Снят регистрации по месту проживания. Постановка на регистрационный учет по месту жительства

Место жительства - это жилье, в котором человек проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), по договору найма специализированного жилого помещения или на каких-либо других основаниях постоянно (преимущественно). Место пребывания - это, соответственно, жилье, которое человек занимает на тех же основаниях, но временно.

О смене места жительства нужно сообщать в орган ГУВМ МВД в течение семи дней. Регистрацию по месту пребывания необходимо оформлять только в том случае, если вы планируете жить на новом месте более 90 дней.

Регистрация, как по месту жительства, так и по месту пребывания, производится в срок от трех до восьми дней в зависимости от способа подачи документов.

2. Нужно ли согласие других жильцов, чтобы зарегистрироваться по месту жительства?

Если речь идет о жилье, которое находится в частной собственности, и вы - его собственник (или собственник доли в нем), вам не нужно получать ничье согласие. Если вам не принадлежит даже доля в помещении, вы можете зарегистрироваться в нем по месту жительства только с согласия всех собственников. Согласие собственников выражается на личном приеме в регистрирующих органах письменно. Если у собственника нет возможности присутствовать лично, он может оформить нотариально заверенное согласие.

Если вы наниматель жилья, которое находится в государственной или муниципальной собственности, по договору найма, социального найма или безвозмездного пользования, вам также не нужно получать согласие других нанимателей. Если же вы не указаны в договоре найма, социального найма или безвозмездного пользования, зарегистрироваться в жилом помещении по месту жительства вы можете только в В обоих случаях регистрация по месту жительства влечет за собой изменение договора найма, социального найма или безвозмездного пользования. Нанимателю параллельно с оформлением вашей регистрации по месту жительства необходимо будет заключить дополнительное соглашение к договору.

">случаях :
  • если вы супруг (супруга), ребенок или родитель нанимателя помещения и остальные совершеннолетние члены семьи нанимателя не возражают против вашей регистрации;
  • если вы являетесь другим членом семьи нанимателя и против вашей регистрации не возражают все участники договора найма, социального найма или безвозмездного пользования и Департамент вправе запретить ваше вселение в жилое помещение, в случае если после этого общая площадь на одного человека будет менее учетной нормы (для квартир она составляет 10 квадратных метров, для коммунальных квартир - 18 квадратных метров).">наймодатель (в лице Департамента городского имущества Москвы).

Согласие членов семьи нанимателя предоставляемого вам жилья (достигших 14 лет) выражается на личном приеме письменно. Если нет возможности присутствовать лично, согласие можно заверить нотариально.

3. Какие нужны документы?

Чтобы зарегистрироваться по месту жительства, вам понадобятся:

  • паспорт гражданина Российской Федерации;
  • свидетельство о рождении - для не достигших 14-летнего возраста;
  • загранпаспорт - для лиц, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации.
">документ , удостоверяющий личность;
  • заявление о регистрации по месту жительства (по форме № 6, заполняется на личном приеме или онлайн на портале государственных услуг Российской Федерации);
  • При регистрации по месту жительства или месту пребывания граждане имеют право не предъявлять договор социального найма, договор найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда и свидетельство о государственной регистрации права на жилое помещение, ограничившись лишь указанием их реквизитов в заявлении. В этом случае регистрационный орган самостоятельно запрашивает сведения о них в государственных и муниципальных органах. Однако это может увеличить срок предоставления государственной услуги до восьми дней.">документ , являющийся основанием для проживания по указанному адресу (свидетельство о праве собственности на жилплощадь, в случае если вы являетесь ее владельцем (совладельцем); заявление человека, предоставляющего жилье; договор найма, социального найма; решение суда о признании права пользования жилым помещением).
  • Если собственников несколько, пакет документов должен представить каждый из них.

