Краткое содержание статей конституции рф. Структура Действующей Конституция РФ: состоит из

Конституция РФ - это закон, имеющий высшую юридическую силу, прямое действие и применяемый на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Конституция РФ была принята всенародным голосованием (референдумом) 12 декабря 1993 года.

В Конституции РФ определяются основы статуса человека и гражданина, отношения государства и личности, закрепляется многоукладность экономики страны, и содержатся положения о том, что РФ - социальное государство.

В Конституции заложены принципы политического многообразия, многопартийности, исключается установление какой-либо идеологии в качестве государственной или обязательной.

В Конституции подчеркивается о примате международного права по отношению к внутригосударственному, то есть если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные Законом, то применяются правила международного договора.

Конституция РФ состоит из 2-х разделов и преамбулы. В преамбуле излагаются основные цели принятия данной конституции. 2 раздел называется «Заключение и переходные положения», 1 раздел - без названия.

Структура Конституции РФ:

Раздел первый . Основные положения

Глава 1. Основы конституционного строя (статьи 1-16)

Глава 2. Права и свободы человека и гражданина (статьи 17-64)

Глава 3. Федеративное устройство (статьи 65-79)

Глава 4. Президент Российской Федерации (статьи 80-93)

Глава 5. Федеральное Собрание (статьи 94-109)

Глава 6. Правительство Российской Федерации (статьи 110-117)

Глава 7. Судебная власть (статьи 118-129)

Глава 8. Местное самоуправление (статьи 130-133)

Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции (статьи 134-137)

Раздел второй . Заключительные и переходные положения

Структура конституции:

Первый раздел состоит из 9 глав:

1 глава «Основы конституционного строя»;

2 глава «Права и свободы человека и гражданина» - посвящена статусу индивида. Здесь говорится об обязанностях и гарантиях статуса индивида;

3 глава «Федеративное устройство»;

4 глава «Президент РФ»;

5 глава «Федеральное собрание»;

6 глава «Правительство РФ»;

7 глава «Судебная власть» - не надо было включать сюда статью о прокуратуре, поскольку она не входит в состав судебной власти, наиболее подходящее название в таком случае «Правосудие и прокурорский надзор»;

8 глава «Местное самоуправление»;

9 глава «Конституционные поправки и пересмотр Конституции».

Второй раздел закрепляет:

1. порядок вступления конституции в действие;

2. соотношение конституции и ранее принятых источников права;

3. процесс реформирования органов государственной власти и реформирования законодательства.

По сути, положения второго раздела можно было принять как конституционный закон «О введении конституции в действие», поскольку некоторые его положения были актуальны лишь на момент принятия конституции, и сейчас они не действуют.


