Процессуальный статус начальника органа дознания и начальника подразделения дознания. Начальник органа дознания Должностное лицо органа дознания возглавляющее соответствующее

К ним относятся (ст. 40, 151 УПК): 1) органы внутренних дел РФ, а также иные органы исполнительной власти , наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности (согласно ФЗ «Об ОРД» к таким органам относятся: органы ФСБ , федеральные органы государственной охраны, таможенные органы РФ, Служба внешней разведки РФ, Министерство юстиции рФ, а также органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ); 2) главный судебный пристав РФ, главный военный судебный пристав, главный судебный пристав субъекта рФ , их заместители, старший судебный пристав, старший военный судебный пристав, а также старшие судебные приставы Конституционного Суда РФ , Верховного Суда рФ и Высшего Арбитражного Суда РФ; 3) командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов; 4) органы Государственной противопожарной службы; 5) органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; 6) пограничные органы федеральной службы безопасности; 7) таможенные органы рФ.

Начальник подразделения дознания - должностное лицо органа дознания, возглавляющее соответствующее специализированное подразделение, которое осуществляет предварительное расследование в форме дознания, а также его заместитель (п. 17.1 ст. 5 УПК).

Полномочия:

1) поручать дознавателю проверку сообщения о преступлении , принятие по нему решения либо производство дознания по уголовному делу;

2) изымать уголовное дело у дознавателя и передавать его другому дознавателю;

3) проверять материалы уголовного дела;

4) давать дознавателю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения;

5) отменять необоснованные постановления дознавателя о приостановлении производства дознания по уголовному делу;

6) вносить прокурору ходатайство об отмене незаконных или необоснованных постановлений дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела. Указания начальника подразделения дознания по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения дознавателем, но могут быть обжалованы им начальнику органа дознания или прокурору. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения.

Дознаватель - должностное лицо органа дознания, правомочное или уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК (п. 7 ст. 5).

Правомочны (по должности) производить дознание руководители органов дознания, иначе говоря, начальники этих органов, их заместители и штатные дознаватели. Кроме того, начальник органа дознания, делегируя свои полномочия, может уполномочить на производство дознания своего подчиненного.

Полномочия: 1) самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда требуется получение согласия должностных лиц по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно; 2) выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно.

Несмотря на то, что ст. 40 и иные нормы УПК РФ наделяют орган дознания целым рядом процессуальных полномочий, очевидно, что таможенный орган как государственное учреждение не может осуществлять какие-либо конкретные действия, принимать процессуальные решения, подписывать процессуальные документы. Такие действия может предпринимать только конкретное должностное лицо, действующее от имени органа дознания. Этим лицом является начальник органа дознания. Как справедливо отмечает А. С. Есина, «понятия “орган дознания” и “начальник органа дознания” тождественны с точки зрения соотношения их процессуальных полномочий в качестве участника уголовно-процессуальной деятельности» .

Согласно п. 17 ст. 5 УПК РФ начальник органа дознания - должностное лицо, возглавляющее соответствующий орган дознания, а также его заместитель.

Соответственно, в системе таможенных органов полномочиями начальника органа дознания наделены руководитель таможенного органа и должностные лица, являющиеся по должности его заместителями. При этом и руководитель, и его заместители пользуются одинаковыми процессуальными полномочиями и обладают одинаковым процессуальным статусом.

Основные полномочия начальника органа дознания закреплены и регламентированы положениями ст. 40.2 УПК РФ («Начальник органа дознания»). В соответствии с указанной нормой, начальник органа дознания вправе:

  • 1) поручать проверку сообщения о преступлении, принятие по нему решения в порядке ст. 144, 145 УПК РФ, а также производство дознания по уголовным делам, по которым предварительное следствие не обязательно, и неотложных следственных действий по уголовному делу, по которому обязательно производство предварительного следствия (ст. 157 УПК РФ), лично рассматривать сообщения о преступлении и участвовать в их проверке;
  • 2) по мотивированному ходатайству дознавателя продлевать срок проверки сообщения о преступлении с трех до 10 суток;
  • 3) проверять материалы проверки сообщения о преступлении и материалы уголовного дела, находящиеся в производстве органа дознания, дознавателя;
  • 4) давать дознавателю письменные указания о направлении расследования и производстве процессуальных действий;
  • 5) рассматривать материалы уголовного дела и письменные возражения дознавателя на указания начальника подразделения дознания и принимать по ним решение;
  • 6) в соответствии со ст. ст. 41, 38 УПК РФ поручать должностным лицам органа дознания исполнение письменных поручений следователя, дознавателя о проведении оперативно-розыскных мероприятий, о производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, заключении под стражу и о производстве иных процессуальных действий, а также об оказании содействия при их осуществлении;
  • 7) принимать решение о производстве дознания группой дознавателей и об изменении ее состава;
  • 8) выносить постановление о восстановлении дознавателем утраченного уголовного дела либо его материалов;
  • 9) возвращать уголовное дело дознавателю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного дознания, производстве дознания в общем порядке, пересоставлении обвинительного акта или обвинительного постановления;
  • 10) утверждать обвинительный акт или обвинительное постановление по уголовному делу;
  • 11) осуществлять иные полномочия, предоставленные начальнику органа дознания УПК РФ.