    ">Владельцу жилья или Пакет документов также должны представить все совершеннолетние члены его семьи.">нанимателю (если вы не владелец или не указаны в договоре найма) в свою очередь понадобятся:
    • документ, удостоверяющий личность;
    • документ, подтверждающий право на владение этим жильем.

    4. Куда подавать заявление?

    Подать документы для регистрации по месту жительства можно:

    • онлайн, через портал государственных услуг Российской Федерации ;
    • в «Мои документы» того района, где находится жилье;
    • в вашего дома, если она предоставляет услуги паспортного стола.

    Для жителей Услуга доступна жителям многоквартирных домов, расположенных на территории Новомосковского административного округа, в отношении которых отсутствует заключенное соглашение между МФЦ и управляющими компаниями по ведению регистрационного учета.

    ">Новомосковского административного округа на доступна предварительная запись в центр госуслуг поселения Московский и центр госуслуг по работе с крупными застройщиками и госструктурами по вопросам регистрации.

    Если вы подаете документы лично, вам придется приходить дважды: сначала подать документы, потом получить. В первый визит, для подачи документов, придется прийти и вам, и тем, кто предоставляет жилье (если вы не собственник). Второй раз, для получения свидетельства о регистрации, можете прийти только вы.

    Если вы подадите заявление онлайн, вам в течение трех дней придет приглашение на проставление печати о регистрации по месту жительства в паспорте. Прийти придется как вам, так и тем, кто предоставляет вам жилплощадь. При себе нужно будет иметь:

    • документы, удостоверяющие личность;
    • документ, подтверждающий право на владение этим жильем;
    • документ, являющийся основанием для вашего проживания по указанному адресу.

    При регистрации в жилье, которое находится в государственной или муниципальной собственности, если вы не являетесь нанимателем, также потребуется заключить . Если вы - супруг (супруга), ребенок или родитель нанимателя, дополнительное соглашение можно заключить после того, как в вашем паспорте поставят отметку о регистрации. Если же вы не относитесь к перечисленным членам семьи, регистрацию не оформят до тех пор, пока Департамент городского имущества Москвы не начнет процедуру оформления дополнительного соглашения и не проставит на заявлении о регистрации по месту жительства (формы № 6) печать, разрешающую постоянную регистрацию по указанному адресу. Заявление с печатью нужно будет донести в тот регистрационный орган, куда вы подавали остальные документы.

    5. Как оформить регистрацию для ребенка?

    Местом жительства или пребывания несовершеннолетних, не достигших 14-летнего возраста, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства или пребывания их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.

    Для регистрации детей, не достигших 14 лет, и недееспособных граждан по месту проживания законных представителей - родителей (одного из родителей), усыновителей или опекунов согласие собственников жилья не требуется. Соответственно, их присутствие во время подачи документов не нужно. Регистрация осуществляется по заявлению законного представителя. Регистрация детей старше 14 лет производится на общих основаниях.

    Отметка о регистрации детям до 14 лет в документ, удостоверяющий личность, не ставится. Вместо этого выдается свидетельство о регистрации по месту жительства или пребывания.

    6. Как оформить регистрацию студенту и военнослужащему?

    Военнослужащие регистрируются:

    • по месту жительства - на общих основаниях (за исключением солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву);
    • по месту пребывания - при наличии отпускного билета или командировочного удостоверения (если срок отпуска или командировки превышает 90 суток).

    Военнослужащие, поступившие на военную службу по контракту, а также офицеры, проходящие военную службу по призыву, и члены их семей до получения жилых помещений регистрируются органами регистрационного учета по месту дислокации воинских частей.

