Ссср в законе. Самый старый действующий нормативный акт в россии Правовые акты ссср и рсфср

После провозглашения 12 июня 1990 г. государственного суверенитета России в стране стало приниматься новое российское законодательство, в том числе в области гражданского права. Однако первоначально сохраняли свое действие ранее изданные нормативные акты бывшего СССР, если они не противоречили новым законам России . Это было необходимо в интересах устойчивости и полноты правового регулирования.

При образовании Содружества Независимых Государств была подтверждена необходимость временного применения в России норм ранее действовавшего в СССР гражданского законодательства, поскольку создание нового законодательства России требует значительного времени, а оставлять соответствующие отношения неурегулированными нельзя. В постановлении Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 г. "О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств" указывается, что на территории РСФСР до принятия ее соответствующих законодательных актов применяются нормы бывшего Союза ССР в части, не противоречащей Конституции РСФСР, ее законодательству и названному Соглашению .

В дальнейшем потребовалось внести ясность в вопрос о действии в России Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик от 31 мая 1991 г., содержавших ряд отвечающих рыночной экономике норм, однако формально в силу не вступивших. Верховный Совет РФ принял постановление от 14 июля 1992 г. , согласно которому впредь до принятия нового ГК на территории России применяются названные Основы в части, не противоречащей Конституции РФ и ее законодательным актам, принятым после 12 июня 1990 г. Основы стали применяться в России с 3 августа 1992 г., и их разделы V "Наследственное право" и VII, содержащий нормы международного частного права, сохраняют в РФ свою силу.

Кроме того, Верховный Совет РФ принял 3 марта 1993 г. постановление "О некоторых вопросах применения законодательства Союза ССР на территории Российской Федерации" , в котором названы акты СССР, применяемые на территории России впредь до принятия соответствующих законодательных актов, если они не противоречат новому российскому законодательству. Большинство названных в этом постановлении актов СССР ныне отменены.

По мере принятия в России новых актов гражданского законодательства, отвечающих требованиям рыночной экономики, сфера действия актов бывшего СССР сужается. В связи с принятием частей первой и второй ГК РФ, законы об их введении в действие предусматривают, что с 1 января 1995 г. в России не применяются разделы I, II и III Основ гражданского законодательства 1991 г., поскольку вопросы названных разделов Основ получили свое урегулирование в новом ГК РФ. Постановлением Правительства РФ от 14 августа 1993 г. на территории России прекращено действие Правил о договорах подряда на капитальное строительство, утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 26 декабря 1986 г.

Однако некоторые важные законодательные акты, изданные в СССР, продолжают сохранять свое значение. В их числе - Указ Президиума Верховного Совета СССР от 18 мая 1981 г. о возмещении ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями государственных и общественных организаций, а также должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей , поскольку новое законодательство по этому вопросу пока не подготовлено.

В РФ сохраняют свое действие также и многие ранее изданные нормативные акты бывших союзных министерств и ведомств, в частности, правила перевозки грузов морским и речным транспортом и некоторые инструкции бывшего Госбанка СССР по расчетам. Эти акты применяются, поскольку их нормы не противоречат последующему законодательству РФ.

Некий любомудр задал вопрос: а какой закон, действующий поныне в России, является самым старым, то есть принятым ранее всех прочих действующих?

Здесь надобно сделать несколько уточнений.

1) Отбросим правовые акты ненормативные, то есть рассчитанные на однократное применение. Таково, например, большинство первых актов советской власти, вроде Постановления Второго Всероссийского Съезда Советов "Об отмене смертной казни на фронте", Декрета "О мире" (оба от 8 ноября 1917 г.) и Декрета "О государственной независимости Финляндии" (от 31 декабря 1917 г.). Сюда же относятся многочисленные акты первых лет советской власти о национализации различного рода имуществ и об упразднении старых органов управления и общественных институтов, например, Декрет "Об уничтожении сословий и гражданских чинов" (24 ноября 1917 г.).

