Статья 183 ч 3. Теория всего

1. Собирание сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, путем похищения документов, подкупа или угроз, а равно иным незаконным способом -

наказывается штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо исправительными работами на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. Незаконные разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, без согласия их владельца лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, -

наказываются штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

3. Те же деяния, причинившие крупный ущерб или совершенные из корыстной заинтересованности, -

наказываются штрафом в размере до одного миллиона пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.

4. Деяния, предусмотренные частями второй или третьей настоящей статьи, повлекшие тяжкие последствия, -

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до семи лет.

Комментарий к статье 183 Уголовного Кодекса РФ

1. Непосредственным объектом рассматриваемого состава преступления является установленный порядок осуществления законной предпринимательской деятельности и добросовестная конкуренция. В качестве дополнительного непосредственного объекта в квалифицированном и особо квалифицированном составах могут выступать имущественные интересы граждан и юридических лиц.

2. Предметом преступления являются коммерческая, налоговая и банковская тайны. Под коммерческой тайной понимается научно-техническая, технологическая, производственная, финансово-экономическая или иная информация (в том числе составляющая секреты производства (ноу-хау)), которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и в отношении которой обладателем такой информации введен режим коммерческой тайны (ст. 3 Федерального закона от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне"). К налоговой тайне относятся любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений: а) разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия; б) об идентификационном номере налогоплательщика; в) о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения; г) предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам) (). Банковская тайна предполагает тайну об операциях, о счетах и вкладах клиентов и корреспондентов (ст. 26 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности").

3. С точки зрения объективной стороны ст. 183 УК предусматривает два состава преступления.

Первый из них (ч. 1) характеризуется действием в виде собирания сведений, составляющих ту или иную тайну. Уголовно наказуемый характер собиранию придает способ совершения преступления, являющийся обязательным признаком объективной стороны: похищение документов, подкуп, угроза любого рода (в том числе применением насилия), а также иной незаконный способ (насилие, неправомерный доступ к компьютерной информации, прослушивание телефонных переговоров и т.п.).

Преступление является оконченным с момента совершения действий по собиранию соответствующих сведений независимо от того, завладело лицо ими же нет.

4. Второй состав (ч. 2) характеризуется альтернативно предусмотренными действиями: а) разглашением, т.е. доведением до сведения постороннего третьего лица, либо б) использованием в любой форме при ведении экономической деятельности сведений, составляющих ту или иную тайну.

Указанные действия должны быть незаконными, т.е. совершаться либо без согласия владельца соответствующей тайны, либо без оснований, предусмотренных законодательством для разглашения или использования той или иной тайны без согласия владельца.

Преступление признается оконченным с момента совершения действий по разглашению независимо от того, стала ли тайна достоянием третьего лица, либо с момента начала действий по использованию.

5. Субъективная сторона обоих составов преступления характеризуется прямым умыслом.

6. Субъект преступления применительно к ч. 1 общий, а применительно к ч. 2 специальный - лицо, которому соответствующая тайна была доверена или стала известна по службе или работе.

7. Квалифицированный по отношению к ч. 2 состав (ч. 3) предполагает ответственность за совершение действий с причинением крупного ущерба (примечание к ст. 169 УК) либо из корыстной заинтересованности, а особо квалифицированный по отношению к ч. 2 состав (ч. 4) - за совершение действий, повлекших тяжкие последствия.

В данной статье рассказывается про ст 183 ч 2 УК РФ. Что это за статья и какие могут быть последствия. Ст 183 ч 2 УК РФ - это статья предусматривающая возможность неправомерных действий в момент сбора сведений, а также любое похищение ценных бумаг или же документаций.

Сбор важнейших сведений, составляют в себе коммерческую, банковскую, экономическую, а также налоговую тайну, при помощи расхищения, подкупных действий, насильственных угроз, которые будут равными неправомерным методам. Все отныне несет большую ответственность в виде штрафа - 80 тыс. руб. или же в объеме другой прибыли виновника, который ранее был осужден 1-6 месяцев, но или лишение свободы сроком до 2л (Ст 183 ч 2 УК РФ).

Неправомерное разглашение и даже постоянное использование полученных сведений, ради коммерческой, экономической выгоды супротив воли гражданина РФ, которое ранее было доверена ему и после становится популярной из-за разглашения. Все это несет большую ответственность в качестве штрафных выплат, в том числе лишения свободы. Общий срок и вариант наказания будет назначаться только судебными инстанциями.

Рассматриваются те же действия, которые успели причинить особо крупный урон или же осуществленные только из корыстных побуждений, также наказывается штрафом или другими вариантами наказания (Ст 183 ч 2 УК РФ).

Действия, которые ранее были предусмотрены предыдущими частями по указанной статье, также успевшие повлечь более тяжкие последствия. В этом случае виновная сторона будет нести наказание в качестве лишения свободы до 10 л.

Законодательные разъяснения к Ст 183 ч 2 УК РФ

Основная характеристика, а также размер всех сведений, которые зачастую составляют некоторую коммерческую, экономическую тайну, могут определиться только обладателем информационных данных. Владельцам секретной информации назначается охрана и постоянная конфиденциальность.

