План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему: Конспект занятия-беседы по развитию речи в старшей группе на тему «Моя любимая игрушка. Конспект занятия по развитию речи в старшей группе " интересное путешествие"

Контрольная работа

«Беседа как средство развития связной речи детей дошкольного возраста»

Выполнила: Майба Ю.Р

студентка 4 курса

Глава I . Теоретическая часть.

1.1. Анализ исследований учёных А.П. Усоввой, Е. А. Флериной, Е. И. Радиной, Э. П. Крыловой, Н. М. Крыловой по проблеме содержания бесед с дошкольниками............................................................................................................3

1.2. Характеристика структурных подразделений...................................................6

1.3. Классификация бесед по разлчным признакам.................................................8

1.4. Методика проведения бесед в разных возрастных группах...........................11

Глава II . Практическая часть.

2.1. Разработка конспекта беседы сопровождающей приобретение нового опыта подготовительной группы.........................................................................................................15

Литература ................................................................................................................18

Теоретическая часть

Анализ исследований учёных А.П. Усовой, Е. А. Флериной, Е. И. Радиной, Э. П. Крыловой, Н. М. Крыловой по проблеме содержания бесед с дошкольниками

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи.

Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка (Т.В. Ахутина, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин и др.).

Овладение связной устной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки детей к обучению в школе. Психологическая природа связной речи, ее механизмы и особенности развития у детей раскрываются в трудах Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др. Все исследователи отмечают сложную организацию связной речи и указывают на необходимость специального речевого воспитания (А.А. Леонтьев, Л.В. Щерба).

Обучение связной речи детей в отечественной методике имеет богатые традиции, заложенные в трудах К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого. Основы методики развития связной речи дошкольников определены в работах М.М. Кониной, А.М. Леушиной, Л.А. Пеньевской, О.И. Соловьевой, Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой, Е.А. Флериной.

Беседа в дощкольной педагогике рассматривается как одно из средств развития связной речи у детей дошкольного возраста. Беседа является целенаправленным обсуждением чего-либо, организованным, подготовленным диалогом на заранее выбранную тему.

Беседа как метод обучения - это целенаправленный, заранее подготовленный разговор воспитателя с группой детей на определенную тему.

Значение бесед :

В беседах систематизируются имеющиеся у детей знания, осуществляется анализ ранее накопленных фактов.

Известно, что беседа - активный метод умственного воспитания. характер общения побуждающий ребенка воспроизводить не случайные, а наиболее значимые, существенные факты, сравнивать, рассуждать, обобщать.

Вместе с мышлением в беседе формируется речь: связные логические высказывания, оценочные суждения, образные выражения.

Формируется умение отвечать кратко и распространенно, точно следуя содержанию вопроса, внимательно слушать других, дополнять, поправлять ответы товарищей, самому задавать вопросы.

Беседа - эффективный метод активизации словаря детей. Желательно, чтобы речевые высказывания воспитателя составляли лишь 1/4-1/3 всех высказываний, а остальное приходилось на долю детей.

Беседы имеют и воспитательное значение. Идейно-нравственный заряд несет правильно выбранное содержание разговора (Чем знаменит наш город? Почему в автобусе, трамвае нельзя громко разговаривать? Чем мы можем порадовать наших малышей?).

Беседа как метод обучения практикуется в основном в старших группах.Отдельные темы доступны детей средней группы(нескольких обобщающих занятий - бесед о временах года Гербова).

2. Тематика и содержание бесед

Содержание определяется программой ознакомления детей с окружающим: ознакомление с Бытом, трудом людей, событиями общественной жизни, деятельностью детей в детском саду (игры, труд, взаимопомощь, друзья). Содержание должно способствовать решению задач всестороннего воспитания, доступно, психологически близко дошкольнику. Беседы протекают живо и непринужденно, удерживают внимание ребенка, активизируют его мысль в том случае, если программный материал, для усвоения которого проводится беседа, понятен и близок опыту детей.

Каждая беседа должна сообщать что-то новое: или давать некоторые новые знания, или показывать знакомое в новом свете. Содержанием беседы должны быть явления, знакомые ребенку, но требующие дополнительных пояснений, поднимающие знания ребенка на более высокую ступень.

Тематика бесед определяется конкретными задачами воспитательной работы с детьми, их возрастом.

Примерные темы :

Темы, отражающие явления общественной жизни : «Наш детский сад», «Минск – столица нашей Родины», о школе, о родном городе, о том, что видели на почте, и др.

-Темы труда : работа родителей, сотрудников детского сада, труд почтальона, строителя: результаты труда, трудовые процессы (как шьют одежду, выращивают фрукты и овощи); домашний труд мамы, бабушки.

-Беседы, отражающие труд самих детей : «Мы – дежурные», «Как мы помогаем маме», «Что мы вырастили на нашем огороде».

-Беседы об использовании техники в домашнем труде: «Что машины помогают делать в детском саду», «Как машины помогают строить дом», «На чем ездят люди и перевозят грузы», «Какой речной транспорт мы видели на нашей реке».

-Цикл бесед на бытовые темы : об игрушках, посуде, об одежде, школьных и умывальных -принадлежностях.

-Беседы о природе : «Наш парк весной», «Зимующие и перелетные птицы», «Времена -года», «Фрукты и овощи».

-Беседы на морально-этические темы : о культуре поведения, «Уважай труд старших», «Будь хорошим товарищем».(с детьми ст. возраста)

3.Классификация бесед :

Начало формыЕ. А. Флерина классифицировала беседы, исходя из дидактических задач . Она выделила три типа бесед.

1. Беседа вводная , организующая детей на тот или иной вид деятельности. Цель:cоздать интерес к предстоящей деятельноси. Д.б краткой, эмоциональной.

2. Беседа, сопутствующая деятельности и наблюдениям детей. Цель: поддержать интерес к налюдению или рассматриванию, обеспечить полное восприятие предметов и явлений, помочь получить четкие знания Проводятся в процессе прогулок, экскурсий, наблюдений.Они активизируют разные анализаторы и закрепляют представления в слове.

3. Беседа заключительная , уточняющая и расширяющая опыт детей(обобщающая, итоговая)Цель: закрепить, углубить, систематизироать знания и представления детей.Она содействует развитию диалогической речи(вопрос-ответ)

М. М. Конина выделяет два типа бесед, дополняющих классификацию Е. А.Флериной. В основу их положен материал (картина, книга), в связи с которым проводится беседа.

