Защита информации. Основные объекты защиты информации. Системы безопасности по объектам защиты Принцип существования внешних воздействий на человека

подразделяются на следующие виды (19):

  • системы личной и коллективной безопасности человека в процессе его жизнедеятельности;
  • система охраны природной среды;
  • система государственной безопасности;
  • система глобальной (всемирной) безопасности.

Чрезвычайная ситуация (ЧС) – это нарушение нормального процесса жизнедеятельности человека в результате аварии (выход из строя техники или механизмов), стихийного бедствия (явления природы), катастрофы (авария или стихийное бедствие с гибелью людей); применения возможным противником оружия массового поражения (ОМП ).

К ОМП относятся:

1. Ядерное оружие (ядерное или атомное, термоядерное, нейтронное).

Действие основано на использовании энергии, высвобождающейся при ядерных реакциях. Поражающие факторы ядерного взрыва: ударная волна, световое излучение, проникающая радиация, радиоактивное заражение местности, электромагнитный импульс.

2. Химическое оружие .

Действие основано на токсических свойствах химических веществ. Включает в себя боевые отравляющие вещества (ОВ ) и средства их доставки. В зависимости от характера действия ОВ подразделяются: ОВ нервно-паралитического действия (VX, Ви –Икс); ОВ кожно-нарывного действия (иприт); ОВ удушающего действия (фосген); ОВ обще ядовитого действия (синильная кислота); ОВ раздражающего действия (CS, Си-Эс); ОВ психохимического действия (BZ, Би-Зэт), вызывающие галлюцинации, страх, подавленность.

Рютель В.Э.

Бинарные химические боеприпасы (бинарное оружие) снаряжаются двумя нетоксичными компонентами ОВ, которые смешиваются друг с другом (происходит химическая реакция) в процессе применения химического оружия, образуя высокотоксичное отравляющее вещество (например, зарин (9)).

3) Бактериологическое (биологическое) оружие.

Болезнетворные микробы и их токсины, помещенные в различные технические средства и предназначенные для заражения людей, животных и растений. Поражающими факторами являются вызванные таким образом заболевания людей, животных, растений. В последнее время возникла опасность заражения при получении почтовых отправлений (письма, посылки). Безопаснее использовать электронную почту, предварительно защитив свою информацию (10).

4. Современные обычные средства поражения.

Основываются на действии взрывчатых веществ (ВВ) и зажигательных смесей (осколочно-фугасные и шариковые боеприпасы, боеприпасы объемного взрыва, зажигательные смеси (9)).

5. Высокоточное оружие.

Боевые комплексы, способные точно и на большом расстоянии поражать цель (например, зенитно-ракетный управляемый комплекс). Тактико-технические характеристики (ТТХ) современного оружия приводятся в специализированных журналах (например, “Военные знания”). Кроме перечисленных видов ОМП существуют: экологическое, космическое, психотропное и другие виды оружия.

Виды безопасности : дорожно-транспортная, пожарная безопасность (11), электробезопасность, безопасность в быту, газовая безопасность, химическая безопасность (3), радиационная безопасность, личная безопасность (3, 4, 11), экологическая безопасность (9), государственная безопасность (19), пограничная безопасность, продовольственная безопасность и другие виды. Мною предлагаются следующие виды безопасности: безопасность туризма, безопасность бизнеса, учебная безопасность, спортивная безопасность и так далее. Нельзя рассматривать вопросы безопасности в быту без знания правил пожарной безопасности, газовой безопасности, электробезопасности. Многие виды безопасности взаимно дополняют друг друга.

Меры безопасности – это мероприятия по безопасности, осуществляемые государственными и общественными организациями, предприятиями и частными лицами на основе действующих в стране законов и нормативно-правовых актов. Правила безопасного поведения – порядок безопасного выполнения работ, разработанный на основе действующих мер безопасности.

Самоучитель по ОБЖ

Индивидуальные (личные) правила безопасного поведения – это правила безопасного поведения, составленные с учетом индивидуальных и возрастных особенностей, состояния здоровья, специфики трудовой (в том числе учебной) деятельности, социальной и иной активности человека.

Обратите внимание на книгу Ю.Форостенко “Защити себя сам” (8). Она составлена в помощь маленьким гражданам России, познающим основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) в дошкольных учреждениях. Составляя себе правила поведения, учитывайте специфику мер безопасности, принятую в стране вашего проживания на случай чрезвычайных ситуаций. Отработайте принятые для себя (индивидуальные) правила на тренировках или “домашних учениях”. Опыт показывает, что в экстремальной ситуации (критической) человек чаще всего делает не то, что надо, а то, что он умеет. Разработкой индивидуальных правил безопасного поведения на заказ, а также их отработкой (тренировки, упражнения, закрепление) должен заниматься специалист по безопасности жизнедеятельности, знающий весь комплекс вопросов безопасности (в том числе условий нормального функционирования организма человека). Разработанные им правила будут носить рекомендательный характер, а их надежность определяется объемом и качеством предоставленной для разработки индивидуальных правил безопасного поведения информации. На первом этапе самообучения по курсу ОБЖ попробуйте составить для себя несколько правил. Например, правила для пешехода, правила для пассажира, правила для водителя. Водитель, пешеход, пассажир – участники движения. Возьмите себе в помощь книгу “Правила дорожного движения (ПДД)”. Разработанные Вами правила запишите в конце самоучителя на чистых страницах. После того, как Вы научились составлять для себя (или находить в литературе по безопасности) правила безопасного поведения в различных ситуациях, и у Вас их накопится более десятка, расположите их в удобном для Вас порядке. Постоянно дополняя список необходимых Вам правил безопасного поведения, располагайте их в определенной системе.



