Великая отечественная - под водой. Как советская подлодка увела у пиндосов из-под носа их сверхсекретную систему Эпизод с антенной

Сюжет прост: новый виток холодной войны, американцы устанавливают новую систему для наблюдения за нашими подлодками, и так получилось что на элемент этой системы в виде гидролокатора и антенны попадает наша атомная подлодка - а это сверхсекретный комплекс противолодочных средств и атомного вооружения.

Утром поврежденную подлодку американцы находят в своих территориальных водах, ситуация накаленная до предела.


К-324 была седьмой по счету лодкой проекта 671 РТМ. Несмотря на счастливый порядковый номер, ее постоянно преследовали опасные каверзы. Еще на государственных испытаниях она едва не стала жертвой слепого тарана неизвестной подводной лодки. В Японском море К-324 получила под водой мощнейший удар, после которого немедленно вернулась на завод и встала в док. Казалось, злой рок преследовал "Черного принца". На капитана подлодки Терёхина смотрели как на обреченного человека - не жилец. Но тот, несмотря на все ЧП и суеверия, верил в свой корабль, в своих людей, в свою судьбу. С тем и вышел на боевую службу в сентябре 1983 года.

Итак, "невезучая" К-324 ушла от причалов Западной Лицы в Западную Атлантику. Обстановка в мире, а значит, и в мировом океане, накалялась в очередной раз. Президент США Рейган решил обложить "империю зла" ракетным частоколом в виде "Першингов", размещенных в Западной Европе. Подлетное время этих ракет к Москве и другим жизненно важным центрам СССР сокращалось до 5-6 минут. Отныне Кремль должен был жить по образному выражению заокеанского журналиста, "с американским "кольтом", приставленным к виску". Но Кремль во главе с Андроповым готовил ответные меры: выдвинуть к берегам Америки подводные ракетодромы в виде атомных крейсеров с баллистическими ракетами. Подлетное время к ним сокращалось до тех же 5-6 минут, что выгадывали американские генералы, размещая "Першинги" на берегах Рейна.

Разумеется, американский флот спешно готовился к отражению подводной угрозы. Для более надежного поиска советских ракетоносцев была разработана новейшая система подводного наблюдения TASS (Towed Array Surveillance System). Для испытания уникальной низкочастотной гидроакустической антенны в Саргассово море вышел фрегат "Макклой". Длинный кабель-шланг секретной антенны тянулся за ним, словно хвост, на протяжении полукилометра. На самом конце крепилась капсула гидролокатора. Такое буксируемое устройство помогало улавливать все шедшие из океанских глубин шумы, даже не слышимые человеческим ухом инфразвуки, неизбежные спутники подводных лодок. Командир "Макклоя" работал с американской атомариной "Филадельфия" (SSN-690) и совершенно не подозревал, что под днищем его фрегата следует советская подводная лодка К-324, растворяя свои шумы в гуле турбин надводного корабля. Капитан 2 ранга Терёхин подкрался к "Макклою" на электромоторах и в течение 14 часов вел техническую разведку, записывая параметры новейшей противолодочной поисковой системы. Он бы следовал и дольше, если бы фрегат неожиданно не изменил курс и не направился в свою базу. Но экипажу К-324 было уже не до него. Изо всех отсеков Терёхину доложили о странной вибрации прочного корпуса. Да он и сам заметил неладное. Решили, что турбина дает сбои. На всякий случай увеличили обороты, и тут корабль затрясло так, что сработала аварийная защита турбины. Пришлось всплывать.

Одна беда не приходит, это присловье стало невольным девизом несчастливой "Щуки". Всплыли и попали в эпицентр мощного тропического урагана.
Тем временем фрегат "Макклой" входил в свою базу. Его командир готов был рвать волосы на голове: проклятый шторм оборвал секретную антенну, потерян бесценный гидролокатор. Виновата стихия - а что же еще?! - но спрашивать будут с него.

Уже светало. "Щуку" вот-вот могли обнаружить. Передав радио в Москву о потере хода, Терёхин рискнул погрузиться на перископную глубину раз, другой, третий... Именно рискнул, потому что погружаться без хода да еще в ураган весьма опасно. Однако стреноженная атомарина не держала глубины - со 150 метров с трудом удалось продуться и всплыть. Командир не стал больше искушать судьбу и доверился ей всецело.

Утром, когда шторм поутих, рейсовый канадский авиалайнер заметил в Саргассовом море дрейфующую подводную лодку. Через полчаса прилетели выяснять обстановку два патрульных базовых самолета США. Лодка была опознана как советская "Виктор III", и к ней тут же ринулись два новейших эскадренных миноносца "Питерсон" и "Николсон". Они сразу поняли причину аварии - за "Черным принцем" тянулся обрывок той самой секретной антенны, которой лишился "Макклой" и которая намоталась на огромный семилопастный винт атомарины. Русским достался роскошный трофей с наиновейшим ноу-хау американских электронщиков. И где - в полигоне ВМС США! Такое и в страшном сне не могло померещиться. Но факт оставался фактом - капсула с чудо-гидролокатором болталась за кормой К-324.

Командир "Питерсона" вызвал на связь по УКВ командира русской подлодки и предложил ему помощь в освобождении от намотавшегося троса. Терёхин отказался. Он не мог допустить на борт своего корабля специалистов вероятного противника. К-324 принадлежала к новейшему проекту советских подводных лодок и была насыщена секретной техникой. Один противолодочный комплекс "Шквал" чего стоил! Сверхскоростная подводная ракета, которой была вооружена К-324, развивала в океанской толщи скорость в 200 узлов и настигала субмарину противника на дистанции 11 километров. Это достигалось за счет двигателя на перекиси водорода и оригинальной системы снижения трения воды о корпус: снаряд летел в газовой оболочке, образованной пузырьками сжатого воздуха. Аналогов этому комплексу, обладающему почти абсолютной вероятностью поражения цели, не существует и поныне.

