Как выжить в аварии на транспорте. Железнодорожная катастрофа

Автомобильная авария

Водитель должен застыть за рулем, стараясь при этом "смягчить" предстоящее столкновение.

Пассажир должен обхватить голову руками, упасть на бок, распростершись на сиденье - это позволит избежать травм от удара о твердые предметы. Пассажиры, которые находятся на заднем сиденье, должны постараться упасть на пол. Мотоциклист должен быть обязательно в каске даже при езде на маленькое расстояние, при столкновении он должен постараться сгруппироваться, чтобы защитить жизненно важные органы, при падении - расслабиться, не напрягая мускулы, но стараться смягчить удар о землю.

Железнодорожная катастрофа

Меры предосторожности:

По возможности располагайтесь в центральных вагонах электричек (они меньше всего пострадают при аварии);

Громоздкие и тяжелые вещи ставьте вниз, так как при сильном толчке они могут свалиться с верхних полок и нанести травму;

Не загромождайте на ночь двери в купе (в темноте будет трудно выбраться наружу);

Запомните, где лежат ваши одежда, документы и деньги (на всякий случай, если понадобится в темноте срочно покинуть вагон);

На ночь убирайте со столика в купе еду, бутылки и т.п., чтобы при толчке осколки не поранили вас;

Спать на боковых местах лучше ногами вперед по ходу поезда, чтобы исключить перелом шейного позвонка при резком броске вперед тела в момент столкновения поезда с препятствием.

В случае железнодорожной катастрофы:

Во время толчка (удара) постарайтесь ухватиться руками за выступы полок и другие неподвижные части вагона или сгруппируйтесь и прикройте голову руками во избежание травм. При переворачивании вагона, крепко держась руками, упритесь с силой ногами в верхнюю полку, стену и т.п., закройте глаза, чтобы в них не попали осколки стекла. Прижмите ребенка к себе лицом, прикройте ему голову рукой.

После того как вагон обретет устойчивость, осмотритесь, наметьте пути выхода из купе. Если нет опасности пожара, не торопитесь выбираться, окажите первую помощь пострадавшим, успокойте детей, не допускайте паники. Выходите из вагона по одному, пропуская вперед детей и женщин. Берите с собой только одежду, документы и деньги, оставляйте вещи в вагоне, установив охрану из одного-двух пассажиров.

Если вагон опрокинут или поврежден, выбирайтесь через окна, опустив фрамуги или выбив ногой (металлическим предметом) стекла, предварительно очистив рамы от осколков. Детей и пострадавших вытаскивайте на руках. Постарайтесь немедленно сообщить по ближайшему телефону или через посыльных о катастрофе на станцию, вызвать "Скорую помощь" и аварийно-спасательные службы. При обрыве проводов контактной сети отойдите от вагонов на 30 - 50 м, чтобы не попасть под шаговое напряжение.

Аварийная посадка самолета

В случае авиакатастрофы:

1. Наклонитесь в кресле вперед, обхватите голову обеими руками; быстро снимите с себя все острые предметы, ювелирные украшения, часы, прижмите к себе детей. Выполняйте все указания командира корабля и экипажа, не вставайте с кресла до полной остановки самолета, пресекайте любым способом возникновение паники в салоне и нарушение центровки самолета.

2. После прекращения движения самолета немедленно, соблюдая очередность, покидайте его, используя аварийные люки (правила пользования изображены на них) и надувные трапы. Помогая раненым и детям, удалитесь от самолета как можно дальше и ложитесь на землю, прикрыв голову руками, чтобы не пострадать от осколков при взрыве горючего.

3. Окажите первую помощь раненым. В безлюдной местности с помощью других пассажиров соорудите из подручных материалов навесы для детей и раненых; отыщите источник воды и отправьте несколько человек за помощью.

Правила поведения и действия населения в зонах радиоактивного заражения

Следует помнить, что по сравнению с открытой местностью доза облучения значительно снижается различными укрытиями, зданиями и сооружениями. Так, например, при нахождении в одноэтажном деревянном доме доза облучения снижается в 2 раза, в подвале такого дома - в 7 раз, в открытой щели - в 3 раза, в перекрытой щели - в 50 раз, в одноэтажном каменном доме - в 10 раз, в подвале каменного дома: одноэтажного - в 40 раз, трех - пятиэтажного - в 400 раз.

В связи с тем что для снижения высокого уровня радиации до безопасного требуется определенное время, в начале заражения во всех случаях нужно находиться в укрытиях, а когда радиация снизится до безопасных уровней, разрешается переходить в жилые помещения.

Поэтому после подачи сигнала "Радиоактивное заражение" население должно укрыться в убежищах и укрытиях, а в дальнейшем действовать по указанию штабов гражданской обороны. Они информируют о радиационной обстановке и дают распоряжения как действовать, т.е. устанавливают защитные режимы в зависимости от того, в какой зоне заражения и на каком участке зоны окажется данный населенный пункт.

При радиоактивном заражении местности в ряде случаев возникает необходимость эвакуировать людей в незараженные или слабозараженные районы.

Обычно эвакуация осуществляется из зоны опасного радиоактивного заражения, так как длительное (в течение многих суток) пребывание людей в защитных сооружениях связано с большими трудностями как физическими, так и психологическими.

Однако эвакуацию из этой зоны можно производить не ранее чем через трое суток после начала заражения, так как за это время уровни радиации на местности значительно снизятся, что позволит избежать опасного облучения людей во время посадки на транспорт и следования в незараженный район.