После закрепления правил (отработки их во время тренировок) у Вас появится личная система выживания и безопасности. Понятие о личной системе выживания и безопасности появилось не сразу. К нему я пришел после нескольких лет работы над темой безопасности жизнедеятельности человека. Возможно, эту личную систему знаний по безопасности Вы назовете по-другому, привлечёте к ее созданию специалистов и поручите контролировать службе безопасности. Всё зависит от Ваших возможностей. Главный вариант личной системы выживания и безопасности в полном объеме знать будете только Вы сами.

Рютель В.Э.

Личная система безопасности и выживания – это на самоцель, это инструмент безопасной жизнедеятельности. Она создается не за один день и постоянно совершенствуется на протяжении всей жизни человека.

Классификация чрезвычайных ситуаций (ЧС) .

Данный раздел ОБЖ логически продолжает изучение видов безопасности. Существует специальный каталог основных понятий Российской системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) (9), которая действует на федеральном, региональном, территориальном, местном и объектовом уровне. С каталогом можно ознакомиться самостоятельно. Мною приводится упрощенная классификация ЧС:

1. ЧС в городе;

2. ЧС в природе;

3. ЧС техногенного характера;

4. ЧС военного времени;

5. Комбинированные ЧС.

Рассмотрим некоторые из них.

Чрезвычайные ситуации в городе (по месту жительства):

  • ЧС аварийного характера в жилище и на транспорте (3, 4, 5, 8, 9, 11): угроза жизни и здоровью человека в результате аварий транспортных средств, бытовой техники, систем жизнеобеспечения и т.д. (9);
  • ЧС криминогенного характера : угроза жизни, здоровью, имуществу человека со стороны преступников (9). По уровню общественной опасности на первом месте стоят преступления в сфере оборота наркотиков, на втором – торговля оружием, на третьем – хищения автомобилей. Терроризм – метод социально-политической борьбы, осуществляемый путем систематического применения неограниченного насилия или угрозы его применения вплоть до убийства (14). О том, как действовать во время захвата транспортного средства, здания, предприятия (3, 4, 9), как обнаружить взрывное устройство и провести минную профилактику (4, 23), обнаружить опасность в почтовом отправлении (3), как вести себя во время перестрелки на улице (4), как сохранить спокойствие и выжить при получении ранения (9, 22) можно узнать на специальных занятиях и из книг (список в середине самоучителя). Необходимо помнить, что большинство опасных ситуаций можно предупредить (не посещать зон и мест повышенной опасности, не привлекать к себе внимание походкой, одеждой, причёской, речью, сумками и т.д.). Места повышенной опасности : рынки, вокзалы; темные переулки; пустые вагоны электричек, автобусов, троллейбусов; новостройки, развалины и так далее.

Самоучитель по ОБЖ

Прямых столкновений с неизвестными (опасными) людьми можно избежать, а если нападение произошло, необходимо действовать: защищать себя всеми имеющимися под рукой средствами, отвлечь внимание нападающего (нападающих) и покинуть место событий. В настоящее время существуют специальные школы самообороны. Много литературы, где освещаются и юридические аспекты самообороны. Рекомендую книгу “Самооборона для женщин”, Москва, издательство “ФИС”, 1992 г., 143 страницы с иллюстрациями, автор М.Норберг. Можно воспользоваться и учебником по ОБЖ для средней школы (9).

  • ЧС экологического характера (угроза жизни и здоровью человека в результате изменения экологической обстановки (9)).

Приведу только одно часто встречающееся понятие. Мониторинг – слежение за состоянием среды обитания и предупреждение о создающихся негативных ситуациях (19).

Чрезвычайные ситуации (ЧС) в природе:

  • ЧС, связанные с профессиональной деятельностью человека (лётчики, шахтёры, моряки и т.д. (9));
  • ЧС, связанные со стихийными бедствиями (землетрясения, наводнения, извержения вулканов и др.);
  • жизнедеятельность человека, связанная со сменой климатогеографических условий жизни;
  • вынужденное автономное существование человека (когда человек или группа людей остаются один на один с природой);
  • заболевания, травмы, отравления, укусы и другие повреждения организма человека (23).

Чрезвычайные ситуации (ЧС) техногенного характера:

  • аварии на атомных станциях и атомных реакторах;
  • аварии на транспорте при перевозке аварийно-химических опасных веществ (АХОВ) (3, 8, 9);
  • аварии на производстве;
  • аварии, связанные с военной техникой;
  • аварии, связанные с нарушением работы систем жизнеобеспечения (линий электропередач, водопроводов, газопроводов) и защиты окружающей среды (на системах отведения сточных вод, системах очистки сточных вод, хранилищах отходов производства и других сооружениях);
  • аварии с космическими аппаратами связи и навигации;
  • гидродинамические аварии и другие.

Рютель В.Э.

Чрезвычайные ситуации техногенного характера являются непосредственным следствием деятельности человека (9).

Самостоятельно приведите примеры ЧС военного времени и комбинированных ЧС. Запишите их в конце самоучителя на чистых листах.

В связи с тем, что при рассмотрении многих вопросов безопасности жизнедеятельности требуются знания основ психологии, педагогики и медицины, мною приводятся некоторые понятия данных наук.

