Переход на прямое абонирование по отоплению. ТСЖ монополиям не товарищ:Руководители жилищных кооперативов заговорили о банкротстве. Примерная повестка дня для общего собрания собственников помещений многоквартирного дома

Предложения Межрегиональной общественной организации садоводов, огородников, дачников «Цветущая Родина» по вопросам индивидуального абонирования владельцев садовых земельных участков в СНО.

1. Изначально необходимо четко определиться c понятием "потребители электроэнергии на территории садоводческого образования".

Гражданский кодекс РФ (ст. 545) устанавливает, что абонент может передавать энергию, принятую им от энергоснабжающей организации через присоединенную сеть, другому лицу (субабоненту) только с разрешения этой организации. Таким образом договор энергоснабжения не может быть применим в отношениях между абонентом и субабонентом, поскольку отношения между ними нельзя классифицировать как публичные - продажа электроэнергии не является для абонента (садоводческого некоммерческое образования) характерной, поскольку он не является и не может быть энергоснабжающей организацией, более того, передачу электроэнергии через свои сети он может осуществлять только с согласия гарантирующего поставщика (энергоснабжающей организации).

Изданные в период реформирования нормативно-правовые акты, не регулируют вопрос снабжения электроэнергией субабонентов в силу требований федерального закона № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» о разделении по видам деятельности. Собственник сети или иной законный владелец может только оказывать услуги по передаче электроэнергии, но не вправе осуществлять ее поставку от своего имени. Договор энергоснабжения в этом случае заключается между субабонентом и гарантирующим поставщиком. Последний обязан урегулировать с собственником сетей вопросы, связанные с оказанием услуг по передаче электроэнергии. Правилам недискриминационного доступа (Утверждены Постановлением Правительства от27.12.2004 г. № 861) абоненты вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им сетевых объектов после утверждения соответствующего тарифа на данные услуги, при этом по общему правилу субабоненты все же должны заключать договор на предоставление услуг по передаче электроэнергии с той сетевой организацией, к чьим сетям присоединены энергопринимающие устройства (объекты сетевого хозяйства) абонентов, через которые осуществляется подача электроэнергии субабоненту. Однако правовой статус садоводческих образований, а именно - некоммерческая организация запрещает заниматься предпринимательской деятельность, т.е. извлечением прибыли.

С другой стороны, следует отметить, что правовая норма ст. 545 ГК трактуется как право передачи электроэнергии другому лицу, но не обязанность, что дает возможность абоненту не воспользоваться этим правом, то есть не передавать электроэнергию субабоненту.

Владельцы садовых участков, являющиеся членами садоводческого образования, производят возмездную оплату за потребленную электроэнергию в кассу садоводческого образования, плюс расходы на внешнее освещение проездов и заездов внутри СНТ, согласно Правил и Норм противопожарной безопасности, водокачку, сторожку и на иное общее потребление электроэнергии на инфрастуктуру, согласно утверждаемых на Общем собрании годовой сметы. Из этих сумм и производится расчет с гарантирующим поставщиком (энергоснабжающей организацией). Оплата за потребленную электроэнергию, равно как и получение денег от индивидуала в садоводческом некоммерческом образовании влечет за собой привлечение к ответственности, как неосновательное обогащение согласно п. 1 ст. 1102 ГК РФ.

При таком индивидуально-выборочном абонировании внутри садоводческого образования, согласно ст. 114 Правил функционирования розничных рынков абоненты (садоводческие образования), владеющие на праве общей совместной или общей долевой собственности электросетевым имуществом (энергопринимающими устройствами), к которым присоединены энергопринимающие установки субабонентов (индивидуалов), налагаются несвойственные обязательства, поскольку не гарантирующий поставщик, а абонент самостоятельно несет ответственность перед потребителями-субабонентами за надежность обеспечения электроэнергией и за ее качество. Из этого положения следует, что, абонент несет полную ответственность за возможный ущерб, причиненный в случае перерыва в энергоснабжении, при этом обязанность заключить соответствующий договор абонента с субабонентом нормативно не закреплена, а для некоммерческих садоводческих образований – запрещена. Более того, согласно Правил недискриминационного доступа, к субабоненту не могут быть абонентом применены какие-либо меры воздействия. На граждан, членов садоводческого образования налагаются и дополнительные финансовые нагрузки, перешедшие от субабонентов, освобожденных от обязательств перед садоводческими образованиями по оплате сверхнормативных потерь, и потребление электроэнергии на общие нужды садоводческого образования.

Наличие субабонентов у абонента также не влияет на право гарантирующего поставщика (энергоснабжающей организации) ограничить и приостановить подачу электроэнергии при нарушении абонентом условий об оплате электроэнергии. В соответствии с постановлением Президиума ВАС № 10998/04 от 01.03.2005 г., абоненты, заключившие договоры энергоснабжения, несут самостоятельные обязательства по оплате электроэнергии вне зависимости от фактической оплаты ее потребителями-субабонентами, в связи с чем ограничение подачи электроэнергии, предусмотренное договором энергоснабжения при неисполнении абонентом обязанности по оплате электроэнергии в предписанные договором сроки, не противоречит ст. 546 ГК РФ, определяющей случаи ограничения или прекращения подачи электроэнергии

2. Существующее положение по выборочному индивидуальному абонированию.

Выборочное индивидуальное абонирование владельцев садовых участков внутри садоводческих образований несет в себе негативные последствия, как для граждан - членов садоводческих образований, в лице некоммерческого садоводческого образования, так и для сетевых региональных организаций и гарантирующего поставщика (энергоснабжающей организации), что как минимум в настоящий момент приводит к многочисленным судебным разбирательствам, в том числе и с участием МО «Цветущая Родина» в качестве 3-го лица, в арбитражных судах по фактам нарушения нормативно-правовых положений, в договорных взаимоотношениях, особенно в вопросах оплаты за потребленную электроэнергию, между гарантирующим поставщиком (энергоснабжающей организацией) и садоводческим некоммерческим образованием.

В целях выхода из сложившейся ситуации с индивидуальным абонированием, ниже приводится информация, основанная на практике по полному переводу владельцев садовых земельных участков в садоводческих некоммерческих образованиях на индивидуальное абонирование.

МО «Цветущая Родина» разработана подробная Методика с пояснениями по полному переходу на индивидуальное абонирование, которую в ближайшее время можно будет заказать. Данная Методика будет иметь регистрационный номер, с возможностью последующего обращения получивших данную Методику для получения бесплатной организационно-правовой помощи в реализации работ по полному индивидуальному абонированию.

Обращаемся к нашим гражданам - владельцам земельных садовых участков с предложением. Если вы считаете, что проводимая нами работа необходима и полезна, то можете поддержать нашу общественную организацию, поскольку она существует только на взносы своих членов, вступлением в ее ряды (членские взносы 30 рублей с человека в год) или спонсорским взносом, а также письмами-обращениями в поддержку проводимой работы в части полного перехода на индивидуальное абонирование.

Основные положения перехода владельцев садовых земельных участков в СНТ на заключение
индивидуальных договоров энергоснабжения
(индивидуальное абонирование)

Настоящие положения основаны на положениях гражданского и жилищного законодательства, законодательных и нормативных актов по электроэнергетике, а также Федерального закона №66-ФЗ от 15.04.1998г. «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (далее закон №66-ФЗ) и направлены на положительное решение задач, связанных с переходом садоводческих товариществ на заключение прямых индивидуальных договоров энергоснабжения всеми собственниками земельных участков и находящихся на них строений (как членами СНТ, так и лицами ведущими свое хозяйство в индивидуальном порядке на территории СНТ).