С точки зрения содержания можно условно выделить -беседы познавательного характера (о школе, о родном городе) и -этические (о нормах и правилах поведения людей в обществе и дома).

4. Подготовкиа воспитателя к беседе:

Необходимо выбрать тему, отобрать содержание и задачи с учетом возраста детей, объем словаря;

Необходимо подготовить

1) план проведения

2) вопросы к беседе

3) примерные ответы детей

Необходимо заранее подготовить необходимые для беседы материалы(картинки)

Предварительная работа к беседе, инд. подход

Систематизировать знания в беседе возможно при условии четкого, последовательного расположения материала, т. е. при правильном его структурировании.

5. Структура беседы

А )Начало беседы . Цель его - вызвать, оживить в памяти детей полученные ранее впечатления, по возможности образные и эмоциональные. Это может быть осуществлено различным образом: с помощью вопроса-напоминания, загадывания загадки, чтения отрывка из стихотворения, показа картины, фотографии, предмета. В начале беседы желательно также сформулировать и тему (цель) предстоящего разговора, обосновать важность ее, объяснить детям мотивы ее выбора.

Основная часть беседы может быть разделена на микротемы или этапы. Каждый этап соответствует существенному, законченному разделу темы, т. е. осуществляется анализ темы по узловым моментам. Вначале выявляется наиболее значимый трудный материал. Готовя беседу, воспитателю надо наметить ее этапы(микротемы), т. е. выделить существенные компоненты того понятия, которое будет анализироваться с детьми.

На этом этапе перед детьми последовательно ставят вопросы(поисковые и репродуктивные), активизирующие их мышление и речевую деятельность. Педагог дает объяснения, подтверждает детские ответы, обобщает их, вносит добавления, поправки. Цель этих приемов – уточнить мысль ребенка, ярче подчеркнуть факт, возбудить новую мысль. Детям сообщают новые сведения, чтобы уточнить или углубить знания о сущности явления, о предметах и др. Успех беседы обеспечивают живость и эмоциональность ее проведения, использование стихов, загадок, наглядного материала, участие и активность всех детей группы.

Окончание беседы характеризуется определенной завершенностью. Чаще всего оно связано с обобщающими выводами по всей беседе. Концовка беседы может быть различной в зависимости от ее характера и содержания(рассматривание раздаточного материала, чтение стихов, выполнение игровых действий)

Если беседа познавательного характера, дети или воспитатель делают обобщение (заключительный рассказ).Этическая беседа может быть закончена установкой на выполнение правила: «. Вежливые дети никогда не забудут поздороваться первыми. Помните всегда об этом».

6. Методы и приемы ведения беседы:

1) Основным приемом в методике ее проведения являются вопросы . Эффективность беседы зависит от умелого подбора и постановки вопросов. В зависимости от того, какую мыслительную задачу содержит вопрос, можно выделить две группы вопросов .

Вопросы, требующие простой констатации – называния или описания знакомых ребенку явлений, предметов, фактов; т.е. он должен точно назвать предмет, его части, выделить характерные признаки (кто? что? где? когда? какой?). Это репродуктивные вопросы.

Например, в беседе о зиме они могут быть сформулированы так: какие деревья бывают зимой? Какая зимой бывает погода? Какой сейчас месяц? Это начало зимы или конец?

Другая группа вопросов – поисковые – направлена на раскрытие доступных ребенку связей между предметами и явлениями. Такие вопросы требуют некоторых логических операций, активизации мыслительной деятельности , умения сопоставлять, сравнивать и оценивать; обобщать, делать выводы и умозаключения; устанавливать причинно-следственные, временные и другие связи и отношения (почему? отчего? зачем?).

В той же беседе о зиме они могут звучать так: почему реки и пруды замерзают зимой? Как люди спасаются от холода? А не знаете ли вы, что изменилось в природе в феврале? Почему вы любите зиму?

Вопросы, требующие умозаключений, выводов, обобщений, нуждаются в тщательной, точной формулировке? Требует определенного запаса знаний детей.

В зависимости от полноты и степени самостоятельности раскрытия темы можно выделить основные и вспомогательные (наводящий или подсказывающий). В беседе «Кто строит дом?» воспитатель задает очередной вопрос: «Мы забыли что-то еще, без чего не может быть хорошего дома. Что это?» Дети молчат. Тогда задается наводящий вопрос: «Что нужно для того, чтобы дождик не лил в комнаты?» (Крыша)

2) указания,(расскажи подробно)

3 ) обобщения,

4) объяснения,

5) обобщение

6 ) рассказ воспитателя

7) показ наглядности(кратковременный)-игрушки, предметы, картины)

Начало формы

8 ) чтение худ. литературы(загадки, пословицы)

Эффективность беседы в значительной степени зависит от умения педагога целенаправленно вести за собой детей, направлять детскую мысль и активизировать речевую деятельность

В)Занятия - беседы

В методике определено, в каких возрастных группах проводятся занятия-беседы. В отношении младшего дошкольного возраста используется беседа-разговор в процессе получения опыта. Беседой сопровождается рассматривание игрушек, картинок.

В среднем дошкольном возрасте преимущественно используются беседы, которые сопровождают получение новых знаний, сопутствуют наблюдениям (из чего сделаны предметы, наша одежда, умывальные принадлежности) и экскурсиям (что делает почтальон).

В старшем дошкольном возрасте проводятся все виды бесед.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12

Конспект по развитию речи в старшей группе. Беседа о Чуковском и его книгах

"Беседа о Чуковском К. И. и его книгах"

Задачи: Помочь детям вспомнить содержание известных им сказок Чуковского.Познакомить с новой сказкой "Айболит» Выделить особенности содержание новой сказки.

Активизация словаря: Корней Иванович Чуковский, Айболит, Мойдадыр, Тараканище.

Вызвать интерес, чувство к писателю.

Предварительная работа: Беседа о книгах разных писателей.

Организация детей: Дети сидят полукругом на стульчиках.

Оборудование: Портрет писателя, иллюстрации к сказкам, лист альбомный 1\2, карандаши.

ХОД ЗАНЯТИЯ

На столе стоит портрет К. И. Чуковского, дети садятся на стулья, на доске иллюстрации к произведениям.

Ребята вспоминайте кто написал сказку Мойдадыр?

