Порядок регистрации и учета граждан рф. V. Снятие граждан с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства. ✔ Адресный листок убытия

Является обязательным требованием государства к гражданам своей страны. Временное регистрирование выполняется по месту пребывания, постоянное - по месту проживания. Согласно законодательным актам РФ, гражданин должен получить прописку не позже семи дней после появления по новому адресу.

Регистрация нужна затем, чтобы получать медицинское обслуживание, устроить ребенка в школьное заведение, оформиться на работу.

Регулируются подобные отношения такими законодательными актами, как:

  • предоставляет информацию о том, что такое регистрационный учет;
  • регламентирует правовые отношения, возникающие в связи с этим вопросом;
  • от 25 июня 1993г . «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ»;
  • от 2013г . «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».

Ответственность за нарушения правового характера, совершенные в рамках регистрационного учета, прописана в .

Органы регистрационного учета

Обычно в роли регистрирующего органа выступают паспортный стол и ФМС России, а если такого ведомства в населенном пункте нет, то местный административный ресурс.

Когда регистрация носит временный характер и ее оформление происходит по месту пребывания, то регистратором может выступить администрация гостиниц, санаториев, больниц.

Если регистрация является временной и производится в отношении учащихся или служащих армии, то документация на оформление передается к должностным лицам, которые и направляют ее в регистрирующий орган. Такими лицами могут являться:

  • ответственные сотрудники, которые осуществляют контроль за выполнением законодательный актов и норм РФ;
  • собственники жилплощади или управляющие, несущие ответственность за регистрирование в частных жилых помещениях.

Условия постановки на регистрационный учет по месту жительства

Чтобы пройти регистрацию, человеку нужно соответствовать требованиям закона. Прежде всего, заявитель должен иметь статус гражданина РФ, что подтверждается наличием паспорта. Кроме этого лицо, желающее получить регистрацию, должно подтвердить законность своих требований. Для этого будут нужны правоустанавливающие документы на квартиру (если заявитель собственник) или согласие владельца жилища и документация, подтверждающая его статус. Разумеется, заявитель обязан быть психически здоров и дееспособен.

Порядок постановки на регистрационный учет по месту жительства

Чтобы осуществить постановку на регистрационный учет по месту проживания очень важно придерживаться ряда правил. Прежде всего, регистрация должна быть проведена в семидневный срок с момента прибытия на новое место проживания. Обращаться за проведением процедуры следует паспортный стол, в ФМС России, либо к ответственному лицу.

Постановка на регистрационный учет осуществляется поэтапно:

  1. Лицо, желающее пройти регистрацию, собирает все необходимые , перечень которых можно получить в регистрирующем органе.
  2. Гражданин заполняет , в котором указывает свои намерения о регистрации по конкретному адресу.
  3. Сотрудник регистрирующего органа принимает заявление.
  4. Проводится проверка переданных документов, по итогам которой регистрирование либо выполняется, либо нет.
  5. При положительном решении в паспорте заявителя проставляется штамп о регистрации с указанием заявленного адреса. Если заявитель представил не паспорт, а иной документ, то он получает свидетельство о регистрации по месту жительства .

В ряде случаев заявителем может являться иностранец. Постановка на регистрационный учет иностранных граждан отличается от процедуры общего характера. Необходимо получить регистрацию в течение семи дней, однако она будет носить исключительно временный характер. Если иностранный гражданин получил разрешение на работу на территории РФ, то он вправе оформить регистрацию на один год.

Список документов

Постановка на регистрационный учет по месту жительства потребует от гражданина выполнить сбор следующих бумаг:

  • Паспорт или другой документ, подтверждающий личность заявителя (для несовершеннолетних детей - свидетельство о рождении).
  • Заявление о постановке на регистрационный учет от самого гражданина или от его представителя (для этого необходимо предоставить правильно оформленную доверенность, заверенную в нотариате).
  • Документация, являющаяся основанием для осуществления регистрационного учета (свидетельство (выписка) о собственности на квартиру, согласие владельца о регистрации другого лица , договор социального найма ). Посмотреть и скачать образцы документов можно здесь: , .
  • Адресный листок убытия или прибытия, если заявитель выполнил снятие с учета заранее.
  • Если заявитель прибыл в Россию из другого государства или региона, то потребуется статистические талоны убытия и прибытия.

Ответственность граждан за нарушение правил регистрации по месту жительства

Согласно п.1 ст. 19.15 КоАП РФ, любой человек обязан в оговоренный законом срок пройти регистрацию по месту жительства или по месту пребывания. Для получения установлен семидневный срок, а выполняется после того, как гражданин прожил по месту пребывания более 90 дней .

Если данные требования не соблюдены, то на нарушителя налагается административный штраф в размере от 2 500 до 3000 рублей , а на лицо допустившее правонарушение (владельца жилплощади) от 3 000 до 5 000 рублей . Для жителей Москвы и Московской области размер штрафа выше -3- тысяч рублей.

Также ответственность могут понести и сотрудники ФМС России, если предоставили госуслуги, касающиеся регистрационного учета, с нарушением установленного порядка, либо их не предоставили вовсе.

  • за нарушение сроков – от 3 000 до 5 000 рублей ;
  • за требование документации, не предусмотренной законом – от 5 000 до 10 000 рублей ;
  • за нарушение сроков рассмотрения поданной жалобы – от 20 000 до 30 000 рублей .

Контроль за регистрационным учетом осуществляют такие органы, как МВД и ФМС. Периодически проводятся проверки и рейды, в результате чего выявляются нарушители. В данной ситуации, норма закона такова, что, хоть срок давности у правонарушения и составляет 2 месяца , однако исчисляться он начинает с того момента, когда нарушение было обнаружено.

