Соотношение принципов и правил. Правило правдивости. Правило конфиденциальности. Понятие врачебной тайны. Правила информированного согласия. Смотреть страницы где упоминается термин принцип конфиденциальности

Конфиденциальность

Конфиденциальность. (англ. confidence - доверие) - необходимость предотвращения утечки (разглашения) какой-либо информации.

В англо-американской традиции различают два основных вида конфиденциальности: добровольную (privacy) и принудительную (secrecy). (См. Эдвард Шилз - The Torment of Secrecy: The Background & Consequences Of American Security Policies (Chicago: Dee ) В первом случае имеются в виду прерогативы личности, во втором случае имеется в виду информация для служебного пользования, доступная ограниченному кругу официальных лиц фирмы, корпорации, государственного органа, общественной или политической организации. Хотя privacy и secrecy схожи по значению, на практике они обычно противоречат друг другу: усиление secrecy ведёт к нарушению и уменьшению privacy. В тоталитарных и авторитарных государствах под конфиденциальностью, как правило, имеется в виду только secrecy.

Определения

Конфиденциальность информации - принцип аудита , заключающийся в том, что аудиторы обязаны обеспечивать сохранность документов , получаемых или составляемых ими в ходе аудиторской деятельности, и не вправе передавать эти документы или их копии каким бы то ни было третьим лицам, либо разглашать устно содержащиеся в них сведения без согласия собственника экономического субъекта, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами.

Конфиденциальность информации - обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определённой информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия её обладателя .

Конфиденциальная информация - информация , доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством Российской Федерации и представляет собой коммерческую, служебную или личную тайны, охраняющиеся её владельцем.

Служебная тайна - защищаемая по закону конфиденциальная информация, ставшая известной в государственных органах и органах местного самоуправления только на законных основаниях и в силу исполнения их представителями служебных обязанностей, а также служебная информация о деятельности государственных органов, доступ к которой ограничен федеральным законом или в силу служебной необходимости. Однозначное определение понятия «служебная тайна» в действующем законодательстве РФ отсутствует. Служебная тайна является одним из объектов гражданских прав по гражданскому законодательству РФ. Режим защиты служебной тайны в целом аналогичен режиму защиты коммерческой тайны . В ряде случаев за разглашение служебной тайны закон предусматривает уголовную ответственность (например, за разглашение тайны усыновления , или за разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, лицом, которому такие сведения стали известны по службе) .

Служебная тайна - информация с ограниченным доступом, за исключением сведений, отнесенных к государственной тайне и персональным данным, содержащаяся в государственных (муниципальных) информационных ресурсах, накопленная за счет государственного (муниципального) бюджета и являющаяся собственностью государства, защита которой осуществляется в интересах государства .

Защита конфиденциальности является одной из трёх задач информационной безопасности (наряду с защитой целостности и доступность информации).

Актуальность конфиденциальности

С момента начала использования компьютерных технологий во всех сферах деятельности человека, появилось много проблем, связанных с защитой конфиденциальности. Главным образом это связано с обработкой документов с применением компьютерных технологий. Многие административные меры по защите конфиденциальности частных лиц и организаций утратили свою силу в связи с переходом документооборота в абсолютно новую среду.

При получении личных писем, при заключении договоров, во время деловой переписки, при телефонных разговорах со знакомыми и незнакомыми людьми, человек пользовался различными средствами аутентификации . Личные письма отправлялись с указанием существующего почтового адреса или имели штамп именно тех почтовых отделений, где проводилась обработка таких писем. При заключении договоров применялись бланки, произведённые на типографиях , на которых с использованием пишущих машинок, имевших уникальные серийные номера, печатался текст, который затем подписывался должностным лицом и заверялся печатью организации. При разговорах по телефону, достоверно было известно, что разговор ведётся именно с тем человеком, голос которого был ранее известен. Многие сотни административных мер были направлены на защиту конфиденциальности при общении людей.

С внедрением компьютерных технологий в жизнь человека многое изменилось. При использовании, например, электронной почты появилась возможность указания несуществующего обратного адреса или имитации получения письма от знакомого человека. При повседневном общении через сеть Интернет многие признаки, идентифицирующие того или иного человека в обычной жизни (пол, возраст, степень образования), перестали быть таковыми. Появилась так называемая «виртуальная реальность ».

