Налоговая и малый бизнес. Налогообложение малого бизнеса

Выбирая для малого бизнеса наилучшее налогообложения нелегко запутаться в имеющихся системах. В зависимости от вида деятельности, его размаха и распространенности в других регионах России предпринимателю может подойти та или система налогообложения:
- налогообложение единого налога на вмененный доход (ЕНВД );
- налогообложение с упрощенной системой с 15% обложением прибыли (УСН15);
- налогообложение с упрощенной системой с 6% обложением дохода (УСН6).
Все эти системы предусмотрены законодательством России для облегчения ведения малой предпринимательской деятельности для граждан РФ. При составлении предпринимателем бизнес-плана желательно рассмотреть нюансы всех этих систем самостоятельно или при содействии специалиста для выбора наиболее оптимальной. Некоторые их особенности рассмотрены в данной статье.

Эти отчеты запрашиваются у любого из субъектов, уполномоченных Экономикой, и, согласно учетной записи Круса, «они имеют стоимость в 000 евро». Увеличилось количество МСП в мотивированных отчетах, но они пока не являются большинством. к высоким издержкам - он делает, что малые и средние компании не заканчивают вход в систему. По словам Круза, проблема, которая существует, связана с тем, как стимулы финансируются из бюджета, поскольку правительство сократило игру на 50%, потому что понимает, что эта мера мало используется, и более логично снизить бюджет до 81%. миллион, следует сделать более конструктивный подход, ориентированный на анализ того, почему эта мера не применяется.

При несоответствии каких-либо требований упрощенных систем к предприятию они облагаются одной из стандартных систем по сбору налогов:
- налогообложение без необходимости регистрации плательщика НДС (ТСН-НДС);
- налогообложение с обязательной регистрацией плательщика НДС (ТСН +НДС).
Уплата налогов по системе ТСН не предусматривает щадящее отношение к малому бизнесу, заставляя его конкурировать со всеми игроками рынка. Подробнее о традиционной системе налогообложения можно почитать в конце статьи.

Реальное увеличение составило 1, 11%, а это было 4, 1 касается гражданских инноваций. Кроме того, когда мы ссылаемся на этот пункт, мы также должны рассмотреть вопрос о том, относится ли он к субсидированию или займу. Таким образом, настаивает Ромеро, «субсидия доставляется на дно, в то время как кредиты должны быть возвращены».

Принимая это во внимание, стоит помнить, что предмет субсидии был сокращен на 2, 6%, а кредитов - на 9%. 2%, когда это должно быть наоборот. Короче говоря, оба этих сокращения позиций, связанных с инновациями, а также трудности, связанные с проведением инновационной деятельности и их доказательством, не позволяют компаниям, в частности МСП, использовать стимулы, связанные с этой задачей.

УСН.
Применив УСН индивидуальный предприниматель, при соблюдении некоторых условий, освобождается от уплаты НДС, налогов, облагающих имущество физ. лиц, а также от уплаты НДФЛ . Организации, применившие УСН , более не облагаются налогом на прибыль, имущество и НДС. Такая форма налогообложения позволяет малому бизнесу освободиться от ОСН (общая система налогообложения), ставки которой выше упрощенной системы.

Министры производства Франсиско Кабрера и лейбористская партия Хорхе Триака объявили в пятницу о регулировании Закона о МСП и попросили провинции придерживаться нового режима в пользу создания рабочих мест. Наряду с министром производства Буэнос-Айреса Хоакином Де Ла Торре оба чиновника возглавляли акт «Производственного дня», в котором приняли участие 27 секретарей производства в Буэнос-Айресе в Мар-дель-Плата.

Наша цель - способствовать созданию рабочих мест для перехода к «Нулевой нулевой бедности», а Закон о МСП - это центральный инструмент, - сказал Кабрера. Триака сказал, что правительство сопровождает «развитие, и мы предлагаем нашу поддержку, чтобы они продолжали расти и обеспечивать качественную занятость».