Кроме того, как сообщают морские справочники, "АПЛ несла специальные диверсионные управляемые снаряды "Сирена" и другие средства "спецназначения", многим из которых мог бы позавидовать и суперагент 007 Джеймс Бонд, рожденный воображением Яна Флеминга. В частности, в 1975 году в ОКБ им. Н. Камова был создан складной одноместный вертолет Ка-56, предназначенный для транспортировки диверсантов и способный вместе со своим пилотом выстреливаться из 533-миллиметрового торпедного аппарата погруженной подводной лодки".

Но американцам нужно было вернуть во что бы то ни стало свои секреты, и они проявляли все нарастающую настойчивость - "давайте мы вам поможем!" Терёхин прекрасно понимал, что если американцы решатся взять лодку на абордаж, а дело шло именно к этому, то не поможет и великолепный "Шквал" - офицерскими же пистолетами и автоматами Калашникова эсминцы не отгонишь. И тогда он приказал командиру минно-торпедной боевой части капитан-лейтенанту Зарембовскому подготовить атомоход к взрыву, о чем и сообщил своим назойливым соседям.

Седьмой корабль в серии.

К-324

К-324 в «Эпизоде с антенной»
История корабля
Государство флага СССР СССР
Россия Россия
Порт приписки Вилючинск , Западная Лица
Спуск на воду 7 сентября 1980 года
Выведен из состава флота 2000 год
Современный статус утилизирована
Основные характеристики
Тип корабля ПЛАТ
Обозначение проекта 671РТМ «Щука»
Кодификация НАТО «Victor-III»
Скорость (надводная) 11,6 узла
Скорость (подводная) 31 узел
Рабочая глубина погружения 400 м
Предельная глубина погружения 600 м
Автономность плавания 80 суток
Экипаж 96 человек
Размеры
Водоизмещение надводное 6 990 т
Водоизмещение подводное 7 250 т
Длина наибольшая
(по КВЛ)
106,1, 107,1 м
Ширина корпуса наиб. 10,8 м
Средняя осадка
(по КВЛ)
7,8 м
Вооружение
Торпедно-
минное вооружение

2 x 650 мм, 8 торпед типа 65-76
4 x 533 мм 16 боеприпасов:

  • торпед типа 53-65К , СЭТ-65 ,
  • до 36 мин «Голец»,
  • имитаторы МГ-74 «Корунд».
Ракетное вооружение Стратегические крылатые ракеты С-10 «Гранат» , подводные ракеты М-5, ракето-торпеды 81Р вместо части торпед

История

8 февраля 1980 года была официально зачислена в списки кораблей ВМФ СССР. 23 февраля того же года состоялась закладка корабля на судостроительном заводе имени Ленинского Комсомола в Комсомольске-на-Амуре . 7 сентября была спущена на воду, 30 декабря официально вошла в строй.

24 января 1981 года вошла в состав 45-й дивизии 2-й флотилии подводных лодок Тихоокеанского флота .

В 1983 году переведена в состав 33-й, в 1985 году - 11-й, в 1992 году - 33-й, в 1994 году - вновь 11-й дивизии 1-й флотилии подводных лодок Северного флота.

3 июня 1992 года переклассифицирована в атомную большую подводную лодку и переименована в Б-324.

В 2000 году была выведена из состава ВМФ. Утилизирована в 2005 году.

Инциденты

Столкновение

В 1981 году К-324 столкнулась с неопознанной американской или китайской АПЛ в заливе Петра Великого, неподалёку от Владивостока . Сообщалось о получении кораблём тяжёлых повреждений. Представители СССР заявили, что кроме К-324 в том районе советских субмарин не было.

Эпизод с антенной

31 октября 1983 года лодка в Саргассовом море под командованием капитана 2 ранга В. А. Терёхина вела наблюдение за американским фрегатом USS McCloy (FF-1038) типа «Бронштейн» , записывая параметры работы секретного комплекса обнаружения подводных лодок TASS (Towed Array Surveillance System). При прохождении за кормой фрегата лодка задела винтом буксируемую низкочастотную гидроакустическую антенну комплекса , которая представляла собой длинный металлический трос с датчиками.

Антенна намоталась на винт лодки, субмарина практически потеряла ход и осуществила вынужденное всплытие. Прибывшие на место происшествия американские эсминцы «Питерсон» и «Николсон» в течение 10 дней сопровождали лодку, всеми способами пытаясь вернуть сверхсекретную антенну. Для предотвращения возможного захвата лодка была подготовлена к взрыву. Прибывшее советское судно «Алдан» отбуксировало К-324 в Гавану , откуда антенна была максимально быстро доставлена самолётом в СССР для изучения. Лодка прошла в Гаване необходимый ремонт и возобновила боевое дежурство, которое продолжалось ещё две недели.

Известные люди служившие на подводной лодке

  • Душенов, Константин Юрьевич (род. 1960) - российский общественный деятель, публицист, директор Агентства аналитической информации «Русь православная»; автор книг, статей и фильмов патриотического направления.

30 ЛЕТ НАЗАД из-за ЧП с советской многоцелевой атомной подлодкой «К-324» в Саргассовом море, недалеко от берегов США, едва не началась третья мировая война. Командовал субмариной капитан второго ранга 32-летний Вадим Терехин.