Я сегодня принесла портрет писателя, который написал много сказок.

Может кто нибуть из вас знает как его зовут? -А знает какие книги он написал?

Давайте я вам помогу.Кто написал сказку Тараканищи?

Ребята этого писателя зовут Корней Иванович Чуковский.Давайте все вмести скажем.

А чем вам нравятся сказки Чуковского? -У вас есть дома его сказки?

А вы, любите сказки? Дети: да. Воспитатель. Какие сказки К. И. Чуковского вы знаете?

Дети. “Телефон”, “Доктор Айболит”, “Мойдодыр”, “Муха-Цокотуха”,

“Федорино горе”. Воспитатель. Молодцы, много знаете сказок.

Вот сегодня мы познакомимся с новой его сказкой "Айболит"

Сейчас я вам ее прочту, а вы внимательно слушайте, а потом ответити на мои вопросы.

Читаю сказку.Вопросы:Кто написал сказку? Кто главный герой сказки?

Скажи Катя кто ее написал? О чем это сказка?

Скажи Максим, чему нас учит Корней Иванович этой сказкой?

Куда попал наш герой в какую страну? Как зовут главного героя? Скажи нам Ульяна (Айболит) .

Как зовут животных которые помогали Айболиту? Скажи нам Аня.

Куда спешил Айболит лечить больных зверей? (В Африку, на Лимпопо)

Перечислите способы, как лечил Айболит больных зверей в Африке? (давал шоколадку, ставил градусники, гоголем-моголем потчевал). Вам понравилась сказка? Что нового вы узнали сегодня?

А сейчас кто нам кратко перескажит сказку.Давайте послушаем Максима. Слушаем внимательно дальше продолжит рассказ Ульяна.

Вот молодцы. Теперь немного отдохнем.

Физминутка: На горе стоит лесок

круговые движения руками

Он не низок не высок

сесть, встать, руки вверх

глаза и руки вверх, потянуться

По тропинке два туриста

Шли домой из далека

ходьба на месте

Говорят:"Такого свиста, мы не слышали пока"

плечи поднять

А сейчас поиграем в игру “Доскажи словечко”. Я буду читать начало строчки, а вы продолжайте.

Воспитатель. Вам понравилось играть? Из какой сказки эти строчки?

Дети. Да! Из сказки “Доктор Айболит”

А теперь нарисуете Айболита. (дети рисуют)

Итог занятия: О ком мы сегодня беседовали? Как зовут писателя? Чему учит нас эта сказка? Понравилась вам сказка Айболит? В какую игру мы играли? Молодцы занимались хорошо, отвечали на вопросы.Рисунки очень красивые получились. Занятие закончено.До свидание.

Беседа в детском саду: задачи, типичные ошибки, использование картинок в ходе бесед, методические рекомендации. Е.А.Флерина о беседах с дошкольниками.

В этой статье я хочу рассказать о беседах с дошкольниками: зачем они нужны, какие задачи решаются в ходе бесед, как их лучше проводить. И познакомлю Вас с замечательным классиком методики развития речи в России, основоположником этой науки и научной школы, в которой я училась – Евгенией Александровной Флериной.

Сейчас стало не модно говорить об отечественных исследованиях и педагогах. Чаще внимание уделяется новым «фишкам» и зарубежным работам, многие вообще отвергают классику дошкольной педагогики. А такие имена, как имя Е. А. Флериной, известно сейчас не всем даже среди воспитателей детских садов, не говоря о родителях. Но в архивах ее работ столь современные, интересные и нужные нашим детям идеи, что я решила в этой статье процитировать этого очень любимого и уважаемого мной автора. В этой статье Вы познакомитесь с мыслями Е.А. Флериной о беседах с дошкольниками и увидите, сколь современны эти мысли и насколько они нужны нам – в нашем 21 веке.

В статье даны цитаты из раздела «Беседа в детском саду» учебного пособия Е.А. Флериной и Е. Шабад «Живое слово в дошкольном учреждении», которое выходило в 30-ых годах 20 века. Часто об этом времени говорят только плохое, но ведь именно в этот исторический период было высказано также и много ценных и полезных идей, которые позже не включались в хрестоматии и учебники. Поэтому я хочу дать здесь отрывки из нашей истории. Ведь те ошибки в развитии речи детей, о которых писала почти сто лет назад Е.А. Флёрина, характерны и для нас – современных взрослых.

Статья будет интересна не только педагогам, но и студентам, изучающим методику развития речи детей дошкольного возраста, а также всем, кто интересуется историей отечественной педагогики. В статье я даю материал немного не так, как дает его автор в источнике, а как ответы автора на вопросы для более удобного прочтения современным читателем.

Еще об истории дошкольной педагогики и методики развития речи детей Вы можете узнать из статей:

Беседа в детском саду

Когда используют беседу с детьми? Чем беседа отличается от обычного разговора?

«Трудно провести резкую грань между беседой и разговором. Беседу как более углубленную форму разговора часто используют тогда, когда надо подробнее, глубже раскрыть перед ребенком событие общественной жизни, явление природы».

Зачем нужна беседа с дошкольниками?

«Если воспитатель умело строит беседу, живо, интересно ставит вопросы, дает пояснения, если беседа занимательна, она пробуждает пытливость ума, сообразительность, воображение, догадку ребенка, развивает его речь.

Беседа учит ребенка более систематично мыслить, высказывать свои суждения, связывать факты, намечать несложные выводы, она обогащает его и укрепляет интерес к окружающей жизни, развивает наблюдательность. Беседа с коллективом детей объединяет их общими интересами, заставляет ребенка интересоваться не только собственными мыслями, но и высказыванием товарища, приучает его говорить и выслушивать других. А это не всегда умеют делать и взрослые».

Подготовка к беседе.

— Перед беседой нужно узнать, какой жизненный опыт есть у детей по теме беседы, какие конкретные впечатления они получили.

«Иногда воспитателю важно бывает узнать, какой опыт дети накопили помимо детского сада; узнать, что думают они о том или ином предмете явлении. Например, воспитатель задумал впервые повести детей 5-6 лет в лес, за город. Вполне естественно, он спрашивает детей – кто из них был в лесу, что они там видели. У детей возникают воспоминания, все заинтересовались предстоящей экскурсией, новыми наблюдениями».