    Студенты очной формы обучения, получающие среднее профессиональное и высшее образование и проживающие в общежитиях, для регистрации по месту пребывания должны обращаться к уполномоченному должностному лицу учебного заведения. Сделать это нужно в течение трех дней со дня предоставления места в общежитии.">ряде центров госуслуг «Мои документы» можно одним пакетом оформить документы и получить услуги, необходимые при смене места жительства, например:

    • регистрацию (временную или постоянную);
    • внесение изменений в документы воинского учета (для военнообязанных);
    • предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и услуг связи (для тех, кто относится к соответствующей категории льготников);
    • расчет или перерасчет платежей за ЖКУ;
    • прием заявлений о запросе выплатного (пенсионного) дела (для получателей пенсии);
    • прием заявлений о доставке пенсии (для получателей пенсии);
    • прием заявлений на предоставление , земельному и транспортному налогам от физических лиц (для тех, кто относится к соответствующей категории льготников).

    "Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2010, N 1

    В соответствии с российским законодательством регистрационный учет граждан по месту пребывания и по месту жительства - это государственная услуга. Оказание данной услуги возложено на государственные органы, а именно на территориальные органы Федеральной миграционной службы (ФМС). Тем не менее и управляющие многоквартирными домами должны выполнять функции по ведению регистрационного учета. В настоящей статье рассмотрим, какие права и обязанности есть у ТСЖ, управляющих организаций и самих собственников в сфере регистрационного учета граждан.

    Нормативная база и основные понятия

    Основополагающими нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы регистрационного учета граждан по месту пребывания и месту жительства в пределах РФ, являются:

    • Закон РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ" (далее - Закон о свободе передвижения);
    • Правила регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ (далее - Правила регистрации) и Перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713;
    • Административный регламент предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утвержденный Приказом ФМС России от 20.09.2007 N 208 (далее - Регламент регистрации).

    Как следует из абз. 1 ст. 3 Закона о свободе передвижения, регистрационный учет граждан вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином РФ его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом. Именно поэтому контроль за соблюдением Правил регистрации возложен на Федеральную миграционную службу, ее территориальные органы и органы внутренних дел (абз. 5 ст. 3 Закона о свободе передвижения). А органами регистрационного учета в соответствии со ст. 4 Закона о свободе передвижения и п. 2 Правил регистрации являются территориальные органы ФМС и местная администрация (с 01.01.2011 - только территориальные органы ФМС).

    Согласно п. 4 Правил регистрации ответственными за регистрацию граждан по месту пребывания и по месту жительства являются должностные лица, занимающие постоянно или временно должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением Правил пользования жилыми помещениями и помещениями социального назначения.

    Таким образом, понятия "органы регистрационного учета" и "ответственные за регистрацию граждан" не идентичны, что подтверждается и Перечнем должностных лиц, ответственных за регистрацию.

    Ответственные за регистрацию лица

    Приведем этот Перечень.

    1. Должностные лица, осуществляющие в соответствии с жилищным законодательством РФ контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда, ответственные за регистрацию в жилых помещениях государственного и муниципального жилищного фонда.
    2. Собственники, самостоятельно осуществляющие управление своими помещениями, или уполномоченные лица ТСЖ либо управляющей организации, ответственные за регистрацию в жилых помещениях частного жилищного фонда.
    3. Уполномоченные лица органов управления жилищными и жилищно-строительными кооперативами, ответственные за регистрацию в жилых помещениях, находящихся в домах жилищных и жилищно-строительных кооперативов.
    4. Уполномоченные должностные лица, ответственные за регистрацию в гостиницах, кемпингах, туристских базах, санаториях, домах отдыха, пансионатах, больницах, домах-интернатах для инвалидов, ветеранов, одиноких и престарелых, гостиницах-приютах и других учреждениях социального назначения.

    Исходя из представленного Перечня, можно сделать вывод, что за регистрационный учет граждан, проживающих в многоквартирном доме, отвечает управляющий этим домом либо сами собственники (в случае непосредственного управления). Остается вопрос, кто же конкретно осуществляет предусмотренные Законом действия по регистрационному учету граждан. В управляющей организации это может быть паспортист, отвечающий только за регистрационный учет. Это особенно актуально, если в управлении организации находится не один многоквартирный дом. Что касается ТСЖ, представляется нецелесообразным нанимать специального человека, который будет отвечать за учет граждан. В одном многоквартирном доме с такими функциями может справиться, например, бухгалтер или сам председатель товарищества. Зачастую именно бухгалтер товарищества является уполномоченным лицом, ответственным за регистрацию граждан по месту пребывания и по месту жительства.

