Что значит «или эквивалент» в описании объекта закупки. Энциклопедия решений. Проведение открытого конкурса для заключения договора на проведение обязательного аудита Указание в закупочной документации 223 конкретного товара

Описание объекта закупки по 44-ФЗ - пример внедрения новых требований есть в данной статье — производится по установленным правилам. О том, какие изменения произошли в последние годы в части описания объектов закупки (далее — ОЗ), и каков порядок оценки заявок (предложений) участников закупки, поговорим далее.

Что обязан использовать заказчик при описании объектов закупки?

Согласно положениям закона «О контрактной системе в сфере закупок…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ, описание ОЗ должно производиться по четко установленным правилам. Так, согласно статье 33, описывая ОЗ в конкурсной документации, заказчик обязан учесть, что:

Изменения в правилах описания ОЗ по статье 33 закона № 44-ФЗ, примеры изменений

После принятия закона «О стандартизации в Российской Федерации…» от 29.06.2015 № 162-ФЗ, устанавливающего условия применения национальных стандартов, потребовалось привести в соответствие его положениям действующее российское законодательство. С этой целью был принят закон «О внесении изменений…» от 05.04.2016 № 104-ФЗ, внесший коррективы в 27 нормативных актов, в число которых попали и законы о закупках: упомянутый выше 44-ФЗ и закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ. В результате с июля 2016 года правила описания объекта закупки по 44-ФЗ претерпели некоторые изменения, связанные с добавлением условий о соответствии стандартам.

Практическое внедрение новшеств

Вступившие в силу изменения были сформулированы не очень четко, и большинство заказчиков испытывает трудности при формировании описания ОЗ. Так, в пункте 2 части 1 статьи 33 закона № 44-ФЗ указывается, что при оформлении условий закупки заказчиком могут использоваться другие (нестандартизированные) показатели, условные обозначения или требования при условии обоснования необходимости в этом.

Законодательством о контрактных закупках не предусмотрено, что в описании ее предмета следует перечислять наименования документов, устанавливающих стандарты. В то же время с принятием закона № 162-ФЗ на территории РФ начала функционировать национальная система по стандартизации. Поэтому, описывая ОЗ, заказчик должен быть готов в любой момент предоставить подтверждение, что указанные им показатели характеристик ОЗ применяются согласно техрегламентам либо законодательства о национальных стандартах.

В том же случае, если заказчик не использует показатели (условные единицы и т. п.), утвержденные национальными стандартами (даже если он просто не указал в описании ОЗ на имеющиеся нормативы), тогда ему следует подготовить обоснование, почему он использует иные показатели. Более того, указание одних лишь ссылок на существующие стандарты без упоминания требуемых показателей будет свидетельствовать о нарушении норм, указанных в пункте 2 части 1 и части 2 статьи 33 закона № 44-ФЗ. Это означает, что заказчик при составлении описания ОЗ должен учитывать установленные законодательством правила и ограничения, т. е. ему необходимо выбрать соответствующие стандарты, ГОСТы или техрегламенты, в которых прописаны технические характеристики и показатели, соответствующие требованиям к предмету и целям производимой закупки.

Приведем несколько примеров надлежащего обозначения показателей в описании. Так, при формировании заявки на поставку пылесосов заказчик может использовать следующие нормативы:

  • ГОСТ 10280-83;
  • ГОСТ Р 51318.14.1-99;
  • ТР ТС-010-2011.

Если же в качестве ОЗ выступают продукты питания, то при их описании, согласно рекомендациям, изложенным в письме Минэкономразвития от 04.09.2015 № ОГ-Д28-11718, нельзя указывать требования к оставшемуся сроку годности в процентах. Такое требование объясняется недопущением ограничения конкуренции. В описании ОЗ в этом случае надлежит представить обоснование по использованию нестандартизованных показателей и определить конкретный период (к примеру, в сутках), в течение которого продукты сохранят свою годность. Или как вариант можно указать точную дату, до которой продукты должны сохранять свою пригодность для употребления их по прямому назначению.

Что может содержать описание объекта закупки по закону 223-ФЗ?