Пример по порядку постановки на регистрационный учет по месту жительства

Господин Васильев сменил место жительства и для осуществления регистрации по новому адресу обратился в ОФМС. Прошло две недели, а регистрация готова не была. Когда Васильев обратился в отделение ФМС, то выяснилось, что сотрудник, принявший у него заявление, заболел, а другая девушка не сообщила ему о нехватке некоторых документов.

Мужчина был очень удивлен данному требованию, поскольку собрал всю необходимую документацию согласно утвержденному перечню. Как оказалось, девушка требовала от него листок выбытия с предыдущего места жительства, которого у Васильева не имелось.

Через несколько дней мужчина обратился в суд с исковым заявлением, где изложил несколько своих претензий. Во-первых, он уведомлял суд о несоблюдении сроков проведения регистрации, а во-вторых, о нарушении закона путем затребования дополнительных документов. В своем иске Васильев настаивал на возмещении упущенной выгоды, поскольку без регистрации не смог устроиться на работу, и морального ущерба, так как его психика была травмирована хамским обращением сотрудницы ведомства.

В результате нескольких судебных заседаний суд посчитал претензии Васильева законными и вынес решение о наложении на сотрудницу отделения штрафа в размере: 3000 рублей за нарушение сроков выполнения регистрации и 8000 рублей за требование документации, не предусмотренной законом.

Заключение

В заключение можно сделать несколько выводов:

  1. Регистрационный учет является обязательным требованием государства.
  2. Регистрация бывает постоянной – по месту проживания, а может носить временный характер – по месту пребывания.
  3. Регулируется проведение процедуры рядом законодательных актов.
  4. В качестве регистрирующих органов могут выступить: паспортный стол , ФМС России и должностное лицо (если регистрация временная).
  5. Для постановки на учет по месту проживание необходимо иметь статус гражданина РФ и бумаги, подтверждающие право заявителя на регистрирование по заявленному адресу.
  6. Граждане других государств тоже могут получить регистрацию, но временного характера. Срок постановки на регистрационный учет будет зависеть от того на какой период оформлен его патент на работу.
  7. Для постановки на учет от заявителя потребуется собрать список документов, утвержденных законом.
  8. Регистрирующий орган не вправе требовать дополнительную документацию, не значащуюся в общем перечне.
  9. Срок для получения постоянной регистрации – 7 дней , а временная оформляется в том случае, если гражданин находится по месту пребывания более 90 дней .
  10. При нарушении срока прописки, на виновное лицо налагается штраф , установленный государством. Также ответственность несет и собственник жилья (если разговор идет о ).
  11. Штраф может быть наложен и на сотрудников регистрирующих органов, если ими были нарушены правила проведения регистрации.
  12. Контроль за проведением регистрационного учета осуществляют МВД и ФМС России .
  13. Срок давности правонарушения составляет два месяца.

Регистрация граждан, в том числе и временная, то есть по месту пребывания, была введена в РФ в 1993 году вместо прописки. Сейчас юридического термина «прописка» не существует вовсе, его заменил «регистрационный учет».

Для того, чтобы в нем разобраться, нужно вкратце знать, что он из себя представляет и кто этим занимается.

Регистрация граждан охватывает два вида учета: регистрацию по месту жительства и по месту пребывания. Оба вида подотчетны отделам местных миграционных служб. В сельской местности регистрацию осуществляет местная администрация.

По Конституции все граждане РФ и иностранные граждане имеют право на свободу передвижения и выбор места жительства. Регистрироваться они могут либо по месту пребывания, либо по месту жительства.

Местом пребывания называются такие учреждения как: базы отдыха, санатории, гостиницы, больницы и другие медицинские учреждения, места лишения свободы. Это могут быть любые жилые помещения, в которых гражданин временно проживает (например снимает квартиру или дом).

Местом жительства называется любое жилое помещение, такое как квартира, комната, дом, где собственником является гражданин. Это помещение может юридически считаться местом жительства, даже если гражданин его снимает. Для кочевых и полукочевых народов, проживающих на территории РФ, местом регистрации считается одно из кочевий, где он проживает большую часть года.

Регистрация ставит перед собой следующие цели:

  1. Правонаделительную - эта цель реализует права гражданина. Все права, которые определяет Конституция РФ, осуществляются через законодательную базу, в том числе через законы и постановления Правительства о регистрации граждан.
  2. Правоохранительная - эта цель обеспечивает сохранение общества, через соблюдение всеми гражданами законов.

Факт регистрации сам по себе не обеспечивает свободу граждан на право передвижения, но и не ограничивает их в этих правах. Регистрация лишь извещает о случившемся факте проживания человека на определенном месте.

Законодательная база

В наше время на смену паспортному столу, в обязанности которого когда-то входило наблюдение за пропиской граждан и ее оформление, пришла Федеральная миграционная служба (ФМС). Она поначалу объединяла отделения паспортной службы, а совсем недавно, в начале 2016 года, стала единственным исполнительным государственным органом, который контролирует передвижение граждан по стране и их постоянную и временную регистрацию.