    Принципиальное отличие органов регистрационного учета от лиц, ответственных за регистрацию, заключается в возложенных на них обязанностях. Лица, ответственные за регистрацию, осуществляют лишь первичный сбор документов для последующей регистрации граждан, в то время как органы регистрационного учета непосредственно совершают действия по регистрации и выдают соответствующие документы. Лица, ответственные за регистрацию, являются своеобразным связующим звеном между гражданами и государственными органами регистрационного учета.

    Обратите внимание! Должностные лица управляющей организации и ТСЖ являются своеобразными посредниками между гражданами и отделами ФМС.

    При непосредственной форме управления самим собственникам помещений следует обращаться в органы регистрационного учета. Необходимо отметить, что в Перечне должностных лиц, ответственных за регистрацию названы именно собственники, а не лица, уполномоченные ими на управление домом, на представление их интересов. Таким образом, при непосредственной форме управления посредник между гражданами и органами регистрационного учета отсутствует. Возникает вопрос: могут ли собственники заключить договор с обслуживающей организацией на ведение регистрационного учета? Исчерпывающий ответ на него дает судебная практика. Из Определения Нижегородского областного суда от 07.07.2006 N 33-3466 следует, что коммерческие организации вправе выполнять функции по обеспечению регистрационного учета граждан, если они наделены полномочиями по распоряжению жилищным фондом. Кроме того, деятельность по обеспечению регистрационного учета предполагает обладание информацией конфиденциального характера, круг лиц, имеющих доступ к которой, ограничен (персональные данные физических лиц). Таким образом, собственники не вправе заключать договор с обслуживающей организацией на ведение регистрационного учета без передачи всех функций по управлению многоквартирным домом. Данный вывод подтверждается и в Определении ВС РФ от 22.10.2008 N 9-ВПР08-20.

    Рассмотрим подробнее обязанности лиц, ответственных за регистрацию.

    Обязанности лиц, ответственных за регистрацию

    Как следует из п. 6 Регламента регистрации, лица, ответственные за регистрацию, осуществляют:

    • первичный прием от граждан документов на регистрацию и снятие их с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства;
    • подготовку и передачу в орган регистрационного учета предусмотренных учетных документов;
    • ведение и хранение поквартирных карточек и карточек регистрации по месту жительства.

    При этом ответственные лица не вправе отказывать гражданам в приеме заявлений на регистрацию и снятии их с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства (п. 7 Регламента регистрации).

    Регламент устанавливает требования к графику работы сотрудников, участвующих в предоставлении государственной услуги по регистрационному учету. Более того, в п. 24 Регламента регистрации указано, что график приема граждан должностными лицами, ответственными за регистрацию, максимально совмещается с графиком приема граждан органом регистрационного учета. В ТСЖ, где функции паспортиста осуществляет бухгалтер, на которого возложены и другие обязанности, эта норма наименее выполнима. Главное в такой ситуации - чтобы собственники наверняка знали, когда могут обратиться за соответствующей услугой.

    Регистрация граждан по месту пребывания

    Из п. п. 16 и 46 Регламента регистрации следует, что лица, ответственные за регистрацию, принимают от граждан:

    • заявление о регистрации по месту пребывания по форме N 1 (Приложение 1);
    • документ, удостоверяющий личность;
    • документ, являющийся основанием для временного проживания гражданина по указанному адресу (договор найма (поднайма), заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение).