В закон № 223-ФЗ, который регулирует закупки, осуществляемые определенными категориями заказчиков — госкорпорациями, публичными компаниями, естественными монополистами и т. д. (в отличие от закона № 44-ФЗ, где заказчиками выступают лишь муниципальные или государственные органы и учреждения) — также были внесены изменения, связанные со стандартизацией. В связи с этим заказчики обязаны устанавливать при формировании описания ОЗ требования к его качеству, безопасности, различным характеристикам, размеру, упаковке.

Как и при проведении закупок по контрактной системе, при оформлении документации, согласно пункту 1 части 10 статьи 4 закона № 223-ФЗ, заказчик должен выписать требования по каждому упомянутому в условиях закупки параметру в соответствии с предусмотренными техрегламентами, принятыми в национальной системе стандартизации. Если используются другие показатели, то заказчик должен будет предоставить обоснование необходимости их применения.

Каков порядок оценки заявок и окончательных предложений участников в отношении объекта госзакупки?

Для оценки заявок и окончательных предложений участников, согласно части 1 статьи 32 закона № 44-ФЗ, заказчиком определяются следующие показатели:

  • контрактная цена;
  • эксплуатационные расходы;
  • различные характеристики ОЗ;
  • квалификационные требования к участникам.

Оценка заявок участников, предложения которых были допущены к конкурсу, производится по правилам, утвержденным правительственным постановлением от 28.11.2013 № 1085 (далее по тексту — Правила).

Согласно п. 8 Правил, в документации о закупке должны быть отражены критерии оценки и показатели значимости каждого из них. При этом их должно быть не менее двух, одним из которых является цена. Суммарно все показатели значимости оценочных критериев должны составлять 100% (пункт 9 Правил).

При оценке нестоимостных критериев предложения предусматриваются показатели, которые раскрывали бы каждый из них (пункт 10). Каждый критерий оценивается по 100-бальной системе (пункт 11). Для того чтобы оценить заявки по нестоимостным критериям, заказчик может установить предельное значение указанных им характеристик. Лучшее предложение получит 100 баллов.

Поданные участниками заявки оцениваются с учетом рейтинговой суммы по каждому оценочному критерию (пункт 14). Победителем признается тот участник, заявка которого набрала самый высокий рейтинг (пункт 15).

Таким образом, заказчик при описании ОЗ должен придерживаться установленных правил, чтобы не подавлять конкуренцию — ведь из-за этого результаты конкурсного отбора могут быть признаны недействительными. Кроме того, при формировании требований заказчик должен учесть изменения правил описания закупки, произошедшие в последние годы и связанные с внедрением условий, касающихся соответствия формата запрашиваемых показателей системе национальной стандартизации.

Вопрос по описанию предмета закупки по 223-ФЗ. Имеет ли право заказчик описывая в техническом задании предмет закупки указывать конкретные характеристики товара? Или необходимо указывать необходимые параметры с использованием значений "не более" или "не менее"?

Ответ

Читайте в статье ответ на вопрос: Если при формировании технического задания не просим конкретные показатели на гвозди, нужно ли указывать страну происхождения гвоздей, и если просим конкретные показатели на краску, нужно ли указывать страну?

При описании предмета закупки Заказчик вправе устанавливать характеристики в "коридорах": "от__ и до __", "не более ___", "не менее ____", а так же и в конкретных характеристиках Закон № 223-ФЗ не запрещает так поступить.

При установлении конкретных характеристик в описание объекта закупки, ФАС России может истолковать подобные требования как создание участнику или нескольким участникам торгов преимущественных условий, что запрещено пунктом 2 части 1 статьи 17 Закона № 135-ФЗ.

При установлении характеристик в "коридорах": "от__ и до __", "не более ___", "не менее ____" в документации о закупке, Заказчику важно помнить, что необходимо затребовать от участников закупки заявки, содержащие сведения с точными значениями характеристик предложенной продукции. Иначе будет неясно, какая продукция конкретно будет являться предметом договора, заключаемого по итогам закупки.

