Что такое коррупция и какое противодействие ей оказывается. Что такое коррупция определение кратко Легальное определение коррупции

УРОКИ АНТИКОРРУПЦИОННОГО ВОСПИТАНИЯ
Урок 2

Понятие коррупции. Основные признаки коррупционных действий. Формы коррупции.
Дать определение понятия коррупция, выделить основные признаки коррупционных действий и формы коррупции, формировать негативное отношение к коррупции;

В римском праве существовал термин corrumpire, который являлся синонимом слов «разламывать», «портить», «разрушать», «повреждать», «подкупать» и одновременно обозначал любое должностное противоправное действие. Corrupt в переводе с английского – развращенный, продажный, бесчестный, сorruption – порча, разложение, искажение, испорченность.


Основными признаками коррупционного действия являются:

  • Использование должностного положения, статуса.

  • Обоюдное согласие участников действия.

  • Наличие взаимных обязательств.

  • Принимаемое решение нарушает закон или противоречит интересам общества, моральным нормам.

  • Сознательное подчинение общих интересов личной выгоде.

  • Получение определенных выгод, преимуществ обеими сторонами, наличие корыстной или иной личной заинтересованности.

  • Обе стороны стремятся скрыть свои действия.
В одном из иностранных исследований коррупция делится на «белую» (общепринятую), «серую» (отчасти осуждаемую) и «черную» (осуждаемую законом и обществом). Особо опасным является то, что российская коррупция все больше становится повседневной, обычной («белой»).
Являясь системной характеристикой, коррупция проявляется в самых различных формах. Например:

Взяточничество включает влияние на действия или решения должностного лица путем обещания, предложения или предоставления ему какой-либо выгоды. Например, оплата таможенных пошлин и налогов не производится в необходимом объеме и государственная казна не пополняется. Так, компьютерная техника оформляется при ввозе в страну как отдельные комплектующие, что делает пошлины в несколько раз меньше.

Растрата – кража ресурсов людьми, облаченными властью или контролем над какими-либо ценностями. Например, кража части продуктов и продажа их другим сторонам осуществляется государственными служащими, отвечающими за распределение продовольствия; продажа медикаментов вместо их бесплатного предоставления пациентам и т. п.

Вымогательство – принуждение человека заплатить деньги или предоставить другие ценности в обмен на действие или бездействие. Данное принуждение может быть осуществлено при помощи давления, в том числе и морального. Например, когда с родственников больного человека вымогается взятка за проведение экстренной операции, в то время как в общей очереди операцию придется «ждать очень долго». Допросы с применением пыток


и насильственное принуждение к даче показаний тоже могут рассматриваться как коррупция.

Злоупотребление правом на рассмотрение различных запросов, произвольное использование служебных полномочий для предоставления неоправданных льгот любой группе или индивидууму, или дискриминация последних. Получение незаконного пособия, льготы или вознаграждения – получение должностным лицом чего-либо ценного от тех, кто хотел бы повлиять на принятие должностным лицом того или иного решения. Совмещение государственной службы с коммерческой деятельностью. Например, предприниматель становится чиновником, депутатом и добивается преимуществ для бизнеса.

Фаворитизм – назначение услуг или предоставление ресурсов родственникам, знакомым, в соответствии с их принадлежностью к партии, религии и т.п. Государственный служащий обеспечивает определенные услуги, полномочия, рабочие места и льготы политическим союзникам, друзьям. Кумовство – форма фаворитизма, когда должностное лицо предпочитает при назначении на государственные должности выдвигать своих родственников. Кумовство включает в себя непотизм (от латинского nepos - внук, племянник) и многочисленные формы незаконного присвоения публичных средств для личного, семейного, группового или корпоративного использования. Например, вновь избранная администрация заменяет государственных служащих членами своих семей и близких, друзей.

Формы коррупции в образовании

Коррупция в сфере образования принимает различные формы. Прежде всего, следует разделить коррупцию и чистое мошенничество. Мошенники, по сути дела, коррупционерами не являются: они обманывают родителей, собирая с них деньги «на поступление», хотя на самом деле не состоянии повлиять на прием. Что же касается настоящей коррупции, то можно выделить несколько ее разновидностей:


1. чистые взятки, которые берет преподаватель за «успешно» сданный экзамен, будь то вступительный, выпускной или промежуточный;
2. «благотворительный взнос на развитие» ВУЗа. Куда на самом деле деваются эти деньги, непонятно, поскольку их расходование совершенно непрозрачно;
3. «подготовительные курсы при вузах», гарантирующие стопроцентное поступление в ВУЗы. Например, при подаче документов абитуриентам не просто сообщают о возможности посещать такие курсы, а «настоятельно рекомендуют». При сдаче вступительных экзаменов спрашивают, посещали ли. Если нет, то абитуриент вступительные испытания не проходит. Такие курсы не только являются источником коррупции, но и дискредитируют законно функционирующие;
4. Продажа дипломов. Дипломы на сегодняшний день продаются не только в переходах метро, но и в самих ВУЗах. Опасность данного вида коррупции заключается, прежде всего, в том, что вопрос о продаже диплома может быть решен лишь на самом высоком уровне (ректор, проректора). Следовательно, если руководство ВУЗа замешано в коррупционных отношениях, то и рядовые сотрудники будут вести себя подобным образом.
Размер средней по стране взятки за прием равен 35 тысячам рублей. Средняя взятка за поступление в обычный московский вуз составляет 119 тысяч рублей (4 тыс. долл.), а в престижный - 183 тысячи (более 6 тыс. долл.). Регулярно взятки берут 10% преподавателей.