    В присутствии заявителя указанные лица проверяют комплектность представленных документов и в 3-дневный срок передают их вместе с адресными листками прибытия (в двух экземплярах) в орган регистрационного учета. Свидетельства о регистрации по месту пребывания и документы, удостоверяющие личность граждан, в этот же день или не позднее следующего за днем их оформления дня передаются должностным лицам, ответственным за регистрацию, для последующего их вручения зарегистрированным гражданам либо непосредственно выдаются данным гражданам (п. 49 Регламента регистрации).

    Также на лиц, ответственных за регистрацию, возлагается обязанность ежемесячно направлять в территориальные органы Федеральной службы государственной статистики листки статистического учета прибытия по форме N 12П (Приложение 12) на граждан, которые зарегистрированы по месту пребывания на срок один год и более (п. 50 Регламента регистрации).

    Регистрация граждан по месту жительства

    В соответствии с п. 56 Регламента регистрации должностные лица, ответственные за регистрацию, на основании заявления гражданина о регистрации по месту жительства и представленных документов заполняют карточку регистрации по форме N 9 (Приложение 9), поквартирную карточку по форме N 10 (Приложение 10) или вносят соответствующие сведения в домовую (поквартирную) книгу по форме N 11 (Приложение 11), адресные листки прибытия по форме N 2 (Приложение 2), листок статистического учета прибытия по форме N 12П и листок статистического учета выбытия по форме N 12В к ним (Приложение 12).

    Заполненные документы, а также документ, удостоверяющий личность гражданина, заявление о регистрации по месту жительства, документ, являющийся основанием для вселения в жилое помещение, лица, ответственные за регистрацию, в 3-дневный срок со дня обращения к ним граждан представляют в орган регистрационного учета (п. 57 Регламента регистрации).

    По истечении 3-дневного срока лица, ответственные за регистрацию, вправе забрать подготовленные органами регистрационного учета документы для последующей передачи гражданам.

    Снятие граждан с регистрационного учета

    В случаях, когда граждане, выбывающие к новому месту жительства, намерены перед выездом сняться с регистрационного учета по месту жительства, они обращаются к должностным лицам, ответственным за регистрацию, с заявлением о снятии с регистрационного учета по месту жительства произвольной формы от каждого лица, достигшего 14-летнего возраста (от имени лица, не достигшего 14-летнего возраста, заявление пишет и подает его законный представитель), с указанием адреса, куда они выбывают, а также представляют документы, удостоверяющие их личность (п. 94 Регламента регистрации).

    Должностные лица, ответственные за регистрацию, заполняют в двух экземплярах адресный листок убытия по форме N 7 (Приложение 7). На лиц, подлежащих статистическому наблюдению, оформляются листки статистического учета выбытия по форме N 12В (п. 96 Регламента регистрации).

    Согласно п. 97 Регламента регистрации адресные листки убытия и листки статистического учета выбытия вместе с карточками регистрации по форме N 9, поквартирными карточками по форме N 10 или домовыми (поквартирными) книгами по форме N 11, а также документами, удостоверяющими личность, и заявлениями о снятии с регистрационного учета должностные лица, ответственные за регистрацию, в 3-дневный срок со дня их получения от граждан передают в орган регистрационного учета. Сотрудники органа регистрационного учета в 3-дневный срок со дня получения документов снимают граждан с регистрационного учета по месту жительства путем проставления в их паспортах, карточках регистрации по форме N 9 или домовых (поквартирных) книгах по форме N 11 штампа о снятии с регистрационного учета по месту жительства (п. 98 Регламента регистрации).

    Примечание. Регистрационный учет - это государственная услуга, которая предоставляется бесплатно (абз. 3 ст. 3 Закона о свободе передвижения, п. 8 Регламента регистрации). Следовательно, ТСЖ и управляющие организации не вправе взимать с граждан плату за оказание этой услуги (точнее, части данной услуги - ведение первичного учета).

    Учиться никогда не поздно!

