Самовольное оставление места службы. Самовольное оставление части или места службы военнослужащими, проходящими военную службу по контракту

Нахождение на военной службе регламентируется ФЗ № 76, воинскими уставами и прочими правовыми актами. Одним из нарушений установленных правил считается самовольное оставление места службы или части . За указанное деяние предусмотрены уголовные санкции. Наказания устанавливает ст. 337 УК РФ . Рассмотрим ее подробно.

Общий состав

Самовольное оставление части или места службы по ст. 337 ч. 1 наказывается:

  • 6 мес. ареста;
  • пребыванием в дисциплинарной части сроком до года.

Аналогичные наказания предусмотрены в случае неявки без уважительной причины на службу в течение более 2-х, но менее 10 суток при:

  • Увольнении из части.
  • Переводе.
  • Назначении.
  • Возвращении из отпуска/командировки.
  • Возвращении из медучреждения.

Указанная ответственность наступает для лиц, проходящих службу по призыву.

Если эти же деяния были совершены служащим, находящимся в дисциплинарной воинской части , ответственность ужесточается. Виновному может грозить до 2-х лет тюрьмы.

Отягчающие обстоятельства

За самовольное оставление части или места службы контрактником, неявку его на службу более 10 дней, но менее 1 мес. без уважительных причин предусмотрено:

  • Ограничение по службе или помещение в дисциплинарную часть на период до 2-х лет.
  • До 3-х лет тюрьмы.

Если служащий не явился или самовольно покинул часть на срок, превышающий месяц, ему грозит до 5 лет лишения свободы.

Условия снятия ответственности

Они предусмотрены в примечании к ст. 337 УК РФ . От ответственности могут быть освобождены служащие, совершившие деяние впервые, если самовольное оставление службы стало следствием стечения тяжелых жизненных обстоятельств.

Комментарии к ст. 337 УК РФ

Объектом посягательства выступает порядок нахождения лица на службе в ВС РФ. Как выше говорилось, правила устанавливаются соответствующим ФЗ, уставами, иными правовыми актами.

Деяния, установленные частями 1, 2, относятся к категории небольшой, а 3, 4 - средней тяжести.

Объективную сторону составляет, во-первых, активное поведение. Оно выражается в самовольном оставлении части или места службы . Вторым элементом объективной стороны деяния выступает неявка - уклонение от посещения части.

При этом ответственность по УК наступает при отсутствии служащего в течение определенного срока - не менее 2-х, но не более 10 суток.

Порядок увольнения лиц, находящихся в ВС по призыву и размещаемых в казармах, закрепляет Устав внутренней службы ВС РФ (статьи 239-245).

Оставлением части признается выход за пределы ее территории. Под ней следует понимать район лагерного, казарменного, походного размещения войсковой группы в границах, определенных командованием. Соответственно, самовольным оставлением в/ч не считается уход из казармы, если служащий находится в пределах территории части.

Место службы

В качестве него выступает непосредственно воинская часть, в которую гражданин зачислен для прохождения военной службы. Соответственно, на практике часто понятия в/ч и места службы совпадают.

Между тем воинская часть может располагаться совершенно на иной территории. К примеру, в случае нахождения лица в командировке, местом службы признается место, где он фактически находится и исполняет свои обязанности. Им является в том числе поезд, эшелон и пр.

Местом службы признается и медучреждение, в котором служащий проходит лечение. Ведомственная принадлежность учреждения при этом не имеет значения. Оно может быть военным госпиталем, больницей для гражданских лиц.

Обязательный признак

Им выступает самовольность. Служащий самостоятельно принимает решение оставить часть (место службы) и реализует его без разрешения командующего. Он также самовольно находится вне в/ч свыше предусмотренного срока и уклоняется от явки.

Неявкой признается уклонение от выполнения воинских обязанностей посредством незаконного бездействия. К примеру, лицо, находящееся в отпуске, не приходит в в/ч в срок, указанный в отпускном билете, продолжая находиться у родственников.

Специфика деяния

Началом самовольного оставления места службы или части является момент ухода гражданина с территории, в пределах которой он исполняет воинские обязанности. Конечным считается момент его добровольной явки, задержания вне границ места службы, если у него отсутствовало намерение уклоняться от службы дольше 10 суток.

