1 категория нвос что дальше. Объекты

В связи с требованием постановления Правительства РФ от 23.06.2016 №572 «Об утверждении правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду», природопользователи обязаны регистрировать эксплуатируемые объекты, с присвоением им соответствующей категории опасности. Предлагаем рассмотреть преимущества присвоения объекту IV категории.

К IV категории относятся объекты, не имеющие источников сбросов в окружающую среду, но имеющие источники выбросов загрязняющих веществ, в составе которых отсутствуют вещества I-II класса опасности и радиоактивные вещества. Государственный учёт объектов НВОС проводится, в том числе, в целях планирования осуществления государственного экологического надзора, порядок которого регламентируется Федеральным законом от 26.12.2008 №274-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора)». Плановые проверки, обычно, проводятся с периодичностью раз в три года. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 08.08.2014 №426 «О федеральном государственном экологическом надзоре» объекты IV категории относятся к категории низкого риска, и плановые проверки, на данных объектах, не проводятся. Постановка на госучёт и получение категории для объекта вносит ясность в права и обязанности природопользователя. Это идеальное решение для объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору. Для других объектов также выгодно встать на государственный учёт и получить IV категорию. Это привнесёт ещё ряд преимуществ, и главный плюс этого шага - отмена платы за НВОС для объектов IV категории, согласно ст.16.1 Закона №7-ФЗ. На объектах IV категории отсутствует необходимость разработки программы производственного экологического контроля (ПЭК), представление отчёта об организации и результатах осуществления ПЭК (ст.67 Закона №7-ФЗ). Следующая привилегия - это отмена расчётов нормативов допустимых сбросов и нормативов допустимых выбросов для объектов IV категории с 1 января 2019 года (п.5 ст.22 Закона №219-ФЗ). Также, с 1 января 2019 года для объектов IV категории отменяется разработка ПНООЛР и сдача отчётности по обращению с отходами (п.2 ст.3 Закона №219-ФЗ). Владельцы объектов IV категории освобождаются от сдачи декларации о воздействии на окружающую среду (п.8 ст.31.2 Закона №219-ФЗ). Отсутствие необходимости разработки плана мероприятий по охране окружающей среды, программы повышения экологической эффективности - ещё одна льгота для объектов IV категории.

Как мы видим, законом предусмотрен внушительный пакет экологических льгот для объектов IV категории, но также, присутствует рад обязательств, за нарушение которых, контролирующие органы вправе спросить по всей строгости не только Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, но и Уголовного Кодекса РФ.

Главной обязанностью, всех без исключения, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей является разработка паспортов на отходы I-IV классов опасности (ст.14 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»). Природопользователи обязаны, внутренними приказами и должностными инструкциями, определить должностных лиц, ответственных за экологическую безопасность на предприятии, безопасное обращение с отходами. В соответствии со ст.15 Закона №89-ФЗ - ответственные лица должны пройти обучение и иметь документы о дополнительном образовании или повышении квалификации в экологической сфере. Данные специалисты могут назначаться из состава штата, или же предприятие может делегировать экологическую ответственность сторонним специалистам. Без изменений остаётся и обязанность по ведению учёта образующихся и принимаемых отходов, с соблюдением регламентированной документации, а также составления статистической отчётности по форме 2-ТП (отходы).

Статья 8.46 КоАП РФ:

Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учёт объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, по представлению сведений для актуализации учётных сведений влечёт за собой наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5000 до 20000 рублей; на юридических лиц - от 30000 до 100000 рублей.

Хозяйствующие субъекты обязаны исполнять все предписания контролирующих органов об устранении обнаруженных нарушений, а главное - бережно относится к природе и её ресурсам, флоре и фауне, здоровью человека и экологической безопасности!

Под объектами НВОС понимаются предприятия, которые в процессе своей работы оказывают какое-либо негативное воздействие на окружающую среду. Это могут быть вредные выбросы в атмосферу, стоки в водоемы или грунтовые воды, а также различные виды отходов.

Требование получить для каждого объекта, чье воздействие на окружающую человека природу является отрицательным, соответствующую категорию НВОС содержится в актуальных на данный момент законодательных актах. Они регулируют сферу, касающуюся защиты окружающей среды. К их числу относятся:

  • принятый в 2014 году ФЗ №219-ФЗ;
  • действующий с 2002 года, но с внесенными в него позднее значительными изменениями, ФЗ №7-ФЗ;
  • Постановление российского Правительства №1029, датированное 28.09.2015 года.

Именно в последнем документе содержатся основные критерии, описывающие присвоение категории НВОС различным объектам.

