Новый Закон о госрегистрации недвижимости: что изменилось? Новый порядок и правила регистрации недвижимости

ФЗ-122 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество», считается устаревшим. На сегодняшний день, из всего закона, состоящего из 6 глав, действует единственная статья - статья 31.1. Данный закон полностью утратит силу 1 января 2020 года. На его замену придет закон от 13 июля 2015 года - . Данная замена обоснована законом от 3 июня 2016 - ФЗ-316.

До утраты сил, закон составляли 6 глав. В них описывались общие положения закона, органы, контролирующие процесс утверждения прав на недвижимость, ее порядок, ответственность, а также заключительные и переходные положения.

Описание закона, последние его изменения, а также альтернативный ФЗ, в связи с упразднением ФЗ-122 - будут описаны в статье.

ФЗ-122 регламентировал регистрацию прав на недвижимость, а также на сделки, проводимые с этим типом имущества. Закон о регистрации устанавливал такие понятия как недвижимое имущество, образец и сервитут. Закон состоит из шести глав. На данный момент, главы с 1 по 4, а также 6 утратили силу. Действует только единственная статья пятой главы – статья номер 31.1.

С 15 июля 2016 года, произошло изменение закона о госрегистрации. На его основании, процесс фиксации прав на недвижимость, будет удостоверяться выпиской из ЕГРП. Выписку можно будет получить в бумажном или электронном виде. Выписка будет служить единственным подтверждением прав собственника на имущество.

Текст ФЗ-122

Скачать ФЗ-122 можно по предоставленной ссылке. Данный закон содержит только одну действующую статью - об основании выплат РФ компенсации за утрату права собственности на жилье. В ЕГРП - Единственном государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, будут находиться все сведения о владельце, объекте сделки, правоустанавливающей документации, а также дате заключения сделки.

Скачать ФЗ 122

С 2020 года, регистрация прав на недвижимость будет осуществляться в соответствии с ФЗ-218. Его также можно скачать по ссылке ниже.

Последние изменения ФЗ-122

Основные изменения ФЗ-122 произошли 1 января 2017 года. Начиная с этого числа, из ФЗ-122 исключили главы с первой по четвертую, статью 31, а также шестую главу. Единственной действующей статьей закона осталась ст. 31.1. Ее планируют отменить в 2020 году, тем самым, полностью упразднив ФЗ-122.

Статья 31

Статья устанавливает ответственность органов, которые производят фиксацию прав гражданина на недвижимость. Ответственность за нанесенный гражданину ущерб, несут сотрудники органа регистрации прав на недвижимость. Последствия ущерба, который был нанесен из-за неквалифицированных действий этих органов, компенсируется из казны РФ в полном объеме.

Статья утратила силу.

Статья 31.1

Статья рассказывает об основаниях выплаты компенсации гражданину, в случае утери им прав на обладание имуществом, классифицируемом как недвижимое. Выплата производится из бюджета Российской Федерации. Согласно статье, добросовестный покупатель, от которого было истребовано жилье, может запросить компенсацию. Компенсацию запрашивают единожды, за счет казны Российской Федерации.

Компенсация выплачивается тогда, когда по причинам, не зависящим от взыскателя, взыскание по исполнительному документу не осуществлялось на протяжении 1 календарного года. Срок рассчитывается с предполагаемого вручения документа гражданину. Это утверждение действительно со дня, когда гражданину должны были вручить документ. Компенсация не может превышать один миллион рублей.

Порядок выплаты компенсации, предусмотрен пунктом 1 ст. 31.1.

Данную статью собираются упразднить 1 января 2020 года. Альтернативой ФЗ станет изданный от 13 июля 2015 года ФЗ-218. Согласно новому ФЗ, регистрация переходного права упростится, а возможность регистрации договора купли-продажи, дарения - упразднят.

Государственная регистрация объекта недвижимости позволяет владельцу стать полноправным собственником имущества. Только после внесения сведений в ЕГРН и выдачи свидетельства на право собственности гражданин или юридическое лицо становятся собственниками и могут осуществлять все виды юридических действий со своим владением. С 1.01.2017 года несколько изменились, о новом порядке следует знать всем заинтересованным лицам.