Лицо, оставившее самовольно в/ч, может явиться добровольно в расположение другой части или в комендатуру города. В этом случае конечным считается момент фактического прихода в указанные места.

В случае неявки без уважительной причины в установленный срок началом преступления признается окончание соответствующего периода, определенного в документе (увольнительном, отпускном билете, командировочном предписании).

Пояснения ВС

Пленум Суда в Постановлении № 3 от 2008 г. разъяснил, что, если при самовольном оставлении места службы или части лицо намеревалось отсутствовать в пределах сроков, предусмотренных в частях 1, 3, 4 337 статьи, но было задержано до их окончания, деяние расценивается как покушение на соответствующее преступление. Окончательная квалификация осуществляется в зависимости от направленности его умысла.

Субъекты

К ответственности могут быть привлечены:

  • Сержанты, солдаты.
  • Курсанты военных учебных заведений, а также отчисленные за недисциплинированность или неуспеваемость до заключения контракта (до завершения 1 курса).
  • Курсанты, выразившие отказ в заключении контракта, если они должны быть или были направлены на службу по призыву.
  • Служащие, не достигшие 27 лет, находящиеся в ВС по контракту, не прошедшие службу по призыву, уволенные с нее до окончания контракта. Эти граждане привлекаются к ответственности, если к моменту увольнения они не выслужили срок, установленный для службы по призыву, и при этом не имеют права на отсрочку/освобождение от нее.

Форма вины

Деяние всегда является умышленным. Служащий понимает, что, оставляя часть самовольно, нарушает установленный порядок нахождения в ВС и уклоняется от исполнения воинской обязанности, но желает этого.

Виновный также осознает продолжительность незаконного нахождения вне в/ч. В случае неявки в установленный срок на службу он также понимает, что находится за пределами места службы и уклоняется без уважительной причины от своевременной явки, сознательно допускает или желает продолжать свое противоправное поведение.

Важный момент

Деяние, предусмотренной 337 нормой, предполагает временное уклонение от исполнения воинской обязанности. Соответственно, намерение виновного направлено на непродолжительное нарушение установленного порядка.

Это обстоятельство отличает самовольное оставление места службы или части от дезертирства .

Преступление, совершенное контрактником

Правовой статус граждан, находящихся в ВС по контракту, регламентируется ФЗ № 53.

Субъективный и объективный факторы совершения деяния, предусмотренного 3 частью 337 нормы УК, аналогичны рассмотренным выше. Разница заключается только в продолжительности сроков нахождения за пределами места службы.

Тяжелые обстоятельства

В законодательстве это понятие не раскрывается. Представляется, что тяжелыми могут считаться такие обстоятельства, которые хоть и не выступают как абсолютное препятствие для несения службы, но существенно ее осложняют, вынуждая лицо незамедлительно оставить место службы.

К числу таких ситуаций можно отнести, к примеру, основания для предоставления гражданину отпуска по личным обстоятельствам, тяжелое состояние или смерть родственника, стихийное бедствие, постигшее семью, и пр.

Кроме того, при рассмотрении дела суду надлежит учитывать условия прохождения службы. Лицо может самовольно покинуть в/ч в связи с неуставными действиями сослуживцев. Вопрос о наличии соответствующих обстоятельств решается индивидуально.

Дополнительно

Если гражданин совершает деяния, предусмотренные какой-либо частью 337 статьи, несколько раз, его поведение расценивается как одно преступление с отягчающими обстоятельствами.

Если уклонения предусматриваются различными частями нормы, каждое из них квалифицируется в отдельности. Наказание, соответственно, вменяется за каждое из них.

Если преступления совершены в процессе несения караульной, пограничной службы, боевого дежурства, охраны правопорядка и обеспечения безопасности, во время внутренней службы, при патрулировании в гарнизоне, при наличии оснований содеянное квалифицируется по совокупности статей.

Военные прокуроры

Правовой статус этих лиц определен в ФЗ № 2202-1. Задачи военных прокуроров определяются в Приказе Генпрокуратуры № 84 от 2008 г.

Указанные должностные лица, в числе прочего, осуществляют надзор за выполнением командованием и другими уполномоченными служащими дисциплинарных и прочих воинских частей, организаций, учреждений, предприятий, включенных в систему ВС РФ, законов при содержании обвиняемых, осужденных и подозреваемых в воинских преступлениях.

