Армия США: история становления

На протяжении многих столетий человечество совершенствовало способы насильственного влияния и убийства себе подобных. История показывает нам, что сильные государства в большей части случаев выковывались посредством войны. А удача в войне, как мы знаем, зависит от искусства убивать. Конечно, на сегодняшний день люди понемногу отходят от тенденции решения вопросов посредством военных конфликтов, потому что они достаточно негативно влияют на население того или иного государства и общее экономическое состояние мирового рынка.

Более того, после Второй мировой люди осознали всю разрушительную мощь любого рода военных конфликтов. Иными словами, их проведение является крайне невыгодным. Однако этот аспект никак не влияет на то, что любое государство должно иметь сильную и боеспособную армию. Ведь мировое сообщество, по своей сути, является достаточно неоднородным и неустойчивым. Сегодня оно сотрудничает, завтра - воюет. Угроза начала полномасштабного военного конфликта есть всегда, особенно если учесть существование большого количества локальных конфликтов на территории разных государств на сегодняшний день. Таким образом, некоторые страны вкладывают в свои армии колоссальные деньги с целью обеспечения их боеспособности.

Одним из подобных государств можно назвать Соединенные Штаты Америки. Армия США, численность которой будет представлена далее в статье, на сегодняшний день является самым боеспособным военным формированием на земле, о чем свидетельствует характерные особенности.

Армия Соединенных Штатов: определение

Армия США, численность которой будет рассмотрена далее, является частью Вооруженных Следует отметить, что слово "армия" не характеризует все без исключения военные формирования, существующие в стране. Термин обозначает исключительно сухопутные войска. Помимо того, данное формирование отвечает за осуществление в первую очередь операций в ходе боевых действий на суше. Подразделение имеет достаточно длинную историю формирования и собственную структуру.

Дата основания армии Соединенных Штатов

Армия США, численность которой рассмотрим в статье - это множество исторически обусловленных традиций. Помимо этого, данное военное формирование имеет длинный и достаточно интересный путь своего становления. Следует заметить, что армия современного образца в США происходит от некогда существовавшей Континентальной армии, которая была создана специально для борьбы за независимость Америки 14 июня 1775 года. На протяжении всей истории представленное в статье военное формирование участвовало в большом количестве континентальных сражений и некоторых боевых действиях на других континентах. Это привело к тому, что численность армии США на сегодняшний день является одной из самых больших в мире, так как многие военные операции приходится осуществлять для защиты государственных интересов далеко от границ Америки. Таким образом, нужно обеспечить безопасность не только заграничных частей и представительств, но еще и поддерживать должный уровень защиты внутри страны.

XVIII век - начало существования

Как уже говорилось ранее, армия США, численность которой будет представлена далее в статье, появилась в 1775 году, а именно 14 июня. Главной целью формирования этого военного подразделения стала война за независимость от контроля Великобритании.

Структура армии США в то время была представлена в виде объединенных подразделений всех штатов, находящихся на территории Северной Америки. Главным военачальником стал Джордж Вашингтон. Свою боевую мощь и функциональную способность военное формирование доказало в процессе боевых действий. Ведь уже в 1783 году война за независимость Америки заканчивается разгромом Англии, вследствие сокрушительной победы повстанцев при Саратоге и заключением Версальского мирного договора.

Помимо того, мировое сообщество признало США государством. Нежелание населения служить в постоянных войсках во время мира привело к тому, что Континентальную армию пришлось расформировать. Однако постоянные нападки индейцев обусловили создание нового военного общенационального формирования. Таким образом, в 1791 году был создан Легион Соединенных Штатов.

Американский Легион

В промежутке с 1791 по 1796 годы регулярным военным формированием на территории Америки был Легион, сформированный генералом Уэйном. По сути, это была армия США, численность которой на то время составляла около 4,5 тысяч солдат. Легион, как правило, вербовался из добровольцев на службу, общий срок которой составлял 3 года. Основной целью военного формирование стала борьба с племенами индейцев на северо-западе страны. Самым известным военным столкновением, в котором участвовал Легион, стала битва при Фоллен Тимбрес.

История армии США в XIX веке

Военные конфликты на территории Америки не утихали и в XIX веке. Они во многом обусловили создание и модернизацию армии США. Первым значимым толчком к эволюции военного формирования на территории страны стал англо-американский конфликт 1812-1815 годов. Первые этапы войны были по-настоящему разгромными для американских войск, так как они не смогли остановить вторжение англичан в Вашингтон. Однако уже в битве близ в 1814 году английские войска были остановлены и разгромлены. Следует также отметить судьбоносную войну США с Мексикой, вследствие которой американская сторона завоевала достаточно большие территории.

Военный сектор США в XX столетии

Многие специалисты указывают на то, что свой расцвет армия США обрела в XX веке. Ведь именно в этом столетии происходят наиболее масштабные за всю человеческую историю войны. Первой из них стала Первая мировая. В 1917 году США присоединяется к Антанте. Пред началом Второй мировой войны численность армии США составляла около 174 тысяч человек. Этого было вполне достаточно для принятия участия в войне против Германии, Японии и Италии. Помимо того, в период с 1960 по 1973 Америка вела боевые действия во Вьетнаме.

Структура сухопутных войск США

Армия США против армии РФ очень часто сравнивается по типу структурного формирования военных подразделений. В этом вопросе американский тип структурирования подразделений во многом отличится от русского. Армия Америки на сегодняшний день состоит из следующих элементов: непосредственно перволинейные соединения или же попросту армия США, национальная гвардия и резерв.

Следует отметить, что резервисты (призывники) собираются ежемесячно на специальные сборы. Они, как правило, длятся около трех недель. Нужно заметить, что национальная гвардия и армия не являются тождественными структурами по своей сути. Их функциональные задачи совершенно разные, о чем будет рассказано далее.

Нормативное регулирование деятельности армии

Армия США, регулярная армия или же постоянные войска имеют определенный правовой регламент своей деятельности. Это значит, что существуют официальные документы, непосредственно регулирующие применение сухопутных войск и национальной гвардии. Этот аспект раскрыт в статьях 32 и 10 Свода законов Соединенных Штатов Америки.

Что касается организации внутренней службы в данных военных формированиях, то для этого используются уставы и инструкции. При этом личный состав Национальной гвардии, как правило, применяет нормативные документы внутреннего порядка армии США. В мирное время данные военные формирования подчиняются общим органам исполнительной власти штата, а в процессе войны - командованию.

Достаточно интересным фактом является то, что правительство Соединенных Штатов имеет право вывести любую из существующих частей Национальной гвардии из подчинения органам региональной власти.

Гражданский уровень управления

Гражданское управление армией США осуществляется Главным управлением сухопутных войск, которое, в свою очередь, входит в состав министерства обороны. Следует заметить, что деятельность этого органа имеет специфические черты с точки зрения общих принципов администрирования. По факту Главное управление является отдельным министерством, так как на него возложен большой спектр функций. Тем не менее с юридической точки зрения министерство в министерстве - это нонсенс. Поэтому управление сухопутных войск является иерархично подчиненной структурой.

Управление на уровне военного аппарата

Армия США, численность техники и личного состава которой будет представлено далее в статье, имеет также военный аппарат, который координирует её деятельность. Данное иерархичное формирование осуществляет общий контроль и регулирование текущей деятельности сухопутных войск. Военный аппарат возглавляет Главкомом СВ США, который, в свою очередь, входит в ОКНШ (объединенный комитет начальников штабов). Следует заметить, что Главком отвечает за боевую подготовку личного состава и планирование боевого применения армии.

Таким образом, существование двух отдельных линий регулирования деятельности армии США позволяет добиться максимальной эффективности этого формирования, а также законности и демократичности в процессе его непосредственной деятельности. Армия США и армия России, сравнение которых производится достаточно часто в наши дни, похожи между собой наличием двух независимых регулирующих структур.

Численность армии и структура штата

Одним из наиболее многочисленных элементов ВС Америки на сегодняшний день является армия США. Численность вооруженных сил этого государства составляет 1 492 209 человек личного состава. При этом в армии задействовано 539 675 человек. Таким образом, количество задействованного личного состава в этом элементе ВС США свидетельствует о его наибольшей боеспособности. Что касается штатной структуры армии, то она состоит из 10 дивизий. Вдобавок к этому существуют некоторые части например, армейская авиация, разведка, управление и т.п. Важным структурным элементом армии на сегодняшний день является Национальная гвардия. Её численность, штат и функциональные задачи имеют некоторые особенности, о чем будет указанно далее.

Понятие Национальной гвардии

Всем известен тот факт, что армия существует для поддержания внешней безопасности государства, а полиция наводит порядок внутри страны. Однако в некоторых случаях возникают ситуации, когда силы правопорядка попросту не могут справиться с огромным числом возникнувших задач. Например, во время многочисленных массовых беспорядков, природных катаклизмов и т. п. Для таких задач обычно используется армия США, резерв которой составляют силы национальной гвардии. Именно резервные войска используются в упомянутых случаях.

Следует заметить, достаточно небольшое количество людей знает, что собой представляют данные формирования. Они существуют во всех государствах, однако имеют разные названия. К примеру, когда сравнивается армия США против армии РФ, то в обеих странах можно найти похожие по своим функциям подразделения. Только в РФ Национальная гвардия именуется внутренними войсками. Хотя от этого суть данных подразделений в целом не меняется.

Итак, Национальная гвардия представляет собой один из видов вооруженных сил. Он организован непосредственно из такой структуры, как армия США, фото которой представлены в статье, и военно-воздушных сил. По сути, это резерв ВС. Он состоит из личного состава, который имеет воинскую выучку и в дополнительной подготовке не нуждается.