Люди, подлежащие эвакуации, заблаговременно оповещаются об этом с тем, чтобы они могли подготовиться к переезду. Также заблаговременно подготавливается транспорт. До выезда эвакуируемые должны находиться в убежищах и укрытиях.

Посадка и вывоз должны быть проведены быстро, чтобы люди подверглись наименьшему облучению.

На зараженной радиоактивными веществами местности необходимо строго соблюдать режим, установленный органами гражданской обороны. На такой местности нельзя пить, курить, принимать пищу, снимать средства защиты, прикасаться к предметам, двигаться по высокой траве и густому кустарнику. После пребывания на зараженной местности при входе в жилые и производственные помещения необходимо предварительно очистить одежду и обувь от радиоактивной пыли. Категорически запрещается употреблять в пищу открыто хранившиеся продукты и пользоваться водой из открытых водоемов.

После пребывания в очаге радиоактивного заражения на одежде людей, их обуви, индивидуальных средствах защиты и на открытых участках тела могут оказаться радиоактивные вещества, которые нужно как можно скорее удалить. С этой целью проводится частичная санитарная обработка, суть которой состоит в механическом удалении радиоактивных веществ с открытых участков тела, со слизистых оболочек глаз, носа, полости рта, с одежды, обуви и надетых индивидуальных средств защиты.

Аварии с выбросом химически опасных веществ

Каждый человек, будь он на производстве или вне его, ощутивший резкий или непривычный запах либо обнаруживший какие-либо другие характерные признаки аварии, должен немедленно поставить в известность должностных лиц предприятия, местные власти и соответствующие аварийные службы города.

Как вести себя в случае аварии:

1. На открытом воздухе:

Если вы попали под непосредственное воздействие газа или жидкости, надо прикрыть нос и рот носовым платком, шарфом и т.д., чтобы очистить вдыхаемый воздух;

Избегайте пребывания на воздухе; если невозможно возвратиться домой, попытайтесь найти какое-либо закрытое или защищенное помещение; снимите верхнюю одежду, которая контактировала с зараженным воздухом и поместите ее до стирки в синтетический мешок;

Проводите глубокое очищающее дыхание, при появлении хотя бы легких признаков удушья обеспечьте дыхание с помощью кислородной смеси;

Требуйте экстренного медицинского вмешательства.

Плотно закройте двери и окна, выключите вентиляционные приборы и кондиционеры;

Отключите электроэнергию при помощи общего выключателя (газы и пары могут оказаться взрывоопасными);

Не ищите убежища в погребе или подвале: более тяжелые, чем воздух, токсичные газы скапливаются у поверхности земли;

Учителям, ответственным за судьбу доверенных им детей, желательно следовать данным мерам предосторожности, не дожидаясь официальных указаний, удерживая детей внутри зданий, в закрытых помещениях и принимая вышеперечисленные меры.

3. После отбоя химической тревоги:

Не употребляйте в пищу фрукты и зелень из огорода или же любые продукты, выставленные для продажи на открытом воздухе;

Не употребляйте в пищу яйца, а также мясо скота и птицы, забитых после объявления тревоги в зараженной зоне;

Не пейте как колодезную воду, так и воду из-под крана, поскольку зараженными могут оказаться и источник, и водопровод;

Избегайте употребления молока, полученного после объявления тревоги, пользуйтесь консервированным или сухим молоком;

Употребляйте в пищу консервированные продукты либо приобретенные до начала катастрофы;

© Оксана Викторова/Коллаж/Ridus

Разгар лета - время, когда буквально каждый, у кого есть такая возможность, пытается хоть на несколько дней отправиться куда-нибудь подальше от поднадоевшего за год родного дома. Будет ли это далекий морской курорт, дом отдыха в Подмосковье или бабушкин домик в деревне, не столь важно. Важно то, что в любом случае это перемещение будет связано с поездкой в поезде или автомобиле, авиаперелетом или плаванием на морском или речном судне.

Хорошо известно, что любое транспортное средство является источником повышенной опасности, в условиях же «летней миграции», когда спрос на транспортные услуги повышается многократно, также многократно возрастают и риски, связанные с использованием транспортных средств.

Казалось бы, развитие техники и систем безопасности должно было снизить значительную часть этих рисков. В какой-то степени это действительно так: столкнуться с айсбергом, путешествуя на судне, из-за отсутствия на нем локатора, или стать жертвой нападения на поезд индейцев сегодня невозможно. Однако это не снижает общих рисков, неизбежных в путешествии. Напротив, многократно возросшие скорости современных машин и высочайшая сложность транспортных систем становятся генераторами целого пласта новых, неведомых ранее рисков. Не удивительно, что в современном мире от транспортных аварий гибнет и теряет здоровье значительно большее количество людей, чем от локальных войн и конфликтов. В зависимости от вида транспортной аварии возможно получение множественных травм и ожогов, в том числе опасных для жизни человека.

«Ридус» совместно с МЧС РФ публикует подборку простых, но важных рекомендаций от чрезвычайного ведомства, чтобы помочь принять правильное решение в сложной ситуации и, как следствие, избежать транспортной аварии с тяжелыми последствиями. Также эти рекомендации помогут тем, кто все-таки стал участником автомобильной, железнодорожной, авиационной или морской катастрофы, не перейти в разряд жертв.

Аварии на железнодорожном транспорте

Основными причинами аварий и катастроф на железнодорожном транспорте являются неисправности пути, подвижного состава, средств сигнализации, централизации и блокировки, ошибки диспетчеров, невнимательность и халатность машинистов.