Законодательная база постоянной и временной регистрации граждан основана на следующих правовых актах:

  1. В июне 1993 года был принят Закон РФ о праве граждан на свободу передвижения. Именно с этого момента дан отсчет новому понятию - регистрация по месту пребывания. С этого времени рядом других законов и приказов положено начало реализации права свободы жить там, где человек захочет, а не быть привязанным к месту прописки. Отсутствие постоянной регистрации не должно повлиять на права и свободы граждан.
  2. В 1998 году было принято Постановление Конституционного Суда РФ была отменена норма жилой площади и 6-месячный лимит времени регистрации по месту пребывания.
  3. С 2002 года в перечне документов, которые подаются на постоянную регистрацию, отсутствует военный билет. Раньше военнообязанный мог прописаться только после постановки на воинский учет. Сейчас, по решению Правительства РФ, этого нет, что означает продолжающийся с 1993 года процесс либерализации.
  4. Усилением борьбы против проживания без регистрации (любой)свыше узаконенного срока можно считать повышение штрафов. За это административное правонарушение наказание ужесточилось с предупреждения и ста рублей штрафа до 1500-2500 руб .
  5. С начала 2005 года сделан серьезный шаг с сторону расширения прав и свобод граждан (в рамках законодательства) - срок подачи документов для временной регистрации изменился с трех дней до трех месяцев. Это существенное сокращение государственного контроля за местопребыванием граждан.
  6. С середины 2010 года упростилась процедура временной регистрации. Уже почти семь лет это можно сделать самостоятельно через портал Госуслуги. Главным преимуществом в этом случае являлась значительная экономия времени. Вместо посещения местного отделения службы миграции, необходимо было зарегистрироваться на сайте и послать запрос в электронном виде.
  7. К сожалению, просуществовало такое нововведение в чистом виде не так долго. После поправок в 2011 году, которые опубликовало Управление ФМС, регистрация через сеть де-факто была упразднена. Было введено условие личной явки после подачи документов в электронном виде. Несмотря на это, занесение данных через портал Госуслуг все-таки несколько облегчает режим регистрации для заявителей.
  8. В этом же году была введена ответственность для должностных лиц за несоблюдение прав граждан. За нарушение правил регистрации им грозит штраф от 3000 до 30 000 рублей .
    Должностными лицами в этом случае будут являться: ответственные лица за регистрацию в муниципальном и государственном жилье, в частном фонде, в жилищном кооперативе, гостиницах, кемпингах, турбазах, домах отдыха и санаториях, домах-интернатах, а также собственники жилья, которые сдают помещения внаем. Последние должны вместе с нанимателем обратиться в органы госучета.

Временная регистрация по месту пребывания для граждан РФ

Временная регистрация - это один из видов регистрации гражданина по месту пребывания. Она обязательна, и рекомендована тем, кто более 90 дней находится не по месту постоянной регистрации.

Даже в том случае, когда у вас есть постоянная прописка в одном месте, а живете вы на съемной квартире или в гостинице чуть ли не по соседству, регистрация все равно будет нужна. В противном случае, при обнаружении факта незарегистрированного проживания, грозит штраф.

Эта мера воздействия предназначена для следующих категорий граждан:

  • совершеннолетние граждане, чей возраст превышает 18 лет ;
  • несовершеннолетние граждане, хотя в этом случае штраф платят родители;
  • иностранные граждане.

Для иностранных граждан соблюдаются те же условия регистрации по месту проживания, что и для граждан РФ, то есть - 3 месяца . Разница состоит лишь в том, что те, кто приехал в Россию по приглашению на работу, встать на миграционный учет придется в течение недели.

Право устанавливать размер штрафа принадлежит региональным законодательным властям.

Суммы штрафов зависят от того, где вы проживаете, и колеблются от 2 000 до 5 000 рублей.

После того, как вы примете решение о временной регистрации, придется ждать от трех до восьми дней. Такие сроки оформления нужны для принятия решения и оформления всех необходимых документов органами Управления Миграционной Службы.

Для того, чтобы оформить временную регистрацию по месту пребывания для граждан РФ, можно воспользоваться следующими способами:

  • лично подать документы в местные органы миграционной службы;
  • подать документы через своего представителя, оформив на него доверенность;
  • отправить все необходимые документы почтой;
  • внести свои данные через сайт Госуслуги.

Если вы захотите воспользоваться последним вариантом, то нанести визит с ФМС все-таки придется, о чем вам сообщат в электронном виде. Если вы являетесь нанимателем жилья, то прийти необходимо с собственником жилья. Его присутствие, а также подпись в данном случае необходимы.

Преимущество здесь состоит в том, что посетить миграционную службу придется только один раз. А второе - в официальном приглашении будет точно указано время и место окончательного этапа регистрации.

Какие документы нужны при оформлении

Для того, чтобы оформить временную регистрацию, необходимо подать пакет документов следующего содержания:

  • удостоверение личности гражданина;
  • заявление;
  • основание для временного проживания - документ, который подтвердит договор найма или заявление того, кто предоставил жилое посещение.

Регистрация по месту пребывания является абсолютно бесплатной процедурой. Не взимается даже госпошлина. Эта процедура осуществляется без снятия гражданина с учета по месту жительства. То есть в паспорте сохраняется штамп о постоянной регистрации.

Бланк заявления можно найти в отделении миграционной службы, образцы для их заполнения находятся рядом. Также можно скачать бланки заявления из интернета в любом формате.

К размеру бланка никаких претензий предъявляться не должно. Во всех регионах он разный. А вот содержанию заявления и его форме придается значение. Для того, чтобы распечатать бланк, можно воспользоваться официальным сайтом УФМС.