Военные прокуроры также уполномочены контролировать соблюдение законодательства органами, ведущими оперативно-розыскную деятельность, дознание, предварительное расследование при обнаружении, раскрытии деяний, совершенных военнослужащими, гражданским персоналом ВС, а также субъектами, находящимися на военных сборах.

1. Самовольное оставление части или места службы

военнослужащим срочной службы, а также неявка его

в срок без уважительных причин на службу при увольнении из части, назначении или переводе, неявка из

командировки, отпуска или из лечебного учреждения

продолжительностью свыше трех суток, но не более месяца,наказывается содержанием в дисциплинарном батальоне на срок до двух лет либо лишением свободы на срок

до трех лет.

Самовольное оставление воинской части или места

службы военнослужащим (кроме срочной службы), а также неявка его в срок на службу без уважительных причин продолжительностью свыше десяти суток, но не более месяца, или хотя и менее десяти суток, но более

трех суток, совершенное повторно в течение года, наказывается штрафом до ста не облагаемых налогом

минимумов доходов граждан или служебным ограничением на срок до двух лет, либо лишением свободы на

срок до трех лет.

3. Самовольное оставление воинской части или места

службы, а также неявка в срок на службу без уважительных причин продолжительностью свыше одного месяца, совершенное лицами, указанными в частях первой и второй настоящей статьи, наказывается лишением свободы на срок от двух до

пяти лет.

4. Самовольное оставление воинской части или места

службы, а также неявка в срок на службу без уважительных причин, совершенные в условиях военного положения или в боевой обстановке, наказываются лишением свободы на срок от пяти до

десяти лет.

1. Самовольная отлучка представляет собой самовольное оставление военнослужащим срочной службы территории воинской части или места службы либо неявка в

срок на службу без уважительных причин.

Объект преступления - установленный порядок прохождения военной службы, обязывающий военнослужащих срочной службы постоянно находиться в расположении воинской части или по месту службы и не оставлять

их без разрешения соответствующего начальника.

2. Объективная сторона преступления содержит две формы его возможного проявления: а) самовольное оставление воинской части; б) неявка в установленный срок без

уважительных причин на службу из увольнения, при назначении, переводе, из командировки, из отпуска или из

лечебного заведения.

Самовольное оставление части заключается в том, что

военнослужащий срочной службы без получения соответствующего разрешения начальника оставляет территорию

воинской части.

Под территорией воинской части понимается пространство в пределах казарменного, лагерного, походного или

боевого расположения части. Если подразделения воинской части расположены в различных местах, то под территорией части в смысле ст. 407 понимается район расположения соответствующего подразделения.

Для квалификации действий виновного по ст. 407 необходимо, чтобы оставление воинской части или места прохождения службы имело самовольный характер, без разрешения соответствующего начальника. В случае, если военнослужащий рядового или сержантского состава

оставляет рсположение части с разрешения своего прямого или непосредственного начальника, не обладающего правом увольнения, то такой уход не может быть признан

самовольным.

Неявка в срок на службу заключается в том, что военнослужащий срочной службы оставляет воинскую часть

или место службы на законном основании и имеет объективную возможность для возвращения в установленное

время, но своевременно в часть не возвращается и свыше

установленного срока находится за пределами ее расположения.

Если военнослужащий срочной службы своевременно

не явился в свою часть по уважительным причинам, то

такое опаздание не может признаться преступлением (стихийное бедствие, задержание органами власти, перерыв в

движении транспорта и т.п.).

Вопрос о наличии уважительных причин неявки рассматривается в каждом конкретном случае, исходя из обстоятельств дела.

Началом самовольной отлучки считается момент фактического оставления территории части или места службы, а концом - час и день возвращения в часть или задержания вне пределов части или места службы, а для

неявки на службу соответственно - время истечения срока законного отсутствия и время возвращения в часть или

задержания.

Преступлением, предусмотренным ст. 407, признается

не всякое самовольное оставление части или не всякое

несвоевременное появление в часть без уважительных причин, а лишь такое незаконное отсутствие военнослужащего срочной службы, которое продолжалось свыше одних

суток, но не более трех суток, либо хотя и менее суток, но

совершенное повторно в течение трех месяцев. Таким образом, самовольное оставление части или места службы

военнослужащим срочной службы продолжительностью

менее одних суток, совершенное впервые или после истечения трех месяцев с момента совершения предыдущей

самовольной отлучки, рассматривается как дисциплинарный проступок.