Какие требования устанавливает Закон № 223-ФЗ к содержанию технического задания

Закон требует, чтобы заказчик установил свои требования:

  • к качеству;
  • к техническим характеристикам товара, работы, услуги;
  • к безопасности;
  • к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара;
  • к размерам, упаковке, отгрузке товара;
  • к результатам работ;
  • иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Требования к качеству

Качество товара, работ, услуг должно отвечать требованиям, предусмотренным техническими регламентами и документами, которые разрабатывают и применяют в национальной системе стандартизации.

Важно помнить, товар, работа, услуга отвечают требованиям качества, если в течение гарантийного срока соответствуют техзаданию, ГОСТу, ТУ, СанПиНу.

Общие правила определения качества продукции установлены в статьях 469 и 721 Гражданского кодекса РФ.

  1. Поставщик (подрядчик) обязан передать заказчику товар (результат работ), качество которого соответствует договору поставки, договору подряда. Проще говоря - должен быть передан такой товар, который описан в техническом задании. Предположим, по техническому заданию ткань спецодежды должна соответствовать определенному ГОСТу. По факту поставленная спецодежда не соответствует ГОСТу. Строго юридически эта спецодежда не может быть принята заказчиком, даже если она лучше, чем по ГОСТу. Несоответствие техническому заданию означает, что товар некачественный.
  2. При отсутствии в договоре условий о качестве поставщик (подрядчик) обязан передать товар (результат работ), пригодный для целей, для которых товар (результат работ) такого рода обычно используется, причем, если поставщик (подрядчик) при заключении договора был поставлен заказчиком в известность о конкретных целях приобретения товара (целях использования), поставщик (подрядчик) обязан передать заказчику товар (результат работ), пригодный для использования именно в соответствии с этими целями.
  3. Если в установленном законом порядке предусмотрены обязательные требования к качеству передаваемого товара (результатам работ), то поставщик обязан передать заказчику товар (результат работ), соответствующий этим обязательным требованиям.
  4. Качество товара может определяться образцом, который был предварительно предложен продавцом и отобран покупателем.

Требования к техническим, функциональным характеристикам, потребительским свойствам товара, работ, услуг

  • по товарам . Подробное техническое задание скрупулезного заказчика содержит массу технических характеристик. Например, можно указать: «стеллаж 1800 × 2000». А можно дать развернутое описание стеллажа на нескольких страницах с 10 цветными эскизами, включая не только эскизы общего вида стеллажа, но и отдельные эскизы фурнитуры, скользящих роликов и т. д.
    В случаях закупки типовых товаров с множеством позиций в закупке используются таблицы-спецификации.
  • по услугам . Как правило, техническое задание содержит перечень оказываемых услуг с их описанием (в календарной последовательности или без таковой) и указание на то, что каждая из перечисленных услуг должна быть оказана в такие-то сроки либо что услуги оказываются по мере необходимости по заявкам заказчика.
    В случаях закупки типовых услуг, связанных с непрерывным и постоянным обслуживанием зданий, оборудования и т. д., используется регламентный подход: заказчик разрабатывает регламент оказания услуг, где описаны ежедневные, еженедельные, ежемесячные обязанности исполнителя по совершению определенных обязанностей с занесением их в журналы оказания услуг или иные отчетные документы по усмотрению заказчика.
  • по работам . Как правило, техническое задание подготавливается в виде сметы, ведомости объемов работ, календарного плана и отдельного документа с описанием требования к применяемым материалам и оборудованию.
    Основное содержание технического задания при закупках в строительной сфере:

Некоторые заказчики, применяющие Закон № 223-ФЗ, задаются вопросом, можно ли указать в документации о закупке конкретный товарный знак: телефон Nokia, автомобиль Nissan, конкретизировав его требованиями к модели, комплектации, цвету и т. д. Закон № 223-ФЗ не запрещает так поступить.

Представляется, что нарушение закона будет иметь место только в той ситуации, когда на рынке определенной продукции имеется очень ограниченное количество участников (узкоспециальное оборудование, уникальные химикаты и т. д.), а заказчик в документации о закупке указал товарный знак только одного производителя без возможности поставки аналога.

Внимание: фАС России может истолковать подобные требования как создание участнику или нескольким участникам торгов преимущественных условий, что запрещено пунктом 2 части 1 статьи 17 Закона № 135-ФЗ, а также как и нарушение принципа информационной открытости закупки и нарушение принципа равноправия, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции (п. 1 и 2 ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ).