Чаще всего происходит сход подвижного состава с рельсов, столкновения, наезды на препятствия на переездах, пожары и взрывы непосредственно в вагонах. Тем не менее ехать в поезде примерно в три раза безопаснее, чем лететь на самолете, и в десять раз безопаснее, чем ехать в автомобиле.

С точки зрения безопасности самые лучшие места в поезде - центральные вагоны, купе с аварийным выходом-окном или расположенное ближе к выходу из вагона, нижние полки.

Как только вы оказались в вагоне, узнайте, где расположены аварийные выходы и огнетушители. Соблюдайте следующие правила:

  • при движении поезда не открывайте наружные двери, не стойте на подножках и не высовывайтесь из окон;
  • тщательно укладывайте багаж на верхних багажных полках;
  • не срывайте без крайней необходимости стоп-кран;
  • запомните, что даже при пожаре нельзя останавливать поезд на мосту, в тоннеле и в других местах, где осложнится эвакуация;
  • курите только в установленных местах;
  • не возите с собой горючие, химически- и взрывоопасные вещества;
  • не включайте в электросеть вагона бытовые приборы;
  • при запахе горелой резины или появлении дыма немедленно обращайтесь к проводнику.

Как действовать при железнодорожной аварии

При крушении или экстренном торможении закрепитесь, чтобы не упасть. Для этого схватитесь за поручни и упритесь в стену или сиденье ногами. Безопаснее всего опуститься на пол вагона. После первого удара не расслабляйтесь и держите все мышцы напряженными до тех пор, пока не станет окончательно ясно, что движения больше не будет.

Сразу после аварии быстро выбирайтесь из вагона через дверь или окна - аварийные выходы (в зависимости от обстановки), так как высока вероятность пожара. При необходимости разбивайте окно купе только тяжелыми подручными предметами. При покидании вагона через аварийный выход выбирайтесь только на полевую сторону железнодорожного пути, взяв с собой документы, деньги, одежду или одеяла. При пожаре в вагоне закройте окна, чтобы ветер не раздувал пламя, и уходите от пожара в передние вагоны. Если это невозможно - идите в конец поезда, плотно закрывая за собой все двери. Прежде чем выйти в коридор, подготовьте защиту для дыхания: шапки, шарфы, куски ткани, смоченные водой. Помните о том, что при пожаре материал, которым облицованы стены вагонов (малминит), выделяет токсичный газ, опасный для жизни.

Оказавшись снаружи, немедленно включайтесь в спасательные работы: при необходимости помогите пассажирам других купе разбить окна, вытаскивайте пострадавших и т. д.

Если при аварии разлилось топливо, отойдите от поезда на безопасное расстояние, так как возможен пожар и взрыв.

Если токонесущий провод оборван и касается земли, удаляйтесь от него прыжками или короткими шажками, чтобы обезопасить себя от шагового напряжения. Расстояние, на которое растекается электроток по земле, может быть от двух (сухая земля) до 30 метров (влажная земля).

В настоящее время любой вид транспорта представляет потенциальную угрозу здоровью и жизни человека. Технический прогресс одновременно с комфортом и скоростью передвижения принес и значительную степень риска. В зависимости от вида транспортной аварии возможно получение множественных травм и ожогов, в том числе опасных для жизни человека.

Аварии на автомобильном транспорте

Около 75% всех аварий на автомобильном транспорте происходит из-за нарушения водителями правил дорожного движения. Наиболее опасными видами нарушений по-прежнему остаются превышение скорости, игнорирование дорожных знаков, выезд на полосу встречного движения и управление автомобилем в нетрезвом состоянии. Очень часто приводят к авариям плохие дороги (главным образом скользкие), неисправность машин (на первом месте - тормоза, на втором - рулевое управление, на третьем - колеса и шины).

Особенность автомобильных аварий состоит в том, что 80% раненых погибает в первые три часа из-за обильных кровопотерь.

Как действовать при неизбежности столкновения

Прежде всего сохраняйте самообладание - это позволит управлять машиной до последней возможности. До предела напрягите все мышцы, не расслабляйтесь до полной остановки. Сделайте все, чтобы уйти от встречного удара: кювет, забор, кустарник, даже дерево лучше идущего на вас автомобиля. Помните о том, что при столкновении с неподвижным предметом удар левым или правым крылом хуже, чем всем бампером. При неизбежности удара защитите голову. Если автомашина идет на малой скорости, вдавитесь в сиденье спиной и, напрягая все мышцы, упритесь руками в рулевое колесо. Если же скорость превышает 60 км/ч и вы не пристегнуты ремнем безопасности, прижмитесь грудью к рулевой колонке.

Если вы едете на переднем месте пассажира, закройте голову руками и завалитесь на бок, распростершись на сидении. Сидя на заднем сидении, постарайтесь упасть на пол. Если рядом с вами ребенок - накройте его собой.

Как действовать после автомобильной аварии

Определитесь, в каком месте автомобиля и в каком положении вы находитесь, не горит ли автомобиль и не подтекает ли бензин (особенно при опрокидывании). Если двери заклинены, покиньте салон автомобиля через окна, открыв их или разбив тяжелыми подручными предметами. Выбравшись из машины, отойдите от нее как можно дальше - возможен взрыв.

При падении в воду машина может держаться на плаву некоторое время, достаточное для того, чтобы покинуть ее. Выбирайтесь через открытое окно, так как при открывании двери машина резко начнет тонуть.

При погружении на дно с закрытыми окнами и дверьми воздух в салоне автомобиля держится несколько минут. Включите фары (чтобы машину было легче искать), активно провентилируйте легкие (глубокие вдохи и выдохи позволяют наполнить кровь кислородом «впрок»), избавьтесь от лишней одежды, захватите документы и деньги. Выбирайтесь из машины через дверь или окно при заполнении машины водой наполовину, иначе вам помешает поток воды, идущей в салон. При необходимости разбейте лобовое стекло тяжелыми подручными предметами. Протиснитесь наружу, взявшись руками за крышу машины, а затем резко плывите вверх.