Если дисциплинарное взыскание, наложенное за предыдущую отлучку, снято, то последующая самовольная отлучка не может рассматриваться как повторная.

3. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в форме прямого умысла.

4. Субъектами преступления признаются военнослужащие срочной службы или приравненные к ним военные

строители. Состоящими на действительной срочной военной службе считаются лица рядового и сержантского (старшинского) состава, проходящие действительную военную

службу в пределах сроков, установленных Законом -Об об856

Субъектами самовольной отлучки могут также признаваться курсанты военных учебных заведений, если до зачисления на учебу они не отслужили действительной срочной военной службы. Правовое положение таких лиц приравнивается к военнослужащим срочной службы.

О понятии -военное время- - см. комментарии к

По ст. 407 квалифицируется самовольная отлучка военнослужащего отбывающего наказание в дисциплинарном батальоне. О дисциплинарном батальоне см. комментарий к ст. 62 УК.

О применении правил Дисциплинарного устава в Вооруженных Силах Украины к военнослужащим, совершившим самовольную отлучку или не явившимся в часть без

уважительных причин, - см. комментарий к ст. 401.

(начальника) и других законных (чрезвычайных) оснований, оправдывающих это отсутствие. Под территорией воинской части понимается место расположения казарм , палаток , других помещений, где постоянно или временно проживают и проходят службу военнослужащие. Место службы может находиться за пределами воинской части, там, где военнослужащий в данный момент исполняет службные обязанности (место временного наряда, работы, эшелон , маршрут движения, поезд и так далее) . Законом установлены точные сроки, для того чтобы отсутствие военнослужащего было квалифицировано как самовольное оставление части , однако и более кратковременное отсутствие военнослужащего из части или места службы может быть приравнено к дезертирству , если было установлено, что военнослужащий самовольно покинул часть с намерением уклониться от военной службы совсем или на длительное время . Самовольное оставление части совершается посредством активных действий, приравненная к нему неявка в срок к месту несения службы совершается путём бездействия . Продолжительность самовольной отлучки исчисляется с момента самовольного оставления военнослужащим части или места службы .

Отличия от самовольной отлучки и дезертирства. Вопросы квалификации

Намерения субъекта в некоторых случаях для разграничения этих составов преступления могут иметь существенное значение, и специфическая особенность рассматриваемых составов преступления заключается в том, что и самовольная отлучка и дезертирство являются длящимися преступлениями . Самовольное оставление части или места службы всегда сопряжено с тем, что субъект преступления в течение определённого времени противозаконно находится вне своей части. До тех пор, пока он сам не явился или не был задержан, он продолжает незаконно оставаться вне части, то есть продолжает преступление, начатое им путём самовольного оставления части или места службы. Начальным и конечным моментами этого преступления являются: момент самовольного оставления части или места службы, с одной стороны, и момент добровольной явки или задержания, с другой. Точное установление этих моментов важно, так как продолжительность отсутствия из части или с места службы имеет в рассматриваемых составах преступления решающее значение для квалификации преступного умысла. Говоря об объективной стороне самовольной отлучки и дезертирства, необходимо коснуться следующего обстоятельства: Прекращение самовольной отлучки и дезертирства возможно либо путём добровольной явки субъекта преступления в свою воинскую часть, к месту службы, в местные органы военного управления, милицию и т. п., либо его задержание силами самой воинской части, органами власти и т. д. Если в первом случае преступление было прекращено по собственному побуждению субъекта, то во втором случае оно было пресечено помимо его воли. Вполне логично, что если субъект сам возвратился в часть, он, очевидно, не имел намерения оставаться далее вне части. Если же он был задержан, то есть все основания полагать, что он не желал возвращаться. Тут обнаруживается тесная связь между объективными и субъективными свойствами состава преступления. Добровольная явка имеет значение особо смягчающего обстоятельства. Она должна рассматриваться как добровольный отказ от продолжения длящегося преступления, первоначальный акт которого уже был совершён. Для квалификации же преступления она не имеет особого значения. Факт задержания может иметь значение для квалификации преступления в том случае, если субъект преступления находился вне части менее сроков, требуемых для квалификации деяния как самовольного оставления части, но по делу установлено, что имело место попытка самовольного оставления части. В таком случае наказание должно определяться именно за попытку самовольного оставления части, а не за самовольную отлучку. Объективная сторона рассматриваемого состава преступления выявляет его отличия от самовольной отлучки и дезертирства. Отличия эти сводятся к следующему :