Согласно со Ст 183 ч 2 УК РФ важнейшая информация может составить любой вариант тайны, когда именно данные сведения могут иметь действующую финансовую ценность в силу будущего ее посторонним людям:

  • Налоговая тайна всегда несет ответственность, где запрещается любое разглашение налогоплательщиками, в том числе различные идентификационные номера плательщика, и много чего другого.
  • К любой экономической и банковской тайне будут относиться сведения о проведенных операциях, вложенных вкладах потребителей, клиентов.
  • Указанная статья рассматривает сразу три разных составных элементов, которые наделены лишь одним предметом для посягательства - это сведениями о коммерческой, налоговой, банковской тайне.
  • В первой же части этой статьи предусматривается наказание за сбор подобных сведений при помощи расхищения документаций, подкупа и даже угроз.
  • Основной мотив преступного деяния на возможную квалификацию вообще не влияет.
  • Виновником преступного деяния может оказаться любой гражданин, который достиг 16 лет. К тому же эти граждане не являются владельцами любых тайных сведений.

В ст 183 ч 2 УК РФ предусматривается полную ответственность за любое неправомерное разглашение или же применение информативных сведений, где имеются тайные сведения, и осуществляется супротив воли обладателя или же без согласия владельца. Возможно, все эти действия совершаются лишь из корыстных побуждений.

В соответствии с указанной статьей, то виновником преступного деяния может стать практически любой сотрудник организации, и даже другие лица, которые по каким-то причинам смогли заполучить информацию или же получили ее, воспользовавшись служебным положением.

Здесь же предусматривается наказание практически за все те же действия, если же в итоге их осуществления был причинен особо тяжкий урон, а все это будет равным при наличии корыстных побуждений. В качестве обязательных деталей в составе данного преступного деяния - это лишь заинтересованность из корыстных или личных побуждений.

Согласно с частью 4 данной же статьи наказание за какое-либо преступное деяние, будет предусматриваться и во 2 и 3 части, которые повлекли более тяжкий урон пострадавшей стороне. В качестве обязательных условий наказания виновника - это наступление в итоге некоторых действий виновника особо тяжкого последствия. Этот элемент считается оценочным. Он же выражается в виде экономического или совершенного другого урона.

Как только определение последствий преступного деяния следует рассматривать только из общей стоимости оценочного пункта в качестве урона, так и иных обстоятельств, к примеру, исходя из материального положения владельца, или другого собственника имуществом. В виде тяжких последствий будут признаны, к примеру, финансовое разорение, дальнейшая дезорганизация трудовой деятельности любого коммерческого производства и так далее.

Преступные деяния, которые предусматривались в указанной статье 183 ч 2 УК РФ, всегда могут быть совершены только умышленно.

В этой статье вы узнали, что такое ст 183 ч 2 УК РФ. Если у вас возникли вопросы и проблемы, требующие участие юристов, то вы можете обратиться за помощью к специалистам информационно-правового портала «Шерлок». Просто оставьте на нашем сайте заявку, и наши юристы вам перезвонят.

Редактор: Игорь Решетов

(в ред. Федерального закона от 07.08.2001 N 121-ФЗ)

  1. Собирание сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, путем похищения документов, подкупа или угроз, а равно иным незаконным способом —
    наказывается штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо исправительными работами на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.
  2. Незаконные разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, без согласия их владельца лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, —
    наказываются штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.
    (в ред. Федеральных законов от 07.12.2011 N 420-ФЗ, от 29.06.2015 N 193-ФЗ)
  3. Те же деяния, причинившие крупный ущерб или совершенные из корыстной заинтересованности, —
    наказываются штрафом в размере до одного миллиона пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.
    (в ред. Федеральных законов от 07.12.2011 N 420-ФЗ, от 29.06.2015 N 193-ФЗ)
  4. Деяния, предусмотренные частями второй или третьей настоящей статьи, повлекшие тяжкие последствия, —
    наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до семи лет.
    (в ред. Федерального закона от 07.12.2011 N 420-ФЗ)

Комментарий к статье 183 УК РФ

1. Понятие коммерческой тайны, а также перечень сведений, которые не могут ее составлять, дается в нескольких нормативных актах, в том числе в ст. 139 ГК, ст. ст. 3, 5 Федерального закона от 29.07.2004 N 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (в ред. от 11.07.2011) <1>. Понятие налоговой тайны, а также перечень сведений, которые не могут ее составлять, содержится в ст. 102 НК. Определение банковской тайны приведено в ст. 857 ГК и ст. 26 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности» (в ред. от 03.12.2012) <2>, здесь же установлен порядок предоставления отнесенных к ней сведений.
———————————
<1> СЗ РФ. 2004. N 32. Ст. 3283; 2006. N 6. Ст. 636; N 52 (ч. 1). Ст. 5497; 2007. N 31. Ст. 4011; N 29. Ст. 4291.
<2> Ведомости РСФСР. 1990. N 27. Ст. 357; Ведомости РФ. 1992. N 34. Ст. 1966; СЗ РФ. 1996. N 6. Ст. 492; 1998. N 31. Ст. 3829; 1999. N 28. Ст. 3459, 3469, 3470; 2001. N 26. Ст. 2586; N 33 (ч. 1). Ст. 3424; 2002. N 42. Ст. 1093; 2003. N 27 (ч. 1). Ст. 2700; N 50. Ст. 4855; N 52 (ч. 1). Ст. 5033, 5037; 2004. N 27. Ст. 2711; N 31. Ст. 3233; N 45. Ст. 4377; 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 18, 45; N 30 (ч. 1). Ст. 3117; 2006. N 6. Ст. 636; N 19. Ст. 2061; N 31 (ч. 1). Ст. 3439; 2007. N 1 (ч. 1). Ст. 9; N 22. Ст. 2563; N 31. Ст. 4011; N 41. Ст. 4845; N 45. Ст. 5425; N 50. Ст. 6238; 2008. N 10. (ч. 1). Ст. 895; N 15. Ст. 1447; N 44. Ст. 4981; 2009. N 1. Ст. 23; N 9. Ст. 1043; N 18 (ч. 1). Ст. 2153; N 23. Ст. 2776; N 30. Ст. 3739; N 48. Ст. 5731; N 52 (ч. 1). Ст. 6428; 2010. N 8. Ст. 775; N 27. Ст. 3432; N 30. Ст. 4012; N 31. Ст. 4193; N 47. Ст. 6028; 2011. N 7. Ст. 905; N 27. Ст. 3873, 3880; N 29. Ст. 4291; N 48. Ст. 6730; N 49 (ч. 5). Ст. 7069; N 50. Ст. 7351; 2012. N 27. Ст. 3588; N 31. Ст. 4333; РГ. 2012. N 283.