2) Далее, отбросим акты хоть и нормативные, но принятые во исполнение международных обязательств СССР и действующие потому и постольку, почему и поскольку действуют эти международные обязательства. Это, например, "Положение о переводном и простом векселе", утверждённое Постановлением ЦИК и СНК СССР от 7 августа 1937 г. № 104/1341 в связи с присоединением СССР к Конвенции о единообразном законе о переводном и простом векселе (Женева, 7 июня 1930 г.). Действует Конвенция - действует и Положение.

3) Поскольку в такой постановке задача становилась бы тривиальной, усложним её: будем говорить не только о законах и равных им по силе нормативных актах (например, постановлениях Верховных Советов СССР и РСФСР), но вообще о любых нормативных актах, включая "подзаконные".

Таким образом вопрос превратится в достойный вызов для настоящего профессионала.

Итак, ищем самый старый нормативный акт СССР или РСФСР, реально применяемый в современной России.

Моя версия.

Дольше всех живут не "правовые динозавры" - конституции и основополагающие акты вроде уголовного и гражданского кодексов: они меняются сообразно политическим реформам, и их ныне действующие редакции относительно недавни. Наиболее живучи же вещи мелкие, малоприметные, но нужные. И вот оно:

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СССР

О НОРМАХ ОТХОДОВ ЛИНЗ И ОПРАВ
ПРИ ИЗГОТОВЛЕНИИ И РЕМОНТЕ ОЧКОВ

1. Утвердить временные нормы отходов линз при обрезке, калибровке, сверлении и сборке их в оправы в размере до 1,5% от общего количества переработанных линз.

2. Утвердить временные предельные отходы оправ для очков при монтаже в них линз в размере до 0,3% от общего количества переработанных оправ.

3. Данные нормы траты являются предельными и применяются только в тех случаях, когда при проверке фактического наличия линз и оправ для очков обнаружится их недостача. Списание указанной траты при отсутствии недостачи воспрещается.

4. Настоящие нормы распространяются на производственные предприятия ГАПУ, аптеки и аптекарские магазины, в которых производится изготовление и ремонт очков.

Заместитель Министра
здравоохранения СССР
ШАБАНОВ

Скромный приказ союзного Минздрава через каких-то три месяца справит шестидесятилетний юбилей. И - он действует. Именно им руководствуются предприятия, изготовляющие и ремонтирующие очки, при включении естественных потерь в материальные затраты при налогообложении прибыли. В последний раз это было подтверждено письмом российского уже Минздрава от 16 ноября 2000 г. № 2510/12450-32.

Как долго ещё протянет "дедушка", неизвестно, но пока он ещё о-го-го!

Действие правовых актов СССР на территории России

Вопрос:

Каковы условия действия нормативных актов СССР, нужна ли их обязательная регистрация в Минюсте РФ?

Александров А.В.,
Редактор газеты “Знамя труда”

Ответ:

В период существования СССР многие сферы жизни были урегулированы союзным законодательством. После распада Советского Союза российский законодатель не мог в одночасье отменить законодательство СССР и заменить его нормативными актами России, поэтому и на сегодняшний день многие общественные отношения урегулированы законодательством СССР.

Первый съезд народных депутатов РСФСР 12 июня 1990 года принял Декларацию о государственном суверенитете РСФСР. Указанная Декларация установила полноту власти РСФСР при решении всех вопросов государственной и общественной жизни, за исключением тех, которые ею добровольно переданы в ведение Союза ССР, верховенство Конституции РСФСР и Законов РСФСР на всей территории РСФСР, возможность приостановления действия Республикой на своей территории актов Союза ССР, вступающих в противоречие с суверенными правами РСФСР.

