства, ему даются необходимые рекомендации. Не позднее чем за 6 месяцев до отбытия наказания, администрация направляет органам МСУ и ФСЗ по месту предстоящего жительства освобождаемого письменное уведомление с информацией о времени прибытия данного лица и предложениями относительно его бытового и трудового устройства. В уведомлении, как следует из текста закона, обязательно должна содержаться информация о наличии у освобожденного жилья, о его трудоспособности и имеющихся специальностях. Если освобождаемые в силу пенсионного возраста или инвалидности являются нетрудоспособными и нуждаются в специальном уходе, администрация учреждения, исполняющего наказания, направляет органам социальной защиты представление о помещении этих лиц в дома инвалидов и престарелых. УИК предусматривает следующие формы поддержки освобождаемым лицам: * Обеспечение бесплатным проезд к месту жительства, продуктами питания или деньгами на время проезда, одеждой (в случае отсутствия) за счет государства или единовременным денежным пособием в размере, устанавливаемом Правительством РФ, при освобождении осужденных, нуждающихся по состоянию здоровья в постороннем уходе, осужденных беременных женщин и осужденных женщин, имеющих малолетних детей, а также несовершеннолетних осужденных администрация учреждения, исполняющего наказание, заблаговременно ставит в известность об их освобождении родственников либо иных лиц.

51. Исполнение наказания в виде штрафа. Ш. - это денежное взыскание, налагаемое судом в пределах, предусмотренных санкциями статей Особенной части УК в размере, соответствующем определенному количеству минимальных размеров оплаты труда, установленных законодательством РФ на момент назначения наказания, либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за определенный период.

Ш. может применяться как в качестве основного, так и дополнительного вида наказания. Размер ш. зависит от характера и тяжести совершенного преступления, наступивших впоследствии, имущественного положения и личности виновного.

Осужденный к штрафу без рассрочки выплаты обязан уплатить штраф в течение 30 дней со дня вступления приговора суда в законную силу.

В случае, если осужденный не имеет возможности единовременно уплатить штраф, суд по его ходатайству может рассрочить уплату штрафа на срок до 3 лет. Осужденный к штрафу с рассрочкой выплаты, а также осужденный, в отношении которого суд принял решение о рассрочке уплаты штрафа, обязаны в течение 30 дней со дня вступления приговора или решения суда в законную силу уплатить первую часть штрафа. Оставшиеся части штрафа осужденный обязан уплачивать ежемесячно не позднее последнего дня каждого последующего месяца.

Злостно уклоняющимся от уплаты штрафа признается осужденный, не уплативший штраф либо часть штрафа в срок. В отношении осужденного, злостно уклоняющегося от уплаты штрафа, назначенного в качестве основного наказания, судебный пристав-исполнитель не ранее 10, но не позднее 30 дней со дня истечения предельного срока уплаты, направляет в суд представление о замене штрафа другим видом наказания в соответствии с УК РФ. В отношении осужденного, злостно уклоняющегося от уплаты штрафа, назначенного в качестве дополнительного наказания, судебный пристав-исполнитель производит взыскание штрафа в принудительном порядке, в соответствии с законодательством РФ. Злостно уклоняющийся от отбывания наказания осужденный, местонахождение которого неизвестно, объявляется в розыск и может быть задержан на срок до 48 часов. Данный срок может быть продлен судом до 30 суток.

52. Исполнение наказаний в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью ив виде лиш-я спец., воинского или почетного звания, кл.чина игос.наград.

Наказание в виде лишения права занимать определенные должности , согласно УК РФ, может назначаться в качестве основного на срок от 1 г. до 5 лет и дополнительного - на срок от 6 мес. до 3 лет; при этом в приговоре суда указывается, какие должности осужденному запрещено занимать или какой определенной деятельностью ему запрещено заниматься.

Исполнение включает:

1. УИИ вызывает осужденного к себе для беседы в ходе, которой ему, под подписку, разъясняются права и обязанности, последствия уклонения от исполнения, проверяются анкетные данные и т.п.

2. Установление места работы осужденного и направление либо в администрацию его работы, либо в орган, правомочный аннулировать разрешение на занятие определенной деятельностью (например, Госавтоинспекция, лицензионные органы), копию приговора и извещение, на какой срок и какие должности запрещено занимать.

4. Органы, получившие уведомление обязаны в 3-дневный срок решить все проблемы – отстранить от должности или аннулировать разрешение, лицензию и т.д. и изъять соответствующий документ у осужденного и сообщить об этом в уголовно-исполнительную инспекцию. В случае увольнения из организации осужденного администрация организации обязана внести в его трудовую книжку запись о том, на каком основании, на какой срок и какую должность он лишен права занимать или какой деятельностью лишен права заниматься. Наказание в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, согласно УК назначается при осуждении за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления с учетом личности виновного. Данный вид наказания оказывает моральное воздействие на осужденного, а равно лишает его преимуществ и льгот, установленных для лиц, имеющих перечисленные звания, а в ряде случаев ограничивает дальнейшую профессиональную карьеру осужденного. Порядок исполнения этого вида наказания :

1. суд направляет копию приговора должностному лицу, присвоившему осуждённому звание, классный чин или наградившему его государственной наградой.