С 2016 года при регистрации стали использоваться формы для заполнения №№ 1,2,3. Данное заявление должно содержать:

  • полное, юридически грамотное название организации, которая будет регистрировать гражданина по месту пребывания;
  • Ф.И.О. гражданина, который желает зарегистрироваться;
  • паспортные данные заявителя;
  • число, месяц, год рождения;
  • адрес гражданина по прописке, указанный в паспорте;
  • число, месяц, год начала и окончания регистрации по месту пребывания;
  • Ф.И.О. собственника жилого помещения, в котором будет проживать гражданин;
  • паспортные данные собственника;
  • точный адрес помещения, в котором будет временно жить гражданин.

Если это аренда жилья, то в конце заявления должны расписаться как арендатор, так и арендодатель-собственник жилья. Заявление должно быть заверено подписью сотрудника ФМС и печатью отделения УФМС.

И для оформления временной регистрации в арендованном жилье понадобятся не только заявление, паспорт и свидетельство о праве собственности. Но также письменное согласие собственника и всех прописанных жильцов. Присутствие родственников или других прописанных жильцов не является обязательным.

Прописать гражданина в свою квартиру можно на срок, не превышающий шести месяцев. В Жилищном Кодексе на одного человека должно приходиться 12 кв. метров жилья. Эта норма различается по регионам, но не сильно.

При превышении этой нормы, при оформлении временной регистрации в муниципальном жилье, возможен отказ. При регистрации на квартире, где собственником является гражданин, подобных ограничений нет.

Отказ возможен и в том случае, когда жилье находится в залоге при оформлении договора ипотечного кредитования.

Для тех, у кого по каким-либо причинам отсутствует паспорт, существует заявление по форме №8. Оно такое же, как и обычное, с той лишь разницей, что вместо данных паспорта указываются данные того документа, который заменяет паспорт.

Отказ сотрудников ФМС обязательно мотивируется. Если даже причины несогласия органов миграции законны, это решение возможно опротестовать. Жалоба подается в прокуратуру или в суд при наличии отказа в письменном виде. Отказ должен быть заверен печатью и подписью руководителя отделения.

"Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2010, N 1

В соответствии с российским законодательством регистрационный учет граждан по месту пребывания и по месту жительства - это государственная услуга. Оказание данной услуги возложено на государственные органы, а именно на территориальные органы Федеральной миграционной службы (ФМС). Тем не менее и управляющие многоквартирными домами должны выполнять функции по ведению регистрационного учета. В настоящей статье рассмотрим, какие права и обязанности есть у ТСЖ, управляющих организаций и самих собственников в сфере регистрационного учета граждан.

Нормативная база и основные понятия

Основополагающими нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы регистрационного учета граждан по месту пребывания и месту жительства в пределах РФ, являются:

  • Закон РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ" (далее - Закон о свободе передвижения);
  • Правила регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ (далее - Правила регистрации) и Перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713;
  • Административный регламент предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утвержденный Приказом ФМС России от 20.09.2007 N 208 (далее - Регламент регистрации).

Как следует из абз. 1 ст. 3 Закона о свободе передвижения, регистрационный учет граждан вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином РФ его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом. Именно поэтому контроль за соблюдением Правил регистрации возложен на Федеральную миграционную службу, ее территориальные органы и органы внутренних дел (абз. 5 ст. 3 Закона о свободе передвижения). А органами регистрационного учета в соответствии со ст. 4 Закона о свободе передвижения и п. 2 Правил регистрации являются территориальные органы ФМС и местная администрация (с 01.01.2011 - только территориальные органы ФМС).

Согласно п. 4 Правил регистрации ответственными за регистрацию граждан по месту пребывания и по месту жительства являются должностные лица, занимающие постоянно или временно должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением Правил пользования жилыми помещениями и помещениями социального назначения.

Таким образом, понятия "органы регистрационного учета" и "ответственные за регистрацию граждан" не идентичны, что подтверждается и Перечнем должностных лиц, ответственных за регистрацию.

Ответственные за регистрацию лица

Приведем этот Перечень.

  1. Должностные лица, осуществляющие в соответствии с жилищным законодательством РФ контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда, ответственные за регистрацию в жилых помещениях государственного и муниципального жилищного фонда.
  2. Собственники, самостоятельно осуществляющие управление своими помещениями, или уполномоченные лица ТСЖ либо управляющей организации, ответственные за регистрацию в жилых помещениях частного жилищного фонда.
  3. Уполномоченные лица органов управления жилищными и жилищно-строительными кооперативами, ответственные за регистрацию в жилых помещениях, находящихся в домах жилищных и жилищно-строительных кооперативов.
  4. Уполномоченные должностные лица, ответственные за регистрацию в гостиницах, кемпингах, туристских базах, санаториях, домах отдыха, пансионатах, больницах, домах-интернатах для инвалидов, ветеранов, одиноких и престарелых, гостиницах-приютах и других учреждениях социального назначения.

Исходя из представленного Перечня, можно сделать вывод, что за регистрационный учет граждан, проживающих в многоквартирном доме, отвечает управляющий этим домом либо сами собственники (в случае непосредственного управления). Остается вопрос, кто же конкретно осуществляет предусмотренные Законом действия по регистрационному учету граждан. В управляющей организации это может быть паспортист, отвечающий только за регистрационный учет. Это особенно актуально, если в управлении организации находится не один многоквартирный дом. Что касается ТСЖ, представляется нецелесообразным нанимать специального человека, который будет отвечать за учет граждан. В одном многоквартирном доме с такими функциями может справиться, например, бухгалтер или сам председатель товарищества. Зачастую именно бухгалтер товарищества является уполномоченным лицом, ответственным за регистрацию граждан по месту пребывания и по месту жительства.

