Порядок обжалования решения о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации. Теперь можно обжаловать отказ в регистрации ооо в досудебном порядке Порядок обжалования решения о государственной регистрации

Для того чтобы оформить недвижимость в собственность, необходимо пройти процедуру государственной регистрации. Но имущество могут как зарегистрировать, так и отказать в этом. Отказ в регистрации права собственности на недвижимое имущество влечет за собой определенные последствия, о которых необходимо знать.

При успешном оформлении собственности, сотрудники Росреестра делают соответствующую запись в государственном реестре. А владелец квартиры или земельного надела получает на руки свидетельство, подтверждающее его право собственности.

В случае отказа в регистрации владельцу должны разъяснить причины и подтвердить их с помощью нормативных актов. Лицо в свою очередь имеет возможность, исправив ошибки, подать документы во второй раз. Или подать судебный иск. Регистрирующие органы могут также приостановить процедуру оформления имущества, сразу сообщив об этом заявителю.

Основания для отказа в регистрации права собственности

Федеральным законом № 122 «О государственной регистрации прав» был установлен список причин, которые являются серьезными основаниями для отказа:

  1. Право лица на объект недвижимости не является таковым в соответствии с ФЗ № 122.
  2. У гражданина нет прав подавать документы для регистрации.
  3. Документы на недвижимость оформлены ненадлежащим образом.
  4. Бумаги, подтверждающие право собственности лица на объект недвижимости, являются недействительными.
  5. Лицо, выдавшее владельцу правоустанавливающий документ, не имело на это полномочий.
  6. Лицо, которое выдавало эту бумагу, не указало особые ограничивающие условия.
  7. В поданных документах нет информации о правах заявителя на данную собственность.
  8. Владелец недвижимости предоставил неполный пакет документов.
  9. Объект недвижимости уже зарегистрирован на другого собственника.
  10. Имущество не подлежит передаче в частную собственность.

Важно: если есть судебный спор о границах земельного участка, это не является причиной для отказа регистрации права собственности.

После того, как сотрудники Росреестра приняли решение отказать в государственной регистрации, заявителю в течение 5 дней высылают письменное сообщение. Отказ в регистрации права, вернее копия документа, помещается в дело правоустанавливающих документов. Владелец и сам может отказаться от регистрации права собственности, подав соответствующее заявление.

Что касается возврата госпошлины, то при отказе регистрирующего органа в проведении процедуры уплаченная сумма заявителю не возвращается. Если же оформление права собственности было прекращено по инициативе владельца, то возвращается только часть суммы, вернее, 50%.

Приостановление процедуры

Росреестр может не только отказаться регистрировать собственность, но и приостановить процедуру на 1 месяц. Чаще всего необходимость в этом возникает, если у уполномоченного сотрудника появляются сомнения по поводу наличия прав собственника у заявителя. Он тщательно проверяет предоставленную документацию и принимает все возможные законные меры по получению дополнительной информации.

Когда сотрудник государственного органа находит причину, не позволяющую зарегистрировать заявителя как собственника, он высылает уведомление. Это означает, что владелец земли или жилплощади может устранить эти причины. Если за 1 месяца со дня приостановления процедуры хозяин имущества не сможет этого сделать, в регистрации ему будет отказано.

Обнаружив в документах причину для приостановления регистрации, должностное лицо может сразу отказать заявителю, не давая время на устранение ошибки. Это право регистратора, поэтому иногда собственникам приходится либо подавать документы снова, либо идти в суд.

Последствия

Отказ в государственной регистрации прав на недвижимое имущество имеет ряд существенных последствий. И самым важным являются то, что у владельца нет возможности распоряжаться своим имуществом. И поэтому он не может совершать юридические действия с объектом недвижимости, то есть, не может продать его, подарить и т. д.

Есть сделки, которые по закону считаются заключенными только после того, как будет осуществлена государственная регистрация. А вот договора, где объектом выступает земля или нежилая недвижимость, считаются заключенными с момента, когда будут подписаны. Тем не менее, новый владелец обязан зарегистрировать свою недвижимость в порядке, установленном законом. Иначе переход права собственности не будет считаться произошедшим, а сделка – действительной.

К отрицательным последствиям отказа от оформления недвижимости можно отнести и расходы, так как госпошлина, как известно, возврату не подлежит. Поэтому, лучше не допускать причин, которые могут спровоцировать отказ в регистрации. Иначе придется подавать документы заново или обращаться в суд с иском.

Обжалование

Заинтересованное лицо может подать исковое заявление при условии, что государственные органы отказывают определять право собственности без видимых причин. Эту процедуру регулирует законодательство РФ. Когда отказано юридическому лицу, то обращение должно осуществляться согласно Арбитражно-процессуальному кодексу. У гражданина есть три месяца со дня получения отказа для обжалования его с помощью суда.

Если собственником имущества выступает физическое лицо, то процедура обжалования должна осуществляться на основании Гражданско-процессуального кодекса. У владельца имущества также есть три месяца для обращения. От самого заявителя зависит очень многое. Он должен доказать, что может распоряжаться недвижимостью и то, что действия государственного регистратора являются незаконными.

При вынесении судом положительного решения регистрационный орган обязан признать за истцом право собственности на объект недвижимости. Если же в удовлетворении иска заявителю будет отказано, зарегистрировать свое имущество он не сможет.

Что касается сроков, то судебное решение должно быть выполнено незамедлительно, если не установлены особые сроки. При этом истцу не нужно оплачивать новую госпошлину и повторно подавать заявление. Важно понимать, что судебное решение о признании действий государственных органов незаконными отличается от признания права собственности на недвижимость. Это два разных юридических факта, и во втором случае истцу необходимо проходить процедуру государственной регистрации с самого начала.