Законодательство устанавливает единые правила на федеральном уровне, которые должны исполняться повсеместно. Не допускается разночтений правовых норм, поскольку регистрация и занесение данных в единый реестр должно производиться одинаково, независимо от места обращения. Правила проведения регистрации позволяют более четко регулировать положения Земельного и Жилищного кодексов, устранить сомнительные моменты и сделать процедуру более весомой и прозрачной.

Проведя процедуру регистрации, владельцы должны быть уверены в законности и весомости своих действий, невозможности позднейшего судебного оспаривания процедуры. ФЗ о регистрации объектов недвижимости позволяет оценить следующую информацию и действия:

  • возможность дальнейшего осуществления юридических операций с зарегистрированным имуществом;
  • формируется процессуальная база совершения определенных действий с недвижимым имуществом;
  • определяются лица, которые имеют дальнейшее право распоряжаться и совершать сделки с имуществом;
  • устанавливаются аспекты и нормы административного и документального, процессуального порядка совершения регистрации и занесения сведений об объекте в единый реестр.

Юридические правила, отраженные в законодательстве, позволяют заинтересованным лицам, то есть участникам сделок с недвижимостью, быть уверенными в грамотности купли/продажи, дарении, наследовании и аренде объекта недвижимости. Другими словами сама регистрация и сделки осуществляются по единым правилам и порядку.

ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним” претерпел ряд существенных изменений. Поправки позволяют осуществить учет недвижимости более прозрачными и надежными способами. Из ранее действующего закона убраны некоторые главы, которые утратили свою актуальность в настоящее время. К основным изменениям можно отнести некоторые поправки по главам.

  1. Отменены ограничения по регистрации в отдельных округах и регионах. Существующая база недвижимости позволяет провести регистрацию не только по месту расположения недвижимости, но обратившись в межрегиональные центры.
  2. Устанавливается перечень государственных органов, привлекаемых и имеющих полномочия по регистрации объектов недвижимости на местах.
  3. Изменяется и определяется порядок регистрации, вносятся коррективы по отношению к прежне действующему регламенту.
  4. Регулируется получение отдельных прав при регистрации объекта.
  5. Изменяется степень ответственности исполнительных органов за отказ в регистрации недвижимости.
  6. Нормы и положения переходного периода от прежнего закона к новому, с внесенными корректировками, должны осуществляться по указанному в законе регламенту.

Выписка ЕГРН теперь стала главным документом, подтверждающим право собственности на недвижимость. Если раньше свидетельство выдавалось приобретателю прав после внесения сведений в единый реестр, то теперь свидетельство не выдается. При необходимости, всегда можно заказать и получить выписку стандартного образца.

Пакет документов для постановки на кадастровый учет и регистрацию подается в любое отделение МФЦ или Росреестра, независимо от места расположения недвижимости. Важнейшим изменением является сокращение сроков проверки и обработки предоставленных сведений. Теперь кадастровые и регистрационные задачи решаются соответствующими органами в течение 10 дней с момента принятия документов.

Если услуги не требуются заявителю одновременно, то сроки проверки еще больше сокращаются. При внесении сведений в кадастровый план потребуется 5 дней для исполнения, для внесения данных в реестр недвижимости необходимо всего семь дней. Объекты недвижимости теперь сохраняют историю всех произведенных операций, начиная с введения имущества в эксплуатацию. Сведения хранятся бессрочно и предоставляются по требованию заинтересованных лиц. Документы и справки можно получить курьерской доставкой, под личную подпись получателя.

Новшества коснулись владельцев машинных и парковочных мест. Граждане получили право оформить свое владение на общих основаниях в качестве принадлежащей им недвижимости.

Особые беспокойства возникают с электронным ведением единой базы данных по недвижимости. Переходный период, устранение неразберихи и путаницы в масштабах страны, позволит хакерам взломать базу и нанести ощутимый урон. Конечно, действия злоумышленников будут отслеживаться и сведения о владельцах и недвижимости восстанавливаться в правильном виде, но это займет определенный период.

Несмотря на значительное упрощение процедуры, приведение ее к современным способам регистрации, остается много вопросов к разработчикам. Главное, что не сделано в новой редакции закона, то, что можно оспорить право собственника на имущество. Нет понятия неоспоримой регистрации, то есть человек не может быть 100% уверен, что является собственником по факту.

К тому же следует обратить внимание, что несмотря на сокращение сроков регистрации, сроки приостановки значительно увеличены. В настоящее время приостановить процедуру могут на три месяца, во время которых накладывается ограничение на любые действия со спорной недвижимостью.

