Гипотеза статьи 24.4 кодекса об административных правонарушениях

Статья 11.4. Нарушение правил использования воздушного пространства

Комментарий к статье 11.4

1. Воздушный кодекс РФ устанавливает правовые основы использования воздушного пространства Российской Федерации и дея-тельности в области авиации (гл. II).
2. Под воздушным пространством Российской Федерации понимается воздушное пространство над ее территорией, в том числе воздушное пространство над внутренними водами и территориальным морем РФ.
3. Использование воздушного пространства представляет собой деятельность, в процессе которой осуществляются перемещение в воздушном пространстве различных материальных объектов (воздушных судов, ракет и других объектов), а также другая деятельность (строительство высотных сооружений, деятельность, в процессе которой происходят электромагнитные и другие излучения, выброс в ат-мосферу веществ, ухудшающих видимость, проведение взрывных работ и т.п.), которая может представлять угрозу безопасности воздуш-ного движения.
Пользователями воздушного пространства являются граждане и юридические лица, наделенные в установленном порядке правом осуществлять деятельность по использованию воздушного пространства (ст. 11 Воздушного кодекса РФ).
4. Государственное регулирование использования воздушного пространства РФ и деятельности в области авиации направлено на обеспечение потребностей граждан и экономики в воздушных перевозках, авиационных работ, а также обороны и безопасности государства, охраны интересов государства, безопасности полетов воздушных судов, авиационной экологической безопасности. Объектами проти-воправных посягательств, предусмотренных комментируемой статьей, являются общественные отношения, связанные с названными выше правами граждан, юридических лиц и интересами государства.
5. Для правильной квалификации противоправных действий (бездействия), предусмотренных комментируемой статьей, необходимо обратиться к Федеральным правилам использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1084, с дальнейшими изменениями, а также к приложениям к данному нормативному акту — Правилам представления заявок (расписаний, графиков) на использование воздушного пространства РФ и сообщений о его использовании в органы управления полетами; Правилам запроса и выдачи разрешений на использование воздушного пространства РФ и др.
6. Названными Федеральными правилами установлены требования для пользователей воздушного пространства. Они обязаны: а) осуществлять свою деятельность в воздушном пространстве в соответствии с требованиями Воздушного кодекса РФ, других нормативных правовых актов РФ, регламентирующих использование воздушного пространства; б) своевременно подавать заявки (расписания, графики) на использование воздушного пространства; в) осуществлять свою деятельность в воздушном пространстве только после получения соот-ветствующего разрешения от центра управления полетами и в соответствии с изложенными в нем условиями; г) своевременно сообщать о начале и окончании использования воздушного пространства в соответствующие оперативные органы управления полетами; д) содействовать органам управления полетами в осуществлении поисково-спасательных работ, а также при оказании помощи терпящим или потерпевшим бедствие воздушным судам; е) применять установленные типы и формы сообщений об использовании воздушного пространства; ж) использовать официально издаваемые документы аэронавигационной информации.
Объективную сторону рассматриваемых правонарушений составляет несоблюдение перечисленных и других условий и правил.
7. Воздушный кодекс РФ и названные Федеральные правила устанавливают разрешительный порядок использования воздушного пространства, т.е. порядок предоставления пользователям возможности использования воздушного пространства, а также порядок выдачи разрешений на его использование.
В настоящее время органом, осуществляющим надзор и контроль в сфере использования воздушного пространства, является Феде-ральная аэронавигационная служба (Росаэронавигация), находящаяся в ведении Минтранса России.
8. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает административную ответственность за нарушение правил использования воз-душного пространства лицами (пользователями), не имеющими соответствующих разрешений (не получившими их в установленном по-рядке) на право использования воздушного пространства.
9. Субъектами правонарушений могут быть граждане, должностные и юридические лица.
Субъективная сторона рассматриваемых правонарушений выражается в форме как умысла, так и неосторожности.
10. Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов, осуществляющих контроль и надзор в сфере использования воздушного пространства (ст. 23.43). При необходимости применения административного приостановления деятельности дело передается районному судье на рассмотрение (ч. 2 ст. 23.1).
Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3).

11.4. По завершении обгона (кроме разрешенного обгона с правой стороны) водитель обязан вернуться на ранее занимаемую полосу движения. Однако при двух и более полосах для движения в данном направлении водитель, производящий обгон, может с учетом п 9.4 Правил остаться на левой полосе, если по возвращении на ранее занимаемую полосу ему пришлось бы сразу начать новый обгон и если он не создает помех транспортным средствам, движущимся за ним с более высокой скоростью.

Комментарии по пункту 11.4

Как следует из определения термина «Обгон», этот маневр не включает в себя в качестве заключительной фазы возвращение на ранее занимаемую полосу движения.