Все затраты на образование делились на три основных вида: так называемые «белые», официальные затраты; «серые» затраты – неофициальные, но не связанные с нарушением закона, например, плата за репетитора или дополнительные занятия с учителем; и теневые, «черные» затраты, связанные непосредственно с коррупцией. «Черные» обороты в высшем образовании составляют около $1 миллиард в год. На стадии поступления в вуз «черные» затраты составляют 21,0%, при обучении в вузе на бюджетной основе – 13,1%, а на платной основе 2,9% от общей суммы годовых затрат семей на образование. Надо пояснить, что в целом при поступлении взятки платят далеко не все, порядка 5–7 % семей. Остальная масса студентов принимаются в вузы, не вступая явно в коррупционные отношения. Этот показатель достаточно низок. Но несмотря на то, что взятки за поступление достаточно дорогие, в общем, они не столь велики, как казалось бы: средняя сумма взятки в Москве составляет $4,2 тысяч, по России (кроме Москвы) – $1,8 тысяч. Намного шире «серый» сектор в высшем образовании, особенно на стадии поступления в вуз, где на него приходится 28,3% от затрат на образование.


Что касается коррупции при поступлении в вузах, то ею фактически является и часть «серых» затрат. Это не прямые взятки, которые даются тем, кто решает вопросы приема, а косвенные взятки, формально заплаченные за репетиторство, но реально обеспечивающие поступление абитуриента. Не секрет, что преподаватели, которые занимаются репетиторством, ставят своей целью не подготовить человека к честной сдаче экзаменов, а получить деньги за обеспечение протекции при его поступлении. Расходы семей на репетиторов из многих вузов составляют до $10-15 тысяч в год. В среднем по Москве взносы репетиторам из требуемого вуза равняются $2,2 тысяч. Для сравнения, другим репетиторам в Москве платят всего $0,8 тысяч. Часть этой разницы в оплате, несомненно, представляет собой скрытую коррупцию.
Платное образование
С внедрением рыночной экономики в России появилось такое явление как платное образование. В этой системе человек совершенно официально, минуя «черную кассу», вносит определенную, немалую сумму и получает образование. Какие же минусы и плюсы есть у этого способа получения диплома о высшем образовании? Плюсов, на мой взгляд, достаточно много. Во-первых, с суммы, заплаченной за образовательный процесс государству, отходит определенный процент в виде налогов, во-вторых, меняется сама психология студента. Многие, обучающиеся в платных вузах, рассуждают примерно таким образом: «Если я заплатил внушительную сумму денег – значит, и знаний мне должны дать достаточно, а если их, на мой взгляд, будет не достаточно, я, как потребитель, вправе потребовать улучшения качества предоставляемых образовательных услуг». Бесспорно, так рассуждают не все, некоторые думают иначе: «Если я уже заплатил, то почему я должен платить еще раз», то есть само отношение студента к обучению не предполагает дачи взятки. Позиция самих же преподавателей, работающих в платных вузах, также меняется. Получая большую зарплату, в сравнении с коллегами из госвузов, они предпочитают не минутное обогащение за счет взятки, а постоянный стабильный доход. По словам ректора МосГУ профессора Ильинского Игоря Михайловича в университете за 10 лет своей работы в этой должности он не имел информации ни об одном факте взяточничества, ведь атмосфера в университете такая, что человеку, который будет замечен в нечистоплотности, здесь не работать. И, тем не менее, в платном образовании существует огромная проблема. Слишком много охотников образовывать институты, которые не дают, по сути, никакого образования. Многие абитуриенты, которые могли бы, в силу своих способностей, стать высокопрофессиональными специалистами, попадая по незнанию в такой вуз, обречены быть обманутыми в своих надеждах.
Дискуссия: « Платное образование: за и против»

Вопросы:


Почему государственные Вузы ввели обучение на платной основе?

Куда расходуются средства, полученные от студентов?

Соответствует ли набор студентов на данную специальность спросу на рынке труда?

Качество знаний в государственном и негосударственном Вузах.

Из чего складывается оплата за обучение?

Кто определяет сумму оплату?

Есть ли будущее у платного образования?

    Понятие коррупции, ее проявления и признаки.

