Лабораторное оборудование, посуда для проведения химического эксперимента
Разработка для проведения практических работ по химии
![](https://i1.wp.com/cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/09/01/s_5b8a7fe0a9e00/img1.jpg)
![](https://i0.wp.com/cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/09/01/s_5b8a7fe0a9e00/img2.jpg)
Чтобы работа в кабинете химии
была безопасной и плодотворной, юным и не очень юным исследователям,
почетным учёным и именитым химикам,
даже нобелевским лауреатам,
т.е. всем
необходимо соблюдать
правила техники безопасности!
![](https://i1.wp.com/cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/09/01/s_5b8a7fe0a9e00/img3.jpg)
Для проведения опыта, эксперимента используют специальную посуду
Лоток для проведения опыта
![](https://i1.wp.com/cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/09/01/s_5b8a7fe0a9e00/img4.jpg)
1. Посуда для хранения веществ
- Склянки
2. Посуда для проведения опытов
- Пробирки
- Колбы
- Химические стаканы (мензурки)
![](https://i2.wp.com/cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/09/01/s_5b8a7fe0a9e00/img5.jpg)
Лабораторная посуда
Пробирка
Колба
коническая
![](https://i1.wp.com/cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/09/01/s_5b8a7fe0a9e00/img6.jpg)
мерная посуда
цилиндр
Мензурка
мерная пробирка
![](https://i2.wp.com/cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/09/01/s_5b8a7fe0a9e00/img7.jpg)
И еще о посуде…
воронка
делительная
кристаллизатор
колба Вюрца
перегонная
![](https://i0.wp.com/cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/09/01/s_5b8a7fe0a9e00/img8.jpg)
Лабораторная посуда
воронка
колба круглодонная
![](https://i0.wp.com/cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/09/01/s_5b8a7fe0a9e00/img9.jpg)
Весы
технические
Мерный стакан
![](https://i1.wp.com/cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/09/01/s_5b8a7fe0a9e00/img10.jpg)
3. Лабораторное оборудование
штатив для пробирок
Лабораторный штатив
![](https://i0.wp.com/cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/09/01/s_5b8a7fe0a9e00/img11.jpg)
Специальные принадлежности
Ложечка для сжигания
щипцы
Держатель
для пробирок
![](https://i0.wp.com/cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/09/01/s_5b8a7fe0a9e00/img12.jpg)
Практическая работа №1
Тема: Приемы обращения с лабораторным оборудованием. Изучение строения пламени.
Цель: Изучить устройство лабораторного штатива и спиртовки. Изучить строение пламени.
Оборудование: химическая посуда, лабораторный штатив, спиртовка, держатель, пробирка с водой, спички.
Ход работы:
![](https://i0.wp.com/cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/09/01/s_5b8a7fe0a9e00/img13.jpg)
Лабораторный штатив
Штатив - оборудование для установки лабораторной посуды и инструментов.
![](https://i0.wp.com/cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/09/01/s_5b8a7fe0a9e00/img14.jpg)
![](https://i2.wp.com/cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/09/01/s_5b8a7fe0a9e00/img15.jpg)
Что делал
- Изучили устройство лабораторного штатива.
Что наблюдал
Штатив состоит из…
Рисунок, выводы
2. Изучили устройство спиртовки.
Для чего служит штатив?
Спиртовка состоит из …
3. Изучили строение пламени.
Для чего служит спиртовка?
Пламя имеет три зоны:
В какой части пламени надо нагревать пробирку с веществом?
![](https://i0.wp.com/cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/09/01/s_5b8a7fe0a9e00/img16.jpg)
Задание:
1 . Изучите устройство лабораторного штатива (найдите подставку, стержень, муфты, лапку, кольцо)
2. Зарисуйте штатив и подпишите его части шифрами на рисунке, а рядом их расшифруйте.
3. Для служит штатив?
![](https://i0.wp.com/cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/09/01/s_5b8a7fe0a9e00/img17.jpg)
Нагревательные приборы
спиртовка
![](https://i1.wp.com/cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/09/01/s_5b8a7fe0a9e00/img18.jpg)
![](https://i2.wp.com/cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/09/01/s_5b8a7fe0a9e00/img19.jpg)
Изучение строения спиртовки
Задание:
1. Изучите устройство спиртовки (найдите сосуд, фитиль, колпачок)
2. Рассмотрите зоны пламени (нижняя, средняя, верхняя)
3. Поместите пробирку с водой в держатель и нагрейте до кипения над спиртовкой.
4. В какой части пламени нужно нагревать вещества?