Невезучая подводная лодка благодаря фильму стала знаменитой«Щуку» готовили к взрыву Атомная торпедная подводная лодка (ПЛАТ) «К-324» была седьмым по счету кораблем проекта 671 РТМ «Щука». Американцы прозвали ее «Черным принцем» и еще «Черной дырой» – за ее бесшумность. А на Тихоокеанском флоте «К-324» считали невезучей. В 1980 году во время спуска со стапеля судостроительного завода в Комсомольске­-на-Амуре о ее киль четырежды не разбивалась традиционная бутылка шампанского. Для подводников это был дурной знак. И примета скоро сработала. В 1981 году на ходовых испытаниях в заливе Петра Великого «К¬324» едва не погибла у острова Аскольд, столкнувшись с неизвестной подлодкой. По данным японской разведки, это была китайская субмарина проекта «Хань», которая получила огромную пробоину и затонула. Хотя командование ВМФ Советского Союза утверждало, что кроме «Шуки» в том районе ни советских, ни иностранных подлодок не было. Китайцы по поводу этого инцидента молчат до сих пор. В истории «К-324» еще был взрыв аккумуляторной батареи и пожар в торпедном отсеке, когда на борту ПЛАТ находился боекомплект: две торпеды с ядерным боезарядом и 24 – обычные. Если бы произошла детонация, то Владивосток исчез бы с лица Земли. Но… бог был милостив к экипажу невезучей подлодки и к столице Приморья. 31 октября 1983 года, находясь в боевом походе в Саргассовом море, «Щука» намотала на винт гидроакустическую антенну секретного комплекса обнаружения подводных лодок (TASS), буксируемую американским фрегатом USS McCloy (FF-1038), из-за чего потеряла ход. Пришлось всплыть. Десять дней «К-324» находилась в надводном положении под прицелом орудий американских эсминцев «Питерсон» и «Николсон». Чтобы вернуть секретную антенну стоимостью в 500 млн долларов, янки даже готовились к захвату советской субмарины. На случай штурма «Щуки» американцами ее командир Вадим Терехин, не советуясь с Москвой, приказал подготовить лодку к взрыву. Все шло к началу третьей мировой войны. Тупиковую ситуацию выправил советский буксир «Алдан», отбуксировавший «К-324» в Гавану на ремонт, а сверхсекретную антенну доставили самолетом в Москву для изучения. У нас, кстати, аналогичных технологий по обнаружению подлодок противника тогда не было. А после захвата «Щукой» американской антенны появились. За сон – в тюрьму!– На Кубе меня поразила жесточайшая дисциплина в армии и на флоте. У них небольшой флот, нет громадных кораблей и подводных лодок. В основном катера – торпедные и ракетные. Мне принесли корабельный устав и дословно перевели его текст, – вспоминает Вадим Терехин. – Так вот, сон на вахте – это измена Родине. Командир корабля обладает правом осудить провинившегося члена экипажа на срок до 10 лет. Без суда! Уснул на вахте матрос или мичман – и поехал работать на тростники. Я спросил у кубинцев: много ли у них таких случаев? «Ни одного, – отвечают. – Пока никто не спал». То есть железная дисциплина удерживает людей от совершения дисциплинарных проступков. Кубинцы отнеслись к советским подводникам как к братьям по оружию. Для охраны подлодки на время ремонта было выделено 12 боевых пловцов и два малых противолодочных корабля, которые стояли на рейде на входе в бухту. В 60 км от временного пристанища советской подлодки находилась американская военная база, и мало ли чего можно было ожидать от янки… «Щуку» ремонтировали 11 дней. После чего она еще две недели дежурила в Саргассовом море, а потом получила команду: курс на базу!По возвращении на родину особисты изъяли у членов экипажа «К-324» все фотоаппараты, с каждого взяли подписку о неразглашении государственной тайны. У командира лодки – вахтенный журнал и всю корабельную документацию. Самого Терехина вскоре перевели на другую подлодку. Все документы сгорели Сегодня эта история знакома многим в нашей стране благодаря печатным СМИ и телевидению. Первые публикации о ЧП в Саргассовом море появились в начале 90-х годов прошлого столетия, после чего прессу как прорвало: рассказы о героическом командире­-подводнике Терехине и о его подвиге замелькали во многих российских газетах и журналах. И все они были написаны не со слов командира «Щуки» – журналисты общались с некоторыми словоохотливыми членами экипажа. В 2006 году вышел 40-минутный телевизионный документальный фильм «Загадка «Черного принца» режиссеров Артема Михалкова и Нормунда Лациса. После показа его на одном из центральных ТВ-каналов члены экипажа «К-324» проснулись знаменитыми. Но капитан первого ранга Вадим Терехин к «медным трубам» относится прохладно. Бывший командир «Щуки» не считает, что экипаж его лодки и он лично совершили подвиг. По словам Вадима Александровича, на его месте так поступил бы каждый командир советской подлодки. И американской, кстати, тоже.Что касается фильма «Загадка «Черного принца», то у Терехина отношение к картине… критическое. – Там много надумано режиссером из того, что я не рассказывал и не показывал. Очень много, процентов 40… Этот фильм должен быть гораздо скромнее, скажем так. В принципе, мне эта антенна была не нужна. Но я получил команду антенну поднять, сохранить и доставить в Союз. Я просто выполнил приказ и все, – говорит капитан знаменитой лодки. Кстати, когда снимали «Загадку «Черного принца», Артем Михалков попросил американцев поделиться хоть какой-­нибудь информацией о случившемся в Саргассовом море в ноябре 1983 года. Даже деньги предлагал. Но американцы в разговоре отказали. Когда же режиссер обратился за помощью в архив главного штаба ВМФ, ему ответили, что все документы «К¬324» сгорели… Пусть это прозвучит непатриотично, но сегодня Вадим Александрович считает, что в вопросах военной радиоэлектроники и уменьшения шумности подлодок американцы превосходили и превосходят нас до сих пор. А весь нынешний российский военно-морской флот – это руины бывшего Советского Союза. Поскольку новых кораблей в России строят единицы. И, надо отметить, с ним солидарны многие офицеры ТОФ, служившие еще во времена СССР, с которыми общался корреспондент «В». – Единственное, в чем мы превосходили и превосходим американцев, это торпедное и ракетное оружие. У нас эта тема поставлена сильнее. А все остальное… Было очень тяжело работать. У них великолепные гидроакустические станции, потому они нас слышали раньше, чем мы их. Кто первый противника услышал, тот первый занял позицию, выстрелил… За американцами и следить было тяжелее, и обнаруживать. Но паритет все же сохранялся. По шумности наши подлодки проекта 971 «Барс» только сейчас подошли к их уровню. А у них уже 20 лет назад была такая шумность, – говорит капитан первого ранга Терехин. Штампы некуда было ставить …Он ушел из подводного флота в 43 года, прослужив в должности командира подводной лодки в общей сложности 15 лет. Десять лет, до выхода на пенсию, капитан первого ранга Терехин работал первым заместителем начальника ТОВВМУ им. адмирала Макарова. В настоящее время он начальник тренажера по управлению подводной лодкой. Это может показаться невероятным, но за годы службы, кочуя по военным базам, он с женой сменил 26 комнат и квартир! Практически все жилье было съемным. Даже для военных, привыкших к постоянным переездам, это своеобразный рекорд. Вместе с ними переезжали с места на место, меняя школы и привыкая к новым друзьям, двое сыновей. Супруги Терехины со смехом вспоминают, как вне срока меняли паспорта, потому что штампы о прописке и выписке некуда было ставить. Из­-за постоянных переездов Ольга Васильевна, выпускница Владивостокского медицинского института, не смогла сделать карьеру в медицине. Поэтому всю себя посвятила мужу и детям. Сегодня бывший командир атомной подлодки «К-324» Вадим Терехин и его супруга Ольга Васильевна живут в трехкомнатной квартире недалеко от ТОВМИ (бывшее ТОВВМУ), который наш герой окончил много лет назад и где на танцах познакомился с будущей женой. Супруги Терехины вместе уже 42 года. Вадим Александрович говорит, что живет нормально и вполне доволен своей нынешней работой. Как и тем, что получил от государства после выхода на заслуженный отдых. Я не стал с ним спорить. Хотя, на мой взгляд, офицеры его ранга и с его перечнем заслуг перед родиной могли бы жить гораздо обеспеченнее, что ли. …Однажды у Терехина в гостях побывал командир американской субмарины. Выпив кофе и осмотрев его хоромы, которые Вадим Александрович получил совсем недавно, заморский гость поинтересовался, когда же русский коллега покажет ему свой… настоящий дом. Оказалось, что терехинскую 3-комнатную квартиру американец принял за служебное жилье. У него в Штатах был коттедж, и он полагал, что командиры русских атомных субмарин живут и получают так же. Впрочем, каждому свое…