2. должностное лицо вносит в соответствующие документы запись о лишении осужденного звания, классного чина или государственных наград, а также принимает меры по лишению его прав и льгот, предусмотренных для лиц, имеющих соответствующие звание, чин или награды; а после этого, в течение одного месяца со дня получения копии приговора, сообщает в суд об исполнении приговора.

53. Исполнение наказания в виде обязательных работ. В соответствии с УК РФ ОР заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественных работ. Вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями. Несовершеннолетние выполняют бесплатные общественные работы, являющиеся посильными для них с учетом возраста и трудоспособности. К ОР относятся: уборка улиц, обществ.мест, уход за больными и престарелыми людьми, др. подобные работы не требующ.особых знаний и квалиф-и. Наказание в виде ОР исполняют уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства осужденных. Вид ОР и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с УИИ. ОР назначаются на срок от 60 до 480 часов и отбываются не свыше 4-х часов в день. ОР не назначаются инвалидам 1 гр., беременным женщинам, женщинам, имеющим детей до 3х лет, военнослужащим по призыву, военнослужащим по контракту. Осужденный к ОР привлекается к отбыванию наказания не позднее 15 дней со дня поступления в УИИ соответствующего распоряжения суда с копией приговора. Осужденные к ОРобязаны: соблюдать правила внутреннего распорядка организаций, в которых они отбывают обязательные работы, добросовестно относиться к труду; работать на определяемых для них объектах и отработать установленный судом срок обязательных работ; ставить в известность уголовно-исполнительную инспекцию об изменении места жительства, а также являться по ее вызову. Предоставление осужденному очередного ежегодного отпуска по основному месту работы не приостанавливает исполнение наказания в виде обязательных работ. ОР выполняются осужденным на безвозмездной основе. Время ОР не может превышать 4-х часов в выходные дни и в дни, когда осужденный не занят на основной работе, службе или учебе; в рабочие дни - 2-х часов после окончания работы, службы или учебы, а с согласия осужденного - 4-х часов. Время ОР в течение недели, как правило, не может быть менее 12 часов. При наличии уважительных причин УИИ вправе разрешить осужденному проработать в течение недели меньшее количество часов. На администрацию организаций , в которых осужденные отбывают ОР, возлагаются контроль за выполнением осужденными определенных для них работ, уведомление УИИ о количестве проработанных часов или об уклонении осужденных от отбывания наказания.

В отношении осужденных, злостно уклоняющихся от отбывания ОР, УИИ направляет в суд представление о замене ОР другим видом наказания в соответствии с УК РФ. Это может быть принудит. работы или лиш.свободы. Время ОР засчитывается из расчета 1 день ПР или 1 день лиш.своб.=8час ОР.

Злостно уклоняющимся от отбывания ОР признается осужденный: а) более двух раз в течение месяца не вышедший на обязательные работы без уважительных причин;

б) более двух раз в течение месяца нарушивший трудовую дисциплину;

в) скрывшийся в целях уклонения от отбывания наказания.

Злостно уклоняющийся от отбывания наказания осужденный, местонахождение которого неизвестно, объявляется в розыск и может быть задержан на срок до 48 часов. Данный срок может быть продлен судом до 30 суток.

54. Исполнение наказания в виде ИР. Имеющ. осн. место работы, отбывает ИР по основн. месту работы. Осужденный, не имеющ. осн. места работы, отбывает ИР в местах, определяемых органами местн. самоупр-я по согласованию с угол-исполнит. инспекцией, но в районе места жительства осужденного. ИР устанавливаются на срок от 2 мес до 2 лет. Из з/п осужденного к ИР производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, в пределах от 5 до 20%. ИР применяются за преступления, не являющиеся тяжкими и особо тяжкими к лицам, не представляющих большой обществ.опасности, и поэтому, не нуждающихся в изоляции от общества. За злостное уклонение суд может заменить неотбытое наказание принудит. работами или лиш.свободы. день ПР или 1день лиш.своб=3 дня ИР.

УИИ ведут учет осужденных; разъясняют порядок и условия отбывания наказания; контролируют соблюдение условий отбывания наказания осужденными и исполнение требований приговора администрацией организаций, в которых работают осужденные; проводят с осужденными воспитательную работу; с участием сотрудников полиции в порядке, предусмотренном законодательством РФ, контролируют поведение осужденных; обращаются в органы местного самоуправления по вопросу изменения места отбывания осужденными исправительных работ; принимают решение о приводе осужденных, не являющихся по вызову или на регистрацию без уважительных причин; проводят первоначальные мероприятия по розыску осужденных; готовят и передают в соответствующую службу материалы об осужденных, местонахождение которых неизвестно.

Осужденные в случаях беременности, тяжелой болезни либо признания его инвалидом 1 гр может быть освобожден судом от дальнейшего отбывания наказания. Нарушением порядка и условий отбывания осужденным исправительных работ являются:

а) неявка на работу без уважительных причин в течение пяти дней со дня получения предписания уголовно-исполнительной инспекции;

б) неявка в уголовно-исполнительную инспекцию без уважительных причин;

в) прогул или появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

Основная цель данного параграфа заключается в анализе проблем исполнения наказания в отношении несовершеннолетних осужденных, и теоретическом обосновании необходимости реализации международных стандартов в обращении с несовершеннолетними. Рассмотрим наиболее актуальные проблемные вопросы исполнения наказания в воспитательных колониях.