Теперь главным документом становится выписка из ЕГРН, которая актуальна в течение 30 дней. Поэтому следует при сделках запрашивать справку буквально накануне, чтобы снизить риски.

Новые правила регистрации недвижимости

В 90-х годах отечественная законодательная база претерпела несколько значимых изменений. В частности, в нормативные акты было возвращено В свое время оно было исключено из советского законодательства. Связано это было с отменой частной собственности на объекты недвижимости, в том числе и землю, объявлением их государственным достоянием и запрещением их оборота.

Новый порядок

Один из основных предрасполагающих факторов, способствовавших тому, что стала необходима государственная регистрация прав на недвижимое имущество, - это приватизация. В результате нее стало появляться множество форм собственности, организовался рынок объектов. При этом в гражданском обороте участвовали не только жилые дома и квартиры, но и комплексы зданий, предприятия, прочие крупные сооружения. Сделки с недвижимостью стали достаточно распространенным и необходимым явлением. Сегодня без этого оборота сложно представить нормальное развитие экономики страны.

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним

Это относительно новый институт для отечественной нормативной сферы. Его появление было обусловлено возникшей необходимостью обеспечить участвующих в обороте гарантиями незыблемости их интересов и их охраны. Для реализации этой задачи нужно было не только четкое правовое регулирование осуществления сделок, но и закрепление прав на имеющиеся объекты недвижимости. Таким образом, должно было обеспечиваться оптимальное сочетание интересов собственников, государства и общества. В качестве одной из важнейших мер сохранения незыблемости интересов собственников стала выступать государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с объектами.

Законодательная база

В соответствии с новыми правилами, обязательной процедурой в рамках гражданского оборота объектов выступает государственная регистрация прав на недвижимое имущество. Что это такое? Здесь следует обратиться к Закону. В нем сказано, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество - это, в первую очередь, юридический акт, признающий и подтверждающий прекращение, переход, обременение (ограничение) или возникновение возможности распоряжаться и владеть объектом. Данное определение зафиксировано в ст. 2 соответствующего Закона. Однако это понятие нельзя применить к госрегистрации сделок. Это связано с тем, что в этом случае нет ни признания, ни подтверждения юридических возможностей. Госрегистрация сделок устанавливает факт их заключения.

Несоответствие

Противоречие, которое просматривается в сути госрегистрации прав и сделок, связано с кардинальным отличием непосредственно самого объекта. Многие эксперты считают это несоответствие неслучайным. Дело в том, что сделка выступает лишь в качестве одного из оснований для изменения прав на объект недвижимости. Однако при этом следует отметить непоследовательность законодательства. Она проявляется и в том, что учет требуется только для определенных и в том, что ряд правоустанавливающих документов не признаются как объект регистрации.

Процедура учета: общие сведения

Органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в любом случае выполняют проверку действительности всех бумаг, поданных заявителем. Процедура также включает в себя внесение в ЕГРП их реквизитов и наименования. Правоустанавливающие бумаги при этом выступают в качестве неотъемлемого элемента реестра. Прохождение обязательной регистрации права на имущество, по сути, исключает необходимость фиксировать сделку отдельно. Целесообразность последнего сегодня вообще подвергается сомнению, что признается рядом экспертов вполне обоснованным.

Значение процедуры в гражданском обороте

Пройдя государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, лицо получает единственное доказательство наличия у него законной возможности на распоряжение и владение объектом. Этот факт может быть оспорен исключительно в судебном порядке. Это значит, что законодательно закреплен принцип достоверности процедуры. При этом оспорить можно само зарегистрированное право, но не запись об этом. Основной проблемой при определении роли процедуры учета в сфере регулирования соответствующих гражданских отношений выступает ее юридическая природа. Государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним выполняет уполномоченный орган (федеральный либо территориальный). Данная деятельность обладает административным характером и выступает как элемент механизма реализации исполнительной власти. Исполняя свои функции, органы, которые осуществляют государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, выражают публично-юридический интерес. Для этого они наделяются особыми полномочиями. Вместе с этим, они выступают как официальная инстанция, от действий которой будет зависеть реализация законных притязаний и интересов других субъектов, которые не обладают властью в рамках этих отношений. Например, споры, которые связаны с госрегистрацией прав на недвижимость и сделок с ней, рассматриваются как вытекающие из Законодательством предусматривается соответствующая ответственность за нарушения порядка проведения и прохождения процедуры.

