Юридические услуги для заключенных. Как заключенным получить юридическую помощь? Международный Благотворительный Фонд «Защитник

Логичным продолжением разговора о проекте изменений правил свиданий заключенных под стражу, думаю, является обсуждение норм, предусмотренных ч. 8 ст. 12, ч. 4 ст. 89, ч. 2 ст. 91, ч. 6 ст. 158, ч. 2 ст. 185 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.

Во всех данных нормах говорится об «иных лицах [наряду с адвокатами], имеющих право на оказание юридической помощи» осужденным.

Естественно, я далеко не первый, кто обращает внимание на неопределенность этой категории, но, к сожалению, никаких законодательных новелл на этот счет на горизонте не видно.

Определения «юридическая помощь» в федеральном законодательстве я не обнаружил. Однако, например, Федеральным законом "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" определены основные виды бесплатной юридической помощи. В этой связи, в самой упрощенной форме юридическую помощь можно определить как деятельность по правовому консультированию, составлению документов правового характера и представлению интересов лица в различных организациях (судах, гос.органах и т.д.).

Кто же может осуществлять эту деятельность в интересах осужденных?

О.А. Акимова (Коптяева), в автореферате своей кандидатской диссертации (2006) приводит мнения маститых ученых-правоведов по этому поводу и выдвигает собственную гипотезу: «Действующее законодательство не даёт ответа на вопрос, какие именно лица, кроме адвокатов, имеют право на оказание юридической помощи осуждённым к лишению свободы (ч. 8 ст. 12 УИК РФ). Весьма неоднозначны по данному вопросу и мнения различных учёных. Так, В.И. Селивёрстов относит к иным лицам представителей профессионального союза или иной общественной организации, в которой состоял осуждённый, законных представителей, его опекунов ; А.И. Зубков - представителей различных юридических контор, центров по оказанию юридической помощи населению как субъектов правозащиты , альтернативных традиционным коллегиям адвокатов. Исходя из того, что оказание юридической помощи гражданам, в том числе осуждённым, является одной из функций правоохранительной деятельности государства, на взгляд соискателя, логично предположить, что УИК РФ под иными лицами, имеющими право на оказание юридической помощи, прежде всего, имел в виду правоохранительные органы: адвокатуру, прокуратуру, уполномоченных по правам человека, Федеральную службу исполнения наказаний и нотариат ».

По мнению С.М. Зубарева , к иным лицам относятся «профессиональные юристы из числа близких родственников, законные представители, представители правозащитных организаций и др.» .

Вместе с тем все эти мнения не оказали сколько-нибудь заметного влияния на судебную практику.

О том, что юридическую помощь может оказывать кто угодно (за исключением, наверное, недееспособных) ясно следует из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 05.12.2003 № 447-О, в котором проанализирована ч. 1 ст. 45 УПК.

«…Поскольку (часть 1) Конституции Российской Федерации не уточняет, кем именно должна быть обеспечена квалифицированная юридическая помощь нуждающемуся в ней гражданину, конституционную обязанность государства обеспечить каждому желающему достаточно высокий уровень любого из видов предоставляемой юридической помощи нельзя трактовать как обязанность пользоваться помощью только адвоката ».

В названном определении сформулирован единственный критерий отбора лица, оказывающего юридическую помощь - субъективное восприятие его со стороны доверителя как лица «способного оказать квалифицированную юридическую помощь».

Т.е. если мне кажется, что мой знакомый грузчик (ничуть не умаляю значимость этой работы!) с «тремя классами» образования обладает хорошими познаниями в юриспруденции, никто не запретит обратиться мне к нему за юридической помощью.

Правило о совершенном отсутствии каких-либо объективных критериев для лиц, оказывающих юридическую помощь, естественно, в полной мере распространяется и на осужденных к лишению свободы, прибегающих к услугам таких «помощников».

Вместе с тем администрация исправительных учреждений пытается установить определенный фильтр для таких лиц, например, требуя наличия у них высшего юридического образования.

Но суды, рассматривающие жалобы на отказы в предоставлении свиданий по таким мотивам, естественно, эти фильтры отметают.