Нормативное регулирование деятельности Национальной гвардии

Как и любые венные формирования в США, Национальная гвардия осуществляет деятельность лишь в рамках буквы закона. Существует большое количество специальных нормативных актов, которые формируют юридический базис деятельности этой структуры. К ним относятся следующие:

  1. Акты о милиции (1792 года), о восстаниях, о милиции (1862 года).
  2. Поправки к милицейскому кодексу, выпущенные с 1881 по 1892 годы.
  3. Акт о национальной безопасности датируемый 1916 годом.
  4. Акт о мобилизации Национальной гвардии 1933 года.
  5. Политика единых вооруженных сил Соединенных Штатов Америки от 1973 года.
  6. Акт о национальной безопасности 2008 года.

Численность формирования и особенности службы

На сегодняшний день в рядах Национальной гвардии служит около 467 587 человек личного состава. Подчинение этих войск производится как на общенациональном, так и на федеральном уровнях. В данном случае потребность в таком режиме подчинения просто необходима. Ведь Национальная гвардия очень часто используется для реализации специфических функций.

Следует отметить достаточно интересный принцип работы такого представленного элемента, как армия США, фото которой представлены в статье. Служба в Национальной гвардии не является постоянной. Её личный состав состоит из резервистов, которые посещают специальные занятия по выходным дням несколько раз в год. При этом ежегодно производятся лагерные сборы, на которых национальные гвардейцы проходят службу вместе с регулярными войсками. В случае объявления мобилизации определенное количество личного состава Национальной гвардии может быть задействовано в боевых действиях в составе армии.

Армия США и армия России: сравнение

В последнее время ученые достаточно часто проводят сравнительную характеристику армий США и России. В этом нет ничего удивительного, так как эти державы являются самыми большими на сегодняшний день. Однако практически всех современных ученых волнует вопрос: кто сильнее в военном плане?

Если проанализировать численность армии США и России, то американская сторона существенно выигрывает. В ВС Соединенных Штатов задействовано около 1 миллиона человек, а в российских вооруженных силах лишь 790 тысяч. В глобальных масштабах этот разрыв не слишком большой, но для ведения полномасштабной войны он имеет ключевое значение.

Что касается технического вооружения, то тут США существенно отстает. В составе Вооружённых сил Америки сегодня находится около 7000 танков. Российская Федерация готова противопоставить около 5000 таков. Вдобавок к этому, на хранении у РФ сегодня находится 12 500 танков. Поэтому в случае полномасштабной войны Российская Федерации будет иметь большую техническую мощь, однако в данном случае нельзя сравнить качество техники той и другой стороны.

Итак, в статье рассказано о том, что собой представляет армия США. В арсенале американской армии, как было выяснено, перебывает большое количество людей и техники, однако истинную военную мощь данного государства можно будет проанализировать лишь в ходе полномасштабной войны, которая, будем надеяться, никогда не начнется.

В рамках рубрики "Портрет воина" корреспондент сайт побеседовал с военнослужащим Вооруженных сил США. Собеседник рассказал, сколько на самом деле получают в американской армии, на какие надбавки могут рассчитывать семейные военные, как живут и питаются солдаты, а также об открывающихся возможностях после заключения контракта.

Расскажите, как вы поступили на службу.

Процесс несложный. Сначала я отправился в рекрутский офис, где пообщался с офицером, прошел всю бумажную волокиту, медицинский осмотр и другие тесты. Затем я выбрал специальность и заключил контракт. Через пару месяцев после этого - отправился в учебку.


Что знаете про историю своей части?

Fort Polk, который ранее носил название Camp Polk, на сегодня один из самых больших военных тренировочных центров в мире.

Изначально Camp Polk был маленьким тренировочным лагерем. Местоположение было выбрано максимально паршивое: невыносимые влажность и жара в самый раз подходили для подготовки солдат к поездке во Вьетнам. Кроме того, в таком климате обитало множество насекомых, змей, пауков и прочих "дружелюбных" существ.

На какой срок заключается контракт в американской армии?

Зависит от выбранной специальности и пожеланий новобранца. У боевых специальностей контракт обычно заключается на срок от 3 лет. У служб поддержки минимальный срок выше: у меня был сосед механик - он подписал контракт на 6 лет. После окончания контракта заключается новый.
Так как новый контракт можно заключить лишь за 18 месяцев до окончания старого, сначала тебе оформляют почетное увольнение, а после него ты заново приносишь присягу.

Какое снаряжение выдают военнослужащим? Необходимо ли что-то покупать самостоятельно?

На весь срок службы один раз выдают четыре комплекта повседневной формы, термобелье, две пары летних ботинок и одну - зимних. То есть выдают все нужное снаряжение. Остальное военный покупает сам - раз в год на это выделяют определенную сумму. Исключение - отправка в горячие точки.

Всякую мелочь, типа очков и перчаток, обычно приходится обновлять за свой счет.


Как вы оцениваете выданное снаряжение: насколько оно удобно и продумано?

Снаряжение как снаряжение, нормальное. Обычная полевая форма, конечно же, промокает, но для зимы есть все, что нужно. Еще есть комплект из гортекса (мембранная ткань Gore-tex - ред.), так что от дождя тоже есть чем спастись.

Где вы живете: в казармах или в армейских палатках? Сколько человек располагается в каждой комнате, как устроен ваш быт? Где вы моетесь и стираете вещи?

Живем в бараках, у каждого своя комната. Вообще условия могут отличаться. В одном месте мне приходилось делить мелкую комнатушку с соседом. В другом - у меня одного была неплохая спальня, довольно просторная гостиная с кухней и даже небольшой барной стойкой. Сейчас у меня тоже двухкомнатная квартира, но намного более скромная.
Практически везде есть холодильник, микроволновка, некое подобие кухни (иногда - с плитой), душ или ванна, туалет. В каждом бараке есть прачечная комната со стиральными машинами и сушилками.

По поводу палаток: зависит от обстоятельств и юнита (количество человек в отряде - ред.). Мы, например, в поле их еще не используем. Если холодно, то спим просто в спальниках или используем индивидуальную мини-палатку из пончо (плащ-палатка). Если дождь не назревает, то спим под открытым небом, завернувшись как мумия в противомоскитную сетку.

Есть ли на территории расположения тренажерный зал или площадка для спортивных игр?

Турники и канаты встречаются просто повсюду. На территории есть как минимум два фитнес-центра и один кроссфит (зал для тренировок по системе кроссфит, включающей в себя элементы тяжелой атлетики, художественной гимнастики, гиревого спорта и т.д. - ред.).


Как вас кормят в армейской столовой: что входит в рацион, какой размер порций, насколько вы наедаетесь?

Тарелка слева - это одна порция, плюс можно добавить салат (на фото выше - ред.). Тарелки справа и сверху - это добавка из другой очереди. По правилам надо либо то, либо другое. Но лично мне чего-то одного мало.

Я сейчас в столовке не питаюсь вообще: далековато, готовлю сам.

Сколько в среднем получают военнослужащие в американской армии?

Всем платят одинаково - в соответствии со званием и семейным положением. Базовая зарплата варьируется только за счет разных налогов на доход в разных штатах, при этом за границей налог не берут. Еще может быть надбавка за владение дополнительными навыками - например, языковыми. Десантникам тоже положен небольшой бонус.

Выплаты делают раз в две недели.

Например, поначалу рядовой-рекрут в ВВС получает около 1100 - 1200 долларов в месяц. В течении следующих двух лет можно дослужиться до звания "специалист", зарплата которого составляет уже около 1900 долларов в месяц.


Сержантам платят около 25 тысяч долларов в год. Зарплата офицера выше, только он может быть пилотом.

Какая надбавка положена, если военнослужащий женат?

В этом случае не вычитают из зарплаты порядка 300 долларов за столовку и оплачивают жилье.

Расскажите про отношения между офицерским составом и рядовыми. Помогают ли командиры в решении проблем?

Нянчить солдат - это не офицерская работа. Здесь система отличается от советской: офицеры занимаются планами и приказами, а сержанты возятся с солдатами, поддерживают дисциплину и делают все необходимое, чтобы приказы выполнялись.
В каждом формировании, начиная от взвода и заканчивая армией, во главе стоит не только офицер, но и сержант. Это позволяет облегчить жизнь офицерам.

По сержантской линии можно точно также добраться до высоких званий. Например, выбиться в сержант-майоры армии. Это уникальное звание, которое назначается каждые несколько лет (сержант-майор становится командиром всех сержантов армии для защиты их интересов, которые он представляет в высшем руководстве ВС - ред.).

Как вы оцениваете качество боевой подготовки?

Вполне достойно. В линейных подразделениях неплохо гоняют и на обычных ежедневных тренировках, и на полигонах.


Расскажите про свои персональные и командные достижения во время службы.

Сейчас я - специалист, это четвертое по счету звание. Получил его немного раньше, чем дают автоматом. Работаю, чтобы со временем стать сержантом.

Каковы ваши планы на службу?

Трудно сказать, пока не знаю буду ли служить до пенсии.

Что вы в первую очередь улучшили бы, став командиром подразделения или части?

Слишком сложный вопрос. Все зависит от того, что там было до меня. Перед тем как что-либо делать, нужно разобраться, что в этом конкретном месте происходит и нужно ли что-то вообще менять.

Если вы военнослужащий и хотите рассказать сайт о жизни в своей части, ваших достижениях или возникших проблемах, обращайтесь в нашу редакцию. Напомним, что согласно Закону о СМИ, редакция обязана сохранять в тайне источник информации и не вправе называть лицо, предоставившее сведения на условиях анонимности.

1. Военное законодательство. Действующая в США англосаксонская система права, одной из основных черт которой является отсутствие единой системы кодификации правовых норм, обусловливает наличие довольно обширного круга источников законодательства, в том числе военного.

Военное законодательство включает: Конституцию США и поправки к ней; законодательные акты США (Свод федерального законодательства, в том числе разд. 32 «Национальная оборона» и разд. 10 «Вооруженные силы», Единый кодекс военной юстиции, вступивший в силу в 1951 г. в редакции 1983 г., законы «О денежном содержании военнослужащих» 1948 г., «Об офицерах» 1947 г., «О реформе пенсионного обеспечения военнослужащих» 1986 г. и др.); подзаконные акты, директивы, уставы и наставления.