Осенью 1983 года советская подлодка К–324 находясь в районе знаменитого Бермудского треугольника, во время разведывательной операции спряталась, как думал ее капитан, в надежном месте, под килем рыболовного судна.

Но тихо двигаясь под «рыболовом» подложка зацепила винтом трал и намотала его на винт. И тут выяснилось, что «рыболовный траулер» был фрегатом ВМС США «Макклой», а намотанный трал - сверхсекретной системой обнаружения подводных лодок TASS.

Из-за намотанного на винт трала-обнаружителя советская лодка потеряла ход и ей пришлось всплыть. И как раз в этот момент состоялась операция американцев на Гренаде, да и Андропов как раз был при смерти. В общем, обстановка в мире была сложная.


"Чёрный принц"

У подводников принято считать, что есть субмарины везучие, а есть невезучие и просто бедовые.

Таковой можно считать многоцелевую атомную подводную лодку «К-324» (по классификации НАТО - Viktor 3, у нас этот тип субмарин значится под шифром «Щука»), которую преследовали злоключения на протяжении всей службы в боевом составе флота.

Так, еще во время заводских испытаний летом 1981 г. у о. Аскольд «Щуку» таранила в район 4-го реакторного отсека неизвестная атомная подлодка (по некоторым данным - китайская АПЛ типа «Хань», которая, как утверждает Япония , затонула.

Сами китайцы на сей счет хранят гробовое молчание). Потом были взрыв аккумуляторной батареи и объемный пожар в 1-м торпедном отсеке, где находился полный боезапас - 24 обычные торпеды и 2 с ядерным боезарядом. И только какое-то невероятное чудо уберегло «К-324» и ее экипаж от гибели и ядерной катастрофы: отсек был полностью разрушен, но торпеды не сдетонировали.

Бывало, атомоход внезапно стремительно проваливался на глубину к той роковой отметке, откуда лодки уже не всплывают - их, словно скорлупу, раздавливает дикое давление воды. Причем ЧП преследовали «Щуку» даже после вывода ее в отстой.

А началось все, говорят, с того, что при спуске со стапеля на судостроительном заводе в Комсомольске-на-Амуре о киль АПЛ не разбилась бутылка традиционного шампанского. Четыре раза подряд(!), что считается недобрым предзнаменованием…

Описать все злоключения «К-324» за 20 лет ее службы в составе Тихоокеанского, а затем Северного флота - не хватит и целой газеты. А посему мы остановимся только на одной истории из жизни этой субмарины. Истории захватывающей, просто невероятной, достойной приключенческой повести.

Аварийное всплытие


Поход «К-324» к берегам Америки осенью 1983 г. устроил переполох на всю Атлантику. На исходе октября американские СМИ громыхнули на весь мир сенсацией, опубликовав снимки аварийно всплывшей в Саргассовом море у берегов США советской многоцелевой АПЛ «К-324». Лодка лежала в дрейфе, дав дифферент на нос и оголив частично корму с гребным винтом.

Надо сказать, что в то время холодная война была в самом разгаре, и на выпады американцев, в т.ч. и по поводу рыскающих у берегов США атомных субмарин СССР с ядерным оружием на борту и представляющих смертельную угрозу Америке «и всему свободному миру », военно-политическое руководство СССР не реагировало. А что можно было сказать, если в Москве толком не знали, что же приключилось в Саргассовом море с находившейся на боевой службе «К-324»?

На самом деле американцев волновал не сам по себе факт всплытия нашей субмарины. Причина столь нервной реакции крылась совсем в другом. В том, ЧТО оказалось намотанным на винт «К-324». Обстановка складывалась весьма серьезная. И на острие этого противостояния волею случая оказались командир «К-324» капитан 2-го ранга Вадим Терехин и его экипаж, в руках которого в те дни была судьба всего мира.

Так что же случилось с советской субмариной в конце октября 1983 г. в Саргассовом море?