Настоящие положения разработаны Межрегиональной общественной организацией садоводов, огородников, дачников «Цветущая Родина», на основе положительного опыта взаимодействия СНТ «Урожайное» Каширского района Московской области и Каширского территориального отдела ОАО «Мосэнергосбыт» с использованием имеющегося опыта других СНТ, и предполагают принятие в обязательном порядке, в соответствии с Законодательством, на общем собрании собственников земельных участков (как членами, так и не членами СНТ), решения о 100 %-ом индивидуальном абонировании.

Право заключать договора энергоснабжения между гражданами и энергоснабжающими организациями (далее ЭСО) предоставлено законодательством на основании ст. 161 часть 1,2,3 и ст.164 ч.2 Жилищного кодекса РФ, по аналогии с которыми собственники земельных участков (как члены так и не члены СНТ) имеют право на общем собрании выбрать индивидуальное абонирование как способ управления энергоснабжением в СНТ, а также на основании ст. 3 и ст. 37 (п.2) Федерального закона № 35-ФЗ от 26.03.2003 г. «Об электроэнергетике» и пункта 61 Правил «Основные положения функционирования розничных рынков электроэнергетики» (далее Правила ОПФРР), утвержденных Постановлением Правительства РФ № 530 от 31.08.2006 г. (в редакции Постановления Правительства РФ № 1242 от 31.12.2010г.), в соответствии с которыми Гарантирующий поставщик электроэнергии, при соблюдении определенных условий, обязан заключить Договор энергоснабжения с любым обратившимся к нему лицом.

Порядок заключения таких договоров и необходимые условия, предъявляемые при этом к заявителю, регулируются пунктами 61,62,64 и 71 Правил ОПФРР, разделом II(п.3) и разделом III (пункты 19,20,25 и другие) «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователями помещений в многоквартирных домах и жилых домах» (далее Правила ПКУ), утвержденных Постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011г.

Ниже дается упрощенный перечень поэтапных мероприятий, которые необходимо провести гражданам и Правлению СНТ, в тесном взаимодействии с Гарантирующим поставщиком электроэнергии (энергоснабжающей организацией) и сетевой территориальной организацией:

1. СНТ в обязательном порядке проводит общее собрание членов СНТ (а в случае необходимости общее собрание собственников земельных участков и расположенных на них строений, - как членов так и не членов СНТ). На указанном собрании принимается Решение о 100 % индивидуальном абонировании, т. е. о способе управления энергоснабжением в СНТ через заключение индивидуальных прямых Договоров энергоснабжения.

В целях устранения возможных законодательных затруднений, связанных с расторжением или изменением договоров энергоснабжения между СНТ (юридическим лицом) и энергоснабжабжающей организацией дату начала действия индивидуальных договоров рекомендуется увязать с датой окончания действующего Договора энергоснабжения между СНТ и энергоснабжающей организацией, т. е. с 1 января следующего года. Собрание рекомендуется проводить в первой половине года, а имеющийся запас времени использовать для решения всех нижеперечисленных задач, связанных с заключением индивидуальных договоров большим количеством граждан, выполнением ими соответствующих нормативных требований и подготовкой и оформлением пакета документов, необходимых для заключения индивидуального договора энергоснабжения. (Приложение № 1).

2. Принятое на общем собрании Решение вручается руководителю Гарантирующего поставщика вместе с Письмом, в котором сообщается о намерении СНТ с даты, указанной в Решении, перейти на индивидуальное абонирование.

3. В целях успешного проведения мероприятия и решения всех вопросов, которые могут возникнуть у обеих сторон в процессе его проведения, целесообразно провести совещание представителей СНТ и энергоснабжающей организации и заключить соглашение (оформить Протоколом о намерениях) с подробным изложением затронутых вопросов, согласовать обязанности сторон по выполнению условий, выдвинутых сторонами в рамках нормативных актов. (Перечень вопросов, рекомендуемых к согласованию сторонами дается в Приложении №2).

4. Первоочередное мероприятие, которое необходимо провести СНТ- это подготовка индивидуальных узлов учета электроэнергии для предъявления энергоснабжающей организации в соответствии с техническими условиями, согласованными на вышеуказанном совещании.

В рамках данного мероприятия проводится замена или поверка счетчиков, проверяется высота их установки, а также их пломбирование представителями ЭСО. Кроме этого узлы учета и вводы в строение проверяются на соответствие Правилам ПУЭ.

5. По мере готовности индивидуальных узлов учета к приемке представителем ЭСО, правление поэтапно, в соответствии со статьей 26 (пункт4) Закона 35-ФЗ «Об электроэнергетике» и пункта 27 «Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии … к электрическим сетям» в редакции Постановления Правительства РФ №334 от 21.04.2009г. (далее Правила ПТП), помогает оформить членам СНТ, заключающим с МЭС индивидуальные договора энергоснабжения, следующие документы:

  • разрешение на мощность
  • акт о технологическом подсоединении
  • акт о разграничении балансовой принадлежности и технологической ответственности между владельцем участка, СНТ и сетевой территориальной организацией.
    Документы оформляются на основании заявления от членов СНТ – владельцев земельного участка с приложением:
  • ксерокопии паспорта
  • ксерокопии свидетельства на строение и свидетельства на земельный участок
  • однолинейной схемы узла учета.

Настоящим обращается внимание руководителей сетевых и энергоснабжающих организаций, что в случае, если ВЛ-0,4 кВ, ВЛ-10кВ и понижающие трансформаторы не переданы на баланс территориальной сетевой организации и их содержание производится за счет средств членов СНТ, оформление вышеуказанных документов должно производиться исключительно Правлением СНТ. Особенно недопустимыми являются случаи выдачи этими организациями Разрешения на мощность без ведома руководства СНТ при обращении отдельных граждан – членов СНТ с указанием завышенной к использованию мощности, что является прямым вмешательством во внутренние дела СНТ.

Выдача разрешения на мощность каждому члену СНТ производится на основании Решения общего собрания о перераспределении между членами общей мощности в рамках мощности, отпущенной садоводческому товариществу в соответствии с разрешением, выданным территориальной сетевой организацией.

Так как главным при согласовании Акта о разграничении балансовой принадлежности является правильность нанесения границ балансовой принадлежности между членом СНТ, сетями СНТ, являющимися общей совместной собственностью, и территориальной сетевой организацией, а также правильность определения границы эксплуатационной и технологической ответственности электросетевой и снабжающей организации, то в целях обеспечения качества электроэнергии, указания в документах «точки присоединения» абонента и места установки прибора учета, в целях надлежащего исполнения договорных обязательств по поставке гражданам электроэнергии напряжением 220-380в., представляется целесообразным оформить и согласовать «типовой» (обезличенный) для конкретного СНТ, указанный выше Акт, с приложением согласованного Акта, оформленного конкретно на одного из членов СНТ (например, на председателя правления). Акты на остальных членов СНТ в этом случае оформляются за подписью председателя правления, ответственного за электрохозяйство и владельца земельного участка, а затем представляются в МЭС, без согласующей подписи электросетевой организации. Могут быть и другие варианты.

При этом «точкой присоединения» электрохозяйства отдельного члена СНТ в указанных Актах, в целях заключения индивидуального Договора энергоснабжения и исполнения договорных обязательств по поставке электроэнергии бытового назначения (380/220в) со стороны ЭСО и по оплате за нее со стороны потребителя, в соответствии с пунктами 16.1 и 25.1 Правил ПТП и пункта 5 Правил ПНД, будет являться точка, находящаяся на изоляторах опоры, от которой отходит ответвление к вводу в строение соответствующего члена СНТ. При этом граница эксплуатационной (технологической) ответственности для сетевой организации остается в «точке присоединения» сетей СНТ (общей совместной собственности членов СНТ) к сетям этой организации.