До проведения беседы детям читают художественную литературу по ее теме, проводят наблюдения на прогулке, рассматривают картинки на эту тему, то есть содействуют накоплению у ребенка конкретных точных наглядных впечатлений по данной теме.

Пример Е.А. Флериной: «Может быть и такой случай. Дети на экскурсии в поле, в лесу: они бегают, играют, наблюдают птиц, насекомых, собирают цветы. Несколько детей с воспитателем присели отдохнуть на лужайке. Дети полны впечатлений. Каждый сообщает что-то интересное, своё, что он заметил. Задает вопросы воспитателю, требует разъяснений, слушает с интересом. Раздается стук дятла; дети прислушиваются, угадывают, что это такое. Пролетела птица и села вблизи в кустах. Дети осторожно наблюдают, кое-кто из них подкрадывается к кусту и, когда птица вспорхнула и улетела, прибегает и сообщает какая она. Дети спрашивают, как она называется. Главная цель такого разговора – беседы – живой, непосредственный обмен впечатлениями; педагог использует ее для того, чтобы натолкнуть детей на более богатое, внимательное наблюдение. Через день – два после интересной экскурсии.наблюдения или чтения увлекшей детей книги,просмотра кино, аллоскопа, естественно, может возникнуть беседа».

Условия успешности беседы с детьми

Первое. Готовность детей к беседе. «Если впечатлений у детей достаточно, если они четкие, яркие и тема детей интересует, получится удачная беседа, в которой воспитатель может упорядочить детские впечатления, отношение ребенка к тем или иным предметам, явлениям, углубить интересы, расширить их кругозор».

«Чем конкретнее и живее получают дети новые впечатления на экскурсии, при чтении книги, рассматривании картинки, тем успешнее и с большим интересом они будут об этом вспоминать и рассказывать в беседе».

Второе. Подготовка педагога к беседе. «Когда педагог твердо знает, каких результатов он ждет от беседы, какие переживания хочет вызвать у детей, какие вопросы он поставит, какие дополнения внесёт, ему легче построить ее план, подобрать материал,иллюстрации и твёрдо направлять детскую мысль и интерес».

Тематика бесед с дошкольниками.

Младший дошкольный возраст (3- 4 года). «У малышей, при рассматривании картинки обычно возникают разговоры, переходящие в беседу о жизни группы, о ближайших предметах».

Старший дошкольный возраст (5-6 лет). «У старших детей такие беседы по содержанию более разнообразны… Следует делать предметом беседы интересные путешествия, случаи из жизни детей, сезонные явления, дни выдающихся событий нашей родины».

«Беседовать с отдельным ребенком и группой нужно на самые разнообразные темы. Беседы, касающиеся отношений детей между собой, со взрослыми в семье, отношений мальчиков и девочек,ссоры, разные вопросы детского поведения также не должны быть упущены воспитателем, особенно когда дело идет о старших детях».

При подборе темы надо учитывать особенности мышления ребенка. Автор приводит комичный пример неправильно выбранной темы и содержания беседы, не учитывающей конкретность и образность детского мышления: «воспитатель детского сада проводил беседу о происхождении человека. Дети,придя домой, говорили: — Мама, ты обезьяна, тетя сказала – все от обезьян. – И обиженные матери приходили в детский сад объясняться с воспитателем.

Ошибки в проведении бесед с дошкольниками.

Основная ошибка в проведении бесед.

Ошибка эта характерна и для нас — современных взрослых, желающих не побеседовать с детьми, а просто «выдать» им «готовую» информацию для запоминания. Или беседовать о том, чего ребенок не видел наглядно, он не получил жизненных представлений, не сделал своих самостоятельных выводов. В этом случае в беседе ребенок выражает не свое мнение (у него его просто нет), а просто повторяет за взрослым.

Вот что пишет Е.А. Флёрина:

«Для дошкольников беседы без достаточных конкретных впечатлений превращаются в отрицательный, чисто словесный метод. Ребенок при этом не приобретает отчетливости представлений и приучается говорить, иметь суждение о том, чего не знает.

Обогащать детский опыт через слово, конечно, необходимо. Надо знакомить ребенка, особенно в старшем возрасте (примечание — имеется ввиду старший дошкольный возраст с 5 до 7 лет), с тем, чего он не может увидеть, но что его может заинтересовать. Но целесообразно то делать не путем беседы, а через художественный рассказ, чтение, показ картинок, то есть через живой образ; это дает детям конкретность и четкость представления. После этого возможна и беседа».

Другие типичные ошибки в проведении бесед с детьми дошкольного возраста.

Первая ошибка. Взрослый неправильно выбирает тему беседы : «На практике воспитатель не всегда задумывается над темой беседы. Если ее не с чем связать, она не вызывает у детей никаких воспоминаний, — ясно, что незачем устраивать беседу».

Пример: «Не требуют предварительных бесед… экскурсии – прогулки, при которых как бы невзначай воспитатель может с детьми набрести на очень интересные новые предметы и явления. Например, в одну из экскурсий – прогулок в лес воспитатель повел детей в такое место, где он знал, что дети встретят белку. Об этом можно не предупреждать детей: еще интереснее, если они неожиданно наткнутся на белку».

Вторая ошибка. Лишение детей активности и инициативы . «Ошибки воспитателей в этом случае чаще всего заключаются в, что они предвосхищают опыт детей и прорабатывают словесно то, что дети могут увидеть своими глазами. Таким путем мы лишаем ребенка возможности инициативно наблюдать,ослабляем интерес, активность детей».

«Руководить ребенком надо не отнимая у него инициативы».

Пример этой ошибки: «Для воспитателя обычно самое важное получить желаемый ответ, а не заставить ребенка подумать, сообразить. Поэтому, ставя трудный вопрос, воспитатель часто здесь же подсказывает ответ. Таким методом воспитатель освобождает себя от необходимости вскрывать содержание по существу, довольствуясь неосознанным ответом детей, и тормозит активность детской мысли. Случается и так, что воспитатель пропускает неверный ответ, закрепляя этим неправильные представления у детей».

Примеры бесед с детьми, в которых продемонстрирована эта ошибка, Вы найдете дальше.

Третья ошибка – слишком много материала в содержании беседы, что вызывает утомление детей. «Намечая беседы, педагог должен воздержаться от слишком разнообразного и громоздкого материала, чтобы не вызвать утомления. Педагог, не заметивший, что дети утомлены, конечно,испортит беседу. Если к тому же беседа не увлекла детей, они теряют интерес к беседам вообще, неохотно собираются: — Ну,опять беседа, я лучше буду строить!»