Принципиальное отличие органов регистрационного учета от лиц, ответственных за регистрацию, заключается в возложенных на них обязанностях. Лица, ответственные за регистрацию, осуществляют лишь первичный сбор документов для последующей регистрации граждан, в то время как органы регистрационного учета непосредственно совершают действия по регистрации и выдают соответствующие документы. Лица, ответственные за регистрацию, являются своеобразным связующим звеном между гражданами и государственными органами регистрационного учета.

Обратите внимание! Должностные лица управляющей организации и ТСЖ являются своеобразными посредниками между гражданами и отделами ФМС.

При непосредственной форме управления самим собственникам помещений следует обращаться в органы регистрационного учета. Необходимо отметить, что в Перечне должностных лиц, ответственных за регистрацию названы именно собственники, а не лица, уполномоченные ими на управление домом, на представление их интересов. Таким образом, при непосредственной форме управления посредник между гражданами и органами регистрационного учета отсутствует. Возникает вопрос: могут ли собственники заключить договор с обслуживающей организацией на ведение регистрационного учета? Исчерпывающий ответ на него дает судебная практика. Из Определения Нижегородского областного суда от 07.07.2006 N 33-3466 следует, что коммерческие организации вправе выполнять функции по обеспечению регистрационного учета граждан, если они наделены полномочиями по распоряжению жилищным фондом. Кроме того, деятельность по обеспечению регистрационного учета предполагает обладание информацией конфиденциального характера, круг лиц, имеющих доступ к которой, ограничен (персональные данные физических лиц). Таким образом, собственники не вправе заключать договор с обслуживающей организацией на ведение регистрационного учета без передачи всех функций по управлению многоквартирным домом. Данный вывод подтверждается и в Определении ВС РФ от 22.10.2008 N 9-ВПР08-20.

Рассмотрим подробнее обязанности лиц, ответственных за регистрацию.

Обязанности лиц, ответственных за регистрацию

Как следует из п. 6 Регламента регистрации, лица, ответственные за регистрацию, осуществляют:

  • первичный прием от граждан документов на регистрацию и снятие их с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства;
  • подготовку и передачу в орган регистрационного учета предусмотренных учетных документов;
  • ведение и хранение поквартирных карточек и карточек регистрации по месту жительства.

При этом ответственные лица не вправе отказывать гражданам в приеме заявлений на регистрацию и снятии их с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства (п. 7 Регламента регистрации).

Регламент устанавливает требования к графику работы сотрудников, участвующих в предоставлении государственной услуги по регистрационному учету. Более того, в п. 24 Регламента регистрации указано, что график приема граждан должностными лицами, ответственными за регистрацию, максимально совмещается с графиком приема граждан органом регистрационного учета. В ТСЖ, где функции паспортиста осуществляет бухгалтер, на которого возложены и другие обязанности, эта норма наименее выполнима. Главное в такой ситуации - чтобы собственники наверняка знали, когда могут обратиться за соответствующей услугой.

Регистрация граждан по месту пребывания

Из п. п. 16 и 46 Регламента регистрации следует, что лица, ответственные за регистрацию, принимают от граждан:

  • заявление о регистрации по месту пребывания по форме N 1 (Приложение 1);
  • документ, удостоверяющий личность;
  • документ, являющийся основанием для временного проживания гражданина по указанному адресу (договор найма (поднайма), заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение).

В присутствии заявителя указанные лица проверяют комплектность представленных документов и в 3-дневный срок передают их вместе с адресными листками прибытия (в двух экземплярах) в орган регистрационного учета. Свидетельства о регистрации по месту пребывания и документы, удостоверяющие личность граждан, в этот же день или не позднее следующего за днем их оформления дня передаются должностным лицам, ответственным за регистрацию, для последующего их вручения зарегистрированным гражданам либо непосредственно выдаются данным гражданам (п. 49 Регламента регистрации).

Также на лиц, ответственных за регистрацию, возлагается обязанность ежемесячно направлять в территориальные органы Федеральной службы государственной статистики листки статистического учета прибытия по форме N 12П (Приложение 12) на граждан, которые зарегистрированы по месту пребывания на срок один год и более (п. 50 Регламента регистрации).

Регистрация граждан по месту жительства

В соответствии с п. 56 Регламента регистрации должностные лица, ответственные за регистрацию, на основании заявления гражданина о регистрации по месту жительства и представленных документов заполняют карточку регистрации по форме N 9 (Приложение 9), поквартирную карточку по форме N 10 (Приложение 10) или вносят соответствующие сведения в домовую (поквартирную) книгу по форме N 11 (Приложение 11), адресные листки прибытия по форме N 2 (Приложение 2), листок статистического учета прибытия по форме N 12П и листок статистического учета выбытия по форме N 12В к ним (Приложение 12).

Заполненные документы, а также документ, удостоверяющий личность гражданина, заявление о регистрации по месту жительства, документ, являющийся основанием для вселения в жилое помещение, лица, ответственные за регистрацию, в 3-дневный срок со дня обращения к ним граждан представляют в орган регистрационного учета (п. 57 Регламента регистрации).

По истечении 3-дневного срока лица, ответственные за регистрацию, вправе забрать подготовленные органами регистрационного учета документы для последующей передачи гражданам.

Снятие граждан с регистрационного учета

В случаях, когда граждане, выбывающие к новому месту жительства, намерены перед выездом сняться с регистрационного учета по месту жительства, они обращаются к должностным лицам, ответственным за регистрацию, с заявлением о снятии с регистрационного учета по месту жительства произвольной формы от каждого лица, достигшего 14-летнего возраста (от имени лица, не достигшего 14-летнего возраста, заявление пишет и подает его законный представитель), с указанием адреса, куда они выбывают, а также представляют документы, удостоверяющие их личность (п. 94 Регламента регистрации).