Суды же считают, что даже если техническое задание заказчика сформулировано таким образом, что указывается товар конкретного производителя и конкретный товарный знак, то это не ограничивает конкуренцию, не создает никому преимущественных условий, так как в возможный круг участников торгов входят как производители конкретного товара, так и неограниченное количество его поставщиков (определение ВАС РФ от 7 апреля 2010 г. № ВАС-3470/10).

Обозначим некоторые дополнительные требования, которые традиционно включаются в техническое задание:

  • указание на то, что товар должен быть новым, ранее не использованным, не эксплуатировавшимся, произведенным не ранее указанного года;
  • требования по комплектации;
  • требования к техническому обслуживанию товара в течение срока гарантии (гарантийное обслуживание);
  • требования по количеству, периодичности, сроку и месту поставок;
  • требования к шефмонтажу (монтаж осуществляется самим поставщиком);
  • требование о том, что специалисты поставщика должны провести обучение, инструктаж персонала заказчика;
  • указание на то, какая должна быть передана вместе с товаром документация и необходимое количество расходных материалов;
  • требования к остаточному сроку годности (обычно 70-80%).

Перечисленные требования не обязательны, заказчики часто используют не все, а лишь какие-то отдельные позиции из вышеназванных в различных комбинациях. В любом случае техническое задание должно быть подробным, детальным и давать ясное представление о потребности заказчика.

Требования к безопасности

Этот раздел традиционно вызывает вопросы у заказчика, подготавливающего техническое задание. На практике заказчик почти никогда сам не "изобретает" требования к безопасности. Как правило, он ссылается на технические регламенты, ГОСТ, СНиП или СанПин.

  • Закупая автотранспорт, заказчик ссылается на технический регламент о безопасности колесных транспортных средств, утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 года № 877;
  • закупая строительные материалы, заказчик ссылается на технический регламент о требованиях пожарной безопасности;
  • закупая кефир, заказчик ссылается на технический регламент о безопасности молока и молочной продукции;
  • закупая строительные работы, заказчик ссылается на необходимость выполнения работ в соответствии с требованиями нормативно-технических документов, включенных в перечень национальных стандартов и сводов правил, который утвержден постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2014 года № 1521;
  • закупая обслуживание медицинской техники, заказчик ссылается на Методические рекомендации, которые утверждены в письме Минздрава России от 27 октября 2003 года № 293-22/233.

Требования к размерам, упаковке, отгрузке товара

Обычно при установлении таких требований заказчики не сталкиваются с затруднениями. Заказчик устанавливает интересующие его размеры товара в точных значениях или в "коридорах": "от__ и до __", "высота не более ___", "ширина не менее ____". При использовании подобных значений важно не забыть затребовать в заявках от участников закупки сведений о точных значениях предложенной продукции, иначе будет неясно, какая характеристика должна быть включена в текст технического задания, прилагаемого к договору, заключаемому по итогам закупки.

Устанавливая требования к упаковке, заказчики, как правило, сами детально описывают упаковку и ссылаются на нормативно-технические документы. Требования к упаковке часто содержатся также в технических регламентах и профильных ГОСТах. Так, например, если при закупке пищевой продукции заказчик сослался на обязательное применение ГОСТ Р 51074-2003, то упаковка должна будет соответствовать требованиям этого стандарта.

  • On 21.07.2019
  • 0 Комментарии
  • 223-ФЗ, 44-ФЗ, Гособоронзаказ, Закупка лекарств, медоборуд., медоборуд., Объекты закупок, Статьи

Чтобы заказчик в результате торгов получил именно то, что ему нужно, следует правильно составить описание объекта закупки . Расскажем о требованиях законов 44-ФЗ и 223-ФЗ, а также об исключениях из установленного порядка.