Нечаянный улов в $500 тысяч

Это была первая боевая служба в Атлантике «К-324», которая незадолго до этого перешла с Камчатки подо льдами Арктики на Северный флот и была включена в его состав. Два рубежа довольно сложной противолодочной обороны НАТО наши подводники прошли скрытно.

Во всяком случае, слежки за собой не обнаружили. Однако дней через пять услышали работу гидроакустических буев. Это свидетельствовало о том, что их засекли. Доносить на КП флота об этом не стали. Потому что это минус командиру за потерю скрытности.

Капитан 2-го ранга Терехин надеялся, что ему удастся оторваться «от ушей» супостата. И случай подвернулся. В нужную сторону шло какое-то большое судно. «К-324» удачно пристроилась под его днищем и четверо суток следовала к своей позиции в Саргассовом море. В результате этого маневра противник потерял контакт с нашей лодкой.

Прибыв в Саргассово море, «К-324» заняла позицию в 38 милях от базы ВМС США Джексон Вил. Здесь находилась судоверфь, где янки строили атомоходы типа «Огайо».

Как раз в это время, по данным нашей разведки, должен был проходить испытания 5-й корпус этого типа лодок «Флорида». У кромки территориальных вод США ее выход контролировал корабль разведки Северного флота «Находка».

Замысел нашего командования был такой. Как только разведчики обнаружат покидающую базу «Флориду», они тотчас должны передать контакт с ней экипажу «К-324», чтобы уже подводники работали с американской субмариной - писали ее характеристики, элементы маневренности и т.п.

Кроме того, «К-324» должна была осуществить разведку американских систем дальнего акустического обнаружения наших кораблей. Через некоторое время терехинцы получили шифрорадиограмму: выход «Флориды » задерживается на несколько суток, смените район дежурства, следуйте в такой-то квадрат.

Подводники перешли в указанный район. Гидроакустик обнаружил какое-то судно. На нашей подлодке решили, что это рыболовный траулер. Потом экипажу Вадима Терехина снова приказали сменить район. Вместе с этим «рыбаком», поднырнув под него, наши ребята поменяли позицию.

Как позже выяснится, терехинцы «присоседились» под днище фрегата ВМС США «Макклой» (McCloy), который как раз и искал «К-324» с помощью новейшего суперсекретного буксируемого гидролокатора (это несколько сот метров специального кабеля, на конце которого в капсуле находится умная гидроакустическая начинка). Советская разведка охотилась за этой новой американской системой дальнего обнаружения чужих подводных лодок , но добыть ее пока не удавалось.

Затем курсы лодки и фрегата разошлись. «Макклой», так и не обнаружив русскую субмарину (таившуюся под ним), вернулся в базу. И тут янки пришли в ужас: оказалось, что они каким-то непонятным образом утратили свою суперсекретную дорогостоящую буксируемую антенну.

Командира фрегата вышестоящие начальники «драли» так, что он проклял тот день и час, когда решил пойти на службу в ВМС США . В конце концов было сделано заключение: антенна оторвалась в результате начавшегося сильного шторма. Хотя в это все равно верилось с трудом: уж больно надежно она была закреплена, танком не оторвать! Танком-то оно, возможно, действительно не оторвать, а вот подводной лодкой, да еще советской…

«С 00 до 8 часов утра 25 октября я нес вахту в центральном посту, - вспоминает бывший командир «К-324» капитан 1-го ранга запаса Вадим Терехин. - Скорость 12 узлов, идем на глубине около 100 метров. В 3 часа решил попить чаю. Только присел, завибрировал корпус и раздался сигнал аварийной тревоги.

Сработала аварийная защита турбины. Мы потеряли ход. Лодка у нас одновальная, поэтому ситуация весьма серьезная! Под килем более 4 тысяч метров. Держим глубину на подруливающих устройствах на тихом ходу под электромоторами 3-4 узла.

Около двух часов пытались разобраться: что же случилось? Пытались запустить турбину , но это не удалось. Механик капитан 2-го ранга Анатолий Седаков понимал, что случилось что-то с винтом, но что? Если бы намотали рыбацкую сеть - ничего подобного не произошло бы, винт ее порвал бы. Значит, это было что-то другое.

Тем временем подошло время сеанса связи с КП Северного флота. Около 5 часов утра дал команду всплыть под перископ. Однако на перископной глубине лодка не удержалась, нас выбросило на поверхность. Мы продули все ЦГБ (цистерны главного балласта. - Прим. авт.) и всплыли в крейсерское положение.

Понятно, что таким образом нарушили скрытность. Бушевал сильный шторм. Выбраться на мостик не представлялось возможным. В перископ удалось разглядеть какую-то петлю на кормовых стабилизаторах сантиметров 10 в диаметре. Судя по всему, этот невесть откуда взявшийся трос и накрутился на винт.

Предположили, что это какой-то кабель военного назначения. Когда удалось наладить связь, дали радио на КП флота, доложили об аварийном всплытии, ситуацию. Затем дважды пытались уйти под воду. Тщетно.

Причем второй раз стали так стремительно проваливаться на глубину, что мысль мелькнула: все, конец! Ведь на 140 метрах, на которых мы уже были, продуть цистерны тяжело. С трудом, но удалось предотвратить падение лодки на запредельную глубину. Всплыли. Шторм не унимается.

Лодку водоизмещением в 7,5 тысячи тонн бросало на волнах, как пустую жестяную банку. В отсеках все, что было не закреплено и даже что крепилось, посрывало с мест и разбросало по палубе. Получили радио. КП Северного флота перевел нас на связь с ЦКП Главного штаба ВМФ.

Ситуация очень серьезная. В Москве долго думали, что делать. Генеральный секретарь ЦК КПСС Андропов был болен, а ответственность за возможные последствия из-за нашего нештатного всплытия никто не хотел брать на себя».


«Лодкой не рисковать»

«…Главный штаб ВМФ наконец дал шифровку, в которой просил определить: что за трос намотала лодка на винт? И тут же приказал не рисковать кораблем и людьми. А что мы можем сделать, если корабль без хода и шторм бушует? Под вечер 26 октября стихия немного поутихла, я взял автомат, зацепился страховочным концом и стал пробираться на корму.