Акт уполномоченного органа

Согласно ст. 8, п. 1 ГК он может выступать в качестве основания, в соответствии с которым возникают гражданские обязанности и права. В этом случае возникают логичные вопросы. Можно ли считать государственную регистрацию прав на недвижимое имущество таким актом? Выступает ли эта процедура как основание прекращения, ограничения или возникновения юридических возможностей относительно объектов? В этом случае целесообразно обратиться к Гражданскому кодексу.

Нормы ГК

В Гражданском кодексе нет упоминаний о том, что госрегистрация выступает как общее основание возникновения гражданских обязанностей и юридических возможностей, права собственности, обязательств. В Законе также не говорится о том, что данная процедура имеет такое "устанавливающее" значение. Из этого следует, что законодатель не наделяет акт правообразующей силой. Тем не менее в ГК предусмотрены случаи, когда с процедурой связано возникновение юридической возможности распоряжаться и владеть объектом. Но и в этих, и в других нормах говорится о регистрации возникших прав. Это значит, что они выступают в качестве объекта. Но для этого они должны появиться до регистрации. На данное противоречие обращают внимание цивилисты, которые занимаются изучением этой проблемы. Так, ряд авторов указывает на то, что при буквальном толковании некоторых норм можно заключить, что права существовали и ранее, до того, как заявитель обратился в орган по регистрации.

Полномочия органов

Государственная регистрация сделок и прав выполняется Федеральной службой. Она подведомственна Министерству юстиции. Также проводится государственная регистрация прав на недвижимое имущество в МФЦ (Многофункциональных центрах). Эти органы наделены различными полномочиями. В их числе:


Характер деятельности

Функционирование уполномоченных инстанций осуществляется посредством издания правовых актов, которые обуславливают прекращение, изменение либо возникновение правоотношений, касающихся недвижимости. В данную деятельность включается комплекс действий. Они направлены на проверку законности и действительности регистрируемого права, а также его признания.

Основные этапы

Порядок проведения госрегистрации установлен Законом. Согласно п. 13, процедура включает 5 стадий:


Особенности

Государственная регистрация реализуется посредством внесения соответствующих сведений в Единый реестр, учитывающий сделки и права на недвижимость. Удостоверение выполненной процедуры осуществляется путем выдачи гражданину свидетельства. При регистрации сделок и договоров, касающихся недвижимого имущества удостоверение выполняется посредством внесения специальной записи в бумагу, которая выражает Это может быть, например, договор.

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество: документы

Для начала процедуры необходимо подать заявление в уполномоченный орган. В соответствии со ст. 16 и 17 указанного выше Закона, к нему необходимо приложить и иные бумаги. К ним, в частности, относят:


Важный момент

В качестве одного из условий осуществления государственной регистрации права на недвижимость выступает уплата госпошлины заявителем. Данный платеж должен быть выполнен до начала процедуры. При этом документ, который подтверждает факт уплаты (квитанция), прилагается к заявлению и прочим бумагам, предоставляемым заинтересованным лицом. Сумма госпошлины за выполнение госрегистрации устанавливается Налоговым кодексом. Порядок взимания и последующего перечисления в бюджет определяется Постановлением Правительства. Подать пакет документов в уполномоченный орган можно лично. Также законодательством допускается предоставление необходимых бумаг представителем заинтересованного лица. В этом случае необходима доверенность, в которой будет указано наличие соответствующих полномочий. Данный документ должен быть нотариально заверен.

Новые правила регистрации недвижимости с 01.01.2017 установлены законом «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 № 218-ФЗ (далее - закон № 218-ФЗ), призванным заменить закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество…» от 21.07.1997 № 122-ФЗ (далее - закон № 122-ФЗ). Рассмотрим нововведения более подробно.

Изменения, вступившие в силу в 2016 году

В 2016 год мы вступили с изменениями в госрегистрации недвижимости, установленными законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты» от 29.12.2015 № 391-ФЗ. Данный закон дополнил действовавший тогда закон № 122-ФЗ следующими случаями обязательной нотариальной заверки сделок:

Новые правила регистрации недвижимости, действовавшие в 2016 году

В середине 2016 года произошел еще ряд изменений:

  • Законом «О внесении изменений…» от 02.06.2016 № 172-ФЗ расширен круг сделок по отчуждению общей собственности на недвижимое имущество, требующих нотариального заверения. Сюда вошли все такие сделки, в том числе сделки по продаже своих долей всеми участниками собственности по одной сделке.
  • Законом «О внесении изменений…» от 03.07.2016 № 351-ФЗ отменена нотариальная регистрация сделок по продаже земельных долей.