Объект или предмет закупки - товар, услуга или работа, которую заказчику необходимо приобрести . Соответственно, под описанием этого объекта понимается перечисление его подробных характеристик . Эти характеристики должны описывать предмет, который наилучшим образом удовлетворит потребность заказчика.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС :

Описание предмета закупки по 44-ФЗ

Требования к описанию объекта в рамках госзакупок определены в статье 33 закона 44-ФЗ . Таким образом, чтобы составить верное описание, нужно опираться на эту норму. В ней определено, какие характеристики следует включить в описание - а именно функциональные, технические, качественные, эксплуатационные . Также приводится правило о запрете на указание бренда или производителя без включения фразы «или эквивалент ». Есть исключения - о них расскажем чуть позже.

Что касается терминологии, то закон требует придерживаться установленных регламентов . Это значит, что при описании объекта закупки нужно опираться на ГОСТы и прочие стандарты. Если используется собственная терминология и условные обозначения, заказчик должен обосновать их применение.

Разрешено включить в описание закупки всевозможные чертежи, эскизы, планы, фотографии, результаты тестирования и так далее.

Если закупаются лекарственные средства, необходимо указывать их международные непатентованные наименования. Более подробно об описании объекта закупки в лекарственной сфере .

При необходимости заказчик также может включить в описание закупки требования к гарантийному сроку и объему гарантийных услуг. Также частью описания может стать требование к проведению монтажа и / или обучения персонала обращению с предметом закупки (например, если закупается оборудование).

Существуют особенности , в соответствии с которыми описываются объекты закупки по гособоронзаказу. Кроме того, Правительство РФ наделено правом устанавливать дополнительные особенности описания тех или иных объектов закупки.

Что нельзя указать в описании :

  1. Название производителя, бренд, модель товара без указания на возможность приобретения эквивалента.
  2. Субъективные характеристики предмета закупки.
  3. Свойства, наличие которых может быть установлено только посредством сложного лабораторного анализа.

Заказчикам, которые составляют описание закупки по 44-ФЗ, можно дать такие советы:

  1. Описывайте предмет закупки объективно . Нужно представлять себе не конкретную модель, а какой-то абстрактный товар, который должен исполнять определенные функции. Иначе будет нарушен принцип открытой конкуренции. Проконтролировать это несложно - под готовое описание должно попадать несколько товаров, например, разные модели оборудования.
  2. Описание следует делать максимально понятным . Применяйте стандартные термины, прилагайте эскизы, чертежи, фотографии и так далее. Избегайте пространных описаний и расплывчатых формулировок, даже если объект не попадает под ГОСТ и иные стандарты.
  3. Описывайте предмет закупки со всех сторон . Нужно максимально подробно и точно расписать все его характеристики.
  4. Предусмотрите возможность определить, что поставленный товар соответствует требованиям документации . Для этого в нее включаются нужные показатели (чаще всего их диапазонные значения).
  5. Когда описание готово, еще раз перепроверьте все числовые значения . Иначе есть риск, что процедура не состоится либо будет приобретен товар с неподходящими характеристиками.

Когда можно указать торговую марку

В соответствии с законом 44-ФЗ, в исключительных случаях при описании закупки можно указать конкретного производителя или модель. Это допустимо, если:

  • описать объект по-другому невозможно;
  • предметом контракта является работа или услуга, а товар, наименование которого прямо указано, закупается для выполнения этой работы (оказания услуги), а не для самостоятельного использования.

Обратите внимание! Если у товара нет аналога, указывать в описании фразу «или эквивалент» необязательно. То же самое справедливо при наличии аналога, который не может использоваться из-за несоответствия технических характеристик.

Описание объекта закупки по 223-ФЗ

Рамочный закон 223-ФЗ гораздо более лоялен к правилам описания объекта закупки. Тут не действует запрет на указание конкретной модели, производителя и так далее. Главное, чтобы это было разрешено утвержденным заказчиком .

223-ФЗ обязывает заказчика лишь установить определенные требования к предмету закупки , а именно:

  • к его безопасности;
  • к его качеству;
  • к разного рода свойствам - техническим, функциональным;
  • если закупается работа - к ее результатам;
  • если закупается товар - к его размеру, упаковке, условиям отгрузки и так далее.

Если в описании закупки по 223-ФЗ встречается какой-то параметр, в документации должны быть прописаны требования, которые к нему предъявляются.