Основным законом в США, обладающим высшей юридической силой, является Конституция США 1787 г. Национальные интересы США в наиболее общем виде сформулированы в преамбуле к Конституции: «создать более совершенный союз штатов, обеспечить спокойствие внутри страны, содействовать формированию единой оборонной системы, способствовать всеобщему благосостоянию и обеспечивать свободу гражданам страны и их потомкам».

На основании разд. 8 ст. I Конституции США право объявления войны, издания законов о строительстве армии и флота, их финансировании и содержании, издания «правил по управлению и организации сухопутных и морских сил» принадлежит высшему органу законодательной власти США - конгрессу269. Ни один из штатов не имеет права без согласия конгресса содержать в мирное время войска или военные корабли, предпринимать войны иначе как вследствие неприятельского нашествия или в случае неминуемой опасности, которая не допускает промедления (разд. 10 ст. I)270.

Все законодательные акты конгресса США объединены в Свод законов Соединенных Штатов, дополняющийся и переиздающийся каждые шесть лет. В частности, законы США, касающиеся вопросов национальной безопасности и обороны страны, строительства вооруженных сил, входят в состав следующих разделов Свода законов: «Вооруженные силы» - разд. 10; «Береговая охрана» - разд. 14; «Национальная гвардия» - разд. 32; «Финансовое довольствие и денежные надбавки военнослужащим» - разд. 37; «Льготы ветеранам вооруженных сил» - разд. 38; «Война и национальная оборона» - разд. 50271. Наиболее значительным по объему и количеству включенных в него законодательных актов является разд. 10, который содержит четыре главы и приложение. В гл. I вошли законы, касающиеся министерства обороны и вооруженных сил США в целом, в гл. II, III и IV - законы, которые относятся к каждому из видов вооруженных сил США (сухопутные войска, ВВС и ВМС).

2. Правовое обеспечение военной безопасности. В соответствии с разд. 2 ст. II Конституции США Президент является главнокомандующим армии и флота Соединенных Штатов272. Возможности использования им вооруженных сил для устранения «незаконных препятствий функционированию государственной власти и исполнению законов» предусмотрены не Конституцией США, а специальной нормой, закрепленной в разд. 10 Свода законов США273. Президенту США принадлежит право введения в стране чрезвычайного положения, отдания приказа на ведение боевых действий, объявления частичной мобилизации. Однако в 1973 г. вопреки вето президента Р. Никсона при повторном голосовании была принята «Резолюция о военных полномочиях», которая предусматривает, что президент должен консультироваться с конгрессом до введения вооруженных сил США в зоны заграничных военных действий.

Президент во всех случаях, когда при отсутствии объявления войны он посылает войска за рубеж, обязан представить в конгресс в течение последующих 48 часов соответствующий отчет о своих действиях274. Данный отчет должен содержать обстоятельства, вызвавшие необходимость введения вооруженных сил США в зоны зарубежных военных действий, конституционные и другие основания их введения, оценку масштабов и ожидаемой продолжительности военных действий.

Согласно закону конгресс должен рассмотреть доклад президента и принять по нему решение. Если конгресс не объявит войну или не санкционирует использование вооруженных сил специальным законодательным актом, не продлит законодательным порядком 60-дневный период или будет не в состоянии собраться в результате вооруженного нападения на Соединенные Штаты, то по истечении 60 календарных дней с момента представления доклада президент должен прекратить использование вооруженных сил США. Этот 60-дневный срок может быть продлен не более чем на 30 дней275.

Система законодательного обеспечения национальной безопасности США действует на основе Закона Соединенных Штатов Америки «О национальной безопасности» от 26 июля 1947 г. № 257. Вместе с тем Закон не содержит однозначного определения понятия «национальная безопасность». Некоторые специалисты ограничиваются таким определением национальной безопасности: отсутствие военной угрозы уничтожения нации или нападения на нее. Наибольшее распространение имеет следующее определение: «национальная безопасность - это долговременное поддержание ценностей или системы и отсутствие угрозы им».

Согласно официальным американским документам, «национальная безопасность» государства означает его «способность сохранять в неприкосновенности свою территорию, поддерживать на приемлемых условиях экономические отношения с другими странами, отстаивать свои институты и способ правления от внешних и внутренних угроз». Для ее обеспечения американское руководство считает необходимым: а) военное превосходство над любым иностранным государством или группой государств; б) прочные внешнеполитические позиции; в) военную организацию, способную успешно противостоять военным и подрывным действиям извне или изнутри, в открытой или скрытой форме276.

В соответствии с Законом «О национальной безопасности» были созданы национальное военное ведомство, которое в 1949 г. переименовано в министерство обороны, включающее три министерства видов вооруженных сил, комитет начальников штабов, а также Центральное разведывательное управление. В дальнейшем конгресс неоднократно принимал поправки к данному Закону, разрабатывал новые законодательные акты в области строительства армии, военных полномочий президента и конгресса. Так, например, в 1953, 1958 гг. были приняты законы о реорганизации министерства обороны, в 1973 г. был принят Закон о военных полномочиях и добровольном принципе комплектования вооруженных сил, в 1976 г. - Закон о чрезвычайном положении. Закон Голдуотера - Николса 1986 г. о реорганизации министерства обороны был призван способствовать преодолению ведомственных противоречий между видами вооруженных сил, предоставлению большей самостоятельности министерствам видов вооруженных сил в решении вопросов административного управления, обеспечению эффективного политического контроля руководства армией. Принятие этого Закона позволило разграничить функции министерств видов вооруженных сил и объединенных командований, более точно определить полномочия председателя Комитета начальников штабов и его объединенного штаба, переориентировать аппарат министерства обороны с решения вопросов расходования средств и распределения личного состава на планирование конкретной военной политики и реализацию программ обеспечения боевого применения вооруженных сил. Но главным нововведением данного Закона стало укрепление гражданского контроля над министерством обороны, усиление позиций его руководства в процессе принятия решений, предоставление самостоятельности видам вооруженных сил, а также реальных полномочий главнокомандующим объединенными командованиями по управлению войсками (силами).

При Президенте США функционирует орган - Совет национальной безопасности, консультирующий его по вопросам национальной безопасности, координирующий политику ведомств, отвечающих за ее обеспечение, намечающий стратегические ориентиры их деятельности. В Совет национальной безопасности входят президент, вице-президент, государственный секретарь, министр обороны, начальник управления мобилизации. Кроме того, на заседаниях Совета обычно присутствуют постоянные советники - директор ЦРУ и председатель Комитета начальников штабов, советник президента по вопросам национальной безопасности, а также министры финансов, юстиции, энергетики и др.

Концепция национальной безопасности США после Второй мировой войны прошла в своем развитии четыре этапа. Первый этап - с 1945 г. до начала 60-х гг. ХХ в. Второй этап включает 60-70-е гг. Третий этап - 80-е гг. Четвертый этап начался с окончанием «холодной войны», в 90-х гг. ХХ в.

Концепция национальной безопасности США в период с 1945 по 1991 гг. определялась следующими принципами:

При разработке политики и стратегии национальной безопасности основное внимание уделялось отражению военных угроз США и их союзникам;

Устрашение противника базировалось на разработке самых смертоносных видов оружия и их применения, если это считалось целесообразным в военном отношении;

При реализации политики и стратегии национальной безопасности предпочтение отдавалось применению жестких военных мер, а не использованию политических, экономических, дипломатических, гуманитарных действий;

В политике и стратегии национальной безопасности на первый план выдвигалась защита американских интересов, даже в ущерб союзникам США;

Обеспечение национальной безопасности США связывалось, прежде всего, с защитой ее внешнеполитических позиций.

На рубеже 90-х гг. прошлого века изменились подходы американского руководства в разработке политики и стратегии национальной безопасности. Стало очевидным, что разрушительное оружие попадает в руки политических лидеров все большего числа стран, у государств исчезают возможности использования военной силы против своих соседей. К началу 90-х гг. принципиально изменились взгляды на возможности использования ядерного оружия. Руководители США и СССР, а затем и России, официально признали невозможность добиться победы в ядерной войне. В этой связи стратегия национальной безопасности США стала основываться на следующем: угрозы национальной безопасности носят многосторонний и многомерный характер; основные усилия необходимо сосредоточить на предотвращении и разрешении конфликта до начала широкомасштабных военных действий; политика национальной безопасности не должна носить провокационный характер; при использовании вооруженных сил предпочтение отдается коллективным действиям под эгидой ООН или регионального блока; мероприятия по обеспечению национальной безопасности должны поддерживаться большинством населения277.

Основные угрозы для национальной безопасности США военно-политическое руководство США сформулировало следующим образом:

Угрозы, связанные с ядерной опасностью. Они вытекают из наличия у враждебных стран ядерного оружия и иных видов оружия массового поражения, представляющих угрозу для американских группировок за рубежом, дружественных США режимов и в перспективе - самим Соединенным Штатам. Для ее парирования сохраняется способность для ответного удара «гарантированного уничтожения»;

Региональные угрозы (нестабильность на Корейском полуострове, гражданская война в Югославии, возможная политическая нестабильность в странах Центральной и Восточной Европы, государственный терроризм, производство и транспортировка наркотиков);

Угрозы демократии и перспективам демократических реформ;

Угрозы экономическим интересам США, к которым были отнесены: неэффективное перераспределение ресурсов военного потенциала, неумелая конверсия оборонной промышленности, недооценка технологий «двойного назначения», отказ от использования длительных военно-политических отношений с союзниками как инструмента налаживания экономического сотрудничества, отказ от помощи иностранным государствам в переходе от централизованной экономики к рыночной.