Построение модели Конституции любого государства начинается с разработки ее структуры. Рациональная структура Конституции обеспечивает цельное нормативное регулирование общественных отношений, позволяет определить сущность и значение того или иного компонента (раздела, главы, статьи, части статьи).
Под структурой Конституции понимается принятый в ней порядок, посредством которого устанавливается определенная система и группировка, однородных конституционных норм в разделы, главы и последовательность их изложения.
Структура российских Конституций на разных этапах ее развития менялась. Она зависела не только от предмета регулирования, но и от господствующей в нашей стране идеологии. Кроме того, Конституция России должна была полностью воспроизводить структуру союзной Конституции. Естественно, что на первом месте в структуре Советских Конституций были нормы, отражавшие идеологические установки об общественном строе, диктатуре пролетариата, а разделы о правах и свободах в первых Конституциях вообще отсутствовали. Лишь только Конституция РСФСР 1937г. включила в одну из последних глав права и свободы граждан
По своей структуре и содержанию новая конституция России близка к традиционным Конституциям развитых демократических стран.
По структуре Конституция РФ 1993г. состоит из: преамбулы, 137 статей, объединенных в первом разделе и состоящем из 9 глав, и "заключительных и переходных положений", являющихся вторым разделом.
Кратко рассмотрим содержательную часть каждого структурного компонента Конституции РФ.
Преамбула – это вводная часть Конституции, которая не содержит правовых норм. однако она имеет существенное значение для понимания смысла как Конституции в целом, так и ее отдельных статей, так как именно в ней указаны основания и обстоятельства послужившие поводом к ее принятию.
Преамбула Конституции РФ построена по канонам оформления международно-правовых актов, что позволяет подчеркнуть историческое величие документа и торжественность акта его применения.
Конституция и особенно преамбула отличаются торжественностью текста.
Раздел I не имеет наименования и состоит из 9 глав.
Глава 1. Основы Конституционного строя.
Данная глава состоит из 16 статей, которые закрепляют исходящие принципы конституционного регулирования важнейших сторон жизни российского общества. Основы конституционного строя составляют первичную нормативную базу для всех остальных положений Конституции РФ, всей системы действующего законодательства.
Глава 2. Права и свободы человека и гражданина.
Глава содержит 48 статей (с 17 по 64) которые конкретизируют положения ст. 2 Конституции РФ О человеке, его правах и свободах как высшей ценности. В частности, глава 2 закрепляет:
принципы правового положения человека и гражданина в РФ.
принципы гражданства
систему и содержание гражданских (личных) политических, экономических, социальных, культурных прав и свобод человека и гражданина
гарантии основных прав
основные обязанности человека и гражданина.
Глава 3 Федеральное устройство РФ.
Данная глава содержит 15 статей (ст. 65-79) в которых развиваются ряд важнейших положений, закрепленных в главе 1, в частности в ст. 1,4,5 Конституции РФ.
Она закрепляет:
структуру государства, полный перечень наименований субъектов РФ;
конституционный статус РФ и ее субъектов;
предметы ведения (полномочия) органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ и др.
Глава 4. Президент РФ
Эта глава состоит из 14 статей (ст. 80-93) которые закрепляют:
правовой статус Президента РФ как главы государства;
порядок вступления его в должность;
полномочия Президента РФ и основания их досрочного прекращения;
порядок отрешения его от должности.
Глава 5 Федеральное Собрание
Данная глава регулирует основы организации и деятельности парламента РФ и включает в себя 16 статей (ст. 94-109) закрепляющие:
статус Федерального Собрания - парламента как представительного и законодательного органа;
порядок его формирования и структуры;
компетенцию палат;
законодательный процесс;
основания и порядок роспуска Государственной Думы;
Глава 6 Правительство РФ
Она состоит из 8 статей (ст. 110-117) регулирующих деятельность Правительства РФ, которое осуществляет исполнительную власть.
В частности глава 6 закрепляет:
порядок формирования и структуру Правительства РФ;
его компетенцию;
основания и порядок отставки, выражения недоверия Правительству.
Глава 7 Судебная власть
В главе содержится 12 статей (ст. 118-129)
В ней закрепляется:
судебная система в России;
статус судей и принципы судебной деятельности;
порядок формирования и компетенции Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного Судов РФ и Прокуратуры РФ.
Глава 8 Местное самоуправление.
В этой главе 4 статьи (ст 130-133), которые конкретизируют положение ст. 12 Конституции РФ и закрепляют:
формы местного самоуправления;
функции местного самоуправления;
гарантии местного самоуправления;
Глава 9 Конституционные поправки и пересмотр Конституции.
Порядок внесения поправок и изменений в Конституцию закреплен в 4-х статьях (ст 134-137), где указываются субъекты обладающие правом вносить предложения о поправках, порядок их внесения и пересмотр самой Конституции.
Раздел второй. Заключительные и переходные положения.
Он не содержит статей, а включает в себя 9 пунктов закрепляющих переходные положения связанные с принятием новой Конституции. Основная цель переходных положений состояла в том, чтобы сделать этот процесс более мягким, позволить осуществить поэтичный процесс формирования системы органов государственной власти, привести текущее законодательство в соответствии с положением новой Конституции.

Глава 1. Основы конституционного строя (ст. 1-16)
Здесь про то, что Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации. Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Российская Федерация — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.
Глава 2. Права и свободы человека и гражданина (ст. 17-64)В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
Глава 3. Федеративное устройство (ст. 65-79)
какие в составе Российской Федерации находятся субъекты. Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык.Государственные флаг, герб и гимн Российской Федерации, их описание и порядок официального использования устанавливаются федеральным конституционным законом.Денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются.Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом.
Глава 4. Президент Российской Федерации (ст. 80-93)Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.
Глава 5. Федеральное Собрание (ст. 94-109)
Глава 6. Правительство Российской Федерации (ст. 110-117)

— основной закон государства, обладающий высшей юридической силой. Принимают, изменяют и отменяют конституцию особым порядком. Она закрепляет основы организации государства и его отношения с обществом и индивидами.