Вплотную приблизиться к стабилизаторам и винту было невозможно. Метров с 6-7 стал стрелять по кабелю. Летят искры, пули его не берут. Значит, бронированный. Вторую попытку сделал мичман. Он с топором пробрался на корму, сел верхом на моток кабеля и как рубанет! Топор полетел в одну сторону, мичман - в другую. Что делать? Решили ждать, когда шторм совсем утихнет.

Пока ждали, показался канадский авиалайнер. Мы сразу поняли: сейчас сообщит американцам и нам добавится головная боль. И точно, минут через 40 два противолодочных «Ориона» ВМС США были тут как тут. Забросали нас гидроакустическими буями, обложив со всех сторон, как охотники волка красными флажками. Когда эта пара улетела на базу, их тут же заменила другая. И так более 10 суток. Да еще вертолеты постоянно висели над нами.

В ночь на 27 октября получаем радио из Москвы: к вам направлены разведкорабль «Находка» и с Кубы спасательное судно «Алдан» для оказания помощи. Прикинули: «Находка» - суденышко небольшое, проку с него мало. А «Алдану» до нас шлепать не менее 10-11 суток…

Командир группы ОСНАЗа старший лейтенант Сергей Арбузов, прикомандированный на «К-324», из радиоперехвата узнал, что американцы штурмом захватили Гренаду, и теперь два эсминца ВМС США «Николсон» и «Питерсон» полным ходом следуют к нашей лодке.

Я объявил боевую тревогу. Мы без хода, беспомощны, что ждать от янки, неизвестно. Тем более что Арбузову удалось узнать, что «К-324» зацепила и оборвала сверхсекретную суперсовременную буксируемую кабель-антенну системы ГАС TASS, которую испытывал американский эсминец «Макклой». Так невольно мы похитили большой секрет ВМС США . Стало ясно, что американцы попытаются отбить этот кабель».


Противостояние на грани фола

Подойдя к беспомощной русской субмарине, американцы стали зажимать ее в клещи: с двух сторон опасно маневрировали на расстоянии 30 м. При этом издевательски-вежливо предлагали помощь. Командир «К-324» Терехин приказал вывесить сигнал на перископ: «Спасибо, не нуждаемся! Прекратите опасное маневрирование! Имею на борту опасный груз!».

А груз действительно был опасный: торпеды и ракеты с ядерными боеголовками дальностью стрельбы 3 тыс. км, запросто достающие Вашингтон . Между тем их корабли могли если не специально, то из-за волны ударить атомоход и серьезно повредить его, а то и потопить.

Эсминцы, зайдя с кормы «К-324», пытались крючьями зацепить кабель-антенну. Такую же операцию производили и висящие над лодкой вертолеты. Но это не удалось сделать. Была настоящая борьба нервов, грозящая вот-вот перерасти в боевые действия.

Особенно критической ситуация сложилась 5 ноября. Янки подняли сигнал: готовим к спуску десантно-штурмовые средства! На борту эсминцев появились бойцы, демонстративно облачающиеся в костюмы аквалангистов.

Атомоход «К-324» - территория суверенного государства. Находится в нейтральных водах. Если американцы действительно решатся на захват лодки - это война!

Капитан 2-го ранга Терехин пригласил на совет старпома, замполита, особиста и минера. Было ясно: если начнется штурм, подводникам не отбиться. На всякий случай командир «К-324» приказал минеру подготовить атомоход к подрыву и затоплению. Экипаж планировалось пересадить на плоты, а затем на подошедший разведкорабль «Находка».

Когда американцы стали готовить десантно-абордажную группу, командир послал в кормовую надстройку восемь офицеров с автоматами и гранатами. Приказал: стрелять, если янки решатся на штурм. Для острастки подводники демонстративно продули кормовые балластные цистерны давлением в 200 атмосфер. Пузыри с шумом до неба! Для борьбы с десантом в сложившихся условиях это тоже оружие!

Тут как раз Москва шифровку «К-324» прислала: не поддаваться на провокации, ситуация складывается чрезвычайно опасная! Терехин тогда еще не знал, что все силы НАТО приведены в повышенную боеготовность и только ждали приказа начать боевые действия. Мир оказался на грани войны.

В другой шифровке за подписью Главкома ВМФ СССР Горшкова приказывалось во что бы то ни стало сохранить «трофейную» антенну и с оказией отправить в Москву. Жесткое противостояние двух сверхдержав продолжалось до 7 ноября. Но американцы так и не рискнули взять русскую субмарину на абордаж.


Янки остались с носом

8 ноября подошло спасательное судно «Алдан». Спустили водолазов. На ступице винта «К-324» обнаружили мощный клубок рваного металла и два конца кабеля, тянущегося далеко по корме. Освободить винт в походных условиях не представлялось возможным. Что касается кабеля длиной 420 м, то целые сутки наши ребята выбирали его из воды с помощью электрошпиля и размещали в 1-м отсеке. После чего ЦКП Главного штаба ВМФ дал указание: следовать на буксире на Кубу.

Легко сказать - следуйте! Завести буксир оказалось не так просто: янки до последнего не хотели отпускать советскую субмарину с «добычей». «Алдан» встал на ветер, «К-324» - под ветер. С помощью резиновых плотиков наши моряки стали заводить буксирную драгу, на что ушло около 10 часов.

И когда почти все было готово, американский офицер с борта эсминца «Питерсон» расстрелял плотики из карабина. Стали делать все заново. И янки опять расстреляли-потопили наши плотики с буксиром. На «Алдане» остался последний комплект плотиков. Что делать? На сей раз операцию заводки буксира решили прикрыть кораблем разведки «Находка». Получилось! И аварийную «К-324» повели к берегам Кубы. Эсминцы ВМС США эскортировали лодку до территориальных вод Острова свободы.