Исходя из сформулированных угроз национальной безопасности США в 1996 г. президентом Б. Клинтоном были сформулированы основные цели национальной безопасности:

Убедительное поддержание безопасности с помощью боеготовых вооруженных сил;

Оживление экономики США; содействие развитию демократии за рубежом.

При представлении «Стратегии национальной безопасности» в конгресс в 1996 г. Б. Клинтон подчеркнул: «С одной стороны, мы должны оживить экономику, если мы хотим поддерживать высокий уровень боеготовности вооруженных сил, реализовывая наши внешнеполитические инициативы и расширяя влияние США в мире, а с другой - нам необходимо активно действовать за рубежом, если мы хотим открыть для себя иностранные рынки и создать новые рабочие места для американцев». Американская стратегия национальной безопасности продолжает ориентироваться на силу, и прежде всего военную. Не случайно важнейший раздел в документе «Стратегия национальной безопасности США» так и называется - «Безопасность посредством силы».

В Послании Президента США конгрессу «О положении страны» отмечается, что главные национальные цели США на протяжении многих лет остаются постоянными. Сегодня Соединенные Штаты ставят перед собой три главные цели: «укрепление безопасности путем повышения эффективности дипломатической сферы и использования вооруженных сил, которые должны быть готовы сражаться и побеждать; повышение экономического процветания США; содействие распространению демократии за рубежом»278.

Некоторые цели остаются неизменными со времен создания страны: защищать жизнь и личную безопасность американцев внутри страны и за границей; сохранять суверенитет, политические свободы и независимость Соединенных Штатов с их ценностями, институтами и территорией; обеспечивать благополучие и процветание страны и ее народа279.

Первую из вышеперечисленных целей национальной безопасности предполагается достичь в основном за счет поддержания способностей вооруженных сил по стратегическому ядерному сдерживанию и эффективному реагированию на кризисные ситуации в любом регионе мира, где возникает непосредственная угроза интересам США.

Поддержание глобальной и региональной стабильности требует комплекса политических и экономических мер, направленных на обеспечение действенного влияния США в «жизненно важных» для них регионах, снижение региональной нестабильности, ограничение распространения передовых технологий и оружия массового поражения.

Традиционно приоритетное место в стратегии национальной безопасности США занимает Европа. Это объясняется наличием в Европе жизненно важных интересов США во всех сферах: военной, политической и экономической. При этом ключевым моментом военно-политического курса США в Европе является политика, осуществляемая в отношении России и СНГ. Военно-политическое руководство США полагает, что внутриполитическое развитие и внешняя политика России и других стран СНГ таковы, что их нельзя рассматривать в качестве противников на ближайший период. Однако на перспективу руководство США считает необходимым учитывать возможность укрепления позиций России и, принимая во внимание ее ядерный и обычный потенциалы, ставит целью не допустить возможность ее доминирования в Евразии.

При возникновении и разрешении возникающих в мире в целом и в Европе проблем США продолжают опираться на Североатлантический союз, стремясь закрепить за НАТО главенствующую роль в Европе после окончания «холодной войны».

Военно-политический курс США в отношении государств Центральной и Восточной Европы нацелен на содействие процессу дальнейшего отхода данных государств от России, поощряется включение этих стран в сферу западноевропейской интеграции при одновременном «привязывании» их через военно-экономическую и финансовую помощь к стратегии обеспечения американских интересов. Одним из основных элементов этой политики выступает инициированная США программа НАТО «Партнерство во имя мира», к которой присоединилось подавляющее большинство центрально- и восточноевропейских стран, а также новые государства на территории бывшего СССР. В соответствии с замыслом их участие в данной программе призвано способствовать более тесной координации военно-политических усилий этих государств со странами блока НАТО, а для некоторых из присоединившихся к данной программе оно должно стать промежуточным этапом к полномочному членству в блоке.

Кроме того, военно-политическое руководство США стало выделять в качестве основных угроз национальной безопасности угрозы в области экономики, что говорит о расширении традиционного толкования безопасности. Министр обороны США в докладе конгрессу еще в январе 1994 г. заявлял: «Только на первый взгляд наша национальная безопасность зависит от сильных вооруженных сил. Но на самом деле она зависит от сильной экономики»280. Новый подход к проблеме безопасности подразумевает, что министерство обороны США должно осуществлять конкретные мероприятия, направленные на обеспечение экономических интересов страны.

В области внешнеэкономической политики США направляют свои усилия на обеспечение доступа американских компаний на огромный рынок России и стран СНГ. Завуалированными целями в отношении России, несмотря на официально декларируемую США поддержку рыночных реформ, являются ограничение доступа российских товаров на рынки США и других стран Запада, недопущение возвращения России на международные рынки оружия и закупки за относительно низкие цены передовых российских технологий, на фоне продолжающегося противодействия доступу России к передовым технологиям.

Таким образом, американская администрация в современных условиях основное внимание в обеспечении национальной безопасности сосредоточивает на достижении конкретных целей в политической, экономической и военной областях.

В политической области:

Установление нового мирового порядка;

Укрепление отношений с союзниками, расширение состава НАТО;

Содействие поискам политического урегулирования региональных конфликтов;

Развитие переговорного процесса в области контроля над вооружениями для продвижения интересов США.

В экономической области:

Решение внутренних экономических проблем;

Обеспечение свободного доступа к мировому рынку, океанам и космосу;

Решение экологических, демографических и других проблем с участием мирового сообщества;

Усиление экономической зависимости посткоммунистических стран от США.

В военной области:

Предотвращение нападения, откуда бы оно ни исходило, на США, их граждан и союзников путем сдерживания потенциальных агрессоров, а в случае нападения - нанесение поражения агрессору;

Укрепление и расширение межгосударственных соглашений в области обороны для обеспечения эффективных коллективных действий по предотвращению или отражению возможной агрессии, представляющей непосредственную угрозу интересам США;

Недопущение доминирования любой враждебной США державы в регионах, имеющих жизненно важное значение для американских интересов;

Снижение числа источников региональной нестабильности, угрожающих национальным интересам США, посредством борьбы с терроризмом, содействия операциям по поддержанию мира, предоставления гуманитарной, экономической и военной помощи, ограничения распространения имеющих военное значение технологий, поощрения снижения уровня военных расходов.

3. Военная организация государства. Согласно Конституции США конгресс имеет право принимать меры для общей обороны, набирать и содержать армии, снаряжать и содержать флот, издавать правила для организации сухопутных и военно-морских сил, издавать законы, необходимые для пользования вышеперечисленными правами (разд. 8 ст. I). Ни один из штатов не имеет права без согласия конгресса содержать в мирное время войска или военные корабли, предпринимать войны иначе как вследствие неприятельского нашествия или в случае неминуемой опасности, которая не допускает промедления (разд. 10 ст. I).

Структуру военной организации государство определяет исходя из задач военной безопасности. В США военную организацию составляют вооруженные силы (сухопутные войска, военно-воздушные и военно-морские силы), национальная гвардия и резерв.

В США верховным главнокомандующим является президент.

Конституция США упоминает применительно к полномочиям президента США о существовании армии и флота, которые в совокупности образуют ее вооруженные силы (разд. 2 ст. II). Возможность использования вооруженных сил для устранения «незаконных препятствий функционированию государственной власти и исполнению законов» предусмотрена не Конституцией США, а специальной нормой, закрепленной в разд. 10 Свода законов США.

Конституция США определяет правовое положение штатов и правовое регулирование их взаимоотношений с центральной властью, основные принципы избирательной системы, конституционные основы судебной власти. В других конституционных актах США нашли закрепление отдельные вопросы комплектования вооруженных сил. Так, «Статьями Конфедерации» регулируются вопросы набора армии и флота, в том числе для обороны штата от внешней и внутренней опасности. Конгрессу принадлежит право устанавливать размер сухопутной армии и вопросы ее финансирования.

В США, являющихся президентской республикой, в полном соответствии с принципом разделения властей президент производит назначения министра обороны и должностных лиц его аппарата, высших воинских должностных лиц только «по предложению и с согласия сената» (разд. 2 ст. II Конституции США). Полномочия по назначению иных воинских должностных лиц регулируются законодательством США по вопросам обороны, собранным в десятом томе Свода законов США, в котором предусматривается также институт делегирования президентом США своих полномочий в рассматриваемой области министру обороны.

Полномочие президента США по использованию вооруженной силы для устранения незаконных препятствий функционированию государственной власти и исполнению законов, как уже было отмечено ранее, предусмотрено не Конституцией США, а специальной нормой, закрепленной в разд. 10 Свода законов США. Основания для применения президентом вооруженных сил и ведения ими боевых действий регламентированы в ст. 2 Закона «О военных полномочиях президента США» 1973 г., находящегося в десятом томе Свода законов США. К их числу относятся, во-первых, объявление войны; во-вторых, специальное законодательное решение; в-третьих, критическое положение государства в результате атаки США, их территорий или вооруженных сил. По всем этим основаниям ст. 3 указанного Закона обязывает президента США проводить официальные консультации с конгрессом перед применением вооруженных сил в боевых действиях или в ситуациях, где такое применение вполне вероятно согласно обстоятельствам. Такие консультации должны продолжаться до тех пор, пока войска не прекратят боевые действия или опасная ситуация не будет взята под контроль. Кроме этого, Закон «О военных полномочиях президента США» 1973 г. устанавливает, что решение о возможности использования вооруженных сил должно быть принято конгрессом в течение не более 60 дней. В случае если за это время конгресс не объявил войны или не выдал специального законодательного разрешения на использование вооруженных сил, или физически не может собраться вследствие вооруженной агрессии против США, президент ограничивает или прекращает действия вооруженных сил.

Президент США оформляет решения в области обороны исполнительными приказами, имеющими силу закона и не подлежащими отмене конгрессом США. Эти акты могут быть аннулированы только Верховным судом США в случае их несоответствия Конституции США.