«Никаких ограничений для возможности представлять интересы граждан в судах на основании доверенности лицам, не имеющим высшего юридического образовани я либо статуса адвоката и запрета предоставлять указанным лицам свидания с осужденными, ст. 48 Конституции РФ и ст. 89 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, не содержат. Также указанные статьи не содержат запрета на оформление осужденными лицами доверенностей на представление их интересов в судах Российской Федерации в соответствии с требованиями ст. ГПК РФ» , - гласит кассационное определение Московского городского суда от 14.03.2012 по делу № 33-7895. Несколько подобных определений в этому году вынес и Верховный Суд Республики Мордовия.

Конечно, встречаются и исключения, но скорее вследствие явно неправильного толкования действующего законодательства. Так, Якутский городской суд в решении от 10 января 2012 г. по делу № 2-909-2012 не удовлетворил требования о признании незаконным отказа администрации в свидании с осужденным его представителя по доверенности (адвокатом не являвшегося) (точнее обжаловалось решение надзирающей прокуратуры, которая также отказалась признавать действия администрации колонии незаконными).

В решении суд указал следующую малопонятную мотивировку: «Исходя из общих положений УИК РФ о целях уголовно-исполнительного законодательства в их совпадении с целями уголовного наказания, закрепленными в ч. 2 ст. 43 УК РФ, обусловленном единством и взаимосвязью УИК РФ и УК РФ , а также тем, что уголовный закон является базовой и материальной основой закона уголовно-исполнительного, суд применяет положения УПК РФ (???) . Так, в соответствии со ст.49 УПК РФ защитником признается лицо, осуществляющее в установленном порядке защиту прав и интересов подозреваемых и обвиняемых и оказывающее им юридическую помощь при производстве по уголовному делу. В качестве таковых допускаются адвокаты - лица, получившие в установленном порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность, т.е. деятельность по оказанию профессиональной и квалифицированной юридической помощи в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию (ст.1 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ»)».

Говоря о взаимосвязи уголовно-исполнительного законодательства с уголовным, сделать вывод о применении в итоге вообще уголовно-процессуального законодательства - это заслуживает, по моему мнению, стать очередным юридическим перлом.

Вместе с тем апелляционная инстанция оставила решение в силе.

Здесь можно возразить - и так все понятно, допускаем к осужденным в качестве «юридических помощников» любых лиц, главное, чтобы у них была соответствующая доверенность.

Но тут, как и в случае с заключенными под стражу, следует снова вспомнить о том, как проходят свидания осужденных к лишению свободы с теми самыми «иными лицами»:

1) количество таких свиданий не ограничено, единственное ограничение по времени - одно свидание должно длиться не более 4-х часов;

2) такие свидания разрешены нарушителям режима содержания, водворенным в штрафной изолятор или помещение камерного типа (по общему же правилу свидания таким нарушителям запрещены, ведь суть ШИЗО и ПКТ по логике законодателя как раз и сводится к тому, чтобы отрезвить нарушителя и дать ему почувствовать, как плохо живется без регулярных свиданий с дорогими ему людьми);

3) никаких заявлений от осужденного на разрешение таких свиданий не нужно, т.е. «иное лицо» может прийти в исправительное учреждение и потребовать предоставить свидание с доверителем, такое требование должно быть удовлетворено (естественно, если сам доверитель желает видеться с «иным лицом») (к такому выводу в этом году пришла апелляционная коллегия ВС Республики Мордовия);

4) единственное отличие «иных лиц» от адвокатов в том, что буквальное толкование второго предложения ч. 4 ст. 89 УИК не дает им возможности конфиденциальной беседы (наедине и без прослушивания). Но думаю, этот «досадный пробел», наш законодатель следуя путеводной звезде ЕСПЧ устранит.

Важно отметить, что количество свиданий осужденных к лишению свободы - один из важнейших инструментов исправительного воздействия на них и критерий, по которому отличаются колонии различных видов режима.

Логика законодателя проста: чем лучше твое поведение - тем легче режим исправительного учреждения - тем больше свиданий ты получаешь. И наоборот. А если ты нарушаешь установленный государством режим (т.е. ты и так совершил преступление и должен все сделать, чтобы искупить вину, а вместо этого начинаешь плевать на исполняемое в отношении тебя наказание), то прямой путь тебе в ШИЗО или ПКТ с запретом на свидания.

Так вот, благодаря указанным нормам законодательства и неопределенному кругу «иных лиц, имеющих право оказывать юридическую помощь», все это карательное воздействие летит к чертям.

