Сведения о месте нахождения. Юридический адрес: новые правила и нюансы. Открытое акционерное общество «новые технологии»

Говоря о месте нахождения и адресе юридического лица, необходимо отметить, что эти понятия не идентичны. Разберемся, в чем заключается разница.

Место нахождения юридического лица

Под местом нахождения юридического лица подразумевается место его государственной регистрации на территории РФ. При этом в качестве места нахождения не требуется указывать конкретный адрес, достаточно названия населенного пункта (муниципального образования). Например, в качестве места нахождения можно указать "город Москва" или "городской округ Химки, Московская область" (п. 2 ст. 54 ГК РФ).

Место нахождения организации необходимо, во-первых, зафиксировать в учредительных документах, а во-вторых, указать при регистрации юридического лица для последующего внесения в ЕГРЮЛ (п. 5 ст. 54 ГК РФ).

Нередко организации располагаются не в одном месте, а имеют широкую сеть филиалов и представительств в различных регионах. В подобных случаях не совсем ясно, где именно должна быть зарегистрирована организация. Ответ на этот вопрос содержится в п. 2 ст. 54 ГК РФ . Согласно этой норме регистрировать организацию нужно в месте нахождения ее постоянно действующего исполнительного органа (генерального директора, директора или президента). Если такой орган отсутствует, регистрировать организацию нужно по месту нахождения органа или лица, уполномоченного выступать от имени организации в силу закона, иного правового акта или учредительных документов.

Адрес юридического лица

Адрес юридического лица – это почтовый адрес, по которому находится постоянно действующий исполнительный орган юридического лица. Как и место нахождения, адрес (в пределах места нахождения) организации необходимо указывать при регистрации – эти данные включаются в ЕГРЮЛ (п. 3 ст. 54 ГК РФ).

В отличие от места нахождения, адрес юридического лица содержит не только указание на населенный пункт (муниципальное образование), но и на улицу и дом, в котором находится организация.

Адрес юридического лица не нужно включать в учредительные документы. Например, как следует из от 08.02.1998 № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", устав ООО должен содержать его место нахождения.

Если же в учредительных документах уже указан адрес организации, соответствующий ее месту нахождения, вычеркивать или менять его не нужно.

Несовпадение юридического и фактического адресов

Действующее законодательство не содержит определений "юридического адреса" и "фактического адреса" организации. Подобное разделение имело место по причине того, что понятия "место нахождения" и "адрес" организации были введены в ГК РФ лишь с 01.09.2014. До этой даты считалось, что адрес, указанный в учредительных документах и ЕГРЮЛ, является "юридическим", а адрес, по которому организация ведет свою деятельность, но который не указан в ЕГРЮЛ, – "фактическим".

Учитывая вышесказанное, какие-либо прямые последствия при несовпадении указанных адресов законодательством не предусмотрены. Тем не менее следует помнить о негативных последствиях, которые могут иметь место в случае отличия адреса, указанного в документах, и фактического адреса организации.

Указание действующего адреса в ЕГРЮЛ – в интересах самой организации. Организация несет все риски, связанные с несовпадением указанного в ЕГРЮЛ адреса и фактического места нахождения организации. Например, корреспонденция, доставленная по такому адресу, считается полученной организацией даже в том случае, если она находится в другом месте и ничего не получала (абз. 2 п. 3 ст. 54 ГК РФ).

Помимо риска неполучения организацией сообщений и корреспонденции можно выделить еще два:

  • отсутствие возможности ссылаться на неверный адрес в случае спора;
  • риск ликвидации организации.

Стоит иметь в виду и позицию Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, которую он изложил в п. 6 постановления от 30.07.2013 № 61. По мнению суда, налоговая инспекция может направить такой организации уведомление о необходимости предоставления достоверных сведений о ее месте нахождения. Если такие сведения не будут предоставлены, налоговики могут обратиться в суд с требованием о ликвидации этого юридического лица.

Кроме того, за несвоевременное представление сведений о юридическом лице для внесения в ЕГРЮЛ на должностное лицо может быть наложен штраф в размере 5000 рублей (ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ).

Когда нужно менять адрес или место нахождения

Под сменой адреса организации подразумевается любой ее переезд, даже если она переехала на другую улицу в том же населенном пункте. Смена места нахождения – это переезд организации в другой населенный пункт или другой регион.

Менять адрес в ЕГРЮЛ необходимо при каждой смене адреса организации (ее исполнительного органа). Сообщить в регистрирующий орган новый адрес необходимо в течение трех рабочих дней со дня, когда он был изменен (п. 5 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее – Закон № 129-ФЗ).

При смене места нахождения организации соответствующие изменения нужно внести в устав организации. Если организация использует типовой устав, то вносить в него изменения ей не потребуется (п. 2.1 , п. 2 ст. 12 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ).

Судебная практика по спорным вопросам местонахождения и адреса регистрации ООО при создании

Судебные споры, касающиеся местонахождения ООО и адреса его гос. регистрации, затрагивают следующие вопросы:

Местонахождение юридического лица, в том числе и общества с ограниченной ответственностью, определяется местом его государственной регистрации (п. 2 ст. 54 ГК РФ, п. 2 ст. 4 Закона об обществах с ограниченной ответственностью).