Должностные лица, ответственные за регистрацию, заполняют в двух экземплярах адресный листок убытия по форме N 7 (Приложение 7). На лиц, подлежащих статистическому наблюдению, оформляются листки статистического учета выбытия по форме N 12В (п. 96 Регламента регистрации).

Согласно п. 97 Регламента регистрации адресные листки убытия и листки статистического учета выбытия вместе с карточками регистрации по форме N 9, поквартирными карточками по форме N 10 или домовыми (поквартирными) книгами по форме N 11, а также документами, удостоверяющими личность, и заявлениями о снятии с регистрационного учета должностные лица, ответственные за регистрацию, в 3-дневный срок со дня их получения от граждан передают в орган регистрационного учета. Сотрудники органа регистрационного учета в 3-дневный срок со дня получения документов снимают граждан с регистрационного учета по месту жительства путем проставления в их паспортах, карточках регистрации по форме N 9 или домовых (поквартирных) книгах по форме N 11 штампа о снятии с регистрационного учета по месту жительства (п. 98 Регламента регистрации).

Примечание. Регистрационный учет - это государственная услуга, которая предоставляется бесплатно (абз. 3 ст. 3 Закона о свободе передвижения, п. 8 Регламента регистрации). Следовательно, ТСЖ и управляющие организации не вправе взимать с граждан плату за оказание этой услуги (точнее, части данной услуги - ведение первичного учета).

Учиться никогда не поздно!

Для осуществления действий, предусмотренных п. 6 Регламента регистрации, лица, ответственные за регистрацию, должны обладать определенными знаниями. Кроме того, согласно п. 110 Регламента регистрации руководители органов регистрационного учета проводят проверки соблюдения Правил регистрации и Регламента регистрации лицами, ответственными за регистрацию. При выявлении нарушений в деятельности должностных лиц, ответственных за регистрацию, информация направляется главе администрации (органа местного самоуправления) для принятия мер по их устранению, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, - прокурору (абз. 2 п. 113 Регламента регистрации).

Необходимую информацию можно получить в отделах УФМС. Так, согласно п. 32 Регламента регистрации на информационных стендах в помещениях, предназначенных для приема граждан, и интернет-сайтах ФМС и ее территориальных органов размещается в том числе следующая информация:

  • извлечения из законодательных и иных нормативных правовых актов РФ, касающиеся вопросов регистрационного учета;
  • текст Регламента регистрации с приложениями;
  • перечень документов, необходимых для осуществления регистрационного учета, и предъявляемые к ним требования;
  • образцы оформления документов, необходимых для получения государственной услуги, и требования к ним;
  • месторасположение, график (режим) работы, номера телефонов, адреса интернет-сайтов и электронной почты органов, в которых заявители могут получить бланки документов, необходимых для осуществления регистрационного учета;
  • порядок получения консультаций.

Таким образом, в УФМС лица, ответственные за регистрацию, могут получить и бланки документов для регистрационного учета, и консультации специалистов по вопросам регистрационного учета.

К сведению. Регламент регистрации регулирует взаимоотношения лиц, ответственных за регистрацию, с органами регистрационного учета. Тем не менее на практике возникают ситуации, не регламентированные правовыми актами. К таковым, например, относится обращение граждан за справками о составе семьи. И ТСЖ, и управляющая организация, получив такое обращение, вправе выдать выписку из домовой книги или поквартирной карточки в произвольной форме в виде справки, содержащей сведения, необходимые жильцу.

Передача документов регистрационного учета

Регламентом регистрации утверждены не только формы учетных документов, но и сроки их хранения (Приложение 15). Когда дом находится в управлении ТСЖ или управляющей организации, обязанность по хранению поквартирных карточек и карточек регистрации по месту жительства лежит на должностных лицах этих организаций (п. п. 6 и 58 Регламента регистрации). При непосредственной форме управления документы должны хранить сами собственники помещений в многоквартирных домах. Поквартирная карточка хранится до снятия с регистрационного учета всех внесенных в нее лиц, а карточка регистрации по месту жительства - постоянно.

При выборе новой организации для управления домом обязанности по регистрационному учету переходят к ней. Ей должны быть переданы и документы. И здесь возможны различные затруднения и злоупотребления. Так, например, при смене непосредственного управления на управление ТСЖ или управляющей организацией документы необходимо собрать со всех собственников помещений в доме. Новый управляющий может столкнуться и со злоупотреблением прежней компании, удерживающей документы регистрационного учета.

Истребовать необходимые документы у прежнего управляющего можно только через суд. Не секрет, что решение проблемы в судебном порядке - способ не эффективный ввиду потери времени. Однако обратиться в суд все-таки придется. И не столько для того, чтобы получить документы, сколько для того, чтобы в дальнейшем при возникновении спора доказать, что в сложившейся ситуации было сделано все возможное.

А теперь о том, как получить столь необходимые сведения, не дожидаясь принятия и вступления в силу судебных актов. Кроме прежнего управляющего, информация о зарегистрированных гражданах имеется как минимум у самих собственников и у органов регистрационного учета. Прежде всего целесообразно обратиться в органы регистрационного учета, а если эта попытка ни к чему не приведет, то собирать информацию с собственников. На первый взгляд задача может показаться невыполнимой. Однако отметим, что еще при проведении общего собрания на предмет смены способа управления нужно обладать данными о собственниках помещений в доме. Хорошо выполненная работа на этом этапе - залог успеха в дальнейшем. Кроме того, приступать к управлению домом без необходимых документов представляется неразумным. Если решение о смене способа управления принимается действительно в соответствии с жилищным законодательством, то будущая управляющая организация находит союзников в лице как минимум половины собственников помещений в доме. В такой ситуации уже легче получить необходимые данные.