6. Документы, необходимые для заключения индивидуального договора энергоснабжения, подаются в ЭСО поэтапно вместе с соответствующим личным Заявлением в порядке, согласованном сторонами. При этом в заявлении или однолинейной схеме узла учета электроэнергии должны быть, в обязательном порядке, отметки инспектора ЭСО о принятии узла учета и его пломбировании, с указанием марки и заводского номера счетчика, а также показаний счетчика на день подачи документов.

К концу декабря месяца истекающего года, заявления с оформленными документами от всех членов СНТ должны быть поданы в ЭСО, а Правление СНТ в начале декабря месяца направляет в ЭСО письмо о прекращении действия Договора энергоснабжения между СНТ и ЭСО с 01 января наступающего года в связи с окончанием срока его действия и заключением всеми членами СНТ индивидуальных договоров, которые начинают действовать с 01 января наступающего года. При этом к гражданам (в т.ч. членам СНТ), заключившим индивидуальные договора энергоснабжения, применимы тарифы для населения, проживающего в сельской местности.

В случае возникших недоразумений по указанному вопросу МО «Цветущая Родина» предоставит любому СНТ полное обоснование законности данного положения.

Председатель Президиума МОО «Цветущая Родина» В.В. Шаталинский

Приложение № 1.

ПЕРЕЧЕНЬ
документов, необходимых для представления
в Мосэнергосбыт (иную энергоснабжающую организацию)
в целях заключения индивидуального договора энергоснабжения

1. Заявление о заключении договора;

2. Однолинейная схема энергоснабжения (в том числе схема узла учета электроэнергии) с отметкой о приемке узла учета и его пломбировании;

3. Разрешение на используемую мощность, выданное правлением СНТ;

4. Акт о технологическом присоединении. Оформляется правлением СНТ на бланке СНТ. Возможно согласование с территориальной сетевой организацией;

5. Акт о разграничении балансовой принадлежности и технологической (эксплуатационной) ответственности. Возможно согласование с территориальной сетевой организацией. Оформляется правлением СНТ на бланке;

6. Ксерокопия правоподтверждающего документа на земельный участок или строение (копия заверяется печатью СНТ);

7. Ксерокопия паспорта владельца земельного участка или строения на земельном участке (для правильного оформления договора).

Приложение № 2.

1. Технические условия на оборудование узлов учета электроэнергии. Выдается на СНТ в одном экземпляре, а СНТ применяет их к каждому члену СНТ- собственнику земельного участка;

2. Порядок и сроки принятия узлов учета представителем ЭСО и пломбирования как счетчиков, так и ограничителей мощности в соответствии с разрешением на мощность, выданным члену СНТ правлением товарищества;

3. Порядок оформления и согласования Актов о технологическом присоединении и разграничении балансовой принадлежности;

4. Порядок и сроки подачи заявлений о заключении индивидуального договора энергоснабжения и необходимых документов;

5. Порядок окончания действия договора энергоснабжения между СНТ и ЭСО или согласование изменений к нему;

6. Условия применения к лицам, заключившим индивидуальные договора, тарифов, применяемых к населению, проживающему в сельской местности.

Примечание:
а) Обязательством сторон по каждому согласованному пункту должно уделяться пристальное внимание.

б) Переговоры рекомендуется вести в интересах всех членов СНТ, при этом вопросы, регулируемые нормативными актами, решать в рамках законодательства. Нерегулируемые законодательством вопросы решать в рамках заинтересованности сторон.

От сайт: Позднее мы планируем объявить о способе распространения предлагаемой методики в садоводческой среде. Сразу скажем, что бесплатным оно не будет, так как необходимо издание печатного варианта. Тех же, кто заинтересован в финансировании начального тиража, просим обращаться в редакцию Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Ульяновские управляющие организации (УО) предлагают собственникам перейти на прямые договоры с поставщиками всех коммунальных услуг. Такая схема, по мнению управленцев, во-первых, даст уверенность и гарантии собственникам, что их деньги за ЖКУ не «крутят» и не воруют. Во-вторых, избавит УО от долгов поставщикам ЖКУ (поскольку УО сегодня - посредники между жителями и поставщиками ЖКУ).

Шаг первый: договариваемся напрямую

18 апреля эта инициатива управляющих организаций обсуждалась на заседании рабочей группы по вопросу реализации постановления Правительства РФ №354 при администрации Ульяновска. Анатолий ЯШАНОВ , директор ООО «Строительно-монтажное управление», и Григорий НИКОЛАЕВ , директор некоммерческого партнерства саморегулируемая организация «Симбирский дом», выказали свои аргументы «за» прямые договоры.
Почему директора обратились к городской власти? Потому что администрация является собственником приличной части жилфонда, а для перехода на прямые договоры нужно решение общих собраний, в проведении которых власть может выступить инициатором. Также власть может помочь в обсуждении инициативы с поставщиками ресурсов (а на заседание рабочей группы приглашаются руководители ВоТГК, «Гортеплосервиса», «Водоканала», Департамента цен и тарифов, Комитета ЖКХ).

Прямые договоры: опыт соседей

Толчком к обсуждению перехода на прямые договоры стало сообщение из Волгограда: «Волгоградское правительство требует от мэрии Волгограда активнее проводить общие собрания жильцов с целью перевода собственников квартир на прямые платежи за тепло и воду». Эта мера была инициирована руководством области в ответ на кризисную ситуацию в системе городского ЖКХ.

Хронические неплатежи управляющих компаний и отсутствие за ними должного муниципального контроля привели к многомиллионным долгам. Только двум муниципальным ресурсоснабжающим организациям - «Водоканалу» и «ВКХ» - управляющие компании не доплатили более 2,5 млрд. рублей.

УК необходимо полностью исключить из цепочки платежей, полагают в областном правительстве. «Если сегодня власти города Волгограда сумеют организовать общие собрания жильцов и перевести всех собственников квартир на прямые платежи, это позволит восстановить систему коммунальных взаиморасчетов», - считает вице-премьер волгоградского правительства Валентина ГРЕЧИНА . Однако пока, по ее словам, темпы этой работы в Волгограде оставляют желать лучшего. Мэрия сумела провести собрания лишь в трети жилого фонда города, причем кворум во многих случаях отсутствовал.

Городским властям поставлена задача: до 1 мая завершить перевод жителей на прямые платежи. «Принять такое решение собственники могут и заочно, однако объяснить людям суть вопроса и организовать голосование - это прямая обязанность местных властей», - подчеркнула Валентина ГРЕЧИНА. В ближайший месяц собраниями жильцов должно быть охвачено не менее 6 тысяч многоквартирных домов города Волгограда».

Вот такая ситуация в Волгограде.

Анатолий ЯШАНОВ по этому поводу высказался в одном из своих интервью: «Чтобы навести порядок в сфере управления многоквартирными домами, на мой взгляд, надо поступить, как в Волгограде, где в ответ на кризисную ситуацию в системе ЖКХ власть приняла решение до 1 мая перевести собственников на прямое абонирование по теплу и на водоснабжение с поставщиками этих услуг. Случись такая инициатива в Ульяновске, управляющие компании первыми откликнулись бы на нее, проводили бы собрания, убеждали людей... Все управляющие компании мечтают выйти из цепочки платежей и долгов населения за коммунальные ресурсы. Если бы это произошло, не было повода говорить, что мы виноваты в долгах перед энергетиками и в росте платежей за коммунальные ресурсы - перед населением. Никто бы не говорил, что плата на коммунальные услуги растет, потому что управляющие компании наживаются».