Как видим, содержание процессуальной деятельности начальника органа дознания и начальника подразделения дознания отчасти совпадает и заключается в осуществлении ведомственного процессуального контроля за деятельностью подчиненных дознавателей. Однако компетенция начальника органа дознания существенно шире, нежели компетенция начальника подразделения дознания. Начальник органа дознания обладает рядом полномочий, которые отнесены к его исключительной компетенции и выходят за рамки компетенции начальника подразделения дознания (например, продление срока проверки сообщения о преступлении 3 до 10 суток, утверждение обвинительного акта (обвинительного постановления) перед направлением уголовного дела прокурору).

Кроме того, если полномочия начальника подразделения дознания распространяются только на сотрудников данного специализированного подразделения, то полномочия начальника органа дознания - на всех сотрудников органа дознания (таможенного органа), включая специализированное подразделение дознания. При этом в силу ч. 2 ст. 40.2 УПК РФ по отношению к дознавателям, уполномоченным начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, т.е. не являющимся по должности штатными дознавателями, он обладает и полномочиями начальника подразделения дознания, предусмотренными ст. 40.1 УПК РФ, и полномочиями начальника органа дознания, указанными в ст. 40.2 УПК РФ. Тогда как по отношению к сотрудникам специализированных подразделений дознания (штатным дознавателям) начальник органа дознания пользуется полномочиями, предусмотренными только ст. 40.2 УПК РФ, а процессуальные полномочия, предусмотренные ст. 40.1 УПК РФ, реализует начальник подразделения дознания.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 04-3/2017 ISSN 2410-700Х

правового государства, как господство в обществе права. Решения Суда о соответствии или несоответствии тех или иных правовых норм Конституции носят нормативный характер, характер, присущий нормативным правовым актам» . На наш взгляд следует согласиться с данным высказыванием и признать решение КС РФ одним из способов защиты прав и свобод личности.

В заключении хотелось бы сказать, что от того на сколько точно определяются понятия «охрана права» и «защита права», а также граница, их разделяющая напрямую зависит точность определения содержания такого понятия как «юридические средства», совокупность которых и позволяет наиболее эффективно осуществлять и государственную, и судебную, и в целом правовую защиту, и охрану субъективных прав личности .

1. Алексеев С.С. Общая теория права. - М., 1981. Т. 1. - 523 с.

3. Ведяхин В.М., Ревина С.Н. О роли решений Конституционного Суда РФ в утверждении принципов рыночной экономики // Российская юстиция, 2008. № 4 (апрель). С.2-5.

4. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru (дата обращения 10.03.2017).

5. Мордовец А.С. Социально-юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина. - Саратов, 1996. - 154 с.

6. Макарова З.В. Защита в российском уголовном процессе: понятие, виды, предмет и пределы // Правоведение, 2000. № 3. С. 215-227.

7. Ревина С.Н. Теоретические проблемы правового регулирования рыночных отношений в современной России: Автореф.дисс...докт. юрид. наук., Нижний Новгород, 2008. - 55 с.

8. Ревина С.Н. Теоретические проблемы правового регулирования рыночных отношений в современной России: Дисс.. докт. юрид. наук. Нижний Новгород, 2008. С.334-358.

9. Стоякин Г.Н. Понятие «защита гражданских прав» // Проблемы гражданско-правовой ответственности защиты гражданских прав. - Свердловск, 1973. С. 30-35.

10. Смирнова А.П. Соотношение понятий «охрана прав» и «защита прав» // Вестник Томского государственного университета, 2010. № 331. С. 123-125.

11.Тархов В.А. Гражданское право. - Чебоксары, 1997. - 426 с.

12. Шубина Т.Б. Теоретические проблемы защиты права: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Самара, 1997. - 21 с.