Будь ты хоть последним отморозком, главное, дай доверенность на право оказания юридической помощи всем кому пожелаешь - и видься с ними хоть каждый день, даже если ты водворен в штрафной изолятор. И никто не обязывает (и не может обязать) тебя обсуждать с "гостями" именно правовые вопросы.

Тогда у меня возникает такой же вопрос, как и в отношении заключенных под стражу: а зачем тогда нужна вся эта градация по режиму содержания, свиданиям и т.д. Давайте просто сведем всю суть деятельности исправительных учреждений к простой изоляции определенного числа осужденных в рамках определенного охраняемого периметра.

Как и в предыдущем обсуждении, коллеги, у меня к вам два вопроса:

1) правильно ли я толкую нормы действующего законодательства и судебной практики в рассматриваемом вопросе? и

2) есть ли теоретически возможность сформулировать и законодательно установить фильтры для «иных лиц, имеющих право оказания юридической помощи» (по их числу на одного осужденного, образованию и т.д.)?

- это квалифицированная помощь МКА "Ульпиан" в сфере уголовно-исполнительного права, которая заключается во всесторонней юридической поддержке ваших близких, находящихся в местах лишения свободы. Юридическая помощь осужденным - задача не из легких, так как требует от специалиста полной самоотдачи, а каких-то моментах даже смелости. После вступления в силу приговора суда начинается самое страшное и тяжелое испытание человека. Суровые условия, сложная адаптация к новым правилам жизни и повсеместные вопросы, по которым требуется консультация юриста .

Сотрудники МКА "Ульпиан" в рамках услуг по оказанию юридической помощи осужденным делают все для положительного решения вопроса о содержании в местах лишения свободы и предоставят вам всю информацию о возможности условно-досрочного освобождения. Мы можем оказать вам содействие в получении комфортных условий при отбывании наказания. Законодательство РФ очень быстро меняется и, возможно, для вас тоже будут положительные новости во время отбывания наказания.

Юридическая помощь осужденным заключается в решении следующих вопросов:

  • Обеспечение личной безопасности в местах лишения свободы;
  • Защита законных прав при нахождении в местах лишения свободы;
  • Защита прав при содержании под стражей;
  • Консультирование по УДО;
  • Решение вопроса об этапировании в колонию, находящуюся недалеко от места проживания близких осужденного;
  • Содействие в изменении типа учреждения;
  • Освобождение по причине психического заболевания (или иной болезни);
  • Либерализация преступления (устранение преступности деяния);
  • Решение вопросов о снятии и погашении судимости;
  • Решение вопроса об изменении режима отбывания наказания;
  • Медицинская помощь осужденным в местах лишения свободы и другие.

Юридическая помощь осужденным - это реализация права человека на поддержку и заботу со стороны близких людей. Нередко становится известно о случаях жестокости в колониях, ограничении прав осужденных и даже насилия. Произвол в местах лишения свободы можно обойти и решить эту проблему путем вмешательства специалиста по праву. Наши адвокаты помогут вам даже тогда, когда ситуация уже привела вас к отбыванию наказания. Специалисты обладают достаточными навыками и серьезным оптом в сфере уголовно-исполнительного права. Позвоните нам прямо сейчас и задайте интересующие вас вопросы. Мы постараемся помочь вам как можно скорее!

Граждане, отбывающие наказание в местах лишения свободы, имеют право на полноценную юридическую помощь. Это гарантирует 48 статья Конституции РФ.

Общение с адвокатом может быть личным, по телефону или по переписке. Количество посещений юриста не ограничено, оно не входит в общее число посещений. Одно свидание может длиться до 4 часов.

Юридическая помощь осужденным

Помощь осужденным включает:

  • сокращение срока наказания;
  • отмену наказания после пересмотра дела в суде;
  • условно-досрочное освобождение;
  • улучшение условий содержания заключённого;
  • медицинское освидетельствование и направление на лечение;
  • получение наследства заключённым;
  • регистрация или расторжение брака.

За помощью может обратиться как сам осуждённый, так и его родственники или знакомые. Опытный юрист знает права заключённого, может обратиться к администрации исправительного учреждения, в суд или государственный орган от лица клиента. Юрист даёт консультации, составляет жалобы, ходатайства, заявления и другие правовые документы. Своевременная правовая помощь может существенно сократить срок нахождения под стражей, сохранить здоровье и даже жизнь заключённого.