18 апреля Григорий НИКОЛАЕВ поддержал ту же идею, приведя в пример Иваново (с населением около 400 тысяч человек). В городе введены прямое абонирование и оплата по всем коммунальным услугам. Расчеты за ЖКУ в Иваново производятся по квитанциям поставщиков услуг: за электроэнергию - от «Ивгорэнергосбыта»; ГВС и водоотведение - «Водоканала»; отопление и ГВС - МУП «ИГТСК»; газ - «Газпром межрегионгаз Иваново», «Ивановооблгаз».

К пилотному варианту готовы

В общем, сегодня цепочка договоров выстроена так, что, не оплачивая ЖКУ (причины долгов - тема другого разговора), жители делают должниками управляющие организации…

В прошлом году, избавляясь от долгов, которые на нее «навешали» собственники, УК «Аметист» провела кампанию по переводу большинства управляемого жилфонда в непосредственное управление (НУ). При таком способе управления заключение договоров на поставку ЖКУ каждым собственником становится обязательным. То есть, «Аметист» и от долгов избавился, и статус сменил: из управляющей организации превратился в обслуживающую…
Но Жилищный кодекс РФ позволяет изменить цепочку договоров, не меняя способа управления. Именно такой вариант и предложили ЯШАНОВ и НИКОЛАЕВ. Более того, прямое абонирование в Ульяновске, как оказалось, уже давно используется, правда, пока только одним поставщиком коммунального ресурса, а именно - газа. То есть опыт есть, и за ним даже не надо ездить в другие города. Надо лишь применить, скопировав договорные взаимоотношения потребителей с газовиками на другие виды коммунальных ресурсов.

В общем, лед тронулся: Анатолий ЯШАНОВ заявил о готовности «СМУ» стать пилотной управляющей организацией по переходу на прямые договоры, СРО «Симбирский дом» уже проводит рабочие совещания с поставщиками ЖКУ…

Главный - собственник

Переход на прямые договоры - процесс, на самом деле, непростой. И важно «на берегу» оценить все риски, изучить подводные камни. Поэтому сейчас оценивают свою роль в новой договорной схеме все: РИЦ, «Водоканал», ВоТГК, Комитет ЖКХ...

Но главное, чтобы задумались, поняли и оценили последствия сами собственники. Поэтому к теме прямых договоров мы скоро вернемся.

Ульяновцы обеспокоены: ресурсоснабжающие организации ведут агитацию в жилых домах за переход на прямое, как говорят жильцы, абонирование. Граждане усматривают в этом подвох.

О примере такой агитации «СК» рассказал житель дома №22 по улице Карла Либкнехта в Ульяновске. «Поскольку при очном голосовании этот вопрос решить невозможно, они (ресурсники. - Ред.) используют заочное голосование», - считает наш собеседник и призывает газету «открыть глаза ресурсополучателям и назвать истинную цель этой махинации». По его версии, ресурсоснабжающие компании специально аккумулируют в своих руках сбор денег, чтобы ликвидировать задолженность, которую накопили управляющие компании.

Если цель именно в этом - получать деньги за свой товар, то термин «махинации», видимо, не вполне удачен. И есть во всем этом, похоже, большая путаница. Словом «абонирование» ресурсники вводят людей в заблуждение. Прямое абонирование - это договор жильца с ресурсоснабжающей организацией не просто на оплату ресурса, но и на его поставку. Речь же на Либкнехта, 22 идет, вероятно, об оплате напрямую, а не через управляющую компанию. То есть просто, как мы раньше уже писали, об изменении маршрута денег от потребителя (жильца) до поставщика, а не о переменах в схеме поставок.

В принципе ничем страшным жильцам домов это грозить не должно. Но есть один момент. Многие ульяновцы являются получателями либо субсидий на оплату услуг ЖКХ, либо компенсаций. РИЦ на основе своей базы данных сильно упрощает задачу оформления этих выплат, передавая зачастую нужную информацию в ответственные за выплаты службы автоматически. И обдумывая изменения в порядок оплаты, лучше заранее уточнить, не усложнит ли это получение субсидий и компенсаций, не нужно ли будет потом бегать по конторам самому, собирая справки и куда-то их передавая. В общем, стоит ли овчинка выделки, в том числе и с тем, что предлагают сейчас ресурсники.

Определенный страх вызывает и ситуация с ОДН, суммы за которые пока что разные, в зависимости от исполнителя услуги. Если это управляющая компания, то ОДН не может превышать установленный норматив - например, на потребление электроэнергии, идущей на обслуживание мест общего пользования. А если исполнителем услуги является поставщик, то норматив не учитывается и ОДН может выливаться в существенные суммы. Правда, здесь надо понимать, что даже если оплата поставщику осуществляется не через управляющую компанию, а напрямую, по отдельному договору, это не означает, что поставщик автоматически становится исполнителем услуги. Пока дом находится в управлении управляющей организации, она является исполнителем, выставляет собственникам помещений счета за ОДН, не превышая при этом норматива. Словом, для жильцов в этой части ничего не меняется.

В 2018 году принят закон о прямых расчетах в ЖКХ. Однако неправильные действия РСО, равно как и управляющей организации, ТСЖ, могут повлечь административную ответственность и иные финансовые риски. Как их избежать - читайте в статье.

Прямые расчеты за коммунальные платежи на сегодняшний день являются показателем достигнутой между потребителями, ресурсоснабжающей организацией (РСО) и управляющей организацией (УО) платежной дисциплины и организованности в исполнении договорных обязательств, отчасти демонстрируют готовность работать по прямым договорам. В статье мы при переходе на прямые расчеты, познакомим с экспертной оценкой нововведения. Текст самого закона можно .

Согласно жилищному законодательству порядок оплаты коммунальных услуг в МКД зависит от .

Если в многоквартирном доме , то все потребители (собственники и наниматели помещений) в МКД становятся обязанными вносить плату за коммунальные услуги непосредственно в адрес УО, которая и является в настоящее время исполнителем коммунальных услуг. И соответственно именно у нее появляется обязанность платить за коммунальный ресурс, отпущенный РСО в многоквартирный дом на нужды всех потребителей в МКД, в т. ч. на общедомовые нужды (иначе - ОДН). Данный вывод подтверждается нормами жилищного законодательства и обширной судебной практикой, частный случай будет описан в отдельным подразделе.

Закон о прямых расчетах в ЖКХ в 2018 году

23 марта 2018 года в Государственной думе в третьем и окончательном чтении был принят закон, позволяющий владельцам жилья подписывать прямые договоры с ресурсовиками. При заключении такого соглашения услуги ЖКХ могут оплачиваться напрямую, без участия управляющей организации. Плюсы и минусы такого подхода будет рассмотрен в этой статье отдельным пунктом.

Решение о заключении прямого договора с РСО владельцы квартир могут принять на общедомовом собрании, а журнала . На такую систему расчетов можно перейти в части получения следующих коммунальных услуг:

  • горячая и холодная вода;
  • отведение канализационных стоков;
  • обогрев жилья;
  • вывоз мусора.

