Мобилизационное задание транспортному предприятию. Основные понятия мобилизационной подготовки и мобилизации. Мобилизационное задание предприятия это

Т.И. Тарасова, налоговый консультант

Некоторые учреждения обязаны участвовать в мероприятиях по мобилизационной подготовке. Они проводятся на плановой основе и в основном финансируются за счет бюджета.
Рассмотрим далее некоторые особенности организации мероприятий по мобилизационной подготовке, их экономического стимулирования со стороны государства и вопросы налогообложения, связанные с такими мероприятиями.

Обеспечение защиты государства в мирное время

Мобилизационная подготовка и мобилизация в Российской Федерации проводятся в соответствии с Федеральными законами от 26.02.1997 № 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" (далее - Закон № 31-ФЗ) и от 31.05.1996 № 61-ФЗ "Об обороне".
Под мобилизационной подготовкой в Российской Федерации понимается комплекс мероприятий, проводимых в мирное время, по заблаговременной подготовке экономики страны, органов власти, вооруженных сил к обеспечению защиты государства от вооруженного нападения и удовлетворению потребностей государства и нужд населения в военное время.
Мобилизационная подготовка и мобилизация состоят в том числе (пп. , п. 3 ст. 2 Закона № 31-ФЗ):
- из создания, развития и сохранения мобилизационных мощностей и объектов для производства продукции, необходимой для удовлетворения потребностей государства, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований (далее - ВС РФ) и нужд населения в военное время;
- из создания в составе государственного материального резерва запасов материальных ценностей (в том числе запаса мобилизационного резерва и неснижаемого запаса государственного материального резерва), предназначенных для мобилизационных нужд Российской Федерации.
Общие принципы формирования, размещения, хранения, использования, пополнения и освежения запасов государственного материального резерва (далее - государственный резерв), а также отношения в данной области регулируются Федеральным законом от 29.12.1994 № 79-ФЗ "О государственном материальном резерве".
Государственный резерв является особым федеральным (общероссийским) запасом материальных ценностей, предназначенным для использования в целях и порядке, предусмотренных Законом № 79-ФЗ , и составляет имущество казны Российской Федерации. В состав государственного резерва входят запасы материальных ценностей для мобилизационных нужд Российской Федерации (в том числе мобилизационный резерв), запасы стратегических материалов и товаров, запасы материальных ценностей для обеспечения неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (ст. 1 Закона № 79-ФЗ).
Нормами статей , и Закона № 31-ФЗ определено, что разработку мобилизационных планов и заданий организует Правительство РФ через федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления.
В области мобилизационной подготовки организации обязаны, в частности (п. 1 ст. 9 Закона № 31-ФЗ):
- организовывать и проводить мероприятия по обеспечению своей мобилизационной готовности;
- проводить мероприятия по подготовке производства в целях выполнения мобилизационных заданий (заказов) в период мобилизации и в военное время;
- выполнять мобилизационные задания (заказы) в соответствии с заключенными договорами (контрактами) в целях обеспечения мобилизационной подготовки и мобилизации;
- предоставлять в соответствии с законодательством РФ здания, сооружения, коммуникации, земельные участки, транспортные и другие материальные средства в соответствии с планами мобилизации с возмещением государством понесенных ими убытков в порядке, определяемом Правительством РФ.
Организации не вправе отказываться от заключения договоров (контрактов) о выполнении мобилизационных заданий (заказов) в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, если с учетом мобилизационного развертывания производства их возможности позволяют выполнить эти мобилизационные задания (заказы). Возмещение государством убытков, понесенных организациями в связи с выполнением ими мобилизационных заданий (заказов), осуществляется в порядке, определяемом Правительством РФ (п. 2 ст. 9 Закона № 31-ФЗ).
Выполнение работ по мобилизационной подготовке включено в перечень случаев, в которых закупка может осуществляться у единственного поставщика (п. 3 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ о контрактной системе).
Организация работы и защита информации в области мобилизационной подготовки и мобилизации осуществляются в соответствии с законом о государственной тайне и нормативными правовыми актами по вопросам секретного делопроизводства (

Мобилизационное задание

"...Мобилизационное задание - мобилизационный директивный , устанавливающий задание предприятию, учреждению, организации по определенной номенклатуре и количеству продукции (работ, услуг) для выпуска (выполнения работ, услуг) по мобилизационному плану, а также задания на создание (сохранение, развитие) мобилизационных мощностей для обеспечения указанного производства (работ, услуг)..."

Источник:

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства Москвы от 27.04.2004 N 278-ПП

"О МЕРАХ ПО ДАЛЬНЕЙШЕМУ РАЗВИТИЮ И ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО СТРАХОВОГО ФОНДА ДОКУМЕНТАЦИИ Г. МОСКВЫ"

(вместе с "ПРОГРАММОЙ РАЗВИТИЯ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ СПЕЦЛАБОРАТОРИИ ГОЛОВНОЙ СЛУЖБЫ ТСФД Г. МОСКВЫ НА 2004-2005 ГГ.", "ПОЛОЖЕНИЕМ О МЕЖВЕДОМСТВЕННОМ КООРДИНАЦИОННОМ СОВЕТЕ ПО ТЕРРИТОРИАЛЬНОМУ СТРАХОВОМУ ФОНДУ ДОКУМЕНТАЦИИ Г. МОСКВЫ", "ПОЛОЖЕНИЕМ О ГОЛОВНОЙ СЛУЖБЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО СТРАХОВОГО ФОНДА ДОКУМЕНТАЦИИ Г. МОСКВЫ", "ПОЛОЖЕНИЕМ О СИСТЕМЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО СТРАХОВОГО ФОНДА ДОКУМЕНТАЦИИ Г. МОСКВЫ", "ПОЛОЖЕНИЕМ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ СТРАХОВЫХ ФОНДОВ ДОКУМЕНТАЦИИ НА ОБЪЕКТЫ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА МОСКВЫ")


Официальная терминология . Академик.ру . 2012 .