Четвертая ошибка — взрослый обращается в ходе беседы только к активным детям и не умеет вовлечь всех малышей группы в беседу.

«Обычным недостатком беседы бывает неуменье воспитателя втянуть в нее всех детей. Часто воспитатель в беседе обращается лишь к активной группе детей. Часто воспитатель в беседе обращается лишь к активной группе детей. Это неправильно, так как остальные, таким образом, теряют интерес, не втягиваясь в беседу, не получают нужных навыков речи. Необходимо вовлекать в беседу всех детей.

Детям,которые стесняются говорить в коллективе, воспитатель помогает простыми вопросами, подчеркивает удачное слово или выражение такого застенчивого ребенка: — Верно сказал, интересно.

На детей, которые шалят во время беседы, следует действовать не замечаниями, отвлекающими всех, но сугубым вниманием к ним : таких детей следует сажать ближе, чаще обращаться к ним с вопросами, стараясь втянуть в беседу, подчеркивать их мысли, высказывания, отмечая их как интересные».

Пятая ошибка – беседа не раскрывает глубоко содержание темы: «Нельзя считать содержательной беседу, загроможденную большим количеством различных вопросов, но никак не раскрывающую их. Такие беседы не дают четких образов, ясных представлений. На шаблонные вопросы дети дают шаблонные ответы».

Шестая ошибка – грубость беседы : беседы на морально – этические, санитарно — гигиенические темы не должны вестись в ходе замечаний и упреков!

Пример этой ошибки: «В одном детском саду воспитатель начинает беседу… предложением: — Дети, посмотрите на свои носы. – Некоторые из детей пытаются косить глаза, чтобы увидеть свой нос. Далее: — Почему не приносите платков? Завтра обязательно принесите (и не поясняет, что носовые платки должны быть чистые). Затем идут длинные разговоры о неумении пользоваться уборной и ряд других вопросов и замечаний к детям. В конце воспитатель спрашивает: — Что вы принесете из дома? – Дети, потерявшие нить беседы, отвечают: — Я булку принесу. – Я чашку. — — Не надо булок, не надо чашек, — сердится воспитатель, — платки принесите.

Сумбурность, нагроможденность и грубость такой беседы, ее крайняя небрежность в отношении речи, резкий тон, плохое настроение воспитателя приводят к тому, что дети совершенно теряют нить беседы,нетерпеливо ждут ее конца и с тяжелым осадком расходятся».

Виды бесед (Е.А. Флерина)

Е.А. Флерина различала методику проведения двух типов бесед – 1) беседы, связанной с наблюдением и 2) беседы,закрепляющей опыт детей. Первый тип бесед она рекомендовала проводить с детьми, начиная с 3 лет. Второй тип – в старшем дошкольном возрасте.

«Разговор – беседа на экскурсии доступна всем возрастам, начиная с младшего. Она легка для ребенка потому, что не требует сосредоточенности и неподвижности. Ребенок не утомляется, так как всё время переходит от одного вида активности к другому (двигается, слушает, смотрит, говорит). Этот вид беседы постепенно приучает малышей высказывать свои мысли в коллективе, интересоваться общим разговором, постепенно переходить к более организованным формам беседы.

В старшем дошкольном возрасте… воспитатели в беседе ставят себе более сложные задачи: сосредоточить внимание детей на определенных предметах,явлениях, помочь наблюдению и установить некоторые связи между ними… Такая беседа требует спокойной обстановки и организованности детей».

Длительность беседы.

«С маленькими детьми беседы по картинкам следует проводить небольшой группой. Эти беседы весьма непродолжительны, в 2- 3 минуты. Постепенно беседы несколько удлиняются и становятся более организованными.

В средней и старшей группах беседа иногда длится 15-20 минут,в зависимости от материала и интереса детей, но особенно затягивать бесед не следует».

Время для проведения беседы.

«Если беседа дается после экскурсии, то ее не следует проводить в тот же день. Часто после экскурсии дети склонны играть, строить, сооружать то, что видели или наблюдали. Этой игре надо дать простор.

Следует также прислушиваться к детским разговорам,замечаниям, чтобы уяснить, насколько ярки и отчетливы впечатления детей от экскурсии. Если образы достаточно четкие, педагог проводит беседу. В противном случае можно сделать повторную экскурсию и лишь после нее проводить беседу».

Как начать беседу с детьми дошкольного возраста?

Задача начала беседы – «Начало беседы крайне ответственно, его задача – собрать детское внимание вызвать интерес, дать направление беседы».

«Начало беседы должно восстанавливать у детей образы тех предметов, явлений, которые они видели. Педагог сам старается живо и образно представить, что было, вызвать активность детей. Дети непременно начнут добавлять, вспоминать. Воспитатель умело организует внимание детей, и беседа идет интересно, занимательно».

Удачное начало беседы – «Подойти к беседе можно различно – от воспоминания, рассказа, картинки, игрушки, от предмета, находящегося в группе и связанного с экскурсией или темой беседы. Важно только чтобы педагог началом беседы направил внимание детей на соответствующие образы, возбудил мысль и обеспечил интерес».

Пример правильного начала беседы: «Один талантливый педагог иногда начинал беседы рассказом, в действующих лицах которого дети быстро узнавали себя. Они проявляли большой интерес к рассказу, вносили свои добавления, поправки,и рассказ переходил в живую, увлекательную беседу».

Неправильное начало беседы – «Неудачно начало, построенное в виде сухих вопросов: — Где мы были, что мы видели? – А еще что? – А еще что видели? Это – скучно и не возбуждает работы воображения». «Известно, как мешают детям крики, одёргивания,окрики. Их необходимо избегать, быстрее приступая к самой беседе».

Как вести беседу с детьми?

«Если в плане беседы воспитатель удачно распределил материал, построил беседу, считаясь с детским опытом и нарастанием интереса, она будет протекать успешно и воспитателю придется лишь правильно чередовать детские высказывания, втягивая всех детей и давая свои «вставки».

Цель этих вставок – уточнить мысль ребенка, подчеркнуть образ,внести ясность в детское суждение,возбудить у детей новую мысль, направить внимание отвлекшегося ребенка.