Жалоба на регистрирующий орган состоит из нескольких частей. «Шапка» документа должна содержать наименование суда, ФИО заявителя и должностного лица, к которому имеются претензии. Первая часть, которая называется описательной, содержит информацию об отказе от регистрации. Во второй части следует обосновать, почему истец считает решение Росреестра незаконными. Третья часть – это аргументированные требования лица. Четвертая и заключительная часть содержит список прилагаемых документов.

К иску лицо должно приложить:

  • копию отказа соответствующего органа;
  • бумаги, подтверждающие права заявителя на имущество;
  • квитанцию об оплате госпошлины (бумаги, подтверждающие предоставление льгот или ходатайство о рассрочке по уплате госпошлины);
  • несколько копий иска;
  • при участии представителя – нотариально заверенную доверенность.

Перед тем, как обращаться в суд, можно попробовать обжаловать решение регистрирующего органа у вышестоящего должностного лица. Жалоба составляется приблизительно так же, как и исковое заявление. То есть, она должна содержать основания для отказа от Росреестра, требования лица и необходимые доказательства по делу.

Основания для отказа в оформлении имущества могут быть разнообразными. Если не хватает бумаг или они содержат неточную информацию, у гражданина есть время на исправление. Но если государственный орган отказывается регистрировать недвижимость на нового владельца без причин, отстоять свои права можно только с помощью суда.

Обжаловать отказ в государственной регистрации ООО или ИП можно будет теперь в досудебном порядке и для бизнеса это очень хорошие новости!

Итак, что было До этого: отказ в государственной регистрации юридического лица можно было и раньше, но только в судебном порядке, то есть, через арбитражный суд. Ничего другого Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» не было предложено.

И в итоге, получив отказ при , по какому то, непонятному для себя поводу, юрист или предприниматель не мог обратится никуда, кроме суда, чтобы обжаловать данное решение.

Не помогали и консультации по отказам- часто налицо было разное трактование норм действующего законодательства юристами.

И всегда было жаль потраченного времени на ожидание, денежных средств по оплате в государственной регистрации ООО(а ведь с нотариальными услугами, при первичной регистрации ООО выходила немаленькая сумма, да и , обернувшаяся отказом, также давала почувствовать денежные траты), и разочарование в упрощенной процедуре регистрационных действий.

Что будет После:

В третьем чтении были приняты поправки в уже указанный закон, которые предусматривают, наконец то четкий досудебный порядок обжалования компаниями и индивидуальными предпринимателями решения регистрирующего органа о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации.

Согласно внесенным поправкам, жалобу подать в вышестоящий регистрирующий орган можно будет в течение трех месяцев, после произошедшего факта государственной регистрации или отказа в ней. По г.Москве — это Управление Федеральной налоговой службы. в течение 15 дней будет дан ответ на поступившую жалобу. но подавать туда жалобу нужно будет все таки, скорее всего, через канцелярию МИ ФНС №46 по г.Москве- через регистрирующий орган, выдавший отказ.

При отклонении жалобы УФНС, жалобу можно будет подать в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, при соблюдении тех же сроков: после получения отказа на удовлетворение жалобы, у предпринимателя есть еще три месяца на подачу жалобы в вышестоящую инстанцию. Сроки рассмотрения жалобы могут увеличиться на 10 дней, в особо серьезных случаях.

И только, если еще раз отказали, то в третий раз нужно уже писать заявление в суд.

Досудебный порядок решения конфликтных ситуаций- обязателен.

Жалоба может остаться без рассмотрения при следующих обстоятельствах: «отсутствие подписи лица, подавшего жалобу; нарушение срока подачи жалобы; поступление заявления об отзыве жалобы; наличие ранее поданной жалобы по тому же предмету и по тем же основаниям оспаривания; наличие вступившего в законную силу решения суда или арбитражного суда по тому же предмету и по тем же основаниям оспаривания. Решение об оставлении жалобы без рассмотрения должно приниматься в течение пяти рабочих дней» (цитата с сайта Гарант ру).

Подавать документы можно любым удобным для себя способом: лично, по почте или в электронном виде, соблюдая все установленные действующим законодательством нормы, предписывающие, в каком виде и как подавать документацию в государственные органы.

Введение досудебного порядка урегулирования споров- в данном случае обжалования отказа, снизит нагрузку на суды и поможет быстрее предпринимателю получить решение по его жалобе.

Законопроект № 521444-6 «О внесении изменений в Федеральный закон о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

Данная статья подготовлена юристом и может быть использована частично на сайте банкир точка ру.

Добрый день! Хочется получить совет, что делать в следующей ситуации: Организация в апреле 2017 года подала пакет документов необходимый для раздела земельного участка принадлежащего организации на праве собственности на 2 (два) земельных участка и регистрации права собственности на эти два вновь образованные земельные участки. В мае 2017 года получено Сообщение об отказе в государственной регистрации - "в соответствии с пунктом 3 статьи 14 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляется одновременно в связи с созданием объекта недвижимости. В соответствии с Законом о регистрации не допускается осуществление регистрации права на объект недвижимости который не стоит на кадастровом учете. Заявления на постановку на кадастровый учет и на государственную регистрацию права были поданы одновременно. Вместе с тем 03 мая 2017 года принято решение об отказе №47/17-49 в осуществлении кадастрового учета. В соответствии с пунктом 2 статьи 41 Закона о регистрации в случае образования двух и более земельных участков в результате раздела государственный кадастровый учет и государственная регистрация права осуществляется одновременно в отношении всех образуемых участков. Вами представлен фрагмент проекта межевания территории в качестве не позволяющем определить площади образуемых и исходного земельного участка.". Полагая, что данный отказ является незаконным организация обратилась в Арбитражный суд сформулировав свои требования следующим образом:

1.Признать незаконным отказ от 03.05.2017 года №47/17-49.