Личность – человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни.

Сферы общественной жизни:

  • экономическая;
  • политическая;
  • духовная.

Коллектив – группа людей, объединенных общественно значимой целью (14).

Контроль – это только подготовка административного решения.

Методы воспитания (самовоспитания):

  • убеждение;
  • стимулирование (поощрение, наказание, пример, в том числе личный);
  • организация практической деятельности.

Задачи БЖД :

  • идентификация опасности распознание и количественная оценка негативных воздействий среды обитания;
  • предупреждение воздействия тех или иных негативных факторов на человека;
  • защита от опасности;
  • ликвидация отрицательных последствий воздействия опасных и вредных факторов;
  • создание нормального, то есть комфортного состояния среды обитания человека.

Цель изучения безопасности жизнедеятельности

Цель изучения безопасности жизнедеятельности — формирование и пропаганда знаний, направленных на снижение смертности и потерь здоровья людей от внешний факторов и причин. Создание защиты человека в техносфере от внешних негативных воздействий , и естественного происхождения. Объектом защиты является человек.

Причины возникновения дисциплины БЖД в России:

  • Высокая смертность (особенно среди мужчин репродуктивного возраста)
  • Низкие показатели средней продолжительности жизни (характеры для мужской части населения)
  • Ежегодное снижение средней общей численности населения

Значение и решение данных проблем очень важной для нашей страны, так как по прогнозам, России в обозримом будущем грозит вымирание. Важнейшая задача, стоящая перед государством — стабилизация численности населения.

Для решения демографической проблемы необходимо:

  • Увеличить рост
  • Модернизировать государственную систему защиты человека
  • Сформировать , направленный на развитие учения о безопасности жизнедеятельности населения
  • Всеобщее обучение жителей страны основам безопасности жизнедеятельности

По данным Всемирной организации здравоохранения индивидуальная продолжительность жизни человека во многом связана с условиями жизнедеятельности (до 70% зависит от поведения ).

Профилактика негативных факторов:

  • Личное безопасное поведение
    Выбор места жительства
    Соблюдение правил и норм
    Соблюдение здорового образа жизни
  • Коллективные меры безопасности деятельности
    Безопасные условия деятельности
    Защита населения от и катастроф
    Разработка законодательной базы в области здравоохранения
  • Обеспечение качественного состояния среды обитания
    Рациональное использование ресурсов и отходов
    Соблюдение норм безопасности и экологичности

Безопасность жизнедеятельности — наука о комфортном взаимодействии человека с .

В жизни современного человека все большее место занимают проблемы, связанные с безопасностью жизнедеятельности. К опасным и вредным факторам естественного происхождения прибавились многочисленные негативные факторы антропогенного происхождения ( , электромагнитные излучения и др.). Резкое увеличение привело к нарушению экологического равновесия и вызвало деградацию не только , но и здоровья людей.

Возникновение данной науки — объективная потребность современного общества.

Безопасность жизнедеятельности как наука

На Земле нет такого человека, которому не угрожают опасности. Реализуясь в пространстве и времени, опасности угрожают не только человеку, но и обществу, государству и в целом всему миру. Поэтому профилактика безопасности и защита от них — актуальнейшая проблема, в решении которой должны быть заинтересованы не только отдельные личности, но и государство, и все мировое сообщество.

В то же время нельзя обеспечить абсолютную безопасность для личности, общества, государства. Под безопасностью понимается такой уровень опасности, с которым на данном этапе развития человечества можно смириться. — это приемлемый риск. Чтобы его достичь, необходима выработка идеологии безопасности — формирования соответствующего уровня мышления и поведения человека и общества в целом. Именно этими проблемами и занимается наука безопасность жизнедеятельности.

Безопасность жизнедеятельности (БЖД) — это наука, изучающая общие проблемы опасностей, угрожающих человеку, обществу, государству, всему миру, и разрабатывающая соответствующие способы защиты от них.

Задачи БЖД как науки сводятся к следующему:

  • теоретический анализ и разработка методов идентификации (распознавание и количественная оценка) опасных и вредных факторов, генерируемых элементами среды обитания (технические средства, технологические процессы, материалы, здания и сооружения, элементы техносферы, природные и социальные явления);
  • разработка принципов и методов защиты от опасностей;
  • разработка и рациональное использование средств защиты человека и среды обитания от негативного воздействия техногенных источников и стихийных явлений;
  • непрерывный контроль и мониторинг среды обитания;
  • моделирование и прогнозирование развития чрезвычайных ситуаций;
  • обучение населения основам защиты от опасностей;
  • разработка мер по ликвидации последствий проявления опасностей;
  • разработка мер по обеспечению национальной и международной безопасности.

Сегодня БЖД опирается на осознанную потребность общества, на правила безопасного повеления, выработанные практикой или смежными областями науки, на законы государства и международного права по безопасности и защите населения. Однако этого недостаточно. В основе БЖД должны лежать систематизированные и обобщенные знания об объективных закономерностях существования и развития природы, человека и общества.

Специфической особенностью БЖД является то, что ее нельзя изучить методами частных наук или простым суммированием их методов. Ее проблематика охватывает многие, если не все, области человеческого знания и является результатом взаимодействия, целостного взаимосвязанного проявления разнообразных, но однородных по своей сути проблем. Поэтому здесь требуется своеобразный синтез методологий многих наук.