Постановлением Съезда народных депутатов РСФСР от 1 ноября 1991 года N 1831-1 с 1 ноября 1991 года по 1 декабря 1992 года был установлен особый порядок правового регулирования проведения и обеспечения радикальной экономической реформы в РСФСР, в соответствии c которым Законы РСФСР, указы Президента РСФСР и иные акты, принятые в обеспечение экономической реформы в РСФСР, подлежали приоритетному исполнению. Законодательные акты Союза ССР и РСФСР в период проведения радикальной экономической реформы применялись в части, не противоречащей актам, принятым в соответствии с указанным постановлением. Законодательные акты Союза ССР, препятствующие проведению экономической реформы, могли быть приостановлены Верховным Советом РСФСР или Президентом РСФСР.

В декабре 1991 года Верховный Совет РСФСР принял постановление N 2014-1 “О ратификации соглашения о создании Содружества Независимых Государств”. Указанным постановлением Верховного Совета РСФСР было установлено, что на территории РСФСР до принятия соответствующих законодательных актов РСФСР нормы бывшего Союза ССР применяются в части, не противоречащей Конституции РСФСР, законодательству РСФСР и Соглашению о создании Содружества Независимых Государств.

Регистрация правовых актов в Министерстве юстиции РФ была введена следующими правовыми актами:

Указом Президента Российской Федерации от 05.12.91 N 261 “О Министерстве юстиции РСФСР”;

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.92 N 305 “О государственной регистрации ведомственных нормативных актов”;

Указом Президента Российской Федерации от 21.01.93 N 104 “О нормативных актах центральных органов государственного управления Российской Федерации (утратил силу с 5 июня 1996 года на основании Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 года N 763)”.

В Министерстве юстиции РФ подлежат регистрации нормативные акты министерств и ведомств Российской Федерации, принятые после 15 мая 1992 года, затрагивающие права и законные интересы граждан или носящие межведомственный характер.

С 5 мая 1996 года вступил в силу Указ Президента Российской Федерации от 23.05.96 N 763 “О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти”.

Этот Указ расширил круг нормативных правовых актов подлежащих обязательной регистрации в Министерстве юстиции. Теперь подлежат регистрации не только нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина или имеющие межведомственный характер, но и акты, устанавливающие правовой статус организаций.

Следует также отметить, что Указ Президента вместо привычного термина “акты министерств и ведомств” использует термин “акты федеральных органов исполнительной власти”. Содержанием термина “акты федеральных органов исполнительной власти” не охватываются акты Президента и Правительства. Акты Президента и Правительства не подлежат регистрации в Министерстве юстиции.

Структура федеральных органов исполнительной власти утверждена Указом Президента Российской Федерации от 14.08.96 N 1177 “О структуре федеральных органов исполнительной власти (с изменениями на 29 ноября 1996 года)”.

Таким образом, нормативные акты СССР применяются на территории России, если они не признаны утратившими силу или не пришли в противоречие с правовыми актами Российской Федерации, принятыми после 12 июня 1990 года (после принятия Декларации о государственном суверенитете РСФСР). Никакой регистрации в Министерстве юстиции РФ нормативных актов СССР не требуется.

Долженко А.Н., юрист
Центр правовых услуг

13. Основы конституционного строя в РФ.

Основы конституционного строя – это система принципов, регламентирующая соц.-правовые отношения, обеспечивающие подчинение государства праву.

Характерные черты КС:

1. Основы КС имеют основополагающее обобщающее и фундаментальное значение.

2. Политико-правовой характер.

3. Нормативность и общеобязательность.

4. Юридическое верховенство по отношению к положениям Конституции и всем н.а. государства.

6. Сжатость и концентрированность положений.

7. Постоянность действия.

8. Общеприемлемость и свобода от идеологических установок.

9. Целостность.

10. Устойчивость и особый порядок принятия и изменения.

Основы КС – глава1. Основы закреплены с помощью норм-принципов, которые условно разделены на 4 гр.:

· Гуманистические;

· Основные характеристика РФ;

· Экономические и политические;

· Основы организации гос. Власти.

Статус РФ:

Ст.1 РФ – есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

Ст.7 РФ – социальное гос-во.