2.Обязать Заинтересованное лицо осуществить государственную регистрацию прекращения права собственности на указанный земельный участок в связи с его разделом и осуществить государственную регистрацию права собственности на 2 (два) вновь образованных земельных участка.

Получено Определение суда о назначении дела к слушаниям где написано следующее:

Заявителю: правовое обоснование требования об обязании осуществить регистрацию права на вновь образованные участки с учетом указания в оспариваемом отказе на принятие решения об отказе в осуществлении кадастрового учета вновь образованных участков; сведения о том, что оспаривалось решение об отказе в осуществлении кадастрового учета вновь образованных участков.

Данная формулировка непонятна т.к. в иске под пунктом №1 стоит требование признать незаконным отказ от 03.05.17 №47/17-49 (это отказ в осуществлении кадастрового учета).

Удалось переговорить с судом по данному вопросу. Суд полагает, что нам необходимо обжаловать 2 (два) отказа: отказ в осуществлении государственного кадастрового учета и отказ в государственной регистрации. И третьим требованием заявлять об обязании осуществить государственную регистрацию.

Вместе с тем отказ в регистрации права был выражен Сообщением об отказе в котором была ссылка только на отказ в кадастровом учете. Т.е. как такового Решения об отказе в регистрации не выносилось. Более того мы полагаем, что признания отказа в осуществлении кадастрового учета незаконным является основанием для постановки на кадастровый учет вновь образованных земельных участков и для осуществления государственной регистрации.

Вопрос: стоит уточнять исковые требования на:

1.Признать незаконным отказ в осуществлении кадастрового учета от 03.05.2017 года №47/17-49.

2.Признать незаконным отказ в осуществлении государственной регистрации (Сообщение об отказе от 03.05.17 №116).

3.Обязать Заинтересованное лицо осуществить государственный кадастровый учет 2 (двух) вновь образованных земельных участков и государственную регистрацию прекращения права собственности на исходный земельный участок в связи с его разделом и осуществить государственную регистрацию права собственности на 2 (два) вновь образованных земельных участка.

Или достаточно оставить исходные требования?

Суд по регистрации прав

Адвокат по Недвижимости

Гордон Андрей Эдуардович

Отказ в регистрации прав

Как известно с 1 января 2017 года в Российской Федерации права на недвижимое имущество регистрируются по новым правилам – по закону «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015г. №218-ФЗ.

Согласно новому закону отказ в регистрации прав может произойти в момент подачи документов на государственную регистрацию прав или в процессе юридической экспертизы поданных документов. Так согласно пункту 15 статьи 18 закона при подаче документов на бумажном носителе (личное обращение) их могут не принять, если не установлена личность заявителя.

Учитывая, что прием документов на государственную регистрацию прав физических лиц осуществляют многофункциональные центры по предоставлению государственных услуг (МФЦ), фактический отказ в принятии документов физические лица получают в МФЦ.

МФЦ и регистрирующий права на недвижимость государственный орган делает вывод о неустановлении личности заявителя, если в момент подачи заявления на гос регистрацию прав не предъявлен документ, удостоверяющий личность заявителя, или заявитель отказался предъявить документ, удостоверяющий его личность. Вместе с тем, заявителям необходимо учесть, что положения закона позволяют трактовать его расширительно, поскольку основания для отказа в принятии документов на гос регистрацию прав сформированы в виде открытого перечня.

Понятие «установление личности» в самом законе не раскрыто, и регистраторы толкование понятия «установление личности» для гос регистрации прав проводить с учетом Положения о паспорте гражданина РФ, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 г. N 828, а установление личности ностранных граждан — по правилам закона РФ от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации.

Так согласно пункту 1 Положения о паспорте гражданина РФ единственным документом удостоверяющим личность гражданина РФ с 14 лет является паспорт гражданина РФ.

Какое практическое значение это имеет для гос регистрации прав? — Не стоит для регистрации прав предоставлять водительские права или снилс, или военный билет. По таким документам у вас просто не примут заявление на гос регистрацию.

С паспортом гражданина РФ так же не все просто. Согласно Положению о паспорте гражданина РФ паспорт может быть недействительным, например, если в него внесены отметки, не предусмотренные этим положением (пункт 6 положения). Например, при пересечении границы с Украиной и предъявлении российского паспорта Украинские пограничники ставят в него штампик о пересечении границы, что сразу делает паспорт гражданина РФ недействительным.

Кроме того, российские паспорта заведомо имеют срок действия в зависимости от возраста его владельца (пункт 7 положения):

от 14 лет — до достижения 20-летнего возраста;

от 20 лет — до достижения 45-летнего возраста;

от 45 лет — бессрочно.

По этому, уже при подготовке к сделке с недвижимостью проверьте свой российский паспорт, и при достижении соответствующего возраста замените его. Органы государственной регистрации прав тщательно следят за действительностью представленных на регистрацию документов, и действительность паспорта является частой причиной отказа в принятии документов.

В отличие от многих государств в России существуют внутренние паспорта и заграничные паспорта, причем правила их выдачи, требования к эти паспортам и срок их действия не совпадают. Важно, что на территории РФ заграничный паспорт гражданина РФ не применяется для удостоверения личности, и при регистрации прав на недвижимость в России загран паспорт у вас не примут.

Более сложная ситуация с удостоверением личности иностранцев. Согласно закону РФ от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» личность иностранца на территории РФ удостоверяется паспортом иностранного гражданина а так же международными договорами. По этому, у МФЦ и у регистрирующего органа появляется дополнительная возможность для усмотрения на стадии подачи документов.

Соответственно, фактически первый этап получения отказа в государственной регистрации прав на недвижимость может быть получен при подаче заявления и документов на государственную регистрацию права в МФЦ или непосредственно в Росреестре.