Как обеспечить личную безопасность при движении в общественном транспорте

Находясь в общественном транспорте, при отсутствии свободных сидячих мест постарайтесь встать в центре салона, держась за поручень для большей устойчивости. Обратите внимание на расположение аварийных и запасных выходов.

Электрическое питание трамваев и троллейбусов создает дополнительную угрозу поражения человека электричеством (особенно в дождливую погоду), поэтому наиболее безопасными являются сидячие места. Если обнаружилось, что салон находится под напряжением, покиньте его. При аварии у выходов возможна паника и давка. В этом случае воспользуйтесь аварийным выходом, выдернув специальный шнур и выдавив стекло.

В случае пожара в салоне сообщите об этом водителю, откройте двери (с помощью аварийного открывания), аварийные выходы или разбейте окно. При наличии в салоне огнетушителя примите меры к ликвидации очага пожара. Защитите органы дыхания от дыма платком, шарфом или другими элементами одежды. Выбирайтесь из салона наружу, пригнувшись и не касаясь металлических частей, так как в трамвае и троллейбусе возможно поражение электричеством.

При падении автобуса в воду дождитесь заполнения салона водой наполовину, задержите дыхание и выныривайте через дверь, аварийный выход или разбитое окно.

Аварии на воздушном транспорте

Авиационные аварии и катастрофы возможны по многим причинам. К тяжелым последствиям приводят разрушения отдельных конструкций самолета, отказ двигателей, нарушение работы систем управления, электропитания, связи, пилотирования, недостаток топлива, перебои в жизнеобеспечении экипажа и пассажиров.

Как действовать при декомпрессии

Декомпрессия - это разрежение воздуха в салоне самолета при нарушении его герметичности. Быстрая декомпрессия обычно начинается с оглушительного рева (уходит воздух). Салон наполняется пылью и туманом. Резко снижается видимость. Из легких человека быстро выходит воздух, и его нельзя задержать. Одновременно могут возникнуть звон в ушах и боли в кишечнике. В этом случае, не дожидаясь команды, немедленно наденьте кислородную маску. Не пытайтесь оказать кому-либо помощь до того, как сами наденете маску, даже если это ваш ребенок: если вы не успеете помочь себе и потеряете сознание, вы оба окажетесь без кислорода. Сразу же после надевания маски пристегните ремни безопасности и подготовьтесь к резкому снижению.

Как действовать при пожаре на самолете

Помните, что в случае пожара на борту самолета наибольшую опасность представляет дым, а не огонь. Дышите только через хлопчатобумажные или шерстяные элементы одежды, по возможности смоченные водой. Пробираясь к выходу, двигайтесь пригнувшись или на четвереньках, так как внизу салона задымленность меньше. Защитите открытые участки тела от прямого воздействия огня, используя имеющуюся одежду, пледы и т. д. После приземления и остановки самолета немедленно направляйтесь к ближайшему выходу, так как высока вероятность взрыва. Если проход завален, пробирайтесь через кресла, опуская их спинки. При эвакуации избавьтесь от ручной клади и избегайте выхода через люки, вблизи которых имеется открытый огонь или сильная задымленность.

После выхода из самолета удалитесь от него как можно дальше и лягте на землю, прижав голову руками - возможен взрыв.

В любой ситуации действуйте без паники и решительно, это способствует вашему спасению.

Как действовать при «жесткой» посадке и после нее

Перед каждым взлетом и посадкой тщательно подгоняйте ремень безопасности. Он должен быть плотно закреплен как можно ниже у ваших бедер. Проверьте, нет ли у вас над головой тяжелых чемоданов.

Аварии на взлете и посадке внезапны, поэтому обращайте внимание на дым, резкое снижение, остановку двигателей и т. д. Освободите карманы от острых предметов, согнитесь и плотно сцепите руки под коленями (или схватитесь за лодыжки). Голову уложите на колени или наклоните ее как можно ниже. Ноги уприте в пол, выдвинув их как можно дальше, но не под переднее кресло. В момент удара максимально напрягитесь и подготовьтесь к значительной перегрузке. Ни при каких обстоятельствах не покидайте своего места до полной остановки самолета, не поднимайте панику.

Аварии на водном транспорте

Большинство крупных аварий и катастроф на судах происходит под воздействием ураганов, штормов, туманов, льдов, а также по вине людей - капитанов, лоцманов и членов экипажа. Зачастую аварии происходят из-за промахов и ошибок при проектировании и строительстве судов.

Среди предварительных мер защиты пассажиру можно посоветовать запомнить дорогу из своей каюты к спасательным шлюпкам на верхнюю палубу, так как во время катастрофы ориентироваться очень трудно, особенно при задымлении и крене судна.

Как действовать при высадке с судна

Помните, что решение об оставлении судна принимает только капитан. При высадке с судна выполняйте указания членов экипажа и соблюдайте следующие правила:

  • в первую очередь в шлюпках предоставляются места женщинам, детям, раненым и старикам;
  • перед посадкой в шлюпку или на спасательный плот наденьте на себя побольше одежды, а сверху - спасательный жилет. Если есть возможность, погрузите в шлюпку одеяла, дополнительную одежду, аварийное радио, питьевую воду и еду;
  • если вы вынуждены прыгать с борта корабля в воду, то желательно с высоты не более пяти метров, закрыв рот и нос одной рукой, второй крепко держась за жилет;
  • так как в воде с каждым движением увеличиваются потери тепла, плывите только к спасательному средству;
  • после погрузки на спасательное средство необходимо отплыть на безопасное расстояние от тонущего судна (не менее 100 метров).