Большую часть осужденных в ВК - это подростки, у которых искажены ранние детско-родительские отношения. Чаще всего среди подростков в воспитательных колониях встречаются детдомовцы (по данным опроса в Колосовской воспитательной колонии - 16%), практически у каждого из подростков - неполная или неблагополучная семья (в Колосовской ВК - 17% - приложение 3).

Другими словами, если подросток попадает в исправительное учреждение, можно с большой долей уверенности сказать, что в его семье что-то неладно. Это вещи во многом понятные и общепринятые. Рассмотрим проблему по исправлению несовершеннолетнего осужденного.

1. Работа по исправлению несовершеннолетнего осужденного.

В сегодняшних ВК сосредотачивается наиболее криминальная часть несовершеннолетних осужденных, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления. Возрастает доля осужденных на длительные (от 3 до 5 и свыше 5 лет) сроки наказания, например в Колосовской ВК УФСИН России по Калининградской области эта цифра достигает 68% (Приложение 1).

По данным опроса осужденных в Колосовской воспитательной колонии УФСИН России по Калининградской области уровень осужденных в возрасте от 16 до 18 лет составляет - 84%, от 19 до 21 года - 16% (Приложение 3).

Ухудшение (усложнение) криминогенного состава несовершеннолетних осужденных, усиление их педагогической запущенности, увеличение количества больных (особенно наркоманов), а также подростков из социально-неблагополучной среды, активизация негативных качеств личности (жестокость, агрессивность, цинизм и т.д.) свидетельствуют о необходимости совершенствования проводимой в ВК воспитательной работы.

Воспитательная работа в ВК - составная часть единого учебно-воспитательного процесса, заключающаяся в планомерном и целенаправленном воздействии на осужденных, решении задач их исправления, формирования уважительного отношения к людям, обществу, труду, законам, правилам и традициям человеческого общежития, повышения общеобразовательного и культурного уровня, подготовки к самостоятельной трудовой и правопослушной жизни после освобождения.

Организуя воспитательную работу с осужденными в ВК, необходимо учитывать ряд обстоятельств.

На практике сложный и многоаспектный процесс воспитания зачастую понимают упрощенно, сводя всю работу к проведению отдельных мероприятий. Их избыток может формировать негативное отношение к самому воспитательному воздействию. Сложившиеся за многие годы формы воспитательной работы (массовые, групповые и индивидуальные) нуждаются в существенном видоизменении с точки зрения их организации и методов реализации. Многие формы организации массовых воспитательных мероприятий (лекции, читательские конференции, викторины, культурно-развлекательные программы и т.д.), особенно если они проводятся формально, для выполнения плана, в большинстве случаев не несут в себе нужного воспитательного заряда и не приносят желаемого эффекта. В связи с этим необходимо проводить предварительный мониторинг среди несовершеннолетних о целесообразности проведения того или иного мероприятия, осуществлять их тщательную подготовку. Например, в ходе опроса осужденных Колосовской воспитательной колонии, на вопрос о наиболее интересной форме проведения учебных занятий, были получены следующие ответы: 48% - интеллектуальные игры, КВН, 32% - рассказ учителя, 24% - практические занятия, 12% - самостоятельное изучение материала (Приложение 3).

Вместе с тем наибольший эффект следует ожидать от грамотно спланированной, умело проводимой индивидуальной воспитательной и социальной работы с каждым осужденным на основе данных его психодиагностики, выявленных проблем личности, рекомендаций психологов. Индивидуальная воспитательная работа с осужденными должна проводиться адресно. Здесь требуется комплексный подход, означающий, что в работе с каждым осужденным участвуют все сотрудники ВК. В настоящее время возникает необходимость значительного увеличения проведения именно индивидуальной работы.

Следует поощрять стремления осужденных к повышению образовательного и интеллектуального уровня, обеспечивать им возможность заочного и дистанционного обучения в образовательных учреждениях, находящихся за пределами колонии (в Колосовской ВК 3 воспитанника обучаются заочно в высшем учебном заведении - приложение 1).

Залог успеха воспитательной работы с осужденными видится в оказании им социальной помощи, обеспечении должных бытовых условий в период отбывания наказания, заблаговременное решение вопросов трудового и бытового устройства освобождаемых из ВК. Все это имеет воспитывающее значение. В случае положительного решения перечисленных проблем у осужденных формируется перспектива на лучшее будущее, укрепляется вера в справедливость. И наоборот, невнимательное отношение сотрудников ВК к решению социальных проблем порождает у осужденных несовершеннолетних негативное отношение к воспитательной работе, неверие в возможность решения своих жизненно важных вопросов. Важно понять: своевременное решение социальных проблем связано с повышением эффективности воспитательной работы со всеми категориями осужденных в ВК.

Изменение характеристики несовершеннолетних осужденных в сторону увеличения уровня социальной, нравственной и педагогической запущенности требует высокой квалификации и методической подготовленности сотрудников, работающих в ВК. Они должны быть специалистами в области педагогики, психологии, права, знать социальную работу. Главное - видеть даже в самом сложном подростке личность, уметь находить те положительные стороны, опираясь на которые можно организовывать целенаправленную работу, приносящую положительные результаты и радость самому сотруднику. Для этого важно перестроить сознание сотрудников, направить его на то, чтобы видеть в ВК учреждение не только и не столько для исполнения уголовных наказаний подростков, сколько учреждение, выступающее в качестве учебно-воспитательного центра.

2. Общественное воздействие как средство исправления осужденных.

