Что такое магдебургское право. Магдебургское городское право

15 августа 1390 года Берестье первым из белорусских городов получило Магдебургское право, которое впоследствии дополнилось привилеями и правовыми установлениями 1408, 1412, 1511, 1554, 1580, 1607, 1614, 1661 годов.

Магдебургское право, возникшее в 13 веке в немецком Магдебурге, - феодальное городское право, по которому экономическая деятельность, имущественные права, общественно-политическая жизнь, сословное состояние горожан регулировались собственной системой юридических норм, что соответствовало роли городов как центров производства и денежно-товарного обмена. Это первое в Европе универсальное законодательство, которое можно было применить в любом торгово-ремесленном городе и основным принципом которого являлось самоуправление горожан.

Источники Магдебурского права - «Саксонское зерцало» (сборник германского феодального права), статут Магдебурга - обычно определяли организацию ремесленного производства, торговли, порядок избрания и деятельности городского самоуправления, цеховых объединений ремесленников и купечества.

В 13-18 столетиях Магдебургское право распространилось в Польше, Литве, на Украине, Беларуси. После Бреста его получили Гродно (1391), Слуцк (1441), Полоцк (1498), Минск (1499), Могилёв (1561), Мозырь (1577), Витебск (1597), Орша (1620), Мстиславль (1634).

Жители городов, которые получили Магдебургское право, освобождались от феодальных повинностей, от суда и власти воевод, старост и других государственных служебных особ. На основе Магдебурского права в городе создавался выборный орган самоуправления - магистрат, в состав которого входили бурмистры, радцы и лавники, избираемые горожанами. Соблюдение законов контролировалось магистратским судом, который утверждался из членов магистрата. Значительной властью и влиянием обладал войт, осуществляющий и координирующий власть в городе вместе со своим заместителем, - ленвойтом. С введением Магдебурского права отменялась деятельность местного права. Но не отменялась правомерность использования местными обычаями, если необходимое решения дела не было предусмотрено Магдебургским правом.

В судебной практике магистратов Белоруссии в 1-й половине 17 столетия вместе с Магдебурским правом использовали нормы общегосударственного кодекса - Статут ВКЛ, судовых статутов столицы - Вильни и собственной юридической традиции.

Одновременно с Магдебургским правом города получают и право иметь свой собственный герб. Древние гербы белорусских городов - необычайно интересное явление. Существование герба свидетельствовало о довольно высоком экономическом и культурном уровне того или иного центра. Герб присутствовал на печати города, чем подчеркивалась его независимость от княжеской или королевской власти.

В 1776 г. постановлением Варшавского сойма «мелкие» города и местечки лишились Магдебурского права, которое было оставлено только 11 городам Беларуси и Литвы: Вильно, Лиде, Трокам, Ковно, Новоградку, Волковыску, Пинску, Минску, Мозырю, Бресту и Гродно.

Такие меры аргументировались тем, что жители городов, которые не получили Магдебурского права, «не интересуются купеческим занятием, торговлей и ремеслом, неумело занимаются земледелием, судебные дела неправильно разрешают неопытными радцами».

Вместе с тем данное постановление касалось только королевских городов. Пользуясь данной оговоркой, владельцы частных городских поселений не только оставляли самоуправление в «магдебургских» городах и местечках, но и добивались его введения там, где его раньше не было. 18 марта 1791 г. самоуправление в королевских городах было возобновлено с ещё более широкими правами, а в конце этого года его получили и некоторые города, которые им ранее не пользовались.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

С одержание

Введение

1. Магдебургское право: происхождение и суть

2. Получение магдебургского права белорусскими городами

3. Положение городов с магдебургским правом

3.1 Привилегии горожан

3.2 Органы самоуправления

3.3 Торговые льготы

3.4 Герб и печать

4. Лида - город с магдебургским правом

Заключение

Литература

В ведение

Магдебургское право возникло в конце XIII века в Германии и почти сразу же распространилось на территории Беларуси, которая на тот момент находилась в составе Великого Княжества Литовского. Расположение белорусских земель в центре Европы содействовало их развитию в русле мирового экономического, политического и культурного процессов. В то время Беларусь освоила многие приобретения Запада, в том числе и организацию жизни города на основе самоуправления, совмещая нормы Магдебургского права с традициями самоуправления, которые существовали в Полоцке и в Витебске и других древних городах во времена Киевской Руси.

Эта тема привлекает внимание тем, что эпоха Магдебургского права приходится на времена наибольшего расцвета Беларуси, когда она являлась одним из передовых государств. Получая Магдебургское право, горожане в случае войны выходили защищать не только государство, но и свою "городскую независимость", свои свободы.

Цель реферата: определить роль Магдебургского права в развитии белорусских городов.

· познакомиться с процессом распространения Магдебургского права в белорусских городах;

· выделить изменения в органах управления, положении мещан в городах с Магдебургским правом;

· рассмотреть принятие Магдебургского права в городе Лиде.

В данной работе выделяется четыре раздела. В первом можно найти историческую справку об истоках происхождения Магдебургского права. Во втором разделе даётся представление о периоде и процессе принятии Магдебургского права в белорусских городах. Изменения в органах управления, права и обязанности горожан раскрываются в третьем разделе реферата. В этом же разделе уделяется внимание гербам и печатям средневековых белорусских городов. Четвёртый раздел содержит краеведческий материал и раскрывает вопрос принятия Магдебургского права в родном городе.

В связи с тем, что родной город Лида возник в период распространения Магдебургского права, одна из глав реферата посвящена краеведческому материалу, на основании которого сделана попытка проанализировать Привилегии на Магдебургское право в городе Лиде.