Смотрите фрагмент бесплатного вебинара для наших подписчиков на тему "Переход на прямые договоры между РСО и потребителем"

С одной стороны, примерно 30% УК задерживают перечисление полученных от жильцов средств в РСО. С другой стороны, необходимость напрямую работать с потребителями повышает расходы ресурсовиков, а это неизбежно ведет к повышению тарифов.

О потребности в законе о прямых расчетах в ЖКХ в начале 2018 года высказался и Владимир Путин.

Чем обоснована инициатива с прямыми договорами

В Минстрое продвижение данного закона объяснили необходимостью исключения посредников из расчетов владельцев жилья с ресурсовиками. Это нужно для повышения платежной дисциплины. Министерство подсчитало, что около 40% задолженности в жилищно-коммунальном хозяйстве приходится на управляющие компании, которые получили оплату от потребителей, но не перевели ее РСО. подробно написано в статье справочной системы « ».

По мнению представителей Минэнерго, управляющие организации должны получать средства за ремонт и содержание МКД. Платежи за воду, тепло и прочие ресурсы надо направлять напрямую их поставщикам. В результате на рынке должны остаться только те УК, которые заинтересованы именно в управлении многоэтажками, а не в «прокручивании» денег жильцов.

Получение всего объема средств пойдет на пользу и ресурсовикам. Они смогут выделять больше денег на модернизацию сетей, в результате чего повысится качество предоставляемых потребителям услуг. Делее в статье мы приведем мнения руководителей крупных РСО и экспертов.

Особенности заключения прямых договоров с РСО, их плюсы и минусы

Даже в ситуации, когда владельцы квартир могут перейти на прямую оплату коммунальных услуг ресурсовикам , управляющая организация не исключается из процесса обслуживания дома в этом направлении. УК все также несет ответственность за неподачу воды или тепла, если она спровоцирована неполадками внутридомовых сетей. Вопросы с перерасчетами и недостаточным качеством услуг жильцы продолжают решать через управляющую компанию, хотя она во многом здесь будет лишь посредником.

Главным плюсом перехода на прямые договоры для РСО является исключение «буфера» в виде УК и ТСЖ на пути получения платежей. Это позволит им получать деньги в более полном объеме и без задержек. Минусом для ресурсовиков будет повышение собственных расходов на построение работы с миллионами потребителей. Для этого им потребуется, в том числе, соответствующее программное обеспечение и база данных потребителей.

Управляющие организации отчасти тоже выигрывают от введения такого закона. С них снимается часть нагрузки, и что особенно важно, УК больше не требуется вести работу с должниками за коммунальные услуги. Если потребитель платит напрямую РСО, то она и будет заниматься процедурами взыскания. При наличии в доме большого числа должников их общая задолженность больше не будет головной болью управляющей организации, которой приходится отчитываться за неплатежи различным инстанциям.

Плюсом для владельцев жилья станет более стабильная и прозрачная работа УК или ТСЖ. Например, снижаются риски банкротства управляющей организации из-за больших долгов перед ресурсовиками. Если ранее некоторые УК могли направлять РСО в счет оплаты долга средства, собранные с жильцов на текущий ремонт и содержание МКД, то теперь такая практика прекратится, и деньги будут расходоваться по назначению.

Что думают руководители РСО о законопроекте

Крупные ресурсоснабжающие организации переход на прямые платежи в целом поддерживают. Например, об этом говорят в ООО «Сибирская генерирующая компания», которая вырабатывает около 25 процентов тепла и электричества для энергосистемы Сибири. В ООО «СГК» уже отмечают возросшую долю потребителей, оплачивающих услуги напрямую. Это привело к значительному улучшению собираемости платежей за горячее водоснабжение и отопление.

В случаях, когда потребители платят с помощью посредников, периодически появляются мошеннические схемы. Они приводят не только к росту долгов, но и к невозможности их взыскания. Так происходит, к примеру, при банкротстве УК, которая нередко в скором времени «возрождается» в качестве другого юридического лица.

Добросовестные управляющие организации, по мнению представителя «СГК», также поддерживают новый закон. Он избавляет их от риска попадания в долговую яму из-за значительных задолженностей жильцов. Городские власти тоже настроены положительно. Они при работе по такой схеме уверены, что денежные средства жильцов поступят по назначению и МКД не попадет в список должников.

Мнение экспертов о переходе на прямые договоры

У независимо оценивающих законодательные инициативы экспертов мнение относительно введения прямых расчетов неоднозначное. Действительно, новые правила могут помочь в решении проблемы с управляющими организациями, которые намеренно удерживают деньги жильцов, в результате чего те становятся должниками в глазах РСО. Это недобросовестные игроки, и они должны покинуть рынок.

Нужно отметить, что прямые расчеты уже сейчас работают в некоторых регионах России. Однако их нельзя называть прямыми договорами, так как данная схема используется только в МКД с непосредственным управлением. Получается, что принятие законопроекта сделает легальной практику, которая по факту уже существует.

По мнению экспертов, опасения относительно роста тарифов в результате перехода на прямые договоры, не оправдаются. Власти в последние годы уделяют этому вопросу повышенное внимание и пресекают дополнительные попытки увеличения тарифной нагрузки на население.

В то же время экспертное сообщество беспокоит то, как владельцы жилья будут защищать свои интересы при возникновении споров с РСО. Например, вопрос с неверными начислениями по старым нормам можно было достаточно быстро решить в УК, которая подчиняется правилам работы с обращениями граждан и контролируется Госжилинспекцией. Как будут решаться те же вопросы с ресурсовиками, пока не понятно.

При разбирательствах с низким качеством коммунальных услуг тоже ожидаются некоторые сложности. РСО всегда могут сослаться на плохую работу внутридомовых сетей, за которые они не отвечают. Эти сети находятся в распоряжении УО, но она может указать на то, что не является стороной договора. Наверняка после начала работы закона отрасль ожидает переходный период, в течение которого будут дорабатываться и закрепляться дополнительными законодательными актами правила поведения всех участников.

Права и обязанности УО (УК и ТСЖ) в части содержания инженерных сетей и качества коммунальных услуг

Принятие законопроекта о прямых расчетах потребителей с ресурсовиками избавляет управляющие организации только от необходимости работать с частью потока денежных средств, регулярно поступающих от жильцов. Чуть выше мы обозначили обеспокоенность экспертов тем, что некоторые УК могут посчитать свое исключение из договора поводом для снятия ответственности за качество поставляемых услуг. Это неверная трактовка изменений законодательства.

В части содержания инженерных сетей и обеспечения жильцов качественными коммунальными услугами обязанности управляющих компаний не поменялись. По-прежнему за поставляемыми ресурсы до границы МКД отвечает ресурсоснабжающая организация, а за нормальную работу сетей внутри здания – УК или ТСЖ. Здесь продолжают работать правила, установленные правительственным постановлением №416 от 2013 года.

Исключения из правил

Рассмотренное правило о порядке расчетов за коммунальные услуги, когда собственники вносят плату УО, а она рассчитывается с РСО за поставленные в МКД ресурсы, имеет ряд исключений.

Исключение 1 . В МКД, где избран непосредственный способ управления домом, договоры горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в т. ч. поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в т. ч. поставки твердого топлива при наличии печного отопления) заключаются каждым собственником помещения самостоятельно. Соответственно расчеты ведутся также индивидуально с каждым собственником помещения (п. 2 ст. 64 ЖК РФ).

Исключение 2. РСО может (и должна) выступать в роли исполнителя коммунальных услуг и вести с потребителями прямые расчеты в том МКД, способ управления которым не выбран, а также на период со дня прекращения ранее выбранного способа управления МКД до дня начала предоставления коммунальных услуг новой УО либо ТСЖ (п. 17 Правил предоставления коммунальных услуг № 354*).

* Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354.

Исключение 3. Собственники нежилых помещений в МКД могут заключить договор ресурсоснабжения непосредственно с РСО и, соответственно, производить оплату за потребляемые коммунальные ресурсы непосредственно в РСО. Вместе с тем заключение подобного договора не снимает с собственника нежилого помещения обязанности по внесению платы за коммунальные услуги, предоставленные на ОДН, через управляющую организацию (п. 18 Правил предоставления коммунальных услуг № 354).

Исключение 4. Федеральный закон от 29.06.2015 № 176-ФЗ (далее - Закон № 176-ФЗ) с 30 июня 2015 г. допускает сохранение фактически сложившихся прямых договорных отношений (прямых договоров) между потребителями и РСО даже при наличии УО. Такие договорные отношения могут быть прекращены только в связи с отказом от них одной из сторон: потребителей или РСО (ч. 17–18 ст. 12 Закона № 176-ФЗ).

Исключение 5. Собственники помещений в МКД могут принять решение о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно РСО (п. 7.1. ст. 155 ЖК РФ, п. 64 Правил предоставления коммунальных услуг № 354, п. 27 Правил № 124*). Аналогичное решение могут принять члены ТСЖ или кооператива (п. 6.3 ст. 155 ЖК РФ).

При этом внесение платы за коммунальные услуги РСО признается выполнением собственниками помещений своих обязательств по внесению платы за соответствующий вид коммунальной услуги перед управляющей организацией.

О том, как происходит процедура перехода на прямые расчеты, читайте далее в стетье.

К сведению

С момента принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе в качестве способа управления МКД управление управляющей организацией собственник не может самостоятельно заключать договоры с РСО.

Управляющая организация автоматически становится исполнителем коммунальных услуг и обязана заключить договоры на приобретение всего объема коммунальных ресурсов до ввода в дом (до границы ответственности управляющией организации).

Заключение управляющей организацией соответствующего договора с РСО обусловлено именно наличием у нее цели оказания собственникам жилых помещений в МКД коммунальной услуги в соответствии с договором управления.

Жилищный кодекс допускает управление МКД только одной УО и не допускает отказ во взыскании РСО с исполнителя коммунальных услуг (а именно с УО) задолженности за поставленный в жилой дом коммунальный ресурс независимо от того, оплачивают ли граждане соответствующие ресурсы УО или РСО. Иное с учетом действующего законодательства возможно только в случае выбора собственниками непосредственного способа управления МКД.

УО несет ответственность перед потребителями за качество предоставляемых коммунальных услуг. Тот факт, что РСО поставляет ресурс ненадлежащего качества, не снимает с УО ответственности за ухудшение качества коммунальной услуги и обязанности предоставлять услугу надлежащего качества.

Получение хозяйствующим субъектом статуса УО влечет за собой возникновение у него статуса исполнителя коммунальных услуг с неотъемлемой обязанностью по предоставлению коммунальных услуг конечным потребителям и расчетом за коммунальные ресурсы с РСО.

Прямые платежи за коммунальные услуги и прямые договоры

Положение п. 7.1 ст. 155 ЖК РФ о прямых платежах не имеет никакого отношения к прямому договору между потребителями и РСО. Просто РСО в части платы, поступающей от потребителей за индивидуальное потребление услуг в помещении, получает соответствующие денежные средства каждый день в момент оплаты потребителями без задержки этих денег в управляющей организации. При этом РСО сохраняет право требовать с УО внесения платы за коммунальные услуги, потребленные как на индивидуальные нужды потребителями, внесшими неполную оплату, так и при использовании общего имущества в МКД.

Иными словами, применение п. 7.1 ст. 155 ЖК РФ изменяет лишь порядок расчетов за коммунальные услуги и ресурсы, но не изменяет договорную схему взаимоотношений по предоставлению коммунальных услуг. Позже мы подробно разберем переход на прямые договоры между РСО и УО и остановимся на основных проблемах и ошибках.

Как разъяснил Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в постановлении от 21.08.2015 по делу № А32-16816/2014, «решение собственников помещений о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно РСО не меняет состава сторон и их ответственности ни в обязательстве по оказанию коммунальных услуг между исполнителем и потребителем, ни в обязательстве по приобретению коммунальных ресурсов между исполнителем и РСО, поэтому если собственники и наниматели помещений не внесли РСО в полном объеме плату за оказанные коммунальные услуги, то последняя вправе требовать оплаты ресурсов от исполнителя коммунальных услуг». Данный вывод полностью соответствует сложившейся судебной практике, позиции Верховного Суда РФ, а также ранее действовавшего ВАС РФ.

Пример

Суд указал, что жильцы считаются исполнившими свои обязательства перед УО, даже если они оплатили коммунальные услуги непосредственно РСО. То есть задолженность населения по оплате коммунальных услуг является задолженностью УО перед РСО. Следовательно, если население имеет долг по оплате электроэнергии, то этот долг имеет и исполнитель коммунальных услуг.

Соответственно, УО по-прежнему остается исполнителем коммунальных услуг, ответственным перед потребителями - за их качество в пределах внутридомовых инженерных сетей, а перед РСО - за оплату поставленных коммунальных ресурсов. УО также производит начисление платы и выставление платежных документов, делает перерасчет платы по заявлению потребителей, ведет претензионно-исковую работу с должниками. И при наличии задолженности по расчетам потребителей с РСО несет ответственность в части оплаты сумм задолженности.

  • Прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями и прямые расчеты за коммунальные услуги

Для справки

Инициатором общего собрания собственников помещений в МКД может быть любой собственник жилого/нежилого помещения или совет многоквартирного дома, избранный в порядке, предусмотренном ст. 161.1 ЖК РФ.

Инициатор уведомляет о проведении общего собрания не позднее чем за 10 дней до даты его проведения.

Способы уведомления:

1) размещением объявления на информационных стендах в подъездах при условии, что ранее собственники согласовали данный способ уведомления (имеется протокол собрания об этом);

2) заказными письмами;

3) нарочным, путем подписания реестра уведомлений собственников помещений.

В уведомлении о проведении общего собрания должны быть указаны:

  • сведения об инициаторе собрания;
  • форма проведения данного собрания (очное собрание, заочное голосование, очно-заочное голосование);
  • дата, место, время проведения общего собрания (при очной форме собрания) или дата окончания приема решений собственников по вопросам, поставленным на голосование, и место или адрес, куда должны передаваться такие решения (при заочном голосовании). При проведении собрания в очно-заочной форме указываются: дата, место, время проведения очного собрания, а также дата и место окончания приема решений собственников;
  • повестка дня общего собрания;
  • порядок ознакомления с информацией и (или) материалами общего собрания (при наличии таковых).

Сведения о принявших участие в собрании собственниках вносятся в соответствующий реестр присутствовавших на общем собрании собственников.

Кворум для проведения собрания собственников должен составлять не менее 50 % от общего числа голосов собственников помещений. Кворум для принятия решений - более 50% от общего числа голосов принявших участие в собрании.

Процедура перехода на прямые расчеты за коммунальные услуги

Для того чтобы организовать прямые расчеты потребителей с РСО, требуется соблюсти определенную процедуру. Обо всех возможных ошибках мы расскажем отдельно, а пока разделим процедуру перехода на следующие этапы и разберем их:

1. Принятие решения общим собранием собственников помещений и его надлежащее оформление.

2. Реализация принятого решения общего собрания.