    Формы и виды коррупции

    Криминологическая характеристика коррупционной преступности в Беларуси

    Понятие коррупции

Корру́пция (от лат. corrumpere - «растлевать») - термин, обозначающий обычно использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам.

Коррупция – сложный социальный феномен, исторические корни которого уходят в глубокую древность и связаны, прежде всего, с обычаем делать подарки вождям или жрецам, чтобы добиться их расположения и впоследствии поддержки в решении возникающих проблем в своих корыстных интересах. В античных обществах различные подношения и подати были нормой. Дорогой подарок всегда выделял человека среди других просителей и способствовал, чтобы его просьба была выполнена.

Коррупция стала масштабной проблемой современности. Ни одно государство, независимо от его социально-экономического и политического устройства, не имеет абсолютного иммунитета к коррупции. Криминологи подчеркивают, что сущностное проявление коррупции заключается в злоупотреблении публичными интересами власти на основе предоставленных публичных полномочий в угоду частным интересам.

Легальное определение коррупции закреплено в ст. 1 Закона Республики Беларусь 20 июля 2006 г. № 165-З «О борьбе с коррупцией», в соответствии с которой коррупция – это умышленное использование государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом своего служебного положения и связанных с ним возможностей, сопряженное с получением имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц, а равно подкуп государственного должностного или приравненного к нему лица либо иностранного должностного лица путем предоставления им имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц с тем, чтобы это государственное должностное или приравненное к нему лицо либо иностранное должностное лицо совершили действия или воздержались от их совершения при исполнении своих служебных (трудовых) обязанностей.

В результате концептуальных дискуссий в политико-правовых науках оформились два равноценных подхода к пониманию феномена коррупции.

Первый из этих подходов может быть назван формально-юридическим, поскольку в его рамках делается акцент на включенности коррупционных деяний в перечень правонарушений, предусмотренных действующим законодательством.

Данная концепция базируется на признании того, что коррупция – это система противоправных действий властных субъектов, связанная с нарушением, прежде всего, специальных правовых норм, определяющих деятельность государственных органов и должностных лиц.

В рамках данной парадигмы коррупционным может быть признано только то деяние, которое находится в сфере правового регулирования и может быть квалифицировано в соответствии со статьями Уголовного кодекса или Кодекса об административных правонарушениях как должностное преступление или правонарушение.

Обычно коррупционные преступления воспринимаются как наиболее опасные единичные проявления коррупции. В Законе Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» нет прямого указания на то, какие преступления следует относить к коррупционным. Списки с их перечислением содержатся в подзаконных нормативных актах и неоднократно менялись.

    На сегодняшний день постановлением Генеральной прокуратуры Республики Беларусь, Комитета государственного контроля Республики Беларусь, Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь, Министерства внутренних дел Республики Беларусь, Комитета государственной безопасности Республики Беларусь от 11 января 2011 года № 5/8/1/34/6 утвержден Перечень коррупционных преступлений.

Уголовно-правовая оценка перечисленных составов будет дана при чтении заключительных лекций нашего спецкурса.

В статьях 20 и 21 Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» приводится перечень коррупционных проявлений, которые криминологически классифицируются на: а) правонарушения, создающие условия для коррупции и б) собственно коррупционные правонарушения).

При этом в Законе «О борьбе с коррупцией» перечислены не статьи кодексов Республики Беларусь (Гражданского, Уголовного, об административных правонарушениях), иных законодательных актов, а общественно опасные деяния, которые относятся к коррупционным правонарушениям либо создающие условия для коррупции. Такой законодательный подход может вызвать определенные затруднения в правоприменительной практике.

По юридическим основаниям среди коррупционных правонарушений обычно выделяют четыре вида: гражданско-правовые деликты, дисциплинарные проступки, административные проступки и преступления.

В нашей стране к гражданско-правовым коррупционным деликтам относятся обладающие признаками коррупции и не являющиеся преступлениями нарушения правил дарения, предусмотренных статьями главы 32 ГК, а также нарушения порядка возмездного оказания услуг, предусмотренного главой 39 ГК Республики Беларусь.

Дисциплинарные коррупционные проступки заключаются в таком использовании служащими своего статуса для получения благ, за которое предусмотрено дисциплинарное взыскание (например, осуществление сотрудником органа внутренних дел предпринимательской деятельности вопреки статье 32 Закона «Об органах внутренних дел Республики Беларусь»).

К административным коррупционным правонарушениям могут быть отнесены обладающие признаками коррупции, но не являющиеся преступлениями правонарушения, за которые установлена административная ответственность. В частности, им является мелкое (т.е. на сумму не превышающую десятикратного размера базовой величины) хищение имущества юридического лица, совершенное путем присвоения или растраты государственным служащим (ст. 10.5 КоАП Республики Беларусь).