БЖД как учебная дисциплина

Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД) — обязательная общепрофессиональная дисциплина, в которой рассмотрены основы безопасного взаимодействия человека со средой обитания (производственной, бытовой, городской, природной) и основы защиты от негативных факторов в опасных и чрезвычайно опасных ситуациях. Изучение дисциплины формирует у специалиста представления о неразрывном единстве эффективной профессиональной деятельности и отдыха с требованиями к безопасности техники и защищенности человека. Реализация этих требований гарантирует сохранение работоспособности и здоровья человека, готовит его к действиям в экстремальных условиях.

Безопасность жизнедеятельности — наука о комфортном и травмобезопасном взаимодействии человека со средой обитания.

Объектом познания данной дисциплины являются люди (человек и коллектив людей) как объект защиты от опасностей избыточных потоков вещества, энергии и информации.

Предметом исследования в БЖД являются опасности и их совокупности, а также условия и средства, необходимые для безопасной жизнедеятельности человека или коллектива людей.

Определяется взаимодействие этого направления образования с другими областями знаний и дисциплинами. Представляется, что в сфере, обеспечивающей задачи безопасности жизнедеятельности, в эту область знаний естественно интегрируются соответствующие разделы философии и психологии, социологии и правоведения, валсологии и основ медицинских знаний, физиологии, гигиены и физической культуры, экологии и эргономики, знаний окружающего мира и природоведения, других областей фундаментальных и прикладных наук.

Основная задача дисциплины — вооружить обучаемых теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для:

  • идентификации негативных воздействий среды обитания естественного, антропогенного и техногенного происхождения;
  • прогнозирования развития этих негативных воздействий и оценки последствий их действия;
  • создания комфортного (нормативно допустимого) состояния среды обитания в зонах трудовой деятельности и отдыха человека;
  • проектирования и эксплуатации техники, технологических процессов и объектов экономики в соответствии с требованиями но безопасности и экологичности;
  • разработки и реализации мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий;
  • обеспечения устойчивости функционирования объектов и технических систем в штатных и чрезвычайно опасных ситуациях;
  • принятия решений по защите производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения, а также принятия мер по ликвидации их последствий.

В результате изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» специалист должен знать: теоретические основы безопасности жизнедеятельности в системе «человек — среда обитания»; основы взаимодействия человека со средой обитания и рациональные условия деятельности; анатомо-физиологические последствия воздействия на человека травмирующих и вредных факторов опасных и чрезвычайно опасных ситуаций; средства и методы повышения безопасности, экологичности и устойчивости технических средств и технологических процессов; экобиозащитную технику; методы исследования устойчивости функционирования производственных объектов и технических систем в чрезвычайных си туациях, методы мониторинга опасных и чрезвычайно опасных ситуаций; правовые, нормативно-технические и организационные основы управления безопасностью жизнедеятельности; методы оценки ущерба и экономической эффективности в области БЖД.

Специалист должен уметь и иметь навыки: проведения контроля параметров негативных воздействий и оценки их уровня на их соответствие нормативным требованиям; эффективного применения средств эко- биозащиты от негативных воздействий; разработки мероприятий по повышению безопасности и экологичности производственной деятельности; планирования и осуществления мероприятий по повышению устойчивости производственных систем и объектов; планирования мероприятий по защите производственного персонала и населения в чрезвычайных условиях и при необходимости участия в проведении спасательных и других неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайно опасных ситуаций.

Наука о БЖД изучает условия и средства достижения безопасности взаимодействия человека с внешним миром — окружающей его средой, основанные на передаче потоков вещества, энергии и информации, поскольку, по утверждению Ю.Н. Куражсковского, «жизнь может существовать только в процессе движения через живое тело потоков вещества, энергии и информации».

Заключение и выводы

На протяжении своего развития человечество постоянно сталкивалось с проблемой обеспечения безопасности. Благодаря прогрессу, изменившему мир, выросло благосостояние людей, улучшились качество жизни и условия их труда, невиданных размеров достигли производства промышленности и сельского хозяйства, особенно в экономически развитых странах. Вместе с тем во второй половине XX в. появились крайне неблагоприятные тенденции для жизни человечества, возросло негативное воздействие на человека и среду обитания антропогенных опасностей, отмечался рост природных, техногенных и экологических катастроф. При этом одновременно увеличился их разрушительный эффект, отмечались огромные потери людей и экономический ущерб.

Безопасность любой деятельности для каждого человека и окружающей его среды, а также для общества в целом должна рассматриваться с учетом всех экономических, социальных и экологических последствий.

Развитие техносферы ведет к повышению не только качества жизни, но и уровня опасности для жизнедеятельности человека. Антропогенные изменения окружающей среды приобрели такие размеры, что человек сам стал жертвой своей техногенной деятельности. Снижение качества среды обитания негативно отражается на эффективности труда и отдыха, продолжительности жизни, состоянии здоровья. В современной техносфере формируются такие факторы условий труда и жизни человека, которые начинают превышать адаптационные, физиологические и психологические возможности человека.

Нередко условия труда работающих не отвечают санитарно-гигиеническим нормативам по уровню содержания вредных веществ в воздухе рабочей зоны, шума, вибрации, параметрам микроклимата и другим показателям. Вредные и опасные производственные факторы становятся причиной профессиональной заболеваемости, уровень которой в России за последние годы возрос почти вдвое, а число лиц с профессиональной патологией стало самим высоким в мире.