В связи с изменениями, внесенными законодательством в 2013 году, система налогообложения на упрощенной основе может стать более лучшей системой налогообложения для малого бизнеса. Взнос налогов по УСН6 ограничивается уплатой стоимости самого патента и составляет 6% от предполагаемого годового дохода работы предприятия. Удобно УСН тем, что срок его действия может быть как коротким (1 месяц), так и длительным (1 год), позволяя предпринимателю выбрать оптимальный период его использования для своего бизнеса.

«Это результат политического решения, которое стремится быть близким к потребностям людей и приносить решения, а не всегда быстро, но окончательно», - добавил он. Среди усовершенствований, предусмотренных новой нормой, - устранение налога на минимальную предполагаемую прибыль, компенсацию налога на кредиты и банковские списания в качестве оплаты за счет Прибыли и уменьшение подоходного налога, до 10% инвестиций среди прочих преимуществ.

Среди улучшений, предусмотренных в новом стандарте, следующие. Устранение налога на минимальную предполагаемую прибыль. Компенсация налога на кредитные и банковские списания в качестве оплаты за счет Прибыли. 100% для микро - и малых компаний и 50% для среднего промышленного сегмента 1.

Система сбора налогов УСН6 будет выгодна тем бизнес учреждениям, область которых распространяется, к примеру, на предоставление услуг. Расходы таких предприятий в большей степени будут зависеть от величины зарплат сотрудников и отчислений по зарплатным налогам.

УСН15 может оказаться оптимальной, если прибыль от деятельности предприятия планируется не высокой или вовсе стоит под вопросом. Оплачивая лишь налог на прибыль, предприниматель может не беспокоиться о том, что загонит свою компанию в еще больший минус при отрицательных показателях прибыльности за отчетный период при использовании УСН6. Тем не менее, использование УСН15 влечет за собой тщательное ведение бухгалтерской документации в области расходов предприятия, выступающие в качестве доказательной базы для налоговых инспекторов.

Снижение подоходного налога, до 10% от сделанных инвестиций. Кредитная квота Кредитной линии по производственной инвестиционной деятельности увеличилась с 14 до 5%. И это может быть даже решающим. Компании, которые включены в специальный режим малых компаний, могут воспользоваться батареей налоговых льгот. Поэтому многие МСП должны знать критерии предоставления доступа к этим грантам.

Единственное требование, которое этот режим требует, чтобы выделить имеющиеся ресурсы, связано с объемом доходов компаний. И именно так, поскольку это указывает на норму налога на общество, утверждение стимулов зависит исключительно от чистой суммы оборота.

Использовать упрощенную систему может далеко не каждое малое предприятие. Список организаций, которым запрещено применение УСН исчисляется несколькими десятками, среди них:
- инвестиционные фонды, банки, ломбарды;
- нотариусы, адвокаты;
- предприятия по добыче полезных ископаемых;
- негосударственные пенсионные фонды;
- иностранные организации;
- бюджетные учреждения.

Этот особый режим заключается, в основном, в применении ускоренной амортизации для целей налогообложения для определенных инвестиций, а также в возможности вычета некоторых дополнительных расходов. Компании, чья чистая сумма оборота в непосредственно предшествующий налоговый период составляет менее 10 миллионов евро, могут воспользоваться этими пособиями. И чистая сумма оборота понимается как стоимость продаж и услуг или другой доход, соответствующий обычной деятельности компании, вычитая доходы от продаж, скидки и бонусы продаж и коммерческие скидки, сделанные на заработанный доход.

Применить УСН можно на основе имеющегося у предпринимателя патента, выданного налоговым органом. В списке допустимых к упрощенному налогообложения видов деятельности присутствует более 50 производственных работ и услуг, тесно связанных с жизнеобеспечением и жизнедеятельностью граждан.

ЕНВД .
В 2013 году малого предпринимательства коснулись некоторые изменения системы налогообложенияЕНВД . Теперь она не обязательна даже в тех регионах, в которых режим ЕНВД введен, то есть переход на нее стал добровольным. Порядок расчета вмененного налога также претерпел изменений - расчет налога будет проводится не за полный календарный месяц, а только с даты постановки предприятия на учет. Также, среди важных изменений в 2013 году относительно ЕНВД можно отметить использование не среднесписочной, а средней численности рабочих для расчета их предельного количества (общее число рабочих в рамках действия этой системы не должно превышать сотни человек).