Смотреть что такое "Мобилизационное задание" в других словарях:

    организации, отнесенные к категориям по гражданской обороне - 3.21 организации, отнесенные к категориям по гражданской обороне: Организации, имеющие мобилизационное задание (заказ) и/или представляющие высокую степень потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время,… …

    ГОСТ Р 55201-2012: Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Порядок разработки перечня мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера при проектировании объектов капитального строительства - Терминология ГОСТ Р 55201 2012: Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Порядок разработки перечня мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера при проектировании… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

"Налог на прибыль: учет доходов и расходов", 2010, N 9

В соответствии с п. 1 ст. 265 НК РФ в состав внереализационных расходов включаются обоснованные затраты на осуществление деятельности, непосредственно не связанной с производством и (или) реализацией. К ним, в частности, относятся затраты на проведение работ по мобилизационной подготовке, в том числе на содержание мощностей и объектов, загруженных (используемых) частично, но необходимых для выполнения мобилизационного плана (пп. 17). Такие затраты учитываются в целях налогообложения только у налогоплательщиков, обязанных осуществлять подобные работы, и при условии, что эти расходы не подлежат компенсации из бюджета.

Что относится к работам по мобилизационной подготовке? Какими документами подтвердить расходы на их проведение? Какие спорные вопросы возникают в связи с расходами? Об этом и пойдет речь в статье.

Правовое регулирование

Правовое регулирование в области мобилизационной подготовки и мобилизации в РФ, права, обязанности и ответственность органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также организаций и граждан РФ установлены Федеральным законом N 31-ФЗ <1>.

<1> Федеральный закон от 26.02.1997 N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации".

В соответствии с п. 1 ст. 1 этого Закона мобилизационная подготовка в РФ - это комплекс мероприятий, проводимых в мирное время, по заблаговременной подготовке экономики страны и ее субъектов, органов государственной власти и организаций, Вооруженных Сил к обеспечению защиты государства от вооруженного нападения и удовлетворению потребностей государства и нужд населения в военное время.

В этих целях организации проводят специальные мероприятия и работы, в том числе (ст. 9 Федерального закона N 31-ФЗ):

  • разработку мобилизационных планов в пределах своих полномочий (пп. 3 п. 1);
  • выполнение мобилизационных заданий (заказов) в соответствии с заключенными договорами (контрактами) в целях обеспечения мобилизационной подготовки и мобилизации (пп. 5 п. 1).

За чей счет производится финансирование мобилизационной подготовки? Ответ на этот вопрос содержится в ст. 14 Федерального закона N 31-ФЗ, где говорится следующее:

  • работы по мобилизационной подготовке в целях обеспечения обороны и безопасности РФ являются расходными обязательствами РФ (п. 1);
  • организации могут нести расходы на проведение работ по мобилизационной подготовке <2>, не подлежащие компенсации из бюджетов, включая затраты на содержание мощностей и объектов, загруженных (используемых) в производстве частично, но необходимых для выполнения мобилизационных заданий (заказов), которые включаются в соответствии с законодательством РФ во внереализационные расходы (п. 2).
<2> По согласованию с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, с деятельностью которых связана деятельность организаций или в отношении имущества которых они осуществляют функции собственника.

Документы, подтверждающие право организаций, имеющих мобилизационные задания, на налоговые льготы

Для включения в состав внереализационных расходов не подлежащих компенсации из бюджета затрат на проведение работ по мобилизационной подготовке необходимо оформить соответствующие документы согласно Положению <3>, утвержденному Минэкономразвития, Минфином и МНС.

<3> Положение о порядке экономического стимулирования мобилизационной подготовки экономики, утв. Минэкономразвития России N ГГ-181, Минфином России N 13-6-5/9564, МНС России N БГ-18-01/3 от 02.12.2002.

Для целей данного Положения под имуществом мобилизационного назначения понимается имущество, предназначенное для выполнения мобилизационных заданий (заказов) в соответствии с заключенными договорами (контрактами). В такое имущество включаются объекты мобилизационного назначения, а также все виды мобилизационных запасов (резервов). Под объектами мобилизационного назначения следует понимать объекты хозяйственного (производственного) назначения, являющиеся составной частью основных фондов (средств) организаций.

Отнесение имущества организаций к имуществу мобилизационного назначения производится только в той мере, в которой это необходимо для выполнения мобилизационных заданий (заказов) (п. 2.1 Положения).

Мобилизационные мощности в зависимости от степени их загрузки в мирное время подразделяются на:

  • используемые;
  • используемые частично (периодически (эпизодически) загруженные в текущем производстве, содержащиеся в условиях, обеспечивающих их сохранность и готовность к выполнению мобилизационных заданий (заказов));
  • неиспользуемые (не загруженные в текущем производстве, содержащиеся в условиях, обеспечивающих их сохранность и готовность к выполнению мобилизационных заданий (заказов)).