Конституция обычно принимается после существенных изменений в политическом и социально-экономическом положении страны. Она юридически закрепляет такие изменения и стабилизирует новое состояние общества.

Российская Конституция была принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993 г. Она подвела итог изменениям в политической, социальной, экономической сферах нашей страны, стала Основным законом нового государства — Российской Федерации.

Сколько глав в Конституции РФ?

Состоит из двух разделов.

Первый раздел состоит из 9 глав, 137 статей:

  • 1-я глава — основы конституционного строя;
  • 2-я глава — ;
  • 3-я глава — федеративное устройство;
  • 4-я глава — президент Российской Федерации;
  • 5-я глава — федеральное собрание;
  • 6-я глава — правительство Российской Федерации;
  • 7-я глава — судебная власть;
  • 8-я глава — местное самоуправление;
  • 9-я глава — конституционные поправки и .

Второй раздел содержит заключительные и переходные положения, он состоит из 9 пунктов.

Структура , т.е. порядок расположения глав (разделов), играет немаловажную роль в уяснении и восприятии конституции. Конституции разных стран различны по структуре. Это объясняется формой правления в стране, существующим политическим режимом, территориальным устройством, историческими условиями принятия конституции и иными факторами. Но в структуре конституций много общего. Так, структуру большинства конституций можно свести к следующим элементам: преамбула (введение), основные положения, заключительные, переходные и дополнительные положения, могут быть приложения.

Преамбула - это важная часть конституции, в которой указываются цели принятия конституции, описываются исторические условия принятия конституции, кратко излагается исторический путь, пройденный народом, могут провозглашаться основные права и свободы. Например, преамбула Конституции РФ является органической частью текста Конституции РФ, она поясняет смысл Конституции РФ.

Основная часть конституции состоит из глав, закрепляющих основы конституционного строя, глав о правах, свободах и обязанностях человека и гражданина, о территориальном устройстве, о системе органов государственной власти и их взаимодействии, об органах местного самоуправления, о государственной символике, о порядке изменения конституции.

Например, в главе 1 Конституции РФ закрепляются принципы народовластия, верховенства права, государственный суверенитет Российской Федерации, признание и утверждение прав и свобод человека и гражданина высшей ценностью, идеологический и политический плюрализм, свобода экономической деятельности, признание и защита различных форм собственности, гарантии местного самоуправления и др.

В главе 2 Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина» включены статьи, касающиеся всех прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в международных актах. Права и свободы признаются Конституцией РФ непосредственно действующими, т.е. поведение человека, реализующего их, является правомерным. Каждый гражданин обладает всеми правами и свободами и несет равные конституционные обязанности.

Глава 3 Конституции РФ «Федеративное устройство» определяет Россию как федеративное государство, состоящее из субъектов Федерации. Федеративное устройство государства основано на государственной целостности и единстве системы государственной власти и строится на принципе разделения предметов ведения и полномочий между органами власти Федерации и органами власти ее субъектов.

Глава 4 Конституции РФ «Президент Российской Федерации» закрепляет правовое положение и полномочия Президента РФ.

Соответственно глава 5 «Федеральное Собрание» , глава 6 «Правительство Российской Федерации» , глава 7 «Судебная власть» посвящены системе органов государственной власти РФ.

В главе 8 Конституции РФ «Местное самоуправление» определяется, что местное самоуправление не входит в систему органов государственной власти и обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения.

В главе 9 Конституции РФ «Конституционные поправки и пересмотр Конституции» закреплена процедура изменения конституции.

Во втором разделе Конституции РФ «Заключительные и переходные положения» определяются порядок вступления в силу Конституции РФ, действие актов СССР и РСФСР, полномочия органов государственной власти, сформированных до принятия Конституции РФ. Со временем заключительные и переходные положения утрачивают силу ввиду преодоления переходного периода.

Таким образом, структурно Конституция Российской Федерации 1993 г. состоит из преамбулы, двух разделов, в первом из которых 9 глав, второй раздел не поделен на главы. В Конституции РФ 137 статей.

Содержание, структура и форма конституции

Содержание конституции состоит из разнообразных ее установлений (положений, предписаний), которые сформулированы предельно обобщенно, лаконично, сжато. Они выражают их обобщенный, абстрактный характер. Часто в научной литературе все установления конституции рассматривают в качестве конституционных норм, подразделяющихся на нормы-цели, нормы-определения, нормы-принципы, нормы-правила и т. д.