Если компания была создана в течение предыдущего года, чистая сумма оборота за указанный период должна быть увеличена на один год. И если это вновь созданная компания, которая начинает свою деятельность в том же году регистрации, эта сумма будет относиться к тому же налоговому периоду. Если это меньше одного года, эта сумма возрастет до года, поэтому, если результат не достигнет 10 миллионов евро, специальный режим может быть применен от конституции и начала периода ее деятельности.

Но каковы будут финансовые последствия, когда из-за роста обычной деятельности компании превышается лимит в 10 миллионов евро оборота? Свобода амортизации инвестиций с созданием рабочих мест: это свобода амортизации инвестиций, сделанных в «новых элементах» материальных основных средств в инвестициях в недвижимость, причем максимальная сумма заключается в умножении суммы в 000 евро за увеличение штата, рассчитанное двумя десятичными знаками. Инвестиции должны сопровождаться новым наймом в течение двух лет, следующих за датой приобретения элементов, подлежащих свободе амортизации. Свобода амортизации для инвестиций низкой стоимости: в настоящее время этот стимул применим к любой компании, даже если он невелик, поскольку это небольшие инвестиции. Ускоренная амортизация для определенных инвестиций: небольшие компании, которые инвестируют в новые объекты основных средств или недвижимое имущество, могут получить выгоду от ускоренной амортизации, умножив на два максимальный коэффициент амортизации, установленный в соответствующих официальных таблицах. Специальный режим финансового лизинга: этот тип компаний может применять ускоренную амортизацию по активам, приобретенным по лизинговым договорам, заключающимся в вычитании результата обращения в соответствующую часть возмещения стоимости актива в качестве расхода за год. в три раза коэффициент амортизации. Убыток из-за ухудшения кредитов: можно вычесть в качестве расхода за год, в дополнение к индивидуальному убытку от обесценения кредитов в неплатежеспособной ситуации, как и любая другая компания, еще один убыток для глобального обесценения остатка должников в конце налогового периода. И эти контракты должны поддерживаться на дополнительный период еще 24 месяца. . «Суммы, которые снизили налоговую базу компании, будут добавлены в следующие пять лет, когда в них налогооблагаемые базы были отрицательными, вплоть до предела указанных отрицательных оснований».

Список предприятий, которые могут применять ЕНВД , ограничен Федеральным законодательством. Среди них наличествуют фирмы, предоставляющие различные услуги (автотранспортные, временного проживания, общественного питания, ремонта и техобслуживания автотранспорта и др.), а также ведущие торговую деятельность. Налоговая ставка по ЕНВД задается налоговым кодексом, которая на 2010 год составила 15%. Периодом отчетности для ЕНВД принят квартал, а сама налоговая база определяется как базовой доходностью и значением физического показателя, так и специальным коэффициентом-дефлятором, который может разниться от значения 0,005 до 1 и задается федеральным законодательством.

Вучерпфенниг утверждает, что если за такие пять лет не будет создана достаточная отрицательная налоговая база, оставшаяся сумма до интеграции будет добавлена ​​к налогооблагаемой базе за год, в течение которого истекает вышеупомянутый срок, что предполагает отсрочку налогообложения по налогу.

Это сокращение совместимо с резервом капитализации, установленным для всех компаний, и состоит в сокращении 10% от суммы увеличения собственных средств при условии, что он будет удерживаться на срок пять лет и резерв недоступен для сокращения, с целью поощрения капитализации компаний, - добавляет он.