© Вишнякова А.А., 2017

Т. Ю. Дербенько

студентка 3 курса ВолГУ, г. Волгоград, РФ Научный руководитель: В. Н. Перекрестов канд. юрид. наук, старший преподаватель ВолГУ,

г. Волгоград, РФ

СООТНОШЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ НАЧАЛЬНИКА ОРГАНА ДОЗНАНИЯ И НАЧАЛЬНИКА ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ДОЗНАНИЯ

Аннотация

В статье рассмотрены полномочия начальника органа дознания и начальника подразделения дознания

со вступившими силу изменениями в УПК РФ. Приведено новое понятие «начальник органа дознания», затронуты некоторые проблемы, возникающие на практике.

Ключевые слова

Начальник органа дознания, начальник подразделения дознания, полномочия, сторона обвинения.

Одними из субъектов уголовно-процессуальных отношений в структуре органов дознания являются начальник органа дознания и начальник подразделения дознания. Начальник органа дознания по служебной иерархии занимает более высокое положение, чем начальник подразделения дознания. Это означает, что круг полномочий начальника органа дознания более обширнее, чем круг полномочий начальника подразделения дознания.

Тема статьи достаточно актуальна и малоизучена, поскольку в декабре 2015 года произошли изменения в Уголовно-процессуальном кодексе РФ относительно понятия и полномочий начальника органа дознания.

В соответствии с п. 17 ст. 5 УПК РФ начальник органа дознания является должностным лицом, возглавляющее соответствующий орган дознания, а также его заместитель. По п. 17.1 ст. 5 УПК РФ начальник подразделения дознания - это должностное лицо органа дознания, возглавляющее соответствующее специализированное подразделение, которое осуществляет предварительное расследование в форме дознания, а также его заместитель.

Ранее на практике стоял очень актуальный и дискуссионный вопрос о полномочиях начальника органа дознания, которые в форме отдельной статьи в УПК РФ не закреплены, а были «разбросаны» по разным статьям УПК РФ. Отсутствие единой статьи усложняло понимание правового статуса начальника органа дознания. Вскоре законодатель посчитал нужным объединить все полномочия начальника органа дознания в статью 40.2 УПК РФ. Это способствует правильному, всестороннему пониманию и разграничению полномочий начальника органа дознания и начальника подразделения дознания.

Начальником органа дознания может быть одно лицо, а начальниками подразделения дознания, которые подчинены начальнику органа дознания, могут быть несколько лиц. На практике достаточно часто именно начальник подразделения дознания является одновременно и заместителем начальника органа дознания. Рассматриваемые участники уголовно-процессуальных отношений обладают организационными, контролирующими и процессуальными полномочиями. По мнению Кругликова А. П. положение начальника подразделения дознания в некоторой степени схоже с положением руководителя следственного органа . Противоположной позиции придерживается Митюкова М. А., считающая, что положение начальника органа дознания схоже с процессуальным статусом руководителя следственного органа .

Начальник органа дознания и начальник подразделения дознания уполномочены поручать проверку сообщения о преступлении, рассматривать и участвовать в их проверке, принятие по сообщению решения в пределах УПК РФ, выполнение неотложных следственных действий, выполнение производство дознания по уголовному делу. Начальник органа дознания может поручить проверку сообщений о преступлении дознавателю, сотрудникам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность и другим должностным лицам органа дознания.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 40.2 УПК РФ начальник органа дознания уполномочен лично проверять материалы проверки сообщения о преступлении и материалы уголовного дела, которые находятся в производстве органа дознания, дознавателя. Данное же право было введено в 2015 году и для начальника подразделения дознания в п. 1 ч. 3 ст. 40.1 УПК РФ: начальник подразделения дознания имеет право проверять материалы проверки сообщения о преступлении и материалы уголовного дела, находящиеся в производстве дознавателя.

Следует учесть, что согласно ч. 2 ст. 40.2 УПК РФ начальник органа дознания по отношению к дознавателям, уполномоченным им осуществлять предварительное расследование в форме дознания, обладает полномочиями начальника подразделения дознания.

Начальник подразделения дознания в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 40.1 УПК РФ имеет право изымать

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 04-3/2017 ISSN 2410-700Х_

уголовное дело у дознавателя и передавать его другому дознавателю с обязательным указанием оснований передачи. Согласно п. 10 ч. 2 ст. 37 УПК РФ только прокурор вправе отстранять дознавателя от расследования уголовного дела. Начальник подразделения дознания вправе как сам отменять необоснованные и незаконные постановления дознавателя, так и, согласно п. 4 ч. 1 ст. 40.1 УПК РФ, вносить ходатайство об отмене необоснованных и незаконных постановлений дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела прокурору.