Рассматриваемый подход к определению коррупция обладает определёнными недостатками. Например. Недаром в последнее крминологами введено в оборот такое понятие, как «коррупциогенность» правовых норм. Речь здесь идет о фактической нормативной провокации поступков, которые могут быть квалифицированы как коррупционные. Причем причины коррупциогенного нормотворчества могут быть как объективно-беспристрастными (элементарные – непрофессионализм и недальновидность), так и субъективно-корыстными.

В конечном счете, следует помнить, что при всей многогранности проблемы «коррупция как правовое явление», она безоговорочно связывается с процессом правового регулирования общественных отношений и абстрагирования от социально-психологических оценок этого явления с точки зрения морально-этических норм.

Социально-политическая модель исследования коррупции

Второй подход к определению феномена коррупции может быть определен как социально-политический в силу того, что в его методологических рамках коррупция исследуется не столько как система должностных преступлений, сколько в качестве негативных девиации ролевых функций любых субъектов, наделенных властными полномочиями. При этом представляется недопустимо отождествление коррупции как криминального явления и составов коррупционных нарушений. Это проявления совершенно разных уровней. Данный подход стремится уйти от узко юридической трактовки коррупции, признавая ее явлением не столько уголовно или административно-правовым, сколько социально-политическим. Довольно подробно социально-политическая парадигма исследования коррупции рассмотрена в рамках Йельской правовой школы, яркой представительницей которой является Сьюзан Роуз-Аккерман.

Сторонники данного подхода исходят из того, что коррупция присутствует тогда, когда субъект, наделенный управленческими (властными) полномочиями, использует предоставленные ему полномочия для достижения целей, непредусмотренных этими полномочиями.

Характерным признаком коррупции является конфликт между действиями управляющего субъекта и интересами его работодателя либо конфликт между действиями выборного лица и интересами общества. Коррупции может быть подвержено любое лицо, обладающее дискреционной властью , т.е. властью над распределением каких-либо не принадлежащих ему ресурсов по своему усмотрению (чиновник, депутат, судья, сотрудник правоохранительных органов, администратор, экзаменатор, врач и т. д.).

Необходимо отметить, сфера коррупции не ограничена государственным сектором. Коррупционные злоупотребления имеют место и в общественных организациях, профсоюзах, благотворительных организациях и др. В частных коммерческих организациях управляющие субъекты используют свою дискреционную власть при заключении контрактов, найме новых работников, надзоре над подчинёнными и т. д. Это открывает возможности для действий с целью получения личной выгоды, которые при этом могут наносить экономический ущерб владельцам или акционерам компании, интересам трудового коллектива, кредиторам, а также государственным и общественным интересам.

К юридическим признакам коррупции следует отнести:

    обязательный субъект коррупционных отношений – должностное лицо, уполномоченное на выполнение управленческих (властных) функций или юридически значимых действий;

    умышленная вина, корыстная или иная личная заинтересованность субъектов коррупционных отношений;

    действие или бездействие – использование лицом, уполномоченным на выполнение управленческих функций, вопреки интересам службы, своего служебного положения либо связанных с ним возможностей, либо авторитета организации, в котором оно служит;

    корыстная цель – противоправное получение для себя или третьих лиц имущественных или неимущественных благ, льгот и преимуществ в результате выполнения или невыполнения определенных действий по службе либо за обещание выполнить или не выполнить их в будущем.

В соответствии с действующим Федеральным законом «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ под коррупцией понимается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение перечисленных деяний от имени или в интересах юридического лица.

По замыслу авторов закона новелла призвана устранить правовой пробел в понимании коррупции и восполнить образовавшийся законодательный вакуум в сфере противодействия коррупции. Однако, к сожалению, законодатель не избежал экспериментов в сфере регулирования содержания основополагающих терминов Закона. При анализе юридического наполнения категории «коррупция» очевидны неточность законодательных формулировок, многозначность употребляемых в определении понятий, наличие коллизий с другими нормативными положениями уголовного закона, что чревато определенными сложностями в правоприменении и ошибками в уголовно-правовой оценке содеянного.

Речь идет о терминологических недостатках нормы, которая в силу заимствования должностных составов из уголовного законодательства говорит об ограниченности базового понятия Закона. Законодатель свел понятие коррупции к простому перечислению посягательств, составляющих суть должностной преступности, казалось бы, конкретизирующих, а по сути подменяющих понятие коррупции. И первое, на что обращает внимание норма-дефиниция, - это отсутствие среди коррупционных преступлений составов превышения должностных полномочий, нецелевого расходования бюджетных средств, нецелевого расходования средств государственных внебюджетных фондов и незаконного участия в предпринимательской деятельности.

Исходя из принципа точности и определенности терминологии, формулировка коррупции может быть подвергнута критике в силу довольно узкого ее понимания и причисления к должностным преступлениям, посягающим на государственную власть, интересы государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Следует обратить внимание, что понятие коррупции сформулировано таким образом, что, по сути, коррупция как преступное поведение трактуется как обычное взяточничество, целью которого объявлено получение выгоды имущественного характера. Существует значительное множество форм коррупции, не подпадающих под указанное определение.