В чём заключается отличие Самовольная отлучка и(или) дезертирство Самовольное оставление части
Момент пересечения территории части При самовольной отлучке и дезертирстве субъект преступления самовольно (незаконно) оставляет часть или место службы. В рассматриваемом составе преступления он может оставлять часть на вполне законном основании - по увольнительной, либо по поручению начальства, не планируя, однако, возвращаться.
Способ совершения Самовольная отлучка и дезертирство выражаются в действии Рассматриваемое деяние выражается в преступном бездействии: субъект не выполняет действий, которые обязан совершить (не является в срок на службу)
Уважительные причины При самовольной отлучке и дезертирстве вовсе не применимо понятие уважительных причин: Ни при каких условиях эти преступления не могут быть признаны совершёнными по уважительным причинам Для рассматриваемого же состава преступления отсутствие уважительных причин является, как было сказано, необходимым элементом. Если неявка в срок на службу была вызвана уважительными причинами, в действиях лица нет состава преступления.
Кратность Советская судебная практика не признавала преступлением и рассматривала как эпизоды одного дисциплинарного проступка повторные самовольные отлучки, совершённые в пределах суток .
Совокупность преступлений Возможны случаи, когда одним лицом в разное время совершены сначала самовольная отлучка, а потом самовольное оставление части или дезертирство .

Положение о воинских преступлениях 1924 года устанавливало в качестве одного из признаков разграничения самовольной отлучки и побега (тогда это называлось именно так) условие добровольной явки . Однако в дальнейшем советское военно-уголовное законодательство отказалось от этого признака. После введения понятия дезертирства в военно-уголовное законодательство, для разграничения между ними употреблялась формулировка «покушение на дезертирство». К моменту издания Указа Президиума Верховного Совета СССР «О внесении изменений и дополнений в Положение о воинских преступлениях» от 15 февраля 1957 г., в советском уголовном законе существовали разные определения дезертирства в отношении военнослужащих срочной службы , с одной стороны, и в отношении лиц офицерского состава и военнослужащих сверхсрочной службы - с другой: для военнослужащих срочной службы дезертирством считалась самовольная отлучка продолжительностью свыше суток; под дезертирством же лиц офицерского состава и военнослужащих сверхсрочной службы понималось самовольное оставление части или места службы продолжительностью свыше шести суток, а во время кампаний во флоте, манёвров, учебных, краткосрочных, повторительных и поверочных сборов - свыше двух суток, а также побег из части или с места службы с намерением длительно или вовсе уклониться от несения обязанностей по военной службе. После 1957 года под самовольной отлучкой стало пониматься отсутствие в части свыше суток либо хотя и менее суток, но совершённое повторно в течение трёх месяцев; под дезертирством - оставление части с целью уклонения от военной службы. В 1958 году, удельный вес самовольных отлучек в структуре воинских преступлений составлял свыше 30 % (ок. 5 тыс. задокументированных случаев на 500 тыс. - 1 млн незадокументированных). В

1. Караульная служба предназначена для надежной охраны и обороны боевых знамен, хранилищ с вооружением, военной техникой, другими материальными средствами и иных военных и государственных объектов, а также для охраны лиц, содержащихся на гауптвахте и в дисциплинарной воинской части. Несение караульной службы является выполнением боевой задачи.

2. К караульной службе приравнивается вахтенная служба на кораблях Военно-Морского Флота. Она является особым видом дежурства на корабле и имеет задачей охрану боевой техники и самого корабля, а также обеспечение его постоянной боевой готовности. Различаются вахты корабельная (по кораблю в целом) и специальная (по боевым частям корабля и службам).

3. Караульной службой является также служба по охране и конвоированию заключенных, содержащихся под стражей или отбывающих наказание в уголовно - исправительных учреждениях, осуществляемая военнослужащими внутренних войск МВД РФ.