Ст.14 РФ – светское гос-во.

Демократический характер характеризуется установлением демократического политического режима: гражданам предоставлены и гарантируются политические права и свободы. Допускается деятельность оппозиции, исключается произвол и анархия. Представительная демократия осуществляется народом через выборные учреждения (см. ст.3 ).

Федеративное гос-во – состоит из нескольких равноправных субъектов, некоторые из которых (респ.) называются в Конституции государствами, однако эти субъкты не являются независимыми государствами. Всего 89 субъектов. Ст.5 закрепляет основы прав. статуса субъектов.

Правовое государство - это гос-во, которое во всей своейдеятельности подчиняется праву и главной целью считает обеспечение прав и свобод человека.

Основные признаки ПГ:

1. Высший приоритет правам и свободам человека и гражданина. Все что не запрещено, то дозволено.

2. Независимость суда . Ст.120 – Судьи неприкосновенны и несменяемы.

3. Верховенство Конституции по отношению ко всем н.а. См. ст.15 .

4. Приоритетмеждународного права . См. ст.15 ч.4 .

Социальное государство – гос-во, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь. См. ст.7 .

Светское гос-во – см. ст.14.

См. ст.2 . В основу государственности положены гуманистические идеи, исходящие из незыблемости и неотчуждаемости прав и свобод человека и гражданина. Государство в лице своих органов и должностных лиц выступает гарантом прав человека, его партнером. Оно ответственно перед гражданином и обеспечивает условия для свободного развития личности, защищает социальную стабильность, жизнь, честь, достоинство, свободу, личную неприкосновенность и неотчуждаемые права гражданина. В свою очередь гражданин ответственен перед государством за исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией и законом.

См. статьи 6, 8, 9 .

14. Основы правового статуса человека и гражданина.

Положение личности в обществе определяется не только правовыми нормами, но и всеми другими видами социальных норм и называется общественным статусом .

Правовой статус личности, закрепленный в Конституции РФ 1993 г., основан на новой концепции прав человека по сравнению с предшествующими конституциями, базируется на международно-правовых документах.

Конституция РФ содержит новое для конституционного законодательства положение об отношениях государства к человеку и гражданину. Согласно ст. 2 Конституции: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства».

Это исходное базовое положение определяет содержание и структуру специальной главы 2, посвященной правам и свободам человека и гражданина. Понятия «права человека » - подчеркивает неотчуждаемость прав личности как таковой, исходя из присущих всем членам человеческого общества свободы и достоинства. «Права гражданина » - исходит из характеристики прав личности как гражданина государства, определяет его права и свободы в качестве такового.

Налицо отказ в Конституции РФ от классового подхода и переход к закреплению правового статуса личности.

Определенные ограничения иностранных граждан и лиц без гражданства установлены в Конституции РФ 1993 г., что означает, что конкретные права и свободы, а также обязанности имеют только граждане РФ. Соответственно иностранные граждане не пользуются избирательными правами, не могут служить в государственном аппарате, не исполняют обязанности воинской службы и т.д.

Правовой статус включает в себя не только его права и свободы, но и обязанности - Основные: 1) обязанность всех соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (п.2 ст. 15); 2) обязанность платить законом установленные налоги и сборы (ст. 57); обязанность охранять природу (ст. 58); 4) обязанность защиты Отечества (ст. 59). А также - ст. 17 Конституции РФ, ст. 21, ст. 34, ст. 38, ст. 43, ст. 44.

Свойства П, С и О:

1) значимость этих прав и свобод для человека и общества;

2) изначальный , прирожденный и неотчуждаемый характер принадлежащих человеку прав и свобод;

3) верховенство конституционных прав и свобод, делающее все иные права и свободы в той или иной сфере жизни (трудовые, социальные и т.д.) производными;

4) принадлежность основных прав и свобод каждому человеку и гражданину, либо каждому гражданину;

5) всеобщность основных прав, свобод и обязанностей, т.е. они равны и едины для всех без исключения, соответственно для каждого человека или для каждого гражданина;

6) основные права, свободы и обязанности не приобретаются и не отчуждаются по воле гражданина;

7) они действуют на всей территории государства.