Между тем коррупцию в базовом законе, призванном искоренить это негативное явление, предлагается понимать как явление социальное, характеризующееся подкупом - продажностью государственных и иных служащих, принятием ими материальных и нематериальных благ и преимуществ за деяния, которые могут быть выполнены с использованием официального статуса данных субъектов, связанных с этим статусом авторитета, возможностей, связей.

Руководствуясь необходимостью соблюдения международных обязательств и в целях оптимизации противодействия коррупции, российскому законодателю следует расширить понятие коррупции путем трансформации ее признаков из международного законодательства в отечественное, в котором получение взятки трактуется как одно из составляющих коррупционного поведения, но не является его стержневым содержанием.

Российский законодатель совершенно не определил ключевое понятие «коррупционное правонарушение». С одной стороны его можно понимать как разновидность уголовно-наказуемого деяния, но тогда необходимо говорить о «преступлении». С другой стороны, это можно толковать как административно-наказуемое деяние. С третьей позиции, возможно рассмотрение этого термина как категории дисциплинарной ответственности.

И только в различных международных Конвенциях само понятие коррупции уточняется через перечисление коррупционных правонарушений. Так, Страсбургская конвенция "Об уголовной ответственности за коррупцию" относит к коррупции два вида преступных деяний: активный и пассивный подкуп публичных должностных лиц, понимая под ним:

Активный подкуп национальных и иностранных публичных лиц, членов публичных собраний, равных им лиц в частном секторе, международных организациях, членов международных парламентских собраний, судей и должностных лиц международных судов, т.е. приготовление и дачу взятки либо любого преимущества нематериального характера государственному служащему любого ранга (ст. 2);

Продажность таких лиц, именуемых публичными должностными лицами, включающая наряду со взяточничеством иные формы умышленного «испрашивания» или «получения» ими «какого-либо неправомерного преимущества для самого этого лица или любого иного лица, или же принятие предложения или обещания такого преимущества, с тем чтобы это должностное лицо совершило действия или воздержалось от их совершения при осуществлении своих функций (ст. 3)».

Коррупция - наиболее распространенное противоправное явление, связанное с подкупом и взяточничеством должностных лиц, политических деятелей, различного ранга чиновников. Именно поэтому формы противодействия коррупции направлены на контроль за деятельностью государственных и муниципальных служащих, поскольку это напрямую связано с осуществлением ими властных полномочий.

Коррупция выступает как сложное социальное явление, которое зародилось в глубокой древности и продолжает существовать в настоящее время практически во всех странах мира.

Большинство ученых сегодня утверждают, что сам термин в современном по-нимании происходит от немецкого слова «korruption», производного от латинского «corruptio», то есть - порча, совращение, извращение, разложение. Коррумпировать (лат. corrumpere) - подкупать кого-либо деньгами или иными материальными благами.

В величайшем памятнике Древнего Рима термин «corrumpere» наряду с иными нарушениями права обозначал аморальное поведение, подкуп судьи. При этом в основном данный термин употреблялся в значениях менять за деньги показания в суде и подкупать судью.

Следует отметить, что наиболее аргументированной представляется точка зрения, согласно которой рассматриваемый термин произошел от сложения латинских слов «correi» - несколько участников одной из сторон обязательственного отношения, предметом которого является единственный предмет, и «rumpere» - ломать, повреждать, нарушать, отменять. В результате их слияния появился новый термин - «corrumpere», означавший участие нескольких лиц в «порче», «повреждении» нормального хода судебного процесса и процесса управления делами общества.

Таким образом, нарушение порядка дел в суде, государстве становилось возможным в итоге деятельности одной стороны, а не двух, хотя бы и вступающих между собой в сделку. Тем не менее, в настоящее время ученые, использующие данное понятие в своих исследованиях и занимающиеся выяснением его корней, употребляют оба эти понятия, не настаивая на их принципиальном различии.

Современное значение он приобрел в Европе в XV-XVI веках. Любая форма коррупции предполагает наличие человека, имеющего возможность распоряжаться не принадлежащими ему ресурсами, принимая или не принимая те или иные решения. В случае если этим человеком является государственный служащий, мы имеем дело с государственной коррупцией; если это сотрудник коммерческой или общественной организации, речь может идти о коррупции в негосударственном секторе экономики.

В Большом юридическом словаре коррупция понимается как «общественно опасное явление в сфере политики и государственного управления, выражающееся в умышленном использовании лицами, осуществляющими функции представителей власти, а также находящимися на государственной службе, своего служебного положения для противоправного получения имущественных и неимущественных благ и преимуществ в любой форме, а равно выражающееся в подкупе этих лиц». Следует отметить, что к недостаткам такого определения относится установление связи коррупционных действий только в отношении представителей власти, а также государственных служащих, не учитывающей деятельности и муниципальных служащих. В то же время, в законодательстве о коррупции наших соседей эти неточности определенным образом устранены.