На наш взгляд, в качестве обобщающей, родовой категории правильнее взять категорию установлений конституции , которые по своему онтологическому статусу разнообразны. Это закрепленные в конституции цели и задачи, определения (дефиниции), принципы, нормы-правила, презумпции, преюдиции, символы, модели, конструкции.

Характер содержания и степень обобщенности установлений конституции неодинаковы. Общим свойством всех установлений конституции служит не только то, что они имеют обобщенный, абстрактный характер, но и то, что они являются регуляторами общественных отношений, имея нормативно-правовой характер, так как конституционные установления непосредственно связаны с определенными правовыми требованиями и последствиями.

В силу своих правовых свойств конституционные установления занимают особое место в правовом регулировании общественных отношений, в системе источников права.

В научной литературе подчас высказываются суждения о необходимости полного пересмотра содержания Конституции РФ как не соответствующего определенным идеалам. Чаще встречаются мнения о пробелах и противоречиях в содержании Конституции, о несовершенных, нечетких и непродуманных положениях, допущенных в результате работы над Конституцией ошибках и торопливости в ее принятии (С. А. Авакьян, Э. Э. Баринов, С. А. Денисов, А. А. Кондрашов, В. А. Лебедев, Н. В. Щербакова и др.). При этом ученые-конституционалисты предлагают восполнить пробелы, дополнить и изменить существующий текст Конституции, основываясь на собственных представлениях о том, каким должно быть ее содержание. Нередко они не учитывают высокую степень абстракции и системность, свидетельствующие не о ее недостатках, а о смысловой глубине, обобщенности, всеобщем, универсальном характере Конституции. Вес это даст прочную юридическую базу, основу для разнообразной динамичной конкретизации в соответствии с развитием и изменением социальной обстановки и политической ситуации в обществе и государстве.

Конституция РФ — это системный акт, в котором все установления по своему содержанию взаимосвязаны, дополняют друг друга и находятся в неразрывном единстве. Ее содержание самодостаточно, оно определено волей народа и исчерпывающим образом изложено в тексте. В содержании Конституции РФ нет пробелов и нет противоречий.

Конституция РФ предусматривает механизмы снятия неопределенности в понимании ее установлений путем их официального толкования и интерпретации, в том числе применительно к новым жизненным условиям и обстоятельствам.

Форма Конституции

Форма конституции — это способ внешнего выражения ее текста и структура ее содержания. Иными словами, различают внешнюю и внутреннюю форму конституции.

Внешняя форма конституции представляет собой словесное выражение конституционных установлений в едином кодифицированном акте (конституции, уставе, уложении и т. д.), способы их формулирования согласно требованиям законодательной техники. Деление конституций на писаные и неписаные на сегодняшний день утратило свой смысл. Писаные конституции в современном мире имеют форму единых кодифицированных актов за некоторым исключением, когда в отдельных странах (Великобритания, Канада, Новая Зеландия, Финляндия, Швеция) под конституцией понимают несколько взаимосвязанных нормативных правовых актов.

В царской России не было конституции как единого кодифицированного акта. В начале XX в. под воздействием общедемократического движения и революционных выступлений рабочего класса парламентская монархия получила оформление в октроированных нормативных правовых актах. Важнейшими из них были Основные государственные законы 1906 г., получившие условное название «первая русская конституция». С установлением советской власти в 1918 г. впервые была принята Конституция РСФСР в качестве писаного кодифицированного акта.

Внутренняя форма конституции есть способ ее организации, структура ее содержания, обеспечивающая согласованность ее составных частей, последовательность их расположения. Уяснение структуры конституции имеет важное значение для понимания смысла и содержания ее концепции.

Структура Конституции

Г. по своей структуре состоит из преамбулы, 137 статей, объединенных в первом разделе, состоящем из девяти глав, и заключительных и переходных положений, являющихся вторым разделом.

В преамбуле Конституции РФ выражена концепция Конституции, сформулированы положения, характеризующие конституционно-правовое мировоззрение. Преамбула Конституции РФ входит составной частью во всю ее нормативную систему.