4. Правила несения караульной службы определяются Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил РФ. Действие этого Устава кроме Вооруженных Сил РФ распространено также на другие войска и воинские формирования Российской Федерации. Вахтенная служба на кораблях регламентируется Корабельным уставом Военно-Морского Флота РФ. Правила несения службы по охране уголовно-исправительных учреждений и конвоированию осужденных к лишению свободы и заключенных под стражу установлены Законом «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» и Уставом внутренних войск МВД РФ.

5. Преступление, предусмотренное ст. 342 УК, заключается в нарушении лицом, входящим в состав соответствующего наряда (караула, вахты), тех или иных уставных требований (сон на посту, самовольное оставление охраняемого объекта, допуск к охраняемому объекту посторонних лиц, неправильное применение оружия, несоблюдение правил сигнализации и т.п.), повлекших причинение вреда охраняемому объекту. Нарушение уставных правил караульной службы военнослужащими из состава караула, несущего службу по охране лиц, содержащихся на гауптвахте и в дисциплинарной воинской части, а также по охране и конвоированию заключенных, содержащихся под стражей или отбывающих наказание в уголовно-исправительных учреждениях, может быть совершено путем применения насилия к заключенным, унижения их человеческого достоинства, ущемления их прав и законных интересов и т.п.

6. Вред, причиненный охраняемым караулом (вахтой) объектам, может состоять в утрате или порче предметов военной техники или иного имущества, хищении этого имущества, проникновении в охраняемые военные объекты посторонних лиц, беспорядках среди арестованных на гауптвахте и т.п. Как вред, причиненный охраняемым караулом объектам, следует рассматривать случаи применения насилия или иных незаконных мер воздействия к лицам, содержащимся под стражей, а также случаи незаконного кратковременного освобождения их из-под стражи.

7. Нарушение уставных правил караульной (вахтенной) службы, повлекшее причинение вреда объектам, не находящимся под охраной караула (вахты), может образовать состав другого преступления. Если, например, часовой с нарушением требований устава открыл стрельбу и причинил телесное повреждение прохожему, то его действия подлежат квалификации по соответствующей статье гл. 16 УК.

8. В отличие от ранее действовавшего законодательства, ст. 342 нового УК уголовную ответственность за нарушение уставных правил караульной (вахтенной) службы, не повлекшее вредных последствий, не предусматривает. Военнослужащие из состава караула (вахты) за подобные нарушения могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности по Дисциплинарному уставу Вооруженных Сил РФ.

9. К тяжким последствиям нарушения уставных правил караульной (вахтенной) службы (ч. 2 ст. 342) должны быть отнесены случаи хищения из охраняемых объектов оружия, боеприпасов и другого военного имущества, вывода из строя боевой техники, утраты Боевого Знамени воинской части, побега заключенного из-под ареста или из-под стражи, причинение вреда здоровью содержащегося под охраной караула заключенного и т.п.

При этом хищение оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств или иного военного имущества из охраняемого объекта, совершенное лицом из состава караула (вахты), подлежит квалификации по совокупности ч. 2 ст. 342 и ст. 226 УК или соответствующей статье гл. 21 УК. Также по совокупности ч. 2 ст. 342 и соответствующих статей гл. 16 УК должны быть квалифицированы случаи причинения средней тяжести и тяжкого вреда здоровью содержащегося под охраной караула заключенного, а также его убийства или причинения смерти по неосторожности.

10. Статья 225 УК в ч. 2 устанавливает уголовную ответственность за ненадлежащее исполнение обязанностей по охране ядерного, химического, биологического или других видов оружия массового поражения либо материалов или оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, если это повлекло тяжкие последствия либо создало угрозу их наступления (см. комментарий к названной статье).

В тех случаях, когда нарушение уставных правил караульной (вахтенной) службы было совершено военнослужащим при охране объектов с перечисленными предметами и оно повлекло за собой указанные в ч. 2 ст. 225 тяжкие последствия либо создавало угрозу их наступления, содеянное следует квалифицировать по совокупности ч. 2 ст. 342 и ч. 2 ст. 225 УК.

11. Во время несения службы в составе караула (вахты) военнослужащие могут совершать другие воинские преступления (насильственные действия в отношении начальника, нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими и др.), ответственность за которые наступает по соответствующим статьям гл. 33 УК. При этом самовольное оставление части и другие виды уклонения от военной службы (ст. 337 - 339), совершенные во время несения караульной службы, следует квалифицировать по совокупности преступлений.