Начальник органа дознания вправе продлевать срок проверки сообщения о совершенном или готовящемся преступлении до 10 суток в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 144 УПК РФ.

Начальник органа дознания уполномочен также:

Давать дознавателю письменные указания о направлении расследования и производстве процессуальных действий;

Рассматривать материалы уголовного дела и письменные возражения дознавателя на указания начальника подразделения дознания и принимать по ним решение;

Поручать должностным лицам органа дознания исполнение письменных поручений следователя, дознавателя о проведении оперативно-розыскных мероприятий, о производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, заключении под стражу и о производстве иных процессуальных действий, а также об оказании содействия при их осуществлении;

Принимать решение о производстве дознания группой дознавателей и об изменении ее состава;

Выносить постановление о восстановлении дознавателем утраченного уголовного дела либо его материалов;

Возвращать уголовное дело дознавателю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного дознания, производстве дознания в общем порядке, пересоставлении обвинительного акта или обвинительного постановления;

Утверждать обвинительный акт или обвинительное постановление по уголовному делу;

Осуществлять иные полномочия, предоставленные начальнику органа дознания Уголовно-процессуальным кодексом РФ.

К иным полномочиям начальника органа дознания можно отнести: право давать дознавателю согласие на производство следственных, процессуальных действий (п. 1 ч. 3 ст. 41 УПК РФ), право решать вопрос о возбуждении уголовного дела в отношении лица, данные о котором потерпевшему не известны (ч. 2 ст. 147 УПК РФ). Начальник органа дознания должен в установленный прокурором срок исполнить постановление прокурора об отмене постановления органа дознания или дознавателя, которое прокурор посчитал необоснованным или незаконным (ч. 6 ст. 148 УПК РФ).

По результатам разбора полномочий рассматриваемых должностных лиц следует согласиться с большинством авторов, считающих, что начальника органа дознания и начальника подразделения дознания следует управомочить на отмену незаконных, необоснованных постановлений дознавателя.

В заключении стоит отметить, что произошедшие изменения можно считать существенными. Они имеют важное значение для нормальной реализации начальником органа дознания своих полномочий, законной и обоснованной процессуальной деятельности.

Список использованной литературы:

1. Кругликов А.П., Дикарев И.С., Зайцева Е.А. Уголовный процесс: учебник для бакалавров / отв. ред. Кругликов А.П. - М. : Норма: ИНФРА-М, 2015. - 688 с.

2. Митюкова М.А. К вопросу о процессуальных полномочиях начальника органа дознания // Сибирский юридический вестник. - 2016. - № 2. - С. 115-123.

3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 19.12.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) [электронный ресурс] // Консультант Плюс: офиц. сайт. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34481/ (дата обращения: 09.03.2017).

© Дербенько Т.Ю., 2017

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 04-3/2017 ISSN 2410-700Х_

Кальсина В.Д.

Магистр 2 года обучения Института права Башкирского государственного университета

ПРОБЛЕМЫ МОДЕРНИЗАЦИИ МЕХАНИЗМА РАССМОТРЕНИЯ НАЛОГОВЫХ СПОРОВ НА ОСНОВЕ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА

На протяжении столетий истории государства и права, налоги и налогообложение имели важнейшее значение в вопросе поддержания работоспособности государства. Налоги составляли существенную часть государственной казны: путем налогообложения обеспечивалось стабильное снабжение государственных и иных публично-правовых институтов материальными ресурсами. Для лучшего представления понятия налога, обратимся к историческому аспекту налогов и налогообложения. Некоторое подобие налогов появились в догосударственную эпоху в виде податей и сборов, которые расходовались на содержание органов управления, содержания общинной казны, расходы которой также составляли неокупаемые отрасли племенного хозяйства и непредвиденные выплаты (помощь пострадавшим от стихийных бедствий и иных непредвиденных случаев, выкуп пленных и т.д.). Первые материальные свидетельства о налогах относятся к 3300-3200 годам до н.э. Они представляют собой глиняные пластинки с письменными отчетами подданных египетским царям о передаче им десятой доли имущества в виде полотна и растительного масла. С началом становления государства и права, налоги стало устанавливать государство, в лице уполномоченных органов путем издания соответствующих актов и распоряжений. Ниже мы рассмотрим необходимость налогообложения исходя из теории общественного договора. Н.А. Колоколов дает следующее определение государственный власти: "государственная власть - это метафизическая и одновременно историческая реальность, уникальные и в то же время закономерные общественные отношения, социальная природа которых заключается в потенциальной способности народа, нации, политического (гражданского) общества посредством только одним им ведомых средств речи, знаков и символов мобилизовать свои ресурсы ради достижения целей, как предопределенных на уровне инстинктов, так и поставленных людьми осознанно, разрешать проблемы и напряжение в сфере управления, а равно в наличии у общества права принимать решения и добиваться их обязательного исполнения." Учитывая огромную роль воли людей, которая, в конечном счете, выразилась в создании государства путем общественного договора , отметим немаловажный фактор необходимости налогообложения, которое создает известные условия возможности функционирования государства. Именно государство предоставляет налогоплательщику права и абсолютную защиту права собственности, возможность использовать имущество путем отчуждения некоторой его доли для финансирования деятельности государственного аппарата.