Глава 1 «Основы конституционного строя» содержит совокупность установлений, являющихся первичной нормативной базой как для остальных норм Конституции РФ, так и для всей системы действующие законодательства. Положения названной главы утверждают в качестве высшей ценности человека, его права и свободы; закрепляют принципы народовластия, верховенства права; фиксируют государственный суверенитет Российской Федерации; устанавливают идеологический и политический плюрализм, свободу экономической деятельности, признание и защиту различных форм собственности, гарантии местного самоуправления.

Согласно ч. 1 ст. 1 Конституции РФ Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

Демократический характер государства раскрывается прежде всего в положении о том, что единственным источником власти в России является ее многонациональный народ и что сам народ эту власть и осуществляет как непосредственно, гак и через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Именование государства правовым означает, что его организация и деятельность определена и ограничена правом, а не мотивами политической целесообразности. Правовое государство связано правом, исходит из признания неотчуждаемости основных прав и свобод человека.

Понятие республиканской формы правления характеризует государство, в котором все высшие органы государственной власти избираются либо формируются представительными учреждениями.

Федеративное устройство указывает на сложный состав государства, на особые взаимоотношения между Федерацией и ее субъектами.

Согласно ч. 1 ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация является социальным государством. Это означает, что оно должно служить обществу, заботиться о человеке.

Конституционная характеристика Российского государства как светского предполагает отделение церкви от государства, отсутствие государственной или обязательной религии, свободу совести, вероисповедания (ст. 14, 28).

Единство всей системы государственной власти сочетается с ее осуществлением на основе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны (ст. 10). Реализуя данный принцип, государственные органы, относящиеся к разным ветвям власти, осуществляют свои полномочия самостоятельно, взаимодействуя между собой и уравновешивая друг друга. При этом ни один государственный орган не вправе выходить за пределы полномочий, установленных для него Конституцией РФ.

Глава 2 «Права и свободы человека и гражданина». Ее место в структуре Конституции РФ свидетельствует о том значении, которое придается правам и свободам в свободном демократическом обществе. Правовое положение человека и гражданина характеризуется совокупностью прав, свобод и обязанностей, которыми он наделяется как субъект правоотношений, возникающих в процессе реализации норм всех отраслей права. В Конституцию РФ включены права и свободы человека и гражданина, закрепленные в международных актах. При этом Конституция РФ исходит из неотчуждаемого характера основных прав и свобод человека и их принадлежности каждому от рождения (ч. 2 ст. 17). Каждый гражданин РФ обладает всеми правами и свободами и несет равные конституционные обязанности. Права и свободы человека и гражданина признаются Конституцией РФ непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18).

Глава 3 «Федеративное устройство» определяет состав Российской Федерации. Субъектами РФ являются республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа. Федеративное устройство базируется на принципах разделения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и ее субъектов, равноправия субъектов РФ во внутрифедеративных отношениях. Федеративное устройство России основано на ее государственной целостности и единстве системы государственной власти.

Главы 4-7 («Президент Российской Федерации», «Федеральное Собрание», «Правительство Российской Федерации», «Судебная власть») устанавливают систему федеральных органов государственной власти, их полномочия, регулируют взаимоотношения между ними. На общефедеральном уровне государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент РФ, Федеральное собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды Российской Федерации (ч. 1 ст. 11). Президент РФ не является органом какой-либо из трех ветвей государственной власти, а призван обеспечивать «согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти» (ч. 2 ст. 80).

Глава 8 «Местное самоуправление» закрепляет принципы организации и функционирования местного самоуправления, организационно-правовые формы и гарантии его осуществления.

Раздел первый завершается главой 9 «Конституционные поправки и пересмотр Конституции », в которой устанавливаются случаи полного пересмотра Конституции и внесения в нее поправок.

Раздел второй — заключительные и переходные положения — Конституции РФ имеет девять пунктов. В п. 1 устанавливается, что Конституция РФ вступает в силу со дня ее официального опубликования по результатам всенародного голосования и что одновременно прекращается действие Конституции РСФСР (Основного Закона), принятой 12 апреля 1978 г. Кроме того, предусматривается, что положения Конституции РФ действуют даже в случае их несоответствия положениям Федеративного договора, заключенного 31 марта 1992 г. В п. 2 определяется порядок действия законов и других правовых актов, действовавших на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции РФ 1993 г. В п. 3-6 говорится об осуществлении полномочий Президентом РФ, Правительством РФ и судами Российской Федерации в связи с их новыми полномочиями, установленными Конституцией РФ.