К примеру, Казахстанская политологическая энциклопедия дает следующие определение коррупции: «преступная деятельность в сфере политики или государственного управления, заключающаяся в использовании должностными лицами, политическими деятелями, военными чинами своего служебного положения в интересах личного обогащения».

Закон Республики Казахстан от 02.07.1998 №267-1«О борьбе с коррупцией» в ч.1 ст.2 определяет коррупцию как «не предусмотренное законом принятие лично или через посредников имущественных благ и преимуществ лицами, выполняющими государственные функции, а также лицами, приравненными к ним, с использованием своих должностных полномочий и связанных с ним возможностей, а равно подкуп данных лиц путем противоправного предоставления им физическими и юридическими лицами указанных благ и преимуществ».

Необходимо отметить, что определение коррупции, которое дается в данном законе, связано с деятельностью лиц, «приравненных к лицам осуществляющим государственные функции». Дело в том, что в законодательстве Республики Казахстан муниципальные служащие, как категория специальных субъектов отсутствуют и именно они приравнены по своему статусу к государственным служащим, как это было ранее в законодательстве Российской Федерации.

Источники международного права дают более широкое определение коррупции и соответственно расширенный круг субъектов правонарушений, связанных с коррупцией.

Международно-правовые нормы антикоррупционного характера содержатся в Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию (Страсбург, 27 января 1999 год), Конвенции Совета Европы о гражданско-правовой ответственности за коррупцию (Страсбург, 4 ноября 1999 год), Кодексе поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятом Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 17 декабря 1979 года, Руководстве ООН «Практические меры по борьбе с коррупцией», Международном кодексе поведения государственных должностных лиц (Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 12 декабря 1966 года), Двадцати принципах борьбы с коррупцией, утвержденных Резолюцией Комитета Министров Совета Европы о 6 ноября 1997 года, и др.

Российская Федерация ратифицировала Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности, Конвенцию ООН против коррупции, Конвенцию об уголовной ответственности за коррупцию. Все требования к порядку применения этих конвенций на территории Российской Федерации соблюдены, следовательно, перечисленные международные документы, в соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции Российской федерации и части 1 стати 5 федерального закона № 101 «О международных договорах Российской Федерации», являются частью правовой системы Российской Федерации».

В справочном документе ООН о международной борьбе с коррупцией последняя определяется как злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях. Это понятие включает в себя: взяточничество (дачу вознаграждения для совращения лица с позиции долга), непотизм (замещение по протекции доходных или выгодных должностей родственниками или «своими людьми») и незаконное присвоение публичных средств для частного использования. Аналогичная идея заложена в Руководстве, подготовленном Секретариатом ООН на основе опыта разных стран.

Оно включает в понятие коррупции:

Кражу, хищение и присвоение государственной собственности должностными лицами;

Злоупотребления служебным положением для получения неоправданных личных выгод (льгот, преимуществ) в результате неофициального использования официального статуса;

Конфликт интересов между общественным долгом и личной корыстью.

По определению междисциплинарной группы по коррупции Совета Европы , коррупция представляет собой взяточничество и любое другое поведение лиц, которым поручено выполнение определенных обязанностей в государственном или частном секторе, которое ведет к нарушению обязанностей, возложенных на них по статусу государственного должностного лица, частного сотрудника, независимого агента, или иного рода отношений и имеет целью получение любых незаконных выгод для себя и других.

Отличительными признаками этого явления являются:

Ресурс, доступ к которому является целью участвующих в коррупционном сговоре;

Интерес, являющийся движущей силой и мотивом деятельности участников коррупционных действий;

Ущерб, нанесенный общественным интересам коррупционным поведением.

В целом Конвенции ООН и Совета Европы формулируют следующие составы коррупционных правонарушений, на которые распространяются положения Конвенций:

Подкуп национальных должностных лиц;

Подкуп иностранных публичных должностных лиц и должностных лиц публичных международных организаций;

Подкуп в частном секторе;

Использование служебного положения в корыстных целях;

Злоупотребление влиянием в корыстных целях;

Отмывание доходов от преступлений;

Преступления, касающиеся операций со счетами;

Хищение имущества публичным лицом;

Незаконное обогащение;

Хищение имущества в частном секторе;

Участие и покушение на перечисленные выше преступления;

Сокрытие.

Анализ международного и национального законодательства в сфере борьбы с коррупцией, а также изучение научных работ, посвященных проблемам коррупции, позволяет выделить следующие основные, обязательные признаки коррупции и коррумпированного поведения.

Специфическая сфера существования данного явления - государственное и муниципальное управление. Данный признак признается или отмечается практическими всеми.

Наиболее важным, определяющим признаком коррупции является субъект. Субъект коррупции понимается весьма неоднозначно. Чаще всего субъектами коррупции именуют должностных лиц.Субъектами коррупции признают лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций, управленческие функции в муниципальных органах.