Среди источников информации, использованных при написании данной работы, следует отметить Энциклопедию истории Беларуси и Белорусскую Энциклопедию, в которых помещены общие сведения о Магдебургском праве, история его возникновения. Хочется отметить и книгу А. Титова "Геральдыка беларускіх местаў", в которой размещён интересный материал о гербах белорусских городов, приведены данные с привилеев на магдебургское право. Также в работе были использованы материалы энциклопедии истории Беларусии, Беларуской энцыклопедии, книги Копысского З.Ю. "Социально-политическое развитие городов Белоруссии в XVI - первой половине XVII в.", Кузнецова И.Н., Шелкопляс В.А. "История государства и права Беларуси".

В данной работе была сделана попытка рассмотреть появление, проблемы и особенности распространения и существования на территории Беларуси данного права.

1. М агдебургское право: происхождение и суть

Магдебургское право - одна из наиболее известных систем городского права. Сложилось в немецком городе Магдебурге в XII-XIII веках из разных источников, в том числе из привилегий, выданных архиепископом Вихманом городскому патрициату (1188), Саксонского зерцала (сборник германского феодального права), постановлений суда города Магдебурга и др.

Особое место в системе Магдебургского права занимали нормы, которые регулировали торговлю и ремесла, деятельность цехов и купеческих гильдий, порядок налогообложения. Магдебургское право явилось юридическим закреплением успехов горожан в борьбе с феодалами за самостоятельность. Оно давало городу право на самоуправление и собственный суд, право земельной собственности и освобождение от большей части феодальных повинностей.

В XIII-XVIII вв. распространилось в Восточной Пруссии, Силезии, Чехии, Польше и Великом Княжестве Литовском. По мере распространения в разных странах оно подвергалось изменениям в зависимости от местных условий. магдебургский право управление торговля

Жители городов, которые получали Магдебургское право, освобождались от феодальных повинностей, от суда и власти воевод, старост и других государственных служебных особ. В частновладельческих городах Магдебургское право не освобождало горожан от зависимости и власти феодалов, однако зависимость не имела черт принуждения. На основе Магдебургского права в городе создавался выборный орган самоуправления - магистрат. С введением Магдебургского права отменялось действие местного права, но не отрицалась правомерность пользования местными обычаями, если разрешение дела не предусматривалось Магдебургским правом. В судебной практике магистратов Беларуси вместе с Магдебургским правом использовались нормы общегосударственного права - Статутов ВКЛ.

Таким образом, Магдебургское право - одно из прогрессивных явлений в жизни городов в период средневековья, которое освобождало жителей от феодального гнёта.

2. Получение магдебургского права белорусскими городами

В Беларусь Магдебургское право пришло из Польши. Получение этого права городами Беларуси говорит о том, что они к XIV в. достигли высокого экономического и социального уровня развития.

Первую грамоту на получение Магдебургского права получил город Вильно 22 марта 1387 года, затем Брест (1390), Гродно (в 1391 г. неполное, в 1496 полное), Слуцк (1441), Полоцк (1498), Минск (1499) и другие. К XVI - XVIII вв. Магдебургское право получили почти все крупные и средние города, а также некоторые местечки Беларуси.

Среди городов Беларуси, принявшими Магдебургское право в XV -XVII веках, можно выделить Могилев (1560), Мозырь (1577), Кобрин (1589), Витебск (1579), Орша (1620), Мстиславль (1634).

Внешне привилегии на Магдебургское право представлял собой лист пергамента размером 20-70 см в высоту и 30-100 см в ширину, на котором писался текст, где оговаривались дарованные месту льготы, права и обязанности. Часто лист по краям украшался растительным орнаментом, в центре располагалось изображение герба.

Начинался документ с имени и титула правителя, который даровал его, и заканчивался датой его принятия, подписью короля и писаря канцелярии, закреплялся, чаще всего, средней печатью Великого княжества литовского.

Привилегии были двух видов - первоначальный и подтверждающий. Последние получали при приходе нового короля - великого князя. За несколько веков в некоторых белорусских городах накопилось столько привилегии, что они составляли целые книги.

Документы на право самоуправления бережно хранились в архивах при магистратах или в церквях и костёлах. Несмотря на это, сегодня на территории Беларуси есть только два привилея - города Мозыря (1680) и Привалок (1792). Первый хранится в Национальном историческом архиве Беларуси, второй - в Историко-археологическом музее в Гродно. Часть остальных документов погибло в войнах и пожарах XVI - XVIII вв., часть хранится в музеях и архивах Польши, Литвы. России.

Принятию Магдебургского права способствовало то, что ВКЛ постоянно подвергалось нападениям со всех сторон, и государство было заинтересовано в превращении белорусских городов в форпосты для своей защиты. Получая Магдебургское право, мещане в случае войны выходили защищать не только государство, но и свою городскую независимость, свою свободу. Городское сословие России, например, никогда не имело прав на самоуправление, похожих на Магдебургское.

Правом даровать городам самоуправление обладало только первое лицо в государстве. Однако известны случаи, когда магнаты, которые владели очень крупными земельными владениями, тоже утверждали эти грамоты. Часто привилей утверждался на Сойме, затем подписывался королём - великим князем.

На Беларуси приказом Екатерины II Магдебургское право было отменено в Могилевской губернии в ноябре 1775, в Минской - в мае 1795, в западной губернииях Беларуси - в декабре 1795 года.