    Для осуществления действий, предусмотренных п. 6 Регламента регистрации, лица, ответственные за регистрацию, должны обладать определенными знаниями. Кроме того, согласно п. 110 Регламента регистрации руководители органов регистрационного учета проводят проверки соблюдения Правил регистрации и Регламента регистрации лицами, ответственными за регистрацию. При выявлении нарушений в деятельности должностных лиц, ответственных за регистрацию, информация направляется главе администрации (органа местного самоуправления) для принятия мер по их устранению, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, - прокурору (абз. 2 п. 113 Регламента регистрации).

    Необходимую информацию можно получить в отделах УФМС. Так, согласно п. 32 Регламента регистрации на информационных стендах в помещениях, предназначенных для приема граждан, и интернет-сайтах ФМС и ее территориальных органов размещается в том числе следующая информация:

    • извлечения из законодательных и иных нормативных правовых актов РФ, касающиеся вопросов регистрационного учета;
    • текст Регламента регистрации с приложениями;
    • перечень документов, необходимых для осуществления регистрационного учета, и предъявляемые к ним требования;
    • образцы оформления документов, необходимых для получения государственной услуги, и требования к ним;
    • месторасположение, график (режим) работы, номера телефонов, адреса интернет-сайтов и электронной почты органов, в которых заявители могут получить бланки документов, необходимых для осуществления регистрационного учета;
    • порядок получения консультаций.

    Таким образом, в УФМС лица, ответственные за регистрацию, могут получить и бланки документов для регистрационного учета, и консультации специалистов по вопросам регистрационного учета.

    К сведению. Регламент регистрации регулирует взаимоотношения лиц, ответственных за регистрацию, с органами регистрационного учета. Тем не менее на практике возникают ситуации, не регламентированные правовыми актами. К таковым, например, относится обращение граждан за справками о составе семьи. И ТСЖ, и управляющая организация, получив такое обращение, вправе выдать выписку из домовой книги или поквартирной карточки в произвольной форме в виде справки, содержащей сведения, необходимые жильцу.

    Передача документов регистрационного учета

    Регламентом регистрации утверждены не только формы учетных документов, но и сроки их хранения (Приложение 15). Когда дом находится в управлении ТСЖ или управляющей организации, обязанность по хранению поквартирных карточек и карточек регистрации по месту жительства лежит на должностных лицах этих организаций (п. п. 6 и 58 Регламента регистрации). При непосредственной форме управления документы должны хранить сами собственники помещений в многоквартирных домах. Поквартирная карточка хранится до снятия с регистрационного учета всех внесенных в нее лиц, а карточка регистрации по месту жительства - постоянно.

    При выборе новой организации для управления домом обязанности по регистрационному учету переходят к ней. Ей должны быть переданы и документы. И здесь возможны различные затруднения и злоупотребления. Так, например, при смене непосредственного управления на управление ТСЖ или управляющей организацией документы необходимо собрать со всех собственников помещений в доме. Новый управляющий может столкнуться и со злоупотреблением прежней компании, удерживающей документы регистрационного учета.

    Истребовать необходимые документы у прежнего управляющего можно только через суд. Не секрет, что решение проблемы в судебном порядке - способ не эффективный ввиду потери времени. Однако обратиться в суд все-таки придется. И не столько для того, чтобы получить документы, сколько для того, чтобы в дальнейшем при возникновении спора доказать, что в сложившейся ситуации было сделано все возможное.

    А теперь о том, как получить столь необходимые сведения, не дожидаясь принятия и вступления в силу судебных актов. Кроме прежнего управляющего, информация о зарегистрированных гражданах имеется как минимум у самих собственников и у органов регистрационного учета. Прежде всего целесообразно обратиться в органы регистрационного учета, а если эта попытка ни к чему не приведет, то собирать информацию с собственников. На первый взгляд задача может показаться невыполнимой. Однако отметим, что еще при проведении общего собрания на предмет смены способа управления нужно обладать данными о собственниках помещений в доме. Хорошо выполненная работа на этом этапе - залог успеха в дальнейшем. Кроме того, приступать к управлению домом без необходимых документов представляется неразумным. Если решение о смене способа управления принимается действительно в соответствии с жилищным законодательством, то будущая управляющая организация находит союзников в лице как минимум половины собственников помещений в доме. В такой ситуации уже легче получить необходимые данные.