Основания для отказа в государственной регистрации прав

Основания для отказа в государственной регистрации прав в законе о государственной регистрации сформулированы в самой общей форме и связаны с не устранением причин препятствующих государственной регистрации (статья 27). При этом, в законе отсутствует перечень таких препятствий.

Вместе с тем, в части 1 статьи 26 закона приведен перечень причин из 55 пунктов, которые являются основанием для приостановки государственной регистрации прав. Очевидно именно эти обстоятельства указывают регистраторы Росреестра в качестве оснований для отказов в государственной регистрации прав.

Среди 55 оснований для приостановления государственной регистрации в частности указаны:

1) лицо, указанное в заявлении в качестве правообладателя, не имеет права на такой объект недвижимости и (или) не уполномочено распоряжаться правом на такой объект недвижимости;

2) с заявлением о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо;

3) имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами;

4) право, ограничение права или обременение объекта недвижимости, о регистрации которого просит заявитель, не подлежит государственной регистрации в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации или иным федеральным законом;

5) не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;

6) представленные документы не являются подлинными или сведения, содержащиеся в них, недостоверны;

7) форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации;

8) представленные документы подписаны (удостоверены) неправомочными лицами;

9) не представлены (не поступили) документы (сведения, содержащиеся в них), запрошенные органом регистрации прав по межведомственным запросам;

10) представлена (поступила) информация об отсутствии документов (сведений, содержащихся в них), запрошенных органом регистрации прав по межведомственным запросам;

Как видно, перечень достаточно широкий и содержит оценочные критерии, что позволяет каждый из пунктов перечня оснований для приостановки государственной регистрации достаточно широко толковать. То есть новый закон о государственной регистрации прав предоставляет регистратору широкое поле возможностей для усмотрения.

Гарантией интересов заявителя государственной регистрации прав является двухэтапная процедура отказа в гос регистрации которая в обязательном порядке должна содержит: 1) приостановку по инициативе регистрирующего органа, и 2) решение об отказе. Каждое из решений и решение о приостановлении и об отказе в государственной регистрации прав, согласно статье 28 закона, оформляется в виде отдельного документа.

Обжаловать отказ в регистрации прав

Возможность обжаловать отказ в государственной регистрации прав предусмотрена в статье 8.1 Гражданского кодекса РФ, и с января 2017 года — частью 12 статьи 29 закона «О государственной регистрации недвижимости (218-ФЗ). Способ обжалования отказа единственный – судебный.

Суд по регистрации прав

Но это не догма, поскольку действия заявителей при получении отказа каждый раз индивидуальны и зависят от конкретной ситуации. Как было показано выше отказ в государственной регистрации прав на недвижимое имущество возможен только после приостановки регистрации, а приостановка допускается только по основаниям, прямо установленным в статье 26 закона. Именно от оснований приостановки и отказа в государственной регистрации права зависят дальнейшие действия заявителей. Мотивы и приостановки и отказа в государственной регистрации права должны быть изложены в соответствующем решении регистрирующего органа. Суд по регистрации прав, фактически, разбирает мотивы принятого государственным органом решения.

Например, если отказ мотивирован не представлением документов, необходимых для государственной регистрации права (п.5 ч.1 ст.26 закона о государственной регистрации недвижимости), то такой отказ может быть связан и с технической ошибкой заявителя (забыли предоставить документ или не знали, что нужно предоставить документ). В этом случае даже в случае отказа у заявителя есть право повторной подачи документов на государственную регистрацию.

В другом случае если одна из сторон договора купли продажи недвижимости уклоняется от подачи заявления о государственной регистрации перехода права собственности, Росреестр, как и в первом случае, откажет в государственной регистрации права. Отказывая Росреестр так же обоснует отказ не представлением документов, необходимых для государственной регистрации права и тем же п.5 ч.1 ст.26 закона.

Но во втором случае оспаривать отказ бесполезно, поскольку заявитель действительно не представил необходимые документы, как минимум подписанное продавцом заявление, более того, устранить уклонение второй стороны заявитель самостоятельно не сможет. Такая ситуация преодалевается путем подачи в суд иска о признании права собственности на недвижимость согласно части 3 статьи 551 Гражданского кодекса РФ.

В третьем случае, например при государственной регистрации вновь созданной недвижимости, Росреестр может отказать так же ссылаясь на п.5 ч.1 ст.26 закона и мотивируя не предоставлением документов третьего лица на земельный участок. В этом случае заявитель вправе оспаривать отказ государственного органа именно на основании статьи 8.1 Гражданского кодекса РФ и части 12 статьи 29 закона 218-ФЗ требуя признать незаконным а потому недействительным решение Росреестра об отказе в государственной регистрации.

Функции Росреестра по государственной регистрации прав на недвижимое имущество, сделок с недвижимостью – это так называемые административные публичные функции, а споры, возникающие между Росреестром и заявителями при выполнении регистрационных функций являются административными.

  • Если заявитель – организация или предприниматель и созданная недвижимости используется в предпринимательской или иной экономической деятельности, заявитель подает заявление в арбитражный суд в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ, оспаривая ненормативный акт государственного органа (Росреестра).

Такие заявления имеют ряд особенностей подготовки и рассмотрения. Заявление должно быть подано в течение 3-х месяцев с даты вынесения решения соответственно о приостановке или об отказе в государственной регистрации права. Существенным отличием заявления в порядке 24 главы АПК РФ от исков при исковом производстве – истец должен доказать только два обстоятельства: 1) Не соответствие решения государственного органа закону, и 2) Нарушение прав заявителя таким решением, или создание препятствий заявителю в осуществлении предпринимательской деятельности, или в возложении на заявителя, нарушение закона, какие либо обязанности (ч.1 ст.198 АПК РФ).