Как действовать при отсутствии спасательных средств

Находясь в воде, подавайте сигналы свистком или поднятием руки.

Двигайтесь как можно меньше, чтобы сохранить тепло. Потеря тепла в воде происходит в несколько раз быстрее, чем на воздухе, поэтому движения даже в теплой воде должны быть сведены к тому, чтобы только держаться на плаву. В спасательном жилете для сохранения тепла сгруппируйтесь, обхватите руками с боков грудную клетку и поднимите бедра повыше, чтобы вода меньше омывала область паха. Этот способ увеличит расчетный срок выживания в холодной воде почти на 50%. Если на вас нет спасательного жилета, поищите глазами какой-нибудь плавающий предмет и ухватитесь за него, чтобы было легче держаться на плаву до прибытия спасателей. Отдыхайте, лежа на спине.

Как действовать при нахождении на спасательном плавательном средстве

Примите таблетки от морской болезни. Чтобы сберечь тепло, на шлюпке держитесь ближе к другим пострадавшим, делайте физические упражнения. Давайте пить только больным и раненым. В открытом море, если нет обоснованной надежды достичь берега или выйти на судовые пути, старайтесь держаться вместе с другими шлюпками вблизи места гибели судна.

Держите ноги по возможности сухими. Регулярно поднимайте ноги и двигайте ими для снятия отечности. Никогда не пейте морскую воду. Сохраняйте жидкость в организме, сокращая бесполезные движения. Для сокращения потоотделения днем увлажняйте одежду, а для снижения температуры внутри плота смачивайте водой его наружную оболочку. Употребляйте в день не более 500−600 мл воды, разделив их на многочисленные малые дозы с самой большой дозой вечером. Питайтесь только аварийным запасом пищи. Сохраняйте дымовые шашки до момента, когда появится реальная возможность того, что их заметят. Не применяйте шашки все вместе в надежде обнаружить себя, поручите их применение одному человеку.

Не паникуйте! Помните, что без питья средний взрослый человек может оставаться в живых от трех до десяти дней. При рационе 500−600 мл воды в сутки разумно действующий взрослый человек способен продержаться даже в тропиках не меньше десяти дней без серьезных изменений в организме. Без пищи можно прожить месяц и более.

Боитесь летать, предпочитая автомобиль или поезд? Совершенно напрасно. Сегодня мы определим самый безопасный вид транспорта на основании сухой статистики, которая, как оказалось, имеет мало общего с нашими страхами.

Мы не зря начали с боязней, ведь именно они наглядно показывают, в какой степени наши эмоции и домыслы могут преобладать над фактами и здравым смыслом. Не случайно абсолютно все социологические опросы дают примерно одинаковый результат. Самым безопасным видом транспорта люди считают поезд, на втором месте автомобиль, ну и самым опасным, конечно же, самолет. А вот дает несколько другие результаты.

В мире существует несколько методик подсчета смертности в разных видах транспорта. Наиболее точная и распространенная — соотношение погибших на отрезок пройденного пути. Отправной точкой принято считать 100 млн миль (160 млн километров).

Правда, исходя из этой статистики, самый безопасный вид транспорта – космический. Ведь за всю его историю случилось всего три аварии, а расстояния были пройдены колоссальные. Однако, космический туризм — это перспектива хоть и недалекого, но будущего, поэтому мы рассмотрим более распространенные средства передвижения.

Специально для вас: самолет – самый безопасный вид транспорта , статистика подтверждает это на 100%. На 100 млн миль погибает 0,6 человек. Если взять для примера 2014 год, то во всем мире случилась 21 авиакатастрофа. Из них 10 – грузовые судна, 11 – пассажирские. В общей сложности погибло 990 человек. Это меньше, чем количество погибших велосипедистов, и даже меньше количества людей, погибших за год от «рук» ослов.

Всего за год было совершено около 33 млн авиарейсов. В среднем на 1 млн вылетов случается одно авиапроисшествие. При этом следует учесть, что большинство из них приходится на небольшие частные самолеты.

Вероятность погибнуть в катастрофе обычного пассажирского рейса крайне мала, 1/8 000 000. Даже летая каждый день, потребуется 21 тысячелетие, чтобы попасть-таки на тот злополучный рейс, который потерпит крушение.

Миф о том, что при авиакатастрофе нет шансов выжить, тоже имеет мало общего с реальностью. Летательные аппараты проектируются людьми, которые не понаслышке знают об аэродинамике и силе притяжения. Поэтому для того, чтобы с размаху шмякнуться об землю с высоты 10 000 км, нужно сильно постараться.

Обратимся опять к статистике. За последние 20 с лишним лет в США произошло около 500 авиапроисшествий. Количество погибших в них составило всего 5% от находящихся на борту в момент аварии пассажиров. Даже если отмести мелкие инциденты и проанализировать лишь серьезные катастрофы с ударами об землю, разломом корпуса самолета и пожарами, то количество выживших в них составляет примерно 50%.

Железнодорожный транспорт

По статистике, это самый безопасный вид наземного транспорта. Смертность в результате аварий поездов составляет 0,9 пассажиров на 160 млн км. Звучит невероятно, учитывая то, с какой скоростью передвигаются сверхсовременные поезда. Однако, с цифрами не поспоришь. При этом, в значительной степени общемировую статистику портят такие страны, как , где понятие техники безопасности имеет весьма специфическое значение.