Порядок присвоения категории НВОС

В соответствии с приведенными выше основными законодательными актами, которые регулируют взаимоотношения субъектов в природоохранной сфере, все объекты, чье воздействие на окружающую среду является негативным, должны до 1.01.2017 года получить категорию НВОС. Кроме того, они также должны быть поставлены на учет и включены в соответствующий реестр объектов НВОС. Основным документом, подтверждающим прохождение предусмотренной законом процедуры, выступает свидетельство о присвоении категории объекту НВОС, имеющее следующий вид:

Процедура постановки объекта НВОС на учет и присвоения ему соответствующей категории предусматривает подачу хозяйствующим субъектом, то есть ИП или юридическим лицом, заявки о постановке на учет. Она должна подаваться не позднее полугода с момента запуска объекта, подпадающего под необходимость категорирования и дальнейшего включения в реестр объектов НВОС.

При этом следует учитывать, что в настоящее время выделяют четыре категории объектов, чье воздействие на окружающую человека природную среду относится к негативным. Главным классифицирующим критерием выступает степень загрязнения: начиная с минимально допустимого воздействия (объекты 4-ой категории) до влияния в значительном размере и масштабе (предприятия 1-ой категории).

Форма и содержание заявки на присвоение категории НВОС

Форма заявки , которую необходимо подавать субъектам хозяйствования для присвоения категории НВОС, утверждена приказом Минприроды №554, выпущенным 23.12.2015 года. Некоторые изменения были внесены более поздним приказом №499 от 27.09.2016 года. Заявка содержит, помимо обязательной информации о заявителе, четыре основных раздела, касающихся:

  • сведений об объекте, которому присваивается категория НВОС;
  • информации о негативном влиянии данного объекта на окружающую природную среду;
  • сведений о полученных ранее различных разрешительных документах (с приложением их копий);
  • планируемой хозяйствующим субъектом программы мероприятий по охране окружающей человека природной среды.

В большинстве случаев предприятие или ИП осуществляют разработку программы экологического контроля (ПЭК), которая становится составной частью оформляемой заявки на присвоение категории НВОС. Ее основная цель - обеспечить выполнение требований природоохранного законодательства путем проведения различных мероприятий, направленных на защиту окружающей среды.

Кроме того, ПЭК обычно содержит подробные и детальные сведения о видах загрязнения (сбросов, выбросов, отходах и т.д.) объекта НВОС, который получает категорию и ставится на учет. Эта информация помогает разработать наиболее эффективные и комплексные природоохранные программы.

Кроме того, в программе экологического контроля должны присутствовать сведения о лабораториях, с которыми планируется сотрудничество в данной сфере, а также методах и способах забора необходимых проб и осуществления измерений. Помимо указанной информации, ПЭК должна содержать список назначенных ответственных лиц из сотрудников заявителя, в чьи должностные обязанности входит контроль над выполнением запланированных мероприятий.

Оформленная соответствующим образом заявка подается непосредственно в территориальный орган Росприроднадзора или при помощи онлайн систем на его официальном сайте.

Основные этапы присвоения объекту категории НВОС и последующей постановке его на учет приведены на схеме.

Процедура получения свидетельства о присвоении категории объекту НВОС может выполняться хозяйствующим субъектом как самостоятельно, так и с привлечением специализированных юридических организаций. В обоих случаях значительно облегчить процесс подготовки необходимой документации позволяет использование различных вспомогательных программных продуктов, разработанных непосредственно сотрудниками Федеральной службы Росприроднадзора.

Для этого следует зайти в личный кабинет ИП или организации, являющейся природопользователем, по адресу https://lk.fsrpn.ru/ . У большинства предприятий, ранее работавших с Росприроднадзором, существует необходимая для этого учетная запись.

Предприятия по производству молочной продукции отнесли к объектам 1-2 категориям опасности. Опрос Milknews показал, что не все наши читатели знают что это такое. Впрочем, неудивительно, потому что это относительно новое понятие. Поэтому мы решили написать об этом в очередном выпуске нашей рубрики «Простыми словами».

Что случилось?

Правительство отнесло предприятия молочной промышленности к 1-2 категории опасности, а Минприроды недавно в ответ на запрос Минсельхоза написало, что считает это обоснованным. Ранее молокоперерабатывающие предприятия относились к 3 классу опасности по санитарно-защитным зонам вокруг предприятий, а категорий опасности не было как таковых - это нововведение.

Что такое категории опасности вкратце?

Это дифференциация на четыре категории всех предприятий по силе воздействия на окружающую среду. Чем выше номер категории, тем слабее воздействие. Отсюда отнесение к I-II категории опасности ставит переработку молока в один ряд с химическими производствами, металлургией и мусоропереработкой. Минсельхоз и специалисты с этим не согласны, тем более, что ранее, судя по требованиям к этой отрасли, молокопереработка опасной не считалась. Но об этом .

Кстати, если заметили, мы не используем слово «экология». Некоторые специалисты считают, что правильно говорить «загрязнение окружающей среды». В документах тоже применяется только такое словосочетание.