Используемые частично и не используемые в текущем производстве мобилизационные мощности при необходимости консервируются (п. 2.2 Положения).

К имуществу мобилизационного назначения организаций в соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 <4> относятся следующие основные фонды (п. 2.3 Положения): здания, сооружения, машины и оборудование (энергетические (силовые), рабочие, информационные), транспортные средства, производственный инвентарь.

<4> Утвержден Постановлением Госстандарта России 26.12.1994 N 359.

В соответствии с п. 3.4 Положения организации подготавливают по установленным формам:

  • план проведения работ по мобилизационной подготовке, выполняемых за счет собственных средств организации (форма N 4);
  • смету затрат на проведение работ по мобилизационной подготовке, выполняемых за счет собственных средств организации (форма N 5).

Перечень работ по мобилизационной подготовке, включаемых в план формы N 4, определяется Федеральным законом N 31-ФЗ. Организации подготавливают план в трех экземплярах и представляют на согласование (п. 3.5 Положения):

  • в федеральные органы исполнительной власти или их правопреемникам;
  • в органы исполнительной власти субъектов РФ <5>.
<5> На практике имеют место случаи, когда налоговые органы при проверке правильности исчисления налога на прибыль исключают из расходов затраты на мобилизационную подготовку, обосновывая это необходимостью обязательного согласования формы N 4 как федеральным органом исполнительной власти, так и органом исполнительной власти субъекта РФ. Однако суды, как правило, отклоняют этот довод (см. Постановления ФАС ЗСО от 19.09.2005 N Ф04-6007/2005(14821-А27-15), от 31.05.2006 N Ф04-2386/2006(21982-А27-15), ФАС СКО от 12.07.2006 N Ф08-3164/2006-1337А).

После согласования два экземпляра формы N 4 возвращаются организациям (п. 3.6 Положения).

Налогоплательщики для подтверждения своего права на включение в состав внереализационных расходов затрат на мобилизационную подготовку должны представить в налоговые органы по месту постановки на учет согласованные формы N N 4 и 5 (п. 3.7 Положения).

Обратите внимание! Оформление документов организациями, имеющими мобилизационные задания (заказы) и выполняющими работы по мобилизационной подготовке, осуществляется ежегодно (п. 3.8 Положения).

В то же время Минфином и Минэкономразвития утверждены Рекомендации по форме документов, подтверждающих право организаций, имеющих мобилизационные задания, на налоговые льготы <6> (далее - Рекомендации).

<6> Рекомендации по форме документов, подтверждающих право организаций, имеющих мобилизационные задания (заказы) и (или) задачи по мобилизационной работе, на налоговые льготы, а также на включение в состав внереализационных расходов обоснованных затрат на проведение работ по мобилизационной подготовке, утв. Письмом Минфина и Минэкономразвития России от 17.08.2005 N 03-06-02-02/68.

Принципиального (содержательного) отличия между документами, утвержденными Положением и Рекомендациями, подтверждающими право на льготу, не усматривается. В перечне, форма которого утверждена Положением, и в перечне, форма которого утверждена Рекомендациями, содержится идентичная информация, с той лишь разницей, что вместе с перечнем, утвержденным Положением, представляется смета затрат, а в перечень, утвержденный Рекомендациями, включены графы "Первичные документы, подтверждающие расходы на проведение работ" и "Основание для проведения работ". Оба этих документа являются действующими, так как не отменены до настоящего времени, и преследуют однородные цели - подтверждение права на льготу. Следовательно, налогоплательщик оформляет пакет документов, подтверждающих право на льготу, в соответствии с одним из вышеуказанных актов (Положением или Рекомендациями).

К сведению. Минфин в Письме от 03.08.2010 N 03-03-05/175 тоже указал на возможность применения как одного, так и другого документа. Причем финансисты отметили следующее: НК РФ не устанавливает перечня документов, подлежащих оформлению при осуществлении указанных работ, и не предъявляет каких-либо специальных требований к их оформлению и заполнению. Учитывая положения ст. 4 НК РФ, указанные Рекомендации и Положение не являются нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с НК РФ.

"Мобилизационные" расходы частично компенсируются из бюджета

Чтобы затраты на мобилизационную подготовку можно было списать на внереализационные расходы в соответствии с пп. 17 п. 1 ст. 265 НК РФ, эти расходы не должны подлежать компенсации из бюджета.

На практике возможна ситуация, когда расходы "теоретически" должен взять на себя бюджет, однако этого не происходит, и организация на сумму понесенных расходов уменьшает облагаемую базу по налогу на прибыль - что приводит к спору с налоговиками, аналогичному тому, который был предметом рассмотрения в Постановлении ФАС ВВО от 03.12.2007 N А82-14397/2006-27.

Судом было установлено, что налогоплательщик заключил договоры по мобилизационной подготовке с Федеральным агентством по промышленности на проведение целевых мероприятий по мобилизационной подготовке в части хранения материальных ценностей мобилизационного резерва.

Материалами дела (сметой затрат по содержанию материальных ценностей в мобилизационном резерве) подтверждается несение затрат по выполнению мероприятий мобилизационной подготовки на сумму 1927,1 тыс. руб., из которых только 350 тыс. руб. профинансировано из бюджета.

Организация отразила в составе внереализационных расходов сумму 1577,1 тыс. руб., которая представляет собой некомпенсированные из бюджета затраты по содержанию материальных ценностей в мобилизационном резерве (произведенные расходы по мобилизационной подготовке в сумме 1927,1 тыс. руб. за вычетом 350 тыс. руб., профинансированных из бюджета).