В зависимости от темы, от доступности материала, от состава группы воспитатель непосредственно участвует в беседе в большей или меньшей степени. При этом он не должен подавлять детских высказываний ».

Как заканчивать беседу?

«Конец беседы может быть различным. Иногда беседа непосредственно переходит в действие (подготовка к празднованию…, изготовление украшений, игра, рисование и т.д.), иногда она вызывает потребность в новых или добавочных наблюдениях (в старших группах). Как бы она не заканчивалась, она должна удовлетворить ребенка, не оставляя его состоянии неясности.

Но беседа может и не исчерпать вопроса. Хорошо, когда она возбуждает у ребенка новый интерес к дальнейшему наблюдению или изобразительной деятельности, игре».

Особенности проведения беседы – разговор на экскурсии с детьми и в ходе наблюдений.

«Если случается беседовать во время экскурсии, воспитатель направляет содержание беседы в зависимости от того, что и в каком порядке заметят дети, что они скажут – заранее предвидеть этого нельзя. Дети объединяются маленькими группами – одни отходят, другие подходят, свободно, без соблюдения очереди, высказывают свои мысли, вновь наблюдают, передвигаясь с места на место и действуя».

Цель экскурсии или наблюдение – это накопление опыта, конкретных жизненных впечатлений,которые ребенок будет отражать в слове.

Пример правильно построенного разговора – беседы с детьми во время прогулки с детьми 3- 4 лет.

«Группа трех-четырехлеток вышла на прогулку во двор. Падает первый снег большими хлопьями. Дети в восторге, ловят снежинки, сгребают лопатками, подбрасывают, расчищают дорожку. Они подбегают к воспитателю и радостно сообщают: — Смотри, какая звездочка беленькая! Прижимают ее теплым пальцем: — Нету, водичка (растаяла). – Какой пушистенький! – подбрасывают снег на лопатке. – Ой,холодный! – А он растает? Они мнут снег в руках: «мягонький», прыгают, вертятся и смеются: — Как снежок, как снежок! И снова вертятся. Детей более вялых педагог старается расшевелить: — Витя,снеси этот снег на лопатке туда в кучку, прихлопни хорошенько! – Маруся, посмотри, какая звездочка у меня на рукаве,возьми ее,возьми.

Дети радостны, деятельны, каждый спешит сообщить свои наблюдения»

Пример неправильно построенной беседы с детьми на экскурсии:

«Дети 6-7 лет отправились на экскурсию посмотреть ледоход. Они остановились парами далеко от берега, несмотря на то, что берег огорожен и вполне безопасно можно подойти ближе. Интерес у детей большой: — Смотри, смотри, во какая плывет, налетела, стоит, раскололась! – Воспитатель же обеспокоен детским поведением: — Тише, тише, чего кричишь! – Кто-то из детей спросил: — А куда льдины плывут? Воспитатель стал объяснять, как из этой реки лед идет в другую, потом в море,как лед тает, как вода испаряется, как образуются облака, откуда дождь, снег, лед. При этом воспитатель всячески старался привлечь внимание детей, пытался экскурсию подменить беседой, задавал вопросы то одному, то другому. И никто из детей не был заинтересован беседой, все следили за ходом льда».

Подумайте, какие ошибки совершил этот взрослый в ходе проведения экскурсии и беседы?

Проверьте себя – все ли ошибки Вы нашли? Ответ Е.А. Флериной: «Педагог был неправ, отвлекая детей от главной цели – от наблюдения. Всё новое, что ребенок видит, слышит, осязает, удивляет его и поглощает его внимание. Необходимо дать детям время для этого и помочь им воспринять эту реальность. Лишь четко восприняв явления, ребенок может подумать об их связи».

«Ошибка заключалась и в том, что воспитатель слишком торопится дать детям сумму знаний, сделать выводы, не обращает внимания на детское восприятие, он не использует разговора для его прямых целей, то есть для содействия более полноценному накоплению опыта. Обмен мнениями среди детей, детская активность, вопросы, замечания либо мешают воспитателю, либо подхватываются и неверно им используются»

«Ошибка педагога обычно заключается в том игнорировании эмоционального восприятия ребенка, а также и в неудовлетворительном методе проведения экскурсий: ребенку не дают понаблюдать, потрогать, ощупать самому, а ведь чем больше органов вовлекается в процесс восприятия, тем отчетливее и интереснее восприятия для ребенка.

Некоторые воспитатели при этом портят беседу –разговор требованием внешней дисциплины, натянутостью, забывая о том, что она в данном случае имеет второстепенное значение, а основное – наблюдение. Педагог должен направлять детей на активность, чтобы они свободно двигались, рассматривали, действовали. Особенно это относится к экскурсиям в природу, где дети почти всегда чувствуют себя легко и свободно».

Как использовать иллюстративный материал в ходе бесед?

Роль иллюстративных средств в беседе. «Иллюстративные средства чрезвычайно облегчают беседу, сосредотачивая внимание детей,придавая беседе привлекательность. Для этого можно использовать картинку, фото, плакат, какой-либо предмет, игрушку, детскую работу».

Может ли иллюстративный материал навредить? «Небрежно относясь к показу картинки в процессе беседы, воспитатель часто вредит культуре детской мысли и воображения».

«Надо помнить, что зрительный материал отвлекает ребенка, — часто беседа превращается в примитивное рассматривание картинок и констатирование, что нарисовано. Это вполне уместно в младшем возрасте. Дети 6-7 лет могу беседовать и без картинки… В том случае, если дети и без картинок имеют достаточно четкие представления и заинтересованы, важно, чтобы они сами вспоминали ообразы, сопоставляли их, думали,ставили вопросы. Перегрузка количеством картинок может тормозить мысль и высказывания ребенка».

Как пользоваться картинками в ходе бесед с дошкольниками?

Е.А. Флерина различает два случая применения картинок в ходе бесед : 1) когда на иллюстрациях построена вся беседа, 2) когда иллюстративный материал лишь частично связан беседой.