ТСН +-НДС.
Традиционная система налогообложения предусматривает уплаты следующих налогов и пошлин:
- единый социальный налог;
- НДС;
- таможенная пошлина;
- водный налог;
- государственная пошлина;
- налог на прибыль;
- платежи за пользование в деятельности предприятия объектами биологических ресурсов, а также объектами животного мира;
- налог, взымаемый за добычу полезных ископаемых;
- акцизы;
- транспортный налог;
- налог на имущество организации;
- другие пошлины и налоги.
Все эти налоги обязаны выплачивать предприятия, применяющие ТСН . Вместе с тем они должны вести соответствующую документацию и проводить соответствующие бухгалтерские расчеты.

Другие преимущества, которые когда-то были отнесены к небольшим компаниям, такие как ставка налога, получили широкое распространение. Таким образом, в настоящее время как компании, имеющие общую ставку, так и уменьшенные размеры, будут облагаться налогом на 25%, а не на первые 000 евро, а на всю налоговую базу.

В налоговой реформе предусматривается выплата налоговых льгот Компании для МСП через две новые концепции: резерв выравнивания и резерв капитализации. МСП с льготами могут уменьшить свою фискальную нагрузку, которая будет осуществляться, если они предвидят отрицательные основания в следующем.

Таким образом, лучшего налогообложения для своего малого бизнеса можно достичь путем анализа деятельности собственного предприятия. При этом следует учитывать налогообложения по различным системам не только на текущий момент, но и в расчете на будущие подотчетные периоды деятельности предприятия.

Назад Вперед -

Несмотря на то, что индивидуальные предприниматели и малые предприятия не имеют таких объемов производства и продаж, какие имеются у среднего и крупного бизнеса, они также вносят значительный вклад в доходную часть бюджета. Происходит это за счет множественности субъектов малого бизнеса – в России сейчас насчитывается 5 млн. предпринимателей без образования юридического лица и 282 тыс. малых предприятий с численностью работающих от 15 до 100 сотрудников. Всего на малых предприятиях нашей страны занято 6,2 млн. человек.

Но новые правила включают в себя два новых финансовых инструмента, которые могут использоваться меньшими для снижения налоговой нагрузки до 20%. Как применяются эти понятия? Выравнивающий резерв Начиная со следующего года МСП смогут сократить свою налоговую базу до 10% от их суммы и с лимитом в один миллион евро с использованием нового выравнивающего резерва. В чем именно состоит? Если у компании есть преимущества и ожидается, что в будущем она может иметь отрицательную налоговую базу, она может создать резерв для снижения этого налогового бремени.

Много это или мало? С одной стороны – цифры кажутся достаточно большими; с другой – они явно ниже, чем во многих европейских странах. Если в России вклад малого бизнеса в ВВП составляет 15%, то во многих западноевропейских странах он достигает 60%. Примерно такое же соотношение и по численности занятых – в России доля занятых трудовых ресурсов в малом бизнесе составляет 15-16%, в странах ЕС – до 70%.

Уменьшение налоговой базы может быть применено для той же суммы, оставленной в резерве. Существует также вероятность того, что, если у компании нет денежных средств для предоставления этого резерва, уменьшите свою налоговую базу при условии, что она использует первые преимущества следующих упражнений. Используя резерв нивелирования, МСП может снизить ставку налога до 22, 5%.

Малые и средние компании могут снизить ставки в компаниях с 25% до 20% с новыми бонусами. Запас капитализации В этом случае это новый показатель, который влияет на все компании одинаково, независимо от их размера. Он позволяет, как и предыдущий, снизить налогооблагаемую базу до максимум 10% за ту же сумму, оставшуюся в резерве. Закон указывает, что компания обязана поддерживать этот резерв на следующие пять лет, если только он не понесет убытки. Это финансовый инструмент, который заменяет обязательство реинвестировать прибыль в активы компании для получения налоговых кредитов.

Такие существенные различия обусловлены целым рядом факторов, главные из которых – структура экономики, инвестиционный климат и уровень налогов.

Мы не будем углубляться в анализ всех вышеперечисленных факторов, а сосредоточим свое внимание на налогах. Отметим лишь в порядке общего замечания, что пока структура российской экономики существенно деформирована в сторону добывающей промышленности в ущерб перерабатывающей и инновационной сфере. Акцент на добычу сырья обусловливает невысокий спрос на малый бизнес, который в России сосредоточен, в основном, в торговле и сервисе.