    * * *

    В заключение подчеркнем, что возложение на управляющих домами обязанности по осуществлению регистрационного учета обусловлено тем, что именно они находятся в тесных отношениях с собственниками (или предполагается, что должны находиться). И хотя четкой ответственности управляющей организации и ТСЖ за то, что они не ведут первичный регистрационный учет, законом не установлено, представляется, что отказ от выполнения данной обязанности затрудняет в первую очередь работу этих самых организаций.

    Г.Ю.Шарикова

    Юрисконсульт

    НП "Нижегородская ассоциация ТСЖ"

    Меняя место жительства, гражданин обязан произвести снятие с регистрационного учета и аннулировать прописку. В представленной статье мы подробно расскажем, как производится данная процедура, в какие органы обращаться, и документы для этого нужны.

    ○ Что означает снятие с регистрационного учета по месту жительства.

    Осуществление данной процедуры регулируется «Правилам регистрации…» от 17 июля 1995 г. N 713 (далее Правила).

    В соответствии со ст.13 Правил, гражданин снимается с регистрационного учета, если:

    1. Меняется его место жительства.
    2. Уходит в армию.
    3. Лишается свободы вследствие осуждения судом.
    4. Отсутствует без вести более полугода.
    5. Умирает либо признается умершим судом (в случае отсутствия без вести).
    6. Выселяется из жилплощади по основанию признания незаконным его использование.
    7. В случае несоответствия представленных в регистрационный учет сведений действительности.

    В последних 4 случаях снятие с регистрационного учета возможно только на основании соответствующего решения суда.

    Данная процедура необходима для контроля регистрирующими органами процесса перемещения граждан. Последствиями снятия с регистрационного учета является аннулирование прописки по данному адресу.

    ○ Способы снятия с учета:

    Гражданин может произвести снятие с регистрационного учета двумя способами, каждый из которых будет подробно рассмотрен.

    ✔ До убытия на новое место регистрации.

    В данном случае гражданин перед переездом обращается в территориальное отделение ФМС, где заполняется заявление на аннулирование прописки. Документ заполняется в свободной форме, обязательным является указание действующего места проживания и будущего. Таким образом, снятие с регистрационного учета производится до момента фактического выбывания гражданина из жилплощади. Подтверждением успешного аннулирования прописки выступает адресный листок, который выдается на руки заявителю. Его нужно представить по новому месту прописки.

    У данного способа есть недостатки:

    1. Необходимость дважды обращаться в регистрирующие органы: при снятии и постановке на учет.
    2. Период пребывания без регистрации. Гражданин выписываясь из жилплощади не получает автоматическую регистрацию по новому месту пребывания. Данную процедуру нужно проводить отдельно. Поэтому образуется промежуток времени, когда у него нет постоянной прописки.

    ✔ После прибытия на новое место регистрации.

    Гражданин может переехать на новое место жительства, не снимаясь с учета. При регистрации по новому адресу его старая прописка будет аннулирована автоматически.

    В данном случае нужно заполнить заявление о регистрации, включая отрывной талон. Последний будет направлен по старому адресу места жительства и будет являться основанием для снятия с учета.

    Преимуществом данного способа является:

    1. Экономия времени. Посещать регистрирующий орган нужно только один раз на новом месте.
    2. Надежность. Получая прописку на новом месте, и автоматически аннулирую старую, гражданин страхует себя от таких рисков, как потеря ходатайства о снятии и наступление периода без наличия постоянного места регистрации. Выбирая этот способ можно надеяться, что процедура смены адреса прописки пройдет быстрее и легче.

    ○ Кто снимает с учета и порядок снятия.