В Российской Федерации в настоящее время зарегистрировано более 300 тысяч общественных объединений граждан. Юридическая природа участия общественных организаций в деятельности воспитательных колоний имеет сложный характер. Это обусловлено, прежде всего, тем, что соответствующие нормативные акты регулируют различные по своей правовой природе общественные отношения, возникающие в процессе участия этих организаций в деятельности воспитательных колоний. Они зачастую относятся к государственным, административно-правовым и уголовно-исполнительным правоотношениям. Поэтому такие нормативные акты являются по своему характеру комплексными. Это в полной мере относится и к сфере правовой регламентации деятельности указанных колоний, в том числе и к участию общественных организаций в исправлении несовершеннолетних преступников.

Нормативная база, регламентирующая процесс участия как государственных, так и негосударственных организаций в деятельности воспитательных колоний, включает в себя: Конституцию Российской Федерации, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, Федеральные законы "Об общественных объединениях", "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", "О содержании под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы".

Содействие общественных объединений деятельности учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, как один из элементов реализации уголовно-исполнительной политики государства заключается в том числе в привлечении средств для оказания помощи в решении вопросов укрепления материально-технической базы исправительных учреждений, социальной защиты осужденных, их трудового и бытового устройства после освобождения.

В отличие от ранее действовавшего Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации уделяет значительно меньше внимания участию общественности в работе учреждений, исполняющих наказания. В первую очередь в нем акцентируется внимание на тех органах и должностных лицах, которые должны работать с осужденными в силу их статуса и функциональных обязанностей. Так, ч. 2 ст. 9 УИК к основным средствам исправления осужденных относит и общественное воздействие. Реализация этих основных средств и составляет главное содержание воспитательной работы с осужденными.

Уголовно-исполнительный кодекс не перечисляет формы участия общественных объединений в работе учреждений и органов, исполняющих наказания, очевидно передавая эту функцию другим правовым актам. Некоторые формы этого участия раскрыты только применительно к воспитательным колониям, и делятся следующим образом: попечительский совет и родительский комитет. В числе других форм взаимодействия общественных организаций с органами управления указанных колоний является учебно-воспитательный совет и совет воспитателей отряда, в состав которых входят представители общественности - попечительского совета и родительского комитета. Опрошенные сотрудники Колосовкой ВК наиболее значимой общественной организацией выделяют родительский комитет - 57%, попечительский совет - 30%, религиозные организации - 3,3% (Приложение 2).

Попечительский совет является общественным органом и состоит из представителей государственных предприятий и других учреждений и организаций, имеющих иные формы собственности, общественных объединений и граждан. Задачи: оказание помощи администрации воспитательной колонии в организации учебно-воспитательного процесса; содействие укреплению материально-технической базы колонии; решение вопросов социальной защиты осужденных; трудовое и бытовое устройство лиц, освобождающихся из воспитательной колонии; также могут быть предусмотрены и иные направления деятельности этого совета, не противоречащие законодательству Российской Федерации и другим нормативным правовым актам.

Исходя из накопленного опыта уже работающих организаций, целесообразно разработать инструкцию о механизме привлечения представителей общественных организаций к работе с осужденными. Такой документ должен содержать четкий алгоритм решения всех вопросов участия этих организаций в деятельности органов, исполняющих уголовные наказания.

Исключительно острой сегодня является проблема правового регулирования деятельности рассматриваемых здесь организаций, связанной с социальной адаптацией лиц, освобожденных от отбывания наказания. С учетом опыта некоторых зарубежных государств необходимо завершить уже начатую работу и принять закон о социальной адаптации лиц, освобожденных от наказания. Необходимость этого нормативного акта остро ощущается практическими работниками.

3. Проблема классификации несовершеннолетних осужденных.

Первоначальная редакция УИК РФ предусматривала два вида воспитательных колоний - общего и усиленного режимов, которые при одинаковых условиях отбывания наказания отличались друг от друга составом содержащихся в них осужденных. Так, в воспитательных колониях общего режима отбывали наказание несовершеннолетние мужского пола, осужденные впервые к лишению свободы, и несовершеннолетние женского пола, а в колониях усиленного режима - несовершеннолетние мужского пола, ранее отбывавшие лишение свободы. Теперь предусматривается лишь внутренняя дифференциация условий отбывания наказания в зависимости от поведения несовершеннолетнего правонарушителя.

Вполне очевидно, что, осуществляя подобную дифференциацию внутри воспитательной колонии, законодатель рассчитывал на проведение разграничения в условиях отбывания наказания той или иной категории осужденных при соблюдении правила раздельного содержания осужденных по степени их общественной опасности.

В соответствии с уголовно-исполнительным кодексом РФ осужденные за умышленные преступления, совершенные в период отбывания лишения свободы и ранее отбывавшие лишение свободы, отбывают наказание в строгих условиях. В этих же условиях отбывают наказание осужденные, признанные злостными нарушителями режима и переведенные из обычных и облегченных условий отбывания наказания. По истечении шести месяцев при отсутствии взысканий и при добросовестном отношении к труду и учебе они переводятся в обычные условия.

Таким образом, как в строгих, так и в обычных условиях, лица, ранее отбывавшие лишение свободы, содержатся вместе с ранее несудимыми. В данном случае существующая в воспитательных колониях дифференциация осужденных лишена здравого смысла. Она противоречит существующему правилу раздельного содержания в исправительных учреждениях впервые осужденных к лишению свободы от осужденных, ранее отбывавших лишение свободы.