Кубинцы встретили советских подводников радушно. Выделили взвод боевых пловцов для охраны лодки, на входе в бухту поставили два малых противолодочных корабля. В первый же день секретный кабель самолетом был отправлен в Москву .

А вот выплавлять металл из ступицы винта «К-324» двум кубинским братьям-газорезчикам пришлось четверо суток. Через 11 суток советские подводники покинули Кубу и взяли курс в Саргассово море, где еще две недели несли боевую службу. И только потом получили приказ возвращаться домой.

Пришли в базу за неделю до нового, 1984 года. У командования лодки особисты забрали вахтенный журнал и все другие документы. Говорят, все официальные документы по эпопее «К-324» в Саргассовом море засекречены по сей день . И с нашей, и с американской стороны.


Вадим Александрович, вас наградили за то, что хотя и нечаянно, волей случая, но выполнили, по сути, работу разведчиков, добыв суперсекрет ВМС США ?

Слава богу, не наказали! В нашем случае это была лучшая награда!

Пожар на "Данииле Московском" стал первой аварией, повлекшей гибель людей на подлодках этого типа. В список, открытый 26 июня 1904 года гибелью 25 человек на первой российской подлодке "Дельфин", добавились еще два имени. На борту атомной подводной лодки проекта 671РТМК К-414 "Святой Даниил Московский" погибли мичман Рафим Шабанов и матрос контрактной службы Игорь Этюев.

Седьмого сентября 2006 года российский подводный флот понес очередные потери. В список, открытый 26 июня 1904 года гибелью 25 человек на первой российской подлодке "Дельфин", добавились еще два имени. На борту атомной подводной лодки проекта 671РТМК К-414 "Святой Даниил Московский" погибли мичман Рафим Шабанов и матрос контрактной службы Игорь Этюев.

Советские подлодки редко имели имена. Их заменяли двузначные и трехзначные числа после литер, обозначавших класс той или иной субмарины (малая, средняя, большая, крейсерская). В тех случаях, когда имена давались, это были, как правило, сухие официальные словосочетания - "Ленинский Комсомол", "50 лет СССР", "Имени 60-летия ВЛКСМ" и тому подобное. Шифр (номер) и наименования проектов советских субмарин были окутаны мраком государственной тайны - многие специалисты и в СССР и на Западе 20 лет назад путались в бесконечных рядах трехзначных чисел - 627 и 670, 613 и 641, 877 и 667, 705 и 941. Когда дело доходило до литер, обозначавших подтип лодки, путаницы становилось еще больше.

В результате на Западе была принята собственная классификация советских подводных кораблей (впрочем, не только их). Подлодки получали обозначение по одной из литер "фонетического алфавита", где каждая латинская буква обозначена словом для удобства понимания. A-Alpha, B-Bravo, C-Charlie, и так далее. Система была принята в 50-х годах, когда никто не предполагал, что меньше чем через тридцать лет все 26 литер будут заняты, а многие из них будут означать сразу целые семейства подлодок. Одной из таких "коммунальных литер" стала V. В 1966, получив информацию о строительстве в СССР новой атомной торпедной лодки, в НАТО ее назвали Victor. Безымянный офицер, классифицировавший нового "Ивана", оказался пророком - мало к какой советской атомной подводной лодке больше чем к этой подходило имя, в переводе на русский означающее "Победитель". Редкая советская подлодка получала на Западе, помимо официальной литеры, еще и собственное прозвище. "Викторы", за элегантную внешность и отличные ТТХ, удостоились выданного им английскими моряками уважительного имени Black Prince - "Черный Принц".

В отечественной номенклатуре проектов советских АПЛ лодки типа V обозначались как "проект 671 "Ёрш". "Ёрш" стал первым советским атомоходом, главной задачей которого была охота не за надводными кораблями противника, а за себе подобными. Это был подводный охотник, то, что на Западе называют Hunter-Killer. Проектирование лодки началось в 1959 году, как только были собраны и обобщены первые результаты эксплуатации АПЛ К-3 "Ленинский Комсомол", советского ядерного первенца проекта 627.

Перед проектировщиками была поставлена задача создать ПЛ, способную вести успешный подводный бой, что предполагало малую шумность, хорошую маневренность и мощное гидроакустическое оборудование. Вместе с тем, лодка должна была сохранять хорошие возможности по уничтожению надводных кораблей противника, что обусловило сохранение мощного торпедного вооружения - шесть носовых труб вместо четырех на американских "охотниках", и схему его размещения - все трубы сосредоточены в носу лодки, в отличие от американских ПЛ, у которых аппараты устанавливаются в центре корпуса под углом и выводятся в борт. Такая схема позволяла вести стрельбу на полном ходу, тогда как американская схема ограничивала скорость хода во время стрельбы 11 узлами, что достаточно в "крадущемся" подводном бою, но слишком мало для перехвата быстроходного отряда боевых кораблей. Кроме того, "советская" схема значительно упрощала погрузку торпед, как в базе, так и в море. Однако за такую схему пришлось расплачиваться сниженными возможностями гидроакустического комплекса - разместить в носу, занятом торпедными аппаратами, сферическую антенну большого диаметра было невозможно.

На лодках были внедрены многие необычные для советского флота решения - в частности, "Ёрш" имел один гребной вал и один винт вместо привычных для его предшественников двух. При равной мощности энергетической установки одновальная схема улучшала гидродинамические характеристики лодки, что позволяло снизить шумность на равных скоростях. Вместе с тем, лодка имела два ядерных реактора, что повышало надежность главной энергетической установки в целом.

Головная АПЛ проекта 671 была заложена 12 апреля 1963 года на Адмиралтейском заводе в Ленинграде. Военно-морской флаг на головном "Ерше" был поднят 5 ноября 1967 года. За семь следующих лет ВМФ СССР получил еще 14 лодок этого типа. Водоизмещение будущего Victor-I составляло 4250 тонн в надводном и 6085 тонн в подводном положении, длина - 92,5 метра, максимальная глубина погружения - 400 метров, и 320 метров - рабочая. Скорость полного подводного хода превысила 33 узла, что была на 4-5 узлов больше, чем у американских "одноклассников". Лодки этого типа находились в строю до начала-середины 90-х годов и прожили богатую событиями жизнь, совершив множество выходов на боевую службу в самые отдаленные районы океана. По сравнению с ранними советскими АПЛ лодки проекта 671 обладали гораздо большими возможностями гидроакустики и пониженной шумностью, но все же уступали по этим показателям своим заокеанским соперникам.