3. Положение городов с магдебургским правом

3.1 Привилегии горожан

В грамотах польских королей, которыми даровалось Магдебургское право отдельным городам, говорилось, что король отменяет "все иные Права польские, литовские и русские и все иные обычаи, которые были бы несогласные с Правом немецким магдебургским". Город освобождался от власти воевод, панов, старост, судей и подсудков, наместников и других урядников; горожане не обязаны были отвечать перед ними в чем-либо и кто бы на них не сослался. В городах устанавливался свой собственный суд. Жители городов были освобождены от обязанности нести воинскую повинность. Мещане так же освобождались от толок и гвалтов, от подворной повинности, задерживания гонцов и послов. Правда, на деле ни кто не мог дать ни каких гарантий от вмешательства городских "мужей".

Мещане приобрели право на свободную торговлю, значительную площадь земли вокруг города (например, Несвиж получил 100 валок), а так же право пользования хозяйскими лесными просторами и водами (для выпаса животных, пользования дерева для строительства и отопления, охоты и рыбной ловли). Они обязаны были поставлять только обоз для войска. Города получают право владеть поземельною собственностью, тогда как раньше этим правом пользовалось только шляхетство.

Крупные города с Магдебургским правом, размещенные на важных торговых путях, строили для иностранных купцов гостиные дворы Обязанности же "вольных" городов были небольшими. Фактически, они сводились до выплаты пошлин в государственную казну (магистрат распределял его по всем мещанам), в том числе и необычные налоги на военные нужды.

Исходя из этого, можно сказать, что мещане городов с Магдебургским правом являлись, в прямом смысле, тоже привилегированной социальной прослойкой населения Беларуси того времени.

В административно-правовом плане самоуправление благодаря Магдебургскому праву окончательно отделило город от волости. Дав мещанам юридические гарантии частной собственности, точный экономический стимул, оно создавало благоприятные условия для хозяйственного развития города. Это ускорило развитие общества и формирование социальных слоев.

Таким образом, по Магдебургскому праву горожане освобождались от феодальной зависимости.

3.2 Органы самоуправления

Города, получившие Магдебургское право, образовывали свой орган власти - магистрат, который являлся выборным органом городского самоуправления. Для магистрата в городах начали возводиться специальные здания - ратуши, с городской башней и часами на ней. Магистрат состоял из лавы и рады. Во главе рады стоял бурмистр, во главе лавы - войт.

Рада должна была собираться в ратуше не менее одного раза в неделю, или столько, сколько для этого требуют дела.

Предметом обсуждения на ее заседаниях были вопросы, которые касались общих интересов города. Так, например, рада Могилева в 1626 году в противодействие самовольству великокняжеских сборщиков налогов, добивалась права самим собирать налоги и сдавать их в казну. В некоторых случаях для обороны прав горожан рада принимала свой статут, как это было, например, в Орше в 1621 году.

Раде подчинялись ремесленники города, и она определяла наказания для нарушения цехового устройства. Для обороны интересов ремесленников и торговцев рады некоторых городов запрещают деятельность тех особ, которые не подчинялись городским властям. Особенностью Магдебургского права в городах Великого Княжества Литовского было сохранение роли собрания горожан, особенно в выборе служебных особ.

Вместе с серьезными происшествиями (убийства, грабежи, и т.д.) в судах рассматривались бытовые дела, так как в Магдебургском праве были детально разработаны разнообразные вопросы. Был там и один очень интересный артикул, который предусматривал лишение ремесленника права заниматься ремеслом за убийство собаки или кота.

Рада первоначально состояла из бурмистров и коллегии радцев, избираемая войтом из представленных ему общиной кандидатов. Основной обязанностью бурмистра было ведение заседания магистрата в качестве старшины. В его компетенции были также вопросы контроля за деятельностью коммунальных служб, расходы городской казны, наблюдение за общественным порядком и т.д. Как войт, так и бурмистры, обязаны были принимать решения только после согласия всех радцев. Но войт и бурмистры часто нарушали нормы городского самоуправления. В соответствии с нормами Магдебургского права члены магистрата, войт и бурмистры охранялись от посягательств на их жизнь, честь и достоинство. Уставы городов предусматривали самые суровые наказания за их нарушение. Членами рады могли быть выбраны только законнорожденные, зажиточные мещане.

Рада заботилась об увеличении общественного добра, смотрела, чтобы не было дороговизны на пищевые продукты. Рада наказывала перекупщиков, если бы они, вопреки распоряжениям рады, начинали продажу ранее определенного срока. Рада так же следила за тем, чтобы меры и весы были в надлежащем состоянии. Она обязана была не допускать раздоров в городе, оборонять вдов, сирот, не позволять распространения азартных игр. Постановленное в ратуше, с ведома и позволения старших из посольства, все горожане обязаны были исполнять под страхом наказания. Радцы ежегодно отдавали отчет во всех городских суммах перед старшими из посольства.

Когда городское общество приобретало войтовство, всеми выгодами этого пользовалась рада. К ней переходило право представителя - бурмистров (прежде они назначались из радцев старостою и войтом. Число бурмистров было 4,6 и более; правили они по очереди). В конце концов рада совершенно уничтожило выбор бурмистров и установило представительство своих членов по очереди. Рада установила себе право выбирать своих сочленов на место выбывающих, а так же лавников (городская община потеряла даже право представлять кандидатов, чем она пользовалась при войтах). Рада издает городские постановления - вилькеры, которые имели такую же обязательную силу, как и государственные законы.