Несмотря на понимание обществом полезности налогов, налоговые споры по различным причинам являются одной из наиболее распространенных и сложных категорий дел. Формирование эффективного механизма рассмотрения налоговых споров представляет собой комплексную задачу, решение которой предполагает разработку адекватных организационно-правовых форм, которые бы обеспечивали надежную защиту прав и законных интересов налогоплательщиков в спорах с налоговыми органами. Высокая зависимость государственного бюджета от налоговых поступлений делает проблематику налоговых споров и механизма их разрешения актуальной также и для налогово-бюджетной политики государства. Поэтому вопросы эффективного функционирования органов рассмотрения налоговых споров требуют глубокого правового анализа и исследования. В настоящее время механизм рассмотрения налоговых споров в Российской Федерации только получает должное правовое и организационное оформление. Между тем важность его функционирования подтверждается имеющейся практикой разрешения налоговых споров в зарубежных странах, в том числе в Соединенных Штатах Америки. В этой связи дальнейшее совершенствование механизма разрешения налоговых споров в Российской Федерации невозможно без комплексного и системного изучения опыта зарубежных стран. Налоговая система США традиционно

1. Начальник органа дознания уполномочен:

1) поручать проверку сообщения о преступлении, принятие по нему решения в порядке, установленном настоящим Кодексом, а также производство дознания и неотложных следственных действий по уголовному делу, лично рассматривать сообщения о преступлении и участвовать в их проверке;

2) продлевать в порядке, установленном настоящим Кодексом, срок проверки сообщения о преступлении;

3) проверять материалы проверки сообщения о преступлении и материалы уголовного дела, находящиеся в производстве органа дознания, дознавателя;

4) давать дознавателю письменные указания о направлении расследования и производстве процессуальных действий;

5) рассматривать материалы уголовного дела и письменные возражения дознавателя на указания начальника подразделения дознания и принимать по ним решение;

6) поручать должностным лицам органа дознания исполнение письменных поручений следователя, дознавателя о проведении оперативно-розыскных мероприятий, о производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, заключении под стражу и о производстве иных процессуальных действий, а также об оказании содействия при их осуществлении;

7) принимать решение о производстве дознания группой дознавателей и об изменении ее состава;

8) выносить постановление о восстановлении дознавателем утраченного уголовного дела либо его материалов;

9) возвращать уголовное дело дознавателю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного дознания, производстве дознания в общем порядке, пересоставлении обвинительного акта или обвинительного постановления;

10) утверждать обвинительный акт или обвинительное постановление по уголовному делу;

11) осуществлять иные полномочия, предоставленные начальнику органа дознания настоящим Кодексом.

2. Начальник органа дознания по отношению к дознавателям, уполномоченным им осуществлять предварительное расследование в форме дознания, обладает полномочиями начальника подразделения дознания, предусмотренными статьей 40.1 настоящего Кодекса.

3. В органах внутренних дел Российской Федерации полномочия начальника органа дознания осуществляют также заместители начальника полиции.

Начальник подразделения дознания, его полномочия .

1. Начальник подразделения дознания по отношению к находящимся в его подчинении дознавателям уполномочен: 1) поручать дознавателю проверку сообщения о преступлении, принятие по нему решения в порядке, установленном статьей 145 настоящего Кодекса, выполнение неотложных следственных действий либо производство дознания по уголовному делу; 2) изымать уголовное дело у дознавателя и передавать его другому дознавателю с обязательным указанием оснований такой передачи;

3) отменять необоснованные постановления дознавателя о приостановлении производства дознания по уголовному делу;

4) вносить прокурору ходатайство об отмене незаконных или необоснованных постановлений дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела.