Подготовка заявления, его оформление и прилагаемые документы – в целом, соответствуют правилам подготовки и подачи исковых заявлений. Вместе с тем, к заявлению, согласно статье 199 АПК РФ, должно быть приложено оспариваемое решение.

Существенным отличием рассмотрения заявления в порядке главы 24 АПК РФ является распределение бремени доказывания: согласно ч.5 ст.200 АПК РФ именно на соответствующий государственный орган возлагается обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия).

  • Если заявитель – физическое лицо (не предприниматель), с 15.09.2015г. дела этой категории — возникающие из административных и иных публичных правоотношений в связи с отказом в государственной регистрацией прав рассматриваются в соответствии с главой 22 Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ) судами общей юрисдикции – согласно статье 19 КАС РФ — районными судами.

Требования заявителя по делам об отказе в государственной регистрации права, как правило два:

Основное: О признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности.

Дополнительное: Об обязании Росреестра осуществить государственную регистрацию права собственности .

Производство по административным делам осуществляется в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства. Так, обращение в суд оформляется административным исковым заявлением, а заявитель именуется административным истцом.

Согласно статье 219 КАС РФ административный иск может быть подан в течении 3-х месяцев с даты нарушения прав заявителя, или с даты, когда заявителю стало известно о нарушении его прав. Вместе с тем, согласно части 3 указанной статьи заявление о признании незаконным решения, действий государственного органа может быть подано в течение 10 дней с даты, когда заявителю стало известно соответственно о приостановлении или об отказе в государственной регистрации права на объект недвижимости.

В отличие от главы 28 Арбитражного процессуального кодекса РФ суд не может не принять административное исковое заявление только по причине пропуска срока его подачи. В силу прямого указания части 5 и 7 статьи 219 КАС РФ административное исковое заявление должно быть принято судом в любом случае, а причины пропуска подлежат рассмотрению в предварительном судебном заседании. При этом в случае пропуска срока по уважительным причинам срок подачи административного искового заявления восстанавливается судом.

Решение суда по административному исковому заявлению о приостановлении или об отказе в государственной регистрации права на недвижимость может быть двух видов (часть 2 статья 227 КАС РФ):

  • об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании решения незаконным, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца,

и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца.

  • об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения незаконным.

При рассмотрении административного дела об оспаривании решения о приостановке или об отказе в государственной регистрации права, суд выясняет (статья 227 КАС РФ):

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В рамках спора при государственной регистрации права на недвижимость административный истец (заявитель) доказывает только два обстоятельства: 1) нарушение прав и законных интересов заявителя отказом в гос регистрации права на недвижимость, и 2) соблюдение срока подачи административного искового заявления.

Остальное – пункты 3 и 4, доказывает административный ответчик.

Решение суда по административному исковому заявлению вступает в силу в течение одного месяца с даты изготовления решения в окончательной форме, если не была подана апелляционная жалоба (статья 298 КАС РФ).

По сравнению с общим порядком государственной регистрации прав на объекты недвижимости регистрация прав через суд имеет очевидное преимущество – решение суда не подлежит юридической экспертизе регистраторами Росреестра, а значит избавлено от усмотрения чиновников взгляды которых на одни и те же юридические факты иногда существенно отличаются.

В отдельных ситуациях государственная регистрация права собственности через суд – единственная возможность оформить права на недвижимость. Прием судебной регистрации в равной мере применяется как к регистрации прав на вторичную недвижимость, так и для государственной регистрации прав на новостройки.

Записаться на консультацию по вопросу суд по недвижимости вы можете по телефону 8 (495) 518 – 19 – 90.

24/12/2014

Последние изменения в законе, регулирующем вопросы государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, затронули порядок обжалования решений о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации.

Какие цели преследует новый закон? Кто вправе обжаловать решения регистрирующего органа? Куда и в какие сроки необходимо подавать жалобу? В каких случаях жалоба оставляется без рассмотрения? Ответы на эти и другие вопросы, связанные с досудебным порядком обжалования решения регистрирующего органа, - в представленном материале.

Причины принятия новых норм

Изменения в Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ) вносятся Федеральным законом от 21.07.2014 N 241-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 241-ФЗ). В соответствии со ст. 3 Федерального закона N 241-ФЗ данный документ вступает в силу по истечении 30 дней после дня официального опубликования на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 22.07.2014. Соответственно, новый закон вступил в силу 22.08.2014.

Федеральный закон N 241-ФЗ направлен на совершенствование досудебного рассмотрения споров в случае несогласия заинтересованных лиц с решениями, выносимыми регистрирующим органом по результатам рассмотрения представленных заявителем на государственную регистрацию документов.

Обратите внимание! Согласно ст. 2 Федерального закона N 129-ФЗ (в редакции, действующей до 22.08.2014) государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации". В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17.05.2002 N 319 "Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" таким органом является Федеральная налоговая служба.

В новой редакции ст. 2 Федерального закона N 129-ФЗ государственная регистрация осуществляется уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, в том числе его территориальными органами (регистрирующий орган).

Федеральный закон N 129-ФЗ в прежней редакции не регулировал порядок, сроки и процедуру рассмотрения жалоб заинтересованных лиц на решения о государственной регистрации и решения об отказе в государственной регистрации. Было установлено исключительно то, что решение об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в судебном порядке, а также что споры, возникающие в связи с исключением недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц, рассматриваются арбитражными судами в соответствии с АПК РФ (п. 9 ст. 22 Федерального закона N 129-ФЗ). Какие-либо иные нормы о порядке урегулирования споров, связанных с регистрацией, в законодательстве отсутствовали. В связи с этим вышестоящие органы рассматривали жалобы на решения регистрирующих органов в порядке и сроки, предусмотренные Федеральным законом 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ". Однако указанный федеральный закон не учитывает особенности правоотношений, возникающих при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе последствия выносимых регистрирующим органом ненормативных актов, а также последствия их отмены.