Кроме войта, бурмистров, радцев в составе магистрата были и другие должности. Например:

Писарь, который приносил присягу вместе с членами местного самоуправления. Он должен был быть человеком высокообразованным, хорошо знать белорусский, польский, латинский языки и письмо. Он присутствовал на заседаниях коллегий, вёл магистратские книги, выдавал выписки из решений, копии документов, которые подписывал вместе с войтом и бурмистром;

Полицаи следили за порядком в городе и отвечали за соблюдение правил торговли, исполняли функции санэпидстанции: осматривали все продукты, которые привозили в город; следили за выполнением правил пожарной безопасности.

Таким образом, в городах, получившим право на самоуправление сложилась своя, достаточно эффективная система управления.

3.3 Торговые льготы

Согласно Магдебургского права мещане получили различные льготы, в том числе торговые:

1. Освобождение от таможенной пошлины за право перевоза товаров через границы, как внутригосударственные, так и внешние.

2. Право свободной торговли спиртными напитками и беспошлинное их изготовление.

4. Образование "складов" экспортных товаров. Такие склады размещались в приграничных городах, и каждый, кто въезжал в страну, был обязан под угрозой конфискации объявить количество, цену и город назначения товара. Если заграничный купец платил за ввоз налог, то мог сам направляться к месту назначения товара. Но на пути его ждали многочисленные сборы, такие как мостовые (за проезд по мосту), мощёные (за проезд по мощеной дороге) и т.д. Всё это значительно увеличивало цену ввозимого товара. Поэтому чаще заграничные купцы оставляли на "складах". Купцы данного города имели право развозить его и продавать по другим городам. Таким правом складирования пользовались Брест, Гродно, Витебск, Полоцк, Вильно и некоторые другие.

Горожанам разрешалось строить и получать доходы с гостиных домов, весовых, воскобойней, общественных бань и других необходимых построек, для чего они могли брать бесплатно строительные материалы.

Важной мерой, способствующей развитию торговли, верховная власть считала назначение ярмарок и торгов. Ярмарки (до четырёх в год) устанавливались в определённые дни, могли продолжаться до двух недель. Также определялись торговые дни каждой недели. Для защиты интересов местных купцов иноземные и иногородние "гости" не могли торговать в розницу, а обязаны были сдавать товар оптом. Это положение не касалось ярмарок.

В целом, в городах с Магдебургским правом создавались позитивные условия для развития торговли и ремесла.

3.4 Герб и печать

Одновременно с Магдебургским правом города получают и право иметь свой собственный герб. Древние гербы белорусских городов - необычайно интересное явление. Существование этого атрибута свидетельствовало о довольно высоком экономичном и культурном уровне того или иного центра. Герб присутствовал на печати города, чем подчеркивалась его независимость от княжеской или королевской власти.

Впервые изображение герба Гродно зафиксировано на печатях городского самоуправления 2-ой половины XVI века.

В соответствии с привилеем, пожалованным королевой Боной в 1540 году, войту и лавникам разрешалось иметь печать. На печати 1565 (наиболее ранней из известных) изображен стремительно бегущий благородный олень с крестом между рогами (так называемый олень святого Губерта). В средневековой Европе святой Губерт считался покровителем охотников, и эта эмблема не случайно стала Гродненским гербом. Охота была одним из основных занятий жителей Гродно, расположенного в непосредственной близости к огромным лесным массивам - Гродненской и Беловежской пущам. Охота была одним из основных занятий жителей города. Таким образом, род занятий оказал значительное влияние на выбор эмблемы и закрепление её в качестве городского герба.

Герб города Полоцку был присвоен городу в 1580 г. Стефаном Баторием. На голубом поле барочного щита изображен трехмачтовый корабль на волнах, так как город находиться на берегу Западной Двины.

Много гербов с религиозной символикой.

Современной столице Беларуси - г. Минску - герб был присвоен в 1501 г. В голубом поле барочного щита изображено вознесение Девы Марии. Следует сказать, что избрание того или другого святого имело целью обеспечить жителей определённого города поддержкой и защитой с его стороны.

Герб городу Могилеву дарован Стефаном Баторием в 1577 году. В голубом поле барочного щита на зеленой оконечности башни, в открытых воротах стоит рыцарь в доспехах с поднятым мечом. Вверху на щите находится всадник с мечом и щитом.

Белорусские города получали и печать. В основном, они были двух видов - малая и большая. Документы, которые имели для их владельцев значимые последствия, закреплялись большой печатью. Малая была не столько гарантом подлинности документа, сколько свидетельством того, что бумага дошла до адресата без прочтения третьим лицом. Малая печать отличалась от большой не только размером, но и кратким описанием легенды. Символы на обеих, как правило, одинаковые, но на малой печати могли быть представлены только элементы городского герба.

4. Л ида - город с магдебургским правом

Магдебургское право Лиде было пожаловано 17 сентября 1590 года Привилеем короля Польши Жигимондом III Ваза. В Привилее Жигимонда III говорилось о "назначении печати для города Лиды, бургомистра, знающего законы "Магдебургские", войта, двух волок земли (I волока = 7,9549 гектара) "лопатного отреза скота"; о назначении двух ярмарок в год: одна на Новый год, а вторая - на Сошествие Святого духа и еженедельных торгов".

Подобные привелеи даровались городу и позже. Их было четыре. Так, положение привилея 1590 года о торгах было конкретизировано Владиславом IV от 20 августа 1640 г., где было сказано о "назначении торгов в понедельник..."

Последующие Привелеи, 1 сентября 1640 г. Михаила Вишневского, 1 сентября 1729 г. Августа II, 12 ноября 1744 г. Августа III, дополняли содержание первого.