Быстро и эффективно решить проблемы связанные с защитой конфиденциальности в компьютерных системах невозможно. Появилась необходимость в комплексном подходе к решению данных проблем. Этот подход должен предполагать использование организационных и правовых мер, а также программно-аппаратных средств, обеспечивающих защиту конфиденциальности, целостности и доступности.

На сегодняшний день в организациях для обеспечения корректной работы со сведениями конфиденциального характера существует набор норм. Руководитель организации подписывает перечень сведений, имеющих конфиденциальный характер. В договоре, подписываемом работником и работодателем, существует пункт, в котором говорится об ответственности за некорректную работу с конфиденциальными сведениями, в результате чего при несоблюдении прописанных в договоре норм по работе с этими сведениями, появляется законное основание для привлечения таких сотрудников к административной или уголовной ответственности . А также в организациях имеется комплекс мер, направленных на обеспечение защиты конфиденциальных сведений. Например, такими мерами могут являться: подбор квалифицированного персонала, прогнозирование возможных угроз и проведение мероприятий по их предотвращению, использование различного уровня доступа персонала к информации с различной секретностью.

Так как невозможно детально изучить данную область в короткие сроки, было введено направление по подготовке специалистов в сфере информационной безопасности.

С помощью программно-аппаратных средств защиты информации, представленных различными производителями, можно достичь более высоких показателей эффективности, если применять их комплексно. К таким средствам относят оборудование для криптографической защиты речевой информации, программы для криптографической защиты текстовой или иной информации, программы для обеспечения аутентификации почтовых сообщений посредством электронной цифровой подписи, программы обеспечения антивирусной защиты , программы защиты от сетевых вторжений , программы выявления вторжений, программы для скрытия обратного адреса отправителя электронного письма.

Подобный перечень программно-аппаратных средств, как правило, разрабатывается специалистами в области защиты информации с учётом многих факторов, например характеристики автоматизированной системы, количества пользователей в этой системе, различия уровня доступа этих пользователей и т. д.

Конфиденциальность в законодательстве РФ

Примечания

Литература

  • Большой юридический словарь. 3-е изд., доп. и перераб. / Под ред. проф. А. Я. Сухарева. - М.: ИНФРА-М, 2007. - VI, 858 с - (Б-ка словарей «ИНФРА-М»)

Ссылки

  • Конфиденциальная информация в российском законодательстве

См. также


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Антонимы :

Смотреть что такое "Конфиденциальность" в других словарях:

    Секретность, тайность, доверительность, засекреченность. Ant. открытость, гласность Словарь русских синонимов. конфиденциальность см. секретность Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык … Словарь синонимов

    конфиденциальность - Свойство информации, состоящее в том, что она не может быть доступна для ознакомления неавторизованным пользователям и / или процессам. Содержание критической информации в секрете; доступ к ней ограничен узким кругом пользователей (отдельных лиц… … Справочник технического переводчика

    КОНФИДЕН ИАЛЬНЫЙ [дэ], ая, ое; лен, льна (книжн.). Секретный, доверительный. К. разговор. Сообщить конфиденциально (нареч.). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Конфиденциальность - Этическое требование, применяющееся как в экспериментальных исследованиях, так и в психотерапии. Согласно этому требованию участники или пациенты имеют право на то, чтобы информация, собранная во время исследования или сеанса лечения, не… … Большая психологическая энциклопедия

    конфиденциальность - 2.6 конфиденциальность (confidentiality): Свойство информации быть недоступной и закрытой для неавторизованного индивидуума, логического объекта или процесса. [ИСО/МЭК 7498 2] Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    конфиденциальность - ▲ ограниченность доступ, к (предмету), сведения конфиденциальность. конфиденциальный не подлежащий широкой огласке; доступный узкому кругу лиц (# разговор). конфиденциально. доверительность. доверительный (# тон). доверительно. доверять (#… … Идеографический словарь русского языка

Основные этические принципы деятельности психолога.

Этические принципы призваны обеспечить:

Решение профессиональных задач в соответствии с этическими нормами;

Защиту законных прав людей, с которыми психологи вступают в профессиональное взаимодействие: обучающихся, воспитанников, студентов, педагогов, супервизоров, участников исследований и др. лиц, с которыми работает психолог;

Сохранение доверия между психологом и клиентом;

Основными этическими принципами являются:

1. Принцип конфиденциальности.