Третий признак коррупции заключается в использовании субъектом коррупции своего служебного положения, своих служебных полномочий. Использование служебных полномочий может пониматься как в узком смысле _ совершение действий, входящих в круг его служебных обязанностей, так и в широком - использование авторитета занимаемой должности, возможностей, предоставляемых служебным положением.

Коррупцией следует признавать деятельность, осуществляемую вопреки интересам государства, общества, государственного и муниципального органа, в котором работает субъект.

Практически все авторы, исследующие проблему коррупции, в качестве обязательного признака данного явления считают корыстную или иную личную заинтересованность. При этом под корыстной заинтересованностью понимается стремление получить тем или иным образом материальную выгоду, выгоду имущественного характера. Под личной заинтересованностью также может пониматься карьеризм, родственные отношения, кумовство и т.п.

Наконец, еще один важный признак коррупции - кому, для кого предоставляются выгоды и преимущества. Коррумпированное должностное лицо может предоставлять выгоды и преимущества не только для себя, не только в пользу тех лиц, в судьбе которых оно материально заинтересовано, но и в пользу любых иных физических и юридических лиц, в пользу государственных органов.

Криминологические и уголовно-правовые аспекты противодействия коррупции

кафедра уголовного права Мороз Дмитрий Георгиевич

Закон «О борьбе с коррупцией»

Тема 1. Коррупция. Понятие и основные характеристики

Понятие коррупции и ее признаки

Существуют 2 подхода к определению «коррупции»:

Формально-юридический – круг противоправных деяний, которые относятся к коррупционным

Социально-политический – девиация (отклонение) субъектов

Признаки коррупции:

Может возникать в любой сфере управления

Особый круг субъектов (коррупционеров и корруптеров (те, кто подкупает))

Корыстная и личная направленность

Умышленный характер

Слово «коррупция» происходит от латинского слова «corrumpere» – растлевать, разлагать. Как правило, под коррупцией понимается использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, входящее в противоречие законодательству и моральным установкам. Коррупция – это сложный социальный феномен, исторические корни которого уходят в глубокую древность, и который связан в первую очередь с обычаем преподносить подарки, пожертвования сильным мира сего. Богатый подарок и подношение всегда выделяло просящего среди других подданных, правда следует отметить, что в те времена такая практика считалась абсолютно нормальной.

В настоящее время ни одно государство мира не свободно от коррупционного давления. Именно поэтому коррупция в настоящий момент времени является одной из самых сложных и опасных проблем человечества. Но в одних государствах уровень коррупции имеет самый низкий уровень, и данное явление не оказывает какого-либо воздействие на политическое и социально-политическое развитие государств (Скандинавия, Сингапур), во второй группе государств коррупция представляет серьезную проблему, угрожает национальной безопасности, политическое и социально-политическое развитие государств, но эти государства предпринимают серьезные меры по противодействие коррупции (Беларусь, Китай), третья группа государств, где коррупция полностью подменила систему государственного управления, развитие государства тормозит (Африка, Азия).

В настоящее время криминологической и других видах гуманитарных наук сложились два подхода к пониманию феномена коррупции, которые можно обозначить как формально-юридический и второй – более широкий – социально политический. В рамках формально-юридического подхода коррупция определяется как система противоправных действий властных субъектов, которая связана с нарушением, прежде всего, специальных правовых предписаний, определяющих деятельность органов управления и должностных лиц, т.е. в рамках данного подхода коррупционным может быть признано только такое деяние, которое следует квалифицировать в рамках статей УК или КоАП. По юридическим основаниям коррупционные правонарушения можно разделить на 4 группы:

Коррупционные преступления

Коррупционные административные правонарушения

Коррупционные дисциплинарные проступки

Коррупционные гражданско-правовые деликты

Следует отметить, что в настоящее время в Республике Беларусь существует лишь перечень коррупционных преступлений, утвержденных совместным постановлением Генпрокуратуры РБ, Комитета гос. контроля РБ, Оперативно-аналитического центра при Президенте РБ, Министерства внутренних дел РБ, КГБ от 11.01.2011 г. Наряду с этим, в статьях 20, 21 Закона «О борьбе с коррупцией» содержится 2 перечня:

Перечень правонарушений, создающих условия для коррупции

Перечень собственно коррупционных правонарушений.

Таким образом, следует четко различать понятие «коррупция» и понятие «коррупционная преступность». Понятие «коррупционная преступность» охватывает лишь 10 преступлений, понятием «коррупция» охватываются все коррупционные проявления, как влекущие любую юридическую ответственность, и в некоторых случаях и не влекущую вообще. Частное ó Общее.

В ст. 1 Закона «О борьбе с коррупцией» закреплено легальное определение коррупции. Коррупция – это умышленное использование государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом своего служебного положения и связанных с ним возможностей, сопряженное с получением имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или третьих лиц; а равно подкуп государственного должностного или приравненного к нему лица либо иностранного должностного лица путем предоставления им имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или третьих лиц с тем, чтобы это государственное должностное или приравненное к нему лицо либо иностранное должностное лицо совершили действия или воздержались от их совершения при исполнении своих служебных (трудовых) обязанностей.