В п. 7-9 закрепляются порядок созыва Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания РФ и возможность совмещения депутатской деятельности с деятельностью в качестве члена Правительства РФ.

Конституция Российской Федерации - это основной закон государства, обладающий высшей юридической силой, закрепляющий и регулирующий базовые общественные отношения в сфере правового стату­са личности, институтов гражданского общества, организации государства и функционирования публичной власти.

Действующая российская Конституция принята 12 декабря 1993 г. на всероссийском референдуме.Сущность Конституции проявляется через ее основные юридические свойства (т. е. характерные признаки, опреде­ляющие качественное своеобразие этого документа), к которым относятся:

1) выступление в качестве основного закона государства; 2) юридическое верховенство; 3) выполнение роли основы всей правовой системы страны;П4) стабильность.

Структурно Конституция РФ состоит из преамбулы (содержащей декларативные, хотя и достаточно значимые положения) и двух разделов. Первый раздел, в содержательном плане основной, в свою очередь включает девять глав. В главе 1 "Основы конституционного строя” изложены принципиальные положения относительно основ государственного и общественного устройства современной России. Глава 2 "Права и свободы человека и гражданина" содержит характерис- тику различных аспектов конституционно-правового статуса личности в Российской Федерации. В главе 3 " Федеративное устройство" закреплены основные принципы

российского федерализма. Три следующие главы (глава 4 "Президент РФ", глава 5 "Федеральное Собрание", глава 6 "Правительство РФ") закрепляют основы правового статуса соответствующих органов государственной власти федерального уровня. В главе 7 "Судебная власть" изложены

конституционные основы су- дебной системы и судебной власти Российской Федерации, а в главе 8 "Местное самоуправление" - конституционные основы осуществления местного самоуправления в России. Глава 9 " Конституционные поправки и пересмотр Конституции" содержит материальные и процессуальные нормы, определяющие порядок изменения основного закона. Второй раздел "Заключительные и переходные положения" - небольшой по объему; значительная часть норм этого раздела уже утратила силу, поскольку истекли переходные сроки для урегулирования соответствующих срезов общественных отношений только на основании положений Конституции РФ 1993 г.

Конституция Российской Федерации (как и любого другого государства) является основным законом страны ("законом законов"). Несмотря на то что в официальном названии и тексте этот термин отсутствует (в отличие, например, от Конституции РСФСР 1978 г. или конституций ФРГ, Монголии, Гвинеи и других государств), это вытекает из самой правовой природы и сущности конституции.

Юридическое верховенство. Конституция РФ обладает высшей юридической силой по отношению ко всем остальным правовым актам. Ни один правовой акт, принимаемый в стране (федеральный закон, акт Президента РФ, Правительства РФ, акт регионального, муниципального или ведомствен- ного правотворчества, договор, судебное решение и т. д.), не может противоречить основному закону, а в случае противоречия (юридических коллизий) приоритет имеют нормы Конституции. Верховенство Конституции РФ проявляется и по отношению к прошлому российскому законодательству - в соответствии с ч. 2 разд. II Конституции РФ законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции, применяются в части, ей не противоречащей. О верховенстве Конституции говорится непосредственно в конституционном тексте (ч. 2 ст. 4, ч. 1, 2 ст. 15), хотя и без такого упоминания юридическое верховенство - неотъемлемое сущностное свойство основного закона. Обеспечение юридического верховенства Конституции - задача всех без исключения государственных органов и должностных лиц, однако ведущее место в механизме охраны Конституции принадлежит специализированному органу кон­ституционного контроля - Конституционному Суду РФ.

Конституция РФ - ядро правовой системы государства, основа развития текущего (отраслевого) законодательства. Помимо того, что Конституция закрепляет компетенцию различных органов публичной власти по нормотворчеству и определяет главные цели такого нормотворчества, прямо определяет сферы общественных отношений, которые должны быть урегулированы федеральными конституцион- ными законами, федеральными законами, указами Президента РФ, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов РФ и пр., она содержит и многие базовые положения, лежащие в основе развития других отраслей права. Так, гражданское законодательство России построено с учетом конституционных принципов многообразия и равенства форм собственности, единства экономического пространства, свободы экономической деятельности и предпринимательства, поддержки добросовестной конкурен- ции и др. (ст. 8, 34, 35 и др.); трудовое законодательство построено на основе конституционных положений о свободе труда, праве на отдых, на ежегодный оплачиваемый отпуск, на разрешение трудовых споров и пр.