Цель состоит в том, чтобы побудить компании с положительными результатами сделать резерв собственных средств, чтобы избежать их декапитализации и чрезмерной зависимости от источников внешнего финансирования. Конечно, он должен будет иметь возможность предоставить два резерва деньгами, поскольку в реформе предусмотрено, что суммы, применяемые к одному резерву, не могут применяться одновременно к другому.

Недавно созданные предприятия Хотя реформа равна корпоративному налогу для крупных и малых компаний, она поддерживает специальную ставку в размере 15% для вновь созданных компаний. Этот тип может быть применен до первых 000 евро налоговой базы, и все, что превышает эту сумму, будет облагаться налогом в размере 20%.

Что же касается налогов, то здесь следует иметь в виду специфику малого предпринимательства. Начиная с нуля, старт-аперы вкладывают в бизнес личные средства, рискуют собственным имуществом и денежными средствами. На первых порах им очень затруднительно платить налоги, так как требуется время, чтобы окупить сделанные инвестиции. Поэтому для малых предприятий нередко предусматриваются льготные периоды, в течение которых налоги либо не выплачиваются совсем, либо взимаются по льготным ставкам.

Вообще же в мировой практике малый бизнес действует в самых различных налоговых средах. Многовековой практикой были апробированы диаметрально противоположные налоговые системы, которые являются эффективными или неэффективными в зависимости от социальных, культурных и экономических условий. Перечисли эти системы:

1. Уплата налога в соответствии с размером капитала . Данная система предполагает выплату налогов в большем объеме теми предпринимателями, которые имеют значительные личные состояния. Такой способ налогообложения оценивается общественным мнением как справедливый и экономически обоснованный. Размеры выплат для предпринимателей могли назначаться как государством, так и выбираться самими налогоплательщиками. Например, в России, купцы, в зависимости от размеров личного капитала, относились к определенным гильдиям . Принадлежность к 1-ой гильдии была более почетна, чем ко второй или третьей, но требовала уплаты более высоких налогов. Купец сам объявлял о размерах своего капитала, тем самым приобретая определенные привилегии, общественное влияние и уважение.

2. Коллективное налогообложение . Начиная со времен раннего средневековья, государство стало использовать форму взимания налогов не с отдельных предпринимателей, а с их объединений по отраслевому или территориальному признаку. Особые предпринимательские корпорации, называвшиеся цехами или гильдиями, стали появляться еще в Византийской империи. Позднее они стали распространяться в Англии, а с XIII в. – в Германии, Франции и других странах Европы. С помощью предпринимательских объединений правителям было легче взимать налоги. В обмен на «упрощенную» систему налогообложения предприниматели получали какую-либо привилегию (монополию) в части ценообразования, ученичества, местной торговли и проч. Для посторонних устанавливались дополнительные сборы, пошлины, организовывались таможенные заставы.

3. Уплата налога по виду деятельности . Одним из главных препятствий для установления точной величины налогов, взимаемых с предпринимателей, всегда был адекватный учет доходов, подлежащих налогообложению. Предприниматели, стремясь минимизировать налоговые выплаты, всеми способами пытались занизить величину собственных доходов. Государство стало противопоставлять этому такой специфический инструмент, как взимание фиксированных сумм платежей на определенный вид деятельности. В России, например, стали использоваться так называемые промысловые свидетельства , дающие право на тот или иной вид предпринимательской деятельности (промысла). Такие документы применялись для решения двух основных задач: во-первых, сбора фиксированного для данной деятельности налога, и, во-вторых, для лицензирования предпринимателей.

Следует отметить также то обстоятельство, что сбор налогов в прошлом являлся весьма обширным полем для предпринимательской деятельности. Монархи и правительства разных стран, пытаясь получить в свое распоряжение необходимые суммы быстро и без особых хлопот, продавали право на сбор налогов отдельным предпринимателям или предпринимательским объединениям. Предприниматели, купившие за установленную сумму право на сбор налогов (таких лиц называли откупщиками ), своими силами собирали налоги. Причем делали это таким образом, чтобы собранные с налогоплательщиков суммы в значительной мере превышали выплаты, сделанные представителям государства.