В первом случае использования картинок в беседах ее рекомендации таковы:

А) «подобрать серию картинок в нужной последовательности с учетом нарастания интереса детей»,

Б) «показывая картинки по порядку одна за другой, важно не спешить, давая возможность детям хорошо рассмотреть картинку и поговорить о ней»,

В) «привлечь к активному участию всех детей»,

Г) избегать длительных объяснений: «Если материал новый, незнакомый детям, то не следует делать детальных объяснений. Основное внимание должно быть уделено самому предмету, его внешнему виду. Слишком длительные задержки на объяснениях утомляют детей, обычно в таких случаях они требуют: — Покажите другую картинку!»,

Д) не делать непонятные детям выводы, а говорить с детьми о вещах, доступных им, закреплять и подчеркивать образы картины:

«Беседуя с маленькими детьми по картинке, воспитатель часто не довольствуется закреплением образа, но стремится дать непонятные детям выводы. Например, дети рассказывают по картинке: « — Корова рогатая, мычит: му-у, у коровы хвост, ноги, молоко; тетенька доит, я пил. – Воспитатель спрашивает: — А полезное животное корова? – И, не получая ответа, подытоживает: — Корова полезное животное, она дает нам мясо и молоко. Не считаясь с возрастом, спеша дать во что бы то ни стало познавательный материал, воспитатель говорит с ребенком о вещах, недоступных ему, вызывая у него скуку. В результате после таких бесед дети неохотно беседуют.

Другое дело, если, глядя на картинку, дети заинтересовываются, говорят, показывают и называют. Воспитатель ставит один- два вопроса, подчеркивает образ, отдельные детали, прибавляет к детским характеристикам новые, свои.

Для этого не надо усаживать детей в кружок и требовать очередности высказываний. Дети часто по нескольку человек сразу отвечают на вопрос; они еще не очень внимательно слушают друг друга; но в этом нет ничего плохого. Важно, чтобы дети с охотой, легко и свободно высказывали свои мысли. Воспитатель их поощряет: — Вот, что сказал Коля (повторяет его слова). Интересно сказал. – Тише, не слышно что говорит Ваня».

Во втором случае использования картинок в ходе беседы Е.А. Флерина рекомендует:

А) внести картинку тогда, когда нужно уточнить или дополнить высказывания детей, до этого не показывать ее детям: «Воспитатель, стремясь к развитию мышления, внимательно следит за детскими суждениями, за правильностью высказываемых мыслей и вносит иллюстративный материал лишь по мере надобности, когда необходимо дополнить, уточнить или исправить суждение детей или же оживить их интерес. До этого материал не должен быть на виду и отвлекать внимание».

Б) «Картинка или предмет должны быть достаточно крупными. Воспитатель показывает их так, чтобы видели все дети».

В) «Во всех случаях, когда картинка показывается впервые, надо дать детям некоторое время хорошо разглядеть ее и не спешить с объяснениями. Малышам картинку следует дать в руки».

Любая картинка или игрушка, используемая в беседе, должна быть художественна: «Часто попадаются картинки, загроможденные лишними предметами,отвлекающими в сторону внимание детей, или игрушка груба, уродлива. Такой иллюстративный материал только запутает детей, будет портить их художественный вкус».

Увлекательный материал по развитию речи дошкольников для речевых занятий с малышами на разные темы (игры, картинки, презентации, рассказы, сказки) Вы найдете в рубриках сайта.

    Специфика разговоров с детьми второго и третьего года жизни. Содержание разговоров с детьми на наглядной основе и на основе личного опыта детей.

    Виды бесед и их цель. Требования к содержанию бесед для детей разных возрастных групп. Структура беседы. Характеристика вопросов как основных приемов беседы.

1. Разговор и беседа как два способа речевого общения людей являются важнейшими методами развития связной речи детей от диалога к монологу.

Разговор с детьми на первом году жизни способствует развитию подражания (в форме лепета) и понимания речи (выработке связи между предметом, действием и словом). Для развития подражания в разговоре с детьми следует повторять одинаковые или похожие слоги (мама, тетя), хорошо использовать прием переклички с ребенком, напевное произношение слов. Развитие понимания речи связано у детей с возникновением первичной ориентировки в окружающей обстановке, с умением выполнять некоторые простые действия в процессе разговора со взрослым (покажи, дай, на, сядь, сделай ладушки). Наиболее распространенный прием развития понимания речи – обращение к ребенку с вопросом: «Где то-то?». В ответ дети к концу первого года жизни могут показать 6-8 предметов. Речью взрослый сопровождает все действия и игры ребенка: умывание, кормление, одевание, игры с игрушками, народные игры-потешки «Ладушки», «Сорока» и др.

Второй год жизни ребенка – период интенсивного формирования всех сторон речи. Развитие понимания речи (от понимания отдельных слов и фраз до понимания сюжета небольшого рассказа или сказки) основано на ознакомлении с окружающими предметами. Поэтому в разговоре с детьми второго года жизни следует обращать внимание на качества, состояние, назначение предметов: «У меня маленькая машина, а у тебя большая», «Яблоко красное, сладкое». Совершенствованию понимания речи способствует усложнение ориентировочной деятельности детей, которую развивают в разговоре: «Покажи матрешку», «Найди куклу», «А где петушок?». Сначала дети отвечают на вопросы взрослого действием или звукоподражанием: «Скажи маме спасибо» (ребенок кивает головой), «Какой ты вырастешь большой?» (ребенок встает на носочки и поднимает руки вверх), «Позови кошку» (кис-кис). Чтобы научить ребенка отвечать на вопросы, надо, задавая их, вначале ответить самому взрослому: «Что кушает Катя? Кашу?». Такие вопросы с последующим ответом задают ребенку в течении дня: при одевании, укладывании спать, в играх. Сначала ребенок может повторить ответ за взрослым, а затем сможет ответить сам в знакомой ему ситуации.

Особое внимание следует уделить развитию у детей понимания слов-поручений: скажи, повтори. В разговоре со взрослыми дети с удовольствием повторяют отдельные слова и фразы. Однако здесь могут возникнуть трудности, если ребенок привык к сопровождению разговора показом игрушек или картинок. Поэтому надо, спокойным тоном повторяя слова «скажи, повтори», добиться, чтобы ребенок сосредоточил свое внимание на лице взрослого, прислушался и ответил. Важно учить детей второго года жизни в разговоре со взрослыми выражать свои желания различными словами «дай», «можно», «пить», «иди» и др.

На третьем году жизни дети начинают общаться друг с другом, поэтому в разговоре со взрослыми они усваивают те формы общения, которые затем переносят на ситуации общения со сверстниками. В разговоре со взрослыми начинает складываться планирующая функция речи: «Я нарисую домик», «Я буду мама, а ты моя дочка».