15. Классификация конституционных прав и свобод.

Классификация прав и свобод человека и гражданина возможна на основе определенных признаков (критериев). Так, в зависимости от субъектов их делят на права и свободы человека и права и свободы гражданина. В зависимости от вида субъекта - на индивидуальные и групповые (коллективные). По их генезису - на естественные (прирожденные) и производные от них (сформулированные в международных пактах). По характеру образования -основные (конституционные) и дополнительные (конкретизирующие).

Наиболее распространенным классификационным признаком является содержание прав и свобод человека и гражданина.

1. Личные (гражданские) - часто открывают перечень прав и свобод человека и гражданина, составляют основу правового статуса и закреплены в наибольшем количестве статей конституций.

Согласно главе 2 Конституции РФ, к этой группе прав относятся : право на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность жилища, охрана частной жизни, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, защита частной жизни лица, право определения национальности, право на пользование родным языком, свобода передвижения и места жительства, свобода совести.

Особенности :

1) они являются по своей сущности неотчуждаемыми , естественными правами человека, т.е. каждого, и не связаны напрямую с принадлежностью к гражданству государства;

2) они включают право на охрану достоинства личности, что возлагает соответствующие обязанности на государство и других граждан;

См. статьи 20-23, 25-29.

2.Политические права связаны с обладанием гражданством государства и принадлежат только «гражданам». Их реализация позволяет гражданам участвовать в политической жизни общества, в управлении государством. Граждане, ассоциированные как народ, осуществляют власть, а гражданин, как индивид, участвует в осуществлении государственной политической власти. Применительно к политическим правам правосубъектность в полном объеме наступает с 18 лет.

См. статьи 3, 13 ч.3, 29 ч.4, 30, 31.

3. Социально-экономические П и С являются основой всех иных прав. В их число входят культурные права, права собственности, трудовые отношения, здоровье, отдых, образование. Они служат обеспечению материальных, духовных, физических и других социально значимых потребностей и интересов личности. Их реальность делает государство социальным, обеспечивающим достойный и достаточный уровень жизни человека, его свободное развитие. См. ст. 7 Конституции РФ, ст. 34 - 44).

16. Основания приобретения гражданства

Нормы законодательства о гражданстве по предмету регулирования можно объединить в три группы:

а) регулирующие порядок приобретения гражданства;

б) регулирующие порядок прекращения гражданства;

в) регулирующие порядок разрешения дел о гражданстве.

Ст. 12 Закона о гражданстве определяет основания и порядок приобретения гражданства РФ:

1. В результате его признания. Все граждане СССР, постоянно проживавшие на территории РФ на день принятия закона 6 февраля 1992 г. В течении 1 года можно было заявить о нежелании состоять в гражданстве РФ.

2. По рождению. Не требует совершения к.-л. действий. (право крови, право почвы).

3. В порядке регистрации. Путем подачи заявления в ОВД.

4. В результате приема в гражданство (натурализация). Осущ. Президент по личному ходатайству. Для иностранцев - проживать 5 лет, а для лиц без гражданства - 3 года.

5. В результате восстановления гражданства;

6. Путем выбора гражданства (оптация) при изменении территории РФ;

7. По иным основаниям, предусмотренным законом.

К иным основаниям приобретения гражданства законодательство относит: усыновление, опекунство, соглашение родителей о российском гражданстве ребенка, предоставление почетного гражданства и др.

В порядке регистрации гражданином РФ могут стать:

·лица, у которых родственники являются гражданами РФ,

·лица, у которых на момент рождения хоть 1 из родителей был гражданином РФ, но которые приобрели другое гражданство по рождению,

·в течении 5 лет после достижения 18-летнего возраста, дети, бывшие граждане РФ, родившиеся после прекращения у родителей гражданства РФ.