По Магдебургскому праву городу присваивался герб. Сравнительно недавно в Центральном Государственном Архиве Беларуси в Минске была обнаружена актовая запись, в которой дается полное описание и содержание печати и герба города Лида.

Согласно этой записи герб Лиды представлял собою изображение льва и два ключа над головой. Однако это был не единственный вариант герба. На сегодняшний день известны несколько вариантов Лидской городской печати и герба. К сожалению, все они относятся к более позднему периоду, ко второй половине XVIII - началу XIX столетия. На самом раннем из них, 1746 года, в левой части шита было изображение льва, стоящего на задних лапах, повернутого влево, а справа - два скрещенных ключа. Это изображение и сегодня является гербом города Лиды.

Магдебургское право в городе Лиде было отменено в 1795 году после присоединения западных земель Беларуси к Российской империи.

З аключение

Магдебургское право органично вошло в жизнь городов Беларуси, так как произошло развитие и слияние давних традиций самоуправления, существовавших в некоторых древних городах, с нормами Магдебургского права.

Существует много положительных моментов, которые отметили этот период в жизни белорусских городов. Например, по Магдебургскому праву вместо многочисленных натуральных повинностей горожане платили единый большой денежный налог. Они освобождались от суда и власти великокняжеских чиновников или феодалов. Это в значительной степени ограждало от своеволия экономическую деятельность и имущество горожан. Городские власти формировались на основе самоуправления. Установление самоуправления улучшало условия ремесленной и торговой деятельности, ослабляло феодальную зависимость горожан, которые были лично свободными.

Таким образом, во многом благодаря положениям Магдебургского права белорусские города стали центрами ремесла и торговли, культуры, свободомыслия и демократических традиций. Можно, конечно, сказать, что на самом деле организация жизни городов не выходила за границы феодальной подчиненности, но она была революционной в плане развития производства, торговли и обмена. Именно Магдебургское право стало тем переходным моментом, который подготовил фундамент для формирования новых экономических отношений, формирование которых было несколько приостановлено в связи с включением белорусских земель в состав Российской империи в результате разделов Речи Посполитой.

Л итература

1. Беларуская энцыклапедыя: У 18 т.- Т. 9: Кулібін - Малаіта. - Мн: БелЭн, 1999. - 443 - 444 с..

2. Гісторыя Беларусі: Вучэб.дапам. У 2 ч. - Ч. 1. Ад старажытных часоў - па люты 1917 г. / Пад рэд. Я.К. Новіка, Г.С. Марцуля. - Мн: Універсітэцкае, 2000. - 416 с.

3. Ігнатоўскі, У.М. Кароткi нарыс гiсторыi Беларусi / У.М. Iгнатоўскі - Мн: Беларусь, 1991. - 190 с.

4. Копысский, З.Ю. Социально-политическое развитие городов Белоруссии в XVI - первой половине XVII в. / З.Ю. Копысский. - Мн: Наука и техника, 1975.

5. Кузнецов, И.Н. История государства и права Беларуси / И.Н. Кузнецов, В.А. Шелкопляс. - Мн: Дикта, 1999. - 272с.

6. Кулеш, А.Ф. Историчесике символы Лиды / А.Ф. Кулеш // "Оникс". - 1997. - № 3. - С. 3

7. Сліўкін, В. Прывілей аб наданні гораду Лідзе магдэбургскага права / В. Сліўкін // "Лідскі летапісец". - 1999. - №8. - С. 15 - 18.

8. Цітоў, А. Геральдыка Беларускіх местаў / А. Цітоў. - Мн: Полымя. - 1998. - 287 с.

9. Эканамічная гісторыя Беларусі: Курс лекцый. / Пад агульнай рэдакцыяй В.І.Галубовіча. - Мн: Экаперспектыва. - 1993. - 288 с.

10. Энцыклапедыя гісторыі Беларусі: У 6 т. - Т.5: М - Пуд. - Мн: БелЭН. - 1999. - С. 5 - 6.

11. Юхо, Я.А. Кароткі нарыс гіторыі дзяржавы і права Беларусі: Вучэбны дапам. / Я.А. Юхо. - Мн: Універсітэцкае. - 1992. - 270 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Изучение института права собственности сквозь призму истории, рассмотрение основных тенденций в его развитии. Право собственности по Германскому гражданскому уложению. Развитие права собственности в Германии в начале – середине XX в. и в начале XXI века.

    курсовая работа , добавлен 01.10.2017

    Взаимосвязь морали с правом. Появление социальных норм и нормативного регулирования. Структура юридической нормы как логическая взаимосвязь гипотезы, диспозиции и санкции. Влияние права на формирование нравственных норм. Охрана правом моральных норм.

    курсовая работа , добавлен 10.12.2011

    Закономерности возникновения, развития и функционирования права. Основные способы правового регулирования общественных отношений. Понятие и виды социальных норм. Общие черты между правом и моралью. Исторические теории сущности права, его функции.

    контрольная работа , добавлен 09.07.2015

    Понятие и значение налогового права в системе государственного контроля, принципы его деятельности. Методы правового регулирования налогообложения. Нормы и источники налогового права, их виды и степень важности. Структура системы налогового права.

    контрольная работа , добавлен 16.08.2009

    Естественная и историческая школы права. Школа естественного права. Историческая школа. Экономический материализм. Происхождение права. Развитие права. Первейшая задача нынешнего времени - восприятие ценностей мировой правовой культуры.