12. С субъективной стороны нарушения уставных правил караульной (вахтенной) службы, предусмотренные ч. 1 и 2 ст. 342 УК, совершаются умышленно, отношение к тяжким последствиям деяния может быть и в форме неосторожности.

13. По ч. 3 ст. 342 подлежит квалификации нарушение уставных правил караульной (вахтенной) службы по неосторожности, т.е. вследствие небрежного или недобросовестного отношения к этим правилам, когда их нарушение повлекло тяжкие последствия.

14. Нарушение уставных правил караульной службы вследствие небрежного или недобросовестного к ним отношения при охране объектов, перечисленных в ст. 225 УК, и повлекшее указанные в этой статье последствия, следует квалифицировать по ч. 3 ст. 342 и ст. 225 УК.

По совокупности должны быть квалифицированы также случаи нарушения уставных правил караульной службы, предусмотренные ч. 3 ст. 342 УК и сопряженные с причинением по неосторожности смерти, тяжкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего (ст. 109, 118).

15. Субъектами преступлений, предусмотренных ст. 342 УК, могут быть только лица из состава караула или вахты (начальник караула, разводящий, часовой, караульный и др.). Должностные лица, хотя и отвечающие за организацию и состояние караульной (вахтенной) службы (например, комендант гарнизона, начальник гарнизонной гауптвахты), но не входящие в состав караула (вахты), не могут быть субъектами рассматриваемых преступлений.

16. От нарушения уставных правил караульной службы путем неправильного применения оружия следует отличать нарушение правил обращения с оружием, предусмотренное ст. 349 УК.

Устав гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил РФ четко определяет основания и порядок применения оружия лицами, входящими в состав караула. Применение оружия с нарушением этого порядка представляет собой нарушение уставных правил караульной службы.

Нарушения правил обращения с оружием непосредственно не связаны с выполнением задачи по охране того или иного объекта, они являются нарушением требований действующих руководств по стрелковому делу о порядке обращения с оружием (правила заряжания и разряжания, недопустимость различных манипуляций с оружием, создающих угрозу для окружающих, и т.п.). Соблюдение этих требований обязательно во всех случаях, когда военнослужащий владеет оружием.

Нарушение правил обращения с оружием во время несения караульной службы, повлекшее за собой по неосторожности причинение смерти, тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека, не образует состава преступления, предусмотренного ст. 342, оно подлежит квалификации по ст. 349 УК.

Термин «самовольное оставление части» употребляется в речи военнослужащих в том случае, когда офицер или рядовой оставил свой пост, находящийся в части или на месте службы без повеления высокопоставленного лица, если только для данного действия нет оправдания. Территория части включает в себя солдатские казармы, палатки или же иные помещения, в которых живут военные. Располагаться часть может за границами воинской части, куда солдата направили для выполнения его воинских обязанностей.

Однако не стоит предполагать, что при отсутствии солдата его в ту же секунду окрестят оставившим пост. Закон, объективно оценивающий любую ситуацию, регламентирует какой именно срок должен пройти. Несмотря на это, если рядовой покинул пост даже на незначительное время, его отсутствие может быть трактовано, как дезертирство. Это произойдет в том случае, если солдат оставил свой пост по своему желанию, и им движила цель – оставить свою службу, без разницы, на какой именно промежуток времени.

Процесс самовольного оставления части включает в себя активные действия, которые влекут за собой отсутствие на посту солдата. Отсчет долготы отсутствия начинает исчисляться с того момента, как военнослужащий покинул место несения службы.

Различия в понятиях самовольной отлучки и дезертирства, квалификация

Еще В.М.Чхиквадзе определил, что сами ситуации совершения самовольной отлучки, своевольного оставления части и дезертирства не разниться столь сильно. Точнее сказать, они определяются одинаково. Различие этих трех терминов состоит лишь в том какова продолжительность срока оставления солдатом своего поста.

Не менее важное значение для определения различия между ними имеет изначальное намерение солдата, совершающего одно из этих действий. Основной определяющей характеристикой дезертирства и своевольной отлучки является то, что оба варианта предполагают продолжительное оставление части. Самовольное оставление части или места службы же несет в себе смысл лишь временного нахождения вне своей территории военнослужащего. Пока он не объявился на месте несения своей службы или не был пойман хранителями правопорядка, он продолжает совершать правонарушение, за которое понесет должное наказание.