2. Собирание сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, признается преступным лишь в том случае, если оно осуществляется незаконным путем, в том числе путем похищения документов и иных носителей информации, подкупа или угроз в отношении лиц, которым известна тайна или которые могут оказать содействие в ее сборе. Можно сказать и так: объективная сторона преступления состоит в совершении любых незаконных действий, если их целью является получение названной в комментируемой статье информации.
3. Собирание означает не результат действий, а собственно процесс получения информации незаконным путем. Следовательно, посягатель, возможно, не сумеет достичь своей цели, скажем, похитит документ, получит фактическую возможность ознакомиться с ним или распорядиться им (и без ознакомления), но сделать этого: прочитать, передать другому лицу, заказавшему похищение и т.п. — не успеет (ввиду того, что его, допустим, задержат), однако деяние будет считаться оконченным уже с момента совершения указанных действий.
Однако если похищение совершается в форме действий, соответствующих понятию разбоя (за исключением, конечно, предмета преступления, на изъятие которого направлено согласно ст. 162 УК нападение), то деяние, предусмотренное ч. 1 комментируемой статьи, будет окончено уже с момента нападения, пусть фактически документ, содержащий соответствующие сведения, в обладание посягателя не поступит.
4. Подкуп лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческой или иной организации, либо должностных лиц в целях получения сведений, содержащих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, следует дополнительно квалифицировать, соответственно, по ст. ст. 204 или 291 УК.
5. Угрожать можно причинением насилия, уничтожением имущества, распространением сведений (как соответствующих, так и не соответствующих действительности), позорящих потерпевшего или его близких, иных сведений, которые могут причинить существенный вред правам или законным интересам потерпевшего или его близких. С учетом одинаковых максимальных санкций за соответствующие преступления угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью в рассматриваемом случае охватывается комментируемой статьей и дополнительной квалификации по ст. 119 УК не требует, если данная угроза не высказывалась одновременно и по мотивам, предусмотренным ч. 2 ст. 119 УК.
6. Перечень иных незаконных действий, входящих в объективную сторону преступления, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, весьма широк. К нему относят получение информации, сопровождающееся нарушением тайны переписки и т.д., неправомерный доступ к компьютерной информации, ознакомление с информацией, не сопровождающееся изъятием содержащей ее материальных и электронных носителей, и др. В соответствующих случаях содеянное должно квалифицироваться по совокупности с иными статьями УК, в частности, ст. ст. 272, 238 УК, поскольку ст. 183 УК не защищает отношения по поводу материальных объектов, охраняемых названными нормами уголовного закона.
7. Применение при совершении преступления насилия требует дополнительной квалификации по соответствующим статьям об ответственности за преступления против личности в случаях, когда этими статьями установлено более строгое наказание (судя по максимуму санкции), нежели за преступление, предусмотренное ч. 1 комментируемой статьи. Следовательно, причинение в процессе собирания сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, легкого вреда здоровью либо побоев квалифицируется только по ч. 1 комментируемой статьи.
8. Субъективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, — прямой умысел.
9. Субъект преступления — специальный, им может быть исключительно лицо, не только отвечающее критериям, установленным в ст. 19 УК, но и не имеющее в силу своих служебных обязанностей доступа к информации и потому вынужденное незаконно добиваться этого доступа.
10. Понятие незаконного разглашения сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, содержится в ст. 3 Федерального закона «О коммерческой тайне», ст. 102 НК.
11. Незаконно использовать сведения, составляющие коммерческую, налоговую или банковскую тайну, можно как лично, так и путем передачи ее другим лицам. При личном незаконном использовании такой информации лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, такое лицо может получить какую-либо выгоду (скажем, при покупке акций, о скором повышении цены которых ему известно благодаря выполняемой работе) либо употребить информацию в ином смысле, например, для компрометации работодателя, в целях причинения ущерба иным лицам и т.д.
12. Поскольку УК охраняет только законные интересы, сотрудники организации, обладающие доступом к конфиденциальным сведениям, обязаны раскрывать их и без получения согласия руководителя в случаях, если получающее эти сведения лицо имело на это право. Например, сообщение работником банка следователю, действующему в соответствии с требованиями УПК и ст. 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», сведений об операциях по счету юридического лица нельзя считать разглашением сведений, составляющих банковскую тайну, даже если против предоставления сведений возражало руководство банка и владелец счета.
13. Субъективная сторона преступления, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, — прямой умысел.
14. Субъект данного преступления — специальный, его признаки определены в ч. 2 ст. 183 УК.
15. Размер крупного ущерба согласно примеч. к ст. 169 УК должен превышать 1 млн. 500 тыс. руб.
16. О понятии корыстной заинтересованности см. коммент. к ст. 285.
17. К тяжким последствиям может быть отнесено банкротство организации и вызванные этим серьезные социальные последствия: голод, безработица, разрушение системы жилищно-коммунального хозяйства и пр. Исходя из ст. 27 УК указанные последствия могут быть причинены не только умышленно, но и по неосторожности.