    курсовая работа , добавлен 15.06.2003

    Неолитическая революция, и изменения в общественных отношениях, вызванные ею. Социальные нормы первобытного общества. Возникновение права. Признаки права. Множественность концепций о происхождении государства и права.

    курсовая работа , добавлен 29.08.2007

    Административное право - отрасль правовой системы РФ, правовые нормы регулирования общественных отношений, возникающих при осуществлении государственно-управленческой деятельности: классификация норм права, структура, источники, особенности реализации.

    курсовая работа , добавлен 27.08.2012

    Система права - внутренняя организация права, связь между его основными компонентами. Компоненты системы права: нормы права, правовые институты, подотрасли, отрасли. Императивный и диспозитивный метод правового регулирования. Возникновение правоотношений.

    реферат , добавлен 10.06.2010

    Исследование процессов развития доктрины права собственности во Франции в конце XVIII–начале XIX века. Основные этапы эволюции понятия права собственности и их особенности. Ступени развития права собственности в рамках гражданского законодательства.

    дипломная работа , добавлен 01.10.2017

    Изменения политической, экономической, культурной и других сторон жизни страны в конце ХХ в., предпосылки и результаты данного процесса. Понятие, структура, виды и функции правосознания. Исследование явления правовой деформации, взаимодействие с правом.

МАГДЕБУРГСКОЕ ГОРОДСКОЕ ПРАВО (jus theutonicum magdeburgense) - феодальное городское право, сложившееся в 13 веке в городе Магдебурге (отсюда название) и распространившееся первоначально на другие города Восточной Германии (Галле, Дрезден, Гёрлиц и др.), а затем - вместе с немецкой колонизацией - на Восточную Пруссию (так называемое кульмское или хелминское право), Силезию, Чехию, Венгрию, а также Польшу, Литву (с 14 века), откуда оно перешло в Белоруссию, Галицию и (с 16 века) на Украину (Киев, Чернигов, Полтава и др.). В славянских землях часто называли «немецким правом». В основу Магдебургского городского права легли привилегии, полученные (1188) горожанами Магдебурга от архиепископа, «Саксонское зерцало», постановления суда шеффенов Магдебурга. Города с Магдебургским городским правом получали самоуправление, налоговый и судебный иммунитет, право собственности на землю, льготы в отношении ремесла и торговли и освобождались от феодальных повинностей (за исключением обозной). В городах славянских земель Магдебургское городское право подвергалось более или менее существенным изменениям в зависимости от местных условий (разная степень самоуправления, судебного и налогового иммунитета и т. п.). Магдебургское городское право устанавливало порядок выбора властей, их функции, основные нормы гражданского и уголовного права, правила судопроизводства и налогообложения, определяло деятельность купеческих объединений, ремесленных цехов, порядок торговли и т. п. Являясь в большинстве случаев юридическим закреплением успехов горожан в борьбе с феодалами, Магдебургское городское право в то же время обеспечивало в славянских и литовских землях привилегированное положение немецким (в белорусских и украинских городах также польским) купцам и ремесленникам за счет ущемления прав местного населения, которое не избиралось в магистрат, не имело права вступать в некоторые цехи, держать бакалейные лавки и т. д. Высшей апелляционной инстанцией и толкователем права для городов с Магдебургским городским правом долгое время был суд городе Магдебурга (за исключением Пруссии, где с 1251 года такой инстанцией был город Хелмно, с 1466 года также Торунь). В Польше Казимир III в 1365 году запретил обращаться в Магдебург и учредил высший апелляционный суд для городов Магдебургского городского права в Кракове. Магдебургское городское право систематизировалось в виде сборников, составленных комментаторами (например, "Sächsisches Weichbildrecht 1300", "Magdeburger Fragen 1400", 9 кн. M. п. 1402, "Blume von Magdeburg" и др.), а также записей, передаваемых городам, - "Право, посланное шеффенами г. Магдебурга г. Гёрлицу в 1304", "Хелминское (кульмское) право", "Магдебургско-Бреславльское право" и др. Магдебургское городское право действовало, постепенно теряя свое значение, до 18-19 веков. На украинских и белорусских землях вышло из употребления в 18 веке, формально сохранялось до начала 19 века (в Киеве до 1835 года).

В. А. Ермолаев. Саратов.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. - М.: Советская энциклопедия. 1973-1982. Том 8, КОШАЛА – МАЛЬТА. 1965.

Источники:

Хрестоматия памятников феодального государства и права стран Европы, под ред. В. М. Корецкого, М., 1961; Gaupp E. Th., Das alte magdeburgische und hallische Recht, Breslau, 1826; Das sächsische Weichbildrecht, hrsg. von A. Daniels, Fr. Gruben, В., 1858; Behrend J. F., Die Magdeburger Fragen, В., 1865; Laband P., Magdeburger Rechtsquellen, Königsberg, 1869; Magdeburger Schöffensprüche, hrsg. von V. Friese und E. Leisegang, Bd 1, В., 1901; Goerlitz T., Gantzer P., Die Magdeburger Schöffensprüche und Rechtsmitteilungen für Schweidnitz, Stuttg. - В., 1940; Goerlitz T., Magdeburger Schöffensprüche für die Hansestadt Posen und andere Städte des Warthelandes, Stuttg. - В., 1944; Weizsäcker W., Magdeburger Schöffensprüche und Rechtsmitteilungen für den Oberhof Leitmeritz, Stuttg. - В., 1943.

Литература:

Владимирский-Буданов М. P., Немецкое право в Польше и Литве, СПБ, 1868; Ливанцев К. Е., История государства и права феодальной Польши XIII-XIV вв., Л., 1958; Schröder R., Künssberg E. von, Lehrbuch der deutschen Rechtsgeschichte, 7 Aufl., В. - Lpz., 1932.