Довод налоговой инспекции заключался в том, что спорные расходы, понесенные организацией, подлежат компенсации из бюджета и могут не компенсироваться только при соответствующем согласовании с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов и органами местного самоуправления. Однако данный довод был отклонен судом по таким основаниям: из содержания пп. 17 п. 1 ст. 265 НК РФ не следует, что не компенсированные из бюджета расходы на проведение работ по мобилизационной подготовке могут быть учтены в целях налогообложения только при наличии соглашения об отсутствии их компенсации. Налоговый орган не представил доказательств того, что расходы в сумме 1 577 130 руб. будут когда-либо компенсированы налогоплательщику из бюджета.

Спорные вопросы, связанные с отражением в налоговом учете "мобилизационных" затрат

Затраты на проведение работ, связанных с мобилизационной подготовкой, указаны в пп. 17 п. 1 ст. 265 НК РФ. Больше никаких уточняющих норм относительно данного вида расходов НК РФ не содержит. Это порождает массу споров между организациями и налоговыми органами (что подтверждается арбитражной практикой). Претензии налоговиков возникают как относительно оформления документов, так и по поводу уменьшения облагаемой базы по налогу на прибыль на сумму расходов, связанных с выполнением отдельных видов работ по мобилизационной подготовке (в основном капитального характера).

Остановимся на этих спорных вопросах подробнее, рассмотрев в качестве примера Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2010 N 09АП-2895/2009-АК <7>. Данное Постановление выбрано не случайно - в нем как раз представлено полное собрание претензий налоговиков на тему мобилизационных расходов. Да и цена вопроса впечатляет - расходы, на которые налогоплательщик (генерирующая компания оптового рынка электроэнергии) уменьшил облагаемую прибыль, составили 1,045 млрд руб. (!). Соответственно, размер неуплаты по налогу на прибыль (по мнению налогового органа) составил 250,8 млн руб.

<7> Оставлено без изменения Постановлением ФАС МО от 16.07.2010 N КА-А40/7234-10.

Вот какие доводы привели налоговики, посчитав, что налогоплательщик неправомерно занизил налог на прибыль:

  1. расходы не подтверждены документально;
  2. капитальные затраты в отношении основных средств, относящихся к мобилизационным мощностям, должны увеличивать их первоначальную стоимость, а не списываться как внереализационные расходы;
  3. затраты направлены на деятельность, связанную с производством и реализацией.

Данные доводы налоговиков судьи отклонили. Спор был выигран налогоплательщиком. Рассмотрим, какие аргументы по каждому спорному вопросу приводились в поддержку организации.

Претензия первая . Право на включение в состав внереализационных расходов затрат на проведение работ по мобилизационной подготовке не подтверждено документально (не представлены договоры (контракты) на выполнение мобилизационных заказов, планы проведения работ по мобилизационной подготовке).

Судьи указали: обязанность по проверке оснований правомерности включения отдельных затрат в состав работ по мобилизационной подготовке при подготовке перечней лежит на федеральных органах власти в области мобилизационной подготовки, к которым налоговые органы не отнесены. Основание для получения льготы - представление перечня работ по мобилизационной подготовке, а не документов, явившихся основанием для его составления. При этом в состав полномочий налоговых органов не входит проверка актов, согласованных федеральными органами власти в области мобилизационной подготовки.

Следовательно, налоговый орган выходит за пределы полномочий, предоставленных ему законодательством, фактически предпринимая попытку ревизии решений, принятых федеральным органом власти в области мобилизационной подготовки (в данном случае - Минэнерго) в пределах предоставленной ему компетенции.

При отсутствии у предприятия обязанностей по мобилизационной подготовке соответствующий орган государственной власти (Минэнерго) не мог утвердить перечни работ по мобилизационной подготовке.

К аналогичному выводу пришли и судьи ФАС МО в Постановлении от 03.12.2009 N КА-А40/12740-09: если предприятие имеет мобилизационный план по выработке определенного количества продукции в соответствии с приведенными нормами, оно обязано подготовить производство в целях обеспечения выполнения плана. Судьи учли, что в период проведения выездной налоговой проверки ее руководитель, имеющий допуск к сведениям, подпадающим под действие Закона РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне", был ознакомлен с мобилизационным планом и мобилизационным заданием. Таким образом, общество документально подтвердило право на включение не подлежащих компенсации из бюджета затрат на проведение работ по мобилизационной подготовке в состав внереализационных расходов.

Претензия вторая . Затраты в случаях достройки, дооборудования, реконструкции и модернизации основных средств не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль, а должны увеличивать первоначальную стоимость основных средств. Иных правил в отношении основных средств, относящихся к мобилизационным мощностям, НК РФ не предусмотрено.

Данный довод отклонен судом по следующим основаниям. Подпункт 17 п. 1 ст. 265 НК РФ не содержит разделения работ по мобилизационной подготовке по признаку их капитального характера. Указанный подход обусловлен спецификой работ по мобилизационной подготовке, обязанности по выполнению и понятие которых установлены нормами законодательства о мобилизационной подготовке.

Примечание. Расходы по техническому перевооружению и реконструкции основных средств, относящихся к имуществу мобилизационного назначения, являются внереализационными.