Весь сайт Законодательство Типовые бланки Судебная практика Разъяснения Фактура Архив

Статья 183. Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну. (в ред. Федерального закона от 07.08.2001 n 121-ФЗ)

1. Собирание сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, путем похищения документов, подкупа или угроз, а равно иным незаконным способом -
наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до шести месяцев либо лишением свободы на срок до двух лет.
(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)
2. Незаконные разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, без согласия их владельца лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, -
наказываются штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до трех лет.
(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)
3. Те же деяния, причинившие крупный ущерб или совершенные из корыстной заинтересованности, -
наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет.
(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)
4. Деяния, предусмотренные частями второй или третьей настоящей статьи, повлекшие тяжкие последствия, -
наказываются лишением свободы на срок до десяти лет.
Комментарий к статье 183
1. Редакция ст. 183 УК в отличие от действующей до 1 февраля 2002 г. редакции значительно расширила круг регулируемых правоотношений в диспозиции комментируемой статьи.
Статья состоит из четырех частей. Законодатель ввел в название и диспозицию статьи новый конструктивный признак - разглашение сведений, составляющих налоговую тайну, и указал на такое отягчающее обстоятельство, как причинение крупного ущерба, при совершении деяний, подпадающих под признаки комментируемой уголовно-правовой нормы.
Усилена ответственность за незаконное получение и разглашение указанных выше сведений, совершенных из корыстной заинтересованности.
Максимальная мера наказания за совершение преступления по ст. 183 УК РФ, действующей с 1 февраля 2002 г., была определена законодателем в виде лишения свободы на срок до 3 лет (ч. 2 ст. 183 УК), по ч. 3 ст. 183 УК - до 5 лет, предусмотрена и санкция до 10 лет лишения свободы (ч. 4 ст. 183 УК РФ).
2. Объектом анализируемого преступления являются общественные отношения, обеспечивающие защиту и неприкосновенность коммерческой, налоговой и банковской тайны.
Предмет преступления - сведения, составляющие указанную тайну.
3. О понятии "коммерческая тайна" сказано в ст. 139 ГК РФ. Содержание и объем сведений, составляющих коммерческую тайну, определяются чаще всего самими предпринимательскими структурами. Это обычно финансовый и производственный план фирмы, состояние рынка сбыта, сведения о контрагентах, договорах и т.д.
4. Вместе с тем существует определенный перечень сведений, которые не составляют и не могут составлять коммерческую тайну, о чем сказано в Постановлении Совета Министров РСФСР "О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну" от 5 декабря 1991 г. N 35 (СП РСФСР. 1992. N 1 - 2. Ст. 7). Так, не относятся к коммерческой тайне документы, предоставляющие право заниматься предпринимательской деятельностью, учредительные документы, государственная отчетность по установленной форме, сведения об обязательных налогах и платежах, документы, подтверждающие платежеспособность предприятия, сведения о численности работающих, их заработная плата и т.п.
5. В других нормативных актах также имеются положения о том, что соответствующие сведения не могут считаться коммерческой тайной. Согласно ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (с изменениями от 26 ноября 1998 г., 8 июля 1999 г., 21 марта 2002 г., 28 декабря 2002 г.) не могут быть предметом коммерческой тайны размеры и структура дохода такой организации, сведения о ее расходах и др. Чрезвычайно важными являются положения ст. 30 гл. 7 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (с изм. и доп. от 26 ноября 1998 г., 8 июля 1999 г., 7 августа 2001 г., 28 декабря 2002 г.), где сформулированы требования об обязательном раскрытии определенной информации на рынке ценных бумаг.
6. Следует иметь в виду, что Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем" от 7 августа 2001 г. N 121-ФЗ внесены дополнения и изменения в ФЗ от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (СЗ РФ. 1996. N 17. Ст. 1918), в ред. Федерального закона от 28 декабря 2002 г. N 185-ФЗ (см. указанный Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 121-ФЗ (РГ. 9 августа. 2001 г.)). В частности, в ФЗ "О рынке ценных бумаг" ст. 42 дополнена новым пунктом 11; п. 4 ст. 44 изложен в новой редакции (см. более подробно комментарий к ст. 174 УК РФ в новой редакции и ст. 174.1 УК).
7. Упомянутым выше ФЗ от 7 августа 2001 г. N 121-ФЗ внесены также дополнения и изменения в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" (в ред. ФЗ от 3 февраля 1996 г. N 17-ФЗ) (ВСНД РСФСР и ВС РСФСР. 1990. N 27. Ст. 357; СЗ РФ. 1996. N 6. Ст. 492; 2001. N 26. Ст. 2586). Изменения и дополнения внесены в п. 6 ст. 20, в ст. 26 изменен ряд пунктов (см. подробнее комментарий к ст. ст. 172, 174 УК РФ в новой редакции, а также к ст. 174.1 УК).
8. Понятие налоговой тайны раскрывается в ст. 102 Налогового кодекса РФ. Так, налоговую тайну составляют любые сведения о налогоплательщике, полученные налоговым органом, органами внутренних дел, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом, за исключением сведений, перечисленных ниже:
- сведения, разглашенные налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия;
- сведения об идентификационном номере налогоплательщика;
- сведения о нарушении законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения;
- сведения, предоставляемые налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств, в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам) (см.: Порядок доступа к конфиденциальной информации налоговых органов, утвержденный Приказом МНС РФ от 3 марта 2003 г. N БГ-3-28/96).
9. Налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, органами внутренних дел, органами государственных внебюджетных фондов и таможенными органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством.
10. К разглашению налоговой тайны относится, в частности, использование или передача другому лицу производственной или коммерческой тайны налогоплательщика, ставшей известной должностному лицу налогового органа, органа внутренних дел, органа государственного внебюджетного фонда или таможенного органа, привлеченному специалисту или эксперту при исполнении ими своих обязанностей.
11. Поступившие в налоговые органы, органы внутренних дел, органы государственных внебюджетных фондов или таможенные органы сведения, составляющие налоговую тайну, имеют специальный режим хранения и доступа.
Доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну, имеют должностные лица в соответствии с перечнями, определяемыми Министерством Российской Федерации по налогам и сборам, Министерством внутренних дел Российской Федерации и Государственным таможенным комитетом Российской Федерации, органами государственных внебюджетных фондов.
12. Утрата документов, содержащих составляющие налоговую тайну сведения, либо разглашение таких сведений влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами.
13. Федеральным законом N 104-ФЗ от 7 июля 2003 г. "О признании утратившими силу положений законодательных актов Российской Федерации в части налогового контроля за расходами физических лиц" признаны утратившими силу ст. ст. 86.1, 86.2, 86.3 Налогового кодекса Российской Федерации, которые регулировали порядок контроля за расходами физических лиц и порядок информирования налогового органа должностными лицами, учреждениями и организациями, причастными к совершению сделок, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и т.д.
14. Состав сведений, составляющих банковскую тайну и соблюдение режима этой тайны, изложен в ст. 857 ГК РФ, ст. 26 ФЗ "О банках и банковской деятельности" от 2 декабря 1990 г. N 395-1 в ред. от 7 июля 1995 г. (3 февраля 1996 г.) N 17-ФЗ с последующими изм. и доп. (СЗ РФ. 1996. N 6. Ст. 492). Так, по смыслу ст. 857 ГК РФ банк обязан гарантировать клиенту тайну банковского счета и банковского вклада, а также осуществление операций по счету, включая и сведения о самом клиенте. При этом сведения, являющиеся банковской тайной, могут быть представлены лишь самим клиентом и (или) его представителем (см. ниже). Государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" (с изменениями от 31 июля 1998 г., 5, 8 июля 1999 г., 19 июня, 7 августа 2001 г., 21 марта 2002 г.).
15. В ст. 26 ФЗ "О банках и банковской деятельности" сказано, что кредитные организации и Центробанк России гарантируют тайну об операциях, счетах (вкладах) своих клиентов, иных сведениях, устанавливаемых Федеральным законом. Эта же статья определяет круг лиц и организаций, которые официально имеют право потребовать и получить сведения, отнесенные к банковской тайне (суды, органы арбитража, органы прокуратуры, следствия, дознания, ГНИ, органы валютного контроля, федеральный антимонопольный территориальный орган, органы нотариата и аудиторские организации, при этом последние не вправе раскрывать третьим лицам сведения об операциях, счетах и вкладах кредитных организаций, их клиентов и корреспондентов, полученные в ходе проводимых проверок).
16. Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 121-ФЗ (РГ от 9 августа 2001 г.) дополнена редакция ч. 5 ст. 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности": "Информация по операциям юридических лиц, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и физических лиц представляется кредитными организациями в уполномоченный орган, осуществляющий меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем".
На основании Указа Президента РФ от 1 ноября 2001 г. N 1263 "Об уполномоченном органе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (с изменениями от 8 апреля 2003 г.) был издан Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", в рамках которого образован Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу (КФМ России).
17. Перечень финансовых операций, подлежащих обязательному контролю, дается в п. 2 ст. 6 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (с изменениями от 25 июля, 30 октября 2002 г.), где говорится, что операции с денежными средствами или иным имуществом подлежат обязательному контролю, если сумма, на которую они совершаются, равна или превышает 600000 рублей, а по характеру своему данная операция относится к одному из видов операций, предусмотренных п. 2 ст. 6 данного ФЗ от 07.08.2001 N 115-ФЗ.
18. Банки и кредитные организации обязаны также сообщать в уполномоченный орган обо всех финансовых операциях и других сделках с денежными средствами или иным имуществом, совершенных на крупную сумму, превышающую один миллион рублей (примечание к ст. 174 УК в ред. ФЗ от 08.12.2003).
19. Указом Президента РФ от 25 июля 2003 г. N 840 "О признании утратившими силу некоторых указов Президента Российской Федерации" признан утратившим силу Указ Президента РФ от 23 мая 1994 г. N 1006 "Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей" (с изменениями от 21 марта 1995 г., 6 января 1998 г., 3 августа 1999 г., 25 июля 2000 г., 8 апреля 2003 г.), согласно которому банки и кредитные учреждения обязаны были информировать налоговые органы о совершении сделок физическими лицами на сумму, эквивалентную 10 тыс. долларов США и выше. Согласно действующему Федеральному закону от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ обязательному контролю подлежат операции с денежными средствами или иным имуществом на сумму, превышающую 600000 руб.
После отмены Указа Президента N 1006 единственным получателем информации о сделках физических (в т.ч. и юридических) лиц становится КФМ РФ. Таким образом, сумма, подлежащая обязательному контролю, фактически удвоилась с 10000 долларов США до 600000 руб. (т.е. до 20000 долл. США на момент издания Указа).
20. Статья 183 УК в новой редакции, как было уже сказано ранее, состоит из 4-х частей, которые предусматривают различные преступления, объединенные как бы единым предметом посягательства, - это сведения, составляющие коммерческую, налоговую или банковскую тайну.
21. Объективная сторона части 1 ст. 183 УК носит формальный характер. Преступление считается оконченным с момента совершения действий по собиранию сведений, составляющих коммерческую, банковскую или налоговую тайну. Рассмотрим способы собирания сведений:
1) собирание сведений путем похищения документов;
2) собирание сведений путем подкупа;
3) собирание сведений путем угроз;
4) собирание таких сведений иным незаконным способом.
22. Таким образом, объективная сторона ч. 1 ст. 183 УК объединена единым понятием "собирание".
Собирать сведения можно законным и незаконным путем. При этом незаконный путь предполагает собирание рассматриваемых сведений посредством похищения документов, подкупа или угроз, в отношении лиц, которые владеют такой информацией, а равно иными средствами такого рода. "Иной, незаконный способ" дает право толковать это же собирание сведений любым противоправным путем: имеет место расширительное толкование слова "иной". Здесь не только хищение, подкуп и (или) угрозы, но также шантаж, вымогательство, копирование информации и документа, использование различных подслушивающих устройств, проникновение в компьютерную сеть и т.п.
23. Наступление вредоносных последствий как достижение преступного результата является необязательным, т.к. ч. 1 ст. 183 УК предполагает оконченным деяние с момента начала "собирания" таких сведений. Состав преступления - формальный.
24. Субъектом преступления по смыслу ч. 1 ст. 183 УК РФ является физическое вменяемое лицо, не имеющее законного доступа к указанной информации.