В связи с этим Федеральный закон N 129-ФЗ дополнен гл. VIII.1 "Порядок обжалования решения о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации". Так, предусматриваются процедуры подачи и рассмотрения жалоб на решения о регистрации и отказе в регистрации, выносимые в соответствии с Федеральным законом N 129-ФЗ.

В соответствии с новым порядком лица, не согласные с отказом в государственной регистрации и заинтересованные в скорейшем внесении сведений в государственные реестры, получают дополнительное средство для менее затратного (нет судебных расходов, связанных с уплатой государственной пошлины, а также издержек, связанных с оплатой услуг представителей) и более быстрого (15 дней) способа защиты своих прав. После обжалования решения об отказе в государственной регистрации в вышестоящем органе заинтересованному лицу предоставляется право самостоятельно определять, обжаловать ли решение, принятое по результатам рассмотрения поданной жалобы, в вышестоящем органе (в порядке подчинения) или в суде. Кроме того, устанавливаются требования к порядку, срокам подачи жалобы и ее содержанию, что направлено на определение для заинтересованного лица правил, позволяющих наилучшим образом донести до органа, рассматривающего жалобу, существо и мотивацию своих требований.

Таким образом, новый закон призван создать для заинтересованных лиц благоприятные условия по урегулированию соответствующих споров без обращения в суд, а также снизить нагрузку на судебную систему.

Новый досудебный порядок обжалования решений регистрирующего органа

Заинтересованное лицо имеет право обжаловать решение регистрирующего органа о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации, если, по мнению этого лица, такое решение нарушает его права.

В данном случае под жалобой понимается обращение заинтересованного лица в вышестоящий территориальный регистрирующий орган, а также в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, предметом которого является обжалование решения регистрирующего органа о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации.

Обратите внимание! Лицо, подавшее жалобу, до принятия по ней решения может отозвать ее путем направления заявления в письменной форме в регистрирующий орган, рассматривающий соответствующую жалобу.

В какой орган подается жалоба? Так, решение территориального регистрирующего органа о государственной регистрации может быть обжаловано в вышестоящем регистрирующем органе, а также в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти (ФНС РФ) и (или) в судебном порядке.

Решение же об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в вышестоящем регистрирующем органе. В суде и (или) ФНС решение об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано только после его обжалования в вышестоящем регистрирующем органе.

В случае если непосредственно вышестоящим органом для территориального регистрирующего органа является ФНС, решение об отказе в государственной регистрации обжалуется в ФНС и (или) суде.

Если решение по жалобе на решение об отказе в государственной регистрации не принято вышестоящим регистрирующим органом в установленные сроки, то решение об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в ФНС и (или) суде.

Решение, принятое вышестоящим регистрирующим органом по результатам рассмотрения жалобы на решение о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации, может быть обжаловано в ФНС и (или) суде.

Решение, принятое ФНС по результатам рассмотрения жалобы, обжалуется в судебном порядке.

Как подать жалобу? Жалоба на решение регистрирующего органа подается в вышестоящий регистрирующий орган или в ФНС через регистрирующий орган, решение которого обжалуется, либо непосредственно в регистрирующий орган, уполномоченный рассматривать жалобу. Подача жалобы через регистрирующий орган, решение которого обжалуется, считается подачей жалобы в вышестоящий регистрирующий орган или в указанный федеральный орган исполнительной власти.

В случае подачи жалобы непосредственно в регистрирующий орган, уполномоченный рассматривать жалобу, обжалуемое решение и документы, по результатам рассмотрения которых было принято оспариваемое решение, запрашиваются у регистрирующего органа, решение которого обжалуется. Срок для направления запрошенных документов - в течение трех дней со дня получения жалобы либо запроса соответствующего органа.

В какой срок можно подать жалобу? Жалоба может быть подана в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав, если иное не предусмотрено законом.

В случае подачи жалобы на решение об отказе в государственной регистрации, если заинтересованное лицо является заявителем при государственной регистрации, жалоба может быть подана в течение трех месяцев с момента получения решения регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации. Если заинтересованное лицо уклоняется от получения решения, срок на подачу жалобы начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.

Жалоба на решение вышестоящего регистрирующего органа может быть подана в ФНС в течение трех месяцев со дня принятия вышестоящим регистрирующим органом решения по жалобе на решение территориального регистрирующего органа.

В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок может быть восстановлен по ходатайству лица, подающего жалобу, вышестоящим регистрирующим органом или ФНС.

В случае обжалования в судебном порядке решения регистрирующего органа, оставленного без изменения вышестоящим регистрирующим органом или ФНС, срок для обращения в суд исчисляется с момента, когда лицо, подавшее жалобу, получило уведомление о принятом решении либо решение регистрирующего органа, уполномоченного рассматривать жалобу.

В случае если лицо, подавшее жалобу, не представляло дополнительных документов и не получало уведомление о принятом решении либо решение регистрирующего органа, срок для обращения в суд исчисляется со дня истечения 25 рабочих дней с момента подачи жалобы.

Если лицо, подавшее жалобу, в течение 25 рабочих дней с момента получения решения регистрирующего органа о продлении срока рассмотрения жалобы не получило решение по результатам рассмотрения жалобы, указанное лицо имеет право на обжалование соответствующего решения регистрирующего органа в судебном порядке.

В какой форме подается жалоба? Жалоба может быть подана:

В письменной форме - направлена почтовым отправлением или представлена непосредственно уполномоченным лицом;

В форме электронного документа, подписанного электронной подписью, - по сети "Интернет".