Госрегистрация юридического лица осуществляется по местонахождению его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия последнего - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не предусмотрено Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ (п. 2 ст. 54 ГК РФ, п. 2 ст. 8 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ).

Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресу, который указан в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по этому адресу, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по такому адресу.

На практике часто возникают ситуации, когда в качестве адреса места нахождения общество указывает адрес лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа, или учредителя общества.

В связи с этим возникает вопрос: возможно ли в качестве места нахождения общества указывать место жительства лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа, и (или) учредителя общества?

Суды придерживаются позиции, что место нахождения и адрес общества с ограниченной ответственностью могут быть определены исходя из адреса места жительства учредителя общества и (или) лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа общества. Например, в пользу учредителя, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа, были вынесены решения по делам N А82-4788/2005-1, N А51-894/2009, N А56-32723/2013.

В постановлении Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 61 отмечается, что «регистрация по адресу жилого объекта недвижимости допустима только в тех случаях, когда собственник объекта дал на это согласие; согласие предполагается, если названный адрес является адресом места жительства учредителя (участника) или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности».

Причем выразить мнение об отказе в регистрации общества собственнику необходимо в активной форме. Так, довод инспекции об отсутствии согласия собственника на использование жилого помещения в качестве адреса местонахождения юридического лица, сделанный на основании отсутствия соответствующего согласия, обоснованно признан судом ошибочным, поскольку неодобрение указанных действий должно быть выражено в активной форме. По материалам дела было установлено, что собственнику было известно о том, что в качестве места нахождения общества указан адрес, по которому находилась принадлежащая ему жилая квартира; он давал согласие учредителю на использование адреса квартиры в качестве юридического адреса общества; от инспекции в его адрес никаких запросов относительно регистрации юридических лиц по адресу квартиры не поступало.

Согласно письму Федеральной налоговой службы от 23.09.2011 N ПА-21-6/293, в соответствии с положениями пункта 2, статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 2 статьи 8 Закона о госрегистрации возможна государственная регистрация юридического лица, местом нахождения которого является место жительства учредителя.

Ссылка на положения ГК РФ о том, что размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое, а также что юридическое лицо может использовать жилое помещение только для проживания граждан, обоснованно не принимается судами первой и апелляционной инстанции во внимание, поскольку данные нормы не регулируют отношения по регистрации юридических лиц, а определяют порядок использования жилых помещений, в связи с чем не подлежат применению при рассмотрении таких споров.

Действующее законодательство предоставляет возможность регистрировать юридическое лицо по месту нахождения (месту жительства) лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности, и не являющегося собственником помещения.

Так, на основании материалов дела N А68-901/2012 по адресу, указанному в заявлении о государственной в качестве места нахождения общества, находилось жилое помещение, собственником которого являлся Иванов, а Петров, учредитель компании, не обладал правомочием распоряжаться им по своему усмотрению. Но т.к. Петров был зарегистрирован по этому адресу и согласно гарантийному письму Иванов предоставил в качестве адреса (места нахождения) исполнительного органа ООО принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение по адресу, суды правильно указали, что у регистрирующего органа не было правовых оснований отказать в осуществлении государственной регистрации юридического лица.

Условия признания недостоверным адреса общества с ограниченной ответственностью при создании

Несмотря на то, что федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ не содержит положений относительно того, на каких основаниях адрес юридического лица может быть признан недостоверным и что конкретно можно квалифицировать как недостоверные сведения об адресе, анализ судебной практики позволяет выявить некоторые случаи, когда адрес общества признавался недостоверным.

Из судебной практики следует вывод, что если заявитель не представил в регистрирующий орган сведения (документы), подтверждающие, что связь с юридическим лицом будет осуществляться по заявленному адресу, последний признается недостоверным при наличии одного или нескольких из следующих обстоятельств :

Указанный адрес согласно сведениям ЕГРЮЛ обозначен как адрес большого количества иных юридических лиц, в отношении всех или значительной части которых имеются сведения о том, что связь с ними по этому адресу невозможна (представители юридического лица по данному адресу не располагаются и корреспонденция возвращается с пометкой "организация выбыла", "за истечением срока хранения" и т.п.);

Указанный адрес в действительности не существует или находившийся по этому адресу объект недвижимости разрушен;

Указанный адрес является условным почтовым адресом, присвоенным объекту незавершенного строительства;

Указанный адрес заведомо не может свободно использоваться для связи с таким юридическим лицом (адреса, по которым размещены органы государственной власти, воинские части и т.п.);

По указанному адресу расположен объект, собственник которого (или иное уполномоченное лицо) представил заявление о том, что он не разрешает регистрировать юридические лица по данному адресу.

Так, если регистрирующий орган установит, что по адресу, указанному в заявлении о государственной регистрации в качестве места нахождения общества, находится жилое помещение, в котором учредитель (физическое лицо) не зарегистрирован, фактически не проживает, прав на которое не имеет, то в регистрации будет отказано.