В ч. 3 ст.6 Конституции РФ установлен запрет на лишение гражданина России его гражданства. Никакой государственный орган, никакое должностное лицо не могут сделать это ни при каких обстоятельствах, так как лишение гражданства противоречит естественным правам человека и является антигуманным.

Формы восстановления в гражданстве: 1) в порядке регистрации; 2) путем признания компетентными органами факта восстановления и 3) по ходатайству лица.

Гражданство РФсчитается приобретенным или прекращенным со дня принятия решения полномочным органом или издания Указа Президента РФ. Срок рассмотрения ходатайств в ведомстве Президента - не более 9 месяцев. Решения обжалованию не подлежат, но через один год возможно повторное ходатайство. Решения исполняются органами внутренних дел или иностранных дел за рубежом.

Органы , занимающиеся вопросами гражданства:

·Президент РФ;

·Комиссия по вопросам гражданнства при Президенте РФ;

·Дипломатич. Представительства РФ;

·Консульские учреждения.

17. Принципы гражданства.

Г. - устойчивая политико-правовая связь человека с государством, в соответствии с которой на него распространяется суверенная власть как в пределах гос-ва, так и за его границами. В силу этого человек обладает определенной совокупностью прав и обязанностей, установленных законодательством этого государства и может пользоваться его защитой.

Принципы г-ва:

1. Гражданство РФ явл. единым , т.е. гражданин, проживающий на территории республики в составе РФ, является гражданином этой республики и одновременно гражданином РФ.

2. Гражданство Российской Федерации является равным независимо от оснований и времени приобретения.

3. Доступность и свободный характер гражданства Российской Федерации, выражается,

во-первых, в том, что каждый человек в РФ, включая граждан иностранных государств и лиц без гражданства, имеет право на гражданство, независимо от каких бы то ни было условий;

во-вторых, наличие достаточно простого и легкого пути приобретения гражданства;

в-третьих, в запрете на лишение гражданства и наличие права его изменять;

в-четвертых, в допустимости двойного гражданства;

в-пятых, в сокращении количества лиц без гражданства;

в-шестых, в праве российских граждан изменить гражданство;

в-седьмых, в запрете на лишение гражданства, т.е. на расторжение связей по инициативе государства в одностороннем порядке, без согласия гражданина.

4. Принцип приоритета норм международного права и международных договоров по вопросам гражданства над национальным законодательством.

5. Неотъемлемость гражданства , что выражается,

во-первых, в несвязанности гражданства с мерами наказания гражданина за совершенные правонарушения;

во-вторых, в сохранении за гражданами РФ, проживающими за ее пределами, гражданства РФ;

в-третьих, в недопустимости высылки гражданина РФ за пределы РФ.

6. Защита и покровительство граждан РФ , находящихся за пределами РФ. Это значит, что государственные органы РФ, ее дипломатические и консульские учреждения, их должностные лица обязаны содействовать тому, чтобы гражданам РФ была создана возможность в полном объеме использовать все права и свободы, установленные законодательством государства, международными договорами РФ и международными обычаями, а при необходимости принимать меры по восстановлению нарушенных прав граждан РФ.

Гражданин РФ не может быть выслан за пределы российского государства или выдан другому государству. За преступления, совершенные за границей, гражданин РФ подлежит уголовной ответственности по законам Российской Федераций.

7. Почетное гражданство , которое может быть предоставлено лицу, не имеющему российского гражданства, но имеющему заслуги перед Россией или мировым сообществом, с его согласия. Почетное гражданство предоставляется Президентом РФ.

8. Отрицание автоматического изменения гражданства:

·заключение или расторжение брака с гражданином РФ с лицом, не имеющим гражданства РФ не влечет за собой изменения гражданства.

·изменение гражданства одним супругом не влечет изменения гражданства другим.

·расторжение брака не влечет за собой изменения гражданства родившихся в этом браке детей.