Жалоба подписывается лицом, ее подавшим, или его представителем.

Жалоба составляется в произвольной форме с указанием обязательных данных:

Фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства физического лица, подающего жалобу, или наименование и адрес (место нахождения) юридического лица, подающего жалобу;

Сведения об обжалуемом решении регистрирующего органа;

Наименование регистрирующего органа, решение которого обжалуется;

Основания, по которым лицо, подающее жалобу, считает, что его права нарушены;

Требования лица, подающего жалобу.

В жалобе могут быть указаны номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и иные необходимые для своевременного рассмотрения жалобы сведения.

В случае подачи жалобы уполномоченным представителем лица, подающего жалобу, к жалобе прилагаются документы, подтверждающие полномочия этого представителя.

К жалобе могут быть приложены документы, подтверждающие доводы лица, подающего жалобу.

Каков порядок рассмотрения жалобы? Вышестоящий регистрирующий орган или ФНС без участия лица, подавшего жалобу, рассматривает жалобу и относящиеся к ней документы.

По результатам рассмотрения жалобы принимается одно из следующих решений:

Об отмене решения регистрирующего органа;

Об оставлении жалобы без удовлетворения.

Решение по жалобе принимается в течение 15 рабочих дней со дня ее получения в установленном порядке.

Обратите внимание! В ходе рассмотрения жалобы лицо, подавшее эту жалобу, до принятия по ней решения вправе представить дополнительные документы, подтверждающие его доводы.

Указанный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) вышестоящего регистрирующего органа или ФНС для получения от нижестоящего регистрирующего органа документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы, или при представлении лицом, подавшим жалобу, дополнительных документов, но не более чем на 10 рабочих дней.

Таким образом, максимально возможный срок рассмотрения жалобы составляет 25 рабочих дней.

Решение о продлении срока рассмотрения жалобы вручается или направляется лицу, подавшему жалобу, в течение трех рабочих дней со дня принятия этого решения.

Решение соответствующего органа по результатам рассмотрения жалобы вручается или направляется лицу, подавшему жалобу, а также направляется в регистрирующий орган не позднее следующего дня со дня принятия этого решения.

В случае отмены решения регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации регистрирующий орган обязан вынести решение по документам, представленным для государственной регистрации, в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения решения вышестоящего регистрирующего органа или ФНС.

В случае если принятие решения о государственной регистрации на момент вынесения решения по результатам рассмотрения жалобы противоречит записям, внесенным в ЕГРЮЛ или ЕГРИП после даты принятия решения об отказе в государственной регистрации, но до даты принятия решения по результатам рассмотрения жалобы, выносится решение об отказе в государственной регистрации.

В случае отмены решения регистрирующего органа о государственной регистрации регистрирующий орган обязан внести соответствующую запись в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения соответствующего решения вышестоящего регистрирующего органа или ФНС.

При этом жалоба может быть оставлена без рассмотрения в следующих случаях:

Жалоба не подписана лицом, подавшим жалобу, или его представителем либо не представлены документы, оформленные в установленном порядке и подтверждающие полномочия представителя на ее подписание;

Жалоба подана после истечения установленного срока подачи жалобы и не содержит ходатайство о его восстановлении или в восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы отказано;

До принятия решения по жалобе от лица, ее подавшего, поступило заявление об отзыве жалобы;

Ранее подана жалоба по тому же предмету и по тем же основаниям оспаривания;

Имеется вступившее в законную силу решение суда или арбитражного суда по тому же предмету и по тем же основаниям оспаривания.

Регистрирующий орган, рассматривающий жалобу, принимает решение об оставлении жалобы без рассмотрения в течение пяти рабочих дней со дня получения жалобы или заявления об отзыве жалобы. В случае наличия вступившего в законную силу решения суда или арбитражного суда по тому же предмету и по тем же основаниям оспаривания решение об оставлении жалобы без рассмотрения должно быть принято в течение срока, установленного в течение 15 рабочих дней со дня получения жалобы.

О принятом решении в течение трех дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу.

Обратите внимание! Если жалоба оставлена без рассмотрения по тому основанию, что она не подписана лицом, подавшим жалобу, или его представителем либо не представлены документы, оформленные в установленном порядке и подтверждающие полномочия представителя на ее подписание, то заинтересованное лицо может обратиться с повторной жалобой.

Судебная практика по обжалованию действий регистрирующих органов

В настоящее время количество судебных дел по вопросам обжалования решений регистрирующих органов весьма значительно. Видимо, в том числе этим была вызвана необходимость введения обязательного досудебного обжалования: часть вопросов будет решена на этой стадии. Вопросы, связанные с регистрацией юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, по которым обращаются в суд, очень разные. Приведем несколько решений в качестве примеров.

Из числа последних можно привести Постановление ФАС ВВО от 09.07.2014 по делу N А11-4485/2013. Суть спора заключается в следующем. Индивидуальный предприниматель К., являясь собственником помещений, обратился в ИФНС с заявлением о предоставлении информации о том, какие организации зарегистрированы по указанному адресу. ИФНС сообщила, что в принадлежащих предпринимателю помещениях зарегистрировано 13 юридических лиц на основании решений ИФНС. К. обратился в арбитражный суд с заявлением о признании данных решений недействительными.

Решением Арбитражного суда Владимирской области заявленное требование удовлетворено. Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции оставлено без изменения. ФАС ВВО также не нашел оснований для отмены принятых решений.

Регистрирующий орган в лице ИФНС полагает, что оспариваемые регистрационные действия произведены ею правомерно, поскольку на момент их осуществления она не имела данных о недостоверности представленных сведений, а также заявления собственника о запрете регистрировать юридические лица по спорному адресу.