При этом необходимо иметь в виду, что несовершеннолетние, ранее отбывавшие лишение свободы, как показывает практика, оказывают негативное влияние на основную массу несовершеннолетних осужденных, порой нейтрализуют педагогические усилия персонала.

Вместе с тем необходимо отметить, что распределение осужденных по воспитательным колониям в соответствии с прежними нормами законодательства проходило гораздо сложнее, чем по исправительным учреждениям для взрослых преступников. Если исправительные колонии разных видов режима имеются практически в каждом субъекте Федерации, то воспитательные колонии существуют далеко не в каждом регионе.

Такая ситуация приводила к массовым перевозкам осужденных несовершеннолетних из одного региона в другой, распространению обычаев и традиций "тюремного мира". Кроме того, отрыв от места постоянного жительства зачастую служил причиной невозможности реализации некоторых прав осужденных несовершеннолетних, в частности, связанных с предоставлением свиданий с родственниками, а также затруднял решение вопросов трудового и бытового устройства после освобождения.

С этой точки зрения, а также в целях экономии бюджетных средств существующая дифференциация условий отбывания наказания в воспитательных колониях сыграла положительную роль. Однако при этом породила новую проблему, связанную с совместным содержанием осужденных с различной степенью общественной опасности.

Вопрос о классификации осужденных несовершеннолетних имеет принципиальное значение для практики исполнения наказания, и поэтому решать его следует, основываясь на научном анализе протекающих пенитенциарных процессов. К сожалению, в теории уголовно-исправительного права эта проблема не получила достаточно серьезного исследования. Кроме того, имеющиеся научные разработки по этому вопросу в основном проводились с точки зрения правовой науки.

Учитывая обозначенную проблему существующей дифференциации условий отбывания наказания в воспитательных колониях, целесообразно, внести изменение в уголовно-исполнительное законодательство, предусмотрев возможность раздельного содержания осужденных с различной степенью общественной опасности путем создания на территории воспитательных колоний изолированных участков для содержания лиц, ранее отбывавших лишение свободы, а также совершивших умышленные преступления в период отбывания наказания.

4. Перспективы развития института исполнения наказания в отношении несовершеннолетних.

Особенности подросткового возраста, с одной стороны, осложняют работу с контингентом, поскольку вынуждают персонал воспитательных колоний учитывать характерные особенности личности воспитанников, но, с другой стороны, "пластичность" развивающейся личности подростка позволяет надеяться на успешность целенаправленной педагогической работы специально подготовленного в области подростковой педагогики и психологии персонала. Также необходимо отметить, что максимально возможные сроки наказания для данной категории, ограниченные десятью годами, обусловливают реальные перспективы в работе с несовершеннолетними осужденными. Осужденные в несовершеннолетнем возрасте освобождаются из воспитательных колоний, как правило, в ином юридическом статусе, позволяющем социально определиться и закрепиться в будущем: продолжить учебу, трудоустроится, создать семью.

Принимая во внимание динамику изменений в уголовной и уголовно-исполнительной политике применительно к лицам, совершившим преступление в несовершеннолетнем возрасте, задачи, стоящие перед уголовно-исполнительной системой, а также рекомендации международного сообщества по обращению с несовершеннолетними осужденными, целью реформирования воспитательных колоний является организация комплексной, завершенной системы исполнения лишения свободы для лиц, совершивших преступление в несовершеннолетнем возрасте, направленной на формирование социализированной личности.

Для закрепления положительного опыта, полученного в местах лишения свободы, необходимо дальнейшее постпенитенциарное сопровождение воспитанника органами исполнительной власти и общественными объединениями по оказанию помощи в социальной адаптации, бытовом и трудовом устройстве.

Необходимо также отметить, что в современных условиях развития нашего общества все большее значение в борьбе с преступностью отводится мерам уголовного наказания, не связанным с лишением свободы. Действующая система уголовно-правовых мер включает в себя ряд видов наказаний, не связанных с лишением свободы. Но в судебной практике эти наказания применяются неравномерно, особенно в отношении несовершеннолетних правонарушителей.

В местах лишения свободы большая доля подростков, не совершивших тяжкого преступления, но отбывающих конкретный срок. Пожалуй, сегодня не осталось людей, которые бы искренне верили, что колонии исправляют и воспитывают. Хулиганистого подростка колония после отбывания наказания выпустит, скорее всего, уже сложившимся потенциальным преступником.

Какие же предложения можно внести в действующее законодательство для повышения эффективности назначения исправительных работ несовершеннолетним. Прежде всего, уместно привести точку зрения Г.А. Маршина. Он предлагает опыт Нижегородской области по трудоустройству осужденных к исправительным работам, где "в соответствии с законодательством о занятости населения в области принято положение о квотировании рабочих мест на предприятиях, учреждениях, организациях. В соответствии с ним предприятия обязаны предусматривать определенную квоту для приема на работу наиболее социально незащищенных граждан (включая осужденных к исправительным работам)...". Также можно было бы предусмотреть налоговые льготы предприятиям, которые принимали бы несовершеннолетних осужденных к исправительным работам.