Многие из опробованных в разные времена виды налогов на предпринимателей оказались неэффективными, в связи с чем от них пришлось постепенно отказываться. Так, например, коллективное налогообложение предпринимательских объединений в виде гильдий и цехов в обмен на предоставляемые привилегии утратило свою значимость из-за развития конкуренции. Помимо этого, властям во всем мире пришлось отказываться от каких бы то ни было форм добровольной уплаты налогов . В то же время отдельные налоговые инструменты оказались весьма удачными и перспективными находками, которые со временем стали использоваться в массовом порядке.

С введением в предпринимательское дело обязательного бухгалтерского учета государственным органам стало легче контролировать индивидуальных предпринимателей и малые предприятия в части движения финансовых и товарно-материальных потоков, а также сделок купли-продажи. Имея в своем распоряжении более или менее точные данные о прибылях и финансовом состоянии предприятий, государство могло более целенаправленно задействовать адвалорные налоги , взимаемые в процентном отношении к чему-либо. Так, стало возможным использовать в массовом и унифицированном порядке налог на прибыль, налог на имущество, подоходный налог.

Вместе с модернизацией налоговых систем совершенствовались и налоговые службы разных стран. Все они претерпевали с течением времени значительные количественные и качественные изменения, которые затрагивали структуру и функции налоговых органов, способы финансового и налогового контроля, формы налоговой отчетности. Простые мытари и сборщики налогов превратились ныне в квалифицированных налоговых специалистов, действующих на основе развитого налогового законодательства, обладающих широкими возможностями и полномочиями для исполнения своих обязанностей. Совместно с другими государственными службами налоговые органы следят за доходами и расходами предпринимателей, правильностью исчисления и уплаты налогов, выявляют теневые и преступные доходы, способы легализации таких доходов («отмывания» денег) и схемы ухода от налогов.

Неуплата налогов в большинстве стран мира расценивается властями как очень серьезное уголовное преступление. В Китае, например, за неуплату налогов в крупных размерах предпринимателей подвергают очень суровым наказаниям (вплоть до публичного расстрела). В других странах (в том числе и в России) за неуплату налогов также предусматриваются весьма серьезные наказания в виде значительных штрафов и длительного лишения свободы. Так, например, Уголовный кодекс РФ в ст.199 устанавливает, что уклонение от уплаты налогов с организаций путем включения в бухгалтерские документы заведомо искаженных данных о доходах или расходах либо путем сокрытия других объектов налогообложения наказывается лишением свободы на срок до 3 лет.

Жесткая позиция государства в части уплаты налогов заставляет предпринимателей очень серьезно относиться к вопросам уклонения от уплаты налогов, так как любой конфликт с фискальными органами чреват финансовыми потерями и порчей деловой репутации. Предпринимателю следует знать основные типы налоговых платежей и действующие налоговые ставки для адекватного исчисления и уплаты налогов. Наиболее важные из налогов, используемых в российской и зарубежной практике для обложения предпринимательской деятельности, рассмотрим ниже.

Для налогообложения индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, ведущих предпринимательскую деятельность, современным налоговым законодательством предусматриваются различные виды налогов. Их количество на одного субъекта налогообложения может сильно варьироваться и составлять от одного-двух до десяти и выше. Такой большой разброс по численности налогов связан с различными объективными и субъективными обстоятельствами, а также особенностями налоговой системы, применяемой в той или иной стране. Отметим коротко эти обстоятельства и особенности.