2. Принцип компетентности.

3. Принцип ответственности.

4. Принцип этической и юридической правомочности.

5. Принцип квалификационной пропаганды психологии.

6. Принцип благополучия клиента.

7. Принцип профессиональной кооперации.

8. Принцип информирования клиента о целях и результатах обследования.

Данные принципы согласуются с профессиональными стандартами, принятыми в работе психологов в международном сообществе.

1. Информация, полученная психологом в процессе проведения работы, не подлежит сознательному или случайному разглашению, а в ситуации необходимости передачи ее третьим лицам должна быть представлена в форме, исключающей ее использование против интересов клиента.

2. Лица, участвующие в психологических исследованиях, тренингах и других мероприятиях, должны быть осведомлены об объеме и характере информации, которая может быть сообщена другим заинтересованным лицами (или) учреждениям.

3. Участие обучающихся, воспитанников, родителей, педагогов в психологических процедурах (диагностика, консультирование, коррекция и др.) должно быть сознательным и добровольным.

4. Если информация, полученная от клиента, запрашивается экспертами (для решения вопроса о компетентности психолога во время его аттестации), она должна быть предоставлена в форме, исключающей идентификацию личности клиента экспертами. Для этого вся информация о клиенте регистрируется и хранится с учетом строгой конфиденциальности.

5. Отчеты о профессиональной деятельности, результаты исследований и публикации должны быть составлены в форме, исключающей идентификацию личности клиента окружающими людьми, не включенными в круг специалистов, работающих с данным клиентом.

6. На присутствие третьих лиц во время диагностики или консультирования необходимо предварительное согласие клиента и лиц, несущих за него ответственность (в случае, если клиент не достиг 16-летнего возраста, согласие на его участие в психологических процедурах должны дать родители или лица, их заменяющие).



7. Администрация органа управления образованием или образовательного учреждения, по заданию которого проводится психологическое обследование, должна быть предупреждена о том, что на нее распространяется обязательство сохранения профессиональной тайны. Сообщая администрации результаты обследования и своего заключения, психолог должен воздерживаться от сообщения сведений, наносящих вред клиенту и не имеющих отношения к образовательной ситуации.

(Важным принципом практической психологии является умение хранить в тайне все, что происходит во время сеанса. Деятельности практического психолога, как и многим другим видам деятельности свойственна профессиональная тайна – следование правилу, согласно которому определенная информация может быть известна только узкому кругу специалистов. Этого требуют интересы клиента, а также интересы самого психолога, вызывает доверие к специалисту и способствует установлению продуктивных отношений.

Первым пользователем психологической информации является клиент, он имеет право решать, кому она может быть доступна. Относительно ребенка такое решение принимают родители. Однако, и в отношении родителей следует соблюдать этот принцип, даже если они явились инициаторами обращения за помощью ребенку. В некоторых случаях родителей необходимо подготовить к принятию такой информации во избежание нанесения вреда ребенку.

В то же время конфиденциальность имеет свои границы, и о них следует предупредить клиента в начале работы. Если клиент сообщил какую-либо информацию о возможной опасности для своей жизни, здоровья, благополучия или жизни других людей, то психолог примет меры для ее предотвращения. А это может потребовать вмешательства других лиц и разглашения информации. Например, психолог не может оставить без внимания сообщение о задуманном самоубийстве, преступлении или побеге ребенка из дому.

О возможности обсуждать проблему клиента с коллегами, прежде всего с супервизором, также сообщается на начальной стадии работы. Особого рассмотрения требует проблема конфиденциальности при работе в группе. Психолог отвечает за формирование таких групповых норм, которые могли бы создать атмосферу доверия, когда происходящее в группе не выходит за ее рамки).

4.3. Нормы профессиональной этики

Для педагога-психолога важно соблюдать этические принципы в своей работе. Существует широкое и узкое понимание этики. Этика в широком смысле - это понимание идеалов, моральных принципов и норм поведения, назначения человека и смысла его жизни. Она имеет очень большое значение в работе педагога-психолога. С одной стороны, он должен соблюдать многие этические принципы в общении с детьми, с другой стороны, передает этические знания ученикам, помогает усвоить их и строить на этой основе свое поведение. Многие этические принципы являются основой профессионализма педагога-психолога. В их числе эмоциональные переживания (гордость, гнев, любовь, сочувствие), волевые качества, отношение к себе и другим (вежливость, взаимопомощь, доверие, дружба, сочувствие, требовательность), социальные качества (жизненная позиция, принципиальность, сознательность, чувство нового), активность, культура поведения, трудовая этика, понятия общественного сознания, ценностей и др.