В соответствии со вторым – социально-политическим подходом – коррупция может быть определена не как система должностных правонарушений, влекущих ответственность в соответствии с действующим законодательством, а как негативная девиация (отклонение) ролевых функций любых субъектов, наделенных властными полномочиями. Таким образом, данный подход стремиться уйти от формально-юридической трактовки коррупции, признавая ее явлением не столько уголовным или административно-правовым, сколько социально-политическим.

К юридическим признакам коррупции относятся:

1) Обязательный объект коррупционного посягательства – интересы службы

2) Использование должностным лицом своего служебного положения (полномочий)

3) Только умышленная вина

4) Два специальных мотива – корыстный мотив или иная личная заинтересованность

Формы и виды коррупции

Для разработки наиболее эффективной системы противодействия коррупции большое значение имеет выявление форм и видов коррупции. В криминологии и других юридических и гуманитарных науках в зависимости от различных оснований выделяют несколько форм и видов коррупции.

В зависимости от характера коррупционных действий выделяют 2 формы коррупции:

1) Коррупция, сопряженная с подкупом должностного лица, т.е. с заключением коррупционной сделки.

2) Коррупция, не сопряженная с подкупом должностного лица, но выражающаяся в злоупотреблении должностным лицом своих служебных полномочий в личных интересах (ст. 424 УК).

В зависимости от сферы возникновения причин и условий, порождающих коррупцию , выделяется:

1) Экзогенная коррупция (коррупция, порожденная внешними факторами по отношению к управленческой бюрократической системе).

2) Эндогенная коррупция (намеренно создаваемая внутри управленческой бюрократической системы самими служащими (должностными лицами)).

Экзогенная коррупция подразделяется на 2 вида:

- Деловая экзогенная коррупция – возникает в сфере взаимодействия органов государственного управления с представителями коммерческих структур. При этом существуют 2 разновидности деловой коррупции, которые можно обозначить как «захват государства» и «захват бизнеса».

---- «Захват государства» может выражаться в покупке, приобретении в результате коррупционных сделок коммерческими структурами необходимых для них решений, принимаемых органами государственной власти и управления. Вариантами могут быть, например, лоббирование законопроектов; покупка решения государственного органа о предоставлении налоговых льгот, земельного участка; один из наиболее распространенных и опасных вариантов – заключение коррупционных сделок с целью выигрыша тендерных закупок и конкурсов.

---- «Захват бизнеса» выражается в ином характере коррупционных действий. В данном случае представители государственных структур стремятся приобрести контроль за деятельностью коммерческих предприятий в личных целях. Существует запрет госслужащим заниматься предпринимательской деятельностью; запрет госслужащим переходить на работу в коммерческие организации, которые были ему подконтрольны во время госслужбы.

- Бытовая экзогенная коррупция возникает в сфере взаимодействия граждан с представителями органов государственной власти и управления. Например, в сфере здравоохранения, образования, взаимодействия с правоохранительными органами, военкоматами.

Эндогенная коррупция также имеет несколько разновидностей. Выделяются:

- Вертикальная эндогенная коррупция , которая существует в рамках одной управленческой иерархической системы между нижестоящими и вышестоящими должностными лицами, находящимися друг с другом в служебных отношениях.

В свою очередь, вертикальная эндогенная коррупция может подразделяться на:

---- восходящую коррупцию (возникает между нижестоящими должностными лицами и вышестоящими должностными лицами, когда нижестоящие должностные лица передают часть своего коррупционного дохода вышестоящим должностным лицам, тем самым приобретается защита от контроля вышестоящих должностных лиц и их лояльность по отношению к коррупционной активности подчиненных)

---- Нисходящую коррупцию (возникает между вышестоящим должностным лицом и вышестоящими должностными лицами, когда вышестоящее должностное лицо использует свое служебное положение не для решения тех задач, которые перед ним поставлены, а в личных или корыстных интересах, опираясь на поддержку своих подчиненных).

- Горизонтальная эндогенная коррупция , которая возникает между должностными лицами, непосредственно не находящимися друг с другом в служебных отношениях и принадлежащим к различным иерархическим управленческим структурам.

В зависимости от уровня принимаемых решений выделяют верховую (верхушечную) и низовую коррупцию . Различие в данном случае осуществляется на основании уровня дл, принимаем решений, и масштабов принимаемых решений, причем второй критерий наиболее важен.

Одним из наиболее опасных форм коррупции является так называемая криминальная коррупция, которая может возникать в процессе взаимодействия представителей преступных сообществ с представителями органов государственного управления, в первую очередь, правоохранительных органов. В подавляющем количестве случаев, существование, например, организованной преступности, а во многих случаях и экономической преступности, без коррупционного взаимодействия с отдельными коррумпированными представителями правоохранительных органов невозможно.


Похожая информация.