Одно из главных требований к налогу состоит в его адекватности и справедливости . Однако одним универсальным налогом практически невозможно удовлетворить требования этих критериев в силу различий предпринимательской деятельности по доходности, срокам окупаемости, капиталоемкости и т.д. Один вид предпринимательской деятельности требует в основном профессиональных знаний и умений (например, финансовый консалтинг, ремонт и наладка компьютеров и проч.), другой – привлечения значительных трудовых ресурсов (промышленность, строительство, аграрный бизнес), третий – имущества и капитала. Все перечисленные виды бизнеса настолько разные, что справедливое и адекватное налогообложение на основании одного-двух налогов – дело малореальное. Для более или менее справедливого налогообложения государство вынуждено пользоваться некими усредненными значениями, которые для одних предпринимателей оборачиваются облегченными платежами, для других – тяжелым бременем. Иными словами, налог в данном случае становится произвольным и несправедливым.

Для более полного учета всех ресурсов и возможностей предпринимателя или предприятия государством вводятся дифференцированные налоги, которые взимаются в зависимости от определенных параметров – величины прибыли, оборота, имущества, количества работающих. Увеличение числа налогов, таким образом, дает возможность взимать налоги на основании более объективных показателей, но в то же время усложняет налоговую систему.

Еще более сложной налоговую систему делает набор льгот и преференций, предоставляемых предпринимателям и их сотрудникам. Льготы чаще всего предоставляются государством в виде снижения ставок налогов или налоговых вычетах. Если, к примеру, какой-либо предприниматель строит за свой счет жилье для персонала или осуществляет инвестиции в социально значимые проекты, государство поддерживает такого рода действия путем налоговых послаблений, льгот или рассрочки платежей.

Таким образом, можно констатировать, что усложнение налоговой системы чаще всего носит объективный характер, так как делает налогообложение более гибким и справедливым. Однако платой за гибкость является громоздкость и трудность пользования налоговым законодательством для неспециалиста.

Теперь рассмотрим через призму вышесказанного основные виды налогов на предпринимателей.

1. Вмененный налог . Для налогообложения предпринимателей, доходы которых сложно контролировать, государство использует самый простой вид налога – вмененный налог. Сущность данного налога состоит в том, что он взимается с предпринимателя в виде фиксированного платежа за определенный период времени – например, за год. Государственные или муниципальные власти, исходя из среднего прогнозируемого для конкретного вида деятельности значения, предлагают предпринимателям заплатить исчисленный налог авансом. После оплаты предприниматель считается исправным налогоплательщиком вплоть до наступления следующего налогового периода.

Нередко вмененный налог взимается с использованием корректирующих коэффициентов, с помощью которых власти пытаются сделать налоговые платежи более справедливыми и адекватными. Базовая ставка вмененного налога умножается на понижающие или повышающие коэффициенты, которые учитывают месторасположение и вид предпринимательской деятельности, наличие клиентопотока, инфраструктуры и прочих факторов.

2. Налог на доходы (прибыль) . Налог на прибыль предполагает справедливый раздел доходов предпринимателя между ним и государством по заранее установленной ставке. Чем больший доход получает предприниматель, тем большую сумму в виде налогов он выплачивает в государственный бюджет.

В российской хозяйственной практике индивидуальные предприниматели уплачивают налог на доходы в размере 13%, что соответствует применяемой ставке подоходного налога для физических лиц.

Ввиду того, что индивидуальные предприниматели как владельцы бизнеса могут привлекать сотрудников для работы по найму (трудовому договору), они должны самостоятельно исчислять и уплачивать за этих лиц налоги.

Индивидуальные предприниматели имеют право на получение профессиональных вычетов в сумме произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов. Профессиональные вычеты могут использоваться только после государственной регистрации предпринимателя.