В соответствии с прогнозом Минэкономразвития России существующая тенденция к сокращению численности работающих, занятых в основных отраслях производства, сохранится, и в ближайшие 10-15 лет она составит 50,1 млн. человек, около 7 млн. из которых будет занято на работах с вредными и опасными условиями труда. При этом общие потери рабочей силы за 2006-2015 гг. составят более 10 млн. человек.

В связи с демографическим кризисом следует главный экономический вывод: требуется существенное (в несколько раз) повышение производительности труда. Поэтому необходимы не только глубокая модернизация производства, но и создание для работающих безопасных условий труда. Рост профессиональных заболеваний и несчастных случаев на производстве со смертельными исходами свидетельствует об отсутствии ответственности и экономической заинтересованности работодателей за выполнение правил по охране труда и здоровья работников.

Разработанная программа “Здоровье работающего населения России на 2004-2015 гг. ” ориентирована на поэтапный переход к обеспечению здоровых и безопасных условий труда, формирование системы охраны и медицины труда, адаптированных к организационно-правовым формам учреждений. Любая профессиональная деятельность потенциально опасна, но в то же время технически осуществимо ликвидировать производственную опасность или снизить ее до допустимого уровня. Обеспечение охраны труда является основой высокопроизводительной и творческой деятельности предприятий и организаций различных форм собственности.

В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации (2006) все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели — индивидуальные предприниматели обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда. Государство содействует организации обучения по охране труда в образовательных учреждениях, в том числе высшего профессионального и послевузовского профессионального образования.

В последние десятилетия для всех промышленно развитых стран характерно нарастание опасностей и угроз в природно-техногенной сфере. По мере развития техносферы на первое место вышли чрезвычайные ситуации техногенного характера, которые составляют до 75% от общего их количества. В результате различных чрезвычайных ситуаций ежегодно в мире погибает около 3 млн. человек, а материальные потери составляют от 50 до 100 млрд. долл. в год.

Социальные и экономические потери общества от природных и техногенных катастроф растут стремительными темпами. Без принятия эффективных мер уже к середине XXI в. величина ущербов от катастрофических явлений на Земле может превысить прирост глобального валового продукта. Поэтому одной из важнейших проблем, от решения которой зависит безопасность общества и его устойчивое развитие, является борьба за снижение риска природных и техногенных катастроф.

По данным МЧС России (приводимым в ежегодных государственных докладах), величина экономического ущерба от чрезвычайных ситуаций составляет сейчас около 70-80 млрд. руб. в год, причем это так называемый “заявленный” экономический ущерб, составляющий лишь некоторую часть от реального экономического ущерба, который с учетом косвенных последствий чрезвычайных ситуаций может достигать нескольких сотен миллиардов руб., т. е. составлять определенное количество процентов от ВВП Российской Федерации.

Масштаб крупных техногенных и природных катастроф в последнее время вполне соизмерим с чрезвычайными ситуациями военного времени. Возросла угроза террористических акций и диверсий, которые могут быть направлены на потенциально опасные объекты и привести к катастрофическим последствиям, выходящим даже за рамки национальных границ.

В течение последних лет существенно возросла значимость терроризма как фактора стратегических угроз национальной безопасности. Особую опасность приобретает технологический терроризм. Так, трагические масштабы последствий терактов в Нью-Йорке обусловлены в первую очередь именно технологической уязвимостью современной цивилизации. Технологический терроризм можно классифицировать как биологический, химический, терроризм с использованием взрывчатых веществ особо разрушительной силы, кибернетический (компьютерный), ядерный (радиологический) и сельскохозяйственный терроризм.

Техногенные аварии и катастрофы, стихийные бедствия требуют как профессиональной подготовки специалистов, занимающихся предупреждением и ликвидацией их последствий, так и обучения населения умелым действиям в условиях возникающих чрезвычайных ситуаций. Подготовке в области защиты от чрезвычайных ситуаций подлежат население, занятое в сфере производства и обслуживания; учащиеся общеобразовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования; население, не занятое в сферах производства и обслуживания; руководители и специалисты федеральных органов исполнительной власти; органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; органов местного самоуправления; учреждений и организаций, независимо от их организационно-правовой формы, и специалисты в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

Компетентность людей в мире опасностей и способах защиты от них — необходимое условие безопасности жизнедеятельности. Отсутствие естественных механизмов защиты от них требует приобретения человеком навыков обнаружения опасностей и применения средств защиты. Это достижимо только в результате обучения и приобретения опыта на всех этапах образования и практической деятельности человека. Поэтому все больше возрастает значение подготовки специалистов с высшим образованием, способных не только обеспечить личную безопасность, но и выработать мероприятия по защите персонала объекта экономики, а также организации их выполнения в чрезвычайных ситуациях различного характера в качестве руководителя объекта или члена одного из органов управления .

Нередко условия труда работающих не отвечают санитарно-гигиеническим нормативам по уровню содержания вредных веществ в воздухе рабочей зоны, шума, вибрации, параметрам микроклимата и другим показателям. Вредные и опасные производственные факторы являются причиной профессиональных заболеваний и несчастных случаев на производстве со смертельными исходами, что приводит к потерям трудоспособного населения.

Любая профессиональная деятельность потенциально опасна, но в то же время производственные вредные и опасные факторы осуществимо ликвидировать или снизить их до допустимого уровня. Обеспечение охраны труда является основой высокопроизводительной и творческой деятельности предприятий и организаций различных форм собственности. Государство содействует организации обучения по охране труда в образовательных учреждениях, в том числе высшего профессионального и послевузовского профессионального образования.