Таким образом, в 2017 год мы вошли с обязательным участием нотариуса:

  • в продаже долей в общей собственности (п. 1 ст. 42 закона № 218-ФЗ);
  • продаже недвижимого имущества на условиях опеки или доверительного управления, а также имущества несовершеннолетних и недееспособных (п. 2 ст. 54 закона № 218-ФЗ).

Еще одним новшеством 2016 года стало упразднение свидетельств о госрегистрации права (закон «О внесении изменений…» от 03.07.2016 № 360-ФЗ, вступивший в силу с 15.07.2016). Теперь государственная регистрация права подтверждается выпиской из реестра прав. Такое же положение содержит и ст. 28 закона № 218-ФЗ.

Изменения в госрегистрации недвижимости с 2017 года

Закон № 218-ФЗ внес немало изменений в существующий порядок госрегистрации. Систематизируем и рассмотрим новшества подробнее. Итак, новый порядок регистрации недвижимости предусматривает такие нововведения, как:

  • создание нового ЕГРН, объединяющего существовавшие ранее ЕГРП и ГКН;
  • возможность одновременной постановки объекта недвижимости на кадастровый учет и регистрации прав на него;
  • изменение порядка представления документов на госрегистрацию;
  • уменьшение сроков производства регистрационных действий;
  • признание машино-мест объектом недвижимости;
  • изменение оснований и сроков приостановки госрегистрации;
  • появление основания для отказа в приеме документов;
  • увеличение госпошлины за выдачу выписок и копий документов из реестра.

Рассмотрим каждое из нововведений детально.

Единый государственный реестр недвижимости

ЕГРН — свод достоверной и систематизированной информации:

  • о зарегистрированных объектах недвижимого имущества;
  • учтенных правах на такое имущество;
  • основаниях возникновения таких прав;
  • собственниках и других правообладателях имущества.

Такое определение ЕГРН приводится в ч. 2 ст. 1 закона № 218-ФЗ.

Кроме того что данный реестр объединил в себе ЕГРП и ГКН, введено еще несколько новшеств:

  • Реестр ведется в электронной форме (кроме реестровых дел, в которых содержатся письменные документы заявителя).
  • Произошло расширение реестра границ. В частности, добавятся границы лесничеств, игорных зон, охотничьих угодий и т. д.
  • Введено понятие дежурной кадастровой карты. Такие карты предназначены исключительно для внутреннего пользования сотрудниками Росреестра. В отличие от публичных, они содержат границы и номера частей земельных участков, зданий и сооружений.

Новый порядок регистрации и постановки недвижимого имущества на учет

Законом № 218-ФЗ внесены значимые изменения в процедуру представления документов:

  • Введена обязанность органа регистрации самостоятельно запрашивать в налоговой инспекции учредительные документы юридического лица — заявителя (п. 9 ст. 18 закона № 218-ФЗ).
  • Появилась возможность направить документы через уполномоченное лицо органа регистрации при выездном приеме, а по окончании регдействий их может доставить курьер, правда, эти услуги платные (п. 1 ст. 18, пп. 19, 20 ст. 29).
  • Заявление на госрегистрацию можно подать в любое подразделение органа регистрации или МФЦ вне зависимости от того, где расположен объект недвижимости (п. 2 ст. 18).
  • Упрощен порядок госрегистрации прав, возникших из акта госоргана (орган, принявший акт, самостоятельно направляет документы на регистрацию не позднее 5 рабочих дней с момента возникновения права или обременения (п. 2 ст. 19).
  • На регистрацию передается только 1 оригинал документа-основания возникновения прав на бумажном носителе. Второй экземпляр остается у заявителя, а не возвращается после регистрации, как было прежде (п. 5 ст. 18).
  • При представлении документов по почте кроме нотариального удостоверения подписи на заявлении требуется заверить у нотариуса доверенность и саму сделку (п. 12 ст. 18).