Этика в узком смысле, профессиональная этика - это следование общим принципам морали и выработка на их основе правил поведения и общения на работе. Обычно подобные правила объединяются в кодекс, т. е. свод правил, обязательных для исполнения всеми представителями профессии (в него входят правила, которые выработаны общественным сознанием на протяжении времени). Обычно в кодекс включают и те нормы,

которым следует большинство представителей профессии, и те, которые часто нарушаются, но считаются тем не менее обязательными.

Представители многих профессий, чьим объектом являются люди (юристы, врачи, психологи), и в России, и в других странах имеют свои этические кодексы. Они утверждены на профессиональных съездах или собраниях и обязательны для всех представителей данных профессий. В случае нарушения кем-либо этого кодекса коллеги имеют право указать ему на это и даже ходатайствовать о лишении права работать по данной профессии.

Существует несколько профессиональных этических принципов, обязательных для представителей всех профессий, работающих с людьми. Например, международный этический стандарт психологов включает в себя принципы ответственности (за свою работу и принимаемые решения), компетентности, этической и юридической правомочности, квалифицированной пропаганды профессии психолога, конфиденциальности (сохранения профессиональной тайны), благополучия клиента, информирования его о целях обследования, морально-позитивного эффекта исследования, гражданственности и патриотизма.

Разберем подробнее некоторые из них.

1. Принцип конфиденциальности. Данный принцип требует обязательного сохранения в тайне всей информации, полученной о другом человеке (в частности, ученике) в ходе работы.

Все, что обсуждается между педагогом-психологом и учеником, и вся информация, полученная об ученике в ходе уроков и вне их, остается известной только им двоим. Ничто не должно быть обращено во вред ни педагогу-психологу, ни ученику. Если не будут соблюдены дополнительные условия, ничто не должно обсуждаться с другими людьми: родителями, другими учениками или учителями. Специалист может обсуждать с посторонними свои мысли, чувства и поведение, но не мысли и чувства других, которые доверены ему.

Для того чтобы иметь моральное право на использование полученной информации, необходимо добиться разрешения у ребенка на обсуждение этих сведений с другими людьми. Взрослый человек также не имеет морального права скрывать от

ребенка, какие решения могут быть приняты на основе полученных сведений.

Иногда бывает, что педагог-психолог считает себя профессионально обязанным обсудить информацию с кем-то более компетентным или имеющим больше влияния на ребенка с целью оказать ему помощь в серьезной ситуации или предотвратить серьезный проступок, а ребенок не дает ему разрешения. В этом случае возможно просто заранее поставить ученика в известность о том, с кем и в каком объеме педагог будет обсуждать полученные сведения, но если такого разрешения не получено или он заранее не предупредил ученика, хранить тайну обязательно.

Данное правило распространяется на все сведения об особенностях личности, характера, поведения и успеваемости учеников. Разумеется, каждый раз спрашивать разрешение учеников сложно. Избежать этих трудностей помогут несложные правила:

  • - не заводить с коллегами разговоры о детях, если нет цели им помочь (например, если выдалась свободная минута в учительской и ее нечем занять); лучше поговорить о чувствах, которые вызвал у учителя тот или иной поступок ребенка, или обсудить свой опыт, т. е. говорить о себе, а не об учениках;
  • - договориться с детьми, что они могут подойти и предупредить о своем нежелании, чтобы тот или иной случай обсуждался где бы то ни было (дать им право "вето").

Кроме того, принцип конфиденциальности предполагает проведение личных разговоров с учениками в соответствующей обстановке (без присутствия посторонних людей или иных отвлекающих моментов); взаимное уважение педагога-психолога и ученика, избегание высказываний, дискредитирующих личность, наносящих ущерб престижу и достоинству; соблюдение нейтралитета и свободу от авторитетов, максимальную объективность; желание идти от возможностей и потребностей ученика, давать рекомендации, а не жесткие указания.