Как определить к какой категории опасности относится мое предприятие?

Определить в какой именно категории находится ваше предприятия можно (смотрите текст, выделеных желтым).

Зачем нужны категории опасности?

Чтобы лучше регулировать разные по степени загрязнения окружающей среды отрасли. В постановление об этом написано прямо: «Принятые решения позволят дифференцировать предприятия по значимости воздействия на окружающую среду в целях применения к ним в дальнейшем пропорциональных мер государственного регулирования».

Хорошо, а теперь расскажите подробно про каждую категорию опасности

Итак, в постановлении правительства есть четыре категории опасности. Предприятия разделяются как по отраслям, так и мощностям производства, что логично, ведь крупный завод может навредить гораздо больше, чем небольшой.

А теперь пройдемся по каждой категории от меньшего «зла» к большому и определим куда относится переработка молока:

II категория
В нее тоже включили предприятия, которые оказывают «умеренное негативное воздействие на окружающую среду», но в этот раз это не услуги и лаборатории, а уже реальные производства. В данном случае перечисляются ядерные установки, добыча и обогащение урановой руды, транспортировка газа про трубопроводом и другое. Молокоперерабатывающие предприятия мощностью менее 200 т в сутки (в среднем за год) отнесли сюда.

I категория
Это самые "грязные" производства. Выбросы этих предприятий содержат опасные для людей вещества и соединения. В этой категории будут химические, нефтеперерабатывающие, металлургические и другие подобные предприятия. Если ваш завод перерабатывает 200 и более т молока в сутки, то вы в этой категории.

Почему переработка молока попала в самые опасные категории?

Теперь, когда мы знаем что означает каждая категория, понять логику чиновников гораздо проще. Заключается она, судя по структуре категорий, в том, что любое производство опасно. Так как переработка молока - это не услуга и не что-то имеющее социальное значение и даже не лаборатория, то поместить его в IV или III категорию не получается. Отсюда и определение любого производства в две самые опасные категории.

Но мы не опасные! Правда!

Тогда можно действительно поместить вас в IV или III категорию. Вот только для этого в постановлении определены критерии, которые, мы уверены, выполнить смогут только самые изобретательные бизнесмены.

Например, для IV категории нужно, чтобы масса загрязняющих веществ в выбросах в воздух вашего предприятия не была выше 10 тонн в год. При этом в выбросах не должно быть веществ I и II классов опасности и радиоактивных веществ. В воду вообще никакие загрязняющие вещества сбрасывать нельзя.

Если достигнуть этого невозможно, то надо производить электроэнергию из газа или пара на вашем предприятии или использовать оборудование исключительно для испытаний или исследований.

Попасть в третью категорию переработчикам молока будет еще сложнее. В документе написано дословно следующее: «Осуществление хозяйственной и (или) иной деятельности, не указанной в I, II и IV разделах настоящего документа». Но молочные предприятия уже указаны в первых двух категориях, поэтому этот пункт выполнить невозможно. Однако для особо изощренных есть такая лазейка: можно приобрести и начать эксплуатировать исследовательскую ядерную установку нулевой мощности. Вот тогда у вас будет третья категория. Но вряд ли кто-то на это пойдет, к тому же мы не проверяли можно ли такое покупать частным лицам.

Если вас это успокоит, то вы находитесь в одной компании с садоводами, овощеводами и картофелеводами. Они тоже теперь опасны.

Что-нибудь может поменяться?

Национальный союз производителей молока (Союзмолоко) борется за включение отрасли в IV или III категорию. Аргументы у него в том, что отрасль социально значимая (чиновники Минприроды, которые писали поставновление, судя по всему, так не считают, иначе бы молочники уже находились в IV категории), среди выбросов есть только умеренно опасные вещества из 3 класса опасности. Выбросы 1 класса дают только котельные и их 0,00003% от общего объема.

Кроме того, до сих пор для молокоперерабатывающих предприятий установлен минимальный размер нормативной санитарно-защитной зоны - 100 м (это согласно СанПину), а плата за негативное воздействие на окружающую среду сейчас минимальная (20-30 тыс. рублей).

Вас также обяжют получать комплексное экологическое разрешение, установить «автоматические средства измерения и учета объема и массы выбросов вредных веществ», а также иметь технику для отсылки информации о загрязнении в фонд госмониторинга окружающей среды.

Вы вообще что-нибудь хорошее сказать можете?

Да! Например, мы знаем, что предусмотрено экономическое стимулирование объектов I категории опасности согласно закону №7-ФЗ. На него могут рассчитывать производства, использующие НДТ. Им к ставке платы за негативное воздействие данного предприятия на окружающую среду «будет применяться коэффициент 0», что означает отсутствие платы.