3. Согласование нового порядка оплаты в договоре ресурсоснабжения и договоре управления МКД.

Первый этап. Решение общего собрания собственников помещений о прямых расчетах с РСО должно быть принято с соблюдением установленных ст. 44–46 ЖК РФ и приказом Минстроя России от 25.12.2015 № 937/пр требований к проведению собрания собственников. Это требования к кворуму, повестке дня, форме проведения собрания, реквизитам протокола и ряд других требований.

Для успешного проведения собрания вы должны составить подробный сценарий ОСС по вопросу перехода на прямые договоры с РСО. Эксперты журнала « » проанализировали опыт управляющих организаций и жилищных объединений по успешному проведению ОСС и подготовили для вас шпаргалку « » и подробную инструкцию « ». Эти материалы помогут вам справиться с недовольством и добиться положительного решения собственников.

В сценарии детально проработайте структуру собрания:

Менять или дополнять повестку нельзя, поэтому заранее составьте список самых распространенных и проблемных вопросов и подготовьте ответы на них. Так вы получите больше положительных решений по обсуждаемым вопросам.

Далее управляющая организация в течение 5 дней обязана направить копии решений и протокола общего собрания собственников в орган ГЖН, а также разместить на сайте ГИС ЖКХ (dom.gosuslugi.ru) электронные образы принятых решений и протокола.

Управляющая организация обязана уведомить о принятом решении по прямым расчетам соответствующую РСО не позднее 5 дней. Для этого УО должна направить копию протокола общего собрания собственников помещений в адрес РСО.

Третий этап - согласование порядка оплаты в договоре ресурсоснабжения и договоре управления МКД. РСО и управляющая организация должны внести дополнение в договор ресурсоснабжения о порядке прямых расчетов. Это особенно важно с точки зрения обмена информацией о количестве потребляемых коммунальных ресурсов, о суммарных платежах потребителей в каждом конкретном доме за расчетный месяц и поддержания платежной дисциплины потребителей.

В договор ресурсоснабжения обязательно должны быть включены условия, названные в п. 27 Правил № 124:

1) о порядке, сроках и форме представления РСО исполнителю (УО) информации о поступившем от потребителей размере платы за коммунальную услугу и о задолженности исполнителя по оплате коммунального ресурса раздельно по платежам потребителей и по платежам за коммунальную услугу соответствующего вида, потребляемую при использовании общего имущества в МКД;

2) о раздельном указании при осуществлении сверки расчетов: начислений, размеров платежей и задолженности исполнителя в части внесения платы за коммунальную услугу соответствующего вида, потребляемую при использовании общего имущества в МКД, и в части внесения платы за соответствующую коммунальную услугу потребителями на 1-е число месяца, следующего за расчетным периодом;

3) о порядке взаимодействия РСО и исполнителя (УО) по приостановлению или ограничению предоставления коммунальной услуги потребителям;

4) об ответственности исполнителя (УО) за невыполнение законных требований РСО по приостановлению или ограничению предоставления коммунальной услуги потребителю, имеющему задолженность по ее оплате (при наличии технической возможности для выполнения указанных требований), в т. ч. в виде возмещения убытков, а также порядок применения такой ответственности;

5) об обязанности исполнителя (УО) предусмотреть в договорах с потребителями согласованный с РСО порядок внесения потребителями платы за коммунальную услугу непосредственно РСО.

  • Защита интересов УО при исполнении стандарта раскрытия информации

Примерная повестка дня для общего собрания собственников помещений многоквартирного дома

1. Выбор председателя и секретаря общего собрания собственников.

2. Утверждение состава счетной комиссии для подсчета голосов и голосование за состав комиссии списком.

3. Внесение ежемесячной платы за _______ (указать вид коммунальной услуги) непосредственно в _____________ (наименование РСО) или через платежного агента, банковского платежного агента.

4. Изменение порядка внесения платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом (нежилом) помещении с «___» _______ (указать дату перехода на прямые расчеты).

5. Утверждение дополнительного соглашения № ____ от «__» _______ ____ к договору управления многоквартирным домом № _______ от «__» _______ ____ в части порядка расчетов за коммунальные услуги.

Основные проблемы при реализации схемы прямых платежей за коммунальные услуги

На любом из этапов организации прямых расчетов возможны ошибки и нарушения.

Процедурные ошибки

Пожалуй, наиболее сложным во всей процедуре перехода на прямые расчеты является первый этап - проведение общего собрания и надлежащее оформление протокола общего собрания собственников. Ведь допущенные нарушения при принятии решения собрания могут повлечь его недействительность. Достаточно доказать, что на собрании не было кворума или что повестка дня была изменена, и это свидетельствует о ничтожности принятого решения.

К тому же неадекватные требования Минстроя России к перечню обязательных приложений к протоколу общего собрания в приказе от 25.12.2015 № 937/пр явно не способствуют защите решения собрания от оспаривания, поскольку делают практически невозможным принятие собственниками помещений какого-либо решения без нарушений. Например, одним из обязательных приложений назван реестр всех собственников помещений в МКД, содержащий Ф. И. О. собственников - физических лиц, наименование и ОГРН собственников - юридических лиц, номера принадлежащих им помещений, реквизиты документов, подтверждающих права собственности на помещения, количество голосов, которым владеет каждый собственник помещения. Очевидно, что для составления такого реестра собственникам помещений потребуется помощь УО.

Само по себе отсутствие одного из приложений к протоколу общего собрания не свидетельствует о ничтожности принятого решения, а дает лишь право собственникам или органу ГЖН оспорить данное решение собрания (подп. 4 п. 1 ст. 181.4 ГК РФ).

Юридические ошибки

Прямые расчеты за коммунальные услуги не отменяют обязанности заключить договор ресурсоснабжения.

На практике не только потребители коммунальных услуг, но и сами РСО и УО нередко путают прямой расчет и прямой договор. Заметим, что Закон № 176-ФЗ не дал права собственникам принимать решение о заключении прямого договора на предоставление коммунальных услуг, а лишь позволил сохранить ранее сложившиеся (до 30 июня 2015 года) прямые договоры.

Подобная путаница между прямыми расчетами и прямыми договорами, как правило, ведет к незаключению договоров ресурсоснабжения, незаконному перераспределению прав и обязанностей. И как следствие - к возникновению судебных споров, обращению в надзорные органы.

Как неоднократно отмечали суды, положения п. 7.1 ст. 155 ЖК РФ не позволяют заключать прямых договоров потребителей с РСО и устанавливают только права на внесение платы напрямую РСО. При принятии собственниками решения о прямых расчетах с РСО управляющая организация не расторгает договор с РСО, а в соответствии с положениями пп. 25–27 Правил № 124 должна урегулировать порядок оплаты и обмена информацией по должникам с РСО. В свою очередь РСО не имеет права заключать прямые договоры на основании решения собственников о прямых расчетах без принятия решения о непосредственном способе управления МКД.

Даже если собственники помещений по незнанию сами принимают на собрании решение, из которого следует их воля не только производить прямые расчеты по п. 7.1 ст. 155 ЖК РФ, но и перейти на прямые договоры с РСО, то такое решение собрания в части изменения договорных отношений с РСО не влечет правовых последствий. И РСО, и УО, будучи профессиональными участниками рынка, должны знать, что подобные решения собственников являются недействительными, и вне зависимости от формулировок, указанных в протоколе общего собрания собственников, не допускать расторжения договора ресурсоснабжения. Статус исполнителя коммунальных услуг УО приобретает на основании решения собрания собственников помещений, и порядок оплаты коммунального ресурса, выбранный собственниками, не может лишить УО указанного статуса.