Также адрес общества признается недостоверным, если отсутствует договор аренды помещения по этому адресу. Например по делу N А60-26503/2007-С9 в ходе рассмотрения заявления инспекцией был проведен осмотр (обследование) адреса, указанного заявителем в качестве места нахождения юридического лица. В ходе обследования было установлено, что по названному адресу находится учебный корпус N 3 государственного университета, общество в данном здании не располагается, договор аренды с ним не заключался, следовательно, адрес был признан недостоверным и в регистрации было отказано.

Адрес общества признается недостоверным в случае, если помещение по данному адресу используется по договору аренды другим юридическим лицом, которое не может передать указанное помещение в субаренду. В частности, по делу N А16-76/2008 спорное помещение по договору аренды использовалось другим юридическим лицом, условия договора, о которых на момент обращения учредителя с заявлением регистрирующему органу было известно, не допускали возможности передавать арендуемое нежилое помещение как в целом, так и частично в субаренду или пользование третьим лицам. Доказательств, подтверждающих наличие у заявителя права пользования указанным помещением, в порядке статьи 65 Кодекса суду не представлено. Таким образом, учредителю общества было обоснованно отказано в государственной регистрации.

Адрес общества признается недостоверным, если отсутствуют документы, подтверждающие согласие собственника на сдачу помещения в субаренду. Например, по делу N А40-102201/10-92-520 было принято решение об отказе в регистрации юридического лица, т.к. согласно договора аренды нежилого помещения арендатор имел право сдачи помещений в субаренду или безвозмездное пользование только с согласия арендодателя, а в материалах дела отсутствует согласие собственника на сдачу в субаренду регистрируемому обществу этого помещения, и представителями сторон в суде кассационной инстанции на обозрение суда кассационной инстанции доказательства представлены не были.

Адрес общества также признается недостоверным, если регистрирующим органом установлено, что отсутствует согласие собственника на совершение регистрационных действий в отношении помещения (здания), которое находится по адресу, указанному в заявлении о госрегистрации. Так, в решении по делу N А40-117976/10-130-721 суд указал на следующее: от арендатора поступили письменные объяснения о том, что каких-либо обязательств по предоставлению регистрируемому обществу помещений в арендуемом им здании он на себя не принимал. Кроме того, невозможно установить, кем подписано представленное заявителем гарантийное письмо, выданное арендатором здания, которое расположено по адресу, указанному в качестве места нахождения общества.

Адрес общества признается недостоверным, если в здании по адресу, указанному в заявлении, отсутствует обозначенное в заявлении помещение и само здание используется другими юридическими лицами. Например, по делу N А60-4370/2008-С5 в результате проведенной регистрирующим органом проверки достоверности сведений, содержащихся в заявлении о государственной регистрации, было установлено, что по указанному в заявлении адресу расположено четырехэтажное офисное здание, в котором отсутствует офис N 7, находящиеся в здании помещения используются другими юридическими лицами.

Адрес признается недостоверным, если общество не находится в помещении по указанному в заявлении адресу и собственник помещения отрицает факт выдачи гарантийного письма. К примеру в деле N А73-9188/2010 по результатам осмотра регистрирующим органом не был установлен факт нахождения общества по указанному адресу, а также на основании письма собственника, отрицавшего факт выдачи гарантийного письма заявителю, инспекция приняла решение об отказе в государственной регистрации.

Адрес общества признается недостоверным, если учредителю общества принадлежит не все здание, находящееся по указанному адресу, а только квартира в нем. В деле N А41-18740/12 суд, делая вывод о несоответствии адреса общества адресу единственного участника, исходил из того, что в заявлении, решении и уставе указаны улица и номер дома, в то время как учредителю принадлежит не весь дом, а только квартира в нем.

Адрес общества признается недостоверным, если он является адресом большого количества юридических лиц, в отношении которых имеются сведения о невозможности связаться с ними. Так, по материалам дела N А49-6717/2014 учредителем в период 2011 - 2014 годов было зарегистрировано более 15 юридических лиц по одному и тому же адресу. Созданные заявителем организации, зарегистрированные по спорному адресу, не осуществляли финансово-хозяйственную деятельность и не платили налоги. Таким образом, налоговый орган правомерно пришел к выводу о недостоверности заявленного адреса, этот адрес был указан заявителем без намерения использовать его для осуществления связи с юридическим лицом.

Адрес общества признается недостоверным, если отсутствуют документы, подтверждающие согласие собственника на сдачу помещения в субаренду; площадь помещения не позволяет разместить в нем постоянно действующий исполнительный орган общества, поскольку по указанному адресу зарегистрировано еще несколько юридических лиц (данный адрес является адресом "массовой регистрации"). В деле N А76-6880/2012 суд принял во внимание, что в помещении площадью 18,6 кв. м, адрес которого указан в заявлении о госрегистрации в качестве места нахождения общества, зарегистрировано несколько юридических лиц. Поэтому суды пришли к выводу о том, что указанное место нахождения общества является "адресом массовой регистрации", используемым лишь в целях обеспечения государственной регистрации юридических лиц без действительной цели его использования для ведения деятельности, расположения органов управления.