Хотя всем гражданам РФ и гарантирована бесплатная юридическая помощь, заключённые далеко не всегда могут её получить. Лучший выход в этой ситуации – обращение к частному юристу. Эксперты юридической Компании «Правовое решение» постараются максимально улучшить условия содержания заключённых, прекратить нарушение их прав и добиться скорейшего освобождения гражданина из-под стражи.

Правовая помощь осуждённым инвалидам

Особого внимания требуют заключённые с ограниченными возможностями. По закону инвалиды, оказавшиеся в месте лишения свободы, имеют право на полноценную медицинскую помощь для поддержания и улучшения здоровья. Им полагаются медицинские и социальные реабилитационные мероприятия, лекарства, медицинские осмотры.

Заключённые имеют право и самостоятельно за свой счёт приобретать предметы первой необходимости. Если осуждённому необходим посторонний уход, он осуществляется другими заключёнными по назначению администрации учреждения.

На производстве, организованном в исправительных учреждениях, инвалидам I и II могут дать работу без оплаты труда только с их согласия. Инвалиды также имеют право на увеличенный ежегодный оплачиваемый отпуск. Если инвалидность заключённый приобрёл на производстве в пенитенциарном учреждении, он должен получить компенсацию.

К сожалению, далеко не всегда требования закона соблюдаются, и здоровье осуждённых инвалидов часто находится под угрозой. Компетентный юрист расскажет заключённому о его правах, добьётся улучшения условий содержания, а также поможет наладить систему лечения и реабилитации. Помощь осужденным инвалидам необходима и для социальной реабилитации, чтобы гражданин был готов вести полноценную жизнь в обществе после освобождения.

Юридическая помощь бывшим осужденным

Правовая помощь нужна гражданам не только в период нахождения за решёткой, но и после освобождения. Юридическая помощь бывшим осужденным может быть различной в зависимости от ситуации.

Юрист помогает гражданину встать на учёт в центр занятости для трудоустройства и получения пособий по безработице. Если у освобожденного лица нет собственного жилья, юрист помогает встать на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и получить социальное жильё.

Компания «Правовое решение» поможет Вам вернуться к полноценной жизни после освобождения из места лишения свободы. Мы подскажем Вам, как найти работу, как получить материальную помощь от государства, как пресечь нарушение Ваших прав работодателем. Мы готовы представлять Ваши интересы в государственных органах и в суде.

Юридическая помощь осужденным оказывается ведущими специалистами нашего Московского юридического центра на высшем уровне. При обращении к нам вы сможете заручиться всесторонней квалифицированной поддержкой специалистов в отрасли уголовно-исполнительного права, независимо от того, на какой стадии находится ваше дело. Особенно актуальна юридическая помощь осужденным в местах лишения свободы. Как показывает практика, разобраться самостоятельно и грамотно выстроить защиту невозможно, именно поэтому стоит первым делом воспользоваться услугами адвоката, способного разобраться во всех тонкостях и нюансах судебного процесса.

Кто имеет право оказывать юридическую помощь осужденному?

Юристы и адвокаты нашего центра оказывают полный спектр услугу по оказанию квалифицированной юридической помощи осужденным на этапе предварительного расследования и при нахождении в местах лишения свободы. Далеко не каждый юрист сможет вам оказать поддержку и защитить ваши законные права.

Право на юридическую помощь осужденным имеют только квалифицированные практикующие адвокаты. Высокий процент успешно завершенных дел достигается за счет высокой степени квалификации, достаточного опыта, профессионализма и регулярного отслеживания всех изменений в законодательстве. Теперь вы знаете, кто имеет право оказывать юридическую помощь осужденным, и сможете сделать свой выбор в пользу квалифицированного адвоката, способного обеспечить вам надежную защиту.

Юридическая поддержка заключается в следующем:

  • обеспечение безопасности при нахождении под следствием или в местах лишения свободы;
  • защита прав и интересов;
  • консультирование по всем интересующим вопросам;
  • разрешение вопросов и урегулирование возникающих конфликтов;
  • либерализация преступления и т.д.

Юридическая поддержка осужденным направлена на реализацию законных прав. Это весьма актуально, т.к. довольно часто нам приходится сталкиваться с ущемлением прав и жестокостью. Чтобы избежать столь неприятной ситуации, важно заручиться поддержкой настоящего профессионала.