Если предприятие имеет мобилизационное задание по выработке определенного количества продукции, в соответствии с приведенными нормами оно обязано подготовить производство в целях обеспечения выполнения мобилизационного задания.

Мерами по подготовке производства могут быть как поддержание в надлежащем техническом состоянии и модернизация существующих мобилизационных объектов, так и создание новых мобилизационных объектов (!), предназначенных для обеспечения мобилизационного плана.

Следовательно, специализированное законодательство не позволяет выделить из состава работ по мобилизационной подготовке работы "некапитального" характера, поскольку все эти работы направлены на решение единой задачи - подготовку производства в целях обеспечения выполнения мобилизационного задания.

Как указали судьи, в рассматриваемом случае пп. 17 п. 1 ст. 265 НК РФ является специальной нормой по отношению к другим положениям гл. 25 НК РФ, исключающим отнесение расходов по реконструкции объектов основных средств к внереализационным расходам.

Кроме того, согласно правовой позиции КС РФ, изложенной в Постановлении от 14.05.2003 N 8-П, правовая норма, являющаяся специальной, на основании общих принципов, определяющих критерии правового выбора приоритетных норм, обладает юридическим приоритетом в случае конкуренции общей и специальной норм, если бы такая коллизия имела место.

Поддержал налогоплательщика в аналогичной ситуации и ФАС СКО в Постановлении от 28.11.2007 N Ф08-7806/07-2897А, указав, что тот правомерно отнес на расходы затраты по техническому перевооружению и реконструкции основных средств, относящихся к имуществу мобилизационного назначения.

Претензия третья . Нарушены положения пп. 17 п. 1 ст. 265 НК РФ - затраты направлены на деятельность, связанную с производством и реализацией, поскольку не подтверждено несение затрат исключительно в целях содержания мощностей, направленных на выполнение мобилизационного плана.

Отклоняя и этот довод налоговой инспекции, суд указал: осуществленные работы в отношении мобилизационных мощностей обусловлены наличием мобилизационного задания, согласно которому налогоплательщик несет обязанности по его выполнению и ответственность. Придание имуществу организации статуса мобилизационного обременяет налогоплательщика обязанностями по совершению действий в отношении указанного имущества.

Наличие мобилизационного плана, а также наличие согласованных перечней работ по мобилизационной подготовке, выполненных за счет собственных средств налогоплательщика, исключают квалификацию проведенных работ как работ, связанных с производством и реализацией, и позволяет квалифицировать расходы на проведение работ по мобилизационной подготовке как затраты, не подлежащие компенсации из бюджета.

Относительно довода налоговой инспекции о том, что при условии отсутствия частичной загруженности налогоплательщик не несет затраты исключительно в целях содержания мощностей, необходимых для выполнения мобилизационного плана, суд отметил: НК РФ не содержит требования о том, что включение в состав внереализационных расходов затрат на мобилизационную подготовку возможно только при условии несения затрат исключительно в целях содержания мощностей, необходимых для выполнения мобилизационного плана.

Примечание. Затраты на содержание мощностей и объектов, загруженных (используемых) частично, но необходимых для выполнения мобилизационного плана, включаются в состав внереализационных расходов.

Как следует из пп. 17 п. 1 ст. 265 НК РФ, затраты на содержание мощностей и объектов, загруженных (используемых) частично, являются одним из видов затрат на мобилизационную подготовку.

Для предприятий выполнение мобилизационного плана (задания) сопряжено с обязанностью выработать определенное количество продукции в период объявления мобилизации, в военное время. Выполнение указанной обязанности возможно только при поддержании в рабочем состоянии в полном объеме безостановочного производства.

В противном случае мобилизационный план не будет выполнен, так как не будет достигнут один из основных принципов мобилизационной подготовки - заблаговременность, во исполнение которого Федеральным законом N 31-ФЗ на организации возложена обязанность по созданию, развитию и сохранению мобилизационных мощностей и объектов для производства продукции, необходимой для удовлетворения потребностей государства, Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований и нужд населения в военное время.

Таким образом, внереализационный характер расходов определяется основной целью работ - создание, развитие и сохранение производственных мощностей и объектов для производства продукции, необходимой для удовлетворения потребностей государства в военное время.

Е.Л.Ермошина

Редактор журнала

"Налог на прибыль:

учет доходов и расходов"

Цель мобилизационной подготовки заключается в заблаговременной подготовке органов всех уровней, подчиненных им организаций к работе в период мобилизации и в условиях военного времени по обеспечению населения, и военнослужащих вооруженных сил РФ.

Основные задачи мобилизационной подготовки:

Проведение комплекса мероприятий по подготовке создаваемых на военное время для нужд ВС РФ специальных формирований.

Проведение мероприятий по подготовке к обеспечению населения пострадавшего в результате ведения военных действий. Реализует эти мероприятия создаваемая в период мобилизации ГО.

Подготовка к обеспечению населения в период мобилизации и в военное время. Реализуются мероприятия федеральными, региональными и муниципальными органами и учреждениями.

Основное законодательное нормативно-правовое обеспечение моби­лизационной подготовки :

Мобилизационная подготовка являются составной частью мобилизационной подготовки органов государственной власти и направлена на подготовку к обеспечению потребностей государства и нужд населения в военное время. Регламентируется нормативно-правовыми актами, которые включают ряд положений Конституции РФ, федеральные законы РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и ведомственные приказы. К основным нормативно-правовым документам относятся:

В ней определяется, что Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. Оборона и безопасность находятся в ведении Российской Федерации.