2. Принцип объективности и ответственности за принимаемые решения. За любое решение, принимаемое относительно ученика - его успеваемости, отношения к предмету, черт характера, педагог-психолог несет единоличную ответственность. Соблюдение данного принципа приведет к тому,

что педагог будет стараться максимально обосновать свое решение, используя теоретические знания и по нескольку раз перепроверяя результаты наблюдений за учеником. Если специалист стремится быть объективным, то он не будет слепо доверять мнению других людей, может быть, даже и более знающих. В сомнительных и спорных случаях педагог-психолог может прибегать к советам экспертов - более опытных учителей, психологов, своих преподавателей, - к литературе и др. Он будет сравнивать мнения разных людей со своими выводами и принимать решения только на основе этих сравнений.

Быть объективным педагогу-психологу поможет соблюдение морального закона "не навреди". Это относится как к словам и действиям, направленным на учеников, так и к разговорам и выводам о них. Любое возможное отрицательное воздействие на ребенка, проистекающее из поведения специалиста, должно быть исключено.

Соблюдение принципа объективности поможет педагогам-психологам избежать многих ошибок в оценивании учеников и, следовательно, конфликтов с ними, коллегами и родителями. Разумеется, объективность потребует большой работы, особенно для начинающих, которые только учатся делать выводы о детях на основе анализа реальных поступков, но эта работа обернется доверием со стороны учеников, которые быстро поймут, что педагог-психолог не делает необоснованных и неоправданных выводов.

3. Принцип юридической и правовой правомочности гласит, что исследование не может начаться до тех пор, пока ученик не поймет полностью его цели и способов использования педагогом-психологом полученной информации. Согласно этому принципу ученик даже может отказаться от исследования, если, как ему кажется, возможно нежелательное вмешательство в его внутренний мир со стороны психолога. Делается это для того, чтобы обследуемый сам нес ответственность за сведения, которые он предоставляет педагогу-психологу. Возможно, соблюдение данного принципа приведет к тому, что ученик не будет полностью откровенен или постарается исказить часть информации, даже откажется от тестирования или эксперимента. Преодолеть этот недостаток можно, используя надежные и специально сконструированные методики, находя нужные слова и тон

разговора при объяснении необходимости применения той или иной методики. В крайнем случае, можно скрыть истинную цель тестирования (это предлагается в инструкциях ко многим психологическим методикам) и способы интерпретации результатов, но личность не должна подвергаться обследованию обманным путем.

Данный принцип говорит также о том, что ученик должен быть полностью проинформирован о способах использования выводов, особенно если исследование проводится для какого-либо учреждения (например, для школы, отдела образования, медико-педагогической комиссии и т. д.). Особо в кодексе оговорены права несовершеннолетних детей. Их можно обследовать либо с разрешения школы (если результаты исследования используются только в школе и не передаются за ее пределы), либо с согласия родителей (особенно если речь идет об изучении личности). Для детей старше 16 лет достаточно лишь их согласия.

4. Принцип морально-позитивного эффекта исследования важен для поддержания имиджа педагога-психолога. Педагог-психолог занимает в школе особую позицию. И детям, и учителям он представляется человеком, менее загруженным текущими делами, более внимательным, спокойным, чем они сами. Именно поэтому нельзя допускать, чтобы посетители уходили из кабинета школьного психолога неудовлетворенными или расстроенными.

Возможно, что во время консультации были затронуты неприятные для ребенка или учителя темы либо разговор получился резким. Возможно, что тестирование привело к результатам, не удовлетворяющим клиента (например, более низкий, чем ожидалось, уровень интеллекта), или были вскрыты нежелательные для человека особенности личности, характера, темперамента и т. д. В работе психолога следует быть готовым к тому, что объективный "портрет" человека будет значительно расходиться с его представлениями о самом себе. Особенно часто это может происходить при работе с детьми, которые еще не научились объективно оценивать себя и более эмоционально реагируют на все, что связано с их личностью или особенностями общения со сверстниками. Тем не менее всегда следует помнить: что бы ни происходило во время тестирования, какими бы "плохими", с точки зрения клиента, ни оказались результаты, посетитель не должен

уходить из кабинета педагога-психолога расстроенным или неудовлетворенным . Всегда можно найти слова, поддерживающие или ободряющие человека, переключиться при завершении консультации на более приятный разговор и найти еще множество способов положительного завершения работы.