Адрес общества признается недостоверным, если он является адресом "массовой регистрации" и в представленном в регистрирующий орган заявлении указан не полностью (отсутствует номер помещения (офиса)). Основываясь на материалах дела N А12-1385/2015 суд сделал вывод, что отсутствие указания в ЕГРЮЛ таких элементов адреса, как вид помещения, в котором располагается (офис, квартира и, т.п.), и номер данного помещения, сделает невозможным осуществление регистрирующим органом функции контроля размещения юридического лица по месту государственной регистрации.

Таким образом, для целей идентификации места нахождения единоличного исполнительного органа общества необходимо указание полного адреса, включающего в себя номер офиса (помещения, квартиры).

Однако отсутствие сведений о почтовом индексе общества в заявлении по форме N Р11001 не является основанием для признания адреса общества недостоверным. Согласно судебной практике отсутствие почтового индекса не свидетельствует о недостоверности представленных сведений о местонахождении юридического лица. Неуказание индекса может свидетельствовать о неполноте информации, но не о ее недостоверности. Присвоение индекса не зависит от воли заявителя, и он может быть определен на основании общедоступных информационных ресурсов.

Адрес общества признается недостоверным, если в уставе общества и заявлении по форме N Р11001 указан адрес без конкретизации номеров помещений, которые предоставлены обществу в аренду. Так, если обществом в заявлении по форме Р11001 на государственную регистрацию ООО указывается неполный адрес места нахождения общества, при том условии, что форма Р11001 заявления предусматривает такую возможность детализации адреса, регистрирующий орган может рассмотреть данное заявление как заявление с недостоверными сведениями об адресе места нахождения юридического лица и отказать в регистрации.

На практике встречаются ситуации, когда для осуществления государственной регистрации общества при создании регистрирующий орган требует представить правоустанавливающие документы на помещение по адресу, указанному в заявлении в качестве его места нахождения. Статья 12 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ не обязывает общество представлять такие документы, а ст. 9 запрещает регистрирующему органу требовать документы, не предусмотренные данным Законом.

Таким образом, регистрирующий орган не вправе требовать представления правоустанавливающих документов на помещения, расположенные по адресу общества. Более того, по смыслу пункта 2 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации до внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц о государственной регистрации юридического лица последнее не считается созданным, в связи с чем не вправе совершать сделки, в том числе заключать договоры аренды недвижимого имущества.

Так, в решениях по делам N А46-19027/2009, N А05-3092/2010 и N А56-18334/2008 суд не нашел оснований, по котором инспекция отказала в регистрации юридического лица: в полномочия регистрирующего органа не входит оценка содержащихся в представленных для государственной регистрации документах сведений на предмет их достоверности, не предусмотрено такое основание отказа в государственной регистрации, как недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах.

Однако с 01.01.2016 при госрегистрации изменений в ЕГРЮЛ, связанных с изменением места нахождения юрлица, в отличие от госрегистрации юрлица при создании, необходимо представлять правоустанавливающие документы. Так, согласно абз. 3 п. 6 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ (в ред. Федерального закона от 30.03.2015 N 67-ФЗ) к заявлению о внесении в ЕГРЮЛ сведений об изменении места нахождения юрлица должны быть приложены документы, подтверждающие право пользования объектом недвижимости (его части), расположенным по адресу, который относится к месту нахождения, указанному в решении об изменении места нахождения юрлица.

Таким образом, все еще не утихают споры между налоговыми органами и учредителями юридических лиц по поводу указания места нахождения общества при его регистрации. В большинстве случаев при указании в качестве места нахождения и адреса общества места жительства единоличного исполнительного органа или учредителя общества суд на стороне заявителя, даже если помещение не принадлежит заявителю на праве собственности.

Однако в некоторых случаях адрес общества могут признать недостоверным. Зачастую это происходит, когда адрес согласно сведениям ЕГРЮЛ обозначен как адрес большого количества иных юридических лиц, если отсутствует договор аренды помещения по этому адресу или в заявлении на регистрацию адрес указан не полностью (отсутствует номер помещения или офиса). Отметим, что отсутствие сведений о почтовом индексе общества в заявлении по форме N Р11001 не является основанием для признания адреса общества недостоверным.

Много споров возникает и в случае, когда регистрирующий орган требует предоставления дополнительных документов. В данном вопросе суды пришли к выводу, что регистрирующий орган не вправе требовать представления правоустанавливающих документов на помещения, расположенные по адресу общества.

Место нахождения юридического лица означает определенный географический адрес, зарегистрированный по установленным законодательством правилам. Оно имеет большое значение при разрешении многих вопросов материального и процессуального права.

Оно должно быть фактическим. Но на практике место нахождения и место фактического размещения организации не всегда совпадают. Мало того, встречаются организации, которые некоторое время или постоянно работают без офиса, а их местом нахождения есть домашний адрес руководителя .