25. Следует обратить внимание и на следующее, довольно важное, на наш взгляд, обстоятельство. В том случае, если способом собирания анализируемых выше сведений явились факты подкупа людей, выполняющих управленческую функцию в коммерческой или иной организации, или (и) должностных лиц, их ответственность должна наступать не только по ч. 1 ст. 183 УК, но и по ч. ч. 1 или 2 ст. 204 или ст. 291 УК. (Этой же позиции придерживается Б.В. Волженкин. См.: Комментарий к УК РФ. М.: Спарк, 2000. С. 389.)
26. Объективной стороной деяния, предусмотренного ч. 2 данной статьи, являются действия по незаконному разглашению или использованию сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, без согласия их владельца лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе.
27. Под разглашением понимается предание сведений огласке, в результате которой они стали известны посторонним лицам, либо предоставление сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, лицу, не имеющему права на ознакомление с ними. Указанную тайну обязаны соблюдать все работники, равно иные лица, которым тайна известна в связи с выполнением профессиональной или служебной деятельности. Это могут быть работники государственной власти и управления, правоохранительных органов, суда, нотариата и пр. Тайна должна соблюдаться и в тех случаях, когда лицо уволилось с работы, причем до тех пор, пока сведения перестали быть охраняемой тайной.
28. Незаконное использование может осуществляться посредством передачи сведений посторонним лицам либо путем принятия различных решений и осуществления действий на основе собранной информации самим виновным.
Из текста части 2 статьи вытекает, что виновный законно, т.е. в силу своих полномочий или по иным основаниям, обладает по долгу службы или работы сведениями, составляющими коммерческую, налоговую или банковскую тайну, но не имеет согласия владельца этих сведений на их разглашение или использование, которое является незаконным уже в силу факта отсутствия такого согласия. Вместе с тем, на наш взгляд, согласие владельца не может устранить незаконность разглашения или использования коммерческой, налоговой или банковской тайны, если такие действия запрещены действующими нормативно-правовыми актами или затрагивают законные права и интересы других лиц. Исключения составляют случаи, указанные в п. п. 6 - 8, и другие, которые специально оговорены в федеральном законодательстве. Так, например, статья 9 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (с изменениями от 26 ноября 1998 г., 8 июля 1999 г., 7 августа 2001 г., 28 декабря 2002 г.) гласит, что о каждой сделке, заключенной в соответствии с установленными организатором торговли правилами, любому заинтересованному лицу предоставляется следующая информация:
дата и время заключения сделки;
наименование ценных бумаг, являющихся предметом сделки;
государственный регистрационный номер ценных бумаг;
цена одной ценной бумаги;
количество ценных бумаг.
29. Состав преступления будет и в действиях тех лиц, к которым информация попала случайно, либо если лица незаконно получили ее, либо она была доверена им. Важно лишь установить, что лицу действительно известен характер разглашаемых сведений, что они представляют коммерческую, налоговую или банковскую тайну. Данная точка зрения является доктринальным взглядом на поставленную проблему и выражает мнение авторов.
30. Объективную сторону ч. 3 ст. 183 УК составляют те же деяния (незаконное собирание вышеупомянутых сведений, их незаконное разглашение и использование, т.е. деяния, указанные в диспозициях ч. 1 и ч. 2 ст. 183 УК), но совершенные при причинении крупного ущерба или же совершенные из корыстной заинтересованности.
31. Законодатель в самой статье 183 УК РФ не раскрывает понятие крупного ущерба. Однако из примечания к ст. 169 УК РФ, как и сказано было выше, крупный ущерб - сумма более 250 тысяч рублей. Причем для правильной квалификации очень важное значение имеет установление причинной связи между наступлением крупного ущерба и анализируемым деянием, т.к. наступление крупного ущерба может совпадать по времени с совершением деяния, предусмотренного ч. 3 ст. 183 УК РФ, но находиться в причинной связи с другими обстоятельствами: некачественным предоставлением услуг потерпевшим, увольнением квалифицированного персонала, появлением на рынке конкурирующих структур и т.д.
32. Корыстная заинтересованность может быть не только материальной - стремление обогатиться, но может заключаться также в иной личной заинтересованности: зависть, обида, месть, стремление добиться первенства в конкурентной борьбе, уменьшить клиентскую базу хозяйствующего субъекта, желание устранить конкурента путем причинения ему убытков и т.д.
33. Часть 4 ст. 183 УК предусматривает совершение более опасного деяния (деяния, предусмотренные частями второй и третьей настоящей статьи, повлекшие тяжкие последствия) и наказания в виде лишения свободы на срок до 10 лет (для сравнения: ч. 2 ст. 183 УК "старой" редакции предусматривала максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до 3-х лет). В силу положений п. 4 ст. 15 УК анализируемое деяние признается тяжким преступлением.
Конструктивным признаком объективной стороны ч. 4 ст. 183 УК является совершение деяний, предусмотренных ч. ч. 2, 3 комментируемой статьи, повлекших за собой "тяжкие последствия". При этом законодатель также не раскрывает какие-либо признаки и не дает определения "тяжких последствий". В диспозициях статей главы 22 УК РФ "Преступления в сфере экономической деятельности" не содержится указания на совершение деяния, причинившее "тяжкие последствия". Только в ст. 196 УК "Преднамеренное банкротство" фигурирует словосочетание "иные тяжкие последствия". Полагаем, что под тяжкими последствиями, указанными в диспозиции ст. 183 УК РФ, следует понимать причинение владельцу особо крупного ущерба, банкротство организации и (или) предпринимателя, нарушение прав граждан, работающих в обанкротившейся организации, вынужденную безработицу работников и т.п.
34. Субъективная сторона ч. ч. 1 - 4 ст. 183 УК РФ совершается с прямым умыслом. Лицо желает наступления неблагоприятных тяжких последствий владельцу указанных сведений и сознательно их допускает.
35. Субъектом рассматриваемого преступления является физическое вменяемое лицо, достигшее 16-ти лет, но если при этом упомянутое лицо не является владельцем коммерческой, налоговой или банковской тайны. В том случае, если анализируемые сведения незаконно разглашает и (или) использует должностное лицо (прокурор, следователь, дознаватель, налоговый или таможенный инспектор, другие должностные лица), частный нотариус и (или) аудитор, получившие эти сведения в силу занимаемой должности, содеянное следует квалифицировать по совокупности преступлений: ст. 286 и соответствующая часть ст. 183 УК РФ и (или) ст. 202 УК РФ.