Закон от 01.07.2018 № 175-ФЗ ввел изменения в закон № 218-ФЗ. Они упрощают регистрацию вновь созданных по договорам долевого строительства объектов: теперь можно не приобщать к заявлению о постановке на кадастровый учет и регистрации проектную декларацию, а также разрешение на строительство. Оба документа для целей Росреестра берутся в единой информационной системе жилищного строительства.

Сроки производства регистрационных действий

Напомним, что закон № 122-ФЗ содержал одинаковый срок для постановки объектов на кадастровый учет и госрегистрации права собственности — 10 рабочих дней (далее — р. д.).

С 01.01.2017 закон № 218-ФЗ предусматривает следующие сроки для производства регистрационных действий:

  • постановка объекта недвижимости на кадастровый учет осуществляется в течение 5 р. д. при подаче заявления непосредственно в орган регистрации и 7 р. д. при подаче через МФЦ;
  • госрегистрация права собственности — в течение 7 и 9 р. д. соответственно;
  • одновременное совершение 2 перечисленных действий займет 10 и 12 р. д.

Сроки госрегистрации прав на основе нотариально удостоверенных сделок останутся прежними — 3 р. д. или 1 р. д. при условии отправки документов нотариусом в электронном виде. Подача таких документов через МФЦ увеличит срок до 5 р. д.

Регистрация машино-мест

Законом «О внесении изменений…» от 03.07.2016 № 315-ФЗ в ГК РФ введено понятие «машино-место». Машино-место теперь включено в перечень недвижимого имущества. Чтобы приобрести статус недвижимости, подлежащей госрегистрации, оно должно соответствовать следующим критериям:

  • предназначаться для парковки автомобиля;
  • быть расположено в строении;
  • быть не ограничено либо частично ограничено строительной конструкцией;
  • иметь четко установленные границы.

Ранее узаконить машино-место можно было только в виде доли в праве общей долевой собственности, что вызывало такие затруднения при продаже, как:

  • необходимость соблюдения преимущественного права сособственников, т. е. возможность продать третьему лицу возникала по истечении 1 месяца с момента письменного предложения о продаже машино-места другим собственникам (п. 2 ст. 250 ГК РФ);
  • необходимость обязательного оформления такой сделки у нотариуса (п. 1 ст. 24 закона № 122-ФЗ).

П. 3 ст. 6 закона от 03.07.2016 № 315-ФЗ устанавливает, что для выдела в натуре и госрегистрации права собственности на машино-место требуется представить документ, составленный сособственниками, устанавливающий порядок пользования недвижимостью, которая находится в общей долевой собственности.

Новшества в отказе и приостановке госрегистрации

В правилах, регулирующих отказ в госрегистрации и ее приостановку, выделим следующие изменения:

  • предусмотрен только 1 повод для отказа в приеме документов — непредставление лицом, лично подающим заявление на госрегистрацию, документа, удостоверяющего его личность (п. 15 ст. 18 закона № 218-ФЗ);
  • предусмотрен 1 повод для отказа в госрегистрации — неустранение причин, послуживших поводом для приостановки (ст. 27 закона № 218-ФЗ);
  • определено 60 оснований для приостановки регистрационных действий (п. 1 ст. 26 закона № 218-ФЗ);
  • увеличились сроки приостановки с 1 месяца по инициативе регистратора и 3 по инициативе заявителя до 3 и 6 месяцев соответственно (п. 2 ст. 26, п. 1 ст. 30 закона № 218-ФЗ).

Государственная пошлина

Госпошлина за совершение регистрационных действий изменений не претерпела. О ее размерах можно узнать из нашей статьи Госпошлина при продаже квартиры . За выдачу выписок из реестра и копий документов существенно увеличилась:

  • госпошлина за самую часто применяемую выписку из ЕГРН на бумажном носителе, содержащую общедоступные сведения, составляет для физлиц 750, для юрлиц - 2200 руб. Электронный документ обойдется в 300 руб. и 600 руб. соответственно;
  • госпошлина за выписку из ЕГРН на бумажном носителе об установлении недееспособности правообладателя — 950 руб. в электронном виде - 400 руб.;
  • госпошлина за копию документа, содержащегося в регистрационном деле и выражающего содержание сделки, — 300 вместо прежних 100 руб.

Вот такие основные изменения в регистрации недвижимости произошли в последнее время. Думается, что они были не последними. Стоит отметить, что процесс госрегистрации недвижимости становится проще и быстрее.