![](https://i0.wp.com/cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/09/01/s_5b8a7fe0a9e00/img20.jpg)
Сделайте вывод по проделанной работе
Вывод:
В результате проведенной работы я изучил(а)
……………………………………………………………
Эти устройства используют для ………………..
Пробирку надо нагревать в ………… части пламени, т.к. эта часть пламени самая ………
Практическая работа №1
Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете.
Приемы обращения с лабораторным штативом и со спиртовкой. Изучение строения пламени.
С правилами по технике безопасности ознакомлен(а) /роспись/.
Цель работы: Познакомиться с правилами техники безопасности во время работы в химическом кабинете; с лабораторным оборудованием, химической посудой.
Освоить навыки обращения с лабораторным оборудованием. Изучить строение пламени.
ОБОРУДОВАНИЕ И РЕАКТИВЫ:
Лабораторный штатив с лапкой и кольцом, спиртовка, штатив с пробирками, держатель для пробирок, спички, вода, фарфоровая чашечка.
Ход работы:
Задание № 1.
Познакомьтесь с правилами техники безопасности при работе в кабинете химии и техникой безопасности при выполнении практической работы № 1.
Задание № 2. Лабораторный штатив.
а) Закрепите в лапке штатива пробирку в вертикальном положении.
б) Проверьте правильность выполненного действия (это буква б на рисунке)
в) Поверните пробирку на 45 и 90 градусов, т.е. закрепите ее в наклонном и горизонтальном положениях.
Задание № 3. Спиртовка. Изучение строения пламени.
а) Зажгите спиртовку. Для этого снимите с неё колпачок, поправьте фитиль и зажгите спиртовку спичкой.
Рассмотрите 3 зоны пламени спиртовки.
б) Потушите спиртовку, надев на крышку спиртовки колпачок.
в) Снова зажгите спиртовку и нагрейте на ней пробирку с водой. Для этого налейте в пробирку примерно сантиметр воды и нагрейте на спиртовке воду до кипения (помните, что сначала нужно прогреть всю пробирку в верхней части пламени).
г) Налейте воду в фарфоровую чашечку и нагрейте её. Для этого закрепите на штативе кольцо, а на кольцо поставьте чашечку с водой. Зажгите спиртовку, находящуюся под кольцом, и нагрейте фарфоровую чашечку с водой до кипения.
Результаты опытов занесите в соответствующую таблицу.
Название прибора, его рисунок |
Назначение прибора и его частей |
|
Лабораторный штатив |
Лабораторный штатив служит для… 1. Чугунная подставка – 2. Стержень – 3. Кольцо - 4. Муфта - 5. Лапка – |
|
Спиртовка |
Спиртовка служит для … 1. Колпачок – 2.Металлическая трубка с диском – 3.Фитиль – 4. Резервуар - |
|
Строение пламени |
По окончании работы сделайте соответствующие выводы.
Уберите за собой рабочее место.
Сегодня нам предстоит выполнить первую практическую работу «Лабораторное оборудование и приёмы работы с ним. Правила техники безопасности при работе в кабинете химии»
Инструкция (план) выполнения работы:
В этой работе вам будет необходимо: 1.Изучить содержание лекции; 2.Познакомиться с правилами техники безопасности при работе в химической лаборатории; 3.Изучить основные виды образцов лабораторной посуды и оборудования, а также их назначение; 4.Изучить устройство спиртовки и строение пламени, а также правила обращения со спиртовкой; 5. Поработать с тренажёрами. 6.Оформить и отправить учителю электронный отчёт о проделанной работе. |
I. Правила техники безопасности:
Вещества бывают разные:
Едкие и взрывоопасные
Бывает, что они сами воспламеняются
А есть, такие, которыми отравляются.
Если ты не хочешь получить ожог
Или надышаться ртутными парами,
Эти правила безопасности внимательно прочитай
И в химическом кабинете их никогда не забывай!
1.
При работе с веществами не берите их руками
И не пробуйте на вкус,
Реактивы не арбуз:
Слезет кожа с языка
И отвалится рука
2.
Задавай себе вопрос,
Но не суй в пробирку нос:
Будешь плакать и чихать,
Слёзы градом проливать.
Помаши рукой ты к носу –
Вот ответ на все вопросы
3.
С веществами неизвестными
Не проводи смешивания неуместные:
Незнакомые растворы ты друг с другом не сливай
Не ссыпай в одну посуду, не мешай, не поджигай!
4.
Если ты работаешь с твёрдым веществом,
Не бери его лопатой и не вздумай брать ковшом.
Ты возьми его немножко –
Одну восьмую чайной ложки.
При работе с жидкостью каждый должен знать:
Мерить надо в каплях, ведром не наливать.
5.