4. Комплектование вооруженных сил. В вооруженные силы США могут быть зачислены как граждане США, так и иностранцы, получившие официальное разрешение на проживание в этой стране.

В США по Закону о воинской повинности 1948 г. призывной возраст определялся от 18,5 до 26 лет. После отмены в 1980 г. воинской повинности на военную службу принимаются граждане мужского и женского пола в возрасте от 17 до 35 лет, причем в зависимости от вида вооруженных сил и рода войск имеется градация: сухопутные войска - от 17 до 34 лет, военно-воздушные силы - от 17 до 27 лет, военно-морские силы - от 17 до 35 лет, морская пехота - от 17 до 28 лет. Лица в возрасте до 18 лет поступают на военную службу с письменного разрешения родителей или опекунов.

В армии США все кандидаты подвергаются медицинскому обследованию, по результатам которого они подразделяются на три категории. К категории «А» относятся кандидаты, годные к военной службе без ограничений, категории «В» - с незначительными ограничениями, категории «С» - ограниченно годные. В мирное время в качестве добровольцев на военную службу принимаются только лица, относящиеся к категориям «А» и «В». Лица категории «С» на военную службу могут быть призваны только в период мобилизации.

В армию США предпочитают набирать лиц, в основном имеющих среднее образование, а к сержантскому и офицерскому составу предъявляются повышенные требования. Так, при оценке качества новобранцев используются два критерия: доля имеющих среднее образование и доля тех, кто по интеллектуальному уровню попал в первые три группы (всего пять) при проведении специального квалификационного теста. Проверке подвергаются все кандидаты: лица из 4-й группы принимаются ограниченно и только на определенные должности, из 5-й группы в вооруженные силы не принимаются. При поступлении на военную службу кандидаты сдают квалификационные испытания в целях выявления их общеобразовательного уровня, наклонностей и способностей, возможности и целесообразности использования по избранной ими специальности.

По результатам квалификационных испытаний (по 100-балльной системе) кандидаты подразделяются на пять категорий. К 1-й категории относятся кандидаты, набравшие 100-93 балла, ко 2-й - набравшие 92-65 баллов, к 3-й - 64-31 балл, к 4-й - 30-10 баллов, 5-й - 9-0 баллов. Для поступления на военную службу кандидат должен набрать минимально допустимое число баллов, установленное для каждой военно-учетной специальности. Добровольцу, не набравшему необходимого количества баллов по избранной им специальности, но прошедшему квалификационные испытания с положительным результатом, может быть предложена другая специальность. Уровень образованности новобранцев имеет большое значение, так как потери в течение первого срока службы новобранцев со средним образованием в 2 раза ниже, чем в остальных группах. В связи с этим конгресс принял закон о том, что как минимум 65% новобранцев-мужчин должны быть с дипломами о среднем образовании.

Вооруженные силы США комплектуются на добровольной основе, т. е. основанием возникновения военно-служебных отношений является добровольное соглашение сторон. Однако оформление возникновения военно-служебных отношений зависит от состава военнослужащих, к которому будет причислено лицо, поступающее на военную службу. Производство в офицеры осуществляется по указу президента США. Документом, закрепляющим поступление гражданина в вооруженные силы США в качестве офицера, является грамота о производстве в первое звание офицера, которая свидетельствует о возникновении военно-служебного отношения офицера. Первоначальное возникновение военно-служебного отношения связывается с поступлением указанных лиц в военно-учебное заведение. Соглашение о добровольном поступлении на военную службу не закрепляется формально-юридическим способом подписания сторонами письменного документа, поскольку предполагается, что указанные лица будут нести службу в соответствии со своим призванием и руководствоваться в своей деятельности требованиями присяги, законов и приказов командования. Государство со своей стороны обеспечит им гарантированные законами условия для выполнения возложенных задач.

Комплектование рядовым и сержантским составом вооруженных сил США осуществляется по добровольному принципу вербовки и заключения индивидуальных контрактов о прохождении военной службы на срок не менее трех лет для службы в регулярных войсках и шести лет - в резервных компонентах. За счет добровольцев, несущих службу по долгосрочным контрактам, и лиц, неоднократно продлевающих контракты, в соответствии со специальными актами, изданными в каждом виде вооруженных сил в развитие законов конгресса, осуществляется пополнение рядов вооруженных сил сержантами и уорент-офицерами. Лицо, желающее поступить на военную службу в качестве рядового или сержанта, подает заявление, в котором указываются срок и условия службы в армии, вариант контракта, условия, выдвигаемые обеими сторонами, а также иные вопросы, связанные с военной службой. К контракту и заявлению прилагаются комплект сопутствующих документов, уточняющих и расширяющих толкование их положений. К ним относятся анкета DD-1966, «Меморандум о взаимопонимании», «Требования по выбранной военной учетной специальности» и др. В этих документах определяются: величина гарантированного денежного содержания добровольца, обязательства, касающиеся выполнения им программ по борьбе с алкоголизмом и наркоманией в вооруженных силах; права и обязанности договаривающихся сторон по вопросам религиозных отправлений; дополнительные обязательства добровольца по военно-учетной специальности в таких родах войск, как части и подразделения специального назначения. В этих документах перечисляются санкции в случае нарушения принятых добровольцем обязательств (например, дисквалификация при неудовлетворительной специальной подготовке и перевод в другую военную учетную специальность). Таким образом, контракт о прохождении военной службы указанным составом военнослужащих является письменным документом, оформляющим соглашение о добровольном поступлении на военную службу и условия ее исполнения.

5. Прохождение военной службы. Система продвижения офицеров вооруженных сил США по службе построена на культивировании духа соревновательности по принципу: чем выше воинское звание и должность, тем более жесткими должны быть критерии отбора. Военнослужащие, дважды признанные комиссиями в соответствии с кадровой программой «вверх или вон» (top or out) в аттестациях не достойными выдвижения, подлежат увольнению. Аналогичные меры могут быть применены к лицам, не сдавшим нормативы по физической подготовке более 2 раз. Аттестация офицерского состава проводится ежегодно. Командование вооруженных сил США требует от командиров и начальников неформального подхода к написанию аттестаций, внимательной и объективной оценки деловых и человеческих качеств офицера. Для этих целей специально готовятся списки слов и словосочетаний, которые можно использовать в аттестации, например: общее впечатление - хорошие манеры, энергичен, вежлив, груб, застенчив, уравновешен, привлекателен, благонадежен, ничем не выделяется, эксцентричен и т. п.; характер - смелый, твердый, (не)эгоистичный, терпимый, суеверный, завистливый, упрямый, трусливый, пугливый, простой, нетерпеливый и т. п.; склад ума - богатое воображение, аналитический ум, чувствительный, быстро (медленно) схватывающий, остроумный, (не)гибкий и т. п.

Изменение военно-служебного отношения предполагает изменение служебно-должностного положения военнослужащего (назначение на должность, освобождение и отстранение от должности), присвоение, лишение и восстановление воинского звания. Истечение срока выслуги в воинском звании является универсальным условием присвоения очередного воинского звания в вооруженных силах практически всех государств.

Для получения очередного воинского звания офицерскому составу вооруженных сил США необходимо иметь следующую выслугу лет: первый лейтенант - 1,5-2 года; капитан - 3,5-4 года; майор - 10 лет; подполковник - 16 лет; полковник - не менее 22 лет. Звания генералов присваиваются по специальному решению.

Звание «уорент-офицер 1-го класса» присваивается сержантам после 10 лет службы в вооруженных силах и более и успешного завершения соответствующего курса обучения в школах родов войск и служб. Присвоение очередных званий уорент-офицерам производится по достижении следующих сроков выслуги в предыдущем звании: уорент-офицер 1-го класса - 3 года; старший уорент-офицер 2-го класса - 6 лет; старший уорент-офицер 3-го класса - 6 лет; старший уорент-офицер 4-го класса - после 15 лет службы в качестве старшего уорент-офицера.

Рядовому и сержантскому составу сухопутных войск США для получения очередного звания необходимо иметь следующую минимальную выслугу в предыдущем звании и общую выслугу (в скобках - для ВВС): рядовой - 6 месяцев; рядовой 1-го класса - соответственно 4 месяца и 1 год (6 месяцев и 6 месяцев); капрал - 6 месяцев и 2 года (8 месяцев и 1 год); сержант - 8 месяцев и 3 года (6 месяцев и 3 года); штаб-сержант - 10 месяцев и 7 лет (18 месяцев и 5 лет). При этом минимальные сроки присвоения очередных воинских званий рядовому и старшинскому составу в вооруженных силах США различны для сухопутных войск, ВВС, ВМС и корпуса морской пехоты и зависят от выслуги лет, выслуги в должности, характеристики военнослужащего, результатов различных тестов, наград, наличия вакансий и от решения отборочной комиссии.

В вооруженных силах США вопрос о присвоении воинских званий офицерам и старшему сержантскому составу решается специальными ранговыми комиссиями, которые каждый год формируются заново из офицеров, звания которых выше, чем звания обсуждаемых кандидатов. В задачу комиссий входит отбор и оценка кандидатов на основе их аттестаций, характеристик и впечатления от личной встречи с офицером, его ответов на вопросы членов комиссии по специальности, из области военной и общей подготовки. До звания «капитан» включительно воинские звания присваиваются практически всем, кто аттестован с выводом «полностью готов к выдвижению». При присвоении более высоких званий применяется принцип «подготовлен лучше всех». Возможность реализации этого принципа создается за счет превышения числа кандидатов над числом вакансий. Характерно, что система отбора кандидатов на получение очередного воинского звания или заполнение вакансий сохраняется и при назначении высших военных руководителей (рассматриваются 2-4 и более кандидата, которые обсуждаются в кругу высших офицеров, статьи об этом публикуются в американской военной прессе). Повышение в звании младшего и среднего сержантского составов основывается на состязательно-проверочном принципе.