в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерации вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение;

Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

«О военном положении».

Военное положение - особый правовой режим, вводимый в случае агрессии против Российской федерации или непосредственной угрозы агрессии.

При введении военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях объявляется общая или частичная мобилизация.

Определяет: - основы и организацию обороны Российской Федерации - полномочия и функции органов государственной власти, организаций и должностных лиц; - права и обязанности граждан Российской Федерации в области обороны; - силы и средства, привлекаемые для обороны;

Оборона - это система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории.

В целях обороны устанавливаются воинская обязанность граждан Российской Федерации и военно-транспортная обязанность органов исполнительной власти, местного самоуправления и организаций, а также собственников транспортных средств.

В целях обороны создаются Вооруженные Силы Российской Федерации. Для выполнения отдельных задач в области обороны привлекаются создаваемые на военное время специальные формирования здравоохранения.

Организация обороны включает:

Мобилизационную подготовку органов государственной власти, местного самоуправления и организаций, транспорта, коммуникаций и населения страны;

Создание запасов материальных ценностей государственного и мобилизационного резерва;

Планирование и осуществление мероприятий по гражданской и территориальной обороне и другие мероприятия;

Федеральный закон 1997года № 31-ФЗ

«О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации».

Закон осуществляет правовое регулирование, обязанности органов власти и должностных лиц в области мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации. В законе дано определение мобилизации.

Мобилизация, это комплекс мероприятий по переводу экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, переводу органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени, переводу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований на организацию и состав военного времени.

Для здравоохранения – Мобилизация - комплекс мероприятий по переводу органов управления и организаций здравоохранения на работу в условиях военного времени, а специальных формирований и аварийно-спасательных формирований ГОЗ на организацию и состав военного времени.

«О государственном материальном резерве»

Закон устанавливает общие принципы формирования, размещения, хранения, использования, пополнения и освежения запасов государственного материального резерва.

Государственный материальный резерв - особый федеральный запас материальных ценностей.



В его состав входят запасы:

Материальных ценностей для мобилизационных нужд Российской Федерации;

Стратегических материалов и товаров для оказания поддержки различным отраслям народного хозяйства и оказания регулирующего воздействия на рынок;

Материальных ценностей для обеспечения неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Федеральный закон 1998года № 53-ФЗ

«О воинской обязанности и военной службе».

Осуществляет правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества.

Воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает:

воинский учет;

обязательную подготовку к военной службе;

призыв на военную службу;

прохождение военной службы по призыву;

пребывание в запасе;

призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

Медицинские работники (врачи и средний медицинский персонал) являются военнообязанными, и на них распространяется действие настоящего закона.

1998 года № 1175

«Об утверждении Положения о военно-транспортной обязанности»

Военно-транспортная обязанность устанавливается для своевременного, качественного и в полном объеме обеспечения транспортными средствами Вооруженных сил, а также создаваемых на военное время специальных формирований в период мобилизации и в военное время.

Военно-транспортная обязанность распространяется на все организации независимо от формы собственности и граждан - владельцев транспортных средств.

Указ Президента Российской Федерации 2009года «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020г.»

"национальная безопасность" - состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства.

«Стратегия» является важнейшим документом в системе стратегического планирования в Российской Федерации. Она нацелена на повышение качества государственного управления и призвана скоординировать деятельность органов государственной власти, государственных и общественных организаций по защите национальных интересов России и обеспечению безопасности личности, общества и государства.

Обеспечение достойных условий жизни в России признается такими же приоритетами обеспечения национальной безопасности, как и традиционные направления - обороноспособность и безопасность государства.

Указ Президента Российской Федерации 2010г.

«Об утверждении военной доктрины Российской Федерации»

Военная доктрина Российской Федерации - представляет собой систему официально принятых в государстве взглядов на подготовку к вооруженной защите и вооруженную защиту Российской Федерации.

Основные внешние угрозы:

Стремление наделить силовой потенциал НАТО глобальными функциями, приблизить военную инфраструктуру к границам Российской Федерации;

Действия по дестабилизации обстановки в отдельных государствах и регионах, подрыв стратегической стабильности;

Создание и развертывание систем стратегической противоракетной обороны, милитаризация космического пространства, развертывание стратегических неядерных систем высокоточного оружия;

Территориальные претензии к Российской Федерации, вмешательство в её внутренние дела;

Распространение оружия массового поражения;

Нарушение международных договоренностей, в области ограничения и сокращения вооружений;

Распространение международного терроризма;

Возникновение многочисленных очагов межнациональной и межконфессиональной напряженности.

Основные внутренние угрозы:

Попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации;

Подрыв суверенитета, нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации;

Дезорганизация функционирования органов государственной власти

Обеспечение военной безопасности

В современных условиях Российская Федерация исходит из необходимости обладать ядерным потенциалом, способным гарантированно обеспечить нанесение заданного ущерба любому агрессору в любых условиях.

Ядерное оружие, которым оснащены Вооруженные Силы Российской Федерации, рассматривается как фактор сдерживания агрессии, обеспечения военной безопасности Российской Федерации и ее союзников, поддержания международной стабильности и мира.