Если филиалы компании находятся в разных регионах, определить ее место расположения сложно. Поэтому согласно п. 2 ст. 54 ГК РФ оно располагается по адресу постоянного учредителя. Таким образом, филиал Московской компании в Петербурге может иметь адрес филиала в Петербурге, а юридическое расположение в Москве.

Отличия между фактическим (юридическим) и почтовым адресами

В юридической практике часто можно встретить понятия «фактический» и «почтовый» адрес. Но даже эти термины сейчас не разъясняются в ГК или другом документе государственного характера. Как уже было сказано, юридический адрес является местом действительного расположения главного отделения компании .

Но часто бывают ситуации, когда компания «юридически» записана по одному адресу, а ее действительное место расположения находится в другом месте. Это легально и очень популярно среди компаний, работающих в России. Фактический адрес компании – это тот адрес, по которому можно отыскать руководителя компании на самом деле.

В результате «юридический» и «фактический» адреса могут быть разными. Хотя по закону не должно быть такой ситуации. Определение «фактический адрес» появилось из-за несовершенства содержания законов России. Действительное место нахождения учредителя компании имеет огромное значение для полноты и законности его работы.

Следует помнить о плохих последствиях, которые могут быть в ситуации отличия адреса, прописанного в документах, и фактического места расположения компании. Указание настоящего адреса в – в интересах самой компании. Компания несет все риски, связанные с несовпадением записанного в ЕГРЮЛ адреса и действительного места расположения компании.

Если у юрлица есть два различных адреса регистрации , лучше внести изменения в учредительные документы и пройти процесс смены записанного адреса на действительный. Таким образом, можно сделать вывод, что фактический и юридический адрес фирмы в идеале должны совпадать.

Почтовый адрес компании является адресом, который должен существовать для получения почты и обмена документацией . Данный адрес может не сходиться с юридическим адресом, ведь у них различное назначение. Компания может организовать процедуру отправления и получения писем по почте в любом подходящем для нее месте, это не запрещено государством.

Нужно заметить, что в законодательстве активно используется понятие «место нахождения компании», которое соединяет фактический и юридический адрес фирмы. Почтовый адрес может скоро выйти из делового обихода.

Подробнее про юридический адрес есть на данном видео.

Документация на 2020 год

Удостоверяют юридический адрес фирмы такие :

  1. Свидетельство о праве собственности (предоставляется в случае, если помещение принадлежит руководителю организации).
  2. Соглашение аренды и акт приема-передачи помещения.
  3. Согласие владельца на регистрацию фирмы по его адресу.

Данные документы также могут запросить налоговая служба и лицензионные органы. Сотрудники ФНС не могут требовать от общества предоставления других документов.

Регистрация юрлица носит уведомительный характер, поэтому налоговая служба не может отказать в данной регистрации по причине несоответствия информации, указанной в учредительных документах фирмы. Для ИП особых документов, которые удостоверяют адрес, нет.

Для некоторых видов деятельности нужно получение других документов от госорганов:

  1. Лицензии для определенных видов работы.
  2. Допуски СРО (для строительных организаций).
  3. Разрешения от СЭС и Госпождназора (для отелей и магазинов).
  4. Сертификаты на продукцию.

Признаки недостоверности юридического адреса

Есть определенные признаки недостоверности данных об юридическом адресе :

  1. Адрес записан как адрес нескольких других юрлиц, в отношении всех или большой доли которых есть данные о том, что связь с ними по этому адресу установить нельзя. Они не находятся по этому адресу и письма приходят обратно с пометкой «компания выбыла».
  2. Данного адреса не существует в принципе или здание находится в непригодном для работы состоянии.
  3. Адрес – условный почтовый адрес, присвоенный объекту незаконченного сооружения.
  4. Адрес не может использоваться для связи с юрлицом.
  5. Имеется заявление собственника, которое запрещает регистрировать фирмы по определенному адресу.

Если присутствует хотя бы один из перечисленных пунктов, данные об адресе юрлица можно считать недействительными. Если компания будет игнорировать все запросы регистрирующего органа о предоставлении настоящего адреса, суд может ее ликвидировать.

Массовая регистрация

Обычно применение одного адреса при регистрации большого числа компаний может быть следствием того, что:

  1. Организация, как и прочие, арендует точку в торговом либо бизнес-центре и при регистрации записала именно место аренды.
  2. Один управляющий может открыть несколько организаций и записать их по одному адресу. Данный факт может настораживать, ведь присутствие даже двух организаций, зарегистрированных на одно лицо, у налоговой службы вызывает интерес из-за вероятности осуществления действий по уклонению от оплаты налогов.
  3. При регистрации руководитель может купить адрес. Но никто не мешает поступить также и другим организациям.

Риски и последствия

Если руководитель использует , ему могут отказать в регистрации юрлица, что объясняется в ФЗ от 8.08.2001 года «О государственной регистрации юридических лиц и частных предпринимателей».

В этом законе написано, что в ситуации, если у налоговой службы есть свидетельства недостоверности адреса нахождения фирмы, она может отказать компании в ее регистрации .