(ст. 37); семейное законодательство не может не учитывать положения ст. 38 Конституции о государственной защите семьи, материнства и детства, основных правах и обязанностях родителей и детей и т. д.

Таким образом, Конституция РФ - основной источник не только конституционного права, но и всех других отраслей российской системы права.

Стабильность Конституции проявляется в установлении особого порядка ее изменения (по сравнению с законами и иными правовыми актами). Как основной закон государства, ядро правовой системы, Конституция РФ должна быть ограждена от частого и произвольного изменения в угоду различным политическим силам, меняющим друг друга у власти в стране.

С точки зрения порядка изменения, российская Конституция является "жесткой" (в отличие от "мягких" или "гибких" конституций некоторых государств - Великобритании, Израиля, Новой Зеландии и др., где изменения в конституцию вносятся в том же порядке, что и в обычные законы).

Жесткость Конституции РФ проявляется в материальном и процессуальном аспектах. Первый заключается в установлении запрета по предмету изменений. Следуя мировой практике, Конституция России содержит "защищенные" ("более жесткие") положения, которые не могут быть изменены путем внесения поправок в конституционный текст. Это гл. 1 "Основы конституционного строя", гл. 2 "Права и свободы человека и гражданина" и гл. 9 "Конституционные поправки и пересмотр Конституции". Положения данных глав могут быть изменены только принятием новой Конституции страны (т. е. законотворческая функция парламента в этом случае ограничена). Остальные главы Конституции (3-8) могут быть изменены Федеральным Собранием, однако по более сложной процедуре. В связи со сказанным следует различать понятия "пересмотр Конституции" (когда речь идет о внесении изменений в "защищенные" главы) и "внесение поправок к Конституции" (когда имеются в виду изменения глав 3-8).

Процедурный (процессуальный) аспект жесткости заключается в установлении достаточно сложной процедуры изменения основного закона. Правила здесь следующие. Во-первых, сужен круг субъектов права законодательной инициативы. Инициировать внесение измене- ний в Конституцию страны могут только Президент, Совет Федерации и Государственная Дума в целом или же группы численностью не менее 1/5 состава каждой из палат, Правительство РФ и региональные парламенты (ст. 134 Конституции). Во-вторых, существенно различаются процедуры пере­смотра Конституции и внесения в нее поправок. Для пере- смотра положений глав 1, 2 и 9 Конституции должен быть созван специальный орган - Конституционное Собрание (статус этого органа должен быть определен федеральным конституционным законом, однако такой закон пока не принят, и определенно говорить о порядке формирования и созыва Конституционного Собрания, сроках его полномочий, процедурных моментах и пр. в настоящее время невозможно).

Дальнейший возможный алгоритм действий может быть следующим. Конституционное Собрание должно определиться, соглашается оно в принципе с предложением о пересмотре Конституции или нет. В последнем случае Конституционное Собрание специальным решением подтверждает неизменность действующей Конституции. Если же Конституционное Собра­ние соглашается с предложением о пересмотре Конституции, оно должно разработать проект нового основного закона (даже в случае, когда предлагаемое изменение незначительно по объему и касается, например, лишь одной статьи). Судьба разработанного проекта также может быть решена по-разному. Первый вариант - его принимает само Консти­туционное Собрание квалифицированным большинством голосов (2/3 от общего числа его членов). Второй вариант - вынесение проекта новой Конституции на всенародное голосование (в этом случае, чтобы референдум считать состоявшимся, установлен порог явки - в нем должно принять уча­стие более половины избирателей, а для положительного решения требуется более половины голосов принявших участие в голосовании избирателей). Порядок изменения положений глав 3-8 Конституции определен в ст. 136 основного закона Такие изменения вносятся принятием специальных законов о поправках (обязательные процедурные требования здесь - одобрение большинством не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы и 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации, а также органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов РФ). В отношении принятых законов о поправках Президент РФ не обладает правом вето - в течение 14 дней они должны быть подписаны им и обнародованы.

Указанный жесткий порядок изменения Конституции не касается порядка изменения лишь одной статьи - ст. 65, определяющей состав Российской Федерации. Изменения в эту статью вносятся либо на основании федерального конституционного закона об изменении состава Федерации, либо указом Президента на основании решения органа государственной власти субъекта РФ об изменении своего наименования.