Вид альтернативного наказания для осужденных за нетяжкие преступления - пассивный электронный мониторинг. Он заключается в том, что человеку на какой-то участок тела (чаще всего на лодыжку или на запястье) прикрепляют электронный датчик, который посылает сигнал на пульт, и оператор легко определяет, в каком месте находится правонарушитель. Браслеты смогут стать мерой наказания только для тех, кто впервые совершил преступление малой или средней тяжести. Это несовершеннолетние, а также лица, осужденные за кражи, угон транспорта без цели хищения, превышение самообороны и другие преступления, предусматривающие наказание на сроки не более пяти лет. Кроме того, браслеты могут надевать и на подследственных, избегая тем самым помещения подозреваемых в СИЗО. Ограничивать свободу будут по решению суда. Браслет с датчиком предлагается надевать на осужденных на срок от двух месяцев до четырех лет.

В США электронный мониторинг существует уже более 20 лет и применяется в большей части штатов. В Западной Европе "стаж" у него поменьше, но с каждым годом количество "обраслеченных" заключенных увеличивается.

А в Швеции электронный мониторинг иногда применяется вместо тюремного заключения, но только по просьбе самого осужденного. Широко распространен электронный мониторинг и в Великобритании.

Несомненно, одно: если закон об электронных браслетах будет принят, это явится очередным свидетельством дальнейшей гуманизации уголовно-исполнительной системы России.

Условия отбывания наказания в воспитательных колониях (ВК):

  1. обычные - отбывают наказание ранее не судимые и не совершившие умышленного преступления осужденные, либо переведенные из облегченных, льготных или строгих условий;
  2. облегченные - отбывают наказание осужденные, добросовестно относящиеся к труду и учебе и не имеющие взысканий за нарушения установленного порядка;
  3. льготные - отбывают наказания осужденные, отбывающие наказание в облегченных условиях перед освобождением;
  4. строгие - отбывают наказание ранее судимые за совершенные преступления осужденные, являющиеся злостными нарушителями установленного порядка, переведенные из обычных и облегченных условий.
По истечении 6 месяцев отбывания наказания в строгих условиях при добросовестном отношении к труду и учебе и отсутствии взысканий осужденные переводятся в обычные условия. В облегченные условия переводятся:
  1. ранее не судимые мужчины и все женщины по отбытии 3 месяцев наказания в обычных условиях;
  2. ранее судимые мужчины по отбытии 6 месяцев в обычных условиях.

Лица, признанные злостными нарушителями установленного порядка, переводятся в более строгие условия отбывания наказания. Перевод производится начальником воспитательной колонии по представлению учебно-воспитательного совета данной колонии. Решение о переводе в строгие условия может быть обжаловано в установленном порядке.

В обычных условиях разрешено:

  1. приобретать продукты питания и предметы первой необходимости на имеющиеся средства в размере 5 минимальных размеров оплаты труда ;
  2. иметь в течение года 8 краткосрочных свиданий и 4 длительных свидания.

В облегченных условиях разрешено:

  1. приобретать продукты питания и предметы первой необходимости на имеющиеся средства в размере 7минимальных размеров оплаты труда;
  2. иметь в течение года 12 краткосрочных свиданий и 4длительных свидания, а по решению администрации - за пределами воспитательной колонии.

В льготных условиях разрешено:

  1. приобретать продукты питания и предметы первой необходимости на имеющиеся средства без ограничения;
  2. иметь в течение года краткосрочные свидания без ограничения и 6 длительных с проживанием за пределами воспитательных колоний.
В льготных условиях разрешено проживание за пределами воспитательных колоний без охраны под надзором администрации, при этом разрешено:
  1. пользоваться деньгами;
  2. носить гражданскую одежду.

В строгих условиях разрешено:

  1. приобретать продукты питания и предметы первой необходимости на имеющиеся средства в размере 3 минимальных размеров оплаты труда;
  2. иметь в течение года 6 краткосрочных свиданий.

Для завершения среднего образования или профессиональной подготовки осужденные, достигшие 18-летнего возраста, могут быть оставлены в воспитательные колонии до достижения 21 года. На них распространяются все условия отбывания наказания, установленные для

Статья 132. Воспитательные колонии

Статья 132. Воспитательные колонии
1. В воспитательных колониях устанавливаются обычные, облегченные, льготные и строгие условия отбывания наказания.
2. В обычных условиях в воспитательных колониях отбывают наказание несовершеннолетние осужденные, поступившие в воспитательную колонию, кроме ранее отбывавших лишение свободы и осужденных за умышленные преступления, совершенные в период отбывания наказания, а также несовершеннолетние осужденные, переведенные из облегченных, льготных или строгих условий отбывания наказания.
Если осужденный в период пребывания в следственном изоляторе не допустил нарушений установленного порядка содержания под стражей, за которые к нему применялась мера взыскания в виде водворения в карцер, срок его нахождения в обычных условиях исчисляется со дня заключения его под стражу.
3. Осужденные за умышленные преступления, совершенные в период отбывания лишения свободы и ранее отбывавшие лишение свободы, отбывают наказание в строгих условиях. В строгих условиях также отбывают наказание осужденные, признанные злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания и переведенные из обычных и облегченных условий отбывания наказания. По истечении шести месяцев при отсутствии взысканий за нарушение установленного порядка отбывания наказания и при добросовестном отношении к труду и учебе они переводятся в обычные условия отбывания наказания.