Для современного состояния как России, так и других промышленно развитых стран мира характерно нарастание угроз в природно-техногенной сфере, а техногенные и природные катастрофы становятся постоянно действующими факторами не только экономики, но и политики.

Анализ опасностей и угроз природного и техногенного характера, а также их прогноз на перспективу показывают, что на территории России в ближайшие годы будет сохраняться высокая степень риска возникновения крупномасштабных чрезвычайных ситуаций различного характера и увеличение ущерба от них, который уже исчисляется в целом триллионами рублей в год. Это будет существенно тормозить экономический рост в стране, переход России к стратегии устойчивого развития.

Предварительный прогноз основных опасностей и угроз для России в начале XXI века указывает на то, что до 2010 года могут произойти разрушительные землетрясения в трех сейсмологических регионах: Камчатка- Курильские острова, Прибайкалье и Северный Кавказ. В каждом из указанных регионов может произойти одно разрушительное землетрясение. Без принятия превентивных мер возможны потери десятков тысяч жизней людей и ущерб порядка 10 млрд. долл. США. Нельзя исключать возникновения 3-5 техногенных землетрясений, одного разрушительного цунами на тихоокеанском побережье, одного-двух катастрофических наводнений, а также увеличения количества лесных и торфяных пожаров.

Нарастание риска возникновения техногенных чрезвычайных ситуаций в России обусловлено тем, что в последние годы в наиболее ответственных отраслях потенциально опасные объекты имеют выработку проектного ресурса на уровне 50-70%, иногда достигая предаварийного уровня.

В целом, на территории страны в период до 2010 г. не исключается возникновение одной трансграничной (глобальной), 1-2 федеральных, 2-10 региональных, 50-100 территориальных, до 3000 местных аварий и катастроф.

Техногенные и природные чрезвычайные ситуации являются существенными источниками риска для жизнедеятельности населения. Поэтому необходимым условием достижения безопасности жизнедеятельности является компетентность людей в мире опасностей и способах защиты от них. Это достижимо только в результате обучения и приобретения опыта на всех этапах образования и практической деятельности человека. Мир опасностей вполне познаваем и у человека есть достаточно средств и способов защиты от связанных с ними угроз. Недостаточное внимание человека к проблемам природной и, особенно техногенной безопасности, склонность к риску и пренебрежению опасностью во многом связаны с ограниченными знаниями человека о мире опасностей и негативных последствиях их проявления. Поэтому в обеспечении устойчивого безопасного развития большую роль играет профессиональная подготовка лиц, принимающих управленческие решения, то есть руководителей законодательной и исполнительной власти, предприятий и организаций всех форм собственности. Поскольку часто главным виновником чрезвычайных ситуаций в конечном счете оказывается конкретный человек, его образование, воспитание и самосознание являются важными факторами, влияющими на риск чрезвычайных ситуаций.

Основным принципом существования и развития всего живого является принцип обязательности внешнего воздействия :

Живое тело развивается и существует лишь при наличии внешних воздействий на него.

Саморазвитие живого тела невозможно.

Базовыми принципами обеспечения безопасности в системе «человек – среда обитания» являются следующие.

Принцип «все воздействует на все»

Опасности не обладают избирательным свойством, при своем возникновении они негативно воздействуют на всю окружающую их материальную среду, реализуются в виде потоков энергии, вещества и информации, и существуют в пространстве и во времени.

Опасности, создаваемые деятельностью человека, имеют два важных для практики качества: они носят потенциальный характер (могут быть, но не приносить вреда) и имеют ограниченную зону воздействия (зона действия опасности).

Аксиома о потенциальной опасности

Любая деятельность потенциально опасна .

Эта аксиома имеет, по меньшей мере, два важных вывода, необходимых для формирования систем безопасности:

  • невозможно разработать (найти) абсолютно безопасный вид деятельности человека (например, рассматривая производственную деятельность человека, невозможно создать абсолютно безопасную технику или технологический процесс);
  • ни один вид деятельности не может обеспечить абсолютную безопасность для человека (нулевых рисков не бывает).

Наличие потенциальных опасностей находит свое отражение в утверждении, что «жизнедеятельность человека потенциально опасна».

Это предопределяет, что все действия человека и все компоненты среды обитания, прежде всего технические средства и технологии, кроме позитивных свойств и результатов, обладают способностью генерировать травмирующие и вредные факторы. При этом любое новое позитивное действие человека или его результат неизбежно приводят к возникновению новых негативных факторов.

Принцип антропоцентризма

Человек есть высшая ценность, сохранение и продление жизни которого является целью его существования .

Реализация этого принципа означает приоритетную деятельность, направленную на сохранение здоровья и жизни человека при воздействии на него внешних причин. К ней относятся такие направления исследований, как идентификация опасностей и зон их действия, разработка и применение человекозащитных средств, контроль их состояния и т. п.

Прикладное значение по отношению к теории безопасности жизнедеятельности имеют практические разработки средств и методов защиты окружающей природной среды, достижения высокой надежности технических систем и т. п.

Они используются лишь при установлении для технических объектов таких показателей, как допустимые отходы, допустимый техногенный риск.

Принцип существования внешних воздействий на человека

Человеческий организм всегда может подвергнуться внешнему воздействию со стороны какого-либо негативного фактора .