Последствием будет потеря государственной пошлины и тех средств, которые были оплачены за помощь в оформлении документов для регистрации. Несмотря на то, что недостоверный адрес организация может легко устранить, сотрудники налоговой службы часто подают в суд на налогоплательщиков.

Также за предоставление недостоверной информации о юрлице при его регистрации начисляется штраф в размере 5-10 тысяч руб. Это наказание предусматривает п. 4 статьи 14.25 КоАП России . Больше того, если налоговая служба получила данные о поддельных документах при регистрации компании, то она может отправить материалы в правоохранительные органы с задачей открытия уголовного дела.

Сотрудники налоговой службы могут отослать в банковскую организацию, где у компании есть расчетный счет, данные о неверном адресе, чтобы финансовая компания приняла нужные меры для выполнения запросов закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов» №115-ФЗ от 7 августа 2001 года.

Смена адреса организации

Смена места расположения ЮЛ при переезде в другой город занимает более месяца и проходит в две стадии:

  • сообщение налоговой службе о смене;
  • ее регистрация.

На первом этапе, в течение трех дней после принятия постановления о нужно уведомить об этом налоговые органы. Для этого регистрирующей ИФНС по старому адресу по основному регистрационному центру ИФНС (обычно находится в столице субъекта РФ) следует предоставить:

  • заявление по , заверенное нотариусом или через ЭЦП;
  • протокол собрания участников либо решение одного участника;
  • заверенную копию соглашения.

На основе данной документации налоговая служба через пять дней записывает в ЕГРЮЛ данные о принятии обществом постановления о смене места положения компании.

Не раньше 20 дней после внесения записи в государственный реестр руководитель компании должен опять обратиться в ИФНС, но уже по своему действующему адресу. Директор компании может быть привлечен к административной ответственности за несвоевременную подачу документов или полное бездействие.

Инструкция по выбору юридического адреса представлена ниже.

В настоящей рассылке мы затронем тему «обособленную» (данное слово будет часто встречаться далее по тексту, поэтому привыкаем сразу), которая в последние полгода стала в настораживающе гипертрофированных формах развиваться нашими Областными ИФНС при проведении контрольных мероприятий.

Но все по порядку, приведем немного теории, необходимой для понимания проблемы.

В Налоговом кодексе есть определение «обособленного подразделения» - это любое территориально обособленное от организации подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места (ст. 11 НК РФ).

В целях проведения налогового контроля организации подлежат постановке на учет в налоговых органах, и в том числе по месту нахождения ее обособленных подразделений (ст. 85 НК РФ).

При этом законодательство не содержит критериев этой территориальной обособленности, что позволяет трактовать данное определение буквально, т.е. это нахождение подразделения в любом ином месте, чем сама организация (письмо Министра Финансов РФ от 21 декабря 2009 г. №03-02-07/1-550).

Получается, если организация зарегистрирована, что весьма распространено, по адресу прописки ее руководителя или учредителя, то по месту фактического осуществления деятельности необходимо регистрировать обособленное подразделение.

Налоговые органы ранее никогда не подходили столь формально к этому вопросу, но в последнее время, возможно ввиду катастрофического дефицита в бюджете, стали распространяться дела, в рамках которых налогоплательщиков привлекают к ответственности именно за ведение деятельности без регистрации подразделения по месту фактического осуществления деятельности, и, внимание(!), даже если адреса (юридический и фактический) находятся в районе, администрируемом одной Инспекцией.

Цена крайне высока - штраф 10% от всех доходов , полученных от работы незарегистрированного обособленного подразделения, но не менее 40 тыс. руб. (п. 2 ст. 116 НК РФ). В рассматриваемом нами случае это могут быть буквально «все» доходы организации.

Согласитесь, крайне заманчивая перспектива для Инспекций: административные издержки минимальные, достаточно установить несовпадение юридического и фактического адресов без соответствующего обособления последнего, а доходность для бюджета от таких мероприятий несоизмеримо высока, «просто составь акт».

Все еще усугубляется и в связи со сложившейся негативной для Налогоплательщиков арбитражной практикой по похожим делам, когда обособленные подразделения не регистрировались в удаленных от места основной деятельности муниципальных районах или регионах.

И даже вполне разумные доводы относительно отсутствия при таком нарушении неблагоприятных экономических последствий для бюджета, когда все доходы организации задекларированы по основному месту регистрации, и что наказание в связи с этим является несоразмерным, отстраняются хладнокровной Фемидой. Суды отмечают, что характер ответственности за ведение деятельности через обособленное подразделение без постановки на учет не поставлен Налоговым кодексом в зависимость от своевременного исполнения налогоплательщиком обязанностей по уплате налогов и сборов. Аналогичный подход у Судов и в ситуациях, когда подразделение работает в убыток и реального дохода Организации не приносит, от штрафных санкций, рассчитанных с выручки, это не спасет (пример, Решение АС Свердловской области от 03.06.2014 по делу № А60-16729/2014).