4. При отсутствии взысканий за нарушения установленного порядка отбывания наказания и добросовестном отношении к труду и учебе осужденные могут быть переведены из обычных условий отбывания наказания в облегченные:
а) осужденные мужчины, впервые отбывающие лишение свободы, а также все категории осужденных женщин - по отбытии трех месяцев срока наказания в обычных условиях;
б) осужденные мужчины, ранее отбывавшие лишение свободы, - по отбытии шести месяцев в обычных условиях.
5. Для подготовки к освобождению осужденные, отбывающие наказание в облегченных условиях, переводятся в льготные условия отбывания наказания.
6. Осужденные, отбывающие наказание в обычных условиях, признанные злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, переводятся в строгие условия отбывания наказания.
7. Осужденные, признанные злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, переводятся из облегченных условий отбывания наказания в обычные или строгие.
8. Осужденные, отбывающие наказание в льготных условиях, признанные злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, переводятся в обычные условия отбывания наказания. Повторный перевод в льготные условия производится не ранее чем через шесть месяцев после возвращения в облегченные условия отбывания наказания.
9. Перевод осужденных из одних условий отбывания наказания в другие производится начальником воспитательной колонии по представлению учебно-воспитательного совета данной колонии, кроме перевода из обычных условий отбывания наказания в облегченные, который производится по представлению совета воспитателей отряда.
10. В случае несогласия осужденного с переводом в строгие условия отбывания наказания он вправе обжаловать решение о переводе в установленном законом порядке.

Комм. Зубков А.И.