Как подтверждается соответствие предмета закупки предъявляемым к нему требованиям? Это может быть добровольное или обязательное подтверждение . Более подробно об этом можно узнать из следующей таблицы.

Таблица. Подтверждение соответствия объекта закупки условиям документации

Показатель

Подтверждение соответствия

Обязательное

Добровольное

Цель Соответствие условиям технического регламента Согласованность национальным стандартам, предварительным национальным стандартам, стандартам организаций, сводам правил, системам добровольной сертификации, условиям договоров
Объекты Продукция, выпускаемая в обращение на территории России Продукция, процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работы и услуги, а также иные объекты, в отношении которых стандартами, системами добровольной сертификации и договорами устанавливаются правила
Форма, документ Декларирование о соответствии (декларация о соответствии)
Обязательная сертификация (сертификат соответствия)
Добровольная сертификация (сертификат соответствия)

В статье расскажем, какие требования Закон № 223-ФЗ устанавливает к описанию объекта закупки, какие правила должны соблюдать заказчики и что изменится в 2020 году.

Правила описания объекта закупки по 223-ФЗ

При подготовке документации о закупке в конкурентных процедурах заказчик по закону № 223-ФЗ должен описать объект закупки. Правила начали действовать с 01.07.2018 (ч. 6.1 ст. 3). В описании заказчик указывает функциональные характеристики, потребительские свойства, технические, качественные и эксплуатационные характеристики закупаемого товара, работы либо услуги.

Ранее заказчика не контролировали в данном вопросе. Он сам устанавливал правила в своем положении о закупках. Теперь заказчику необходимо описывать объект закупки по нормам 223-ФЗ.

При описании заказчик указывает следующее:

  • функциональные характеристики (способность выполнить основную функцию, достигнуть результата);
  • технические и качественные свойства (параметры, физические величины, регламент и порядок выполнения работ, соответствие стандартным требованиям);
  • эксплуатационные параметры (характеристики надежности и работоспособности: прочность, долговечность и т. п.);
  • требования по безопасности (соответствие стандартам, СанПиНам, ГОСТам, ТУ);
  • способ упаковки;
  • порядок отгрузки;
  • результаты работы или услуги.

Если заказчик предъявляет иные требования, он должен это обосновать в документации (ч. 10 ст. 4). Наряду с вышеперечисленным, Заказчик может указывать товарный знак закупаемого товара, но по определенным правилам.

Виталий Байрашев , эксперт в сфере закупок

Смотрите, как с учетом последних изменений описать предмет закупки по Закону № 223-ФЗ. Виталий Байрашев разъясняет, какие требования необходимо соблюдать и как применять технические регламенты и национальные стандарты. Из вебинара узнаете о типичных ошибках, которые допускают заказчики в техническом задании.

Когда нужно включать товарный знак в описание объекта закупки по 223-ФЗ

По общему правилу в описании объекта закупки заказчик не может указывать товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы и наименование страны происхождения товаров. Такое указание может необоснованно ограничить количество участников закупки. Заказчик обязан соблюдать эту норму, кроме случаев, когда не может дать более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Если все-таки заказчик в документации о закупке использует указание на товарный знак, то обязан написать слова «или эквивалент».

Но бывают и такие закупки, когда он вынужден не использовать слова «или эквивалент». Например, при несовместимости товаров. Когда у заказчика уже приобретен товар и к нему закупаются комплектующие товары. Самая распространенная закупка в данном случае – это картриджи к уже купленным принтерам . Еще заказчик не прописывает слова «или эквивалент» в документации о закупке, если закупает запасные части и расходные материалы к машинам и оборудованию, которые он использует. Примером закупки могут быть автозапчасти для автомобильного парка заказчика.

Если заказчик по закону 233-ФЗ одновременно является участником закупок по 44-ФЗ, то также может не использовать слова «эквивалент» при закупке необходимых товаров, работ, услуг. Еще одним исключением являются закупки с указанием конкретных товарных знаков, если это предусмотрено условиями международных договоров (ч. 2 ст. 1 закона № 223-ФЗ).