Если на руку тебе кислота или щёлочь попала,
Руку быстро промой водой из-под крана
И, чтоб осложнений себе не доставить,
Не забудь учителя в известность поставить.
6.
В кислоту не лей ты воду, а совсем наоборот
Тонкой струйкой подливая,
Осторожненько мешая,
Лей в водичку кислоту –
Так отвадишь ты беду.
II. "Лабораторное оборудование и посуда"
Образец |
Название |
|
ПРОБИРКОДЕРЖАТЕЛЬ Необходим для безопасного нагревания пробирки при проведении химической реакции |
|
ФАРФОРОВАЯ ЧАШКА Для выпаривания (кристаллизации) |
|
КОЛБЫ Для приготовления растворов, проведения реакций |
|
ШТАТИВ ЛАБОРАТОРНЫЙ
|
|
МЕРНЫЙ ЦИЛИНДР |
|
ПРОБИРКА |
|
АСБЕСТОВАЯ СЕТКА Используется для равномерного распределения тепла на дно стеклянной посуды |
Образец |
Название |
|
ШТАТИВ ДЛЯ ПРОБИРОК |
|
СПИРТОВКА
|
|
ХИМИЧЕСКИЙ СТАКАН |
|
ФАРФОРОВАЯ СТУПКА С ПЕСТИКОМ Для измельчения твердых веществ |
|
ВОРОНКА |
|
ДЕЛИТЕЛЬНАЯ ВОРОНКА Разделение смесей жидкостей с разными плотностям |
III. Правила работы со спиртовкой
- Зажигать только спичкой, запрещается зажигать от другой спиртовкой.
- Перед тем, как зажечь, нужно расправить фитиль, а диск должен плотно прилегать к горлышку.
- Нельзя переносить спиртовку во время работы в зажжённом виде с одного стола на другой.
- Тушить только колпачком – не дуть!
Это
должен каждый знать:
Спирт в спиртовке поджигать
Спичкой только можно
И очень осторожно.
Чтобы пламя погасить
Спиртовку следует закрыть.
И для этого, дружок,
У неё есть колпачок.
IV. Устройство спиртовки
1 - стеклянный резервуар, заполнен на 3/4 спиртом;
2 - металлическая трубка с диском, удерживает фитиль, предохраняет от испарения и воспламенения спирта.
3 - фитиль;
4 - колпачок.
V. Строение пламени
Проведите небольшой домашний эксперимент, с помощью которого изучим строение пламени.
Зажгите свечу и внимательно рассмотрите пламя. Вы заметите, что оно неоднородно по цвету. Пламя имеет три зоны (рис.)
Темная зона 1 находится в нижней части пламени. Это самая холодная зона по сравнению с другими. Темную зону окаймляет самая яркая часть пламени 2. Температура здесь выше, чем в темной зоне, но наиболее высокая температура – в верхней части пламени 3.
Чтобы убедиться, что различные зоны пламени имеют разную температуру, можно провести такой опыт. Поместите спичку в пламя так, чтобы она пересекала все три зоны. Вы увидите, что лучинка сильнее обуглилась там, где она попала в зоны 2 и 3. Значит, пламя там более горячее.
Несмотря на то, что язычки пламени в каждом случае отличаются формой, размерами и даже окраской, все они имеют одинаковое строение – те же три зоны: внутреннюю темную (самую холодную), среднюю светящуюся (горячую) и внешнюю бесцветную (самую горячую).
Следовательно, выводом из проведенного эксперимента может быть утверждение о том, что строение любого пламени одинаково. Практическое значение этого вывода состоит в следующем: для того чтобы нагреть в пламени какой-либо предмет, его надо вносить в самую горячую, т.е. в верхнюю, часть пламени.
Конспект урока.
Тема: Приемы обращения с лабораторным оборудованием
Цель:
Обучающая: формирование умений обращения с лабораторным оборудованием и формирование знаний о правилах поведения при работе в химической лаборатории.
Развивающая: развитие умений работать в паре, использовать знания в повседневной жизни.
Воспитывающая: воспитание аккуратного обращения с лабораторным оборудованием, реактивами, соблюдение чистоты, внимательного обращения к окружающим.
Оборудование: 1. Лабораторное оборудование: лабораторный штатив, спиртовка, штатив для пробирок.
2. Пробирки.
3. Колбы: коническая, круглодонная, плоскодонная.
4. Тигель, чашка, пестик и ступка.
5. Кристаллизатор.
6. Химический стакан.
7. Воронка.
8. Держатель для пробирок.
Наглядность:
Плакаты по технике безопасности в химической лаборатории.