В действующем законодательстве довольно четко регламентированы вопросы, связанные с использованием информации. Существуют сведения, которые, согласно правовым нормам, являются конфиденциальными. В законодательстве, в частности, используются такие понятия, как банковская, коммерческая, налоговая тайна. За незаконное собирание таких сведений предусматриваются наказания по ст. 183 УК РФ. Рассмотрим особенности ее применения.

Основной состав

За собирание информации, составляющей тайну (налоговую, банковскую, коммерческую), путем угроз, подкупа, похищения документации, а также иными противоправными действиями санкции устанавливает ч. 1 ст. 183 УК РФ.

Согласно положениям нормы, виновному грозит:

  • Взыскание в сумме до полумиллиона рублей либо составляющее доходы за 1 год.
  • До 1 года исправительных работ.
  • Принудительные работы/тюремное заключение до 2 лет.

Квалифицирующие признаки

В диспозиции ч. 2 ст. 183 УК РФ определен специальный субъект преступления. Наказание по 2-й части предусматривается для граждан, которым сведения, указанные в 1-й части, были доверены либо известны в силу работы или службы. Ответственность по ч. 2 ст. 183 УК РФ применяется в случае разглашения или использования этим лицом информации, без согласия на это ее владельца.

Виновному может грозить одно из следующих наказаний:

  • Взыскание до 1 млн руб. или в сумме доходов за 2 года с запретом на замещение должностей, осуществление деятельности, определенных судьей, до 3 лет.
  • Исправительные работы до 2 лет.
  • Принудительные работы или тюремное заключение на срок, не превышающий 3 лет.

Особо квалифицирующие обстоятельства

В ч. 3 ст. 183 УК РФ закрепляются наказания за деяния, указанные во 2-й части, повлекшие крупный ущерб либо совершенные по мотивам корыстной заинтересованности.

За это виновному грозит:

  • взыскание до 1,5 млн руб. или составляющее доходы за 3 года с лишением его права замещать должности, вести деятельность определенного рода на период до 3 лет;
  • принудительные работы/тюремное заключение до 5 лет.

Если деяния, закрепленные в диспозициях ч. 2-3, повлекли тяжкие последствия, субъекту могут назначаться или принудительные работы до 5 лет, или до 7 лет тюремного заключения.

Ст. 183 УК РФ с комментариями

Понятие "коммерческая тайна", перечень данных, которые могут быть к ней отнесены, присутствуют в нескольких правовых документах. В их числе, в частности, 139-я статья ГК, ст. 3, 5 ФЗ № 98.