Процессуальные нормы военного законодательства США, регулирующие вопросы повышения в воинском звании, гарантируют:

Право военнослужащих офицерского и старшего сержантского состава делать письменные заявления, предоставляя факты для опровержения отрицательных характеристик;

Возможность военнослужащим офицерского и старшего сержантского состава представлять письменные заявления «ранговой комиссии», рассматривающей вопрос об их повышении;

Наличие в послужном списке, рассматриваемом «ранговой комиссией», только официальных характеристик (записи о несоответствующем поведении не включаются в служебный список, за исключением случаев, когда несоответствующее поведение установлено на судебном или внесудебном слушании);

Проведение заседаний «ранговой комиссии» при закрытых дверях (замечания, сделанные при вынесении решения, достоянием гласности не становятся);

Принцип соответствия воинского звания занимаемой воинской должности наиболее последовательно реализован в вооруженных силах ряда иностранных государств, в которых предусмотрена система временных званий. Так, в США система присвоения воинских званий требует обязательного их соответствия занимаемым должностям. Поэтому звания офицеров и генералов подразделяются на временные и постоянные. Постоянные звания присваиваются в соответствии со служебной аттестацией, выслугой лет и при наличии вакансии. Временные звания присваиваются при назначении на должности, которые по штату подлежат замещению офицерами в более высоком звании. По своему правовому положению имеющие временные звания приравниваются к офицерам, генералам и адмиралам, имеющим соответствующие постоянные звания, и носят такие же форму и знаки различия.

Увольнение из вооруженных сил США является актом добровольным, требующим соблюдения весьма небольшого числа процессуальных норм. Вынужденные же увольнения требуют соблюдения процессуальных норм более высокого уровня в зависимости от причины и обстоятельств увольнения, должности и звания военнослужащего. Комиссия по административным увольнениям вправе заслушать военнослужащего, но это право не является безусловным и зависит от выслуги лет и вида рассматриваемого увольнения. Предельный возраст военнослужащих США определяется в зависимости от срока военной службы. Увольнение из вооруженных сил по выслуге лет производится в том случае, когда военнослужащий прослужил в армии установленный законом срок. Формально верхним пределом военной службы, после достижения которого военнослужащий подлежит увольнению в обязательном порядке, считается 30 лет, но для отдельных категорий генералов и старших офицеров допускаются исключения. Предельный возраст для офицеров устанавливается в 62 года. Офицерам, занимающим руководящие должности в центральном аппарате, а также представителям высших военно-учебных заведений по решению конгресса в индивидуальном порядке служба может быть продлена до 64 лет. Предельный срок военной службы для бригадного генерала и полковника - 30 лет, подполковника - 28 лет, для майора - 21 год. Но эти сроки в отдельных случаях могут быть продлены на 5 лет. Следовательно, разница в предельных возрастах военнослужащих США не превышает 10 лет.

6. Статус военнослужащих. Первые десять поправок к Конституции США составляют Билль о правах и содержат гарантии конституционных прав и свобод, среди которых гарантия свободы совести, слова и печати, собраний, право на жалобу, право на охрану личности, жилища, бумаг и имущества от необоснованных обысков и арестов, право частной собственности и др. Никто не может быть привлечен к ответственности за уголовное преступление иначе как по обвинению со стороны присяжных, за исключением дел, возникающих в сухопутной армии или на флоте в то время, как они находятся на действительной службе по случаю войны или общественной опасности (поправка V к Конституции США), т. е. Конституция допускает возможность отхода от главного принципа уголовного судопроизводства и основной гарантии прав американских граждан - суда присяжных, но только в период ведения военных действий или иных чрезвычайных обстоятельств.

Вопросы правового статуса американских военнослужащих закрепляются в ст. 53 «Права и обязанности» (3-й том Свода законов США, ч. II, подразд. «А»), в которой содержатся нормы, касающиеся гарантий избирательных прав военнослужащих, участия их в политической деятельности, свободы совести, подачи жалоб, гарантии неприкосновенности личности. В то же время в американских юридических изданиях (например, Справочник офицера США под редакцией Л.П. Крокера) встречается положение об особом статусе военнослужащих. «Существуют серьезные основания полагать, что военнослужащие имеют особые права, обязанности и привилегии. Во-первых, главной обязанностью граждан США, находящихся на службе в сухопутных войсках, ВВС, морской пехоте или ВМС, является защита и охрана конституции, включая все гражданские права и свободы, а во-вторых, в случае войны граждане, находящиеся на службе федерального правительства, вне зависимости от того, куда они будут направлены, не имеют права отказаться от следования в пункт назначения, и, следовательно, они ограничиваются в праве свободного передвижения, которое всегда остается у гражданских лиц»281.

Правовой статус американских военнослужащих охватывает 3 области: общегражданские права и свободы военнослужащих; военно-служебные права, а также их организация, военно-служебные обязанности и связанную с ними юридическую ответственность. Американское законодательство закрепляет как роль и место вооруженных сил в обществе, так и социально-правовое положение отдельных категорий военнослужащих. Законодательство США гарантирует американским военнослужащим реализацию следующих прав и свобод, в отдельных случаях с некоторыми ограничениями: избирательное право; участие в политических партиях, общественных организациях и массовых движениях; участие в митингах, шествиях и демонстрациях; свободу слова и печати; право на отдых (отпуск не более 60 суток, в счет будущей службы - до 45 суток); право на жилище (холостые военнослужащие размещаются в казармах или бесплатных общежитиях гостиничного типа; лица рядового и сержантского состава получают на территории части бесплатную площадь); право на образование; право на медицинское обеспечение и охрану здоровья (постоянный контроль за состоянием здоровья); право на возмещение ущерба, причиненного личности военнослужащего или личной собственности при исполнении служебных обязанностей; право на пенсионное обеспечение (служба в регулярных вооруженных силах не менее 20 лет, а также инвалидность); право на подачу жалоб (военнослужащий имеет право подать жалобу по любому вопросу генеральному инспектору); право на захоронение (военнослужащие могут быть захоронены как на национальном военном, так и на частном кладбище).

К военно-служебным правам относятся: право на воинское звание; право ношения военной формы одежды (военная форма не носится при проведении гражданских работ); право на служебные перемещения (военнослужащие имеют право на перемещение (продвижение) по службе в соответствии с уровнем образования и учебно-боевой подготовки); право на материальное обеспечение; право на увольнение с действительной военной службы (обязательному увольнению подлежат лица, достигшие 62 лет; офицеры имеют право также уволиться по собственному желанию). Запрещается военнослужащим заниматься частной предпринимательской деятельностью в служебных целях и в служебное время.

Общие обязанности военнослужащих США включают: готовность отдать жизнь для защиты своей страны; беспрекословное подчинение приказам президента США и своих командиров и начальников; быстрое и точное решение поставленных задач; достижение и поддерживание необходимого уровня военно-профессиональной подготовки; строгое соблюдение дисциплины и морально-этических норм в соответствии с существующим в вооруженных силах США «Кодексом поведения»; соблюдение требований обеспечения безопасности при использовании документации, а также «закрытых» систем оружия и военной техники (в случае ее передачи другому лицу, не имеющему на нее права, по решению суда может быть назначено уголовное наказание: тюремное заключение сроком до 10 лет или штраф на сумму не более 10 тыс. долларов); исполнение должностных обязанностей военнослужащих. Командиры и начальники имеют право командовать подчиненными и требовать от них исполнения приказа.

Военные законы, принятые конгрессом, содержат лишь общие положения по военным вопросам военного строительства, которые затем детализируются актами президента и органов военного управления. Президент издает наставления, положения, исполнительные приказы, директивы, которые обладают такой же обязательной силой, как акты конгресса. Наиболее детально внутриармейские отношения регулируются в американской армии уставами, наставлениями, положениями и другими актами. Например, Положение о прохождении службы офицерами регулярной армии AR 601-100 регламентирует особенности прохождения службы офицерами армии США. Участие военнослужащих в демонстрациях регламентируется наставлением AR 600-100, особенности литературной деятельности регулируются наставлением AR 600-50. В целом весь комплекс вышеуказанных актов наряду с общими основами и принципами определяет социально-правовое положение личного состава вооруженных сил США.

На основе акта о гражданских правах 1964 г. (ч. II) разработано наставление по проблемам равных возможностей AR 600-21, т. е. в армии США все военнослужащие имеют равные возможности, командование в своей деятельности следует принципам, исключающим расовую дискриминацию и предполагающим одинаковый подход ко всем военнослужащим независимо от их расы, цвета кожи, вероисповедания и национальной принадлежности. Право равных возможностей распространяется как на служебное, так и на личное время военнослужащих. Офицер имеет право для выражения официального протеста или жалобы относительно ущемления его конституционных прав, свобод или оскорбления личного достоинства вплоть до Верховного суда США. Его подчиненные также пользуются этим правом, и если офицер предпринимает какие-либо действия, которые оскорбляют личное достоинство (или это так расценивается подчиненными), то он может участвовать в процессе уже не как истец, а как ответчик.

В ходе исполнения военной службы военнослужащие США также имеют возможность участвовать в политической деятельности, но с некоторыми ограничениями. В большинстве случаев военнослужащим США запрещается становиться кандидатом на выборную должность или непосредственно участвовать в выборной кампании какого-то одного кандидата.

Военнослужащим США не разрешается принимать участие в деятельности организаций, которые открыто проводят политику дискриминации на основе расы, убеждений, цвета кожи, пола, религии и национального происхождения. Однако членство в таких группах без активного участия в их деятельности запрещено быть не может. Военнослужащие, находящиеся в увольнении, не должны участвовать в демонстрации или собрании общественной группы, будучи одеты в униформу, так как это может дать повод гражданскому населению думать, что вооруженные силы официально поддерживают какую-либо одну группу.

Военнослужащим США запрещается вступать в профессиональные союзы, ставящие своей целью выдвижение и удовлетворение различных требований путем переговоров с командованием, поскольку, как считают американские законодатели, принявшие в 1979 г. соответствующий закон, при определенных условиях может быть нарушена верность присяге.