3. Налог на имущество физических лиц . Налог данного вида уплачивают собственники производственных помещений, офисов, жилых домов, гаражей и сооружений. Налог на имущество выплачивается индивидуальными предпринимателями в соответствии с действующим законодательством. Ставки налога на строения, помещения и сооружения устанавливаются нормативными правовыми актами органами местного самоуправления в зависимости от их рыночной стоимости, типа использования или по иным критериям. При упрощенной системе налогообложения и при уплате единого налога на вмененный доход предприниматели освобождаются от уплаты налога на имущество, если соответствующее имущество непосредственно используется для осуществления предпринимательской деятельности

4. Налог на добавленную стоимость (НДС) . В процессе изготовления и продажи какого-либо продукта его стоимость на разных стадиях производственного процесса постепенно увеличивается. Смысл НДС состоит в том, чтобы на каждой стадии увеличения стоимости продукта взимать с производителя соответствующие платежи. В России с 1 января 2001 г. в состав плательщиков налога на добавленную стоимость включены индивидуальные предприниматели (до этого времени НДС облагались только коллективные предприниматели – т.е. предприятия). Сумма НДС фактически включается в конечную цену товаров (работ, услуг), предъявляемую покупателям. Одновременно индивидуальные предприниматели получают право на вычет сумм налога на добавленную стоимость, которые предъявляются им продавцами и оплачиваются ими при приобретении товаров (работ, услуг), предназначенных для осуществления производственной деятельности или иных операций, облагаемых НДС. Основанием для принятия предъявленных сумм НДС к вычету или возмещению является счет-фактура. Налогоплательщики обязаны составлять счет-фактуру, вести журналы учета полученных и выставленных счет-фактур, книги покупок и книги продаж.

Субъекты, уплачивающие единый налог или единый налог на вмененный доход, уплачивают НДС только при ввозе товара на таможенную территорию России.

5. Налог с продаж . Этот вид косвенного налога является, по существу, налогом на потребление. При каждой сделке купли-продажи государством взимается определенный процент налога. Чем больше то или иное лицо покупает товаров (услуг, работ), тем больше налогов уплачивает. Фактически проявляет себя как надбавка к цене товара.

6. Единый социальный налог (ЕСН) . Для того чтобы пользоваться системой государственного пенсионного обеспечения, социального и медицинского страхования, предпринимателю и его наемным работникам необходимо выплачивать установленные взносы в соответствующие фонды. Платежи в указанные фонды (Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования) носят в России обязательный характер и устанавливаются законом. ЕСН уплачивается индивидуальными предпринимателями с выплат и иных вознаграждений, начисляемым в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам. Данный налог зачисляется во внебюджетные фонды и в федеральный бюджет. Кроме того, индивидуальные предприниматели уплачивают ЕСН с доходов от предпринимательской деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением. В части суммы, зачисляемой в Фонд социального страхования РФ, данные субъекты налог не уплачивают.

7. Транспортный налог . В преобладающем большинстве стран мира строительство и ремонт дорог находится в компетенции государства. Дороги, дорожная разметка, мосты и сооружения относятся к так называемым общественным товарам (public goods ), которые потребляются коллективно. Все расходы по их производству и эксплуатации несет государство.

Государство, в свою очередь, перекладывает бремя соответствующих расходов на лиц, пользующихся транспортными средствами, устанавливая для них налог, который получил название транспортного налога. Предприниматели, имеющие в своем распоряжении и пользовании транспортные средства (автомобили, мотоциклы, автобусы и проч.), которые эксплуатируются на территории России, уплачивают транспортный налог в бюджет соответствующего субъекта федерации. На региональном уровне определяется ставка налога в пределах, установленных Налоговым кодексом РФ, порядок и сроки его уплаты, формы отчетности, налоговые льготы и основания для их использования. Налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства. Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в зависимости от мощности двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, одну регистровую тонну или единицу транспортного средства.

8. Земельный налог . В предпринимательской деятельности одним из факторов производства является земля. Государство устанавливает для предпринимателей соответствующий налог по принципу «чем больше земельных ресурсов используется, тем выше плата». В России налогоплательщиками земельного налога признаются физические лица, являющиеся собственниками земли, землевладельцами или землепользователями. Ставки по земельному налогу устанавливаются местными властями.

В России привилегированное гильдейское купечество делилось с 1775 г. по размерам капитала на три гильдии. До издания Положения о государственном промысловом налоге (8 июня 1898 г.) гильдейские свидетельства давали лицам обоего пола, их выбиравшим, права на торговлю и одновременно купеческие права. Впоследствии закон разделил эти преференции.