Таким образом, заказчик в большинстве своем не указывает товарные знаки и должен постараться дать характеристики товара в описании объекта закупки. Если же контролеры найдут в положениях документации о закупке ограничения конкуренции, то отменят закупку и накажут заказчика.

Для начала соберите всю необходимую информацию о закупаемом товаре. Например, если вы закупаете бумагу для печати, сформулируйте все необходимые вам технические и качественные характеристики.

Формируйте описание так, чтоб в закупке могли участвовать не менее трех производителей закупаемого товара. Для описания объекта закупки не обязательно использовать все технические параметры товара. Достаточно 4-5 показателей, но действительно характеризующих ваш товар. При закупке бумаги для печати берем следующие параметры:

  • Бумага для офисной техники формата А4,
  • Размеры, мм не менее 210 х 297 мм,
  • Плотность – 80гр/м2 ,
  • Количество листов в пачке – не менее 500,
  • Белизна – не менее 146 CIE,
  • Непрозрачность – не менее 91%.

Этих характеристик достаточно для того, чтоб в данной закупке участвовало несколько участников, при этом не было ограничения конкуренции. Под данные характеристики подходит несколько производителей, например, SvetoCopy, IQ и Data Copy.

Обязательно пропишите следующие требования к товару:

  • Товар не должен находиться в залоге, под арестом или под иным обременением.
  • Товар является новым, не использованным и не имеющим дефектов.
  • При наличии предоставить Сертификаты качества и комплектности Товара.
  • Товар не должен представлять опасности для окружающих.
  • Товар поставляется в упаковке без нарушения целостности транспортной и фабричной упаковки. Упаковка товара должна обеспечивать его сохранность при транспортировке, а также при погрузочно-разгрузочных работах. Каждая упаковка должна иметь маркировку.
  • Товар соответствует требованиям ГОСТ Р ИСО 9706-2000.

В описании объекта закупки установите гарантии качества. Срок предоставления гарантии качества должен быть не менее срока годности, установленного производителем данного товара.

В случае обнаружения Покупателем дефектов в течение гарантийного срока завода изготовителя товара такие дефекты должны быть устранены Поставщиком в течение 10 дней со дня получения извещения о выявлении дефектов. Так вы обезопасите себя и не получите некачественный товар, а также не ограничите конкуренцию.

Здравствуйте, Андрей.

Не совсем ясен Ваш вопрос, Вы указываете на то, что Заказчик установил требования к стране происхождения товара, но в тоже время указывает на преференции в отношении Российского товара.

Как верно указал коллега, Заказчик вправе не указывать слова «или эквивалент» в отличие от закупок по 44-ФЗ и указать страну происхождения товара.

Нужно изучать Извещение и Положение о закупках Заказчика.

Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ
(ред. от 07.06.2017)
«О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

Статья 2. Правовая основа закупки товаров, работ, услуг

1. При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
2. Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Статья 3. Принципы и основные положения закупки товаров, работ, услуг

1. При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
2. Извещение о проведении конкурса или аукциона размещается в соответствии с частью 5 статьи 4 настоящего Федерального закона не менее чем за двадцать дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе. Выигравшим торги на конкурсе признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения договора в соответствии с критериями и порядком оценки и сопоставления заявок, которые установлены в конкурсной документации на основании положения о закупке, на аукционе - лицо, предложившее наиболее низкую цену договора или, если при проведении аукциона цена договора снижена до нуля и аукцион проводится на право заключить договор, наиболее высокую цену договора.
3. В положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.

Пример разъяснений с примерами судебной практики

Закупки по 223-ФЗ и эквивалентность

Заказчики, работающие по Закону №223-ФЗ, имеют право указывать в документации о закупке конкретный товарный знак, модель, место производства продукции, конкретного производителя.

Такое право возникает у Заказчика исходя из следующих положений Закона №223-ФЗ:

п.1 ч.10 ст.4 («В документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе:
1) установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика»);
п.3 ч.1 ст.3 («При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: <…>
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика <…> »).

Следует отметить, что в отличие от Закона №44-ФЗ (п.1 ч.1 ст.33 «Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», за исключением случаев <…>»), Закон №223-ФЗ не содержит в себе какого-либо требования о том, что заказчику, в случае указания на конкретный товарный знак, следует указывать в описании закупаемой продукции слова «или эквивалент». Такой обязанности у Заказчиков, работающих по Закону №223-ФЗ не существует.