О налоговой тайне и сведениях, которые признаются в качестве нее, говорится в 102-й норме НК.

Что касается банковской тайны, то понятие раскрывается в 857-й статье ГК и ст. 26 ФЗ № 395-1.

Собирание информации по смыслу ст. 183 УК РФ считается преступным, если осуществляется противоправными способами. Некоторые из них прямо упоминаются в диспозициях 1-й и 2-й частей. Объективную сторону коротко можно определить так: по ст. 183 УК РФ квалифицируются любые противоправные действия, если их цель состоит в получении информации, указанной в норме.

Особенности посягательства

Собирание данных, о котором говорится в ст. 183 УК РФ, следует рассматривать не как итог действий, а как процесс.

Соответственно преступник, вполне возможно, не сможет достичь цели. Допустим, он похитил какую-то документацию, получил возможность ею распорядиться либо ознакомиться с содержанием, однако реально прочитать текст, предоставить ее стороннему субъекту не смог, поскольку был задержан. Деяние, тем не менее, будет считаться завершенным в момент осуществления этих действий.

Если же посягательство совершается посредством осуществления действий, определяемых как разбой, то оно будет признано оконченным в момент нападения, даже если требуемый документ не поступит в распоряжение злоумышленника.

Подкуп

Это действие предусмотрено в анализируемой норме в качестве одного из способов совершения деяния. Между тем если подкуп был направлен на граждан, исполняющих функции управления в коммерческой либо иной компании, а также должностных лиц для получения от них информации, содержащей налоговую, банковскую, коммерческую тайну, деяние дополнительно подпадает под статью 204 или 291 Кодекса.

Угрозы

Они выражаются по-разному. Угрожать злоумышленник может путем уничтожения имущества, насильственными действиями, распространением информации (соответствующей действительности либо ложной), позорящей потерпевшего, его родственников, или других сведений, способных нанести вред интересам лиц.

В судебной практике по ст. 183 УК РФ принимается во внимание, что максимальные санкции за угрозу убийством либо нанесение здоровью потерпевшего тяжкого ущерба в таких случаях охватывается этой нормой. Соответственно, дополнительная квалификация по 119-й статье не осуществляется, если только угроза не была высказана по мотивам, предусмотренным во 2-й части 119-й нормы.

Прочие противоправные действия

Их перечень достаточно широк.

К другим неправомерным действиям можно, например, отнести получение информации:

  • путем нарушения ;
  • при несанкционированном доступе к компьютерной базе данных;
  • ознакомление со сведениями, не сопровождающееся изъятием электронных/материальных носителей, содержащих их, и проч.

При наличии оснований содеянное квалифицируется по совокупности норм, в т. ч. со статьями 272, 238, так как ст. 183 не обеспечивает защиту объектов, охраняемых этими нормами.

Применение насилия

Если преступление, предусмотренное анализируемой нормой, совершается с насильственными действиями, то они должны квалифицироваться дополнительно по соответствующим нормам Кодекса о посягательствах против личности, если в них закреплена более строгая санкция, чем за деяние, установленное в части первой 183-й статьи.

Из этого следует, что при причинении в ходе собирания информации, отнесенной к банковской, коммерческой, налоговой тайне, побоев, легкого ущерба здоровью, деяние подпадает только под часть 1 ст. 183.

Субъективный аспект

Деяние совершается всегда с прямым умыслом.

В качестве субъекта преступления может выступать лицо, не только соответствующее требованиям 19-й статьи УК, но и в силу служебных обязанностей не имеющее доступа к информации, указанной в диспозиции части 1 183-й статьи, и поэтому вынужденное добиваться такого доступа противоправными способами.

На особенности субъекта преступления указывает и санкция, вменяемая, к примеру, по п. 3 ст. 183 УК РФ. Речь, в частности, о лишении лица специального права. Это дополнительное наказание является обязательным.

Незаконное использование сведений

Оно может осуществляться лично либо посредством передачи информации сторонним гражданам.

В первом случае, как правило, злоумышленником движет возможность получить выгоду. К примеру, субъекту были доверены или стали известны по работе/службе сведения о скором повышении стоимости акций. Соответственно, он может использовать эту информацию для совершения выгодной сделки.

Кроме того, полученные сведения субъект может использовать для компрометации нанимателя, для нанесения вреда иным лицам.

Исключения

УК обеспечивает защиту только законных интересов. В этой связи, служащие организации, обладающие доступом к конфиденциальной информации, должны ее раскрывать без согласия руководителя, если субъект, требующий предоставления сведений, имеет на это право.

К примеру, сообщение банковским сотрудником следователю, действующему в рамках УПК и в соответствии с положениями 26-й статьи ФЗ № 395-1, данных по операциям, произведенным со средствами, находящимися на счете юрлица, не является разглашением банковской тайны, даже когда против этого возражали владелец счета и руководство организации.

Аналогичным образом расцениваются действия того же служащего, передающего информацию представителям органов, осуществляющих контроль в сфере налогообложения.

Дополнительно

К тяжким последствиям можно отнести банкротство учреждения, а также вызванные этим отрицательные социальные последствия. В числе последних, например, безработица, нарушение деятельности предприятий ЖКХ и так далее. Такие последствия могут являться результатом не только умышленных, но и неосторожных действий.

В соответствии с примечанием к 169-й статье УК, считается сумма, превышающая 1,5 млн руб.