Глава XXIII. Помощь осужденным, освобождаемым от отбывания наказания, и контроль за ними

§ 1. Содействие администрации исправительных учреждений в трудовом и бытовом устройстве освобождаемых осужденных

В настоящее время осужденные, освобождающиеся из исправитель-ных учреждений, испытывают значительные трудности в трудовом и бытовом устройстве, что нередко подталкивает их к совершению новых преступлений.

Администрация уголовно-исполнительных учреждений, территори-альные органы внутренних дел во взаимодействии с органами местного самоуправления проводят большую работу по подготовке осужденных к освобождению.

Не позднее чем за 2 месяца до истечения срока ареста либо за 6 ме-сяцев до истечения срока ограничения или лишения свободы, а в отно-шении осужденных к лишению свободы на срок до 6 месяцев - после вступления приговора в законную силу, администрация учреждения уведомляет органы местного самоуправления и Федеральную службу по труду и занятости по избранному осужденным месту жи-тельства о его предстоящем освобождении, наличии у него жилья, его трудоспособности и имеющихся специальностях.

В отношении осужденных несовершеннолетних, не имеющих роди-телей или иных лиц, у которых они могут проживать, а также несовер-шеннолетних, родители которых лишены родительских прав, админист-рация учреждения, исполняющего наказание, направляет такую инфор-мацию в комиссию по делам несовершеннолетних по избранному освобождаемым месту постоянного жительства для оформления опеки или попечительства.

Инвалиды I и II группы, мужчины старше 60 лет и женщины старше 55 лет по их просьбе и представлению администрации учреждения на-правляются органами социальной защиты в дома инвалидов и престаре-лых.

Непосредственно этап подготовки к освобождению начинается с то-го, что с осужденного берется заявление в установленной форме , где он указывает, в какой помощи он нуждается.

На основе этого заявления администрация учреждения направляет запрос в органы внутренних дел о возможности проживания осужден-ного по избранному месту жительства. В необходимых случаях в пись-ме содержится просьба решить через мэрию или местную администра-цию вопрос о предоставлении осужденному жилья и работы.

Если освобождаемый не нуждается в помощи, то заявление не на-правляется в органы внутренних дел. Нередки случаи, когда оттуда поступают ответы о невозможности трудового и бытового устройства освобождаемого по избранному месту жительства.

В этом случае старший инспектор по трудовому и бытовому уст-ройству ставит в известность осужденного и с его согласия принимает меры к решению вопроса о трудовом и бытовом устройстве в других местах.

§ 2. Оказание помощи освобождаемым осужденным

Ограничение свободы, арест и лишение свободы являются наказа-ниями, которые могут отбываться вне места жительства.

Осужденным, освобожденным от этих видов наказаний, обеспечи-вается бесплатный проезд к месту жительства в жестких общих ваго-нах пассажирских поездов и каютах III класса на судах пассажирских линий.

Беременным женщинам с 5-го месяца беременности и с детьми до 3 лет, несовершеннолетним до 16 лет, инвалидам и больным выдаются билеты в плацкартные вагоны или каюты II класса.

Если на данное направление нет железнодорожного или водного со-общения, то освобожденные получают билет на воздушный или авто-бусный транспорт.

На время проезда они обеспечиваются продуктами питания , а при отсутствии сезонной одежды и средств на ее приобретение - и одеждой за счет государства.

При отсутствии денег на лицевом счете осужденного ему может быть выдано единовременное денежное пособие в размере одного минимального размера оплаты труда, а освобожденным из воспитатель-ной колонии - до 2 минимальных размеров оплаты труда.

В исключительных случаях осужденному, следующему к месту жи-тельства или работы и находящемуся в тяжелом материальном положе-нии, уголовно-исполнительной инспекцией или Управлением Феде-ральной службы исполнения наказаний может быть выдано дополни-тельное единовременное пособие в размере 720 рублей.

При освобождении осужденных, нуждающихся по состоянию здо-ровья в постороннем уходе, беременных женщин и женщин, имеющих малолетних детей, а также несовершеннолетних до 16 лет администра-ция учреждения заблаговременно ставит в известность родственников либо иных лиц.