Ход урока:
1. Организационный момент:
Предлагаю вам на минутку перенестись в далекие времена, когда еще существовали алхимики – первые ученые химики, которые изобрели «философский камень». По их мнению, он должен был превращать все вещества в золото. Для этого они смешивали и сливали вещества, а для того чтобы их смешать, им нужна была посуда, но не простая, а химическая. А еще им приходилось использовать различное лабораторное оборудование. В результате смешивания и сливания алхимики открывали новые вещества, доказывали их свойства и на основе этого исследовали как те или иные вещества могут пригодиться человеку. На протяжении многих лет они открывали для себя определенные правила использования тех или иных веществ, и эти правила в наше время называются правилами техники безопасности в химической лаборатории.
2. Сообщение темы и цели урока:
Вы, наверное, уже догадались, что на сегодняшнем уроке у нас с вами пойдет речь о правилах по технике безопасности в химической лаборатории и правилах обращения с химическим оборудованием и химическими реактивами, а также мы с вами познакомимся с химической посудой.
Тема нашего урока сегодня называется: «Правила и приемы обращения с лабораторным оборудованием».
Давайте запишем тему урока в тетрадях.
3. Мотивация знаний.
Знания и умения, приобретенные сегодня на уроке, вы сможете применить в различных ситуациях, так как множество веществ, используемых нами в быту, в химической лаборатории мы называем химическими реактивами.
Бывает так, что, говоря об одном и том же веществе, мы даем ему разные названия - одно бытовое или тривиальное (название вещества, которое ему дали еще в древности) и химическое название (название вещества, которое ему дали ученые химики).
4. Сообщение новых знаний:
Прежде чем начинают работу в химической лаборатории обязательно изучают правила техники безопасности при работе. Это необходимо, чтобы избежать несчастных случаев. Этих правил 12, но к каждому из них вы должны относиться с особым вниманием.
У каждого из вас есть эти правила, давайте посмотрим и прочитаем их, а также выясним, для чего требуется исполнение всех этих правил.
Правила по технике безопасности:
1.Проводите опыты лишь с теми веществами, которые указаны в методике или учителем. Не берите для опыта больше вещества, чем это необходимо.
Вопрос: Почему нужно брать лишь те вещества, которые указаны учителем? (Мнения детей)
Вывод: Может пойти реакция слишком бурно, а если вы слили или смешали не те вещества, которые указал учитель, может пойти реакция, которая приведет к несчастному случаю.
2.Строго выполняйте указанные меры предосторожности, иначе может произойти несчастный случай.
3.Не пробуйте вещества на вкус.
Вопрос: Почему нельзя пробовать вещества на вкус?
Вывод: Так как, не зная свойств веществ можно отравиться, потому что в химической лаборатории 2/3 всех веществ это яды.
4.Твердые вещества берите из баночек только сухой ложечкой. Предварительно проверьте, не разбито ли дно пробирки и не треснуло ли оно (Плакат №1). Это нужно для того чтобы вещества не попали вам на руки.
5.При выяснении запаха нельзя подносить сосуд близко к лицу, потому что вдыхание паров и газов может привести к раздражению дыхательных путей. Необходимо движением руки от отверстия сосуда к носу осторожно вдохнуть и почувствовать запах.
6.Нагревая пробирку с жидкостью, держите ее так, чтобы открытый конец ее был направлен в сторону и от самого себя и от соседей. Работу производят только над столом.
7.В случае ожога, пореза или попадания едкой или горячей жидкости на кожу или одежду немедленно обратитесь к учителю.
8.Не приступайте к выполнению опыта, если вы не знаете что и как делать (так как вы обязательно сделаете что-нибудь не так и это может привести к несчастному случаю).
9.Работайте спокойно, без спешки, не мешая соседу по парте (можно нечаянно задеть соседа локтем и он прольет на себя реактивы).
10.Производить опыты только в чистой посуде. Банки и склянки закрывайте теми же крышками, какими они были закрыты.
11.Обращайтесь бережно с посудой, веществами и лабораторными принадлежностями (чтобы ничего не разбить и не порезаться).
12.Закончив работу, приведите рабочее место в порядок.
Эти правила вы должны знать и их соблюдать.
5. Формирование новых умений:
Мы с вами узнали, какими же правилами пользуются при работе в лаборатории, а теперь давайте познакомимся с посудой, которую используют, проводя опыты. Я вам буду показывать, а вы должны ее называть и подписывать.
Спиртовка.
Колбы (различных размеров).
Пробирка.
Чашка, ступка и пестик.
Кроме этой химической посуды существует и другая – именная, посуда, названная в честь ученого ее придумавшего, например, колба Вюрца.