Дети третьего года жизни активно знакомятся с качествами и свойствами окружающих предметов и явлений. В разговоре с детьми изо дня в день следует избегать употребления однообразных слов и выражений. Например, вместо обычного слова «горячо», можно сказать: «Чай горячий, подожди, пока остынет». Необходимо выражать одни и те же мысли по-разному, это не только способствует обогащению словаря детей, но и расширению, углублению представлений их об окружающем мире. Дети начинают сравнивать, сопоставлять различные предметы и явления, устанавливать связи между ними. Поэтому любое требование, указание надо ребенку объяснять: «Надень варежки, потому что холодно». Так приучают ребенка мотивировать свои просьбы и желания: «Сначала немножко поиграю, потом – кушать».

У детей третьего года жизни значительно возрастает потребность в разговоре со взрослыми. В разговоре со взрослым ребенок лучше всего воспринимает индивидуальное обращение: «Катя, иди мыть руки», «Таня и Света, помогите Пете собрать игрушки». На фразы типа: «Дети, идите мыть руки» или «Давайте вместе соберем игрушки» малыши могут не обратить внимания.

Дети часто используют речь как средство общения друг с другом в играх парами или с небольшим числом участников. Но не всегда дети могут договориться и распределить роли и игровые обязанности. Поэтому необходимо прямое или косвенное участие взрослого.

Таким образом, разговор ребенка со взрослыми и сверстниками способствует развитию функций речи (коммуникативной, регулятивной, познавательной) и формированию различных речевых умений и навыков (ответ на вопрос, обозначение словом предметов, действий, признаков, построение фраз и простых предложений).

2. Беседа – это целенаправленное обсуждение с детьми каких-либо явлений. Беседа является активным методом обучения детей при ознакомлении с окружающим миром и одним из самых эффективных словесных методов в развитии речи детей. Обоснование беседы как метода дали еще в древней Греции Сократ и Платон для обучения юношей риторики и логики. Впервые применение бесед в дошкольном воспитании предложили Я.А. Коменский и И.Г. Песталоцци. Большое значение беседе придавала Е.И. Тихеева. Она подразумевала под беседой организованное планомерно проводимое речевое занятие, цель которого – углубить, систематизировать представления и знания детей.

Беседа для детей дошкольного возраста является средством систематизации и уточнения знаний детей. В процессе беседы взрослый своими вопросами направляет мысли детей, подводя их к сравнениям, обобщениям, умозаключениям. Ценность беседы именно в том, что ребенка учат логически мыслить, рассуждать, а это необходимо для дальнейшего обучения в школе. С развитием мышления тесно связано и развитие навыков связной речи. В беседе ребенка учат ясно выражать свои мысли в слове, развивают умение слушать собеседника.

Содержание беседы должно быть близко и доступно детям. Ошибкой педагога является стремление дать детям в беседе как можно больше нового и сложного материала, который дети не могут осознать и усвоить, поэтому они отвлекаются и отклоняются от обсуждения вопросов. Наиболее эффективен прием дробления информации: новая информация дается небольшими частями – «сегментами» – в процессе беседы с опорой на личный опыт детей. Прием «сегментации речи» позволяет проводить беседы живо и непринужденно, добиваться активности детей.

Чем младше ребенок, тем больше беседы должны быть связаны с его непосредственными наблюдениями. Со старшими дошкольниками необходимо в беседе выходить за рамки непосредственно личного опыта, но знания должны быть элементарными и способствовать активной мыслительной деятельности ребенка.

Большое значение в организации и проведении бесед имеют наглядные материалы (предметы, игрушки, картины, модели и т.п.). Воспитателю необходимо продумывать логику последовательного рассматривания наглядного материала, а также вопросов, объяснений, заданий для детей.

Структура беседы традиционно включает три части. В первой (вводной) части детям необходимо предоставитьживой образ , поэтому начать беседу можно с рассматривания наглядного материала или воспоминаний о близких жизненному опыту ребенка явлениях. Во второй части (основной) следуетанализ обсуждаемых явлений и фактов с выделением наиболее существенных признаков, на основе которых необходимо подвести детей квыводам . Третья часть (заключительная) направлена наобобщение , систематизирующее представления детей, способствующее выработке у детей необходимого отношения к обсуждаемым явлениям и должного поведения.

Основным приемом беседы являются вопросы . Для успеха важна последовательность вопросов и их формулировка. При этом необходимо учитывать индивидуальные особенности детей. Чаще всего воспитатель использует вопросы, требующие простого называния предметов, описания их свойств, действий с ними. При этом ребенок констатирует известные ему факты – называет и описывает материал, который воспринимает непосредственно. Вопросы типа «Что это?», «Какой?», «Что делает?» можно задавать, чтобы пробудить воспоминания детей о ранее увиденных объектах или событиях; они стимулируют мыслительную деятельность и активизируют речь ребенка.

Наиболее сложные вопросы для детей те, которые предполагают установление причинно-следственных связей («когда?», «почему?»). Иногда дети не могут ответить на такой вопрос, потому что он очень общий, тогда следует конкретизировать формулировку вопроса. Например: «Когда прилетают птицы?» – вопрос не четкий, как правило, дети молчат, при уточнении: «Когда прилетают птицы – весной или осенью?» дети отвечают: «Весной». Главная задача вопросов – побудить детей к самостоятельным логическим рассуждениям, которые выражены фразами и развернутыми предложениями.

Особое внимание следует уделять также вопросам, которые задают сами дети. К сожалению, на практике часто беседа превращается в монолог-рассказ педагога или односторонний опрос детей. Тем не менее, очень важно побуждать детей к вопросам, вызывать живой обмен мнениями, подводить детей к правильным выводам и к умозаключениям. Так, в ходе беседы дети учатся выслушивать мнение других, придерживаться общей темы беседы, задавать уточняющие вопросы, тем самым совершенствуют навыки эффективного общения.

Таким образом, беседа как метод активного познания окружающего мира способствует развитию всех сторон речи ребенка: лексической, грамматической, фонетической, а также связной речи.

Литература

1. Лямина, Г.М. Развитие речи ребенка раннего возраста: методическое пособие / Г.М. Лямина. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 96 с.

2. Старжинская, Н.С. Учим детей рассказывать / Н.С. Старжинская, Д.М. Дубинина, Е.С. Белько. – Минск: Адукацыя i выхаванне, 2003 . – 144 с.