Поэтому рассмотрим возможные варианты:

обгон с выездом на полосу встречного движения (на двух- или трёхполосных дорогах с двусторонним движением). Если на дороге две или три полосы для движения в обоих направлениях водитель обязан непременно вернуться на полосу, с которой он начинал обгон.
обгон в пределах «своей» половины проезжей части. Если для движения в одном направлении имеется две или более полосы, водителю необязательно возвращаться на ранее занимаемую полосу, и он может продолжить движение. Однако, ему следует помнить, что предписания пункта 9.4 ПДД обязывают его не занимать левые полосы при свободных правых вне населенных пунктов, а также в населенных пунктах при движении по дорогам, обозначенным знаками 5.1 или 5.3, либо где разрешено движение со скоростью более 80 км/ч. Если скорость движения на полосе, с которой начинался обгон, затруднена, водителю разрешено использовать для движения удобную полосу.

Наказания и штраф по пункту 11.4

Недавно ГИБДД разъяснила спорные ситуации, связанные с выездом на встречную полосу. Пояснение стало актуальным в связи с изменениями, внесенными в КоАП РФ и действующими с 1 января.

Начиная с 2013 года, если водитель совершил такое нарушение впервые, он может быть привлечен к ответственности в виде административного штрафа в размере 5000 рублей либо лишения водительских прав на срок от 4 до 6 месяцев. При этом руководитель подразделения ГИБДД и судья могут учитывать характер каждого конкретного правонарушения, а также обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

Если нарушение произошло повторно (в течение года после уплаты штрафа либо истечения срока лишения права управления), водитель уже привлекается к ответственности в виде лишения права управления транспортными средствами на 1 год. Кроме того, тем же законом была уточнена ответственность за выезд на встречные трамвайные пути в случаях, когда он совершен при объезде препятствия. Она приравнена к ответственности за выезд при объезде препятствия на встречную полосу, а именно – штраф от 1000 до 1500 рублей.

1. Нарушение пользователем воздушного пространства федеральных правил использования воздушного пространства, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, -


влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати пяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.


2. Нарушение правил использования воздушного пространства лицами, не наделенными в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, -


влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.




Комментарии к ст. 11.4 КОАП РФ


1. Воздушный кодекс РФ устанавливает правовые основы использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области авиации (гл. II).

2. Под воздушным пространством Российской Федерации понимается воздушное пространство над ее территорией, в том числе воздушное пространство над внутренними водами и территориальным морем РФ.

3. Использование воздушного пространства представляет собой деятельность, в процессе которой осуществляются перемещение в воздушном пространстве различных материальных объектов (воздушных судов, ракет и других объектов), а также другая деятельность (строительство высотных сооружений, деятельность, в процессе которой происходят электромагнитные и другие излучения, выброс в атмосферу веществ, ухудшающих видимость, проведение взрывных работ и т.п.), которая может представлять угрозу безопасности воздушного движения.

Пользователями воздушного пространства являются граждане и юридические лица, наделенные в установленном порядке правом осуществлять деятельность по использованию воздушного пространства (ст. 11 Воздушного кодекса РФ).

4. Государственное регулирование использования воздушного пространства РФ и деятельности в области авиации направлено на обеспечение потребностей граждан и экономики в воздушных перевозках, авиационных работ, а также обороны и безопасности государства, охраны интересов государства, безопасности полетов воздушных судов, авиационной экологической безопасности. Объектами противоправных посягательств, предусмотренных комментируемой статьей, являются общественные отношения, связанные с названными выше правами граждан, юридических лиц и интересами государства.

5. Для правильной квалификации противоправных действий (бездействия), предусмотренных комментируемой статьей, необходимо обратиться к Федеральным правилам использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1084, с дальнейшими изменениями, а также к приложениям к данному нормативному акту - Правилам представления заявок (расписаний, графиков) на использование воздушного пространства РФ и сообщений о его использовании в органы управления полетами; Правилам запроса и выдачи разрешений на использование воздушного пространства РФ и др.

6. Названными Федеральными правилами установлены требования для пользователей воздушного пространства. Они обязаны: а) осуществлять свою деятельность в воздушном пространстве в соответствии с требованиями Воздушного кодекса РФ, других нормативных правовых актов РФ, регламентирующих использование воздушного пространства; б) своевременно подавать заявки (расписания, графики) на использование воздушного пространства; в) осуществлять свою деятельность в воздушном пространстве только после получения соответствующего разрешения от центра управления полетами и в соответствии с изложенными в нем условиями; г) своевременно сообщать о начале и окончании использования воздушного пространства в соответствующие оперативные органы управления полетами; д) содействовать органам управления полетами в осуществлении поисково-спасательных работ, а также при оказании помощи терпящим или потерпевшим бедствие воздушным судам; е) применять установленные типы и формы сообщений об использовании воздушного пространства; ж) использовать официально издаваемые документы аэронавигационной информации.

Объективную сторону рассматриваемых правонарушений составляет несоблюдение перечисленных и других условий и правил.

7. Воздушный кодекс РФ и названные Федеральные правила устанавливают разрешительный порядок использования воздушного пространства, т.е. порядок предоставления пользователям возможности использования воздушного пространства, а также порядок выдачи разрешений на его использование.

