Предрейсовый и предсменный контроль технического состояния транспортных средств. Как проходят предрейсовый техосмотр Журнал результатов предрейсового контроля технического состояния

Особенно страшные последствия из-за плохого технического состояния транспортных средств случаются в результате старения и экономии на ремонте автомобильных парков, которые занимаются грузовыми и пассажирскими перевозками. Для обеспечения максимальной безопасности на дорогах в конце прошлого года, был принят новый нормативный документ, регламентирующий предрейсовый технический осмотр транспортных средств.

Согласно новому регламенту, специальный предрейсовый технический осмотр транспортных средств обязаны производить все юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие на своём балансе наземные транспортные средства и использующие их для грузовых и пассажирских перевозок. Как известно, транспорт, используемый в коммерческих целях, подвержен интенсивным нагрузкам, соответственно, возрастает его физический износ и, вследствие, опасность аварийных ситуаций.

Перед выходом на линию должны проходить обязательный технический осмотр троллейбусы, трамваи, автобусы, такси, маршрутные микроавтобусы – городского, междугороднего и пригородного значения, а также все грузовые автомобили. Новое положение закона обязывает проводить дорейсовый осмотр всех транспортных средств предприятий, даже если они предназначены для личного пользования руководства.

Кто может проводить процедуру предрейсового осмотра автомобиля?

Предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств может проводить штатный сотрудник – механик (механик-инженер, контролёр), который прошёл аттестацию Российской Транспортной Инспекции. Организация, в штате которой нет такого работника, может сотрудничать на договорных условиях со сторонней организацией, оказывающей подобные услуги на законных основаниях.

Но при этом, специалист по осмотру ТС должен лично приезжать ежедневно на предприятие, на место стоянки проверяемого транспорта. Запрещено ездить на осмотр, его необходимо проводить с места постоянной стоянки.

Если речь идёт о работе ИП, например, с одним единственным автомобилем, на котором работает сам предприниматель, то в этом случае, ему нужно пройти курсы по предрейсовому осмотру автомобилей и получить аттестат. После чего он сможет заниматься выпуском своего транспорта самостоятельно, соблюдая букву закона.

Результаты пройдённого осмотра должны вписываться в путевой лист, который отдаётся на руки водителю и является обязательным документом в рейсе.

Контролёр технического состояния автотранспортных средств несёт личную ответственность за решение о выпуске автотранспорта на линию.

В первую очередь проверяются «жизненноважные» элементы автомашины: тормозную систему, рулевое управление, сцепление. Осматривается состояние колёс, в том числе и запасного. Особое внимание уделяется рабочему состоянию звукового сигнала, световых приборов и стеклоочистителей. Как известно, по общим правилам ПДД, запрещено осуществлять движение с неработающими вышеупомянутыми приборами.

Обязательно осматривается кнопка аварийного сигнала и состояние ремней безопасности, а если машина оборудована системой спутниковой связи и кнопкой SOS, то проверяют и их работу. Наличие огнетушителей, аптечки, знака аварийной остановки и двух противооткатных средств также проверяет механик.

Механик должен в ходе проверки убедиться, что в автотранспорт не внесены конструктивные изменения, например, самовольно поставленное газобаллонное оборудование, дополнительные сидения в салоне для пассажиров, наращённые борта у грузовиков и другое. Все планируемые изменения конструктивного характера должны быть согласованы в соответствующих органах, и только после получения разрешительной документации, установлены.

В ходе ежедневного осмотра автомобиля механик должен убедиться в том, что он находится в исправном состоянии и в ходе его движения не случатся внезапные поломки технического характера.

Порядок проведения предрейсового осмотра автомобиля

Технический осмотр транспорта перед выходом в рейс должен проходить ежедневно: или вечером в конце рабочей смены, зная, что он до завтрашнего выхода на линию не будет эксплуатироваться, или утром перед рейсом. Согласно приказу о предрейсовом осмотре и его регламенту, механик внимательно осматривает автотранспортное средство и по результатам проверки принимает решение об исправности или неисправности ТС. Если автомобиль исправен, то делается соответствующая запись в путевом листе и журнале регистрации результатов предрейсового состояния.

Журнал предрейсового технического осмотра автомобиля, образец:

Марка

Модель ТС

Гос.№ ФИО

водителя

ФИО

контролёра

Дата, Показания

одометра

Отметка о прохождении осмотра Подпись водителя Подпись контролера
1. Lada Granta К152ОМ 134 Груздев О.И. Пронов А.А. 01.05.2018 11 236 Пройдён

/не пройдён

Подпись Подпись
2.
3.

Если автомобиль признан неисправным, то он в рейс не допускается. В зависимости от поломки, ремонт осуществляется собственными силами или машина отправляется в автомастерскую до полного устранения неисправности.

Не только автотранспорт должен проходить ежедневные осмотры, такая обязанность предусмотрена и для определённой категории водителей. О читайте на нашем сайте.

Путевой лист является основным документом, удостоверяющим законное право нахождения транспортного средства на маршруте и его исправное техническое состояние. Так как результаты предрейсового осмотра ТС вписываются в него, а именно механиком заносится запись «прошёл предрейсовый контроль технического состояния». Форма путевого листа полностью совпадает с формой журнала регистрации предрейсового техосмотра (РПТО), только в путевом листе следования есть графы для заполнения медицинским работником о медицинском осмотре водителя.

Путевой лист:

  • заполняется на каждое транспортное средство отдельно, находящееся на балансе организации или ИП;
  • срок действия — от 1 дня до 1 месяца;
  • заводится по количеству водителей данного транспорта. Если он работает в 2 — 3 смены, то каждому водителю выписывается свой путевой лист;
  • синхронизируется с журналом РПТО;
  • хранится не менее 5 лет.

Можно ли выпускать автомобиль, не имеющий отметки о прохождении осмотра в путевом листе?

ЗАПРЕЩЕНО выпускать автомобиль в рейс, не имеющего отметку о прохождении дорейсового технического осмотра в путевом листе. Об этом говорится в правилах допуска автотранспортных средств к выходу на линию.

Отметку о неисправности автомобиля механик-контролёр вносит в журнал РПТО, не допускает его до работы, отправляет в ремонт. В путевой лист данные о поломке не заносятся и на время ремонта путевой лист не выписывается.

Ответственность за выезд автомобиля без отметки о предрейсовом осмотре

Лицо, проводящее техосмотр ТС перед выходом в рейс, несёт личную ответственность за принятое решение. Его фамилия, инициалы и подпись ставятся в путевом листе и журнале РПТО. Если будет доказано, что он выпустил на линию заведомо неисправный транспорт, закрыл глаза на некоторые поломки, то он будет нести личную административную ответственность в размере 3 тысяч рублей. Организация, как юридическое лицо, ответственное за предрейсовый осмотр ТС, понесёт убытки в виде штрафа в 30 тысяч рублей. А должностное лицо, ответственное за данный вид работ, будет оштрафовано на 5 тысяч рублей.

Как правило, все три административных штрафа применяются одновременно для самого юрлица, механика и должностного лица.

Заключение

Новые требования государственных структур к контролю техническому состояния ТС стопроцентно оправданы, так как созданы для того, чтобы снизить количество технически неисправного транспорта на дорогах и тем самым улучшить общее состояние безопасности дорожного движения. Коммерческий транспорт эксплуатируется нещадно, в погоне за рублём предприниматели часто пренебрегают общепринятыми правилами безопасности и экономят на ремонте своего автотранспорта. Ещё одна острая проблема перевозчиков – старение автопарков.

Цены на новые автобусы очень высокие и поэтому предприятия, занимающиеся пассажирскими перевозками, стараются выжать из старых автобусов всё, что можно, до последней копейки. Мы знаем, к каким ужасным последствиям это приводит.

В организациях, которые занимаются предоставлением транспортных услуг, для контроля за выходом автомобилей на линию применяется специальный журнал учета.

Для чего нужен журнал, его значение

Прежде чем допустить транспортное средство до работы, специалисты предприятия должны убедиться в том, что его техническое состояние соответствует установленным нормам, что в машине отсутствуют повреждения, поломки и неисправности, которые могут привести к внештатным ситуациям на дороге, авариям и т.д.

ФАЙЛЫ

При осуществлении этой процедуры проверяются комплектность, технические узлы, элементы и детали автомобиля, осматривается его внешний вид. Обязательно обследуется рулевое управление и тормозная система, а также система оптики и зажигания. Только при условии, что все вышеозначенные параметры находятся в удовлетворительном состоянии, автомобиль может выйти на линию, в противном случае его отправляют либо на станцию технического обслуживания, либо в гараж на восстановление.

В журнале учета отмечается техническое состояние машины, время ее выхода и возврата с линии, показания спидометра и т.д.

Благодаря данному документу в компании осуществляется аналитика работы транспортных средств, включающая в себя информацию о расходовании горючего, контроль за соблюдением режима труда водителя, правильность эксплуатации автомобиля, проводимые ремонтные работы и т.д. Таким образом, в первую очередь этот журнал является документом, на основе которого (в числе прочих) осуществляется организация безопасности правил дорожного движения на предприятия.

Кроме того, в случае каких-то аварий, произошедших по вине водителя автомобиля, журнал позволяет обосновать взыскание с него нанесенного ущерба, поскольку в нем указывается состояние машины как в момент выхода на линию, так и во время возврата в гараж.

Кто несет ответственность за ведение документа

Ответственность за формирование и ведение журнала, как правило, возлагается на диспетчера. Все данные в документ он вносит на основании сведений, предоставленных механиком, которых проводил осмотр технического состояния машины, а также водителя.

Что будет, если не вести журнал

Организации, занимающиеся транспортными услугами должны вести этот журнал в обязательном порядке. Если же его не будет, то государственные контролирующие органы (Ространснадзор и т.д.) оштрафуют как руководство, так и само предприятие.

По этой же причине вся информацию, вносимая в журнал должна быть достоверной и точной, поскольку, если вдруг с автомобилем что-то произойдет, проверяющие лица не в последнюю очередь займутся изучением данного документа. При выявлении ложных или неверных сведений на ответственные лица может быть возложено дисциплинарное взыскание.

Как сформировать журнал

Журнал учета выхода автомобиля на линию и возврата с линии составляется в произвольном виде. Однако, если в компании есть свой шаблон журнала, то применять следует именно его. Кроме того, имеет распространение унифицированная, ранее обязательная к использованию форма журнала. Она удобна тем, что ее можно легко подкорректировать под нужды предприятия, добавив или убрав ненужные столбцы и строки. В некоторых организациях применяется журнал, имеющийся в свободной продаже (в твердом переплете) – законодательство такой подход к учету работы автомобилей вполне допускает.

Особенности оформления бланка

Что касается оформления журнала, то здесь также нет никаких особенностей, то есть, если журнал формируется самостоятельно, то его можно сделать в электронном виде или же, что называется, «нарисовать» вручную. В первом случае подготовленный бланк следует распечатать, чтобы ответственные лица могли оставить в нем свои автографы.

Обычно журнал содержит в себе не один десяток страниц. Все они должны быть по порядку пронумерованы и прошиты специальной толстой нитью.

На последнем листе ставится печать организации и пометка о количестве страниц в документе, а также дата и подпись ответственного работника.

Журнал делается в одном оригинальном экземпляре, дополнительных его копий не формируется. Заполненный журнал подлежит хранению на протяжении периода, установленного в законодательстве или же указанного в нормативно-правовой документации транспортной фирмы. Только после истечения этого срока документ можно уничтожить.

Кто должен расписаться в журнале

В журнале должны расписаться два сотрудника. Во-первых, это механик, который проверяет автомобиль перед выездом и после возврата, во вторых, диспетчер, который занимается ведением журнала. Что касается водителя, то в журнале отмечается только его ФИО.

Образец журнала

Если вам поручено формирование и ведение журнала учета выхода автомобиля на линию и возврата с линии, который вы ранее никогда не делали, воспользуйтесь его примером и подробными разъяснениями к нему. С их учетом вы сделаете нужный вам документ без особых проблем.

  1. Первым делом укажите в журнале наименование компании, дату начала его ведения (впоследствии надо будет отметить и дату его завершения).
  2. Далее в основной части, которая оформляется в виде таблицы, внесите в бланк дату выхода автомобиля на линию, его идентификационные характеристики: марку, гос. номер, фамилию, имя, отчество водителя, время выезда из гаража, показания спидометра и техническое состояние машины.
  3. После возврата автомобиля в гараж впишите в бланк аналогичные данные.
  4. Затем в документе должны быть указаны ФИО механика и проставлена его подпись.
  5. В журнале также должен расписаться и ответственный за ведение журнала сотрудник.
  6. Если вы считаете нужным, может дополнить журнал и другими сведениями, например, о выдаче ключа на автомобиль перед его выездом из гаража, прохождении медосмотра водителем и т.д.

Предрейсовый медицинский осмотр водителей - обязательное требование для перевозчиков. Задача такого осмотра - подтвердить нормальное состояние водителя перед рейсом, исключить физическое переутомление, наркотическое или алкогольное опьянение.

Предсменный или предрейсовый медицинский осмотр водителей является обязательным в силу Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» для всех организаций и индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств.

Работодатель обязан организовать его перед началом рабочего дня своих водителей (смены или рейса). Такой медицинский осмотр необходим для выявления признаков воздействия на организм работника вредных и (или) опасных производственных факторов, а также состояний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей. К таким состояниям законодатели относят алкогольное, наркотическое или иное токсическое опьянение, а также остаточные явления такого опьянения. Это значит, что даже после вчерашней выпивки садиться за руль нельзя. Кроме того, недопустимо управление автомобилем в состоянии болезни: от банальной простуды или повышения артериального давления до обострения хронических заболеваний. Выявить их признаки может человек, имеющий медицинское образование.

Обязанность проводить медицинские осмотры распространяется на любую организацию или ИП, эксплуатирующие транспортные средства, и не зависит от осуществляемого вида деятельности и количества штатных работников. Если в штате есть даже один «офисный» водитель или ИП работает на грузоперевозках самостоятельно, все равно необходимо позаботиться о проведении медосмотров перед выездом (речь идет о коммерческих грузоперевозках, если ИП везет сам себя или для себя, медосмотр не нужен).

Как организовать предрейсовый медицинский осмотр водителей

Кроме Федерального закона N 196-ФЗ существует три подзаконных акта, регулирующих предрейсовые медосмотры водителей в 2019 году:

  • более старый, еще советский приказ Минздрава СССР от 29.09.1989 № 555, содержит рекомендуемую форму журнала регистрации предрейсового медицинского осмотра водителей
  • письмо Минздрава от 21.08.2003 № 2510/9468-03-32 , в котором приведено требование о том, что каждый работодатель до начала проведения предрейсовых медосмотров водителей должен утвердить внутренний локальный правовой акт: положение об организации соответствующих осмотров. Эта типовая форма содержится в приложении № 2 к указанному письму Минздрава.

Новое! Минтранс России выпустил Письмо от 08.04.2019 г. № Д3-531-ПГ, в котором уточнил порядок прохождения медосмотров водителями, определенный приказом 835н. В частности, напоминает о необходимости ставить штамп о прохождении осмотра в путевом листе, с указанием даты и времени, подписи и ФИО медицинского работника.

Таким образом, работодатели должны соблюдать требования приказа № 835н и учитывать их при составлении положения о медосмотрах в организации.

Новое в законодательстве

С 21 декабря 2018 года вступил в силу Приказ Минтранса России от 08.08.2018 N 296. Рассмотрим нововведения 2019 года. Согласно новому приказу предрейсовый контроль нужно будет проводить до начала рейса в следующих случаях:

  • за одну смену (рабочий день) выполняется только один рейс;
  • длительность рейса превышает продолжительность смены (рабочего дня) водителя.

Предсменный контроль нужно будет проводить до начала смены, если водитель за смену (рабочий день) совершает несколько рейсов.

Оба вида контроля необходимо проводить до выезда ТС со стоянки. Если на одном транспорте посменно работают несколько водителей, время для контроля — до начала рейса или смены (рабочего дня) того из них, кто первый выезжает со стоянки.

Водители должны проходить не только предрейсовые, но и предсменные, послерейсовые и послесменные осмотры у медработника. При этом предрейсовые медосмотры обязательны для всех работников за рулем. Исключение составляют шоферы машин экстренных служб (пожарная, скорая, аварийная газа или водоканала). Такие сотрудники должны в обязательном порядке показаться врачу только перед началом смены, ведь выезд в рейс у них происходит незапланировано. А вот после возвращения из рейса врач обязательно должен осмотреть водителя, который осуществлял перевозку пассажиров или опасных грузов. Все остальные шоферы могут после завершения работы врачу не показываться.

Оформление документации

Первая страница типового положения выглядит так:

В этом документе работодатель должен регламентировать организацию предрейсовых медосмотров своих работников, в частности:

  • указать содержание медосмотров;
  • определить проведение отдельных процедур в рамках медосмотра;
  • определить условия проведения процедуры;
  • установить критерии допуска водителей к работе после прохождения медосмотра;
  • определить обязанности медучреждений, с которыми заключен договор или установить необходимость найма штатного медработника.

Обратите внимание! Водители обязаны иметь при себе путевые листы. И согласно пп. 2 п. 7 Приказа Минтранса России от 18.09.2008 N 152 (ред. от 07.11.2017) «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» отметка о дате и точном времени предрейсового и послерейсового осмотров является обязательным реквизитом такого листа.

Кто имеет право проводить медосмотры?

Обратим внимание на пункт 1.6 страницы Положения, показанной выше. Там сказано, что проведение медицинских осмотров — прерогатива медицинских работников. Это следует из пункта 8 Порядка, утвержденного приказом N 835н. Итак, доверить проведение этой процедуры можно только:

  • медработникам, имеющим высшее и (или) среднее профессиональное образование (в том числе работникам, состоящим в штате работодателя);
  • медицинской организации или иной организации, осуществляющей медицинскую деятельность.

Кроме того, если речь идет о штатном медработнике, то на основании статьи 12 организации придется получить лицензию на осуществление медицинской деятельности. Это оправданно только в случае большого штата шоферов. Чаще всего организации и ИП просто заключают договор на оказание таких услуг с теми организациями, у которых уже есть лицензия. Этот момент необходимо тщательно проверить перед заключением договора. Кстати, все расходы на эти мероприятия несет исключительно работодатель, как это предусмотрено статьей 212 ТК РФ и статьей 213 ТК РФ .

Журнал медосмотров

В пункте 14 Порядка, утвержденного приказом N 835н, сказано, что организация или ИП должны занести все результаты осмотров в специальный журнал регистрации предрейсовых медицинских осмотров. О каждом из водителей должна быть указана такая информация:

  • дата и время проведения осмотра;
  • фамилия, имя, отчество;
  • пол, дата рождения;
  • результаты обследования;
  • заключение о результатах;
  • подпись медработника с расшифровкой;
  • подпись сотрудника, который прошел контроль.

Вести такой журнал можно на бумажном носителе. Существует типовой бланк, рекомендованный к применению. Он содержится в приложении к приказу Минздрава СССР от 29.09.1989 № 555.Также работодатель может разработать его самостоятельно. В любом случае страницы журнала о медосмотре должны быть прошнурованы, пронумерованы и сзади скреплены печатью организации. Кроме того, журнал можно вести в электронном виде. В этом случае должна быть предусмотрена возможность распечатки отдельных страниц, а внесенные в журнал сведения должны быть заверены усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного медработника или организации. Пункт 15 Порядка, которым определена возможность ведения электронного журнала, не предусматривает в этом случае проставления в нем подписи шоферов.

На бумажном бланке образец журнала предрейсового медицинского осмотра водителей - 2019 будет выглядеть так:

На основании данных этого документа уполномоченный работник раз в месяц должен подводить итоги контроля и анализировать причины отстранения шоферов от работы. Результаты такого анализа должны быть доведены до сведения директора. При этом особое внимание как сам медработник, так и руководитель должны обратить на случаи отстранения от работы в связи с употреблением алкоголя и наркотиков.

Как проводится контроль трезвости и медосмотр водителя

Контроль состояния здоровья работников проводят непосредственно перед началом рабочей смены или выезда в рейс. Происходит предрейсовый медосмотр следующим образом.

  1. Визуальный осмотр сотрудника: походка, внешний вид, поведение.
  2. Опрос о состоянии здоровья.
  3. Медосмотр видимых слизистых и кожных покровов (наличие расчесов, следов от инъекций на руках, бледность или покраснение кожных покровов, состояние зрачков (сужены или расширены)).
  4. Измерение артериального давления и пульса (если выявлено отклонение от нормы, нужно провести повторное исследование не менее чем через 20 минут).
  5. Выявление признаков опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического) или остаточных явлений опьянения.

Для последнего этапа медосмотра могут проводиться лабораторные и инструментальные исследования. Например, определение содержания алкоголя в выдыхаемом воздухе или анализ мочи.

По результатам всех этих исследований уполномоченный медработник делает заключение о возможности выхода в рейс. Если допуск получен, то на путевом листе должен быть поставлен штамп «Прошел предрейсовый медицинский осмотр» или запись от руки, заверенные подписью лица, которое проводило контроль. Если шофер контроль не прошел, об этом составляется протокол.

В каких случаях запрещен допуск к работе и каковы последствия этого

Если в ходе предрейсового медосмотра были выявлены состояния и заболевания, которые препятствуют работе, например, признаки опьянения или похмелья, повышенное давление или температура, такому сотруднику должна быть выдана справка для предъявления в поликлинику по месту жительства. В рейс такой сотрудник не идет. В справке должны быть указаны:

  • ее порядковый номер;
  • дата (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения контроля;
  • цель направления в поликлинику;
  • предварительный диагноз;
  • объем помощи, оказанной на месте;
  • подпись медицинского работника, выдавшего справку, с расшифровкой подписи.

Такие справки подлежат обязательному учету. Работодатель, получив информацию о недопуске шофера в результате предрейсового медосмотра, должен отстранить его от работы в силу статьи 76 ТК РФ . Это делается путем издания приказа в произвольной форме. Указанный в приказе сотрудник должен быть ознакомлен с ним под подпись. При отказе от подписи составляется соответствующий акт. До установления обстоятельств, которые стали причиной состояния шофера (в случае его виновного повидения), заработная плата ему не начисляется.

Сам водитель должен явиться в поликлинику и предъявить справку. Врач обследует его, может выдать больничный лист и освободить от работы на время болезни или сделать отметку о том, что оснований для оформления больничного нет. В этом случае сотрудник должен приступить к работе на следующий день. Если в действительности необходимости в отстранении не было, то день, который сотрудник пропустит из-за посещения врача, включается в рабочее время, но оплачивается при отстутствии больничного как простой в соответствии со ст. ст. 157 ТК РФ .

Ответственность работодателя за выпуск водителя на линию без медосмотра

Допуск водителей к работе без проведения предрейсового или предсменного медосмотра является административным правонарушением. Ответственность за такое деяние предусмотрена частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ . Размер штрафа составляет:

  • на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей — от 15 000 до 25 000 рублей;
  • на юридических лиц — от 110 000 до 130 000 рублей.

За повторное нарушение должностное лицо или ИП заплатит штраф до 40 000 рублей, кроме того, может грозить дисквалификация на срок от года до трех. Организацию оштрафуют в размере до 200 000 рублей или приостановят ее деятельность на срок до 90 суток. Об этом сказано в части 5 вышеупомянутой статьи.

Также можно получить штраф за нарушение порядка проведения обязательного освидетельствования водителей перед рейсом по статье 11.32 КоАП РФ . Размер штрафов составляет:

  • на должностных лиц — от 2000 до 3000 рублей;
  • на юридических лиц — от 30 000 до 50 000 рублей.

Индивидуальные предприниматели в этой статье приравниваются к юридическим лицам с соответствующим размером штрафа. Кроме того, должностные лица, которые допустили выезд транспортного средства с нетрезвым шофером за рулем, могут быть также оштрафованы по статье 12.32 КоАП РФ . Размер штрафа составит до 20 000 рублей. Аналогично наказание могут понести организация и ИП. Их оштрафуют на 100 000 рублей.

Каждое второе ДТП на дорогах происходят по причине неисправности транспортного средства. В зоне риска те средства передвижения, которые используются ежедневно для перевозки пассажиров и грузов.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Аварии с участием таких «большегрузов» чреваты тяжелыми последствиями: жертвы среди детей, большие показатели смертности среди раненых, множество случаев со смертельными исходами.

Что это за процедура

Предрейсовый осмотр просто необходим для того, чтобы собственник автобуса, грузового автомобиля «спал спокойно». Только так можно оставаться быть уверенным в том, что безопасности пассажиров и грузов ничего не угрожает. Иначе – любое ДТП превращается в уголовное преследование владельца.

Как итог – иски на собственника от родственников потерпевших, потеря деловой репутации, убытки, судебный спор со страховой компанией, которая желает возложить убытки по делу на ответственность виновной стороны.

Предрейсовый осмотр включает мероприятия по проверке готовности автомобиля к очередной поездке. Он производится рано утром или поздно вечером инженером-механиком. Его результаты записываются в путевой лист, которые выдается в поездку водителю.

При этом путевой лист составляется заранее. После организации осмотра и в результате положительного решения (допуска к поездкам) в этом документе ставятся отметки о готовности к рейсу. Все условные обозначению подписываются уполномоченными контроллерами-осмотрщиками.

Проверка носит обязательный порядок в соответствии с ФЗ «О безопасности дорожного движения». Но не для физических лиц, а для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Таким образом, все указания законодателей касаются коммерческих перевозок. Иногда для достижения прибыли собственники автопарков забывают о безопасности движения.

Для коммерческих целей используются следующие виды транспорта:

  • такси;
  • грузовые автомобили;
  • трамваи и троллейбусы;
  • автобусы, в том числе междугороднего и пригородного назначения.

Кто проводит

В рейс любой коммерческий автотранспорт отправляет механик. У него «на руках» должен быть соответствующий сертификат: аттестация Российской транспортной инспекции.

Дополнительно в должностной инструкции упоминается о необходимости по выпуску транспортных средств на линию. Это – ежедневная обязанность.

Крупные компании имеют в штате одного, двух или трех посменных механиков. Небольшие организации привлекают, как правило, людей со стороны. Здесь в рейс отправляется транспорт на усмотрение работника сервисного центра.

Такие прикрепленные специалисты владеют навыками осмотра. Они – настоящие профессионалы.

Внимание! При привлечении сторонних работников ответственность за некачественно проведенный осмотр возлагается на сервисное предприятие, а не на транспортную компанию.

Какие нужны документы для предрейсового техосмотра автомобиля

Организации проводят технический осмотр регулярно и за счет своих собственных средств. Результатом данных мероприятий считается путевой лист.

Если он оформлен с нарушением законодательно принятого порядка, то ГСМ, зарплата и другие расходы предпринимателя не подтверждается в налоговой инспекции в целях налогообложения.

С 26.02.2017 года отметка о дате и месте проведения техосмотра является обязательным атрибутом.

Законодательная база и порядок прохождения

Порядок технического контроля регулируется Приказами Министерства транспорта. 25 декабря 2019 года вступил в силу новый приказ 141. Но он внес только некоторые коррективы в законный порядок от 26.02.2017 по Приказу 152

Согласно последнему документу, в России действуют следующие правила заполнения путевых листов:

  1. Лист выдается на каждое транспортное средство ИП, юридического лица, используемого для транспортировки людей, багажа, грузов в городском, пригородном и международном сообщении.
  2. Путевой лист рассчитан на срок действия от одного дня до одного месяца.
  3. Если путевой лист используется на одном транспортном средстве и для нескольких посменных водителей, то составляется несколько бумаг по числу водителей.
  4. Путевой лист в обязательном порядке заносится в журнал регистрации.
  5. Все бумаги, имеющие отношение к контролю технического состояния
  6. транспортного средства, хранятся не менее 5 лет.

В листе указывается:

  • порядковый номер документа;
  • тип транспортного средства, номер регистрации в ГИБДД;
  • печать и подпись собственника предприятия;
  • фамилия контроллера-осмотрщика с указанием инициалов;
  • дата и время предрейсового осмотра;
  • показания одометра при выезде с места осмотра (парковки) при возращении обратно;
  • дата и время медицинского осмотра водителя;
  • ФИО медицинского работника, ответственного за процедуру медицинского обследования.

Внимание! Связи с введением нового порядка в 2019 году штамп собственника вверху путевого листа необязателен.

Образец инструкции предрейсового техосмотра автомобиля механиком включает только важные для безопасности нюансы. В ходе осмотра проверяются основные узлы и агрегаты «большегрузов».

А именно:

  • тормозная система;
  • рулевое управление;
  • стеклоочистители (омыватели);
  • нормативное состояние колес и шин;
  • крепление зеркал заднего вида;
  • устройства обдува-обогрева (кондиционер, печка);
  • тягово-сцепное устройство;
  • устойчивость заднего колеса (запаски);
  • подача звукового сигнала, предупреждающего других участников дорожного движения об опасности;
  • аварийная сигнализация;
  • тахограф;
  • система спутниковой связи и кнопка вызова экстренных служб;
  • брызговики, грязезащитные фартуки;
  • внешние световые приборы;
  • ремни безопасности.

Все оборудование оценивается на работоспособность, укомплектованность, наличие, герметичность. По окончании осмотра составляется письменный акт (заключение).

Если автомобиль не пригоден для эксплуатации в коммерческих, интенсивных целях, то последует очевидный отказ. Как итог – транспортное средство направляется в ремонтную мастерскую, где находится до момента устранения неполадок.

В комплектации коммерческого транспорта не должно быть элементов, которые не предусмотрены по конструктивным особенностям. Система выпуска выхлопных газов должна работать по нормативам, исключая лишние выбросы. Данные показатели проверяются на холостом ходу, лабораторно.

Многие эксперты-контроллеры говорят о необходимости противооткатных упоров для грузовых автомобилей и автобусов. Они нужны, чтобы надежно «закрепить» аварийный автомобиль на дорожном полотне в случае вынужденной остановки.

Также диагностируется наличие фиксаторов на кузове транспортного средства, чтобы была произведено стойкая фиксация.

Для городского наземного транспорта, работающего от источников электричества, предъявляются другие требования.

Здесь контролируется:

  1. исправность токоприемника;
  2. крепление и целостность колесных пар;
  3. соответствие силы тока определенному значению;
  4. состояния аккумуляторной батареи;
  5. работоспособность измерительных приборов.

На что еще следует обратить внимание

Строго запрещается вносить изменения в конструкцию транспортного средства, разработанную производителем. Нельзя наращивать борта, ставить дополнительные или дополнительное сидение. То же самое касается газобаллонного оборудования.

Многие автолюбители и предприниматели смело устанавливают газовое оборудование на автомобиль. Действительно, такой вид топлива обходится значительно дешевле. Но нужно оценивать последствия этого рискового шага.

Водитель (собственник) обязан получить разрешение на кардинальные изменения в конструкции транспортного средства от компетентных органов.

Алгоритм действий выглядит следующим образом:

  1. Предварительная техническая экспертиза о возможности установки новых агрегатов в специализированной компании-поставщике ГБО.
  2. Получение сертификатов на установленные агрегаты.
  3. Выписка разрешения из МЭР ГИБДД.
  4. Проверка безопасности работы установки на той же специализированной станции по предоставлению услуг.

Если необходимые мероприятия не соблюдены, то эксперт не имеет право отправлять машину в рейс.

Медицинский осмотр

Исключить риски ДТП – вот задача предпринимателя, который работает в сфере перевозок.

Для этого у водителей, подбираемых в поездку, должны быть хорошие профессиональные навыки, выносливость, внимательность, позитивный настрой и отличное здоровье.

Не допускается выезд на рейс частников, находящихся в состоянии алкогольного или наркологического опьянения.

О допуске к управлению принимает решение бригада медперсонала. Она обязано проверить общее состояние водителя.

Процедуры, по которым восстанавливается «общая картина»:

  • тестирование на наличие алкоголя, наркотических веществ в крови;
  • замер пульса, температуры, артериального давления;
  • сбор анализов;
  • тестирование на наличие в организме лекарственных средств и токсических веществ, которые влияют на скорость реакции перевозчика.

Показаниями к отказу от поездки могут послужить:

  • температура тела выше нормы;
  • редкий пульс;
  • острые боли, в том числе зубные;
  • обострение хронических заболеваний;
  • утомление;
  • нарушение зрения;
  • жалобы на вялое, ослабленное состояние.

После проведения медицинских мероприятий данные записываются в журнал пред рейсовых осмотров.

В нем предусмотрены графы:

  • ФИО медицинского работника;
  • ФИО пациента, его возраст, должность по штатному расписанию;
  • дата и время организации осмотра;
  • название организации;
  • заключение терапевта;
  • рекомендации по улучшению состояния здоровья.

Заключение договора

Периодический медицинский осмотр перед выездом на работу по перевозкам обязателен для всех юридических лиц, на балансе которых имеются грузовые и легковые автомобили. Данное правило действует по закону от 10.12.1995 г.

Согласно другому нормативному акту, от 08.08.2001 данные услуги являются лицензированными.

Это значит, что собственник предприятия, который осмелится взять в штат медсестру для проведения осмотров должен иметь лицензию. Фактически предприятие превращается в медицинский центр.

Как приобрести лицензию, знает не каждый :

  1. Нужно оборудовать помещение, как минимум, выделить две свободные комнаты.
  2. Одна из площадей оснащается умывальником, медицинской мебелью, отличным освещением.
  3. Заводится журнал предрейсового осмотра.
  4. Нанимается на работу медицинский работник с высшим образованием.

Организация рабочего места обойдется любой организации дорого.

К счастью, договор по предоставлению услуги по лицензированной деятельности разрешается заключать со сторонней компанией (медицинским центром, аутсорсинг).Это – разумный вариант решения проблемы при общем количестве коммерческих автомобилей менее 100 единиц.

Ответственность за нарушение правил безопасности перевозок

Александр-724

Добрый день!

У меня вопрос вот какого плана. Какой ОКВЭД должен быть открыт у ИП который занимается предоставлением услуг по контролю за тех.состоянием транспортных средств.

Александр , здравствуйте.

Точный ответ на Ваш вопрос мне не известен.

Просмотрел справочник ОКВЭД. На мой взгляд, наиболее подходящий вариант:

52.21.29 Деятельность вспомогательная прочая, связанная с автомобильным транспортом

Удачи на дорогах!

Здравствуйте. Кто может быть ответственным за Б.Д.Д на предприятии. ?И требуется ли высшее образование или достаточно среднего и аттестацию.

Здравствуйте, подскажите может ли гражданин республики Беларусь пройти курсы переподготовки на контролёра технического состояния транспортных средств в РФ? А также осуществлять контроль технического состояния транспортных средств на территории России у частного гоузоперевозчика

Вадим , здравствуйте.

Удачи на дорогах!

Спасибо за информацию

Добрый день! У нас организация в наличии ед.30, интересует такой вопрос, 10 ед. (камазы возят глину на территории завода) надо им проходить предрейсовый контроль? и еще есть 8 ед. автопогрузчики (грузят автомобили) надо ли им проходить? Так же имеется трактор, грейдер, фронтальные погрузчики надо ли им? А с 1 января 2019 подпись в журнале водителя не нужна?

Здравствуйте.

Удачи на дорогах!

Виктор-124

2. По поводу погрузчиков. В данном случае не понятно, перевозят они грузы с точки зрения законодательства или нет. Именно от этого зависит необходимость прохождения контроля. Рекомендую Вам задать данный вопрос в ГИБДД.

Требования по техконтролю предусмотрены частью 2 статьи 20 Закона О БДД, а она в последней редакции (с учетом 386-ФЗ) рапространяется на:

1. перевозки на договорной основе

2. перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями.

Т.е если тракторы, погрузчики, автокраны и прочее (что не зарегестрированно как Автобус или Грузовой автомобиль) под требования части 2 не попадают. Равно как и легковые автомобили.

Виктор-124

В нормативных документах ничего не говорится про гражданство контролера, оно может быть любым. Главное, чтобы человек имел необходимый уровень образования.

Небольшое уточнение.

Уровень образования опредлеляется дипломом. Для Контролера это:

1. диплом о среднем профессиональном образовании по специальности 23.02.03 "Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта" или диплом об образовании не ниже среднего профессионального по специальностям, входящим в укрупненную группу 23.00.00 "Техника и технологии наземного транспорта" - наличие этих дипломов дает возможность не проходить переподготовку.

2. наличие диплома об образовании не ниже среднего профессионального по специальностям, не входящим в укрупненную группу 23.00.00 (хоть повара хоть филолога) - необходима переподготовка.

На практике иностранные дипломы, в т.ч стран СНГ, даже если там будет написано "ТО и ремонт автомобилей" принимаются как документ подтверждающий наличие иного образования, т.е нужна переподготовка.

Вся фишка в том, что надзор 196-ФЗ у ГАИ. Тракторы и погрузчики (за исключением автомобилей погрузчиков) стоят на учёте в Гостехнадзоре. Из 196-го вытекают приказы Минтранса, которые не распространяются на ведомство Гостехнадзора. В тракторной технике такого понятия как обязательные путёвки и предрейсовый контроль ТС не существует. В прошлом году я запрос делал в технадзор. В ответе указали, что их ведомство по положению занимается надзором в своих должностях, и в их нормативке нет указанных понятий и наказаний.

Виктор , все верно.

Иностранный гражданин имеет возможность получить в России образование по специальности 23.02.03 и в этом случае он может работать контролером.

Возможно, можно каким-то образом подтвердить и иностранный диплом на территории России, однако законодательство в этой сфере я подробно не изучал.

Удачи на дорогах!

Добрый день!

Я – Индивидуальный предприниматель, такси, личный автомобиль, без наемных работников. По профессиональным и квалификационным требованиям соответствую должности «Контролер тех. состояния автотранспортных средств». Имею я право самостоятельно проводить предрейсовый контроль своего автомобиля и ставить об этом отметку в путевом листе?

AlZ, Если образование соответствует Приказу 287 и не просрочены документы об обучении - без проблем, и соблюдая все требования приказа 20 и РД-200 по оборудованию места осмотра.

Здравсвуйте, имея высшее образование по специальности "Автомобили и автомобильное хозяйство" с квалификацией инженер, имею ли я право проводить предрейсовый осмортр ТС и ставить отметки в ПЛ?

Алекс , здравствуйте.

К сожалению, мне не удалось найти указанную специальность в общероссийском классификаторе специальностей. Поэтому невозможно сказать, входит ли она в группу 23.00.00.

Могу предположить, что со временем названия специальностей были обновлены. Однако как найти соответствие между "старыми" и "новыми" специальностями мне не известно.

Удачи на дорогах!

Алекс-33, В любом случае (вангую), что с момента окончания учёбы прошло более пяти лет. Тогда снова учиться.

Тимофей-6

Добрый день!

Подскажите, пожалуйста, что кроме диплома об образовании необходимо иметь ИП для проведения предрейсовый техосмотра автомобиля? Нужна ли лицензия на данную деятельность? Есть ли необходимость в оборудованном помещении или наличие какого либо оборудования? Необходимо ли регистрировать диплом (сертификат) о переподготовке или повышении квалификации в каком либо надзорном органе?

Требование повышения квалификации отменили в мае 2018 года (почивший 13/11), как и обязательную аттестацию для контролеров (механиков), так что повышение квалификации сейчас рекомендовано устно (из неясно каких обоснований), но не обязательно. Думаю, что кормушку не упустят, скоро что-то придумают о "жизни" диплома на 3-5 лет.

Алексей-496

подскажите, сколько автомобилей в день может осматривать контролер и каким документом это регламентируется

Алексей , в нормативных документах я не встречал ни ограничений по количеству осматриваемых автомобилей за день, ни ограничений по минимальному времени на каждый автомобиль. То есть сколько успевает, столько и осматривает.

Удачи на дорогах!

Евгений-289

Добрый день!

В статье речь идет о предрейсовом осмотре, а как насчет послерейсового? Он отмечается в путевке, в журнале? (т.к. в шаблоне журнала написано "предрейсовый")

Это делают по инерции. В 2013-м поотменяли 200-й и 27-й приказы Минтранса. После рейса нужно только медика проходить для определённых категорий. Всё остальное - факультативно.

Евгений-272

Откуда у Вас появилась информация о послерейсовом техническом контроле? Закон "" не обязывает его выполнять.

Странный закон...Всегда считал, что основным осмотром т/с должен быть именно послерейсовый осмотр после которого в путевом листе делается отметка (у нас во всяком случае делается) исправный или нет автомобиль приехал на стоянку. И если он ставится на стоянку исправный то "за ночь" на стоянке (образно) он сам по себе сломаться не может почти во всех случаях, за редким исключением незначительных поломок, типа перегоревших лампочек или порванных тормозных шлангов, которые устраняются тут-же, на месте (хотя бывают и более серьезные, но очень редко). Соответственно и выезжать он будет тоже исправным. А вот если автомобиль заезжает на стоянку неисправный, то он должен отправляться в ремонтный бокс для устранения неисправности и предрейсовый контроль как раз и должен проводится для проверки устранённых неисправностей.