Существует по меньшей мере еще одна причина, объясняющая необходимость соблюдения принципа морально-позитивного эффекта исследования. Деятельность психолога еще не до конца понятна людям, особенно тем, кто имеет низкий уровень образования. Иногда ее путают с работой психиатра или сравнивают с работой гипнотизера. Все это вызывает определенные опасения у людей, боящихся, что психолог будет манипулировать ими или раскроет их сокровенные тайны и начнет использовать эту информацию не по назначению. Поэтому соблюдение принципа морально-позитивного эффекта исследования важно для поддержания имиджа и авторитета профессии в целом. С этой же целью важно, чтобы посетитель каждый раз узнавал что-то новое во время работы с педагогом-психологом.

Таковы некоторые основные принципы профессиональной этики, соблюдение которых обязательно в работе педагога-психолога. Более подробно с ними можно ознакомиться в приложениях к данному учебному пособию и в рекомендуемой литературе.

Основные понятия: личность, социальная чувствительность, стереотип, саморазвитие, заражение, внушение, профессиональная компетентность, профессиональная этика.

Проблемные вопросы и практические задания

  1. Есть ли существенные отличия между требованиями к личности педагога-психолога и требованиями к личности учителя? Если да, то в чем они заключаются?
  2. Что такое социальная чувствительность?
  3. В чем достоинства и недостатки стереотипов?
  4. Составьте собственную "Программу управления собой".
  5. На основе самоанализа определите, какие элементы профессиональной компетенции педагога-психолога свойственны вам.
  6. Что такое профессиональная психологическая этика и почему необходимо ее строгое соблюдение в работе педагога-психолога?
  7. В чем заключается принцип конфиденциальности? Приведите соответствующие примеры из практики работы учителей и психологов, свидетельствующие о соблюдении ими этого принципа и о его нарушении.
  8. В чем заключается принцип объективности? Приведите соответствующие примеры из практики работы учителей и психологов, свидетельствующие о соблюдении ими этого принципа и о его нарушении. Найдите в Приложении статьи, в которых говорится о принципе объективности.
  9. Проанализируйте Приложение 9. Какие этические принципы следует дополнительно внести в кодекс?

Тесты для самоконтроля

1. Социальная чувствительность - это:

а) умение "подстроиться" под поведение другого человека; б) умение понять и принять поведение другого человека; в) умение выслушать и понять другого человека.

2. В отношении стереотипа верно следующее высказывание:

а) плох не стереотип, а способ его использования; б) стереотип - это плохо; в) стереотипы всегда облегчают жизнь.

3. Заражение - это:

а) воздействие, связанное с передачей эмоционального состояния от одного человека другому; б) негативное явление, приводящее к нестабильности самочувствия людей; в) неумение человека контролировать свои эмоции при воздействии со стороны других людей.

4. Профессиональная компетентность педагога-психолога -это:

а) высокий уровень знаний; б) высокий уровень квалификации; в) уровень квалификации и знание специалистом границ своих полномочий.

5. Социально-психологическая компетентность заключается в следующем:

а) в умении общаться с самыми разными людьми и достигать при этом поставленных целей; б) в умении изменить свой стиль поведения и речь в зависимости от особенностей собеседника; в) в умении быстро определить социально-психологические особенности собеседника.

6. Профессиональная этика педагога-психолога - это:

а) нормы поведения специалиста; б) правила поведения и общения на работе; в) применение моральных принципов в общении с коллегами.

7. Если ребенок не хочет, чтобы педагог-психолог обсуждал информацию о его поведении с родителями, то педагогу-психологу придется:

а) подчиниться и молчать; б) обсуждать все равно, ведь родители несут ответственность за поведение ребенка; в) понять для себя, насколько это оправданно, и лишь затем принимать решение о необходимости встречи с родителями.

8. Если ученику не нравится исследование:

а) он может от него отказаться, особенно если не понимает его смысла; б) он все равно должен продолжать работу; в) он может обратиться за разъяснениями, но продолжить работу все равно должен.