Заказчику следует помнить об ограничениях этого права

Первое возможное ограничение может быть установлено в Положении о закупках самого Заказчика, т.к. в соответствии с ч.2 ст.2 Закона №223-ФЗ Положение о закупке - это документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения. Соответственно именно в Положении следует установить правила указания товарных знаков, страны производства, модели и т.д. В этом случае Заказчик будет «защищен». Это иллюстрирует решение Ростовского УФАС России от 17.07.12 по делу №1127/05: «Статья 2 Положения содержит понятия, в том числе предмет закупки – конкретные товары, работы или услуги, которые предполагается поставить (выполнить, оказать) Заказчику в объеме и на условиях, определенные в закупочной документации. Пунктом 7.4.5. Положения установлено, что в тексте запроса цен Заказчик указывает любые четкие требования к предмету закупки (кроме цены), условиям поставки, оплаты участникам, подтверждению соответствия Продукции и самих участников требованиям Заказчика и предоставляемым документам. Таким образом, Комиссия пришла к выводу о правомерности использования Заказчиком конкретного наименования необходимой к поставке продукции (сетевая видеокамера AxisP1347-E (5 шт.) и сетевая видеокамера AxisP1347)».


Второе ограничение возникает исходя из положений п.2 ч.1 ст.3 Закона №223-ФЗ, устанавливающее, что при осуществлении закупок Заказчику следует руководствоваться, в том числе, принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, и п.2 ч.1 ст.17 Закона №135-ФЗ «О защите конкуренции», запрещающего Заказчику при проведении, запроса котировок цен на товары, запроса предложений действия, ограничивающие конкуренцию, в том числе «создание участнику <…> или нескольким участникам <…> преимущественных условий участия <…>». Положения п.2 ч.1 ст.17 Закона №135-ФЗ распространяются на Заказчиков, работающих по Закону №223-ФЗ в силу ч.5 ст.17.

В ряде случаев ФАС понимает указание Заказчиком в документации о закупке на конкретную марку, конкретное место производства, конкретного производителя как ограничение конкуренции в соответствии со ст.17 Закона №135-ФЗ, также Заказчикам может вменяться нарушение Закона №223-ФЗ (ч.1 ст.3, ч.6 ст.3, ч.10 ст.4 и т.д.). Однако такая позиция может быть успешно оспорена Заказчиком в суде, что подтверждает административная практика, сложившаяся к настоящему моменту.

Неважно, что закупает Заказчик: определенную офисную бумагу, перчатки либо газоанализатор, суды признают право Заказчика в соответствии с Законом №223-ФЗ устанавливать в закупочной документации в рамках, определенным Положением о закупках, любые требования, которым должен отвечать закупаемый товар (п.1 ч.10 ст.4 Закона №223-ФЗ).

В вопросе нарушения требований Закона 223-ФЗ суд учитывает следующее:

Указание в закупочной документации конкретного товарного знака не нарушает запретов Закона №223-ФЗ (если такой запрет не установлен в Положении о закупке Заказчика), такие действия направлены на определение потребностей заказчика и выявление товара, подлежащего поставке, в наилучшей степени отвечающего требованиям заказчика, что Законом №223-ФЗ не запрещено.
Действия заказчика, установившего в техническом задании определенные требования, в том числе товарный знак, производитель, место происхождения, не противоречат положениям ч.10 ст.4 Закона № 223-ФЗ, откуда следует, что потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.
Заказчик может пояснить, почему продукция конкретной торговой марки, конкретного производителя удовлетворяет потребностям Заказчика.
Сам по себе факт установления определенных характеристик к товару, не свидетельствует об ограничении количества участников размещения заказа и нарушении п.1 и п.4 ч.1 ст.3 Закона №223-ФЗ, поскольку в этом случае учитывается также количество участников, способных поставить данный товар (потенциально способных, либо подавших заявки на участие в закупочной процедуре).
https://otc.ru/academy/article...

С уважением! Г.А. Кураев