В настоящее время органом, осуществляющим надзор и контроль в сфере использования воздушного пространства, является Федеральная аэронавигационная служба (Росаэронавигация), находящаяся в ведении Минтранса России.

8. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает административную ответственность за нарушение правил использования воздушного пространства лицами (пользователями), не имеющими соответствующих разрешений (не получившими их в установленном порядке) на право использования воздушного пространства.

9. Субъектами правонарушений могут быть граждане, должностные и юридические лица.

Субъективная сторона рассматриваемых правонарушений выражается в форме как умысла, так и неосторожности.

10. Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов, осуществляющих контроль и надзор в сфере использования воздушного пространства (ст. 23.43). При необходимости применения административного приостановления деятельности дело передается районному судье на рассмотрение (ч. 2 ст. 23.1).

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3).

1. Лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, имеют право заявлять ходатайства, подлежащие обязательному рассмотрению судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится данное дело.

2. Ходатайство заявляется в письменной форме и подлежит немедленному рассмотрению. Решение об отказе в удовлетворении ходатайства выносится судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, в виде определения.

Комментарий к статье 24.4 КоАП РФ

1. Важным условием обеспечения прав и законных интересов лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, является их право заявлять ходатайства. Ходатайство - это правовая форма использования прав и защиты своих интересов участниками производства по делу об административном правонарушении. Ходатайство может выступать средством приобщения к делу новых доказательств, вызова свидетелей, проведения экспертизы и т.д. Институт ходатайства служит расширению доказательственной базы и тем самым способствует более полному и всестороннему выяснению обстоятельств дела.

2. Ходатайство подлежит обязательному и немедленному рассмотрению судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело. Оно подается в письменной форме.

3. В случае если судья, орган, должностное лицо приняли решение об отказе в удовлетворении ходатайства, оно выносится в виде определения.

Другой комментарий к статье 24.4 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

По смыслу ч. 1 данной статьи под ходатайством понимается официальная просьба лица, участвующего в производстве по делу об административном правонарушении, адресованная судье, органу, должностному лицу, в производстве которых находится дело. Исчерпывающий перечень лиц, которые вправе заявлять ходатайство, определен ст. 25.1 - 25.11 КоАП.

Ходатайство должно быть отклонено или удовлетворено при рассмотрении дела об административном правонарушении (см. п. 6 ч. 1 ст. 29.7 КоАП). Исчерпывающий перечень вопросов, по которым выносится определение при подготовке к рассмотрению дела, дан в ст. 29.4 КоАП; о статусе определений, частных определений, выносимых в процессе гражданского, арбитражного и уголовного судопроизводства, см. ст. 224 - 227 ГПК, ст. 184 - 185 АПК, ч. 2 ст. 59, ч. 1 - 3 ст.

1. Лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, имеют право заявлять ходатайства, подлежащие обязательному рассмотрению судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится данное дело.

2. Ходатайство заявляется в письменной форме и подлежит немедленному рассмотрению. Решение об отказе в удовлетворении ходатайства выносится судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, в виде определения.

Комментарий к Ст. 24.4 КоАП РФ

Право заявлять ходатайства в процессе производства дела об административном правонарушении является частным случаем реализации общего принципа равенства перед законом, закрепленного в ст. 1.4 КоАП РФ.

В рамках производства по делам об административных правонарушениях можно выделить следующие особенности применения комментируемой статьи:

— круг лиц, имеющих право заявлять ходатайства, — правом заявлять ходатайства в производстве по делу об административном правонарушении наделены все лица, участвующие в данном производстве. Перечень указанных лиц содержится в главе 25 КоАП РФ.

Среди указанных лиц наибольшее значение данное право имеет для лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, а также для потерпевшего.

Наиболее специфично указанное право для свидетеля, эксперта, понятого, специалиста и переводчика, поскольку их процессуальная правоспособность ограничена их процессуальным статусом и определенной ролью в административном процессе. В частности, свидетель, эксперт, специалист, понятой могут заявлять ходатайства о самоотводе, о разъяснении их прав и обязанностей, понятой — ходатайство о внесении замечаний в протокол по делу об административном правонарушении. На практике же представляется, что указанные лица не могут заявлять ходатайства, касающиеся существа рассматриваемого дела. В случае если такие ходатайства будут заявлены данными лицами, судья, орган или должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, должны вынести решение об отказе в удовлетворении таких ходатайств;

— круг вопросов, по которым могут быть заявлены ходатайства, перечень указанных вопросов не определен и является открытым. Таким образом, любое заявленное ходатайство должно быть рассмотрено по существу;

— форма ходатайств — ч. 2 комментируемой статьи указывает, что ходатайства должны быть заявлены в письменной форме. Однако это не лишает соответствующее лицо права заявить ходатайство в устной форме в случае, если в силу каких-то причин ходатайство не могло быть представлено письменно. В данном случае лицо или орган, рассматривающие дело, должны либо рассмотреть ходатайство по существу, либо разъяснить необходимость заявления ходатайства в письменной форме и предоставить время для его подготовки.