Автомобильный транспорт

На 160 млн км пройденного пути в ДТП гибнет 1,6 человек. Согласно этой статистике, автомобиль можно смело отнести к наиболее опасному виду транспорта. Каждый год на дорогах мира погибает около 1,2 млн человек, что в тысячу раз больше, чем в авиакатастрофах. Таким образом, у вас больше шансов попасть в ДТП на пути к аэропорту, чем погибнуть в самом самолете.

Причем, эти цифры касаются только четырехколесного транспорта. Если говорить о мотоциклах и мопедах, то там смертность в разы больше: 42 человека на 160 млн км.

Аварийные посадки: видео, показывающее, что даже из самых сложных ситуаций есть выход.

Сегодня моя статья будет не том, чем наиболее эффективно отправить в мир иной недруги своя, а, наоборот, О ВЫЖИВАНИИ. Читая современные издания, да и не современные тоже, понимаешь их малую адаптированность к реалиям жизни. «…Возьмите небольшой кусок целлофана и плотно закройте выкопанную яму, положив в центр небольшой груз, а под местом прогиба расположив тару для сбора воды …» — вот только думал ли автор где взять в лесу человеку целлофан, тару под воду и то, чем выкопать яму? Он вообще хоть раз пробовал копать лесной грунт?

Нет, если вы подготовленный боец или просто физически крепкий человек, то у вас есть все шансы продержаться в лесу до прихода помощи или выхода к людям. Но что делать простому «офисному планктону» или подростку, заблудившемуся в лесу? Как выжить в городе во время техногенных катастроф? Что делать если вы зимой оказались посреди заснеженной трассы и надежда на помощь минимальна? Как вести себя, если вы во время прогулки в лесу столкнулись с диким зверем или получили травму? Обо всем этом мы поговорим в моей статье.

Начнем с того, что большинство людей вообще не имеют какого-либо нормального представления о том, как выжить в экстремальной ситуации. В школах такой важный предмет как ОБЖ (основы борьбы за живучесть) или допризывная подготовка превратили в простое просиживание штанов. Да и материал, который там преподают, вообще далек от реальности. Есть ли в программе то, как обезопасить жилье от мародеров, а как правильно поступить в ситуации техногенной катастрофы или массовых беспорядков, приготовить пищу в квартире, когда нет воды, газа, света и помощи ждать просто неоткуда или долго?

В данной статье я опишу самые азы того, как вести себя в нестандартной ситуации и что делать, чтобы протянуть еще денек другой (а то и больше) и возможно дождаться помощи. В ней не будет материала для матерых «спецов» или туристов, только то, что обязан знать каждый в своей жизни.

Вы когда-нибудь задумывались, сколько вы протяните без всех благ цивилизации, без помощи, без навыков и знаний, один или с группой себе подобных? Подумайте на досуге, проработайте в уме порядок действий и наверняка придёте к результату, что проживете вы дня три, может неделю, не больше…

Любое выживание начинается с одного важного пункта в вашей психологии, если этот пункт отсутствует или его приоритет над другими низок – вы не жилец. Этот пункт – ЖЕЛАНИЕ ВЫЖИТЬ . От его силы зависит насколько долго вы протяните на этой грешной земле. Поэтому два самых страшных ваших врага – ПАНИКА и ОТЧАЯНИЕ . Именно они в большинстве случаев убивают человека.

Однако пункт желания выжить не должен стоять выше пункта человечности и помощи себе подобным, иначе вы станете животным, и возможно животным «бешеным», которое подлежит уничтожению.

В любой ситуации отдавайте приоритет женщинам и детям, а также более молодым и сильным, так как с ними у группы попавших в беду людей шанс выжить будет больше. Не будьте эгоистом или единоличником, прислушивайтесь к мнению товарищей по беде. Думайте, прежде чем что-то сделать, если обдумали свой поступок, обдумайте его еще раз. Всегда ставьте интерес группы выше личного.

Когда вы в беде один, то думайте о том как будет хорошо когда вы, наконец, спасетесь или прибудет помощи. Если не помогает, разожгите в себе злобу или желание мести к тому из-за кого вы оказались в беде или к тому, кто забыл отправить к вам помощь. Найдите себе предмет ненависти, это придаст сил и упорства, не даст апатии захлестнуть вас.

Первое что мы рассмотрим, это выживание в городе в критической ситуации. Оно самое сложное. Вообще про хулиганов, пожары и прочую мелочь говорить не стоит, это знают все и вся, как говорится — быстрые ноги ваше спасение. Куда страшнее, когда город подвергся наводнению, эпидемии, или массовым беспорядкам. Конечно такое редкость, но все бывает в первый раз. Первое что стоит сделать – оценить ситуацию . Не верьте средствам массовой информации, объективно и правдиво ситуацию там не опишут. Позвоните знакомым и друзьям, послушайте, что они скажут, проанализируйте ситуацию.

Если в городе объявят эвакуацию, не спешите, дайте паникерам и дуракам убежать первыми, иначе они лишь будут осложнять вам жизнь. Возможно, эвакуироваться придется пешком, при этом не следует самостоятельно покидать город, до официальной эвакуации, особенно на машине, такой поступок может плохо закончиться, пробки никто не отменял.

Соберите самое необходимое : теплые вещи (даже если на улице лето и стоит жара, не факт, что погода не испортится или вы не просидите в эвакуационном лагере до холодов), обуйте крепкую обувь, возьмите все носки какие найдете, возможности постирать их скорее всего не будет и они будут быстро изнашиваться, а обувь без носков очень быстро сотрет ноги в кровь.