Работы над модернизированным проектом 671 начались еще до того, как головной "Ёрш" был заложен на Адмиралтейской верфи. Флот потребовал усилить торпедное вооружение лодки в связи с появлением в составе ВМС США "суперавианосцев" - для гигантов типа "Фоорестол" водоизмещением под 80 тысяч тонн и ядерного "Энтерпрайза", шагнувшего за 90 тысяч, залпа 533-миллиметровых торпед могло не хватить. В результате было принято решение заменить два из шести 533-миллиметровых аппаратов на 650-миллиметровые. "Большие торпеды", проходящие 50 километров со скоростью 50 узлов (свыше 90 километров в час) и оснащенные мощной боевой частью, были способны вывести из строя авианосец или линейный корабль одним попаданием. Для надежного поражения целей часть торпед оснащалась ядерной боевой частью. Кроме 650-миллиметровых торпед модернизированные лодки получили на вооружение противолодочный ракетный комплекс "Вьюга".

Кроме того, лодка получила усовершенствованный гидроакустический комплекс и была менее шумной, чем ее предшественник. Головная лодка проекта 671РТ "Семга" - К-387 была заложена на заводе "Красное Сормово" в Нижнем Новгороде 2 апреля 1971 года и сдана флоту 30 декабря 1972. Всего до конца 1978 года флот принял 7 подлодок проекта 671РТ, служивших на Северном флоте до середины 90-х годов. За счет удлиннения на один отсек новая лодка была крупнее головных "Ершей". Полное водоизмещение превысило 7000 тонн, а длина - 100 метров. Скорость хода в результате несколько снизилась и составила 32 узла.

В конце 60-х - начале 70-х годов в СССР развернулось проектирование многоцелевых атомных подлодок третьего поколения. Титановые лодки проекта 945 "Барракуда" должны были стать "главным козырем" советского ядерного подводного флота 80-90-х годов. Но чрезмерная стоимость и трудоемкость постройки ПЛ из титана заставили командование ВМФ СССР начать работы по двум "резервным" проектам на случай, если "Барракуда" (получившая на Западе обозначение S - Sierra), окажется слишком дорогой. "Запасными игроками" стали проекты 671РТМ "Щука" и 971 "Щука-Б", также известный как "Барс". Решение было верным - именно лодки этих двух типов определили лицо советского и постсоветского ядерного подводного флота.

671РТМ, размноженный в 26 экземплярах, стал самой массовой советской торпедной субмариной. Victor III, как его назвали в НАТО, оказался достойным соперником новейшим американским многоцелевым АПЛ типа Los Angeles. Начатый как усовершенствованный атомоход 2-го поколения, проект 671РТМ по возможностям оборудования и ТТХ плавно перешел в третье. Новые "Викторы" обладали рекордно низкой среди советских АПЛ-ровесников шумностью, приблизившись по этому показателю к подлодкам ВМС США, и мощной гидроакустикой, которая позволяла уже более-менее на равных играть в "подводные кошки-мышки". 671РТМ стал самым крупным среди "Викторов" - длина лодки достигла 107 метров, а водоизмещение - 7250 тонн. Полная скорость подводного хода составила 31 узел - меньше, чем на ранних лодках, но примерно столько же, сколько у основного оппонента - АПЛ типа Los Angeles. Предельная глубина погружения для лодок проекта 671РТМ составляет 600 метров.

Головная лодка проекта 671РТМ была заложена в Ленинграде 7 июня 1976 года и сдана флоту 28 декабря 1977. Всего до сентября 1992 года в Ленинграде построили 13 АПЛ этого типа. Еще 13 лодок было построено в Комсомольске-на-Амуре. Часть лодок была достроена по проекту 671РТМК - они получили на вооружение стратегические крылатые ракеты "Гранат", запускаемые из торпедных аппаратов. Эти ракеты, с максимальной дальностью стрельбы до 3000 километров и оснащенные высокоточной системой наведения, стали аналогом американских КР "Томагавк".

Victor-III отличились во многих эпизодах. На счету этих лодок скрытный прорыв через рубежи подводной системы слежения SOSUS, доказавший НАТО что даже огромные затраты на усеивание дна Северной Атлантики шумопеленгаторами не гарантируют обнаружение новейших советских АПЛ. "Щуки" стали первыми из советских лодок, кто сумел обнаружить, и установить слежение за сверхтихими американскими ракетоносцами типа Ohio. АПЛ К-324 в декабре 1983 года подкравшись вплотную к американскому фрегату McCloy, случайно оборвала винтом буксируемую антенну новейшего гидроакустического комплекса, подарив ВМФ СССР ценнейший трофей. Лодке, намотавший на винт длинный трос с датчиками, пришлось всплыть, но отнять у К-324 добычу американцы не сумели. Вскоре лодка была отбуксирована в Гавану, а антенна доставлена самолетом в СССР.

"Щуки" являются единственными представителями 671-го проекта, остающимися в строю. На Северном флоте проходят службу пять лодок этого типа. Большая часть остальных находится на консервации.

Все "Викторы" - от "Ерша до "Щуки" - помимо своих выдающихся боевых свойств, были ценны еще одним качеством. С 5 ноября 1967 до 7 сентября 2006 года ни на одной из 47 лодок этого проекта, служивших в составе ВМФ СССР и России не было ни одной аварии со смертельным исходом, чем печально известны лодки многих других проектов. Два человека, погибшие 7-го сентября 2006 года на борту "Даниила Московского" стали первыми жертвами, которые море сумело взять у Черного Принца.

Илья Крамник, Lenta.Ru