На человека постоянно воздействуют внешние, различные по уровням потоки веществ, энергий и информации. Вполне вероятно, что некоторые потоки будут способны причинять человеку ущерб здоровью или угрожать гибелью.

Принцип возможности создания для человека безопасной среды обитания

Создание комфортной и травмобезопасной для человека среды обитания принципиально возможно и достижимо при соблюдении в ней предельно допустимых уровней воздействия на человека .

Реализация этого принципа возможна только на основании соблюдения нормативных требований по допустимым внешним воздействиям на человека.

Принцип выбора путей реализации безопасного взаимодействия человека со средой обитания

Безопасное взаимодействие человека со средой обитания достигается его адаптацией к опасностям, снижением их значимости и применением человеком защитных мер .

Все эти меры достижения безопасного взаимодействия человека со средой обитания могут быть использованы одновременно либо в каком-то сочетании. Например, практически всегда для достижения цели используют решения, направленные как на совершенствование источника опасности с целью достижения его негативного влияния, так и на применение комплекса защитных мер в зоне пребывания человека.

Принцип отрицания абсолютной безопасности

Абсолютная безопасность человека в среде обитания недостижима .

Этот принцип справедлив, поскольку, во-первых, на Земле всегда существуют естественные опасности, во-вторых, неизбежны антропогенные опасности и, в-третьих, практически неустранимы полностью и технические опасности.

Поскольку абсолютно безопасной техники не существует, любая техническая система обладает определенной надежностью и ее безопасность оценивается показателями технического риска. В работе большинства технических систем принимает участие оператор, обладающий способностью принимать иногда ошибочные решения. На любой технический объект всегда оказывается внешнее воздействие, способное в отдельных случаях нарушить его работу.

Поэтому техногенный риск полностью устранить нельзя, его можно лишь минимизировать. Антропогенные опасности также можно лишь минимизировать.

Принцип эволюции безопасности

Рост знаний человека, совершенствование техники и технологии, применение защиты, ослабление социальной напряженности в будущем неизбежно приведут к повышению защищенности человека от опасностей .

Позитивное движение общества к решению проблем удовлетворения потребностей человека реализуется в его безопасности. Этот путь многовариантен и основан прежде всего на росте культуры общества в вопросах безопасности жизнедеятельности человека.

Процесс воздействия опасностей в системе «человек-техносфера» основан на следующих постулатах.

Аксиома об одновременном воздействии опасностей

Потоки вещества, энергии и информации, генерируемые их источниками, не обладают избирательностью по отношению к объектам защиты и одновременно воздействуют на человека, природную среду и техносферу, находящихся в зоне их влияния .

Из этой аксиомы следует, например, что вибрация любого здания одновременно воздействует на людей, строительные материалы и конструкции, на коммуникации и устройства, находящиеся в нем. Здесь необходимо отметить, что результат воздействия вибрации одной интенсивности на все находящиеся в здании объекты может быть различным (опасным или неопасным) и полностью определяется способностью объекта защиты (человек, коммуникация и т. п.) к восприятию возникшей в этом здании вибрации.

Аксиома о совокупном воздействии опасностей

На любой объект защиты одновременно воздействуют все потоки, поступающие из вне в зону его пребывания

При оценке воздействия опасностей на объект защиты необходимо также учитывать, что любой объект воспринимает одновременно все потоки вещества, энергии и информации, поступающие в зону его пребывания.

Таким образом, для современного состояния системы «человек - техносфера» характерны два вида негативных ситуаций, связанных с воздействием опасностей на человека:

  • длительное воздействие постоянных или переменных опасностей ограниченной интенсивности в локальных, региональных и глобальных зонах (ситуации, связанные с длительным действием опасностей на производстве, в быту и в городе, а также действия глобальных опасностей (потепление климата, разрушение озонового слоя, кислотные дожди, повышение радиоактивного фона атмосферы);
  • кратковременные воздействия импульсных опасностей высокой интенсивности в локальных, максимум — в региональных зонах (ситуации, связанные с техногенными авариями, катастрофами и стихийными бедствиями).

Не получается решить тест онлайн?

Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов.

Закажите консультацию за 470 рублей и тест онлайн будет сдан успешно.

1. Энергоэнтропийная концепция связана с ….
повседневной потенциально опасной деятельностью человека
неконтролируемым и неуправляемым выходом энергии и вредных веществ в окружающую среду
отсутствием или недостаточным уровнем предупредительных мероприятий по уменьшению масштабов последствий ЧС
накоплением отходов производства и энергетики, являющихся источником распространения вредных веществ в окружающей среде
низким качеством защиты от опасных технологий и выброса энергии

2. Катастрофические явления, которые считаются катастрофами в неинтерактивной системе
землетрясения
извержение вулкана
социальный взрыв
развод в семье
сход снежной лавины

3. Катастрофические явления, которые считаются катастрофами в интерактивной системе
землетрясения
извержение вулкана
социальный взрыв
развод в семье

4. Потенциальные опасности реализуются …
при отсутствии средств оздоровления
в производственной среде
в природной среде
при наличии определенных причин
при ухудшении состояния среды обитания

5. Совокупность общественных, негосударственных структур, действующих в различных сферах безопасности называется… безопасностью.
национальной
государственной
общественной
личной
региональной

6. Основные функции МЧС России
Осуществляет целевые и научно-технические программы, направленные на предупреждение ЧС
Участвует в мероприятиях по социальной поддержке пострадавших граждан
Использует материально-технические средства по двойному предназначению
Проводит государственную экспертизу, надзор и контроль в области защиты населения и территорий от ЧС
Проводит мероприятия по различным видам маскировки

7. Окружающая человека среда, обусловленная в данный момент совокупностью факторов, способных оказывать прямое или косвенное, немедленное или отдаленное воздействие на деятельность человека, его здоровье и потомство
среда обитания
биологическая среда
среда жизнедеятельности
окружающая среда
природная среда

8. Объекты защиты системы глобальная безопасность
планета Земля
природная среда
человечество
техносфера
биосфера
человек
общество
нация
государство

9. Состояние гарантированной защиты личности, общества, народа, образа жизни, государственных институтов, суверенитета страны, территориальной целостности и природных ресурсов, нерушимости ее границ, конституционности строя и системы управления называется… безопасностью
национальной
государственной
общественной
личной
региональной

10. Регион биосферы в прошлом, преобразованный людьми с помощью прямого или косвенного воздействия технических средств в целях наилучшего соответствия своим материальным и социально-экономическим потребностям называется…
производственной сферой
техносферой
социальной сферой
экобиологической сферой
социально-технической сферой

11. Первостепенный объект защиты
общество
государство
человек
природная среда
техносфера

12. Угрозы в физической сфере
повышение уровня инфляции

сейсмические проблемы
исчерпаемость ресурсов
падение уровня медицины
климатические проблемы

13. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) был создан в … году.
1994

14. Причины, способствующие частичной и региональной деградации природной среды в результате антропогенного и техногенного влияния
совершенствование человека
рост потребления и концентрация энергетических ресурсов
массовое использование транспортных средств
процесс эволюции среды обитания
высокие темпы роста численности населения на Земле
изменение общественного уклада и социальной основы общества

15. Задачи безопасности жизнедеятельности
снижение вероятности проявления опасностей
теоретический анализ и выявление опасностей
использование моделирования угроз
использование моделирования опасностей
сегментация информации по угрозам

16. Угроза безопасности общества
угроза вторжения космических тел
угроза распространения туберкулеза
угроза наркомании подростков
угроза терроризма

17. Опасности делятся по …
нарушению защиты
объективной сложности
средствам защиты
месту действия
характеру воздействия на человека

18. Ситуация взаимодействия в системе «человек – среда обитания»
комфортная
чрезвычайно опасная
сложная
позитивная
негативная
вредная

19. Угрозы в социальной сфере обусловлены …
расслоением общества
сокращением ВВП
тенденцией к преобладанию в экспортных поставках топливно-сырьевой и энергетической составляющих
спадом рождаемости

20. Угроза государственной безопасности относятся:
угроза американо-иракского конфликта
угроза распространения СПИДа
угроза подъема уровня Мирового океана
угроза терроризма

21. Полномочия МЧС России:
Проводит проверки готовности ФОИВ к осуществлению мероприятий ГО
Имеет оборудованные спецсигналами транспортные средства
Обеспечивает готовность к действиям органов управления, сил и средств для ликвидации ЧС
Осуществляет государственный пожарный надзор
Осуществляет целевые и научно-технические программы, направленные на предупреждение ЧС

22. Угрозы в информационной сфере
повышение уровня инфляции
падение уровня образования и науки
падение уровня рождаемости
разрушение духовности в обществе
наличие информационных манипуляций
торговля сырьём

23. Угроза международной глобальной безопасности
угроза ближневосточных конфликтов
угроза политических организаций
угроза подъема уровня Мирового океана
угроза террористических организаций.

24. Процесс обнаружения и установления количественных, временных и других характеристик, необходимых и достаточных для разработки профилактических и оперативных мероприятий, направленных на обеспечение безопасности называется …
воздействующей опасностью
идентификацией опасности
нежелательной опасность
установленной опасностью
реальной опасностью

25. Интегративное свойство системы к стабильному существованию и развитию под действием внешних и внутренних угроз в течении определенного времени, называется…
катастрофическим процессом
опасным явлением
безопасностью
предупреждением угрозы
идентификацией опасности

26. Процесс, явление, объект, антропогенное воздействие или их комбинация, нарушающие устойчивое состояние среды обитания, угрожающие здоровью и жизни человека
катастрофа
потенциальная опасность
опасность
авария
стихийное бедствие

27. Система безопасности труда защищает человека от…
опасностей среды деятельности человека
опасностей техносферы
опасностей космоса
чрезвычайных опасностей биосферы и техносферы
опасностей среды деятельности и отдыха

28. К угрозам международной региональной безопасности общества относится угроза …
столкновения с космическими телами
распространения туберкулеза
распространения СПИДа
арабо-израильского конфликта

29. Угрозы в сфере экономики обусловлены …
расслоением общества
сокращением ВВП
тенденцией к преобладанию в экспортных поставках топливно-сырьевой и энергетической составляющих
спадом рождаемости

30. Угрозы в биологической сфере
повышение уровня инфляции
падение уровня образования и науки
падение уровня рождаемости
экологические проблемы
падение уровня медицины
низкое качество техники и технологий

31. Предмет «Охрана труда» в ВУЗах был введен в … году.
1965

32. Функции безопасности жизнедеятельности
мониторинг состояния среды обитания
снижение вероятности проявления опасностей
разработка и использование средств экобиозащиты
использование принципа слабого звена для обеспечения безопасности
обучение населения основам БЖД

33. Российский корпус спасателей был создан в … году.
1990