Далее документы, деньги, драгоценности, обязательно взять нож (кухонный, перочинный, какой угодно), ложку и зажигалку (вообще зажигалка намного эффективнее спичек, компактнее, не так боится воды и более долговечна), все лекарства которые найдете дома тоже сгребайте в сумку, абсолютно все, если не пригодятся вам, возможно пригодятся кому-то другому. Обязательно возьмите бинты или порвите чистые простыни на перевязочный материал, в крайнем случае, ими можно будет утеплить одежду.

Теперь очередь воды и еды . Чистая вода в городе, пострадавшем от катастрофы, бесценна. Набирайте ее как можно больше, даже если придется выкинуть часть еды, чистая вода в городе после отключения водопровода дефицит, ведь вез пищи вы проживете от 4 до 7 дней, без воды в жаркую погоду физически неразвитый человек сохранит возможность двигаться максимум двое суток, а через трое умрет.

Из еды берите только самое питательное и небольшое по объему (в качестве круп, если позволяет вес, возьмите овсянку, гречку, муку, крахмал, они наиболее легко усваиваются и быстро готовятся, имеют высокую калорийность). Не берите скоропортящиеся продукты, и вообще не старайтесь взять много, в городе пусть и разрушенном или пострадавшем найти еду не проблема. Если берете хлеб, не кладите его в пакет – заплесневеет, лучше заверните его в чистую тряпку.

Возьмите нитку и иголку , чинить одежду в ближайшее время придется, скорее всего, самим. Пакуйте вещи в сумки так, что бы самое необходимое было сверху и старайтесь их уложить как можно плотнее. Не пакуйте все в одну сумку, разделите вещи поровну между членами семьи или группы . Если сумка оказалась неудобной или тяжелой, пропустите через ее ручки палку (ручку от швабры или перекладину от шкафа) это позволит нести ее вдвоем довольно комфортно.

Если вы один, привяжите к сумке лямки из той же простыни, она крепкая и широкая, поэтому лямки сделанные из нее не так будет резать плечи. Если есть небольшая тележка, просто отлично, но надо быть готовым ее быстро бросить и быстро схватив вещи бежать. Обязательно возьмите с собой небольшую кастрюльку (для чего и так понятно), желательно алюминиевую, она не окисляется и не обгорает, чтобы не занимала места привяжите ее к сумке сбоку. Максимальный вес поклажи не должен превышать 20 килограмм (да и то это многовато) на взрослого человека (одежда – пять, шесть килограмм, вода – литров шесть, этого хватит человеку при экономном использовании на четыре дня). Лекарства и прочие мелочи – примерно на два килограмма. Остальное еда. Если вещи будет тяжело нести или придется бросать, то первым делом стоит оставить одежду, потом еду. Воду и лекарства бросать нельзя, равно как нож и зажигалку.

Если вес позволяет, возьмите с собой такие второстепенные вещи как презервативы, спирт или водку, гидроизоляционную ленту, мусорные пакеты (они большие и легкие), веревку . Возможно, насчёт презерватива кто-то усомниться, но поверьте, по прямому назначению его использовать не придется, презерватив вообще универсален, в нем можно нести воду, использовать как оружие или как эластичный материал для той же рогатки, в него можно спрятать вещи, боящиеся воды, закрыть рану от грязи, и вообще, как подскажет смекалка.

Спирт или спиртосодержащая жидкость отлично подойдёт для растирания, дезинфекции, разогрева консерв или розжига костра. Если у вас нет спирта или водки, можно слить из любой машины, его используют в омывателях для стекол, пить такой нельзя, но для остального пойдет. Гидроизоляционная лента или веревка подойдут для банальной постройки укрытия (не факт, что после эвакуации вам дадут палатку или жилье, возможно, придется крутиться самим) и вообще в таких ситуациях незаменимы. Та же лента, например, очень липкая, крепкая и не боится воды, ее смело можно использовать в качестве лейкопластыря или закрепить шину на переломанной конечности, в общем, все эти вещи нужны, но они второстепенны.

Не идите в одиночку или только одной семьей . Соберите группу в человек шесть-десять, больше не надо, толпа будет идти медленно. Если по пути кому-то потребуется помощь, не отказывайте, помогите, поделитесь едой и водой. Возможно спустя час в такой же ситуации окажетесь вы сами. Избегайте узких улиц и переулков, двигайтесь по центру дороги, это не война, что бы жаться к стенам и боятся обстрела, зато есть вероятность того, что вас заметят с вертолета и помогут.

Если в городе наводнение и идти придется по воде, вырежьте палку и поверяйте перед собой дорогу, открытые канализационные люки очень опасны, да и простая царапина на ноге, после попадания в нее воды смешанной с городскими нечистотами смертельно опасна.

Не идите ночью, если дорога плохая или завалена (даже если на асфальте есть ямы или выбоины), лучше остановитесь и отдохните. Помимо этого в траве или на тротуаре могут быть оборванные провода по напряжением, наступили и вас уже не спасут.

Разводите огонь в какой-нибудь ёмкости (мусорный бак, колесный диск, кирпичи сложенные в круг, песочница), как можно дальше от зданий, что бы не спровоцировать пожар, это только кажется, что в городе гореть нечему. В качестве топлива подойдет все что горит, кроме, пожалуй, пластика и покрышек, но, в крайнем случае, пойдут и они. Не идите спать в здание, максимум небольшой ларек или магазинчик, многоэтажные дома имеют свойство гореть в отсутствие хозяев, толи из-за их беспечности, толи от рук хулиганов.