в угрожаемый период и с началом военного конфликта проводится:

Своевременное объявление состояния войны, введение военного или чрезвычайного положения в стране. Проведение полного или частичного стратегического развертывания Вооруженных Сил Российской Федерации;

Скоординированное ведение вооруженной, политической, дипломатической, информационной, экономической и других видов борьбы;

Перевод экономики страны, отдельных ее отраслей, а также организаций, на работу в условиях военного положения;

Организация и осуществление мероприятий территориальной и гражданской обороны;

Основные положения, принци­пы и содержание мобилизационной

подготовки органов здравоохранения

Основные положения:

Организация мобилизационной подготовки органов здравоохранения является составной частью организации обороны РФ.

Должностные лица органов здравоохранения и организаций несут персональную ответственность за исполнение возложенных на них обязанностей в области мобилизационной подготовки.

В органах здравоохранения и организациях, имеющих мобилизационное задание, создаются мобилизационные органы. В зависимости от объема мобилизационных заданий могут назначаться мобилизационные работники. Руководители мобилизационных органов или мобилизационные работники подчиняются непосредственно руководителям органов здравоохранения и организаций.
Финансирование мобилизационной подготовки здравоохранения осуществляется за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций.

Мобилизационная подготовка государства, в том числе здравоохранения, осуществляется за счет средств выделяемых на эти цели из военного бюджета РФ. Военный бюджет РФ на 2011 год составляет порядка 50 млрд. долларов. Из них на мобилизационную подготовку выделено 11,6 млрд. рублей.

Часть финансовых средств на мобилизационную подготовку здравоохранения регионов, финансируется из бюджета субъектов Российской Федерации.
Финансированию из средств местных бюджетов подлежат работы по мобилизационной подготовке местного значения.
Финансированию из средств организаций здравоохранения подлежат работы по мобилизационной подготовке, которые проводятся по инициативе самих организаций в целях повышения устойчивости их функционирования.

Работа в области мобилизационной подготовки здравоохранения относится к государственной тайне и ведется в секретном делопроизводстве.

Основные принципы мобилизационной подготовки:

1. централизованное руководство. Оно заключается в организации работ по мобилизационной подготовке выше стоящим органом управления и безусловном выполнении мобилизационных заданий подчиненными органами и организациями.

2. заблаговременность. Все мероприятии мобилизационной подготовки должны проводится в мирное время в установленные сроки и в полном объеме.

3. плановость. Все органы управления и организации разрабатывают план мобилизационной подготовки в котором определяется перечень проводимых мероприятий, место проведения, сроки, исполнители и.др. , которые утверждаются выше стоящим органом управления.

4. контроль. Органы определяют сроки и порядок представления подчиненными донесений о выполнении запланированных мероприятий. С целью изучения реального состояния дел и оказания практической помощи проводятся плановые и внезапные проверки мобилизационной готовности;

5. комплексность и взаимосогласованность. В процессе мобилизационной подготовки должен быть решен широкий круг вопросов медицинского, транспортного, продовольственного, инженерного, кадрового, связи и др. характера. С этой целью проводится согласование мобилизационных мероприятий с органами государственной власти и управления, организациями различных форм собственности.

1. Определение условий работы в период мобилизации и в военное время. С этой целью на основе существующих военных опасностей прогнозируется возникновение возможных военных конфликтов. Исходя из вероятного прогноза делаются выводы об обстановке в различных регионах РФ.

2. Подготовка к работе в период мобилизации и в военное время.

Она включает - создание мобилизационного органа, подготовку специалистов, разработку документации, создание запасных пунктов управления и др.

3. Разработка мобилизационных планов. Мобилизационный план это документ, определяющий содержание, объём, порядок и сроки проведения мероприятий по переводу органов управления и организаций на режим деятельности в условиях военного времени. Мобилизационный план разрабатывается всеми органами управления и организациями, которые продолжающие свою деятельность в военное время и имеют мобилизационные задания. Состоит план из графической части, таблиц, схем, расчётов, графиков и текстовой части. В нем отражаются мероприятия проводимые в режиме повседневной деятельности, при повышенной готовности, при военной опасности и полной готовности. Мероприятия планируются как последовательно, так и минуя промежуточные степени готовности.

4. Оценка состояния мобилизационной готовности органов управления. Проводится в ходе командно-штабных тренировок и мобилизационных учений, а так же проверок выше стоящим органом управления.

5. Подготовка и создание в период мобилизации и в военное время органов управления специальными формированиями. Организационно-методическая помощь организациям в подготовке специальных формирований.

6. Организация работ по созданию, накоплению и хранению медицинского и санитарно-хозяйственного имущества мобилизационного резерва.

7. Организация медицинского обеспечения населения в период мобилизации и в военное время.

8. Организация воинского учета.

9. Подготовка специалистов по военно-учетным специальностям для комплектования специальных формирований в период мобилизации и в военное время.

10. Бронирование на период мобилизации и на военное время специалистов пребывающих в запасе и работающих.

Бронирование предоставляет отсрочку от призыва в вооруженные силы специалистов, которые состоят на воинском учете и занимают должности определяющие работоспособность органа управления. Этим достигается равномерное распределение трудовых ресурсов между вооруженными силами и гражданскими организациями.

  • А Классификация и общая характеристика основных методов контроля качества.
  • Аксиомы аналитико-иерархического процесса. Общая оценка АИП как метода принятия решения.
  • Мобилизационное задание учреждению здравоохранения включает выделение оперативных коек в лечебном учреждении; выписка максимального количества больных и перевод на амбулаторное лечение.

    1. Национальная безопасность: роль и место России в мировом сообществе (геополитическое положение РФ). Угрозы национальной безопасности РФ.