9. Принцип сохранения гражданства за лицами, проживающими за пределами РФ.

Советские правовые акты продолжили действовать в России после распада СССР и остаются действующими до сих пор, если не были отменены или изменены. Сейчас таких документов осталось около 45 тыс., сообщил замминистра юстиции Виктор Евтухов. По его словам, специалисты Минюста проверят соответствие советских правовых актов российской Конституции и современным законам. После этого часть документов признают утратившими силу, а остальные включат в действующее законодательство.

Как выяснили «НИ», только на федеральном уровне продолжают действовать около 400 постановлений советского правительства. Постановление «О праве пользования дополнительной жилплощадью» было издано в 1930 году и продолжает действовать в редакции от 1964 года. Согласно этому документу при получении жилья от государства право на дополнительные 10 кв. метров имеют среди прочих категорий граждан «члены общества бывших политических каторжан и ссыльнопоселенцев и общества старых большевиков».

Выплата аванса регулируется постановлением Совета министров СССР от 1957 года. Там сказано, что минимальный размер аванса не может быть ниже тарифной ставки за половину месяца. Приобретать проездные билеты на городской общественный транспорт бюджетные организации обязаны в соответствии с постановлением Совета министров РСФСР от 1963 года. Постановление разрешает покупать проездные только для тех работников, чья работа связана с разъездами и кому не выделен специальный транспорт.

Действующая инструкция по борьбе с утечкой воды в московском водопроводе датирована 1953 годом. Инструкция по учету, хранению и транспортированию этилового спирта – 1986-м. А принятые в 1988 году Типовые правила охоты запрещают без лицензии находиться в лесу не только с ружьем, но и с собаками охотничьих пород.

В советских правовых актах «много здравого смысла», однако есть случаи «дублирования регламентации одного и того же вопроса несколькими актами», говорит замминистра Евтухов. По его словам, «формально действующие, но фактически утратившие силу нормативно-правовые акты» дают повод для произвола со стороны тех, кто законы применяет. Есть и случаи, когда «социалистические законы регулируют капиталистическую сферу деятельности». Например, действующее постановление «О составлении и форме переводного векселя» было принято в 1937 году, постановление «О чеках» – в 1929-м с изменениями в 1986-м.

Продолжают действовать и постановления пленумов Верховного суда СССР, однако приведением их в соответствие с нынешней судебной практикой займется пленум Верховного суда РФ. Одно из таких постановлений, изданное в 1975 году, предписывает за «скупку и перепродажу с целью наживы спиртных напитков или иных продуктов по более высоким в соответствии с прейскурантом ценам в предприятиях общественного питания» наказывать не как за обман покупателей, а как за спекуляцию.

Постановление Госкомитета СССР по труду и социальным вопросам от 1984 года позволяет женщинам, имеющим детей, требовать для себя гибкий график работы. Начальство должно пойти навстречу, если технологический процесс от этого не страдает и остальные сотрудники не против. Рабочее время такой сотрудницы будет состоять из двух частей – «фиксированной», когда она обязана находиться на работе, и «переменной», когда сама решает, работать ли ей или уйти домой. Главное, чтобы смена длилась не более 10 часов, а общее количество отработанного времени за год было не меньше 2092 часов.

Деревья в московских парках охраняются согласно решению Московского городского совета депутатов от 1949 года. Документ запрещает подвешивать к деревьям качели, гамаки и веревки для сушки белья, а также скидывать на зеленые насаждения снег и лед с крыш «без принятия мер к обеспечению сохранности деревьев и кустарников». В парках запрещено играть в и и кататься на лыжах, «за исключением мест, специально отведенных для этой цели». Строители до начала работ обязаны закрыть деревья «глухими щитами, гарантирующими их от повреждений», а при асфальтировании дорог и тротуаров вокруг деревьев нужно оставлять участки земли диаметром в 1,5 метра. Наказание установлено в том же документе – штраф до 100 рублей, а при повторном нарушении наступает уголовная ответственность.