* * *

В заключение подчеркнем, что возложение на управляющих домами обязанности по осуществлению регистрационного учета обусловлено тем, что именно они находятся в тесных отношениях с собственниками (или предполагается, что должны находиться). И хотя четкой ответственности управляющей организации и ТСЖ за то, что они не ведут первичный регистрационный учет, законом не установлено, представляется, что отказ от выполнения данной обязанности затрудняет в первую очередь работу этих самых организаций.

Г.Ю.Шарикова

Юрисконсульт

НП "Нижегородская ассоциация ТСЖ"

Одна из важнейших услуг, которую предлагают отделения миграционной службы, заключается в регистрации граждан России. Это проводится либо по месту жительства, либо пребывания. Регистрационный учет существует для того, чтобы каждый гражданин обладал всеми возможностями для реализации своих прав и возможностей.

Временная регистрация в Москве и Московской области

Если определенный гражданин прибыл в жилое помещение, в котором официально не проживает, но в ближайшее время его можно найти именно там и он там собирается временно жить, то нужно обратиться к тем государственным чиновникам, что занимаются вопросами регистрации. Важно учитывать, что для выполнения подобной задачи, можно осуществить подачу электронного заявления на сайт для получения миграционных услуг.

В случае личной подачи документов, необходимо собрать полный пакет справок, свериться с графиком работы инстанций и вручную написать соответствующее заявление (Приложение № 3).

Но когда подобная процедура выполняется в режиме онлайн, то совершенно не нужно находиться в очередях и тратить свое драгоценное время. Достаточно будет только следовать инструкции на сайте.

Установленный порядок регистрации

Паспорт гражданина РФ

По действующему законодательству регистрация обладает двумя целями. В первую очередь, это кается получения полных прав для гражданина: всех условий для использования свобод, которые гарантируются Конституцией.

Вторая цель для оформления регистрационного учета заключается в том, чтобы это лицо исполняло обязанности перед другими гражданами. Это позволяет эффективно вести правоохранительную деятельность таким образом, чтобы каждый человек получил надежную защиту от государства, в частности, от полиции.

Важно учитывать, что сам по себе факт регистрации не создает для гражданина никаких обязанностей. При этом если человек не обладает официальной регистрацией, то это никаким образом не повлияет на его свободу передвижения и не может являться поводом для того, чтобы ограничивать права.

Как гласит Закон, органы, которые регистрируют учет, обязаны только удостоверить желание гражданина в том, где он хочется проживать и в каком месте жительства быть зарегистрирован, заполнив карточку регистрации. По этой причине регистрация несет только разрешительный характер, потому не может ограничивать человека в выборе места жизни.

Суть подобной процедуры только в учете граждан, которые находятся на территории России:

  • носит характер уведомления;
  • отражает факт нахождения гражданина на определенной территории.

По данным, которые передает миграционная служба, становятся понятны следующие цифры. За один год в органы попадают от восемнадцати до двадцати одного миллионов обращений.

Органы регистрационного учета

ФМС России обладает своими территориальными органами по всей стране. Они расположены в каждом населенном пункте:

  • город;
  • поселок;
  • военный городок.

Повсюду имеются органы регистрационного учета. Они располагаются в качестве управлений, отделов и отделений.

Существенные изменения в органах регистрационного учета произошли с 2014. Тогда было принято решение о том, что управлениями регистрационного учета будут являться только территориальные органы.

Лица, занимающиеся вопросами регистрации

Важно учитывать юридическую разницу, поскольку для получения подобной услуги, гражданину нужно обратиться не в органы, а к должностным лицам, что проводят регистрационный учет. Их задача заключается в первичном приеме документов, после чего они предаются в соответствующие инстанции для дальнейшей обработки.

В перечень уполномоченных людей можно отнести и собственников, которые самостоятельно осуществляют управление своим помещением. К ним также можно отнести и товарищества владельцев жилья.

В том случае, если отсутствуют должностные лица, которые несут ответственность за процесс регистрации, данному гражданину нужно обращаться к владельцу этого жилого помещения. После этого он должен заявить в орган, где занимаются вопросами регистрационного учета. Наиболее частым случаем является ситуация, когда гражданин делает обращение в орган, занимающийся регистрационным учетом вместе с официальным собственником жилья.

Как правильно подать заявление с помощью почты?

Самое главное, что нужно учитывать при отправке заявления по почте, необходимость в использовании формы № 1ПР. В этих документах необходимо наличие подписей не только заявителя, но и официального собственника жилья. А также необходимо приложить:

  • копия паспортного документа;
  • справка, на основании которой разрешается временное проживание.

Очень важно, чтобы эти документы обязательно были заверены нотариусом или другим лицом, который несет ответственность за прием и передачу регистрационного учета. Важно учитывать, что если срок регистрации превышает девять месяцев, то к перечисленным выше документам нужно приложить листки по формам №2 и №12П.

После того, как гражданин выполнил все условия для получения административной услуги, он может самостоятельно выбрать, как получить свидетельство о регистрации по месту жительства:

  • выслать по указанному в документах адресу;
  • забрать в отделении.

Как проводится регистрации для граждан, которые не достигли 14 лет?

Каждый день встречаются недопонимания в миграционных службах. Как зарегистрировать на месте проживания ребенка, у которого еще нет официального паспорта? По закону, такие лица являются недееспособными, потому за них должен решить официальный родитель либо опекун, который имеет право на представление интересов ребенка.