Офицерам США запрещается: заниматься предпринимательской деятельностью; наниматься на работу в коммерческую организацию и получать вознаграждение, если при этом потребуется отлучаться с места службы или будут создаваться иные помехи в службе; быть консультантом частных фирм по любым вопросам, затрагивающим интересы государства; принимать вознаграждение и подарки за работу, проделанную во внеслужебное время в любом государственном учреждении, а также денежное вознаграждение от частных лиц и фирм, имеющих деловые отношения с министерством обороны или заинтересованных в них. В остальных случаях офицер может заниматься бизнесом, однако это не поощряется командованием. По сообщению американской печати, 10% офицеров подрабатывают в свободное от службы время и их дополнительные доходы составляют до 50 тыс. долларов США. Рядовой и сержантский состав вооруженных сил США может работать во внеслужебное время, в том числе в коммерческих структурах, если это не мешает службе.

Военнослужащие США, как и другие граждане, имеют право на самовыражение. В то же время право свободно высказываться не предоставляет им безусловного иммунитета от последующего наказания в случае, если выступление нарушает уголовный кодекс и иные нормы, предусматривающие ответственность военнослужащих. Ответственность для военнослужащих наступает в случае, если они допускают:

1) неуважительные выражения в адрес старших по званию или должности;

2) использование выражений или жестов, могущих спровоцировать драку;

3) раскрытие секретных данных;

4) обсуждение служебных дел вне службы без соответствующего разрешения.

Установление прямого запрета военнослужащим печатать свои произведения, в том числе касающиеся военных вопросов, противоречило бы интересам как самой военной организации, так и общества в целом, поскольку первая является частью второго и они не могут быть изолированы друг от друга. Ограничения, устанавливаемые в свободе печати, должны исключить возможность распространения сведений, составляющих государственную тайну. Как правило, указанное ограничение может быть реализовано проведением предварительной цензуры публикуемых произведений. Косвенное ограничение в свободе печати может заключаться в последующей за опубликованием цензуре, т. е. требовании обязательного предоставления воинским должностным лицам опубликованных военнослужащим работ, что имело место в германском праве в начале XX в. Личное владение военнослужащего США печатными материалами (кроме содержащих секретные данные) не имеет отрицательного влияния на военную дисциплину или боеготовность. Однако их публичная демонстрация или раздача воспрещаются, если интересы командования по поддержанию нравственности, должного порядка и дисциплины превалируют над заинтересованностью служащего в самовыражении, т. е. законодательство США устанавливает дискреционные полномочия военного командования в области реализации военнослужащими свободы печати.

7. Страхование военнослужащих282. Основным нормативным документом является Руководство по страхованию военнослужащих283.

Все страхование военнослужащих США реализуется в рамках конкретных страховых программ, которые принимались конгрессом США. В этом плане можно сказать, что данный вид страхования, как и в России, осуществляется в силу закона. Начиная с 1919 г. и до настоящего времени в США было 8 программ страхования.

Правительство США стало участвовать в осуществлении личного страхования военнослужащих совместно с частной системой страхования. Цель такого совместного страхования - предложить более дешевое страхование при покупке страхового полиса у коммерческой страховой компании. По этому полису правительство США доплачивает страховой компании страховые взносы по рискам, связанным с военной службой. Все остальные риски оплачиваются страховыми взносами, вычитаемыми из зарплаты военнослужащих.

Личное страхование военнослужащих США, скорее всего, классическое. Военнослужащий может застраховать свою жизнь на определенную сумму, купив страховой полис в одной из частных страховых компаний (заключить договор страхования). При этом военнослужащий сам назначает выгодоприобретателей и оплачивает данный страховой полис. Достаточно распространенная сумма максимального страхового покрытия на случай смерти военнослужащего составляет от 10 тыс. до 50 тыс. долларов.

В практике страхования утвердился ежемесячный страховой взнос, который перечисляется с зарплаты военнослужащего на счет страховой компании. Величина ежемесячного страхового взноса зависит от того, на какую максимальную страховую защиту рассчитан страховой полис и по какой программе страхования он действует. Так, например, при максимальной сумме страховой защиты в 50 тыс. долларов ежемесячный страховой взнос военнослужащего по программе с участием правительства США составляет 4 доллара. В настоящее время программами страхования в США охвачено более 5 млн. военнослужащих и ветеранов вооруженных сил.

8. Государство и право Западной Европы, США и Японии в XIX в.

Он позволяет решать многие проблемы вооруженных сил США



На днях министерство обороны США объявило, что впервые за последние 13 месяцев американские вооруженные силы перевыполнили план по привлечению в свои ряды новых новобранцев. Таким образом, Пентагону удалось переломить негативную тенденцию снижения укомплектованности частей и соединений личным составом, которая возникла в связи с отказом молодых американцев проходить военную службу, прежде всего из-за войны в Ираке и Афганистане. Как сообщает вербовочное командование сухопутных сил США, успех достигнут за счет предложения потенциальным новобранцам более выгодных условий, расширения социального пакета льгот для военнослужащих и их семей.

Американские военнослужащие и так имеют значительные привилегии по отношению к другим гражданам страны. Тем не менее, подчеркивается на сайте Washprofile.org, в то время как бизнес-структуры предпочитают сокращать льготы и вознаграждения для своих сотрудников, Пентагон, наоборот, увеличивает социальный пакет. Весьма показательно в этом плане сравнение отпусков, которыми пользуются обычные американцы и военные. Так, среднестатистический житель США через год работы получает право на оплачиваемый отпуск продолжительностью 8,9 дня. Проработавший три года имеет отпуск 11 дней, пять лет – 13,5. Через 25 лет работы на одном месте отпуск удлиняется до 19,2 дня. Военнослужащий же, прослуживший год, получает отпуск продолжительностью 30 суток с оплаченной дорогой домой и обратно. При этом отпускнику почти наполовину компенсируется стоимость проживания в мотеле, если он воспользовался им.
Быть военным выгоднее и для получения образования. По данным министерства образования США, в 2005 году примерно половина американских компаний оплачивала своим сотрудникам курсы повышения квалификации и иные образовательные программы. Однако это образование должно быть получено в профильной сфере, то есть, условно говоря, бухгалтер за счет фирмы не может получать диплом историка. В вооруженных силах США поощряется дистанционное образование военнослужащих – для этой цели студенту в погонах выделяются персональный компьютер и 4,5 тыс. долларов в год на оплату обучения, причем его профиль выбирается лично военнослужащим. В случае если в армию поступает студент, который должен оплатить свое обучение в вузе, он может воспользоваться услугами «Армейской программы погашения задолженности колледжу». Она предоставляет банковский кредит, застрахованный на федеральном уровне. Сумма такого кредита достаточно велика – до 65 тыс. долларов. Она может выплачиваться полностью или частично в ходе службы по контракту.
Жизнь каждого военнослужащего страхуется максимум на 400 тыс. долларов. Страхование жизни оплачивают своим сотрудникам и примерно две трети американских работодателей. Однако «военное» и «гражданское» страхования также различаются. Так, среднестатистический некурящий 25-летний американец, застрахованный на 500 тыс. долларов, выплачивает примерно 140 долларов в месяц, в то время как его ровесник в погонах – 28. Все категории военнослужащих и ветераны имеют право на пожизненную медицинскую страховку, которая полностью оплачивается из федерального бюджета. Причем речь идет не только об оплате лекарств или лечении в госпитале, но даже о таких дорогостоящих операциях, как пластическая, которую военнослужащий и военный пенсионер могут сделать за счет министерства обороны. Оно же компенсирует и значительную часть расходов, связанную с их лечением в специализированных гражданских медицинских учреждениях в случае, если госпиталь не может оказать необходимую помощь. Похороны погибшего и умершего военнослужащего армии США целиком берет на себя государство, а погибшие в боях могут быть торжественно погребены на мемориальном Арлингтонском кладбище близ Вашингтона.
Американские военные имеют право на бесплатное жилье или же на квартиру, которая освобождается от налогообложения. Если она не принадлежит солдату, а снимается им, то он получает компенсацию за расходы по ее найму. Среди этих льгот нет права на бесплатный проезд в общественном транспорте, так как оно американским военнослужащим и не нужно. Ведь подавляющее их число имеют личные автомобили. А вот заправка бензином на АТС, расположенных в военных городках, обходится значительно дешевле, чем за пределами воинской части. То же самое относится и к посещению аналогичных магазинов, а также к пользованию детскими садиками (расходы военных родителей на детский сад примерно на треть ниже, чем у их гражданских ровесников). Во время службы солдат имеет право общаться (в свободное время) со своими родными и друзьями, используя бесплатно телефон (в том числе сотовый), Интернет и обычную почту.
И все же главное место в социальном пакете Пентагона отводится непосредственно материальному стимулированию, которое включает основной оклад и различные компенсационные выплаты, составляющие от 68 до 80 процентов денежного довольствия военнослужащего. При этом основной оклад устанавливается в соответствии с законами от 1970 и 1977 годов, которые закрепляют принцип равенства оплаты государственных служащих (в число которых, естественно, входят и все военнослужащие) заработной плате занятых в частном секторе экономики и работающих на равноценных должностях. Размер основного оклада военнослужащего также зависит от засчитанной выслуги лет и ранга, который соответствует воинскому званию, а его увеличение предусматривается через каждые два года службы. Основные оклады всех категорий военнослужащих, кроме того, практически ежегодно в законодательном порядке увеличиваются в соответствии с уровнем инфляции.