Судьи отметили, что согласно разъяснениям Пленума ВАС в п. 2 Постановления от 30.07.2013 N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица" о недостоверности представленных сведений об адресе юридического лица, то есть о том, что такой адрес был указан без намерения использовать его для осуществления связи с юридическим лицом, может, в частности, свидетельствовать тот факт, что имеется заявление собственника соответствующего объекта недвижимости (иного управомоченного лица) о том, что он не разрешает регистрировать юридические лица по адресу данного объекта недвижимости.

Поданное собственником или иным законным владельцем объекта недвижимости заявление о признании недействительными государственной регистрации юридического лица либо акта о внесении изменений в сведения ЕГРЮЛ об адресе юридического лица не подлежит удовлетворению, за исключением случаев, когда регистрирующий орган располагал заявлением собственника или иного законного владельца недвижимости о том, что он не разрешает регистрировать юридические лица по адресу соответствующего объекта недвижимости.

В данном случае на момент вынесения оспариваемых решений регистрирующий орган располагал достаточными данными (в налоговый орган было представлено заявление от собственника помещений с просьбой не регистрировать юридические лица по спорному адресу), в том числе от законного владельца помещений по спорному адресу, о том, что сведения, представленные юридическими лицами при регистрации изменений в учредительные документы данных юридических лиц, являются недостоверными.

Весьма распространенный случай был предметом рассмотрения в Постановлении ФАС ВСО от 15.11.2013 по делу N А78-2397/2013.

Суть спора следующая. Индивидуальный предприниматель обратился в инспекцию с заявлением о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности, уплатив государственную пошлину. Инспекция приняла решение об отказе предпринимателю в государственной регистрации на основании пп. "а" п. 1 ст. 23 Федерального закона N 129-ФЗ ввиду непредставления определенных пп. "в" п. 1 ст. 22.3 Федерального закона N 129-ФЗ необходимых для государственной регистрации документов.

Все три судебные инстанции отказали индивидуальному предпринимателю, признав действия регистрирующего органа законными.

Суды установили, что при подаче заявления о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении деятельности предпринимателем не был представлен документ, подтверждающий представление в территориальный орган ПФР сведений в соответствии с пп. 1-8 п. 2 ст. 6 и п. 2 ст. 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с п. 4 ст. 9 Федерального закона от 30.04.2008 N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".

Регистрирующий орган сделал запрос в ПФР о предоставлении указанного документа, но в ответ получил сообщение о невозможности направления запрашиваемого документа в связи с невыполнением данным страхователем обязанности по представлению в территориальный орган ПФР указанных сведений.

Таким образом, в удовлетворении требования было отказано, поскольку предприниматель не представил на регистрацию документ, подтверждающий представление в территориальный орган ПФР сведений, предусмотренных действующим законодательством.

Определением ВАС РФ от 31.01.2014 N ВАС-532/14 отказано в передаче дела N А78-2397/2013 в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора данного постановления.

Отметим, что при прекращении статуса индивидуального предпринимателя регистрирующий орган должен сам запрашивать необходимую информацию о предпринимателе в территориальном органе ПФР. Действующие нормативные акты никак не связывают данный документ с наличием или отсутствием у предпринимателя задолженности по страховым взносам. Он только подтверждает представление предпринимателем в ПФР индивидуальных сведений о себе и о наемных работниках. При наличии сведений о невыполнении указанных требований регистрирующим органом принимается решение об отказе в регистрации.

Задолженность по уплате страховых взносов, если таковая имеется у предпринимателя, причиной для отказа не является. При этом указанная задолженность будет числиться уже как за физическим лицом (Информация ФНС РФ от 27.06.2014 "О снятии индивидуальных предпринимателей с учета").

Приведем пример судебного решения, которое подчеркивает принципиальность как налоговых органов, так и судей, которые поддержали регистрирующий орган (Постановление ФАС ПО от 23.07.2014 по делу N А12-2104/2014).

В Арбитражный суд обратилось муниципальное унитарное предприятие (МУП) о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления необходимых для государственной регистрации документов.

Все три судебные инстанции отказали в удовлетворении заявленных требований.

Суть дела в данном случае заключается в отказе в регистрации изменений, внесенных в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, - заявителю отказано в регистрации изменений в связи с тем, что заявление заполнено чернилами синего цвета вместо чернил черного цвета.

Приказом ФНС РФ от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ утверждены формы и Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств (далее - Требования).

В соответствии с п. 1.1 Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, форма заявления, уведомления или сообщения заполняется с использованием программного обеспечения либо вручную. При этом заполнение формы заявления вручную осуществляется чернилами черного цвета заглавными печатными буквами, цифрами и символами по предлагаемому образцу.

Исследуя обстоятельства по делу, суды установили, что заявление заполнено предприятием чернилами синего цвета, то есть с нарушением требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган.

Заявитель кассационной жалобы настаивал на своей позиции, указывая, что данный факт не является существенным и не может служить препятствием для его принятия и внесения в ЕГРЮЛ соответствующих изменений.

Но судьи сочли, что поскольку заявление предприятия было оформлено с нарушением установленных требований, оно считается непредставленным.

* * *

Таким образом, Федеральный закон N 241-ФЗ предусматривает четкое определение подведомственности и последовательности рассмотрения жалоб. Более того, вводится обязательная досудебная процедура обжалования решений об отказе в государственной регистрации в вышестоящем органе. Обязательность прохождения стадии досудебного урегулирования споров призвана стимулировать заинтересованных лиц к разрешению внутри системы регистрирующих органов возникших конфликтов в сфере государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, что позволит существенно уменьшить количество рассматриваемых споров в судах, а также расширит возможности для заинтересованных лиц в реализации своих прав и законных интересов.