2. Начальник подразделения дознания вправе возбудить уголовное дело в порядке, установленном настоящим Кодексом, принять уголовное дело к своему производству и произвести дознание в полном объеме, обладая при этом полномочиями дознавателя, а в случаях, если для расследования уголовного дела была создана группа дознавателей, - полномочиями руководителя этой группы.

3. При осуществлении полномочий, предусмотренных настоящей статьей, начальник подразделения дознания вправе:

1) проверять материалы проверки сообщения о преступлении и материалы уголовного дела, находящиеся в производстве дознавателя;

2) давать дознавателю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения.

4. Указания начальника подразделения дознания по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения дознавателем, но могут быть обжалованы им начальнику органа дознания или прокурору. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения. При этом дознаватель вправе представить начальнику органа дознания или прокурору материалы уголовного дела и письменные возражения на указания начальника подразделения дознания.

Дознаватель, его полномочия

1. Полномочия органа дознания, предусмотренные пунктом 1 части второй статьи 40 настоящего Кодекса, возлагаются на дознавателя начальником органа дознания путем дачи письменного поручения.

(в ред. Федеральных законов от 04.07.2003 N 92-ФЗ, от 30.12.2015 N 440-ФЗ)

2. Не допускается возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия.

3. Дознаватель уполномочен:

1) самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствии с настоящим Кодексом на это требуются согласие начальника органа дознания, согласие прокурора и (или) судебное решение;

(в ред. Федерального закона от 05.06.2007 N 87-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.1) давать органу дознания в случаях и порядке, установленных настоящим Кодексом, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, о производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, заключении под стражу и о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении;

(п. 1.1 введен Федеральным законом от 05.04.2013 N 53-ФЗ)

1.2) обжаловать с согласия начальника органа дознания в порядке, установленном частью четвертой статьи 226 и частью четвертой статьи 226.8 настоящего Кодекса, решения прокурора о возвращении уголовного дела дознавателю для производства дополнительного дознания либо пересоставления обвинительного акта или обвинительного постановления, о направлении уголовного дела дознавателю для производства дознания в общем порядке;

(п. 1.2 введен Федеральным законом от 14.12.2015 N 380-ФЗ)

2) осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом.

4. Указания прокурора и начальника органа дознания, данные в соответствии с настоящим Кодексом, обязательны для дознавателя. При этом дознаватель вправе обжаловать указания начальника органа дознания прокурору, а указания прокурора - вышестоящему прокурору. Обжалование данных указаний не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, предусмотренных частью пятой статьи 226 ичастью пятой статьи 226.8 настоящего Кодекса.

(в ред. Федерального закона от 14.12.2015 N 380-ФЗ)

Органы предварительного следствия. Структура и основные функции следственных аппаратов.

Предварительное следствие осуществляется следователями прокуратуры, органов внутренних дел, органов федеральной служ­бы безопасности, федеральных органов налоговой полиции. В исключительных случаях его могут осуществлять начальники следствен­ных отделови иных подобных им подразделений (см. ниже), проку­роры. В этом случае наних распространяются все полномочия сле­дователей.

Круг дел, по которым обязательно проводится предваритель­ное следствие, предусмотрен в ст. 126 УПК. Там же устанавливает­ся и подследственность, т.е. определение того, какие конкретные категории дел должны расследоваться следователями различной ведомственной принадлежности.

Закон наделяет следователя необходимыми полномочиями. Сле­дователь самостоятельно принимает все решения, связанные с хо­дом расследования и производством следственных и иных процес­суальных действий. Однако в предусмотренных законом случаях его решения приобретают законную силу лишь после полученияимсанкцииили согласия прокурора на совершение определенных дей­ствий (например, прекращение уголовных дел по некоторым осно­ваниям, арест обвиняемого, освобождение его под залог, продление срока предварительного следствия или содержания обвиняемого под стражей). Помимо этого следователь обязан выполнять указания прокурора, даваемые ему по конкретному делу в письменном виде. Но закон предусматривает и возможность для следователя при не­согласии с указаниями прокурора, касающимися, скажем, привлечения конкретного лица в качестве обвиняемого, объема его обвине­ния, прекращения производства расследования, передать дело вы­шестоящему прокурору с письменнымизложением своих возраже­ний. После проверки доводов следователя вышестоящий прокурор либо отменяет указания нижестоящего прокурора, с которыми не согласен следователь, либо поручает дальнейшее следствие по делу другому следователю.