М агдебургское право (возникло в 13 столетии в городе Магдебурге - Германия), феодальное городское право, согласно которого экономическая деятельность, имущественные права, общественно-политическая жизнь, сословное состояние горожан регулировались собственной системой юридических норм, что соответствовало роли городов как центров производства и денежно-товарного обмена. Это первое в Европе универсальное законодательство, которое можно было применить в любом торгово-ремесленном городе и основным принципом которого являлось самоуправление горожан.

И сточники Магдебурского права - «Саксонское зерцало» (сборник германского феодального права), статут г. Магдебурга, обычно определяли организацию ремесленного производства, торговли, порядок избрания и деятельности городского самоуправления, цеховых объединений ремесленников и купечества.

В 13-18 столетиях распространилось в Польше, Литве, на Украине, Белоруссии. Первыми в Великом княжестве Литовском это право получил Брест (1390 год), затем Гродно (1391 год), Слуцк (1441 год), Киев (1494 год), Полоцк (1498 год), Минск (1499 год), Могилев (1561 год), Мозырь (1577 год), Витебск (1597 год), Орша (1620 год), Мстиславль (1634 год).

Ж ители городов, которые получили Магдебургское право, освобождались от феодальных повинностей, от суда и власти воевод, старост и других государственных служебных особ. На основе Магдебурского права в городе создавался выборный орган самоуправления - магистрат. С введением Магдебурского права отменялась деятельность местного права. Но не отменялась правомерность использования местными обычаями, если необходимое решения дела не было предусмотрено Магдебургским правом.

В судебной практике магистратов Белоруссии в 1-й половине 17 столетия вместе с Магдебурским правом использовали нормы общегосударственного кодекса - Статут Великого княжества Литовского, судовых статутов столицы - Вильни и собственной юридической традиции. Грамоты на Магдебургское право на Белоруссии выдавали Великие князья и короли Речи Посполиты.

Н а Белоруссии Магдебургское право отменено по указу Екатерины II в Западных губерниях Белоруссии - в январе 1795 г. К слову сказать, в России ограниченное городское самоуправление появилось лишь в XIX веке.

О дновременно с Магдебургским правом города получают и право иметь свой собственный герб. Древние гербы белорусских городов - необычайно интересное явление. Существование этого атрибута свидетельствовало о довольно высоком экономическом и культурном уровне того или иного центра. Герб присутствовал на печати города, чем подчеркивалась его независимость от княжеской или королевской власти.

Города и поселки Брестчины, которым было дано Магдебургское право

Города и поселки Год выдачи грамоты
на Магдебургское право
Брест 1390
Высокое 1494
Каменец 1518
Давыд-Гарадок 1523-1555
Городная 1579
Пинск 1581
Кобрин 1589
Пружаны 1589
Ружаны 1637
Логишин 1643
Малеч 1645
Шерешёво 1792

В 1776 г. постановлением Варшавского сойма «мелкие» города и местечки лишались Магдебурского права, которое было оставлено только 11 городам Беларуси и Литвы: Вильно, Лиде, Трокам, Ковно, Новоградку, Волковыску, Пинску, Минску, Мозырю, Бресту и Гродно.

Т акие меры аргументировались тем, что жители городов, которые не получили Магдебурского права, «не интересуясь купеческим занятием, торговлей и ремеслом, неумело занимаются земледелием, судебные дела неправильно разрешают неопытными радцами».

В месте с тем данное постановление касалось только королевских городов. Пользуясь данной оговоркой, владельцы частных городских поселений не только оставляли самоуправление в «магдебургских» городах и местечках, но и добивались его введения там, где его раньше не было. 18 марта 1791 г. самоуправление в королевских городах было возобновлено с еще более широкими правами, а в конце этого года его получили и некоторые из числа тех городов, которые им ранее не пользовались.


Роль Магдебургского права в истории Украины.

В истории Украины отмечались проблемы государственного и правового характера. Часто подымался вопрос конституционного процесса и местного самоуправления. Все попытки в итоге, не были оправданы. Изучением этих процессов чаще занималась историки, а не законодатели. Но васе прекрасно понимали, что в новом и современном государстве Украины, правовая реформа является необходимой. Ведь право - это показатель культурного уровня народа. Главная задача, состояла в том, чтобы право было развитое на высоком уровне и стало частью сознания народа. Ведь истинно, только народ создает историю и государство для себя и наследников.
В Украине правовая реформа и самоуправление, происходили в периоде XIV - XVIII веков. Основалось оно на положениях Магдебургского права.
Что собой представляет Магдебургское право, а также история его возникновения.
Период IX - XI вв., известен в Германии развитием торговли. Это стало основной прибылью городских общин. Возникла надобность в усилении охраны, не только от нападений врагов, но и для защиты местных феодалов. Феодалы - это местные управляющие самоорганизации в Германии. Экономическое развитие стремительно улучшается, города увеличиваются. Первым принимается право которое разрешает, нормотворческую городскую деятельность.
Германия чувствовала ответственность перед преимуществами. Это стало основой формирования модели свободного городского общества. Введено право юрисдикции и самоуправления, а также разрешение вести торговлю и получать образование в цехах.
Первым городом, в котором применились такие права стал Магдебург. От этого и возникло понятие свободы и самоуправления, Магдебургское право. В Германии оно в сочетании с другими правами, стало основой судовой системы, гражданского долго, законодательства, уголовной ответственности.

История возникновения Магдебургского права в Украине.