Тем не менее, данными аргументам при оспаривании действий налоговых органов пренебрегать не стоит, поскольку отсутствие ущерба и намерений налогоплательщика скрыть свои доходы на обособленном подразделении могут быть (подчеркиваем, могут и не быть) расценены Судом как смягчающие и достаточными для снижения штрафа более чем 2 раза. В ряде дел Суды все же учитывают, что меры воздействия в виде штрафных санкций не должны превращаться в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности (примеры, Решение АС Свердловской области от 31.10.2013г. по делу № А60-30533/2013, Решение АС Архангельской области от 07.08.2014г. по делу № А05-4601/2014).

Вот такие вот дела, и теперь каждый может оценить актуальность проблемы для себя.

1) Начнем с вопиющего требования Налоговых органов регистрировать обособленное подразделение даже в пределах одного с организацией муниципального образования, улицы или даже соседнего строения. Считаем, что в данном случае о таком формальном подходе к определению обособленного подразделения не может быть и речи, и действия налоговых органов неправомерны.

При толковании норм закона ключевое значение имеет то, что непосредственно хотел вложить в их содержание Законодатель, и здесь нам поможет Законопроект под № 505706-6, пусть и не реализовавшийся, но крайне ценный в плане трактовки интересующего нас понятия.

Итак, депутат С. Е. Вайнштейн, который решил исключить подобную несправедливость (хорошо, что такие еще есть) внес Законопроект «О внесении изменения в ст 11 части первой НК РФ или об уточнении понятия обособленного подразделения организации», согласно которому: «Обособленное подразделение организации - любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места, за исключением случаев его нахождения в пределах территории действия налогового органа на учете которого стоит организация».

Его менее сердобольные коллеги сочли, что данные изменения являются излишними, но при этом в своем заключении на проект отметили, что согласно п. 1 ст. 83 НК РФ организация обязана встать на учет по месту нахождения обособленного подразделения, если эта организация не состоит на учете в налоговом органе по месту нахождения этого обособленного подразделения по основаниям, предусмотренным НК РФ, а следовательно регистрационные действия в рассматриваемом случае не требуются и без дополнительных поправок.

Увы, судебные дела именно с ситуацией, когда административные районы нахождения организации и его обособленного подразделения совпадают, привести не можем, ввиду пока еще несформировавшейся арбитражной практики, но соответствующие Решения налоговых инспекций регулярно появляются, те, с которыми сталкивались мы, до суда не дошли.

2) Теперь перейдем к ситуации, когда организация и ее подразделение находятся на территории разных муниципальных образований. Здесь, как вы понимаете, оспорить саму необходимость регистрации обособленного подразделения не получится.

Совет такой: пока налоговые органы не пришли к вам с проверкой, подайте сообщение о регистрации обособленного подразделения или, на крайний случай, держите наготове, чтобы в случае необходимости направить его по адресу до того как Инспектора произведут какие-либо контрольные мероприятия в этом направлении (обычно проводятся вне рамок выездных проверок специальным Отделом оперативного контроля Инспекции). В последнем случае все же имеется риск упустить момент.

При таком раскладе налоговые органы не смогут квалифицировать нарушение как ведение деятельности без постановки на учет, а лишь как несвоевременное предоставление документов.

Тут есть приятный нюанс: за несвоевременное предоставление сообщения о создании обособленного подразделения, не являющегося филиалом или представительством (1), взыскивается штраф не 10 тыс. руб. (п. 1. ст. 116 НК РФ), а всего 200 руб. (п. 1 ст. 126 НК РФ), как за один документ (письмо Минфина от 17.04.2013 № 03-02-07/1/12946).

(1) Создание филиала или представительства подаются с заявлением о внесении изменений в учредительные документы. Налоговые органы на основании сведений из ЕГРЮЛ сами ставят филиал (представительство) на налоговый учет. Филиалы и представительства в данной рассылке не рассматриваются.

В любом случае, каких-то иных универсальных способов избежать привлечения к ответственности за ведение деятельности путем организации рабочих мест сроком более 1 месяца без регистрации обособленного подразделения, нет. В этом случае при оспаривании налоговых санкций можно отталкиваться исключительно от фактуры конкретного дела. Например, при подрядных работах многое зависит от того, кто организует рабочие места, подрядчик или заказчик, в каком графике эти работы выполняются и т.п. - но это уже совсем другая история.

Место нахождения (учета): код

При заполнении налоговых деклараций и расчетов на титульном листе необходимо указывать код места представления декларации (расчета) в налоговый орган. Как узнать код по месту нахождения (учета)? Для этого необходимо обратиться к порядку заполнения соответствующих декларации или расчета.

О применяемых в 2020 году кодах по месту нахождения (учета) при представлении основных налоговых деклараций и расчетов расскажем в нашей консультации и выделим наиболее типичные коды.