Дежурьте по очереди , не все граждане сознательные и добрые, вас могут ночью обокрасть или даже убить за воду, одежду и еду, когда человек хочет жить, он готов на все. Даже большой город без транспорта можно покинуть через двое, максимум трое суток. Имейте при себе кусок какой-нибудь яркой тряпки для того, чтобы подать знак спасателям.

Хуже если катастрофа случилась в зимнее время, и отопление отключили. Уходить придется по любому, вот только путь станет сложнее в несколько десятков раз. Обязательно сделайте снегоступы из фанерок или разрезанной на пополам пластиковой квадратной канистры. Такие пусть и не очень удобные приспособления позволят вам двигаться по снегу а не проваливаться в него по колено, улицы чистить явно не будут.

Есть возможность взять транспорт в пострадавшем городе — не стесняйтесь это делать . Не берите легковые авто, присмотритесь к грузовикам, способным ехать по бездорожью или полноприводным авто. Такие машины будут находиться в пожарной части, отделениях скорой помощи, автобусных парках и парках грузовых авто (ремлетучки), горводоканале, горгазе. В большинстве случаев эту технику просто бросают, ключи можно найти в дежурке.

Есть ружье? Отлично. Берите с собой, но не заряжайте его картечью или пулями . Отпугнуть желающих дармовщины или бродячих собак хватит и мелкой дроби, вы же не хотите стать убийцей? Лучше если перед выходом вы перезарядите часть патронов крупной каменной солью. Она наносит неглубокие, но невероятно болезненные раны.

Запомните эти простые правила. Они пригодны практически для любых ситуаций связанных с эвакуацией. Думайте, просчитывайте последствия, не спишите, не паникуйте и все у вас получится.
_____________________________________

/Александр Мартынов, специально для «Армейского Вестника» /

// 0 Комментариев

Железнодорожные аварии – только один из , которые происходят ежегодно в большом количестве. Если вы отправляетесь в путешествие на метро или по ЖД, или постоянно используете эти виды транспорта для поездок на работу, на дачу или в командировки, обратите внимание на 7 советов для «выживания на рельсах».

На железной дороге случается достаточное количество вариантов различных «неприятностей». В их число можно внести аварии, крушения на переездах, сходы с рельс, столкновения, теракты, и т.п. Но, зачастую, садясь в поезд или электричку, мы остаемся расслабленными, поскольку абсолютное большинство людей считают, что именно с ними «что-то такое» не может произойти никогда. Известное заблуждение, которое опровергают люди, думавшие так же, но ставшие жертвами крушений. Поэтому простые советы – это тот минимум, который с большой долей вероятности оставит вас живыми во время ЖД катастрофы или теракта в метро.

Как выжить в катастрофе на ЖД и в метро

1. Выберите безопасный вагон.

Как правило, специалисты утверждают, что наиболее безопасное место на транспорте – в центре. Тем не менее, американская Федеральная администрация железнодорожного транспорта указывает, что при столкновении вагоны врезаются друг в друга и следуют под откос, а задние вагоны вообще могут двигаться по непредсказуемой траектории. Таким образом, если разделить вагоны на 4 части с отсчетом от локомотива, то лучше находиться в 3-ей части поезда.

2. Выберите безопасные места в вагоне.

Наиболее безопасные места внутри вагона – у прохода в центре. Это предотвратит вас от непроизвольного броска вперед при прямом лобовом столкновении. В то же время вы останетесь на удалении от бокового удара и наезда с тыльной стороны поезда, которые так же имеют место быть, хотя и в меньшем количестве.

3. Обращайте внимание на объявления проводников.

Проводники поездов лучше обучены для действий в чрезвычайных ситуациях на железнодорожном транспорте. И они однозначно лучше осведомлены. Поэтому если проводник жив – в случае аварии действуйте согласно его советам или приказам. По опыту автора www..

4. Убедитесь, что поезд оборудован аварийной сигнализацией.

Убедитесь, что поезд имеет стоп-кран или переговорное устройство для предупреждения машиниста. Если что-то произойдет без его ведома, то ему будет полезно знать, что в салонах что-то идет не так.

5. Меньше времени проводите в кафе.

Многие поезда оборудованы вагонами-ресторанами, есть вагоны с кафе. Не находитесь там постоянно или долго. Купите все, что нужно, и вернитесь на место. Если вы находитесь на ногах, ваши шансы получить смертельную рану при столкновении от удара, падения или летящих обломков повышаются многократно.

6. Если нужно – прыгайте.

Если обстоятельства требуют этого, поезд нужно покинуть. Если возможно – делайте это из последнего, «хвостового» вагона:

Для смягчения удара при падении поместите под одежду одеяла, подушки, запасную одежду – все, что найдете.
Место приземления должно быть свободно от скал, деревьев и кустов.
Избегайте приземления на ноги.
Прыгать нужно перпендикулярно движению поезда, чтобы не упасть на рельсы.
Во время прыжка держите руки вместе и прикрывайте ими голову.

7. Если поезд останавливается – сразу покидайте его.

Если поезд остановился или сильно замедлил ход – направляйтесь к ближайшему выходу. Используйте аварийные молотки, рычаги, кнопки с целью раскрытия окон и дверей. Инструкцию, как это сделать, вы должны прочитать в поезде заранее и знать ее наизусть. Покиньте вагон незамедлительно.

Автор www.. Просто существует два варианта развития событий: либо вы руководите ситуацией, либо она руководит вами. Если вы знаете, что делать и как быть, то вероятность того, что ситуация будет руководить вами, снизится. Больше информации в нашем разделе .

Выживай всегда!