1. ВК исполняют наказание в виде лишения свободы в отношении несовершеннолетних правонарушителей. Всего в УИС на 1 января 2008 г. функционировали 62 ВК, в которых содержались более 10,2 тыс. осужденных. В течение года через ВК “проходит” до 40 тыс. несовершеннолетних осужденных.
В К являются учреждениями, в которых концентрируются наиболее социально опасные подростки. По данным судебной статистики, к отбыванию наказания в ВК осуждается лишь 1/4 несовершеннолетних осужденных. Суды применяют в первую очередь условное осуждение к лишению свободы, принудительные меры воспитательного воздействия или другие виды наказания. С каждым годом с осужденными, поступающими в ВК, становится все сложнее работать в педагогическом плане: растет доля осужденных за умышленное убийство, нанесение тяжкого вреда здоровью, разбой, грабеж. Так, начиная с 1993 г. доля осужденных за убийство выросла с 1,7 до 4,8%, нанесение тяжкого вреда здоровью - с 2,7 до 4,9%, грабеж - с 13,7 до 15,6%, разбой - с 8,0 до 10,6%. Увеличивается число подростков, “сталкивавшихся” до осуждения с системой правосудия: более 65% впервые отбывающих наказание ранее осуждались к лишению свободы условно, 49,9% несовершеннолетних до осуждения состояли на учете в милиции, к 3% несовершеннолетних суд применял меру в виде помещения в спецшколу и спецпрофучилище. Подавляющая часть подростков не имеют образования, соответствующего их возрасту. В последние годы в ВК стали поступать 17-летние неграмотные подростки, 48% несовершеннолетних до осуждения нигде не учились и не работали, каждый десятый - сирота или оставшийся без попечения родителей.
Все больше поступает в ВК нездоровых подростков. Практически 1/3 подростков имеют различные отклонения в психическом развитии. Растет доля лиц, больных алкоголизмом и наркоманией, с каждым годом растет количество ВИЧ-инфицированных.
Принимая во внимание характеристики несовершеннолетних, перед сотрудниками ВК стоит задача не только исполнить назначенное судом наказание, но и оказать педагогическую, психологическую и медицинскую помощь подросткам, оказавшимся в экстремальной социальной и психологической ситуации. Только при этих условиях ВК могут решить поставленную перед ними социальную задачу - исправить несовершеннолетнего осужденного и максимально эффективно провести работу по подготовке его к жизни в обществе.
2. В последние годы последовательно проводится работа по внедрению гуманных норм обращения с осужденными. При разработке нормативной правовой базы, регламентирующей деятельность ВК, в максимальной степени учитываются международные нормы, содержащиеся в таких актах, как: Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила); Конвенция о правах ребенка; Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних; Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы.
3. В соответствии с ч.6 ст.88 УК РФ наказание в виде лишения свободы назначается несовершеннолетним осужденным, совершившим преступление в возрасте до 16 лет, на срок не свыше шести лет. Этой же категории несовершеннолетних, совершивших особо тяжкие преступления, а также остальным несовершеннолетним осужденным наказание назначается на срок не свыше 10 лет и отбывается в ВК. Наказание в виде лишения свободы не может быть назначено несовершеннолетнему осужденному, совершившему в возрасте до 16 лет преступления небольшой или средней тяжести впервые, а также остальным несовершеннолетним осужденным, совершившим преступление небольшой тяжести впервые. Согласно ч. б 1 ст. 88 УК РФ при назначении несовершеннолетнему осужденному наказания в виде лишения свободы за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления низший предел наказания, предусмотренный соответствующей статьей Особенной части УК РФ, сокращается наполовину.
В случае, если несовершеннолетний осужденный, которому назначено условное осуждение, совершил в течение испытательного срока новое преступление, не являющееся особо тяжким, суд с учетом обстоятельств дела и личности виновного может повторно принять решение об условном осуждении, установив новый испытательный срок и возложив на условно осужденного исполнение определенных обязанностей, предусмотренных ч. 5 ст. 73 УК РФ (ч. б 2 ст. 88 УК РФ).
4. В настоящее время существуют ВК одного вида режима как для девушек, так и для юношей. Колонии усиленного режима для юношей были ликвидированы в 2001 г. Дифференциация наказания в ВК достигается путем установления различных условий отбывания наказания.
5. В обычных условиях отбывают наказание несовершеннолетние осужденные, поступившие в ВК, кроме ранее отбывавших лишение свободы и осужденных за умышленные преступления, совершенные в период отбывания наказания, а также не совершеннолетние осужденные, переведенные из облегченных, льготных или строгих условий отбывания наказания.
Если осужденный в период пребывания в СИЗО не допустил нарушений установленного порядка содержания под стражей, за которые к нему применялась мера взыскания в виде водворения в карцер, срок его нахождения в обычных условиях исчисляется со дня заключения под стражу.
При отсутствии взысканий за нарушения установленного порядка отбывания наказания и при добросовестном отношении к труду и учебе могут быть переведены из обычных условий отбывания наказания в облегченные:
осужденные мужчины, впервые отбывающие лишение свободы, а также все категории осужденных женщин - по отбытии трех месяцев срока наказания в обычных условиях;
осужденные мужчины, ранее отбывавшие лишение свободы, - по истечении шести месяцев в обычных условиях.
6. В строгих условиях в соответствии с комментируемой статьей должны отбывать наказание осужденные за умышленные преступления, совершенные в период отбывания лишения свободы, и ранее отбывавшие лишение свободы. В этих условиях отбывают также наказание осужденные, признанные злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания и переведенные из обычных и облегченных условий отбывания наказания. В строгих условиях отбывает наказание1,3% общего числа несовершеннолетних осужденных.
В срок нахождения несовершеннолетнего осужденного в строгих условиях засчитываются срок пребывания в карантинном отделении, а также срок содержания под стражей, если к несовершеннолетнему осужденному применялась соответствующая мера пресечения и он не допустил нарушений установленного порядка содержания под стражей, за которые к нему применялась мера взыскания в виде водворения в карцер.
Основанием для перевода осужденного из строгих условий отбывания наказания в обычные служит сочетание временного фактора (срок нахождения осужденного в строгих условиях должен быть не менее шести месяцев) и наличия определенных показателей характеристики осужденного (отсутствие взысканий, добросовестное отношение к труду и учебе). Досрочный перевод осужденного из строгих условий в обычные не предусмотрен. Между тем продление срока содержания осужденных в строгих условиях возможно в случае наличия взысканий, недобросовестного отношения к труду и учебе.
7. Для подготовки к освобождению осужденные, отбывающие наказание в облегченных условиях, переводятся в льготные условия отбывания наказания (в них содержится 4,1% всех несовершеннолетних осужденных). В настоящее время перевод в льготные условия не связан с подготовкой осужденных к условно-досрочному освобождению, в законе речь идет о подготовке к любому виду освобождения. Осужденный может быть переведен за злостные нарушения режима отбывания наказания из льготных условий в обычные условия. Повторный перевод в льготные условия возможен не ранее чем через шесть месяцев после возвращения в облегченные условия отбывания наказания.
8. Перевод осужденных из одних условий отбывания наказания в другие, за исключением перевода из обычных условий в облегченные, производится по представлению учебно-воспитательного совета колонии постановлением начальника ВК.
Учебно-воспитательный совет представляет собой методический, постоянно действующий коллегиальный орган в ВК. В его состав входят заместители начальника ВК, начальники отделов и частей, директор общеобразовательной школы В К, директор профессионального училища, заместитель директора школы, начальник психологической лаборатории (психолог), старшие воспитатели, а также наиболее опытные сотрудники ВК.
Законодатель возлагает на учебно-воспитательный совет решение наиболее важных для осужденного вопросов, ощутимо затрагивающих его права. Перевод осужденного в льготные условия отбывания наказания является одной из значимых форм доверия осужденному, приближающих его к досрочному освобождению. Перевод осужденного в строгие условия в свою очередь является действенным средством педагогического воздействия. Решение о переводе не может быть принято одним человеком, оно требует обсуждения широким кругом специалистов, работающих с подростками. Согласно ч. 10 комментируемой статьи в случае несогласия осужденного с переводом в строгие условия отбывания наказания он вправе обжаловать решение о ч переводе в установленном порядке.
В случае отказа в изменении условий содержания учебно-воспитательный совет объясняет осужденному причины этого, указывает срок, когда может быть повторно рассмотрен данный вопрос, дает осужденному конкретные рекомендации и разъяснения.
Вопрос о переводе осужденного из обычных условий отбывания наказания в облегченные решает постоянно действующий совещательный орган в отряде - совет воспитателей отряда, основной задачей которого является координация действий воспитателей, учителей, мастеров и других работников ВК, закрепленных за отрядом, в проведении воспитательной работы с осужденными.
В состав совета воспитателей отряда входят начальник отряда, воспитатели, учителя, мастера, психолог, работники оперативных и режимных отделов, представители родительского комитета. На заседания совета воспитателей отряда могут приглашаться сотрудники всех отделов и частей, представители попечительского совета, родительского комитета. Коллективное решение вопроса о переводе осужденного из обычных условий в облегченные позволяет избежать субъективизма в оценке личности несовершеннолетнего.