Принцип конфиденциальности

Главный вопрос: «Кому и как сообщать результаты тестирования?» Информация по поводу результатов обследования ребенка обсуждается только в профессиональных целях и только с людьми, которые включены в комплексную медико‑психолого‑педагогическую помощь ребенку. Конечно, о результатах психологического обследования нужно сообщать родителям, но в форме, свободной от специальных терминов и профессионализмов. Родителям не важны конкретные оценки IQ, для них гораздо полезнее информация о западающих и сохранных сторонах интеллекта ребенка. В случае, например, сообщения родителям о сниженных интеллектуальных возможностях их ребенка необходимо сделать акцент на положительных сторонах, компенсаторных возможностях, путях коррекции и развивающих программах. Сообщать подобную информацию следует в деликатной и щадящей манере и только персонально родителям. При этом не следует давать письменных заключений по результатам тестирования на руки родителям, воспитателям, учителям, так как нельзя предусмотреть, как эти результаты могут быть использованы в дальнейшем и не навредит ли это ребенку. Письменные заключения могут выдаваться только по официальному запросу какой‑либо организации (школы, суда, исправительного учреждения и т. д.). Это заключение должно соответствовать конкретной цели и нести в себе соблюдение правила «не навреди» по отношению к ребенку.

При сообщении любой связанной с проведением тестирования интеллекта информации необходимо учитывать особенности ее получателя. Это относится не только к общеобразовательному уровню человека и его познаниям в области психологии, но и к его предполагаемой эмоциональной реакции на такую информацию. Вообще, вопрос о сообщении результатов тестирования требует большой предусмотрительности и осторожности. Если результат сообщается правильно и принимается психологически, то этот процесс сам по себе является психотерапевтическим и психокоррекционным, если же психолог допускает ошибки, то сообщение результатов тестирования в лучшем случае оказывается бесполезным.

Все поведение психолога должно быть направлено на создание атмосферы доверия у родителей и ребенка. В основе доверительных отношений лежат безусловное уважение психолога к ребенку и его родителям. Родители должны почувствовать, что психолог искренне заинтересован в оказании помощи их ребенку, что у него нет других целей, кроме этой цели. Психолог не может допустить прямой критики действий родителей по отношению к своему ребенку. Любой намек на неправильное воспитание ребенка в семье может привести к сильной психологической защите и невозможности вследствие этого наладить контакт с родителями, а значит, закроет путь для откровенного обсуждения всех психологических проблем. Психолог в своей работе с родителями должен постоянно стремиться к тому, чтобы родители стали его союзниками в оказании психологической помощи ребенку.

Особая осторожность требуется при общении с родителями, имеющими детей с ЗПР и умственной отсталостью. Такие родители тяжело переживают и эмоционально реагируют на любое неосторожно высказанное психологом слово.

Психологу нужно доступно рассказать родителям об особенностях их ребенка, объяснить, как нужно заниматься с ним и на что следует обратить внимание. При этом необходимо учитывать специфику каждой семьи, чтобы советы не оказались для родителей трудновыполнимыми и у них не возникло ощущения беспомощности.

Еще одним важным моментом конфиденциальности является вопрос о защите личности испытуемого. Психодиагностические результаты используются в научных сообщениях или публикациях только тогда, когда идентичность испытуемых соответствующим образом замаскирована. Психолог отвечает перед обследуемыми за их информированность о границах конфиденциальности. Только после разрешения допускается раскрывать в публикациях идентичность испытуемых. Психолог также несет ответственность за обеспечение конфиденциальности при сохранении экспериментальных результатов.

Таким образом, тестирование интеллекта детей – это не формальное измерение IQ, оно требует профессионализма психолога, его умения не только проводить само тестирование, подобрав для каждого возрастного этапа соответствующие методики, но и сделать из его результатов адекватные выводы с учетом данных смежных специалистов.

К сожалению, в практической работе приходится часто встречаться с легковесным подходом к тестированию интеллекта детей. При прохождении производственной практики студенты‑психологи приносят какой‑либо тест, неизвестно откуда взятый, с множеством ошибок в описании способов обработки и интерпретации данных, чему способствует распечатывание тестов интеллекта во многих популярных изданиях. В результате тестировать детей начинают и воспитатели детских садов, и учителя, и родители. При этом приходится встречаться со случаями, когда ребенок буквально натренирован на выполнение теста Векслера, что делает невозможным адекватное определение уровня его интеллектуального развития.