    На современном этапе процедура смены адреса прописки существенно упрощена. Теперь для снятия с регистрационного учета можно обратиться в такие органы, как:

    • Управляющая компания, обслуживающая дом.

    В каждом из этих случаев алгоритм действий одинаковый:

    1. Собрание нужного пакета документов.
    2. Заполнение ходатайства о снятии с учета с приложением необходимых бумаг.
    3. Получение результата обращения в установленный срок.

    Выбирая орган для проведения процедуры, следует учитывать, что процедура снятия с регистрационного учета, а также принятие окончательного решения по представленному заявлению находится в юрисдикции ФМС. Другие органы выступают посредниками, они только собирают пакет документов и предоставляют их в миграционную службу, получая затем ответ. Поэтому для экономии времени разумнее обращаться непосредственно в ФМС.

    ○ Документы для снятия с учета.

    Пакет документов для аннулирования прописки минимален. Требуется представить:

    • Заполненное заявление (бланк предоставляется регистрирующим органом).
    • Документ, удостоверяющий личность заявителя (ксерокопия).
    • Выписку из домовой (поквартирной) книги (взять в ЖЭК, УК или МФЦ).

    Также в определенных случаях может потребоваться:

    • Адресный листок убытия (при снятии с учета перед переездом, выдается регистрирующим органом).
    • Листок статистического учета выбытия (выдается регистрирующим органом).
    • Согласие органов опеки и попечительства (выдается соответствующим органом).

    ✔ Документ удостоверяющий личность.

    По действующему законодательству заявитель может представить:

    • Внутренний паспорт гражданина РФ.
    • Заграничный паспорт гражданина РФ.
    • Паспорт гражданина СССР.
    • Свидетельство о рождении (для заявителей младше14 лет).

    Любой из этих документов может использоваться для идентификации личности исключительно при условии его действительности. Если он подлежит замене, заявление о снятии с учета не будет принято до получения нового документа.

    ✔ Заявление о снятии с учета.

    Установленного образца данного документа нет, в разных регистрирующих органах может предоставляться собственный бланк. При этом есть общие требования к составлению ходатайства:

    • В правом верхнем углу пишется полное наименование органа обращения с указанием руководителя, в адрес которого направляется заявление.
    • Ниже указываются данные заявителя и его контакты.
    • Посередине пишется наименование документа.
    • Заполняется текст ходатайства о снятии с регистрационного учета в деловом стиле.
    • Указывается основания для аннулирования прописки.
    • Указывается новое место проживания.
    • Ставится подпись и дата.

    Следует учитывать, что в тексте ходатайства не должно быть аббревиатур и сокращений.

    ✔ Адресный листок убытия.

    Этот документ выдается регистрирующим органом.

    • «При аннулировании регистрации гражданина по месту пребывания сотрудник органа регистрационного учета заполняет на него адресный листок убытия по форме N 7 (приложение N 4 к Регламенту), производит запись в верхнем правом углу "Аннулировано" и направляет его в подразделение адресно-справочной работы территориального органа. При этом в журнале по форме N 4 (приложение N 10 к Регламенту) напротив записи о регистрации производится запись "Аннулировано "__" ___________ 20__ г.". Максимальное время выполнения действия - 10 минут. (ст. 125 Правил)»

    Данный документ служит подтверждением снятия с регистрационного учета и основанием для прописки по новому месту жительства.✔ Листок статистического учета выбытия.

    Данный документ требуется, если новое место регистрации находится за пределами страны.

    • «При снятии в установленном Регламентом порядке с регистрационного учета по месту жительства граждан, выезжающих на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, на них заполняются листки статистического учета выбытия по форме N 12В (приложение N 12 к Регламенту)(ст.131 Правил)».

    ✔ Письменное согласие органа опеки и попечительства на изменение места жительства ребёнка.

    Данный документ необходимо получить в соответствующем органе при переезде ребенка-сироты, либо ребенка, оставшегося без попечения родителей.