  • Как передать показания счетчика воды через интернет в личном кабинете mos.ru

В последнее время УО, приступая к управлению МКД, и вовсе не заключают договоры ресурсоснабжения, при этом нередко помогают собственникам помещений принять решение о прямых расчетах. Подобное бездействие УО не соответствует закону.

Суды в таком случае делают однозначный вывод: «из норм действующего законодательства не следует, что обязанности управляющей организации (ТСЖ) по предоставлению коммунальных услуг, выставлению счетов и сбору платежей зависят от наличия (либо отсутствия) договора ресурсоснабжения». Данная обязанность УО по заключению договоров ресурсоснабжения, даже если собственники помещений в МКД приняли решение о прямых расчетах с РСО, прямо предусмотрена Жилищным кодексом РФ.

Пример 1

Жилищная инспекция в ходе проверки установила, что УО не заключила обязательные договоры с РСО, а собственники приняли решение о прямых расчетах. По результатам проверки инспекция выдала предписание об обязанности заключить договоры ресурсоснабжения МКД.

Верховный Суд РФ признал предписание органа ГЖН законным, поскольку принятие решения собственниками жилых помещений вносить плату за потребленные коммунальные ресурсы напрямую ресурсоснабжающим организациям не снимает с общества как исполнителя коммунальных услуг обязанности по заключению договоров ресурсоснабжения (определение Верховного Суда РФ от 06.07.2015 по делу № 310-КГ14-8259, А68-1080/2014).

  • О работе органов государственных жилищных инспекций субъектов Российской Федерации

Пример 2

По другому делу суд указал, что «принятие собственниками помещений в МКД решения о внесении платы за отпуск воды и прием сточных вод непосредственно РСО не освобождает УО от обязанности заключить с РСО договор на предоставление коммунальных услуг» (постановление Арбитражного суда Уральского округа от 16.05.2016 № Ф09-3673/16 по делу № А76-13747/2015).

Условие о прямых расчетах за коммунальные услуги должно быть предусмотрено договором управления МКД.

Если собственники принимают решение о прямых расчетах с РСО за потребляемые коммунальные услуги, то это означает изменение порядка исполнения собственниками своей обязанности по оплате коммунальных услуг. Подобное изменение предполагает внесение соответствующих дополнений (изменений) в договор управления МКД, как того требуют ст. 450, 452 ГК РФ. Например, в договор управления включается следующее условие: «Плата за предоставляемые коммунальные услуги может вноситься собственниками и иными пользователями помещений в адрес ресурсоснабжающей организации в сроки и случаях, установленных Жилищным кодексом РФ, через ее собственные кассы, ее платежных агентов, банковских платежных агентов после принятия соответствующего решения общим собранием собственников в порядке п. 7.1 ст. 155 ЖК РФ и уведомления об этом управляющей организации или в иных случаях, допускаемых жилищным законодательством».

Если положение о прямых расчетах уже предусмотрено договором управления, вносить изменения не потребуется.

Из пункта 27 Правил № 124 также следует, что порядок прямых расчетов должен быть не только согласован в договоре ресурсоснабжения, но также предусмотрен в договоре управления МКД, заключенном между УО и собственниками помещений.

Несогласование порядка оплаты в договоре ресурсоснабжения не дает права РСО и УО отказаться от прямых расчетов.

Правила № 124 предписывают РСО и УО договориться между собой о порядке перехода на прямые расчеты. Если РСО и УО не могут договориться об организации прямых расчетов с потребителями и включить в договор ресурсоснабжения условия о таких расчетах, как того требует п. 27 Правил № 124, то спор РСО и УО может быть рассмотрен в арбитражном суде.

Очевидно, что для потребителя юридически безразлично наличие спора между РСО и УО относительно названных условий организации прямых расчетов. Потребитель, принявший соответствующее решение собрания, вправе рассчитывать на его реализацию со стороны как РСО, так и УО.

Поэтому несогласование порядка оплаты по договору ресурсоснабжения отнюдь не является основанием для отказа от получения платы потребителей (собственников) на счет РСО.

УО в свою очередь не вправе препятствовать потребителям в осуществлении платежа непосредственно РСО либо действующему по ее поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту*.

Выводы

1. Собственники помещений в МКД (члены ТСЖ или кооператива) имеют право в любой момент принять решение о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно в РСО, но только при соблюдении процедуры принятия решения собрания, уведомления УО о принятом решении. При этом плата за коммунальную услугу, потребленную собственниками помещений на ОДН, должна вноситься УО.

2. Решение общего собрания собственников о прямых расчетах должно включать обязательные условия:

  1. соответствующий(ие) вид(ы) коммунальной(ых) услуги(г), по которой(ым) будут происходить прямые расчеты;
  2. дата перехода на прямые расчеты;
  3. согласование изменения (дополнения) договора управления МКД в части нового порядка оплаты коммунальных услуг.

3. УО обязана в срок не позднее пяти рабочих дней со дня принятия собственниками помещений в МКД решения о прямых расчетах представить РСО информацию о принятом решении. После этого УО и РСО должны внести в договор ресурсоснабжения соответствующие п. 27 Правил № 124 изменения в части организации прямых расчетов.

4. Принятие собственниками решения о прямых платежах не влияет на статус исполнителя коммунальных услуг (УО). Лицом, обязанным перед РСО по оплате всего объема потребленных коммунальных ресурсов, остается УО.

5. При прямых расчетах потребители не несут никаких обязанностей непосредственно перед РСО. Взыскивать задолженность за коммунальный ресурс РСО вправе только с исполнителя коммунальных услуг (УО). Иной порядок взыскания может быть предусмотрен в договоре ресурсоснабжения (в частности, уступка права требования дебиторской задолженности).

6. Собственники помещений при условии выбора способа управления с помощью УО или ТСЖ не могут принимать решение о заключении договоров напрямую с РСО. Подобное решение собственников является недействительным и не подлежит исполнению со стороны РСО и УО.

28 февраля губернатор нашего региона Сергей Морозов посетил обновленный офис обслуживания клиентов Ульяновского филиала «ЭнергосбыТ Плюс» и обсудил с руководством компании текущую ситуацию.

Поручение о необходимости принятия федерального закона, предусматривающего переход к системе прямых договорных отношений между потребителями коммунальных услуг и ресурсоснабжающими организациями, было дано Президентом РФ Владимиром Путиным по итогам пресс-конференции, состоявшейся 14 декабря 2017 года. После этого был разработан законопроект о директивном заключении прямых договоров между собственниками помещений в многоквартирных домах и ресурсоснабжающими организациями. Но действующее законодательство позволяет уже начать эту работу.

Большая часть вопросов, которые задают жители, касается платежей за жилищно-коммунальные услуги, - отметил Сергей Морозов. - Поэтому переход на прямые договоры - это, прежде всего, создание прозрачной системы расчетов за тепло и горячую воду, прямое взаимодействие потребителя и компании. Немаловажно, что эта система исключает возможность недобросовестным управляющим организациям направлять средства собственников на нецелевое использование и тем самым создавать долги перед поставщиками ресурсов.

Заместитель министра промышленности, строительства, ЖКК и транспорта Ульяновской области Александр Черепан проинформировал главу региона, что работа по переводу на прямые договоры проводится всеми ресурсоснабжающими организациями региона. Почти полностью переведены на прямое абонирование потребители ОАО «Ульяновскэнерго», идет подготовительная работа в МУП «Ульяновскводоканал».