Отправной точкой совершения данного преступления выступает момент покидания места несения службы, а конечной – поимка или же самоличное появление на месте. Крайне важно достоверная и корректная регистрация промежутка между данными действиями, поскольку именно длительность отсутствия решает все дело, к какому именно правонарушению отнести данное действие и какое наказание должен понести военнослужащий.

Если затрагивать вопрос самовольного оставления части контрактником или призывником и дезертирства с объективной точки зрения, то есть один весьма важный аспект, который не может остаться без внимания. Тот отрезок времени, который солдат отсутствовал на месте службы будет прерван лишь тогда, когда он объявится на посту или перед командующими, или же будет задержан другими солдатами. До тех пор, пока он не совершил данное действие, он будет считаться преступником и преследоваться блюстителями порядка. Чем больше времени он скрывается от военнослужащих, тем более тяжкое наказание за преступление его ожидает.

Если отталкиваться от его собственного возвращения, то можно согласиться с тем, что он покинул часть лишь временно, может быть, по веской причине, например, решил «выйти». В данном случае наказание будет смягчено, а насильное задержание и сопротивление закону будет наказано в полной мере.

Добровольное возвращение будет расцениваться как принятие своей ошибки. Для определения разновидности преступления это будет иметь не столь большое значение, поскольку решающим фактором в данном случае будет сама продолжительность отсутствия.

Для того, чтобы определить разновидность наказания, необходимо разобраться какое именно преступление совершил контрактник или призывник, отправившись в самоволку. Для этого, командующие рассматривают данную проблему с нескольких ракурсов.

  • Во-первых, стоит обратить внимание на сам момент ухода от места несения службы. Если рядовой совершил переход через границу на основании указаний главнокомандующего, к примеру, по причине увольнения или по приказу начальника, то это действие вполне законно. Данный акт не будет расцениваться как преступление, а как самовольное оставление части. В том случае, если военнослужащий на оснований своих собственных мотивов, незаконно, совершил уход, то это дезертирство или же самовольное отлучение.
  • Во-вторых, если рассматривать с точки зрения метода совершения данного, действия, то несложно догадаться, что уже при выяснении обстоятельств станет ясно, был ли данный акт дезертирство или самовольным оставлением поста. Самовольное оставление поста также ассоциируется с бездействием в преступлении, иными словами с неявкой к месту поста.
  • В-третьих, во внимание, конечно же, берутся уважительные причины. Тут не стоит забывать о том, что при дезертирстве или самовольном отлучении не приемлемы никакие «отговорки». Ни одна уважительная причина не сможет покрыть величину преступления. Другое дело, если это самовольное оставление поста, тут без достоверных и весомых аргументов не обойтись. В том случае, если солдат приводит яркие аргументы, которые доказывают, что он невиновен, то данное действие не будет воспринято как преступление.

В 1924 году на самовольную отлучку смотрели сквозь пальцы. Если предоставлялись весомые аргументы после самоличного появления на месте. Но с течением времени к этому начали относиться по строже, более того, от этого отказались. Через некоторое время, понятие «побег» было заменено «дезертирством», а самовольное оставление поста начали именовать «покушением на дезертирство». В процессе некоторые термины менялись местами или изменяли свое значение, однако их суть оставалась той же.

Наказание за совершение преступления

Нынешнее законодательство почти не видит различий между самовольным отлучением и оставлением места службы. Есть лишь некоторые различия в мерах наказания относительно продолжительности отсутствия, как указано в статье.

К примеру, как гласит устав, в том случае, если покинул свой пост или же не появился на своем назначенном месте в течение от двух до семи суток призывник или контрактник, то без явных на то причин, будет наказан задержанием на промежуток времени – полгода, или же, в ином случае – содержанием в на срок до 12 месяцев.

Если то же деяние было совершено солдатом, служащим по контракту или по призыву, однако срок немаленький – уже превысил девять суток, но не более 30, его наказанием будет судебное ограничение свободы на военное службе до 24 месяцев или же помещение в дисциплинарный батальон на срок до 36 месяцев.

Если же солдат совершил данное преступление, а срок продлился более, чем на 1 месяц, то наказанием будет служить лишение свободы до пяти лет. Однако если совершенное деяние было замечено впервые и произошло по тяжким обстоятельствам, солдату будет прощено данное преступление.