Большинство опытов проводят в стеклянной посуде, во время опыта в ней приходиться перемешивать содержимое. В пробирках, как правило, перемешивают малые количества веществ, высота столбика не должна быть выше 2 см. Запрещается встряхивать, закрывая отверстие пальцем. Перемешивание производят постукиванием пальца (плакат №2).
В колбе перемешивают круговыми движениями (у вас имеются пробирки, и колбы с водой попробуйте перемешать).
Вопрос: Для чего нужны воронки?
Воронки применяют для переливания жидкостей из сосуда с широким горлом в сосуд с узким горлом. Воронки используют и для фильтрования. В этом случае в воронку вкладывают фильтр. Его вкладывают в воронку и смачивают водой, чтобы фильтр прилегал к стенкам воронки. Давайте попробуем сделать фильтр.
Штатив используют для выполнения лабораторных работ. Давайте посмотрим, как он устроен. Штатив состоит из: подставки, стержня, муфты и лапки.
6. Обобщение полученных знаний:
Итак, сегодня на уроке мы с вами познакомились с правилами по технике безопасности при работе в кабинете химии, которыми пользуются все химики мира. Познакомились с химической посудой, этими знаниями и умениями мы будем пользоваться при выполнении практических работ.
А сейчас давайте проверим, как вы запомнили химическую посуду. Напишем химический диктант:
Колба плоскодонная – колба плоскодонная
Колба круглодонная – пробирка
Стакан – стакан
Пробирка – стакан
Колба коническая – колба коническая
Воронка – пробирка
Пробирка – пробирка
Воронка – воронка.
7. Подведение итогов урока и сообщение домашнего задания:
Подготовиться к практической работе №2 С.47.
ПРИЕМЫ ОБРАЩЕНИЯ
С ЛАБОРАТОРНЫМ ОБОРУДОВАНИЕМ
И ОСНОВЫ ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ
ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ
ПРИ
РАБОТЕЕ В ХИМИЧЕСКОМ КАБИНЕТЕ
Общие правила работы:
1.Внимательно слушайте и выполняйте указания учителя.
2.В химическом кабинете следует работать в халате. В кабинете запрещается снимать и развешивать верхнюю одежду, принимать пищу.
3.Рабочее место надо содержать в чистоте, не загромождая его предметами, не относящимися к данной работе. Лишние книги и тетради не должны находиться на рабочем месте.
4.По окончании работы необходимо привести в порядок рабочее место.
Обращение с веществами-реактивами.
1.Для выполнения опытов нужно брать вещества небольшими дозами. Для твердых веществ это примерно ¼ ложечки, а для жидкости-1-2 см.
2.Пользуясь реактивами, пробку от посуды класть на стол только в перевернутом виде, т.е. тем концом, который не входит в горлышко склянки.
3.Не оставлять склянки и банки с веществами открытыми. Взяв для проведения опыта вещество из склянки, надо сразу закрыть ее пробкой и поставить на место.
4.Вещество, оставшееся неиспользованным, нельзя выливать и высыпать обратно в склянку, из которой оно было взято.
5.Пользоваться можно только реактивами, имеющими этикетки и стоящими на вашем столе.
6.Твердые вещества берите из баночек только сухой фарфоровой ложечкой или шпателем.
7.Проводите опыты только в чистой лабораторной посуде.
Меры
предосторожности:
1.При работе постоянно следить за тем, чтобы реактивы (особенно кислоты и щелочи) не попадали на руки и одежду.
2.Наливая раствор, следует снимать пробиркой со склянки последнюю каплю реактива во избежании попадания жидкости на халат (одежду) или обувь.
3. При нагревании и кипячении растворов в пробирке необходимо пользоваться держателями и следить за тем, чтобы отверстие пробирки было обращено в сторону от вас и соседей.
4.Не наклоняться над сосудом, в котором нагревается жидкость, особенно с осадком, во избежание попадания брызг в лицо и глаза.
5.Для ознакомления с запахом веществ нельзя нюхать вещество прямо у горлышка пробирки, а нужно ладонью руки сделать движение от отверстия сосуда к носу.
6.При разбавлении кислот нужно помнить правило: кислоту следует приливать тонкой струей при перемешивании в холодную воду.
Оказание первой помощи.
1.Первая помощь оказывается обязательно с учителем или лаборантом.
2.При попадании кислоты на кожу или одежду следует немедленно это место промыть сильной струей воды в течение 2-3 минут, затем обработать 2-3%-ным раствором гидрокарбоната натрия или раствором аммиака, после чего наложить марлевую повязку, смоченную 1-2%-ным раствором перманганата калия.
Носкова Дарья