Указанные категории освобождающихся направляются к месту жи-тельства в сопровождении родственников, работника исправительного учреждения либо иных лиц. § 3. Права освобождаемых осужденных на трудовое и бытовое устройство и другие виды социальной помощи

Осужденный, отбывший уголовное наказание, имеет права, уста-новленные для граждан РФ.

Особое значение для освобождаемых граждан имеет право на труд, жилище, получение социальной помощи.

Практика показывает, что лица, освобожденные из исправительных учреждений, предпочитают трудоустраиваться самостоятельно, без помощи государственных органов. Вместе с тем они вправе обращаться за содействием в органы Федеральной службы по труду и занятости по месту жительства. Для этого необходимо обратиться в центр занятости по месту жительства. В соответствии с совместным указанием МВД России № 1/3819 и Федеральной службы занятости РФ № 218-ФП от 28 сентября 1992 г.1 освобожденные от наказания имеют право первооче-редного трудоустройства .

Гражданин, обратившийся в службу занятости, должен представить паспорт и документы об образовании (если они есть). При отсутствии паспорта он должен быть предварительно получен в отделении мили-ции. Помимо этого, представляется трудовая книжка, а в случае ее от-сутствия - справка с последнего места работы. Освобожденные из мест лишения свободы представляют также справку об освобождении.

Обратившемуся гражданину подбирается работа и с его согласия выдается рекомендательное письмо или направление, с которым он должен в указанное там время явиться для оформления. Если почему-либо прием на работу не состоялся, сотрудники отдела кадров должны письменно мотивировать отказ на корешке направления и заверить его печатью. Этот документ возвращается в службу занятости, которая подбирает другую работу.

Ввиду того что в ряде регионов страны существует безработица, возникает вопрос о праве освобожденного на пособие по безработице , если с его трудоустройством возникли трудности.

Для начисления пособия по безработице освобожденный должен иметь справку из исправительного учреждения о заработке. Трудоспо-собные инвалиды и лица, имеющие медицинские ограничения к опре-деленным видам работы, должны иметь с собой справку ВТЭК или врачебно-контрольной комиссии о рекомендуемых видах трудовой деятельности. Размер пособия по безработице зависит от заработной платы осуж-денного во время отбывания наказания, но во всяком случае он не мо-жет быть меньше установленного минимального размера оплаты труда.

Пособие выплачивается до решения вопроса о трудоустройстве, но не более 12 месяцев, за исключением случаев, предусмотренных зако-ном.

Освобождаемый, зарегистрированный (прописанный) ранее на ка-кой-либо жилой площади , может быть снова зарегистрирован на ней.

Освобождаемый, имевший до осуждения свою жилую площадь, может беспрепятственно возвратиться по прежнему месту жительства независимо от характера совершенного преступления, отбытого срока наказания, числа судимостей и основания освобождения.

Отмена ограничений в регистрации (прописке) по мотивам судимо-сти не означает права освобожденного на проживание в любом насе-ленном пункте России. В ряде крупных городов установлены ограниче-ния на регистрацию (прописку) вновь прибывающих граждан, которые ранее там не проживали. Они не связаны с наличием судимости, каса-ются всех граждан и вызываются лишь перенаселенностью этих круп-ных городов. К их числу относятся Москва, Санкт-Петербург и некото-рые другие. Эти ограничения не касаются супруга (супруги), независи-мо от размера имеющейся у них жилой площади.

Поэтому лица, женившиеся во время отбывания наказания или по-сле освобождения, могут быть зарегистрированы (прописаны) к супру-гу, независимо от того, где они проживали до ареста, разумеется, при согласии всех проживающих на данной жилой площади.

Если сохранилась жилая площадь, на которой лицо проживало до ареста, осужденный может быть зарегистрирован там после освобожде-ния.

Освобожденный от наказания, как и любой другой гражданин, мо-жет получить жилье по наследству, в силу договора купли-продажи, дарения и т.д. В этом отношении правовое положение освобожденного и других граждан ничем не различается.

Осужденные при отсутствии необходимой жилой площади могут пре-тендовать на получение жилой площади в общежитиях по месту работы, а также с помощью органов местного самоуправления.

Как видим, законодательство предусматривает оказание освобож-даемым из мест лишения свободы различной помощи в целях облегче-ния их социальной адаптации. Однако в целом ряде случаев эти меры не приводят к решению проблем, стоящих перед освобожденными.