В этом случае обязательно нужно присутствие подростка и взрослого человека с документами, что подтверждают их личность. При правильном выполнении процедуры, регистрация займет не больше времени, чем в случае с совершеннолетним гражданином.

Сколько стоит регистрация?

Многие ошибочно считают, что подобная государственная услуга требует существенных финансовых вливаний. Это не так в том случае, если выполняются законодательные нормы. По официальным данным регистрация по месту жительства – бесплатная процедура.

Но в редких случаях потребуется уплата государственной пошлины, или когда нужно оформить документы человеку, находящемуся за пределами Российской Федерации, например, в другой стране. В такой ситуации нужно обратиться в консульство.

Особенности временной регистрации младенцев

Когда в семье рождается ребенок, необходимо сразу же оформить множество документов и в частности потребуется регистрационный учет. По закону, подать заявление о появлении малыша в ЗАГС необходимо не позднее, чем через месяц со дня его рождения.

После того, как сам человек был зарегистрирован, необходимо его официально «поселить». Для этого подается заявление о регистрации по месту жительства ребенка. В этом случае тоже нужно поторопиться с оформлением документов. После получения свидетельства о рождение, дается семь дней, чтобы подать заявление о регистрации по месту жительства.

В той ситуации, когда родители проживают раздельно, часто возникают споры касательно того, на какое место жительство необходимо оформить общее дите. Для этого есть официальная инструкция:

  • руководствоваться семейным кодексом;
  • проконсультироваться с юристом;
  • узнать подробнее в самой инстанции;
  • ознакомиться с гражданским кодексом.
  • законным;
  • устраивать мнения родителей;
  • не противоречить интересам ребенка.

При этом не стоит забывать о том, что если младшего члена семьи не зарегистрировали, как полагается в указанный срок, то ответственность будет лежать только на родителях. Это административное правонарушение, по результатам которого нужно выплатить штраф размером до 2500 рублей.

Контроль по соблюдению правил регистрации

Важно знать, что в любой момент может быть проведена плановая или неплановая проверка соблюдения правил регистрации. Она инициируется сотрудниками МВД. В результате подобной проверки составляются документы о том, что было изъято и какие бумаги проверены на наличие ошибок. После этого делается заключение: соответствует ли норм закона деятельность конкретных сотрудников?

В случае если возникнут определенные несоблюдения правилам, тогда потребуется возбудить дело о правонарушении. В ином случае будут направлены полученные материалы в органы, которые уполномочены принимать решения по данному вопросу.

Снятие с регистрационного учета


Снят с регистрации

Часто встречаются ситуации, когда у человека, выезжающего на постоянное место жительство не в Российской Федерации, появляется возможность официально пройти процедуру снятия с регистрационного учета. В заявлении, которое будет подаваться в орган миграционной службы, необходимо указать государство, куда выезжает человек.

Если проявилась необходимость провести процедуру снятия с учета по месту жительства на территории РФ, а сам гражданин в этот момент находится вне территории России, то тогда необходимо прямо обращаться в ФМС. Дополнительно можно заявить о таком желании в Генеральное консульство.

Это необходимо для того, чтобы засвидетельствовать, что подпись, указанная в документах, точно соответствует той, которой владеет заявитель. Когда отсутствует возможность личного обращения в консульство, тогда подлинность подписи можно удостоверить у местного нотариуса. В результате, останется только проставить на документах апостиль.

Основные способы снятия с учета

Специалисты юридического дела утверждают, что регистрационный учет можно снять, используя одну из двух методик. Это касается, как выполнения процедуры на новом месте жительства, так и на старом.

Главное во втором случае – точное следование инструкции. Для этой цели нужно сначала обратиться к уполномоченному лицу, которое является ответственным за оформление документов в специальные органы, что занимаются регистрационным учетом. Дополнительно важно грамотно составить полный пакет документов:

  • паспорт;
  • адресный листок убытия.

Важно учитывать, что если гражданин еще не достиг четырнадцати лет, то ему запрещается писать заявление самостоятельно. Вместо него этим занимается родитель или опекун, что представляет интересы ребенка.

Только лицо, что занимается процедурой передачи документов в соответствующие органы, имеет право выдавать адресный листок убытия. Это право каждого гражданина, который правильно составил заявление.

В течение семидесяти двух часов после подачи документов, гражданину должны вернуть его паспорт. Там указывается пометка о том, что человек снят с учета. На протяжении следующих 3 дней должностное лицо обязано снять с учета, а за следующие двадцать четыре часа уже внести эту информацию в общую электронную базу информации.

После останется только встать на учет по новому месту жительства. Для этого дается семь дней с той даты, как гражданин прибыл на новое место жительство. Иначе при невыполнении этого требования, данному лицу грозит существенный штраф. В столице его размер не превысит пяти тысяч рублей. А для других городов России не больше 3000.

Если человеку будет более удобно оформить регистрацию уже на новом месте жительства, то инструкция не сильно отличается о той, как при первом случае снятия с учета. Разница заключается лишь в том, что вместо листка убытия, нужно получить в соответствующем органе такую же справку, но о прибытии, заполнив адресной лист прибытия.

Если следовать главным правилам от успешных юристов, применять знания, полученные на сайте УФМС России, то тогда при получении любой административной услуги не возникнет никаких проблем. Достаточно будет только тщательно ознакомиться с действующим законодательством, правильно собрать документы, а также не ошибиться при оформлении заявления и тогда обязательно гражданин получит утвердительный результат.