Оклады некоторых категорий американских военнослужащих
(По состоянию на 1 января 2006 года. Приведены стартовые суммы, которые военнослужащий получает первые два года пребывания в этом звании, впоследствии они увеличиваются.)
Новобранец, после того как отслужил 4 месяца, получает 1.178 долларов в месяц.
Капрал (сержант в частях ВВС, в ВМС – унтер-офицер третьего класса) – 1.662.
Мастер-сержант (первый сержант в ВВС, первый старший унтер-офицер в ВМС) – 3.292.
Главный сержант (первый сержант в ВВС, главный унтер-офицер в ВМС) – 4.022. Наивысшее звание, которое может получить человек без высшего военного образования, – командующий главный сержант.
Второй лейтенант – командир взвода, экипажа самолета и т. д. – 2.416.
Капитан (в ВМС – лейтенант) – командир роты, экипажа самолета, портового судна – 3.221.
Подполковник (в ВМС – коммандер) – командир батальона, эскадрильи, подводной лодки, фрегата – 4.246.
Полковник (в ВМС – кэптен) – командир полка или бригады, авиационного крыла, крупного боевого корабля – 5.094.
Генерал-майор (в ВМС – контр-адмирал) – командир дивизии, авианесущей оперативно-тактической группы, командующий воздушной армией – 8.271.
Генерал-лейтенант (в ВМС – вице-адмирал) – командир корпуса, командующий воздушной армией, оперативным флотом -11.689.



Что касается компенсационных выплат, то они включают в себя доплаты за участие в боевых действиях, выходы в море, проведенные часы в воздухе, дежурство в выходные дни и так далее. Например, солдат ежемесячно получает 200 долларов на еду и компенсацию в 250 долларов за разлуку с семьей. Когда американский солдат, сержант или офицер попадает в зону боевых действий, ему немедленно начинают выплачивать особую надбавку в размере 250 долларов. Если для участия в войне военнослужащий вынужден разлучаться со своей семьей, то ему доплачивают еще 100 долларов. Еще 3,5 доллара в день доплачивают за то, что военнослужащий уехал далеко от дома и вынужден нести дополнительные расходы на свое содержание и терпеть различные неудобства.
Если солдат или офицер находится непосредственно вблизи переднего края (то есть его жизнь подвергается реальной опасности), то он получает дополнительно 50 – 100 долларов в месяц. Для того чтобы эта доплата была произведена, военнослужащий должен провести в зоне боевых действий как минимум 30 суток. Из-за того что на войне военнослужащим, как правило, некогда и негде тратить деньги, их зарплаты перечисляются на особый сберегательный счет. Пока идут боевые действия, на эти деньги начисляются повышенные проценты (в среднем более чем в пять раз выше, чем на обычном сберегательном вкладе в американском банке).
Кроме этих выплат , военнослужащие имеют довольно существенные налоговые льготы. К примеру, солдаты и сержанты полностью освобождаются от выплаты всех налогов от сумм, полученных во время участия в боевых действиях. Офицеры платят налоги, если их совокупный доход превышает 5.532 доллара в месяц. А он в большинстве случаев значительно выше. По оценкам Американского центра стратегических и бюджетных оценок, годовой совокупный доход некоторых категорий военнослужащих, имеющих выслугу 20 лет и более, может достигать более 150 тыс. долларов. Для сравнения: годовая зарплата конгрессмена и сенатора составляет 145.100 долларов, члена правительства – 160 тыс., вице-президента США – 180 тыс. долларов.
Если военнослужащий прослужил 20 и более лет, то он получает право на военную пенсию, которая составляет 50 – 75 процентов от его оклада в последние несколько лет службы. Например, подсчитано, что общая сумма пожизненной пенсии военнослужащих рядового и сержантского состава при средней продолжительности жизни 80 лет и 20-летней выслуге составляет 407,2 тысячи долларов. При выслуге 24 года этот показатель возрастет на 31,7 процента, а 30 лет – на 83,1 процента. Значительно более высокий уровень пенсии установлен для унтер-офицеров. У них при 20-летней выслуге и средней продолжительности жизни 84 года общая сумма пенсии составит 536,5 тысячи долларов, а при 30-летней выслуге достигнет почти 1 миллиона долларов, то есть возрастет на 75,2 процента.
Однако достойно окончить службу удается далеко не всем. Во-первых, солдат всегда рискует жизнью – десятки военнослужащих гибнут каждый год в результате несчастных случаев, даже не участвуя в военных действиях. Во-вторых, вооруженные силы избавляются от солдат, которые не удовлетворяют их требованиям. Обычно отсеивается 5 –7 процентов личного состава, как правило, за нарушение дисциплины, невыполнение различных нормативов и по другим причинам. И в этом плане социальный пакет Пентагона играет еще одну роль – он способствует поддержанию на должной высоте дисциплины и порядка в вооруженных силах.
При увольнении офицеров, прослуживших от 5 до 20 лет и не имеющих права на получение пенсии, выплачивается выходное пособие. Правом на его получение пользуются офицеры, не прошедшие аттестацию на присвоение очередного воинского звания или увольняемые в связи с организационно-штатными мероприятиями. Размер пособия ограничен 30.000 долларов. Офицеры, увольняемые за нарушение дисциплины и некачественное выполнение служебных обязанностей, могут получить выходное пособие в половинном размере.
К числу основных льгот, предусмотренных американскими законами для ветеранов вооруженных сил США, относятся профессиональная реабилитация, помощь в получении образования и помощь в трудоустройстве. Курс реабилитации рассчитан минимум на 48 месяцев. Он организуется на базе университетов, колледжей, школ и курсов профессионально-технической подготовки, специализированных реабилитационных учреждений, а при необходимости – и на дому. Программой предусмотрены: бесплатное обучение по специальности; бесплатные специальные занятия, направленные на восстановление двигательных, речевых и других функций, организуемых в зависимости от характера инвалидности (отсутствие конечностей, слепота, глухота и другие); предоставление бесплатных услуг, включая обеспечение питанием, медицинское обслуживание и протезирование, проезд на транспорте, бытовое обслуживание семей ветеранов. Курс реабилитации может быть пройден в любое удобное ветерану время в течение 12 лет с момента назначения ему министерством по делам ветеранов пенсии по инвалидности.
Рассмотреть в одном материале весь социальный пакет Пентагона, насчитывающий более 140 наименований льгот, привилегий и бонусов, не представляется возможным. Вместе с тем следует отметить, что, столкнувшись с серьезными проблемами в комплектовании вооруженных сил, военное ведомство США с согласия руководства страны пошло на значительное увеличение морального и прежде всего материального стимулирования привлечения в армейские ряды свежих людских ресурсов и удержания на службе уже получивших боевой опыт солдат и офицеров. Так, принято решение об увеличении практически втрое размера единовременного пособия, выплачиваемого военнослужащим при заключении первого контракта или его продлении. При наличии вакантных должностей по ряду дефицитных специальностей предусмотрено присвоение очередных воинских званий. Увеличен максимальный размер гарантий (с 249 тыс. до 333,7 тыс. долларов) по кредитам военнослужащим на покупку жилья, дополнительные скидки при оплате обучения, бесплатную юридическую поддержку и ряд других мер.
Учитывая тот факт, что на действительную военную службу в Ираке, Афганистане и других «горячих точках» призывается все больше резервистов, президент США Джордж Буш подписал закон «О предоставлении льгот военнослужащим национальной гвардии и резерва видов вооруженных сил». Он также предусматривает расширение финансовой помощи и гарантий для этой категории американских военнослужащих. В частности, законом определено, что с 10 тыс. до 250 тыс. долларов увеличивается защищенная правительством США (от аннулирования в случае неуплаты взносов) сумма страхования жизни резервиста на период его нахождения на действительной военной службе. Им же запрещено выселение резервистов и членов их семей во время прохождения службы из домов вследствие неуплаты арендной платы за жилье, если она не превышает 2,4 тыс. долларов в месяц (ранее эта сумма составляла 1,2 тыс. долларов США). В дальнейшем предполагается ежегодный пересмотр этой суммы с учетом инфляции. Вводится в действие льготная программа кредитования резервистов, призванных на действительную военную службу, со ставкой не более 6 процентов. Предусмотрена возможность досрочного прекращения военнослужащим аренды жилья и автомобилей без выплаты штрафов за прерывание договора.
Министерство обороны США приступило к разработке обновленной программы мер по обеспечению социальной поддержки семей военнослужащих исходя из того, что «супруга или супруг – не просто придаток к военнослужащему, а зачастую именно супруг принимает решение, оставаться семье в военной среде или нет». В частности, приняты решения по поощрению организаций, принимающих на работу жен военнослужащих и предоставляющих им налоговые льготы. При назначении на должности вольнонаемных в системе военного ведомства приоритет будет отдаваться членам семей военнослужащих. Установлены единовременные компенсации семьям военных, которые выделяются при увольнении жен в связи с переездом военнослужащего на период поиска нового места работы. Снижена стоимость содержания детей военнослужащих в ведомственных дошкольных заведениях и увеличены сроки их ежедневного пребывания в них. В случае посещения детьми вневедомственных учреждений родители получают частичную компенсацию затрат.
Наконец, в военном бюджете 2007 года предусмотрено повышение денежного содержания военнослужащих. Так, сержант, отслуживший в армии 14 лет, будет получать на 779 долларов больше, чем в нынешнем году, а зарплата капитанов вырастет на 1.188 долларов. Кроме того, 1,9 млрд. долларов в будущем году будет выделено на обеспечение различных льгот военным. Так называемые квартирные деньги военнослужащих будут увеличены на 5,9 процента. Предусмотрено увеличение ассигнований на приобретение военнослужащими жилья в личное пользование. Всего на приобретение и приватизацию жилья в будущем году американские военные получат 1,3 млрд. долларов. На медицинское обеспечение своих подчиненных Пентагон в 2007 году планирует истратить 39 млрд. долларов.
Таким образом, социальный пакет позволяет американскому военному командованию решать многие проблемы вооруженных сил США. И в первую очередь их комплектования, что представляется непростой задачей, учитывая растущую в стране непопулярность войны в Ираке и Афганистане.