Во время татарских походов второй половины XIII в., Польша и Венгрия, приняла меры, для заселения опустевших городов и поселков немецкими колонизациями, для развития экономики и торговли. В начале XII., их поселение произошло на территории Галицко-Волинского княжества. В следующем веке, их поселения значительно увеличились. Князь Даниил Галицкий, сделал много попыток, приглашая немецких колонистов приехать на украинские земли. Обещая взамен подарки и поощрения.
После монгольского нашествия, в Украине пострадала экономика и приезд немцев был необходимым. Так и случилось. Еще в летописи, описаны те времена, как немцы шли не только днем, но и ночью. Прибыв на украинские земли, в первую очередь они потребовали в городах с большим населением, вести свои традиции в сфере торговли и промышленности.
Затем, чтобы добиться успешного результата, ввелись нормы Магдебургского права. Они составлялись из списка устава, прав, которые применяли в управлении германских городов. В истории стала известной первая правовая книга, в которой были записаны все права и уставы "Саксонское зеркало". Дата ее создания - начало XIII в. В Западной Украине, первым получил привилегии на самоуправление город Новый Сонч. Состоялось это событие в 1294 году.
Галицко-Волинское княжество постепенно теряло свое могущество из-за частых нападений татар. В 1340 году умер князь Болеслав-Юрий. Это стало началом борьбы, между соседними государствами за Волынь и Галичину. В результате борьбы, Литва в главе с князем Любартом завладела Волынью, а Польша с королем Казимиром - Галичиной. Захвачен был Львов. На этом война между Литвой и Польшей не прекратилась. В её следствии, Львов был практически уничтожен. Король Казимир, считал, что возобновленный город, должен иметь развитую торговлю и естественно экономику. Поэтому, он присвоил Львову Магдебургское право. Произошло такое знаменательное событие в 1356 году.
Вопрос кто же первым получил это право Львов или Санок, оказался спорным. Если учитывать все исторические факты, то мало вероятно что такому маленькому городку как Санок, в первую очередь присвоили такое право. Многие историки утверждают, ч о король Казимир смог только подтвердить Магдебургское право для Львова, которое присвоено было раньше. На это есть свои основания, более того документальные подтверждения. Даже выше упоминалось, что Данило Галицкий обещал немцам свободу в торговли. Скорее всего тогда Львов и получил Магдебургское право, но не так официально как это сделал король Казимир.
В Украине около 400 городов, поселков, в период XIV - XVI вв., получили Магдебургское право. Среди них: Галич, Коломыя, Теребовля, Самбор, Судовая Вишня, Дрогобыч и другие. Быстрее распространялось на востоке и центре Украины.
В этот период, жители городов вели сопротивление таким переменам. Некаталитический народ столкнулся с ограничение прав, иностранная экспансия усиливалась, все это стало причиной сопротивления, которое в итоге постепенно исчезло. Стоит отметить, что Магдебургское право применялось с учетом местных условий, в военных судах. В период Гетманщины, оно стало неотъемлемой частью истории правовой системы украинского народа.
В России Магдебургское право не применялось. Москва не нуждалась в нем, даже несмотря на то, что оно было более усовершенным от национального права России.
Подписание Переяславского договора в 1654 году, стало гарантией, что все украинские города получат Магдебургское право. С появлением полковых судов, и Генерального суда, Магдебургское право было неполным.
Этим ограничивалось самоуправление в городах. После того, как в Украине произошла ликвидация автономии, самоуправление в города постепенно исчезало. В 1831 году, вышел царский указ об отмене Магдебургского права в Украине. В Киеве это произошло позже, в 1835 году.

Как происходило самоуправление в городах на основе Магдебургского права.

Когда города получали право на самоуправление, они начали превращаться в корпоративные. В Украине феодальное управление плохо сказывалось на положении мещанства. Народ добивался вольности и самоуправления, а не ущемления со стороны правительства или церкви. Борьба народа стала успешной. В XV в., правители Литвы и Польши, заслужено награждали определенные города и предоставляли ими некие вольности. Таким образом они предоставляли им возможность самоуправления, но основой которого было Магдебургское право.
Такие грамоты имели три основных положения:
- все обычаи литовских, польских, русских прав, отменить;
- власть и суды управляющие ранее, также отменить;
- мещане должны получать советы и образование в самоуправлении.
Таким образом, мещанство выходило на другой уровень. Самоуправление делилось на определенные органы и должности. В зависимости от размера городов и населения, создавался магистрат во главе из войта, подчинялся ему бургомистр, ему ратманы, им лавы. Это было сформированной системой управления. Все должности выбирались народом.
Магистрат управлял всеми сферами: судовой системой, хозяйственной, финансами, полицией, экономикой. Выбирались все члены правительства каждый год. Конкретный день определялся заранее. Всем гражданам надо было являться на голосование. Возрастное ограничение имела рамки от 25 до 90 лет. Чтобы стать кандидатом на любую должность, надо было иметь во власти минимум недвижное имущество в пределах города. Странное было требование к кандидатам, не допускались бедные и богатые граждане в этот список. Им запрещалось разглашать гражданские тайны, владеть светлым разумом и твердостью в принятии решений. Но несмотря на эти требования, власть переходила к более состоятельным кандидатам, а все требования можно назвать скорее пожеланиями.
Магдебургское право в Украине предоставило расширение полномочий для правителей. Они занимались решением всех вопросов и устраняли проблемы и недоразумения. Очень важно, что большое внимание уделялось проблемам хозяйственной сферы города. Контролировалась налоговая система.