НДС

В показателе «По месту нахождения (учета) (код)» налоговой декларации по НДС указываются коды, которые приведены в приложении № 3 к Порядку, утвержденному Приказом ФНС от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@:

Код Наименование
116 По месту постановки индивидуального предпринимателя на учет в качестве налогоплательщика
213 По месту постановки на учет организации в качестве крупнейшего налогоплательщика
214 По месту постановки на учет организации, не являющейся крупнейшим налогоплательщиком
215 По месту постановки на учет правопреемника, не являющегося крупнейшим налогоплательщиком
216 По месту постановки на учет правопреемника, являющегося крупнейшим налогоплательщиком
227 По месту постановки на учет участника договора инвестиционного товарищества — управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета
231 По месту нахождения налогового агента
250 По месту постановки на учет налогоплательщика при выполнении соглашения о разделе продукции
331

Обращаем внимание, что, как в декларации по НДС, так и в остальных декларациях и расчетах, коды учета по месту нахождения для ИП и организаций различны.

Налог на прибыль

Коды мест представления налоговой декларации по налогу на прибыль организаций приведены в Приложении № 1 к Порядку, утвержденному Приказом ФНС России от 23.09.2019 N ММВ-7-3/475@:

Код Наименование
213
214
215
216
218 По месту учета ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков
220
223 По месту нахождения (учета) российской организации при представлении декларации по закрытому обособленному подразделению
225 По месту учета организации, получившей статус участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково»
226 По месту учета организации, осуществляющей образовательную и (или) медицинскую деятельность
228 По месту учета организации — участника регионального инвестиционного проекта
229 По месту учета некоммерческой организации, представляющей налоговую декларацию только за налоговый период
231 По месту нахождения налогового агента — организации
234 По месту учета театра, музея, библиотеки, концертной организации, являющихся бюджетными учреждениями
235 По месту учета налогового агента, представляющего сведения о доходах, выплаченных физическим лицам
236 По месту учета организации, осуществляющей социальное обслуживание граждан
237 По месту учета организации, получившей статус резидента территории опережающего социально-экономического развития
238 По месту нахождения (учета) организации, признаваемой контролирующим лицом иностранной компании
239 По месту учета организации, осуществляющей туристско-рекреационную деятельность на территории Дальневосточного федерального округа
246 По месту учета музея, театра, библиотеки, учредителями которых являются субъекты Российской Федерации или муниципальные образования
249 По месту учета организации - участника специального инвестиционного контракта

Расчет по страховым взносам (РСВ): по месту нахождения (учета) (код)

Поле «По месту нахождения (учета) (код)» расчета по страховым взносам заполняется в соответствии с кодами, приведенными в приложении № 4 к Порядку, утвержденному Приказом ФНС России от 18.09.2019 N ММВ-7-11/470@:

Код Наименование
112 По месту жительства физического лица, не признаваемого индивидуальным предпринимателем
120
121 По месту жительства адвоката, учредившего адвокатский кабинет
122 По месту жительства нотариуса, занимающегося частной практикой
124
214 По месту нахождения российской организации
217 По месту учета правопреемника российской организации
222 По месту учета российской организации по месту нахождения обособленного подразделения
240 По месту нахождения юридического лица - (главы) крестьянского (фермерского) хозяйства
335
350 По месту учета международной организации в Российской Федерации

Форма 6-НДФЛ: коды по месту нахождения 2020

По строке «По месту нахождения (учета) (код)» указывается код места представления расчета налоговым агентом согласно приложению № 2 к Порядку, утвержденному Приказом ФНС от 14.10.2015 № ММВ-7-11/450@. Коды места нахождения (учета) в 6-НДФЛ применяются такие:

Код Наименование
120 По месту жительства индивидуального предпринимателя
124 По месту жительства члена (главы) крестьянского (фермерского) хозяйства
125 По месту жительства адвоката
126 По месту жительства нотариуса
213 По месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика
214 По месту нахождения российской организации, не являющейся крупнейшим налогоплательщиком
215 По месту нахождения правопреемника, не являющегося крупнейшим налогоплательщиком
216 По месту учета правопреемника, являющегося крупнейшим налогоплательщиком
220 По месту нахождения обособленного подразделения российской организации
320
335 По месту нахождения обособленного подразделения иностранной организации в Российской Федерации

Налог на имущество организаций

Коды представления налоговой декларации по налогу на имущество организаций проставляются в соответствии с приложением № 3 к Порядку, утвержденному Приказом ФНС России от 14.08.2019 N СА-7-21/405@:

Коды по месту учета: ЕНВД 2020

Код места представления налоговой декларации по ЕНВД указывается согласно приложению № 3 к Порядку, утвержденному Приказом ФНС России от 26.06.2018 N ММВ-7-3/414@:

Код Наименование
120 По месту жительства индивидуального предпринимателя
214 По месту нахождения российской организации, не являющейся крупнейшим налогоплательщиком
215 По месту нахождения правопреемника, не являющегося крупнейшим налогоплательщиком
245 По месту осуществления деятельности иностранной организации через постоянное представительство
310 По месту осуществления деятельности российской организации
320 По месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя
331 По месту осуществления деятельности иностранной организации через отделение иностранной организации

Декларация по УСН: код по месту нахождения (учета)

Код места представления декларации по УСН в налоговый орган по месту учета налогоплательщика указывается согласно приложению № 2 к Порядку, утвержденному Приказом ФНС от 26.02.2016 № ММВ-7-3/99@: