Органы судейского сообщества в РФ: понятие, виды, задачи и порядок образования. Органы судейского сообщества в РФ: понятие, виды, задачи и порядок образования Органы судейского сообщества, их функции

Введение

Глава 1 Цели и эволюция органов судейского сообщества в судебной системе 29

1. Органы судейского сообщества как подсистема в единой судебной системе Российской Федерации: роль и элементы 29

2. Условия создания и цели организации и деятельности органов судейского сообщества 57

3. Органы судейского сообщества в России: историко-правовой анализ 75

Глава 2 Правовая природа органов судейского сообщества 102

1. Судейское сообщество как особое профессиональное публично-правовое образование 102

2. Понятие и правовая природа органов судейского сообщества в Российской Федерации 125

3. Судейское самоуправление как вид внутрисистемного обеспечения деятельности судов, его принципы и организационно-правовые формы 145

Глава 3 Теоретические основы организации и деятельности органов судейского сообщества 164

1. Принципы организации и деятельности органов судейского сообщества в Российской Федерации 164 2. Функции органов судейского сообщества: значение, виды, содержание 192

3. Акты органов судейского сообщества как формы выражения их деятельности 235

4. Особенности типов органов судейского сообщества в Российской Федерации и зарубежных странах 275

Глава 4 Органы судейского сообщества, имеющие полномочия общего характера в сфере судейского самоуправления: особенности и направления совершенствования 303

1. Правовое положение съездов (конференций) судей как элементов подсистемы органов судейского сообщества 303 2. Общие собрания судей судов как формы судейского

3. Советы судей: виды, особенности организации и деятельности, проблемы правового регулирования 344

Глава 5 Органы судейского сообщества, обладающие специальными полномочиями по отбору кандидатов в судьи, продвижению судей в карьере и привлечению их к дисциплинарной ответственности 381

1. Экзаменационные комиссии как самостоятельные органы судейского сообщества и субъекты конкурсного отбора кандидатов в судьи 381

2. Квалификационные коллегии судей: правовое регулирование организации и деятельности в контексте международно-правовых стандартов 413

Заключение 460

Список использованной литературы и нормативных правовых актов

Условия создания и цели организации и деятельности органов судейского сообщества

В литературе существуют разные подходы к представлению о судебной системе, что связано с разными целями исследований, уровнями теоретических обобщений, а также несовпадением мировоззренческих, методологических трактовок, обусловленных той или иной фазой исторического развития государственности, юридической науки и судебной практики 1 . Работы, связанные с судебной системой и статусом судей, отличаются высокой степенью дискуссион-ности, при этом, по мнению Е. В. Колесникова, практически все они характеризуются недостаточностью или неполнотой используемых в целях исследования подходов2.

Судебная система рассматривается в разных аспектах. Традиционное понимание судебной системы связывается с системой государственных органов судебной власти, осуществляющих правосудие, учрежденных на основании Конституции Российской Федерации и Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» и организованных на демократических принципах 3 . В наиболее общем виде традиционное понятие судебной системы выражается следующими дефинициями: «Судебная система – совокупность всех судов данного государства»1, «Судебные органы, осуществляющие правосудие, составляют в своей совокупности единую судебную систему»2. Это понимание исторически обусловлено, аргументировано в работах исследователей дореволюционного и советского периода.

В рамках данного подхода, отождествляющего судебную систему и систему судов, современные исследователи выделяют функции, признаки и принципы судебной системы, виды судов, ее образующих, и определяют ее как «совокупность действующих в Российской Федерации судебных органов, образованных в установленном Конституцией РФ порядке, осуществляющих функции судебной власти, объединенных общностью задач, основ построения и организации деятельности, с учетом федеративного и административно-территориального устройства Российской Федерации»3.

Исходя из того, что только государственные органы, образуемые в установленном законом порядке, вправе осуществлять особую государственную деятельность – правосудие, законодательно определены виды судов, составляющие судебную систему Российской Федерации4. В соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» ими являются федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации. Видовое разнообразие составляющих судебную систему судов, имеющих организационные и процедурные отличия, явилось сущностным признаком предложенного определения судебной системы как «сложно организованной системы судебных органов, состоящей из отдельных подсистем»

Помимо традиционного представления о судебной системе высказаны и иные взгляды на ее понимание, выводящие судебную систему за рамки системы учрежденных законом судов.

С точки зрения наличия полномочий по разрешению социально-правовых конфликтов судебная система определяется как совокупность судов разной правовой природы: государственных, негосударственных (третейские, общественные) и межгосударственных2.

В последние годы формируется представление о судебной системе, включающей не только «совокупность судов, но и порядок создания судов, их составов, образования судебных коллегий, основы статуса судей, присяжных и арбитражных заседателей, назначение председателей судов и их заместителей, организацию и деятельность органов судейского сообщества, правовое регулирование организационного обеспечения судов, порядок, особые правила и условия финансирования судов из федерального бюджета»3. По существу, указанное широкое понимание судебной системы отождествляется с понятием «судоустройство», которым охватывается сфера государственной организации системы носителей судебной власти4 и включается большой круг вопросов, подлежащих исключительному ведению Российской Федерации5 (п. «о» ст. 71 Конституции РФ).

Тем самым в юридической литературе высказаны разные мнения относительно правовой природы, понятия, признаков и организационной структуры судебной системы. При этом методика исследования и спектр суждений варьируются достаточно широко: от узко предметных подходов, где судебная система отождествляется с системой судебных органов власти, до широкого понимания судебной системы, куда включаются квазисудебные, межгосударственные органы, предназначенные для разрешения социально-правовых конфликтов, и элементы судоустройства.

Предпринимая попытки определения сложного правового явления, которым является судебная система, необходимо исходить из существования диалектической взаимосвязи между явлением и понятием судебной власти и ее носителем1. Развитие представлений о судебной системе обусловлено этапами формирования судебной власти как ветви государственной власти и теоретико-правового знания о ней. Понятия «судебная власть» и «судебная система» неразрывно связаны и объективно соотносимы, поскольку судебная система выступает носителем государственно-властных полномочий.

Судебная власть, начиная с середины XIX века, трактуется в российской науке в двух основных направлениях: организационном (институциональном) и функциональном. Первое, именуемое организационным, заключается в определении судебной власти через систему судебных органов государства, осуществляющих правосудие, в фактическом отождествлении судебной власти и совокупности судов. По определению И. Я. Фойницкого, судебная власть «образует систему подчиненных закону органов, призванных к применению закона в порядке судебного производ-ства»2.

Понятие и правовая природа органов судейского сообщества в Российской Федерации

Генезис судейского сообщества и его органов напрямую связан с этапами и последовательностью становления судебной власти, правовым оформлением гарантий независимости судей, а также с уровнем и сложностью стоящих перед судебной властью задач. Органы судейского сообщества рассматриваются в контексте эволюции судебной власти.

В российской истории возникновения и развития органов судейского сообщества выделяется несколько этапов: первый этап (период с 1864 года по октябрь 1917 года) – предыстория возникновения органов судейского сообщества, характеризуется оформлением судейского самоуправления и закреплением статуса общего собрания судей судебных мест в качестве его формы; второй этап (период с 1989 по 1992 год) – учреждение Законом СССР «О статусе судей в СССР» от 4 августа 1989 г. коллективных профессиональных образований судей, являвшихся гарантиями судейской независимости и ставших прообразами современных органов судейского сообщества; третий этап (с 1992 по 2002 год) – формационный – период легального закрепления термина «органы судейского сообщества», создания сложноустроенной системы органов судейского сообщества, начинается с принятия Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» от 26 июня 1992 г.; четвертый этап (с 2002 года по настоящее время) – адаптационный, характеризуется системным оформлением институциональных основ судейского сообщества и его органов, комплексным законодательным закреплением правового положения органов судейского сообщества и процедур реализации ими государственно-властных полномочий, имплементацией международно-правовых стандартов организации независимых судейских советов, начинается с принятия Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» 2002 г.

Критерием выделения данных этапов явились законодательно определенные формы судейского самоуправления. Временные границы этапов определяются сроками действия базовых для хронологической дефиниции органов судейского сообщества нормативных правовых актов.

Судебная реформа 1864 года заняла заметное место в национальной истории в силу качества тех преобразований, которые были реализованы в сфере юстиции. В период судебной реформы 1864 года получает развитие идея судебной власти, на ее основе провозглашаются и осуществляются многие демократические принципы, среди которых отделение суда от администрации, принцип независимости и несменяемости судей1. Отделение судебной власти от исполнительной, административной и законодательной С. И. Зарудный, один из создателей законов о судебной реформе 1864 года, правомерно назвал в числе основных принципов реформы2.

Эти законы в корне изменили судебную систему страны и ее процессуальное право. Судебная власть отделялась от власти исполнительной. Это позволило известному публицисту того времени М. Н. Каткову прямо сказать по этому поводу, что судебная реформа по своей сути была не столько реформой, сколько созданием судебной власти, так как ранее суды в России были лишь придатком администрации3. Одним из достижений реформы и вместе с тем элементом системы гарантий независимости судей следует считать введение судебного управления, понимаемого в смысле принадлежности управления самим судам. По мнению М. А. Чельцова-Бебутова, судебные Уставы 1864 года впервые в истории русского суда отделили суд от административных органов в сфере судебного управления. Автор полагает, что в утвержденном 20 ноября 1864 года Учреждении судебных установлений провозглашается принадлежность судебного управления самим судебным местам в круге ведомства каждого из них1. Достаточно большой круг внут-риорганизационных вопросов согласно Учреждению судебных установлений был отнесен к ведению самого суда, что требовало участия всех судей в их обсуждении методом самоуправления. Тем самым оформилось судейское самоуправление в отношении ряда организационных вопросов и первыми его формами стали общие собрания судебных мест.

Для обеспечения подлинной независимости судейского убеждения установлено, что судьи отвечают за неправильные действия только перед судебной властью (ст. 261–296 Учреждения судебных установлений) 2 . Этой же цели должно было служить правило об участии судов в замещении судебных вакансий. При открытии вакансии члена окружного суда или судебной палаты созывалось общее собрание членов данного судебного учреждения, которое после обсуждения (с участием прокурора) кандидатур лиц, удовлетворяющих общим условиям для назначения на соответствующую должность, избирало одного из кандидатов (ст. 213–215 Учреждения судебных установлений)3.

Анализ исторического опыта подтверждает, что судейское самоуправление в России появляется и закрепляется как следствие признания самостоятельности судебной власти и ее полноты, простирающейся и на область судебного управления. Хотя выражение «судейское самоуправление» в законодательстве середины XIX века не использовалось, однако термин «управление судебными местами» нашел отражение в Судебных уставах. Формой судейского самоуправления явились общие собрания судей судебных мест, наделенные рядом значимых полномочий по участию в замещении кадров, привлечении судей к дисциплинарной ответственности, решению внутриорганизационных вопросов деятельности суда.

С приходом в октябре 1917 года к власти большевиков и принятием Декрета о суде № 1 1 п рои зошло р азрушение суд ебно й органи зации, существо вавшей в Российской империи. В советской модели управления судами формы самоуправления судей в сферах отбора кандидатов в судьи, их карьерного продвижения, организации работы судов не существовали (за исключением формирования вышестоящих судов в первые годы советской власти, где избрание судей осуществлялось на съездах (общих собраниях) самими судьями). По этой причине термины «судейское сообщество», «органы судейского сообщества» не были известны российскому законодательству советского периода. Вместе с тем в советский период были подготовлены условия, в силу которых в Российской Федерации сложился внутрисистемный тип обеспечения судов, характеризующийся тем, что вся полнота функции по обеспечению судов постепенно передается от органов юстиции в саму судебную систему и формируется уникальная, не известная другим правопорядкам модель органов судейского сообщества, наделенных исключительными государственно-властными полномочиями в организационно-административной сфере судебной власти.

Акты органов судейского сообщества как формы выражения их деятельности

С учетом приводимых авторами аргументов охарактеризуем указанные позиции. А) Органы судейского сообщества есть органы государственной власти с особым статусом. Рассматривая правовую природу органов судейского сообщества, отдельные исследователи приходят к выводу о причислении их к органам государственной власти. Так, О. В. Романовская, анализируя правовую природу квалификационных коллегий судей, выстраивает рассуждения в двух направлениях: - квалификационные коллегии - органы судебной власти, реализующие ее как таковую, но только в специфических для них формах; - квалификационные коллегии - органы государственной власти с особым статусом.

В основе рассуждений автора - вывод о наличии у квалификационных коллегий дисциплинарной власти по отношению к судьям, наличие властеотношений, которые имеют специфичный характер. По мнению исследователя, поскольку судья не подчинен в административном порядке коллегии, он самостоятелен при осуществлении правосудия, «административная власть не будет полностью административной, нося комбинированный характер, но элемент принуждения (а не подчинения) обусловливает тезис о наличии административно-правового элемента»1. Автор, более склоняясь к пониманию квалификационных коллегий и экзаменационных комиссий 2 как органов государственной власти с особым статусом, предлагает скорректировать их законодательное регулирование, в результате чего «они должны утратить свое отнесение к органам судейского сообщества»3.

Л. Н. Пугина, рассматривая природу органов судейского сообщества в контексте президентской власти, понимает их как органы, осуществляющие реализацию полномочий Президента Российской Федерации. По ее мнению, органы судейского сообщества относятся к обеспечивающим и экспертно-консультативным субъектам, принимающим участие в реализации полномочий Президента Российской Федерации по назначению судей4.

По мнению Р. С. Абдулина, органы судейского сообщества есть органы публичной власти5. Б) Органы судейского сообщества – общественные некоммерческие организации. По мнению Е. А. Григорьевой, Е. А. Злобиной, авторов Комментария к Федеральному закону от 14 марта 2002 г. № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации»6, судейское сообщество есть «совокупность самостоятельных объединений судей Российской Федерации, создаваемых ими с целью решения отдельных задач реализации судебной власти» (комментарий к ст. 1). Комментируя нормы ст. 9 указанного закона, авторы пишут: «Органы судейского сообщества, с одной стороны, обладают признаками, свойственными специализированным общественным организациям – профсоюзам, как объединениям пред ставителей однородных групп профессий и отраслей деятельности, а с другой, – схожи с органами управления хозяйственного общества по объему полномочий и порядку их реализации»1. Тем самым, органы судейского сообщества рассматриваются исключительно в плоскости общественной природы, с применением методологии анализа юридического лица частного права.

Подобной позиции придерживается Б. В. Сангаджиев, по мнению которого судейское сообщество представляет собой некоммерческую организацию ocoбoй opганизациoннo-пpавoвoй фopмы2.

Анализируя правовой статус саморегулируемых организаций как некоммерческих юридических лиц частного права, С. А. Зинченко и В. В. Галов отмечают, что «понятие «саморегулируемая организация нередко используется в очень широком значении: к ним причисляют ассоциации (союзы), некоммерческие партнерства, нотариальные палаты, адвокатские палаты, органы судейского сообщества и др.»3.

Органы судейского сообщества - органы самоуправляющегося сообщества судей, формируемые этим сообществом для выражения интересов судей, и осуществляющие возложенные на них федеральным законом полномочия по внутрисистемному управлению судами в целях обеспечения независимости судов и судей. Они являются органами негосударственного, публичного образования судей. Судейское сообщество образуют судьи федеральных судов всех видов и уровней, судьи судов S’, составляющих судебную систему.

Основные функции:

Содействие в совершенствовании судебной системы и судопроизводства;

Защита прав и законных интересов судей;

Участие в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности;

3. Основные правовые нормативные акты, регламентирующие деятельность ПО.

По – это такие государственные органы и общественные организации, которые на основе закона, в установленном им порядке призваны обеспечивать законность и правопорядок, защиту прав и интересов граждан, трудовых коллективов, общества и государства, предупреждать и пресекать правонарушения, применять меры государственного принуждения или общественного воздействия к лицам, нарушившим законность и правопорядок.

Система нормативных правовых актов ПО – это система строгого подчинения законов по их юридической силе.

Конституция

Федеральные конституционные законы

Федеральные законы

Основы законодательства

Нормативные указы Президента РФ

Нормативные акты правительства РФ

Нормативные правовые акты федерального уровня

4. Структура Верховного суда РФ и его полномочия. Порядок формирования судебных коллегий В.с.РФ их состав и полномочия.

Верховный суд РФ – вышестоящий по отношении к судам S’, является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным делам.

Осн. структурные подразделения: Пленум, в состав которого входят: Председатель ВС, его заместители и все члены ВС, Ген. прокурор; Пленум дает разъяснения по вопросам применения правовых норм; Президиум, состоящий из 13 судей, в числе которых Председатель, заместитель, наиболее квалифицированные судьи; в задачу Президиума входит рассмотрение дел в порядке надзора по протестам и решение вопросов о возобновлении уголовных и гражданских дел по вновь открывшимся обстоятельствам; судебная коллегия по гражданским делам; судебная коллегия по уголовным делам, в составе которой имеется кассационная палата; военная коллегия. Все коллегии утверждаются Президиумом ВС РФ.

Судебный департамент при Верховном суде РФ – федеральный государственный орган. Его задачи: организационное обеспечение деятельности Верховных судов субъектов РФ, всех судов, вплоть до районных, а также финансирование мировых судей. Осуществляет мероприятия кадрового, финансового, и материально-технического обеспечения. Руководитель департамента – ген. директор – назначается и освобождается от должности Председателем ВС РФ с согласия Совета судей РФ. Ген. директор департамента представляет интересы в Правительстве РФ, а также принимает участие в обсуждении федерального бюджета в Федерального собрании РФ. В субъектах РФ имеются управления (отделы) суд. департамента.



5. Общие понятие статуса судей и нормативные акты, регламентирующие статус судей.

Закон РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в РФ». ст. 119 (возрастной и образовательный ценз для судей). ст.120,121,122,124 (правовые гарантии, обеспечивающие осуществление судьями судебной власти). ст. 128 (ч.1-2) (порядок назначения судей различных судов). Ч. 3 ст. 128 (остальные полномочия устанавливается иными нормативными актами).

Закон определяющий статус судей Судьи являются носителями суд. власти. Суд. власть в России принадлежит только судам в лице судьи и привлекаемых в установленных законом случаях, к осуществлению правосудья представителей народа. Все судьи в России обладают единым статусом. Все судьи в России обладают единым статусом.

6. Нотариальные палаты. Федеральная палата их задача и компетенция.

Нотариат – это система органов, на которые возложено удостоверение сделок, оформление наследственных прав и совершение других действий, направленных на юридическое закрепление прав граждан и юридических лиц и предупреждение их возможного нарушения в дальнейшем.

Нотариальные палаты образуются в субъектах РФ и представляют собой профессиональные объединения, основанные на обязательном членстве нотариусов, занимающихся частной практикой. Они создаются в каждом субъекте РФ и организуют свою деятельность на началах самоуправления.

Нотариальная палата может осуществлять предпринимательскую деятельность постольку, поскольку это необходимо для выполнения ее уставных задач. Имущество нотариальной палаты не облагается налогом на имущество предприятий. Устав палаты принимается собранием членов и регистрируется в порядке, установленном для регистрации уставов общественныхобъединений.

Правомочия нотариальной палаты:

– представляет и защищает интересы нотариусов, оказывает им помощь и содействие в развитии частной нотариальной деятельности;

– организует стажировку лиц, претендующих на должность нотариуса, и повышение профессиональной подготовки нотариусов;

– возмещает затраты на экспертизы, назначенные судом по делам, связанным с деятельностью нотариусов;

– организует страхование нотариальной деятельности. Законодательством субъектов РФ могут быть предусмотрены дополнительные полномочия нотариальной палаты.

Федеральная нотариальная палата – высшее звено системы нотариата, представляющее собой профессиональное объединение нотариальных палат субъектов РФ, основанное на их обязательном членстве. Федеральная нотариальная палата является юридическим лицом и организует свою деятельность на принципах самоуправления.

7. Формы адвокатских образований: коллегии адвокатов, адвокатское бюро, адвокатский кабинет, юридическая консультация.

Все адвокатские образования являются некоммерческими организациями. Коллегия адвокатов – это негосударственная, независимая, самоуправляемая и самоконтролируемая организация профессиональных юристов, добровольно объединившихся в целях оказания квалифицированной юридической помощи физическим и юридическим лицам.Коллегия адвокатов действует на основании устава и учредительного договора, вправе создавать филиалы на всей территории РФ, а также на территории иностранного государства, если это предусмотрено законодательством данного иностранного государства.

Адвокатское бюро – форма взаимоотношений некоммерческого партнерства между адвокатами-партнерами, обязавшимися соединить свои усилия для оказания юридической помощи от имени всех партнеров. Адвокаты заключают между собой партнерский договор(срок его действия, порядок принятия партнерами решений; порядок избрания управляющего партнера и его компетенция; иные существенные условия). Ведение общих дел адвокатского бюро осуществляется управляющим партнером. Адвокатское бюро может быть преобразовано только в коллегию адвокатов.

Адвокатский кабинет – это присутственное место адвоката, принявшего решение осуществлять адвокатскую деятельность индивидуально. Адвокатский кабинет не является юридическим лицом.

Два и более адвоката вправе учредить коллегию адвокатов и адвокатское бюро.

Юридическая консультация – коллектив адвокатов, учреждаемый адвокатской палатой для организации работы по оказанию юридической помощи населению и обеспечения его доступа к правосудию. Инициаторами создания консультации выступают органы государственной власти соответствующего S’ РФ, в том случае, если на территории одного судебного района общее число адвокатов во всех адвокатских образованиях, расположенных на территории данного судебного района, составляет менее двух на одного федерального судью.

Вопросы создания, реорганизации, преобразования, ликвидации и деятельности юридической консультации наряду с Законом об адвокатуре регулируются ГК, Федеральным законом «О некоммерческих организациях».

Адвокатские образования обеспечиваются собственными средствами, образуемыми из сумм, получаемых за оказание юридической помощи физическим и юридическим лицам.

Мировые судьи являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

Рассматривает дела в качестве суда первой инстанции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, принятых им в первой инстанции и вступивших в юридическую силу. М.с. рассматривает в первой инстанции:

1) уголовные дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено максимальное наказание, не превышающее двух лет лишения свободы;

2) дела о выдаче судебного приказа;

3) дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;

4) дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества;

5) иные дела, возникающие из семейно-правовых отношений, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), установлении отцовства, о лишении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка;

6) дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей пятисот минимальных размеров оплаты труда, установленных законом на момент подачи заявления;

7) дела, возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе;

8) дела об определении порядка пользования земельными участками, строениями и другим недвижимым имуществом;

9) дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

М.с. осуществляет рассмотрение дел единолично. М.с. назначаются на должность законодательным органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации. (срок – 5 лет).

Районный суд рассматривает все гражданские и уголовные дела, за исключением дел, отнесенных к ведению др.судов. может рассматривать дела об административных правонарушениях. Изучает и обобщает суд.практику, оказывает правовую помощь товарищеским судам. Районный суд является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района. Районный суд создается и упраздняется только федеральным законом РФ.

Арбитражные суды субьектов РФ. В состав президиума арбитражного суда субъекта Российской Федерации входят председатель этого суда; его заместители; председатели судебных составов; судьи, введенные в состав президиума и утвержденные Пленумом Высшего Арбитражного Суда РФ по представлению председателя арбитражного суда субъекта Российской Федерации.

рассматривает в первой инстанции все дела, подведомственные арбитражным судам, за исключением дел, отнесенных к компетенции Высшего Арбитражного Суда РФ;

рассматривает в апелляционной инстанции дела, рассмотренные в этом суде в первой инстанции;

пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;

изучает и обобщает судебную практику;

подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов;

обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в любой инстанции, анализирует судебную статистику.

9. оперативно розыскная деятельность как вид правоохранительной деятельности, органы, ее осуществление, права и обязанности, принципы

Оперативно-розыскная деятельность (ОРД) – вид государственной правоохранительной деятельности, направленной на предотвращение преступлений против человека, гражданина и его собственности: ОВД, ФСБ, органы налоговой полиции, гос.охраны, пограниной службы, таможенных органов, внешняя разведка

оперативно-розыскные мероприятия: сбор доказательств, проведение суд.экспертизы, следственных мероприятий, надлежащее оформление

Основания: 1.Наличие возбужденного уголовного дела.

2. Ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о преступлениях

3. Поручения следователя, руководителя следственного органа, органа дознания или определения суда по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлении, находящимся в их производстве.

4. Запросы других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, по основаниям, указанным в настоящей статье.

5. Постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц, осуществляемых уполномоченными на то государственными органами в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

6. Запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации. Обязанности:

1. Конституционная защита прав и свобод граждан и общ-ва в целом

2. Исполнять в письменной форме органа дознания, следователя, указания прокурора и решения суда о проведении оперативно-розыскных мероприятий по уголовным делам, принятым ими к производству.

3. Выполнять запросы международных правоохранительных организаций, правоохранительных органов и специальных служб иностранных государств.

4. Информировать другие органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность на территории Российской Федерации, о ставших им известными фактах противоправной деятельности, относящихся к компетенции этих органов, и оказывать этим органам необходимую помощь.

5. Соблюдать правила конспирации при осуществлении оперативно-розыскной деятельности.

1. Проводить оперативно-розыскные мероприятия, перечисленные в статье 6 настоящего Федерального закона, производить при их проведении изъятие предметов, материалов и сообщений, а также прерывать предоставление услуг связи в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью лица, а также угрозы государственной военной экономической или экологической безопасности Российской Федерации.

2.устанавливать связь с «информаторами».

3. Использовать в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий по договору или устному соглашению служебные помещения, имущество предприятий, учреждений, организаций, воинских частей, а также жилые и нежилые помещения, транспортные средства и иное имущество частных лиц.

4. Использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие личность должностных лиц, ведомственную принадлежность предприятий, учреждений, организаций, подразделений, помещений и транспортных средств органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также личность граждан, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе.

5. Создавать в установленном законодательством Российской Федерации порядке предприятия, учреждения, организации и подразделения, необходимые для решения задач, предусмотренных в ФЗ

Законные требования должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, обязательны для исполнения физическими и юридическими лицами, к которым такие требования предъявлены.

Неисполнение законных требований должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность либо воспрепятствование ее законному осуществлению влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации

10. Общая характеристика направлений деятельности прокуратуры, их цели, задачи.

В соответствии со ст. 129 Конституции РФ и Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура РФ – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов, действующих на территории страны, а также выполняющих иные функции, установленные федеральным законом. Цель: обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защита прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства. Исходя из этого под прокурорским надзором можно понимать осуществляемую от имени государства деятельность специально уполномоченных должностных лиц - прокуроров по обеспечению точного исполнения и единообразного применения Конституции РФ и законов путем своевременного выявления и принятия мер к устранению их нарушений, привлечения виновных к ответственности. Задачи:

Надзор за исполнением законов государственных органов, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина государственными органами, коммерческими организаций;

надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

надзор за исполнением законов судебными приставами;

Уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством;

Координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

основная цель: стража (охрана) основ государственного строя и целостности Российской федерации, прав и свобод ее граждан, законных интересов юридических лиц.

11 вопрос. Состав, структура и основные полномочия Высшего Арбитражного суда РФ.

ВАС высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами. осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. ВАС РФ:

– рассматривает в первой инстанции дела о признании недействительными ненормативных актов, не соответствующих закону и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан;

– разрешает экономические споры между РФ и ее субъектами, а также между субъектами РФ;

– рассматривает дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, решения по которым, принятые арбитражными судами любого уровня, вошли в законную силу;

ВАС принимает меры по кадровому, организационному, материально-техническому и иным видам обеспечения; разрабатывает предложения по совершенствованию законов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; решает в пределах своей компетенции вопросы, вытекающие из международных договоров России.

Пленум ВАС решает важнейшие вопросы деятельности арбитражных судов:

– дает разъяснения по вопросам судебной практики;

– решает вопросы о выступлении с законодательной инициативой и об обращении в Конституционный Суд РФ о проверке конституционности законов;

– утверждает по представлению Председателя членов судебных коллегий и председателей судебных составов ВАС, а по представлению председателей федеральных арбитражных судов округов и арбитражных судов субъектов РФ – судей, входящих в состав президиумов соответствующих судов.

В полномочия Президиума ВАС - рассмотрение конкретных арбитражных дел.

судебные коллегия ВАС – рассмотрение дел по первой инстанции, разработка предложений по совершенствованию законов и иных нормативных актов, анализ судебной статистики, осуществление иных полномочий, предусмотренных регламентом арбитражных судов.

Совет председателей арбитражных судов при ВАС - совещательный орган, рассматривает вопросы организационной, кадровой и финансовой деятельности арбитражных судов.

12 . Общие понятие судебной системы и её современная структура в РФ.

СУДЕБНАЯ СИСТЕМА - совокупность всех судов данного государства. В РФ устанавливается Конституцией РФ и ФКЗ. Суды РФ: суды общей компетенции и военные суды, арбитражные суды и конституционные (уставные) суды, мировые судьи субъектов РФ. Высшие судебные органы РФ Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и Конституционный Суд РФ.

Судебная система. Правовая основа: Конституция РФ (ст. 125-128) и ФКЗ от 31.12.96 г. «О судебной системе Российской Федерации».

Основополагающий принцип организации судебной системы - единство (ст. 3 Закона о судебной системе). Единство судебной системы РФ обеспечивается путем:

1) установления судебной системы РФ Конституцией РФ и Законом о судебной системе;

2) соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;

3) применения всеми судами законов, действующих на территории РФ.;

4) признания обязательности исполнения на всей территории РФ судебных постановлений, вступивших в законную силу;

5) законодательного закрепления единства статуса судей;

6) финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

Система федеральных судов:

1) Конституционный Суд РФ - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства;

2) федеральные суды общей юрисдикции:

а) Верховный Суд РФ - высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Верховный Суд является непосредственно вышестоящей инстанцией по отношению к судам субъектов РФ

б) верховные суды субъектов РФ. Они являются вышестоящей инстанцией по отношению к районным судами соответствующих субъектов Федерации;

в) районные суды. Районный суд вышестоящая инстанция по отношению к мировым судьям

г) военные суды

д) специализированные суды по рассмотрению гражданских и административных дел. Данные суды учреждаются путем внесения изменений и дополнений в Закон о судебной системе;

3) федеральные арбитражные суды:

а) Высший Арбитражный Суд РФ - высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами. Высший Арбитражный Суд вышестоящая станция по отношению к федеральным арбитражным судам округов и арбитражным судам субъектов РФ;

б) федеральные арбитражные суды округов действуют на территориях соответствующих судебных округов. Федеральные арбитражные суды округов являются нестоящей инстанцией по отношению к арбитражным судам субъектов РФ;

в) арбитражные суды субъектов Российской Федерации образуются в каждом субъекте Федерации и являются основным звеном системы арбитражных судов.

Судами субъекта Российской Федерации являются:

1) конституционный (уставный) суд субъекта РФ может создаться для толкования конституции (устава) субъекта РФ. Решение конституционного (уставного) суда субъекта РФ, принятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено иным судом;

2) мировые судьи рассматривают гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции.

13. Федеральные суды, общие юрисдикции и их характеристика.

Все суды подразделяются на федеральные и суды субъектов РФ. Порядок образования и деятельности федеральных судов устанавливается на основе Конституции РФ федеральными конституционными законами.

Федеральные суды разделяются на три подсистемы. Конституционный Суд РФ выполняет функции высшего органа судебной власти по защите основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, обеспечению верховенства и прямого действия Конституции на всей территории государства. Конституционный Суд выполняет судопроизводство самостоятельно, независимо от иных государственных структур и других подсистем судебной власти.

Суды общей юрисдикции Российской Федерации, возглавляемые Верховным Судом РФ, включают федеральные суды в субъектах рФ и военные суды.

К федеральным судам в субъектах РФ относятся: верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды.

Систему военных судов составляют окружные (флотские) военные суды и гарнизонные военные суды. Их состав, компетенция, порядок образования, полномочия должностных лиц определяются Законом о военных судах. Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» предусматривает создание специализированных федеральных судов общей юрисдикции по рассмотрению гражданских и административных дел.

Арбитражные суды

Они разрешают экономические споры, возникающие из гражданских, административных и иных правоотношений.

Высший Арбитражный Суд РФ

является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. В состав Высшего арбитражного суда входит Пленум.

Федеральные арбитражные суды округов

Осуществляют проверку решений, принятых арбитражными судами субъектов РФ и арбитражными апелляционными судами, входящими в данный округ. Арбитражные апелляционные суды

проверяет законность судебных актов, рассматривает апелляционные дела, изучает и обобщает судебную практику, подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, анализирует судебную статистику.

Арбитражные суды субъектов

Рассматривают и разрешают споры между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, а также между ними и государственными органами по вопросам гражданского и административного судопроизводства; рассматривают дела, возникающие из экономических и иных предусмотренных законом правоотношений в качестве суда первой инстанции.

15 вопрос. Дознание, органы дознания, основные полномочия. Виды дознания.

Дознание – это собирание официальными органами сведений об определенном обстоятельстве или факте или же собирание доказательств такого факта. Расследование в форме дознания осуществляют дознаватели (следователи) органов внутренних дел, органов ФСБ, Госнаркоконтроля России, Службы судебных приставов, таможенных органов, органов гос. противопожарной службы.

Государственные органы и должностные лица, уполномоченные законом производить дознание и имеющие другие процессуальные полномочия, именуются органами дознания.

Полномочия

– быстрое и полное раскрытие преступлений;

– изобличение виновных;

– обеспечение правильного применения закона с тем.

Виды дознания: дела, по которым дознание обязательно, и по которым оно не обязательно.

16. Понятие предварительного расследования формы. Должностные лица осущ. его и их полномочия.

Предварительное следствие – выяснение следователем совокупности обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного разрешения уголовного дела.

Систему органов предварительного следствия составляют следственные подразделения прокуратуры, органов внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности, органов Госнаркоконтроля России. В исключительных случаях следствие могут осуществлять начальники следственных отделов и иных подобных им подразделений, прокуроры.

Независимо от ведомственной принадлежности все следователи имеют одинаковые процессуальные права, ведут предварительное следствие в одном и том же процессуальном порядке; надзор за исполнением ими законов осуществляется в одинаковом объеме. Ч. 1 ст. 150 УПК РФ определяется, что предварительное расследование производится в одной из двух форм - предварительного следствия или дознания. Дознание имеет упрощенную по сравнению с предварительным следствием процедуру и применяется для менее тяжких преступлений.

17 вопрос. Правовой статус нотариуса. Виды ответственности нотариуса.

17. Правовой статус нотариуса. Виды ответственности нотариуса.

Нотариус - лицо, спец. уполномоченное на совершение нотариальных действий(оформление гражданско-правовых сделок).

Нотариус: высшее юр.образование, прохождение стажировки в гос. нотариальой конторе, стаж по юр. специальности- 3 года, прохождение квалифицированного экзамена, наличие лицензии.

Правовой статус: Основы законодательства, ГК, Налоговый кодекс.

Ответственность: для гос. нотариусов дисциплинарная ответственность по Трудовому кодексу. Вред возмещается из казны гос-ва; для частных - возмещают ущерб самостоятельно.

18 вопрос. Порядок формирования и состав районного суда. Полномочия районного суда.

Районный суд является основным звеном гражданских судов. Это обусловлено прежде всего его широкой компетенцией по осуществлению правосудия, а также тем объемом работы, который фактически им выполняется.

Ежегодно суды всех уровней рассматривают и соответствующим образом разрешают несколько миллионов уголовных и гражданских дел, материалов об административных правонарушениях. На долю гражданских судов основного звена приходится подавляющее большинство таких дел, все материалы об административных правонарушениях, подведомственных судам, материалы по решению вопроса о заключении под стражу, а также дела по жалобам на законность и обоснованность деятельности следователей, прокуроров и лиц, проводящим дознание. Они не рассматривают лишь те уголовные и гражданские дела, которые в соответствии с законом относятся к ведению других судов (краевых, областных, военных).

  • 4.Понятие судебной власти и система органов, осуществляющих ее.
  • 5.Понятие правосудия.
  • 6.Понятие принципов правосудия, их система.
  • 7.Осуществление правосудия только судом.
  • 8.Осуществление правосудия в точном соответствии с законом.
  • 9.Независимость судей и подчинение их только закону.
  • 10.Порядок наделения судей полномочиями. Приостановление и прекращение полномочий судей.
  • 11.Требования, предъявляемые к кандидатам в судьи.
  • 12.Неприкосновенность судей, присяжных и арбитражных заседателей, гарантии неприкосновенности.
  • Фз от 20.08.04 г. "о присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в рф". Ст. 12. Гарантии независимости и неприкосновенности присяжного заседателя
  • Федеральный закон от 30.05.01г. "Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов рф" Ст. 7. Гарантии независимости и неприкосновенности арбитражных заседателей
  • 13.Право граждан на судебную защиту.
  • 14.Презумпция невиновности.
  • 15.Обеспечение подозреваемому, обвиняемому, подсудимому права на защиту.
  • 16.Национальный язык судопроизводства.
  • 17.Гласность судебного разбирательства.
  • 18.Состязательность при рассмотрении судебных дел. Равенство сторон.
  • 19.Понятие судебной системы рф. Признаки судебной системы.
  • 21.Конституционный суд рф: задачи, принципы организации и деятельности.
  • 22.Высший Арбитражный Суд рф: структура и компетенция.
  • 23.Федеральные арбитр. Суды округов: порядок образования, структура, полномочия.
  • 24.Арбитражные Суды субъектов рф: порядок образования, структура, полномочия.
  • 25.Понятия «звено судебной системы» и «судебная инстанция».
  • 26.Понятие суда 1ой инстанции: суды рассматривающие дела в первой инстанции.
  • 27.Понятие суда 2й (кассационной) инстанции: суды рассматр. Дела во 2й инст-ции
  • 28.Понятие суда апел-ной инст-ции: суды рассматр. Дела в апел-ной инст-ции.
  • 29.Понятие суда надзорной инст-ции: суды рассматр-щие дела в надзорн. Инст-ции.
  • 30.Верховный Суд рф: его полномочия и структура.
  • 31.Суды субъектов рф: мировые судьи, конституционные (уставные) суды.
  • 32.Районный суд: порядок образования, состав, полномочия.
  • 33.Статус судей, присяжных и арбитражных заседателей.
  • 34.Организационное обеспечение деятельности судов, отличие его от судебного надзора.
  • 35.Судебный департамент при Верховном Суде рф и его функции.
  • 36.Федеральная служба по незаконному обороту наркотических и психотропных веществ: задачи и компетенция.
  • 37.Служба судебных приставов: система, состав, полномочия.
  • 38.Органы судейского сообщества, их функции.
  • 39.Понятие прокурорского надзора. Задачи прокуратуры.
  • 40. Понятие и виды отраслей прокурорского надзора
  • 41.Протест, представление, постановление, предостережение прокурора как акты прокурорского надзора(средства реагирования)
  • 38.Органы судейского сообщества, их функции.

    Органы судейского сообщества – это Судейское сообщество РФ судьи федеральных судов всех видов и уровней, судьи судов субъектов РФ, составляющих судебную систему РФ. (Об органах судейского сообщества в РФ: ФЗ от 14.03.2002 В ред. от 05.04.2005.-Ст. 1)

    Ст. 3. Органы судейского сообщества: Органы судейского сообщества формируются и действуют в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами для выражения интересов судей как носителей судебной власти. Органами судейского сообщества в РФ являются (Всероссийский съезд судей; конференции судей субъектов РФ; Совет судей РФ; советы судей субъектов РФ; общие собрания судей судов; Высшая квалификационная коллегия судей РФ; квалификационные коллегии судей субъектов РФ.). Деятельность органов судейского сообщества регулируется актами (регламентами, положениями), принимаемыми этими органами.

    Ст. 4. Основными задачами органов судейского сообщества являются: содействие в совершенствовании судебной системы и судопроизводства; защита прав и законных интересов судей; участие в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности; утверждение авторитета судебной власти, обеспечение выполнения судьями требований, предъявляемых кодексом судейской этики.

    Статья 10. Полномочия советов судей

    1. Совет судей РФ: созывает Всероссийский съезд судей; дает согласие на назначение на должность и освобождение от должности Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде РФ и заслушивает его годовые отчеты об организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности; избирает судей в состав Высшей квалификационной коллегии судей РФ вместо выбывших в период между съездами; изучает, обобщает и распространяет опыт работы органов судейского сообщества, разрабатывает рекомендации по совершенствованию их деятельности; определяет порядок участия судей гарнизонных военных судов, действующих за пределами РФ, в работе органов судейского сообщества субъектов РФ; осуществляет иные полномочия, отнесенные к его ведению федеральными законами.

    2. Представители Совета судей РФ вправе участвовать в обсуждении проекта федерального закона о федеральном бюджете в Федеральном Собрании РФ.

    3. Совет судей РФ, а также иные органы судейского сообщества в пределах своей компетенции осуществляют прямые связи с органами судейского сообщества и профессиональными объединениями (ассоциациями) судей других государств, с международными организациями, а также со средствами массовой информации.

    4. Советы судей субъектов РФ: рассматривают в период между конференциями судей все вопросы, отнесенные к компетенции конференций судей, за исключением избрания квалификационных коллегий судей субъектов РФ и заслушивания их отчетов; созывают конференции судей; избирают судей в состав квалификационных коллегий судей соответствующих субъектов РФ вместо выбывших в период между конференциями судей.

    5. Совет судей РФ и советы судей субъектов РФ могут осуществлять свои полномочия, если их составы сформированы не менее чем на 2/3.

    В соответствии с положениями ст. 29 Закона о судебной системе для выражения интересов судей как носителей судебной власти формируются органы судейского сообщества. Высшим органом судейского сообщества является Всероссийский съезд судей, который формирует Совет судей РФ и Высшую квалификационную коллегию судей РФ. Компетенция и порядок образования органов судейского сообщества устанавливаются Законом об органах судейского сообщества и Положением о порядке работы квалификационных коллегий судей, утвержденным Высшей квалификационной коллегией судей РФ 22.03.2007.

    Судейское сообщество в Российской Федерации образуют судьи федеральных судов всех видов и уровней, судьи судов субъектов РФ, составляющих судебную систему РФ. Судьи федеральных судов и судов субъектов РФ являются членами судейского сообщества с момента принесения ими присяги судьи и до момента вступления в силу решения о прекращении полномочий судьи, за исключением случаев прекращения полномочий в связи с почетным уходом или почетным удалением судьи в отставку. Судья, пребывающий в отставке, сохраняет свою принадлежность к судейскому сообществу до прекращения отставки и может привлекаться с его согласия к работе в органах судейского сообщества.

    Органами судейского сообщества в РФ являются:

    • - Всероссийский съезд судей;
    • - конференции судей субъектов РФ;
    • - Совет судей РФ;
    • - советы судей субъектов РФ;
    • - общие собрания судей судов;
    • - Высшая квалификационная коллегия судей РФ;
    • - квалификационные коллегии судей субъектов РФ.

    Органы судейского сообщества призваны выполнять следующие задачи:

    • - содействие в совершенствовании судебной системы и судопроизводства;
    • - защита прав и законных интересов судей;
    • - участие в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности;
    • - утверждение авторитета судебной власти;
    • - обеспечение выполнения судьями требований, предъявляемых кодексом судейской этики.

    Всероссийский съезд судей является высшим органом судейского сообщества. Съезд правомочен принимать решения по всем вопросам, относящимся к деятельности судейского сообщества, за исключением тех, которые относятся к полномочиям квалификационных коллегий судей. Он также правомочен утверждать кодекс судейской этики и акты, регулирующие деятельность судейского сообщества. Решения съезда принимаются простым большинством голосов, если съездом не устанавливается иной порядок принятия решений. Делегаты съезда избираются по нормам представительства, установленным федеральным законодательством.

    Съезд созывается один раз в четыре года Советом судей РФ. Внеочередной съезд должен быть созван, если решение об этом принято конференциями судей не менее чем в половине субъектов РФ. Съезд считается правомочным, если в его работе принимают участие более половины избранных делегатов. Председательствует на съезде председатель Совета судей РФ.

    Конференции судей субъектов РФ представляют судей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области и судов автономных округов, арбитражных судов субъектов РФ, конституционных (уставных) судов субъектов РФ, а также мировых судей, судей районных судов и гарнизонных военных судов, действующих на территориях соответствующих субъектов РФ.

    Конференции судей правомочны принимать решения по всем вопросам, относящимся к деятельности судейского сообщества в субъектах РФ, за исключением тех, которые относятся к полномочиям квалификационных коллегий судей. Конференции также правомочны утверждать акты, регулирующие деятельность органов судейского сообщества в субъектах РФ. Решения конференций судей принимаются простым большинством голосов, если конференциями не устанавливается иной порядок принятия решений.

    Формирование квалификационных коллегий судей. Квалификационные коллегии судей формируются из числа судей федеральных судов, судей судов субъектов РФ, представителей общественности, представителей Президента РФ.

    Высшая квалификационная коллегия судей РФ формируется в количестве 29 членов коллегии. Судьи в состав Высшей квалификационной коллегии судей РФ избираются тайным голосованием на Всероссийском съезде судей делегатами от соответствующих судов из своего состава на раздельных собраниях. Избранными считаются судьи, получившие на этих собраниях наибольшее количество голосов делегатов, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем участвовали более половины делегатов съезда от соответствующих судов.

    Избрание судей в состав Высшей квалификационной коллегии судей РФ вместо выбывших в период между съездами производится Советом судей РФ.

    Квалификационная коллегия судей субъекта РФ формируется по нормам представительства, установленным федеральным законодательством. Судьи в состав квалификационной коллегии судей субъекта РФ избираются тайным голосованием на конференции судей в порядке, определяемом этой конференцией. Избрание судей в состав квалификационной коллегии судей субъекта РФ вместо выбывших в период между конференциями производится советом судей субъекта РФ.

    Представители общественности в квалификационной коллегии судей субъекта РФ назначаются законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ в порядке, определяемом законами и иными нормативными правовыми актами субъекта РФ.

    Представитель Президента РФ в квалификационной коллегии судей субъекта РФ назначается Президентом РФ.

    Членами квалификационных коллегий судей не могут быть председатели судов и их заместители. Судья не может быть избран одновременно в совет судей и квалификационную коллегию судей одного уровня, а также не может быть членом квалификационных коллегий судей разных уровней. Член квалификационной коллегии судей не может быть избран на должность председателя или заместителя председателя квалификационной коллегии судей более двух раз подряд.

    Полномочия члена квалификационной коллегии судей из числа судей могут быть досрочно прекращены либо по его инициативе, либо в случае совершения им дисциплинарного проступка, либо в случае его отсутствия на заседаниях квалификационной коллегии судей в течение четырех месяцев без уважительных причин. Решение о досрочном прекращении полномочий членов квалификационной коллегии судей из числа судей принимается съездом (конференцией) судей, а в период между съездами (конференциями) судей - соответствующим советом судей.

    Полномочия Высшей квалификационной коллегии судей РФ. Высшая квалификационная коллегия судей РФ:

    • - рассматривает заявления кандидатов на должности председателей, заместителей председателей других федеральных судов (за исключением районных судов), а также судей Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, федеральных арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, окружных (флотских) военных судов и представляет соответственно Председателю Верховного Суда РФ и Председателю Высшего Арбитражного Суда РФ свои заключения;
    • - объявляет в средствах массовой информации об открытии вакантных должностей председателей, заместителей председателей федеральных судов (за исключением районных судов), а также судей Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, федеральных арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, окружных (флотских) военных судов с указанием времени и места приема и рассмотрения документов;
    • - приостанавливает, возобновляет либо прекращает полномочия, а также прекращает отставку председателей, заместителей председателей федеральных судов (за исключением районных судов), судей Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, федеральных арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, окружных (флотских) военных судов, членов Совета судей РФ и Высшей квалификационной коллегии судей РФ, председателей советов судей и квалификационных коллегий судей субъектов РФ;
    • - осуществляет квалификационную аттестацию председателей, заместителей председателей федеральных судов (за исключением Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и районных судов), а также судей Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, федеральных арбитражных судов округов и окружных (флотских) военных судов;
    • - присваивает судьям первый и высший квалификационные классы;
    • - налагает дисциплинарные взыскания на председателей, заместителей председателей федеральных судов (за исключением районных судов), а также на судей Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, федеральных арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов и окружных (флотских) военных судов за совершение ими дисциплинарного проступка;
    • - утверждает положение о порядке работы квалификационных коллегий судей;
    • - знакомится с работой квалификационных коллегий судей субъектов РФ, заслушивает сообщения их председателей о проделанной работе и дает рекомендации, направленные на совершенствование деятельности указанных коллегий; изучает и обобщает практику работы квалификационных коллегий судей, организует учебу членов этих коллегий.

    Высшая квалификационная коллегия судей РФ может осуществлять свои полномочия, если ее состав сформирован не менее чем на две трети.

    Полномочия квалификационных коллегий судей субъектов РФ. Квалификационные коллегии судей субъектов РФ:

    • - рассматривают заявления лиц, претендующих на соответствующую должность судьи, и с учетом результатов квалификационного экзамена дают заключения о рекомендации данных лиц на должность судьи либо об отказе в такой рекомендации;
    • - утверждают состав экзаменационных комиссий по приему квалификационного экзамена у кандидатов на должность судьи соответствующего суда;
    • - объявляют в средствах массовой информации об открытии вакантных должностей председателей, заместителей председателей районных судов, а также судей соответствующих федеральных судов с указанием времени и места приема и рассмотрения документов;
    • - организуют проверку достоверности биографических и иных сведений, представленных кандидатами на вакантные должности;
    • - приостанавливают, возобновляют либо прекращают полномочия, а также прекращают отставку судей соответствующих федеральных судов, председателей и заместителей председателей районных судов, членов соответствующих советов судей и квалификационных коллегий судей субъектов РФ;
    • - осуществляют квалификационную аттестацию судей соответствующих судов, а также мировых судей, председателей и заместителей председателей районных судов; присваивают судьям соответствующих судов, а также мировым судьям, председателям и заместителям председателей районных судов квалификационные классы (за исключением первого и высшего);
    • - дают заключения о возможности привлечения судей, пребывающих в отставке, к исполнению обязанностей судей соответствующих федеральных судов, а также председателей и заместителей председателей районных судов;
    • - налагают дисциплинарные взыскания на судей соответствующих судов (в том числе на председателей и заместителей председателей районных судов) за совершение ими дисциплинарного проступка;
    • - осуществляют иные полномочия в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами.

    Квалификационные коллегии судей субъектов РФ могут осуществлять свои полномочия, если их составы сформированы не менее чем на две трети.

    " регулирует вопросы функционирования судейского сообщества в РФ.

    Судьи федеральных судов и судов субъектов РФ являются членами судейского сообщества с момента принесения ими присяги судьи и до момента вступления в силу решения о прекращении полномочий судьи , за исключением случая прекращения полномочий в связи с почетным уходом или почетным удалением судьи в отставку.
    Судья, пребывающий в отставке, сохраняет свою принадлежность к судейскому сообществу до прекращения отставки и может привлекаться с его согласия к работе в органах судейского сообщества.

    Органами судейского сообщества в Российской Федерации являются:

    1. Всероссийский съезд судей;
    2. конференции судей субъектов Российской Федерации;
    3. Совет судей Российской Федерации;
    4. советы судей субъектов Российской Федерации;
    5. общие собрания судей судов;
    6. Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации;
    7. квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации;
    8. Высшая экзаменационная комиссия по приему квалификационного экзамена на должность судьи;
    9. экзаменационные комиссии субъектов Российской Федерации по приему квалификационного экзамена на должность судьи.

    Таким образом, можно выделить следующие виды органов судейского сообщества :

    • съезд судей;
    • конференции судей;
    • советы судей;
    • общие собрания судей судов;
    • квалификационные коллегии судей;
    • экзаменационные комиссии.

    Деятельность органов судейского сообщества регулируется актами (регламентами, положениями), принимаемыми этими органами.

    Основные задачи органов судейского сообщества :

    1. содействие в совершенствовании судебной системы и судопроизводства;
    2. защита и законных интересов судей;
    3. участие в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности;
    4. утверждение авторитета судебной власти, обеспечение выполнения судьями требований, предъявляемых кодексом судейской этики.

    Органы судейского сообщества осуществляют свою деятельность коллегиально, гласно, при неукоснительном соблюдении принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность.

    Советы судей, квалификационные коллегии судей, Высшая экзаменационная комиссия по приему квалификационного экзамена на должность судьи и экзаменационные комиссии субъектов Российской Федерации по приему квалификационного экзамена на должность судьи (далее также - экзаменационные комиссии) формируются на принципах выборности, сменяемости и подотчетности органам, их избравшим.
    Квалификационные коллегии судей и экзаменационные комиссии не подотчетны органам, их избравшим, за принятые решения.