    Национ. Безопасн .- С точки зрения геополитического положения, Россия в мировом сообществе остается важным связующим звеном и своеобразным «мостом» между Западом и Востоком. Для России характерны черты с одной стороны европейского, а с другой- азиатского государства. Она была и остается своеобразным гасителем мировых войн и катаклизмов, для нее исторически предопределено быть участником всех мировых и региональных процессов.

    Понимание базовых национальных интересов России и основных инструментов их обеспечения неразрывно связано со сложившимся местом России в системе глобальных военно-политических отношений. Сегодняшняя глобальная военно-политическая обстановка характеризуется сочетанием двух основных тенденций: с одной стороны, стремлением сформировать новую, более справедливую и демократичную систему международных экономических и политических отношений. С другой стороны, расширением практики применения вооруженной силы на основании национальных решений и вне мандата ООН. Россия выступает за создание такой системы международных отношений, в которой значение военной силы будет минимизировано и ее функции сведены к задаче сдерживания вооруженных конфликтов. Однако с учетом объективно существующих тенденций в системе международных отношений вынуждена корректировать свое видение роли и места военной политики и военных инструментов. Наличие у России современных и эффективных Вооруженных Сил становится одним из условий ее успешной и безболезненной интеграции в строящуюся систему международных отношений.

    Угрозы национ безопасн России - характер военно-политической обстановки в мире позволяет заключить, что угрозы безопасности РФ в среднесрочной перспективе носят комплексный характер и предопределяются борьбой мировых центров силы за получение доступа к сырьевым, энергетическим, научно-технологическим, людским и территориальным ресурсам, в т.ч. и на постсоветском пространстве. Наиболее полно весь спектр угроз РФ получил отражение в Военной Доктрине РФ (террористическая угроза, распространение оружия массового поражения, экономическая сфера, социальная сфера, истощение природных ресурсов, катастрофы техногенного характера); внешние угрозы, внутренние угрозы, трансграничные угрозы.



    Нейротоксическое действие: определение. Эффекты острого нейротоксического действия. Классификация нейротоксикантов по механизмам, по эффектам. Вклад Н.В. Лазарева, С.В. Аничкова, Н.В.Саватеева в изучение нейротоксичности.

    – способность химических веществ немеханическим путем нарушать процессы генерации, проведения и передачи нервного импульса, что проявляется формированием острой церебральной недостаточности (нарушение сознания, двигательные расстройства и срыв вегетативных функций).

    Классификация:

    1.Прямое действие

    1.1 вещ-ва, вызывающие дисфункцию ЦНС

    1.1.1. Ингибиторы ионных каналов – вещ-ва нарушающие проницаемость Na – каналов электровозбудимой мембраны (сакситоксин, тетродотоксин) 1.1.2. «Неэлектролиты» - вещ-ва нарушающие ионную проницаемость за счет «стабилизации» липидного слоя мембран (спирты, хлорированные углеводороды) 1.1.3. Синаптические яды – вещ-ва избирательно нарушающие механизмы синаптической передачи



    1.2 вещ-ва, вызывающие органические повреждения нервной ткани: демиелинизирующие агенты – вещ-ва избирательно повреждающие миелиновый слой нервных стволов, проводящих путей.

    2.Опосредованное – вещ-ва вызывающие острую гипоксию

    2.1. вещ-ва общеядовитого действия – вещ-ва избирательно нарушающие энергетический обмен.

    2.2 вещ-ва кардио-вазотоксического действия – острую циркуляторную гипоксию.

    Группа «неэлектролитов» была обособлена Н.В. Лазаревым. В работах 30-х г.г. он объединил в нее все вещества, обладающие наркотической активностью. В те годы под «наркотическим действием» понимали дозозависимое угнетение нервной системы, т.е действие, обусловливающее хирургический наркоз. Для веществ, водные растворы которых не проводят электрический ток, в конце XIX в. Сванте Аррениусом было введено понятие неэлектролиты. По аналогии можно сказать, что в токсикологии «неэлектролиты» - это вещества, которые нарушают проведение электрического импульса по нервному волокну.

    Нормативно-правовые основы мобилизационной подготовки. Обязанности организаций и граждан в области мобилизационной подготовки.

    Правовыми основами мобилизационной подготовки и мобилизации являются Конституция Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "Об обороне", Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе", настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в данной области.

    Обязанности организаций : - организовывать и проводить мероприятия по обеспечению своей мобилизационной готовности, - создавать мобилизационные органы или назначать работников, выполняющих функции мобилизационных органов,- разрабатывать мобилизационные планы в пределах своих полномочий,- проводить мероприятия по подготовке производства в целях выполнения мобилизационных заданий в период мобилизации и в военное время,- выполнять мобилизационные задания в соответствии с заключенными договорами в целях обеспечения мобилизационной подготовки и мобилизации,- при объявлении мобилизации проводить мероприятия по переводу производства на работу в условиях военного времени,- оказывать содействие военным комиссариатам в их мобилизационной работе в мирное время и при объявлении мобилизации.

    Обязанности граждан:- являться по вызову в военные комиссариаты для определения своего предназначения в период мобилизац и в военное время,- выполнять требования, изложенные в полученных ими мобилизац предписаниях, повестках и распоряжениях военных комиссаров,- предоставлять в соответствии с законодат РФ в военное время в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства здания, сооружения, транспортные средства, находящиеся в их собственности, с возмещением государством понесенных ими убытков.